Современная теория цивилизаций. Возникновение цивилизации

Первобытная эпоха, как уже отмечалось, является самым продолжительным этапом в истории человечества, по сравнению с которым исторический период представляется коротким отрезком на оси времени. Начало этому отрезку было положено между пятым и третьим тысячелетиями до н. э. – именно в это время на востоке, почти одновременно возникают первые цивилизации.

Наиболее древней из них, по мнению ряда исследователей, является цивилизация, зародившаяся на территории Месопотамии, в долинах рек Тигр и Евфрат. Основателями этой цивилизации являются шумеры – они заложили основы культуры данного региона, которые затем наследовались и отчасти переосмысливались многочисленными народами, вторгавшимися на территорию Месопотамии. Эти вторжения и определяют различные этапы в истории цивилизации Междуречья. В ней различаются следующие периоды:

1. Шумеро-аккадский – 4-е тысячелетие – 2003 г. до н. э.

2. Старовавилонское царство – 2003 г. до н. э. – XVIII в. до н. э.

3. Культура хеттов и хурритов XVIII – XII вв. до н. э.

4. Ассирия XII в. до н. э. – 605 г. до н. э.

5. Нововавилонское царство – 605 – 539 гг. до н. э.

6. Империя ахеменидов (Персидское царство) середина IV-го в. до н. э. – 330 г. до н. э. (завоевание Александра Македонского)

Практически одновременно с цивилизацией Междуречья возникает и складывается цивилизация в долине Нила – Древний Египет .

В силу некоторой географической изоляции (соседство пустынь) Древний Египет долгое время не сталкивался с опасностью иноземных вторжений, поэтому его культура представляется более однородной, а в истории принято выделять периоды наибольшего процветания и стабильности.

1.Древнее царство – начало 3-его тысячелетия – XXIII в. до н. э.

2.Среднее царство – XXI – XVIII вв. до н. э.

3.Новое царство – 1580 – 1085 гг. до н. э.

Эпохи «междуцарствия» отмечены смутами, завоеваниями и общим упадком культуры. Исчезновение Древнего Египта как самостоятельного политического образования связано с персидским вторжением, после которого он стал частью державы Ахеменидов. Период персидского владычества закончился завоеванием Александра Македонского в 332 г. до н. э. В период недолгого пребывания в составе империи Македонского египетская культура подверглась эллинизации и в значительной степени утратила свою самобытность.

Древний Египет является наиболее изученной из цивилизаций Древнего Востока. Его исследование началось еще во время наполеоновских походов, когда европейцев впервые поразили памятники этой древней культуры. Можно сказать, что открытие Древнего Египта явилось толчком для развития археологии и египетские захоронения до сих пор снабжают археологов материалами исследования. Особенности климата и погребальные традиции древних египтян позволяют нам подробно изучить предметный мир этой культуры. Кроме того, ученым удалось достаточно быстро расшифровать египетскую письменность, что позволило вникнуть в смысл истории.


Более поздней по происхождению, но так же вполне автономной является цивилизация Древнего Китая – ее возникновение относят к рубежу III и II тысячелетий до н. э. Главной особенностью цивилизации Древнего Китая является то, что его история фактически продолжается по сей день и современные китайцы являются ее непосредственными наследниками. Письменность, искусство, религиозные верования и учения сегодняшнего Китая во многом являются продолжением традиций, заложенных несколько тысячелетий назад.

Историю Китая принято делить на четыре больших периода:

1. Архаический Китай (неолитическая культура);

2. Древний Китай (период ранних государств);

3. Традиционный Китай ;

4. Современный Китай .

В рамках темы «Древний Восток» логично будет сосредоточить внимание преимущественно на втором этапе, который в свою очередь делится на следующие эпохи:

1. Шан-Инь – XVII – XI вв. до н. э.;

2. Чжоу – XI – III вв. до н. э.;

3. Цинь и Хань (ранние империи) – III до н. э. – III в. н. э.

Наименее изученная из всех цивилизаций Древнего Востока - Индская. Она известна лишь по остатком двух крупных городов Хараппы и Мохенджо-Даро. Судя по археологическим находкам, их жители поддерживали торговые связи с Месопотамией. Немногие сохранившиеся образцы письменности до сих пор не расшифрованы.

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению культуры и искусства этих цивилизаций следует остановится на их наиболее общих признаках.

Вопросы и задания:

1. Назовите области формирования первых цивилизаций.

2. На какие основные периоды делится история Древнего Египта?

3. На каком принципе основана хронология китайской культуры?

4. Какая из восточных культур является наиболее изученной?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Появление термина

2. Цивилизация как стадия общественного развития

3. Типы цивилизации

4. Циклы цивилизаций

Заключение

Список литература

цивилизация общество социум развитие

Введение

Цивилизация включает в себя системообразующие компоненты общественной жизни: технико-технологический, социально-экономический, политический, материально-бытовой.

Цивилизация - это материально-техническая, технологическая, материально-бытовая основа общества и его культуры, степень сложности, совершенства, качественное своеобразие экономических, социальных, политических (государственно-правовых) институтов данного общества.

Слово «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, принадлежащий гражданину) в словаре В. Даля интерпретируется как «общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ - обратить из дикого, грубого быта в гражданственный».

Одним из первых понятие "цивилизация" в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений.

Целью данной работы является характеристика понятия «цивилизация».

1. Появление термина

Попытку установить время появления термина одним из первых предпринял французский историк Люсьен Февр. В своей работе «Цивилизация: эволюция слова и группы идей» учёный пришёл к выводу, что впервые термин в напечатанном виде появляется в работе «Древность, разоблаченная в своих обычаях» французского инженера Буланже.

Однако данная книга увидела свет уже после смерти автора и к тому же не в изначальном варианте, а уже с существенной корректурой, внесённой бароном Гольбахом -- известным в ту эпоху автором неологизмов. Авторство Гольбаха кажется Февру ещё более вероятным в свете того, что Буланже в своей работе упомянул термин единожды, Гольбах же неоднократно использовал понятия «цивилизация», «цивилизовать», «цивилизованный» и в своих работах «Система общества» и «Система природы». С этого времени термин входит в научный оборот, а в 1798 году он впервые попадает в «Словарь Академии».

Швейцарский историк культуры Жан Старобинский в своём исследовании не упоминает ни Буланже, ни Гольбаха. По его мнению, авторство термина «цивилизация» принадлежит Виктору Мирабо и его труду «Друг человечества».

Тем не менее оба автора отмечают, что до приобретения термином социально-культурного значения (как стадии культуры, противопоставленной дикости и варварству) оно имело юридическое значение -- судебное решение, которое переводит уголовный процесс в разряд процессов гражданских -- которое со временем было утрачено.

Французский лингвист Эмиль Бенвенист также отдал пальму первенства в использовании термина маркизу де Мирабо и вслед за Февром обратил внимание, что существительное civilisation появилось относительно поздно, в то время как глагол civiliser («смягчать нравы, просвещать») и прилагательное от причастия civilisй («благовоспитанный, просвещённый») употреблялись к тому времени уже давно. Подобное явление учёный объяснил слабой (на то время) продуктивностью класса абстрактных существительных технического характера: слова с окончанием на -isation были мало распространены и их количество возрастало медленно (существовали только слова fertilisation «удобрение почвы», thйsaurisation «накопление денег», temporisation «выжидание, выгадывание времени», organisation «организация». Из этого небольшого количества лишь у слов organisation и civilisation произошёл переход к значению «состояния», тогда как остальные сохранили значение исключительно «действия»).

Исследование Бенвениста указывает на то, что появление слова civilization (разница в одной букве) в Великобритании было практически синхронным. В научный оборот его ввёл шотландский философ Адам Фергюсон, где уже на второй странице отметил:

И хотя Бенвенист оставил открытым вопрос об авторстве термина, о возможном заимствовании Фергюсоном понятия из французского лексикона или из ранних трудов его коллег, именно шотландский учёный впервые использовал понятие «цивилизация» в теоретической периодизации мировой истории, где противопоставил его дикости и варварству. С этого времени судьба данного термина тесно переплелась с развитием историософской мысли в Европе.

2. Цивилизация как стадия общественного развития

Периодизация, предложенная Фергюсоном, продолжала пользоваться большой популярностью не только в последней трети XVIII в. но и на протяжении почти всего XIX в. Её плодотворно использовали Льюис Морган («Древнее общество») и Фридрих Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства»).

Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и возникновение противоречий между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека, прогрессирует рационализация мышления. Для этого этапа развития характерно преобладание искусственных производительных сил над естественными.

Также признаки цивилизованности включают в себя: развитие земледелия и ремёсел, классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности и денег, а также монументальное строительство, «достаточно» развитую религию, письменность и т. п. Академик Б. С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства

1. Система экономических отношений, основанная на разделении труда - горизонтальном (профессиональная специализация) и вертикальном (социальная стратификация).

2. Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта, изымаемого у первичных производителей через оброк или налоги, а также через использование рабочей силы для проведения общественных работ.

3. Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг.

4. Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Племенная организация, основанная на происхождении и родстве, замещается властью правящего класса, опирающейся на принуждение; государство, обеспечивающее систему социально-классовых отношений и единство территории, составляет основу цивилизационной политической системы.

3. Типы цивилизаций

Следует различать современные и исторические типы цивилизаций, не отрывая их друг от друга.

Современные типы цивилизаций. К числу современных типов цивилизаций относятся национальные и общенациональные, региональные и суперрегиональные, а также мировая цивилизация, имеющая богатый опыт исторического развития. Последняя складывается в областях взаимопересечения локальных цивилизаций. Она представляет общие достижения, стандарты разномасштабных локальных цивилизаций, а также охватывающие эти цивилизации процессы уравновешенной глобализации (технико-технологической, социально-экономической, институционально-политической).

Основными факторами самосохранения той или иной национальной либо общенациональной цивилизации являются соответственно: сохранение и корректировка характера титульной нации; обогащение национального либо межнационального социально-экономического и политического менталитетов; упрочение целостности общенациональной культуры; преемственность и модернизация исторически сложившегося стиля (объединяющего слагаемые культуры и цивилизации); рациональное использование энергии; положительная динамика экономического развития; рост качества потребления; совершенствование национально определенного социально-экономического, государственно-политического строя на базе социально сплачивающей ментальности и поливариантной стратегии системного развития. Согласно точке зрения одного из представителей исторической школы «Анналы» А. Буро, ментальность обеспечивает оптимум (иногда только минимум) социальной солидарности в конкретном обществе, формируя совместные «диагональные» ценности, общие консолидирующие убеждения этносоциальных слоев, предупреждающие антагонистические дискурсы.

Перефразируя известное высказывание К. Маркса, можно сказать, что уровень благосостояния и общей культуры конкретного общества определяется степенью возможности участия женщин в его прогрессивных преобразованиях; гуманность общества зависит от торжества в нем женского начала, традиционно чтимого в славянском мире.

Исторические типы цивилизаций. Среди исторических типов цивилизаций можно выделить:

а) сохранившиеся, внутренне трансформировавшиеся цивилизации (Индии, Китая, Западной Европы, России и др.);

б) погребенные историей ассимилированные цивилизации (Месопотамии, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима и др.).

А. Дж. Тойнби делит цивилизации на независимые и связанные.

а) Независимые цивилизации: египетская, шумерская, минойская, китайская, майянская, андская.

б) Связанные цивилизации имеют (весьма условные) подразделения:

Связанные внешним пролетариатом: индская, хеттская, сирийская, эллинская (сильнейший отпечаток на ход их развития и процессы распада оказали завоеватели и разрушительные войны);

Аффилированные внутренним пролетариатом (производящим блага большинством населения) и имеющие чужой творческий источник: дальневосточная (основная), дальневосточная (в Корее, Японии), западная, православно-христианская (основная), православно-христианская (в России);

Аффилированные внутренним пролетариатом и имеющие свой творческий источник: индуистская, иранская, арабская;

Связанные господствующим меньшинством (авторитарно правящей квазиэлитой): вавилонская, юкатанская, мексиканская.

Любые классификации исторических типов цивилизаций носят ограниченный характер. Важно фиксировать внимание на признаках живучести одних цивилизаций (их историческое время практически не ограничено) и причинах угасания других. Культура и цивилизация выживают, если сохраняют порыв к ментальной идентификации и духовному самоопределению, способность сберегать и обогащать свой стиль как «некое движущееся целое», «общую конфигурацию и взаимоотношение отдельных частей» (А. Крёбер). Преемственность и прогрессивное развитие стиля творческого традиционализма составляют важнейшее условие самосохранения отечественной культуры и цивилизации. Умирают культуры и цивилизации, которые утрачивают способность к проявлению подобных стремлений, тогда, когда процесс разложения становится необратимым.

Приоритеты духовно сплоченных и стилистически единых общенациональных культур и цивилизаций при возрастании значения растущих международных органов в регулировании отношений между государствами и союзами государств сохранятся и никогда не будут переданы искусственно образованному вненациональному «сверхгосударству», как бы красиво оно ни называлось. В частности, досужие разговоры о грядущих «Соединенных штатах Европы» ведут люди, недостаточно проштудировавшие страницы истории (Древнего Рима и Священной Римской империи) и игнорирующие выводы культурологии, гуманитарной антропологии и ментологии.

4. Циклы цивилизаций

На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного развития: зарождение, развитие, расцвет и угасание. Впрочем не все локальные цивилизации проходят все стадии жизненного цикла, в полном масштабе разворачиваясь во времени. Цикл некоторых из них прерывается в силу природных катастроф (так произошло, например, с минойской цивилизацией) либо столкновений с другими культурами (доколумбовы цивилизации Центральной и Южной Америки, скифская протоцивилизация).

На этапе зарождения возникает социальная философия новой цивилизации, которая появляется на маргинальном уровне в период завершения предцивилизационной стадии (или расцвета кризиса предыдущей цивилизационной системы). К её составляющим можно отнести поведенческие стереотипы, формы экономической активности, критерии социальной стратификации, методы и цели политической борьбы. Поскольку многие общества так и не смогли преодолеть цивилизационный порог и остались на стадии дикости или варварства, учёные долгое время старались ответить на вопрос: «если предположить, что в первобытном обществе у всех людей был более или менее одинаковый образ жизни, которому соответствовала единая духовная и материальная среда, почему не все эти общества развились в цивилизации?». Согласно мнению Арнольда Тойнби, цивилизации рождают, эволюционируют и адаптируются в ответ на различные «вызовы» географической среды. Соответственно, те общества, которые оказались в стабильных природных условиях, старались приспособиться к ним, ничего не изменяя, и наоборот -- социум, который испытывал регулярные или внезапные изменения окружающей среды, неизбежно должен был осознать свою зависимость от природной среды, и для ослабления этой зависимости противопоставить ей динамичный преобразовательный процесс.

На этапе развития складывается и развивается целостный социальный порядок, отражающий базисные ориентиры цивилизационной системы. Цивилизация формируется как определённая модель социального поведения индивида и соответствующей структуры общественных институтов.

Расцвет цивилизационной системы связан с качественной завершённостью в её развитии, окончательным складыванием основных системных институтов. Расцвет сопровождается унификацией цивилизационного пространства и активизацией имперской политики, что соответственно символизирует остановку качественного саморазвития общественной системы в результате относительно полной реализации базовых принципов и перехода от динамичного к статичному, охранительному. Это составляет основу цивилизационного кризиса - качественного изменения динамики, движущих сил, основных форм развития.

На этапе угасания цивилизация вступает в стадию кризисного развития, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разлома. Ослабление внутренних институтов делает общество уязвимым для внешней агрессии. В итоге цивилизация погибает или в ходе внутренней смуты, или в результате завоевания.

Заключение

Подведем итоги. Во-первых, цивилизация есть собственно социальная организация общества.

Во-вторых, цивилизация с самого начала характеризуется прогрессирующим общественным разделением труда и развитием информационно-транспортной инфраструктуры. Разумеется, речь идет не об инфраструктуре, свойственной современной волне цивилизации, но к концу варварства прыжок от родоплеменной изолированности был уже совершен. Это позволяет характеризовать цивилизацию как социальную организацию со всеобщей связью индивидов и первичных общностей.

В-третьих, целью цивилизации является воспроизводство и приумножение общественного богатства. Собственно говоря, сама цивилизация родилась на базе появившегося (в результате неолитической технической революции и резкого роста производительности труда) прибавочного продукта. Без последнего было бы невозможно отделение труда умственного от труда физического, появление науки и философии, профессионального искусства и т. д. Соответственно под общественным богатством следует понимать не только его материально-вещественное воплощение, но и ценности духовного порядка, в том числе и свободное время, необходимое индивиду и обществу в целом для их всестороннего развития. В состав социального богатства входит и культура общественных отношений.

Суммируя выделенные черты, можно согласиться с определением, согласно которому цивилизация есть материально-техническая, материально-бытовая основа общества и его культуры, качественное своеобразие экономических, социальных, политических институтов данного общества.

Список литературы

1. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: В 2 т.. М.: Институт экономических стратегий, 2006. с. 47-48.

2. Пономарёв М. В., Смирнова С. Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. с. 28.

3. Репина Л. П. История исторического знания: пособие для вузов / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. 2-ое. М.: Дрофа, 2006. с. 219-220.

4. Семёнов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М.: Современные тетради, 2003. с. 114-115.

5. Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Бои за историю / Февр, Люсьен, Бобович, А.А., Гуревич, А.Я., АН СССР. М.: Наука, 1991. с. 239-249.

6. http://www.istorya.ru/referat/referat2/25601.php.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Пути понимания природы общества. Роль рациональности в развитии общественного организма, его системно-структурных образований. Философское исследование исторического процесса: многообразия культур, цивилизаций. Философские проблемы современной России.

    реферат , добавлен 28.01.2010

    Характеристика архаических и исторических обществ. Причины роста структурной дифференциации и выделения центра. Цивилизация, как основная структурная единица процесса развития общества. Цикл культур в развитии западноевропейского общества (П. Сорокин).

    контрольная работа , добавлен 24.11.2010

    Предмет социальной философии, законы жизни и развития общества, существенные связи между людьми, определяющие структуру общества. Главные условия, тенденции и перспективы общественного развития. Проблемы теории познания, ценности духовной культуры.

    реферат , добавлен 30.10.2011

    Материальная основа функционирования и развития общества, выраженная в трудах Маркса. Характер взаимодействия общественного бытия людей и их общественного сознания. Понятие "истинного" и "ложного" сознания. Принципы и законы материалистической диалектики.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2012

    Главные теории разделения общества на типы. Теория общественно-экономических формаций. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Теория цивилизаций советского философа и социолога М.Н. Руткевича. Экономические отношения в обществе.

    реферат , добавлен 16.04.2014

    Западная и Восточная Цивилизация. Россия между двух цивилизаций. Понятие цивилизации и её признаки. Виды цивилизаций. Столкновение цивилизаций. Можно ли этого избежать?

    реферат , добавлен 26.08.2004

    Исследование сущности и особенностей развития цивилизации и культуры. Переход культуры в цивилизацию по О. Шпенглеру. Сопоставление понятий "культура" и "цивилизация" Н.А. Бердяевым. Анализ степени качества культуры в современном индустриальном обществе.

    реферат , добавлен 04.05.2014

    Эволюция философских представления о взаимосвязи общества и природы. Рассмотрение природы как естественной основы жизнедеятельности. Содержание теории Мальтуса о принудительном регулировании народонаселения. Анализ современной экологической проблемы.

    реферат , добавлен 30.08.2010

    Исследование природы общества в его истории и сути при анализе различных сфер общественной жизни общества: экономика, политика, духовенство. Характеристика экономической сферы и развития общества. Нравственные устои и проблемы экономической философии.

    реферат , добавлен 06.02.2011

    Общество как философская проблема. Взаимодействие общества и природы. О социальной структуре общества. Специфические законы общества. Философские проблемы экономической жизни общества. Философия политики. Общественное сознание и духовная жизнь общества.

В начале третьего этапа, так же, как и в начале второго, наступает эпоха "тёмных веков". Пустеют города, утрачиваются культурные и технические достижения, образ жизни становится значительно более примитивным. Земли старых цивилизаций занимают варвары. Вместе с тем с новой эпохой приходит новое мировоззрение - эмоциональное .

Предпосылки нового мировоззрения появляются ещё в христианстве, однако долгие годы малочисленные последователи этой религии подвергаются преследованиям и гонениям и лишь в 4 в., незадолго до краха Римской империи, христианство получает признание и распространение. В христианстве задаётся новое, эмоциональное восприятие мира, отрицается неравенство и отвергается насилие, людям предписывается избавляться от грехов и любить ближних. Поведение людей начинает оцениваться прежде всего с позиции морали. С началом второго этапа христианство в течение сравнительно небольшого промежутка времени распространяется и среди "варварских" народов.

В начальный период третьей эпохи философия оказывается тесно связана с религией или просто включена в неё. Её характер и рассматриваемые вопросы претерпевают значительные изменения. На смену представлениям о множестве сил, движущих развитие Вселенной и множестве путей приходит представление о том, что движитель один, и все ответы на вопросы о мире надо искать в единой концепции. Однако такая концепция не может быть создана рассуждением, использующим разум, главным источником истины является откровение. На человека возлагается задача установить связь своего сознания с единым началом (Богом) и искать таким образом ответы на насущные вопросы, получать подсказки о праведном поведении. На смену тезису о необходимости следовать предопределённому индивидуальному пути, долгу, приходят представления о свободе воли, которая специально даётся человеку, чтобы делать выбор между добром и злом. Утверждается тезис о необходимости подчинения сознания, воли моральным принципам, ориентации на единый образец совершенства.

В отличие от второй эпохи, в третьей религии друг с другом уживаются плохо. Даже отличия в течениях внутри одной религии приводят к серьёзным конфликтам и войнам. Это связано с тенденцией догматизации религий, задания единственных интерпретаций и образцов. Нетерпимость между представителями разных религий ещё больше.

Расслоение на уровне фундаментальных прав становится менее жёстким. Рабство исчезает. Вместо этого в обществе массово устанавливаются своеобразные отношения "покровительства", зависимостей крестьян от феодалов, мелких феодалов от крупных и т. п. Усиливается значение всяких иерархий, статусов, рангов. Важным в обществе людей с эмоциональным мировоззрением становится "имидж", репутация, тот образ, в котором его вопринимают. Его формированию, поддержанию и улучшению люди начинают уделять большое внимание, особенно представители высших слоёв общества.

В общественных процессах главным движителем становятся интересы, т. е. естественные в данной ситуации желания, потребности людей или групп. В отличие от второй эпохи, истинные интересы часто скрываются, достигаются не прямыми требованиями и силой, а торгом, хитростью, обманом, манипулированием. Теперь, даже планируя заведомо несправедливые, враждебные действия, люди пытаются их обелить, оправдать благими намерениями, своих же противников, напротив, пытаются очернить. Мощным оружием воздействия на общество становится пропаганда, которую успешно начинают применять ещё в средневековье. С появлением СМИ пропаганда становится ещё эффективнее, позволяя достигать впечатляющих успехов как во внутренней, так и во внешней политике.

Хотя в начальный период религия делает упор на духовное развитие, борьбу с пороками, самоограничение и порицает корыстолюбие, постепенно по-настоящему этим принципам остаются верны лишь монахи или отдельные отшельники. Для большей части общества главными ценностями становятся материальные блага, богатство и обеспечиваемые им комфорт, роскошь и статус в обществе. Даже сама церковь через какое-то время разлагается, начиная продавать за деньги "отпущение грехов". Отношения между людьми и их интересы в обществе всё больше связываются с желанием разбогатеть, с материальной выгодой. Даже великие географические открытия были начаты людьми, желавшими разбогатеть. Экономическая сфера в третью эпоху претерпевает значительное усложнение. Первоначально экономика была довольно проста - феодал собирал с крестьян оброк за пользование землёй и тратил полученные средства. Но уже в позднее средневековье основные денежные потоки переходят в руки купцов. Развивается торговля, появляются банки, биржи, векселя и прочие характерные для современной экономики инструменты управления капиталом. Уже с 12-13 вв. банкиры кредитуют крупных феодалов и королей, собирают церковную десятину и оплачивают ведение войн. А в 17 в. появляются акционерные общества и транснациональные корпорации (хотя некоторые считают прообразом ТНК орден тамплиеров, появившийся ещё в 12 в.). В настоящее время экономическая сфера является ключевой сферой общества.

Значительно меняется искусство, появляются новые его виды. Появляется значительно большее количество разных жанров и форм даже у видов искусства, характерного для античной эпохи. Более прямолинейное и шаблонное искусство уступает место более многообразному, тонкому и глубокому, связанному с передачей чувств и эмоций, с воздействием на эмоциональную сферу. В то же время как на создание произведений искусства, так и на их восприятие по-прежнему оказывают заметное влияние определённые шаблоны, образцы, оценочные стереотипы.

В третью эпоху получает заметное развитие наука и техника. Связано это, в основном, с двумя факторами. Во-первых, люди стремились к более глубокому восприятию вещей - если в античную эпоху философы считали достаточным дать общее поверхностное объяснение явлений природы, то теперь они стремились разложить явление на элементы и более пристально рассмотреть их сами по себе, дав ту или иную оценку. Во-вторых, развитие науки сильно стимулировал практический интерес. Так, ещё в средние века немало для развития химии сделали искатели "философского камня", а в капиталистическую эпоху интересы развития промышленности двинули науку далеко вперёд. Важнейшим нововведением стало появление в науке экспериментального метода проверки научных гипотез. Тем не менее, наука третьей эпохи (т. е. и современная в том числе) ещё не вполне научна, она представляет собой множество разрозненных теорий и гипотез, и доля бездоказательных, ошибочных и иррациональных элементов в ней весьма велика, при отсутствии у учёных адекватных представлений о критериях разумности их теории.

Сейчас мировая цивилизация находится в самом конце третьей эпохи. Поступательное развитие в рамках старой эмоциональной системы ценностей и эмоционального мировоззрения практически исчерпано, и наблюдаются все признаки упадка и разложения цивилизации. Человечество оказалось перед лицом многостороннего кризиса, ведущего к огромному числу проблем, разрешить которые старыми методами невозможно. Более того, мировая олигархическая "элита" не только не думает над разрешением проблем, но наоборот, специально их провоцирует. В обществе целенаправленно разрушаются традиционные устои и навязываются извращения, проводится политика, направленная на дальнейшее снижение рождаемости, на оболванивание населения, на стимулирование пороков, эгоизма, безответственного, неадекватного поведения. Намеренно во многих странах подогревается религиозный экстремизм, национализм, делается всё для внесения дестабилизации, для разжигания конфликтов. С другой стороны, те, кто нацелен на деструктивные действия, и сами уже чувствуют близкое наступление "их времени". Погромы, устраиваемые представителями этнических меньшинств в Европе и США, стали регулярными. Некоторые выходцы с Кавказа продвигают тезис о том, что Россия через 20-30 лет будет принадлежать им. Коренное же население многих цивилизованных стран стремительно вымирает и деградирует, безучастно наблюдая установившиеся тенденции. В течение ближайших десятков лет всю западную цивилизацию, вероятно, постигнет участь Западной Римской империи, но и другим странам не миновать кризиса. Кризис, связанный с мировоззренческим и общим системным упадком существующей модели цивилизации, соединится с кризисом экономическим, с исчерпанием ресурсов, как сырьевых, так и пищевых, с экологическим кризисом, с множеством конфликтов и локальных войн, порождённых массовыми миграциями, этническими и религиозными противоречиями, борьбой за ресурсы, с угрозами техногенного терроризма или техногенных катастроф, способных нанести огромный ущерб. В мире воцарится хаос, системы государственного управления, экономика, культура и наука окажутся в глубоком коллапсе, вся планета вступит в очередные "тёмные века". Предотвратить подобный сценарий может лишь форсированный переход к разумному мировоззрению и полное переустройство общества на новых принципах.

В истории цивилизации выделяют три основные стадии.

1. Аграрная, или традиционная, длившаяся около 5 тыс. лет.

2. Индустриальная, или техногенная. Существует порядка 300 лет и характеризуется технократизацией сознания и фетишизацией науки (верой в ее безграничное могущество). Сегодня развитие индустриальной цивилизации все больше угрожает культуре и выживанию человечества.

3. Ряд ученых (Д. Белл, М. Маклюэн, А. Масуда, О. Тоффлер и др.) считает, что человечество вплотную подошло к третьей стадии цивилизации. Это постиндустриальное, или информационное, общество, в котором информация - продукт не менее важный, чем земля, сырье, труд и капитал, а производство информации - ведущий фактор общественного развития.

Постиндустриальное общество изображается как принципиально новая организация экономики и быта людей, позволяющая достигнуть нового уровня и качества их жизни. Говорится о том, что наряду с постиндустриальным продолжают существовать индустриальные общества, основанные на традиционной технике и технологии, а также доиндустриальные. Им соответствуют индустриальные и доиндустриальные формы организации общественной жизни и культуры.

Постиндустриальное общество характеризуется прежде всего как общество знаний, высоких технологий и услуг, направленных на удовлетворение широкого круга материальных и духовных потребностей людей, коренным образом меняющих условия их труда, быта и отдыха. В сферу услуг включаются многочисленные отрасли, предприятия и организации. Наряду с системой материальных и духовных ценностей данная сфера становится важнейшим слагаемым национального достояния.

Всеобщая компьютеризация, способность переключаться на разные виды деятельности, отвращение к насилию и ответственность за будущее человечества - таким, в общих чертах, видится будущее информационное общество. Его перспективы сегодня, когда общий объем информации в мире удваивается меньше чем за год (против 60 лет в XIX веке), привлекает самое пристальное внимание.
Провозвестником этого общества является Интернет (всемирная информационно-компьютерная сеть).

Проблема направленности и критериев общественного развития

Вопрос о направленности человеческой истории относится к числу тех, которые были и остаются предметом весьма острых дискуссий. Это естественно, т.к. общественная жизнь свидетельствует о том, что в мире происходят необратимые изменения; вопрос же о характере этих изменений никогда не был безразличным для людей: ответ на него привносит в понимание истории то ценностное измерение, которое отличает собственно философское видение истории. От ответа на данный вопрос зависит выработка тех или иных способов для ориентации человека в мире, практическое поведение людей. В истории философии сложилось несколько вариантов решения вопроса о направленности человеческой истории:

1. Исторические изменения регрессивны.

2. История есть циклический круговорот.

3. Исторические изменения есть прогресс.

Итак. Древние греки приписывали истории циклическую форму развития . Человеческое бытие осмысливается как совокупность вечно повторяющихся фаз. Например, по мнению Полибия (2 век до н.э.) повторяются формы государственного правления: монархия, олигархия (от греч. – немногий), демократия.

В Средние века Августин выдвигает идею начала и конца истории (эсхатология), т.е. идею стрелы времени . Земная история человечества началась после грехопадения. А придти надо к царству Божию. История подчиняется Божественному Провидению. Однако в то время основным источником благосостояния было сельское хозяйство, а оно подчинялось природным ритмам, и идея стрелы времени не была востребована культурой.

В 18 веке идея стрелы времени трансформируется в идею прогрессивного развития общества . Ее предложили Вольтер и Кондорсе . История – бесконечный прогресс общества. (?).

Однако и идея круговоротов не была забыта и развивалась, например, итальянским философом Вико .

(А в 20 веке имели хождение теории равновесия, считавшие, что революции – это некие отклонения, самой истории характерно стремление к равновесию, устойчивости…)

В конце 18 - начале 19 веков сначала Гегель , а потом и Маркс выдвинули идею развития по спирали . В истории есть поступательное движение и есть моменты круговоротов, даже откатов назад, регресс. Т.е. история – сложный, противоречивый процесс.

Марксизм говорил о противоречивости прогресса, о смене революционных и эволюционных периодов развития и в то же время о его направленности. Конечная цель развития общества – коммунизм. Критерии прогресса, прежде всего, экономические , источник прогрессивного развития – противоречие производительных сил и производственных отношений. Но поскольку, главная производительная сила человек, то целью является также всестороннее развитие человека , удовлетворение всех его потребностей («от каждого по способностям, каждому по потребностям»). Материальные потребности – причина прогресса.

Типы социальной динамики

Циклическое представление о развитии общества - наиболее древнее. Для первобытного человека время замкнуто в круг вечно повторяющихся циклов - времен года, восходов Солнца, фаз Луны. Все повторяется и в социальной жизни: законы традиционного общества направлены на поддержание стабильности, и образ жизни древнего человека на протяжении веков почти не изменялся.

Теории олинейном характере развития общества впервые появляются в Средневековье. Именно тогда возникают представления о прошлом, которое больше не повторится (сотворение мира) и будущем, которого еще не было (Страшный Суд). Развитие приобретает направленность и получает цель (установление царства божьего на земле) - круг распрямляется в прямую линию. Появляются идеи о цели истории, она приобретает смысл.

Спиралеобразная модель развития предложена немецким философом Георгом Гегелем (1770-1831). Спираль объединяет свойства линии и круга. В истории все повторяется, но каждый раз - на качественно новом, более совершенном уровне. Как и в линейной модели, история имеет цель. В качестве цели разные исследователи предлагали: построение идеального государства, достижение социальной справедливости, организацию общества на разумных началах, учреждение «царства свободы» и т.д.

Возникновение цивилизации. Этапы развития цивилизации

Как уже говорилось выше, на определенном жизненном пространстве скрытые расы пытаются актуализироваться, создавая цивилизации. Но скрытая раса является также и составной частью этноса. Поэтому несколько этносов могут объединяться для создания цивилизации. Цивилизация может создаваться одним или несколькими этносами. Развитие цивилизации подчиняется следующим правилам:

Каждая скрытая раса популяции создает свое энергетическое поле, зависящее от разности потенциалов энергетически избыточных и энергетически дефицитных личностей, способных излучать и принимать психическую энергию. Это поле имеет определенный набор характеристик, выражающихся в величине и направлении вектора поля.

Поле цивилизации характеризуется суммарным вектором всех скрытых рас цивилизации.

Цивилизация расширяется, пока ее цивилизационное поле избыточно, по сравнению с полем соседних цивилизаций. Расширение происходит как путем увеличения подконтрольной территории – жизненного пространства, так и путем перемещения в нее людей из соседних цивилизаций, стремящихся получить психическую энергию в большем количестве, чем в «родной» цивилизации.
Суммарный энергетический вектор цивилизации характеризует систему ценностей, по которой должна развиваться цивилизация, сохраняя свое единство.

До тех пор, пока суммарный вектор цивилизационного поля будет находиться в пределах сектора актуализации доминирующей скрытой расы, цивилизация развивается поступательно. Если вектор в силу каких-либо причин выходит за пределы этого сектора, происходит конфликт «между содержанием цивилизации и ее формой», разрешение которого требует изменения ценностей цивилизации, что значит смену доминирующей скрытой расы. То есть система ценностей прежде доминировавшей скрытой расы уже не может сохранять единство цивилизации.

Из этого следует важнейший вывод: если суммарный энергетический вектор цивилизации в силу разных причин вышел за пределы сектора актуализации доминирующей скрытой расы, это означает, что у этой расы более нет реального доминирования в цивилизации. Это приводит к смене доминирующей скрытой расы, смене ценностей цивилизации и парадигмы ее развития. Если этого не происходит, цивилизация разрушается.

Этапы развития цивилизации:

1 этап (возникновение цивилизации) .

Концентрация энергетически избыточных и энергетически дефицитных личностей одной или нескольких скрытых рас на ограниченном жизненном пространстве, возникновение сильного тока энергии между ними и сильного цивилизационного поля, превышающего поля соседних цивилизаций. Идет рост культуры, благосостояния и расширение цивилизации, при очень сильном поле этот процесс может сопровождаться этногенезом.

2 этап (этап равновесия) .

В результате развития цивилизации (повышения уровня благосостояния) облегчается процесс актуализации личностей, слабеют энергетические токи между энергетически избыточными и дефицитными личностями, слабеют и поля скрытых рас, составляющих цивилизацию. Если скрытно-расовый состав цивилизации существенно не изменяется, не изменяется и направление суммарного вектора, он просто становится меньше по абсолютной величине. Ни о каком этногенезе на этой стадии не может быть и речи.

Поле цивилизации находится в динамическом равновесии с полями соседних цивилизаций. Это означает, что между соседними цивилизациями не происходит значительных перетоков людей и энергии. Цивилизация самодостаточна, она не требует притока энергии извне, но и не излучает ее.

3 этап (этап сжатия) – уровень благосостояния медленно, но продолжает повышаться. Поле слабеет все больше и становится меньше, чем поля соседних цивилизаций. Испытывающие дефицит энергии личности даже доминирующей скрытой расы начинают искать ее «на стороне», так как личности собственной цивилизации не могут обеспечить им приток психической энергии. Получать энергию от жизненного пространства тоже становится сложно, ввиду того, что его энергетика в значительной степени исчерпана. Вектор поля доминирующей скрытой расы уменьшается, и в результате суммарный вектор может выйти за пределы сектора актуализации. В этом случае начинается распад цивилизации, если не меняется доминирующая скрытая раса. Отклонения суммарного вектора может не быть, если цивилизация гомогенная, то есть, если в ней очень ограниченное количество представителей других скрытых рас и в нее искусственно ограничен их приток со стороны. Такая цивилизация в изолированном состоянии может существовать очень долго.

Сказанное выше относится к цивилизациям, но в значительной степени применимо и к этносам, ведь этнос – не что иное, как устойчивое соединение скрытых рас, поддерживающих постоянный энергетический обмен, – устойчивый сплав скрытых рас, в котором люди перемешались так же и генетически. Этнос также как и цивилизация, поддерживается за счет энергетического обмена и умирает, когда этот обмен не обеспечивает его существования.

Как правило, через 50-70 поколений популяция (этнос, цивилизация), расположенная на одном жизненном пространстве, настолько теряет свое скрытно-расовое лицо (доминирующий вектор), что уже не способна никуда двигаться (развиваться) и поэтому разрушается от любого внешнего толчка.

Продолжительность существования цивилизации (это относимо и к этносу) определяется следующими факторами:

Скрытно-расовым составом – чем более однородна цивилизация, тем больше шансов у нее сохранять свою цивилизационную стабильность.

Стабильностью уровня благосостояния. Его колебания приводят к смещению суммарного вектора, так как разные скрытые расы в различной степени подвержены этим колебаниям в силу своей энергетической неравноценности.

Цивилизационным окружением. Чем моложе соседние энергетически активные цивилизации, тем меньше шансов у старой цивилизации.

Количеством войн и катаклизмов, в которых всегда наиболее активно уничтожается и теряет энергетику доминирующая в цивилизации скрытая раса.

Действие закона мирового баланса.

Здесь же необходимо дать определение жизненного пространства цивилизации.

Жизненное пространство цивилизации – территория ее реального влияния. То есть территория, где суммарный вектор ее доминирующей расы превышает суммарный вектор соседних цивилизаций.

Жизненное пространство цивилизации может не соответствовать ее условным, то есть отмеченным пограничными столбами государственным границам, хотя всегда стремится к соответствию своих формальных и реальных границ.

На жизненном пространстве цивилизации может быть одно или несколько государственных образований, актуализирующихся по ее доминирующей скрытой расе.

Каждое государственное образование, расположенное на жизненном пространстве цивилизации, имеет свой суммарный вектор, который должен быть направлен в сектор доминирующей расы цивилизации. Выход суммарного вектора государства за пределы сектора актуализации цивилизации ведет к дестабилизации политической власти в этом государстве. При этом стабилизация достигается путем смены доминирующей скрытой расы и соответственно переходу государства в другую цивилизацию или распаду государства. При распаде разные части бывшего государства теперь могут принадлежать к разным цивилизациям.

В реальности цивилизация всегда пытается создать единый центр управления, свое правительство. Оно существует и функционирует явно или тайно, но суть действий его не меняется, потому что оно формируется элитой цивилизации, как правило, принадлежащей к доминирующей в цивилизации скрытой расе. Элита цивилизации осуществляет реальное стратегическое управление цивилизацией. Элита цивилизации – люди, осознающие значение ее цивилизационной обособленности и способные эту обособленность сознательно и эффективно поддерживать.

Разрешение конфликта между скрытыми расами в цивилизации

Самоощущение человека зависит от того, в какой цивилизации он живет. Если цивилизация актуализируется по скрытой расе, к которой принадлежит человек, то он чувствует себя комфортно. Если нет, то степень его комфортности зависит от комплиментарности скрытой расы, по которой цивилизация актуализируется к его собственной расе, и от уровня удовлетворения его потребностей, то есть степени его актуализации. Ценности своей собственной скрытой расы всегда принимаются бессознательно и бесконфликтно. Человеку тем комфортнее, чем комплиментарность доминирующей скрытой расы выше и чем выше уровень жизни, облегчающий для человека его самоактуализацию.

Для простого выживания и тем более преуспевания личность должна приспосабливаться жить в условиях идеологического, т.е. ценностного дискомфорта. Здесь возможны три основных варианта: открытая борьба, национально-культурное (а гораздо точнее – цивилизационное) обособление, если оно возможно, или попытка мимикрии, то есть принятие ценностей другой скрытой расы. Человек не в состоянии изменить свои цивилизационные установки, потому что сознание над ними не властно. На самом деле здесь всегда идет игра на уровне подсознания, человек невольно внушает себе, что он сознательно принимает провозглашаемые в обществе ценности, вытесняя свои собственные, генетически обусловленные, в подсознание, в результате формируется «комплекс подавленных ценностей». Этот комплекс выражается в том, что человек начинает ненавидеть свою собственную скрытую расу (точнее – ее ценности), не дающую ему чувствовать себя комфортно, причем он делает это фанатично, ведь любой фанатизм – это как раз проявление комплекса неполноценности. Самые рьяные православные фанатики – как раз язычники, живущие в «православном государстве», а самые убежденные атеисты-коммунисты – евреи, живущие в «государстве атеистическом», по самой своей внутренней природе не могущие не верить в единого обособленного от человека Творца.

Усиленное насаждение какой-либо идеологии неизбежно ведет, во-первых, к фанатизму, выращиваемому отнюдь не доминирующей скрытой расой, а во-вторых, к насилию. Фанатизм, порождающий насилие, как правило, приводит к уничтожению как раз представителей доминирующей скрытой расы, определяющей «лицо» цивилизации, но не имеющей по этому поводу «комплекса подавленных ценностей».

В результате такого действа доминирующая скрытая раса ослабляется, суммарный вектор цивилизации изменяет направление, и цивилизация разрушается или меняет свое «лицо». Как крайний случай, происходит инверсия цивилизации – ее падение, то есть захват власти противоположной скрытой расой, наиболее фанатично мимикрирующей под господствующую. Это основной вариант реакции на насильственную идеологизацию общества или чрезмерное перенапряжение сил доминирующей скрытой расы. Он был реализован в истории не раз, в частности, в Германии в тридцатых годах и в России в двадцатых годах прошлого века.

В результате смены направления суммарного вектора неизбежен захват власти скрытой расой, в которую хотя бы временно сместился суммарный вектор цивилизации, хотя она ни численно, ни энергетически не доминирует. Но при этом надо особо подчеркнуть: цивилизация будет существовать до тех пор, пока в ней находятся силы, проводящие политику, соответствующую направлению суммарного вектора . Если таких сил нет, например, если скрытая раса, в которую направлен суммарный вектор, в цивилизации практически не представлена, цивилизация распадается.

Смена суммарного вектора ведет или к разрушению цивилизации, или к смене господствующей скрытой расы – расовой революции.