Что такое позитивное мышление? Негативная сторона позитивного мышления.

Бесполезных тренингов и прочих сравнительно честных способов отъема денег у населения.

Этот «концепт» предполагает, что нужно улыбаться миру и людям, причем не только натягивая на лицо фальшивый «смайл», но и внутренне: думать о хорошем, визуализировать позитивные образы, медитировать на чувство «что все хорошо», преодолевать негативные чувства и мысли усилием воли и т.д. и т.п. Соответственно проповедники позитивного мышления фактически предлагают адептам всегда быть в хорошем настроении, быть веселым, улыбчивым, легким в общении и пр. Предполагается, что такие практики (почти духовные) должны помочь человеку не впадать в уныние и быть способным действовать правильно.

На самом деле никакой экспериментально подтвержденной связи между позитивными мыслительными «практиками» и эффективностью деятельности нет. В большинстве случаев позитивность позволяет человеку не достигать реальных результатов, а лишь утверждаться в своих иллюзиях, легитимизировать свою лень и нежелание реально работать. Человек, всерьез поверивший в силу позитивного мышления, начинает думать, что все у него прекрасно, а значит, зачем действовать? Зачем что-то менять?

Чтобы еще лучше понять, помогает позитивное мышление или мешает, давайте зададимся следующим вопросом. Кто тратит больше сил: тот, кто просто работает или тот, кто при этом еще старается улыбаться и быть позитивным? А ведь тот, кто тратит больше сил, понятное дело, находится в менее выгодном положении.

Вообще позитивное мышление - это понятие из круга «притвориться - значит стать!» ("fake it till you make it"; "act as if"). А проповедники позитивного мышления утверждают, что достигнет успеха тот, кто выглядит успешно и чувствует себя как успешный человек. Но, в действительности, такого рода утверждения и эмоциональные призывы - это просто психо-лепет (psychobabble), т.е. ахинея, которая, будучи хорошо запакованной, позволяет получать за нее деньги с населения.

Разумеется, единственное мышление, которое может помочь в реальной жизни, - это мышление правильное, мышление качественное, мышление критическое. Только человек, здраво оценивающий реальность, может эффективно действовать в ней. Мышление и развивалось в процессе эволюции как механизм адаптации к среде, а не как способ ухода в мир иллюзий.

Проповедники же позитивного мышления не соглашаются с такой критикой и часто применяют софизм, согласно которому, в частности, если человек погружен в депрессию, то он не может действовать эффективно, а значит надо вначале стать позитивным, выйти из депрессии и уж тогда начать действовать (на место слова «депрессия» можно поставить «плохое настроение»). На самом деле, все ровно наоборот. Из депрессии можно выйти, совершая действия, хотя бы простейшие, например, перекладывать спички из полного коробка в пустой коробок (см. в главу про депрессию).

Другими словами, начинайте действовать независимо от того, насколько у Вас плохое настроение, не переставайте трудиться, и настроение улучшится.

Вообще работа, труд часто сопровождаются переживаниями и ощущениями отнюдь не позитивными. Поэтому человеку гораздо полезнее научиться продолжать работать, когда нет желания работать, когда испытываешь дискомфорт, когда не видишь смысла в работе. А истинные преимущества приобретает тот, кто работает, при прочих равных, больше других - это простая арифметика.

Преодолевать боль, уметь отказываться от удовольствия гораздо полезнее, чем приучить себя всегда быть позитивным. На этот вывод наталкивает и знаменитый стэнфордский эксперимент с пастилой (stanford marshmallow experiment) .

Этот эксперимент получил свое название постольку, поскольку для исследования применялась та самая пастила, которую так любят жарить на костре американские детишки (а еще печенье и конфеты).

Как же проходил эксперимент?

Детям предлагали выбрать: получить одну пастилу немедленно или получить две пастилы, но после ожидания в комнате в течение 15 минут. После этого детей, принявших участие в эксперименте, отслеживали. По прошествии лет получилось, что те из детей, которые предпочли две пастилы после ожидания, достигли в жизни большего, чем не пожелавшие посидеть без удовольствия. Адепт позитивного мышления, конечно, подобен ребенку, который хочет получить удовольствие немедленно, сейчас же и, более того, - получать его непрерывно.

Еще один софистический аргумент проповедников позитивного мышления таков: при прочих равных людям приятнее общаться с позитивными людьми, поэтому такие люди приобретают преимущество. Ничего подобного. Например, начальникам-самодурам гораздо приятнее общаться с людьми виктимными, легко принимающими подчиненное положение, испытывающими постоянное беспокойство за свое место. Именно таких людей начальники будут продвигать, оставляя при себе (точнее, под собой). Кроме того позитивность может вызывать зависть, и позитивному человеку могут начать вставлять палки в колеса.

Да и не являются симпатии окружающих ключевым фактором жизненного успеха (если Вы, конечно, не актер или секретарша). Ключевой фактор тут, извините за тоску, труд, и только труд.

Проповедники позитивного мышления не понимают главного: постоянно быть позитивным просто не возможно. Например, любой актер подтвердит, что поддерживать никак не оправданную эмоцию долгое время просто невозможно. Но проповедники и адепты позитивного мышления, как и многие другие сторонники лженаучных идей, находятся в плену слепой веры в силу мысли. Они считают, что любые негативные переживания и мысли можно побороть, думая о хорошем.

На самом деле вера в то, что, думая о хорошем, можно перестать думать о плохом, противоречит экспериментальным данным. Крупный американский психолог Даниэль Вегнер (автор знаменитой задачи под названием "не думай о белом медведе") показал, что люди не могут усилием мысли заставить себя не думать о плохом, как не могут заставить себя не думать о белом медведе (см., например, ). Это экспериментально зафиксированное явление, кстати, даже обозначается специальным термином "парадоксальный умственный процесс" (ironic mental process). Поэтому верить в то, что с помощью силы концентрации, усилия мысли и позитивных визуализаций можно отбрасывать от себя весь негатив, означает пребывать в глубоком и злокачественном заблуждении.

Так что адепты позитивного мышления вредят сами себе, когда пытаются воздействовать на самих себя с помощью силы мысли, медитативных усилий и визуализаций, тратят силы на достижение того, чего достичь просто не возможно, т.е. совершают лишние усилия, действуют в не оптимальном режиме. Они верят в метод, видят, что он не работает, этот факт вступает в противоречие с верой, и возникает когнитивный диссонанс, а в результате адепты позитивного мышления получают дополнительное напряжение, дополнительный стресс. Поэтому вместо облегчения адепты позитивного мышления приобретают усложнение, они усложняют себе жизнь и деятельность.

Но представьте на минуту, что Вы все-таки научились каким-то чудесным образом испытывать удовольствие без всяких внешних причин: не зависимо от того, добились Вы того, чего хотели или не добились, уволили Вас или повысили, приняли Ваши ухаживания или отказали. Тогда зачем вообще что-то делать? Зачем есть и пить? Можно просто погрузить в волны удовольствия, раствориться в них и умереть. Думаете - это просто логические рассуждения? Нет - это экспериментальные данные.

Еще в 1953 году Джеймс Одс и Питер Милнер провели в лаборатории Дональда Хебба (Университет Мак-Гилл) серию экспериментов, в которых крысам вживляли электрод прямо в мозг - в так называемый «центр удовольствия». В одном из таких экспериментов крыса сама могла пропускать ток по электроду, нажимая на рычаг, т.е. самостоятельно стимулировать собственный центр удовольствия. И что в результате? Вы уже догадались: крысы нажимали на рычаг по 7000 раз за час, отказываясь при этом от пищи и воды и довели себя до полного истощения .

Вообще позитивное мышление именно в силу того, что постоянно быть позитивным нельзя, - это беспроигрышный вариант для тренеров и писателей, которым нечего предложить клиенту и читателю: поскольку позитивно мыслить всегда просто невозможно, постольку все случаи, когда позитивное мышление не сработало, клиент, читатель легко спишет на то, что мыслить позитивно не получилось. Плюс всегда есть возможность «впарить» человеку еще один тренинг, еще одну книжульку - ведь никто и никогда не сможет освоить позитивное мышление так, чтобы быть уверенным в том, что освоил его полностью.

Итак, позитивное мышление - это типичное пустое понятие, симулякр и идея-манок, использующаяся любителями «срубить бабла по-легкому» - лжепсихологическими дельцами. Так что не пытайтесь мыслить позитивно, но старайтесь мыслить правильно, старайтесь не делать глупых ошибок, старайтесь оперировать проверенной и достоверной информацией, ну, а если хотите выбиться из середнячков - работайте самоотверженно, работайте на износ, работайте так, чтобы приходить после работы и сваливаться.

Есть, правда, еще два варианта: стать коррупционером или бандитом. Но и в этих случаях трудиться надо постоянно, поскольку конкуренция жесткая…

ЛИТЕРАТУРА


  1. Olds J., Milner P. Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain // Journal of Comparative and Physiological Psychology. — 1954. — № 47(6). — Pp. 419-427.

  2. Shoda Y., Mischel W., Peake P.K. Predicting Adolescent Cognitive and Self-Regulatory Competencies from Preschool Delay of Gratification: Identifying Diagnostic Conditions // Developmental Psychology. — 1990. — №26(6). — Рр. 978-986.

  3. Wegner, D. M. You can"t always think what you want: Problems in the suppression of unwanted thoughts // Advances in experimental social psychology. — 1992. — Vol. 25. — Рр.193-225.

  4. Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. — СПб.: Питер, 2007. — 464 с.

Сорвали все сроки? Провалилась важная сделка? Затопили соседей? Позитивное мышление может перевернуть ваше отношение к неприятностям и решить все проблемы!

Пффф. Вы что, реально на это ведетесь? По мне, так у экстази такой же эффект – отношение к неприятностям переворачивается будь здоров, и даже учиться никакому мышлению не надо! В обоих случаях игнорирование реальности – совсем не решение проблемы, и заказчику или соседям ваш стиль мышления до лампочки. Ведь ваши проблемы теперь и их тоже.

Призывы мыслить позитивно сегодня лезут отовсюду – из книг, телевизора, газет и интернет-ресурсов. Ну да, улыбайтесь – ведь это всех раздражает. Но с чего вы взяли, что мысли настолько материальны, что позитивное мышление станет панацеей от всех бед?

Безусловно, есть положительные стороны в том, чтобы видеть светлую сторону этого мира. Например, это сбережет ваши нервные клетки, которые не восстанавливаются. Но речь не об этом. Речь о том, как большинство людей воспринимают феномен позитивного мышления: «Чтобы все было хорошо, нужно просто думать о хорошем! И вуаля!» Ну ладно, может, и без «вуаля», но суть примерно такова.

Так называемое учение о «позитивном мышлении» заставляет людей думать, что им не обязательно даже и пальцем пошевелить, чтобы что-нибудь произошло – все случится само собой, как по волшебству! Ну, про волшебство там, правда, не говорится, только про квантовую механику… Она, видимо, и объясняет появление волшебных джиннов, исполняющих все желания – деньги, успех или что там у вас еще по списку.

Пожалуйста, не ведитесь на это фуфло. Если уж говорить о квантовой механике и других науках, то есть очень простая формула результата: позитивные мысли, умноженные на ноль действия, в итоге дают ноль. Элементарно, Ватсон.

Общепринятое определение позитивного мышления

Термин «позитивное мышление» впервые появился в книге Нормана Винсента Пила «Сила позитивного мышления» . Давайте посмотрим, что сам автор говорит о своей теории.

«Позитивное мышление» учит воспринимать мир с совершенно иной точки зрения и использовать свои возможности для получения желаемых результатов через позитивные, реалистичные убеждения и мысли. Оно основано на научно доказанном факте, что мысль напрямую влияет на чувства, которые, в свою очередь, влияют на поведение . Так что если вы мыслите позитивно, вы получите положительные результаты, а если негативно – то негативные».

Хм. Ну вот это мне вполне нравится, особенно выделенная часть. В этом определении мышление никак не связано с джиннами и «денежными магнитами». Никакой квантовой механики. Только теория «Мысли вызывают чувства, чувства вызывают действия». Нельзя не согласиться.

Однако (и это «однако» обязано быть выделено красным цветом) вы не должны купиться на последнее предложение. Позитивное мышление никак не гарантирует положительного результата. Вы помните, сколько раз вы были на 100% уверены в чем-то и проваливались? И наоборот – сколько раз вы были уверены, что вам не повезет и – опа! – все получалось?

Суть в том, что события происходят не из-за мышления. События происходят от того, что вы их делаете. Вся соль в действии.

Правильное определение позитивного мышления

После того, как мы определились, что все дело в действии, давайте сформируем правильное определение «позитивного мышления»:

Позитивное мышление – это осознанный выбор мыслей, которые вызывают позитивные чувства и желание действовать.

Если вы целенаправленно переходите на «светлую сторону», то начинаете сосредотачиваться на мыслях, которые поднимают вам настроение, потому что это основано на фактах, а не волшебно-квантовой механике. Если вы, к примеру, выходите в свой огород и начинаете думать: «нет сорняков, нет сорняков, нет сорняков», то сорняки через неделю уже скроют вашу капусту к чертовой бабушке. Но если вы скажете себе: «Здорово, что у меня есть огород, а если я буду в нем работать – будет вообще отлично», то тем самым морально подготовите себя к началу действия.

Психология проста: когда вам кажется, что ваши действия могут изменить мир, вы охотнее приступаете к таким действиям. «Перейти на светлую сторону» означает обрисовать ситуацию в вашей голове так, чтобы вам захотелось действовать, а не жалеть себя.

Самое правильное определение: реалистичное мышление

Можете сколько угодно называть меня оптимистом, но я вообще не оптимист. Я реалист.

В реальности, вы почти всегда можете что-то сделать, чтобы исправить ситуацию.

В реальности, все наши проблемы – это не конец света, как мы часто о них думаем.

В реальности, вы можете оторвать свою пятую точку от дивана прямо сейчас и сделать одну маленькую вещь, которая переломит ситуацию.

В реальности, вы можете чувствовать себя отвратительно и не иметь никакой мотивации, но это не значит, что у вас реально нет никаких возможностей.

В реальности, вы можете найти собеседника, который сможет вытащить вас из депрессии или апатии – если не где-то рядом, то на каком-нибудь сайте, блоге или форуме. Всегда есть люди, с которыми можно найти общий язык.

Вообще, не существует такого понятия, как пессимизм – существует понятие «нереалистичност ь». Как только начнете замечать, что становитесь нереалистичными – мысленно пинайте себя под зад и начинайте мыслить реалистично – расценивайте мир как место, где полно возможностей. И вы не воспользовались ими лишь потому, что еще не преодолели неуверенность в себе. Так вы сможете найти мотивацию внутри себя и приступить к действию. В долгосрочной перспективе у вас будет гораздо больше шансов найти то, что вы ищете.

Так что пока вы не нашли волшебную лампу Аладдина, просто переходите на светлую сторону. Вам тут понравится.

vsya-pravda-o-pozitivnom-myshlenii

Я всегда отличалась повышенной внушаемостью и впечатлительностью, и возможность управлять реальностью через работу с мыслями, через представление желаемого состояния показалась мне очень привлекательной в методе «позитивного мышления»...

Сегодня, гуляя по интернету, на одном психологическом сайте наткнулась на статью о позитивном мышлении . Читая ее, никак не могла поверить в то, что когда-то всерьез этим увлекалась: старательно заучивая различные аффирмации, верила в то, что моя жизнь вот-вот изменится к лучшему…

«Если не можешь поменять ситуацию, измени свое отношение к ней» - так заманчиво звучал лозунг «позитивного мышления», обещая новую жизнь через самовнушение позитивных мыслей.

Я всегда отличалась повышенной внушаемостью и впечатлительностью, и возможность управлять реальностью через работу с мыслями, через представление желаемого состояния показалась мне очень привлекательной. Воображение - действительно мощная сила, поэтому неудивительно, что на какое-то время этот метод для меня сработал.

Сейчас я системно понимаю, что временное облегчение и внутренний подъем были не более чем обыкновенной раскачкой образами, мыслями и мнимыми ощущениями - «моя жизнь действительно начала меняться!». Увы, это был самообман. Возвращение в реальность было очень болезненным.

Надуманность позитивных изменений обнаружилась очень скоро. Несмотря на каждодневное многократное повторение позитивных фраз: «Я люблю себя. Я люблю жизнь. Я принимаю себя такой, какая я есть. Я даю своим мыслям свободу. С прошлым покончено. У меня спокойно на душе», - жизнь не ответила мне взаимностью. При первом же столкновении с серьезной проблемой мое позитивное мышление дало трещину. Старые мысли, пропитанные многолетней ненавистью к себе, стали стремительно возвращаться, а вместе с ними и все прежние негативные эмоции и состояния, по-прежнему оставалась для меня тайной. Как чертики из коробочки повыскакивали из темных уголков моей души детские на родителей, так много мне недодавших, не научивших адаптироваться к жизни, воспитавших меня беспомощной и безынициативной. Вернулась внутренняя психологическая зажатость и вечное недовольство собой. Расстаться с надеждой на освобождение от власти прошлого и разувериться в возможности принять и полюбить себя такой было очень тяжело, так мой опыт позитивного мышления обернулся сильной депрессией, затянувшейся на несколько месяцев.

Оправившись от неудачного опыта, я продолжила поиски: прошла тренинг Норбекова, занималась самостоятельно по кассетам Тенсегрити, читала книги модных эзотериков, увлекалась методикой холотропного дыхания. Но каждый раз я проходила через один и тот же сценарий: небольшое временное облегчение - и неминуемая , с каждым разом становившаяся все более и более затяжной. постучалась ко мне именно в тот момент, когда разочарование и усталость достигли почти критической точки. Моя последняя в жизни депрессия растянулась на целых три года, за это время я потеряла интерес к жизни, желание куда-то стремиться ушло. Я спала целыми сутками, почти ни с кем не общалась, меня мучили головные боли, и единственной моей мыслью было: «Господи, ! Мое рождение было явной ошибкой!»

Моим проводником в мир «Системно-векторной психологии» Юрия Бурлана стала моя сестра. Если бы не она, я бы не обратила на этот тренинг никакого внимания. В отличие от меня, моя сестра никогда не проходила никаких тренингов, у нее не было в этом нужды, в ее жизни все было хорошо - семья, работа, четкие цели в жизни и удивительная работоспособность. Меня очень удивило, что именно она позвала меня на какой-то психологический тренинг. Защищаясь первое время недоверием, я слушала то, что она рассказывала про тренинг Юрия Бурлана, и мой угасший интерес снова стал разгораться.

Сестра говорила такие вещи, которые звучали очень заманчиво и убедительно. В итоге я решила рискнуть последний раз в своей жизни, сказав про себя, что если не сейчас, то уже больше никогда.

Теперь, обладая знаниями, полученными на тренинге «Системно-векторная психология», я очень хорошо понимаю, почему какие-либо методики, построенные на работе с мыслями, дают только временное облегчение и, по сути, являются не работающими. Эти методики не могут дать самого главного - САМОСТОЯТЕЛЬНОГО мышления.

Наши мысли нам не подвластны. Ни у одного человека нет такой психической энергии, чтобы управлять своими мыслями! Мысли - это не рычаги управления, а подневольные слуги наших бессознательных желаний, которые управляют каждым из нас. Мысль - это лишь поверхностный слой психического. Причины нашего поведения и всех наших эмоциональных состояний лежат намного глубже уровня сознания - в нашем . Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана - это уникальная методика, которая позволяет работать именно на уровне бессознательных . Это позволяет проникать в самые дальние уголки нашей души, в самые глубокие слои нашего психического.

Каждый человек - это определенная система желаний. Вся наша жизнь построена на довольно простом принципе наслаждения. Желание получить наслаждение - это то, что бессознательно управляет нами, независимо от того, осознаем мы это или нет.

Осознавая скрытое психическое, мы получаем возможность увидеть свои настоящие желания и понять скрытую, ускользающую от нас причину внутреннего беспокойства. Только наполнение наслаждением наших врожденных желаний, осознание своей сущности и своего предназначения способно дать нам ощущение сбалансированности, радости, гармонии, наполненности жизнью (под желаниями понимается не примитивное желание «съесть вкусное мороженное», а настоящие глубинные желания нашего психического).

На тренинге «Системно-векторная психология» становится отчетливо видно, что каждая наша мысль не случайна, она обслуживает то или иное наше бессознательное желание. Я хочу - и у меня появляются мысли, обеспечивающие действием наслаждение в это мое «я хочу».

Единственная задача, которая стоит перед каждым человеком, - это познать себя, свои желания и максимально реализовать свой врожденный потенциал. От того, насколько мы научимся это делать, зависит и все остальное в нашей жизни.

Не наши мысли меняют наши желания, а наши желания, состояние их наполненности и реализованности обуславливают то, какие мысли рождаются у нас в голове.

Когда у нас болит что-то - это дает одно восприятие окружающей действительности, когда же мы здоровы и полны энергии - восприятие совершенно иное. Реализованный, сбалансированный человек и мыслит соответственным образом, и соответственным же образом проявляет себя в пространстве действиями.

Наши мысли, словно сигналы маячков, показывают нам, насколько верно мы движемся по жизни, насколько мы уравновешены и удовлетворены внутри себя. Если мы начинаем наполнять СВОИ желания, выбираем СВОЮ судьбу, проживаем СВОЮ жизнь, то наши мысли и поведение меняются сами, а вместе с ними и восприятие окружающего мира, открываются новые горизонты и новые возможности.

Нам не нужно искать ответы в книжках, заучивать факты и чужие выводы. Причина всех наших состояний только внутри нас самих, именно там и нужно искать ответы на вопросы, которые ставит перед нами наша собственная жизнь. Чтобы изменить ее, не нужно придумывать себе мнимую реальность и натягивать на себя чужие искусственные утверждения. Важно научиться смотреть внутрь самого себя, внимательно отслеживая каждое движение мысли, задавая самому себе правильные вопросы: «Откуда это во мне? Почему это так?»

Изменить свою жизнь можно, только поняв механизмы своих желаний.

Настоящее мышление формируется только тогда, когда мы прикладываем настоящие самостоятельные усилия.

Позитивный жизненный сценарий - это максимальная реализация себя и своих желаний!

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Позитивное мышление - концепция, применяемая на семинарах по мотивационному развитию личности, а также в соответствующей литературе. Синонимы - «новое мышление », «правильное мышление», «мышление силы» или «ментальный позитивизм». Понятие "позитивное мышление" не является синонимом позитивной психологии . Но, в то же время позитивное мышление во многом опирается на неё, являясь как бы прикладным продолжением её (хотя как система концепций позитивное мышление возникло раньше - позитивная психология связывается с именами Мартина Селигмана, Майкла Фордиса и ряда других авторов, работавших в 1970-х -- 2010-х г.г., в то время как позитивное мышление уходит своими корнями к девятнадцатому веку). Современные авторы "по позитивному мышлению" охотно цитируют корифеев позитивной психологии, видя в их работах теоретическое обоснование - с одной стороны, и с другой - практическое "научно обоснованное" подтверждение своих концепций. Метод «позитивного мышления » в своей основе исходит из того, что применяющий его путём постоянного позитивного влияния осознанного мышления (например с помощью аффирмаций или медитативных визуализаций) достигает в мыслях продолжительного конструктивного и оптимистического настроения и тем самым повышает свою удовлетворённость и качество жизни.

В некоторых трудах по данной теме центральное место занимает вера . В данном случае речь в первую очередь идёт не о религиозной и трансцендентально направленной вере, а об убежденности, что вещи, которые человек считает «правдой», имеют тенденцию осуществляться в его жизни. Зачастую, однако, грань перехода к эзотеризму трудно заметить.

Мировоззренчески метод позитивного мышления выказывает себя как способ деконструкции ложной или не существующей негативной действительности и её воздействий, возникших лишь как следствие ложных представлений или - в монистическом/эзотерическом смысле - позитивного/правильного использования «законов сил космоса». В то время как в специализированных группах и сообществах позитивное мышление рассматривается в первую очередь как метод оздоровления, популярная литература предлагает его в качестве помощника в жизни, обещая максимизацию доходов, здоровье и счастье. Многочисленные уловки должны поддерживать мысленный оптимизм (позитивное изречение в календаре; короткая фраза по телефону; сублиминальные сообщения с подпороговым влиянием).

Нередко принципы позитивного мышления используют авторы деловой и обучающей литературы (например, Р. Кийосаки), а также бизнес-коучеры и популяризаторы самого позитивного мышления применительно к различным наборам технологий, близких по духу к практикам лайфхакинга и призванных привнести конструктивную и креативную составляющую в рабочие и деловые процессы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Позитивное мышление - первый шаг к счастью

    Брайан Трейси. Семинар про позитивное мышление, планирование и успех.

    Позитивное мышление и позитивный настрой Pixar

    Субтитры

История

Позитивное мышление возникло во второй половине XIX века под влиянием духовного толчка, исходившего в первую очередь от Р. У. Эмерсона и его «Трансценденталистов», который затем был развит Квимби, Р. У. Трайном, П. Мёлфордом и другими в Америке. В Европе развивался ""месмеризм» (Ф.А.Месмер опубликовал свои первые работы ещё в 70-х годах восемнадцатого века) и метод Куэ .

В Японии можно назвать имя М.Танигути. В Германии этой темой занимался О. Шеллбах (Институт «ментального позитивизма» с 1921), чьи пластинки «душефонии» могут рассматриваться как прототипы сублиминалов и, прежде всего, К. О. Шмидт. В наши дни заметна тенденция к сокращению теоретических разработок и одновременному распространению рассказов об историях удачных падений с домов и практических руководств по позитивному мышлению (Джозеф Мёрфи и его ученик Эрхард Ф.Фрайтаг, Дейл Карнеги , Норман В.Пил).

С другой стороны, прослеживается явное наследование традиций протестантской этики , составляющими которой являются, в том числе, культ здравого смысла, «рациональная организация работы» (М. Вебер), концепция личной ответственности за собственное благополучие, сознательное использование чужого положительного опыта и отношение к неудачам как к единственно эффективному способу приобретения опыта .

Практика использования

Несмотря на то, что концепция позитивного мышления критикуется и рассматривается как не вполне действенная, современная нейробиология располагает указаниями на то, что повседневный образ мыслей оказывает средне- и долгосрочное воздействие на активность мозга. Кроме того, для достижения краткосрочного терапевтического эффекта, например для снятия боли, находит применение внушение и самовнушение.

Использование позитивного мышления проблематично, когда виновником несчастий и страдания считается сам человек. Социальные компоненты такого состояния человека этот очень индивидуалистический метод оставляет за пределами рассмотрения. На практике учителя позитивного мышления в таких случаях рекомендуют поработать над сменой точки зрения (в какой-то степени - даже жизненной парадигмы, убеждая "адептов", что от них зависит больше, нежели они думают). Работа идёт в направлении - "я сам источник всего, происходящего со мной". В данном случае это не предполагает развитие у себя идей самообвинения и самоуничижения - напротив, активируется вера в возможность изменить к лучшему как свой подход, свои взгляды, так и свои жизненные обстоятельства, речь обычно также идёт о бОльшей альтруистической направленности личности.

Некоторые преподаватели медитации критикуют позитивное мышление за то, что оно представляет собой дальнейшее манипулирование сознанием и тем самым мешает естественному процессу духовного развития.

Психологи и психиатры предупреждают о том, что этот метод может повредить лабильным и депрессивным пациентам, а у несклонных к критическому мышлению людей - привести к потере контакта с реальностью. Утрата реальности может возникнуть как результат избегания критических вопросов и, как следствие, частичного умалчивания об имеющихся слабостях. Вследствие этого возникает пренебрежение различными качествами человека, структурой его личности , а также взаимодействием между психикой индивидуума и социальным окружением. Эксперимент Джоан Вуд с коллегами из университета Ватерлоо показал, что участники со слабо выраженным самосознанием только высказыванием позитивно коннотированных предложений существенно ухудшали своё настроение, оптимизм и готовность принять участие в какой-либо деятельности. Люди с хорошим самосознанием напротив получали выгоду с помощью самовнушения, однако эффект был едва выражен .

Освальд Нойбергер, профессор психологии Университета Аугсбург , видит в методе позитивного мышления замкнутый случай: «Если ты не успешен, то ты виноват сам, потому что ты явно что-то делал неверно. А „тренер“ остаётся безупречен. » Тем самым проблема ошибок индивидуализируется, неудачи персонализируются, а с экономической и общественной системы снимается всякая вина.

Колин Голднер, руководитель Форума критической психологии, критикуя «психо- и социал-дарвинистское сведение с ума », осуществляемое мотивационными тренерами, диагностирует нарастание «дефицита мышления и осознания » у людей, которые «тривиализировали гипнотические внушения » и «псевдодиалектические благословения », попавшись в ловушку болтовни «гуру третьего класса » .

С другой стороны, присущая методам позитивного мышления концепция личной ответственности за собственное благополучие как способности влиять на ход событий может в некоторых случаях побудить человека к принятию активной жизненной позиции и выходу из подавленных состояний.


План реферата:

1. Введение.

2. Понятие психологической культуры.

3. Понятие психического здоровья.

4. Позитивное мышление (направленное на решение проблемы, улучшение качества жизни) как компонент психического здоровья.

5. Соотношение психологической культуры и психолгического здоровья.

6. Заключение.

7. Список используемой литературы.


“Личность есть такая единственность и неповторимость,

которая является не только носителем сознания, мышления,

чувствования и т.д., но вообще субъектом, который

сам же себя соотносит со своим окружением”

(А.Ф. Лосев, 1989).

1.Введение.

Важнейшей социальной задачей цивилизованного общества является укрепление психического здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Здоровье детей является одной из основополагающих ценностей образования на современном этапе.

Психологическое здравье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности в течении всей жизни.

Состояние психического здоровья детей – это важнейшая составная часть их общего здоровья, оно определяет будущее нашей страны.

2. Понятие психологической культуры.

В настоящее время становится все более очевидным тот факт, что психология, обслуживая систему образования, не может оставаться в стороне от решения насущных социальных проблем, связанных с качеством воспроизводства нации, с состоянием общей и психологической культуры общества. Многие проблемы современной общественной жизни в своей основе имеют отсутствие культуры и, прежде всего, психологической культуры граждан. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура современного общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» - риска не стать человеком. Уровень психологической культуры общества можно рассматривать как «зону ближайшего личностного развития» молодого поколения страны. В связи с этим одна из важных задач практических психологов - поиск и реализация средств, способов влияния на общественное сознание в направлении возрождения психологической культуры. И начинать, очевидно, надо с детства, в котором «сокрыта универсальная генетическая программа развития как совершенствования» (Р. Быков).

Тему психологической культуры нельзя рассматривать отдельно от психологической грамотности. Психологическая грамотность как совокупность элементарных психологических знаний и умений представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д.), умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации, и т. д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности способами психологического познания. Причем речь идет не только о знаниях, но и их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций. Под грамотностью мы понимаем вслед за Е. А. Климовым, Б. С. Гершунским, Б. С. Ерасовым необходимую минимальную ступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом.

Общая психологическая грамотность - это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку.

Но одних знаний для развития психологической культуры недостаточно. Культура личности всегда проявляется во взаимоотношениях людей. Можно сказать, что основу психологической культуры личности составляют психологические знания, оплодотворённые общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства как своего, так и другого человека. Нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно являются сутью психологической (внутренней) культуры личности. Януш Корчак, великолепно зная и понимая психологию ребёнка, писал: «Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, что добрый человек - это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». ]

Психологическая культура сама собой не рождается, её развитие предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Таким образом, в науке 20 века некоторые ученые обратили внимание на существование особого детского мира, обладающего собственной культурной системой представлений о мире и о людях, социальных норм и правил, наследуемых от поколения в поколение детей традиционных форм фольклорных текстов.

Дети должны быть подготовлены к пониманию того, как вести себя в обществе по-человечески, как разбираться в том, что происходит в этом обществе и пр. Психологическое образование представляется необходимым и естественным для нормального развития современного подрастающего человека. Психологическая культура не только проявляется во взаимодействии людей, но служит регулятором этого взаимодействия, предполагает и реализует живое общение, обусловленное взаимным уважением собеседников. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей. Овладение культурой начинается с момента рождения человека. И эта судьба в значительной степени определяется той культурной средой, которая с момента рождения окружает ребёнка. Каждый учится быть человеком, и это научение происходит в контексте культуры и образования.

3. Понятие психического здоровья.

В последнее время отечественные психологи стали все больше и больше понимать, что целью практической психологической работы с детьми могут быть психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие - условием, средством достижения этого здоровья.

Такое понимание основано, во-первых, на анализе отечественной и зарубежной литературы по вопросам психического здоровья; во-вторых, на критическом анализе и обобщении нашей собственной теоретической и опытно-экспериментальной работы в этом направлении; в-третьих, на результатах изучения основных проблем, трудностей, удач и неудач, сомнений, достижений, разочарований практических психологов, работающих в детских учебно-воспитательных учреждениях.

Осмысливая содержательную суть психологической службы, психологи почувствовали необходимость введения в научный психологический лексикон нового термина - “психологическое здоровье”. Если термин “психическое здоровье” имеет отношение, прежде всего к отдельным психическим процессами механизмам, то термин “психологическое здоровье” относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья и других аспектов.

Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Не мы извне задаем ей рамки, нормы, ориентиры, не мы ее оцениваем привычным образом: эта личность - развитая, эта - не очень, эта - на среднем уровне. Мы вооружаем (вернее, должны вооружать) ребенка в соответствии с его возрастом - средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.

Таким образом, психологи высказывают предположение, что именно психологическое здоровье детей и школьников можно рассматривать и как цель, и как критерий эффективности психологической службы государственного образования.

Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин “психическое здоровье” неоднозначен, он прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики - медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль - психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. В некоторых случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других случаях они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт.

Термин “психическое здоровье” был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ “Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей” (1979) сказано, нарушения психического здоровья связаны с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.

В кратком психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Петровского и М.Г. Ярошевского термин “психическое здоровье” трактуется как интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида.

Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. В то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.

Все эти и другие вопросы требуют серьезного рассмотрения и изучения. Ясно лишь одно: психологическое здоровье неразрывно связано со здоровьем психическим, состояние и развитие которого еще не занимает подобающего ему места в педагогических и психологических программах работы с ребенком.

4. Позитивное мышление (направленное на решение проблем, улучшение качества жизни) как компонент психического здоровья.

Каждый человек в своей жизни испытывал хотя бы раз такие чувства как обида, стыд, разочарование, тоска и т.п. точно так же каждый человек абсолютно по – разному воспринимает эти ситуации: одни впадают в депрессию, другие наоборот – находят новые силы, цели, жизненные ориентиры. От чего это зависит? В современной психологии затронутый круг вопросов является частью проблемы саногенного, позитивного мышления. Термин «саногенное мышление» отражает решение внутренних проблем, характеризует направленность мышления, основной ролью которого является создание условий для достижения целей самосовершенствования: гармония черт, согласие с собой и окружением, устранение плохих привычек, управление своими эмоциями, контроль своих потребностей. О. М. Орлов предлагает называть его «мышление, порождающим здоровье», а патогенное мышление – мышление, порождающее болезни.

Патогенное мышление вполне нормальное, но содержит такие яркие черты, которые способствуют напряжению психики, формированию реакции и стереотипов поведения, вовлекающих человека в конфликт. А как следствие происходит ухудшение психического и соматического здоровья.

Черты патогенного мышления:

1. Полная свобода воображения, мечтательность, отрыв от реальности, такая непроизвольность воображения легко актуализирует отрицательные образы, которые сопровождаются отрицательными эмоциями.

2. Неумение прекратить процесс мышления. Структура патогенного мышления может быть представлена в следующем виде: размышление – переживание – закрепление образа – приобретение большой энергии чувств – накопление отрицательного опыта.

3. Отсутствие рефлексии, т.е. неумения посмотреть на себя со стороны.

4. Тенденция лелеять себя, сохранять обиду, ревность, стыд, страх.

5. Неосознанность тех умственных операций, которые порождают эмоций, считая эмоции неподвластной частью характера, что приводит к стрессам, неврозам, страданиям.

6. Тенденция жить воспоминаниями.

7. Ожидание негативных событий, несчастий в будущем.

8. Тенденция прятать свое истинное лицо за масками, играют очень часто роли.

9. Избегание взаимной близости и отображение честных и откровенных отношений с окружающими людьми.

10. Неумение использовать свои интеллектуальные способности.

Обобщив наиболее яркие черты патогенного мышления, Ю. М. Орллов выделил следующие формы его проявления:

Патогенная психологическая защита (агрессия, страх, бегство в нереальный мир фантазий и т.п.)

Патогенный характер эмоций (обида, вина, стыд)

Парадигма насильственного управления (ролевые ожидания, мщение, угрозы и т.п.)

Саногенное мышление способствует оздоровлению психики, снятия внутренней напряженности, устранению старых обид. Саногеннон мышление осознанно, произвольно.

Черты саногенного мышления:

1. Высокий уровень сосредоточения и концентрации внимания на размышлениях.

2. Знание природы конкретных психических состояний, нуждающихся в контроле.

3. Способность к рефлексии как умение рассматривать со стороны свои поступки, воспоминания.

4. Умение создавать для рефлексии благоприятный фон глубокого внутреннего покоя.

5. Достаточно высокий уровень общего кругозора и внутренней культуры человека. Прежде всего, необходимо понимание истоков происхождения стереотипов, программ культурного поведения, истории культуры, что является важнейшими предпосылками саногенного мышления.

6. Умения вовремя остановить процесс мышления.

7. Отсутствие привычки ожидать неприятностей или несчастий в будущем.

Из всех перечисленных черт центральным является тезис о значении общего кругозора и внутренней культуры человека. Каждый человек должен быть уверен в том, что его поведение определяется прежде всего им самим, а не культурными стереотипами.

Еще один вид мышления, близкий к саногенному, направленный на формирование психологического здоровья – позитивное мышление , характеризующееся позитивной, конструктивной направленностью, стремлением разрешить возникающие проблемы и не впадать в уныние и панику, искать положительные стороны жизни.

Некоторые люди позволяют препятствиям управлять свои разумом до такой степени, что становятся доминирующим фактором в их мышлении. Научившись выбрасывать их из своего разума, отказавшись ментально содействовать им, люди смогут подняться над препятствиями, которые обычно заставляют их отступать. Таким образом, педагогу важно самому вырабатывать саногенное мышление и демонстрировать его образцы детям в ежедневном общении.

5. Соотношение психологической культуры и психологического здоровья.

Психологами часто используется понятие «психологического здоровья».

И. В. Дубровина видят отличие психического здоровья от психологического в том, что понятие «психическое здоровье» относится прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, а понятие «психологическое здоровье» - к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психолгический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.

Термин «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость того и другого для полноценного функционирования. Психологическое здоровье предполагает психическое здоровье. Здоровый человек – это прежде всего человек счастливый, живущий в гармонии с собой, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но не нападающий первым и прочее. А. Маслоу выделил 2 составлящих психического здоровья: стремление людей быть всем, чем они могут – развивать весь свой потенциал через самоактуализацию; стремление к гуманистическим ценностям.

Психологическое здоровье детей имеет свои специфические особенности – полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, которое отличается от здоровья взрослого совокупностью новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого.

Л. С. Колмогорова считает, что психическое и психологическое здоровье нельзя рассматривать как часть или целое, а как фундамент. Психическое здоровье является «фундаментом» для психологического здоровья. Нельзя быть психологически здоровым человеком, не будучи здоровым психически. Психически нездоровый человек часто не осознает своего нездоровья и сам не может стать субъектом собственного психологического здоровья, сознательно создавать его. Психическое здоровье соотносится с понятием «психика», а психологическое – с психологией, т.е. наукой, знанием о здоровье и его применением. Поэтому то, что привнесено знанием, присвоенным культурным опытом в наше здоровье и будет создавать психологическое здоровье. Психологическое здоровье как феномен культуры всегда осознанно, произвольно и целенаправленно «выращивается», создается самим человеком. Он для этого прилагает усилия, приобщается к накопленному человеческому опыту, к культуре с помощью книг, других людей и т.д. Психологическое здоровье – результат целенаправленных усилий людей по повышению своего душевного благополучия. В этом плане, как считает Л. С. Колмогорова, понятие «психологическое здоровье» тесно взаимосвязано с понятие «психологическая культура». Именно поэтому психологическое здоровье всегда культурно опосредованно, зависит от «культурной рамки», в которой находится ребенок. При этом делается акцент на передачу взрослыми существующих в культуре способов поведения, на роль взаимодействия взрослых и детей в процессе детского развития и становления их психического здоровья. Психологическая культура личности, являющаяся результатом ее воспитанности и обученности, является решающим фактором, определяющим ее психологическое здоровье.

Л. С. Колмогорова определяет общую психолгическую культуру так: это составная часть базовой культуры как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию и успешной социальной адаптации. Она включает грамотность, компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную ценностно – смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человекознания и собственной жизни.

6. Заключение.

Задача взрослых в семье, школе, обществе - помочь ребёнку овладеть средствами понимания самого себя, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребёнок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» - риска не стать человеком.

7.Список используемой литературы.

1. под редакцией Л. С. Колмогоровой «Педагогу о психическом здоровье дошкольника»

2. Егорова М.С. и др. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире: - СПб.: Алтейя, 2001

3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

4. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1999.

5. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997


Приложения

Тест «Психологическая грамотность»

Итог: 37 правильных ответов