Система образования: как были устроены европейские университеты Средневековья и эпохи Просвещения. Средневековые университеты

НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Первые средневековые университеты

Абдрахманова Лилия Марковна

УФА 2013

Введение

Возникновение университетов

1 Общие тенденции интеллектуальной жизни XII-XIII веков

2 Испанские университеты

3 Итальянские университеты

4 Парижский университет

1 Структура университетского образования

2 Учебные программы университетов

Роль философии и наследия Аристотеля в университетском образовании Заключение

Введение

Актуальность темы исследования: высшее образование начинает оформляться в средние века, преимущественно в XI-XII веках в Европе. Основной формой такого образования явились университеты, которые в свою очередь стали логическим продолжением ранее существовавших городских и монастырских школ. Необходимо отметить значительное влияние, которое оказали университеты на всю последующую интеллектуальную жизнь Западной Европы. Именно университетская среда дала миру огромное количество выдающихся ученых, поэтов, философов. Множество оригинальных, смелых и передовых для своего времени идей родилось в стенах университетов.

Университет в средние века - это уникальная организация со своей внутренней структурой, иерархией и порядками функционирования. Но становление того или иного университета неизменно усложнялось целым рядом препятствий и проблем.

Значительный интерес представляет изучение многих особенностей системы высшего образования в средневековой Европе. Обратим наше внимание на освещение вопросов истории университетов в отечественной историографии.

Научная разработанность проблемы: в отечественной историографии интерес к истории западноевропейского образования обнаружился еще во второй половине XIX века. Это работы В.В. Игнатовича, П.Н. Войекова, Л.Н. Модзалевского, Н.С. Суворова, В.С. Ивановского1. Эти исследователи обращали свое внимание на проблемы взаимоотношения школы и католической церкви, зарождения гуманистического образования в Италии, Франции и других стран Западной Европы. Данные труды насыщены конкретным историческим материалом и до сих пор могут служить ценным подспорьем в изучении вопросов образования, культуры и быта в средние века.

С 1980-х гг. история образования в Европе становится предметом изучения в сборниках Академии Наук, в которых появляются статьи по истории европейских школ и университетов. Некоторые из этих сборников использовались для подготовки данной работы1. С этого же времени в Иваново начинается издание ряда сборников, посвященных проблемам культуры и образования. Некоторые из них мы также привлекли к подготовке данной работы2. Также интересные исследования по теме средневековых университетов можно найти в общих работах по истории города3, городской культуры4 и другим темам.

Источниковая база: достаточно широкий спектр документов по истории университетов мы можем найти в следующих сборниках: "Антология педагогической мысли христианского средневековья"5, где мы можем найти такие средневековые трактаты, посвященные системе образования и его содержанию как "О похвале клиру", "О школьной науке" и другие. "Документы по истории университетов Европы XII-XVвв."6 содержат ряд источников, касающихся вопросов возникновения университетов, их отношения с католической церковью и светской властью. Также в этом сборнике широко представлен материал, иллюстрирующий учебный процесс, быт магистров и школяров. Поэзия вагантов7 несет в себе ироничное описание нелегкой школярской жизни в условиях бедности, лишений и других непременных трудностей обучения.

Цели и задачи исследования: исходя из научной разработанности проблемы, основной целью данного исследования можно выделить развитие темы высшего образования в средние века в отечественной историографии, что предполагает следующие задачи: проследить социально-политические, культурные и идеологические особенности возникновения университетов, изучить содержание университетского образования, определить входящие в него дисциплины, установить роль философии в системе высшего образования Западной Европы и показать место в ней наследия Аристотеля.

Хронологические рамки исследования: XII-XIV века. Территориальные рамки охватывают территорию Западной Европы.

Объектом исследования являются труды отечественных ученых по истории высшего образования в средневековой Европе.

Предметом исследования стало развитие научной мысли в сфере истории высшего образования, что связано с увеличением интереса к данной проблеме.

Методологической основой работы являются хронологический, синхронный, сравнительно-исторический и структурно-системный методы исторического исследования.

Практическая значимость: выводы, сделанные по данной работе могут быть использованы в дальнейших исследованиях как начальная точка более детального изучения интересующей нас проблемы, в средних учебных заведениях как материал для уроков по истории и мировой культуры. Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав и заключения, списка используемой литературы.

1. Возникновение университетов

1.1 Общие тенденции интеллектуальной жизни XII-XIII веков

Университеты, возникшие на рубеже XII-XIII веков, стали логическим продолжением ранее существовавших городских и монастырских школ и явили собой новую организационную форму феномена высшей школы. Название "universitas" означало политическую корпорацию учителей и учеников (магистров и школяров), которая, получением различных привилегий, заняла положение публично-правовой корпорации. Средневековые корпорации складывались с целью взаимопомощи, улаживания внутренних конфликтов, для противостояния натиску извне, защиты своих прав в любой "агрессивной среде".

Рассмотрим основные тенденции интеллектуальной жизни XII-XIII веков. Здесь нам помогут сборники "Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль"1 и "Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени"2. Тринадцатое столетие было ознаменовано возвышением католической церкви и папства. Этим было предопределено большое внимание к вопросам воспитания паствы и обучения священнослужителей. С другой стороны, развитие образования было вызвано практическими потребностями. В это время происходит экономический подъем, усложнение товарно-денежных отношений, и как следствие рост средневековых городов. Городское население почувствовало практическую необходимость в ориентированном на их потребности образовании3.

Особенностей раннего городского рационализма, еще не освободившего от пут религиозного мышления, является стремление опереться не столько на опытное знание, сколько на новые авторитеты. XII-XIII века - это эпоха многочисленных передов с арабского, а в результате IV крестового похода и с греческого на латыни1. Европа наконец-то получает доступ к трудам Аристотеля в полном объеме, правда в арабском изложении. Также переводятся весьма ценные труды из области зоологии, ботаники, астрономии и вообще естественной истории.

Расширяется социальный состав учащихся. Помимо роста числа горожан, заинтересованных в конкретных знаниях, учебные заведения стали посещать больше представителей старых сословий. Происходит обмирщение образования. К изучаемому периоду школьные центры переместились из стен монастырей в кафедральные соборы, а дальнейшее развитие университетов привело к еще большей обособленности сферы образования. Главнейшей особенностью этого процесса стал переход образования из рук монахов в руки белого духовенства, ученых клириков - горожан2.

В университетах четко прослеживается специализация по предмету обучения. Вот свидетельство Трувера Гелинанда (XIII век): "В Париже школяры ищут искусства, в Орлеане - древних авторов, в Болонье - кодексы (право), в Салерно - аптечные банки (медицину), в Толедо - демонов (чернокнижие), и нигде - добрых нравов"3.

Эта эпоха дала миру немало выдающихся ученых, философов, поэтов. Вот только некоторые из них - Фома Аквинский, Гуго Сен-Викторский, Иоанн Солсберийский, Раймунд Луллий, Роджер Бэкон, Пьер Абеляр и многие другие. Период XII-XIII веков стал временем развития интеллектуальной жизни, накоплением новых знаний и возрождения старых. Появляется мощный импульс, дающий толчок к развитию системы образования - развиваются школы, появляются университеты.

1.2 Испанские университеты

Проблема возникновения университетов достаточно широко освещена в отечественной историографии. Однако отправной точкой нашего исследования средневековых университетов станет наименее освещенная в научных трудах тема высшего образования в Испании. В начале XIII века основаны университеты в Паленсии (1208-1212 гг.) и Саламанке (1218), точнее протоуниверситетские образования, опиравшиеся первоначально на местные кафедральные соборы и имевшие ограниченное число факультетов. Золотой век "генеральных школ", их расцвет и превращение в собственно университеты, по мнению исследователя Н.П. Денисенко1, приходится на вторую половину XIII века-первые десятилетия XIV века. В этот период возникают 6 новых университетов, дальнейшее развитие получают "старые" - в Саламанке и Паленсии. Инициатива учреждения университетов принадлежала в большинстве случаев королям и реже - церковным иерархам. Так, огромную роль в становлении Саламанкского университета сыграли распоряжения Фердинанда III и Альфонсо X, в правление которых преподаватели и студенты получили особые привилегии, корона взяла на себя также финансирование университетов, закрепив все это в королевском законодательстве2.

Следующая ступень в истории испанских университетов - утверждение, точнее признание Папой. Это происходило посредством специальных булл. Только такое решение переводило университет в разряд "законного", то есть обеспечивало признание дипломов, присваиваемых университетом степеней и званий, давало право закончившим университет преподавать как в своем, так и в прочих учебных заведениях (licentia ubique docendi). Вместе с папским признанием университеты удостаивались и некоторых привилегий. Это подтверждает, к примеру, послание папы Александра IV Саламанкскому университету: "Мы считаем совершенно правильным и достойным, чтобы те, кто возделывает ежедневными занятиями поле познания в поисках жемчужины науки, получали радость, находя у нас расположение и милостивое внимание к их просьбам. И поскольку они будут чувствовать поддержку апостольского расположения, их деятельность будет более свободно следовать по намеченному пути"1.

Одним из самых насущных вопросов для любой "генеральной школы" являлся вопрос о ее финансировании. Формально средства на содержание испанских университетов выделялись из налоговых поступлений в королевскую казну, но речь практически всегда шла о третине - части церковных десятин, получаемых короной по соглашению с папами. Постоянные трудности со сбором названных сумм, что вызывало конфликты университетов с городскими церковными властями и налоговым ведомством. Подобные ситуации позволяли папам и местной церкви выступать в роли арбитров, назначать своих опекунов - "охранителей", приостанавливать финансирование и применять другие экстренные меры2.

Взаимоотношения испанских университетов с городами, в которых они функционировали, были обостренными, как впрочем, и в других европейских странах. Постоянные внутренние раздоры по самым различным поводам, конфликты и вооруженные стачки студентов с горожанами, вмешательство городских властей в выборы должностных лиц в университете - вот далеко не полный список проблем, с которыми повседневно сталкивались университеты. Главная причина такого противостояния кроется во взаимном отталкивании города и университетов как корпорации, некоторая чужеродность его в социальной и политической организации города. Испанские города часто были не заинтересованы в основании университетов и в этом вопросе в лучшем случае занимали пассивную, но чаще негативную позицию1.

.3 Итальянские университеты

Совершенно иначе обстояло дело в итальянских городах-коммунах. При исследовании вопроса истории итальянских университетов неоценимую помощь нам окажут труды историка В.И. Рутенбурга2, который изучает университет во взаимодействии и тесной связи с городами, в которых они функционируют. Специфика итальянских университетов, по утверждению исследователя, вытекает из особенностей итальянского феодализма3. Рост и укрепление городских коммун, образование городов-государств, широкая средиземноморская и общеевропейская торговля, развитие мануфактур, переход земли в собственность горожан и городских коммун - все это требовало юридического обоснования. Эта динамичная социально-экономическая и политическая обстановка привела к появлению наряду с монастырскими муниципальных городских школ, а затем и созданию университетов. Итальянские университеты, как и зарубежные, также брались под папское и монаршее покровительство. В 1361 году Перуджинский университет получил права от Карла VI, воспользовавшись его пребыванием в Италии. К Карлу VI в Пизу коммуна Перуджи направила посольство во главе с Бартоло да Сассоферрато. Университет получил все права studium generale4. А Болонский университет получил свои привилегии от Фридриха Барбароссы. Вот цитата из его грамоты ученикам и учителям болонских школ: "…мы постановили,…чтобы никто не осмеливался задерживать школяров с целью нанесения им какой-либо обиды и чтобы никто не причинял им убытка из-за долга другого лица. Если же кто-либо пожелает возбудить иск по какому-либо делу, разбирательство должно происходить по свободномувыбору школяра"1.

Создание университетов по инициативе коммуны было достаточно распространенным явлением в Италии. Так была образована высшая школа в Сиене. 18 июня1275 года Общий совет Сиенской коммуны постановил открыть в городе высшую школу для обучения гуманитарным наукам. Вскоре коммунальные власти объявили набор школяров (scolari, studenti) и пригласили лекторов (dottori, maestri) . В 1275 году коммунальные власти устанавливают размеры оплаты за преподавание и вырабатывают условия обучения. Подобная практика встречается и в других коммунах2. Город освобождал магистров и школяров от любых налогов, обеспечивал им проживание в городских домах на льготных условиях. В то же время и преподаватели, и студенты практически могли пользоваться многими правами граждан этого города, вплоть до участия представителей университетов в советах коммуны3. Главной причиной всех вышеперечисленных действий была экономическая заинтересованность города в высших школах. Последствия такого сотрудничества были выгодны для каждой стороны. Обратимся к примеру Болоньи. Вот свидетельство современника: "Огромное количество школяров, достаточно богатых… изменяли лицо города, весь тон его жизни, вносили своего рода хозяйственный переворот. Город был полон деньгами и получал выгоды от продажи товаров этим чужеземцам. Появились новые формы городской культуры, не без наличия роскоши. Город из римского поселения менее чем за два века превратился в крупный центр"4. В решении Большого совета болонской коммуны подчеркивалось, что наличие университета повышает ее политический престиж.

Коммунальные власти систематически рассматривали вопросы, связанные с делами университетов в Большом, Малом советах, креденце ректоров цехов, так как университет в уставах коммуны рассматривался как одна из корпораций в системе городских цехов. Во всех советах коммуны были представители университетов, а в совете приоров принимали участие уполномоченные по делам высших школ - мудрые (savii). Но неизменно возникали противоречия, которые приводили к обострению отношений. В результате конфликтов болонские профессора и школяры уходили в Виченцу, Ареццо и другие города. Но уход из Болоньи был лишь мерой для восстановления обычного состояния. Эти столкновения не имели какого-либо принципиального антикоммунального направления, а скорее касались вопросов престижа.

Университеты итальянских коммун готовили юристов, медиков, официальных светских и церковных чтецов, должностных лиц для государственных учреждений городов Италии и других стран.

1.4 Парижский университет

История Парижского университета очень обширно освещена в отечественной исторической науке благодаря многочисленным исследованиям Павла Юрьевича Уварова. Парижский университет развился из церковных школ в первый светский в Европе университет в 1215 году. И почти сразу же стал активно взаимодействовать с городом. Не оставили его без внимания папа и монархи, как французский, так и английский. Последовал целый ряд грамот и булл - от папы Григория IX в 1231году, письмо английского короля Генриха III в 1229 с предложением переселиться в Англию и продолжить обучение здесь. Король гарантирует прекрасные условия: "для этой цели мы назначим вам города, бурги, местечки, какие вы пожелаете выбрать. В каждом надлежащем случае вы сможете здесь наслаждаться свободами и спокойствием, которые полностью удовлетворят ваши нужды и будут угодны богу"1.

П. Ю Уваров в работе "Парижский университет и общественная жизнь средневекового города"1 преследует цель исследовать место и роль университетской среды в средневековом городе, их связь и взаимовлияние. В результате подробного изучения внутриуниверситетских и других городских нарративных источников автор приходит к выводу, что взгляды представителей университетской среды (система ценностей, поведенческие стереотипы, формирование идеалов) несут на себе печать той же двойственности, что и весь средневековый город в целом. Наряду с тенденцией отвержения аристократических, феодальных по сути моральных и поведенческих норм и принятием представлений, характерных для бюргерства, они воплощают в себе взаимствования многим аристократических традиций, являясь, таким образом, органической частью феодальной культуры.

В других работах П.Ю. Уваров прослеживает связь Парижского университета с местными интересами2. Связь университета с провинцией была взаимна: с одной стороны, членство в нем могли сохранять провинциальные прелаты и чиновники, а с другой, студенты и магистры в Париже не порывали отношений с семьей и территориальными общностями. Студенты в университетах делились на "нации" по месту проживания. Возможно, в обыденной жизни школяры одной "нации" не чувствовали себя чем-то единым. Однако в случае конфликтов представители одной нации отличались большой сплоченностью. Вот яркое свидетельство Якова Витрийского: "… даже различия стран возбуждало у них несогласия, ненависть, сильные ссоры, и они бесстыдно преследовали друг друга всякого рода бранью и оскорблениями. Англичан они называли пьяницами и шутами, детей Франции - гордыми, изнеженными и изукрашенными как женщины; они говорили, что немцы на своих праздниках ведут себя неприлично и по-скотски, нормандцев называли тщеславными самохвалами, жителей Пуату вероломными и льстецами, бургундцев - грубыми и глупыми, бретонцев - легкомысленными и непостоянными. Вследствие подобных оскорблений часто дело переходило от слов к потасовке"1. Хотя столкновения между выходцами из различных провинций были свойственны не только университетской среде2.

Университет выполнял функции своеобразной "школы представительства". Он периодически отправлял папе делегации с ротулами - списками магистров на получение бенефициев. Университет также обладал комплексом средств для защиты своих прав и поддержания авторитета: аппеляции к солидарности всех бывших студентов, наложением на противников церковного осуждения, обращение в суд, угроза сецессии - учебной забастовки и возможности переноса занятий в другой город, что наносило ущерб политическому престижу королевства и экономическим интересам горожан.

Первые университеты - союзы магистров и студентов - складывались спонтанно, сами вырывали хартии и привилегии у церковных и светских властей. С XIII века инициаторами их создания выступали папы и короли. Университеты были важным элементом средневекового города, выступали носителями одновременно культурных, духовных, идеологических ценностей средневекового общества.

.1 Структура университетского образования

Устройство университетов как корпораций напоминает структуру ремесленных цехов. Ученое производство облекалось в такие же регламентированные статутами формы, как и ремесленное. Градации школяров, бакалавров, магистров или докторов соответствовали цеховым градациям учеников, подмастерьев и мастеров. Именно строжайшая регламентация и стандартизация деятельности университетов обеспечили высочайший уровень качества и надежности современной науки средневековой науки как способа мышления, ставшего фундаментом современной науки.

Типичной можно назвать университетскую корпорацию в Париже. Она состояла из четырех факультетов: артистического (где преподавались свободные искусства), юридический, медицинский и теологический. Высшие факультеты - медицины, права и теологии управлялись титулованными регентами во главе с деканами. Факультет искусств, как самый многочисленный, делился на нации по месту рождения студентов. В Париже было четыре таких нации: французская, пикардийская, нормандская и английская1.

Совершенно иначе обстояло дело в Болонском университете. Здесь студентами были достаточно взрослые люди, они заключали договоры с наставниками и контролировали качество обучения2. Здесь было два ректора - главы факультетов гражданского и канонического права. Нации делились на две федерации - цитрамонтанцев и ультрамонтанцев.

Учеба организовывалась следующим образом. Изучение свободных искусств длилось около шести лет, и получали его где-то четырнадцатью и двадцатью годами. Затем происходило обучение медицине и праву - приблизительно между двадцатью и двадцатью пятью годами. Изучение богословия требовало большего времени, учились пятнадцать - шестнадцать лет. Каждый из периодов делился на ступени. За это время последовательно обретались степени "курсора" (бакалавра-репетитора), "библикуса" (комментирующего Библию), "сентенциария" (допущенного преподавать по книге "Сентенций" Петра Ломбардского, в которой согласовывались мнения авторитетов по спорным вопросам богословия), бакалавра "формати" (участвующего во всех диспутах), лиценциата (обладателя "права преподавать повсюду"), и, наконец, степень доктора теологии, означавшего наивысшую компетентность1. Учеба в основном сводилась к комментированию текстов. Статуты университетов указывают на труды, которые должны быть включены в программу. Программы претерпевают изменения. Включение в систему авторитетов языческих и мусульманских философов, латинских поэтов, средневековых магистров и в тоже время почти полное отсутствие в университетских источниках ссылок на Отцов Церкви и даже само Священное Писание свидетельствуют о намечающемся процессе десакрализации и ориентации университетов в большей мере на светскую городскую культуру2.

.2 Учебные программы университетов

Различий между университетами было много. Существовало две "семьи" университетских статутов - Болонская, характерная для итальянских и части южнофранцузских университетов, и Парижская, более распространенная и позже вытеснившая южный вариант3. В одних университетах в преподавании на факультете искусств основной акцент делался на изучение логики, в других - риторики и грамматики. Во многих университетах не было медицинского факультета, часто обходились и без факультета теологии, а в Париже отсутствовал факультет римского права - самый распространенный в Европе. В Монпелье, в отличие от других медицинских центров, медики-теоретики не проявляли обычного высокомерия по отношению к хирургам и аптекарям4. В Тулузе и Саламанке в теологии господствовал томизм и умеренно реалистическое направление в противоположность оксфордскому и парижскому номинализму, а в Падуе в XIV веке находит пристанище изгнанный из Парижа аверроизм1.

Из дошедших до нас документов по истории университетов мы можем судить о программах различных университетов. К примеру, в Болонье в XIV веке на факультете искусств предписывалось изучать естественнонаучные труды Аристотеля: "Физика", "О возникновении и уничтожении" - в первый год, "О небе", "Метеорология" - второй, "О душе", "Метафизика" - в третий год обучения2. А на экстраординарных лекциях изучали Аверроэса, его труд "О субстанции мира". Это интересное свидетельство о том, что Болонский университет являлся одним из центров аверроизма. А студенты медицинского факультета тщательно изучали трактаты Гиппократа, Галена и Гиппократа.

Несмотря на разнообразие уставов, основные принципы преподавания были схожи во многих моментах. Утром читались так называемые курсорные или ординарные лекции. Преподаватель зачитывал текст книги, затем выделял основную проблему и разбивал ее на подвопросы. На вечерних, экстраординарных лекциях уже другие преподаватели (ими могли быть бакалавры) растолковывали, повторяли утреннюю тему или же останавливались на специальных вопросах3. Умение выделять вопросы считалось главным и важнейшим. Не меньшее внимание уделялось умению вести полемику. Обычные, ординарные диспуты проводились еженедельно. Событием, привлекавшем много публики, были диспуты "о чем угодно" (кводлибеты). Затрагиваемые темы носили часто фривольный характер, но иногда касались злободневных политических вопросов. В Болонских статутах описывался порядок ведения диспутов. Для начала "следует избрать одного из членов, который будет называться магистром студентов"4. В его обязанности входила подготовка вопросов для диспутов, которые он должен был сообщить отвечающему и оппоненту не мене чем за две недели до диспута. Так же он должен был следить за дисциплиной и направлять ход дискуссии1.

Немалое внимание содержанию университетского образования уделялось в трактатах, касавшихся всех ступеней образования. Пример такового сочинения - трактат "De disciplina scolarum" (О школьной науке), который является загадкой для ученых. Не известен ни автор, ни дата, ни место его написания. Автор этого произведения ведет повествование от лица Боэция - "последнего римского философа". Это сочинение состоит из шести глав. Специфика трактата - его рекомендательный характер. Первая и третья главы касаются программы обучения. После изучения грамматики автор трактата рекомендует изучать и запоминать античных писателей - Сенеку, Вергилия, Горация и других. Однако этих авторов в университетах не изучали. По мнению исследователя Н.Д. Митьковой, такая рекомендация была сделана либо в подражание Боэцию, либо из желания сохранить в университетах классиков2. Следующей ступенью является изучение логики. Сначала знакомятся с понятиями и логическими операциями, после переходят к более трудным и специальным вещам - к "Исагоге" Порфирия, вводящей в "Категории" Аристотеля, комментариям Боэция к логическим работам Аристотеля, а затем и к самому Аристотелю в переводах Боэция. Логика именуется в трактате "исследовательницей истинного и ложного", "наукой наук", "школьной госпожой"3. Параллельно с изучением логики рекомендуется изучение грамматики, с помощью которой овладевают искусством, а также красот риторики и квадривия, но об этом упоминается очень кратко. В действительности все обстояло несколько иначе. В курсе "свободных искусств" в университетах главное место на самом деле занимает логика. Грамматика же практически вытесняется из университетской программы, ее изучают в подготовительных "грамматических школах". Риторика сводится к изучению сборников писем. Геометрия, астрономия, музыка, математика были представлены далеко не во всех университетах. Как правило, в университетах XIII-XIV вв. наибольшее внимание уделялось изучению права - канонического и светского. Авторитетными в вопросах теологии считались лишь университеты Парижа, Саламанки, Оксфорда, Тулузы, Кёльна. Наиболее популярными были медицинские факультеты в Монпелье, Париже, Болонье, Лериде1.

В анонимном трактате "О школьной науке" автор предлагает для обсуждения "вопросы Кратона" - скорее всего тезисы для схоластического диспута, имеющие разнообразный естественнонаучный и философский характер: несколько небес существует или оно одно, в соответствии с Аристотелем? Е сли их несколько, то каковы их границы, если одно, как думает Аристотель, то в то время как части целого движутся, почему не движется совокупность?2

Другие вопросы имеют отношение к астрономии, астрологии. Следующая группа вопросов касается выяснения причин естественных явлений - землетрясений, морских волн и так далее, здесь же спрашивается о птицах, камнях, зрении, цвете. Но смысл этих вопросов не всегда понятен. Автор трактата формулирует аристотелевско-аверроисткие идеи в виде тезисов, используемых в схоластических диспутах.

Если мы обратимся к университетам Англии, то увидим, что на протяжении большей части XIII века академическая жизнь Оксфорда и Кембриджа не была сколько-нибудь оживленной, особенно в богословии и юриспруденции. Множество английских студентов обучались во Франции и Италии, так как в Англии все еще существовала ограниченная потребность в образовании на более высоком уровне, что делало преподавание здесь сомнительным предприятием для учителей с континента. В последней четверти столетия ситуация существенно изменилась1. Самое раннее свидетельство наличия нескольких факультетов и достаточного количества преподавателей и студентов в Оксфорде исследователь М.Н. Панютина находит в отчете Джеральда Уэльского о чтении им здесь "Topographia Hibernica"2. Академическое население увеличилось за счет Парижа в 1167 и из Нортгемптона в 1192 годах. Это доказывает, что богословие и юриспруденция систематически преподавались в последнее десятилетие XIII века.

Проблема содержания университетского образования освещена в отечественной историографии не достаточно полно. Чаще всего о дисциплинах, входящих в курс того или иного университета мы можем узнать из общих работ, посвященных образованию и развитию какого-либо университета. Но мы можем выделить черты общности в дисциплинах, преподаваемых по всей Европе. Это повсеместное признание античных авторитетов - Аристотеля, Галена, Гиппократа и других. Изучение цикла "семи свободных искусств" - непременный атрибут любой высшей школы. Существовавшие различия лишь подчеркивали общеевропейскую идею университетов и объяснялись местной спецификой развития научной мысли.

3. Роль философии и наследия Аристотеля в университетском образовании

При кажущейся неизменности содержания и методов обучения в университетах ощущалась пульсация научной мысли. Здесь шла борьба за наследие Аристотеля. Та форма сочетания аристотелизма с христианством, которую предложил Фома Аквинский, с трудом, но все же удерживалась в большинстве университетах. Достаточно быстро формируются черты особой, университетской культуры. Константами этой культуры были не только рационализм, приверженность цитированию авторитетов и препарированию проблем, но и необычайно высокая самооценка. Философы объявлялись достойнейшими из людей, поскольку считалось, что образованность сообщала человеку не только знания, но и добродетели, делая образованных истинно благородными, превосходящими знатных по рождению1.

С XII века университетская мысль, а вслед за ней и все средневековье напряженно вчитывалось в "Политику" Аристотеля. С XIV веке в университетах номиналистическое направление, переносящее акцент на первичность индивидуального.

Проследить течение долгой и упорной борьбы различных философских направлений в университетской среде мы можем с помощью монографии Г.В. Шевкиной "Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII века"2. Эта книга посвящена мыслителю, который жизнью и творчеством, философской позицией и неутомимой борьбой отразил всю сложность обстановки в Парижском университете, одном из основных центов европейской науки XIII века. Парижский университет был не только старейшим университетом в Европе, но и самым влиятельным. Борьба направлений, различные толкования сочинений Аристотеля в XIII веке, притязания нищенствующих орденов на руководство образованием - все это приводило к не менее острым столкновениям, чем во времена Абеляра и изгнанию или исходу студентов и магистров. Изгнанники продолжали идейную борьбу в Оксфорде, Кембридже, итальянских университетах, и, таким образом все, что происходило в Париже, приобретало поистине европейское значение3.

Парижский университет в XIII веке был средоточием борьбы за освоение философского наследия Аристотеля. Сюда приезжал из Италии Фома Аквинский для чтения лекций и проведения диспутов. Сюда и Альберт Больштедтский направлял свои сочинения против аверроистов и философские письма. В исследовании Г.В. Шевкиной изложено философское учение Сигера Брабантского, показана фигура мыслителя как бы в фокусе всех сложных коллизий в университете. В книге показано творческое отношение парижского аверроиста к наследию Аристотеля, его стремление преодолеть дуалистический разрыв между понятиями материи и формы. Не менее полно обрисовано влияние на Сигера и его учение о вечности мира арабского комментатора Аристотеля - Ибн-Рушда (Аверроэса).

В студенческой массе, которая исчислялась тысячами в университетских центрах, а особенно многочисленной была в Париже, основное множество состояло из бедняков (scholares pauperes). В большинстве голиардик жизнь школяров рисуется в суровых красках. Также в поэзии вагантов прослеживается частичное сходство сюжетов: легкие насмешки над прелатами, пиршественная и любовная лирика1. К неудовольствию странствующих школяров были и философские споры различных толкователей Аристотеля, ведь неизбежно они оказывались втянутыми в социально-политические противостояния - следствие внитриуниверситетской борьбы.

Сопоставление точек зрения разных философов позволяет выделить тринадцатое столетие как определенный этап в борьбе за освобождение человеческого разума от догмы, когда и сторонники, и противники аверроизма признавали, что у теологии и философии истина одна, но доказывается она разными путями.

Как уже упоминалось, в XIII веке в Европе становятся известны труды Аристотеля, с которыми европейские ученые прежде были знакомы лишь отрывочно и косвенно, а также труды его арабских и еврейских комментаторов. По данным различных исследователей, к 1246 году в Европе были уже известны все основные произведения Аверроэса1.

Труды Аристотеля активно изучаются студентами факультета искусств. Распространению трудов Аристотеля и его комментаторов в Париже встречает сопротивление церкви. При осуждении в 1210 году учения Амальрика Бенского и Давида Динанского под угрозой отлучения от церкви запрещается изучения естественнонаучных сочинений Аристотеля и комментариев к ним. Но университет борется за право свободного обучения, не подчиненного церкви2. Церковь стремилась сохранить интеллектуальное господство и подчинить своему влиянию университеты, как и все научное движение того времени. Крупнейшие схоласты - Фома Аквинский и Бонавентура - вышли из нищенствующих орденов. В 1229 году, воспользовавшись очередной распрей с городскими властями, университет требует отмены епископского контроля. Изучение Аристотеля в университетах продолжается.

В 1231 году новый декрет Григория IX повторяет запрет на изучение естественнонаучных трудов Аристотеля и его восточных толкователей. Однако, папа упоминает, что во вредных книгах могут содержать и полезные сведения - "мы узнали, что запрещенные книги по изучению природы содержат как полезные, так и вредные положения, мы хотим, чтобы полезное в этих трудах не портилось от соприкосновения с вредным и опасным"3. Такие категоричные меры по отношению к сочинениям Аристотеля привели к сожжению его книг в Париже. Вот свидетельство современника "В те дни... читали в Париже некие книжки, составленные, как говорили, Аристотелем, излагавшие метафизику, недавно занесенные из Константинополя и переведенные с греческого на латинский язык. Поелику они не только подали хитроумными идеями повод упомянутой ереси, но и могли возбудить новые, еще не появившиеся, все они были присуждены к сожжению, и на том же соборе было постановлено, чтобы впредь никто не осмеливался под страхом отлучения их переписывать, читать или каким-либо образом хранить"1. Однако не все современники были категоричны по отношению к античному наследию. Как писал Роджер Бэкон в своих сочинениях: "Пусть [христиане] прочтут 10 книг аристотелевой этики, многочисленные трактаты Сенеки, Туллия Цицерона и многих других и тогда увидят, что мы погрязаем в бездне пороков и что одна милость Божия может нас спасти. Как преданы были эти философы добродетели, как любили ее! И всякий, конечно, отстал бы от своих недостатков, если бы прочел их сочинения"2.

В 1255 году статут Парижского университета включает в программу обучения все известные тогда книги Аристотеля. Этот статут был прямым вызовом папской власти. Он привел в негодование теологов-августинистов, считавших книги Аристотеля вредными и абсолютно несовместимым с христианским вероучением. Этот факт свидетельствовал о наличии конфликта между теологами и членами факультета искусств, который возник из-за стремления последних превратить свой факультет из низшего, подготовительного в самостоятельный, равноправный факультет, где преподавалась бы философия, включавшая и начатки естествознания.

Знакомство с творчеством Аристотеля с новой остротой ставит вопрос о противоречии между наукой и религией. Августиновско-неоплатоновская школа оказывается неспособной справиться с огромным естественнонаучным материалом, который был введен в оборот вместе с трудами Аристотеля.

В середине тринадцатого века обнаружилось глубокое противоречие между стремлением к изучению философии, развитием науки и интересами церкви. Артистический факультет становится предметом постоянного беспокойства для церковников.

Аверроистская школа философии возникла в Парижском университете во второй половине XIII века. 10 декабря 1270 года 13 аверроистских положений были осуждены епископом Парижа Этьеном Тампье. Вот лишь несколько из них:

· 2. Фальшиво и не может быть доказано: что человек понимает;

· 3. Что воля человека определяется необходимостью;

· 5. Что мир вечен;

· 6. Что никогда не существовало первого (сотворенного) человека;

· 10. Что бог ничего не ведает о вещах в их частных (единичных) проявлениях1.

Все же после осуждения Сигер Брабантский не прекратил своей деятельности. 1271-1273 гг. - время высокой научной активности парижского магистра. В 1271 году Фому Аквинского второй раз приглашают в Париж и он принимает активное участие в диспутах. Споры не прекращаются и после его отъезда. То обстоятельство, что своим трактатом "О разумной душе" Сигер Брабантский осмелился ответить на вызов Фомы Аквинского, говорит о том, что борьба между ними продолжалось2.

Обратим наше внимание на Аверроэса - арабского комментатора Аристотеля, чье учение оказало значительное влияние на Сигера Брабантского и всю интеллектуальную жизнь университетской Европы. Аверроэс разделял философию и теологию, разграничивал сферы их влияния и тем самым обеспечил философии независимость от теологии. Все это не могло не вызывать недовольства церкви. Следует ряд запрещений изучения естественных наук под угрозой отлучения от церкви: 1210, 1215, 1219, 1225гг., осуждение некоторых ученых, инквизиция. Возможно поэтому автор анонимного трактата "О школьной науке" пишет от имени Боэция, заслуженного и авторитетного философа, чьи комментарии к логическим работам Аристотеля и трактат "Об утешении философией" издавна изучались в средневековых школах. Вопросы для диспута, предлагаемые в этом трактате могли вытекать из естественнонаучных трудов Аристотеля - "Физика", "Метафизика", "О небе", "О возникновении и уничтожении". Эти работы, переведенные еще в XII веке, несмотря на ряд запрещений, получают в Парижском университете все более широкое распространение, в 1231 году они читались и комментировались повсеместно1. В этих же вопросах четко прослеживается и аверроистское влияние. Во-первых, философия рассматривается как отдельная от теологии самостоятельная наука. Во-вторых, ряд естественнонаучных и философских вопросов были предметом обсуждения у Аверроэса (вопросы о движении и соотношении планет, о качествах и акциденции материи, о наследственности и др.)2.

Сигер Брабантский пытается избавиться от дуалистического разрыва в учении Аристотеля между понятиями материи и формы. Согласно Сигеру Брабантскому материя и форма различаются в представлении людей, но едины в своем бытии. Фома Аквинский рассматривает сущность вещей как нечто отличное от их реального бытия. Признавая совпадения бытия и сущности только в Боге, Фома Аквинский решает эту проблему идеалистически. Для Сигера Брабантского бытие вещей неотделимо от их сущности3.

Наиболее оригинальной и наиболее опасной для церкви была аверроистская теория вечности и единства "разумной души", то есть человеческого интеллекта1. Весьма интересны аристотелевские рассуждения о времени: всякий данный момент времени конечен, но время, составленное из бесконечного числа конечных моментов, бесконечно. Вечность как свойство человеческого вида сочетается со смертностью каждого индивида.

Преследуемые и осуждаемые аверроисты изгонялись из Парижского университета, а их труды уничтожались. Несмотря на все усилия церкви по пресечению аверроизма, он снова распространился в начале XIV века. Яркий представитель - Жан Женденский. Его научная деятельность была посвящена комментированию трудов Аристотеля и Аверроэса. Хотя каждое научное положение, несовместимое с вероучением, он отвергал как противоречащее истине и говорил об истинности догмы, однако столь же громогласно он заявлял о невозможности доказать разумом эти истины. Теорию двойственности истины Жан Женденский отбрасывает2.

Если знакомство с логическими трудами Аристотеля в XII веке выдвинуло на первый план диалектику как умение применять логические выводы в споре и дало такого мыслителя, как Абеляр, то рецепция естественнонаучных и философских трудов Аристотеля расширила научные горизонты, увеличила интерес к светскому знанию. Философия впервые становится не только искусством рассуждать, но и наукой о природе вещей.

интеллектуальный университет аристотель образование

Заключение

По данной работе можно сделать следующие выводы:

· проблема возникновения университетов, их становления и развития освещена в работах отечественных ученых достаточно полно. Исследователи подробно описывают проблемы, неизбежно возникавшие при появлении университета, их взаимоотношения со светскими и церковными властями.

· при всем многообразии университетов, их географическом положении и научном направлении, дисциплины, изучаемые в университетах, были примерно одинаковыми. Отличия объяснялись спецификой течения научной мысли в различных университетских центрах.

· философская наука являлась важнейшей и неотъемлемой частью университетского образования. Она была универсальным методом практически для любой отрасли науки. В то же время она старалась освободиться от своего клейма "служанки теологии" и обращала свое внимание на более специальные вопросы, особенно естественнонаучного характера.

Система образования, возникшая в средние века в Западной Европе, во многом предопределило развитие современной образовательной системы. Современные университеты - прямые потомки средневековых. Можно сказать, что проблема образования была одной из наиболее острых социальных проблем, как в средние века, так и в наши дни. Поэтому изучение этого аспекта духовной жизни средневекового общества никогда не перестанет быть актуальным.

Список источников и литературы

Источники

1. Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2-х томах./ Под ред. В.Г. Безрогова и О.И. Варьяш М., 1994.

2. Документы по истории университетов Европы XII-XVвв./ Под ред. Г.И. Липатниковой. Воронеж. 1973.

. Поэзия вагантов. М., 1975.

. Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. Н.П.Грацианского и С.Д. Сказкина. М., Т. II, ч. I. 1938.

. Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. Н.П.Грацианского и С.Д. Сказкина. Т. 2. М., 1950.

Литература

1. Боришанская М.М. Ведущие тенденции развития школы в странах Западной Европы // Западноевропейская школа и педагогическая мысль (исследования и материалы): Сб. науч. тр. М., 1989. Вып. 1 ч. 1

2. Боришанская М.М. Педагогические идеи в культуре Западной Европы XIII-XIV вв. // Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. М., 1990.

. Денисенко Н.П. Испанские университеты в XIII-XIVвв. // Университеты Западной Европы. Средние века. Возрождение. Просвещение. Межвуз. сб. науч. трудов. Иваново, 1990.

. Добиаш-Рождественская О.А. Коллизии во французском обществе XII-XIII вв. по студенческой сатире этой эпохи. // Культура западноевропейского средневековья. Научное наследие. М., 1975.

. Матерова Е.В. Университеты и школярская жизнь в средние века. // Преподаватель XXI век - 2006 №3.

. Митькова Н.Д. Некоторые аспекты системы средневекового университетского образования по трактату "De disciplina scolarum" (О школьной науке). // Университеты Западной Европы. Средние века. Возрождение. Просвещение. Межвуз. сб. науч. тр. Иваново, 1990.

. Панютина М.Н. К вопросу о становлении университета Оксфорда. // Человек в культуре античности, средних веков и Возрождения. Сб. науч. тр. под ред. В.М. Тюленева. Иваново, 2006.

. Рутенбург В.И. Итальянский город от раннего средневековья до Возрождения. Л., 1987.

. Рутенбург В.И. Университеты итальянских коммун. // Городская культура и начало нового времени. Л., 1986.

. Уваров П. Ю. Интеллектуалы и интеллектуальный труд в средние века. // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.2 М., 2001.

. Уваров П.Ю. Парижский университет и местные интересы (конец XIV-первая половина XV вв.) // Средние века. № 54.

. Уваров П.Ю. Парижский университет и общественная жизнь средневекового города (по франкоязычным произведениям XIII-нач.XIV вв.). М., 1982.

. Уваров П.Ю. Парижский университет: европейский универсализм, местные интересы и идея представительства. // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.4.

. Уваров П.Ю. Университет. // Словарь средневековой культуры. / под ред. А.Я. Гуревича М., 2007

. Уваров П.Ю. Университет и идея европейской общности. // Европейский альманах. История. Традиция. Культура. М., 1993.

. Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XII века. М., 1972.

Первые университеты никто не основывал. Они возникли сами собой на рубе-же XII-XIII веков. Затем эту уже готовую форму заимствовали, открывая новые университеты, в разных европейских землях, а позднее — и в других регионах. Причем даже в Новое и Новейшее время основатели университетов иногда неосознанно, а иногда и вполне преднамеренно копировали традиционные европейские формы.

За последние сто лет написано много книг о «миссии университета», о «духе университета», о «конце университета», о «перерождении университета». В спорах о роли и месте университетов в современном мире авторов становится все больше, а согласия между ними — все меньше. Но если признать средневе-ковое происхождение университетов, то, может быть, стоит сперва разобраться в том, зачем они вообще возникли на средневековом Западе и каковы были их функции?

Доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, заведующий отделом западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени Института всеобщей истории РАН, профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ, ответственный редактор журнала «Средние века»

Тезисы

Средневековый Запад подарил нам университеты. Ниточка, соединяю-щая средневековые университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда или Пра-ги с МГУ, НИУ ВШЭ или НИЯУ МИФИ, — длинная и петляющая, но не-прерывная. Этого нельзя сказать о византийском Пандидактерионе Пандидактерион учебное заведение, осно-ванное в 855 или 856 году в Константино-поле и существовавшее, пока в 1453 году город не взяли турки. , о марокканском Аль-Карауине Аль-Карауин — старейшее высшее учебное заведение в городе Фес, было основано в 859 году. или о китайской академии Ханьлинь Ханьлинь («Лес кистей») — придворная академия, основанная в Китае в 738 году и просуществовавшая до 1911 года. Она выполняла роль высшей школы, комитета по цензуре, библиотеки и императорской канцелярии, поскольку ее члены часто становились советниками императора. Академия являлась высшем звеном всей системы конфуцианского образования и ме-стом проведения должностных экзаменов. . История таких заведений чрезвычайно интересна и незаслуженно забыта, но в самих этих регионах позднее будет заимствована именно западная университетская форма получения и сохранения знаний.

Неразрывность традиции создает эффект узнавания: «Они были почти такими же, как мы сейчас!» И действительно, многое кажется знако-мым: там, как и у нас, были ректор, декан, факультет, лекции, курсы, экзамены, бакалавры, магистры, доктора, профессора. Студенты посту-пали в университет, слушали лекции, практиковались в отстаивании своего мнения, сдавали экзамены и в случае успеха получали степени. Достигнув степени бакалавра, они могли покинуть университет, а могли, добившись звания магистра, перейти к более продвинутым уровням обучения на высших факультетах. Человек с университетской степенью ценился в обществе достаточно высоко, хотя далеко не так высоко, как ему бы хотелось. Университетские должности были выбор-ными, важнейшие вопросы решали советы факультетов или всего уни-верситета. Среди магистров были великие ученые, но были и тупые ретрограды. Последних, как правило, больше — и тем не менее универ-ситеты часто становились катализаторами перемен, генерируя мятеж-ный дух. Студенты вечно жаловались на безденежье, на то, что они недоедают и недосыпают, но демонстрировали буйный нрав, склон-ность к веселью, проделкам и розыгрышам. Студенческий фольклор, например поэзия вагантов, неизменно интересует наших современни-ков, особенно если они знакомы с ней лишь по переводам Льва Гинзбурга .

Но ничего этого вы от профессиональных исследователей университе-тов не услышите: чем глубже человек погружается в материал, тем сильнее изменяется картина. Вагантами были вовсе не нищие студенты, а весьма солидные прелаты — то есть высокопоставленные духовные лица, кардиналы, архиепископы, епископы и проч. Ректора хотя и ува-жали, но избирали всего на три месяца. Средневековые университеты вовсе не ставили перед собой задачу развития науки или подготовки нужных обществу специалистов. Мотивации студентов и магистров, их источники финансирования и условия существования были совсем не похожи на современные.

Более того, линия преемственности между средневековыми и современ-ными университетами если и существует (в чем уверены далеко не все специалисты), то лишь в виде пунктира. «Люди больше походят на свое время, чем на своих отцов» — эта арабская пословица относится и к ис-тории университетов, которые в полной мере зависели от окружающего их мира и менялись вместе с ним. Порой университеты сознательно пы-тались отвергнуть собственное прошлое. Ренессанс, Реформация, Про-свещение — каждая эпоха стремилась установить свой, принципиально новый тип образования.

И тем не менее университетская история обладает некоторым един-ством. Университеты выработали особую культуру, способную само-воспроизводиться. Как бы хорошо ни были они укоренены в своей соб-ственной эпохе и собственной стране, будь то императорские универси-теты России или университеты Мадагаскара, университетские люди обладают особым культурным кодом, который проявляется в их поведе-нии и в особенностях мышления. Как-то «сами собой» воспроизводятся университетские традиции, прослеживается внутренняя логика, отлич-ная от окружающего мира, вновь и вновь проявляются константы уни-верситетской культуры. Одна из таких констант — утверждение о кри-зисе университета. Речь об этом кризисе часто заходит в XXI веке, а впервые о нем заговорили в начале XIII века. Университетская куль-тура все-таки удивительно постоянна. И в этом ее вечная загадка.

Интервью с лектором

— Расскажите, пожалуйста, почему и как вы занялись историей университетов.

— Все вполне предсказуемо. На втором курсе выбрал тему курсовой про средневековое студенчество. Тема представляет собой вечный инте-рес, но для меня этот выбор был еще и компромиссом. Да, Средние века меня интересовали, и читалась их история у нас в МГПИ МГПИ — Московский государственный педа-гогический институт им. Ленина, сейчас Московский педагогический государствен-ный университет. Павел Уваров окончил исторический факультет МГПИ в 1978 году. хорошо (про-фессор Александра Андреевна Кириллова Александра Андреевна Кириллова (1904-1984) — историк-медиевист, специалист по истории городов средневековой Англии. Заведовала в МГПИ кафедрой истории Древ-него мира и Средних веков. , правильный человек). Кроме того, с самого детства меня интересовало то, что сегодня назы-вается этнологией. А еще я познакомился с книгой Михаила Бахтина, с его идеями карнавальной культуры Самая знаменитая и влиятельная книга Миха-ила Бахтина (1895-1975), русского философа, филолога, теоретика и историка культуры, — «Творчество Франсуа Рабле и народная куль-тура Средневековья и Ренессанса», посвя-щенная исследованию смеховой культуры и карнавала. . Вот я и решил соединить несколько тем: Средневековье, повседневность, ритуалы, народная культура. Студенты казались мне таким вот племенем, достойным вни-мания Миклухо-Маклая. Личный опыт общения с однокурсниками укреплял меня в этом мнении. Я держался за университетскую тематику долго, ей были посвящены мои курсовые, дипломная работа, кандидат-ская диссертация. Потом поток жизни отнес меня достаточно далеко от этого сюжета. Но университеты я не терял из виду и надеюсь не по-терять. Это ведь как козырь в рукаве. Если мне надо быстро перейти на иную тему или вникнуть в историю иного региона, я начинаю искать университетских людей или их «гомологов», Гомологи — химические соединения, кото-рые имеют разный состав, но схожие строе-ние и свойства. живущих в той эпохе, будь то абсолютистская Франция, Российская империя, Советский Союз или империя Сун Империя Сун — государство, существовав-шее в Китае с 960 по 1279 год; считается временем экономического и культурного расцвета. . А дальше они сами подскажут мне следующие шаги.

«Жизнь города и деятельность горожан» («Город в средневековой цивилизации Западной Европы». Т. 2, 1999. Ответственный редактор А. А. Сванидзе).

Выставка к лекции

К лекции сотрудники отдела рукописей Российской государственной библиотеки и научно-исследовательского отдела редких книг РГБ подготовили мини-выставку. На ней будет представлен астрономиче-ский сборник первой четверти XV века с таблицами, которыми руковод-ствовались все европейские ученые вплоть до XVI века; пособие по ла-тинской грамматике конца XV века; а также философское сочинение Цицерона «Об обязанностях», служившее учебной книгой.

Мобильной была и еще одна часть западноевропейского средневекового общества – студенты и магистры. Первые университеты в Западной Европе появились именно в классическое Средневековье. Так, в конце XII – начале XIII вв. были открыты университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах Европы. Университеты тогда были важнейшим и часто единственным источником информации.

Власть университетов и университетской науки была исключительно сильной. В этом отношении в XIV-XV вв. особенно выделялся Парижский университет. Показательно, что в числе его студентов (а их всего было более 30 тыс. человек) входили и совершенно взрослые люди и даже старики: все приходили обмениваться мнениями и знакомиться с новыми идеями.

Университетская наука – схоластика – формируется в XI в. Ее важнейшей чертой была безграничная вера в силу разума в процессе познания мира. С течением времени, однако, схоластика все более становится догмой. Ее положения считаются непогрешимыми и окончательными. В XIV-XV вв. схоластика, которая пользовалась одной только логикой и отрицала эксперименты, становится очевидным тормозом для развития естественнонаучной мысли в Западной Европе.

Практически все кафедры в европейских университетах тогда были заняты монахами доминиканского и францисканского орденов, а обычными темами диспутов и научных работ были такие: «Почему Адам в раю съел яблоко, а не грушу? и «Сколько ангелов может уместиться на острие иглы?».

Вся система университетского образования оказала очень сильное влияние на формирование западноевропейской цивилизации. Университеты способствовали прогрессу в научной мысли, росту общественного самосознания и росту свободы личности. Магистры и студенты, переезжая из города в город, из университета в университет, что было постоянной практикой, осуществляли культурный обмен между странами.

О национальных достижениях сразу же становилось известно и в других европейских странах. Так, «Декамерон» итальянца Джаванни Бокаччо (1313-1375) был быстро переведен на все языки Европы, его читали и знали везде. Формированию западноевропейской культуры способствовало и начало в 1453 г. книгопечатания. Первопечатником считают Иоганна Гутенберга (между 1394-1399 или в 1406-1468), жившего в Германии.

В XII в. как результат возросшей потребности в научном знании и людях, им обладающих, – ученых – начался процесс образования на базе соборных школ в крупнейших городах Западной Европы высших школ – университетов. Первоначально понятие «университет» (от лат. universitas – совокупность) означало корпорацию преподавателей, профессоров и студентов, «схоларов», целью которой является изучение и приумножение единого христианского знания.

Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии, разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутренней жизнью. Так, университеты имели ряд привилегий, дарованных им римским папой: выдача разрешений на преподавание, присуждение ученых степеней (ранее это было исключительным правом церкви), освобождение студентов от военной службы, а само учебное заведение от налогов и т. п. Ежегодно в университете избирались ректор и деканы.

Обычно в структуру университета входили четыре факультета: артистический, юридический, медицинский и богословский. В средневековых высших школах устанавливалась иерархия: старшим считался богословский факультет, затем юридический, медицинский и артистический факультеты. На этом основании артистический факультет, где изучалось «семь свободных искусств», в некоторых историко-педагогических исследованиях называют младшим или подготовительным, вместе с тем правила университета этого не предполагали. На богословском факультете изучали главным образом Священное Писание и «Сентенции» Петра Ломбардского (нач. XII в. – 1160), обучение длилось около 12 лет, студенты, продолжая обучение, могли преподавать сами и занимать церковные должности, в конце обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата (преподавателя, допущенного к чтению лекций, но еще не защитившего докторскую диссертацию).

На юридическом факультете рассматривалось римское и католическое право, через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года – лиценциата. Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата.

На основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.

Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было чтение профессором лекций. В связи с недостаточным количеством книг и рукописей этот процесс был трудоемким: профессор по нескольку раз повторял одну и ту же фразу, чтобы студенты могли ее запомнить. Низкой продуктивностью обучения отчасти объясняется его длительность. Раз в неделю проводился диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать на диспутах.

В обязанности студента входило посещение лекций: обязательных дневных и повторительных вечерних. Важная особенность университетов той эпохи - диспуты. Преподаватель назначал тему. Его помощник - бакалавр - вел дискуссию, то есть отвечал на вопросы и комментировал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты «о чем угодно» (без жестко оговоренной темы). В таком случае нередко обсуждали животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, прерывая оратора свистом и криками.

Как правило, выпускника университета ждала прекрасная карьера. Вчерашние студенты становились писцами, нотариусами, судьями, адвокатами, прокурорами.

Университетское сообщество делилось на факультеты, нации и колледжи. Университет / Энциклопедия Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (1890 - 1916гг.), 1890, репринтное издание, Т.58.-М, 1993, С. 239-245.; Гештор А. Средневековый университет: Управление и ресурсы.//ALMA MATER.- 1996.- № 5.- С.23-28.

Кроме старого значения дисциплины или области изучения, с середины 13 в. facultas начинает означать структуру, которая организует преподавание конкретной дисциплины - свободных искусств, права, медицины или теологии. Преподаватели и студенты становятся членами факультетов и, как следствие, членами studium generate.

Факультеты были основными подразделениями в Париже и других университетах, следовавших парижскому образцу.

В Болонье дело обстояло иначе. Studium generate Болоньи (и его дочерние университеты) представлял собой группу университетов, каждый из которых - для студентов только одной дисциплины; кроме того, studium делился на два университета (для выходцев с Аппенинского полуострова и из других регионов), а последний - на нации (nationes). Преподаватели и студенты - уроженцы Болоньи к universitas не принадлежали, ибо полагалось, что студенты болонского происхождения не нуждаются в защите нации. У профессоров была своя корпорация - collegium doctorum. Полностью же модель Болоньи воспроизводилась далеко не во всех университетах.

Так, испанские университеты, основанные в 13 в. королями Кастилии, и особо - университеты Арагона ориентировались на Болонью и собственную практику. Эти университеты, находясь под более жестким контролем со стороны короны, пользовались меньшей свободой. С болонской моделью можно связать и некоторые другие университеты.

Пражский studium - интересный пример гибкости средневековых учреждений. Этот первый университет Священной Римской империи, основанный в 1346 г. императором Карлом IV, состоял из четырех факультетов. По политическим причинам факультет права в 1372 г. отделился от этого университета и основал независимый университет права по итальянскому образцу.

Кроме рассмотренной организации, согласно которой университет и факультет можно было в большей или меньшей степени рассматривать в качестве синонимов, существовала еще одна модель, базирующаяся на четырехфакультетном делении университета (по типу Парижа): Такой университет состоял из одного младшего факультета - факультета свободных искусств и трех старших -теологии, права и медицины. Преподаватели, быстро осознав собственные интересы, сравнивали эти четыре факультета с «четырьмя реками рая». Святой Бонавентура приравнял свободные искусства к фундаменту здания, право и медицину - к его стенам, а теологию - к крыше.

На парижскую модель были сориентированы studia северо-западной и центральной Европы. Немецкие университеты, основанные в 14 и 15 вв., формировались и принимали уставы по парижскому образцу. Иногда уставы копировались с устава Кельна - дочернего университета Парижа, основанного в 1388 г.

Идеальный университет имел четыре факультета, но в 13 в. не редкостью были и университеты с одним, двумя и тремя факультетами.

Одну из причин такого организационного разнообразия можно усмотреть в том, что до конца 13 в. римские папы отстаивали монополию Парижа на теологию и возражали против создания теологических факультетов где-либо еще. Другой причиной явилось то, что хотя почти каждый университет имел в своем составе медицинский факультет, сомнительно, чтобы он мог функционировать, поскольку число обучающихся на нем не всегда достигало даже 1% от общего числа студентов. Самым многочисленным по числу преподавателей и студентов, особенно к северу от Альп, оставался факультет свободных искусств. Хотя он и выступал в роли подготовительного по отношению к трем высшим, большинство его воспитанников никогда не переступали порога последних.

В средневековье самыми притягательными были факультеты права - их посещало все большее число студентов, которых привлекали блестящие перспективы карьеры, открывавшиеся перед талантливыми молодыми дипломированными специалистами-правоведами.

Значительная часть административных функций приходилась на долю факультетов, обеспечивавших условия для активного участия в организации и управлении studium generate. Как корпорация факультет имел собственного главу, обычно декана (decanus), казначея (receptor), университетских педелей, печать и уставы. Впервые декан появляется в 13 в. в Париже и Монпелье; в 14 в. его можно уже встретить и в других университетах. Поначалу это - лишь старший магистр, все еще занятый в обучении. Декан был председателем совета, в состав которого входили магистры факультета; он отвечал за администрирование и преподавание, диспуты и экзамены.

В Оксфорде, где первые школы появились в 1208-1209 гг., факультет искусств доминировал (как и в Париже), высшие же факультеты деканов не имели. В итальянских университетах-факультетах функции ректора были схожи с функциями деканов studia севернее Альп. Требования к кандидатуре декана, процедуры его избрания, сроки полномочий варьировались от университета к университету.

Организация раннего средневекового университета включала еще одну форму корпораций - нации. Поначалу нации возникали спонтанно благодаря усилиям студентов или студентов и преподавателей; позже такая корпорация вошла в структуру университетов.

В жизни многих университетов нации играли важную роль; главы наций часто избирали ректоров и входили в состав правления университетов.

В студенческих университетах Болоньи и Падуи университеты права, искусств и медицины были поделены на два universitates (citramontana и ultra-montana), которые в свою очередь делились на нации по меньшим географическим регионам. Прием в другие итальянские университеты также шел по региональному признаку, что и определяло необходимость сложной организации университета, в которой проявляла себя их притягательность для отдельных европейских стран и регионов. Например, в Перуджи было только три нации - немецкая, французская и каталонская - для ультрамонтанов.

Нации в университетах, следовавших образцу Парижа, были организованы иначе. Так, в самом Париже только самый большой факультет - факультет искусств - имел в своей структуре нации. Они появились вскоре после возникновения университета на основе довольно расплывчатой географической классификации. Здесь были представлены четыре нации: французская, пикардийская, нормандская и английская (в английскую входили студенты из Центральной и Северной Европы). В нации входили магистры искусств факультета искусств и профессора высших факультетов с аналогичной степенью. Совет нации возглавлял проктор (procurator), избиравшийся на один месяц магистрами и часто переизбиравшийся по нескольку раз. Нация имела собственные печать, регистрационные журналы, доходы и расходы.

Поначалу нации выступали как независимые корпорации. Их сила и влияние на жизнь университета менялись от университета к университету, но всюду они имели почти одну и ту же структуру и организацию.

Прокторы (procuratores) или consiliari (в некоторых итальянских нациях), возглавлявшие нации, располагали административными и финансовыми полномочиями и до некоторой степени юрисдикцией; участвовали в работе университетских органов как counsellors rector. Иногда нации имели своих собственных казначеев (receptores) и всегда - педелей (bedelli), как в Болонье. В Париже нации ежегодно избирали одного главного педеля (bedellus maior в качестве помощника проктора) и subbedellus или bedellus - ему в помощь. Жезл был отличительным признаком педеля. В Париже прокторы наций избирались, приносили клятву и оплачивали курьеров (nuntiiuolantes minores, или ordinarii), которые обеспечивали доставку известий и денег членам наций и их семьям. В позднем средневековье прокторы назначали главных курьеров, nuntii maiores, функционировавших в роли университетских финансистов, банкиров и менял.

Со временем в университетах появляется еще одна корпорация, по значимости превзошедшая нацию, - колледж. В некоторых университетах позднего средневековья структуры колледжей определили структуру университета или факультета и управления ими.

Колледж или domus scholarium, как его поначалу называли, зародившись как пансион для бедных студентов, впоследствии становится автономным или полуавтономным академическим сообществом проживающих и обучающихся в дарованном помещении. Проживающие здесь преподаватели и ученики могли происходить из определенного региона или же изучать одну и ту же дисциплину. В 12 и 13 вв. основатели и жертвователи на цели колледжей особенно поддерживали свободные искусства и теологию, а в 14 и 15 вв. - каноническое и гражданское право. Колледжи для врачей всегда были редкостью.

В Университете Парижа колледжи существовали почти с самого его возникновения. Начало им положили hospitia - пансионы для групп студентов или исследователей, называвшиеся еще socii. Лишь немногие, включая первый - College des dix-huit, основанный в 1180 г. для 18 нуждающихся студентов, и Колледж St Thomas du Louvre, основанный в 1186 г., получили вклады; возникли и колледжи для студентов-теологов. Приблизительно в 1257 г. Роберт Сорбон основал колледж, известный под именем Сорбонна, с тем чтобы в нем проживало достаточное число светских студентов-теологов. Поначалу в нем разместились шестнадцать, а затем тридцать стипендиатов-исследователей (bursarii) и шесть молодых магистров искусств, работавших над докторскими диссертациями в области теологии. Луи IX наделил колледж участком земли неподалеку от древних римских терм.

Функции управления выполняло правление колледжа, в состав которого входили представители церкви и университетской администрации, а руководили им принципал (provisor), который определялся на ежегодных выборах исследователями (с фиксацией его обязанностей), и четыре проктора. Прочие колледжи по типу Колледжа de Navarre (1304), в котором 70 студентов были разделены на три класса - грамматики, искусства и теологии - оставались в основном студенческими. В 14 и 15 вв. мотивы учредителей меняются; стремление помочь бедным молодым людям вытесняется желанием обеспечить удобства проживания для представителей монастырской элиты или выходцев из благородных сословий.

Bursales, обучавшиеся на стипендию, жили более строго и вели достаточно скромную жизнь в колледже по сравнению с commensales или студентами, оплачивавшими свое проживание. С четырнадцатого столетия помещения, система обслуживания и библиотеки, принадлежащие колледжам, становятся привлекательными и для лекторов. В колледжах начинают читать лекции как для сторонних студентов, так и стипендиатов (bursarii), при этом университет сохраняет за собой право управления ими. К концу 15 в. в Париже насчитывалось около 70 колледжей, включая монастырские. Часть из них была основана для иностранцев (датчан, шотландцев, ломбардцев и немцев).

В Париже руководство колледжем обычно осуществлялось силами собственных администраторов. Внешние власти контролировали степень заполнения мест стипендиатов или bursae, тем самым, контролируя и жизнь колледжа. К руководству колледжем часто привлекались люди из внешнего мира. В Оксфорде и Кембридже наблюдались обратные тенденции: колледжи с администрацией университета были связаны слабо; они сами управляли своей собственностью и самостоятельно изыскивали пути извлечения выгод из университетского обучения и академических степеней; сами избирали своих глав и кооптировали лиц, которые управляли жизнью колледжа в соответствии с их собственными хартиями и уставами. В 12 и начале 13 в. старшие студенты умеренного достатка могли получить право на проживание и пользование университетскими столовыми и общежитиями. В 13 в. были основаны первые колледжи для менее состоятельных бакалавров или магистров искусств, желавших продолжить учебу на старших факультетах. Со временем обучение в Оксфорде все больше стало - осуществляться через колледжи.

В центральной Европе колледжи были предназначены почти исключительно для магистров. В Праге двенадцать magistri организовали в 1361 г. Collegium Carolinum. В Вене функционировал магистерский Collegium Ducale. В Кракове было три профессорских колледжа с обеспечением всем необходимым для жизни. Кроме того, в Кракове были организованы и приюты для бедных студентов, типа Bursa Pauperum (1417). В Эрфурте первый колледж - Collegium Maius для магистров искусств - вероятнее всего был основан одновременно с официальным основанием университета - в 1379 г.

В Южной Европе колледжи никогда не играли важной роли, причем не только в средние века. Студенты итальянских университетов всегда поддерживали тесную связь с городом, проживая на квартирах у горожан и разделяя условия их жизни и политические пристрастия. Самые старые колледжи в Болонье, по замыслу их основателей, должны были обеспечить проживание, стол и финансовую помощь небольшому числу нуждающихся студентов без какого-либо обучения. Самым большим был Испанский колледж (1367) с 30 студентами, 8 из которых изучали теологию, 18 - каноническое право, а 4 - медицину. Студенты проживали в колледже семь лет; теологи и медики могли оставаться и на более длительный срок уже после получения докторской степени. Студенты прибывали из испанских епархий, определенных основателем колледжа, кардиналом Gil Albomoz. Кандидаты проходили испытание на вступительных экзаменах. Принимали студентов, подготовленных «по крайней мере, в грамматике», а теологов и медиков - в области логики. Им предоставляли комнату и стол, два комплекта одежды на год и ежегодную стипендию. Управление колледжем строилось на подлинно демократических принципах, но внутренняя дисциплина поддерживалась строго. Collegio di Spagna в Болонье послужил моделью для испанских колледжей, которые появились в Саламанке в конце 14 в. Причины немногочисленности колледжей в Италии и во Франции южнее Луары вполне понятны. На факультетах права и медицины учились, главным образом, состоятельные и уже взрослые студенты. Дешевые общежития их не устраивали; они предпочитали жизнь с удобствами в частных домах и свободу от дисциплинарных ограничений. Кроме того, хорошо организованные студенческие нации оказывали студентам все виды поддержки, в том числе финансовую и юридическую. Наконец, в южных университетах не было массы юных грамматиков и студентов факультетов искусств, а значит, не было и потребности в их специальном размещении.

Крупный университет - Парижский - представлял собой государство в государстве. Рядом существовали и действовали, часто без определенно разграниченных компетенций, факультеты, нации, испытательные комиссии, школы трех монашеских орденов, наполовину только принадлежавшие к университету, коллегии, капитул собора и оба канцлера. Всего в Парижский университет входили около 7 тысяч преподавателей и студентов, а помимо них являлись членами союза - книготорговцы, переписчики рукописей, изготовители пергамента, перьев, чернильного порошка, аптекари и т.д. И вне университета были конкурирующие силы, влиявшие на его судьбу: папа и его легаты, король, его чиновники и парламент. Уваров П.Ю. Парижский университет: европейский универсализм, местные интересы и идея представительства //Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 4. /Отв. ред. А.А. Сванидзе.- М.: Наука, С. 52.

Таким образом, структуру университета можно назвать достаточно сложной. Помимо собственно университетских правил, касающихся пребывания на факультетах, крупными ячейками структуры были нации, регламентирующие права и обязанности людей по географическому признаку, а также колледжи, присматривающие за личной жизнью студента. Следует отметить, что в университетскую среду входило много обществ, не связанных строгими правилами с университетом, но являющихся частью университетской жизни: писателей, практиков, клириков, бросивших собственно университетское обучение, торговцев. Об этом будет сказано в последующих главах нашей работы.