Вознесение Господне Икона конца XV – начала XVI в.

Глубоко раскрывается значение события Вознесения Господня в христианской иконографии.

Уже в самых ранних иконописных изображениях Вознесения (например, на дверях храма св. Сабины в Риме) изображение делится на две части: в верхней – Христос в ореоле, с четырех сторон от Него – символы Евангелистов: Орел, Лев, Телец, Ангел.

В более поздних иконах стали изображать четырех ангелов – этот тип стал каноническим.

В нижней части изображались Божия Матерь-Оранта, святые апостолы Петр и Павел. Небесный мир здесь четко отделен от земного. Небо представлено изображением Солнца, Луны и звезд.

Это символ космической значимости события, ибо Вознесение Господне – Вознесение Его просветленной плоти – совершается для всей Вселенной.

Ореол Вознесения обрамлен венком из лавровых ветвей. Он воспринимался в первые века христианства как символ победы и награды, ибо лавровый венок венчал победителей Олимпийских игр. Это символ «венца жизни», о котором говорит в Апокалипсисе святой апостол Иоанн Богослов: «Будь верен Мне до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10). В центре венка помещалась монограмма Спасителя.

Впоследствии венок был заменен ореолом – знаком Нетварного Света Божественного.

Эти символы отражают духовный опыт Святой Церкви, создавшей священные каноны изображения, для помощи душе в возведении ее к Божественному первообразу.

Созерцание этих древних изображений как бы прообразует путь от видимого к невидимому, от образа к Первообразу, помогает духовно пережить «вознесение человеческой природы от внешнего видмого к Творцу всего сущего».

Как писал митрополит Платон (Левшин), «все в Церкви есть «духовное». Хотя в ней совершается много действий наружных и видимых, но их главное намерение не есть то, чтоб одни чувства телесные ими или трогать или услаждать, и одной наружностью все кончить, но их намерение и напряжение единственно есть то, чтоб наши душевные чувства возбудить и, подняв от низости телесной и земной, возвысить их к высоте духовной».

Так церковные богослужения, красота икон, храмов, священнодействий помогают нам и свидетельствуют о необозримых возможностях, стоящих перед человеком и позволяющих ему вслед за Вознесшимся «по человеческому естеству» Христом, «войти в место блаженных, вне и выше сего мира, жилище Бога, Ангелов и блаженных человеков» (Минея праздничная).

И во всех иконах Вознесения возносящийся Христос изображен в той славе и торжестве, в какой придет судить вселенную.

Изображается Он сидящим на престоле славы, в светлых одеждах, просветленных золотыми лучами, ассистом, образом божественных сил-энергий.

Обе руки подняты для благословения, и не только руки, но и стопы (это не может быть выражено графически, но в стихирах праздника об этом говорится).

Образ Спасителя заключен в мандролу, то есть в круги, представляющие собой небесную сферу, также обычно наполненные золотыми лучами, расходящимися подобно солнечным лучам.

И все изображение Христа является как бы солнцем. Солнцем правды, горящим над землей.

Небесную сферу с изображением на ней Спасителя держат своими руками ангелы, которые изображаются как бы несущими небесный круг и Спасителя в нем, сидящего на престоле.

Свт. Иоанн Златоуст так говорит о Вознесении Спасителя: «Взираем горе́ на небо, на самый престол Церкви, там восседает Начаток от Начал.

Так и придет Сын Божий с неба судить нас, и не замедлит.

Общий наш Владыка придет, ведя с Собою воинства, полки ангелов, собор архангелов, строй мучеников, лики праведников, сонмы пророков и апостолов, и среди них, невещественно витая,– Сам как Царь в невыразимой и неизреченной славе».

И эта видимость, осязаемость воплощенного Слова сделала возможным для Церкви иметь и почитать святое изображение Христово.

Основа святой иконы покоится в том, что: «Слово стало плоть, и с нами поживе, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14)

Об этом дне свт. Иоанн Златоуст говорит, как о дне, когда «Бог примирился с родом человеческим, долговременная вражда прекратилась, наступил некоторый дивный мир, и мы, которые оказались недостойным земли, вознесены на небеса».

Святая Церковь, не ограничивается уяснением связи этого праздника с тайной любви и домостроительства Божия.

Она призывает нас к тому, чтобы и сам мы духовно соучаствовали в этом великом торжестве. «Если Христос восходит на небо,– говорит свт. Григорий Богослов,– восходи с Ним и ты; будь в числе сопровождающих или сретающих Его Ангелов».

Путь к такому восхождению указывается нам богослужением нашего праздника. Церковь призывает нас здесь к тому, чтобы мы в этот святой день последовали за апостолами в их пути, приведшем их из Иерусалима к горе Масличной.

Нам нужно прежде всего помнить, что, вознесшись на небо, Господь Иисус Христос не оставил нас на земле Своей любовью и попечением.

Он создал здесь Свою Церковь, которой через десять дней после Вознесения послал обетованного Святого Духа, непрерывно с тех пор обитающего в ней и через святые таинства освящающего верных по слову ангельскому. Он «приидет тем же образом, как видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11).

Христос, вступивший в славу Божию, сидящий одесную Бога и Отца, несет на Своей человеческой плоти раны, которые Ему нанесены человеческим грехом. Он все еще несет на Своих плечах человеческую немощь.

Вся скорбь земли, вся боль, весь ужас легли на Христа, но Он не сбросил их ни Воскресением, ни Вознесением Своим во славе.

Христос остается Агнцем Божиим, до сотворения мира закланным за спасение мира.

Он нам явил нашу истинную природу, наше подлинное призвание, то место, куда мы призваны,– одесную Бога и Отца.

Но путь этот нелегок, хотя сила – не от нас, а от Самого Бога. Не своей силой взойдем мы на Небо, не своей силой обретем мы спасение.

Вознесение Господне. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Из столетия в столетие Церковь призвана быть Телом Христовым, ломимым во спасение человечества.

Мы – Тело Христово, живое, трепетное: измученное и изъязвленное за тысячелетия Тело Христово, носящее, по слову апостола Павла, на себе раны Спасителя.

,
иконописец Юрий Кузнецов

В Евангелии от святого Иоанна Христос сказал ученикам на прощальной беседе: «В дома Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: ″Я иду приготовить место вам″. И когда пойду и приготовлю место вам, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете и путь знаете» (Иоан. 4; 2–4). В этих Его словах – предвестие будущего воскрешения и вознесения, которое последовало через сорок дней.

Сорок дней Он был с ними, беседуя и уча, как дальше созидать им новую Церковь, как им уже самим распространять Христову веру, при этом ел с ними, чтобы они уверились совершенно, что Он вернулся к ним по воскресении Его. Так Господь готовил их к апостольскому служению, чтобы, получив в Пятидесятницу Святого Духа, они могли выйти на путь апостольского служения. Но сам Он уже не неотлучно находился с ними, а лишь являлся время от времени.

Сорок дней – это особое число в священной истории человечества, по закону Моисееву на сороковой день после рождения младенцы мужского пола должны были быть принесены в храм родителями, чтобы представить их Богу. Так и Господь, будто рожденный вновь в Светлое Его Воскресение, на сороковой день по Пасхе взошел в Небесный храм Отца Своего как Сын Божий. Он продолжил Закон, тем самым указав дальнейший путь всем, кто последует за ним в земной жизни.

И вот на сороковой день Господь в последний раз в земной Своей жизни явился ученикам, когда они и Его Пречистая Матерь находились в Иерусалиме по данному Им повелению. Он вновь беседовал с ними и вновь сказал, чтобы никуда они не уходили из Иерусалима, пока не получат Утешителя. Вот тут кроется ответ на вопрос, отчего в первые годы христианства все ждали второго Христова пришествия вот-вот, совсем скоро – ученики Его все-таки тогда не избавились в достаточной мере от уверенности в том, что Он говорил им не о земном царствии, а об ином – Божием, и потому спросили Его: «Господи! Не в сие ли время восстановишь Ты царство Израилево?» А Он, не желая пока до конца открывать им то, что словами земными невозможно сказать, ответил им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец предоставил Своей власти. Но вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Моими свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних стран земли» (Деян. 1, 6–8).

Когда все вместе они вышли к Вифании, к Масличной – Елеонской горе, Он взошел на самую вершину ее и простер руки в благословении над всеми, и, благословляя, стал подниматься ввысь. Там, над вершиной, парило белое легкое облако и вскоре скрыло его из глаз всех, кто с трепетом наблюдал за Его вознесением: «… Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1; 9). Так они стояли и смотрели ему вслед, печалились опять о том, что вновь разлучились с любимым Учителем, однако в памяти хранили Его слова: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16; 7).

Они бы так, наверное, долго еще стояли, но тут перед ними возникли два ангела в светлых одеждах и произнесли: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небе? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, некогда придет опять на землю таким же образом, как вы видели восходящим Его на небо» (Деян. 1; 8–14). И ученики вернулись домой, обнадеженные и Господом, и ангелами, славя Спасителя, и ожидавшие всего прочего, о чем Он заповедал им дожидаться.

История празднования

В Четвероевангелии наиболее подробно описано событие вознесения у евангелистов Марка и Луки и в первой главе Деяний апостолов. Празднование Вознесения Господня началось уже в I веке от Рождества Христова, о чем записано в Апостольских постановлениях, ведь ученики были свидетелями этого великого события.

Песнопения к празднику были написаны такими замечательными творцами многих молитв и других богослужебных произведений, как святой Иоанн Дамаскин и преподобный Иосиф Песнописец – им принадлежат каноны к празднику, которые датируются VII веком. Кондак и икос – сочинение Романа Сладкопевца, оно относится по времени создания примерно к V веку.

Повсеместное празднование Вознесения как самостоятельного праздника началось только в IV веке, когда после победы равноапостольного царя Константина Великого над языческим Римом христиане получили достаточно свобод, чтобы, не таясь, исповедовать Христову веру. До этого времени Вознесение праздновали вместе с праздником Сошествия Святого Духа, то есть в Пятидесятницу, то есть не на сороковой, а на пятидесятый день после Пасхи.

Тогда же в IV веке равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого, по велению своего царственного сына отправилась в Иерусалим и разыскала и путь, которым шел на Голгофу Христос, и место Его распятия, и сам Крест Животворящий, на котором был распят Господь, и место Его вознесения. Святая царица воздвигла храм над тем местом, где остался отпечаток Его стопы, теперь там стоит величественный cобор Вознесения Господня.

Значение иконы

О вознесении Его свидетельствовали такие Святые Отцы древности, как Иоанн Златоуст и блаженный Августин. Толкование Иоанна Златоуста к этому явлению, которое возвышает человека до его истинного масштаба, к которому он должен стремиться, чтобы быть достойным себя самого, сотворенного по образу Божию и подобию, удивительно, трогательно и полно Божественного величия одновременно: «Ныне – в день Вознесения, род человеческий примирен совершенно с Богом, древняя брань и вражда истреблены, и мы, которые недостойны жить и на земле, вознесены на небо. Ныне наследуем Царство Небесное мы, которые не стоим и земного, восходим на небо, наследуем Престол Царя и Владыки, и естество человеческое, которому херувим возбранял вход в рай, вознесено теперь превыше всякаго херувима».

«… И естество человеческое… вознесено теперь превыше всякаго херувима». Вот где величие, вот конечная точка прибытия человечества, за которой начинается Вечность с Ним. Это наследие – истинный дом людей, здесь же, на земле, мы только учимся быть такими, чтобы там, у Престола Божия мы смогли существовать, не погибнув. Чтобы быть ТАМ, жить естественно в условиях Царствия Божия, надо обладать определенными качествами, иначе нам просто не удержаться, не вынести той чистоты, того Света Фаворского, который высветит каждую тень, каждый темный уголок души, представшей перед Богом. Все темное будет уничтожено этим Светом, Духом Святым, и в душах останется только Истина и Красота, достойные пребывания при Нем одесную Его…

Так завершилось земное служение Сына Божия. Он указал нам путь, Он открыл нам двери, о которых говорили ветхозаветные пророки, связав мир здешний с миром горним. Это такая драгоценность, что если ее осознать – то становится ясно, что с радостью к человеку пришла и огромная ответственность перед Богом, прежде всего, за себя самого. Если уж Бог готов был стать человеком, чтобы спасти всех, то как нам, получившим возможность обожения, пренебречь ею! Да, Царство Божие силою дается, но Господь никогда не оставляет без помощи тех, кто стремится быть с Ним и здесь и ТАМ, куда Он зовет за Собою всех в Царство Отца, которое люди когда-то оставили. Теперь Сын Божий вознесением Своим открыл путь, по которому мы можем вернуться под кров Отчий, и звучат на праздничном светлом богослужении слова, обращенные к Спасителю: «Возшед на небеса, отонудуже и сошел еси, не остави нас сирых, Господи: да приидет Твой Дух, нося мир мирови, покажи сыном человеческим дела силы Твоея, Господи Человеколюбче».

Вознесение Господне

Икона конца XV – начала XVI в.

Праздник Вознесения есть праздник завершенного спасения. Все дело спасения: рождество, страсти, смерть и воскресение – завершается вознесением. «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Как выражение этого значения праздника, композиция Вознесения помещалась в куполе древних храмов, завершая собой их роспись.

При первом взгляде на православные иконы этого праздника создается впечатление, что они не совсем соответствуют своему названию. Первое место здесь отводится группе из Божией Матери, ангелов и апостолов, главное же действующее лицо, Сам возносящийся Спаситель, почти всегда много меньше других изображенных лиц и по отношению к ним находится как бы на втором плане. Однако уже в самом этом несоответствии православные иконы Вознесения следуют Священному Писанию. Действительно, при чтении повествований о Вознесении Господнем в Евангелиях и Деяниях апостольских остается то же впечатление несоответствия этого события посвященным ему описаниям. Самому факту Вознесения отведено здесь всего несколько слов. Зато все внимание в повествовании евангелистов сосредоточивается на другом: на последних заповедях Спасителя, устанавливающих и определяющих роль и значение Церкви в мире, а также ее связь и отношение с Богом. Более подробное описание посвящают Вознесению Деяния апостольские. Это описание вместе с повествованием Евангелия от Луки и дает те фактические данные (хотя и не все), которые легли в основу православной иконографии Вознесения Христова. Центр тяжести повествований Священного Писания, а за ним и сюжетов иконографии лежит не на факте Вознесения самом по себе, а на том значении и тех последствиях, которые оно имеет для Церкви и мира.

По свидетельству Священного Писания (см.: Деян. 1:12), Вознесение Господне произошло на горе Елеонской, или Масличной. Поэтому и действие на иконе развертывается либо на самой вершине горы, как на воспроизведенной здесь иконе, либо в горном пейзаже. При обозначении Масличной горы иногда изображаются оливковые деревья. В соответствии с богослужением праздника Сам Спаситель представлен возносящимся во славе, сидящим иногда на богато украшенном троне.

Вознесение Господне. Россия. XVI в. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер. Бостон.

Иконографически слава Его изображается в виде ореола – овала или круга, состоящего из нескольких концентрических кругов, символа горнего неба. Оно передается при помощи образа неба видимого в древнем представлении о нем, соответствующем также и нашему современному о нем понятию как о нескольких сферах (тропосфере, стратосфере, ионосфере). Эта символика указывает, что возносящийся Спаситель пребывает вне земного плана бытия, и этим момент Вознесения приобретает вневременный характер, который придает совершенно особый смысл его деталям, выводя их из узких рамок исторического события. Ореол поддерживают ангелы (число их бывает различным). Конечно, присутствие ангелов, поддерживающих ореол, вызывается не необходимостью, ибо Спаситель вознесся Своей Божественной силой и не нуждался в их помощи; они, так же как и ореол, служат лишь выражением Его славы и величия.

На переднем плане, с Богоматерью в центре, две группы апостолов и два ангела. Здесь роль ангелов уже другая: они, как мы знаем из Деяний апостольских, являются вестниками Божественного промысла.

Вознесение Господне. Мозаика собора Рождества Богородицы. Монреале. Конец XII в.

Присутствие при Вознесении Господнем Божией Матери, о котором прямо не говорится в Священном Писании, утверждается Преданием, передаваемым богослужебными текстами, как, например, Богородичным 9-й песни канона: «Радуйся Богородице Мати Христа Бога: Егоже родила еси, днесь от земли возносима со апостолы зрящи, возвеличала еси». Богоматерь на иконах Вознесения занимает совершенно особое положение. Помещенная под возносящимся Спасителем, Она является как бы осью всей композиции. Ее силуэт, необычайной чистоты и легкости, четкий и ясный, резко выделяется на фоне белых одежд ангелов; Ее строгая неподвижность не менее резко контрастирует с оживленными и жестикулирующими по обеим от Нее сторонам апостолами. Обособленность Ее часто подчеркивается подножием, на котором Она стоит и которое еще более выделяет Ее центральное положение. Вся группа с Богоматерью в центре представляет собой достояние Спасителя, стяжанное Им Своею кровию, – оставляемую Им телесно на земле Церковь, которая через обетованное сошествие Святого Духа в наступающую Пятидесятницу получит всю полноту своего бытия. Связь Вознесения с Пятидесятницей раскрывается в словах Самого Спасителя: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет в вам: аще ли же иду, послю Его к вам (Ин. 16:7). Эту связь между вознесением обоженной человеческой плоти Спасителя и предстоящей Пятидесятницей – начатком обожения человека через сошествие Святого Духа – подчеркивает и все богослужение праздника. Место этой группы, Церкви, на переднем плане иконы и есть наглядное выражение того значения и той роли, которые, как мы говорили выше, придает установлению Церкви Священное Писание в последних заповедях Спасителя. То, что здесь имеется в виду именно Церковь в полном ее составе, а не только лица, исторически присутствовавшие при Вознесении, указывается как присутствием св. апостола Павла (во главе группы, с правой стороны от зрителя), который исторически не мог быть здесь с прочими апостолами, так и значением Божией Матери. Она, принявшая в Себя Бога, ставшая храмом воплотившегося Слова, являет Собой олицетворение этой Церкви – тела Христова, Глава которой – возносящийся Христос: Того даде Главу выше всех Церкви, яже есть тело Его, исполнение Исполняющаго всяческая во всех (Еф. 1:23). Поэтому, как олицетворение Церкви, Богоматерь и помещается непосредственно под возносящимся Христом, и на иконе они дополняют друг друга. Жест Ее всегда отвечает Ее значению на иконах Вознесения. На одних это жест Оранты – древний жест молитвы – воздетые руки, выражающий роль Ее и олицетворяемой Ею Церкви по отношению к Богу, молитвенную связь с Ним, заступничество за мир; на других же иконах это жест исповедания, выражающий роль Церкви по отношению к миру. В таких случаях Она, как и мученицы, держит руки перед грудью открытыми ладонями вперед. Ее строгая неподвижность как бы выражает неизменность откровенной истины, хранительницей которой является Церковь; группы же апостолов и разнообразие их жестов суть множественность и разнообразие языков и средств выражения этой истины.

Направление движения всей группы переднего плана, жесты и ангелов, и апостолов, направление их взглядов и поз – все обращено кверху (иногда некоторые апостолы обращены друг ко другу или к Божией Матери), к Источнику жизни Церкви, ее Главе, пребывающему на небесах. Здесь как бы образная передача того призыва, с которым Церковь обращается в этот день к своим членам: «…приидите воспрянем, и на высоту возведем очи и мысли, вперим виды, вкупе и чувства <…> непщуим быти в Масличной горе, и взирати на Избавляющего, на облацех носима…» Этими словами Церковь призывает верующих присоединиться к апостолам в их порыве к возносящемуся Христу, ибо, как говорит свт. Лев Великий, «Вознесение Христово есть наше возвышение, и туда, где предвосхитила слава Главы, призывается и надежда тела».

Сам возносящийся Спаситель, покидая плотию земной мир, по божеству Своему не покидает его, не отлучается от стяжанного Им Своею кровию достояния, Церкви, «никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный». И се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20). Эти слова Спасителя относятся как ко всей истории Церкви в целом, так и к каждому отдельному моменту ее существования и жизни каждого из ее членов, до Второго Пришествия. Поэтому и жест Спасителя направлен к оставляемой Им группе на первом плане и к внешнему миру. Икона передает эту связь Его с Церковью, всегда изображая Его благословляющим правой рукой (очень редко Он благословляет обеими руками) и обычно держащим в левой Евангелие или свиток – символ учительства, проповеди. Он вознесся благословляя, а не благословив: И быстъ егда благословляше их, отступи от них и возношашеся на небо (Лк. 24:51), и Его благословение не прекращается с Вознесением. Изображая Его благословляющим, икона наглядно показывает, что и по Вознесении Он оставляет за Собой источник благословения для апостолов, а через них и для их преемников, и для всех тех, кого они благословляют. В левой руке, как мы сказали, Спаситель держит Евангелие или свиток, символ учительства, проповеди. Этим икона показывает, что пребывающий на небесах Господь оставляет за Собой не только источник благословения, но и источник ведения, сообщаемого Церкви Духом Святым. Внутренняя связь Христа и Церкви выражается в иконе всем построением композиции, связывающей воедино земную группу с ее небесным завершением. Кроме упомянутого уже значения, движения всей этой группы, обращенность ее к Спасителю и Его жест, направленный к ней, выражают их внутреннее взаимоотношение и нераздельность общей жизни Главы и Тела. Обе части иконы, верхняя и нижняя, небесная и земная, неотъемлемы одна от другой, и одна без другой теряет свой смысл.

Вознесение Господне. Миниатюра. Греческий манускрипт. ХI в. Национальная библиотека. Париж. (Grec. 74, fol. 128)

Вознесение Господне. Ампула. VI в. Британский музей

Помимо того, иконы Вознесения имеют и другой аспект. Два ангела, стоящие позади Богоматери, указывая на Спасителя, возвещают апостолам, что вознесшийся Христос снова придет во славе имже образом видесте Его идуща на небо (Деян. 1:11). В Деяниях апостольских «названо два ангела, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – потому что действительно было два ангела, а два было потому, что только свидетельство двух непреложно (см.: 2 Кор. 13:1)». Передавая самый факт вознесения Спасителя и учение о Церкви, икона Вознесения в то же время является и иконой пророческой, иконой предсказания Второго и Славного Пришествия Иисуса Христа. Поэтому на иконах Страшного Суда Он изображается подобно иконам Вознесения, но уже не как Искупитель, а как Судия вселенной. В этом пророческом аспекте иконы группа апостолов с Божией Матерью в центре являет образ Церкви, ожидающей Второго Пришествия. Будучи, как мы сказали, иконой пророческой, иконой Второго Пришествия, она раскрывает перед нами грандиозную картину от Ветхого Завета до завершения истории мира.

Вознесение Господне. Миниатюра. Евангелие Рабулы. VI в. Библиотека Лауренциана

Следует отметить, что, несмотря на многогранность содержания иконы Вознесения, отличительная ее черта – необычайная собранность, монолитность композиции, которая особенно сильно выражена в нашей иконе. Иконография этого праздника в том виде, в каком она принята в Православной Церкви, принадлежит к числу древнейших иконографий праздников. Одни из наиболее ранних, но уже сложившихся изображений Вознесения относятся к V–VI вв. (ампулы Монцы и Евангелие Рабулы). С тех пор иконография этого праздника, за исключением второстепенных деталей, осталась неизменной.

Троица Ветхозаветная. Москва. XIV в. Успенский собор Московского Кремля

Из книги Основы миросозерцания индийских йогов автора Аткинсон Вильям Волкер

Из книги Храбрость автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

Предельная храбрость: ни начала, ни конца Есть много страхов, но в своей основе это ответвления одного страха, ветви одного дерева. Имя этого дерева – смерть. Ты можешь не осознавать этого страха, связанного со смертью, но каждый страх связан со смертью.Страх это только

Из книги Книга-календарь на 2012 год. Заговоры и обереги на каждый день автора Степанова Наталья Ивановна

VI. Сокровище Господне 1. Мы - единая воля Сыновства, чья полнота - для всех. Мы вместе начинаем странствие обратно и собираем наших братьев, и вместе продолжаем путь. Любое возрастание в нашей силе предложено всем, чтоб и они могли оставить свою слабость, и своей силы

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

14 ЯНВАРЯ Обрезание Господне В этот день славят святителя Василия Великого, архиепископа Каппадокийского, который почитался на Руси покровителем свиноводов и хранителем садов. Поэтому в народе 14 января прозвали Васильев день.Считается, что Васильев день делит Святки на

Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

24 МАЯ Вознесение Господне Вознесение на Руси было последним весенним праздником, который отмечался в конце мая – начале июня.На Вознесение заговаривают хлебную «лесенку», дарующую удачу и успех.Для теста вам понадобятся: лесные орехи – 120 г, мука – 1 1/2 стакана, толченый

Из книги Конец света?! Продолжение следует… автора Вечерина Елена Юрьевна

Почему крест Иисуса деревянный. Древо Господне В священных христианских текстах всюду подчёркивается, что крест, на котором распяли Иисуса, был деревянный. Его также именуют Древом Господним. Частички Древа Креста хранятся как реликвии в храмах и музеях по всему свету.

Из книги Мы сменили свою простую одежду на божественную автора Климкевич Светлана Титовна

Глава 3 Февраль. Приметы. Трифонов день. Сретенье Господне. Любовные заговоры Название месяца февраль происходил от этрусского бога подземного царства Фебрууса и был связан с обрядами очищения, приуроченными к 15 февраля, когда появлялась на небе полная луна.У славян же

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

Сретение Господне (15 февраля) Сретение Господне – христианский праздник, который символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов.На сороковой день после рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом

Из книги автора

Глава 2. Предсказания конца света с начала веков На протяжении многих веков периодически появляются люди, которые предсказывают конец света. Они называют дату или год, когда должно произойти некое событие, приводящее к уничтожению всего живого на Земле. История знает

Из книги автора

Крещение Господне 376 = Соединяет небо и землю в единой цепи (человеческий разум) = «Числовые коды» Крайон Иерархия 19.01.2011 г.Здравствуй, Божественное Я!Я Есмь Манас! Приветствую тебя, Владыка!Светлана, хороший повод поговорить о главном сейчас моменте для Землян. Поздравить

Из книги автора

Икона Божией Матери Знамение Икона конца XVI в. Икона Знамения принадлежит к наиболее чтимым иконам Богоматери. Это изображение с характерно воздетыми руками относится к иконографическому типу Оранты, но с Христом на груди. Жест молитвы, воздетые руки, характеризующий

Из книги автора

Корсунская икона Божией Матери Умиление Икона московской школы XVI в., 26?19,5 см Название Корсунской иконы Божией Матери происходит от города Корсунь, под которым разумеется древний Херсон, или Херсонес, греческий торговый порт в Крыму около Севастополя, в котором согласно

Из книги автора

Крещение Господне Икона, приписываемая московской школе, XVI в. И абие восходя от воды, виде разводящася небеса и Духа яко голубя, сходяща нань. И глас бысть с небесе: Ты еси Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мк. 1:10–11; из евангельского зачала, читаемого на Утрене

Из книги автора

Сошествие Святого Духа Икона новгородской школы конца XV в. Вознесением «оканчиваются дела Христовы телесные, или, лучше сказать, дела, относящиеся к телесному пребыванию Его на земле <…> а начинаются дела Духа», – говорит свт. Григорий Богослов. Эти дела Духа

Из книги автора

Преображение Господне Аминь глаголю вам, яко суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие пришедшее в силе (Мк. 9:1; ср.: Мф. 16:28: Сына человеческаго грядуща во Царствии Своем). Дальнейшее повествование синоптиков (см.: Мк. 9:2–9; Мф. 17:1–9; Лк.

Вознесение Господне, вспоминаемое на сороковой день по Пасхе, является одним из древнейших христианских праздников, установленным, по всей видимости, уже в IV веке. Великие отцы Церкви – святые Иоанн Златоуст и Григорий Нисский – являются авторами самых первых бесед на Вознесение, а блаженный Августин в своих сочинениях упоминает о повсеместном праздновании этого дня.

Композиция иконы делится на две смысловые части. В верхней изображен Спаситель в виде Господа Вседержителя, по-гречески - Пантократора. Вокруг фигуры возносящегося Господа - круглая, как правило, мандорла, которую поддерживают слева и справа двое или несколько ангелов. Мандорлу Спасителя поддерживают, как правило, два ангела. Однако на некоторых иконах их число может быть большим. Например, на новгородской иконе, датируемой 1542 годом, изображены шесть ангелов: двое поддерживают круг славы, четверо трубят в трубы. Ангелы расположены симметрично - по трое слева и справа. Вокруг их голов - нимбы. Изображение крестчатого нимба, то есть нимба с вписанным крестом обязательно имеется и вокруг головы Спасителя. Восседающий на невидимом престоле Спаситель облачен в традиционные для Его иконографии одежды - хитон и гиматий. Но на иконе праздника они, как правило, не синего и красного цветов, а золотисто-желтого. Правой рукой Спаситель благословляет всех остающихся на земле, в левой - свиток, обычно в свернутом виде.

В нижней части иконы - гора, на вершине которой изображен отпечаток стоп Спасителя. Горы в иконографии показывают место, где происходит изображаемое событие, но также они символизируют и ступени духовного восхождения. На фоне горок изображена Богородица в позе Оранты - с воздетыми в молении руками. И хотя в тексте Деяний нет прямого упоминания на присутствие Божией Матери в момент Вознесения, уже с самого раннего времени Она изображается на иконах праздника. Почему? Потому, что Богородица являет Собой самое совершенное из рожденных на земле и от земных родителей человеческое существо. И конечно, потому, что икона, являющая возносящегося Спасителя мира, не мыслима без Той, от Которой Сам Бог Слово воспринял человеческую плоть.

По сторонам от Нее помещены два ангела в белых одеждах, указывающие на возносящегося Христа апостолам. Сами же апостолы разделены на две симметричные группы по шесть человек. Характерная деталь: на большинстве икон апостолы не имеют нимбов, нимбы есть только у Спасителя, Ангелов в верхней части иконы, Божией Матери и двух Ангелов в нижней части - «мужей в белых одеждах», как описаны они в книге Деяний. Однако на иконах более позднего времени, как и на упоминавшейся нами новгородской иконе 1542 года, нимбы имеются и у всех апостолов. Отсутствие нимбов у апостолов на иконе «Вознесение» все же наиболее оправдано в богословском смысле - это свидетельство того, что на учеников Христовых еще не снизошла благодать Духа Святого - Утешителя, Который по обетованию Спасителя явился в день Пятидесятницы.

Многочисленные образы Вознесения передают главную радость праздника – радость о Христе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе, где Он воссел одесную Бога Отца.

Дата Празднования

Праздник связан с Пасхальным циклом и празднуется на сороковой день после Воскресения Христова (Пасхи).
Век:XIV

Иконографическая справка: Иконы с двенадцатью праздниками (на трех досках) в новгородском Софийском соборе занимали пространство между двумя предалтарными столбами, стоящими по сторонам центральной апсиды. Для того чтобы иконы точно поместились в отведенный для них участок (ширина пролета - около 6 м 30 см) и чтобы сохранить ритм узких разграничительных полосок между сценами, у первой иконы убрано правое поле, обращенное к центру общей композиции, а у третьей, соответственно, - левое поле. Публикуемые иконы исполнены, вероятнее всего, после разрушительного пожара в июне 1340 года.

Стилистическая справка: Стиль праздничного чина Софийского собора во всей полноте отражает новые принципы византийской живописи палеологовского периода. Композиции утратили прежнюю симметрию, они строятся на диагональных линиях, некрупные фигуры изображаются в движении, в сложных ракурсах. Свободно ложащиеся драпировки передают стройность фигур, привлекают красотой цветных рефлексов и белильных бликов. Объемные постройки разнообразной формы, вместе с массивными горками, помогают передать пространственность композиций. Иконы были написаны приезжими византийскими иконописцами, о чем свидетельствуют греческие надписи, использование дорогих привозных красок, применение золотого ассиста не только на синих одеждах.

3.

Век:XV
Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

4.

Век:XV
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконографическая справка: Иконография "Вознесения" сложилась на основе текстов Нового Завета (Марк, гл. XVI, ст. 19; Лука, гл. XXIV, ст. 50-52; Деяния святых апостолов, гл. I, ст. 4-12) о вознесении Христа на небо перед учениками с горы Елеонской на сороковой день по Воскресении. Кроме того, использованы тексты пророчества Исайи, песен канонов на Вознесение ("червлены ризы" Христа) и шестого члена Символа веры ("восшедшего на небеса").Изображение на иконе не является прямой иллюстрацией текстов Священного Писания. В композицию иконы введены фигуры Богоматери как олицетворения христианской Церкви и апостола Павла, о которых в указанных текстах не упоминается. Христос в славе, в образе Вседержителя, изображается как Спас Второго Пришествия, о Котором пророчествовали апостолам два ангела. Иконография "Вознесения" в искусстве балканского мира и Руси принадлежит к наиболее устойчивым изводам. Некоторые изменения в сторону ритмического и пространственного усложнения композиции происходят на рубеже XIV-XV веков.

5.

Век:XV
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Иконографическая справка: Икона входила в праздничный ряд иконостаса. На оборотной стороне имеются числовые пометы, отмечающие место в ряду: у «Сретения» - семь царапин, у «Входа в Иерусалим» - девять, а на «Вознесении» - двадцать. Следовательно, в праздничный чин входила двадцать одна икона (последним должно было стоять следующее за «Вознесением» «Сошествие Святого Духа»). Начинался чин «Рождеством Богоматери» и «Введением во храм», предварявшим традиционный евангельский цикл. Судя по размерам икон и их блистательному исполнению, это был иконостас в небольшом храме, возможно, домовом, в усадьбе знатного лица. В иконе использованы иконографические схемы, сложившиеся в византийской живописи XIV века и хорошо известные на Руси по московским иконам праздничных рядов иконостасов первой четверттти XV века: из Благовещенского собора Московского Кремля и из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.

Стилистическая справка: Тип ликов, как и их исполнение, близки тверским двусторонним иконам-таблеткам из Троице-Сергиева монастыря. В особенности это относится к женским и юношеским ликам, довольно вытянутым, с нешироким каплевидным высветлением на кончике носа. В отдельных случаях сходство разительное, например, в трактовке лика Богоматери в «Успении» на таблетке, в коринском «Сретении» и в «Вознесении» из ЦМиАР; детских ликов из «Рождества Христова» и «Входа в Иерусалим» на таблетках и во «Входе в Иерусалим» из ЦМиАР. В стиле троицких таблеток, в пластичности форм живо ощутима связь с византийским искусством XIV столетия. На изображенных в трехчетвертном повороте ликах свет образует характерный протяженный блик, обозначающий наибольшую выпуклость формы. Этот блик тянется от внешнего края глазной впадины вниз, к подбородку. К краю объема свет ослабевает постепенно, но тем не менее образует резкий контраст с соседним затененным участком щеки. Моделировки положены точнно без прежней энергии; санкирь (темный, оливково-коричневый) и охрение (коричневатое, холодного оттенка) сближены по тону. При этом необходимо отметить, что некоторая ахроматичность личного письма, характерная для тверских икон XV века, к середине столетия становится более явственной. Столь определяющие для праздников из коллекции М.Н. Попова различия в тональности личного письма и всей остальной живописи еще отсутствуют в таблетках из Троице-Сергиева монастыря, исполненных более свободно и раскованно. Пристрастию мастеров скорее к пластическим, чем к ритмическим построениям, отвечает уже первоначальная раскладка красок в общей композиции икон. Иконописцы, таким образом, строят изначально облегченную в ритмическом отношении композицию, не избегая соседства близких цветов и объединяя красочные пятна в крупные зоны одного цвета. Условный объем фигур при этом выявляется светом, окрашенным разными оттенками холодного голубоватого тона. Эти характерные для живописи праздников из коллекции М.Н. Попова принципы последовательно проводятся в тверских произведениях.

6.

Век:XV
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: В верхней части иконы изображен Спаситель, возносящийся в славе, поддерживаемой двумя ангелами. Внизу в центре - Богоматерь с молитвенно воздетыми руками в окружении апостолов. За Богоматерью стоят два ангела. Справа изображен апостол Павел, слева - Петр. Лики апостолов обращены ко Христу. О Вознесении Господа на небо на сороковой день после Пасхи говорится в текстах Евангелий от Марка (Мк. XVI, 19-20) и от Луки (Лк. XXIV, 50-53), а также Деяний апостолов (Деян. I, 9-11, II, 33). Вознесение произошло на Елеонской горе, куда Спаситель привел своих учеников. Согласно церковному преданию, вместе с апостолами присутствовала и Богоматерь. "И, когда благословил их, стал отдаляться от них и возносится на небо". (Лк. XXIV, 51). В этот момент явились два ангела, возвестившие о грядущем Втором Пришествии Спасителя на землю. Иконография "Вознесения" складывается уже в раннехристанское время и в дальнейшем не претерпевает существенных изменений. Образы "Вознесения" известны в составе праздничных рядов русских иконостасов с середины XIV века (праздничный ряд 1340-1341 годов иконостаса Софии Новгородской). По сравненю с дошедшими до нас русскими иконами XIV-XV веков на этот сюжет, кирилловское "Вознесение" имеет ряд особенностей. Так, ангелы, несущие славу, в которой возносится Спаситель, представлены не в профиль, а почти фронтально. Что касается двух ангелов, стоящих по сторонам от Богоматери в нижней части иконы, то они изображены с опущенными руками, в темных одеждах, а лики их обращены в одну сторону.

Стилистическая справка: Икона принадлежит к группе памятников, созданных "вторым" художником кирилловского иконостаса. Изображение горок с широкими забеленными лещадками напоминает горки из "Крещения" и "Преображения".


Фрагмент. Фигура Богоматери


Фрагмент. Фигура Спасителя


Фрагмент. Горки


Фрагмент. Ангелы

7.

Век:XV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Фрагмент. Ангел


Фрагмент. Лики Богоматери, ангела, апостолов


Фрагмент. Ангел из Вознесения

8.

Век:XVI
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Стилистическая справка: Особенностью иконографии иконы является также изображение следов Спасителя, оставленных Им на Елеонской горе перед Вознесением.


Фрагмент. Вознесение.

9.

Век:XVI
Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: На лицевой стороне иконы помещено изображение праздника, на оборотной - наиболее почитаемых святых церковного года.

Стилистическая справка: Плотное коричневое письмо ликов, жесткий, черный контур, усиление роли линейного рисунка, приобретающего каллиграфический характер, широкое использование орнаментов, колорит, в котором господствуют темные охры и глухие зеленые и коричневе тона, характерные черты письма второй половины XVI века.

10.

Век:XVI
Место хранения: Собрание арт-галереи "Дежа вю"

Иконографическая справка: Происходит из праздничного ряда иконостаса. Редкой иконографической подробностью является изображение неба (в виде сегмента), принимающего в себя мандорлу с возносящимся Христом. Представлено ограниченное число фигур апостолов - по две с каждой стороны от Богоматери.

Стилистическая справка: Плотно заполненная и ритмично построенная композиция, рисунок фигур, типы ликов и их экспрессия, трактовка горок определяют датировку иконы третьей четвертью XVI века, в рамках 1550-1560-х годов. Художественные достоинства памятника указывают на то, что исполнивший его мастер принадлежал к развитой традиции, уходящей корнями в древность. Колорит и приемы личного письма связывают икону с художественной культурой городов центральной части России, возможно Верхневолжья.

11.

Век:XVI

Иконографическая справка: Иконографическая схема иконы близка изображению этого сюжета из чина храма Николы в Любятово. Несколько отличаются позы апостолов, стоящих по сторонам от фигуры Богоматери, представленной в типе Оранты. Характерными особенностями данной иконы являются изображения двух ангелов за спиной Богоматери, которые сливаются почти в одно целое, а их строго симметричные жесты и распростертые крылья по рисунку напрминают геральдический знак. Кроме того, слава Христа представлена не высоко в небесах, а касается Елеонской горы. На ее вершине изображен камень со следами ног Спасителя - типичная для искусства Пскова деталь иконографии Вознесения. Благодаря отмеченным особенностям, икона воспринимается как достоверное свидетельство о свершившемся событии - кажется, что ноги возносящегося Христа только что стояли на камне.

12.

Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

13.


Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Иконография данной иконы восходит в общих чертах к варианту, известному в московских памятниках раннего XV века - иконостасах Успенского собора во Владимире (1408 г.) и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1420-е гг.). Отличие состоит в отсутствии одного из апостолов, изменении позы апостола, возглавляющего левую группу, а также в добавлении пары трубящих ангелов за славой Христа. Кроме того, здесь присутствует примечательная деталь: камень со следами ног вознесшагося Спасителя на Елеонской горе - реальная реликвия, сохранившаяся доныне в храме Вознесения на Елеонской горе в Иерусалиме. Почти все особенности этой иконы восходят к храмовому образу псковской церкви Новое Вознесение 1542 года (ныне в Новгородском музее) или к общему несохранившемуся образцу.

14.

Вознесение (из праздничного чина)
Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Икона совмещает признаки нескольких иконографических изводов Вознесения. Нижняя часть композиции почти тождественна одноименной иконе из праздничного ряда придела Рождества Богородицы Софийского собора в Новгороде, который был исполнен в 1530 - 1540-х гг. в мастерской архиепископа (будущего митрополита) Макария. К числу особенностей, сближающих эти две иконы, относится изображение Богоматери в типе Оранты - в отличие от большинства русских икон XV века - а также позы апостолов и ангелов, стоящих за Богоматерью. Верхняя часть композиции укрупнена - что характерно именно для псковских икон Вознесения XVI века, в которых особо акцентировалась тема грядущего Второго пришествия Судьи и Вседержителя. По иконографии она представляет собой промежуточный вариант между более традиционным изображением летящих ангелов, поддерживающих славу Христа снизу, и ангелов коленопреклоненных, котрые обхватывают славу двумя руками (этот вариант известен, начиная с "Вознесения" 1497 года из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и, в частности, использован на уже упомянутой иконе Рождественского придела Софии Новгородской).

15.

Век:XVII
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилистическая справка: Икона повторяет известный по целому ряду произведений псковской иконописи 15-16 веков извод с изображениями четырех ангелов, поддерживающих мандорлу с Христом, и камнем на вершине Елеонской горы.

16.

Век:XVII
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник