Гуманизм и религия. Гуманисты о католической церкви, духовенстве, папском дворе

Систематизация и связи

" Христос является богочеловеком, в личности которого неслиянно и нераздельно соединились две природы" - а бывают ли две природы ? и не религиозное ли это представление о Спасителе, догмат, как выдуманное кем-то, и где тогда гуманизм? в явлении Спасителя как индивида, или в религии о пришествии его в мир, именно здесь и начинается расхождение религии борющейся за монополию с гуманизмом где индивид . Брак правовой институт, где индивид, и никаким местом не относится к религии, где церковные порядки и установления. Спаситель вещал о внутреннем индивида, а церковь о внешнем Тела, что совершенно разное. "Для верующего человека папа - авторитет, что определяет отношение в этой сложной ситуации" - авторитет и отношения у Кротова, авторитет религиозный - к внутреннему , а отношения - к внешнему Тела, значит фраза Кротова "папа - авторитет, что определяет отношение" абсурдная уже в основании своём. Религии возникали в эпоху абсолютно бесполого Тела, а половое Тела возникать стало в 15-16 веках, когда и стали выравниваться отношения биополов, а до этого времени женщину не причисляли к человеку даже. "А почему Христос прослезился над умершим Лазарем, если Он знал, что Он его сейчас воскресит?" - жизнь и смерть одно, а воскресает равное тебе, в этом смысл, и Спаситель умер, освобождая Тело от напряжения. "Является ли постановка человека в центр существенной причиной непорядков, трагедий и ужасов современной жизни?" - да является, есть индивид только, как правовая абстракция , а не человек, как идея, но причиной скорее идеологической, уберите идеологию сильных людей среди чиновников, и она исчезнет. Чем держится авторитет чиновника, простым заблуждением, которое организуется ухищрениями идеологии .

Яков Кротов: Но живые люди смотрят на пап снизу вверх. У них на уме: я полюбил другую и хочу жить с нею, развод оформляет церковный суд. Для верующего человека папа - авторитет, что определяет отношение в этой сложной ситуации, причем определяет драматически. Гуманист скажет: женился человек второй раз, вышел замуж - ну, это его жизнь; мы же не Ветхий Завет, чтобы побивать камнями за неединобрачие. А христианин скажет: ну, Божий закон есть Божий закон, и извольте мучиться.
Инна Карезина: Я не могу публично обсуждать брак и развод, потому что занимаю позицию, которая не совсем одобряется Католической церковью. И, насколько я знаю, публичное обсуждение этих вопросов в Церкви вообще запрещено.
Иван Лупандин: Да нет, почему человек не имеет права высказать свое мнение на животрепещущий вопрос? Тем более, что папа Франциск сейчас пересматривает какие-то строгости…
Инна Карезина: Ну, пока этот вопрос не пересмотрен, и боюсь, что не будет пересмотрен. А его надо пересмотреть. Но у нас пошел крен немного не в ту сторону. Мы противопоставляем духовную и светскую власть.
Яков Кротов: Мы представляем взгляд на мир, как сказал святейший патриарх, когда в центре - человек, все для блага человека, в том числе и разведенного, и взгляд на мир, где все для выполнения закона Божьего. Эти два взгляда оказываются друг с другом в конфкликте.
Инна Карезина: Получается страшная вещь - противопоставление божественного и человеческого, в то время как Христос является богочеловеком, в личности которого неслиянно и нераздельно соединились две природы. Кроме того, Священное Писание тоже является плодом совместного творчества Святого Духа и человека. То есть в самых важных моментах христианской веры мы видим, что Божественное и человеческое не противопоставлены, а наоборот, соединены, и в этом залог нашего спасения, иначе было бы невозможно. Тем не менее, это противопоставляется. Причем, иногда даже кажется, что некоторые священнослужители как будто стесняются человеческой природы Христа и предпочитают о Христе говорить как о Царе Вселенной, духовном лидере, не любят упоминать, что это человек. Помнится разговор, когда одна верующая спросила: "А почему Христос прослезился над умершим Лазарем, если Он знал, что Он его сейчас воскресит?" И священник, опустив глаза долу, стыдливо и полушепотом ответил: "Ну, это просто его человеческая природа". Это подается как-то вот так, и это, конечно же, неправильно.
Яков Кротов: Хорошо, я чуть иначе сформулирую вопрос. Является ли постановка человека в центр существенной причиной непорядков, трагедий и ужасов современной жизни?
Иван Лупандин: У нас в России все немножко задерживается по сравнению с Западной Европой, и к нам гуманизм пришел позже. Если в XV веке Николай Кузанский говорит о микрокосме, то у нас это впервые прозвучало в творении Григория Сквороды, то есть это уже XVIII век. И Сковорода, пожалуй, - первый пример русского гуманизма. Второй пример - Радищев: "Я взглянул вокруг себя - и душа моя страданиями человеческими уязвлена стала". И, наконец, Пушкин: "Чувства добрые я лирой пробуждал" - и так далее. Гуманизм пришел в нашу культуру позже. И не думаю, что гуманизм Радищева, Сковороды и Пушкина представляет какую-то угрозу, сравнимую с арианской ересью.

Понятие гуманизма

Определение 1

Гуманизм – совокупность философско-этических идей и принципов, в центре которых лежит тезис о непреложной важности создания в обществе условий для благополучия, свободы и самосовершенствования каждого человека.

Гуманизм можно разделить на светский и религиозный. Светский гуманизм выражен в целом ряде трактовок:

  • Гуманизм Ренессанса
  • Кантианский гуманизм
  • Экзистенциалистский гуманизм
  • Универсальный гуманизм
  • Трансгуманизм.

О роли религии в гуманизме нет однозначного мнения.

С одной стороны, согласно христианским взглядам на мироздание и место человека в нем, человек – высшее существо из всех земных, но реальность не ограничивается этим, земным, миром. Есть еще и мир «небесный», высший, а раз мир этот высшей, то и существа, живущие в нем, «выше» всех людей; а это означает, что человек не является высшим существом с безграничными способностями. Именно на этой идее спекулировала средневековая церковь, интерпретируя человека как тварное, существо, обреченное лишь на искупление первородного греха и поиск спасения души. Человек свободен в выборе жизненного пути, но в конечном счете у него их всего два: путь спасения или путь греха.

Человек, таким образом, ограничен своей греховностью и несовершенством. Такое толкование человека в средневековую эпоху было обусловлено социокультурным фоном того времени – господством христианской церкви.

Однако, можно сказать, что постулат о низости человека является ничем иным, как спекуляцией на одной из христианских идей, ее гиперболизацией.

Определение 2

Протогуманизм средневековья – это милосердие, человеколюбивое отношение к «ближнему своему» ради исполнения одной из основных библейских заповедей, милосердие было долгом человека перед богом. Проявляя любовь к ближнему, христианин выражал любовь к богу, реализуя заповедь «Как Вы сделаете одному из братьев моих, так вы сделаете и мне».

Христианский гуманизм

Христианское вероучение, по нашему мнению, не столько указывает на греховность человека, сколько призывает людей, во-первых, к саморазвитию через достижение духовности, а во-вторых, к единению в лоне церкви – соборности, к добру, любви к ближним, состраданию. Так, позднее, уже в XIX-XX веках многие отечественные религиозные мыслители, например Владимир Соловьев, указывали на то, что человек все же не зол по своей природе, а изначально добр, что он обладает совестью и разумом и призван делать добрые дела на земле, и в этом он подобен богу. Именно, эта идея, по нашему мнению, является центром христианского протогуманизма.

Если трактовать христианское человеколюбие как сострадание, то оно является важнейшим условием стабильности в обществе, взаимопомощи и солидарности. Интерпретация Царства Христова как состояния общества, основанного на принципах гуманизма, солидарности и справедливости, позволяет нам сделать его социальным идеалом, горизонтом, в направлении к которому следует идти нашему обществу.

Можно предположить, что в рамках русской религиозной философии XIX века (в трудах Федора Достоевского, Льва Толстого, Сергея Булгакова, Льва Шестова, Николай Бердяева, Семена Франка и других) сложилось уникальная для мировой цивилизации и самобытная концепция христианского гуманизма.

Замечание 1

Можно утверждать, что религиозный гуманизм состоит и в интерпретации сущности человека. Так, с точки зрения богословия, человек состоит из тела и из души, и равное внимание следует уделять и первому, и второму, не давая одному затмить другое. Прежде всего, нужно не дать инстинктам и подсознательным импульсам всецело управлять повседневным поведением. Человек двойственен. С одной стороны он - индивидуалист, эгоистичное животное, стремящееся лишь к достижению собственного счастья любыми путями. В христианстве это выражено в емкой метафоре «дьявол». С другой стороны человек не изолирован, он находится в среде себе подобных, имеющих такие же потребности, как и он сам, и раз уж он находится не один и всегда в чем-то зависит от других, он и себя в чем ущемляет, «усмиряет в себе дьявола» во имя соблюдения норм человеческого общежития. Это в человеке, говоря христианским языком, «от бога».

Направления: М.: Наука, 1963

Формат: DJVU. Размер: 4.85 МБ

Отношение итальянского Возрождения в лице его наиболее видных представителей, в первую очередь гуманистов, а также его народных масс к церкви и религии принадлежит к числу наиболее спорных вопросов исторической науки последних десятилетий. Вопросу этому посвящены десятки обширных монографий, сотни статей, его изучают на съездах и конференциях, причем весь этот поток различных, часто противоречивых суждений настолько запутал положение, что потребовались специальные исследования для ориентации даже специалистов и для выяснения хотя бы основных направлений в решении этого вопроса.

Настоящий сборник ставит своей целью дать советскому читателю некоторые материалы об отношении гуманистов Возрождения к религии и церкви. Подбирая их, мы стремились включить лишь такие источники, которые являются характерными, представляющими эпоху, а не случайными. В качестве критерия мы пользовались в первую очередь известностью того или иного произведения, его широким распространением в Италии XV-XVI вв., количеством его рукописных списков и, позже, изданий, полемикой, которая вокруг него возникала...

Содержание:

Предисловие М. А. Гуковского
Леонардо Бруни. Против лицемеров
Поджо Браччолини. Против лицемеров
Поджо Браччолини. Письмо к Леонардо Бруни
Лоренцо Валла. О монашеском обете
Лоренцо Валла. Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина
Леонардо Терунда. Мемориал
Бартоломео Платина. Мнимый заговор против Павла II
Джан Джовиано Понтано. Харон
Антонио Галатео. Отшельник
Приложение. Дарственная грамота Константина
Примечания
Указатель имен

Гуманизм. В своих богословских трудах касаясь темы гуманизма преп. Иустин Попович неоднократно замечает, что зародившийся в христианской Европе, новоевропейский гуманизм оказал свое разрушительное влияние как в целом на религиозное сознание человека, так и на саму христианскую религию. Исследуя этот вопрос, он указывает на то, что сначала скептицизм и рационализм в гуманистических философских воззрениях повлиял на изменение отношения к христианству, и оно стало восприниматься не как Богооткровенная религия, а как религия "человеческая", как всего лишь некое собрание нравственных норм и правил. Одним словом, христианство начало восприниматься как морализм, не имеющий в себе Божественной, сверхъестественной сути. В дальнейшем, это не могло остаться без последствий и Евангелие Христово начало заменяться различными человеческими учениями. Поэтому возникновение в Европе всевозможных идей, теорий, гипотез, философских течений, замена веры во Христа верой в деизм, материализм, атеизм преп. Иустин рассматривает как следствие господства гуманистических идей в новоевропейском обществе.

Но и само христианство изнутри, как справедливо замечает преп. Иустин Попович, подверглось влиянию гуманистических идей, главным образом антропоцентризма, что ярко выразилось в догматическом учении католической церкви о папской вероучительной непогрешимости и в протестантском учении о том, что любой верующий человек сам по себе является критерием правильности веры. В результате, искаженное понимание Христа как Богочеловека в этих конфессиях, как следствие, привело к тому, что христианство начало существовать уже как бы в отрыве от Христа и принижается до обычного моралистического мировоззрения, то есть практически превращается в гуманизм.

Христианство. В противовес распространившемуся в эпоху просвещения рационализму и безрелигиозности преп. Иустин уделяет немало внимания вопросу важности религии и религиозного познания в жизни человека. Гуманистическая философия и наука замыкают человека в рамки трехмерного измерения мира, в категории пространства и времени, и остаются неспособными в разрешении вопросов бессмертия и вечности, которые являются категориями надмирными. Единственное, что может дать надежду человеку на разрешение вопроса о смысле жизни и истине - это религия. Только религия, говорит преп. Иустин Попович, может вырвать человека за рамки его материального бытия и замкнутости на себе, так как только религиозное познание способно расшить круг реальности человека и пробудить в нём чувство бесконечности. В этом смысле преп. Иустин Попович оправдывает всякую религию, существующую на земле, но не всякая религия несёт в себе полноту истины, а значит, не всякая религия может указать человеку его истинный смысл и назначение в жизни. Единственной истинной религией преп. Иустин считает христианство. В подтверждение своих слов он обращает внимание на то, что именно Христос первый и единственный, кто реально решил проблему смерти Своим воплощением, страданиями, смертью и воскресением из мертвых. То есть Христос сделал то, что не могла и не может сделать ни одна другая религия, ни одна человеческая философия, ни одна гуманистическая наука. Тем самым Господь даровал человеку бессмертие и вечную жизнь, а это значит, вернул утраченный истинный смысл земной человеческой жизни. Это главное доказательство истинности христианства.

Таким образом, мы видим на примере учения преп. Иустина Поповича о христианстве и его полемики с гуманизмом существенное различие этих двух мировоззрений, которые в целом противоположны друг другу. Христианство всё измеряет вечными ценностями ему характерно стремление к бессмертию, к единению с Творцом в благодатном обожении. Гуманизм ценит только земные блага, отрывает человека от Бога, отрицает бессмертие души и вечную жизнь, признавая смерть конечной реальностью для человека. Христианство - это непрестанное стремление к совершенству, постоянный нравственный прогресс человека. Гуманистическая наука отрицает всё сверхъестественное и замыкается лишь в рамках, интересах и стремлениях познания только материального мира. В христианстве человек призван освободиться от греха, вернуть первозданное здравие души, её изначальную красоту и святость, и достичь обожения. Гуманизм позитивистской наукой и гуманистической философией отрицает и оправдывает грех, что приводит к нравственной деградации человека и духовной его смерти. В христианстве вечный Богочеловек это центр жизни и критерий истины. В гуманизме тленный человек - мера всех вещей, доходящий в своем безумии до самообожествления. Православное христианство это соборное жительство, как живых, так и умерших, поэтому христианин всегда находится в общении взаимной любви со всеми членами Церкви, через единение всех во Христе как в Теле Богочеловека. В новоевропейском же обществе, христианство, находясь под воздействием гуманистических идей господствующих в Европе, постепенно обратилось в морализм и внешнюю формальность. То есть, своим учением о христианстве и критикой гуманизма преп. Иустин Попович показывает нам два пути развития человеческой жизни. С одной стороны Богооткровенная христианская религия, дарующая осмысление этой земной жизни человека и ведущая его в жизнь вечную. С другой стороны гибельная, эгоистически самозамкнутая, доводящая до отчаянной безысходности и бессмыслицы, разрушительная жизнь, которую предлагает гуманистическое мировоззрение. Преп. Иустин оставляет право выбора пути за человеком, но предупреждает, что дилемма для человека предельно ясна, ему нужно выбрать между человеком и Богочеловеком, между смертью и бессмертием.