Выдропужск. Савва Иванович Чевакинский, архитектор, создатель храма Смоленской иконы Божией Матери с

Родился между 1709 и 1713 годами в селе Вешки Новоторжского уезда Тверской губернии.
дата и место смерти неизвестны (между 1774 и 1783 годами)

Биография

Родился в дворянской семье. В 1729 году был определён в Морскую академию в Петербурге, откуда в 1734 году ушёл в Измайловский полк. По требованию Адмиралтейств-коллегии был исключен (за самовольный уход из академии) из полка и поступил учеником в архитектурную команду И. К. Коробова, под руководством которого проработал семь лет. Для собственного проживания выстроил дом на улице Галерной, 58.

В 1739 году начал самостоятельную творческую деятельность. В 1741-1767 годах - главный архитектор Адмиралтейств-коллегии. В 1745-1760 годах архитектор Царского Села, руководил работами по реконструкции дворцово-паркового ансамбля. Здесь Чевакинский возвел по своим проектам два корпуса (церковный и зал), соединенными галереями с центральной частью Екатерининского дворца, участвовал в создании павильона «Эрмитаж».

В качестве главного архитектора флота им выстроены склады для хранения корабельного леса на острове Новая Голландия и подготовлен генеральный план застройки Кронштадта. Крупнейшей постройкой Чевакинского в Петербурге является Никольский морской собор (1753-1762) с отдельно стоящей ярусной колокольней (1756-1758). По заказам крупных вельмож Чевакинским также спроектированы два парадных дворца - особняк Шереметевых на Фонтанке (1750-1755, совместно с Ф. С. Аргуновым) и дом И. И. Шувалова на углу Малой Садовой и Итальянской (1749-1756).

C 1755 по 1758 год Чевакинский был архитектором Академии наук. В эти годы у него проходили стажировку В. И. Баженов и И. Е. Старов. Тогда же им была перестроена башня Кунсткамеры. В 1767 г. с наступлением эпохи классицизма Чевакинский ушёл в отставку и уехал в своё имение. После этого сведения о нём практически отсутствуют..

Основные творения:

  • Дворец Шереметьевых
  • Шуваловский дворец

Савва Иванович Чевакинский (1709; по другим данным 1713- между 1772 и 1780; по другим данным после 1783) - русский архитектор эпохи елизаветинского барокко, который работал в Санкт-Петербурге и его окрестностях, главным образом по заказам флота (как главный архитектор Адмиралтейств-коллегии).

Биография

Родился в дворянской семье в селе Вешки Новоторжского уезда Тверской губернии.

В 1729 году был определён в Морскую академию в Петербурге, откуда в 1734 году ушёл в Измайловский полк. По требованию Адмиралтейств-коллегии был исключен (за самовольный уход из академии) из полка и поступил учеником в архитектурную команду И. К. Коробова, под руководством которого проработал семь лет. Для собственного проживания выстроил дом на улице Галерной, 58.

В 1739 году начал самостоятельную творческую деятельность. В 1741-1767 годах - главный архитектор Адмиралтейств-коллегии. В 1745-1760 годах был архитектором Царского Села, руководил работами по реконструкции дворцово-паркового ансамбля. Здесь Чевакинский возвел по своим проектам два корпуса (церковный и зал), соединенными галереями с центральной частью Екатерининского дворца, несохранившийся охотничий павильон «Монбижу», дома для дворцовых служащих, участвовал в создании павильона «Эрмитаж».

В качестве главного архитектора флота им выстроены склады для хранения корабельного леса на острове Новая Голландия и подготовлен генеральный план застройки Кронштадта.

Крупнейшей постройкой Чевакинского в Петербурге является Никольский морской собор (1753-1762) с отдельно стоящей ярусной колокольней (1756-1758).

По заказам крупных вельмож Чевакинским также спроектированы два парадных дворца - особняк Шереметевых на Фонтанке (1750-1755, совместно с Ф. С. Аргуновым) и дом И. И. Шувалова на углу Малой Садовой и Итальянской (1749-1756). Выстроенный им для П. Б. Шереметева т. н. Миллионный дом на улице Миллионной не сохранился.

C 1755 по 1758 год Чевакинский был архитектором Академии наук. В эти годы у него проходили стажировку В. И. Баженов и И. Е. Старов. Тогда же им была перестроена пострадавшая от пожара башня Кунсткамеры. В 1767 г. с наступлением эпохи классицизма Чевакинский ушёл в отставку и уехал в своё имение. После этого сведения о нём практически отсутствуют.

Похоронен в 1779 году в фамильном склепе в селе Выдропужск (Спировский район Тверской области) рядом с храмом Смоленской (Выдропужской) Божией Матери, который построил сам.

Стилевые особенности

С целью скругления фасадных линий Чевакинский предпочитал оформлять выступающие углы зданий пучками из трёх колонн, из которых средняя обычно вынесена на самый угол. Этот приём предположительно был заимствован им из древнерусского зодчества. Как и другие архитекторы елизаветинской эпохи, щедро использовал для обработки фасадов скульптурный декор. Культовые постройки Чевакинского (в том числе конкурсные проекты на перестройку Исаакиевского и Петропавловского соборов) выделяются коваными балкончиками и декорированными растительным узором кронштейнами, позаимствованными из репертуара дворцовых построек того времени.

Приписываемое

Помимо построек в Петербурге и Царском Селе, Чевакинскому также приписывают некоторые стоящие ныне в руинах провинциальные храмы, например, церковь в усадьбе Трубецких Дылицы и церковь Михаила Архангела при императорском путевом дворце в селе Хотилово Бологовского района (1764-67).

Чевакинский, Савва Иванович

Архитектор. Фамилию этого довольно известного строителя времен Императрицы Елисаветы Петровны часто искажают, называя его Чеватинским или Чекавинским. Берх, написавший о нем статью в "Северной Пчеле" за 1833 год, находит совершенно неправильной фамилию Чеватинский, какую дает архитектору в своей статье о нем альманах "Северные цветы" за 1826 год. Берх озаглавил свою статью "Савва Чекавинский", ссылаясь на акты Морского Ведомства и оговариваясь в примечании "поелику буквы к и в сливаются в письме, то во многих актах писали его Чевакинским". Но последнее примечание может быть обращено и против Берха, тем более что в списках дворян Тверской губернии, откуда родом Савва Иванович, есть фамилия Чевакинских и никогда не существовало фамилии Чекавинских. Чевакинский родился в 1713 г. в дворянской семье Тверской губернии. Сведений о его детстве и о развитии его способностей не существует. Известно только, что он вместе с прочими дворянскими детьми был в 1729 году привезен в Морскую академию. Через три года по определении он был назначен в класс гражданской архитектуры, где оказал прекрасные успехи, и в 1739 году был произведен в гезели от архитектуры. Спустя 4 года он получил чин поручика, а в 1745 году был произведен прямо в архитектора майорского ранга, к сожалению, неизвестно - за какие труды; можно предполагать, что за работы по морскому ведомству, потому что большая часть адмиралтейских зданий строилась в первые года царствования Императрицы Елисаветы Петровны. Только с 1747 года дошли сведения о трудах Чевакинского, а именно: в этот год Государыня повелела построить под адмиралтейским шпицем церковь во имя Воскресения Христова, и построение храма было поручено Чевакинскому. Церковь давно уже не существует и неизвестно, с каким искусством она была выстроена. Освящена она была 10 мая 1755 года, и за построение ее Чевакинский был награжден чином подполковника. В 1753 году решено было перестроить бывший дом графа Миниха и поместить в нем Морской Кадетский Корпус. Составление плана и сметы было поручено Чевакинскому и его помощнику Башмакову. Ввиду того что составленная смета показалась Сенату слишком значительной, велено было только поправить дом Миниха, а не перестраивать его. Следующей и самой выдающейся работой Чевакинского является храм Николы Морского. Некоторые приписывают его знаменитому современнику Чевакинского, графу Растрелли, ввиду того что характер архитектуры совершенно растреллевский. Но достоверно известно, что строителем был Савва Чевакинский, и если в храме есть некоторые части в духе Растрелли, то нужно удивляться такому громадному влиянию, какое имел гениальный архитектор на своих современников. Что же касается того, что в некоторых документах, касающихся сооружения храма, упоминается имя Растрелли, то это объясняется его положением обер-архитектора, так сказать, главного надсмотрщика над всеми казенными строениями, а потому в числе ордеров, последовавших о построении храма, были некоторые и на его имя. Причины, вызвавшие построение нового храма, были следующие: со времени учреждения адмиралтейства в С.-Петербурге моряки помещались в казармах, находившихся на нынешних улицах Малой и Большой Морской. Когда впоследствии народонаселение увеличилось и близ Полицейского моста был построен дворец для Великой Княжны Елисаветы Петровны, сочли необходимым перевести их в другое место. Новые казармы решено было построить между мостами Харламовым, Торговым и Поцелуевым. При этом оказалось, что морякам некуда ходить в церковь, а потому сочтено было необходимым построить храм против морского полкового двора. С тех пор как был выстроен Исаакиевский мост, до рождения Павла І на нем собирались с проезжих и прохожих деньги, поступавшие в Адмиралтейств-коллегию. Эти средства решено было употребить на постройку храма. В 1752 году генерал-адмирал и президент государственной Адмиралтейств-коллегии князь М. М. Голицын представил Императрице Елисавете Петровне доклад о необходимости выстроить против адмиралтейских казарм церковь во имя св. Николая Чудотворца. Государыня одобрила мысль князя и сделала распоряжение Коллегии, а последняя поручила составить полный проект храма архитектору Чевакинскому. По одобрении проекта Коллегией было приступлено к работам. Помощниками Чевакинского состояли архитектор Башмаков и лейтенант князь Иван Гагарин. Для позолоты куполов был вызван швейцарский подданный Имгоф, но князь Голицын, ввиду сокращения расходов, убедил Коллегию поручить это дело слесарному мастеру Моисею Сарычеву, который и исполнил возложенную на него работу с большим искусством и значительной экономией. Освящение храма св. Николая Чудотворца состоялось 5 декабря 1760 года. Вся постройка обошлась в 129281 рубль, причем денежный сбор с Исаакиевского моста доставил около 47 тыс. рублей. О дальнейшей деятельности Чевакинского известно, что в 1754 году он исправлял погоревшие здания Академических палат и Обсерватории; в 1755 году по поручению комиссии Рогервикских строений составил проект деревянного моста чрез р. Волхов; в 1758 году он был главным лицом в заседаниях архитекторов для исследования причин падения новостроящейся колокольни Вознесенской церкви. В 1760 году Сенат предписал Адмиралтейств-коллегии, чтобы она отправила своего архитектора Чевакинского для исправления повреждений в соборной церкви Исаакия Далматского. Чевакинский, осмотрев церковь, донес, что ее возможно исправить, не иначе как разобрав до основания, потому что, во-первых, она находится весьма близко от берега Невы, который, находясь на деревянных укреплениях, не препятствует воде подмывать фундамент; во-вторых, против алтаря церкви лежит адмиралтейский док и выпускаемая оттуда вода также подмывает церковное здание; в-третьих, мнение комиссии о строениях - укрепить берег Невы деревом, он считает бесполезным, ибо даже если употребить дикий камень, издержки будут велики, а пользы никакой. Мнение Чевакинского было уважено, и церковь повелено было разобрать, с тем чтобы построить новую далее от берега. По указу Сената от 15 июня 1761 года строителем ее был назначен Чевакинский, но постройка была отложена и выполнена уже в царствование Императрицы Екатерины II другим архитектором. Последней известной работой Чевакинского было устройство паркета в новом Зимнем Дворце, выстроенном обер-архитектором графом Растрелли. Комиссия строений поручила это дело самому графу, но он представил весьма дорогую смету. Граф Воронцов, начальствовавший Конторой строения домов, усмотрев, что требуемая сумма велика, отнесся в Адмиралтейств-коллегию, чтобы она поручила это дело Чевакинскому. Коллегия исполнила это требование, и паркет обошелся вдвое дешевле. В1762 году Чевакинский был произведен в полковники, и ему назначено было 800 рублей жалованья. В 1767 году он подал прошение об увольнении его по болезни от службы и 27 марта был произведен в обер-интенданты и уволен с пенсией от службы. Когда и где скончался Чевакинский - неизвестно.

"Северная Пчела", 1833 г., №№ 127 и 128. - "Художественная газета", 1838 г., № 65, стр. 151-166. - Общий Морской список, т. II, с. 470-471.

Петр Полевой.

{Половцов}

Чевакинский, Савва Иванович

Русский архитектор времен императрицы Елизаветы Петровны, сын дворянина; род. в 1713 г. в Тверской губ.; в 1729 г. был определен в ученики Морской академии; затем через три года Ч. был назначен в класс гражданской архитектуры, в котором показал столь блестящие успехи, что в 1732 г. был произведен в "гезели от архитектуры". С этого времени служил в ведомстве адмиралтейств-коллегии, занимаясь по ее поручению различными постройками. Так, была сооружена им в 1747 - 55 гг. теперь несуществующая церковь св. Захарии и Елизаветы под шпилем адмиралтейства, построен каменный мост через р. Волхов в Новгороде, составлены проекты переделки дома Миниха для помещения в нем Морского кадетского корпуса (оставшийся неосуществленным) и сооружения новой церкви св. Исаакия Далматского вместо прежней, стоявшей слишком близко к берегу Невы (также неисполненный), исправлены палаты Акад. наук после пожара, постигшего их в 1754 г. Но самым важным произведением Ч. должно признать церковь св. Николая Чудотворца, построенную в СПб. при морских казармах в 1752 - 60 гг. и известную теперь под названием Николы Морского, - один из великолепнейших храмов столицы, замечательный по своему общему виду, по деталям внешности и внутренности и, особенно, по своей стройной, грациозной колокольне. Архитектура этой церкви напоминает собою постройки знаменитого гр. Растрелли, который имел несомненно влияние на Ч., но не в такой степени, чтобы помешать ему выказать свой собственный вкус; стиль рококо, в котором выдержано это сооружение, менее игривый и жеманный, чем у Растрелли, больше приличествует православному храму. По учреждении первоначальной Акад. худ. (считавшейся состоящею при Московском унив.) Ч. был в ней преподавателем. Получив в 1736 г. чин подпоручика, он был в 1745 г. произведен прямо в архитекторы майорского ранга, в 1762 г. повышен в полковники и в 1767 г. вышел в отставку с званием обер-интенданта. Когда и где он умер - неизвестно.

А. С-в.

{Брокгауз}

Чевакинский, Савва Иванович

архитектор бригадирского ранга; р. 1713 г. увол. от службы 2 апр. 1767 г. с чином обер-интенданта (в декабре 1783 г. еще был жив).

{Половцов}

Чевакинский, Савва Иванович

(1713 - около 1783) - архитектор, наиболее выдающийся ученик знаменитого Растрелли . Главная его постройка - Никольский военно-морской собор в Ленинграде (1753-62). Работы Ч., упрощающие стиль барокко (приземистая композиция масс, подчеркивание стены), дают представление о среднем культурном уровне и вкусах столичного дворянства его времени.

Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Чевакинский, Савва Иванович" в других словарях:

    Русский архитектор. Представитель русского барокко середины 18 в. Учился (1732‒38) у И. К. Коробова. В 1741‒67 главный архитектор Адмиралтейств коллегий … Большая советская энциклопедия

    - (р. 1713 умер между 1774 1780), русский архитектор. Представитель барокко. Учился (1732 38) у И. К. Коробова. В 1741 67 главный архитектор Адмиралтейств коллегии. Для творчества Чевакинского характерны органичное слияние традиций русской… … Художественная энциклопедия

    - (1713 — между 1774 и 1780), архитектор; представитель барокко. С 1729 учился в Морской академии, с 1731 служил в Измайловском полку. Архитектуре учился у И. К. Коробова (1732—38). В 1741—67 главный архитектор Адмиралтейств… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1713 между 1774 и 1780) российский архитектор. Представитель барокко. Никольский военно морской собор (1753 1762) с колокольней (1756 58) в Санкт Петербурге; в 40 х гг. строил Екатерининский дворец в Царском Селе … Большой Энциклопедический словарь

    Чевакинский (Савва Иванович) русский архитектор времен императрицы Елизаветы Петровны, сын дворянина, родился в 1713 г. в Тверской губернии; в 1729 г. был определен в ученики морской академии; затем через три года Ч. был назначен в классе… … Биографический словарь

    - (1713 между 1774 и 1780), архитектор; представитель барокко. С 1729 учился в Морской академии, с 1731 служил в Измайловском полку. Архитектуре учился у И. К. Коробова (1732 38). В 1741 67 главный архитектор Адмиралтейств коллегий; в 1761… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1713 между 1774 и 1780), архитектор. Один из ведущих мастеров русского барокко середины XVIII в. Никольский морской собор (1753 62) с колокольней (1756 58) в Санкт Петербурге выделяется органичным слиянием традиций национального зодчества… … Энциклопедический словарь

    Савва Иванович Чевакинский Основные сведения Гражданство Российская империя Дата рождения 1709; по другим данным 1713 … Википедия

    Савва Иванович Чевакинский Архитектор Чевакинский С.И. Годы жизни Гражданство Российская империя Дата рождения 1709 Место рождения … Википедия

    Чевакинский, Савва Иванович - (1713 между 1774 и 1780) российский архитектор. Представитель барокко. Никольский военно морской собор (1753 1762) с колокольней (1756 1758) в Санкт Петербурге; в 40 х гг. строил Екатерининский дворец в Царском Селе … Архитектурный словарь

Савва Иванович Чевакинский родился по одним данным в 1709 году (по другим - в 1713) в семье московских дворян. Им принадлежало село Вешки в Тверской губернии, где, вероятно, прошло детство будущего архитектора. Савва Чевакинский учился в Московской школе навигационных наук, с 1729 года - в Морской академии в Санкт-Петербурге. В 1731 году самовольно её оставил и записался писарем в Измайловский полк. В 1732 году возвратился в Петербург, избежал наказания за самовольное оставление службы в академии, стал учеником архитектора Адмиралтейств-коллегии И. К. Коробова . Под его руководством Чевакинский начал самостоятельное проектирование, помогал архитектору в перестройке здания Адмиралтейства .

С 1739 года Чевакинский стал числиться при Адмиралтейском ведомстве в чине гезеля. Таким образом он стал уже не учеником, а полноправным помощником Коробова, работавшего тогда в команде с П. М. Еропкиным и М. Г. Земцовым . По принятии в команду архитекторов он был проэкзаменован в Комиссии о Санкт-Петербургском строении, получил наивысшие оценки. Звание гезеля позволило Чевакинскому вести уже самостоятельные проекты.

В 1738 году Савва Иванович Чевакинский женился на дочери галерного дела мастера Ивана Ивановича Немцова. После смерти тестя его двор со строениями перешёл к Чевакинским.

После отъезда Коробова в Москву в 1740 году Савва Иванович встал на его должность архитектора Адмиралтейской коллегии. Спустя пять лет он получил звание архитектора и чин майора. Находясь на службе в Адмиралтействе Чевакинский разработал генеральный план застройки Кронштадта, руководил проектированием всех зданий коллегии в Петербурге и Кронштадте, обучал квалифицированных строителей. В 1744-1754 годах он вёл работы в Галерной гавани.

Получив звание архитектора, Чевакинский был назначен императрицей Елизаветой Петровной главным архитектором Царского Села. Там зодчий занимался строительством Екатерининского дворца по проекту Коробова. При этом он развивал и дополнял замыслы Коробова своими идеями. Именно по проекту Чевакинского была построена дворцовая церковь. Несколько позже к работам в Царском Селе подключился Ф. Б. Растрелли , с которым у Чевакинского сложились хорошие отношения. В 1748 году Савве Ивановичу было поручено разработать проекты каменных домов "для управителя Царского Села и для приезжающих господ и кавалеров". Эти Кавалерские дома существуют и сейчас. Позже зодчий возвёл другие служебные корпуса, дворцовые оранжереи, Нижние конюшни.

Савва Иванович Чевакинский работал и над частными заказами. В 1750-1755 годах он трудился над дворцом Шереметевых на Фонтанке (вместе с Ф. С. Аргуновым). В 1753-1755 годах строил дворец для графа Шувалова на Итальянской улице. Он же возводил дом Демидовых в Демидовом переулке (ныне переулок Гривцова).

В 1753-1762 годах Чевакинский возглавлял строительство Никольского Морского собора , ставшего самой известной работой архитектора. Колокольня Никольского собора является узнаваемым символом Петербурга. Савва Иванович стал автором и другого церковного здания - Троицкого собора в Колпино. В 1754-1758 он перестраивал здание Кунсткамеры после пожара 1747 года.

С 1755 по 1757 год Чевакинский был по совместительству архитектором Академии наук, руководил архитектурным классом. Среди его учеников были В. И. Баженов и И. Е. Старов . Класс Чевакинского стал предшественником архитектурного класса Академии художеств.

В 1760 году Савва Иванович Чевакинский приступил к проектированию кронштадтского здания Морского госпиталя. В 1765 году начал строить комплекс складов Новой Голландии . Свой творческий путь Чевакинский завершал полковником и обер-интендантом флота. Эти звания были самыми высшими для тех, кто не принимал участия в боевых действиях.

Работа над Новой Голландией стала последним крупным проектом архитектора. После вступления на престол Екатерины II планы и чертежи складского комплекса были переданы Ж. Б. Валлен-Деламоту . Архитектурный стиль барокко, в котором работал Чевакинский, постепенно уступал своё место классицизму.

Чевакинский ушёл в отставку из Адмиралтейств-коллегии в 1767 году. Он просил о "награждении его по мере означенных трудов". Однако получил вознаграждение Савва Иванович или нет - точно не известно. Вскоре Чевакинский уехал на родину в Тверскую губернию. Из-за финансовых затруднений в 1774 году он был вынужден продать часть имения.

Точная дата смерти Саввы Ивановича не известна. Предполагают что умер он в период с 1774 по 1780 годы.

Савва Иванович Чевакинский
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Основные сведения
Имя при рождении

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения
Дата смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Работы и достижения
Учёба:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Работал в городах
Архитектурный стиль
Важнейшие постройки
Градостроительные проекты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Реставрация памятников

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Нереализованные проекты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научные труды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Звания

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Са́вва Ива́нович Чева́кинский ( ; по другим данным 1713 - между и ; по другим данным после ) - русский архитектор эпохи елизаветинского барокко , который работал в Санкт-Петербурге и его окрестностях, главным образом по заказам флота (как главный архитектор Адмиралтейств-коллегии).

Биография

Родился в дворянской семье в селе Вешки Новоторжского уезда Тверской губернии .

В 1739 году начал самостоятельную творческую деятельность. В 1741-1767 годах - главный архитектор Адмиралтейств-коллегии. В 1745-1760 годах был архитектором Царского Села , руководил работами по реконструкции дворцово-паркового ансамбля. Здесь Чевакинский возвел по своим проектам два корпуса (церковный и зал), соединенными галереями с центральной частью Екатерининского дворца , несохранившийся охотничий павильон «Монбижу», дома для дворцовых служащих, участвовал в создании павильона «Эрмитаж».

В качестве главного архитектора флота им выстроены склады для хранения корабельного леса на острове Новая Голландия и подготовлен генеральный план застройки Кронштадта .

Крупнейшей постройкой Чевакинского в Петербурге является Никольский морской собор (1753-1762) с отдельно стоящей ярусной колокольней (1756-1758).

По заказам крупных вельмож Чевакинским также спроектированы два парадных дворца - особняк Шереметевых на Фонтанке (1750-1755, совместно с Ф. С. Аргуновым) и дом И. И. Шувалова на углу Малой Садовой и Итальянской (1749-1756). Выстроенный им для П. Б. Шереметева т. н. Миллионный дом на улице Миллионной не сохранился.

C 1755 по 1758 год Чевакинский был архитектором Академии наук . В эти годы у него проходили стажировку В. И. Баженов и И. Е. Старов . Тогда же им была перестроена пострадавшая от пожара башня Кунсткамеры . В 1767 г. с наступлением эпохи классицизма Чевакинский ушёл в отставку и уехал в своё имение. После этого сведения о нём практически отсутствуют.

Похоронен в 1779 году в фамильном склепе в селе Выдропужск (Спировский район Тверской области) рядом с храмом Смоленской (Выдропужской) Божией Матери, который построил сам.

Стилевые особенности

С целью скругления фасадных линий Чевакинский предпочитал оформлять выступающие углы зданий пучками из трёх колонн, из которых средняя обычно вынесена на самый угол. Этот приём предположительно был заимствован им из древнерусского зодчества . Как и другие архитекторы елизаветинской эпохи, щедро использовал для обработки фасадов скульптурный декор. Культовые постройки Чевакинского (в том числе конкурсные проекты на перестройку Исаакиевского и Петропавловского соборов) выделяются коваными балкончиками и декорированными растительным узором кронштейнами , позаимствованными из репертуара дворцовых построек того времени.

Приписываемое

Помимо построек в Петербурге и Царском Селе, Чевакинскому также приписывают некоторые стоящие ныне в руинах провинциальные храмы, например, церковь в усадьбе Трубецких Дылицы и церковь Михаила Архангела при императорском путевом дворце в селе Хотилово Бологовского района (1764-67).

Напишите отзыв о статье "Чевакинский, Савва Иванович"

Примечания

Литература

  • Петров А. Н. Савва Чевакинский. - Л.: Лениздат, 1983. - (Зодчие нашего города).
  • Петров А. Н. Савва Чевакинский // Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век. - СПб., 1997. - С. 291-322.

Отрывок, характеризующий Чевакинский, Савва Иванович

Я была одета в светло-жёлтое шёлковое платье и знала, что этот цвет мне очень идёт. Но если и был один единственный человек на свете, перед которым мне не хотелось выглядеть привлекательной, то это уж точно был Караффа. Но для переодевания не оставалось времени, и пришлось выходить именно так.
Он ждал, спокойно опершись на спинку кресла, изучая какую-то старую рукопись, коих в нашем доме находилось несметное количество. Я «надела» на себя приятную улыбку и спустилась в гостиную. Увидев меня, Караффа почему-то застыл, не произнося ни слова. Молчание затягивалось, и мне казалось, что кардинал вот-вот услышит, как по предательски громко стучит моё испуганное сердце... Но вот, наконец-то, раздался его восторженный, хриплый голос:
– Вы потрясающи, мадонна Изидора! Даже это солнечное утро проигрывает рядом с вами!
– Вот уж не думала, что кардиналам разрешается говорить дамам комплименты! – с величайшим усилием продолжая улыбаться, выдавила я.
– Кардиналы тоже люди, мадонна, и они умеют отличать прекрасное от простоты... А где же ваша чудесная дочь? Смогу ли я насладиться сегодня двойной красотой?
– Её нет в Венеции, ваше преосвященство. Она с отцом уехала во Флоренцию, навестить её больного кузена.
– Насколько я знаю, в данный момент в вашей семье нет больных. Кто же так внезапно заболел, мадонна Изидора? – в его голосе звучала неприкрытая угроза...
Караффа начал играть открыто. И мне не оставалось ничего, как только встречать опасность лицом к лицу...
– Что вы от меня хотите, Ваше преосвященство? Не проще ли было бы сказать это прямо, избавив нас обоих от этой ненужной, дешёвой игры? Мы достаточно умные люди, чтобы, даже при разности взглядов, могли уважать друг друга.
У меня от ужаса подкашивались ноги, но Караффа этого почему-то не замечал. Он впился в моё лицо пылающим взглядом, не отвечая и не замечая ничего вокруг. Я не могла понять, что происходит, и вся эта опасная комедия всё больше и больше меня пугала... Но тут произошло кое-что совершенно непредвиденное, что-то полностью выходящее за привычные рамки... Караффа подошёл ко мне очень близко, всё так же, не сводя горящих глаз, и почти не дыша, прошептал:
– Ты не можешь быть от Бога... Ты слишком красива! Ты колдунья!!! Женщина не имеет права быть столь прекрасной! Ты от Дьявола!..
И повернувшись, бросился без оглядки из дома, как будто за ним гнался сам Сатана... Я стояла в совершенном шоке, всё ещё ожидая услышать его шаги, но ничего не происходило. Понемногу приходя в себя, и наконец-то сумев расслабить своё одеревеневшее тело, я глубоко вздохнула и... потеряла сознание. Очнулась я на кровати, поимая горячим вином из рук моей милой служанки Кеи. Но тут же, вспомнив о случившемся, вскочила на ноги и начала метаться по комнате, никак не соображая, что же такое предпринять... Время шло, и надо было что-то делать, что-то придумать, чтобы как-то защитить себя и свою семью от этого двуногого чудища. Я точно знала, что теперь всякая игра была кончена, что началась война. Но наши силы, к моему великому сожалению, были очень и очень не равны... Естественно, я могла победить бы его по-своему... могла даже просто остановить его кровожадное сердце. И все эти ужасы сразу бы закончились. Но дело в том, что, даже в свои тридцать шесть лет, я всё ещё оставалась слишком чистой и доброй для убийства... Я никогда не отнимала жизнь, наоборот – очень часто возвращала её. И даже такого страшного человека, каким был Караффа, пока ещё не могла казнить...
На следующее утро раздался сильнейший стук в дверь. Моё сердце остановилось. Я знала – это была инквизиция... Они забрали меня, обвиняя в «словоблудии и чернокнижии, одурманивании честных граждан ложными предсказаниями и ереси»... Это был конец.
Комната, в которую меня поселили, была очень сырой и тёмной, но мне почему-то казалось, что долго я в ней не задержусь. В полдень пришёл Караффа...
– О, прошу прощения, мадонна Изидора, Вам предоставили чужую комнату. Это не для Вас, конечно же.
– К чему вся эта игра, монсеньор? – гордо (как мне казалось) вскинув голову, спросила я. – Я предпочитала бы просто правду, и желала бы знать, в чём по-настоящему меня обвиняют. Моя семья, как вы знаете, очень уважаема и любима в Венеции, и было бы лучше для Вас, если бы обвинения имели под собой истинную почву.
Караффа никогда не узнал, сколько сил мне стоило тогда выглядеть гордой!.. Я прекрасно понимала, что вряд ли кто-нибудь или что-нибудь может мне помочь. Но я не могла допустить, чтобы он увидел мой страх. И поэтому продолжала, пытаясь вывести его из того спокойно-ироничного со-стояния, которое видимо было его своеобразной защитой. И которого совершенно не выносила я.
– Вы соблаговолите мне сообщить, в чём моя вина, или оставите это удовольствие своим верным «вассалам»?!.
– Я не советую Вам кипятиться, мадонна Изидора, – спокойно произнёс Караффа. – Насколько мне известно, вся ваша любимая Венеция знает, что вы – Ведьма. И к тому же, самая сильная, которая когда-то жила. Да Вы ведь этого и не скрывали, не правда ли?
Вдруг я совершенно успокоилась. Да, это было правдой – я никогда не скрывала своих способностей... Я ими гордилась, как и моя мать. Так неужели же теперь, перед этим сумасшедшим фанатиком я предам свою душу и от-кажусь от того, кто я есть?!.
– Вы правы, ваше преосвященство, я Ведьма. Но я не от Дьявола, ни от Бога. Я свободна в своей душе, я – ВЕДАЮ... И Вы никогда не сможете этого у меня отнять. Вы можете только убить меня. Но даже тогда я останусь тем, кем я есть... Только, в том случае, Вы уже никогда меня не увидите...
Я вслепую нанесла слабенький удар... Не было никакой уверенности, что он сработает. Но Караффа вдруг побледнел, и я поняла, что была права. Как бы ни ненавидел женскую половину этот непредсказуемый человек, ко мне у него теплилось странное и опасное чувство, которого я пока ещё не могла точно определить. Но главное – оно было! И только это пока что являлось важным. А разобраться в нём можно было и позже, если сейчас удастся Караффу «поймать» на эту простую женскую приманку... Но я не знала тогда, насколько сильна была воля этого необычного человека... Замешательство исчезло также быстро, как и пришло. Передо мной опять стоял холодный и спокойный кардинал.