Усадьба в мураново икона умиление. Казанский источник в Мураново и «Взыскание погибших

Скорбященская церковь на Ордынке , вот уже на протяжении нескольких столетий она привлекает многие тысячи людей иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

История Скорбященской церкви на Ордынке начинается в темной, почти не проницаемой глубине веков. В церковных ведомостях построение храма относится к 1685 году; но это надлежит понимать о церкви каменной, потому что деревянная церковь Преображения с приделом во имя преподобного Варлаама Хутынского упоминается в писцовых книгах в 1657 году.

Деревянный Скорбященский храм был очень бедный. В первоначальном своем виде он просуществовал до 1685 года, когда некая вдова Евдокия Васильевна Акинфова заменила деревянную постройку каменной — но тоже очень скромной.

Миновало, однако, всего три года, и ничем не примечательный замоскворецкий храм прославился: в 1688 году произошло первое чудотворение от пребывающей в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» .

С течением времени чудотворения не иссякали, ордынская Скорбященская церковь приобретала все более известности и храм решили перестроить более основательно. Согласно проекту, храм получал трапезную с двумя приделами — прп. Варлаама и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — и трехъярусную колокольню. К концу 1780-х годов перестройка завершилась, была окончена и внутренняя отделка, и 24 октября 1790 года, в самый день, когда чествуется икона Божей Матери «Всех скорбящих Радость», совершил освящение церкви.

Недолго, однако, ордынская Скорбященская церковь радовала жителей Замоскворечья своей новозданной красотой. В 1812 году она пострадала настолько сильно, что легче оказалось построить новый основной храм, что и было осуществлено в 1820—1830-е годы. Проект составил незабвенный в истории послепожарной Москвы Осип Иванович Бове.

Постройка нового Скорбященского храма продолжалась почти пятнадцать лет. Его освящение в 1836 году стало достопамятным событием в жизни .


Саша Митрахович 26.09.2017 07:47


В своей истории Скорбященская церковь на Большой Ордынке знавала разное. Но была любима москвичами всегда. Для скольких прихожан храм стал родным домом, сколькие получили утешение здесь — теперь и не счесть...

Свой нынешний облик Скорбященская церковь на Большой Ордынке приобрела после пожара 1812 года. Возможности сохранить основной храм XVII века не было, однако трапезная и колокольня, выстроенные Баженовым, пострадали не так сильно, и О. И. Бове, которому поручили переустройство церкви, обошелся с ними весьма деликатно, органично вписав в существующий архитектурный контекст свою церковь-ротонду с куполом, венчающим низкий световой барабан.

Говоря о «баженовских элементах», следует отметить, что в данном случае Баженов впервые дал тот тип трапезной, который впоследствии получил столь широкое распространение в московской храмовой архитектуре: невысокий, почти квадратный в плане объем со скругленными углами. Этой «округлости» трапезной соответствует и колокольня — «совершенная по форме», как аттестует ее сабашниковский путеводитель. Она составлена из трех последовательно уменьшающихся цилиндров, поставленных друг на друга. Таким образом, Бове лишь довел до логического завершения заданную Баженовым скругленность очертаний храма, явив и высокий вкус, и чуткость к архитектурному материалу. В итоге первопрестольная получила один из выдающихся памятников «своего» — московского — ампира.

Скорбященский храм на Ордынке привыкли видеть в классическом ампирном — охристо-белом — одеянии. Между тем такая разновидность колера — не единственно возможная. Были эпохи, когда храм представал перед москвичами бледно-розовым с белыми деталями. То есть подобная окраска, с исторической точки зрения, вполне допустима и сейчас. Но, учитывая то, что ордынская церковь находится между двумя «только красными» храмами — свт. Климента в Климентовском переулке и Воскресения Христова в Кадашах, — бледно-розовую окраску решено было не применять.


Саша Митрахович 26.09.2017 16:08


Сабашниковский путеводитель так описывает интерьер Скорбященской церкви на Ордынке:

«Войдя со стороны колокольни в трапезную (зимний храм), видим справа и слева вышеупомянутые приделы, по одному из которых ныне зовется весь храм.
По обе стороны центральной арки, ведущей в летний храм, мраморные клиросы с двумя парами мраморных же ангелов; клиросы украшены бронзой; работа очень богатая, но впечатление от этих клиросов совсем не православное. Отметим с правой стороны входа в летний храм хорошую фламандскую картину — изображение Христа, идущего на крестную муку; чисто фламандские мужицкие лица взяты необыкновенно реалистично, портретно, с попыткой передать настроение.
Через арку входим в летний храм. Перед нами торжественная круглая колоннада с верхним светом, дающая впечатление нарядное, даже пышное, но выполненная совсем не в духе православного храма; великолепный иконостас не имеет ничего общего с древнерусским иконостасом в смысле канонического распределения икон и ярусов. Это прекрасно выполненное архитектурное задание в классическом духе: иконостас вызывает в памяти пышные выезды, беседки, триумфальные арки конца XVIII — начала XIX веков. Интересен, наконец, чугунный пол из отдельных плит, складывающихся в красивый рисунок».

Добавим, что прежде холодный и теплый храмы были разделены стеклянной перегородкой с застекленной же дверью. Перегородку разобрали в бытность храма «галерейным». Впрочем, практической нужды в ней теперь и нет, поскольку обе его части отапливаются.

Следует отметить, что в целом музейные работники бережно отнеслись к тому, что не изъяли большевики. Нетронутыми остались восточная часть храма (собственно ротонда с великолепным иконостасом, чугунными полами и ампирной люстрой), иконостасы приделов, прекрасной работы подсвечники перед иконами и . Росписи во время ремонтных работ 1947—1948 годов были частью забелены, поскольку на их полноценную реставрацию не хватило средств.

(Большая Ордынка, № 20)

Первая церковь, стоящая непосредственно на Большой Ордынке, – монументальный храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Возле него остановимся надолго. Эта церковь не может не впечатлять и не радовать глаз. На месте теперешнего храма еще в первой половине XVI века существовала деревянная церковь Преподобного Варлаама Хутынского, что в «Ордынцах» или «на Варламовской улице» (одно из названий Большой Ордынки). Строительство церкви связано либо с походом Василия III на Казань (святой Варлаам был одним из покровителей воинства), либо с новгородскими переселенцами, поставившими храм в честь своего святого. Первое летописное упоминание относится к 1571 году. И.Г. Гурьянов в книге «Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского» пишет следующее: «Настоящая церковь сего храма есть Преображения Господня, построенная вдовою Авдотьею Акинфиевою в 1683 году. При ней приделы: 1. Варлаама Хутынского; 2. Всех Скорбящих Радости. По сему последнему приделу именуется и церковь, которая хотя не примечательна ни по архитектуре, ни по богатству внутреннего благолепия, но заслуживает внимания верующего. Здесь находится Чудотворный Образ Богородицы, к коему стекается множество молельщиков».

Первое каменное здание представляло собой пятиглавый четверик с трапезной и шатровой колокольней. В 1688 году произошло чудесное исцеление от иконы Всех Скорбящих Радость сестры патриарха Иоакима Евфимии Папиной, в течение долгого времени страдавшей от раны в боку. По легенде, Евфимия услышала голос самой Царицы Небесной, призывающей ее найти спасение в храме Преображения. По другой версии, патриарх Иоаким увидел во сне образ Богородицы, сказавшей ему, как вылечить сестру. По описанию образа, явившегося во сне, иконописцы Оружейной палаты создали икону. После этого икона являла множество других чудесных исцелений, и на Большую Ордынку со всех концов Москвы устремились толпы страждущих. В народе ее стали называть «Патриаршим образом», а сам храм – Скорбященским. Но до сих пор точно неизвестно, как икона попала в церковь. Есть мнение, что автором первого образа является придворный живописец И.А. Безмин.

По повелению сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, которая благоговела перед Скорбященским образом, в 1711 году с иконы делается список, помещенный в дворцовой церкви Воскресения Христова на Шпалерной улице в Петербурге. Злые языки поговаривали, что Наталья Алексеевна подменила подлинную икону списком. При Елизавете Петровне в Петербурге в честь образа Богоматери Всех Скорбящих Радость построили храм. Это была одна из тех икон, перед которой молились и считали ее своей покровительницей все царствующие особы. Во время эпидемии оспы в 1768 году Екатерина II ходила на богомолье к Скорбященскому образу.

В начале XVIII века в честь иконы был освящен престол, который переделали в 1770 году на частные пожертвования. В конце XVIII века на средства купца А.И. Долгова, дом которого располагался прямо напротив храма, к церкви были пристроены трапезная и приделы Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Проект реализовал прославленный архитектор В.И. Баженов, родственник Долгова. Церковь приобрела черты классицизма: стены трапезной украсились четырехколонными ионическими портиками и выразительными рисунками оконных решеток в виде кругов и овалов. «Баженов выстроил обширную, незатесненную, лишь с двумя внутренними столбами трапезную и многоярусную колокольню», замечает М.А. Ильин в путеводителе «Москва».

Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость

Трапезная и колокольня были пристроены к храму 1683 года по осевой схеме. Эксперимент с подобного рода трапезной пришелся по душе московским архитекторам, которые не раз применяли этот тип впоследствии. Колокольня Баженова – настоящая жемчужина архитектуры XVIII века. Линии ее мягко и плавно движутся вверх, а пилястры и коринфские колонны немного отягощают строение, что создает эффект зависания над землей. Этому способствуют и слегка уменьшающиеся по диаметру ярусы. Балюстрада колокольни придает ей большую выразительность. Колокольня находится немного в глубине квартала, но ее очертания видны с самых дальних точек Замоскворечья.

Внутри церковь состояла из четырех самостоятельных частей – трапезной, центральной части и двух боковых приделов с апсидами. В 1788 году был изготовлен иконостас, иконы для которого написал саровский иеромонах Вонифатий. Придел иконы Всех Скорбящих Радость был освящен митрополитом Платоном (Левшиным). В начале XIX века иконостас был заменен на новый. Изображения архангелов Михаила и Гавриила на дверях в жертвенник и святых Николая Чудотворца и архидиакона Лаврентия в местном ряде выполнил знаменитый художник В.Л. Боровиковский. Ходит легенда, что он расписывал и стены храма, но это доподлинно неизвестно. К большому огорчению, иконы Боровиковского были утеряны в советское время.

Во время пожара 1812 года храм сильно пострадал. В 1834 – 1836 годах восточная часть храма (Преображенская) была перестроена на средства купцов Куманиных и Долгова по проекту архитектора О.И. Бове – мастера московского ампира, строителя Триумфальных ворот. В то время каждый богатый купец считал за честь пожертвовать деньги на строительство или переустройство церкви, чтобы богоугодным своим делом оставить о себе добрую память. Как сообщает в своей статье краевед Л.Б. Сукина, читаемая и чтимая в купеческой среде этого времени духовная нравственно-учительная книга «Синодик» однозначно провозглашала: «Горе тем человеком, зде роскошно живущим, а о себе и своих душах не радящих».

Бове сделал основной объем церкви ротондой с повышенным куполом, полукруглыми окнами, изысканным ионическим портиком и лепным фризом, окаймляющим ротонду по всему периметру. Золотисто-охровая ротонда с белыми колоннами поражает своей парадной помпезностью, которая подчеркивается укрупненными обрамлениями окон. Декоративное украшение оконных проемов повторяет орнамент фриза. Полусферу массивного, опирающегося на целых двенадцать внутренних колонн купола с окнами, направленными на четыре стороны света, венчает цилиндрический барабан. Роспись купола ротонды исполнил итальянский художник Домиано Скотти.

Нужно отдать должное Бове, который бережно сохранил все уцелевшие элементы баженовской постройки и сделал все, чтобы ампирные украшения ротонды гармонично сочетались с более строгими и мягкими трапезной и колокольней Баженова. Бове подхватил мотивы ионического стиля, заданного Баженовым, что определило единство построенных в разное время частей. Во всех справочниках указываются имена обоих архитекторов.

В 1863 году профессором Московской духовной академии П.С. Казанским был написан особый акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Всех Скорбящих Радость. В 1904 году стены храма были отделаны мрамором и украшены фигурными рельефными украшениями, обновлена роспись и отреставрированы иконы и ризы. Немалую сумму на это потратил ктитор храма купец первой гильдии Федор Васильевич Шемшурин. Великолепный пол в храме выполнен из чугунных плит с орнаментом по эскизам Бове. Колонны арки над иконостасом стилизованы под внутренние и внешние ионические колонны храма, что создает гармонию интерьера и экстерьера. Рядом с храмом сохранилась уникальная чугунная ограда начала XIX века.

В 1919 году настоятелем в храм Всех Скорбящих Радость был назначен Константин Павлович Любомудров. В 1932 году за проповеди и молитвы об увозимых в Сибирь православных отец Константин был арестован. В 1935 году его освободили, но запретили находиться в Москве. По просьбам своих духовных чад он часто приезжал в Москву, совершая требы в домах. В 1937 году отец Константин был вновь арестован по доносу какого-то священника и расстрелян 17 ноября. В 2005 году Русская православная церковь канонизировала его в лике священномученика. Отец Константин является одним из небесных покровителей Скорбященской церкви.

В 1922 году в результате реквизиции церковных ценностей из храма были изъяты украшения и утварь (более 4 пудов золота и серебра). В начале 1930-х с храма были сняты колокола, а в 1933 году он был закрыт. В годы Великой Отечественной войны в нем помещался запасник Третьяковской галереи, работники которой рисковали своей жизнью, чтобы сохранить древний интерьер церкви. Судьбу Скорбященского храма, в сравнении с судьбами многих других московских церквей, взорванных или закрытых на долгое время, можно назвать удачной. В 1948 году после восстановления патриаршества он был заново освящен. Настоятелем стал отец Михаил Зернов – будущий архиепископ Киприан. Хор церкви под управлением композитора Н.М. Матвеева приходила послушать вся Москва. В свое время записи хора даже были выпущены на грампластинках Московской патриархии.

В 1937 году в доме № 17 по Лаврушинскому переулку недалеко от Скорбященской церкви поселились писатели, среди которых были махровые номенклатурщики. Например, Осаф Литовский – прообраз критика Латунского из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1961 году они потребовали снять колокола, звон которых мешал спать и трудиться . Пришлось во второй раз снимать колокола. Бывала в этом доме и А.А. Ахматова, которую в 1966 году отпевали именно в храме иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Из всех московских храмов Скорбященский был для Анны Андреевны самым любимым. По воспоминаниям Н.Я. Мандельштам, Ахматова часто приходила в церковный садик возле церкви, чтобы погулять или поговорить без лишних свидетелей. Еще в 1907 году будущий муж Ахматовой Н.С. Гумилев подарил своей возлюбленной маленькую иконку Божией Матери Всех Скорбящих Радость, с которой поэтесса никогда не расставалась и всегда вешала у изголовья кровати. Анна Андреевна говорила, что вся ее жизнь прошла под покровом Богоматери:

Снова мне в прохладной горнице

Богородицу молить…

Трудно, трудно жить затворницей,

Да трудней веселой быть.

Существует множество легенд, связанных с храмовой иконой Богоматери Всех Скорбящих Радость. На иконе изображена Богоматерь в сиянии мандорлы, окруженная страждущими и больными людьми и ангелами, несущими добродетели. Название иконы восходит к строке одной из Богородичных стихир. С московского образа было сделано множество списков. Особенностью иконы из храма Всех Скорбящих Радость является то, что над страждущими изображены святые: Сергий Радонежский, Феодор Сикеот, Григорий Декаполит и Варлаам Хутынский. Изображение последнего подтверждает версию, что икона была написана специально для церкви Преображения.

Об одной из легенд, связанной с царевной Натальей Алексеевной, уже рассказывалось выше. Так или иначе, обе эти иконы – и подлинник, и список – почитались потом как чудотворные. Увезенная Натальей Алексеевной в Петербург икона была утеряна в 1930-х годах. Еще одна легенда гласит о том, что после закрытия храма в 1933 году икона Всех Скорбящих Радость была изъята и бесследно пропала. Получается, ни один из чудотворных образов до нашего времени не дошел. Какая же в таком случае икона висит сейчас в Скорбященской церкви? Есть мнение, что это точный список, сделанный во второй половине XVIII века и переданный храму патриархом Алексием I в 1940-х годах.

После Великой Отечественной войны в храме проходили реставрационные работы, в результате которых была уничтожена часть росписей и сломана стеклянная перегородка между трапезной и ротондой, возведенная когда-то по рисунку Бове. В 1974 году проводилась еще одна реставрация, которую можно считать удачной, потому что храму были возвращены все недостающие элементы декора и отделки. В храме находится несколько древних икон XVIII – начала XX века: Казанская икона Божией Матери, святого мученика Лонгина Сотника, святителя Николая, преподобного Варлаама, Хутынского чудотворца. Святыней церкви является ковчежец с частицами мощей Иоанна Крестителя, праведных Иоакима и Анны, святых апостолов Петра и Павла. Есть в этом ковчежце и частица мощей священномученика Дионисия Ареопагита, переданная послом Мальтийского ордена.

В 2009 году началось возрождение некогда знаменитого на всю Россию Московского синодального хора. Регент хора Алексей Пузаков работал когда-то под началом того самого Н.М. Матвеева, при котором хор церкви был лучшим в Москве. Проделанная работа дала результат, и Скорбященская церковь может по праву гордиться своим хором. При храме действуют воскресная школа, катехизационные курсы, общественно-благотворительный фонд «Старый Свет» и молодежный клуб. С 2009 года настоятель храма иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость – митрополит Волоколамский Илларион, который уже знаком нам по подворью в Черниговском переулке.

Сегодня Скорбященский храм является одним из самых любимых и почитаемым москвичами храмов. Необычный для Москвы по своей архитектуре, он всегда вызывал неоднозначные суждения. Многие обвиняли Бове в излишнем подражании Западу. Да и внутреннее убранство церкви вызывало у православных людей немало вопросов. Известно, что стены храма были украшены огромными панно, написанными в западноевропейском стиле. Теперь эти необычные полотна вместо росписей стен воспринимаются изюминкой Скорбященской церкви. Большинство панно сохранилось с XIX века, их лишь немного обновляли в начале XX века и реставрировали в 1940-х годах.

С одной из картин, висевших когда-то в церкви, связана интересная история. Речь идет о работе Яна Мостарта «Се человек», подаренной храму жившими по соседству купцами Куманиными. «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим», – говорится в Евангелии от Иоанна. На картине изображен Христос в венце, которого ведет на казнь жестокий палач. За спиной Иисуса – Пилат в перчатках на омытых руках, шепчущий ему на ухо «Распни!» первосвященник и глашатай, трубящий о неумолимости приговора. Судьба предопределена. На печальном лице Христа запечатлено тяжкое ожидание скорой казни. Бессердечный оскал палача контрастирует с мужественно переносимой скорбью Иисуса. Человеческие фигуры изображены в натуральную величину, что усиливает реализм происходящего и вовлеченность в него зрителя.

Картина в строгой ампирной раме находилась в правой ячейке стеклянной перегородки, разделяющей трапезную и ротонду. Не случайно она висела прямо посередине между лаконичной трапезной Баженова и грандиозной ротондой Бове. Сначала взгляд входившего в храм блуждал в торжественном пространстве ротонды, но потом сосредотачивался на картине. Возле нее всегда горели свечи, потому что наблюдать необычное для русского глаза явление люди приходили и днем, и вечером. В одном из очерков XIX века, посвященных Скорбященской церкви, можно прочитать: «Редко не видно толпы народа перед картиною, изображающей Спасителя перед судом Пилата. Какая необыкновенная живость! Как много говорит одна слеза, текущая из очей Спасителя! Эта картина – работа знаменитого Альбрехта Дюрера». Раньше считалось, что полотно кисти Дюрера, и лишь в 1920-х годах, после того как оно попало в Музей изобразительных искусств на Волхонке, было определено авторство Мостарта.

Для русской церкви это уникальный случай – чтобы картина западного художника висела в храме, да еще и почиталась как икона. Полотен Яна Мостарта в России мало: в ГМИИ имени Пушкина всего две работы художника, только одна из которых (как раз «Се человек») находится в постоянной экспозиции в зале № 8. На этом можно было и закончить историю, если бы не одно но. Оказывается, Ф.М. Достоевский тоже видел эту картину в Скорбященском храме. Когда в самом начале романа «Идиот» князь Мышкин просит Аделаиду Епанчину нарисовать лицо приговоренного за минуту до удара гильотины, когда он еще стоит на эшафоте, она удивляется: «Странный будет сюжет, и какая же тут картина». И тогда, увлекаясь каким-то воспоминанием, князь с жаром описывает предполагаемую картину: «Это ровно за минуту до смерти, тот самый момент, когда он поднялся на лесенку и только что ступил на эшафот… Впрочем, ведь как это рассказать! Мне ужасно бы, ужасно бы хотелось, чтобы вы или кто-нибудь это нарисовал! Лучше бы, если бы вы! Я тогда же подумал, что картина будет полезная… Нарисуйте эшафот так, чтобы видна была ясно и близко одна только последняя ступень; преступник ступил на нее: голова, лицо бледное как бумага, священник протягивает крест, тот с жадностию протягивает свои синие губы, и глядит, и – все знает. Крест и голова – вот картина, лицо священника, палача, его двух служителей и несколько голов и глаз снизу, – все это можно нарисовать как бы на третьем плане, в тумане, для аксессуара… Вот какая картина».

Уж очень похожи полотно Мостарта и описанная князем Мышкиным картина: те же пять фигур, те же глаза и головы. Из музея в Базеле в дом Парфена Рогожина Достоевский «повесил» «Мертвого Христа» Гольбейна-младшего («Я в Базеле недавно одну такую картину видел. Мне очень хочется вам рассказать. Я когда-нибудь расскажу – очень меня поразила», – говорит Епанчиным князь Мышкин). А для картины из Скорбященской церкви реального места не нашлось – и она ожила в описаниях князя.

Вход в храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость находится, как это и положено по канонам, в западной части. Вошедший оказывается в трапезной Баженова, а затем попадает в ротонду Бове и видит композиционное единство разновременных частей. Все во внутреннем пространстве ротонды создает особенную торжественность: иконостас, похожий на триумфальную арку, двенадцать колонн из белого мрамора, опоясывающих нижний цилиндрический ярус, массивный чугунный пол, множество маленьких и четыре полуциркульных окна. В летние дни, когда на улице жарко, открыты еще два входа, находящиеся между колоннами ротонды. Скорбященская церковь является одной из самых богато украшенных в Замоскворечье. Особенный золотисто-охровый цвет делает ее яркой архитектурной доминантой Замоскворечья. Несмотря на некоторую светскость архитектуры и интерьеров, храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость отражает самобытность русского человека, его независимость и свободу идей.

К иконе Всех Скорбящих Радость, расположенной в левом приделе, всегда большая очередь из желающих поклониться образу. Рядом с иконой высокий массивный подсвечник с тонким литьем и фигурами святых, спасенный при разрушении храма Христа Спасителя. Чтобы поставить свечку Богоматери, приходится забираться на деревянную лестницу. Такой же подсвечник стоит и возле иконы преподобного Варлаама, Хутынского чудотворца. В начале XX века русская поэтесса Е.И. Дмитриева, более известная под псевдонимом Черубина де Габриак, посвятила иконе строки, характеризующие народную любовь к этому образу Богоматери-заступницы:

Я знаю, что надо,

Когда-нибудь надо уйти…

Пускай горит пред образом лампада,

Пока ты в пути.

Божья Матерь всех скорбящих

Оградит тебя в пути…

Сердце бьется чаще, чаще -

Знаю – надо отойти.

Из книги Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра автора Юркова Зоя Владимировна

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ Исследователи предлагают не одну версию возникновения топонима. По мнению видных филологов Г.П. Смолицкой и М.В. Горбаневского: «Название происходит от слова орда, а вернее – от топонима Орда. В Орду, или Золотую Орду, вела дорога,

Из книги Иконы России автора Трубецкой Евгений Николаевич

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА СЕГОДНЯ Большая Ордынка идет от Малого Москворецкого моста к Добрынинской площади. Ее современное направление окончательно сформировалось в XVII веке. Большая Ордынка сохранила для нас редкие памятники архитектуры разных эпох. На этой сравнительно

Из книги автора

Усадьба Куманиных (Большая Ордынка, № 17) Но вот наконец мы подошли к дому № 17 по Большой Ордынке. «И что в нем такого особенного?» – спросите вы. Вполне обыкновенное пятиэтажное здание, отличающееся от остальных разве что сложностью плана и украшенное старинной оградой да

Из книги автора

ПО ПУТИ К ХРАМУ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ На месте дома № 18 когда-то была усадьба Семена Ивановича Ягодкина. Во многих путеводителях указано, что она принадлежала надворному советнику Ягодкину в 1837 году. Но согласно архивному документу, представитель

Из книги автора

ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА ДОЛГОВЫХ (Большая Ордынка, № 21) Во второй половине XVIII века жил на Большой Ордынке в приходе церкви иконы Богородицы Всех Скорбящих Радость первостатейный купец Афанасий Иванович Долгов. Всем он был хорош: и дела свои вел грамотно, и уважением всеобщим

Из книги автора

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ (Большая Ордынка, № 22) Из гостеприимных Толмачей по Большому Толмачевскому переулку снова возвращаемся на Ордынку. По обе стороны переулка расположены два самых высоких здания, которые заняли ни много ни мало по целому кварталу. В

Из книги автора

ЗДАНИЕ РОСАТОМА (Большая Ордынка, № 24) В огромном, просто колоссальном, в сравнении с уютными замоскворецкими особнячками, здании расположилась Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Этот дом сравнивают с неприступной крепостью, с могучим бастионом.

Из книги автора

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ПЫЖАХ (Большая Ордынка, № 27а) Даже если бы мы не совершали нашу прогулку, а спешили, например, на работу – и тогда бы наш взгляд непременно остановился на белоснежной церкви Николы в Пыжах. Это настоящая драгоценность Большой Ордынки и одно из

Из книги автора

ПО ПУТИ К ЦЕРКВИ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В доме № 33 по Большой Ордынке расположена мастерская народного художника Российской Федерации Вячеслава Михайловича Клыкова. Символично, что она находится прямо напротив Марфо-Мариинской обители сестер милосердия, для

Из книги автора

ЦЕРКОВЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Храм расположен вдоль маленького Иверского переулка между Малой и Большой Ордынками. Раньше на месте Иверского храма находилась деревянная церковь Георгия Великомученика, что на Всполье. Церковь стояла за полем, на самой южной

Из книги автора

ДОМ КИРЕЕВСКИХ–КАРПОВЫХ (Большая Ордынка, № 41) Отличный архитектурный ансамбль с храмом Иверской иконы Божией Матери составляет дом Киреевских – Карповых начала XIX века. Этот дворец с фронтонным портиком из шести пилястр коринфского ордера, выделяющимся на глади стены,

Из книги автора

ДОМ АРСЕНЬЕВЫХ (Большая Ордынка, № 45) Флигель отделяет особняк Миндовского от любимого жителями Замоскворечья замечательного дома Арсеньевых. Арсеньевы – древнейший и обширнейший дворянский род. Для всех носителей этой фамилии есть замечательная книга историка В.С.

Из книги автора

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Большая Ордынка, № 69) Малый театр – явление в отечественной культуре сродни Третьяковской галерее. И как хорошо, что венчает Большую Ордынку здание Малого театра, пусть здесь и находится только его филиал. Особенный дух Малого, его философия и

Из книги автора

АПТЕКА ФЕРРЕЙНА (Большая Ордынка, № 74) В 1880 году аптекарь первого класса и потомственный почетный гражданин Карл Иванович Феррейн приобрел бывшую усадьбу купца Марка Никитича Гусева для устройства в ней аптеки. Усадьба имела прекрасное местоположение на стрелке Большой

Из книги автора

Изображение Божией Матери Николай Надеждин

Православный собор находится под руководством Московской епархии РПЦ. Сегодня храм является любимейшим местом для верующих столицы, несмотря на то, что архитектура строения всегда подвергалась неоднозначным оценкам со стороны критиков. Скорбященский собор, который имеет иное название - «Преображенский», богато украшен, выделяется золотистыми оттенками и повсеместно отражает духовную независимость соотечественников.

История постройки

На месте нынешнего храма в середине XVI столетия стояла деревянная постройка, освященная во славу Варлаама Хутынского, являвшегося покровителем русского воинства.

Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке

  • Каменное сооружение, заменившее обветшалое, имело форму пятиглавого четверика, к которому добавлялась трапезная и колокольня.
  • Икона «Всех скорбящих …», являющаяся главной святыней, демонстрировала чудеса исцеления, поэтому к церкви начало стекаться большое количество христиан. Этот образ Богородицы стали называть «Патриаршим», а сам собор приобрел наименование «Скорбященского».
  • В XVIII столетии в честь чудотворной иконы «Всех скорбящих…» освятили престол, переделанный в 1770 г. на пожертвования богатых помещиков. Вскоре финансирование местного купца А. Долгого позволило приделать к собору две пристройки. Главным проектировщиком назначили В. Баженова, работа совершалась в стиле классицизма: обширную трапезную декорировали четырехколонными портиками, овальными и круглыми очертаниями оконных проемов, колокольня состояла из множества ярусов.
  • В 1788 г. мастера соорудили иконостас, куда поместили святые образы, написанные преподобным иеромонахом Вонифатием.

Через два десятка лет Скорбященский храм получил в дар изображения главных Архангелов на дверях в жертвенный зал, а также лики Николая Угодника и архидиакона Лаврентия Римского, испытавшего великие мучения за веру.

История храма в XIX-XX веках

Скорбященский собор значительно пострадал после нашествия французской армии на Москву в 1812 г. Через 25 лет восточную сторону церкви (Преображенский придел) реконструировали благодаря вложениям местных помещиков, архитектором назначили О. Бове.

  • Основной объем здания представлял ротонду с высоким куполом и овальными оконными проемами, периметр обрамляли ионический портик и изысканный фриз (бордюр на стене у потолка). Помещение, издающее золотистые оттенки, удивляло помпезной пышностью, подкрепленной габаритными декорациями окон. Бове сделал все возможное, чтобы ротонда гармонично сочеталась с частями церкви, возведенными ранее.

Богослужение в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

  • В 1904 г. внешние стены Скорбященского собора были отделаны мраморным камнем и декорированы рельефными фигурами, интерьер дополнился обновленной росписью и отреставрированным иконостасом, а также ризницей. Церковный пол выложили чугунными плитами с затейливым орнаментом. Внутренние колонны стилистически напоминали внешние.
  • В 1922 г. советские власти изъяли бо́льшую часть драгоценных реликвий, в 1930 г. церковь лишилась колоколов, а спустя три года её официально закрыли. Пережив ужасы ВОВ и большевистских репрессий, в 1948 г. Скорбященский собор был торжественно освящен заново. Настоятелем назначили отцам Киприана, а церковный хор обрел всероссийскую славу.

После ВОВ в церкви велись неосторожные восстановительные работы, в результате чего некоторая часть росписи и стеклянная перегородка в восточном приделе были уничтожены. Удачная реставрация прошла в 1974 г., Скорбященскому собору вернули недостающие фрагменты украшения и отделки.

Описание архитектуры

Москвичи чрезвычайно почитают и любят Скорбященскую церковь, они отмечают уникальную архитектуру и непередаваемую атмосферу умиротворения. Примечательной особенностью считаются грандиозные панно, созданные в стиле западного христианства.

Прихожан также поражает единство частей церкви, созданных в разное время. Пройдя через трапезную, созданную раньше, верующий вступает в помещение ротонды, сотворенную несколько позже. Триумфальный иконостас, колонны из белого мрамора, чугунный пол, изящные оконные проемы даруют церкви богатую торжественность, напоминающую о нескончаемой красоте божественных сооружений.

Интерьер церкви иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке

При возведении в 1683 г. трапезной и шатровой колокольни мастера использовали осевую схему, которая явилась неким архитектурным экспериментом. Подобный опыт пришелся по душе ведущим проектировщикам, в последующие годы он не раз применялся в строительстве церковных зданий.

Интересно! Колокольня, сооруженная В. Баженовым, считается настоящим произведением искусства, иллюзорно парящим над поверхностью.

Внешние её линии равномерно тянутся кверху, а колонны и пилястры (вертикальные выступы на стене) придают композиции земной тяжести. Изящная выразительность колокольни возникает посредством рационального размещения балюстрады (ограждения верхнего яруса).

Скорбященская церковь на Ордынке прошла нелегкий путь становления в эпоху российских царей, разграбления в век богоборчества и возвращения былого величия. Врата храма, выделяющегося особенной архитектурной композиций, ежедневно принимает православных верующих, ищущих успокоения в стенах Божьего Дома.

Святыни храма

В Преображенском храме верующие имеют возможность увидеть несколько старинных ликов, созданных в период с середины XVIII до начала XX вв. В церкви хранится чудотворная икона Казанской Богоматери, образы великомученика Лонгина, преподобного Николая Угодника, святителя Варлаама.

Здесь же находится ковчег с чудотворными останками И. Предтечи, учеников Христа Петра и Павла, а также великомученика Дионисия.

Икона Пречистой Девы, называемая «Всех скорбящих Радость», хранится в левой пристройке. У святыни, память которой отмечается 24 октября, всегда собирается множество православных верующих. Рядом с чудотворным образом располагается высокий подсвечник, украшенный фигурами святых, которые были спасены после разрушения церкви Спасителя.

Киот с чудотворным храмовым образом церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве

Чтобы вознести свечное пламя, работники собора подносят деревянную лестницу.

Информация для паломников

Церковь располагается по адресу: Москва, улица Большая Ордынка, дом № 20. Ближайшей станцией является «Третьяковская». Чтобы дойти до собора, следует повернуть налево от выхода из метро и дойти до пересечения с Большой Ордынкой, храм находится справа.

Богослужения в Скорбященском храме совершаются ежедневно с 8:00 до 18:00, в воскресные дни и праздники проходит ранняя литургия в 7:00.

На заметку! В четверг и субботу прихожане имеют возможность принять участие в водосвятных молебнах об исцелении перед святынями.

Текущая деятельность

В 2009 г. состоялось возрождение церковного хора, особенное рвение в этом деле проявил регент А. Пузаков. В 2012 г. началась очередная реставрация под руководством архитектора И. Калугина.

При церкви работает хор, православная детская школа, благотворительный фонд и богословские курсы.

Сегодня при церкви работает православная просветительная организация, объединяющая деятельность духовенства и прихода. Структура занимается социальными и миссионерскими делами, управляет воскресной школой, молодежным клубом и центром милосердия. Настоятелем храма с 2009 г. является преподобный отец Илларион, ранее служивший в Черниговском подворье.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов. В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома.

Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой - очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь - подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства. Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества - в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева - в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) - его «Литургия».

Более подробные сведения об истории храма вы можете подчерпнуть из книги Е. А. Мусориной и С. И. Выстрелкова, посвященной храму иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».