Билеты в римско-католический кафедральный собор. Католический собор на малой грузинской, мессы, концерты

Если гулять по Малой Грузинской улице, то непременно пройдешь мимо здания в неоготическом стиле.Это и есть Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - главный католический храм России.


Глядя на стреловидные шпили с серебряными крестами, стремящиеся в голубое небо, трудно представить, что так было не всегда. Но у нашего храма была очень сложная и трагическая история.
Построен он был в начале двадцатого века для российской католической общины, в которую входили преимущественно поляки. Освящен в 1911 году во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, но, в целом, служил филиалом ныне закрытой церкви св. Петра и Павла, которая уже не справлялась с таким количеством прихожан (более 30 000). Пожертвования на строительство собирались со всей страны и даже из-за границы. Храм строился с 1899 по 1911 год, но отделка велась вплоть до 1917 года.
Проект храма разработал прихожанин церкви свв. апостолов Петра и Павла, известный московский архитектор, поляк по происхождению, Томаш (Фома) Иосифович Богданович-Дворжецкий, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Здание было спроектировано в неоготическом стиле (т.е. стиле «новой готики», отличительные особенности которой: кладка из красного кирпича, высокие черные крыши, стрельчатые окна). Прообразом фасада послужил готический Собор в Вестминстре (Англия).


Это фасад в год освящения, а справа алтарь старого образца, который был утерян.
Грянула революция, а с ней и годы гонения на любую религию. Храм действовал до 1937 года, потом он был закрыт, а после в 1938 году и вовсе отобран у католиков. Но наступление на храм началось еще раньше. В 1935 году у него отторгли часть территории для строительства школы.
После закрытия началось постепенное разрушение собора. Было расхищено и уничтожено церковное имущество, включая алтарь и орган, был обезображен фасад. Храм отдали под различные организации, которые изуродовали его до неузнаваемости, разделив его перекрытиями на 4 этажа. Храм продолжали разрушать - во время войны снесли шпили, якобы чтобы убрать опасную мишень для бомбардировок, после снесли шпиль с купола и отобрали оставшуюся территорию под жилой дом.


К концу двадцатого века, в 1976 году, про храм вспомнили и решили передать главному управлению культуры для реконструкции и организации там зала органной музыки. Но не получилось из-за сопротивления разместившихся там организаций.
А в 1989 году московские католики потребовали вернуть храм Католической Церкви - законным хозяевам. Так начался медленный процесс возрождения храма.
В 1990 году была отслужена первая месса на ступеньках храма. Был учрежден приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, и началась борьба за возвращение храма верующим.


С июня 1991 года во дворе храма каждое воскресение стали служить Мессу. В июле 1991 года настоятелем храма был назначен салезианец отец Иосиф Заневский, который занимает этот пост и поныне. В этом же году началась благотворительная деятельность, катехизация по подготовке к таинствам. В 1993-1995 году в здании располагалась Высшая Духовная семинария - Мария Царица Апостолов, а так же какое-то время размещался там католический колледж св. Фомы Аквинского. Помнится, его выпускники рассказывали, как в перерыве бегали поклониться Святым Дарам в подвале, а потом вновь неслись на занятия. Сейчас оба заведения имеют свои здания. Католическая семинария переехала в Санкт-Петербург, а теперь уже университет располагается где-то на Бауманке, кажется.
В начале 1992 года мэр Москвы подписал распоряжение о передаче храма верующим. Но выселить занимающего Храм с 1956 года НИИ «Мосспецпромпроект» не удалось. Прихожане собственными силами расчистили от мусора несколько комнат в подвале и стали совершать богослужения там.


В тесноте, темноте, но выхода не было.
9 мая 1995 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился с открытым письмом к президенту России Б.Н.Ельцину по поводу ситуации вокруг Храма. В результате мэр Москвы Ю.М.Лужков подписал постановление о переводе «Мосспецпромпроекта» в новое помещение и передаче Храма верующим к концу 1995 г.
Однако не было никаких гарантий, что это решение будет выполнено. Настоятель прихода о.Иосиф Заневский призвал верующих к молитве о возврате храма и посту. По четвергам и пятницам в храме стали совершаться адорации Пресвятым Дарам и молитвенные процессии вокруг Храма – по воскресеньям. Верующим приходилось даже заниматься самозахватом помещений, что приводило к столкновениям с милицией. Наконец, 13 января 1996 года объединение «Мосспецпромпроект» выехало из здания Храма. А 2 февраля 1996 года приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии получил документы на бессрочное пользование зданием. Но это скорее было воспоминание о том соборе, который был когда-то, а не сам собор.

От него остались только полуразрушенные стены. Не подобает в таком месте совершать Евхаристию.


Началось постепенное восстановление здания, пожертвования опять собирались со всего мира как и при строительстве.


12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана, Легат Папы Иоанна Павла II, кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Храм, который с тех пор является Кафедральным Собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.


Не так давно мы отмечали одиннадцатилетие с повторного освящения собора. А в этом году будем отмечать его столетие. "И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:18.) Храм возродился как феникс из пепла. И надеюсь простоит еще много-много столетий.
Фотографии в этой части, кроме современных, естественно, не мои. В сети найдено да с приходского сайта catedra.ru взяты. Впрочем, и они по всей сети болтаются. Так что трудно сказать, что и откуда взято, но главное суть.
После восстановления храм и приход зажили полнокровной жизнью.


Собор превратился в настоящий культурный центр, где проводятся занятия по основам христианского вероучения, ведется благотворительная деятельность (работает детский приют, центр Каритас, собираются пожертвования на различные нужды), проводятся концерты духовной музыки и различные встречи.
Порой мне наш собор напоминает густонаселенный город. :)

Входишь в эти чугунные ворота, увенчанные латинским крестом и попадаешь в место прохлады, тишины и покоя.


Да, там всегда спокойно, даже не смотря на то, что по территории носится масса детей из окрестных домов, а по воскресениям это вообще многонациональный детский сад. Местные жители любят сюда приходить, потому что их точно никто не прогонит и здесь нет никакой опасности. Разве что детской площадки нет, но детское население всегда находит чем заняться.


На месте строительного вагончика возвели статую Доброго Пастыря с овцами. Можно бесконечно спорить о ее художественной ценности, но вот дети ее просто обожают.
Обычно она выглядит именно так. Дети устраивают скачки на овцах и пытаются вскарабкаться по посоху на руки к Иисусу. В этом году решили обломать их и все кругом засадили цветами и огородили, а по мне так зря. Пусть бы себе играли.
Я люблю наблюдать за детьми, за раскормленными голубями, во множестве бродящими по территории и просто любоваться башенками, уходящими ввысь.


А еще я смотрю на витражи снаружи, пытаясь угадать, где какой.

Но это не так просто. Внутри стекло выглядит совсем по-другому.
Мне все это никогда не надоедает, потому что во всякое время года и дня собор всегда разный.


В сгущающихся сумерках угадывается лишь черный контур, а в темноте включается подсветка, от чего все здание горит оранжевым, как бы светится изнутри.
Мне очень нравится и гулять по территории, которая выглядит вполне ухоженной и облагороженной. Там растут ели, которые перед Рождеством украшают, а отец настоятель завел теплицы и насадил кучу цветов.


Порой выходишь во двор, а он там расхаживает с садовым шлангом и поливает свой цветник.

В прошлом году возле церковного киоска цвели роскошные красные розы.


Грот Девы Марии Лурдской возле здания Курии нынче тоже утопает в цветах.

Да и сама администрация не отстает.

В цветах почти каждый квадратный сантиметр. :)


Что ни говори, а зимой куда скучнее.


Хотя это как посмотреть. Удивительные встречи случаются круглый год. На этой фотографии неожиданно материализовались два монаха-францисканца. Я потом их только на дисплее увидела. Нарочно не придумаешь. А так это наш церковный киоск, где неплохой выбор христианской литературы, можно приобрести свечи, иконы, распятия, нательные кресты и все что необходимо для внешнего выражения веры.


Это роза собора. Там есть латинские буквы VMIC (Virgo Maria Immaculata Concepta – Дева Мария Непорочно Зачатая). Одиннадцать ступенек символизируют 10 заповедей + заповедь послушания, необходимые для вхождения во врата небесные, которые в данном случае символизируют двери храма.


Христос вчера, сегодня и всегда... Только следование этому девизу приведет нас в Отчий дом.
Войдя в двери храма, оказываешься в притворе или в нартексе, как его еще иногда называют.
Здесь есть доски объявлений прихода, концертная программа и объявления оратория - молодежного центра. Есть и столы, куда кладут программу концертов, Живое слово (размышления над Евангельскими чтениями на неделю), различные газеты и журналы (например, Свет Евангелия или Салезианский бюллетень). Впрочем, не только это. Массу интересного можно найти, если регулярно проверять.

А еще там есть четыре двери. Правая дверь возле входа ведет к запасному выходу из храма, где на лестничной площадке располагается туалет, а еще именно там расположена лестница, ведущая на хоры. Утром в воскресенье именно оттуда спускаются наши хористы.
Левая дверь возле входа ведет в цокольный этаж, где тоже много разных полезных помещений, но о них позже. Дверь возле доски объявлений ведет в зал Марии Помощницы Христиан - один из учебных классов, где я, собственно, почти целый год и получала, так сказать, начальное теологическое образование, иными словами, проходила катехизацию перед Причастием. Сам по себе зал почти ничем не отличается от школьного класса или университетской аудитории - парты, доска, окно. Разве что тесновато там и на стене висит распятие. Куда ж без него?
Между двумя дверями располагается Распятие. По обе стороны от него ящики для пожертвований - левый предназначен на ремонт храма, а правый для нуждающихся.

В последние дни Великого Поста Распятие и вообще все кресты в храме покрывают фиолетовой тканью. Это символ того, что Бог порой закрывает от нас свое лицо, но Он все равно здесь, страдает ради нас.

С весны прошлого года там долгое время стоял флаг Польши с траурной лентой - в память о погибшей польской делегации. Приход исторически всегда объединял поляков, хотя сейчас и много русских появилось. Но священники и монахини многие из Польши, потому это их непосредственно касается.


Так выглядел притвор в день гибели самолета с польской делегацией.


И, наконец, четвертая дверь ведет в главное помещение - зал для богослужений. По обе стороны от двери - чаши с освященной водой или кропильницы.


Чтобы войти внутрь, нужно опустить руку в воду и осенить себя крестным знаменем. Католики латинского обряда и просто живущие по латинскому обряду совершают его следующим образом: пальцы складываются лодочкой (символ пяти ран Христа), потом рука на лоб, после на грудь где-то в районе солнечного сплетения, на левое плечо, на правое плечо. Завершают все по-разному. Я кладу руку на область сердца, кто-то делает жест, будто собирается сжать в руке крест на груди, кто-то просто руку опускает, как-то видела, что кто-то приближал пальцы к губам. Этот жест вроде имитирует целование перстня с крестом, если не ошибаюсь. Впрочем, складывать пальцы могут немного по-другому. Есть аж пять вариантов вроде как, но в России наиболее употребителен тот, что я описала. Кстати, не возбраняется креститься как православные. Никто не побьет, потому что во-первых, так же крестятся католики византийского обряда, а во-вторых, нет разницы как креститься - самое главное символ креста Господня. Католики армянского обряда вообще как-то подмышками крестятся, и никто на них косо не смотрит.
После того как перекрестились, можно входить.


Войдя, попадаем в центральный неф, который заканчивается алтарем, где и совершается самое главное - Евхаристия, за ним Распятие (9 метров высотой).
При входе обычно нужно совершить поклон головой Кресту, но большая часть прихожан встает на правое колено. Вообще этот жест предписано совершать, когда проходишь мимо Дарохранительницы. Раньше она находилась в алтаре, во многих старых храмах до сих пор так, но после Второго Ватиканского Собора появилась тенденция переносить ее куда-то в сторону. У нас Святые Дары хранятся в часовне Божьего Милосердия, поэтому на колено вставать при входе необязательно, но все равно большинство так делает.
Слева стоит стол привратницы, где по очереди дежурят наши бабушки. За порядком смотрят, за ящиком пожертвований наблюдают и на вопросы могут ответить. С двух сторон от входа стоят исповедальни, где во время каждой мессы есть священник. Там отпускают кающимся грехи.


Выглядят они примерно так, но на фото закрытая, которые ближе к ризнице располагаются. Их почти никогда не используют, разве что в дни больших праздников, когда очередь большая, потому мне ее устройство не шибко знакомо - я там ни разу не была. Понятно, что в центре место для священника, а по бокам для исповедующегося, но на том все. Открытая почти такая же, только там нет дверей. Священник садится в кабинку в центре, а ты должен подойти сбоку, опуститься коленями на специальную доску и, собственно, через решетку сказать все, что надо, и выслушать наставления. Для особо нервных или несведущих специально на уровне глаз приклеена бумажка с обрядом исповеди, который все же имеет определенную литургическую форму. Хотя его рекомендуется знать наизусть, так как не везде приклеено.


Пока гуляешь по храму, можно полюбоваться цветными витражами. Они у нас очень красивые.


Везде превалирует фиолетовый, потому что фотография во время Поста сделана, а фиолетовый - цвет покаяния.
Обычно я сворачиваю в левый проход, так как привыкла сидеть именно по левую сторону да и любимое место для молитвы именно там.


По стенам собора развешаны барельефы, изображающие сцены Страстей Христа. Во время Великого Поста по пятницам проводится особое богослужение Крестного Пути, во время которого верующие ходят процессией с крестом и свечами, останавливаются возле каждого из четырнадцати изображений (или стояний) и размышляют над этими эпизодами с молитвой. Это двенадцатое - Распятие.


А это самое святое место храма - Дарохранительница. Слева придел девы Марии Фатимской, а впереди как раз часовня Божьего Милосердия. Желтый круг и есть дверь, за которой Святые Дары. Возле них всегда горит лампада - единственный огонек, который не гасят на ночь. Когда пересекаешь этот проход или хочешь войти или выйти из часовни, то нужно преклонить правое колено и можно перекреститься, сказав про себя или вслух 3 раза: "Да пребудут в прославлении Пресвятые Дары - истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа". Но обязательный для католика минимум - коленопреклонение и полное, а не книксен какой, как некоторые делают. Уж лучше тогда совсем ничего не делать, чем для галочки имитировать.

В левом приделе стоит статуя Девы Марии Фатимской, в честь которой он и назван. Тут стоят скамейки с генофлекториями - можно сесть, можно преклонить колени. Возле самой статуи тоже есть генофлектория. Обычно там возносят самые личные интенции, по крайней мере мне видится так. Возле статуи свечники, где можно оставить горящую свечу. Вообще в латинском обряде нет такой масштабной традиции везде ставить свечи, но, в принципе, можно оставить как знак молитвы или как жертву храму. Можно это сделать именно здесь. Свечи покупают в лавке, но можно и принести с собой.

Рядом стоит ящик для записок с просьбами к Деве Марии, которые зачитываются каждую среду во время Новенны к Матери Божьей Помощнице Христиан.
Здесь же раньше стоял бюст блаженного Папы Иоанна Павла Второго и статуя Иуды Фаддея - одного из апостолов. Сбоку от бюста Папы объявление об интенциях Бенедикта XVI на текущий месяц. На июль они звучат следующим образом:
· чтобы в каждой стране мира выборы в органы государственной власти осуществлялись справедливо, открыто и честно, с уважением к свободному решению каждого гражданина;
· чтобы везде, особенно в крупных городах, христиане стремились к плодотворному содействию делам образования, справедливости, солидарности и мира.
Есть благочестивая обязанность всякого католика молиться как можно чаще в интенциях Папы Римского. Чтобы было проще, их оглашают.
А сейчас бюст переставили на небольшую полочку возле алтаря.
В этом же приделе находится еще одна исповедальня и еще один запасной выход, который используют в дни когда вечерней мессе дышит в затылок музыкальный концерт. Тогда прихожан выпускают через эту дверь, чтобы толкучки не было.
Так же совсем рядом стоит электроорган, который используют в будние дни.


А большой орган, подаренный лютеранским собором в Германии, стоит на хорах. На нем играют только утром в воскресение, по праздникам и во время концертов.
Если собираешься в правый придел святого Иосифа, то, проходя мимо алтаря, нужно поклониться Кресту.

Здесь располагается статуя св. Иосифа с Младенцем Иисусом. Раньше эти приделы предназначались для раздельной молитвы мужчин и женщин. Справа были мужчины, а слева женщины, но сейчас эта традиция давно уж отмерла.


Еще здесь располагается частица мощей св. Терезы из Лизье, юной монахини-кармелитки, которая считается покровительницей миссионеров. Здесь тоже есть генофлектория, так что можно помолиться у мощей.

Тут же стоит еще один ящик для пожертвований, а так же статуя салезианских святых - св. Иоанна Боско и св. Доминика Савио, его ученика.


Чуть дальше слева дверь в ризницу, где сидит дежурная сестра-монахиня, которая записывает сведения в приходскую книгу, принимает пожертвования на мессы в личных интенциях, а так же здесь помещение для священников и министрантов, которые надевают здесь литургическое облачение. Здесь так же можно поговорить со священником, попросить об исповеди в неурочное время или же освятить какие-то предметы.
Рядом своего рода склад церковной утвари - купель, которую выносят к алтарю только во время крещений, крест, который носят во время торжественных процессий, ковровая дорожка, которую используют лишь в особых случаях (например, во время венчаний), переносные генофлектории для брачующихся и еще особо почитаемая российскими католиками икона Девы Марии Фатимской, которую носят в торжественной процессии по храму каждое 13 число месяца в воспоминание об явлениях Богородицы в португальском местечке Фатима, которые непосредственно касались России.
Еще тут стоит бак с освященной водой, которую можно пить или унести домой.

Правый придел порой используют для реконструкции Евангельских событий. На пасху тут Гроб Господень, а в Рождественское время - вертеп.
На Рождество, по-моему, храм выглядит красивее всего.

Всюду елки и гирлянды.


И алтарь, и амвон выглядят празднично.


После утренней мессы в первый день Нового года тихо и спокойно.

И солнце, бьющее сквозь стекла витражей.

Чтобы выйти из зала, нужно совершить те же действия, что и при входе, но в обратном порядке.
Теперь можно прогуляться в цокольный этаж или в крипту. Для этого нужно нырнуть в дверь слева от главного входа в храм. Там будет лестница в подвал.


На первой лестничной площадке будет вот такая стена памяти, где перечислены имена католиков, пострадавших за свои религиозные убеждения в годы гонений.


История Католической Церкви в России была непростой, порой там были весьма трагические страницы, но это тема отдельного поста. От старушек наслушалась ледянящих душу историй.


Лестница заканчивается прихожей со стойкой, где продают билеты на концерт. Некоторые не обращают внимания, что там и дальше что-то есть.


Если пройти вглубь, то попадаешь в зал, где стоит диван, а еще есть стенгазеты об истории салезианского ордена и его деятельности в России. И еще тут есть настольный футбол, в который очень часто играют дети или молодежь.
Если подняться по ступенькам, то попадаешь в довольно длинный коридор с множеством дверей. Первая дверь налево - это библиотека, где можно взять почитать книгу или покопаться в подшивке старых газет.


Первая дверь направо - это ораторий, молодежный центр, где проводят много времени некоторые ребята из прихода. Там можно пообщаться, совместно помолиться, выпить чаю и посмотреть душеполезный фильм, например.

Рядом большая статуя Девы Марии почти в человеческий рост. Она мне очень нравится.


После оратория располагается зал. блаженной Лауры Викуньи. Точное его предназначение мне неизвестно, но там внутри есть что-то типа алтаря и там иногда проводятся какие-то встречи. Например, розыгрыш призов Миссионерской лотереи.


Вторая дверь слева - зал св. Марии Доминики Мадзарелло. Это учебный класс. Там проводится катехизация, встречи, кружки, собрание молитвенных групп.
Дальше зал Святых Ангелов, тоже учебный и для разных встреч, а справа зал св. Иосифа для масштабных встреч - например, для Живого Розария раз в месяц или для записи на катехизацию, куда традиционно притаскивается масса народа. Этот зал самый большой, поэтому как нельзя лучше годится для таких мероприятий.


На стене есть распятие и есть изображения Тайн Розария, одной из самых популярных католических молитв, - все четыре части, всего 20 тайн.

Без доски объявлений тоже не обойтись.
Дальше идет дверь, за которой коридор продолжается. Справа будет хоровой класс, где хористы проводят репетиции, а слева Каритас - благотворительное учреждение. После коридор расширяется и можно увидеть несколько дверей. Если пойти направо, то попадешь в предбанник, где дверь в помещение Школы Катехизаторов и Школы Изучения Библии, а дальняя дверь ведет в часовню, которую традиционно оккупирует корейская община.


Во время прошлогоднего ремонта там проводились мессы по будням. В часовне два алтаря.


В этом располагается Дарохранительница и на нем же служат Тридентскую мессу два раза в месяц.

Я в этом старом чине совсем не разбираюсь. Знаю только, что он намного длинее нового, все на латыни и священник спиной к народу служит.
Сама часовня мне не очень нравится. Уж больно ярко выражен азиатский колорит - даже образы с азиатским типом лица, это очень отвлекает.
У часовни есть еще один алтарь, на котором служат мессу по обычному чину. Есть и еще одна дверь, в которую священники входят и выходят. Она полностью прозрачная, поэтому видно все, что творится в коридоре, а это не шибко уютно, потому что там располагается походная исповедальня. Там перекрытий нет, поэтому все прекрасно видно. Тут же есть мини-ризница и еще один выход из храма. Такая вот небольшая прогулка по собору, приоткрывающая завесу таинственности. :)

Мысль композитора Альфреда Шнитке о том, что любой из готических соборов является определенной моделью мира, касается как католического, так и протестантского течения. Любой из них необходимо осознавать как большой город. Ведь само строительство храмов предусматривало вмещение всего населения города. Иначе говоря, каждый храм должен быть огромным. Такую задачу помогло решить гениальное решение касаемо строительства сводов.

Искусство католического собора

Каждый католический собор своим внутренним объемом казался гораздо больше, чем снаружи. Еще одно достижение в строительстве готических соборов - единство в архитектуре, в интерьере, в декоре. Но с другой стороны, готический собор всегда совмещает искусство разного вида и времени.

В самом готическом стиле необыкновенно развились такие виды искусств, как скульптура, цветные витражи, декоративное оформление в виде резьбы по дереву, камню, кости, и все это в музыкальном сопровождении. Католический украшается скульптурными произведениями и композициями из них, разнообразного вида орнаментами, фигурами реальных и фантастических зверей. Специальная иконография христианских святых всегда украшает западные порталы собора. А главный вход украшен скульптурами святых. Их бывает до восьми десятков. Оформление внутреннего пространства католического собора- витражи. Льющийся из них свет с переливающимися оттенками и разнообразием цветовой гаммы создает ощущение бесконечной реальности неба. Иногда общая площадь витражей храма достигала двух с половиной тысяч квадратных метров. Отдельно следует обратить внимание на музыку в соборе. Изначально в соборах образовывались школы музыки. И эти школы вырастили многих знаменитых органистов. Их звучащие произведения в сочетании со светом, проходящим через витражи, создают ощущение неземной реальности, подтверждая, что собор действительно есть прообраз целого мира.

Первый из трех храмов

Католические храмы в Москве мирно сосуществуют с православными церквями и храмами других верований. Первым из существовавших трех костелов стал костел Петра и Павла.

Он был основан в Немецкой слободе по решению царя Петра I в начале восемнадцатого века. Но судьба его не была долговременной. Построенный на деньги польской общины в Милютинском переулке, он просуществовал до Октябрьской революции. Потом костел закрыли и перестроили. Снятие купола, постановка межэтажных перекрытий превратила храмовое здание в обычный трехэтажный дом. Впоследствии там стали размещать разные государственные учреждения. В современности там находится научно-исследовательский институт. Трудно узнать в этом простом здании величественный когда-то костел. Лишь табличка на стене напоминает, что здесь был римско-католический собор.

Второй собор города

Вторым католическим Московским собором стал костел поселенцев Москвы - французов. Святого Людовика. Построен на Малой Лубянке в конце восемнадцатого века.

Он многократно перестраивался, но действует и сегодня. Современное здание строилось в середине девятнадцатого века. А в начале двадцатого века при нем открыли французский лицей. Следует отметить тот факт, что этот католический собор не закрыли в семнадцатом году, как большинство храмов, и в нем с небольшими перерывами всегда шла церковная служба. Уже в девяностых годах прошлого столетия костелу передали все принадлежавшие ему до революции здания.

Коротко о самом известном соборе

Нет сомнения, что самым главным среди московских соборов является католический Непорочного зачатия Девы Марии. Его строительство шло с конца девятнадцатого до начала двадцатого века по Малой Грузинской улице города Москвы. Красота и монументальность строения поражают.

Тридцатые годы двадцатого столетия костел закрыли. Отечественную войну помещение костела пережило без особых разрушений. Поэтому впоследствии помещение использовали под склады. А в 1990 году костел передали католикам.

Необходимость открытия

В середине девятнадцатого века в канцелярию московской губернии пришло прошение о еще одного храма для католиков. В прошении описывалось значительное увеличение поселенцев польской национальности в городе. Вскоре община получила разрешение, но при соблюдении некоторых условий. Предписывалось строить храм далеко от центральных построек города, а также больших православных святынь. Над храмом не должно быть башенных построек и разных скульптур. Скульптор Богданович разработал и утвердил проект. Католический собор вмещал пять тысяч верующих и имел наружные скульптурные украшения.

История строения

Основные строения возведены в начале двадцатого столетия за счет обитателей польской национальности города и всей России. Следует сказать, что в Москве на то время уже было около тридцати тысяч католиков. Само строение стоило полякам до двухсот семидесяти тысяч, а на ограду и оформление собирались дополнительные деньги. Отделка длилась еще долго.

При первых же гонениях на церковь, еще до войны, его закрыли и преобразовали в общежитие. Война уничтожила несколько храмовых башен. В шестидесятых годах двадцатого столетия в помещении храма разместился научно-исследовательский институт. Для этого кардинально изменили внутренний объем помещения. Образовано четыре этажа. Девяностый год двадцатого столетия вернул католический собор в Москве церкви. После шести десятков лет перерыва была отслужена первая служба. Сотни верующих слушали службу стоя на ступеньках. Лишь к 1996 г., пройдя долгие переговоры и выселение научно-исследовательского института, католический собор был передан по назначению и освящен. Прославилась Малая Грузинская, католический собор после мировой молитвенной католической службы через телемост и торжеств по поводу столетия храма в 2011 г.

Описание храма

Легенда гласит, что прообразом данного собора стал Вестминстерский. Шпиль центральной башни ославляет крест, а шпили боковых башен - гербы основателей. При входе в собор стоит скульптура с изображением В центральном зале размещены в двух секторах скамейки с проходом между ними. Сбоку расположены помещения для исповедания. В зале органично расположены массивные колонны. Потолки сделаны в виде арок с диагональной симметрией, образующих своды в виде креста. Окна с острыми верхними углами и витражами. Под окнами - настенные барельефы. На определенной высоте находятся хоры, рассчитанные на пятьдесят певчих. Там же стоит и орган. Все здание собора издали напоминает форму креста. Очевидна идея архитектора отобразить церковь как тело Христово. Похожая планировка есть и в других церквях, и ее называют крестообразием. Алтарь из темно-зеленого мрамора.

Слева в храме закреплены массивные колокола. Их всего пять, от самого большого до маленького. Масса колоколов начинается от девятисот килограмм с тенденцией постепенного уменьшения веса последующего колокола. Колокола приводит в движение электроника.

Соборная органная музыка

Третий католический собор в Москве обладает органным инструментом, который стал наибольшим в стране. На нем без проблем исполняются произведения разных исторических эпох. Сложен из семидесяти трех регистров, четырех мануалов и пяти тысяч пятисот шестидесяти трех труб.Орган является подарком из Швейцарии. Создан мастерами в 1955 г. Перевозился в Москву частями и устанавливался мастерами германской фирмы "Кауфбойрен" бесплатно. В 2005 году орган был освящен.

Фестивали и концерты

На улице Малая Грузинская католический собор, как уникальный памятник архитектуры, является одновременно концертным залом Москвы. Его стены наполнены музыкой фестивалей и концертов. Акустика здания создает особое звучание духовной органной музыки. Здесь становится мягче сердце даже самого черствого человека.

Соблюдая старинные европейские культурные традиции, католический собор концертыдает регулярно и принимает каждого желающего получить наслаждение от возвышенной музыки. Здесь все своды собора наполняются звучанием композиций различных музыкальных гениев со всех точек планеты. Посещение храма дает возможность услышать одновременно со средневековым современную джазовую музыку в органном исполнении. Посетителям всегда предлагается большой выбор выступлений и концертных программ. Всей семьей можно пойти на концерт днем, насладиться праздничными фестивалями, вечерами духовной музыки и средневековых мистерий. Важно и то, что все деньги за приобретенные билеты используются на ремонтные и реставрационные работы в костеле.

Его настоящее название "Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии". Но именно по заглавию статьи, этот собор чаще все ищут в поисковых сервисах.
Данная церковь является самым большим католическим собором в России и одним из двух действующих католических соборов в Москве. Своим видом он очень сильно впечатляет, но большинство жителей города, даже и не знают, что в Москве есть нечто подобное. Лично я узнал о нём несколько лет назад, а впервые увидел буквально на днях и это за 30 лет, прожитых в своём родном городе.


Начало строительства собора датировано 1901 годом, и заканчивается в 1911. Освятили его 21 декабря 1911 года. Строительство собора было обусловлено большим количеством католиков в Москве в начале 20 века, на тот момент их община составляла около 35 тысячи человек, а два других действующих собора в то время, уже не могли обслуживать столько прихожан.
После того, как прихожанами были собраны необходимые деньги, был согласован проект строительства с московскими властями и началось строительство самого крупного филиала католической церкви в России. Но уже в 1919 году филиал стал полноценным приходом.


Недолго собор прослужил прихожанам, уже в 1938 году он был закрыт и разграблен. А позже, советские власти организовали в нём общежитие. Но это было ещё не самое ужасное. Во время великой отечественной войны, собор был частично разрушен от бомбёжек. Было потеряно несколько башен, а так же обрушены крыши. Но даже не это самое плачевное, что могло с ним произойти. Позднее, в 1956 году в собор приехала организация НИИ «Мосспецпромпроект». Видимо в этом спецпроекте, работали такие талантливые проектировщики, что они напрочь изменили весь внутренний вид собора. Вместо одного огромного зала, было построено 4 этажа с лестничными пролётами, что окончательно уничтожило первозданные интерьеры церкви. Удивительно, но эта захватническая организация просидела там до 1996 года, и мало того, что за зданием никто не следил, так выдворить организацию НИИ «Мосспецпромпроект», удалось только через скандальные судебные процессы, и если бы не вмешательство президента РФ Бориса Ельцина, то не известно, на сколько ещё затянулись бы судебные разбирательства, а длились они с 1992 года.
Вот как выглядел Собор в 1980 году, как видно, над входом нет ни одного шпиля:

с 1996 до 1999 года, в соборе велись глобальные реставрационные работы и уже 12 декабря того же года собор был повторно освящён Государственным секретарём Ватикана, кардиналом Анджело Содано.
Собор во время реставрации:


В 2011 году отмечалось столетие собора.
На данный момент в соборе проводятся мессы на многих языках, чаще всего на русском польском и английском. А так же выступления и концерты деятелей культуры. Расписание концертов можно найти на официальном сайте собора http://www.catedra.ru

Архитектура собора представляет из себя неоготический стиль со множеством элементов декора. Предлагаю посмотреть на собор с различных ракурсов в дневное и ночное время:
3) Вид на собор с северной стороны днём:


4)


5)


6)


7) Вид на шпили главного входа, с обратной стороны:


8)


9)


10) Северная сторона ночью:


11) Главный вход в Собор:


12) Вход настолько красив, что я сделал несколько различных фотографий:


13)


14)


15) Купол, со световым барабаном, величественно возвышается над всем зданием:


16) С задней стороны, собор имеет меньше окон и тем самым напоминает древний рыцарский замок:


17) Ночью, задняя часть совсем не освещается:


18) Но при большой выдержке можно накопить достаточно света для того, чтобы увидеть огромные стены и выложенный из кирпича крест.


19) Не менее огромные у собора окна, а точнее витражи. Полностью выполненные из мозаичного стекла:

20) Витраж ночью:


21) и изнутри:

Внутри церкви мне понравилось не меньше, чем снаружи. Здесь уже чувствуется другой стиль, с массивными колоннами и очень высокими потолками. Кстати, единственная церковь, в которой мне без проблем разрешили фотографировать внутри.
22) Вид сразу после входа:


Центральная часть собора зрительно поделена на три зоны, так называемые нефы, разделённые колоннами. В центральной части находятся скамейки, а по сторонам проходы, ведущие к молитвенным зонам и алтарю
23)


24)


25) Как я говорил выше, все окна выполнены из мозаичного стекла:


26)


27) На этом фото, запечатлёны краски ночного света, проходящего через световой барабан купола.


28) Главный крест со скульптурой распятого Иисуса Христа:


Территория главного католического собора не большая, но очень ухоженная. Днём здесь играют дети, причём зачастую оставляют игрушки и мячи прям там. А на следующий день приходят и опять играют с ними и никто не трогает эти вещи. Вечером сюда приходят молодые люди и девушки из католических общин и репетируют различные спектакли и постановки. Вся территория выложена брусчаткой и имеет несколько памятников:
29) памятник "Добрый Пастырь":


30) Памятник Деве Марии:


31) И конечно, весь комплекс храма взят под охрану государством. Крайне редкое явление, когда памятник архитектуры действительно охраняется государством и находится в отличном состоянии, правда я не уверен, что в этом есть заслуга государства...


32) Завершающая, сумеречная фотография южной стороны собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии:

В конце хочется сказать, что я всем рекомендую побывать в этом месте. Прекрасное, гостеприимное место в центре Москвы для всех горожан и религий.
Собор так же будет интересен всем фотографам-архитекторам. В фотографическом плане очень трудное здание из-за его геометрии, где законы перспективы играют отнюдь не на руку фотографу, ломая и искажая истинную геометрию здания. Фотографии получаются либо бочками в случае панорам или рыбьего глаза, либо ракетами, суживающимися к верху:) Приходится тратить много времени на выравнивание геометрии в редакторах, но от всех искажений всё равно не уйти. Можно конечно отойти подальше, чтобы немного уменьшить эффект ракеты, но сильно далеко не отойдёшь, город всё-таки. Объектив Tilt-Shift очень помог бы, наверное это будет моим следующим объективом)

Кафедральный собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии — третий католический храм, действующий в Москве до революции 1917 года. Два остальных: на Малой Лубянке — костел Святого Людовика Французского, и в Милютинском переулке — Святых Апостолов Петра и Павла. К концу XIX века численность католиков в Москве достигла 30000 человек и принадлежавшая им небольшая церковь Святых Апостолов Петра и Павла уже не вмещала всех прихожан.
В 1894 году было принято решение построить для московских католиков еще один храм. После получения разрешения властей на строительство «филиального» храма, приходской комитет в Милютинском переулке начал сбор средств. Деньги собрали поляки, проживавшие по всей Российской Империи и за рубежом, в том числе — рабочие ткацких фабрик, железнодорожники, строители Транссибирской магистрали, сосланные в Сибирь, на Дальний Восток и Азию, а также многие католики иных национальностей, включая русских.

В архивах Москвы (ЦГИА г. Москвы) и Петербурга (ЦГИА СССР) сохранились документы, рассказывающих о деятельности строительного комитета, в том числе Акт покупки за 10000 рублей золотом десяти гектаров земли для нового храма в районе Малой Грузинской улицы и ведомости сбора пожертвований, где записаны все дарители, независимо от величины взноса. ...неоготический собор в Москве, самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского (кроме двух храмов в Москве существует также католическая часовня святой Ольги).

Проект храма разработал прихожанин церкви Святых Апостолов Петра и Павла, известный московский архитектор Фома Иосифович Богданович-Дворжецкий, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, и архитектор Л. Ф. Даукша. Здание было спроектировано в готическом стиле. Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстере (Англия). Костел непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии строили в 1901—1911 гг. В декабре 1911 года состоялось торжественное открытие новой церкви. Строительство обошлось в 300000 рублей золотом. Дополнительные суммы были собраны в 1911—1917 годах на отделку и приобретение церковного инвентаря. В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей. В 1956 году в храме расположился НИИ «Мосспецпромпроект». Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа.

В 1976 году московские власти планировали передачу здания Храма Главному управлению культуры. Разработали проект его реконструкции под зал органной музыки. Но идея не была реализована из-за сопротивления расположившихся в Церкви организаций. В 1989 году московские католики и культурная ассоциация «Дом Польский», объединяющая московских поляков, заявили о необходимости возвращения Храма его естественному и законному владельцу — католикам и их Римско-католической Церкви. В январе 1990 года группой московских католиков был учрежден приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, но еще 8 декабря священник Тадеуш Пикус отслужил первую разрешенную властями Святую мессу на ступенях Церкви. На мессе присутствовало несколько сот человек.

21 апреля 1991 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич, Апостольский Администратор для католиков латинского обряда Европейской части, издал декрет о восстановлении католического прихода Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии при одноименной Церкви на Малой Грузинской улице в Москве. 31 мая 1991 года устав Прихода был официально зарегистрирован Управлением юстиции Моссовета. С 7 июня 1991 г. каждое воскресенье во дворе Храма стали проходить Святые мессы.





С 29 ноября 1991 года в Храме служат сестры-салезианки, которые проводят катехизацию, преподают основы Христианства. Одновременно началась благотворительная деятельность, в частности помощь больным и нуждающимся. В 1993—1995 гг. в помещениях Церкви располагалась католическая Высшая Духовная Семинария — Мария Царица Апостолов. 1 февраля 1992 года было подписано решение мэром Москвы Ю. М. Лужковым о постепенном, в течение двух лет, освобождении Храма под церковные требы. Однако передача Приходу хотя бы нескольких помещений так и не состоялась. 2 июля прихожане вошли в Храм и самостоятельно освободили малую часть помещений. После переговоров с представителями Мэрии отвоеванная часть храма осталась за приходом.

7 и 8 марта 1995 года верующие вторично поднялись на борьбу за возвращение всех остальных помещений Храма. Прихожане поняли, что без решительных действий с их стороны ситуация вряд ли изменится. 7 марта, после общей молитвы о возвращении Храма, они поднялись на четвертый этаж и стали выносить хранившуюся там рухлядь. В это время другие прихожане разобрали стену на первом этаже, отделявшую Приход от «Мосспецпромпроекта». 8 марта, прихожане продолжили освобождение помещений Храма. Однако вмешалась милиция и ОМОН: люди были изгнаны из Храма, при этом многие получили телесные повреждения, была сильно избита монахиня, арестованы священник и семинарист. 9 марта архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился с открытым письмом к президенту России Б. Н. Ельцину по поводу ситуации вокруг Храма. В результате мэр Москвы Ю. М. Лужков подписал 7 марта 1995 года давно подготовленное постановление о переводе «Мосспецпромпроекта» в новое помещение и передаче Храма верующим к концу года.

Однако не было никаких гарантий, что это решение будет выполнено. Настоятель прихода о. Иосиф Заневский призвал верующих к молитве о возврате Храма и посту. По четвергам и пятницам в Храме стали совершаться поклонения Святым Дарам и молитвенная процессия вокруг Храма по воскресеньям. Наконец, 13 января 1996 года объединение «Мосспецпромпроект» выехало из храма. А 2 февраля приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии получил документы на вечное пользование Храмом. Основную тяжесть возврата и восстановления Храма с Архиепископом и Настоятелем несли также о. Казимир Шиделко, директор Детского приюта им. Иоанна Боско, и многие прихожане. Окончанием реставрации с августа 1998 года руководил о. Анджей Стецкевич.

Генеральный проект восстановления Храма и авторское сопровождение реставрационных работ принадлежат фирме «PKZ». Проект алтарей, часовни и интерьера в целом разработал профессор Ян Таихман (г. Торунь). Постоянную материальную помощь оказывала фирма «EnergoPol», директор Казимир Вершилло. Все три дарителя из Республики Польша. Орган «Rodgers» подарен католической организацией «Помощь Церкви в России», США. Благодаря пожертвованиям благотворительных организаций и католиков многих стран мира, а также молитвам и бескорыстной помощи прихожан, Храм вновь приобрел всю свою первозданную красоту. 12 декабря 1999 года Храм был освящен Легатом Папы Иоанна Павла II, Государственным секретарем Ватикана, кардиналом Анджело Содано и стал Кафедральным собором Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

13 апреля 2001 года в Соборе торжественно отметили десятилетие восстановления структур Римско-католической Церкви в России.

Первые лютеране появились в Москве в XVI веке. Это были приглашенные из Европы ремесленники, врачи и купцы. А уже в 1694 году Пётр I заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – которая и была освящена год спустя, при его личном присутствии. Во время Большого Московского пожара 1812 года, храм сгорел. И приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест. 18 августа 1819 года храм освятили. В феврале же 1837 года в нём впервые зазвучал орган. В 1862 году была произведена реконструкция в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта. А в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и иностранные исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.

Однако в послереволюционные годы в СССР начались гонения на религию. Здание у общины забрали. В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка, к сожалению, полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора.

В июле 1992 года, постановлением Правительства Москвы здание было возвращено общине. И в 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. Наконец, 30 ноября 2008 года, во время торжественного богослужения, состоялось освящение возрождённого собора.

В настоящее время в соборе, помимо богослужений, проходят многочисленные концерты – звучат музыкальные инструменты, поют восхитительные голоса, оживает волшебная музыка. Установленный напротив алтарной части орган «SAUER» (построен в 1898 году предприятием Вильгельма Зауэра, одной из крупнейших органостроительных фирм Германии) – один из немногих сохранившихся в России романтических органов девятнадцатого столетия. Уникальная акустика Евангелическо-Лютеранского Кафедрального собора святых Петра и Павла даёт возможность в полной мере насладиться его звучанием.

Правила поведения в Соборе

Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор святых Петра и Павла в Старосадском переулке - это действующий собор. Концерты проходят здесь в свободное от богослужений время, тем самым открывая всем желающим (вне зависимости от убеждений и взглядов) возможность приобщиться к тысячелетнему культурному наследию России и Европы. Здесь, как и в любом общественном месте, существуют определённые правила:

Входные билеты

Вход на большинство концертов осуществляется по билетам. Предварительно билеты продаются в театрально-концертных кассах и на сайте .

На нашем сайте действуют скидки в размере 50% от полной стоимости в любом секторе, кроме VIP, для льготных категорий и для владельцев наших дисконтных карт, получающих информационную рассылку. Эти льготы являются акцией только для предварительной продажи. Перед началом концерта установлена единая льготная цена для всех секторов в размере 50% от цены в центральном секторе.

Возврат билетов возможен только на условиях продающей организации, если это предусмотрено их правилами. При покупке на сайтах организаторов возврат билетов возможен не позднее, чем за 3 дня до даты концерта с удержанием % за банковское обслуживание. Неиспользованные билеты действительны на другие концерты, их нужно перебронировать через контактную почту на сайте организаторов. Организаторы вправе заменить объявленный концерт другим, в таком случае билеты могут быть возвращены по месту их приобретения, или перебронированы на другой концерт.

В день проведения мероприятия оплата за посещение концертов принимается сотрудниками Собора за час до начала в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок.

Помните, что для посещения Собора в другое (не концертное) время - приглашения не требуются. Собор открыт со вторника по воскресенье с 10:00 до 19:00. Билеты также не нужны в тех случаях, когда в афише или программе мероприятия указано, что вход свободный.

Внешний вид (дресс-код)

Не обязательно подбирать вечерние туалеты: концерты проходят в стенах действующего Кафедрального Собора святых апостолов Петра и Павла - достаточно лишь помнить об этом. Из строгих предписаний: одежда не должна открывать область декольте, спину или плечи; на ней не должно быть вызывающих надписей или изображений. В остальном - можно обойтись вполне демократичной формой одежды (исключая шорты и мини-юбки)

Наши милые слушательницы свободны выбирать по своему вкусу, в чём прийти: будь то платье или брюки; покрывать голову - не обязательно. Мужчинам полагается находиться в Соборе без головного убора.

Обращаем Ваше внимание на то, что в Соборе нет гардероба. Посетители проходят в храм в верхней одежде, которую можно, по желанию, снять, оставив при себе. В холодное время года помещение Собора отапливается.

Возраст

Концерты в Соборе открыты для всех желающих, в том числе для детей. Возрастные ограничения на дневные концерты для всей семьи и детские мероприятия в 15 часов в партер от 6 лет, на балкон от 12 лет. На вечерние концерты в 18 часов в партер от 9 лет, на балкон от 12 лет, на вечерние концерты в 20 и 21 час в партер и на балкон от 12 лет.

В случае, если ребёнок начнёт плакать или капризничать, - вам придётся выйти с ним в притвор или даже уйти с концерта раньше.

Безопасность

Пожалуйста, мы настоятельно просим Вас воздержаться от прихода в Собор на концерт вместе с животными, а также с едой, напитками, чемоданами и другими габаритными, взрывоопасными и режущими предметами. Вас не впустят вместе с ними в зал. Не разрешается въезжать в помещение Собора на роликах, скейтбордах и самокатах, вносить и оставлять на хранение самокаты, ролики, скейтборды, велосипеды и коляски и заезжать на территорию Собора на автомобилях. На территории Собора нет парковочных мест. Платные парковки имеются во всех переулках вокруг Собора.

ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ

К какому времени лучше всего приходить?
Зал открывается за 30 минут. Для прохода в зал Вам нужно пройти контроль купленных электронных билетов у стола регистрации и получить программу концерта. Это занимает несколько минут, но перед началом возникает очередь. Поэтому рекомендуем приходить минут за 40-45. После начала концерта вход в зал не разрешается, чтобы не мешать другим слушателям.

Опоздавшие проходят на балкон независимо от категории билетов. Если балкон по техническим причинам закрыт, вход опоздавших слушателей в зал осуществляется только во время перерывов между номерами концертной программы, при этом посетители обязаны занимать ближайшие ко входу свободные места (места, указанные в билете опоздавшего, теряют свою актуальность)

Просим Вас отнестись с пониманием и не опаздывать.

Я думаю приобрести билет непосредственно перед концертом…
Да, это возможно. Продажа начинается за час перед концертом. В течение часа до начала концерта вы можете оплатить посещение концерта в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок. Очень рекомендуем в таких случаях приходить несколько раньше, чтобы иметь возможность выбрать места по Вашему предпочтению из имеющихся в наличии, т.к. перед началом их может не остаться и просто прогуляться по прекрасной территории Кафедрального Собора.

Трезвость ума и спокойствие духа
Пожалуйста, будьте спокойны и не торопитесь, как только смотрители начнут пропускать слушателей в зал. Такое поведение не только неуместно в церкви, но и опасно для здоровья. Мы рассчитываем на Ваше понимание!

Контроль билетов
Пожалуйста, будьте готовы показать свои входные билеты смотрителям. В случае, если у Вас специальный билет, купленный по социальным скидкам - будьте готовы также продемонстрировать документ, подтверждающий факт социальной скидки.

Места в центральном и боковых нефах, центральном и боковом балконе
Пожалуйста, занимайте места в указанном секторе согласно вашим билетам.
Если вы выбрали места в боковых нефах и на боковом балконе, вы можете занять ряд и место исключительно в указанных секторах, а не в центральных. Просим не пересаживаться во время концерта в центральные сектора на чужие места.
В случае, если у Вас возникли затруднения - пожалуйста, обращайтесь за помощью к смотрителям.

История Собора

Подробно узнать о том, как устроен наш Собор - вы можете на экскурсии. Очень просим не производить её в частном порядке, и не ходить по Собору с подобной целью («посмотреть») перед концертом. Тем более просим не заходить в алтарную часть и за ограждения. После концерта Вы, при желании, можете задать интересующие Вас вопросы об устройстве Собора нашим сотрудникам (они носят бейджи с именами).

ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТА

Фото и видео
Снимать в Соборе во время концерта - можно, но только без вспышки и не перед лицом исполнителей, чтобы не мешать проведению концерта. Съемка исполнителей производится только по их просьбе и с согласия организаторов концерта. Если Вы собираетесь выложить фотографии или видео в социальной сети - просим, по возможности, проставлять геометку (Кафедральный Собор Святых Петра и Павла) и хэштеги #фондбельканто и #лютеранскийсобор

О том, что недопустимо
Ещё раз убедительно просим Вас помнить о том, что Собор - действующая церковь. Пожалуйста, соблюдайте общепринятые правила поведения. За их несоблюдение Вас могут попросить покинуть зал. В храме, как и в других общественных местах, нельзя целоваться, вести себя вызывающе, грубить и мешать другим людям. Если смотритель просит Вас покинуть зал - вы должны сделать это незамедлительно. Выяснить причины и все обстоятельства вы сможете в притворе у администрации.

Аплодисменты и цветы

Во время концертов в Соборе можно выражать своё одобрение аплодисментами. Желающие могут по окончании концерта подарить исполнителям цветы.

Дополнительно

В притворе храма после каждого концерта можно приобрести диски с записями исполнителей и литературу религиозного содержания
- После каждого концерта можно записаться на экскурсию в Собор.