География Перу: рельеф, климат, растительный и животный мир, население. Южная Америка: география, города, особенности населения Перу Сообщение на тему население перу

Перу - земля легенд и загадок. Это страна с удивительными традициями, самобытной культурой, уникальной историей. Каковы черты этой страны? В чем особенности населения Перу? Как называется столицы данной страны? Эти вопросы освещаются в тексте статьи.

Географические особенности Перу

Перу занимает обширную территорию в западной части материка Государство считается одним из крупнейших на материке - после Бразилии и Аргентины. Оно граничит с Эквадором и Колумбией на севере, с Бразилией на востоке, на юге - с Чили и Боливией. Страна Перу имеет протяженную береговую линию вдоль Тихого океана, узкая полоса которой представляет собой пустынную равнину - косту. Восточнее - величественные Анды. Здесь возвышается одна из высочайших горных вершин - Уаскаран.

Еще восточнее вглубь материка расположена Климат в стране разнообразен: на берегу около 20 градусов, в горах также, но сухо и ветрено, сильная жара и высокая влажность в джунглях Амазонской равнины.

История Перу: легендарные инки

Перу является одной из самых посещаемых Больше всего туристов привлекают древние памятники Империи инков, расположенные в перуанских Андах. Это великая цивилизация, существовавшая в 12-16-м веках. Население Перу хранит легенды, связанные с этим племенем. Будто родоначальником племени был вышедший из озера Титикака Манко Капака. Это индейский род, крупнейший в мировой истории.

Культ инков был распространен на территории ряда нынешних латиноамериканских стран - от Эквадора до Аргентины. Достижения сверхцивилизации инков до сих пор поражают ученых. Например, их манера письма - веревками и узелками, их административное деление, законы, экономика, дороги, водопроводы и многое другое. Империя инков во многом считается образцовой: благодаря строгости законов, в племени отсутствовала коррупция, не было грабежей и сравнительно мало преступлений. Народ инков уникален еще и потому, что история не знает примеров создания цивилизации подобного масштаба в условиях высокогорья.

Жители Перу

Состав населения Перу весьма разнообразен. Около половины - это индейцы кечуа (кстати, их язык является официальным) и аймара. Народ кечуа, по данным историков, является потомком инков.

Значительную часть населения составляют метисы и креолы - около 30 %. Несколько процентов составляют испанцы, афроамериканцы, японцы, китайцы. На протяжении многих веков страна является густонаселенной. К примеру, во времена расцвета инкской цивилизации количество жителей государства составляло 4 % от общего процента Сейчас численность населения Перу около 31,2 млн человек.

При рассмотрении религиозного состава жителей страны следует отметить, что более 80 % населения, в том числе индейцы, исповедают католицизм. Евангелисты составляют около 13 %. Остальные жители - атеисты и неопределившиеся.

Особенности населения

Европейскими первооткрывателями земель Перу были испанцы. Они сломили Империю инков, создали здесь центр иммиграции - нынешнюю столицу страны - Лиму. Натиск европейцев не был слишком жестоким: и сегодня сохранены нетронутыми многие со своими особенными обрядами и традициями.

Распределение жителей страны происходит неоднородно. Население Перу сосредоточено в основном в той природной зоне, которая называется коста. Это земли побережья Тихого океана. Менее населенной является сьерра, то есть горные долины. Слабо населена сельва - так называют амазонские джунгли.

Интересным является тот факт, что в этой стране создана самая большая в Южной Америке японская диаспора. Японец даже возглавлял страну в последнем десятилетии 20-го века - это Альберто Фудзимори, первый в истории японец, возглавивший не Японию.

Культура Перу

Население Перу отличается доброжелательностью, бескорыстием и простотой. Их культура уникальна. Маринера - романтичный и страстный танец перуанцев, исполняемый под гитару. Танец со сложными шагами и белыми платками в руках спокоен и нежен, в отличие от других латиноамериканских танцев. Другой перуанский танец - танец ножниц - одно из культурных наследий организации ЮНЕСКО. Данзаки, мужчины-исполнители танца, выполняют движения, похожие на ритуал, под звуки арфы и скрипки.

Ножницы в руках мужчин смыкаются в самых напряженных моментах танца в знак противостояния злым духам. Мужчины не просто красиво двигаются, они демонстрируют свои акробатические способности и виртуозное владение предметом.
Исключительны костюмы населения Перу, фестивали, традиционные древние праздники.

Столица и крупные города

Страна Перу административно делится на регионы, которых 25. Столицей государства является Лима. В ней проживает 1/4 часть всего населения страны. Это основанный испанцами на Тихоокеанском побережье город. Здесь расположен исторический центр Перу, занесенный в список ЮНЕСКО. Другие крупные - это Арекипа и Трухильо, также основанные испанцами на побережье. Население в них приближается в миллиону.

Туризм в Перу

Туристов со всего земного шара Перу привлекает своими многочисленными археологическими памятниками, походами по джунглям Амазонки, архитектурой колониального периода и многих другим. Одним из наиболее посещаемых туристических центров страны является город инков - Мачу Пикчу.

Его называют Городом в небесах, так как построен он на высоте более 2400 м. Архитектура города поражает уникальными градостроительными способностями инков, ведь каждый камень подобран здесь с удивительной точностью.

Еще одним из часто посещаемых мест в Перу является город Куско. Он считался столицей Империи инков. Здесь большое количество археологических памятников, полных легенд и загадок древней цивилизации.

Этнический состав населения Перу определяется различными источниками по-разному. По переписи 1940 г., 45,86% всего населения - 2 847 196 из 6207967 человек - составляли индейцы кечуа и аймара. Если к этому числу прибавить ориентировочную цифру численности индейцев остальных племен восточных лесных районов, так называемых лесных индейцев (около 350 тыс.), то в населении Перу в 1940 г. индейцы составляли почти половину. В этой переписи были объединены все так называемые белые, т. е. креолы и европейцы, вместе с метисами, общая численность их - 52,89% (3 283 360 человек) 1 .

Распределение по группам в переписи довольно условно. В анкетах стоял вопрос о расовой принадлежности: «белый, индеец, негр, желтый или метис?». Инструкция гласила: «Лица, которые не принадлежат ни к одной из трех первых категорий, обозначаются как метисы». Научного исследования антропологических признаков не проводилось, принадлежность к той или иной группе определялась «на глаз»; 87% ответов даны счетчиками, лишь 13% опрашивавшихся определяли свою принадлежность сами 2 . Приведенные общие цифры скорее дают приблизительные сведения об антропологической характеристике населения, чем о его этнической принадлежности, которую следовало бы определять, исходя из национального самосознания, языка и культуры.

Перуанский исследователь Луис Валькарсель считает, что объединение в переписи в общую группу метисов не определяет положения вещей; надо было разделить учтенное в этой графе население на две группы: 1) «индометисов», говорящих на индейских языках, в культуре и быту которых преобладают индейские черты; 2) «белометисов», говорящих на испанском языке, с преобладанием европейского влияния 3 .

Перепись 1940 г. приводит отдельно данные о языке

Ия населения Перу в возрасте свыше пяти лет говорят:

на испанском 2 443 390 человек, или 46,7%

» кечуа 1625156 » » 31,0%

» кечуа и испанском 816 966 » » 15,8%

» аймара 184 743 » » 3,5%

» аймара и испанском 47 022 » » 0,9% не установлен язык - 2,1%

Даже по этой весьма приближенной таблице перуанцев, говорящих только на испанском языке, - а сюда входят и часть метисов и некоторые группы индейцев, перешедших на испанский язык, так называемые ладино (ladino), -46,7%, т. е. меньше половины; следовательно, абсолютное большинство населения страны - индейцы и метисы.

Французский географ Лафон, оценивая цифру населения Перу на 1949 г. в 8 млн., считает, что из них только около 500 тыс. - креолов, 30-40 тыс. - негров, 20 тыс. - японцев и столько же европейцев. Из основной массы - семи с лишним миллионов - он большую часть относит к индейцам, сохранившим свои языки и культуру, и меньшую часть - к метисам и ладино. Перуанский исследователь А. Сивиричи полагает, что общая численность коренного населения страны достигает 70% 5 .

Индейцы расселены в южных горных районах страны. В департаментах Пуно, Куско, Апуримак, Аякучо индейцы составляют 80-90% населения, в соседних с ними - 50-70%. Индейцы как постоянные жители отсутствуют лишь в департаменте Либертад и прилежащей части департамента Кахамарки; но эти данные официальной статистики, вероятно, основываются на том, что здесь индейцы не сохранили ни своего языка г ни самобытной культуры.

Среди индейцев наиболее многочисленны кечуа; в Перу живет основная масса этого народа. Меньше численность аймара, из которых только одна треть находится в пределах Перу, в департаментах Пуно и Такна. Из других языковых семей древнего государства инков сохранилась еще лишь пукина; к ней относится язык, на котором говорит племя уру; от него оставалось в 1931 г. лишь 100 человек, живших на оз. Титикака.

С начала вторжения испанских захватчиков и до настоящего времени индейцы представляют основную массу производительного, эксплуатируемого населения Перу. Крестьянство, сельскохозяйственный и горнопромышленный пролетариат страны в преобладающем большинстве состоят из индейцев кечуа и аймара.

Не говоря уже о полуфеодальной закрепощенности масс индейского крестьянства с давних пор до наших дней, в городском быту также наблюдаются пережитки рабовладения в различных формах, и остается в силе унизительное положение кечуа. Хотя официально не существует дискриминационных законов, индейцам не дают возможности повышать свою квалификацию; на их долю достаются самые тяжелые формы физического труда. Например, вся прислуга в Андских странах - индейцы, в основном кечуа, главным образом женщины-кечуанки. Дети служанок с четырех-пяти лет также начинают прислуживать и фактически превращаются в домашних рабов. Если служанка по каким-нибудь причинам уходит от хозяев, ей трудно поступить на новое место с ребенком, и ребенок, родившийся в доме, если ему к этому времени семь-десять лет, обычно остается служить хозяевам. Он считается принадлежностью дома и работает бесплатно, пока не вырастет. Не только в доме, но и на улице индеец должен всегда помнить о своем подчиненном положении. При встречах на улице индеец обязан сойти с дороги, уступить дорогу белому. Положение индейцев рабочих и батраков таково, что им приходится выносить даже физические наказания и зверское обращение своих «белых» хозяев и надсмотрщиков.

Классификация этнических групп, принятая официальной статистикой, не отвечает действительному положению вещей, во всяком случае она крайне условна и большей частью произвольна. С одной стороны, причисляют к так называемым метисам и индейцев, знающих хотя бы несколько слов по-испански или имеющих в роду хотя бы «брызги белой крови», а с другой стороны, индейцы, говорящие на испанском языке, так называемые ладино, причисляются к «туземцам»по «расовому»или «культурному» признакам, а фактически - по общественному и имущественному положению.

Если индейцу удается стать зажиточным, он посылает детей в школу, одевает их по-европейски. Второе поколение обычно стремится уйти от сельского хозяйства. Эти индейцы начинают заниматься торговлей или нанимаются приказчиками, управляющими. И они сами и окружающие начинают их считать метисами. Если же метис вынужден, уйдя из города, пойти в батраки в поместье, то его причисляют к индейцам. Если разбогатевший метис посылает сына в университет, то окончивший его юрист, поступая на службу, входит в общество креолов. Его дети уже могут быть причислены к креолам. Таких, конечно, очень немного. Гораздо больше таких, которые, даже получив образование, страдают от безработицы и не в состоянии выйти из положения «неполноценных» граждан.

Перуанцы европейского и смешанного происхождения

Так называемое белое население Перу ведет свое происхождение от испанских завоевателей. Солдаты и чиновники приезжали большей частью без семей и женились на «индейских принцессах», дочерях индейских старшин и вождей, поэтому фактически их потомки были уже метисы. Но образовавшаяся таким образом звать в последующих поколениях составляла замкнутую прослойку и противопоставляла себя индейцам и метисам - детям от смешанных браков в первом поколении. В отличие от испанцев, приезжавших из Европы, потомки завоевателей и переселенцев в колониальный период стали называться креолами. Это обозначение сохраняется и в настоящее время, но в последние десятилетия его содержание изменилось.

Проблема национальной консолидации и формирования культуры латиноамериканских стран привлекает к себе все большее внимание. Исследования, проведенные этнографами и социологами в последние десятилетия, показывают сложность классификации этнических групп современной Латинской Америки.

В настоящее время в Перу господствующие классы не называют себя креолами и даже противопоставляют себя креолам, как и метисам 1 . Аристократы называют себя перуанцами, но не креолами, и подражают в своей культуре и в быту господствующим классам европейских стран (Испании, Франции, Англии) и в особенности США. Эпитет «креольский» прилагается ко всему местному, подразумевается под этим смешение индейских" и староиспанских элементов. В этот термин вкладывается и социальное содержание: креольская культура - это культура широких народных масс, в отличие от культуры аристократии. Такой взгляд недалек от истины. Народная культура перуанской нации, как и других Андских стран, сложилась именно из исторически образовавшегося сочетания основного индейского пласта и испанских и других европейских наслоений.

За перуанцами, называющимися обычно белыми, идут группы смешанного происхождения - метисы (misti) и чоло (cholo). Хотя и те и другие - метисы, но есть некоторые оттенки, имеющие социальное содержание. Чоло стоит в представлении окружающих ближе к индейцу по своей культуре, быту, одежде; это бедный, необразованный человек, занимающийся тяжелым трудом. Мисти - ближе к белым, это, как правило, горожанин, ремесленник или торговец, в быту которого преобладают европейские черты 2 . Обозначения метис и креол в настоящее время почти сливаются, они относятся часто к одним и тем же группам; термин «креольский» скорее употребляется как определение культуры и быта.

Группы европейского и смешанного происхождения говорят на испанском языке. Однако широкие народные массы говорят не на литературном испанском, а на местных диалектах этого языка, с некоторыми видоизменениями в фонетике и словообразовании. В лексике значительное место занимают заимствования из языка кечуа, многие из которых получили мировое распространение (это касается наименований растений и животных). Из языка кечуа взяты названия географических зон - пуна (puna), пампа (ратра); затем широко распространены термины: айлью (aillu) - община, племя; танда (tanda) - дневной заработок (раньше барщина); чина (china) - индейская женщина, служанка; нъунъу (nunu) - кормилица; гуагуа (guagua) - ребенок; гуачо (guacho) - сирота, подкидыш и ряд других.

Быт перуанцев европейского и смешанного происхождения варьирует в зависимости от социального положения. Аристократия составляет изолированную группу и живет в особых кварталах в старых домах- дворцах, выстроенных в испанском стиле, среди пышных садов. Для быта перуанской аристократии было характерно необычайное обилие серебра в домашнем обиходе. Украшения (застежки, пряжки, цепочки, подвески, пояса), вся посуда, включая и кухонную, мелкая утварь и самые сундуки для хранения вещей, а также лошадиная сбруя - все отливалось и чеканилось из серебра.

С развитием капиталистических отношений, с вторжением североамериканского капитала началось все большее подражание быту европейцев и американцев. Новые дворцы подчас строятся в эклектическом стиле и невыгодно выделяются на фоне величественных строений древности и прекрасных зданий эпохи испанской колонизации.

Средняя буржуазия и чиновничество живут в одноэтажных домах испанского стиля с внутренним двориком, с балконами, украшенными литыми решетками. В одежде преобладают легкие ткани ярких тонов, даже у мужчин. В быту, особенно в развлечениях, много индейских черт.

Различия в условиях жизни и в быту между господствующими классами и широкими народными массами очень резки. В городах ремесленники и рабочие живут на окраинах, в лачугах без электрического освещения и без отопления, без канализации. Трущобы портов, например Кальяо, отличаются особенной скученностью населения и антисанитарными условиями.

Горожане носят одежду фабричного производства, главным образом ввозимую из США. В противоположность господствующим слоям общества, в народной среде неотъемлемую часть костюма составляет шляпа, в то время как обувь часто отсутствует. На шляпу тратят немалые деньги; и мужчины и женщины носят фабричные мужские фетровые шляпы. Верхней одеждой рабочих и ремесленников, как и земледельцев, служит для мужчин индейский плащ пончо, а для женщин - шаль.

Широкие массы населения поддерживают индейские и креольские традиции в пище. Популярны блюда, обильно приправленные перцем и другими пряностями, напитки чича и писко.

Народное образование в Перу поставлено плохо даже среди креолов. По данным министерства народного просвещения Перу за 1942 г., только 35 % детей городского населения (главным образом креольского и метисного) обучалось в школах. Причины, которые препятствуют более широкому привлечению детей в школу, следующие: отсутствие средств для строительства школ и оплаты учителей; тяжелое материальное положение роди"» телей, которые не могут обеспечить детей одеждой и учебниками, а часто и прокормить их; в сельскохозяйственных районах - необходимость привлечения детей к работе по хозяйству. Вследствие всех этих причин закон об обязательном обучении, изданный в Перу в 1920 г., остается на бумаге, реальных возможностей претворения его в жизнь нет.

Но и та часть населения, которая получила среднее и даже высшее образование, стоит на далеко не высоком уровне культуры. Реакционную роль играет католическая церковь, которая оказывает огромное влияние на все дело просвещения и поощряет обскурантизм. В школах первое место уделяется катехизису. Естествознание не преподается даже в школах второй ступени сельских районов, а лишь только в городах. Суеверия и предрассудки широко распространены среди всех слоев населения.

Клерикальные круги держат в своих руках не только все образование; их влияние проникает во все области жизни. По данным 1928 г., в Перу имелось 525 католических конгрегаций и орденов, около полутора тысяч церквей и более двух тысяч часовен, насчитывалось много тысяч человек белого и черного духовенства. Задолго до каждого праздника клир собирает с прихожан деньги для оплаты предстоящего богослужения и организации церемоний и шествий.

В 1920 г. католическая церковь в Перу ввела особый культ «Сердца господня» как государственный. И до этого картины религиозного содержания делали частные квартиры похожими на монастыри. Но после введения нового культа везде появились литографии с изображениями огромного сердца; считалось хорошим тоном вешать такие литографии в гостиной.

Постановка здравоохранения стоит в Перу на очень низком уровне. В сельских горных и лесных районах вообще никакой медицинской помощи нет. На побережье медицинская помощь особо необходима. Почти все население поголовно болеет малярией; эпидемии дизентерии и тифа почти не прекращаются. Особенно сильно сказывается плохое состояние здравоохранения на детях. По описаниям многих авторов, детская смертность особенно велика, она значительней, чем это указывается цифрами офи- ци альной статистики.

Рождаемость в Перу высока, особенно в деревне: крестьянки, начиная с пятнадцатилетнего возраста, рожают в среднем каждые полтора-два года. И тем не менее, редко можно встретить семьи, где бы было по четверо детей, больше почти вообще не бывает; в среднем выживают двое-трое детей. Причиной является тяжелое положение женщины. Крестьянка перегружена физической работой и не может присматривать за детьми. Счеты- рех-пяти лет ребенок часто уже привлекается к какой-либо работе. В городах женщины остаются на работе до самых родов и возвращаются к ней сразу же после родов. Грудные дети находятся здесь же, у корыт прачек или у станков ткачих. Дети школьного возраста почти поголовно страдают хроническими болезнями.

Господствующие классы стараются подчеркнуть преемственность своей культуры и искусства от испанской культуры и гордятся памятниками эпохи колонизации. Но развитие искусства в Перу происходило на основе самобытной индейской культуры. Лучшие памятники архитектуры колониальной эпохи неоспоримо свидетельствуют об этом. Индейские художники и мастера, поставленные на службу колонизаторам, вводили элементы самобытного индейского искусства в свои творения и создали особый, неповторимый стиль.

В архитектуре Перу индейское влияние выступает очень явственно. В Куско среди скульптурных украшений здания университета есть изображения индейцев; в монастырской церкви своды украшены лепными цветами и фризом староинкского стиля. На фасаде собора в Пуно, выстроенного в 1794 г., колонны украшены ягуарами и индейскими «сиренами», играющими на индейских музыкальных инструментах - чарангах. Русский путешественник А. С. Ионин описывает следующим образом барельефы на старинных зданиях Арекипы в Перу: «Толстые змеи вьются па толстым ветвям неуклюжих каменных деревьев с листьями, похожими на дыни; под этими деревьями стоят на задних лапах такие же толстые звери- пумы, тигры, а особенно ламы с бесконечно длинными шеями, а люди с растопыренными руками держат крючковатые жезлы, точь-в-точь изображения инков на некоторых памятниках Перу; а между тем, все это возникло во время господства европейцев... Видно, - пишет Ионин, - что европейцы попали сюда в давно сложившийся мир, уже своеобразный и окрепнув- ший, - и хотя и разрушили они его до основания, но невольно подпали " под влияние его духа» 1 .

В скульптуре индейские ваятели создали образы различных божеств и святых с местными чертами. Такова богоматерь Альмудена в часовне епископства Мольинедо в Перу, которую отлил индеец Хуан Томас. Другой индейский мастер, Мельхиор Уаман, прославился как создатель церковных кафедр с богатой орнаментировкой.

В живописи, которая в колониальный период носила чисто религиозный характер, индейские художники запечатлели физический тип, быт и костюмы инков, воспроизвели характерную для индейцев красочную гамму и манеру изображения человеческой фигуры. Многие фрески и картины представляют собой прекрасные памятники быта и одежды придворного общества инков. Сцена крещения Христа Иоанном изображена в ландшафте озера Титикака. Неоценимый источник для изучения колониальной архитектуры, общественной жизни, а также костюмов высшей знати инков представляет созданная в XVIII в. группа из десяти картин в Санта-Ана, изображающая процессию «Тела Господня».

В современном изобразительном искусстве Перу существует несколько направлений, в центре внимания которых стоит индейская культура. Такова, например, Национальная школа изящных искусств, возглавляемая крупнейшим художником Перу - Хосе Сабогалем. Художники «индеанисты» изображают типы коренного населения, сцены из его жизни. Они стремятся воспроизвести самобытную индейскую гамму красок и отразить восприятие окружающего мира «глазами индейца».

Музыку, песни и танцы креолы заимствовали из Испании. Но индейское влияние сказалось в темпах и ритме и, особенно, в характере танцевальных движений. Примером может служить особый креольский вальс. Популярен танец под пение, называемый маринера: это скорее пантомима, изображающая ухаживание юноши за девушкой.

Заимствованный из Европы карнавал сильно видоизменился под местным влиянием. В него входят, кроме испанских развлечений, например боя быков и боя петухов, также и индейские игры .

Особым термином харана называют празднество с развлечениями как европейского происхождения (карусель), так и местного типа. В харану входит и праздничное угощение с чичей и индейскими блюдами.

Лесные индейцы

Лесные племена восточной области принадлежат к нескольким языковым семьям. На границе Перу и Эквадора - уитото, живущие также и в Колумбии, представляют самостоятельную семью; на берегах р. Япура - племена семьи тупи; в треугольнике между реками Напо и Мараньоном и Андами - племена семей сапаро и хибаро; на юг от р. Мараньон, к востоку от р. Уальяхи - семья пано. К последней группе принадлежат также племена верховий р. Мадре-де-Диос. Эти отсталые племена, не имевшие и не имеющие общеплеменной организации, живут разбросанно, небольшими группами* У многих из них сохранился кочевой или полукочевой образ жизни: они проводят большую часть года переходя с места на место в поисках дичи и плодов. Они занимаются охотой, рыболовством и собирательством. Применяют в качестве оружия сарбакан - стрелометательную трубку, стрелы отравляют растительным ядом. Другая часть занимается подсечным земледелием, выращивая некоторые корнеплоды, куку- РУЗУ.

Примитивные лесные племена сохранили самобытный образ жизни и даже видимость независимости. По официальным данным, им предоставляется самоуправление. Но эта независимость лишь кажущаяся, самоуправление - фиктивное, их современное состояние на деле очень далеко от первобытнообщинного строя.

Причины, которые обусловливают видимую независимость этих пле* мен, следующие. Восточная область Перу очень слабо^ заселена, потому что освоение ее сопряжено с огромными трудностями. Эта область покрыта густой лесной растительностью; часто леса заболочены. Здесь преобладает жаркий* дождливый экваториальный климат, трудно переносимый непривычными чужеземцами; распространены многие специфические заболевания, водятся многочисленные ядовитые пресмыкающиеся и насекомые, а также хищные звери. Все это затрудняет продвижение колонизаторов в глубь джунглей. До настоящего времени в восточной области нет железных дорог и вообще передвижение возможно лишь пешком, верхом или по сети рек. Однако географическая изолированность не обеспечи - вает лесным индейцам независимости.

В течение последнего полувека капиталистические отношения со все большей интенсивностью пролагают себе путь и в эти лесные дебри. Организуются компании по вывозу каучука, коры хинного дерева, ореха тагуа (скорлупа которого из-за своей прочности и внешнего вида называется «растительной слоновой костью»), ценной древесины. Вторгаясь с оружием в руках в места обитания индейцев, предприниматели принуждают их собирать сырье и сдавать в обмен па малоценные, а иногда и малопригодные для индейцев промышленные изделия. Индейцам приходится передвигаться и селиться в зависимости от наличия нужного сырья, их образ жизни теперь связан с добыванием требуемых предпринимателями ценных лесных продуктов.

Вместе с предпринимателями явились миссионеры. Насильственно вводя христианство, они говорят о приобщении к культуре и цивилизации. Миссионеры заставляют индейцев селиться вблизи миссий, по нескольку групп вместе. Скопление большого населения в неподходящих для этого условиях, при отсутствии в достаточном количестве продовольствия, приводит к голоданию и заболеваниям. Фактически лесные индейцы вымирают. Остающиеся в живых тщетно стараются найти убежище в глубине непроходимых джунглей, где они принуждены влачить жалкое существование*

Каждый человек, хотя бы отдаленно, слышал о непостижимой и удивительной древней цивилизации инков, о загадочном , где неизвестно кем и для чего были сотворены гигантские фигуры, которые разглядеть можно только c высоты птичьего полета. Наверняка, многие слышали о неисследованных, полных тайн , о дивном реликтовом озере и о пленительных креолках цвета шоколада. Это все — необыкновенная страна Перу.

Перу (исп. Peru) – одно из самых крупных Латиноамериканских государств. Полное название — Республика Перу. Страна на Южноамериканском континенте уступает по площади только и . На территории страны, площадь которой 1 285 216 км², могли бы свободно разместиться Италия, Испания и Франция, вместе взятые.

Столицей республики является город (исп. Lima).

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

Общая информация

Перу подразделяется на 25 департаментов (+ Лима, не относящаяся ни к одному департаменту) и 159 провинций, которые в свою очередь состоят из 1833 регионов.

Гос. устройство : Президентская Республика. Главой государства является избираемый на 5 лет президент, им же назначаются министры. Действующий президент — (исп. Martín Alberto Vizcarra), в апреле 2018 г. сменивший на этом посту . Законодательная власть осуществляется однопалатным Конгрессом, состоящим из 120 конгрессменов. Исполнительную власть в стране осуществляют Президент и премьер-министры, судебную власть — Верховный Суд и местные судебные органы.

Государственный язык : испанский, аймара и кечуа. В некоторых областях имеют хождение аймара и различные индейские диалекты. В аэропорту, в городах, турагентствах, крупных отелях и магазинах Вас поймут на английском языке, но в целом в стране он практически не используется. Около 2 млн. перуанцев не владеют никакими из «европейских» языков.

Религия : Официальная религия — римский католицизм (90% населения - католики). Вообще, здесь существует свобода вероисповедания, остальные 10% составляют протестанты, христиане, адвентисты, представители иудаизма и ислама. Надо заметить, что местное население – «мегарелигиозно» . В детских садах и школах религия изучается, как отдельный предмет. В семьях также принято много рассуждать о «слове божьем».

Валюта : Перуанский новый соль (PEN).

Любимые спортивные игры : футбол, волейбол, баскетбол.

Время : отстает от московского летом на 9 часов, зимой — на 8 часов.

Население Перу

Население Перу составляет около 32,2 млн человек (на 2018 г.), из них более 9 млн человек — жители Лимы. На сегодняшний день в стране этнически представлены 3 основных группы:

  • испано-язычные перуанцы;

Причем, 47% населения, то есть около половины населения, составляют индейцы. Также здесь проживают «лесные индейцы» и иностранцы – выходцы из Европы и Азии. Испано-язычные представители составляют большинство населения Косты и городских обитателей Сьерры и . Сельские же районы Сьерры и Сельвы заселены индейцами. Численность иностранцев сравнительно невелика, самые большие группы — китайцы и японцы — проживают в городах.

Немного истории

Существует множество различных мнений относительно образования Перу. Самые древние раскопки со следами деятельности человека датируются XV столетием до н.э. За много веков до рождества Христова на этих землях пышно цвели мощные цивилизации, после которых остались города и сокровища искусства в виде изделий из керамики, металлов, тканей и различных предметов, которые сегодня выставлены в крупнейших мировых музеях.

Из всех культур древности, существовавших на территории современной страны, особо выделяется (расцвет которой приходится примерно к 15 в.), которая когда-то охватывала почти весь Южноамериканский континент. До сегодняшнего дня памятники этой могущественной цивилизации вызывают восхищение у бесчисленных туристов.

Новая история страны связана с , высадившимся в 1532 году на берег Перу. Страна тогда находилась в восстановительной стадии от разрухи и хаоса после гражданской войны, шедшей 5 лет. Моментально воспользовавшись ситуацией, испанцы пустили в ход индейскую легенду, которая предсказывала появление высоких белых богов — посланников Солнца. Подтверждением божественности испанцев послужили их диковинное оружие, прекрасные парусные корабли и ранее невиданные индейцами «страшные» лошади. 16 ноября 1532 года коварный Писарро пригласил императора Инков на переговоры в город Кахамарку. Эта встреча оказалась ловушкой — испанцы встретили императора с его многочисленными охранниками залпами пушек и кавалерийской атакой. Хотя в отряде Писарро было только 180 человек, тысячи индейцев из свиты императора, были застигнуты врасплох огнестрельным оружием и неожиданной атакой и безжалостно уничтожены.

Сам император Инков Атауальпа был взят в плен. За жизнь императора конкистадоры потребовали невиданный в истории выкуп – наполнить золотом на высоту поднятых рук большую комнату, в которой держали венценосного пленника!!! Выкуп составил невероятную, фантастическую для того времени сумму — около 60 центнеров золота и 120 — серебра. Европа раньше столько золота сразу не видела! Но когда индейцы принесли выкуп, императора тут же повесили. Смерть Атауальпы привела к распаду империи Инков. Отправившись в поход на , испанцы грабили все попадавшееся на пути, по ходу разрушая дворцы, храмы и прекрасные произведения искусства. Порабощая индейцев, они заставляли их работать в шахтах.

Составлявшее основу общественного уклада Инков, сельское хозяйство пришло в упадок, той же участи подверглись и древние акведуки. Колонизаторы повсюду насаждали католичество, ставленники Европы держали страну в железной хватке, присваивая все ресурсы. Несмотря на это, культура индейцев не исчезла. Претерпев некоторые изменения, традиции остались жить. Удивительно, но в отдаленных деревнях большинство индейцев до сегодняшнего дня общаются на языках кечуа и аймара. Конечно, со времен инков наряды индейцев значительно изменились, но праздники и традиционные ритуалы сохранились.

В долине реки Римак Писарро основал город Лиму. По мере того, как Лима развивалась и процветала, распространялся и укреплялся религиозный фанатизм. Вместе с испанскими священнослужителями в Перу вторглась Святая Инквизиция, которая неистовствовала с 1570 по 1761 год. Если в истории Лимы 17 век был периодом религиозного фанатизма, то 18 век стал эрой романтики, в которой воцарились поэзия, изобразительное искусство и пышные балы. Но в то же время набирало силу антииспанское движение, все активнее раздавались призывы к освобождению от экспансии. Испанцы правили страной почти 300 лет. Начало XIX века было отмечено революцией, а 28 июля 1821 года была провозглашена независимость. Но испанцы снова пришли к власти в июне 1823 года. В 1824 году в Перу с севера вторглись войска , являвшегося сподвижником . Они окончательно победили испанских колонизаторов.

Боливар разделил страну на два государства - Перу и (названную так в его честь). Боливар правил в Перу, а правителем Боливии назначил Сукре.

Основные же перемены у перуанцев произошли в середине столетия, когда президентом страны стал Рамон Кастилья. Ведь именно в годы правления Кастилья в Лиме были основаны коммунальные службы, которые занимались водоснабжением и освещением городских улиц, также была построена первая на материке железная дорога, связавшая Лиму с портом . Президент Кастилья отменил рабство и подготовил к принятию Конституцию 1860 года. Однако, несмотря на цепь бурных событий 19 столетия, у большинства населения, коренных индейцев, обитающих в горах, жизненный уклад оставался тем же, что и в 17 веке. Существующие в Перу два мира, «индейский» и «европейский», все более отдалялись друг от друга.

С 1962 года здесь управляли различные военные режимы, приходящие к власти в результате переворотов. С конца 80-х годов стали проводиться свободные многопартийные выборы, однако это не привело к гражданскому правлению.

Географическое положение и Климат

Граничит с Южноамериканскими государствами: на севере — с и , на юге – с , на востоке – с Боливией и Бразилией. Западной границей является песчаный берег Тихого океана. Раскинувшиеся с севера на юг Перуанские Анды и тропические леса, которыми покрыта долина Амазонки, занимают значительную часть республики.

Вся территория делится на 3 природно-климатические зоны:

  • : побережье, 12% — полоса песчаных пустынь (шириной 80 — 150 км), пролегающая вдоль всего тихоокеанского побережья.
  • : горный район, 30% — зона, расположенная в центральной области страны, это обширные высокогорные плато и обрывистые каньоны.
  • : джунгли, 58 % — область влажных лесов, покрывающих северо-восток.

Самой высокой точкой является вершина Невадо-Уаскаран — 6768 м.

Страна отличается огромным разнообразием климатических условий (из 32 типов климата на планете в Перу имеют место 28), экосистем, здесь существуют 3 различные географические зоны.

Погодные условия разных перуанских регионов друг от друга значительно отличаются.

В западных регионах преобладает тропический пустынный вид климата, на востоке — субэкваториальный, а в горных областях на климатические условия влияет высота местности.

На западе, из-за холодного Перуанского течения, проходящего у побережья страны, климат Косты отличается засушливостью. Так как прибрежная равнина, по сути, является северным продолжением , за год осадков в среднем здесь выпадает от силы от 10 — 50 мм. Самым сухим и жарким сезоном бывает декабрь – апрель, в этот период осадков может вовсе не наблюдаться. Средняя t февраля днем колеблется от + 26°C на юге (ночью до +20°C) до + 36°C — на севере (ночью +24°C). В зимнее время (июнь — август) днем температуры воздуха прогреваются соответственно до +19°C и +28°C, ночью опускаются до +13°C и +17°C.

Численность населения: 27 483 864 чел. (июль 2001 оц.).
Возрастная структура: до 14 лет:34,41% (муж. 4 803 464; жен. 4 654 890); от 15 до 64 лет: 60,8% (муж. 8 408 210; жен. 8 302 943); старше 65 лет: 4,79% (муж. 603 309; жен. 711 048) (2001 оц.).
Прирост населения: 1,7% (2001 оц.).
Рождаемость: 23,9 новорожденных / 1000 чел. (2001 оц.).
Смертность: 5,78 смертей /1000 чел. (2001 оц.).
Миграция: -1,08 чел. /1000 чел. (2001 оц.).
Соотношение полов: при рождении: 1,05 муж./жен.; до 15 лет: 1,03 муж./жен.; от 15 до 64 лет: 1,01 муж./жен.; старше 65 лет: 0,85 муж./жен.; для населения в целом: 1,01 муж./жен. (2001 оц.);
Детская смертность: 39,39 смертей /1000 новорожденных (2001 оц.).
Ожидаемая продолжительность жизни: для населения в целом: 70,3 года; мужчин: 67,9 года; женщин: 72,81 года (2001 оц.).
Общий уровень рождаемости: 2,96 ребенка / жен. (2001 оц.).
Доля взрослого населения, инфицированного ВИЧ: 0,35% (1999 оц.).
Количество инфицированных ВИЧ: 48 000 (1999 оц.).
Смертность от СПИДа: 4 100 (1999 оц.).
Национальность: существительное: перуанец; прилагательное: перуанский.
Этнические группы: индейцы 45%, метисы (потомки индейцев и белых) 37%, белые 15%, черные, японцы, китайцы, другие 3%.
Верующие: католики 90%.
Язык(и): испанский (официальный), кечуа (официальный), аймара.
Грамотность: определение: лица в возрасте 15 лет и старше, умеющие читать и писать; для населения в целом: 88,7%; мужчин: 94,5%; женщин: 83% (1995 оц.).