Теракт в колумбийской школе. Подростки-террористы: самые шокирующие массовые убийства в школах

Новый случай стрельбы в американской школе. 17 погибших, и не исключено, что эта цифра может возрасти - несколько пострадавших находятся в критическом состоянии.

Все произошло во Флориде, в городе, который был признан в прошлом году самым безопасном в штате. Бойню устроил бывший ученик, которого выгнали из-за проблем с дисциплиной. В школу он вернулся с винтовкой и сделал все, чтобы убить как можно больше людей.

Подростки группами покидают старшую школу Парклэнда под надзором полицейских. Пока тележурналисты пытаются разобраться, что происходит, в «Твиттере» появляются первые видеоролики, снятые детьми в школьных классах.

Один из учеников описывает все происходящее онлайн. На его страничке – фотографии комнаты, где он прячется, с комментарием: «В моей школе стрельба, я заперт внутри и напуган». Позже мальчика эвакуировали.

Преступник, судя по всему, планировал убить как можно больше людей. Перед тем как открыть стрельбу, он включил в здании пожарную сигнализацию, чтобы выманить учеников из классов. В школу стрелок пришел в противогазе и принес с собой дымовые шашки.

Спецоперация по освобождению подростков длилась около полутора часов.

«Мы заперли детей в классах, уложили на пол. Некоторых спрятали в шкафах. Я спрятала 19 человек. Мы пережили самый страшный кошмар в нашей жизни», - сказала учительница Мелисса Фальковски.

Спустя какое-то время полицейские выводят из здания молодого человека в бардовой футболке. 19-летний Николас Круз учился в этой школе и был исключен из-за проблем, связанных с нарушением дисциплины. По словам его знакомых, он увлекался оружием и часто попадал в неприятности. В его «Инстаграме» много фотографий с пистолетами, винтовками, ножами. Пресса со ссылкой на местные власти сообщает, что у Круза могли быть проблемы с психикой.

Стрельба в Парклэнде стала одной из самых кровавых в истории Америки. Телевизионным комментаторам сложно было справиться с эмоциями.

В американских школах случаи стрельбы теперь происходят каждую неделю. Чтобы научить детей, как себя вести в таких обстоятельствах, для них стали регулярно проводить тренинги с участием спецслужб. Подобная тренировка два месяца назад состоялась и в старшей школе Парклэнда.

А в марте в учебные заведения поступят еще и симуляторы стрельбы – учиться действовать в экстремальных ситуациях школьники и учителя будут в виртуальной реальности. Программа разработана Министерством внутренней безопасности совместно с армией США и позволяет разыгрывать разные сценарии поведения стрелка.

Правда, многие американцы считают, что изменить тревожную ситуацию может только ужесточение закона об обороте оружия. У «флоридского стрелка» была с собой полуавтоматическая винтовка и множество магазинов с патронами. Где он ее купил и, главное, как пронес в школу, теперь будут выяснять следователи.

Президент США Дональд Трамп обсудил обстоятельства трагедии с губернатором Флориды и предложил ему федеральную помощь в расследовании. А также выразил соболезнования семьям погибших, отметив, что американские школы должны, наконец, стать безопасными.

В подмосковной школе в Ивантеевке подросток открыл огонь из пневматического оружия, испугавшиеся стрельбы дети выпрыгивали из окон. Травмы получили три ребенка и учительница информатики, которая находится в реанимации после удара молотком.

В школе в подмосковной Ивантеевке ученик 9А класса открыл стрельбу в классе из травматического пистолета, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в полиции. Школу номер 1, где произошла стрельба, эвакуировали. "Вокруг здания выставлено оцепление полиции, люди в касках вывели на улицу всех детей из школы", - пояснил собеседник агентства.

"Сегодня в одной из школ в поселке Ивантеевка Московской области учащийся, 2002 года рождения, разбросал дымовые шашки в классе и произвел выстрел из пневматического оружия. Четыре человека госпитализированы", - сообщили в МВД.

Пистолет, топор, петарды

Дело о хулиганстве

Глава города Елена Ковалева в Instagram написала , что стрельбы в школе не было. "В ходе конфликта каких-либо выстрелов, а также использования огнестрельного оружия не производилось. Произошло незначительное возгорание, которое было ликвидировано до приезда экипажей пожарных. Вместе с тем в целях недопущения ЧП проведена эвакуация детей", - пояснила она.

Жуткая бойня произошла 20 апреля 1999 года в Columbine High School в городке Литлтон, штат Колорадо. Основательно подготовившись, двое учеников-«изгоев» Эрик Харрис и Дилан Клиболд заявились в свою школу с двумя обрезами и прошлись по библиотеке, классам и кабинетам - меньше, чем за час они отправили на тот свет 13 человек. Еще 24 подстрелили. Две самодельные бомбы, заложенные в школьной столовой, к счастью, не сработали. Когда «план» был выполнен, подростки приставили ружья к своим головам. Как позже выяснили следователи (а над делом их работало 80 человек), старшеклассники были поклонниками неофашизма и приурочили нападение к Дню рождения Адольфа Гитлера. Много раз они «моделировали» свой расстрел в компьютерных играх. Их «подвиг», увы, стал примером для психически нестабильных подростков. В США, в Европе, в России - по всему миру.

По числу жертв, эта трагедия никогда не занимала первое место в американском антирейтинге массовых кровавых расправ в учебных заведениях. Даже в 1999 году она была на третьем. Позже ее «сместили» теракты в Виргинском политехническом институте в 2007 году и в начальной школе Сэнди-Хук в 2012-м. Однако, именно после «Колумбайна» Америка содрогнулась. Во-первых все заметили нездоровую тенденцию, во-вторых было кого, а точнее что обвинить: жестокие видео и компьютерные игры (подростки любили Doom), слабый родительский контроль и свободный оборот огнестрельного оружия.

Возможно, именно потому, что трагедия широко освящалась и муссировалась в прессе (по данным CNN, похороны первой жертвы бойни Рейчелл Скотт показали самые высокие показатели по просмотрам в истории телекомпании и даже обошли ), именно «Колумбайн» хотели повторить психически нестабильные подростки по всему миру.

Коллаж: Пятый канал

«Мафия плащей»

В США это словосочетание стало нарицательным для подростков, жаждущих расправы над тем, кто подтрунивал над ними. Эрик Харрис и Дилан Клиболд как раз состояли в этом «кружке по интересам» еще до того, как его название приобрело столь мрачный оттенок.

«Дети из школы Денвера, пережившие стрельбу, говорят, что двое убийц были в лыжных масках и плащах, и являлись членами сплоченной группы „одиночек“, известных как „Мафия плащей“. Фотография этой группы была опубликована в альбоме 1998 года. В школе участников описывают как одержимых оружием, нацистами, военными, интернетом и песнями Мэрлина Мэнсона», — писала газета BBC на следующий день после трагедии.

Фото: schoolshootingsusa.weebly.com

Члены «мафии» всегда ходили в черных плащах, вне зависимости от погоды. Позже выяснилась и «технически полезная» сторона долгополой одежды — под ней очень легко пронести в школу оружие. «Кружок по интересам» объединял изгоев общества, над которыми постоянно издевались школьные «звезды» — спортсмены, игроки футбольных команд. После «Колумбайна» название стало нарицательным.

Море последователей

Настоящая волна ужаса захлестнула западный мир именно после расстрела в Columbine High School. Поражала и скорость повторения бесцельных и беспощадных убийств. Уже через восемь дней, 28 апреля 1999 года, произошел первый случай подражания. 14-летний Тодд Смитт Кэмирон из полуавтоматической винтовки 22-калибра отрыл стрельбу в коридоре канадской школы W. R. Myers High School и убил 17-летнего Джейсона Ланга. Еще один человек был ранен. Ребенка с оружием скрутил преподаватель физкультуры. На суде стрелок заявил, что его вдохновила бойня в «Колумбайне». Кэмирона приговорили к пожизненному заключению, но в 2005 он вышел на свободу. Тут же попытался скрыться от властей и вновь был арестован.

Ровно спустя месяц после «Колумбайна», 20 мая 1999 года 15-летний Томас Соломон-младший устроил стрельбу в своей школе Heritage High School. Из револьвера и полуавтоматической винтовки 22-го калибра он ранил шестерых человек. Но после сдался полиции. 9 ноября 2000 года стрелка приговорили к 40 годам тюрьмы и еще 65-ти годам условного заключения. Соломон также заявлял, что на стрельбу его вдохновили Эрик Харрис и Дилан Клиболд. Кроме того он также называл себе членом «Мафии плащей».

Далее, 5 марта 2001 года 15-летний калифорниец Чарльз Уильямс, сын военного и полевого врача выкрал у отца револьвер и полуавтоматическую винтовку, чтобы разобраться с обидчиками в Santana High School. Он убил двух человек и ранил 13. После был арестован. Во время допросов признался, что хотел повторить «Колумбайн». С 2002 года он отбывает полувековое тюремное заключение.

16-летний Джеффри Уиз оказался настроен куда более решительно. 21 марта 2005 года перед тем, как отправиться на разборки со школьниками, застрелил своего деда и его даму. В своей школе в Ред-Лейк, в штате Миннесота, он убил семь и ранил пять человек. При этом он пытался копировать стрелков из «Колумайна». Так как одной из их жертв была баптистка, ходили слухи, что стрелки спрашивали ее верит ли та в Бога и якобы этот вопрос был адресован и другим жертвам. Позднее ФБР не подтвердило эту информацию. Как позже утверждали очевидцы, Уиз задал такой же вопрос одному из учеников.

Хочешь сыграть в игру?

Разработчик Дэнни Ледонн тоже попал под воздействие «Колумбайна». И в 2005 году он создал компьютерную игру Super Columbine Massacre RPG, полностью повторяющую бойню 1999 года. Жуткий шутер поминутно моделирует день трагедии. Сцены сопровождаются реальными фото и видео с места событий. Цель — застрелить как можно больше людей.

Именно в эту отнюдь не безобидную «стрелялку» часто играл автомеханик Кимвир Гилл — один из последователей Эрика Харриса и Дилана Клиболда. 13 сентября 2016 года канадец с винтовкой, обрезом и пистолетом вошел в здание Доусон-колледжа в Монреале и начал палить направо и налево. В итоге он ранил 20 человек и застрелил 18-летнюю студентку, а сам схлопотал пулю в перестрелке с полицией.

Также как и Харрис — Гилл вел «блог ненависти», на который также вовремя никто не посмотрел. Мужчина любил носить одежду в стиле «милитари» и неплохо обращался с оружием. Прошел боевую подготовку и был членом охотничьего клуба, что давало ему право владеть небольшим арсеналом. У себя в блоге он даже публиковал снимки с карабином, с которым позже и пошел расстреливать детей.

Превзошел «учителей»

Массовое убийство в Виргинском политехническом институте — Virginia Tech в городе Блэксберг устроил 16 апреля 2007 года студент из Южной Кореи Чо Сын Хи. Мужчина начал бойню со студенческого общежития. С двумя пистолетами в руках он расстреливал всех, кто попадался ему на пути. Затем перешел в учебный корпус. Всего он убил 32 человека, еще 25 ранил. Он оставил прощальное видео, в котором упоминал «мучеников Эрика и Дилана». По количеству жертв эта бойня стала вторым массовым расстрелом в США. На первом месте — теракт в начальной школе «Бэт» в 1927 году.

По той же схеме

Один из самых свежих расстрелов произошел 14 декабря в начальной школе в Санди-Хук, в штате Коннектикут. Хоть после расследования связь с «Колумбайном» и не была обнаружена напрямую, 20-летний Адам Ланза повторил бессмысленные действия «предшественников». Перед тем, как отправиться на бойню, Ланза застрелил свою мать. В начальной школе его мишенями стали шести- и семилетние дети. Он убил 20 малышей, шестерых взрослых, а также ранил еще двоих. Всего в бойне погибли 28 человек, включая самого стрелка. В итоге, по массовости этот случай занял третье место в истории убийств в учебных заведениях США.

Также известно минимум о трех предотвращенных бойнях, когда будущих убийц удавалось вычислить заранее.

«Российский Клиболд»

В сентябре 2017 года Россия на себе испытала американскую трагедию 18-летней давности. , которым позже и ударил по голове учительницу. Перед нападением на странице школьника в соцсети появилась запись «Удаляю свою жизнь 05.09.17» . По одной из версий, ученик подвергался травле со стороны одноклассников за то, что был странным и носил одежду в военном стиле, а на уроки и вовсе мог прийти с камуфляжной раскраской на лице. Никнейм он взял не просто говорящий, а напрямую указывающий на «кумира». Mike Klebold — указано на его страничке в соцсети. 15-летнего «Ивантеевского стрелка» действительно зовут Михаил, а вот на казавшуюся вымышленной фамилию, никто до трагедии так и не обратил внимания.

Школьника задержал прибывший на место наряд спецназа. В отношении него возбудили уголовное дело по статье «Покушение на убийство».

Видео: Пятый канал

Не виртуальная реальность

Очки дополнительной реальности, суперчёткая графика — технологии, которые совершенствуются с каждым годом и… помогают подросткам погрузиться в мир насилия и убийств, где, если что-то пойдет не так, появится новая жизнь, а сложный уровень можно будет пройти заново. Подросткам вообще невозможно понять, что «следующий уровень» будет в лучшем случае в психлечебнице или пенитенциарном учреждении. Главный внештатный психолог Минздрава Юрий Зинченко в интервью порталу iz.ru рассказал, как работать с подростками, застрявшими в собственном мире иллюзий, сформированной соцсетями, играми и медиа.

«Болевых точек в подростковой среде много: это высокий уровень агрессии и бессмысленной жестокости, суицидальное поведение и потребление психоактивных веществ, уход от реальности в мир фантазий и компьютерная зависимость. Решение проблем нападением, а не поиском компромисса часто пропагандируют в кино и соцсетях. Причины такого кризиса — героизация насилия, обесценивание человеческого достоинства и фетиш личного успеха по принципу „цель оправдывает средства“. Ценность человеческой жизни значительно занижена благодаря тем же компьютерным играм, где у персонажа их может быть и десять, и сто. Глупо рассчитывать, что ситуацию спасет усиление охраны школ. Вряд ли дадут эффект и беседы с подростками о том, что насилие — это плохо. Нужно корректировать установки и поведение детей, помогать им корректно выразить свою позицию и эмоции. Но пока мы будем вдаваться в дискуссии о том, нужно ли детям психологическое сопровождение, кто и как это должен делать, ситуация будет только обостряться», — считает Юрий Зинченко.

Теория о «суперхищниках»

В 90-е годы статистика юношеской преступности в США просто зашкаливала. С 1983-го утроилось количество убийств, совершенных подростками с помощью огнестрельного оружия. При этом с 1980-го в четыре раза выросло количество жертв «уличных войн». И эта категория убийств была самой быстро растущей. Впервые о детях-убийцах заговорил в 1997 году криминолог Джон Дилулио, профессор политологии и обществоведения Принстонского университета. В журнале «Уикли Стандард» он опубликовал статью «Появление суперхищников», в которой рассказывал о страшной «демографической криминальной бомбе замедленного действия». Политолог уверял, что «взрыв» произойдет, как только число 14-17-летних подростков с противозаконными наклонностями достигнет полумиллиона.

В ответ ему возразил криминолог Пенсильванского университета Марвин Вольфганг. Он провел исследование, согласно которому лишь 6% мальчиков совершают серьезные преступления, связанные с убийством. И, соответственно, к 2000-му году, когда согласно теории о «суперхищниках» в Америке должно быть не менее полумиллиона юных преступников, их будет всего лишь 30 тысяч, т. е. те же 6% от общего числа подростков. Еще один крининолог Марк Блумстайн объяснил стремительный рост убийств с 1985 года появлением нового наркотика «крэка». По его версии, диллеры нанимали бесчисленное количество подростков, снабжая их и наркотиками, и оружием. О теориях довольно быстро забыли, а термин из самой громкой из них о «суперхищниках» перекочевал в политическую сферу.

Информацию о «Колумбайне» до сих пор можно свободно найти в интернете. Трагедия превратилась в «героическую сагу» для подростков с несформировавшейся психикой и деструктивным поведением. «Подвиг» с различной периодичностью повторяют последователи нелепого культа, которых по праву теперь уже именуют «суперлузерами» и не особо-то и запоминают имена продолжателей мрачной истории.

Ания Батаева

ВСЕ ФОТО

Одна из самых страшных в истории США кровавая бойня в учебном заведении произошла в средней школе Колумбина (правильнее – Колумбайн) в городке Литлтон, штат Колорадо 20 апреля 1999 года.

Двое юношей, Эрик Харрис и Дилан Клиболд, ворвались в школу Колумбайн с оружием в руках. Ужасная бойня длилась четыре с половиной часа. За это время юные террористы ранили десятки учащихся и убили двенадцать соучеников и одного учителя, после чего покончили с собой. Школа нынче отремонтирована и внешне ничто не напоминает о недавней трагедии.

Расследованием занимались восемьдесят следователей. Они собрали десять тысяч вещественных доказательств и допросили тысячу четыреста свидетелей. Комментаторы попытались разобраться, как могла произойти такая бессмысленная бойня, - иными словами, как предотвратить повторение этого кошмара с помощью логического мышления, научно-технических достижений, энергичных действий и добрых намерений.

Таким образом страна смогла познакомиться с двумя ныне покойными мальчиками-подростками, которые все это устроили.

Оба были "изгоями": в спорте не блистали, обаянием не отличались, любовью одноклассников не пользовались. Носили длинные черные плащи. Играли в кровавые компьютерные игры. Слушали какофонические композиции рок-групп, изысканными словами воспевающих ненависть. Они были помешаны на нацистах - их преступление, безусловно, было приурочено к дню рождения Гитлера. Их воображение возбуждала смерть: не подлинная смерть, но смерть как таинственная, загадочная сила, которой наделен всякий обиженный, капризный, озлобленный ребенок.

Родители подростков должны были предвидеть случившееся, говорили некоторые. Да и полиция должна была предвидеть — мальчиков уже арестовывали раньше. Как-то раз отец соученика даже предупредил власти о том, что мальчики грозились убить его сына и взорвать кучу народу; он нашел в Интернете сайт, где один из них вывешивал инструкции по изготовлению бомб и злобные угрозы: “Я скоро доберусь ДО ВСЕХ ВАС, и приду я с оружием. БУДУ стрелять на поражение”. На сайте имелся список “Что я ненавижу” длиной в три с половиной страницы. Будущий террорист ненавидел занятия в школе. Ненавидел брехунов. Ненавидел фанатов “Звездных войн”.

Два мальчика из обеспеченных, стабильных, приличных семей, белые дети из среднего класса, учившиеся в красивой школе в ухоженном пригороде. Как в подобном месте мог случиться такой кошмар? На этот вопрос у американских психологов есть только один, не очень-то конструктивный ответ: судя по фактам, такие кошмары случаются исключительно в подобных местах.

Еще до этого, наиболее чудовищного случая, по Соединённым Штатам прокатилась целая волна убийств, совершённых детьми-подростками в школах. До трагедии в Колумбайн в школах было убито четырнадцать человек и десятки ранены.

После бойни в Литлтоне по всем США зазвучали угрозы взорвать школы. Администрация учебных заведений пыталась принимать практические меры в меру своего разумения. Убийцы из Колумбайн носили черные плащи-френчи — и во многих школах запретили носить длинные черные плащи. Сумки и рюкзаки теперь проверялись, или разрешались только прозрачные и сетчатые, или вообще запрещались. В школах появились новые высокотехнологические устройства: охранные системы, громкая связь и домофоны, видеокамеры наблюдения.

Тем не менее в отеле, где проходил выпускной бал одной флоридской школы, была найдена самодельная бомба из отрезка трубы, набитого гвоздями. Другая “трубочная бомба” обнаружилась в школьном туалете в маленьком оклахомском городке. Неподалеку от Детройта пришлось срочно закрыть некую школу: вначале снаружи была обнаружена бомба, затем выяснилось, что четверо учеников - двое четырнадцатилетних, один тринадцатилетний и один двенадцатилетний - готовят массовое побоище.

20 мая, ровно через месяц после Колумбайн, в пригороде Атланты пятнадцатилетний мальчик, вооруженный помповым ружьем 22-го калибра и револьвером 357-го калибра, застрелил в школе шестерых соучеников, после чего, весь дрожа, упал на колени, засунул дуло револьвера себе в рот и позволил себя связать. Он жил в большом доме с обширным зеленым газоном. Он играл в бейсбол и был бойскаутом. Осталось неясным, любил ли он Бога, но, как выяснили репортеры, по воскресеньям этот ребенок ходил в церковь. Спустя три с половиной часа после этого теракта Сенат США впервые одобрил относительно суровый закон о контроле над оружием

Еще несколько раз после 2001 года в школах США психически неуравновешенные школьники открывали стрельбу, но не в таких масштабах.

Очередное чрезвычайное происшествие с участием учащихся произошло в российской школе. Два 16-летних парня — один действующий, а второй бывший ученик этой школы — с ножами напали на образовательное учреждение №127 в Мотовилихинском районе Перми, нанеся ранения учительнице и школьникам. По одной из версий, в ходе атаки между нападавшими возник конфликт, они бросились друг на друга, а педагог пыталась их разнять. Вторая версия гласит, что целью подростков были именно ученики четвертого класса, а учительница пострадала, защищая детей. Друг друга же подростки якобы ранили, пытаясь убить по заранее оговоренному сценарию. Согласно третьей версии, бывший ученик пришел «мстить» именно бывшей учительнице, а четвероклассники пострадали случайно.

Всего в результате атаки пострадали не менее 15 человек, 12 из них были госпитализированы. Три человека, включая учительницу, получили серьезные ранения и были прооперированы.

Судя по страницам в соцсети «ВКонтакте» обоих нападавших, они живо интересовались массовым убийством в школе «Колумбайн» в США: на страницах размещено множество видеороликов и изображений на эту тему, один из нападавших также состоял в группах, посвященных этой трагедии. В апреле 1999-го года в штате Колорадо с помощью стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств двое учеников — и — ранили 37 человек, 13 из которых позже погибли. Нападавшие покончили жизнь самоубийством. Один из нападавших на пермскую школу в день инцидента, по словам очевидцев, также неоднократно заявлял, что он «пришел сюда, чтобы сдохнуть». Кроме того, по данным , один из нападавших состоял на учете в психоневрологическом диспансере. По словам одного из учеников школы №127, парень отличался агрессивным поведением. Ученик говорит, что подросток несколько раз уходил из дома, принимал наркотики и якобы пытался покончить с собой. Проблемы с родителями, по словам знакомого, у нападавшего возникали на почве увлечения компьютерными играми на грани зависимости.

Отметим, что это не первая попытка воспроизвести «Колумбайн» на российских просторах. В сентябре 2017 года школьник напал с пневматическим оружием и кухонным топориком на учительницу и учащихся школы в подмосковной Ивантеевке. Педагог получила черепно-мозговую травму. Перепугавшиеся дети начали выпрыгивать из окон, в результате трое из них получили различные травмы. Как выяснилось, подросток на своей странице в соцсети «ВКонтакте» вспоминал события в школе «Колумбайн» в годовщину трагедии. Кроме того, он готовился к атаке в Ивантеевке заранее и обсуждал ее с друзьями.

В феврале 2014 года в московском районе Отрадное ученик 10 класса пришел в школу с отцовской малокалиберной винтовкой, которую он выкрал из домашнего сейфа, и зашел в класс биологии.

Там он на глазах у своих одноклассников расстрелял 30-летнего учителя географии и биологии и захватил заложников. Позже в школу по вызову прибыли двое полицейских. Один из них, 38-летний Сергей Бушуев, приоткрыл дверь кабинета, и подросток выстрелил в него. Пуля прошла через левую руку в тело, от чего Бушуев скончался на месте. Второй полицейский, 29-летний Владимир Крохин, пытался спасти коллегу из-под огня, но был ранен в левую часть грудной клетки. В тяжелом состоянии Крохина доставили в НИИ имени Склифосовского, где он был прооперирован. Уговорить подростка сдаться и отпустить заложников смог только его отец. По данным Следственного комитета, школьник успел выстрелить из винтовки не менее 11 раз, прежде чем его схватили полицейские. Суд приговорил стрелка к принудительному лечению.

Эксперты призывают воздержаться от однозначных выводов и дождаться завершения расследования, которое бы выявило истинные мотивы инцидента в пермской школе. Однако общие тенденции они отмечают уже сейчас. В частности, у многих нападавших на школы за последние несколько лет, как выяснялось, были проблемы в семье. И если родители само по себе не могут уделять достаточно внимания эмоциональному состоянию ребенка, то этот процесс должна брать на контроль школа, в том числе и обучая мам с папами тому, как слушать и общаться с несовершеннолетним, пояснила «Газете.Ru» руководитель отдела клинической психиатрии детского и подросткового возраста Центра психиатрии и наркологии имени Сербского, главный внештатный детский специалист-психиатр Москвы Анна Портнова.

«Система образования как очень большой институт, хорошо развитый, должен иметь в своем штате и психологическую службу. Но психологи есть далеко не в каждой школе. А там, где они есть, в основном занимаются сопровождением учебного процесса: они контролируют, как дети усваивают навыки, знания и умения. Они не занимаются эмоциональным состоянием детей, не имеют подготовки по основам клинической психологии и психиатрии.

Поэтому с критическими состояниями большинство школьных психологов справляться не умеет»,

— отмечает Портнова.

Руководитель Московского отделения Федерации психологов образования России, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета Ирина Умняшова подчеркивает, что работа школьного психолога в наши дни плохо отрегулирована законодательством, что сказывается на ее качестве. «Есть профессиональный стандарт психолога — в него также входит такая трудовая функция, как эмоциональное сопровождение детей. Однако это невозможно сделать без согласия родителей. Психолог — не первый герой этой истории. Есть и классные руководители, и родители, которые, понимая, что есть признаки отклоняющегося поведения, могли принять участие в профилактике».

Психолог считает, что стремление подростков воплотить в жизнь такие жестокие сюжеты, как с «Колумбайном», говорит о том, что подростки хотят выделиться и произвести впечатление на окружающих. «В подростковом возрасте детям свойственно подражание, а также использование негативных примеров для того, чтобы обратить на себя внимание», — сказала Умняшова «Газете.Ru». Портнова добавляет, что «сам подростковый возраст подразумевает определенную долю максимализма, поиска ярких ощущений, себя в этом мире, а также признания. Однако добиться признания хорошими поступками сложнее, нежели плохими. Учиться на «отлично» сложнее, чем хулиганить, драться, угрожать ножом или попасть в яркую субкультуру и покрасить волосы».

Психолог Павел Волженков отвергает версию, что российские подростки переняли некую «моду» на школьные атаки. «Я считаю, что дети ощущают бессмысленность своего пребывания в школе. Смотрят на то, как много работающих нищих людей вокруг, слышат разговоры взрослых на эти темы, видят передачи в СМИ, хотят вырваться из нищеты. Они хотят много зарабатывать, чтобы быть обеспеченными. То, что им дают в школе, не связано с зарабатыванием денег. Они не получают ответы на свои вопросы о способах заработка, о профессиях, о бизнесе, и их, тем не менее, заставляют ходить в школу. Из-за этого дети протестуют.

Подросток может найти выход для этих протестных чувств в потреблении алкоголя, наркотиков, в беспорядочных сексуальных связях, в общеопасном поведении, а может — в такой форме протеста, как ущерб учителям и другим детям. Это один из вариантов протеста, это не самоцель.

При этом дети знают о школе «Колумбайн» из соцсетей и интернета, но все не сводится лишь только к этому», — сказал Волженков «Газете.Ru».

Он считает, что школьную программу нужно сделать более приближенной к современной жизни, к потребностям учеников, к интересам, к тому как зарабатывать деньги. «Допустим, в школе есть алгебра. Это замечательный и очень нужный предмет. Можно изо дня в день объяснять ученикам ее на примерах того, что лодка плывет с такой-то скоростью, что столько-то воды затекло в бассейн, а сколько вытекло. Но они не понимают, зачем это нужно. А можно говорить — вот мост, чтобы его построить, необходимо применить такую-то алгебраическую формулу. Проектирует мост инженер-проектировщик. Он зарабатывает столько-то денег. А теперь, посмотрим сайт с зарплатами, вакансиями. А теперь посмотрим ролик на Ютьюб, в котором инженер-конструктор рассказывает, как он решает одну из задач из своей практики. Это будет связано с практической жизнью. Кроме того, школьное образование забюрократизировано, учителя пишут очень много отчетов, не успевают за реалиями современности, за тем, что востребовано сейчас», — отметил психолог.