Словарь православных имен женских. Выбираем имя ребенку

Женские имена по Святцам

АЛЕКСАНДРА мужественная (греческое). Мученица: 20 марта (2 апреля), 23 апреля (6 мая), 18 (31) мая, 6 (19) ноября.

АНАСТАСИЯ воскресение (греческое). Мученица: 15 (28) апреля, 30 октября (12 ноября), 22 декабря (4 января). Преподобномученица: 29 октября (11 ноября). Преподобная: 10 (23) марта.

АННА Ч благодать (еврейское). Пророчица: 3 (16) февраля, 28 августа (10 сентября), 9 (22) декабря. Праведная: 25 июля (7 августа), 9 (22) сентября, 9 (22) декабря. Мученица: 26 марта (8 апреля), 5 (18) июля, 22 октября (4 ноября), 20 ноября (3 декабря). Преподобная: 13 (26) июня, 29 октября (11 ноября). Благоверная княгиня: 10 (23) февраля, 12 (25) июня, 2 (15) октября.

АНТОНИНА приобретающая взамен (греческое). Мученица: 1 (14) марта, 10 (23) июня, 13 (26) июня.

АНФИСА цветущая (греческое). Мученица: 27 августа (9 сентября), 8 (21) декабря. Преподобная: 27 июля (9 августа).

АРИАДНА Ч строго сохраняющая супружескую верность (греческое). Мученица: 18 сентября (1 октября).

ВАРВАРА иноземка (греческое). Великомученица: 4 (17) декабря. Преподобномученица:

ВАСИЛИССА царственная (греческое). Мученица: 8 (21) января, 10 (23) марта, 15 (28) апреля, 16 (29) апреля, 3 (16) сентября.

ГАЛИНА спокойствие, тишина (греческое). Мученица: 10 (23) марта, 16 (29) апреля.

ЕВА праматерь всех людей в Неделю праотец и пред Рождеством Христовым.

ЕВДОКИЯ Ч благоволение (греческое). Благоверная княгиня: 23 июня (6 июля). Блаженная: 23 июня (6 июля). Преподобномученица: 1 (14) марта, 4(17) августа. Преподобная: 17 (30) мая, 7 (20) июля.

ЕВФРОСИНИЯ радость (греческое). Мученица: 6 (19) ноября. Преподобная: 15 (28) февраля, 17 (30) мая, 23 мая (5 июня), 23 июня (6 июля), 25 июня (8 июля), 7 (20) июля, 25 сентября (8 октября).

ЕЛЕНА факел (греческое). Равноапостольная: 21 мая (3 июня). Мученица: 26 мая (8 июня). Благоверная княгиня: 11 (24) июля.Праведная: 30 октября (12 ноября).

ЕЛИСАВЕТА почитающая Бога (еврейское). Праведная: 5 (18) сентября. Преподобномученица: 1-е воскресенье после 24 января (6 февраля), 5 (18) июля. Мученица: 22 октября (4 ноября). Преподобная: 24 апреля (7 мая).

ЕСФИРЬ праведная. В Неделю праотец.

ЗИНАИДА божественная (греческое). Мученица: 11 (24) октября ЗИНОВИЯ (греческое). Мученица: 30 октября (12 ноября).

ЗОЯ жизнь (греческое). Мученица: 2 (15) мая, 18 (31) декабря. Преподобная: 13 (26) февраля.

ИННА Вашим покровителем является мученик Инна (1-11 вв. по Р. X.). Мученик:

ИОАННА благодать Божия (еврейское). Праведная: 27 июня (10 июля). В Неделю жен-мироносиц.

ИРИНА мир (греческое). Мученица: 16 (29) апреля, 5(18) мая, 18 сентября (1 октября). Праведная: 13 (26) мая.

ИУЛИАНИЯ (Ульяна). Мученица: 4 (17) марта, 20 марта (2 апреля), 22 июня (5 июля), 23 июня (6 июля), 17 (30) августа, 1 (14) ноября, 4(17) декабря, 21 декабря (3 января). Праведная: 2 (15) января, 2 (15) июня, 6 (19) июля, 28 сентября (11 октября), 21 декабря (3 января).

КЛАВДИЯ. Мученица: 20 марта (2 апреля), 18 (31) мая, 6 (19) ноября, 24 декабря (6 января).

КСЕНИЯ иностранка, странница (греческое). Преподобная: 24 января (6 февраля). Блаженная: 24 января (6 февраля).

МАРГАРИТА (Марина) морская (латинское). Мученица: 17 (30) июля. МАРИАМ Ч сестра Моисея. В Неделю праотец и пред Рождеством Христовым.

МАРИНА морская (латинское). Мученица: 17 (30) июля. Преподобная: 28 февраля (13 марта).

МАРИЯ госпожа (еврейское). Равноапостольная: 22 июля (4 августа), в Неделю жен-мироносиц. Праведная: в Неделю жен-мироносиц.Мученица: 6 (19) февраля, 7 (20) июня, 9 (22) июня, 12 (25) июля, 9 (22) августа. Блаженная: 29 октября (11 ноября). Преподобная: 18 (31) января, 26 января (8 февраля), 12 (25) февраля, 1 (14) апреля, 23 июня (6 июля), 6 (19) июля, 28 сентября (11 октября); в Неделю 5-ю Великого поста. Благоверная княгиня: 23 июня (6 июля).

НАТАЛИЯ природная (латинское). Мученица: 26 августа (8 сентября). НЕОНИЛЛА мученица: 28 октября (10 ноября). НИНА. Равноапостольная: 14 (27) января.

ПАРАСКЕВА пятница, приготовление (греческое). Мученица: 20 марта (2 апреля), 28 октября (10 ноября). Преподобномученица: 26 июля (8 августа). Преподобная: 14 (27) октября.

ПЕЛАГИЯ (Полина) морская (греческое). Мученица: 4 (17) мая, 7 (20) октября. Преподобная: 8 (21) октября. Праведная: 8 (21) октября.

РИММА Вашим покровителем является мученик Римма (IЧII вв. по Р.X.). Мученик: 20 января (2 февраля), 20 июня (3 июля).

СВЕТЛАНА (Фотина, Фотиния). Мученица: 20 марта (2 апреля). Преподобная: 13 (26) февраля.

СОФИЯ премудрость (греческое). Преподобная: 23 июня (6 июля). Мученица: 17 (30) сентября, 18 сентября (1 октября).

ТАМАРА пальма (грузинское), от Фамарь (еврейское). Праведная: 1 (14) мая. В Неделю жен-мироносиц.

ТАТИАНА Ч устроительница, учредительница (греческое). Мученица: 12 (25) января.

ХРИСТИНА Христова. Мученица: 6 (19) февраля, 13 (26) марта, 18 (31) мая, 24 июля (6 августа). Благоверная княгиня: 23 июня (6 июля).

Мужские имена по Святцам

Январь

1 - Илья, Тимофей;

2 - Даниил, Игнат, Иван;

6 - Николай;

9 - Стефан, Федор;

10 - Игнат;

11 - Иван, Марк;

12 - Макар;

14 - Василий;

15 - Серафим;

16 - Гордей;

17 - Афанасий;

21 - Георгий, Григорий, Емельян;

22- Филипп;

23 - Макар, Павел, Григорий;

24 - Михаил;

25 - Петр, Савва;

26 - Елизар, Яков;

28 - Гавриил, Иван, Павел, Прохор;

29 - Максим, Петр;

30 - Антон;

31 - Афанасии, Кирилл.

Февраль

1-Савва, Макар, Федор;

3 - Валериан, Максим, Евгений;

4 - Макар, Тимофей;

5 - Геннадий, Климент;

6 - Иван, Герасим.

7- Григорий, Моисей, Феликс;

8 - Аркадий, Иван;

10 -Ефрем, Исаак;

11 - Герасим, Роман, Игнатий, Лаврентий;

12 - Василий, Григорий, Иван, Ипполит, Петр;

13 - Иван, Никита;

14 - Петр, Трифон;

16 - Николай, Роман, Семен, Влас;

17 - Юрий, Кирилл, Николай;

18 - Макар;

19 - Юли­ан;

21 - Федор, Захар, Савва;

22 - Геннадий, Панкрат, Никифор, Иннокентий;

23 - Прохор;

24 - Всеволод, Гавриил, Дмитрий, Влас;

25 - Алексей, Евгений, Антон;

26 - Семен;

27 - Кирилл, Михаил, Федор, Исаак.

Март

1 - Даниил, Илья, Павел;

6 - Георгий, Тимофей;

7 -Афанасий;

8 - Александр;

10 - Тарас, Севастьян;

13 - Василий, Николай;

15 - Арсений, Богдан;

17 - Вячеслав, Василий, Даниил, Герасим;

18 - Андриан, Давид, Константин, Федор;

19 - Аркадий;

20 - Василий, Евгений, Ефрем;

21 - Афанасий, Лазарь;

22 - Валерий;

23 - Виктор, Леонид, Павел;

25 - Семен, Григорий; 26 - Никифор;

27 - Ростислав, Венедикт;

28 - Александр, Денис;

30 - Алексей, Макар, Лазарь;

31 - Кирилл, Трофим.

Апрель

1 - Иннокентий;

2 - Виктор, Иван, Сергей;

3 - Кирилл, Яков;

4 - Исаак, Василий;

6 - Петр, Стефан, Захар, Яков;

8 - Василий, Гавриил;

10 - Илларион, Стефан;

11 - Кирилл, Иван, Марк;

13 - Иннокентий;

16 - Никита;

17 - Георгий, Иосиф;

20- Георгий, Даниил, Родион;

22 - Вадим;

23 - Александр, Максим, Терентий, Федор;

24 - Иван, Яков, Актин;

25 - Василий, Исаак;

27 - Иван, Антон, Мартин;

28 - Трофим, Аристарх;

29 - Леонид;

30 - Александр, Семен.

1 - Виктор, Иван, Кузьма;

2 - Георгий, Никифор, Иван, Трифон;

3 - Александр, Гавриил, Федор;

5 - Виталий, Всеволод, Гавриил, Климент, Федор;

б - Анатолий, Георгий;

7 - Савва, Алексеи, Валентин;

9 - Василий, Стефан;

10 - Семен, Стефан;

11 - Виталий, Кирилл, Максим;

12 - Иван, Василий, Богдан;

13 - Яков, Игнат, Никита;

14 - Игнат, Макар;

15 - Афанасий, Борис, Глеб, Давид, Роман;

16 - Петр, Тимофей;

17 - Никифор, Исаак, Климент, Кирилл, Никита;

21 - Арсений, Иван;

22 - Николай;

24 - Иосиф, Кирилл;

25 - Герман, Денис;

26 - Александр, Макар, Ефим, Георгий;

27 - Леонтий;

28 -Дмитрий, Пахом;

29 - Ефрем, Федор, Лаврентий;

31 - Петр, Денис, Богдан.

Июнь

1 - Дмитрий, Иван, Сергей, Игнатий;

2 - Александр, Алексей, Тимофей;

3 - Константин, Михаил, Федор;

5 - Михаил, Леонтий;

6 - Никита, Семен;

8 - Георгий, Макар;

9 - Иран, Нил;

10- Игнатий, Никита;

11 - Иван, Исаак;

14 - Денис, Валериан;

15 - Иван, Никифор;

16 - Дмитрий;

18 - Игорь, Леонид, Федор, Константин;

19 ,- Виссарион, Илларион;

20 - Богдан;

21 - Василий, Константин, Федор;

22 - Александр, Кирилл;

23 - Александр, Василий, Иван, Тимофей;

24 - Ефрем;

25 - Арсений, Петр, Стефан;

26 - Иван, Савва;

27 - Елисей, Георгий, Мстислав;

28 - Григорий, Модест;

29 - Тихон.

Июль

1-Леонтий;

3-Глеб, Гурий;

4 - Юлиан, Терентий;

5 - Галактион;

6 - Артем, Герман, Святослав;

7 - Иван, Яков, Антон;

8 - Давид, Петр;

9 - Давид, Денис, Тихон;

10 - Георгий, Самсон, Мартин;

11 - Герман, Иван, Сергей;

12 - Петр, Павел;

13 - Софрон, Петр;

14 - Демьян, Никодим, Кузьма;

16 - Анатолий, Константин, Филипп, Василий, Иван;

17 - Андрей, Ефим;

18 - Афанасий, Сергей;

21 - Прокопий;

22 - Панкрат, Кирилл, Федор;

23 - Антон;

25 - Прокл, Иван, Федор, Михаил, Арсений;

26 - Гавриил, Стефан;

27 - Стефан;

28-Василий, Владимир;

29 - Павел;

31 - Иван, Емельян.

Август

1 - Роман, Серафим;

2 - Афанасий, Илья;

3 - Иван, Семен;

5 - Трофим;

6 - Борис, Глеб, Роман, Давид;

8 - Моисеи, Ермолай;

9 - Николай, Герман, Климент;

10 - Никанор, Моисей, Прохор;

11 - Константин, Михаил;

12 - Валентин, Иван, Герман;

13- Евдоким;

14 - Елизар;

15 - Василий, Стефан, Никодим;

16 - Антон, Исаак;

17 - Максимилиан;

20 - Пимен;

21 - Григорий, Емельян, Леонид;

22 - Антон, Юлиан;

23 - Лаврентий, Роман;

24 - Василий, Федор;

25 - Александр;

26 - Ипполит, Максим, Тихон;

27 - Аркадий;

29 - Демид;

30 - Павел, Мирон;

31 - Илларион, Емельян, Денис, Фрол, Лавр.

Сентябрь

1 - Андрей, Тимофей;

2 - Самуил;

4 - Афанасий;

6 - Арсений, Петр;

8 - Андриан;

10 - Савва, Моисей;

12 - Даниил, Александр;

13- Геннадий, Куприян;

14 - Семен;

15 - Антон, Богдан, Иван;

17- Моисей;

18 - Афанасий, Захар, Глеб, Давид;

19 - Макар, Михаил, Архип, Кирилл;

20 - Иван, Макар;

22 - Иосиф;

23 - Андрей, Петр, Павел;

24 - Дмитрий, Герман, Сергей;

25 - Семен, Юлиан;

26 - Леонтий, Валериан;

28 - Стефан, Никита;

29 - Виктор, Куприян.

Октябрь

2 - Давид, Трофим, Федор, Игорь, Константин;

3 - Михаил, Олег, Федор;

4 - Даниил, Иосиф, Дмитрий;

5 - Петр, Макар;

6 - Иннокентий, Иван;

7 - Владислав, Галактион; 8- Герман, Сергей;

9 - Ефрем, Иван, Тихон;

10 - Аристарх, Игнат, Марк;

11 - Вячеслав, Харитон;

13- Григорий, Михаил;

14 - Роман, Савва;

15 - Андрей, Анна, Куприян;

16 - Денис;

17 - Владимир, Гурий;

18 - Алексей, Петр, Филипп, Григорий, Матвей;

20 - Юлиан, Сергей, Трифон;

22 - Петр, Яков;

23 - Андрей;

24 - Филипп;

26 - Вениамин, Никита;

27 - Назар;

28 - Ефим, Иван;

30 - Андрей, Антон, Лазарь, Кузьма, Демьян;

31 - Иосиф.

Ноябрь

3 - Яков, Илларион;

4 - Александр, Ираклий;

5 - Яков, Игнат;

8 - Дмитрий;

9 - Марк, Нестор;

10 - Арсений, Дмитрий, Те­ рентий, Стефан;

12- Артем, Зиновий, Марк;

13 - Никодим, Спиридон;

14 - Кузьма, Демьян;

16 - Георгий, Иосиф;

18 - Галактион, Григорий;

19 - Герман, Павел;

20 - Кирилл, Лазарь, Богдан, Валерий;

21 - Гавриил, Михаил, Рафаил; 23 - Родион;

24 - Викентий, Виктор, Максим, Федор;

25 - Иван, Нил;

26 - Иван, Герман, Никифор;

27 - Григорий, Филипп;

28 - Дмитрий, Гурий;

29 - Матвей;

30 - Григорий, Лазарь.

Декабрь

1 - Платон, Роман;

2 - Андриан;

3 - Анатолий, Григорий, Прокл;

5 - Валериан, Михаил, Петр, Прокопий, Ярополк;

6 - Александр, Алексей, Григорий, Макар;

8 - Петр, Климент;

9 - Георгий, Иннокентий, Яков;

10 - Всеволод, Яков, Гавриил, Роман;

11 - Федор, Стефан;

13 - Андрей; Наум;

15 - Иван, Андреи, Афанасий, Стефан;

16 - Савва;

18 - Савва, Гурий;

19 - Николай;

20 - Антон, Иван, Павел, Нил;

21 - Кирилл;

22 - Софрон;

23 - Иван, Стефан;

24 - Даниил;

25 - Александр, Спиридон;

26 - Аркадий, Арсений, Евгений, Орест;

28 - Стефан, Трифон.

(сделала для себя, нашла более полный список, кому пригодится- буду рада)

Заметка- обратить внимание на слово «мученица» рядом с именами. Я считаю это важным.

(сравнила по знакомым женщинам - те имена, кто с «мученица» - у них чаще всего сложная судьба. В моем случае- у всех.

При рождении малыша каждый родитель желает ему дать такое имя, которое будет ему не только подходить, но и приносить удачу и счастье.

А счастливые родители девочек хотят, чтобы имя благосклонно влияло на жизнь, было редким, знаменательным, подходило девочке и подчёркивало её индивидуальность. Но выбор имени сопровождается раздумьями и спорами. Иногда сложно выбрать, как назвать ребёнка, ведь обилие имён поражает, и родители не могут однозначно определиться.

Поэтому многие новорождённых называют именем Святого дня, в который родился ребёнок. В народе это называется днём Ангела. Согласно поверью при рождении малыша Бог дарит ему ангела-хранителя, призвание которого уберегать кроху от бед и несчастий.

Обратите внимание! Имя играет важную роль в жизни человека. Оно способно изменить судьбу. Поэтому выбор имени должен быть обоснован. Лучше называть девочек в честь Святых по православному календарю.

Преимущества данного выбора:

  • Празднование дня Ангела и день рождения происходит в один день.
  • Ангел-хранитель с аналогичным наречием как у девочки будет оберегать судьбу ребёнка, не даст ей стать на ложный путь и вовремя направит в нужный момент.

В эти поверья многие не верят. Но родители, которые поступили именно так отмечают, что малыш, который носит имя Месяцеслова растёт более счастливым и жизнерадостным.

В православном календаре каждый день отмечают именины Святых. Чтобы понять, как назвать девочку при рождении стоит заглянуть в церковный календарь. Русские православные календари содержат все даты и наречия Святых. Исходя из даты рождения крохи, выбирается имя аналогично дате в календаре.

Таблица: имена по Святцам для девочек по месяцам в 2017 году.

Название месяца Месяцесловы
Январь В январе девочку лучше назвать Аглаей, Мариной, Анисией, Полиной, Евгенией или Домной. В январе месяцесловами являются наречения:

Ева.
Ира.
Клавдия.
Василиса.
Мелания.
Таня.
Леонидия.

Можно назвать Ульяной, Викой, Настей, Еленой. Также Сусанной, Агафией, Эмилией или Ниной.

Февраль В феврале желательно нарекать девочку Светой, Агафьей, Агнией, Машей, Аксиньей, Ксюшей. Можно называть Вероникой, Инной или Ефросинией.

В этом месяце называют в честь Святой Марфы, Ульяны, Риммы, Павлы. Феодоры, Зои, Ани и Марианны.

Март В марте новорождённых лучше нарекать Антониной, Настей, Евдокией, Василисой, Ираидой, Ритой, Марианной, Никой или Региной.

Также называют Кристиной, Мариной, Алиной, Ариной или Кирой.

Апрель Новорождённых девочек называют:

Акулиной.
Ирой.
Клавдией.
Никой.
Лидой.
Галей.
Василисой.
Матрёной.
Машей.
Прасковью.
Аней.
Сусанной.
Светой.
Ларисой.
Тамарой.
Феодосией.
Аллой.
Дашей.
Настей.
Евой.
Софией.
Александрой.
Нелли.

Редкое имя Святого этого месяца – Нинель.

Май Нарекать малышку лучше Глафирой, Фаиной, Евдокией, Клавдией, Пелагеей или Сусанной.

Также нарекают Тамарой, Марией, Марфой, Елизаветой, Зоей или Александрой. Редкие наречия: Гликерия, Лукерья.

Июнь В июнь много редких наречий:

Акулина.
Фёкла.
Марфа.
Феодосия.

Часто девочек называют в честь Антонины, Леры, Лены, Карелии и Киры. А также Нелли, Ирины или Ульяны.

Июль В июле празднуют именины Алевтина, Рита, Агриппина, Жанна и Ангелина. В этом месяце день ангела отмечают Марина, Юля, Евдокия и Лена.

Девочек в этом месяце называют Ефимией, Риммой, Саррой, Олей, Инной, Аней, Машей, Галей, Марфой, Валей или Ульяной.

Август В августе день ангела отмечают:

Евдокия.
Анфиса.
Анита.
Конкордия.
Магдалина.
Милена.
Нонна.
Серафима.
Валя.
София.
Катя.
Маша.
Карина.
Кристина.
Аня.

Сентябрь В сентябре именины у:

Вассы.
Лизы.
Руфины.
Феодоры.
Люды.
Надежды.
Наташи.
Виты.
Алины.
Софии.
Ани.
Любови.
Веры.

Октябрь В октябре день Ангела у:

Ариадны.
Иринеи.
Златы.
Евлампии.
Марианны.
Устиньи.
Алисы.
Светы.
Прасковьи.
Марианны.
Милы.
Софии.
Иры.
Поликсении.
Ираиды.
Ефросинии.
Ани.
Вероники.
Таисии.
Зины.

Ноябрь В ноябре день ангела у Гликерии, Зины, Капитолины, Матрены и Неонилы.

Также в этом месяце девочек нарекают Прасковьей, Клавдией, Машей, Настей, Наташей, Верой, Дашей, Анной, Лизой, Александрой и Степанидой.

Декабрь В декабре именины у Августы, Ангелины, Анфисы, Варвары, Зои, Екатерины, Ульяны, Людмилы, Татьяны, Ольги и Ани.

Как правильно выбрать имя малышу?

Ранее имя на Руси называлось «наречием». Издавна это понятие служило оберегом для малыша. В то время многие люди свято верили, что если назвать кроху наречием Месяцеслова, то малыш будет счастливым всю жизнь.

Поэтому имя выбиралось из церковного календаря исходя из даты появления младенца на свет.

Сегодня родители называют детей по желанию. Но остались те, кто хочет соответствовать традиции и назвать малыша согласно Святцам.

Но в церковном календаре бывают дни, когда отмечаются именины только мужских Святцев. В такой ситуации родители могут выбрать имя не только исходя из даты рождения крохи. На Руси нарекали ребёнка на восьмой или сороковой день после его появления на свет.

Поэтому если вам не нравятся имена Ангелов в дни появления крохи на свет или они вовсе отсутствуют можно выбрать наречия исходя из других дат:

  • Согласно древней традиции именно на восьмые сутки рождения младенца устраивали торжество, где родители нарекали своего наследника именем на всю жизнь. Такая традиция появилась во времена жизни Иисуса Христа. Согласно поверью Иисуса Христа назвали именно на восьмой день после его рождения.
  • Можно назвать малыша в день крещения на сороковые сутки после его появления на свет. Обряд крещения – древняя православная традиция. Во время таинства крохе присваивают церковное имя, которое он будет носить на небесах.

Важно! Но церковь гласит, что называть младенца стоит до таинства крещения.

Соблюдать ли это правило – индивидуальный выбор самих родителей. При крещении малышу даётся другое имя, если ни одно из церковных не нравится.

    Похожие записи

Если покупка кроватки, первого гардероба для новорожденной крохи - приятные, но преходящие, временные заботы молодых родителей, то самое ответственное действо этого первого периода жизни - выбор имени для маленького человечка. Ведь оно даётся навсегда.

Что в имени тебе моём?

Вопрос, некогда заданный Александром Сергеевичем Пушкиным, особенно волнует чуткое к благозвучным сочетаниям слогов женское ушко. Православное имя для девочки, приятное в полном его начертании, может оказаться основой обидного прозвища в сокращённом варианте. Васей от Василисы или Соней от Софии соглашается быть не всякая повзрослевшая барышня. Даже в уменьшительно-ласкательном варианте Васечка либо Васёна присутствует явно угадываемое обществом "мальчишеское" начало. К огорчениям Софии могут, к примеру, добавиться издёвки одноклассников при прочтении строк Достоевского о Сонечке Мармеладовой.

Всё это нужно учитывать, если семья не тверда в вере. Если же детям сызмальства прививается православное видение мира, все неудобства, связанные с несением имени, данного во Святом Крещении, воспринимаются сродни мученическому подвигу. И все-таки воцерковлённая семья, выбирая имена девочек по православному календарю, должна учитывать перспективу будущей жизни дочерей в миру, а не в монастыре. Странно звучащие для слуха европейца имена персидских мучениц, рекомендованные чрезмерными ревнителями "строго по святцам", лучше оставить для насельниц женской обители.

Есть ли "жёсткие" правила выбора?

Христианство не навязывает абсолютно никаких догм в наречении младенцев. Православные имена девочек по месяцам и числам, иначе говоря, по святцам - только одна из возможных стратегий выбора, когда не имеющие собственных вариантов родители идут за советом к батюшке.

Если в невоцерковлённой семье дочь названа языческим именем (например, Диана, Снежана или Любомира), при крещении выбирается созвучный, наиболее подобный по звучанию вариант - Дария, Светлана, Людмила. Некоторые начертания в святцах выглядят иначе, чем в народной практике (к примеру, Акилина, а не Акулина). Настаивать на строго церковном варианте (например, Фотиния вместо Светлана), пожалуй, не станет ни один благоразумный священник, хотя последнего, славянского, не греческого варианта в списках не значится.

Священным правом родителей является именование чада в честь прабабушек и прадедушек, как бы далеко не отстояли дни празднования соответствующих небесных покровителей от даты рождения ребёнка. Редкое православное имя для девочки может стать одной из семейных реликвий, передаваемых из поколения в поколение.

Не нужно забывать и о благозвучном сочетании имени с отчеством, ведь доченька, повзрослев, будет достойна уважительного полного именования знакомыми, соседями, коллегами по работе.

Иностранные аналоги православных святцев

Возможно, многие не подозревают о сходном значении совершенно по-разному звучащих имён. Так, латинско-католическое Кларисса, Клара (английское Клэр), израильское Лиора, греческое Фаина, украинское Ясна - означает то же, что и Светлана. Перевод всех этих имён един - "светлая, сияющая".

Таким образом, выбирая любой из перечисленных вариантов в качестве "паспортного" (или имея его до крещения изначально), можно просить церковного наречения Светланой (или, при желании, Фотинией).

Безоговорочно прельщаться инославной приятностью созвучий всё-таки не стоит. Красивые православные имена для девочек существуют, и в немалом количестве.

Дарим праздник для малышки

Именины - то самое неповторимое календарное торжество, которое родители вольны выбрать и подарить своей маленькой дочечке. Лучше, если они будут расположены невдалеке от дня рождения. Близость или совмещение праздников рождения и тезоименитства оправданы во всех отношениях. Последний может совпадать и с годовщиной крещения.

Найдите подходящее православное имя для девочки, пролистывая святцы в ближайшие сорок дней после даты рождения. Именно в этот срок исстари принято было совершать таинство крещения над новорожденным.

Некоторые именины в святцах не повторяются. Так, январские Нина и Татьяна, весенняя Тамара, июльская Ольга долгое время имели единственную дату празднования, иногда (как, например, Фамарь - "пальма") переходящую в числах.

Двадцатый век кровью новомучеников и исповедников вписал в русские святцы многочисленные новые дни памяти святых жен. Привычные, не экзотические имена девочек по православному календарю в наше время выбрать гораздо легче, чем век тому назад.

Небесные покровители

Подыскивая православные имена для девочек по месяцам, не лишним будет прочесть Жития святых, в честь которых нарекается малышка. Этот труд по силам и крёстным, намеревающимся стать не номинальными наставниками в вере.

В известной мере добродетели, проявленные небесным покровителем, определяют жизненный путь человека. Православное имя для девочки - не пустой звук. "Своя" святая - пример для подражания, повод для размышления, она же и мудрая советчица (тут может сказываться не только житийная литература, но и собственные записки, мысли, оставленные в наследство, например, новомученицами - царицей Александрой, её сестрой Елисаветой, цесаревнами).

Некоторые имена, ставшие со временем женскими, изначально были мужскими. Соответственно, небесными покровителями до сих пор остаются представители сильного пола. Таковы мученики II века из Скифии Римма, Инна и пострадавший с ними Пинна (последнее имя на Руси практически не употребляется). Выбирая имена девочек по православному календарю, это обстоятельство также нужно учесть.

Монастырская практика наречения женщин аналогами мужских имён с общими небесными покровителями - Николаей, Арсенией, Алексией - может помочь родителям, прельстившимся иностранной экзотикой. Например, Николаей можно наречь при крещении девочку, заранее названную французским именем Николь.

"Ономатология" отца Павла Флоренского

Ещё один ориентир более светского, нежели святцы и Жития, характера, благодаря которому может быть выбрано православное имя для девочки. В наш век, когда людям, называющим себя верующими, не кажутся пустыми чудачествами астрологические прогнозы, гадание по книге перемен и древесные календари друидов, это удивительное исследование Флоренского сравнимо с подлинно научной диссертацией.

Если родителям кажется не лучшим вариантом выбирать православные имена для девочек по месяцам, рекомендуется найти книгу отца Павла, чтобы убедиться на опыте: её точно стоит прочесть! Монография полна странных, таинственных, но нередко весьма правдоподобных утверждений - предсказаний судьбы. Некоторые из них будто бы действительно сбываются. Например, прогноз о том, что в семье у человека по имени Владимир Владимирович, как правило, рождаются дочери, а не сыновья.

Одним из самых распространенных вопросов на беседе перед крещением является вопрос о выборе имени будущему маленькому христианину. Актуален он не только потому, что сейчас крестится много Лилиан и Снежан, а в Татарстане Рустемов и Айратов. Дело не только в фантазии родителей при выборе имени «по паспорту», но и в суеверных представлениях о том, что нужно выбрать второе имя чтобы «не сглазили». Как выбрать имя для крещения, что необходимо знать об этом и как не впасть в суеверные крайности - об этом поговорим ниже. Для начала разберемся, какой смысл несет в себе христианское имя.

Святой пример

В Православной Церкви почитаются святые – люди, чей жизненный путь и чья верность и служение Церкви должны быть для нас примером. В Церкви много святых и послужили они Богу в разном качестве. Кто-то был великим миссионером и крестил целые народы. Их Церковь назвала равноапостольными. Другой был монахом и всю жизнь провел в аскетических подвигах. Таких святых Церковь называет преподобными. Третий послужил Богу в епископском сане и был назван Церковью святителем и так далее. Пример каждого из святых важен для нас, и мы можем и должны ему следовать.

Святой, в честь которого назван ребенок - это в первую очередь пример. Поэтому и необходимо знать житие своего святого! К сожалению, сейчас очень многие родители называют детей просто по принципу «мне нравится», не имея ввиду какого-то конкретного святого. Наверное, это потому, что сами не живут церковной жизнью, и не знают жизнеописаний святых.

Довольно часто крещу взрослых и говорю им, что у них есть потрясающая возможность – самим выбрать себя святого покровителя. Если приходит взрослый с желанием креститься, то прошу его прочитать жития святых и выбрать того, чья жизнь и чей подвиг будет ему ближе. Ведь святой - это пример!

По святцам

На Руси существовала благочестивая традиция - называть детей по святцам, то есть в честь святых, память которых выпадает на ближайшие даты ко дню рождения ребенка. Вполне можно назвать ребенка и таким способом. Но нужно помнить одно: имя – это вещь практическая. Мы крестим для того, чтобы в дальнейшем реализовывать свою веру на практике: ходить в храм, Причащаться, исповедоваться. Представьте себе ситуацию. Большой праздник, много причастников в храме. К Чаше подходит человек и говорит, что он «раб Божий Полиевкт» или Филогоний или еще какое-то сложное имя. Все они есть в святцах. Но далеко не каждый священник наизусть знает святцы. Да и к Чаше большая очередь! Скорей всего, он спросит, в каком храме его крестили с таким именем или вообще крещенный ли он. Все-таки сложно каждый раз объяснять, что его крестили с именем в честь святого, память которого есть в святцах такого-то числа.

Практика называть детей по святцам, несомненно, хорошая. Но и тут стоит относиться ко всему сдержанно: выбирать имена попроще. Ведь детям с этими именами надо будет потом ходить в храм, участвовать в Таинствах Церкви.

Крестить как есть

Самый простой и, вместе с тем, самый идеальный случай - это крещение с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении. Николай остается Николаем, Александр Александром. Артем склоняется в церковно-славянского Артемия, а Светлана - в Фотинью. Тут как раз все просто и понятно.

Экзотическое имя

Зачастую родители проявляют ревность не по разуму и называют своего ребенка каким-то экзотическим именем. В данном случае есть два варианта. Первый – это выбрать что-то созвучное. Например, Снежана вполне может стать Анной, Лиана - Лией и так далее. Второй вариант - это выбрать абсолютно несозвучное имя, просто то, которое нравится человеку. Вполне может оказаться, что родители долго выбирали между Жанной, как в итоге и назвали ребенка, и обычной русской Марией.

От порчи

К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители хотят крестить своего ребенка с другим именем «чтобы не сглазили». По их версии, имя, полученное в крещении, нельзя никому говорить, оно должно быть тайным и тогда никто не сможет навести порчу. Как правило, таких родителей почти всегда можно определить на беседе перед крещением. Они спрашивают про второе имя и на вопрос «зачем оно Вам надо», начинают заминаться, смущаться или же прямо говорить, что надо бороться с порчей. Таким людям однозначно отказываю и крещу только с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении.

Подведем итоги

Святые – это примеры. Называя ребенка в честь того или иного святого, мы как-бы призываем его следовать по пути своего святого, подражать ему. Имя можно выбрать по святцам, можно выбрать любое другое, но лучше всего ориентироваться на жизнеописания святых и не забывать, что они являются для нас примерами.

Если Вы назвали ребенка «экзотическим именем», то можно выбрать или созвучное имя, или имя в честь какого-то святого.

И, самое главное. Имя нужно для того, чтобы участвовать в церковной жизни, а не для того, чтобы «бороться с порчей».

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имяхороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.