Вон из школы! Дефицит учителей становится национальной бедой. Онф обнаружил нехватку учителей в российских школах

Современную экономическую обстановку нельзя назвать процветающей и способной оказать существенные финансовые вливания в образовательную систему, ввиду чего каждый 2-й учитель жалуется на уровень своего дохода, который не всегда позволяет приобрести самые необходимые товары и услуги.

В государстве в целом, а также в отдельных ведомствах, очень обеспокоены поиском возможных вариантов исправления ситуации.

Ситуация сегодня по зарплатам

Школьный учитель никогда не мог похвастаться высоким уровнем официального дохода, во все времена спасала только частная практика – платное репетиторство. При определении статуса и престижности профессии, материальная часть занимает далеко не последнюю роль, следовательно, все меньше людей стремятся стать учителями .

Статистические данные непоколебимы и говорят о том, что гражданин, практикующий преподавание в школьном учреждении общеобразовательного уровня, ежемесячно зарабатывает примерно 20 тыс. руб . В связи со столь плачевными значениями, правительство страны приняло решение о том, что увеличение научной нагрузки должно положительно отразиться на уровне стабильного дохода.

В 2012 году случилось подписание указа, в котором Президент утвердил так называемую «дорожную карту», в соответствии с которой к 2019 году уровень ежемесячного официального дохода граждан, обучающих подрастающее поколение в стенах школы, должен повыситься минимум в 1,5 раза.

На основании только что подписанного документа и поручения руководства страны, было решено провести индексацию заработных плат учителей , на что федеральный бюджет выделил достаточно крупную денежную сумму. Правда, следом наступили кризисные времена, и скорость реализации вышеуказанных мероприятий существенно снизилась, а в некоторых регионах и вовсе остановилась.

Процент индексации, заложенный на текущий год, равняется 4% , что само по себе не плохо, так как уровень инфляции не должен превысить 6% , соответственно, подобный пересмотр ежемесячного дохода позволит практически полностью перекрыть повышение цен на необходимые товары и услуги.

В попытках найти способ повышения заработной платы учителям, государственная верхушка правления пришла к тому, что нужно начать применение «эффективных контрактов» . Существенная разница с обыкновенным договором, регулирующим взаимоотношения руководителя и подчиненного, таится во внедрении критериев, оценивающих качество и эффективность трудовой деятельности.

То есть, на высокий уровень официального дохода может рассчитывать только тот гражданин, который очень серьезно и скрупулезно подходит к выполнению своих обязанностей , закрепленных в должностной инструкции, и делает все возможное для регулярного самосовершенствования.

По сути принимаемые на государственном уровне изменения сводятся к тому, что для увеличения суммы ежемесячного дохода педагог должен постоянно повышать свою квалификацию: работать над диссертациями, активно участвовать в научной работе и т.д. Подобная деятельность может значительно повысить статус школы и положительно отразиться на качестве предоставляемых образовательных услуг.

Власти заботятся о том, чтобы преподавательский состав был высококвалифицированным, то есть учитель должен уметь:

  • грамотно передавать имеющиеся знания;
  • справедливо выставлять оценки;
  • способствовать формированию правильных интересов у школьников;
  • и т.д.

Вышеперечисленные обязанности подвластны далеко не всем специалистам, ведь не зря говорят, что педагогом нужно именно родиться. При этом следует помнить о том, что учитель, как и любой другой гражданин, заинтересован в достойном уровне оплаты. Качество предоставляемых образовательных услуг напрямую зависит от получаемого заработка: преподавание будет в радость только в том случае, если у учителя не будет болеть голова о том, где найти дополнительный источник дохода.

Законопроекты направлены на достижение следующих целей:

  1. Повышение ежемесячного дохода посредством увеличения профессиональной нагрузки.
  2. Снижение коррупционной составляющей при помощи внедрения новой системы окладов.
  3. Уменьшение объема частной практики. В освободившееся время специалист сможет более тщательно подготовиться к уроку.

В настоящее время заработная плата учителя напрямую зависит от средних показателей, действующих в области. Перед каждым субъектом власти поставлена задача: увеличить официальный уровень дохода учителя доступными и законными способами.

Индексация заработных плат

Предвыборная кампания В.В. Путина в 2012 года базировалась на гарантировании повышения доходов специалистов, посвятивших трудовой отрезок своей жизни, работе в бюджетной сфере. Сразу после вступления в должность Президент заверил своей подписью 11 указов, касающихся повышения заработной платы граждан, трудящихся в государственном или бюджетном секторе. Повысить ежемесячный доход педагогического и медицинского персонала планировалось поэтапно в 2018 году, причем в следующем порядке:

  • на 200% по сравнению со средней заработной платой, зафиксированной в регионе, если речь идет о преподавателях ВУЗов и врачах;
  • на 150% по сравнению с имеющимся в 2012 году значением в отношении педагогов, трудящихся в стенах общеобразовательных школ;
  • на уровне средних значений, если в расчет берутся средние и младшие медицинские работники, а также специалисты социальной сферы.

В соответствии с официальными статистическими данными, в настоящее время в стране действуют следующие средние значения:

  • преподаватель в ВУЗе получает примерно 35 000 руб.;
  • учитель, старающийся на благо общеобразовательного учреждения, может рассчитывать в среднем на 27 000 руб.;
  • мастер, практикующий производственное преподавание, получает не более 23 000 руб.

Пересмотр заработных плат работников бюджетной сферы, в том числе и учителей, производится регулярно . Размер плановой прибавки обычно зависит от величины базовой инфляции. Ждать существенного роста в регионах не приходится, так как в последнее время наблюдается отрицательная динамика – финансирование сферы образования регулярно сокращается.

Практически все граждане заметили тяжелое экономическое положение страны, поэтому многих интересует не столько увеличение дохода, сколько сохранение настоящего положения. Причина проста: рост заработной платы педагогов напрямую связан со средними значениями дохода в регионе .

В 2017 году руководящий состав страны изменил подход к определению данного показателя: в расчете теперь участвуют не только сотрудники учреждений, но и граждане, трудящиеся по найму. Внедрение вышеописанных изменений привело к тому, что при наличии планового увеличения бюджетных средств на оплату труда, реальная заработная плата учителя снижается .

Ждет ли педагогов повышение окладов?

Труд учителей является очень важным, ведь именно эти люди делятся с подрастающим поколением имеющимися знаниями и опытом. Их влияние существенно отражается не только на интеллектуальном, но и на духовном развитии школьников.

Всегда считалось, что педагог – это представитель интеллигенции. Эту профессию стремились освоить, так как она являлась очень престижной. Лишь на протяжении последних десятилетий образовательные учреждения испытывают дефицит в квалифицированных кадрах, а педагогические факультеты страдают от недостатка абитуриентов .

Упрямые статистические цифры говорят о том, что средний уровень дохода российского учителя составляет 30 000 руб. Вроде бы неплохое значение подумают многие. Но, все становится гораздо печальнее после пристального рассмотрения отдельных регионов:

  • Дальний Восток гарантирует примерно 75 000 руб. учителю;
  • столица России может порадовать 65 000 руб.;
  • а в Северо-Кавказский округ и Калмыкия не могут предложить более 20000 руб.

Как уже упоминалось выше, Президент в 2012 году подписал Указ, в соответствии с которым заработные платы школьных педагогов должны были вырасти к 2018 году в 1,5 раза. Но, кризисная обстановка 2014 года значительно замедлила процесс и вынудила руководящий состав страны приступить к поиску дополнительных источников финансирования программы.

При расчете среднего показателя стали использовать итоговые цифры заработных плат не только учителей, трудящихся в государственном секторе, но и тех, которые занимаются преподаванием в частных школах. Ежемесячный доход, конечно, увеличился, но только формально.

В следующем году Правительство планирует внедрить новый профессиональный стандарт педагогов , в соответствии с которым учитель должен обладать умениями работы с детьми-инвалидами, с одаренными школьниками или с теми, кто не владеет русским языком.

Будет ли проводиться индексация окладов специалистов образовательной сферы в 2017 году? Последние новости говорят о том, что повысить ежемесячный доход учитель можно посредством следующих способов:

  • закрытие малокомплектных школ;
  • сокращение штатного расписания.

Будут ли сокращения учителей?

Повышение заработной платы педагогического состава является частью президентской дорожной карты, утвержденной в 2012 году, на основании которой Правительство разработало специальную программу, гласящую о том, что оклад учителя нужно ежегодно увеличивать на значение коэффициента инфляции.

Будет ли проводиться сокращение штатов в общеобразовательных учреждениях? Подобные сведения регулярно озвучиваются в СМИ, но официальное подтверждение отсутствует. Даже если подобные мероприятия планируются, грядущие выборы Президента, вероятнее всего отсрочат неприятные события.

Данное видео содержит подробную информацию о новой системе начисления зарплат учителям с 1 января 2017 года.

В условиях кадрового дефицита учителя вынуждены преподавать непрофильные предметы: учитель истории – уроки географии, а учитель начальных классов – математику в средней школе.

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина уверена, что выходом из сложившейся ситуации может стать введение национальной системы учительского роста, в которой важно предусмотреть не только требования к учителю, но и требования к условиям его труда, а также достойный оклад и снижение нагрузки.

Мы спросили Любовь Духанину о планах по введению национальной системы учительского роста и необходимых условиях для ее эффективной работы.

«Введение НСУР обсуждается уже несколько лет. Задача по ее формированию была поставлена президентом РФ по итогам заседания Госсовета 23 декабря 2015 года.

Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций, отражено и в “майском” Указе президента.

Дорожная карта по ее разработке была утверждена в августе 2017 года. Она включает в себя организационные мероприятия, формирование новой модели аттестации учителей и подготовку единых федеральных оценочных материалов, необходимые правовые изменения, разработку методических рекомендаций и предложений.

Новая система предполагает присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой деятельности педагога.

Для этого продолжается доработка уровневого профессионального стандарта педагога и модели Национальной системы учительского роста. Это непростой процесс, и необходимость изменений понятна всем: слишком много вопросов к сложившейся системе аттестации.

Опросы ОНФ показывают, что только 8% учителей считают, что итоги существующей процедуры аттестации влияют на карьерный рост, а 15% – на повышение знаний учителей и профессиональное развитие; 30% убеждены, что аттестация ни на что не влияет.

Для трех из десяти педагогов это формальная процедура, которая ничего не показывает. А 23% наших респондентов считают результаты аттестации совершенно необъективными.

Необходимо найти адекватный и прозрачный способ измерять педагогическую компетенцию и сделать этот процесс понятным для всех учителей, учитывая при этом требования к той среде, в которой они работают.

Важно, чтобы эти требования – по количеству времени, отводимому на методическую работу, по наличию профильной литературы, по возможности проходить эффективные курсы повышения квалификации – были обязательными для исполнения органами управления образованием.

Внедрение новой системы не должно привести к увеличению бюрократической нагрузки учителя.

Иначе вместо помощи на учителей будет просто оказываться дополнительное давление».

По итогам опроса, который провели эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) и фонда «Национальные ресурсы образования», было выявлено, что в школах России имеется дефицит учителей иностранного языка, математики, русского языка и литературы. Кроме того, оценка результатов данного исследования, в котором приняли участие свыше трёх тысяч учителей из 82 регионов страны, показал наличие высокой загруженности педагогов и отсутствие достойной зарплаты.

О нехватке учителей сообщили 48% опрошенных. Причём, по словам Любови Духаниной, замглавы думского комитета по образованию и науке, педагоги уходят из школы прямо во время учебного года, «не выдерживая высокой нагрузки, в том числе и непедагогической, и низкого уровня заработной платы». По словам парламентария, учителя, покинувшие школу, отговаривают молодых специалистов работать в данных учебных заведениях. Получается, что российская школа постоянно занимается «латанием кадровых дыр».

Также Л. Духанина обратила внимание на то, что в школах сложилась ситуация, когда педагоги вынуждены преподавать предметы из разных областей. Например, учитель начальных классов начинает вести в средней школе математику, а учитель истории – географию.

О нехватке в школах учителей математики сообщают 44% респондентов, дефицит учителей иностранного языка отметили 39%, учителей русского языка и литературы – 30%, учителей начальных классов – 26%. Кроме того, эксперты отметили всё ещё сохраняющуюся проблему повышения среднего возраста педагогов при «острой нехватке» молодых специалистов.

В ОНФ полагают, что решением в данной ситуации может стать внедрение национальной системы учительского роста, предусматривающей не только требования к учителю, но и к условиям, в которых педагоги работают. Причём основными мерами должны стать достойный оклад, снижение нагрузки и определение требований к труду учителя.

Представители Министерства просвещения РФ заявили РБК, что намерены тщательно изучить исследования ОНФ, отметив при этом, что в последние годы в российских школах «наблюдается позитивная динамика» относительно кадрового состава.

Глава ведомства Ольга Васильева утверждает: «Дефицит в кадрах в стране не превышает 1% вакансий для учителей и в городских и в сельских школах. Среди наиболее доступных вакансий - сельские учителя английского языка. Работа учителем всё больше привлекает молодых, а в педагогические вузы поступают всё более подготовленные абитуриенты, что наглядно показывает качество приёма в последние годы".

С традиционной сменой календарного года у населения всегда связаны некоторые ожидания перемен. С 1 января меняются тарифы, проценты по налоговым ставкам, убираются и добавляются штрафы, но самое главное - меняется размер выплат.

Учителя - категория сотрудников бюджетных организаций, которая тревожится за размеры своих доходов постоянно. Это обусловлено не корыстными побуждениями, а реальной ситуацией в экономике страны. Постоянный рост инфляции ежегодно съедает преподавательские доходы, несмотря на то, что на бумаге они растут.

Но повысят ли зарплату в 2017 году педагогам? Каждый год вопрос об уровне зарплаты в следующем году становится для учителя не просто актуальным, а жизненно важным. По состоянию на конец 2016- начало 2017 годов уровень дохода этой категории работников колеблется в границах 18-30 тысяч рублей.

Однако, сотрудники росстата, публикующие такую статистику, в основном берут в расчет данные по городским жителям, где зарплата выше, чем в сельских учреждениях и много частных школ.

Далеко за городом, в деревнях, доход педагога едва ли превысит уровень в 15 тысяч.

Для городских жителей зарплата учителя в 2016 -2017 году 18-30 тысяч - отчасти приемлемая сумма с учетом возможности преподавателей работать на 1,5 ставки, но не более, так как переработки, превышающие 20 часов, сейчас запрещены.

Но, даже за короткий годовой промежуток часть этих денег успевает обесцениться под влиянием негативных экономических процессов. Неудовлетворительный уровень оплаты труда работников сферы образования провоцирует нехватку кадровых ресурсов, значительное снижение интереса к профессии и ее престижа.

Будет ли повышение зарплаты в 2017 году

Следующий год работники образования вправе встречать с оптимизмом. По зарплате учителей в 2017 году последние новости выглядят так: правительство активно занимается вопросом и уже поступило предложение об увеличении годового фонда на 30 процентов. Официально решение еще не принято, но само желание государства найти средства и запустить повсеместное увеличение зарплаты 2017 году - знак позитивный. Кроме того, уже подписан указ Президента, по которому состоится повышение зарплаты учителям в 2017, добившимся заметных успехов. Ведущие работники отрасли могут рассчитывать на премию размером до половины от собственного оклада.

Однако, это решение правительства нашло одобрительный отклик далеко не у всех педагогов. Повышение фонда заработной платы на треть не означает автоматический рост доходов работников образования. Новые деньги в бюджете могут быть освоены по-разному - решение принимают региональные власти. По закону Российской Федерации, именно чиновники на местах должны распределять эти средства.

Помимо желания повысить фонд зарплат, по слухам, чиновники планируют переформатировать требования к педагогам и пересмотреть сами механизмы оплаты труда. Так, возможно министерство образования введет новые профессиональные стандарты, по которым работать со средним профессиональным образованием будет запрещено, а количество допустимых часов, превышающих основную рабочую ставку - сокращено.

Изменения в зарплате в 2017

Говорить о том, что зарплата учителям в 2017 в России изменится, можно с уверенностью. В первую очередь, состоится регулярная плановая прибавка, которая привязана к базовому инфляционному уровню. Ожидать значительного роста по регионам, тем не менее, не стоит - бюджет сферы образования ежегодно сокращается на несколько процентов.

Но, если с прогнозами на повышение доходов для бюджетников ситуация понятна, то о противоположном сценарии развития событий публичных высказываний не так много. Между тем, тяжелое экономическое положение государства очевидно и в ряде регионов работники образования заинтересованы больше не в дальних перспективах повышения доходов, а в сохранении того положения, которое есть сейчас.

Такое желание не случайно, ведь в 2016 году изменились правила расчета средней зарплаты по регионам. Он проходит по новому показателю статистики - среднемесячный доход от трудовой деятельности по субъекту РФ. Показатель заменил прежний параметр - средние зарплаты учителей в 2017 году в России по региону.

Предыдущие показатели учитывали только сотрудников организаций, а новые - всех людей работающих по найму. За счет этого, несмотря на плановое увеличение ассигнований на оплату труда, реальный доход конкретного бюджетника снизился. Безусловно, новшество коснулось и учителей.

Официальные лица государства - премьер-министр правительства и руководитель министерства труда неоднократно высказывались по этому поводу. Уровень зарплат работникам бюджетных организаций, учителям, в том числе, не будет снижен в ближайшие годы. Первые лица государства заверили: любые реформы и незначительные изменения не должны ухудшать экономическое положение и зарплаты педагогов в 2017 году, исходить нужно, прежде всего, из этого.

Индексация зарплат 2017

Новый метод расчета заработной платы, принятый в 2015 году (О совершенствовании статистического учета), понизил этот показатель более чем на 12 процентов. Исходя из этого, правительство не планирует проводить индексацию выплат бюджетникам и зарплата с 1 января 2017 года не повысится. Таким образом, учительские зарплаты вступают в зависимость от среднего показателя по региону. Перед каждым регионом поставлена задача на повышение зарплаты учителям в 2017 году, но она будет решаться разными способами. Судя по имеющимся на эту минуту новостям, официально индексация для бюджетников будет проведена с 1 апреля 2017 года.

Актуально сегодня:

Возможно Вас заинтересуют.

Российское образование переживает кризис, причем проблема не только в бюрократическом подходе власти и обесцениванию знаний в результате ЕГЭ, оптимизации школ и закрытии вузов. По данным мониторинга зарплат и нагрузки учителей, который был проведен Общероссийским народным фронтом (ОНФ) и фондом «Национальные ресурсы образования» в стране нарастает кадровый дефицит – почти в каждой второй школе не хватает учителей.

В рамках опроса 3110 педагогов общего образования из 82 регионов, проведённого с 9 мая по 10 июня 2018 года, практически каждый второй (48%) заявил, что российская школа занимается «латанием кадровых дыр».

Как свидетельствуют данные исследования, которые приводит РБК, больше всего в школах не хватает учителей математики – об этом заявили 44%. Еще 39% отметили, что мало учителей иностранного языка, 30% – русского языка и литературы.

В пятерку «дефицитных» пропали учителя начальной школы (26%) и физики (21%). Далее следуют преподаватели по химии (15%) и истории (14%). О нехватке кадров среди учителей биологии, географии, информатики и музыки говорят по 10% опрошенных, технологии – 9%. Еще по 4% считают, что в школах мало учителей по обществознанию, физкультуре и ОБЖ.

В целом только 52% школ сообщили, что у них есть педагоги по всем предметам. В 37% – признали, что им не хватает учителей по 1-3 предметам, в 8% – по 4-5 предметам, в 3% – более чем по 5 предметам.

Судя по оценке специалистов, кадровый дефицит будет только нарастать. В России отмечается «острая нехватка» молодых преподавателей. А средний возраст учителей продолжает повышаться.

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любови Духаниной , такая патовая ситуация в школах сложилась из-за тяжелых условий труда.

«Некоторые педагоги уходят из школы прямо во время учебного года, не выдерживая высокой нагрузки, в том числе непедагогической, и низкого уровня заработной платы. И многие признаются, что отговаривают молодых учителей идти работать в школу», – цитирует ее слова РБК.

Как сказала Духанина, зачастую учителя вынуждены преподавать предметы из «чужих» областей. «Учитель истории начинает вести уроки географии, а учитель начальных классов – математику в средней школе», – пояснила она.

Между тем в пресс-службе Минпросвещения продолжают настаивать, что в последние годы в школах «наблюдается позитивная динамика» с кадрами. «Дефицит в кадрах в стране не превышает 1% вакансий для учителей и в городских, и в сельских школах. Среди наиболее доступных вакансий – сельские учителя английского языка. Работа учителем все больше привлекает молодых, а в педагогические вузы поступают все более подготовленные абитуриенты, что наглядно показывает качество приема в последние годы», – утверждают в министерстве.

По данным Росстата, средняя заработная плата учителей в России выросла с 33,3 тысячи рублей в 2016 году до 34,9 тысяч рулей в 2017 году. По итогам 2017 года в четырех регионах России зарплаты учителей школ незначительно снизились, на основе данных Росстата в феврале. Еще в двух регионах зарплаты не выросли, а в 46 заработки педагогов выросли менее чем на 1 тысячу руб.

Напомним, согласно мартовскому исследованию РИНХиГС, более половины российских учителей недовольны своей зарплатой. Хуже всего дела обстоят в сельских школах – 60% заявили о низких заработных платах, ситуация мало чем отличается и в региональных центрах – там недовольных 59%.

Москва, Мария Вяткина

Москва. Другие новости 30.07.18

© 2018, РИА «Новый День»