В какие дни ходят на. Можно ли в обычные субботние и воскресные дни посещать могилу близкого человека

Речь - о священном месте, где покоятся тела усопших до будущего Воскресения. Даже язычество считает усыпальницы местами священными и неприкосновенными. А что касается христианства - из глубокой древности идёт обычай отмечать место захоронения холмиком и победным знаменем нашего спасения - Святым Животворящим Крестом.

Его чертят на надгробной плите, водружают над надгробием.

Крест на могиле православного христианина - символ бессмертия и воскресения. На могиле его устанавливают в ногах умершего, чтобы лик покойного был обращён к распятию. Необходимо следить, чтобы Крест не покосился, содержать его в чистоте и вовремя окрашивать.

В православии умерших христиан называют покойными - "ушедшими на покой" или усопшими - "уснувшими" до Великого часа Воскресения, когда они восстанут из гроба, "воскреснут". Могила же является временным пристанищем, усыпальницей и местом будущего воскрешения, возрождения новой жизни. Поэтому могилу, как и Крест, следует содержать в чистоте и порядке. Крест, будь он из металла или из дерева, более приличествует месту упокоения православного христианина, нежели дорогие монументы и мраморные надгробия. Но решение этого весьма деликатного вопроса - дело личное и решается каждой семьёй индивидуально. И не вполне нравственно и этично порицать родных за непритязательное надгробие из металла или даже за отсутствие такового вообще, равно как - и за «вызывающе-нескромные» монументы.

Как правильно вести себя на могиле

Придя к могиле, по православному обычаю надо зажечь свечу и прочитать подходящую случаю молитву. Затем место захоронения надо прибрать - вырвать сорняки, убрать опавшие листья, при необходимости освежить краску на ограде, поправить крест. После того, как наведён порядок, стоит помолчать, вспомнить усопшего. Иногда приходится слышать тихие речи, обращённые к тому, кто лежит под землёй - если того желает ваша душа, такое вполне допустимо.

А вот что касается распития спиртных напитков на могиле, - Христианская Церковь это категорически запрещает! Особенно жестоко оскорбляется память покойного, если на могилу льют водку. Не надо оставлять там и еду, лучше отдать её нуждающимся. Пережитком язычества считается и установленный на могиле стаканчик водки с куском хлеба.

Места захоронений принято посещать в определённые дни, когда Церковь поминает всех от века преставившихся православных христиан.

Дни особого посещения кладбища

  • Суббота мясопустная - за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
  • Родительские субботы - на второй, третьей и четвёртой неделях Великого поста.
  • Троицкая родительская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
  • Радоница (Радуница) - пасхальное поминовение усопших, вторник на второй неделе после Пасхи.
  • Дмитриевская родительская суббота - день моления за всех воинов, суббота, предшествующая 8 ноября - дню памяти великомученика Дмитрия Солунского.
  • Поминовение усопших воинов - 9 мая (26 апреля по старому стилю).

По большому счёту, умершему не нужны ни гроб, ни надгробия, это всего лишь благочестивое соблюдение вековых традиций, выражение уважения к покойному. Молитва о душе усопшего - вот самое значимое и главное, что мы можем сделать для близких, ушедших в мир иной.

Действительно ли по средам нельзя ходить на кладбище? А в какие дни можно? Как часто это можно и нужно делать? Все знают ответы на эти вопросы? Конечно, нет. Знают только люди глубоко верующие, часто бывающие в церкви и выполняющие все церковные предписания.

Основная же масса иногда прислушивается к старшему поколению, но чаще всего действует по правилу «куда все, туда и я». Ну, и существует категория людей ни в кого и ни во что не верящих. Такие, как правило, действуют на свое усмотрение.

Библия о посещениях могил родных и близких

  • дни поминовений, то есть 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти;
  • день кончины;
  • Радоница;
  • суббота (суббота считается заупокойным днем).

Радоница или Радуница – это праздник поминовения умерших, в просторечии его называют родительским днем. Празднуется на девятый день после Пасхи. В этот день принято радоваться за тех, кто покинул этот суетный мир, избавился от физической оболочки, освободился от страданий и тяжелой жизни.

Праздник святой Троицы

Для каждого привычным стало явление, когда в день святой Троицы, огромное количество людей спешит на кладбище навестить покоящихся там своих родных и близких. И мало кто знает, что церковь не советует посещать кладбище в этот день, можно сходить на могилку к родным накануне, но не в день святой Троицы. То же касается и праздника Пасхи, ведь это праздник живых. Лучше в эти дни просто сходить в церковь.

Важен ли день недели для посещения кладбища

И библия, и церковь либо советуют, либо не советуют посещать кладбище в какие-либо дни, но прямых запретов не ставят, тем более о том, что нельзя бывать на кладбище по средам, вообще нигде не упоминается.

Никто не может запретить навещать могилы своих близких, если у человека возникло такое желание или необходимость. Часто посещение кладбища помогает людям справиться с утратой, привести мысли в порядок и успокоиться.

Поэтому, когда лучше навестить могилу близкого человека, каждый для себя выбирает сам. И совершенно не важно, какой это будет день, понедельник, среда или любой другой день недели.

Наверное, у каждого человека есть хотя бы один родственник или друг, которого уже похоронили. Люди всегда уделяют максимум внимания своим близким. Даже после смерти человека присутствует желание навещать его гробницу и заботиться о его покое. Но многие не знают, как посещать кладбище правильно. Существуют дни, когда идти на кладбище можно, и даже нужно. И, наоборот, когда проведывать умерших лучше не надо.

Когда можно ходить на кладбище:

*в день похорон;

*на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти;

*каждый год в день ухода человека из жизни;

поминальные дни - понедельник и вторник той недели, которая идет за Пасхальной;

*Мясопустная суббота, предшествующая за неделю Великому посту;

*2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста;

*Троицкая суббота - день перед праздником Святой Троицы;

*Дмитровская суббота - первая суббота ноября.


Когда нельзя ходить на кладбище:

*православие не приветствует посещать могилы родных в такие христианские праздники, как Пасха, Благовещение и Рождество Христово;

*Троица на кладбище тоже не отмечается. На Троицу ходят в церковь;

*считается, что не нужно идти на погост после заката солнца;

*женщинам не советуют навещать место мертвых во время беременности или месячных. Но это личный выбор каждой представительницы прекрасного пола.

Некоторые источники сообщают о том, что неправильно будет идти в день рождения покойника на его гробницу. Можно просто помянуть его добрым словом, в кругу семьи и близких покойного.

Существуют также некоторые суеверия и правила поведения на погосте.


Как вести себя на кладбище:

Если вы запланировали поездку на кладбище, не стоит надевать одежду ярких цветов. Самыми подходящими будут черный или белый. Также можно подобрать из своего гардероба вещи заглушенных тонов. Ноги должны быть закрыты: одевайте штаны или длинную юбку. Обувь тоже должна быть закрытой. Голову желательно покрыть головным убором или накинуть платок.

Когда ходят на кладбище, ведут себя спокойно, без лишних эмоций. Избегайте смеха или громкого плача. Не ругайтесь.

Не плюйте и не мусорьте. А если вам захочется по нужде, найдите подходящее для этого место за территорией кладбища.

По приходу на могилу положительным действием будет зажечь свечу, вспомнить умершего.

Не стоит пить и есть возле надгробья. Устройте поминальный обед дома.

Не наступайте на могилы и не перепрыгивайте через них.

Не нужно трогать чужие захоронения, наводить там порядок, если вас об этом не попросили родственники похороненного там человека.

В случае когда вы что-то обронили на мертвую землю, лучше эту вещь уже не забирать. Если же упавший предмет для вас очень важен, поднимая его, положите что-нибудь взамен (конфеты, печенье, цветы).

Уходя с кладбища, не оборачивайтесь, и, тем более, не возвращайтесь.

Придя домой, тщательно вымойте руки (а лучше это сделать еще на кладбище), обязательно смойте с обуви кладбищенскую землю, вымойте инструмент, которым убирали на могиле.

Когда посещать кладбище, каждый человек определяет для себя сам. Конечно, ходить в такие места чуть ли не каждый день не рекомендуется. Но и забывать о своих близких тоже не нужно. Поступайте так, как подсказывает вам ваше сердце.

В ситуации когда вы живете далеко от могилы ваших родных или просто не имеете возможности навещать их, но присутствует желание уделить внимание и помянуть, сходите в церковь и поставьте свечу за упокой.

Необходимо знать, что такие свечи не ставят в дни Страстной недели и дни Светлой седмицы.

Также в храме есть возможность заказать у батюшки панихиду (моление об умерших) или литию (усиленное моление). Можно молиться и самим: читать Псалтырь или чин литии, совершаемой мирянином.

При любых обстоятельствах помните о своих умерших близких, а придя на их могилы, ведите себя подобающе, ведь кладбище - это священная земля, место покоя усопших.


КОГДА УМЕР БЛИЗКИЙ РОДСТВЕННИК. ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ЦЕЛЫЙ ГОД.

В первые семь дней после смерти человека не выносите из дома никаких вещей .

На 9-й день после смерти родственники идут в храм, заказывают поминальную службу, дома накрывают второй поминальный стол. За первый поминальный стол семья умершего не садилась .

Теперь же наоборот: за стол садилась семья и еще девять человек (трое, кто омывал покойника, трое, кто делал гроб, трое, кто яму копал).

В современных условиях количество приглашенных может варьироваться, потому что существуют различные государственные службы, которые оказывают необходимые ритуальные услуги: в морге покойника переодевают, гроб можно купить в магазине ритуальных принадлежностей, могила также может быть приготовлена заранее. Следовательно, приглашенных может быть 3 — 6 — 9, а может не быть никого.

На 40-й день после смерти человека устраивают третий поминальный стол — «саракавiцы», на котором присутствует семья умершего, родственники, близкие, друзья, коллеги по работе. В церкви заказывают Сорокоуст — сорок литургий.

Со дня похорон и до 40-го дня, вспоминая имя умершего, мы должны произносить словесную формулу-оберег для себя и всех живых. Одновременно те же слова являются символическим пожеланием для умершего: «Земля ему пухом», тем самым высказывая пожелания, чтобы душа его оказалась в раю.

После 40-го дня и на протяжении трех последующих лет мы будем говорить иную формулу-пожелание: «Царствие ему небесное». Тем самым мы желаем умершему загробной жизни в раю. Слова эти должны быть адресованы любому умершему, независимо от обстоятельств его жизни и смерти. Руководствуются при этом библейской заповедью «Не суди, да не судим будешь».

В течение следующего за смертью человека года ни один из членов семьи не имеет морального права принимать участие в каком-либо праздничном торжестве.

Ни один из членов семьи умершего (включая и вторую степень родства) не мог в период действия траура выходить замуж или жениться,

Если в семье умер родственник 1 -2-й степени родства и после его смерти еще не прошел год, то такая семья не имеет права красить яйца на Пасху в красный цвет (они должны быть белыми или какого-либо иного цвета — синего, черного, зеленого) и соответственно принимать участие в торжествах пасхальной ночи.

После смерти мужа жене запрещается на протяжении года что-либо стирать в тот день недели, в который случилась беда.

На протяжении года после смерти все в доме, где жил умерший, остается в состоянии покоя или постоянства: нельзя делать ремонт, перестановку мебели, ничего не отдают и не продают из вещей умершего, пока душа умершего не достигнет вечного покоя.

На протяжении этого года и всех последующих лет на кладбище можно ходить только по субботам (кроме 9, 40 дня после смерти и церковных праздников почитания предков, таких, как Радуница или Осенние Деды). Это признанные церковью дни поминовения умерших. Постарайтесь убедить своих родственников, что постоянно приходить на могилу к умершему не следует, тем самым они наносят вред своему здоровью.

Какой дорогой вы приходите на кладбище, такой и назад возвращайтесь.

Посещайте кладбище до 12 часов дня.

Дни особого поминовения усопших в течение года:

Мясопустная суббота — суббота на девятой неделе перед Пасхой;

— суббота на второй неделе Великого поста;

Вселенская Родительская суббота — суббота на третьей неделе Великого поста;

Вселенская Родительская суббота — суббота на четвертой неделе Великого поста;

Радуница — вторник на второй неделе после Пасхи;

Троицкая суббота — суббота на седьмой неделе после Пасхи;

Дмитриевская суббота — суббота на третьей неделе после Покровов (14.10).

Ровно через год после смерти в семье умершего справляют поминальную трапезу («угодю») — 4-й, завершающий поминальный семейно-родовой стол. Необходимо помнить, что живых нельзя заранее поздравлять с днем рождения, а завершающий поминальный стол следует устраивать либо ровно через год, либо на 1—3 дня раньше.

В этот день надо пойти в храм и заказать панихиду по усопшему, сходить на кладбище — проведать могилу.

Как только завершится последняя поминальная трапеза, семья снова включается в традиционную схему праздничных регламентаций народного календаря, становится полноправным членом общины, имеет право принимать участие в любых родовых торжествах, в том числе играть свадьбы.

Памятник на могиле можно ставить только по истечении года после смерти человека. Причем необходимо помнить золотое правило народной культуры: «Не чапай зямлю пасля Пакравоу да Радаунщы». Это значит, если год по умершему пришелся на конец октября, т.е. после Покровов (и на весь последующий период вплоть до Радуницы), то памятник можно будет поставить только весной, после Радуницы.

После установки памятника крест (как правило, деревянный) еще на год кладут рядом с могилой, а потом выбрасывают. Его можно также закопать под цветник или под могильную плиту.

Жениться (выходить замуж) после смерти одного из супругов можно только через год . Если женщина выходила второй раз замуж, то полноправным владельцем-хозяином новый муж становился только через семь лет.

Если супруги были венчаны, то после смерти мужа его кольцо забирала жена, и если она больше не выходила замуж, то ей в гроб клали оба обручальных кольца.

Если же муж хоронил жену, то ее обручальное кольцо оставалось с ним, а после его смерти оба кольца клали к нему в гроб, чтобы, встретившись в Царствии Небесном, сказать: «Я принес наши кольца, которыми нас венчал Господь Бог.

На протяжении трех лет отмечают день рождения умершего и день его смерти. По истечении этого срока отмечается только день смерти и все годовые церковные праздники поминовения предков.

Не все из нас умеют молиться, а тем более знают молитвы по умершим. Выучите несколько молитв, которые, может быть, помогут обрести вашей душе покой после невосполнимой утраты.

Одним из самых важных элементов культуры каждого народа является поминание усопших. В сокровищницах народной и философской мысли можно найти немало мудрых изречений на эту тему, но даже без них не нужно объяснять важность этого обычая, идущего из глубины веков и незримо связывающего друг с другом все человеческие поколения. Особую важность поминание приобретает для тех, у кого потеря родных и близких – ещё свежая рана. Посещение кладбищ для них – это один из способов справиться со своим горем.

С народным обычаем солидарны все религии мира, однако они же предупреждают и о нежелательности частых посещений кладбищ, а православная церковь, например, даже разделяет т.н. «дни радости» и «дни печали», выпадающие на Пасху (один из главных христианских праздников, посвящённых воскресению Христа). С религиями согласны и экстрасенсы, утверждающие, что кладбище – это средоточие мёртвой энергетики, и человек, слишком часто посещающий его, не только воспринимает её в полной мере, но и несёт т.н. «мёртвую землю» к себе домой. Поэтому так важно, по их мнению, ничего не брать с кладбища, а по возвращении с него (после уборки могил или их посещения в определённые дни) обязательно вымыть руки и вытереть ноги, оставив эту землю за порогом.

Поскольку с обычаем поминания мёртвых связано немало примет, суеверий и самых противоречивых сведений, особенно в сельской местности, неудивительно, что очень часто можно услышать вопрос, адресованный в равной степени и православным священникам, и обычным пожилым людям: когда можно и когда нельзя ходить на кладбище? Что удивительно, ответы бывают самыми разными. Например, на вопрос, можно ли посещать кладбище на Пасху, один священник ответит отрицательно, другой скажет, что это не по канону, но тем не менее не возбраняется, а в деревнях же, напротив, нередко бытует мнение, что можно. Кроме того, бытуют рассказы о том, как и сами батюшки посещали на Пасху кладбища и святили там куличи (такую историю, например, рассказывает настоятель храма в п. Максаковка, Республика Коми, отец Игнатий). Кто же прав и по каким же дням на самом деле нужно посещать место последнего покоя?

«Машина времени»

Начнём с Пасхи – точнее, с рассказа не о ней, а о её истории в ХХ веке (это поможет понять природу некоторых обычаев, распространённых на постсоветском пространстве по сегодняшний день). До революции 1917 года она была не просто большим религиозным праздником, но ещё и праздником государственным, к которому согласно закону 1897 года давалось четыре выходных дня (пятница и суббота Страстной недели, предшествующей Пасхе, и понедельник и вторник следующей). Таким образом жители дореволюционной России получали маленькие пасхальные каникулы. Первые семь дней после праздника назывались «пасхальной неделей», а после неё начиналась т.н. Радоница (или Радуница) – древнейший народный праздник поминовения мёртвых, возникший ещё в дохристианскую эпоху и чуть ли не единственный (за исключением, пожалуй, Троицы), полностью воспринятый и поддержанный православием. Точно определённого дня для Радоницы не было: её отмечали и в первое воскресенье после Пасхи, и в следующий за ним понедельник, и во вторник. Единственное, что можно отметить в этой связи, было общее для всех местностей правило: поминали мёртвых (и соответственно посещали кладбище) не позже 9-го дня после Христового Воскресения.


О повсеместном распространении Радоницы говорит хотя бы то, что в русском языке она имеет 14 диалектных синонимов, в украинском – 5, в белорусском – 7, а в приграничном украино-польско-белорусско-русском Полесье её называют «Деды радостные». На последнее название, кстати, стоит обратить внимание, как и на некоторые синонимы типа «Бабский Великдень» или «Мертвецкий Великдень», прижившиеся в украинском языке. После крещения Руси народное сознание накрепко связало Пасху как празднование воскресение Сына Божьего и обещанное им через Писание воскресение всех мёртвых в Судный день, что способствовало возникновению следующей трактовки: Пасха – это общий праздник для всех живых и мёртвых; в этот день Бог отпускает души на землю, чтобы они вместе с живыми отпраздновали этот день, и разрешает им побыть вместе целую неделю. На Радоницу же души возвращаются обратно, и это также было закреплено в некоторых названиях-синонимах этого праздника: «Проводы» (или «Проводки») – в украинском языке и «Навьи проводы» – в русском. То есть, Пасха стала символом объединения мёртвого и живого мира, подкреплённым евангельским рассказом о сошествии в эти дни Иисуса в ад и освобождении из него всех грешников, и Радоница воспринималась как её естественное продолжение: живые люди провожают души мёртвых родственников обратно на кладбище. Несмотря на то, что это было неканоническое толкование сути праздника, церковь не препятствовала ему и даже в чём-то его поощряла – например, предпочитала называть «мёртвых» «усопшими», в чём народное сознание видело лишнее подтверждение своей правоты. Единственное, от чего она предостерегала верующих – это от излишнего разгула и размаха при праздновании, свойственного славянской душе (особенно после строгого Великого поста).

Как известно, Советская власть не очень жаловала православную веру и её служителей, и это ещё мягко сказано. Выдернув из контекста фразу Карла Маркса о религии как об «опиуме для народа» (при этом совершенно забыв, что во времена Маркса опиум являлся болеутоляющим средством, а его наркотические свойства были выявлены позже), она восприняла её как лозунг и начала действовать в соответствии с ним. В годы гражданской войны священнослужители были одними из первых, кто подвергался различным репрессиям, и даже поиски патриархом Тихоном (В. И. Беллавиным (1865-1925)) компромисса между Советской властью и церковью не имели особого успеха. Никакие его уверения в лояльности церкви к власти, никакая помощь во время изъятия ценностей в помощь пострадавшим от голода 1920-1921 г.г. (Тихон разрешил «жертвовать на нужды голодающим» церковную утварь и украшения, «не имеющие богослужебного употребления») не могли отменить факта анафемы 1918 года и публичного осуждения им действий Советской власти в период революции и гражданской войны. Реакция была соответствующей: храмы и церкви закрывались и осквернялись, а все прежние праздники объявлялись «пережитком старого режима» и запрещались. Естественным образом в этот список попала и Пасха: открытое её празднование на государственном уровне было запрещено (как, собственно, и Радоницы). Исключение делалось лишь для стариков, но против них (как и против верующих различных возрастных категорий, воспитанных в соответствующей среде и не поддававшихся атеистической пропаганде) Советская власть использовала моральное давление, блокируя добровольцами подступы к уцелевшим церквям в субботу и воскресенье. Логика была не только в недопущении прихожан: для оцепления привлекались активные беспартийные, сочувствующие Советской власти, комсомольцы и коммунисты, и среди них обязательно должны были найтись (и находились) знакомые и друзья тех, кто шёл на богослужение, которые сообщали их имена в партийные и комсомольские ячейки. Нетрудно понять, что последствия для верующих могли быть самыми неприятными и плачевными.

Такое положение дел приводило к тому, что люди под предлогом «посетить могилки» начинали в пасхальный день идти на кладбища, где отмечали Пасху вместе со своими умершими родными и близкими. Это не противоречило народному пониманию Пасхи, о котором мы уже упоминали, и способствовало её окончательному объединению с Радоницей, пусть и в несколько искажённом под воздействием внешних обстоятельств варианте. Так и родился обычай, до сих пор вводящий в заблуждение очень многих жителей постсоветских стран.

Так продолжалось до 1941 года. Во время войны, когда СССР искал не только материальной, но и моральной поддержки где только мог и в чём только мог (известно, что в ночь на 19 ноября 1942 года перед наступлением советских войск под Сталинградом специальный самолёт втайне даже облетел их позиции, имея на борту мощи знаменитого полководца Тамерлана), отношения власти и церкви заметно потеплели. Сталин не раз имел в своём кабинете долгие беседы с местоблюстителем патриаршего престола, а затем патриархом Московским и всея Руси Сергием (И.И. Страгородским, (1867 – 1944)), а 4 апреля 1942 года как раз перед очередной Пасхой был издан указ, официально разрешавший её празднование и позволявший всем желающим, несмотря на комендантский час и режим светомаскировки, находиться на улицах всю ночь.

Последствия этого распоряжения сохранились в архивах российского ФСБ. Так, согласно донесениям сотрудников НКВД, в ту ночь в одной только Москве праздничные службы посетили около 85 тыс. человек, причём в некоторых храмах их число достигало до 4-6 тысяч. Вряд ли это число было преувеличенным: в ведомстве прекрасно знали, какие последствия для исполнителей могут повлечь за собой недостоверные сведения такого рода. Конечно, многие скептики сразу истолковали этот шаг как, говоря современным языком, очень грамотную пиар-акцию, призванную не только обеспечить поддержку власти советских верующих, но и получить дополнительные очки в глазах союзников по антигитлеровской коалиции, но верующим-то было совершенно всё равно. В тех же донесениях сохранились тщательно записанные в тот день слова благодарности Сталину, которые произносили посетители московских храмов, и они были совершенно искренними.

После войны Пасху уже не запрещали официально, хотя противодействие её празднованию в довоенном духе всё равно оказывалось, особенно в глубинке. Свидетелем одного такого празднования стал в 1961 году учитель математики в сельской школе, будущий всемирно прославленный писатель А. И. Солженицын, отразивший свои впечатления в одном из рассказов цикла «Крохотки». Во многих, даже не воцерковленных семьях родилась традиция домашнего празднования Пасхи (и в архивах РИА «Новости» сохранилось немало любительских фотографий на эту тему), после чего люди отправлялись на кладбище в тот же день поминать своих родных и праздновать с ними. Так довоенный обычай ещё более укрепился в сознании советского человека.

Вплоть до распада СССР отношение к Пасхе представляло собой удивительную двойственность, присущую самой сути Советской власти. Начиная с 70-х годов ХХ века, ближе к празднику в магазинах начинал продаваться т.н. кекс «Весенний», очень-очень напоминавший по своей форме пасхальный кулич, а государственные типографии – сначала московские, затем и областные – выпускали пасхальные открытки. Надписей на них типа «Поздравляем с Пасхой», конечно же, не было, но пасхальные элементы неизменно присутствовали. Праздничные богослужения по-прежнему привлекали толпы людей, и в Москве часто доходило до того, что в субботу отменялись маршруты автобусов и троллейбусов, проходивших мимо наиболее посещаемых храмов: их посетителей было так много, что они не умещались ни в помещениях, ни внутри ограды и запруживали тротуар и проезжую часть. С другой стороны, Пасху по-прежнему не признавали официально, следующие за ней дни были рабочими, а меры воздействия стали более изощрёнными и весьма действенными. Например, в ночь с пасхальной субботы на воскресенье по телевидению (или в сельском клубе) намечался показ какого-нибудь популярного заграничного кинофильма (чаще всего французского боевика или комедии), а в глубинке устраивались крупные дискотеки. Естественно, зачастую выбор делался не в пользу богослужения. Подобное отношение было и к поминовению мёртвых: поскольку традиционные для этого дни были рабочими, возник обычай «Родительского дня», для которого стихийно выбрали выходной 7-й день после Пасхи – воскресенье. Сохранялось и посещение кладбища на Пасху, тем более что многие погосты в глубинке находились непосредственно при церквях, и таким образом люди убивали сразу двух зайцев. Те же, кто был вынужден уехать из родных мест, старались ездить на могилы родственников во время отпуска, что привело к тому, что кладбища посещались не в какой-то определённый день, а в любой удобный.

Сложившиеся под влиянием реалий обычаи привели к тому, что когда с распадом СССР в 1991 году церковь стала открыто указывать на недопустимость бесконтрольного посещения кладбищ, это привело к многочисленным вопросам и путанице. Её отголоском до сих пор служит упомянутое нами разное понимание одного и того же праздника жителями постсоветской провинции и разномыслие православных священников по этому поводу. Впрочем… разномыслие ли?

Когда же правильно посещать кладбища на Пасху?

В наши дни ответ на этот вопрос представляет собой два с виду взаимоисключающих подхода. С одной стороны, церковь, говоря о «днях радости» и «днях печали», категорически не советует смешивать их друг с другом. Логика проста: посещая кладбище в пасхальный день, сложно удержаться от скорби по безвременно ушедшим, и даже обещание грядущего воскресения мало способно утешить человека. Между тем суть Пасхи – это прежде всего радость от победы над смертью, и именно так трактуют его все праздничные песнопения и молитвы. Церковь по-прежнему приветствует посещение кладбища в пасхальные дни, но советует это делать так, чтобы не смешивать одно с другим – то есть, проще говоря, идти к усопшим родным на Радоницу, называемую ещё Фоминой неделей. Вопрос в другом – как быть, если 9-й день после Пасхи по-прежнему рабочий? Ответ на него можно найти в дореволюционных народных традициях: как мы уже рассказывали, Радоницу в разных уголках России отмечали в любой из трёх дней – первое воскресенье после Пасхи (7-й), понедельник (8-й) и вторник (9-й). Церковный устав разрешает молиться за усопших с понедельника. Лучше всего, конечно же, ходить на кладбище на 9-й день – это вполне согласуется с не противоречащими христианской традиции народными представлениями о посещении мира живых душами умерших, – но если такой возможности нет, то вполне допустимо сходить на погост в воскресенье или в понедельник. Единственное, от чего предостерегают священнослужители – не стоит ходить на кладбища после Радоницы, то есть, в среду и остальные дни: это просто бессмысленно с христианской точки зрения. Разве что по желанию…

С другой стороны, в Библии и церковном православном уставе действительно нет запрета посещать кладбище именно на Пасху, и с формальной точки зрения ходить туда в этот день можно. Но, как мы уже рассказали, это противоречит духу праздника, а в споре между формой и сутью предпочтение всегда следует отдавать именно сути. Кроме того, есть ещё один немаловажный нюанс: на время пасхальной недели в храмах не поминают усопших и не читают сорокоуст, откладывая это до Радоницы. Если же кто-нибудь умирает на Пасху, церковь расценивает это как Божью милость и благодать, и отпевание умершего производится по пасхальному чину, не так, как в другие дни. Перед посещением кладбищ же священники советуют зайти в храм, помолиться за усопшего и самому причаститься.

Что же касается упомянутой нами истории о посещении священником кладбища в день Пасхи, это действительно произошло несколько лет назад в одном из российских городов по наказу настоятеля и, скорее всего, имело своей целью не поддержание традиции, а ненавязчивое просвещение. Известно, что многие священнослужители, разъясняя своим прихожанам деликатные тонкости празднования Пасхи и Радоницы, не говорят о прямом запрете посещения кладбища на Пасху (они и не могут об этом говорить), а лишь выделяют приоритеты и иначе расставляют смысловые акценты – мол, лучше будет, если вы сделаете так…

Когда ещё можно ходить на кладбища?

Помимо Радоницы, есть ещё несколько дней в году, когда ходят на кладбище:

  1. день похорон умершего человека (что само собой разумеется).
  2. 3-й, 9-й и 40-й день после его смерти.
  3. ежегодно в день ухода человека из жизни.
  4. мясопустная (первая вселенская родительская) суббота, после которой начинается масленица.
  5. 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста.
  6. Троицкая (вселенская родительская) суббота – день перед праздником Троицы.
  7. Дмитровская суббота – первая суббота ноября.

Во многих российских областях, а также на Балканах, эти субботы считались главными днями поминовения умерших предков, которые, согласно народным представлениям, также, как и на Пасху, приходят в гости к своим родным. После посещения кладбища предполагается домашний поминальный ужин, состоящий обычно из непарного количества блюд, и т. н. «дедовский вечер», на протяжении которого стараются вести размеренные разговоры и вспоминают всех ушедших. Для их душ откладывают понемногу от каждого блюда, зажигают свечу и ставят её в зерно, в отдельную рюмку наливают алкоголь. По окончании вечера посуду со стола обычно не убирают до следующего дня.

Нередко в сельской местности можно встретить также обычай ходить на кладбище за несколько дней до поминального воскресенья или в период между 1-м и 9-м мая, когда традиционно ходили убирать братские могилы воинов, погибших во время Великой Отечественной войны, а заодно и навести порядок на могилах родственников. Священники по этому поводу говорят так: мол, чёткого расписания, когда ухаживать за могилами, не существует, однако лучше всего придерживаться сложившихся традиций.

Однозначно не рекомендуется церковью посещать кладбища на главные христианские праздники – Рождество, Благовещение и прочие. Если же в эти дни умер кто-нибудь из близких, то для решения этой коллизии лучше обратиться к православному священнику, хотя надо сказать, что народное сознание, оказывавшееся перед подобным выбором, не мудрствовало лукаво и часто выбирало посещение кладбища с погребением, мотивируя свой выбор известной поговоркой «Смерть да родини не ждут години». Однако ни священники, ни экстрасенсы, ни народная мудрость не советуют ходить на кладбища после заката, а всяческие высказывания типа «свои вреда не причинят, так что на погосте можно даже переночевать» расцениваются ими как суеверия. Также можно встретить совет не посещать кладбища даже в установленные дни:

  1. беременным.
  2. тем женщинам, у которых наступили месячные (хотя этот совет не строгий, и в конце концов церковь оставляет окончательное решение на усмотрение самих женщин).
  3. в день рождения усопшего, который лучше всего также провести в кругу семьи, вспоминая о нём добрым словом.

Как нужно вести себя на кладбище

Православная церковь не приветствует устойчивые народные традиции:

  1. есть и пить на кладбище во время посещения могил с целью помянуть усопших.
  2. лить водку в могилу.
  3. оставлять на могиле еду.

Согласно канону, в дни посещения кладбища следует прибрать могилу, зажечь свечу, помолиться за душу усопшего (ради этого можно пригласить священника) и просто помолчать в память о нём. Поминальный обед/ужин лучше всего сделать дома. Нельзя наступать на могилы и перепрыгивать через них, убирать на чужих могилах, если об этом не попросят родственники похороненных в них, и уносить что-либо с кладбища. Если вы что-то обронили, то лучше его там оставить. Если обронённый предмет очень важен, забирая его, нужно положить что-либо взамен (конфеты, цветы, печенье) – то есть, «откупиться от смерти», как говорят экстрасенсы, иначе в доме скоро появится покойник. Обязательно следует после посещение кладбища вымыть руки, очистить свою обувь от «мёртвой земли» и тот инструмент, которым убирали на могиле. Также поощряется в этот день давать милостыню, а припасённую для кладбища еду рекомендуется раздать голодным и нищим на «помин души».

Заключение

Поминание усопших – очень важная часть человеческой культуры, но не менее важно делать это правильно. К сожалению, никто не может знать, правы ли народные обычаи и предписания церкви или нет, и поведение человека в дни поминовения – это отголоски его тайных надежд и веры в то, что всё в конце концов будет хорошо для всех. А коль так, то лучше всего отмечать поминальные дни с обязательным посещением кладбища так, чтобы потом не было стыдно за своё поведение или за незнание чего-либо – ни перед живыми, ни перед мёртвыми.

14.10.2013 | 20:29

Сегодня речь пойдет о том, как вести себя на кладбище – как правильно вести себя на кладбище. Что значит правильно? Это значит, что существуют особые законы, которые необходимо соблюдать каждому. Несоблюдение этих законов ведет к печальным последствиям для того, кто допустил ошибку. Как говорится, незнание законов не освобождает от ответственности.

Существуют определенные правила поведения на кладбище. В них нет ничего мудреного и сложного, это очень простые и очевидные для многих вещи. Однако как практикующий маг встречаю людей, у которых случаются проблемы именно по причине нарушения этих правил поведения на кладбище. Поэтому решил написать эту статью.

Никаких особых ритуалов или практик в ней не будет – статья рассчитана на обычных людей, далеких от занятия магией.

Я отвечу на вопросы, как правильно ухаживать за мертвым, что можно и чего нельзя делать на кладбище, что приносить с собой мертвому и что можно забирать от него, как ухаживать за могилкой и прочее. В общем, это обыденные вещи, о которых, единожды прочитав, не ошибешься в будущем никогда.

Итак, как правильно вести себя на кладбище. Вы приезжаете к вашим мертвым родственникам и знакомым на кладбище с целью почтить их память. Обычно это заранее запланированные поездки, поэтому вы вполне можете подготовиться к такой поездке.

Правило поведения на кладбище №1 — правильно подготовиться к поездке на кладбище

Прежде всего обратите внимание на вашу одежду. Возможно, вам идут короткие юбки и ультрамодный коралловый цвет, но! Вы едете не себя показать, а почтить мертвых. Цвета кладбища – черный и белый. Предпочтительнее черный, так как он считается еще и траурным цветом. Если вам сложно найти подходящую одежду таких цветов, то просто не одевайтесь ярко. Мертвые не любят ярких цветов.

Выберите из имеющегося в вашем гардеробе одежду приглушенных тонов. Кроме того (и это особенно важно!) ваши ноги должны быть закрыты полностью – штаны или длинная юбка в пол будет самой уместной одеждой. Это не мода такая, это правило поведения на кладбище такое. Это именно тот момент, который для многих является роковым. Поэтому повторю – ваши ноги должны быть полностью закрыты!

Никогда не надевайте открытую обувь для поездок на кладбище. Выбирайте всегда только закрытую обувь, даже если на улице жарко. На крайний случай возьмите с собой сменную закрытую пару обуви, которую оденете перед входом на кладбище и снимите сразу при выходе из него.

Самый крайний вариант для спонтанных поездок на кладбище, когда вы в босоножках – оденьте поверх вашей обуви обычные бахилы или полиэтиленовые кульки. Это также актуально при влажной погоде, когда на вас обувь, которая промокает.

Почему закрытые ноги и стопы – это неоспоримое правило поведения на кладбище? Это свойство мира, свойство мертвой энергетики, о котором многие слышали, но многие не применяют. «Мертвое тянет за собой живое».

Это значит, что мертвая земля, пыль с мертвой земли, осаживаясь на вашем теле, приводит к наложению мертвой энергии на вашу живую. Свойство мира заключается в том, что живое рано или поздно становится мертвым, но не мертвое – живым. Поэтому влиять эта энергия и будет согласно своему природному свойству.

Обычно такое наложение мертвой энергетики на живого человека приводит к болезням последнего. Каким именно? Чаще всего страдают ноги – тяжесть, усталость, застойные явления (в циркуляции крови и лимфы в ногах).

Но если говорить в целом, то мертвая энергетика откладывается в силу своей тяжести в трех нижних энергетических центрах (чакрах), и симптоматика может соответствовать нарушениям в работе каждой из них. Я говорю об этом в первую очередь, потому что это самая частая ошибка из-за незнания правил, как вести себя на кладбище.

Забегая вперед, обозначу сразу здесь же еще одно правило поведения на кладбище. Вернее, после посещения кладбища. Не заносите с вашей немытой после кладбища обувью себе же домой кладбищенскую землю!

Этот механизм часто используют для порч ("Что такое порча "), поэтому разуйтесь до входной двери, промойте тщательно обувь от мертвой земли, и после этого занесите обувь домой. Сделать это несложно, но этим вы убережете себя и ваших близких от порчи в доме из-за того, что вы просто не знали, что так вести себя с кладбищем нельзя.

Как вести себя на кладбище – правило поведения на кладбище №2

Обратите особое внимание на ваши волосы. В древности принято было закрывать голову, повязывать платком волосы для похода на кладбище. Это также не дань моде, но имеющее разумное объяснение действие. Есть особого рода порчи, когда биологический материал человека (волосы, ногти, испражнения и т.п.) приносили и оставляли на кладбище.

Какое отношение это имеет к повязыванию платком своих волос? Прямое! Волосы имеют свойство падать, особенно если их постоянно поправлять рукой из-за того, что их развевает ветер, или расчесываясь.

Предположим, вы не знаете о таком правиле поведения на кладбище, и ваш волос падает с вашей головы на могилу. Что произойдет? Запускается определенный механизм (тот самый, который используют маги для вышеуказанных порч).

Последствия таковы, что мертвый, на могилу которого упал волос, имеет доступ к вашей голове, к вашему сознанию, вашему разуму. И теперь он может оказывать влияние на ваши мысли, «нашептывать» вам что-то и прочее; самое печальное последствие из того, что можно «заработать» таким образом – это соответствующий психиатрический диагноз со всеми выходящими отсюда последствиями.

Кроме того, есть порча, для которой волосы жертвы кладут на могилку крестообразно. Это приводит к тому, что судьба жертвы меняется в негативную сторону. Поэтому будьте осторожны, ведь при расчесывании может выпасть и не один волос, и вдруг эти два волоска по закону подлости лягут на могилу именно так.

Те же самые меры безопасности касаются и любого другого биологического материала – не плюйте на мертвую землю, нельзя также ходить в туалет на территории кладбища. Если, извините, «приспичило», выйдите за пределы кладбища, чтобы справить нужду.

Я говорю также о тех туалетах, которые находятся на территории кладбища – туда тоже не следует. Туалеты должны стоять за кладбищенской оградой и никак иначе; если туалет внутри, то это всегда так, что живое соприкасается с мертвым.

Кроме того, в таких туалетах часто колдуют – в них скидывают, к примеру, мелочь. Эта мелочь скидывается не просто так. Тот, кто берет эту мелочь себе, забирает вместе с ней какие-либо болезни или бедность от того, кто ее скинул. Попав на ваши испражнения, она сработает вне вашей воли, а вы и понятия иметь не будете, откуда такое на вас свалилось.

Как вести себя на кладбище – правило №3

Ходите по специально сделанным дорожкам на кладбище или тропинкам, не наступайте на могилы, не переступайте и не перепрыгивайте через них – это очень не нравится мертвым. Не просто не нравится. Так вести себя на кладбище нельзя еще и потому, что особо агрессивный и неупокоенный мертвец может «пойти по следу», оставленному вами на его могиле. Это не принесет вам ничего хорошего, поэтому будьте аккуратны, особенно пробираясь по кладбищу в заснеженную погоду.

Я прошу прощения у тех, у кого эта статья вызывает эмоции отторжения своей примитивностью описанных правил. Я пишу это не потому, что это приятная для разговора тема. Некоторые люди действительно не знают, как вести себя на кладбище — им это просто никто не объяснил, а я потом встречаю таких людей на консультациях по поводу магического негатива и ищу причину их болезни или жизненных проблем. Поэтому считаю необходимым впрямую подробно описать, как правильно вести себя на кладбище и указать на самые общие правила поведения на кладбище – даже такая примитивная информация способна предостеречь от многих, уже существенных, проблем. Итак, продолжим читать о том, как вести себя на кладбище.

Как вести себя на кладбище – правило №4

Приходя на кладбище, в числе прочих моментов люди приглядывают за могилками близких, убирают их, поддерживают в чистоте. Обратите внимание, пожалуйста, на такой момент – мертвые не любят, когда забирают их вещи или то, что им принадлежит.

Поэтому даже обрывая желтую траву на могилке или убирая мусор, объясните вашему умершему родственнику, что вы это делаете с целью поддержания чистоты, не более. И обязательно, если вы что-то забрали, положите что-то взамен. Убирая, вы оставите принесенное угощение. Забирая разбитую вазу, обязательно замените ее новой и так далее.

Есть еще один момент, который важно учесть, чтобы правильно вести себя на кладбище. Бывает, что из рук выпадают ключи от машины либо пачка сигарет на территории кладбища. То есть вы просто уронили какую-либо вещь, нужную вам, на мертвую землю.

По законам кладбища – эта упавшая вещь уже не ваша. Поэтому, если вам не жалко отказаться от упавшей пачки сигарет, оставьте ее там, не поднимайте. Если же это телефон, ключи от машины или что-то другое нужное вам, то беря эту вещь обратно, положите нечто взамен. Лучше если это будут конфеты или какое-либо другое угощение.

Как вести себя на кладбище – правило №5

Обычно люди приносят с собой тряпки на кладбище, чтобы протереть памятник от грязи и пыли. Уважаемые, эти тряпки не должны быть вашими личными старыми и ненужными теперь вам вещами!!! Не промывайте памятники вашими трусами или носками ваших живых родственников! Я не шучу – я знаю о том, что такое по незнанию случается. Почему так нельзя вести себя на кладбище, я писал выше. Также отмечу: не стоит, зная это правило поведения на кладбище, использовать его злонамеренно с целью наведения порчи, потому что для порч такого рода существуют определенные условности и правила безопасности, не зная которых вы можете разделить участь с вашей жертвой.

Это правило поведения на кладбище также касается других вещей, принесенных из дома. Веник для уборки территории не берите из дома, как старый и ненужный. Не пожалейте денег, купите специально для кладбища новый веник и оставляйте его там же. Вообще из дома не берите вещей для кладбища – те же вазы для цветов, тряпки из старья, посуду для покойного. Купите новую. Дозволяется приносить покойному те вещи из дому, которыми пользовался только он. К примеру, чашку, из которой пил только покойный и никто больше, можно принести ему на кладбище, тем более если он очень любил эту чашку.

Запомните, пожалуйста, и следующее правило поведения на кладбище — все вещи, которые вы принесли с собой, забирайте с кладбища обратно с собой. Если это использованные салфетки и подобный мусор – выкиньте его в специальный элеватор на кладбище, но не оставляйте содержащие ваш биологический материал предметы на мертвой земле, не мусорьте. Это тот случай, когда культурным быть просто необходимо для вашего же блага.

Верно и обратное правило поведения на кладбище — вещи с кладбища не следует брать себе домой. Убрали мусор с могилы, оставьте его на кладбищенской свалке. Если же что-то берете по каким-то особым причинам, оставьте что-то взамен; иначе – дороже выйдет.

Часто бывает, что на кладбище есть свои источники воды – колодцы или краны. Используйте эту воду для уборки на могиле, полива цветов и растений на кладбище. Не следует пить такую воду или умываться ею, для этих целей привозите воду с собой из дома.

Как вести себя на кладбище.

Теперь непосредственно о том, как вести себя на кладбище – как правильно вести себя на кладбище. Краткий ответ – уважительно и умеренно. Уважительно по отношению к мертвым и умеренно в смысле собственных эмоций. Уважаемые, мертвые не любят бурных проявлений эмоций. Ваш плач или смех ими воспринимается по-другому, совсем по-другому. Умершие очень быстро теряют свои собственные эмоции, даже если при жизни они были чрезвычайно эмоциональны.

Буквально через год от эмоций у покойного остаются лишь воспоминания о них, но не сами переживания или чувства. Это сложно понять, поэтому советую просто принять эту информацию на вооружение. Повторю — вести себя на кладбище следует именно умеренно в плане эмоций, избегайте смеха или плача.

Бывают случаи, когда по мертвому буквально «убиваются» — ходят ежедневно на могилу, льют слезы, дома не могут забыть ни на минуту и постоянно сокрушаются о смерти этого человека («зачем ты меня оставил», «на кого ты меня бросил» и т.п.) Со всем уважениям к скорби таких людей, услышьте меня, так вести себя на кладбище нельзя, так вообще делать нельзя!

Держите себя в руках, найдите способ обуздать свои эмоции, соберите всю вашу волю в кулак, и отпустите вашего умершего близкого человека, позвольте ему уйти. Поймите, ваши слезы и стенания удерживают его (причем, иногда не только его дух (энергооболочку), но и душу, если она не упокоилась).

Страдания и стенания – неприемлемое поведение на кладбище еще и потому, что эти эмоции могут стать причиной того, что мертвый заберет с собой живого в буквальном понимании этого выражения. Надо также иметь ввиду, что на подобные эмоции может прийти нечисть, которая способна принять облик покойного.

Раньше таких случаев было достаточно, теперь же это редкость. Поэтому только обозначим, что от такого рода приходов ждать чего-то хорошего не приходится – нечисть чаще всего приходит с целью своровать вашу энергию (она ей питается), но может и эксплуатировать в своих целях или даже убить.

Это была общая информация о том, как правильно вести себя на кладбище. К сожалению, статья о том, как вести себя на кладбище вышла очень объемной, но я не коснулся еще вопросов об уходе за мертвым, как поминать, что приносить с собой на кладбище. Также нерассмотренными остались другие важные правила поведения на кладбище – >>