Известные графические дизайнеры мира. Примеры графического дизайна со всего мира: как национальность отражается в художественных работах

Не поленитесь и поздравьте 9 сентября с профессиональным праздником знакомых вам дизайнеров-графиков. Тем более в этом году у них маленький юбилей: вот уже десять лет, как они отмечают свой День! Кто они такие и почему празднуют именно в начале осени - в нашем материале.

Графический дизайн вовсе не узконаправленная специальность, как можно было подумать. Результаты работы дизайнеров-графиков сопровождают нас абсолютно везде: оформление книг и журналов, рекламные баннеры и плакаты, указатели на улицах и навигация в аэропортах. Даже если нужно придумать шрифт, логотип или упаковку, следует обращаться именно к ним.

Графический дизайн - это итог слияния коммерческого искусства (афиши, плакаты, баннеры) и современного изобразительного искусства рубежа XIX–XX вв. Одни из самых известных и успешных дизайнеров-графиков: Алан Флетчер - создатель логотипа Reuters и Музея Виктории и Альберта, Джим Паркинсон известен работой с Newsweek, Rolling Stones, Washington Post, Милтон Глейзер и его «I Love New York», швейцарец Армин Хофманн и рекламный постер к балету «Жизель» и др.

День графического дизайнера в России и странах СНГ был учрежден в 2005 г. в день 50-летия известного российского дизайнера-графика В. Б. Чайки (9 сентября). Владимир Борисович - признанный мастер международного уровня, первым был удостоен премии РФ в области искусства и литературы. Он является членом Союза дизайнеров России, Союза художников России, международных ассоциаций Brno Biennale и AGI (Alliance Graphigue Internationale). Его работы не раз оказывались лучшими на различных выставках и фестивалях (в Хельсинки, Москве, Брно, Варшаве, Загребе, Харькове). Чайка известен, прежде всего, своими плакатами. Каждый год во многих странах проходят выставки его работ, а некоторые даже находятся в коллекциях различных музеев .

Несмотря на то что отечественные вузы уступают по уровню зарубежным, у нас есть большое количество дизайнеров, которые самостоятельно освоили профессию и сейчас успешно работают не только в России. Этого вполне реально добиться при большом желании и огромном количестве ресурсов в интернете, посвященных дизайну и облегчению работы специалистов. Например, есть специальные площадки, на которых можно искать вдохновение и делиться опытом (Dribble, Behance, Marvel); сайты с подбором цветов и шрифтов (Material Palette, TypeGenius, FontFaceNinja); форумы и уроки (Дежурка, Design Mama) и, конечно же, фотобанки, где дизайнеры не только могут продавать свои работы, но и покупать другие для создания новых проектов (PressFoto).

Коллектив PressFoto поздравляет дизайнеров-графиков с профессиональным праздником и желает больше ярких и интересных идей, новых перспективных проектов!

В рамках лектория Moscow Design Week Сергей Серов рассказал о 25 основополагающих именах графического дизайна. Лекция «Иконы дизайна» сопровождалась иллюстрациями, на которых лектор показывал основные черты стиля каждого дизайнера и рассказывал, как это влияло на мировое сообщество.

Президент международного биеннале графического дизайна «Золотая пчела», профессор Школы дизайна РАНХиГС провел исторический экскурс, посвященный развитию графического дизайна. Название лекции «Иконы дизайна» отсылает к одноименной книге Джона Клиффорда, которую Сергей Серов рекомендует всем интересующимся историей дизайна. В своем выборе 25 наиболее влиятельных дизайнеров лектор опирался на взгляды международного профессионального сообщества графического дизайна. Сергей Серов назвал лекцию «Иконы дизайна» субъективным обобщением объективных взглядов.

Одной из главных движущих сил, развивавших графический дизайн с начала XX в., стал русский авангард, поэтому первые позиции в списке заняли Александр Родченко и Эль Лисицкий, которые стали иконами и учителями для многих мастеров. Манифест русского авангарда стал основой европейского авангарда и знаменитой швейцарской школы графического дизайна. Динамика, диагонали, символы XX в., выраженные образом машины и новых скоростей – все это открыли миру графического дизайна русские авангардисты Родченко и Лисицкий.

В графическом дизайне нет идеальных школ: мастера приносят новые технологии и видение, которые входят в историю, но при этом отдельные части плаката могут «проседать». Задача дизайнеров – учиться лучшим приемам и перенимать опыт у большого количества великих художников-графиков. В историю входят имена тех, кто создает новые или совершенствует уже существующие принципы, следует манифесту. Плакат как продукт графического дизайна сформировался и стал предметом искусства благодаря персоналиям, новым технологиям и в некоторых случаях свое влияние оказывала личная харизма дизайнеров.

Топ-25 графических дизайнеров:

  1. Жюль Шере
  2. Александр Родченко
  3. Эль Лисицкий
  4. Пит Зварт
  5. Адольф Мурон Кассандр
  6. Алексей Бродович
  7. Ян Чихольд
  8. Йозеф Мюллер-Брокманн
  9. Эмиль Рудер
  10. Отл Айхер
  11. Хенрик Томашевски
  12. Герб Любалин
  13. Милтон Глейзер
  14. Массимо Виньелли
  15. Карел Мартенс
  16. Юсаку Камекура
  17. Коичи Сато
  18. Сигео Фукуда
  19. Кения Хара
  20. Алан Флетчер
  21. Эйприл Грейман
  22. Ральф Шрайфогель
  23. Никлаус Трокслер
  24. Дэвид Карсон
  25. Стефан Загмайстер

Moscow Design Week – фестиваль, посвященный дизайну во всех его проявлениях от моды до архитектуры. Мероприятие объединит на одной сцене представителей рынка для создания и укрепления бизнес-связей, обмена идеями, старта новых успешных проектов и развития дизайна в России.

Если Вы ищете вдохновения, то мы предлагаем Вам просмотреть работы и понять философию известных дизайнеров - они талантливы, мудры и с них берут пример неспроста! В этой статье мы собрали 17 цитат самых знаменитых дизайнеров нашего времени.

1. Милтон Глэзер (Milton Glaser)

«Есть три ответа на результат дизайна - да, нет и НИЧЕГО СЕБЕ! «Ничего себе» - это то, к чему надо стремиться».

2. Пол Рэнд (Paul Rand)

Общество знакомо с плохим дизайном лучше, чем с хорошим. Именно из-за этого люди предпочитают плохой дизайн хорошему. Они слишком сильно сжились с тем, что есть. Всё новое начинает пугать, а старое их утешает.

3. Стефан Загмайстер (Stefan Sagmeister)

«У вас может быть арт-опыт на фоне Рембранта… или на фоне частицы графического дизайна».

4. Дэвид Карсон (David Carson)

«Мир, скорее, спасет графический дизайн, а не рок-н-ролл».

5. Боб Джилл (Bob Gill)

«У меня никогда не было проблем с плохими клиентами. Нет такого понятия «плохой клиент». Частью нашей работы является выполнение этой работы хорошо, и заставить клиента принять ее».

6. Паула Шер (Paula Scher)

«Именно через ошибки мы можем расти. Вы должны бать плохими для того, чтобы стать хорошими».

«Если Вы сделаете хорошую работу для хороших клиентов, то это приведет к следующей хорошей работе для других хороших клиентов. А если Вы сделаете плохую работу для плохих клиентов, то это, в свою очередь, приведет к другой плохой работе для других плохих клиентов».

8. Антуан де Сент-Экзюпери (Antoine de Saint-Exupéry)

«Дизайнер понимает, что достиг совершенства не тогда, когда ему нечего добавить, а тогда, когда нечего убрать».

9. Чип Кид (Chip Kidd)

«Никогда не влюбляйтесь в идею. Идея часто изменяет. Если та идея, которую Вы вынашиваете, не работает, всегда, всегда, всегда есть другая.

10. Мэриан Бэнтджес (Marian Bantjes)

«Я обнаружила для себя, что, чем больше я стараюсь относиться к работе так, как будто я делаю ее для себя, как к чему-то личному, тем более успешной она получается. Без исключений».

11. Невилл Броуди (Neville Brody)

«Цифровой дизайн похож на живопись, только краски никогда не сохнут».

12. Джошуа Брюэр (Joshua Brewer)

«Сократ говорил «Познай себя». А я говорю «Познай своих пользователей». И знаете что? Они не думают, так же как и Вы».

13. Сол Басс (Saul Bass)

«Я хочу создавать красивые вещи, даже если это никому не нужно, в качестве противостояния некрасивым вещам. Это - мое намерение”.

14. Франк Чимеро (Frank Chimero)

«Хороший дизайн - это когда, Вы заставляете других дизайнеров чувствовать себя идиотами, потому что эта идея не им в голову».

15. Линдон Лидер (Lindon Leader)

Главная задача любого графического дизайнера - это разработка стиля фирмы или компании. Данный процесс включает в себя создание логотипа и всего, что так либо иначе связано с индивидуальным стилем фирмы. Услуги графического дизайнера нужны любой компании, которая хочет выделиться среди множества безликих конкурентов, чьи логотипы были придуманы непрофессионалами.

Профессия графический дизайнер

Главный вопрос, который волнует многих из тех, кто выбирает профессию, звучит так: сколько зарабатывает графический дизайнер? Размер заработной платы зависит от множества факторов. Ключевым среди них можно назвать уровень квалификации. Если дизайнер способен создать достаточно качественный продукт, то его заработная плата будет на высоком уровне, а если же дизайнер годится лишь для создания некачественных подделок, то рассчитывать на зарплату и вовсе не приходится.

Чем занимается графический дизайнер? Обычно в его обязанности входит создание логотипа, макета, дизайна упаковки. Кроме этого, профессиональный графический дизайнер способен выполнять и макеты книг или журналов. Это и есть основные обязанности графического дизайнера.

Лучшие графические дизайнеры

Самые известные графические дизайнеры достигли таких высот из-за своего небывалого таланта и трудолюбия. Именно эти качества являются основой успеха в сфере дизайна. К числу наиболее успешных можно отнести Пола Рэнда (автор логотипов IBM, ABC), Алана Флетчера (создатель логотипа Reuters), Раймонда Лоуи (автор логотипа нефтяной компании Shell, Exxon).

Графические дизайнеры России

Графический дизайн в России зародился в 90-е годы прошлого века после Перестройки. Среди наиболее известных персон следует выделить Стаса Живицкого, Сергея Кужавского, Эркена Кагарова, Андрея Логвина.

Каждый из них обладает собственным индивидуальным стилем исполнения и способен создать что-то по-настоящему новое и привлекательное для массового потребителя.

Графический дизайнер: зарплата

Средняя заработная плата графического дизайнера в РФ составляет около 30 тысяч рублей. Очевидно, что зарплата в столице будет существенно выше, нежели в регионах, поэтому нет ничего удивительного в том, что некоторые дизайнеры стремятся уехать на заработки в Москву и в страны ЕС.

Как стать графическим дизайнером

Для того, чтобы стать графическим дизайнером, достаточно обладать чувством вкуса и навыками рисования. Можно попытаться закончить профильное учебное заведение, однако, главное в любой профессии - это личные качества и навыки, а не корочка диплома, тем более в России диплом мало что значит. Графические программы для дизайнеров во многих ВУЗах, поэтому самоучки обладают ничуть не меньшим количеством знаний, нежели профессионалы.

Начинающим графическим дизайнерам лучше нанять репетитора, который в индивидуальном порядке обучит всем тонкостям ремесла, а получить специальность "графический дизайнер художник" можно всего лишь за 2 года в профильном колледже. Подобные заведения можно найти по всей стране.

Как стать графическим дизайнером и где учиться на графического дизайнера

Это один из тех вопросов, на которые одновременно и очень просто, и очень сложно ответить. Просто потому, что вопрос ведь звучит не так, скажем: «Какие молодые дарования вы бы считали достойными внимания?», но именно «кто считается», да ещё и «успешными», и именно «в 21 веке». Т.е. это вопрос об объективно успешных сегодня персонах. Если не придираться пока к понятию «успешности» (ну, допустим, это «слава и деньги» или проще говоря, медийная представленность и значимые проекты/клиенты), то считаются у нас успешными те, кого таковыми признают экспертные сообщества. Я не встречал ещё рейтингов, построенных на отзывах клиентов, так как таковые не имеют дело с достаточной выборкой и не руководствуются внутрипрофессиональными критериями. То есть лучшие дизайнеры это те, кого назовут другие дизайнеры. Ну, типа, получившие аналог «приза киноакадемии» или что-то вроде того.

Например, пару лет назад, отмечающий своё 50-летие американский журнал «Графический Дизайн» (GD USA) опубликовал рейтинг «самых-самых» в нашей профессии. Ссылка на мой блог () с этой новостью содержит комментарии, которые я не буду здесь приводить вновь. Рейтинг предсказуемый для американского журнала, а набор имён - тем более. Есть, правда, масса совершенно произвольных выборок, мешающих таких разных людей, что диву даёшься, как они уживаются в рамках единообразных критериев, но это на совести «уважаемой редакции».

Но, естественно, респектабельный рейтинг AIGA или упомянутого журнала DG - это микс из, в основном, членов живущих (живших) на территории США или в других англоязычных странах «сборной мира»: австриец Стефан Загмайстер, итальянец Массимо Виньелли, или имеющий российские корни британец Иван Чермаефф. Можно найти и давно ушедшего гения «новой типографики» Яна Чихольда, и здравствующего патриарха Нью-Йоркской школы Милтона Глейзера и т.п. и т.д. Обратитесь к первоисточнику.

Не знаю, впрочем, как соотносится присутствие в этом списке лиц, которым уже 70+, а то и за 80 с ожиданиями автора вопроса о «в 21-м веке», но уверяю, что и в нашем столетии имена этих мастеров как минимум не будут забыты, так как их модель творчества выдержала любые мыслимые испытания. Это заодно и ответ на вторую часть вопроса («кто нравится лично вам»). Мои предпочтения совпадают с профессиональным мейнстримом. Старое вино и длительная выдержка… В жизненном пути «великих дизайнеров» можно черпать вдохновение и тем, кто ищет successful stories и тем, кого привлекает дизайн как вид искусства (в смысле некоей не совсем уж поглощенной коммерцией деятельности).

Последнее замечание есть ключ к проблеме, почему эта тема не только проста для раскрытия, но одновременно и сложна. Дизайн (как и любая социальная практика) не поддаётся однозначному определению. Как и искусство, которому дизайн то противопоставляют, то отождествляют как частный его искусства случай. Поэтому никакой рейтинг не может удовлетворить всех и считаться однозначным и объективным. Критерии отбора останутся скорее проблематизирующими тему, чем устанавливающими жесткие рамки. Не говоря уже об обычном «а судьи кто?», т.е. укорах в излишней «америкоцентрированности» рейтинга, или, наоборот, в др. случаях, ориентации, скажем, на голландский или швейцарский «дискурс» о дизайне.

В связи с этим замечу: существует мнение, что в нашей ситуации «послемодерна» звезд в старом смысле (не продюсерские креатуры-однодневки, а влиятельные в долгосрочной перспективе фигуры) в любой творческой области уже как бы и нет. Думаю, что с одной стороны, погасли не звезды, а изменился сам «небосвод». Феномен светлого на светлом. Где свет небосвода - информационный переизбыток. Мир не готов больше воспринимать авторитетных в своей области профессионалов в роли почти пророков, авторитетов, имеющих точку зрения на всё на свете, любое слово которых жадно ловит пресса. Поэт теперь никак не «больше, чем поэт». И, в каком-то смысле, это вселяет надежду. Чипп Кидд (американский дизайнер, тоже вошедший в рейтинг GD USA) говорил, что «известный дизайнер подобен известному водопроводчику». Т.е., конечно, есть особенно уважаемые в своём профессиональном сообществе умельцы заменить смеситель или устранить протечку, но к ним вряд ли будут обращаться с вопросами относительно политики, морали, судеб человечества или воспитания детей.

Почему дизайнеры, даже имеющие (как и сам Кидд) публичную известность, считаются авторитетами в чем-то ещё, кроме самого дизайна? Что делает дизайнера известным, а потому и только поэтому «лучшим»? Это ведь сервисная профессия, мастерство «визуальной коммуникации», «инфоархитектуры» (Э. Шпикерман) и не более. Лучший дизайнер просто делает свою работу хорошо почти всегда. Иногда неожиданно оригинально. Но, в отличие от учёного или политика, он не влияет ни на что, кроме повышения продаж подслащенной воды или чипсов. Да и то в числе других членов команды (маркетологов, инженеров и т.п.). Да, безусловно есть «прикладные» профессии, где «считающийся известным» может иметь настоящее публичное признание. Хирург, впервые пересадивший голову пациенту, вероятно, обойдёт в рейтинге не менее искусного зубного техника. Лучшего из собратьев по профессии. Но возможна ли такая аналогия в связи с исследуемым вопросом?

Заметим, что «рок-звезды» дизайна, это, как правило, либо те, кто занимается, в том числе некоммерческими проектами, маскируемыми под актуальное искусство (Загмайстер), либо продвигающие свой личный «бренд» на подобие Фэшн-дизайнеров-кутюрье (Броуди), либо активно и много теоретизирующие и пишущие (Бейрут, Карсон или раньше Виньелли, Мунари, Рэнд и т.п.). Т.е. это те, кто стал «трендсеттером» не столько благодаря востребованности и качеству своих услуг, сколько привлек внимание публичной деятельностью «по поводу» дизайна. Насколько я понимаю, «вес» того или иного «великого дизайнера» в сообществе как правило зависит не от «гамбургского счета» (термин В. Шкловского), т.е. от его «мастерства» как совокупности спортивных достижений, «оригинальности стиля» и т.п., а от значимости его профессиональных рефлексий, способности словом или делом указать или, наоборот, проблематизировать пути дальнейшего развития профессии… Рок музыка тут предоставляет хорошую аналогию. Сколько потрясающих гитарных виртуозов не входят в рейтинги RollingStone, потому что, играя, не пели, не сочиняли свою музыку или не интерпретировали чужую так, что её «присваивали», как будто «крали» (Пикассо). Гитарист - это ведь тот же «дизайнер-исполнитель». А Хендрикс, Би Би Кинг, Клэптон? Кто они? Они по аналогии с «арт-директором», «трендсеттеры» и т.п.

Поэтому, можно сказать и так. Все перечисленные в рейтинге имена (несмотря на наличие в списке GD USA отдельных категорий) дизайнеров объединяет и то, что «дизайнерами» (т.е. «исполнителями») они не являются. Они именно «арт-директора», т.е. люди ведущие проекты, в которые заняты многие на правах либо «композиторов» (или «сценаристов»/«продюсеров»), или «играющих тренеров». Загмайстер, вероятно, не «умеет» многое из того, что делается отдельным членом его команды в том или ином проекте. Как, впрочем, и мастерство операторской или актерской работы в кино не есть всегда заслуга режиссера. Дизайн от искусства (в том числе), как раз и отличает не только массовостью обращения (механич. репродукция Беньямина), но именно что анонимностью (т.е. имеет не «авторский», а командный характер) обращения. Логотипы и рекламные щиты не подписывают их создатели. Обращается к публике бренд, государство или общественная организация. Известным же за пределами узкого сообщества профессионалов может быть только авторское и персональное высказывание.

Так случилось, что искусство имеет дело с сингулярностью оригинала и низкой массовостью обращения (хотя все меняется в эпоху новых медиа), при высокой степени проявленности авторского жеста. А дизайн - наоборот. Да, и дизайн, и искусство есть практики по определению творческие. Но этого не достаточно для того, чтобы ждать от дизайнера автоматически ауры «известности». Искусство в основном ориентировано на постановку общественно значимых вопросов (т.е. заведомо фиксирует на себе интерес за пределами целевой аудитории), а дизайн есть как правило однозначное коммерчески (а значит локально) ценное сообщение, дающее «ответы» (что, где и зачем купить). И это касается не только «продающей» рекламы, но и «информирующего» дизайна как такового.