«Роль религиозного образования в модернизации общества». Сообщение игумена Филиппа (Рябых) на VIII международной конференции по межрелигиозному диалогу в Дохе (Катар)

Транскрипт

1 ках всеобщего содержания можно осуществить творческий синтез тех противоположностей, которые ранее представлялись непримиримыми. Толерантность предполагает понимание многомерности человека и общества, ограниченность всякой позиции уже потому, что каждая позиция, будучи определенной, имеет свои пределы, за которыми она ошибочна и не исчерпывает всей полноты того целого, по поводу которого складывается общение. Толерантность в ее рациональном понимании не есть одна терпимость со стиснутыми зубами или кулаками. Такое терпение быстро лопается. Толерантность не отрицает ни поиска истины, ни принципиальности, ни самостоятельности и последовательности. Она есть разумная позиция, позволяющая избегать узколобой субъективности и односторонних крайностей. Однако толерантность не является тем фактором, который гасит экстремизм. Причина экстремизма - не в отсутствии толерантности, а в определенных социально-политических и социально-экономических факторах, провоцирующих на экстремизм потому, что он в крайних обстоятельствах становится деструктивной формой протеста против лиц и условий, которые унижают человеческое достоинство. Для педагогов толерантность является важным общекультурным качеством, необходимым для их профессионального роста и совершенства. Такое качество образуется на основе развитого духовного опыта, широкого общекультурного кругозора, определенного смирения перед истиной, а не гордыни, уважения достоинства человека и народа. В целом, толерантность - это категория общения на межличностном, межнациональном, межкультурном, межконфессиональном и гражданском уровнях. О РОЛИ РЕЛИГИИ В ОБРАЗОВАНИИ М. Жиделева Актуальность изучения религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена социальнопедагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Процесс свободного религиозно-нравственного просвещения

2 направлен на создание условий, в которых подрастающий человек сможет полностью реализовать свое право на выбор между верой и неверием. Одним из таких условий является определенный уровень информированности об истории религиозных учений, их содержании, формах существования, собственных правах в этой сфере. Эффективное религиозно-нравственное просвещение осуществимо лишь в атмосфере взаимной терпимости между верующими и неверующими, последователями различных конфессий. Работа здесь должна основываться на принципе свободы совести, согласно которому отношение к какой-либо религии является исключительно личным делом каждого, и принципе, предписывающем светский, нейтральный по отношению к любой религии и религиозной организации характер деятельности государства и его учреждений. Введение религиозного обучения в общеобразовательных учреждениях - идея сложная и спорная. По мнению В. Филлипова, религию в школах преподавать нельзя, но с основами ряда конфессий страны - православия, мусульманства, буддизма, иудаизма - знакомить учащихся надо. Президент Российской академии образовании Н. Д. Никандров предлагает, осуществлять религиозное обучение на всех ступенях образования, от детсада до вуза . По данным справочно-информационного портала «Религия и СМИ», на вопрос «Надо ли преподавать религию и как?» получены следующие ответы: 1) нужно преподавать науку о религии - 42%; 2) да, обязательно православие - 13%; 3) да, вместе с другими конфессиями по выбору родителей - 10%; 4) затруднялись ответить - 20%; 5) нет - 15%. Таким образом, 65% респондентов выступают за непременное использование в образовательном процессе воспитательного потенциала религии. Теперь попытаемся ответить на вопросы: что представляет собой урок религии в образовательном учреждении и чем он отличается от урока религиоведения? Итак, урок религии предполагает в первую очередь изучение только той религии, представитель которой проводит данный урок, т. е. узконаправленное изучение религии. Содержание урока сильно зависит от того, кто преподает данный предмет. В результате ученики рискуют получить множество как полезных, так и совершенно абсурдных советов и вообще могут познакомиться не столько с конкретной религией, сколько с пониманием ее конкретным учителем.

3 Как альтернативу преподаванию религии можно предложить религиоведение - науку и дисциплину, которая изучает различные религиозные традиции, дает научную характеристику их развитию и влиянию на общество, при этом, не отвечая на вопрос, какая религия является истинной, а какая ложной. Религиоведению свойственен принцип мировоззренческого нейтралитета- единственный принцип, позволяющий говорить о религиях, не обижая чувств верующих. При этом можно давать нравственную оценку религиозным движениям исходя из общечеловеческих ценностей. Формы и способы реализации образовательного запроса населения определяются Законом РФ «Об образовании» и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. В Конституции РФ говорится, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений при согласовании с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей предметам по религии вне рамок образовательной программы. Итак, с одной стороны, по закону религиозные занятия (как факультативы) могут проводить религиозные организации, имеющие статус юридического лица (это препятствует проникновению в образовательные учреждения религиозных групп и религиозных организаций, существующих на условиях ежегодной перерегистрации), а с другой стороны, законом не устанавливаются порядок допуска учителей к преподаванию религиозных факультативов и требования к их квалификации . Также существует боязнь подмены в общеобразовательной школе религиозного просвещения религиозным воспитанием. А религиозное воспитание, по мнению

4 Н. Д. Никандрова, «предполагает и обязательное соблюдение обрядов, и определенный, предписываемый соответствующей религией образ жизни», религиозное же просвещение «необходимо во всех школах именно потому, что религия (точнее религии) - часть нашего общего и культурного достояния» . Одним из принципов государственной политики в области образования, провозглашенном в Законе РФ «Об образовании» является светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Поэтому реализация принципа светского характера образования при изучении религиозной культуры в государственных и муниципальных учреждениях обеспечивается: 1) культурологическим содержанием предъявляемых знаний и соответствующей методикой изучения религиозной культуры; 2) правом свободного выбора изучения курсов религиозной культуры учащимися или их родителями (законными представителями), образовательными учреждениями (их органами самоуправления), местными и региональными органами управления образованием; 3) методическим контролем служб учредителя государственных и муниципальных образовательных учреждений (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподавания религиозной культуры. Отдельными аспектами религиозной культуры (на примере православной культуры) являются история церкви, библейская история, церковнославянский язык, церковная музыка, традиционная русская культура, православное искусство, православная литература, история православия, православная этика. Изучение православной культуры может проводиться за счет часов, выделяемых в учебном плане на такие образовательные области, как обществознание, философия, искусство, на региональный (национально-региональный) компонент образования, и компонент образовательного учреждения. Примером того, как преподается религия (в частности, православная) в школе, может служить курс «История православия в России», предлагаемый для изучения в школе «Возрождение» им. Андрея Первозванного в городе Владимир. Целью курса является формирование у учащихся нравст

5 венных знаний, чувств, поведения через православие как первичную форму проявления народной психологии . В Москве был создан Союз православных педагогов при обществе «Наследники Александра Невского», на сегодняшний день этот союз насчитывает более 800 человек. Главная цель союза - содействие возвращению системы образования к традиционным основам русской национальной духовной культуры с широким использованием духовно-просветительского опыта Русской православной церкви, а также приобщение детей и молодежи к духовным основам истории Родины, патриотическое воспитание, православное просвещение, противодействие тоталитарным религиозным организациям и культурам . На наш взгляд, в России в условиях многонационального и многоконфессионального государства, в котором определенная часть населения не исповедует никакой религии, факультативы по религиоведению могут сыграть существенную роль в воспитании уважения к религиозным и нерелигиозным убеждениям личности. Получение непредвзятой информации о разнообразии мировоззрений, религиозных верований, традиций и ритуалов способствует развитию толерантности, межкультурного и межрелигиозного диалога, стабильности в общественных отношениях. Для этого необходимо подготавливать педагогов, способных осмыслить и донести до учеников общечеловеческое содержание всех религий, которое будет приемлемо как для верующих, так и для неверующих. Библиографический список 1. Боброва О. В. Взаимодействие светского и религиозного образования в России: современная практика // Образование и наука. Изв. Урал, отд-ния Рос. акад. образования КутьеваЛ. В. Библия и светская школа (размышления учителя) // Педагогика Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., Сульманин Н. Душа ребенка ищет света: Размышление над программой курса «История православия в России» // Духовно-нравственное воспитание


Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов через курс «Основы религиозных культур и светской этики» История вопроса - В целях подготовки согласованных предложений по вопросу изучения истории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 20» Принято: Школьным методическим объединением учителей начальных классов Руководитель ШМО Кларк Л.Е. Протокол

Основы религиозных культур и светской этики Нормативная база 2013 Конституция РФ ст.14 Отсутствие государственной или обязательной религии Отделение РО от государства Равенство РО перед законом Закон РФ

ОРКСЭ Сегодня приходит понимание того, что в жизни общества заметную, все усиливающую роль играет религия. Историческим фактом является то, что в социальном плане религии функционировали не только как

ПИСЬМО МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ РФ от 04.06.99 14-53-28 ИН/14-04 в подведомственные образовательные учреждения и органы управления образования субъектов Российской Федерации О предоставлении религиозным организациям

2 1. Общие положения 1.1. Положение о введении комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа 36 с углубленным

4 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Развернутое тематическое планирование составлено на основе: -авторской учебной программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и

Аннотация рабочей программы Основы православной культуры Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании»

Департамент образования администрации Владимирской области в лице директора Корешкова Михаила Викторовича, действующего на основании Положения о департаменте, и Владимирская Епархия Русской Православной

Поручение президента РФ от 02.08.2009: Обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 18 субъектах РФ, а с 2012 года во всех субъектах РФ в общеобразовательных

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе:. Приказа Минобразования и науки Российской Федерации 69 от 3.0.202г. «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных

Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Департаментом образования города Москвы Религиозная организация Русская Православная Церковь (далее - Русская Православная Церковь) в лице

Родительское собрание: «Введение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе в 2014 2015 учебном году» 20 февраля 2014 года в МАОУ «Колесниковская СОШ» в 3-ем классе состоялось

1. Пояснительная записка Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно,

Основы Религиозных Культур и Светской Этики Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) учебный предмет, включѐнный Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в

Вставка рисунка Институт развития образования Свердловской области Концепция и структура курса ОРКСЭ. Требования к результатам освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» учащимися Комплексный

Всего 34 часа; в неделю 1 час. Пояснительная записка КТП по «Основам мировых религиозных культур составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования, основной

«Основы религиозных культур и светской этики» Нормативные документы 1) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. 84-р 2) Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

Пояснительная записка Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что

УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Класс Предмет Программа Учебник Дидактический материал 4 Основы А.Я. Данилюк «Основы Кураев А.В.: Учебник: религиозных духовно-нравственной 4 класс. - М.: 1. Основы духовно-нравственной

Основы религиозных КУЛЬТУР и светской этики Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального

Рабочая программа по ОРКСЭ «Светская этика» 4 класс По учебнику Г.М.Гогиберидзе 2014 2015 учебный год Пояснительная записка Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются: Конституция

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа для 4 класса по учебного предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ) разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного

Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-ых классах общеобразовательных учреждений Московской области 1. Общие положения Нормативно-правовой основой разработки

Управление образования города Калуги Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 24» города Калуги Рассмотрено на заседании кафедры начального общего образования протокол от 29.08.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что

ЗНАЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ, ИЗУЧАЮЩИМИ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ИХ ДУХОВНОСТИ И ИДЕНТИЧНОСТИ Е.В. Попова Россия - светское государство, в то же время она удивляет сосуществованием

Приложение к Программе развития на 2013-2018 гг «Школа для всех» Основные направления организации воспитания и социализации п/п учащихся 1 1. Гражданско-патриотическое: - воспитание уважения к правам,

АННОТАЦИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «Основы религиозных культур и светской этики: Основы исламской культуры. 4 класс Рабочая программа составлена на основе: 1. Требований Стандарта (п. 12.4); 2. Концепции духовно-нравственного

Правовые основы введения курса «Основы православной культуры» в учебную программу государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений Курс «Основы православной культуры» (далее - ОПК) занимает

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Родительское собрание в 3 классе МОУ Югыдъягской СОШ зам. директора по УР Шаталова И.В. «Дискуссии вокруг вопроса о преподавании в школах дисциплин, которые

Воспитательная система школы. Реализация программы духовно-нравственного развития личности школьника «Ступени к успеху» 1.Концепция воспитательной работы. Пожалуй, ни одно учебное заведение на сегодняшний

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ужовская средняя общеобразовательная школа Принята на педагогическом совете Протокол 12 от 30.08.2013 Утверждено приказом по МБОУ Ужовской СОШ 271 от

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ П Р И К А З 17.06.2013 1369 Мурманск О внесении изменений в приказ Министерства образования области от 03.10.2012 2099 В целях организации деятельности,

Русской Православной Церкви Отдел религиозного образования и катехизации л с о в а р П а р у т ь л у авная к вс коле ш й о ветск Для чего нужно изучать основы православной культуры? Дети всего мира изучают

Е.А. Заречнова Закономерности формирования духовно-нравственных ценностей подростков (на примере преподавания ОРКСЭ) Современные государственные образовательные стандарты содержат положения, характеризующие

Рабочая программа к учебникам А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова «Основы религиозных культур народов России», М.Т.Студеникина «Основы светской этики». Количество часов за неделю 1 ч, за год 34час Планирование

Гукасян Давид Артемович аспирант второго года обучения ИСОиП (филиал ДГТУ) Харченко Дарья Андреевна студентка второго курса Шахтинского филиала гуманитарного института г. Москва (ШФГИ) АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) ПРИКАЗ 31 января 2012 г. N 69 Москва О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель предмета Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и традиций многонационального народа России,

Протокол родительского собрания о выборе модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для изучения обучающимися 4-х классов в 2016/2017 учебном году Протокол 4 собрания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью (далее Программа) разработана на основе Конституции Республики Беларусь,

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура. Аннотация 1 Общие положения Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс

Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской учебной программы для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» разработана: в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного

Свобода обучения религии и религиозного воспитания, право религиозных организаций организовывать профессиональное образование будущих священнослужителей и религиозного персонала гарантированы рядом норм международного права.

Статья 6 Декларации о ликвидации всех форм дискриминации на основе религии или убеждений включает в содержание свободы мысли, совести и религии, среди прочего, свободу «вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этих целей».

Статья 2 Протокола № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод установила, что «Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям».

В Итоговом документе Венской встречи 1989 г. представителей государств — участников СБСЕ, государства-участники обязались в Принципе 16, среди прочего, «разрешать подготовку религиозного персонала в соответствующих заведениях».

В соответствии с пунктом 1 ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими». Следует обратить внимание на то, что российское законодательство не дает определения понятия «религиозное образование». Однако путем системного толкования положений ФЗ «О свободе совести…» можно прийти к выводу о том, что это понятие отличается по содержанию от понятия «образование», используемого в Законе Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1.

Религиозное образование включает:

1) обучение религии и религиозное воспитание детей родителями или лицами, заменяющими их (ст. 5, п. 2 ФЗ «О свободе совести…»);

2) обучение религии и религиозное воспитание последователей религиозного объединения (взрослых или детей; членов, участников религиозного объединения или собирающихся вступить в него);

3) обучение религии и религиозное воспитание в учрежденных религиозными организациями образовательных учреждениях;

4) профессиональное религиозное образование будущих священнослужителей и религиозного персонала в духовных образовательных учреждениях.

Закон «Об образовании», в свою очередь, определяет в преамбуле, что

«под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом».

Таким образом, религиозное образование может быть процессом обучения и воспитания, не сопровождающимся выпускным контролем (экзаменами и т.п) и выдачей документа об образовании. А законодательство, регулирующее образовательную деятельность, называет эти признаки в качестве необходимых составляющих образования. Поэтому не всякая деятельность, подпадающая под понятие религиозного образования в терминах ФЗ «О свободе совести…», относится к образованию в терминах, используемых Законом «Об образовании». Это различие имеет важный практический смысл, поскольку образовательная деятельность, подпадающая под критерии, установленные Законом «Об образовании», подлежит обязательному государственному лицензированию.

Согласно ст. 6 ФЗ «О свободе совести…», «обучение религии и религиозное воспитание своих последователей» является необходимым признаком религиозного объединения. Осуществлять его имеет право каждое религиозное объединение, включая незарегистрированные религиозные группы. Поэтому организация при религиозных объединениях изучения детьми или взрослыми Закона Божия, церковной истории и других подобных предметов не требует получения государственной лицензии на образовательную деятельность. Закон предусматривает лишь, что запрещается обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (ст. 3, ч. 5). Поэтому при организации занятий с малолетними детьми целесообразно попросить их родителей оформить письменное согласие на обучение.

В некоторых случаях в религиозных организациях фактически осуществляется деятельность, подпадающая под все признаки, установленные законодательством об образовании для образовательной деятельности, но без обязательного в таких случаях лицензирования. Например, действует «школа», «колледж», «училище» с расписанием занятий, учебными программами, текущими и итоговыми оценками успеваемости, выпускными экзаменами, выдачей дипломов об окончании учебного курса. Это вызывает претензии контролирующих органов, иногда вплоть до наложения штрафа за административное правонарушение, или обращения в суд с иском о ликвидации религиозной организации за осуществление деятельности без лицензии (ч. 2 ст. 61 ГК РФ). С другой стороны, иногда необоснованные требования о получении государственной лицензии на образовательную деятельность предъявляются ко всяким занятиям по изучению Закона Божия в религиозной организации.

Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности , образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что изучение религии в религиозных объединениях (если оно не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании) либо вовсе не подпадает под понятие образовательной деятельности, либо относится к образовательной деятельности, не подлежащей лицензированию.

В соответствии со ст. 5 ч. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Таким образом, с одной стороны, сохраняется принцип светскости образования, с другой стороны, есть возможность использовать специально оборудованные для занятий с детьми школьные помещения. Эта норма актуальна, если религиозная организация не имеет доступных помещений для проведения занятий. Обратим внимание, что иногда такие занятия по изучению Закона Божия неправильно называют «факультативными». Факультативные предметы входят в государственные образовательные программы и относятся к числу предметов, изучаемых по выбору учащихся. Обучение религии не входит в образовательную программу.

Порядок применения данной нормы Закона определен Приказом Министерства образования РФ от 01.07.2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ».

Российское законодательство прямо не предусматривает возможности осуществления религиозными организациями лицензируемой образовательной деятельности. ФЗ «О свободе совести…» в статье 18 говорит только о праве религиозных учреждений создавать образовательные учреждения , являющиеся самостоятельными юридическими лицами. В судебной практике по делам, связанным с привлечением религиозных организаций к ответственности за осуществление образовательной деятельности без лицензии, суды не приходят к однозначной позиции — могут ли религиозные организации получить соответствующую лицензию или они в принципе не имеют права вести образовательную деятельность, регулируемую Законом РФ «Об образовании». Типовой устав прихода — местной религиозной организации РПЦ не включает образовательную деятельность в перечень основных форм деятельности организации.

Как местная, так и централизованная религиозная организация может выступить в качестве учредителя негосударственного образовательного учреждения, в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации «Об образовании» и с пунктом 2 статьи 18 ФЗ «О свободе совести…».

Конституция РФ установила в статье 43, часть 4, что «основное общее образование обязательно». Закон «Об образовании» также подтверждает, что общее образование является обязательным (статья 19). Поэтому для образовательного учреждения, создаваемого религиозной организацией, возможны два варианта:

1) общеобразовательное учреждение, в котором преподаются все предусмотренные государственные образовательные программы, которое проходит государственную аккредитацию и получает право выдавать диплом государственного образца. Религиозное образование в таком образовательном учреждении осуществляется одновременно с общим образованием;

2) учреждение дополнительного образования (воскресные школы, курсы и т. п.). Ввиду обязательности общего образования учащиеся в таких учреждениях должны также получить и основное общее образование в другом образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Государственные образовательные программы, которые могут реализовываться в образовательных учреждениях, подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

В соответствии с нормами статьи 33.1 Закона «Об образовании», образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам подлежит лицензированию.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается уполномоченным органом исполнительной власти. Лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно.

При лицензировании проверяется соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. В ходе лицензирования образовательных учреждений, создаваемых религиозными организациями, не производится проверка, какому вероучению и в каком объеме обучают учащихся.

В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются:

«а) наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее — лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

б) наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

в) наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

г) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

д) соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса».

Итак, государственное лицензирование обязательно для любой организации, осуществляющей образовательную деятельность, вне зависимости от объема и содержания образования, его религиозного или светского характера. Поэтому лицензирование должна проходить и создаваемая религиозной организацией негосударственная православная общеобразовательная гимназия, школа или вуз и духовное образовательное учреждение (см. далее).

Условием признания того, что государственное или негосударственное образовательное учреждение дает образование, соответствующее государственным стандартам (требованиям) и что выпускники действительно получают полноценное общее или высшее образование, является прохождение государственной аккредитации . Таким образом, аккредитация, в отличие от лицензирования, является добровольной, ее прохождение обусловлено потребностью придать общепризнанный, юридически значимый статус образованию, которое дает данное образовательное учреждение.

Согласно ст. 33.2 Закона РФ «Об образовании», целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное не предусмотрено законом, установление его государственного статуса . Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает право образовательного учреждения или научной организации на выдачу в установленном порядке документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по аккредитованным образовательным программам.

Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

Как установила ст. 27 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение или научная организация, имеющие государственную аккредитацию, выдают по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

Образовательные учреждения и научные организации, за исключением учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений), заверяют выдаваемые ими документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Если государственную аккредитацию проходит православное образовательное учреждение (школа, гимназия, университет), преподаваемые в нем религиозные образовательные программы, на которые не существует государственных образовательных стандартов, не являются объектом контроля и аккредитации.

Централизованные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала. (Статья 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», посвященная учреждениям профессионального религиозного образования, не ограничивает круг возможных учредителей централизованными религиозными организациями. Но ст. 8, часть 6 данного Закона говорит о том, что такие учреждения могут быть созданы только централизованной религиозной организацией. Таким образом, местная религиозная организация может учредить негосударственное образовательное учреждение (о чем речь шла выше), но не может создать учреждение профессионального религиозного образования (семинарию, духовную академию и т. д.).

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Порядок и особенности лицензирования определены вышеназванным Положением о лицензировании образовательной деятельности, а также в Письме Министерства образования РФ от 28.11.2000 г. № 24-51-188/10. Существует некоторое противоречие, поскольку Положение, определяющее общий порядок лицензирования, утверждено в 2011 г., а специальные разъяснения Минобразования об особенностях лицензирования духовных образовательных учреждений составлены с учетом ранее действовавшего Положения о лицензировании, утвержденного в 2000 г. и ныне не действующего.

Таким образом, учреждения профессионального религиозного образования обладают всеми правами и обязанностями, установленными для религиозных организаций, и, одновременно, правами и обязанностями образовательных учреждений. В то же время, поскольку не существует и не может существовать государственных образовательных стандартов для подготовки профессионального священнослужителя, государственная аккредитация таких учреждений не производилась до 2008 г.

28 февраля 2008 г. Федеральным законом № 14-ФЗ были внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в ст.ст. 12 и 33 (ныне 33.2) Закона Российской Федерации «Об образовании» и в ст. 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». После принятия этих поправок учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения ) получили право реализовывать на основе лицензий образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и в случае получения государственной аккредитации выдавать в установленном порядке документы государственного образца о соответствующем уровне образования.

Свидетельство о государственной аккредитации, выданное учреждению профессионального религиозного образования (духовному образовательному учреждению), подтверждает уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

Обратим внимание, что законодатель не изменил статус собственно религиозного профессионального образования — успешное завершение обучения будущего священнослужителя по программам духовного образования не дает права выпускнику духовного образовательного учреждения считаться человеком с высшим образованием. Но если в дополнение к этому духовному образованию в семинарии он получил высшее образование по теологии, юриспруденции, истории, философии или любой иной образовательной программе, по которой установлен государственный образовательный стандарт, и если семинария имеет соответствующую государственную аккредитацию, он вправе получить диплом государственного образца.

Фактически это нововведение означает, что учащиеся духовных учебных заведений должны освоить двойную учебную нагрузку — для подготовки священнослужителя и в соответствии со светской образовательной программой. Однако значительная часть учебной нагрузки в духовных образовательных учреждениях часто приходится на долю общеобразовательных предметов (история, иностранные языки, философия и т. д.), что делает возможность получения двух дипломов вполне реальной. Можно найти варианты организации учебного процесса, не требующие повторного изучения предметов, входящих как в светские, так и в духовные образовательные программы.

Введенные в 2008 г. изменения в законодательство учли необходимость соблюдения конституционной нормы об отделении религиозных объединений от государства. Поэтому учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) заверяет такие документы своей печатью, не содержащей изображения Государственного герба Российской Федерации (ст. 27 Закона РФ «Об образовании»). В этом отличие от дипломов, выдаваемых другими аккредитованными негосударственными образовательными учреждениями. Напомним, что учреждения профессионального религиозного образования являются религиозными организациями и использование ими печати с изображением Государственного герба РФ не допускается законодательством о Государственном гербе.

Также, согласно пункту 2 статьи 19 ФЗ «О свободе совести…», при государственной аккредитации учреждения профессионального религиозного образования не устанавливается его государственный статус (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ). Соответственно, они могут использовать наименования «академия», «университет» и т. п. по своему усмотрению, а не в соответствии с аккредитационными требованиями для присвоения статуса академии или университета

В соответствии с пунктом 3 ст. 19 ФЗ «О свободе совести…», «граждане, обучающиеся на очных отделениях учреждений профессионального религиозного образования, которые имеют государственную лицензию, пользуются льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации».

С учетом данной нормы и статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» студенты учреждений профессионального образования, обучающиеся по образовательным программам, получившим государственную аккредитацию, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу на тех же основаниях, что и обучающиеся в других имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях. Студенты, обучающиеся только по религиозным образовательным программам или в духовных образовательных учреждениях, совсем не имеющих государственной аккредитации, права на отсрочку не имеют .


Многочисленные примеры истории говорят о том, что пренебрежение духовной «вертикалью» приводит отдельных людей и народы в целом к историческим поражениям. Оставляет желать лучшего современное духовное состояние российского общества, которое узнало о себе правду: вымирает русский этнос, разрушена семья и ее устои; преступность, алкоголизация и наркотизация населения достигли немыслимых масштабов. Плохую службу России сослужили прозападные проекты модернизации российского образования, ведущие к тому, что школа из воспитательнообразовательного учреждения окончательно превратится в заведение по оказанию учебных услуг.
Важнейшее место в духовно-нравственном воспитании личности занимает религиозное образование и воспитание. Без основ религиозных знаний и элементарных навыков духовной жизни не может состояться полноценная личность - творческая, компетентная и способная инновационно мыслить и действовать, исповедующая принципы гуманизма, правового гражданского общества и демократии. Без личности, наполненной духовным содержанием, невозможна никакая модернизация. В силу этого требование религиозного образования обязательно и для светского государства.
Существующие разногласия по вопросу о месте и роли религиозного воспитания в формировании личности и духовно-нравственном воспитании детей и юношества (которое, по убеждению одних, невозможно без усвоения элементарных знаний о вере и религии, а по мнению других, может состояться только вне религиозных доктрин и вероучений и обязательно на основе светского и критического восприятия церкви и религии) обостряют проблему и раскалывают общество. Причиной современных разночтений по поводу религиозного образования в школе является непонимание и искаженные представления по трем вопросам: 1) о месте и роли религиозного образования, формах и методах его осуществления в дореволюционный и советский период; 2) как и почему религиозное образование было удалено из школ и вообще из жизни в советскую эпоху; 3) чем было заменено прежнее религиозное обучение и к чему это привело. Указанные вопросы рассматривались в ряде публикаций , а исторический опыт России должен был научить мысли, высказанной С.Н. Булгаковым, о том, что перед Россией стоит культурно-педагогическая задача «просветить народ, не разлагая его нравственной личности» .
В настоящее время в Министерстве образования и науки Российской Федерации есть понимание того, что «религия, история религии, культура религии является неотъемлемой частью истории развития страны, истории развития мира», однако считается, что «в школе не должно быть религиозного образования в чистом виде», и школа должна оставаться светской и нейтральной в вопросах вероучения. Формально признавая культурологический аспект изучения религии, руководители Минобразования отрицают вероучительный смысл и значение религиозного образования и воспитания и предлагают вынести религию за пределы школы и во внеучебное время .
Значительным шагом вперед в деле религиозного образования следует признать официально заявленный переход от факультативного изучения основ религиозной культуры и светской этики к обязательному их усвоению всеми учащимися светских школ, обозначенный на состоявшемся 21 июля 2009 г. совещании у Президента РФ с участием представителей ведущих религиозных конфессий и Минобразования. Главной темой совещания стали вопросы преподавания в средних учебных заведениях основ религиозной культуры и светской этики. Президент Д.А. Медведев одобрил поэтапное введение в школах преподавания этой дисциплины по выбору самих учеников и их родителей. Причем новая школьная дисциплина будет по одному из предлагаемых модулей: основы одной религии на выбор (православие, ислам, буддизм, иудаизм), история мировых религий или основы этики .
В соответствии с поручением Президента, разработана нормативно-правовая и методическая база для проведения в 2010-2011 гг. эксперимента по преподаванию новой и обязательной учебной дисциплины . Из предложенных на совещании у Президента РФ шести модулей религиозно-образовательными дисциплинами можно признать только основы религиозных культур (православия, ислама, буддизма и иудаизма). Вполне обоснованы высказываемые опасения о том, что курсы истории религии и основы этики могут явиться новым, перелицованным атеизмом.
Проблема религиозного образования и воспитания в России представляется не частным учебно-методическим вопросом, важным только для узкой группы специалистов - педагогов, катехизаторов или священнослужителей, - а глобальной для России на ближайшие десятилетия задачей государственного значения. С предельной ясностью и неотвратимостью перед лицом России встают текущие и «вечные» вопросы. Сможет ли Россия и ее народ выстоять в эпоху очередных преобразований, уже пройдя путь революций, реформ и новаций в XX столетии, пережив «поводырей», ведущих страну то к коммунизму, то к капитализму? В состоянии ли нынешняя Россия ответить на вызовы современного мира, как она это делала прежде? Сумеет ли извлечь уроки из исторической драмы XX в., когда народ подвергся принудительному и насильственному расцерковлению, приведшему к обезвериванию? Сбережет ли себя, восстановит и сохранит ли нравственную глубину, чистоту и высоту, питаемую православием?
Для русского народа сила и спасение состояли не столько в законах или материальном богатстве, государственной мощи или эффективной экономике, сколько в христианской вере. Ф.М. Достоевский верил в духовные силы народа, неисчерпаемость которых видел в приверженности и обращенности к православию . Нравственное разложение в обществе приводит к уничтожению цивилизаций. Поэтому вопрос о религиозном просвещении детей и взрослых есть проблема сбережения народа, его духовной состоятельности, а значит, и государственной безопасности. История отмены и запрещения религиозного образования и введения всеобщего антирелигиозного воспитания в России показывает, что с отменой религиозной санкции морали происходят неизбежные деформации в нравственной сфере, предаются забвению истинные ценности, что грозит народу катастрофой.

Еще по теме РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДЕЛО С.П. Синельников:

  1. ПРАВОВЫЕ ДОКТРИНЫ КАК ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РОССИИ А.Ю. Хворостов
  2. Хухлаева Ольга Владимировна Поликультурное образование как фактор сохранения психологического здоровья школьников в современной России 1.

Общество - это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни. Выделяются две разновидности общества: неразвитые общества и развитые общества, с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями, и институтами, в том числе и религиозными. Ведь с начала своего существования человек создал 50 тысяч больших и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий. общество консерватизм религия образование

В значительной степени сложность новой социальной ситуации на постсоветском пространстве была обусловлена противоречиями разных культур, не ощутимыми в такой мере в советский период. Ломка существовавших традиций и образцов привела к кризису социальной идентичности, связанному с невозможностью использования прежних образцов и моделей поведения. Старые идеалы утратили свое влияние и исчезли, но новые так и не возникли. Вероятно, потребностью в них был обусловлен поспешный поиск «национальной идеи» на постсоветском пространстве. В данном вопросе особую роль получила религия,

как объединяющий фактор в духовной сфере жизни общества. Сразу после распада СССР возрождение России репрезентировалось как возврат к России до 1917 г. Апелляция к прошлому стала катализатором, позволившим политическим лидерам мобилизовать широкие социальные слои и получить значительную поддержку общества, обернуть в свою пользу растущее недовольство существующим положением вещей. М. Феретти утверждает, что подобное общественное использование прошлого не смогло бы сыграть такую роль, если бы данный образ истории не соответствовал потребностям памяти именно в таких идентификационных опорах . Действительно, в период трансформации в обществе оказываются востребованными ценности консерватизма: уважение традиций, признание религиозных ценностей, семейной морали. Современный консерватизм российского общества характеризуется антииндивидуализмом, антизападничеством, пониманием мощного централизованного государства как ценности, ориентацией на идеалы православия. В результате формирование религиозного аспекта самоидентичности в России и Беларуси, странах, имеющих общие исторические корни, имеет свои особенности. Во многом они связаны с возрождением религиозности и возрастанием роли церкви как института гражданского общества, занимающегося нравственным воспитанием человека . Консервативно настроенные представители общественной мысли видят в усилении роли православной церкви в жизни страны, возможность восстановления правильного социального порядка.

Таким образом, для преодоления кризиса социальной идентичности, характерного для постсоветского пространства, необходимо ставить задачу преодоления парадоксов в общественном сознании, связанных с религией, в результате чего религиозный аспект самоидентичности в полной мере проявит свою позитивную роль. Кроме того, в вопросах воспитания и становления гармоничной личности необходимо ориентироваться на развитие системы образования. В условиях глобализации духовное и культурное развитие современного общества зависит от степени эффективности диалога культур. Поэтому философия в целом и теоретическое осмысление процессов трансформации и глобализации современного мира играют ключевую роль в преодолении кризиса социальной идентичности.

И у церкви, и у школы есть задача: формировать сознание людей с целью привить им определенные социальные и интеллектуальные навыки. Это близкие задачи, но в одном случае инициируется ритуализованная связь с трансцендентным, в другом -- формализованная связь с багажом знаний, накопленных человечеством, и с определенным миропониманием. За десятилетия советского эксперимента связь двух инициаций окончательно распалась, и церковь решает теперь свои задачи отдельно от школы. С этим можно не соглашаться (именно так поступают православные педагоги), но этот факт нельзя игнорировать. Школа в современной конструкции инициирует знание, церковь -- веру. Но есть и общая цель обоих институтов -- прививать этические представления, программировать общественную нравственность.

В философско-методологическом плане одной из ключевых категорий, позволяющих проникнуть в суть морального фактора является категория «культуры». Мировоззренческие основания культуры, как особо подчеркивает академик В. С. Ст?пин, позволяют «не только понять, каков в своих глубинных основаниях наличный человеческий мир, но и показать, каким он может и должен быть» . Следует заметить, что этот взгляд в будущее, определение социально-гуманитарных перспектив, осмысление гуманистических приоритетов и является неотъемлемой частью морали как формы общественного сознания, этики как практической философии. «Своеобразие морали и ее особая роль в культуре 103 связаны с потенциально неисчерпаемой многозначностью ее содержания. Без этого она не была бы тем, чем она на самом деле является - синонимом гуманности, последней и высшей апелляционной инстанции в человеческих делах» . Транзитивное состояние современного общества, обусловленное прежде всего необходимостью перехода на информационный путь развития, отчетливо выводит на передний план проблему формирования культуры личности, решение которой позволит, с одной стороны, искать наиболее эффективные способы преодоления негативных морально-психологических последствий индустриализма, с другой - оптимизировать возможности для раскрытия и совершенствования духовно-нравственного потенциала человека как реальной силы грядущих социокультурных преобразований. Разрастающаяся материально- техническая база общественного производства, увеличивающийся его научно- технологический потенциал не должны отодвинуть на задний план самого человека, тем самым превратив его в своеобразный придаток к «умным машинам» и существенно обострив характер социальных отношений. Как метко подчеркнул в связи с этим Э. Фромм, «человеческий диалог - более надежный путь к предотвращению опасных столкновений, чем шаги, продиктованные компьютером».

Известно, что для нормального функционирования общества необходимо наличие системы общепризнанных духовных ценностей, которые являются своего рода скрепами этого общества, обеспечивающими его целостность, устойчивость и жизнеспособность. В современном обществе остро ощущается ценностный кризис, что свидетельствует прежде всего о том, что потеряли свою значимость и эффективность для большинства населения общепринятые, официально закрепленные ценности предыдущей социально-исторической эпохи. Новые же ценности, в которых бы отражался дух времени, перспективные социально значимые цели, еще не оформились должным образом и не достигли уровня общественного признания. Это не означает вовсе, что механизм моральной регуляции прекратил свое функционирование. Просто произошло очень серьезное рассогласование во взаимодействии его составных частей. Ранее действующая ценностная структура утратила свой доминирующий характер, иерархическую упорядоченность. Но в то же время, несмотря на духовный кризис, заметно активизируются креативные процессы на тех или иных участках системы моральной регуляции. Это происходит прежде всего на уровне личностного сознания, а также на уровне определенных социальных групп и даже общественных институтов, активно включившихся в процесс кардинальных социокультурных преобразований. Здесь набирает силу «самодеятельное» творчество новых ценностных представлений и моральных оценок. В основе этого процесса лежат общечеловеческие гуманистические по своей природе ценности, которые сохраняются в исторической культурной памяти человечества и жизненном духовном опыте личности и которые переосмысливаются через призму новых социальных условий и отношений. И отсюда, с так называемой «периферии» начинают поступать сигналы на государственно-национальный уровень, способствуя постепенной «кристаллизации» духовно-нравственных ценностей, отвечающих духу времени и актуальным социальным и личностным интересам. Такой процесс постепенного, осторожного «собирания» нравственных 104 ценностей мы можем наблюдать сегодня. Именно в этом процессе отчетливо может проявить себя и уже проявляет духовно-нравственный потенциал личности. Целенаправленная и последовательная актуализация этого потенциала в различных видах человеческой деятельности обязательным образом скажется и в целом на системе социальных отношений, способствуя ее моральному оздоровлению и духовному возвышению.

Необходимость присутствия религии в образовании, как полагают многие исследователи, политические деятели, а также учителя, непосредственно вытекает из реальной социально-политической ситуации: из противоречий политики мультикультурализма, из неоднозначного отношения к мигрантам, из проблем, связанных с возможностью и необходимостью интеграции мигрантов в окружающую социальную среду, из имеющихся конфликтов на национальной и религиозной почве, из непростых отношений между христианами и мусульманами и т.д. Кроме того, проблемы религиозного образования обсуждается в тесной связи с воспитанием гражданственности, которое включает в себя образование в сфере прав человека, гражданских прав и свобод, мирного сосуществования, глобальных проблем и межкультурного диалога и в целом направлено на воспитание способности жить вместе у людей, представляющих разные культурные традиции.

Еще с давних времен проблемой роли религии в обществе интересовались многие исследователи, рассматривая религию в качестве важного фактора социально-политического развития. Одним из примеров изменения отношения к религии служит немецкий философ Юрген Хабермас. В последние годы он отстаивает идею постсекулярного общества и полагает, что в современном государстве верующие и светские люди не имеют нужды противопоставлять себя друг другу, и в качестве граждан должны решать общие проблемы, придерживаясь при этом своей точки зрения, религиозной или светской.

В современном мире встает вопрос, какова должна быть стратегия образования, учитывая, что сегодня в различных странах вместе учатся дети, принадлежащие к различным культурным и религиозным традициям и нуждающиеся во взаимном признании, а не в углублении различий между ними. Так как в европейских странах данным вопросом занимаются давно, то в своих территориальных рамках был создан международный исследовательский проект «Религия и образование: вклад в диалог или фактор конфликта в изменяющихся обществах европейских стран» (2006-2009). Это один из важных этапов решения проблемы противостояния науки и образования.

Процесс глобализации затронул и Россию. Обнаружились сходства и параллели в культурном развитии человечества. Тем не менее следует принимать в расчет и своеобразие культурных традиций. Встает вопрос, как именно преподавать знания о религии младшим школьникам? Как объяснить младшим школьникам проблему отношений между разными религиями, ведь каждая из них претендует на исключительное право на истину?

21 июля 2009 президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с лидерами крупнейших религиозных объединений России заявил о поддержке сразу 2 идей: о введении института воинских священников и о преподавании в школах дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение.

Тогда же президент предложил провести эксперимент по внедрению нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в ряде регионов России.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет (младших подростков) представлений о нравственных ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Декларируемые принципы преподавания ОРКСЭ основаны на том, что каждая из религий является уникальной, каждая придает смысл человеческому существованию, каждая дает свой ответ на экзистенциальные вопросы, и все они имеют общие черты, характеризующие человека как homoreligiosus.

Следует также иметь в виду, что в российских школах учатся не только дети, исповедующие ту или иную религию, но и дети, выросшие в семьях, где отсутствует религиозное воспитание. Стратегия внимания к правам личности, в том числе и к правам ребенка, предполагает уважение не только к верующим, но и к тем, кто не исповедует никакой религии. Образование следует направить на обеспечение условий, при которых любой ребенок получит возможность осознать свою национальную или религиозную идентичность и выражать ее без страха быть осужденным за это. При этом у школьников будет формироваться представление об их общей российской идентичности. Целью преподавания курса ОРКСЭ, таким образом, является воспитание у представителя подрастающего поколения готовности уважать других и признавать за ними те же права, которые он хотел бы, чтобы признали за ним.

Условия, в которых живет нынешняя школа, формируют новые вызовы, требующие сохранения своеобразия отдельных национальных культур. Многонациональную российскую культуру можно будет сохранить, инициировав тесное взаимодействие представителей различных ее сегментов.

Заключение

В образовательном процессе религия может беспроблемно присутствовать и как личная идентичность учителя или ученика (учительница в хиджабе, ученик в кипе), и как объект изучения (религиозные войны в Германии в курсе истории). Вместе с тем религия как отдельный предмет возможна только в условиях выработанного общего понимания и согласия. Такое согласие будет означать изменение государственного строя и Конституции страны.

Литература

  • 1. Авиезер, Н. профессор физики университета Бар-Илан, книга «Вера в эпоху науки»,
  • 2. Павловская О. А. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ТРАНЗИТИВНОГО ОБЩЕСТВА, статья из международной научной конференции Республика Беларусь, г. Минск, 27-28 мая 2014 года
  • 3. Степанова Е.А. Статья «религия и образование в Европе: дебаты о взаимной совместимости»-24.01.11 г., Журнал «Трибуна ученого»
  • 4. Энциклопедия. Религии мира, т.6, «Аванта +», М. 1996

Что такое "государство"? Есть несколько значений этого слова, во-первых страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти, но основное понятие "государство" связано с двумя более широкими понятиями - "общество и власть".

Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных).

Общество - это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни. Выделяются две разновидности общества: неразвитые общества и развитые общества, с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями, и институтами, в том числе и религиозными. Ведь с начала своего существования человек создал 50 тысяч больших и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий.

В истории были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В некоторых современных исламских странах книги Коран ("арабский судебник") и Сунна - основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат).

Мировые религии сегодня - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многих народов. Ниже будет рассмотрено, каким образом эти религии повлияли на становление государств в различных краях света.

Христианство

Христианство (от греческого слова christos «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве.

Католицизм

Слово "католицизм" означает всеобщий, вселенский. Его истоки от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи, и в конце-концов в Европе главной руководящей силой стала церковь. К VI веку церковь осталась наедине со всеми проблемами, которые раньше за нее решало государство. Епископы часто были единственными защитниками населения и носителями порядка перед лицом вторгшихся варварских орд. Поневоле церкви пришлось заняться политикой в масштабе всей ойкумены, что раньше делала империя. В «темные века» власть церкви была суровой необходимостью. Но с укреплением феодальных сеньоров эта власть стала оспариваться: сначала у местных епископов, а затем - короли у папы. Н этой почве произошли самые острые конфликты Средних веков. Например, трехдневное стояние германского императора Генриха на коленях перед папским замком в Каноссе, и наоборот, семидесятилетнее «пленение пап» в Авиньоне под властью французского короля. Стандартная проблема выбора средневекового человека - кому подчиняться - в этих случаях стояла особенно остро. Короли иногда просто убивали своих видных подданных, сделавших выбор в пользу Рима. Папы отвечали анафемой, что в те времена серьезно подрывало акции отлученного (даже не столько в глазах собственных подданных, лишенных привычных треб, сколько перед всегда готовыми к нападению соперниками).

Претензии пап на первенство над государем базировались на так называемом «даре Константина» - документе, которым этот знаменитый римский император даровал церкви эту власть. Документ оказался поддельным, но в те времена этого никто не знал.

Несмотря на постоянную борьбу, духовная и светская власть, как и все остальные пары полюсов в Средневековье, были нужны друг другу. Германские императоры своими войсками некоторое время поддерживали папский домен в Италии. Светская власть обеспечивала авторитет и безопасность церкви на местах, князья вносили богатые вклады в монастыри. Со своей стороны церковь давала королям духовную санкцию «богопомазанности», так необходимую им в борьбе со своими могучими вассалами. В целом, взаимодействие этих сил давало эффективную систему управления - аналог современного разделения властей. Это поддерживало и политическую целостность Европы.

Оборотная сторона "сплошной церковности" средневековой цивилизации - то, что церковь была вынуждена внедрять единомыслие более, чем полезно было для нее самой. В результате внутри самой церкви постоянно накапливался потенциал протеста. Пока он прорывался в виде отдельных всплесков, подобных описанным выше, церковь его успешно нейтрализовала. С отдельными еретиками без труда разбиралась инквизиция. Но с освобождением умов, действительным или мнимым, с приходом Возрождения пришлось иметь дело не с отдельной ересью, а с порывом на волю всей цивилизации. В 1519 году Мартин Лютер положил начало новой ветви христианской религии - протестантизму. Это течение решительно отстранило церковную иерархию, в особенности папу, как посредника между человеком и Богом. Соответственно, все претензии церкви устанавливать нормы жизни были отметены. Человек стал считать, что он звучит достаточно гордо, чтобы стоять с Богом лицом к лицу. За полвека пол-Европы стало протестантской.

Принятие Русью православия

Тысячелетие назад, в 988 году на Руси было принято христианство, как государственная религия. Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении государственности. Она была носителем национально-православной централизованной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущественной Руси.

Политическая обстановка того времени требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, которые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принятие католической веры и ориентация на Запад-ную Европу. Как известно, князь Владимир выбрал православие, наверное, в силу того, что греки Руси никак не угрожали, скорее наоборот, а вот в западноевропейской политике занимал видную роль "поход на Восток", с крестом и мечом. Если бы тогда была принята латинская вера (т.е. католичество), то Русь как самостоятельное государство перестала бы существовать. Православная церковь не дала распасться Русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавшихмежду собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту Всея Руси. Именно поддержка церкви позволила начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.

Страны ислама

Странам Азии и Африки входят в семью так называемого религиозно-традиционного права. Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в период разложения родо-племенного строя и становления ранне феодального государства на западе Аравийского полуострова. Мусульманское право оказывает глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой, что определяется тесными связями мусульманского права с исламом, как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировозрения самых широких слоев населения в этих странах. Из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с государством и правом. На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе "веры и государства", религия и право, многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правовая культура, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то по существу совпадают с указанными правилами, и не играют самостоятельной роли. Основными источниками мусульманского права - как и неюридических норм ислама - признаются Коран и сунна, в основе которых лежит "Божественное откровение", которые закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и морали,определяющие в целом содержание мусульманского права вюридическом смысле.

Правда, в 19 веке в положении мусульманского права произошлисущественные изменения. В наиболее развитых странах оно уступилоглавенствующие позиции законодательству, основанному назаимствовании буржуазных правовых моделей. К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англо-саксонскому - Ирак, Судан.

Буддизм-самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» христианства на пять веков, а ислам «моложе» его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.

Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма.

В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей на Варны (касты в древней Индии) установлено высшим божеством Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами, и приравнивала поаорность властителям к выполнению религиозного долга. Даже обильные жертвоприношения, доступные лишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей близости последних к мору богов, а для низших варн многие обряды были вообще запрещены.

Появление буддизма на исторической арене совпадает по времени со значительными изменениями в социально политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Весьма активно ачинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культуры, в которых все более выдвигаются на первое место кшатрии, притязающие на руководящую роль в жизни общества. Именно в этих районах на базе четырех царств (Кошала, Маганда, Ватса и Аванта) намечаются и происходят существенные сдвиги в области экономики, политики, вылившиеся в конечном итоге в образование одной из могущественных империй в древней Индии империи Магадхи, основателями и руководителями которой явились представители династии Маурьев. Таким образом на территории современного южного Бихара (Северная Индия) примерно в середине первого тысячелетия до н.э. концентрируются значительные социальные силы, нуждающиеся в новых принципах социального взаимодействия и в новой идеологии.

Неисчерпаемые бедствия, обрушившиеся на трудящихся при переходе от ранних неразвитых форм рабовладения к крупному, охватывающему и пронизывающему воздействием все более широкие сферы бытия, явились реальной жизненной основой, мистифицированным отражением которой была так называемая «первая благородная истина» буддизма утверждение тождества бытия и страдания. Всеобщность зла, порождаемая все более глубоким порабощением трудящихся, негверенностью в завтрашнем дне у средних слоев, жестокая борьба за власть у классовой верхушки общества воспринимались как основной закон бытия.

Когда рабовладельческий способ производства стал тормозить дальнейшее развитие производительных сил, когда перед обществом начала вставать задача создания личной заинтересованности работающего в результате его труда, одной из религиозных форм критики старого строя стало утверждения наличия души как некоей единой для всех людей внутренней основы бытия. Соответственно появляется идея человека не члена определенной Варны, а человека вообще, абстрактного человека. Взамен множества обрядов и запретов для определенной варны выдвигается идея единого морального начала как фактора спасения для любого человека независимо от его националоной или социальной принадлежности. Последовательное выражение этой идее дал буддизм, что и явилось одной из причин превращения его в мировую религию.


Список литературы

Виппер Р. Ю. Краткий учебник Средних веков. 2т. М., «Школа-Пресс», 1993.