Преподобный иоанн кассиан римлянин аскетика. Святой иоанн кассиан римлянин

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Прп. Пимена Великого (ок. 450) .

Прпп. Кукши, иеромонаха, ученика его Никона и Пимена Постника, Печерских, в Ближних пещерах (после 1114); свт. Осии, епископа Кордувийского (359); свт. Ливерия, папы Римского (366); прп. Пимена Палестинского (ок. 602); мц. Анфисы (Анфусы) Новой; прп. Саввы Венефальского.

Сщмч. Михаила Воскресенского, пресвитера, и с ним 28-ми мучеников (1918); сщмч. Стефана Немкова, пресвитера, и с ним 18-ти мучеников (1918); сщмч. Павла Фокина, пресвитера (1918); сщмчч. Иоанна Лебедева, Иоанна Смирнова, пресвитеров, прмч. Мефодия (Иванова), игумена (1937); сщмч. Александра Цицерова, пресвитера (1939); сщмч. Владимира Соколова, пресвитера (1940); сщисп. Димитрия Крючкова, пресвитера (1952).


Святые дня, молите Бога о нас!

Преподобный Пимен Великий

Почитается и в Православной и в Католической Церквях.

Родился около 340 г. в Египте. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Братья настолько были строгими подвижниками, что, когда их мать пришла в монастырь, чтобы повидать детей, они не вышли к ней из своих келий. Мать долго стояла и плакала. Тогда преподобный Пимен сказал ей через закрытую дверь келлии: "Если ты перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие! " Мать смирилась и возвратилась домой.

Слава о подвигах и добродетелях преподобного Пимена распространилась по всей стране. Однажды правитель области пожелал видеть его. Преподобный Пимен, избегая славы, рассудил: "Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией ". И передал он с посланным отказ.

Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других. Один инок спросил:

"Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его? " Старец отвечал: "Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн ".

Другой инок обратился к преподобному, сказав: "Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок? " Старец отвечал: "Этого много ". Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным - год или сорок дней? Старец сказал: "Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние ". На вопрос, как избавиться от навязчивых злых мыслей, старец ответил: "Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу ".

Преподобный Пимен был суровым постником и не принимал пищи по неделе и более. Однако другим он советовал есть каждый день, но без пресыщения. Про одного инока, разрешавшего себе принимать пищу только на седьмой день и гневавшегося на брата, преподобный сказал: "Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день ". На вопрос, что лучше - говорить или молчать, старец сказал: "Кто говорит Бога ради - хорошо делает, и кто молчит Бога ради - тоже хорошо поступает ". И еще: "Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого ".

Преподобный говорил: "Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям ". "Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу ".

Однажды, когда преподобный с учениками пришел в египетскую пустыню (так как имел обыкновение переходить с места на место, чтобы избежать славы от людей), ему стало известно, что живший там старец недоволен его приходом и завидует ему. Чтобы победить злобу отшельника, преподобный отправился к нему с братьями, захватив с собой пищи для угощения. Старец отказался выйти к ним. Тогда преподобный Пимен сказал: "Мы не уйдем отсюда, пока не сподобимся видеть и поклониться святому старцу ", - и остался стоять на солнечном зное у дверей его келлии. Видя такое терпение и незлобие преподобного Пимена, старец принял его с любовью и сказал: "Справедливо, что я слышал о вас, но вижу в вас добрые дела во сто раз большие ". Так умел преподобный Пимен угашать злобу и подавал собою пример другим. Он имел такое великое смирение, что часто со вздохом говорил: "Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана! "

Однажды к преподобному пришел инок издалека, чтобы послушать его наставление. Он начал говорить о возвышенном и труднопостигаемом. Преподобный отвернулся от него и молчал. Изумленному иноку объяснили, что преподобный не любит разговоров о возвышенных предметах. Тогда инок стал спрашивать его о борьбе с душевными страстями. Святой обратился к нему с радостным лицом: "Вот теперь ты хорошо сказал, и я стану тебе отвечать ", - и долго поучал, как следует бороться со страстями и побеждать их.

Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года. Вскоре же по кончине он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий - в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Тропарь преподобного Пимена Великого
глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пимене, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Пимена Великого
глас 4
Светлых подвиг твоих, преподобне отче,/ наста днесь святая память твоя,/ души благочестивых веселящи,/ Пимене богомудре,// отче наш преподобне.

Молитва преподобному Пимену Великому

О дивный угодниче, преподобне отче наш Пимене, недоумеем мы, грешнии, по долгу восхвалити тя. Был бо еси монахов образ, исцелений податель, пустыни житель, безмолвия рачитель, страстей искоренитель и всякия добродетели учитель. Сего ради умильно к тебе припадаем и смиренно просим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству. Смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наши страсти попали; бодрствованием дух лености от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей убо нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте распятаго за нас Сына Божия. Того сладчайшее Имя во уме и сердце непрестанно имети и нам, окаянным, подаждь, да любовию Тому горяще и грехи наша помышляюще, страшный оный День судный сретити уготовимся и в Царствие Небесное внити с тобою и всеми святыми сподобимся, славяще Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Преподобные Кукша, ученик его Никон и Пимен Постник Печерские, в ближних пещерах


(прп. Кукша и Никон Печерские)

Преподобный священномученик Кукша со своим учеником преподобномучеником Никоном и преподобный Пимен постник скончались после 1114 года. Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (XII в.; память 10/23 мая), в послании к преподобному Поликарпу, архимандриту Печерскому (+1182; память 24 июля/6 августа), писал о преподобном Кукше: «Как могу достойно прославить святых мужей, бывших в святом Печерском монастыре, в котором язычники крестились и становились иноками и иудеи принимали святую веру? Но я не могу умолчать о блаженном священномученике и черноризце сего монастыря Кукше, о котором все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свел, иссушил озеро, сотворил многие другие чудеса и после многих мук убит был с учеником своим Никоном ».

Кончину священномученика Кукши прозрел преподобный Пимен постник.


(прп.Пимен постник Печерский)

Сей блаженный за свои велики подвиги был награжден от Бога великим даром исцелять недужных и провидеть будущее и совершающееся в отдаленных и неизвестных местах. Много больных и мучимых тяжкими болезнями он чудодейственно исцелил и много пророчествовал, предсказал, между прочим, и свою блаженную кончину за два года. Провидев убиение преподобного Кукши, находившегося далеко от обители, он однажды среди церкви Печерской громко воскликнул: «Брат наш Кукша в этот день убит ». И сказав это, преподобный Пимен почил в один день со святым Кукшей и учеником его преподобным Никоном месяца августа 27-го дня (9 сентября).

Таким образом сии трое вместе получили тройственную радость, яже око не виде и ухо не слыша и на сердце человека не взыдоша, яже уготовал Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9) .

Вятичи, среди которых проповедовал и принял кончину преподобный священномученик Кукша, жили по реке Оке, занимали местность Орловской и Калужской областей. Они были язычниками. Преподобный Нестор Летописец (память 27 октября/9 ноября), описывая вятичей, возмущался их гнусными обычаями и добавлял, что они так живут «даже и до нынешнего дня », оставаясь незнакомыми с законом Божиим и творя свой закон. Преподобный священномученик Кукша проповедовал у вятичей во времена святителя Феоктиста, епископа Черниговского (1113-1123; память 5/18 августа). Он был погребен так же, как преподобный Пимен постник, в Ближних пещерах (память Собора преподобных, почивающих в Ближних пещерах, совершается 28 сентября/11 октября).


(мощи прп. Пимена постника Печерского, Ближние Пещеры)

Место убиения Святого всегда было почитаемо в народе, на источник ходили Крестными ходами, особенно во время засухи или неурожаев. На этом месте строятся часовни.


(источник прп. Кукши Печерского, Мценск)

И вот, в конце 19 и начале 20 века почитание святого Кукши начинает возрастать. Образуется братство святого Кукши во Мценске, во Мценск прибывает написанная икона с частицей мощей Святого, широко празднуется 800-летие со дня убиения.
Не зарастает и народная тропа к источнику и в Советское время.
И вот в наше время, в конце 90-х, опять это место привлекает к себе паломников. На этом месте возникает вначале скит, а затем монастырь.


(памятный камень и Крест. Указатель на скит прп. Кукши, около Мценска)

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви, прошедшего в 4 октября 2012 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, благословлено открытие мужского монастыря во имя святого Кукши в деревне Фроловка Орловской области (Журнал № 104).
Это первый в Русской Церкви монастырь во имя святого Кукши – просветителя Вятичей.


(монастырь во имя прп. Кукши Печерского, строится)

Тропарь преподобных священномученика Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах
глас 3
Мученическою кровию, священне Кукше,/ в проповеди Евангелия со учеником ти, блаженным Никоном, честне украсивыйся,/ и Пимене, в постничестве светозарно просиявый,/ в един день и час внидосте в свет незаходимый,/ идеже молитеся Господеви,/ да подаст нам велию милость.

Кондак преподобных священномученика Кукши, ученика его Никона и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах
глас 4
Светила разумная, сошедшеся, хвалами воспоем, людие,/ просияли бо суть в мире сем:/ Пимен многими подвиги,/ Кукша же со учеником Никоном проповедию Слова,/ и сии трие, единоумно предстояще Святей Троице,/ яко солнце сияют и просвещают/ любовию память их восхваляющих.

Молитва священномученику Кукше Печерскому

Святый страстотерпче священномучениче Кукше, совершивый подвиги апостольския посреде обитания соплеменник твоих, наших предков, ихже ты просвещал еси светом истиннаго богопознания и по данней ти благодати Святаго Духа беса прогнавый, дождь с небесе сводивый, езеро изсушивый и сотворивый ина многа чудеса, запечатлев многострадальный свой подвиг мученическою кончиною! Приими от нас усердныя и умиленныя молитвы и вознеси я ко Престолу Святыя Троицы, идеже ты в лице святых предстоиши, яко да твоим ходатайством Милостивый Господь утвердит в мире, силе и славе страну Рос¬сийскую, в чадех же Святыя Православныя Церкве да укрепит дух веры и благочестия, в пастырех ея да усугубит ревность к нази¬данию пасомых и да призрит милостивным оком на люди предстоящия и прибегающия ко твоей помощи. Ей, святый угодниче Божий! Вемы, яко велиих ради страданий твоих много может молитва твоя ко благосердию Владыки. Сего ради, яко чада твоя по вере, припадающе к раце честных и многоцелебных мощей твоих, дарованных по всеблагому промышлению Божию и по благословению первоиерарха Киевския Церкве в наше освящение и знамение твоего о нас заступ¬ления, молим тя в дусе сокрушеннем и смиреннем: не презри молений наших, изливаемых пред тобою, и вознеси я ко Всещедрому Богу, яко кадило благовонное, да твоим ходатайством выну почиет благодать Его на граде сем, в немже чтится преславное имя твое, и люди, живущие в нем, да сохранятся от глада, огня, смертоносныя язвы и напрасныя смерти, от всяких бед и напастей. Споспешествуй, свя¬щенномучениче Кукше, святыми твоими молитвами честному братству святаго храма сего, да приумножится сие и процветает во славу Триединаго Бога, в похвалу твоего имене, и во благо Святыя Православныя Церкве, да тако вси, охраняеми твоим предстатель¬ством, мирно и благочестно поживут, славяще и благодаряще Единаго Истиннаго Бога во Святей Троице славимаго, Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Святитель Осия Кордувийский, епископ

Родился около 260 года. Более 60-ти лет был епископом в городе Кордова, Испания. Исповедник веры в гонениях начала IV века.
Равноапостольный царь Константин Великий глубоко почитал его и сделал приближенным советником. Предположительно святой Осия был ближайшим виновником обращения в царя в Христианство. Святителю возможно принадлежала идея созвания Вселенского Собора в Никее в 325 году. На этом Соборе святой Осия мог быть даже председателем - он первый подписался под соборными определениями. Ему же приписывают указание на термин "единосущный " о Сыне Божием.
В 347 году он председательствовал на Сардикийском Соборе.

После кончины святого Константина Великого святитель Осия твердо защищал святителя Афанасия Александрийского от арианствующего императора Констанция. Констанций приглашал святителя к своему двору в Милан, а затем сослал его в заточение в Сирмию. Находясь в Сирмии, в 355 году, под влиянием смертельных угроз от ариан, допустил, что Отец более Сына, но по возвращении в свою епархию отрекся от этого мнения и признал безусловно правильным Никейский символ.
По возвращении в Кордову святитель Осия скончался в 359 году.

Из сочинений святителя Осии к XXI веку сохранились лишь два письма, к папе Иулию и к императору Констанцию. Его сочинение "De virginitate ", о котором упоминает Исидор Севильский, не найдено.

Священноисповедник Димитрий (Крючков)


(священноисповедник Дмитрий Крючков, тюрьма НКВД, 1932)

Родился 10 сентября 1874 года в селе Ляховка Глуховского уезда Черниговской губернии в семье крестьян Ивана и Евдокии Крючковых.
В 1882 году вместе с другими малоземельными крестьянами семья Крючковых выехала в Омскую губернию и поселилась в деревне Рождественка неподалеку от города Татарска. Но восьмилетний Дмитрий не поехал с родителями: в день их отъезда он убежал и спрятался. Для того, чтобы прокормиться, он устроился работать к помещику Ратченко в село Зарудское ухаживать за пчелами и проработал там около пяти лет.

В тринадцать лет Дмитрий перешел работать к помещику Трофименко в город Глухов, где обучился садоводству. У этого помещика он пробыл около шести лет и девятнадцатилетним юношей в 1893 году из Глухова выехал в Москву, где предполагал учиться.

Так как средств к существованию у него не было, он был вынужден их зарабатывать и с этой целью устроился в церковный хор. К 1908 году он поступил псаломщиком в храм села Краскова под Москвой. В этом же году он женился на Анастасии Семеновне, родом из Смоленской губернии. Брак их оказался бездетным. Псаломщиком Дмитрий Иванович прослужил семь лет. В 1915 году его рукоположили во диакона к той же церкви.

В 1917 году отца Димитрия перевели в Москву в церковь Воздвижения на Вражке (на Плющихе). Лето 1918 года стало памятным для него – тогда он обрел своего духовного отца. Случилось так, что в церковь Воздвижения приехал отпеть свою племянницу священник Владимир Богданов. Отец Димитрий сослужил с ним как диакон. По ходу богослужения отец Владимир сделал ему несколько замечаний. Это первое краткое молитвенное общение с отцом Владимиром произвело на отца Димитрия очень глубокое впечатление. По окончании отпевания отец Димитрий попросил разрешения бывать на квартире у отца Владимира, чтобы поучиться проведению богослужения и не делать впредь ошибок. Отец Владимир дал согласие, и очень скоро отец Димитрий стал его регулярным посетителем, а впоследствии и духовным сыном.

В 1920 году отец Димитрий был рукоположен во иерея к тому же храму, в котором служил диаконом. В 1922 году, по ходатайству клира церкви во имя преподобного Саввы Освященного (в Саввинском переулке), отец Димитрий был переведен туда. Это был год, в который проводилось изъятие церковных ценностей. Массовые аресты коснулись и клира церкви преподобного Саввы: было арестовано все ее духовенство, в том числе и отец Димитрий. Священнослужителей обвинили в антисоветских действиях, выразившихся в чтении с амвона воззвания Святейшего Патриарха Тихона. Отец Димитрий был приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Имея навык работы с восьмилетнего возраста, в заключении он занимался сапожным ремеслом и пчеловодством. Из тюрьмы он был освобожден досрочно – в 1924 году.
В 1925 году, совершая панихиду по протоиерею Алексию Мечеву, он познакомился с его сыном – священником Сергием Мечевым.


(священномученик Сергий Мечев, расстрелян в Рождественский Сочельник в 1942 году)

В 1927 году из-за неурядиц со старостой храма отец Димитрий был уволен за штат. Отец Димитрий тяжело заболел, и болел в течение года.
В 1928–1929 годах отец Димитрий был приглашен неофициально «временно послужить» внештатным священником в церковь во имя святых мучеников и бессребреников Кира и Иоанна, что на Солянке (Сербское подворье).

В ноябре 1931 года скончался протоиерей Владимир Богданов. Отец Димитрий отпевал его и ездил на кладбище служить панихиды. В такое тяжелое время, накануне новых испытаний, он потерял духовного отца.

5 мая 1932 года отец Димитрий был арестован вторично. Отец Димитрий вместе с другими арестованными священниками содержался в Бутырской тюрьме. Он оказался привлеченным к следствию по делу епископа Дмитровского Серафима (Звездинского). Виновным себя он не признал. «Политических взглядов , – сказал он, отвечая на вопросы следователя, – не имею. Почти ни с кем не знаком, интересуюсь только внутренней жизнью ».

Согласно приговору Особого Совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 7 июля 1932 года отец Димитрий был на три года выслан этапом в Западную Сибирь, в село Тимск Нарымского края. После отбытия срока, в 1935 году, он поселился в городе Гжатске и устроился работать лесорубом.

С начала нового периода репрессий в конце 1937 года шестидесятитрехлетним старцем отец Димитрий переехал ближе к Москве – в поселок Томилино Московской области. Здесь он сам построил на заработанные деньги дом в семь квадратных метров, который знакомые называли сарайчиком, и устроился работать садовником при детском саде. В Москве жили его духовные дети и друзья; с риском быть арестованным принимал теперь отец Димитрий на свои плечи их духовное окормление. Он регулярно бывал в Москве и поселках Подмосковья, на квартирах и дачах служил литургию, исповедовал и причащал, крестил, отпевал. Репрессии этого периода чудом не коснулись его. Господь хранил его.

В 1941 году при наступлении немцев на Москву детский сад, в котором работал отец Димитрий, эвакуировался из Томилина, но директор сада не предложила отцу Димитрию поехать с ними, хотя он желал этого.
Во время войны на месте прежнего хозяйства разместились военные госпитали, при которых отец Димитрий был оставлен садовником. Он выращивал рассаду капусты, помидоры, свеклу, морковь и цветы. Когда госпиталь выехал из Томилина, он был оставлен садовником при детских яслях завода Семашко.

Новая волна арестов началась в 1946 году. Отец Димитрий никогда бы не был найден, если бы не был предан теми, ради которых рисковал жизнью в 1937–1939 годах.

Он был в третий раз арестован 17 мая 1946 года в возрасте семидесяти двух лет и заключен во Внутреннюю тюрьму МГБ СССР. Здесь ему пришлось убедиться в том, что почти все знакомые ему арестованные отцы, братья и чада его предали. Например, одна из духовных дочерей отца Димитрия сообщила следствию: «...священник Димитрий, начиная с 1936 по 1941 год включительно, систематически проводил нелегальные богослужения ».
Другая рассказывала: «...в 1945-1946 годах я с Крючковым встречалась у нашей знакомой, где также исповедовалась и причащалась. Последний раз это имело место в марте... »

Во всех случаях, при самых убедительных показаниях, когда следствие уже считало его «изобличенным », отец Димитрий неизменно говорил, что он обвинения не подтверждает: «Я все это отрицаю ». На вопросы о целях приезда к нему посетителей отвечал: за семенами для огорода, за цветами... О целях своих приездов в Москву говорил: «По хозяйственным делам... в связи с необходимостью отремонтировать имевшийся у меня примус, других разговоров не было... я заходил на квартиру, чтобы она оказала мне помощь получить куст смородины у ее знакомого... »

Следствию не удалось запутать его сетью повторяющихся вопросов. За время заключения ему пришлось пережить двадцать допросов, длившихся от двух до восьми часов. «Я никогда не признаюсь в каких-либо политических преступлениях », – сказал он на одном из последних допросов.

К моменту подписания обвинительного заключения он был переведен в Лефортовскую тюрьму. 30 сентября 1946 года отец Димитрий был приговорен к пяти годам ссылки.

Канонизирован решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года.

Мученица Анфиса (Анфуса) Новая

Святая мученица Анфиса (Анфуса) Новая за смелое исповедание веры Христовой после жестоких пыток была утоплена в колодце.

Преподобный Пимен Палестинский

Святые отцы Софроний и Иоанн записали о сем святом Пимене в своей книге1 так:

– Авва Агафоник, игумен лавры преподобного отца нашего Саввы2 , поведал нам, – повествуют они, – следующее:

– Я шел, – рассказывал авва Агафоник, – однажды в пустыню Руву к авве Пимену, жившему в пещере и питавшемуся кореньями. Найдя его, я поведал ему о мыслях своих и, так как был уже вечер, то он оставил меня одного на ночь в пещере, а сам ушел в другую пещеру. В эту ночь было очень холодно, и я очень страдал от стужи. Утром следующего дня старец пришел ко мне и спросил меня:

– Как провел эту ночь ты, сын мой?
– Я, – повествует авва Агафоник, – отвечал ему:
– Прости меня, отче! Всю эту ночь я очень страдал от холода.

Он же сказал мне:

– Говорю тебе правду, сын мой, – я нисколько не пострадал от холода.
– Услышав это
(рассказывает Агафоник), я весьма удивился, так как старец был нагим; потом спросил его, сказав так:
– Яви любовь мне, отче, – расскажи, почему ты не пострадал от холода, будучи нагим?

И отвечал мне старец:

– Пришел лев, лег около меня и согрел тело мое; однако знай, сын мой, что я буду съеден зверями.

Тогда я спросил его:

– По какой причине ты, отче, будешь съеден зверями?

На это старец ответил мне:

– Когда я жил в мире на родине моей (оба они происходили из Галатии3 ), то я был пастухом овец; однажды, когда я пас овец, мимо моего стада проходил некоторый муж; мои псы напали на него и растерзали. Я мог спасти его от псов, но не сделал этого. И узнал я, по откровению Божию, что и я должен умереть такою же смертью, – именно буду растерзан зверями.

Об этом рассказал преподобный Пимен авве Агафонику; и действительно случилось так, как сказал он; ибо спустя три года стало известно, что пустынножитель Пимен был съеден зверями4 . Душа же его святая сопричтена к лику отцов преподобных по милосердию Господа нашего Иисуса Христа, Коему воссылается слава вечно.
___________________________
Примечания
1
Разумеется Лимонарь (или Лук духовный), т.е. собрание назидательных рассказов о подвигах отшельников (гл. 167).

2 Обитель св. Саввы основана преподобным Саввою Освященным в VI в. Обитель эта замечательна как колыбель иерусалимского устава, принятого потом всеми палестинскими монастырями. Иерусалимский устав был также принят потом почти повсеместно и у нас на Руси с XIV века.

3 Галатия – малоазийская область.

4 Кончина святого Пимена последовала в конце VI века.

Молитва пимена великого

ПРЕПОДОБНЫЙ И БОГОНОСНЫЙ ОТЕЦ НАШ

Тропарь, глас 8:

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы,

Пимене, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Светлых подвиг твоих, преподобне отче, наста днесь святая память твоя, души благочестивых веселящи, Пимене богомудре, отче наш преподобне.

О дивный угодниче, преподобне отче наш Пимене, недоумеем мы, грешнии, по долгу восхвалити тя. Был бо еси монахов образ, исцелений податель, пустыни житель, безмолвия рачитель, страстей искоренитель и всякия добродетели учитель. Сего ради умильно к тебе припадаем и смиренно просим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству. Смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наши страсти попали; бодрствованием дух лености от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей убо нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте распятаго за нас Сына Божия. Того сладчайшее Имя во уме и сердце непрестанно имети и нам, окаянным, подаждь, да любовию Тому горяще и грехи наша помышляюще, страшный оный День судный сретити уготовимся и в Царствие Небесное внити с тобою и всеми святыми сподобимся, славяще Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

«Радуйся, светильниче молитвы неугасающий!»

О дин из величайших представителей древнего монашества, преподобный и Богоносный отец наш Пимен Великий родился около 340 года в Египте. С раннего детства преподобный выразил особенное расположение к монашеству как к духовной науке, как к науке из наук. Совсем еще молодым юношей с двумя своими братьями он ушел в один из монастырей в египетской пустыне Скитос, где все трое приняли иноческий постриг в 356 году. Проводя время в строгом посте и молитвенных подвигах, преподобный достиг такой высоты добродетелей, что вошел в совершенное безстрастие.

Для многих иноков авва Пимен был духовным наставником и руководителем. Для назидания себя и других они записывали его наставления, полные глубокой мудрости и облеченные в простые, доступные всем формы. Авва Пимен говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы; если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу».

Изречения аввы Пимена, его образ мыслей всегда всеми святыми иноками признавались драгоценным, бесценным сокровищем, духовным заветом и наследием православному монашеству.

Прославившись святостью своей жизни и глубокой назидательностью своих поучений, имея около 110 лет от рождения, египетский пустынник скончался ок. 450 г. Вскоре же он был признан святым угодником Божиим и в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу получил наименование Великий.

Жизнь преподобного Пимена Великого, его служение людям являют нам яркий пример духовной красоты и величия православного подвижничества IV – V веков.

Память преподобному Пимену Великому Церковь празднует

«Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие.

Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий.»

З авещанное преподобным Сергием Радонежским, святым «игуменом земли Русской», почитание Святой Троицы стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности. В старину на Руси возводилось множество храмов и обителей во имя Троицы Живоначальной «чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего».

В дореволюционной златоглавой Москве, среди её древних святынь насчитывалось около пятидесяти Троицких церквей. Однако некоторые их них были названы не по посвящению главного Троицкого престола, а по имени святого, во имя которого был освящен один из церковных приделов – два Сергиевских, два Никольских… и два Пименовских храма, старый в Старых Воротниках и новый в Новых Воротниках, что в Сущеве.

По милости Божией, под Покровом Пресвятой Богородицы, молитвами преподобного Пимена Великого и под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла храм и приход преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках и ныне продолжает свое служение во славу Божию, в лоне Русской Православной Церкви.

Начало истории этого храма относится к середине ХVII века. Основание ему было положено в 1658 году, в царствование государя Алексея Михайловича (1645-1676) при Патриархе Никоне (1652-1666).

Государь Алексей Михайлович

Время не сохранило имен основателей храма, однако известно, что построен он был слободой воро тников – особого отряда ратных людей, охранявших воротные (т.е. проездные) башни крепостных стен Москвы в XIV-XVII веках.

Воротники были частью постоянного гарнизона крепости и относились к разряду служилых людей «пушкарского чина», т.к. в широкий круг их обязанностей входило обслуживание имевшейся при крепостных воротах артиллерии. Основной же обязанностью воротников было несение постоянной караульной службы у крепостных ворот, запиравшихся на ночь, хранение ключей от них и защита их при нападении врагов, а также выполнение некоторых технических функций, т.к. воротные башни средневековой крепости были весьма сложным инженерным сооружением, требующим определенных технических навыков.

Жили воротники закрытыми слободскими поселениями сначала у башен Кремля, а затем у ворот Белого города, в Земляном городе. Они имели земельные наделы, могли заниматься огородничеством и разными ремеслами, но всегда должны были быть готовы на государеву службу. Вступавший в воротники «приводился к вере» (т.е. к присяге): «Будучи в той воротничьей службе, всякую его государеву службу служить и на карауле стоять, где по наряду указано будет, со своею братиею в равенстве».

«Москва. Ворота Белого Города, XVII в.» Художник А. Васнецов

При государе Алексее Михайловиче «тишайшем» древняя столица переживала бурный рост и развитие. Возводилось множество новых каменных храмов и палат, перестраивались старые церкви, умножались их святыни. Но частые пожары снова и снова опустошали город. Страшной бедой обернулась для Москвы и её жителей эпидемия чумы 1654 года и сопутствовавшие ей пожары. Болезнь унесла жизни многих тысяч москвичей, а огонь уничтожил большую часть деревянного города. Необходимость усиления противопожарных мер с изменением структуры заселения разраставшейся столицы стала к этому времени особенно острой.

По царскому указу бoльшая часть слобод, располагавшихся в густо заселенном Земляном городе, выводилась за его пределы, в ближайшие пригороды. Так, в 1658 году слобода воротников, располагавшаяся между Тверскими и Дмитровскими воротами, переселилась чуть севернее, в старинное окраинное село Сущево, где образовалась Новая Воротниковская слобода. Здесь, в живописном месте, на берегу большого красивого пруда новоселы сразу выстроили себе деревянную церковь с главным престолом во имя Живоначальной Троицы и приделом в честь преподобного Пимена Великого, которого воротники издревле почитали своим Небесным покровителем.

Новая церковь почти в точности повторяла уже имевшуюся у воротников на их прежнем месте старую Троицкую церковь, которая также имела Пименовский придел, и которая (согласно сохранившимся документам) была «перенесена» ими «со старого места», по-видимому от стен Кремля, к Тверским воротам еще в 1493 году (в связи с расширением Кремля и строительством новых кремлевских стен в 1485-1516 гг.). Таким образом, у стражей московских ворот возникло две святыни – два одноименных храма, в просторечии именуемых «Пимен Старый» и «Пимен Новый» – два свидетельства особого почитания этими служилыми людьми великого египетского аввы, наставника монашествующих, учителя смирения и послушания.

В чем же причина такого почитания этого святого московскими воротниками? Когда затеплилась первая лампада в возведенном ими в его честь храме? По мнению многих историков, ответ на эти вопросы следует искать в описаниях трагических событий 1382 года, когда ордынский хан Тохтамыш, после безуспешной трехдневной осады Москвы, укрепленной новой белокаменной крепостной стеной, обманом заставил доверчивых москвичей отворить городские ворота, ворвался с войском в город и полностью разорил его. Уцелели только крепкие, белокаменные крепостные стены и башни. Случилось это, как свидетельствует летопись, 26 августа вечером, в канун дня памяти преподобного Пимена Великого, празднуемого Церковью 27 августа (9 сентября по новому стилю).

Осада Москвы Тохтамышем

(миниатюра из летописного свода)

В течение одного года столица была заново отстроена и заселена; видимо к этому времени и относится возведение защитниками московских крепостных ворот первого Пименовского храма у стен Кремля.

Созидание храма Божия есть не только факт истории, но прежде всего факт жизни духовной. Поэтому очевидно, что посвящение преподобному Пимену Великому придела возведенного воротниками храма явилось свидетельством глубокой и неразрывной связи в Церкви всех святых, просиявших от древности до наших дней во всех землях и во всех народах. Верующие люди на Руси всегда любили молиться самым великим и строгим подвижникам древности, светильникам Божиим первых веков христианства, обращаясь к ним за молитвенным предстательством и в радости и в скорби.

Д ва храма, старый и новый, долго жили рядом, на расстоянии менее одной версты друг от друга, как два духовных брата, старший и младший. Оба были любимы прихожанами, оба неоднократно перестраивались, поновлялись и благоукрашались.

Храм прп. Пимена великого в Старых Воротниках,

1882 г. (архив Н.А.Найденова)

Храм прп. Пимена Великого в Новых Воротниках,

1882 г (архив Н.А. Найденова)

В 20-30-е годы XX века – годы гонений и богоборчества – «Пимен Старый» разделил судьбу многих московских святынь. В начале 1920-х годов храм был закрыт, а в 1932 г. разрушен. Уцелевший по милости Божией «Пимен Новый» стал его «духовным восприемником».

Н овая деревянная Пименовская церковь простояла недолго – сгорела при пожаре 1691 года. По благословению Патриарха Адриана она была выстроена вновь в 1696-1702 гг., но уже в камне, и освящена в 1702 году с теми же престолами – главным Троицким и приделом во имя преподобного Пимена Великого. Архитектурный облик новой каменной церкви был характерен для конца XVII века, периода «московского барокко». Это был простой одноапсидный храм, «восьмерик на четверике», завершенный восьмигранным глухим барабаном с небольшой главкой, с одним южным приделом и трапезной, к которой с запада примыкала невысокая колокольня.

В XVIII столетии, с переводом столицы на берега Невы и с потерей военного значения московских укреплений, воротники стали профессионально невостребованными и оказались на положении обычных городских жителей. Постепенно стал исчезать и слободской уклад с однородным населением. Наиболее предприимчивые из слобожан уходили в вольные торговые промыслы, пополняя купеческое сословие. Так, постепенно прихожанами «Нового Пимена» становились обычные горожане разных сословий – рабочий люд и мещане, «благородные» и купцы, крепостные крестьяне и вольноотпущенные, служащие разных заведений и военные. По данным «Древней Вивлиофики» в 1722 году в приходе насчитывалось 170 домов. Благочестивым попечением состоятельных прихожан храм неоднократно поновлялся, перестраивался и благоукрашался.

В 1760-1770 годы была значительно расширена трапезная. Тогда же была возведена новая колокольня, которая была вновь перестроена во второй половине XIX столетия.

В период с 1796 по 1806 гг. был устроен, а в 1807 г. освящен второй, северный придел во имя Владимирской иконы Божией Матери. О создании этого придела сохранилось благочестивое предание, по которому однажды, на месте строительных работ по расширению трапезной, игравший здесь слепой мальчик прозрел, после того, как поднял с земли какой-то предмет и потер глаза рукой, державшей этот предмет. В руке своей прозревший мальчик увидел высеченную в камне маленькую икону Божией Матери, Её Владимирский образ. Во имя этой иконы и был освящен второй придел в память совершившегося от нее чуда. А иконочка эта долгое время хранилась в храме и еще в начале XX века находилась на специальном аналое за солеей, против иконы преподобного Пимена, среди других святынь храма. Дальнейшая судьба этих святынь и каменной иконки неизвестна. Ясно только, что их исчезновение связано с событиями периода богоборчества.

Т ак, через посвящение нового придела Владимирской иконе Божией Матери – патрональной иконе града Москвы – в духовной истории Пименовского храма соединились события русской церковной истории конца XIV века.

Ровно через 13 лет после упомянутого Тохтамышева разорения Москвы, в тот же день 26 августа (8 сент. н. ст.), но уже 1395 года, произошла встреча московским духовенством во главе со святителем Киприаном чудотворного образа Богородицы, принесенного из Владимира в столицу.

Москвичи со страхом ожидали нападения полчищ Тамерлана, готовясь постом и молитвой «встретить гнев Божий в душевной и телесной чистоте». На этот раз предстательством Заступницы Усердной город был спасен – грозный завоеватель отошел от Москвы в тот самый день и час, когда произошло торжественное «сретение» чудотворной иконы.

Владимирская икона Божией Матери

Придел Владимирской иконы Божией Матери

Святейший Патриарх Московский

и всея Руси Пимен (фото 1971 г.)

В скоре после сооружения Владимирского придела храмовая территория была обнесена фундаментальной оградой с воротами, выполненными в барочном стиле (на фото слева). Эта ограда почти полностью сохранилась до наших дней. К северу от храма находился церковный погост.

Во второй половине XIX столетия возникла необходимость значительного расширения храма. В прошении от 16 мая 1879 г., подписанном настоятелем храма протоиереем Александром Никольским (1813-1885), старостой и приходским советом, сообщалось, что церковь «оказывается по числу прихожан весьма тесною». По проекту архитектора Д.А. Гущина, в 1881-1882 гг. были удлинены на восток оба придела, полностью перестроены алтарные апсиды, в результате чего иконостасы всех трех алтарей вышли на одну линию. Были поновлены росписи и внешняя отделка храма, добавлены новые элементы барочного декора в духе позднего XVII века. Фасады церкви получили при этом новое декоративное оформление, выдержанное в духе эклектики, воспроизводящей формы «русского стиля» и «московского барокко». Теперь, по словам современников, когда-то «тесная и довольно мрачная церковь» стала одним из «обширнейших храмов Москвы, отделанных с истинно изящным великолепием».

Освящение расширенного и возобновленного храма было совершено в день памяти преподобного Пимена Великого, 27 августа 1883 года, Высокопреосвященным Иоанникием (Рудневым, † 1900), митрополитом Московским и Коломенским (1882-1891), впоследствии митрополитом Киевским и Галицким. В том же году, 15(28) мая, Священное Таинство Коронования на Царство Русское принял Император Александр III Александрович по окончанию траура по убиенному державному отцу. Памятником этим двум событиям служат необыкновенной красоты священные хоругви, по сей день с благоговением хранимые в Пименовском храме.

Александр III Александрович, Миротворец

и Коломенский (1882-1891)

Хоругвь (работа А. Кузьмичева,

К этому времени при храме уже было открыто приходское Попечительство для помощи бедным, которое «помимо временных пособий неимущим, немалому числу осиротевших семейств выдавало пособия ежемесячно по три, пять, восемь, и при особой нужде более рублей…», как сообщалось в Московских Церковных Ведомостях (1883, № 38).

Через десять лет начался следующий этап строительных работ. По новому, утвержденному в 1892 г. проекту, автором которого был архитектор А.В. Красильников, храм значительно распространялся на запад. Все работы производились на средства жертвователей и прихода. Так, к лету 1893 г. храм был увеличен в длину за счет распространения трапезной на запад, для чего пришлось засыпать пруд. Был перестроен первый ярус колокольни и пристроена паперть с небольшими шатровыми палатками по бокам. В результате приделы стали еще просторнее, а оба восточных столба колокольни оказались внутри храмового пространства.

Храм приобрел тот внешний вид и те размеры, которые сохранились до наших дней. Максимальная длина его составила 45 метров, ширина около 27 метров, общая площадь (без солеи и алтаря) около 600 квадратных метров, что позволяет вместить на праздники до 4000 богомольцев.

План-схема храма (2008 г.)

После завершения работ по расширению храма, в 1897 году было начато обновление его внутреннего убранства. Приходской совет во главе с настоятелем, о. Василием Славским (1842-1911) и старостой, купцом С.С.Крашенинниковым, принял решение использовать в качестве образца эскизы росписей Свято-Владимирского Собора в Киеве, выполненных к 1896 г. лучшими мастерами своего времени – В.М. Васнецовым, М.В.Нестеровым, М.А.Врубелем, П.А.Сведомским, В.А.Котарбинским и др. Главная роль в создании храмовой росписи Владимирского собора принадлежала В.М.Васнецову, основоположнику особого «русско-византийского стиля» в живописи.

Идея преемственности русского православия от Византии, включенности русской Церкви в историю Вселенского православия легла в основу программы создания нового внутреннего убранства Пименовского храма. Автором проекта и руководителем работ был назначен признанный мастер «русского модерна», выдающийся архитектор Ф.О.Шехтель (1859-1926).

Обратившись к возможностям византийского стиля, Ф.О.Шехтель создал проект, по которому группой талантливых мастеров (П.А.Баженовым, росписи; И.А.Орловым, резьба; А.Кузмичевым, ризы на иконах; и др.) за десять лет работ был выполнен один из лучших храмовых интерьеров, созданных в Москве на рубеже XIX-XX веков, отличавшийся необыкновенным величием, гармонией и красотой. Таким он, благодарение Богу, сохранился и до наших дней.

Интерьер Пименовского храма, начало ХХ века. (Фото из архива протод. Сергия Голубцова, Синодальная библиотека).

Иконостасы всех трех смежных между собой алтарей были объединены в единый двухъярусный ансамбль, выполненный в византийском стиле из белого итальянского мрамора. При всей своей обширности и нарядности декора, иконостас поражает строгим изяществом и чистотой своих линий. Его великолепная резьба (работа И.А.Орлова) воспроизводит раннехристианскую, византийскую духовную символику. Мраморный декор включает растительный орнамент, пальмовые ветви – символ Царствия Небесного, «Чашу спасения», разные формы креста, хризмы, «альфа и омега», гроздья винограда и побеги виноградной лозы. Арка центрального иконостаса увенчана крестом в виноградной лозе – символом Воскресения Христа и жизни вечной. Бронзовые с позолотой решетчатые Царские Врата, прекрасно гармонирующие с белым мрамором, открывают вид на запрестольные образы росписи алтаря.

Над иконостасом как бы парит огромный величественный Васнецовский образ Царицы Небесной, словно шествующей по облакам с Богомладенцем на руках навстречу молящимся.

Интерьер главного храма (2008 г.)

Стены и своды храма украшают росписи, выдержанные в русско-византийском стиле. Под сводами – 18 сюжетных композиций (включая запрестольные и иконостасные) на евангельские темы; на стенах и столпах – 120 ростовых иконописных образов святых, «человеков Божиих», служивших Господу в земной жизни во имя жизни Небесной. Росписи всех трех алтарей посвящены, в основном, святым первых веков христианства – египетским подвижникам, святителям, преподобным, учителям Церкви и исповедникам веры Христовой. В главном куполе – изображение Спаса Вседержителя (Благословляющего) в окружении хора ангелов. В левой руке Спасителя Евангелие, где золотом горят слова «АЗЪ ЕСМЬ СВЕТЪ МIРУ».

Господь Вседержитель и хор Ангелов (роспись главного купола)

Роспись сводов четверика основного объёма. Паникадила.

"Распятый Бог-Сын". Роспись западной стены главного алтаря (композиция В.М. Васнецова).

Алтарь главного храма. Пасха Христова, 2008 г.

В росписи храма присутствуют и декоративные элементы русско-византийского стиля – растительные узоры и ленточный орнамент, который «поддерживает» живопись, собирает все ее детали воедино. В лентах орнамента – строки из Евангельских текстов и молитвословий.

О «деле спасения нашего» повествуют и живописные композиции на Евангельские темы и образы святых апостолов, мучеников, святителей, преподобных, благоверных князей и святых жен, подвигом веры прошедших чрез дверь храма земного в Святилище вечной Славы Божией. В этих образах – вся история Православия, все порывы духа, ищущего подвига и правды. Живопись храма в целом – и по византийской стилистике, и по сюжетам, и по составу изображений святых – придает его внутреннему убранству величественный, вселенский характер и наполняет его необыкновенной гармонией и красотой.

Оценка 4.5 проголосовавших: 92