Предприимчивое мышление преимущество. Критерии предпринимательского мышления

Реальная история о товарище Олеге, бизнес которого был в сложном состоянии. Олега пять лет ругал за пессимизм. Каждая наша встреча с другом начиналась с нытья: «Заказчик – урод! Клиенты – дураки! Деньги, где вы?!» и тому подобное.

Бизнес у него находился в очень тяжёлом состоянии уже год. Когда он только начинал заниматься транспортировкой грузов в нашем регионе, конкурирующих фирм, а точнее достойных, практически не было. Олег обогнал всех по уровню организации. В прошлом программист, он отлично логически мыслил и планировал. Со временем этого стало не достаточно.

Была попытка встряхнуть дело. Олег нанял коуча, тот помогал ему читать нужные книги и посещать правильные тренинги. Копились тетради со спешными записями, сертификаты об участии во всевозможных собраниях. Бизнес стоял.

Осенило Олега, когда пришли люди с предложением продать за небольшие деньги остатки его фирмы. Тут взыграло предпринимательское чувство собственности. Расстаться с тем, что по-настоящему любил и создал своими руками, он не смог:

— Понимаешь, стало стыдно перед ребятами. Я несу ответственность за них! Им ипотеку платить!

Олег понял, что посещал тренинги и нанимал коуча зря. Предпринимателя из себя он уже сам сделал. Его дело держалось на самом сильном качестве – ответственности. Нужно было только постоянно развиваться.

Сегодня он совмещает должность главного директора транспортной компании с деятельностью бизнес-тренера. Тренинги он устраивает для предпринимателей, которые встали на путь саморазвития и хотят правильно мыслить.

Бизнес-мышление — что это?

Яркой иллюстрацией предпринимательского мышления можно считать высказывание известного миллиардера Генри Форда:

«Вы не можете добиться успеха в том, что СОБИРАЕТЕСЬ делать».

Слово «предприниматель» означает человека, который предпринимает действия, работает здесь и сейчас. Это бизнесмен. Он мыслит не о том, как сложно заработать миллион, а что для этого нужно сделать. Он разбивает цель на задачи, рискует, ошибается, работает над ошибками и пробует снова. Даже после этого опять ошибается, ошибки его не пугают. Это еще один повод начать заново.

У настоящего предпринимателя нет виноватых, кроме него самого. Можно подумать, что сильное чувство ответственности, передается по наследству. Если уж не дано, то не дано! Эта мысль никогда не придет в голову бизнесмену.

Бывший учитель открывает по франшизе салон красоты. Его коммуникативных навыков достаточно, чтобы самому стать администратором. Мышление бизнесмена подсказывает использовать социальные сети для рекламы салона, а для этого он дополнительно читает книгу о том, как вести блог.

Новоиспеченный хозяин салона устраивает регулярные дни окрашивания по специальным ценам, когда денежный поток становится нестабильным. Его внутренний предприниматель выбирает самую маржинальную (высоко доходную) товарную группу и продаёт эти товары в максимальном количестве.

Мышление предпринимателя – это стиль жизни, философия. Предприниматель просыпается предпринимателем, им остается в течение всего дня и засыпает им же. Он все делает с ответственностью и планирует результат.


Conceptual image of business woman without head and daily routine icons instead. Artificial intelligence concept

Способы развития бизнес-мышления

Развить в себе образ мышления успешного предпринимателя можно, если постоянно работать над собой. Существует несколько способов изменить свой взгляд на мир и получить прибыль.

  1. Играйте в бизнес-игры.

Научиться смотреть на жизнь с экономической точки зрения «играючи» помогут настольные бизнес-игры. Популярная «Монополия», «Стартап», «Бизнес-Life», «Level Up: система прокачки человека», «LibertEx», «Рынок», «Денежный поток», «Антимонополия», «Биржевые игры: Трейдер. Быки и медведи» и другие игры знакомят с принципами рыночных отношений, научат подходить к коммерческим задачам творчески.

  1. Идите на риск и прислушивайтесь к интуиции.

Работайте со своим подсознанием. В момент, когда нужно отважиться на риск, наши действия блокируются страхом и предубеждениями. А если работать с интуицией, то внутренний голос станет громче и разборчивее, он подскажет решение самой сложной проблемы.

Здесь работают техники депрограммирования EFT (Техника Эмоциональной Свободы) и BSFF (Стань Свободным Быстро), потому что нацелены на разрушение эмоциональных блоков. Это помогает понять, что мешает раскрыться вашему предпринимательскому мышлению.

  1. Изучите истории успешных бизнесменов.

Работайте с новой волной миллиардеров. Их успех складывался не в реалиях начала двадцатого века, а в настоящем времени. Сегодня удивить потребителя и проявить себя сложнее. Вас могут вдохновить биографии Марка Цукерберга (Facebook), Ли Ка-шинга (Cheung Kong Industries), Сергея Брина и Лари Пейджа (Google), Амансио Ортега (Zara), Элона Маска (PayPal, Tesla Motors).

  1. Посетите конкурентов как потребитель.

Оцените организацию бизнеса изнутри. Если вас посетила идея открыть магазин корпусной мебели, пройдите все этапы от заказа до покупки офисного стола в одном успешном и раскрученном салоне. Возьмите на заметку, что вам понравилось, а что было неудобным, как происходит работа с клиентом, что бы исправили и сделали по-своему.

  1. Дробите проблему на цели и задачи.

Брайан Трейсли говорит, что самый лучший способ съесть слона — есть его по чуть-чуть. Этому учат бизнес-кейсы, в основе которых лежит проблемная ситуация. Решение ищете вы сами, и оно всегда индивидуально.

  1. Развивайте личностные качества.

Умение слушать, навыки общения будут работать только на пользу бизнесу. Трезвое отношение к критике поможет совершенствовать дело, устранять недостатки, анализировать вашу деятельность глазами потребителя. Посещайте быстрые свидания: на них учитесь чувствовать собеседника, использовать минимальное время для самопрезентации, подавать себя в выгодном свете.

  1. Планируйте время.

Хороший управленец вырастает из хорошего исполнителя. Самодисциплина — это один из принципов ответственности. Ведите ежедневник, установите режим дня, составляйте план на неделю. Расписание фиксируйте в специальном планере или на телефоне. Если заметили, что теряете пунктуальность и ничего не успеваете, установите напоминания.

Бизнес-мышление — это мышление настоящего хозяина, а у такого все под контролем и даже он сам. Умение вовремя находиться в нужном месте и выполнять обязательства перед клиентом в срок поддерживают этот порядок. Требуйте от окружающих того же.

  1. Развивайте чувство ответственности.

Для этого задавайте правильные вопросы. Если среди ваших работников произошел конфликт, спросите себя: «Что я сделал, чтобы этого не произошло?».

Помогает техника «100 желаний». Это будет план заданий, которые будут выполнены в течение одного года. Записывайте, что нужно купить, узнать, куда съездить, чего добиться. Легко оформить первые 15 желаний, труднее всего дадутся последние 20 – освободите для этого один вечер. Для честности расскажите о вашем списке кому-нибудь, это повысит уровень ответственности, а чувство долга станет дополнительной мотивацией. В конце года подведите итог, проанализируйте, насколько процентов план выполнен, почему не удалось проработать все 100 пунктов.

  1. Посещайте тренинги по саморазвитию.

Но помните, что предприниматель растёт изнутри. Ни одному учителю не под силу чудесным образом победить вашу личную лень. У вас другая цель: наблюдайте за организацией, отмечайте приёмы воздействия на людей, учитесь у коучей приёмам управления вниманием.

  1. Любите то, что делаете.

Для этого любите себя и знайте себе цену. Дело развивается и приносит прибыль, когда вы работаете с удовольствием и живёте им. Эмоциональный подъём даёт силы работать в круглосуточном режиме.

Предпринимательское мышление — это система взглядов и убеждений, умений и навыков, смекалка. Оно требует постоянной тренировки.

Используйте техники и развивайтесь. Наградой за саморазвитие станет коммерческий успех, умение находить контакт и общаться с людьми, находить решение любой проблемы быстро и эффективно для вашего бизнеса.

Прежде чем задаваться вопросом, как развить бизнес мышление, помните, что предприниматель – сильная личность, которую отличает от прочих способность к саморазвитию и совершенствованию.

» прочитал книгу The Prime Movers основателя теории постановки целей, профессора Эдвина Э. Локка.

В книге он дает пример как действует предпринимательское мышление:

«Обычный человек замечает елки вдоль обочины . Он думает, что красивые, особенно усыпанные снегом. На этом все. Его мысли дальше не идут.

Предприниматель видит те же елки и думает: «О, красивые елки. Скоро Новый Год. Интересно, сколько за такие елки готовы заплатить люди.

Он начинает задавать себе вопросы:

  • Насколько трудно вырастить елки?
  • Какие инвестиции требуются?
  • Сколько времени нужно, чтобы они выросли?
  • Насколько трудно было бы срезать и транспортировать их?
  • Сколько это будет стоить?
  • Как долго эти елки не будут осыпаться?
  • Где их можно продавать?
  • Какая в этой нише конкуренция?
  • Что я еще могу продавать с елками, чтобы увеличить чек?
  • Сколько денег я могу заработать в таком бизнесе?
  • Как и когда я могу начать?»

Именно мышление отличает предпринимателей от остальных людей.

Если посмотреть на самых успешных предпринимателей, которых знал мир, то все они имели острый, прагматичный ум.

Локк в книге дает много примеров. Вот те, которые мне понравились больше всего:

Томас Эдисон : Он был «живой думающей машиной. До конца своих дней он генерировал идеи. Он мог одновременно отслеживать данные по 60 экспериментам в его лаборатории»

Стив Джобс : Он бомбардировал людей со своими идеями - инвесторов, совет директоров, клиентов, подчиненных, и его генерального директора Джона Скалли.

Генри Форд : По словам Роберта Лейси, «Он погружался в каждую деталь, настаивая на том, чтобы каждая мелочь делалась правильно… [Но] он никогда не терял из виду конечную, общую цель. У него было видение о том, что его новый автомобиль [Модель T] должен выглядеть определенным образом.

И из всей импровизации, долгих размышлений и тяжелой работы получилась машина, которая стала самым простым и самым сложным автомобилем, построенным на сегодняшний день.»

Ты можешь возразить «Эй, я не Томас Эдисон или Стив Джобс или Генри Форд

И я могу назвать десяток миллионеров, которые не являются гениями, однако каждый день зарабатывают тысячи долларов. ()

Не-гениальный мозг не есть проблема. В мире миллионы очень умных ученых.

Они бы были миллиардерами, если бы интеллект был настоящим источником богатства.

Однако решающим является не то, сколько ты знаешь, а то, как ты это используешь.

Некоторые люди имеют мышление предпринимателей еще из детства. Чаще всего это дети богатых людей, которые воспитаны на правильных ценностях ().

Однако, чтобы думать, как богатый человек, не обязательно родится в богатой семье. В любом возрасте можно перенять предпринимательский образ мышления.

Я сделал это в свое время так - беседовал с каждым богатым и успешным человеком, которого знал или встречал. Я говорил им, насколько впечатлен тем, чего они достигли и спрашивал, как им это удалось.

Я был очень удивлен, однако оказалось, что богатые люди - очень открытые и приятные . В 9 из 10 случаев они с радостью рассказывали мне о себе и помогали советами.

К сожалению, в нашем обществе принято ненавидеть богатых людей. И это мешает большинству у них обучаться.

Локк в книге пишет, что в США ситуация такая же: «Если ты упомянешь в разговоре Эндрю Карнеги, Джона Рокфеллера или Корнелиуса Вандербильта, большинство людей подумают: «жадные бароны-разбойники, которые воспользовались обстоятельствами».

Однако правда в том, что большинство ничего не знает о богатых людях. То, что они думают - это смесь предрассудков, зависти и сплетен.

Для себя я выделил для себя 8 отличий «нормальных» людей от «людей с мышлением предпринимателя»:

8 отличий «нормальных» людей от людей с «мышлением предпринимателя»

Отличие 1. Нормальный человек очень озабочен своим эго. Он сталкивается с проблемой, в которой он не разбирается и делает вид, что он эксперт в этом. Он считает, что попросить помощь или задать вопрос - это ниже его достоинства.

Задает вопросы постоянно. У него нет эго, когда речь идет об обучении. Он знает, что, что «быть великим мастером - значит быть великим студентом» и поэтому обучается непрерывно.

Отличие 2. Нормальный человек имеет потребительский менталитет. Он смотрит на новый продукт и думает о том, как он хотел бы его купить.

Человек с мышлением предпринимателя смотрит на новый продукт и думает: «Как я могу производить это?» или «Как я могу делать что-то подобное в моей отрасли?» Или еще проще: «Как я могу заработать деньги на этом?». После чего .

Отличие 3. Нормальный человек сфокусирован на желаниях. Он мечтает о том, чтобы зарабатывать кучу денег.

Предпринимательское мышление побуждает человека смотреть на факты. Предприниматель всегда анализирует свой успех и успех других и думает, как он может применить их опыт для себя.

Отличие 4. Нормальный человек , когда сталкивается с новой идеей, думает обо всех причинах, почему она может не работать.

Человек, имеющий мышление предпринимателя видит потенциал в новых идеях. Он сначала проясняет для себя как именно можно монетизировать идею. И только после этого смотрит на препятствия.

Отличие 5. Нормальный человек сопротивляется изменениям.

Человек с мышлением предпринимателя принимает их с благодарностью.

Отличие 6. Нормальный человек согласен снизить свои стандарты ради стабильности.

Человек с мышлением предпринимателя всегда ищет, чтобы сделать вещи - даже хорошие вещи -лучше, даже если все обстоятельства против него.

Отличие 7. Нормальный человек реагирует на обстоятельства, в которые его ставит жизнь.

Человек с мышлением предпринимателя создает обстоятельства для себя.

Отличие 8. Нормальный человек смотрит на успешного владельца бизнеса и думает: «Ему повезло.» или «Наворовал».

Человек с мышлением предпринимателя думает: «В чем его секрет?» и «Как я повторить его успех?» (так рождаются новые ниши - самые горячие из них )

Посмотри сейчас еще раз на этот список.

Перечитай его и выбери для себя 2 отличия, которые ты будешь устранять в первую очередь в 2017 году.

Выпиши их и повесь на видном месте. Перечитывай минимум 2 раза на протяжении первых 90 дней года. Гарантирую, что вскоре ты начнешь думать, как богатый человек, и увидишь, как твои результаты в бизнесе изменятся и доход вырастет.

P.S. Мне было очень сложно работать над мышлением.

Я с детства страдаю синдромом рассеянного внимания . Мой мозг работает против меня.

Поэтому мне нужен был самый простой метод работы по замене токсических убеждений на продвигающие. Я перепробовал более 100 разных инструментов.

Самые быстрые результаты дали аффирмации - позитивные утверждения, которые нужно слушать всего несколько минут в день, и они постепенно заменяют собой токсические. Это буквально «перепрограммирует» мозг на успех.

Многие полагают, что для построения бизнеса нужны особые качества. Так ли это?

Автор и лектор курса бесплатного онлайн-курса «Предпринимательство» Тимофей Крылов утверждает, что это не так. Каждый человек обладает от рождения и способностями, и тягой к предпринимательству. Но как их развить?

6 способов развить предпринимательское мышление

Тимофей Крылов

Статистически, однако, среди сотрудников компаний по-прежнему куда больше исполнителей или в крайнем случае успешных менеджеров, чем лидеров – людей, потенциально способных возглавить бизнес. И это естественно. Лидерские качества появляются не сами по себе, а лишь в процессе работы. Каким же образом развить их в себе?

Управляй собой…

Быть – первый шаг к тому, чтобы стать лидером. Если человек хорошо справляется со своими обязанностями, с порученным ему делом – значит, он уже научился взаимодействовать с коллективом, решать текущие задачи, нести ответственность за свою часть работы. Хороший исполнитель – ценное приобретение для любой компании. А если такой человек вырос из «низов», это говорит о том, что в данной организации работают эффективные менеджеры. И любой хороший исполнитель может сделать следующий шаг и стать одним из них.

… и другими.

Успешный менеджер – это человек, умеющий организовать работу других людей таким образом, чтобы общими усилиями команда достигла высокого результата. Как мы помним, один в поле не воин. Точно так же и группа одиночек, как правило, нуждается во внешнем управлении, чтобы их работа была эффективной. – одна из самых популярных и востребованных профессий в последнюю четверть века. Управлять другими обучают в вузах, на специальных курсах и тренингах.

Менеджер:

  • решает административные вопросы
  • поддерживает сотрудников
  • действует в заданных рамках
  • контролирует работу системы
  • сфокусирован на краткосрочных задачах
  • спрашивает «как» и «когда»
  • пользуется проверенными рецептами

Эффективный управленец – это всегда человек, который разделяет ценности компании. По дороге к лидерству очень важно не забывать, что это не гонка за деньгами и властью.

И если вы поднялись на эту ступеньку и стали эффективным менеджером компании, у вас есть все шансы сделать и следующий шаг – стать лидером.

Сила убеждения

Настоящий лидер – это человек, который, без преувеличения, живет жизнью компании, ее интересами. И в этом его главный секрет. Он не отбывает повинность, не ждет окончания рабочего дня. Для него успех компании и есть его личный успех, достижения сотрудников компании – повод для гордости.

Он всегда увлечен тем, что делает и совершенно уверен: прибыль – не главное, куда важнее те возможности, которые компания предоставляет клиентам.

Именно эта уверенность в себе и в успехе компании увлекает других и превращает человека из менеджера – человека, который обучен управлять людьми – в лидера, за которым люди идут сами.

Лидер:

  • вносит новые предложения
  • обучает сотрудников
  • расширяет заданные рамки
  • доверяет действиям людей
  • видит долгосрочную перспективу
  • спрашивает «что» и «почему»
  • генерирует идеи

Другими словами, лидер и есть тот, кто максимально развил в себе естественные способности к ведению бизнеса и предпринимательское мышление, а значит, готов создать и развивать собственное дело. И кстати говоря, чем активнее компания поощряет человека к развитию в себе этих качеств, тем большим потенциалом она обладает.

Если же фирме нужны лишь безынициативные исполнители – скорее всего, в скором времени ей грозит застой.

Все компании-долгожители и мировые лидеры в производстве различных товаров как раз и придерживаются методов «выращивания» лидеров в своих рядах – из самых обычных рядовых сотрудников. И это путь, который может пройти каждый, если будет по-настоящему увлечен своим делом, уверен создатель курса.

Как развить предпринимательское мышление

Научиться разбираться в том, как движется денежный поток и как его приумножить – лишь первый шаг к тому, чтобы развить в себе предпринимательское мышление. Бытует мнение, что к бизнесу нужно иметь талант. В определенном смысле это так: одни люди от природы имеют деловую хватку, другим коммерческая деятельность дается сложнее.

Любой человек может успешно , если начнет планомерно развивать в себе нужные качества, приобретет правильные привычки и изменит образ мыслей.

Известный бизнес-тренер Роберт Кийосаки в своих статьях и книгах приводит несколько советов, как нужно мыслить и действовать, чтобы стать богатым. При этом он уверен: конечной целью любого делового человека является построение такого бизнеса, который позволит иметь стабильный доход при минимуме затрат времени и сил. Вот несколько из этих советов. И следовать им вы можете начать прямо сейчас.

  1. Занимайтесь делом, которое вам нравится. Когда вы вкладываете душу в то, чем занимаетесь, мир возвращает вам вложенное в виде денег.
  2. Радуйтесь тому, что имеете, но всегда желайте чего-то большего. Это позволит вам всегда двигаться вперед.
  3. Создавайте себе правильное окружение. Общайтесь с людьми, которые уже достигли того, к чему вы стремитесь.
  4. Думайте о том, что нужно людям. Вы сможете зарабатывать лишь тогда, когда предложите вашим клиентам то, в чем они нуждаются.
  5. Не бойтесь совершать ошибки. На ошибках учатся.
  6. Вкладывайтесь в первую очередь в себя самого, не прекращайте учиться и развиваться.

Полезное чтение для пап и мам - от сооснователя детской бизнес-школы Kinder MBA Кнарик Арабян

«Предпринимательское мышление можно развить у любого ребёнка – это вполне конкретные знания и навыки, - говорит Кнарик Арабян, сооснователь бизнес-школы Kinder MBA, - И пусть в итоге предпринимателями станут далеко не все, этот тип мышления позволит человеку найти своё призвание, осознанно выбрать профессию, решать любые проблемы творчески». О том, какие навыки следует тренировать потенциальному предпринимателю и когда знакомить ребёнка с увлекательным миром финансов, порталу сайт рассказала Кнарик Арабян.

Сооснователь бизнес-школы . Окончила Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. Кандидат экономических наук, доцент кафедры госрегулирования экономики РАНХиГС, аудитор, автор трёх учебников и более 30 статей на тему аудита, бухучёта и корпоративных финансов. Kinder MBA – это комплексная программа для детей 5-17 лет, направленная на развитие креативности, финансовой грамотности, предпринимательского мышления и социальных компетенций. У проекта три учредителя: , преподаватель МГУ Карина Медведева , учредитель Павел Баскир .

1. Предпринимательское мышление можно развить у любого ребёнка . Это понятие подразумевает набор навыков, необходимых для успеха в любой сфере - умение ставить цели, организовывать процессы, брать ответственность, эффективно распоряжаться ресурсами и т.д. Развить можно лидерские качества, креативное мышление, силу воли, коммуникационные навыки и эмоциональный интеллект, дисциплинированность, ответственность.

2. Но далеко не каждый станет предпринимателем . Конверсия тут низкая. Свежий пример: из 20 выпускников группы «Мой стартап» - а это старшеклассники - многие заявили, что хотели бы работать в консалтинге или менеджменте, но не вести свой бизнес. Сложно! Не все готовы к серьёзной ответственности и рискам. Не каждый может собрать и увлечь команду. Не каждый способен на глобальное видение стратегии. В этом смысле развитие предпринимательского мышления – это ещё и возможность определиться: могу ли и хочу ли я быть предпринимателем?

3. Предприниматель – это новатор . Кто такой предприниматель? Нам близка концепция Йозефа Шумпетера, который полагал, что предприниматель – это, прежде всего, новатор. Человек, который подходит творчески к решению проблем, способный рисковать. Есть мнение, что предпринимателями рождаются, и что такой человек раскроется без всякой помощи. Вторая часть этого постулата - очень спорная. Не каждый ребёнок может проявить себя и поверить в свои силы самостоятельно.

4. Всему своё время . Креативность, лидерские качества и умение общаться можно и нужно развивать уже у дошкольников. Учеников начальной школы мы учим решать проблемы, находить нестандартные решения. В этом возрасте дети усваивают базовые знания по финансовой и экономической грамотности. Они уже могут создавать первые предпринимательские и научно-исследовательские проекты. Ученики средней школы (5-8 классы) готовы овладевать знаниями в специализированных предметных областях. В этом возрасте начинается профориентация. Старшеклассники способны с нуля запустить свой собственный стартап.


5. То, насколько ребенок «технарь» или гуманитарий, ничего не говорит о его предпринимательских качествах . В этом контексте я бы не стала говорить о противоречиях в чистом виде. Скорее творчество, тяга к гуманитарным и техническим наукам органично дополняют друг друга и формируют образ современного предпринимателя. На основе этой концепции произошло объединение Kinder MBA и московской «Лиги Роботов».

6. Готовность рисковать – один из ключевых факторов, который отличает условного предпринимателя от условного менеджера . Рисковать не только профессиональной репутацией, но и своими деньгами, временем. Тут важно попробовать.

7. Не случайно, что многие предприниматели - из семей предпринимателей или топ-менеджеров . Дети из этой среды имеют личный пример перед глазами, у них другой деловой кругозор. Но главное – у детей бизнесменов больше шансов что-то сделать, потому что родители их всецело поддерживают, в том числе и инвестициями. Почти все реализованные стартапы наших учеников состоялись благодаря родителям: школьные обеды в вафельном рожке, которые можно заказать через бота в Telegram, автоматическая система полива растений, новостной канал для детей в Minecraft и т.д. Когда ребёнок видит результат, он ещё больше загорается.


8. Нет универсального возраста, когда нужно знакомить детей с деньгами и вводить «карманные расходы» . Готовность усваивать материал и распоряжаться ресурсами сильно зависит от ребёнка. Наш первый модуль, в котором дети получают базовые финансовые знания – «Экономика в сказках» - рассчитан для детей 7-8 лет. Сбербанк выпускает банковские карты для детей 7+: родители могут дать ребёнку доступ к своей карте или открыть ему дополнительную. Ещё недавно это казалось явно преждевременным – но мир быстро меняется.

9. Есть разные способы постижения азов экономики . Например, личное финансовое планирование, когда ребёнок учится системно планировать свои расходы и доходы. Или тайм-менеджмент, когда необходимо расставить приоритеты и спланировать свои дела на час, день, неделю. Это можно делать всей семьёй.

10. Если вы хотите привить ребёнку финансовую грамотность, знакомьте его с экономикой семьи – объясняйте, как и на что вы тратите или откладываете. Это нужно делать в адекватном раннем возрасте. К 14 годам в России уже можно легитимно заниматься предпринимательством - при соблюдении ряда условий.

11. Я считаю, что как только ребёнок получает свободу передвижения в школе, он должен уметь планировать свои личные деньги . Это – способ предостеречь его от неразумных действий в старшем возрасте. Я преподаю в вузе – и была поражена, что студент 4 курса, учась на «Финансах и кредите», взял в кредит телефон под огромные проценты. Он говорит: «Я не понял, как так произошло, не рассчитал». Хорошо бы прорабатывать такие ситуации заранее.


12. Книги - в помощь . Начать можно с таких: «Удивительные приключения в стране Экономика» Игоря Липсица, «Пёс по имени Money» Бодо Шефера, «Большой бизнес для маленьких детей» Елены Тончу.

13. Всё, что делается через игровую форму, имеет успех . Отправляя ребёнка в магазин за молоком, можно поставить задачу на понимание ценообразования – например, посчитать, какая марка выгоднее в пересчёте на литр. Или сколько принесёт за год сэкономленный с пакета молока рубль.

14. Ребёнок должен получать обратную связь . Всё, что обсуждается и приводит к выводам, лучше откладывается в памяти ребенка, чем линейные указания. Аналитика – часть финансового планирования, важный навык бизнесмена. Поиграть, показать варианты, обсудить результаты, сделать выводы - это обязательно.

15. Тем, кто решил платить за оценки, я бы рекомендовала быть очень аккуратными . Ребёнок должен понимать, зачем ему самому нужна учёба, и эта мотивация не может упираться в сиюминутную прибыль. Предприниматель – всегда высоко самомотивированный человек.

16. Политика «Деньги за услугу» в семье может помогать формированию предпринимательских навыков, а может и вредить . Если это оплата услуг в рамках деловых, рабочих проектов - это нормально. Но если ребёнок выполняет свои домашние обязанности за деньги или помогает родным и друзьям на корыстной основе - это сбой в матрице ценностей.

17. Привить ценности - не так уж сложно, если вы сами их разделяете . Ребёнок очень легко копирует модели поведения.

18. Следите за словами! Развитию предпринимательского мышления больше всего мешает обесценивание самого процесса «предпринимать», демотивирующие фразы и поступки. Более того, они развивают в детях фобии и комплексы, что негативно сказывается на формировании личности вообще.


19. Поощрение и критика – тонкие процессы . Если ребёнок предлагает провальную идею, нельзя сказать, что ничего из этой идеи не выйдет – погубите мотивацию. Но и поощрять заведомо ошибочное решение не стоит. Должна быть правильная подача: «Здорово, что ты это придумал, но давай разбираться, для чего ты это придумал. В чём польза проекта, какие у него могут быть подводные камни». И если ребёнок всё обосновал, он в свою идею верит и хочет её реализовать – мне кажется, родителям стоит его поддержать. Потому что, во-первых, родители нередко сами ошибаются. Во-вторых, отрицательный опыт очень важен. Как правило, это тест на готовность быть предпринимателем. Я не знаю людей, которые бы сделали успешный бизнес с первого раза.

20. Задача родителей – аккуратно подстраховать ребёнка, чтобы опыт был поучительным, но не сказался негативно на здоровье и эмоциональном состоянии . Если у ребёнка органично пропало желание заниматься предпринимательством - это тоже неплохо.

21. Ещё раз: родительский контроль – это страховка и поддержка . Самостоятельность должна остаться у ребёнка. Это важно. Предприниматель не может не быть самостоятельным. В этом смысле показательна реакция родителей из предпринимательской среды, которые отказались заводить чат, чтобы их оповещали о мероприятиях. Они сказали: «Зачем нам это надо? Дети пришли учиться – пусть сами за всё отвечают».

22. Между «поддерживать» и «подталкивать» есть большая разница . Желание воплотить через детей свои нереализованные мечты нередко приводит к тому, что ребёнок под давлением и влиянием родителей выбирает в будущем сферу деятельности, не соответствующую его интересам. Это беда.

23. Будьте готовы к тому, что придётся работать с чужими стереотипами . Увы, в нашем обществе неоднозначное отношение к предпринимателям. Для многих это человек, наживший капитал нечестным образом, для которого прибыль важнее людей. Конечно, это вредный стереотип, поскольку любая деятельность всегда основывается на ценностях. Ценности – это фундамент, и заложить его следует до того, как ребёнок столкнется со стереотипами. Поэтому мы рассказываем детям о предпринимателях-меценатах, которые внесли огромный вклад в развитие страны. Объясняем, что новые технологии и разработки позволяют людям качественно изменить свою жизнь. Что бизнес стимулирует прогресс. Что у него есть социальная ответственность и т.д.

24. Российская школа учит не прикладным навыкам, а фундаментальным принципам . Я вижу, что многие родители сейчас забирают детей из государственных школ и отдают в частные или экспериментальные, где нет чёткого деления на классы, нет оценок, смещены границы между занятиями. Дети из таких школ, как правило, более раскованные, творческие, у них есть «чувство полёта». Да, классическая система образования часто уравнивает, ставит рамки, мешает креативности, развитию предпринимательских качеств. Но скажу в защиту государственных школ - есть гимназии и школы, в которых создана атмосфера, в которой поощряется творчество и целеустремлённость.

25. Самое важное, что может дать школа будущему предпринимателю - это научить его учиться . Система ценностей закладывается в семье.

26. Среди бывших спортсменов много предпринимателей . В спорт идут люди, имеющие «предпринимательский» характер, или он формируется благодаря спорту? Мне кажется, и так, и так. Я могу это утверждать на собственном примере, поскольку меня в спорт именно «отдали» - без особого моего рвения. Именно в тот период, когда я активно занималась спортом, я училась лучше в школе. Потому что приходилось чётко планировать все свои дела. Оттуда навыки командной работы, потому что в баскетболе выигрывают командой. Индивидуальные виды спорта больше формируют лидерские качества. Наконец, спорт - это нацеленность на выигрыш, но и умение принять проигрыш на пути к победе. Это важное качество и для кризис-менеджера.


27. Не всякая хитрость – показатель предприимчивости . То, что ребёнок хитрит и обманывает, многие родители спокойно воспринимают как «природную предприимчивость». Это не всегда верно. Ребёнок, особенно маленький и избалованный любовью родителей, может хитрить и манипулировать, чтобы достичь своих целей. Это естественно. Но обман – это не предприимчивость. Настоящий бизнес на обмане не строится.

28. Не путайте жадность и рациональность . Ту же мысль можно продолжить в отношении жадности, которую некоторые родители поощряют как «воспитание собственничества». Но жадность - это неумеренное желание владения. Стяжательство - стремление к наживе. Оба эти качества пагубны для человека и крайне негативно сказываются на взаимоотношениях с людьми. А бизнес - это всегда люди. Ценности собственников формируют корпоративную культуру, атмосферу в команде и т.д. Другое дело, что деньги любят счёт и, разумеется, финансовое планирование является основой рационального управления. Этому нужно учить.

29. Заработать деньги – это нормальное желание предпринимателя . Заработать любой ценой – нет. Ребёнок должен четко усвоить, что в бизнесе, как и в любой другой сфере человеческих взаимоотношений, есть мораль и этика. Если человек зациклен на деньгах – это проблема, как любая одержимость.

30. Нет контроля – нет бизнеса . Это основа. Ты должен уметь планировать, экономично расходовать ресурсы, оптимизировать и обязательно контролировать! Система контроля - залог успешного бизнеса. Чем больше ребёнок сталкивается с такими задачами в быту, тем сильнее навык.


31. Хорошее упражнение на выстраивание алгоритма решения проблемы – моделирование ситуаций . Их можно брать из реальной жизни: ты захлопнулся в ванной комнате без телефона, потерялся на вокзале, злой хулиган хочет отобрать твои карманные деньги. Можно запаниковать, а можно придумать алгоритм решений. Давай подумаем, как будем выбираться. Ребёнок начинает рассуждать, анализировать конкретные шаги – к чему это приведёт. Это могут быть и деловые игры, разбор кейсов, задания на изобретательность, умение решать проблемы и т.д.

32. Один из лучших способов развить предпринимательское мышление - это проектная деятельность . Когда ребёнок самостоятельно разрабатывает проект: генерирует идеи, проводит полевые исследования, разрабатывает прототип и имеет возможность презентовать его экспертам или потенциальным инвесторам. Проект – не обязательно коммерция. У нас, например, много социальных проектов – «Город мастеров» для детей с ограниченными возможностями, приложение по выбору животных из приютов и другие. Для детей, которым 12-13 лет, это очень серьёзный опыт самостоятельной работы.

33. Есть правило - лучше средняя идея и классная команда, чем наоборот . Навык командного взаимодействия отлично воспитывает проектная работа, в которой заняты несколько человек. Мы в таких случаях не назначаем постоянного лидера, позиция лидера – переменная. И часто бывает, что Петя – прирождённый лидер, которого все слушают - становясь исполнителем, саботирует какую-то работу. Вася, назначенный руководителем, должен найти способ договориться с Петей. Поучительный опыт для обоих. Потом мы всё это анализируем и обсуждаем.


34. Чем больше командной работы, тем лучше прокачивается этот навык . Это и школьные проекты, и внеклассная деятельность. Семья – тоже команда, где у ребёнка должны быть свои обязанности. У нас, к примеру, есть тренинг по тайм-менеджменту для детей и родителей – когда они вместе детально планируют следующий отпуск.

35. Многое в человеке можно воспитать – например, то, что находится в латентном состоянии, зажатое по разным причинам . Можно раскрыть даже лидерские качества - научить брать ответственность, принимать решения. Другой вопрос, что если человеку изначально комфортнее работать в роли исполнителя, вынужденное лидерство может быть разрушительным для него. Это энергозатратно, и может сказаться на результатах. Много проблем в бизнесе от того, что люди не на своих местах занимаются нелюбимыми делами.

36. Предприниматель – почти всегда лидер . Это не значит, что ребёнку с невыраженными лидерскими качествами нечего делать в бизнесе. Я знаю примеры, когда взрослый человек долго был уверен, что его амплуа – исполнитель, просто потому что ему не приходилось проявлять лидерские качества - до какой-то критической ситуации. Наконец, бывает и так, что человек, который по натуре не лидер, становится предпринимателем в составе партнёрства - когда бизнес делают несколько человек, и у каждого своя роль.

37. Ничего нельзя сделать через ломку и насилие . Гораздо эффективнее будет вложить время и средства в развитие сильных сторон ребёнка. Любовь и вдохновение – лучшие мотиваторы.

38. Многие почему-то уверены, что креативность - божий дар, и развить её нельзя. Это не так! Есть масса техник и методик развития креативности – например, «дизайн-мышление», где решение, в числе прочего, достигается через эмпатию – сопереживание.

39. Чтобы научить ребёнка ставить цели, мало научить его видеть пользу от результата . Мы учим ставить цели по технологии SMART, применяемой в проектном управлении. Это английская аббревиатура, означающая то, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени. Раскладывать цели по SMART очень полезно для ребёнка. Сразу отметаются абстрактные, недостижимые задачи.


40. Важнейший навык – управление временем, уметь расставить приоритеты - что важно, что срочно . Перегруженность ребёнка, на которую многие ополчились – это же тоже проблема плохого планирования работы и отдыха.

41. Выделить важное – это половина умения донести мысль. Найти качественную информацию, обработать её, выделить важное – навык XXI века . Есть известное упражнение – «Elevator pitch»: представьте, что вы едете с инвестором в лифте, у вас есть одна минута, чтобы рассказать суть вашего проекта. Можно придумать другую историю, оставив суть. В выступлении не должно быть много текста – только самое главное, выступление должно быть грамотно структурировано.

42. Полученные навыки не теряются . Но и не совершенствуются, если их не использовать. Это касается, например, навыка публичных выступлений.

43. Есть три ключевых ошибки, которые совершают родители в воспитании будущих предпринимателей . Первая – они делают выбор за ребёнка, не позволяют ему брать на себя ответственность. Вторая - требуют идеального результата, не позволяют совершать ошибки. Третья - ограничивают в реализации творческих идей.

44. А вот минимум того, как родитель может способствовать воспитанию предпринимательского характера . Во-первых, нужно поддерживать инициативы ребёнка, даже когда взрослым они кажутся бессмысленными. Как ребёнок поверит в себя, если в него не верят собственные родители? Во-вторых, важно объяснить ребёнку, что иногда случаются неудачи и не нужно этого бояться. Можно ошибаться, делать выводы и двигаться дальше. В-третьих, нужно научить ребёнка принимать решения и брать на себя ответственность. Нужно воспитывать ценности! Контролировать, поддерживать, но не подавлять личность. В-четвёртых, очень важен личный пример. Это касается воспитания в целом. И конечно, всё нужно делать с любовью.