Первый печатный станок гутенберга год. Изобретение гутенберга, которое изменило мир

Иоганн Гутенберг

Иоганн Гутенберг (Гейнцфлейши) родился в дворянской семье в Майнце не раньше 1394 и не позже 1399 года. Датой рождения Гутенберга для юбилеев условно принято считать 24 июня 1400 года. Он был известным, причём потомственным, ювелиром, умел шлифовать драгоценные камни, отливать украшения из благородных металлов, делать золотые рамы к зеркалам. Казалось бы, зарабатывай сколько сможешь и радуйся жизни. Но у Гутенберга была мечта. Он хотел печатать книги.

Печатный станок Гутенберга

В 1440 году Гутенберг произвёл настоящую революцию в печатном деле, изобретя подвижный шрифт - отдельные литеры, позволявшие набирать самые разные тексты. Самой первой печатной книгой считается так называемая «Сивиллина книга» (поэма на немецком языке), выход в свет которой исследователи относят приблизительно к концу 1445 года. Отсюда изобретение книгопечатания можно датировать не позже чем 1445 годом. Работа шла с соблюдением строжайшей тайны: изобретение подрывало основы деятельности переписчиков, способных пойти на все, лишь бы сохранить свое ремесло. Опасаться приходилось и духовенства, в руках которого была монополия на чтение и на письмо. К тому же известие о новом способе изготовления книг немедленно привело бы к падению их стоимости. Поэтому книги Гутенберга, как, впрочем, и все первые книги, имитировали готические рукописи, их даже выдавали за рукописные.

До 1456 года, практически не имея никакой материальной поддержки со стороны, он отлил не менее пяти различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику Элия Доната (несколько листов её дошли до нас и хранятся в Национальной библиотеке в Париже), несколько папских индульгенций и две Библии, 36-строчную , и 42-строчную . После этого Гутенберг по решению суда вынужден был отдать типографию недобросовестному компаньону, человеку, который практически не спонсировал деятельность книгопечатника, но зато пытался выжать из типографии Гутенберга любую возможную лишнюю копейку для себя.

Гутенбергу пришлось начинать дело с нуля. В 1460 году ему удалось выпустить сочинение Иоганна Бальба из Генуи под названием «Catholicon» (латинская грамматика со словарём). Умер Гутенберг в 1468 году не самым удачливым бизнесменом, но зато человеком, навсегда изменившим историю мира благодаря изобретению книгопечатания. Его изобретение быстро распространилось по всем странам Европы. Уже к 1500 году типографии работали более чем в 200 городах различных стран, общее же число типографий приближалось к 2000.

Страница из«Catholicon»

Настоящих, достоверных изображений Гутенберга нет. Все его портреты относятся к более позднему времени и являются плодом фантазии художников.

Помимо шрифта Гутенбергу принадлежат и другие изобретения: пресс для печати литер; густая чёрная непрозрачная типографская краска, удобная для нанесения на десятки крошечных литер; сплав для отливки отдельных элементов шрифта - не слишком мягкий, но и не слишком твёрдый, благодаря чему шрифт получался не хрупким, но долговечным; словолитный ручной прибор, обеспечивший стандартность литеры и массовость её изготовления. Прибор представлял собой полый металлический стержень со съёмной нижней стенкой из мягкого металла, на которой с помощью твёрдого штампа - пунсона выбивался рисунок буквы. Шрифт вырезался с помощью мельчайших инструментов (вот где пригодилось Гутенбергу мастерство огранщика!). Изобретательный гений Гутенберга дал жизнь и сетке (с тех пор все модульные элементы шрифта размещались и ограничивались пространством рамки), и различным типам шрифта благодаря открывшейся возможности механического воспроизведения букв. Таким образом, сетка и шрифт, два основных слагаемых графического дизайна, применяются уже более 500 лет!

Таким образом, Иоганну Гутенбергу принадлежит честь создания всего типографского процесса в целом. Для XV века его изобретение было более чем новаторским, а литера стала первой стандартной деталью в истории мировой техники.

Знаменитая работа Гутенберга - печатная 42-строчная Библия (Т.н. Библия Мазарини). Эта единственная книга, достоверно изданная Гутенбергом, была напечатана в Майнце около 1450 года. Её оформление восходит к рукописным библейским текстам, имевшим хождение в те времена. Это нашло своё отражение, прежде всего, в делении страницы на два столбца и в формах литер в стиле немецкого "чёрного", или готического письма. Нарисованные от руки элементы въющихся растений были добавлены позднее - для усиления декоративности. Оформление имитирует рукописный стиль, но он преобразован средствами графического дизайна - с помощью использования упорядоченного, унифицированного шрифта, размещённого в границах сетки.

Разворот Библии Гутенберга

Немец Иоганн Гутенберг, биография которого описана в этой статье, оказал колоссальное влияние на весь окружающий мир. Его изобретение по-настоящему перевернуло ход истории.

Предки Иоганна Гутенберга

Поскольку родился и жил в пятнадцатом веке, сведений о нем сохранилось очень мало. В те далекие времена лишь видные политические и церковные деятели удостаивались быть занесенными в документальные источники. Однако Иоганну повезло. Современниками был оценен его труд, информация о нем встречается в разных исторических описаниях того времени.

Доподлинно известно, что Иоганн Гутенберг родился в зажиточной семье Фриле Генсфлейша и Эльзы Вирих. Это произошло около 1400 года.

Его родители заключили брак в 1386 году. Мать происходила из семьи сукноторговцев, поэтому их союз считался неравным. В городе испокон веков шла борьба между патрициями (высшие слои бюргерства, семья отца) и цехами (ремесленники, семья матери). Когда противостояние в Майнце обострялось, семье приходилось уезжать, дабы не подвергать опасности детей.

В Майнце у семейства было имение, названное по фамилии отца Генсфлейш, и подворье Гутенбергхоф.

Возможно, изобретатель имел рыцарское звание, хотя происхождение его матери и его собственная деятельность этому противоречили. Однако существует ордонанс, подписанный французским королем Карлом Седьмым, в котором значится имя Гутенберга.

Детство и юность

Краткая биография Иоганна не содержится ни в одном из старинных источников. Восстановить ее можно исключительно по обрывочным данным. Именно поэтому достоверной информации о первых годах его жизни просто не существует.

Записей о его крещении не сохранилось. Однако некоторые исследователи полагают, что день его рождения - 24 июня 1400 года (день Также нет точных сведений о месте его рождения. Это может быть как Майнц, так и Страсбург.

Иоганн был младшим ребенком в семье. Старшего сына звали Фриле, были также две девочки - Эльза и Патце.

После окончания школы молодой человек обучался ремесленному делу, решив пойти по стопам предков со стороны матери. Известно, что он достиг высочайшего мастерства и получил звание мастера, поскольку впоследствии занимался обучением подмастерьев.

Жизнь в Страсбурге

Иоганн Гутенберг с 1434 года жил в Страсбурге. Он занимался ювелирным делом, шлифовал драгоценные камни и производил зеркала. Именно там в его голове зародилась идея создания станка, который будет печатать книги. В 1438 году он даже создал организацию под таинственным названием "Предприятие с искусством". Прикрытием служило изготовление зеркал. Это товарищество было организовано совместно с его учеником Андреасом Дритценом.

Примерно в это время Гутенберг с командой стояли на пороге гениального открытия, но смерть компаньона отсрочила выход в свет его изобретения.

Изобретение книгопечатания

Точкой отсчета современного книгопечатания считается 1440 год, хотя нет отпечатанных документов, книг и источников того времени. Существуют только косвенные доказательства, согласно которым некий Вальдфогель начиная с 1444 года продавал тайну "искусственного письма". Считается, что это был сам Иоанн Гутенберг. Таким образом он старался раздобыть средства на дальнейшее развитие своего станка. Пока он представлял собой лишь выпуклые буквы, созданные из металла и вырезанные в своем зеркальном отражении. Чтобы на бумаге появилась надпись, необходимо было использовать специальную краску и пресс.

В 1448 году немец возвращается в Майнц, где заключает сделку с ростовщиком И. Фустом, который выплачивал ему ежегодно восемьсот гульденов. Прибыль от типографии должна была делиться в процентном соотношении. Но в конце концов эта договоренность стала работать против Гутенберга. Он перестал получать обещанные деньги для технического обеспечения, но прибылью по-прежнему делился.

Несмотря на все неурядицы, станок Иоганна Гутенберга к 1456 году обрел несколько различных шрифтов (в общей сложности пять). Тогда же была отпечатана первая грамматика Элия Доната, несколько официальных документов и, наконец, две Библии, ставшие историческими памятниками для книгопечатания.

42-строчная Библия Гутенберга, напечатанная не позже 1455 года, считается главным трудом Иоганна. Она дошла до наших дней и хранится в музее Майнца.

Для этой книги изобретатель создал специальный шрифт, разновидность Он получился довольно похож на рукописный и за счет множества лигатур и сокращений, которые было принято применять у писцов.

Поскольку существовавшие краски не годились для книгопечатания, Гутенбергу пришлось создавать свои собственные. За счет добавления меди, свинца и серы текст в книге получился иссиня-черным, с необычным блеском, для рубрикации была использована красная краска. Чтобы совместить два цвета, приходилось пропускать одну страницу дважды через станок.

Книга вышла тиражом в 180 экземпляров, но до наших дней дошло немного. Самое большое количество находится в Германии (двенадцать штук). В России был один экземпляр первопечатной Библии, однако после революции советское правительство продало ее на аукционе в Лондоне.

В пятнадцатом веке эта Библия продавалась за 30 флоринов (3 грамма золота в одной монете). Сегодня одна страница из книги оценивается в 80 тысяч долларов. Всего в Библии 1272 страницы.

Судебные тяжбы

Иоганн Гутенберг дважды призывался к судебной ответственности. Впервые это случилось в 1439 году, после смерти его друга и компаньона А. Дритцена. Его дети утверждали, что станок на самом деле является изобретением их отца.

Гутенберг без труда выиграл дело. А благодаря его материалам исследователи узнали, на какой стадии готовности было изобретение. В документах значились такие слова, как "тиснение", "печатание", "пресс", "эта работа". Это явно свидетельствовало о готовности станка.

Доподлинно известно, что процесс остановился из-за отсутствия некоторых деталей, оставшихся у Андреаса. Иоганну пришлось восстанавливать их самостоятельно.

Второй суд состоялся в 1455 году, когда на изобретателя подал иск И. Фуст за неуплату процентов. Суд постановил, что типография и все ее составляющие переходят к истцу. Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание в 1440 году, и спустя пятнадцать лет ему нужно было начинать все с нуля.

Последние годы

С трудом пережив последствия суда, Гутенберг решил не опускать руки. Он пришел в компанию к К. Гумери и выпустил в 1460 году сочинение Иоганна Бальба, а также латинскую грамматику со словарем.

В 1465 году он пошел на службу к курфюрсту Адольфу.

В возрасте 68 лет книгопечатник скончался. Он был похоронен в Майнце, но в настоящее время местонахождение его могилы неизвестно.

Распространение книгопечатания

То, чем прославился Иоганн Гутенберг, привлекало многих. Легких денег хотелось всем. Поэтому появилось много людей, выдававших себя за изобретателей книгопечатания в Европе.

Имя Гутенберга зафиксировал в одном из своих документов Петер Шеффер, его подмастерье. После разрушения первой типографии ее работники разъехались по всей Европе, внедряя новые технологии в других странах. Их учителем значился Иоганн Гутенберг. Книгопечатание быстро распространилось в Венгрии (А. Хесс), Италии (Свейхнейм), Испании. Как ни странно, ни один из учеников Гутенберга не поехал во Францию. Парижане самостоятельно приглашали немецких печатников на работу в свою страну.

Окончательную точку в истории создания книгопечатания поставил в своей работе Антоний Ван дер Линд в 1878 году.

Гутенберговедение

Личность европейского первопечатника всегда была популярной. Исследователи многих стран не упускали возможности написать какую-либо работу о его биографии или деятельности. Еще при его жизни начались споры об авторстве изобретения и месте (Майнц или Страсбург).

Некоторые знатоки называли Гутенберга подмастерьем Фуста и Шеффера. И несмотря на то что сам Шеффер называл Иоганна изобретателем книгопечатания, слухи эти не утихали долгое время.

Современные исследователи называют основной проблемой то, что в первых печатных книгах не стоит колофон, то есть отметка об авторстве. Сделав это, Гутенберг смог бы избежать множества проблем и не позволил бы прозябать своему наследию.

О личности изобретателя известно немного еще и потому, что не существует его личной переписки, достоверного изображения. Количество документальных свидетельств недостаточное.

Иоганн Гутенберг изобрел уникальные шрифты, благодаря которым и удалось установить и подтвердить его наследие.

В России интерес к изучению жизни первопечатника появился лишь в середине двадцатого века. Тогда отмечалось пятисотлетие изобретения книгопечатания. Первым исследователем стал Владимир Люблинский, представитель научного сообщества Ленинграда.

Всего в мире написано и издано более 3000 научных трудов (в их число входит и краткая биография Гутенберга).

Память

К сожалению, не сохранилось прижизненных портретов Иоганна. Первая гравюра, датируемая 1584 годом, была написана в Париже по описанию внешности изобретателя.

Майнц считается не только родным городом Иоганна, но и местом изобретения Поэтому там есть памятник Гутенбергу, его музей (открыт в 1901 году).

Его именем назван астероид и кратер на Луне.

До середины XV века книги считались небывалой роскошью, ведь на их переписку, украшение иллюстративными миниатюрами и переплет, уходило много времени и средств. Поэтому библиотеками в Европе, кроме монастырей и университетов, владели только немногие аристократы.

Все изменилось благодаря Иоганну Гутенбергу. Удивительное дело – о его изобретение знает весь мир, в то время как о нем самом сохранилось не так уж и много сведений.

Первопечатник Иоганн Гутенберг
Известно, что родился будущий первопечатник около 1400 года в немецком городе Майнц. Вначале он обучался ювелирному делу, затем его семья переехала в Страсбург, где в 1438 году Иоганн вместе в Андреасом Дритценом начал первые эксперименты с печатью.

Гутенберг сообразил, как можно применить подвижные деревянные буквы для составления слов и целых страниц текста, затем снова разбирать, чтобы составить из тех же букв новый текст.

Тем не менее одно дело – изобрести, и совсем другое – поставить изобретение на коммерческую основу. Первопечатник Гутенберг нуждался в деньгах для осуществления своего предприятия.

Один из первых печатных станков

Поэтому, возвратившись в родной Майнц, приблизительно в 1450 году он принимает денежную ссуду от Иоганна Фуста и основывает печатную мастерскую. Вскоре к нему присоединился зять Фуста, Петер Шеффер. Последний был каллиграфом и именно ему приписывается изобретение литых металлических букв на смену деревянным.

Предприимчивый Фуст, видя, что готовый печатный станок сулит хорошие прибыли, решил сам воспользоваться изобретением. В 1455 году он подал в суд на Гутенберга, требуя возврата вложенных в дело средств. Решение суда было простым: либо возвратить долг, либо покрыть его передачей печатного станка в собственность Фуста.

Иоганн Фуст

У Иоганна Гутенберга не было другого выхода, как расстаться со своим изобретением. Хотя он все же смог продолжить заниматься книгопечатанием и даже получил денежную помощь в 1465 году от архиепископа Майнца, прибыли от изобретения печатного станка сполна пожал Фуст.

Первой книгой, которую Фуст напечатал вместе с зятем в 1455 году, была Библия. Считается, что работа над ее печатью началось еще до упомянутого суда, поэтому в историю она вошла как Библия Гутенберга. Она состоит из двух томов, каждая страница которых насчитывает 42 строки. Сохранилось всего 16 экземпляров Библии Гутенберга, отпечатанных на бумаге или пергаменте.

Гутенберг и Фуст в печатной масте рской

На первых порах секрет изобретения хранился в большой тайне. Фуст требовал от мастеровых клятвы на Евангелии, что они никому не расскажут о новом способе книжного производства.

Возможно, ему удалось бы в конце кон цов полностью приписать себе заслугу изобретения печатного станка, если бы его зять позже не сделал в одной из книг, преподнесенных в дар императору Максимилиану следующую запись:

«В 1450 году в Майнце изобретено талантливым Гутенбергом удивительное типографское искусство, которое впоследствии было улучшено и распространено в потомстве трудами Фуста и Шеффера».

Как и предполагал Иоганн Фуст, печатные книги принесли ему хороший доход, так как продавал он их по стоимости рукописных. После его смерти мастерская перешла к Петеру Шефферу.

Но после того, как Майнц был взят штурмом и Шеффер погиб, рабочие его мастерской бежали в другие края, распространяя, таким образом, искусство книгопечатания по всей Европе.

Несмотря на то что вначале новый способ был встречен настороженно – в нем усматривали происки Сатаны, – постепенно печатный станок Гутенберга распространился почти по всем европейским странам.

О жизни великого изобретателя печатного станкаИоганна Гутенберга известно очень мало и многие данные противоречивы. Даже не известна точная дата его рождения. Ученые условно считают годом его рождения 1400 год. Семья изобретателя принадлежала к древнему дворянскому роду Генсфлейшей-Гутенбергов и жила в одном из крупнейших и богатейших рейнских городов - Майнце.

Позднее в результате многих жизненных перипетий Иоганн взял в качестве фамилии название родового имения матери - Гутенберг и под этим именем навсегда вошел в историю мировой цивилизации как изобретатель принципиально нового способа печати.

С древнейших времен во многих странах делались попытки отпечатать текст или рисунок. Проблема была в том, что нужно было на доске для оттиска выгравировать весь текст или рисунок. Да еще в зеркальном отражении. Эту заготовку для печати невозможно было исправить или использовать для других текстов. Процесс был утомительным и длительным, поэтому книги вплоть до XV в. писали от руки.

Материал для письма тоже был очень дорог либо вообще недоступен: в начале это был папирус у дрених египтян, затем пергамент, способ производства которого придумали в городе Пергаме во II веке до н.э. В Китае с древнейших времен умели делать бумагу, но веками хранили секрет производства. Это была государственная тайна.

Но вот, наконец, европейцы научились изготавливать бумагу. Производство красок тоже имело определенный прогресс. Уже во многих европейских городах применялся примитивный пресс для печати. Но не хватало главного - нужно было найти способ многократного использования литер (букв).

Над этой грандиозной задачей многие годы бился Иоганн Гутенберг. Его изобретение по значимости в прогрессе мировой цивилизации можно сравнить с избретением буквенного письма, когда кто-то в незапамятные времена догадался разделить человеческую речь на звуки и с помощью 22 букв записать любую информацию. Финикийское буквенное письмо попало в Древнюю Грецию, оттуда к римлянам и постепенно буквы стали достоянием всего человечества.

А изобретение Иогана Гутенберга - это еще один мощный прорыв в развитиии мировой цивизизации, который позволил не только сохранять информацию, но и печатать бесчисленное множество копий. Это способствовало небывалому развитию грамотности населения, распространению книг, изданию газет, журналов и пр.

Важнейшим в изобретении Гутенберга является способ изготовления шрифта: в начале гравировали рельефное выпуклое и зеркальное изображение шрифтового знака на торце металлического бруска - пуансона. При вдавливании пуансона в более мягкую металлическую пластину получалось углубленное прямое изображение шрифтового знака. Такой металлический брусок сейчас называется матрицей.

Таким образом, с помощью одного пуансона можно выдавить большое количество одинаковых матриц, а с одной и той же матрицы отлить множество одинаковых литер. Отлитые в большом количестве литеры стали называть наборной кассой.

Затем буквы нужно было расположить таким образом, чтобы они представляли текст, а не просто какой-то набор знаков. Эту техническую проблему тоже решил Гутенберг, создав специальную раму с полосами для строк, куда вкладывались литеры. Когда текст набран полностью, его можно отпечатать. И здесь Гутенберг решил много технических проблем, использовав приемы и методы других отраслей и приспособив их для создания печатного станка.

Пресс придумал не Гутенберг, но он использовал возможности винтового пресса, которым пользовались виноделы и присбособил его для книгопечатании, внеся необходимые дополнения и усовершенствования. Процесс печати был достаточно сложным.

Чтобы получить оттиск с наборной формы, ее прежде всего следует покрыть краской. Далее нужно аккуратно наложить чистый лист бумаги на набор. Затем лист необходимо плотно и, что особенно важно, равномерно прижать к форме. И наконец, нужно снять готовый оттиск с набора.

Накладывать лист и декель на форму, находящуюся под нажимной плитой, и наносить в этом положении краску на форму не удобно. Значит, нужно было создать устройство, которое могло бы перемещать форму под плиту и обратно. Для этого форму устанавливали не прямо на стол, а на подвижную каретку.

Состав краски стал одним из компонентов изобретения Иоганна Гутенберга. Применять краску, которая использовалась при печатании листовых гравюр и цельногравированных книг, он не мог: на металлическую поверхность краска ложилась иначе, чем на деревянную. Опытным путем необходимо было подобрать новые компоненты. Среди присадок к основным составляющим типографской краски Иоганна Гутенберга были обнаружены медь, сера и свинец. Металлические компоненты весьма характерны именно для материала, который использовался изобретателем книгопечатания.

Таким образом, Иоганну Гутенбергу принадлежит честь создания всего типографского процесса в целом. Для XV века его изобретение было более чем новаторским, а литера стала первой стандартной деталью в истории мировой техники.

БИОГРАФИЯ ИОГАННА ГУТЕНБЕРГА (ок. 1400 -1468)

(нем. Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg) родился в дворянской семье в Майнце не раньше 1394 и не позже 1399 года. Датой рождения Гутенберга для юбилеев условно принято считать 24 июня 1400 года. Его родители - местные аристократы, вели в Майнце ожесточенную борьбу с мелкими ремесленниками. После захвата власти последними семья Гейнцфлейшев в 1411 году покинула город. Начались годы изгнания. Все это время Иоганн вместе с родителями жил в Страсбурге.

Наконец враждующие стороны достигли соглашения. В Майнц Иоганн возвратился в конце двадцатых годов XV в. уже известным золотых дел мастером. Он умел шлифовать драгоценные камни, отливать украшения из благородных металлов, делать золотые рамы к зеркалам. Казалось, все удачно складывалось в его жизни.

Но Иоганн мечтает создать печатный станок. Это не понравилось его отцу, не думавшему, что сын пренебрежет наследственной привилегией чеканки монеты.

Ссора была столь сильной, что Иоганн отказался от фамилии своего отца и взял в качестве фамилии название родового имения матери - Гутенберг. По всей вероятности, в начале 1429 года Иоганн покинул Майнц. В дальнейшем он в основном живет в Страсбурге, что подтверждают документы нескольких судебных процессов.

В 1438 году Гутенберг заключил соглашение со страсбургскими гражданами А. Дритценом, А. Гейльманом и Г. Риффе о совместном коммерческом использовании какого-то своего изобретения, которое держалось в тайне. Судя по свидетельским показаниям, оно было связано с книгопечатанием.

В 1439 году Гутенберг судился с одним из своих компаньонов. Предметом тяжбы были деньги. Суд этот, к счастью, кончился для мастера благополучно, но потом один из компаньонов умер, а оборудование исчезло. Материалы этого процесса, в которых фигурируют свинец, отливные формы, пресс и прочее, позволили в девятнадцатом столетии точно установить приоритет открытия книгопечатания в Европе за Гутенбергом.

Около 1444 года Иоганн Гутенберг вернулся в Майнц. Приблизительно в начале 1450 года Гутенберг берет в долг 1600 гульденов у богатого майнцского горожанина Иоганна Фуста для оборудования типографии. За период 1451 - 1455 годы в ней было отпечатано несколько изданий "донатов", индульгенции 1454 и 1455 годов и два объемистых фолианта 42-строчной Библии, общим объемом в 1282 страницы.

Неожиданно для Гутенберга Фуст потребовал вернуть всю ссуду с процентами - 2026 гульденов. Он знал, что у Гутенберга таких денег нет - ему была нужна типография. Он подал в суд, и суд решил, что в счет погашения долга кредитор должен получить все оборудование и всю готовую продукцию, то есть все оттиски книги.

Но Гутенберга ждал еще один удар. Его лучший ученик Петер Шефер был искусным рисовальщиком, благодаря ему шрифт в книгах Гутенберга стал изящным. Усовершенствованные Петером пуансоны из стали были более надежны, его сплав для отливки литер - олово, сурьма и висмут - лучше того, с чего начинал Гутенберг. И вот, женившись на дочери Фуста, Шефер начал работать в бывшей типографии своего учителя.

Бурные политические события в Майнце 1460-х годов, борьба между старым и новым архиепископами города привели к тому, что Иоганн Гутенберг, который поддерживал старого архиепископа, с приходом нового был изгнан из родного города.

Изобретатель книгопечатания поселился в Эльтвиле, где первое время жил в нужде. Но в 1465 году новый архиепископ Майнца, решив восстановить справедливость, назначил Гутенберга своим придворным и даровал ему пожизненную ренту.

Через три года, в конце января 1468 года Иоганн Гутенберг скончался и был похоронен в церкви святого Франциска. Позже эта церковь была разрушена, и с той поры место захоронения первопечатника неизвестно.

Иоганн Гутенберг. Логотип пивоваренной компании "Schöfferhofer".

Время изобретения книгопечатания относится к эпохе завершения борьбы между демократией и аристократией в средневековых городах Европы, расцвета гуманизма и начала невиданного роста художественного творчества.

Новая ступень общественного развития требовала размножения книг такими темпами, которые не могли обеспечить средневековые переписчики. Изобретение книгопечатания означало переворот, но всякий переворот имеет свою предысторию. Дело Иоганна Гутенберга - общепризнанного создателя европейский способа книгопечатания, было замечательным итогом процесса, растянувшегося на тысячелетие.

Существует четыре основополагающих компонента современных способов печати: наборная форма вместе с необходимой процедурой ее установки и фиксации в нужном положении, печатный станок, подходящий тип типографской краски и материал пригодный для печати, такой как бумага.

Бумага была изобретена в Китае много лет назад (Дай Лунем) и уже давно широко использовалась на Западе. Это был единственный элемент печатного процесса, который был в готовом виде у Иоганна Гутенберга. Хотя еще до Гутенберга проводилась определенная работа по совершенствованию остальных элементов книгопечатания. Китайские источники свидетельствуют о том, что в начале второго тысячелетия был (из особым образом обоженной глиняной массы, а позднее из бронзы). Нет никаких оснований полагать, чтобы Гутенберг был знаком с опытом китайцев. Очевидно, Гутенберг пришел к решению проблемы подвижных литер самостоятельным путем и ввел множество важных нововведений. Например, нашел металлический сплав, подходящий для набора, создал матрицу для точной и аккуратной отливки комплектов литер, типографскую краску на масляной основе и станок, подходящий для печати.

Но общий вклад Гутенберга оценивается гораздо выше, чем любое из его личных изобретений или усовершенствований. Его заслуга заключается, главным образом, в том, что он объединил все элементы печатания в эффективную систему производства. Именно для печати, в отличие от всех других предыдущих изобретений, существенное значение имеет процесс массового производства. Гутенберг создал не какое-то одно приспособление, не какой-то один механизм и даже не целую серию технических устройств. Он создал полный законченный промышленный процесс.

Первые попытки тиражирования печатной продукции было тиснение, которое стало применяться в XIII веке в Европе для производства игральных карт. Затем - изготовление на деревянной доске выпуклого рисунка и оттиск его на листе - переходит в область книжного дела. Начало XV века ознаменовалось появлением отпечатанных таким образом картин и небольших сочинений. Особенно сильно ксилография была развита в Нидерландах.

Оставалось сделать последний шаг - разрезать доску на подвижные литеры и перейти к набору. Воплощение этой мысли логичным образом вытекало из способа обучения грамоте - складывания слов из отдельных букв.

Основу изобретение Гутенберга составляет создание того, что теперь называют шрифтом, т.е. металлических брусочков (литер) с выпуклостью на одном конце, дающей отпечаток буквы. Литера настолько проста, что мы воспринимаем ее как нечто само собой разумеющееся, и странной кажется длительная, кропотливая работа, которую должен был проделать Гутенберг, чтобы создать литеру. А между тем без преувеличения можно сказать, что Гутенберг на деле доказал свою гениальность, разрешив вопрос об изготовлении шрифта, и именно этим создал новое искусство.

Начал он, видимо, с простого разделения деревянной доски на подвижные деревянные литеры. Однако этот материал, вследствие своей ломкости, изменения формы от влаги и неудобства закрепления в печатной форме, быстро доказал свою непригодность для разрешения задач, стоявших перед изобретателем.

Возникновение идеи металлического шрифта еще не предрешало достижения необходимых результатов. Вероятнее всего Гутенберг начал с вырезывания букв непосредственно на металлических пластинках и только позднее освоил мысль об огромном преимуществе отливки совершенно однотипных букв в раз созданной форме.

Но была еще одна деталь, над которой пришлось немало потрудиться изобретателю - это создание пунсона. Можно, конечно, в металле вырезать вглубь форму буквы или слова и потом, вливая в приготовленные таким образом формы легкоплавкий металл, получить литеры с выпуклым очком буквы. Однако возможно значительно упростить задачу, если сделать одну модель выпуклой буквы на твердом металле - пунсон. Пунсоном оттискивают в более мягком металле ряд обратных углубленных изображений нужной буквы, получают матрицы и после этого организуют быструю отливку любого количества литер. Следующий этап - нахождение сплава, который обеспечивает одновременно легкость изготовления (литья) и достаточную прочность шрифта, выдерживающего многократное печатание. Только изобретение пунсона, необходимого сплава и организация словолития знаменовали решительный и бесповоротный успех. Весь этот путь исканий был крайне долог и труден, и неудивительно, что Гутенберг мог употребить на прохождение его почти весь пятнадцатилетний период страсбургской жизни.

Гутенбергу, очевидно, принадлежит введение первой наборной кассы и крупные новшество в печатании - создание печатного станка. Печатный станок Гутенберга крайне несложен - это простой деревянный винтовой пресс. В качестве первоосновы он использовал уже существовавшие к тому времени пресса, которые применялись в виноделии. Гутенберг переделал пресс для выжимания виноградного сока в первый в мире коммерческий типографский пресс.

Лучшей черной краской в средние века считали сажу, полученную при сжигании виноградной лозы и растертую с растительным маслом. Гутенберг изобрел типографскую краску - Lampenruß, Firnis und Eiweiß/ламповая сажа и льняное масло или олифа.

Первые произведения Гутенберга представляли собой небольшие брошюры и однолистки; для более крупных работ он не имел капитала и должен был искать его у других. В начале 1450 года Гутенберг вступил в сообщество с богатым майнцским бюргером Иоганном Фустом, одолживших ему денежные средства. В начале 1450г. проект капитального издания начал овладевать мыслями первопечатника - проект по тому времени грандиозный. Предположено было издать полный текст Библии на латинском языке. Именно для этой работы Гутенбергу пришлось занимать у Фуста огромные суммы денег. Кстати, примерно в то же время в Италии работал печатник Памфилий Кастальди, в Голландии - мастер Лаврентий Костер, а в той же Германии - Иоганн Ментелин. Все они осуществили переход от печатания с деревянных досок путем прокатки мягким валиком к печати подвижными литерами с помощью пресса. Однако решающие технологические новации были связаны с типографией Гутенберга.

Долгое время первая Библия почиталась как первая печатная книга вообще. Она по праву является первой книгой, ибо книги, выходившие ранее, по своему объёму, скорее, заслуживают название брошюр. Кроме того это первая книга дошедшая до нас целиком, притом с довольно большим количеством экземпляров, тогда как все предшествующие ей сохранились лишь во фрагментах. По своему оформлению она принадлежит к числу прекраснейших книг всех веков. Всего таких книг было 180: Гутенберг напечатал 180 экземпляров Библии, из них 45 - на пергаменте, остальные - на итальянской бумаге с водяными знаками. И хотя это не первая инкунабула, среди других первопечатных изданий ее выделяет исключительное качество оформления. До наших дней в полном своем содержании сохранилась всего 21 книга. $ 25-35 млн. - и за какую другую книгу не уплачивались столь баснословные суммы. Первые книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года назывались инкунабулами (от лат. incunabula - "колыбель", "начало") . Издания этого периода очень редки, так как их тираж был 100 - 300 экземпляров.

Однако, в самый разгар работ над Библией, Фуст потребовал возврата ссуды. Вследствие невозможности оплатить большую часть долга возникло судебное разбирательство, закончившееся трагически для Гутенберга: он лишился на только типографии, но и значительной части оборудования своей первой типографии. В составе утраченного были, по видимому, и матрицы первого гутенбергского шрифта; сам же шрифт, уже сильно сбитый, остался собственностью Гутенберга. Гениальный творческий замысел Гутенберга был закончен по-видимому одним бывший подмастерье Гутенберга - Петером Шеффером, а прибыль, полученная после выхода в свет Библии, потекла в карман Иоганна Фуста. Вскоре Шеффер стал зятем Фуста, женившись на его единственной дочери Кристине. Теперь типография носила их имена "Fust und Schöffer" (Фуст и Шёффер). Шефферу приписываются такие нововведения в книгопечатании, как датировка книг, издательская марка (printer’s mark), греческий шрифт, печатание цветными красками. Шеффер сплавил свинец с сурьмой и получил типографский гарт (от hart - твердый (нем.), и осуществил переход от глиняных (крупных, лепных) форм, которые использовал его учитель Гутенберг, к медным формам. У Шёффера с Кристиной было четверо сыновей, продолживших семейное дело, в его честь до сих пор в Майнце выпускается пшеничное пиво "Schöfferhofer".

Таким образом Гутенберг утратил монополию на своё изобретение. При таких условиях он не мог выдержать конкуренции своего богатого соперника и, выпустив несколько небольших книг, вынужден был закрыть типографию. Возобновить печатания ему удалось лишь на краткий срок, в 1460-1462 годах. После разграбления и пожара Майнца 28 октября 1462 года, Гутенберг не выступал более в роли печатника. 17 января 1465 г. архиепископ Майнца Адольф II Нассауский назначил пожизненно Гутенбергу поместье, придворное платье, 2180 мер зерна и 2000 литров вина. Гутенберг скончался в умер 3 февраля 1468 года и схоронен в Майнце в церки францисканцов.

Изобретение Гутенберга произвело коренной переворот потому, что оно разрешало проблему изготовления книг любого объема, во много раз ускоряло процесс их печатания; оно обеспечивало приемлемые цены на книги и рентабельность работы. Книгопечатание лишало заработка в первую очередь монахов-переписчиков. Не пострадали только переплетчики. Иоганн Гутенберг и другие ранние типографы чаще всего выпускали книги непереплетенными, об этом надлежало заботиться читателям. Проблем с этим не было, ибо переплетные мастерские существовали в каждом более или менее крупном городе.

Монахам ничего не стоило объявить изобретение Гутенберга творение дьяволом, а изобретателя - прислужником сатаны. Что такая опасность для Гутенберга была вполне реальной, доказывает сожжение в Кёльне первых экземпляров печатной библии, как дело рук сатаны. Книгопечатание принесло с собой десакрализацию "священной книги": отныне Библия общедоступна и может быть изучена самостоятельно, без комментария священника, и этого достаточно для общения с Богом. "Книгу творения" можно стало не просто восхищенно созерцать, строго соблюдая церковные наставления, но активно и самостоятельно исследовать.

Гутенберг рассек ремесленное единство простейшей печати на отдельные специализированные виды работы: изготовление шрифта, набор и печать. Это изобретение совершенно изменило технику печати и перестроило структуру печатного процесса.

Слава творца одного из гениальнейших искусств должна принадлежать человеку, посвятившему всю свою жизнь тому, чтобы довести до конца свое дело, чтобы создать впервые типографию и книгу.