Жестокие религиозные войны Европы. И защита от них

"Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга"

Джонатан Свифт

"У кого чаще всех Господь на языке, у того черт на сердце"

Денис Фонвизин



Задания:

1. Прочитайте небольшие тексты и посмотрите видеосюжеты о наиболее сложных религиозных конфликтах современности.

2.Как Вы понимаете высказывания писателей Свифта и Фонвизина.

3.На Ваше усмотрение выберите один из конфликтов и предложите свой вариант решения данной проблемы.

4. Как вы думаете, что способствует возникновению такого рода проблем.

5. Что бы Вы посоветовали будущим поколениям для предупреждения и предотвращения религиозных конфликтов.

Исламский фундаментализм

Безусловно, самым ярким событием столетия стало появление исламского фундаменталистского политического движения. Экстремизм в исламе представляет собой мощное течение в рамках современного исламизма, понимаемого как политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития исходя из религиозных норм. Развернув свою деятельность по всей планете, это движение фактически превратилось в общемировое противостояние сил ислама всему остальному миру.

Солдаты ислама уже многие годы ведут непрекращающуюся войну во многих уголках земного шара (Ал жир, Египет, Индонезия, Филиппины и многие другие страны). Не случайно, что атаку на Всемирный торговый центр почти моментально стали приписывать радикальным исламским группировкам. А одну из них - "Аль-Каида" - Соединенные Штаты Амери ки ф актически признали организаторами этой операции.

Объектом агрессивных нападок религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные "неверными", так как именно они являются главным препятствием на пути установления основ исламского порядка. Практика исламских радикалов заключается в активных и немедленных, а потому обычно агрессивных дей ствиях по установлению исламского государства, прихода к власти истинных мусульман. Движущие силы современного исламского экстремизма составляют в основном студенты, рабочие, мелкие торговцы, инженеры, врачи. Расширению рядов религиозных экстремистов способствует происходящий в современном мусульманском мире процесс внедрения неприемлемой для ислама западной культуры и люмпенизация населения. На сегодняшний день, по приблизительным подсчетам, под знаменами различных экстремистских группировок, исповедующих ислам, находятся около шестидесяти миллионов бойцов.

Фрагмент документального фильма "Одержимые"


Р елигиозное противостояние в Ирландии

Противоборство, в огромном количестве случаев вооруженное, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, осложняющееся нежеланием первых оставаться в составе Великобритании, весьма и весьма показательно. Оно демонстрирует наличие серьезнейшей конфликтности в довольно благополучном регионе Западной Европы и лишний раз опровергает миф о "гармонии", которая якобы царит в странах западной демократии.

В данном случае религиозные противоречия теснейшим образом связаны с этническими, а также и с идеологическими. Идейно-теоретическую базу Ирландской республиканской армии (ИРА), стоявшей в авангарде сопротивления, можно охарактеризовать как радикально-социалистическую. К слову сказать, социалистические и даже коммунистические идеи активно берутся на вооружение большинством европейских "сепаратистов". Так, террористическая организация ЭТА, борющаяся за независимость басков и их выход из состава Испании, исповедует марксизм, парадоксально (казалось бы парадоксально) соединенный с радикальным национализмом. Внутри знаменитой УЧК ("Армии освобождения Косово") очень сильны радикально-социалистические настроения, причудливо сплетенные с национализмом и исламизмом.

В настоящий момент ирландское сопротивление находится в фазе затухания, вооруженную борьбу продолжает лишь непримиримое меньшинство из т.н. "истинной" ИРА. Однако сама проблема остается, и в обозримом будущем можно ожидать появления новых радикальных течений, причем религиозно-фундаменталистского окраса.

Сюжет программы "Вести"

Война на Святой Земле

Самый широко освещаемый конфликт на религиозной почве - это развернувшаяся война за Святую землю Палестины. Особенностью ближневосточного кризиса в отличие от любого другого локального религиозного конфликта заключается в том, что главный предмет спора - Иерусалим - имеет огромное значение не только для непосредственных участников конфликта (мусульман и иудеев), но и для представителей всех христианских конфессий. Вопрос о статусе Иерусалима является главным камнем преткновения в израильско-палестинских отношениях, эту проблему можно было бы разрешить, не поступаясь религиозными чувствами и сохраняя доступ верующих к святыням, но пока этот долгожданный мир установить так и не удалось. Бесконечные крупные и мелкие военные столкновения происходят здесь уже не одно десятилетие. Количество жертв этого противостояния пока никем не подсчитано. События на Ближнем Востоке вызывают резко негативную реакцию со стороны представителей арабского мира. Палестинские отряды непрерывно черпают для себя новых рекрутов из числа мусульман, готовых сражаться за освобождение исламских святынь. В свою очередь, власти Израиля постоянно заявляют, что Иерусалим был, есть и будет единой и неделимой столицей Израиля, оставаясь святым городом для иудеев. И его израильтяне не согласны отдавать ни при каких условиях. Участники палестино-израильского конфликта пока что далеки от согласия. Удастся ли им найти общий язык и завершить многолетнее противостояние - покажет время.

Фильм "Грязная война"




Китайская оккупация Тибета

Это событие не вызвало особого резонанса на международной арене, хотя его значение для судеб мира трудно переоценить. 23 мая 1951 года 40-тысячная армия коммунистического Китая (КНР) вторглась на территорию Тибета - тогда еще независимого государства.

Формально тибетцам гарантировалась широчайшая религиозная и политическая автономия, однако собственные обещания китайские коммунисты стали нарушать с первых же дней своего владычества. За 50 лет господства маоистов в Тибете погибли полтора миллиона человек, из 6 тысяч монастырей уцелело лишь 13 (позже по сугубо прагматическим соображениям китайские власти разрешили открыть 1,5 тысячи монастырей). Кроме того, КНР проводил неблагоприятную для тибетцев демографическую политику, направленную на обеспечение китайского этнического преобладания в данном регионе. В настоящее время соотношение местного населения к китайскому составляет 6,5:7. Территория Тибета превратилась в свалку ядерных отходов КНР.

Имело (и имеет) место быть и сопротивление тибетцев красному Китаю. В 1959 году в регионе вспыхнуло вооруженное народное восстание, жестоко подавленное коммунистами. Тогда погибли около 100 тысяч человек. Лидер тибетцев Далай-лама бежал в Индию, где и создал правительство в изгнании.

В последнее время интерес мировой общественности к Тибету и его религиозно-политическим проблемам пробуждается все больше. Приведем лишь один пример - в 1989 году Далай-ламе была присуждена Нобелевская премия. Однако внимание к этой древней, "волшебной" стране все еще нельзя назвать достаточным.

По сути, политику китайских коммунистов в Тибете можно сопоставить с гонениями на православие в России, которые осуществляли коммунисты советские.

Сюжет новостей



Конфликт между индуистами и исламистами


Граница Индии и Пакистана в любой момент рискует превратиться в глобальную линию фронта. Два государства непрерывно обвиняют друг друга в начале вооруженных действий.

Конфликт между Индией и Пакистаном, подобно конфликту в Югославии, является столкновением двух различных конфессий - индуизма и ислама. Сам раздел Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году произошел по конфессиональному признаку. Сейчас в Индии индуизм исповедует более 80% населения страны, однако в некоторых штатах большинство составляют приверженцы других религий. Так, в штате Пенджаб большинство населения являются сикхами, более половины жителей штата Нагаленд исповедуют христианство, а около двух третей населения штата Джамму и Кашмир составляют мусульмане. Поэтому Пакистан не перестает предъявлять территориальные претензии к Индии, желая присоединить к себе штаты, население которых исповедует ислам. В этих штатах функционирует ряд сепаратистских политических исламских организаций, чья деятельность направлена на создание независимого государства (например, "Фронт освобождения Джамму и Кашмира"). Семена раздора, посеянные еще в конце 40-х гг. при довольно условном и произвольном территориальном размежевании, многократно приводили к вспышкам насилия, пограничным конфликтам, не раз перераставшим в локальные войны. В ходе многолетнего противостояния уже погибли сотни тысяч приверженцев ислама и индуизма.

Оценивая отношения Пакистана к этой проблеме, не следует забывать обстоятельства последнего военного переворота: причиной недовольства пакистанских военных стал приказ президента Шарифа вывести пакистанских военных из Кашмира.

Как показывает практика, конфликты, имеющие в своей основе конфессиональные или этнические причины, могут длиться десятилетиями или даже столетиями. Об этом свидетельствует и опыт Балкан, и Кавказский регион, и противоборство в Северной Ирландии. Однако в случае индо-пакистанских отношений конфессиональный конфликт впервые может возникнуть между государствами, обладающими ядерным оружием.

Церемония закрытия индийско-пакистанской границы

Противостояние сербов и хорватов

Указанное явление более чем показательно. Оно еще раз подтверждает тот факт, что взаимная религиозная вражда может быть присуща и этнически схожим общностям. В случае с сербами и хорватами мы имеем дело с одним и тем же этносом, разделенным на две нации именно по религиозному признаку.

Поражает размах религиозно-этнических чисток, организованных хорватскими националистами-католиками в отношении православных сербов в период Второй мировой войны. Называется цифра в пятьсот человек убитыми, что же до различных изуверств, то они поражали даже видавших виды немецких нацистов. Гонения на сербов осудил и официальный Ватикан.

Вместе с тем необходимо во всем и всегда следовать принципу объективного освещения событий. Не подлежит сомнению тот факт, что в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (так называлась Югославия до 1941 года) хорватское население явно находилось в приниженном положении. Во всех значимых сферах общественно-политической и экономической жизни доминировали именно сербы, жизненный уровень хорватов был намного ниже сербского. В стране довольно агрессивно насаждался сербский национализм.

Но, конечно, реакция на все это хорватских националистов была, мягко выражаясь, неадекватна. За ошибки и злоупотребления правящей элиты расплачивались простые сербы.

В заключение еще раз обратим внимание на теснейшую, мистическую, можно сказать, связь двух православных славянских народов - русских и сербов. И речь сейчас идет даже не о совместной борьбе против фашизма. Мало кому известно, но в период Второй мировой на территории Югославии активно действовал т.н. "Русский корпус", состоящий из монархически настроенных участников Белого движения 1917-1921 гг., оказавшихся в эмиграции. Они сотрудничали с нацистской Германией, сражались против титовских партизан, но самоотверженно защищали единоверцев-сербов от посягательств их недоброжелателей.

Вести. Косовские сербы живут на осадном положении.

войны, которые велись под религ. лозунгами (напр., крестовые походы, альбигойские войны, гуситские войны и др.). Под этими же лозунгами проходили завоевание Пиренейского п-ова арабами и Реконкиста, завоевание турками Константинополя и т.д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ

во Франции (гугенотские войны) - войны между католиками и кальвинистами (гугенотами) во 2-й пол. 16 в., за религ. оболочкой к-рых скрывалась сложная борьба различных социальных сил. Современники называли Р. в. гражданскими войнами, это назв. часто употребляется и в ист. лит-ре 19-20 вв. Предпосылками Р. в. являлись социально-экономич. сдвиги во Франции сер. 16 в.: с одной стороны - обнищание задавленных налогами (возросшими в последние годы Итальянских войн) крестьян и гор. низов, положение к-рых резко ухудшилось в связи с ростом дороговизны, связанной с "революцией цен" (последняя сильно уменьшила также и доходы ср. и мелкого дворянства), с другой стороны - все большее ущемление абсолютизмом политич. власти феод. знати. Активной силой в обоих лагерях были нар. массы городов, выступавшие против феод. и зарождавшейся капиталистич. эксплуатации, и мелкое дворянство, к-рое возглавляла феод. аристократия. Католич. лагерь в 1-й период Р. в. был представлен пр-вом, на стороне к-рого выступала значит. часть дворянства и буржуазии центр. и сев.-вост. провинций. В лагере кальвинистов находились часть родовитого дворянства и города, гл. обр. юж. и зап. окраинных провинций, отстаивавших свои феод. вольности, сопротивлявшихся централизации, проводимой абсолютизмом. Наиболее последовательно защищали абсолютизм т. н. политики, выступавшие за политич. единство Франции; чл. этой партии рекрутировались гл. обр. из рядов высш. чиновничества. Кальвинистское дворянство рассчитывало укрепить свое экономич. положение за счет секуляризации церк. владений. Во главе лагеря католиков встали герцоги Гизы, во главе кальвинистов - члены боковой линии царствующей династии (Антуан Бурбон, принц Конде, затем Генрих Наваррский) и адмирал Колиньи; обе клики стремились к ограничению королев. власти. Для большинства дворян религ. вопрос играл второстепенную роль, в ходе Р. в. они порой меняли свою религию. Начало Р. в датируется в ист. лит-ре по-разному: 1 марта 1562, 1559 либо 1560. В 1559 начались во мн. провинциях Франции нар. волнения, на Ю. кальвинистское дворянство начало захватывать церк. владения. В 1560 гугеноты во главе с принцем Конде пытались захватить в Амбуазском замке короля Франциска II. Попытка Бурбонов, рассчитывавших отстранить от правления страной Гизов и фактически встать у власти, сорвалась. Амбуазский заговор был раскрыт. 1 марта 1562 отрядом герцога Гиза были убиты в местечке Васси молившиеся кальвинисты, это послужило сигналом к открытым воен. действиям. 1-й период Р. в. (до 1580) - борьба гугенотов с пр-вом. Вожди католиков Гизы приняли роль "защитников" королев. власти, в действительности стремясь полностью подчинить ее себе. Вожди обоих лагерей искали помощи у иностр. держав: гугеноты - у нем. князей, Голландии и Англии, католики - у Испании. За первыми тремя войнами (1562-1563, 1567-68, 1568-70) последовал Сен-Жерменский мир (1570), по к-рому гугеноты получили 4 важных города-крепости, право занимать гос. должности, кальвинистское богослужение было разрешено по всему королевству. Усиление гугенотов побудило Гизов и Екатерину Медичи организовать в 1572 массовую резню гугенотов в Париже (Варфоломеевская ночь), к-рая привела к возобновлению Р. в. (1572-73, 1574-76), сопровождавшихся расцветом антиабсо- лютистской публицистики (см. Монархомахи). По миру в Болье (1576) гугенотам была подтверждена свобода вероисповедания и фактически была признана образовавшаяся к 1576 т. н. Гугенотская конфедерация городов и дворянства в юго-зап. провинциях, что означало отпадение Ю. от остальной части Франции. На С. Гизы попытались создать аналогичную конфедерацию - Католическую лигу 1576. На Ген. штатах в Блуа (1576) католики потребовали возобновления войны с гугенотами. После 6-й и 7-й Р. в. (мир в Бержераке 1577 и в Фле 1580) борьба гугенотов с пр-вом прекратилась. Юг остался гугенотским. Во 2-й период Р. в. (1585-96, часто датируется 1585-94, иногда концом Р. в. считают Нантский эдикт 1598) против абсолютизма выступила Католич. лига во гл. с Парижем (см. ст. Парижская лига 1584-94). Глава католич. знати герцог Генрих Гиз, претендовавший на наследование престола после бездетного короля Генриха III, действуя в союзе с католич. городами, вынудил короля вновь начать войну с гугенотами и их главой Генрихом Наваррским, законным наследником франц. короны. В этот период социальная и политич. борьба и экономич. разруха достигли своего апогея. Во время 8-й Р. в. (1585-89), т. н. войны трех Генрихов, по приказу Генриха III были убиты герцог Гиз и его брат кардинал Лотарингский (1588), после чего демократич. крыло Парижской лиги добилось низложения Генриха III (1589). Генрих III пошел на соглашение с Генрихом Наваррским, и они совместно осадили Париж (последняя Р. в., 1589-96; согласно иной датировке - 1589-1594). При осаде Парижа Генрих III был убит монахом, подосланным лигой (1589). Королем стал Генрих Наваррский, но Сев. Франция и нек-рые юж. города и провинции его не признали. Исп. интервенция (в Париж был введен в 1591 исп. гарнизон) усугубила политич. анархию. Разгул феод. реакции привел к массовым крест. восстаниям (см. Кроканы). Католич. дворянство и буржуазия, напуганные размахом нар. движения, признали королем перешедшего в 1593 в католицизм Генриха Наваррского (Генрих IV). В 1594 он вступил в Париж, к 1596 подчинил почти все лигерские провинции; Р. в. кончились. Нантский эдикт 1598 урегулировал положение гугенотов. См. карту на отд. листе к стр. 689. В историографии 18-19 вв. была распространена концепция о чисто религ. характере Р. в., но уже нек-рые историки 19 в. искали политич. и социальные корни Р. в., при этом резко расходясь в оценке позиции каждого лагеря. Ж. Мишле считал гугенотов провозвестниками Вел. франц. революции, а др. франц. историк Ж. Б. Капфиг видел предтечу 1789 в Католич. лиге. Большой вклад в изучение Р. в. внес рус. историк 19 в. И. В. Лучицкий, но и он односторонне оценивал выступление гугенотов лишь как феод. реакцию против абсолютизма (как борьбу гл. обр. феодальной аристократии за политическую власть). Фундаментальные исследования о начальном периоде Р. в. принадлежат французскому историку 1-й пол. 20 в. Л. Ромье. В советской историографии Р. в. рассматриваются во всей их сложности и показывается неоднородность каждого из лагерей и различие целей, преследуемых в Р. в. разными слоями общества. Источн.: Док-ты по истории Франции сер. XVI в., в сб.: Ср. века, в. 12-15, М., 1958-59, в. 19, М., 1961; Док-ты по истории гражданских войн во Франции, 1561-1563 гг., под ред. А. Люблинской, М. - Л., 1962. Лит.: Лучицкий И. В., Феод. аристократия и кальвинисты во Франции, ч. 1, К., 1871 (дисс.); его же, Католич. лига и кальвинисты во Франции, К., 1877; Клячин В., Политич. собрания и орг-ция политич. кальвинистов во Франции в XVI столетии, К., (1888); Виппер Р., Политич. теории во Франции в эпоху Р. в., "ЖМНП", 1896, No 8; Вебер Б. Г., Происхождение Р. в. во Франции в освещении И. В. Лучицкого, в кн.: Франц. ежегодник. 1958, М., 1959; Люблинская А. Д., Франция в нач. XVII в., Л., 1959; Mari?jol J. H., Histoire de France, t. 6 - La r?forme et la Ligue, (P.), 1905; Thompson J. W., The wars of religion in France, 1559-1576, Chi., 1909, new ed., N. Y., (1957); Romier L., Les origines politiques des guerres de religion, t. 1-2, (P.), 1913-14; его же, Le royaume de С. de M?dicis, (v. 1-2), P., 1922; его же, Catholiques et huguenots а la cour de Charles IX, P., 1924; Vi?not J., Histoire de la r?forme fran?aise des origines а l´?dit de Nantes, P., 1926; Chartrou-Charbonnel J., La r?forme et les guerres de religion, P., 1936; L?vis-Mirepoix A., Les guerres de religion. 1559-1610, P., 1950; Livet G., Les guerres de religion (1559-1598), P., 1962; Vivanti C., Lotta politica e pace religiosa in Francia fra cinque e seicento, Torino, 1963. А. А. Лозинский. Львов. -***-***-***- Религиозные войны

Религиозные войны — то же, что и Гражданские

Религиозные войны — период французской истории ХVII века, когда граждане страны — католики и протестанты (гугеноты) воевали друг с другом. Всего войны было восемь

Годы религиозных войн во Франции 1562-1598

Кто такие гугеноты?

Гугеноты — французские протестанты, последователи реформистского учения проповедника Ж. Кальвина.
Протестантизм проник в католическую Францию в начале ХVII века из соседних Германии и Швейцарии и достаточно быстро приобрёл популярность. Его появлению способствовала деятельность философа Жака Лефевра из Этапля (1455-1536), который перевёл Новый Завет на французский язык и издал его в 1523 году. Учениками Лефевра были такие известные реформаторы и гуманисты, как Гильом Фарель, Жерар Руссель, Мишель д`Аранд. Как указывает Википедия, к 1557 году 35% французов придерживалось нового учения

Причины Религиозных войн

«Подлая затея» (Сюрприз в Мо) вынудила королеву-мать резко изменить свое отношение к гугенотам. Им была объявлена война не нажизнь, а на смерть. В этом декларации Карл IX выражал ссожаление по поводу сделанных ранее уступок гугенотам, что ничуть не помогло умиротворить страну, напротив, реформаты упрямо продолжали раздувать смуту. Он требовал, чтобы гугеноты незамедлительно передали под королевскую юрисдикцию все занятые ими крепости, все кальвинистские проповедники должны были в течение двух недель покинуть пределы Французского королевства, все религиозные культы, кроме католического, запрещались под страхом конфискации имущества, государственные чиновники, исповедовавшие кальвинизм, лишались своих должностей. В порядке акта милосердия объявлялась амнистия всем гугенотам, которые в течение семи дней сложат оружие

  • 1569, 12 марта, 7 мая, 25 июня, 24 сентября-1570, 27 июня — сражения при Жарнаке, Ла-Рош-л’Абель, Монконтуре, д’Орне-ле-Дюк, смерть принца Конде, поочерёдно успехи и поражения сторон
  • 1570, 8 августа — Сен-Жерменский мир. Гугенотам дарована свобода вероисповедания во всей Франции, кроме Парижа, право занимать государственные должности, а так же крепости Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Ла-Шарите

1572-1573 — четвертая религиозная война

  • 1572, 22 августа — свадьба Генриха Наваррского и Маргариты Валуа
  • 1572, 24 августа — . Гибель де Колиньи
  • 1573, 11 февраля-6 июля — безуспешная осада Ла-Рошели католиками, Генрих Наваррский принял католичество, третий сын Екатерины Медичи Генрих занял польский престол
  • 1573, 11 июня — Булонский эдикт. В нём были сильно урезаны права, предоставленные Сен-Жерменским эдиктом 1570 года: при общей свободе совести свобода отправления культа была ограничена Ла-Рошелью и некоторыми другими городами, права на свободу религии для дворянских землевладельцев сохранялись теперь при определенных условиях
  • 1573, 24 июня — Ла-Рошельский мирный договор, подтвердивший Булонский эдикт
  • 1573 — создание так называемой «партии недовольных», стремившихся к примирению католиков и гугенотов, во главе партии стоял младший сын Екатерины Медичи герцог Алансонский

1574-1576 — пятая религиозная война

  • 1574, 30 мая — смерть короля Карла IX, на трон взошел под именем Генриха III третий сын Екатерины Медичи польский король Генрих Анжуйский
  • 1574, 4 ноября — третий герцог де Монморанси, будучи почти независимым правителем Лангедока, потребовал от нового короля восстановления прав для гугенотов, и не получив желаемого, начал военные действия
  • 1575 — в Ниме оформилась так называемая Гугенотская конфедерация городов и дворянства, фактически представлявшая собой государство в государстве, имела свою армию и систему налогов, ее высшим органом были Генеральные штаты.
  • 1575, осень — в пределы Франции вторглась армия протестантов, возглавляемая Генрихом де Бурбоном, вторым принцем де Конде и пфальцграфом Рейнским Иоганном Казимиром Пфальц-Зиммернским
  • 1575 года, 10 октября — сражение при Дормане, в котором католическая армия Генриха Гиза разгромила немецких протестантов Конде
  • 1576, февраль — к мятежникам присоединился Генрих Наваррский

Конде претендовал на губернаторство в Пикардии, Дамвиль - в Лангедоке, герцог Анжуйский, надеялся выкроить себе часть наследственных земельных владений в составе Анжу, Берри и Турени, Иоганн Казимир требовал епископства в Меце, Туле и Вердене. Мятежники имели армию в 30000 человек и грозили Парижу. Не имея средств для его обороны Генрих III вступил в переговоры с младшим братом. Переговоры вела королева-мать Екатерина Медичи

  • 1576, 6 мая — Эдикт в Болье («Мир Месье» или «мир брата короля»): Протестанты обрели восемь крепостей, представительство в каждом из провинциальных парламентов и возможность свободно отправлять свой культ по всему королевству, кроме Парижа и его предместий. Дамвиль сохранил за собой должность губернатора Лангедока, сопряженную с полномочиями, которые делали его независимым вице-королем, герцог Анжуйский получил Анжу, Турень и Берри. За Конде закрепили управление Пикардией. Иоганну Казимиру предложили в порядке компенсации 300 тысяч экю. Генриху Наваррскому досталось губернаторство в Гиени

1576-1577 Шестая война

  • 1576, май — герцог Гених де Гиз создал Католическую лигу с целью объединить вокруг себя католиков, умеренных протестантов и при их поддержке завладеть короной Франции. Вскоре под знаменами Лиги уже находилось около 50 тысяч человек кавалерии и 30 тысяч пехоты
  • 1576, 6 декабря — в Блуа открылись заседания Генеральных штатов — высшего сословно-представительского учреждения Франции, которое отвергло мир в Болье. большинство депутатов разделяли идеалы Лиги, за подавление протестантизма во Франции проголосовали с готовностью, тем самым спровоцировав очередную, уже шестую по счету, гражданскую войну, которая продолжалась в течение нескольких месяцев в 1577 году и разворачивалась главным образом в Сентонже и Лангедоке.
  • 1577, 17 сентября — Бержеракский мир («мир короля»). Подтвердил положения «мира брата короля», но с дополнительным эдиктом Пуатье, где гарантировалось гугенотам право свободного отправления культа и предоставлялось в их распоряжение ряд крепостей. Были реабилитированы жертвы Варфоломеевской ночи. Объявлялось о роспуске Лиги и Протестантской конфедерации, что позволяло королю занять подобающее ему место выразителя и защитника интересов всех его подданных. Секретные статьи договора определяли юридические и административные условия мирного сосуществования католиков и протестантов.
  • 1579, 3 февраля — мирная конференция в Нераке, тридцатая после начала гражданских войн, но первая, на которой собравшиеся, отбросив разговоры о религии, обсуждали единственно политические вопросы.

    Под влиянием Конде протестанты сначала выставили совершенно немыслимые требования. Сильная королевская армия под предводительством Монморанси заставила их принять более разумные предложения королевы-матери. Екатерина поклялась, что в течение шести месяцев католики выполнят свои обещания по договору, заключенному в Бержераке. В качестве гарантии протестанты получат на этот срок восемь укрепленных крепостей в Гиени и одиннадцать в Лангедоке, которые они должны будут освободить по истечении полугода

1579-1580 Седьмая война («война влюблённых»)

    До Генриха Наваррскаого дошли распространяемые королевским двором слухи о том, что жена его Маргарита ему неверна, Генрих сделал вид, что не верит «клевете», и объявил шурину войну, дабы кровью смыть позор нанесенной обиды. Это романтическая версия причины войны. На самом деле гугенотам пришло время возвращать французской короне крепости, временно предоставленные по договору в Нераке в их распоряжение.
    Военные действия начал принц Конде, которому католики не давали вступить в управление Пикардией. 29 ноября 1579 года вон захватил город Ла-Фер. затем в войну вмешался Генрих Наваррский, 29 мая 1580 года начавший осаду города Каора. Сражение и захват его гугенотами стали главным событием «войны влюбленных». Однако целом королевские войска одерживали верх. На северном фронте Генрих III отвоевал Лa-Фер, чем спровоцировал бегство Конде в Германию. После успеха в Каоре Генрих Наваррский, военные ресурсы которого оказались исчерпанными, был вынужден перейти к оборонительной тактике.
  • 1580, 26 ноября — мир во Фле, по которому Генрих Наваррский получил на шесть лет крепости, предоставленные ему соглашением в Нераке только на шесть месяцев

1584-1589 восьмая война («Война трёх Генрихов»)

  • 1584, 10 июня — умер Франсуа Алансонский, последний сын Екатерины Медичи. Генрих Наваррский стал наследником французского престола. В том же году образована Парижская лига
  • 1584, 31 декабря — Герцог де Гиз и посол Испании Мендоса подписали в Жуанвиле секретный договор, согласно которому учреждалась «постояннно действующая Лига для сохранения католической религии»

В конце 1584 года в Париже возник «Великий страх», вселяя смятение в души населения. Прошел слух, что Генрих Наваррский получил 200000 экю для оснащения армии. Опасались Варфоломеевской ночи для католиков, священники выступили единым фронтом против беарнского дьявола с резкими речами, возбуждающими толпу. Для большинства парижан католическая религия была наивысшей ценностью. Организаторы Парижской лиги были добродетельными и серьезными людьми с основательным классическим и религиозным образованием и принадлежали к зажиточной буржуазии

  • 1585, 21 мая — Генрих де Гиз начал очередную войну
  • 1585, 7 июля — договор в Немуре. Протестантизм был запрещен. Эдикт аннулировал все мирные договоры, заключенные ранее, объявлял ересь вне закона, предписывал гугенотам перейти в другую веру или в течение шести месяцев покинуть страну
  • 1585, 9 августа — Генрих Наварский вместе с Монморанси, вождем умеренных католиков, возглавил «Контр-лигу законопослушных граждан», обратившись за помощью к королеве английской и к Германии
  • 1585, 7 октября — Кролоь издал эдикт, по которому протестанты должны в двухнедельный срок перейти в католицизм или покинуть пределы Франции. Король Наваррский собрался было начать переговоры со своим шурином и выразить королю свой протест, но принц Конде тут же занял Сентонж, развязав тем самым войну
  • 1585, декабрь — перемирие для преговоров
  • 1587 — в пределы Франции вторглась армия немецких протестантов, её поддержали местные гугеноты под водительством Генриха Наваррского
  • 1587, 20 октября — битва близ Кутра королевских и гугенотских войск, победа протестантов, немецких наемников удалось подкупом отправить восвояси
  • 1588, 5 марта — умер Генрих де Бурбон, второй принц де Конде
  • 1588, 12 мая — День баррикад — восстание парижских католиков против умеренной политики короля Генриха III. Хозяином города стал Генрих де Гиз
  • 1588, лето — Гиз заставил Генриха III подписать Эдикт единства, одобренный парижским парламентом 21 июля. Король обещал никогда не заключать перемирие или мир с «еретиками-гугенотами», запретить занятие публичных должностей любому, кто не примет публичную присягу как католик, и не передавать трон не-католику
  • 1588, 16 октября — в Блуа открылось заседание Генеральных штатов. Делегаты потребовали от короля уменьшить налоги до уровня 1576 года, преследовать протестантов «без всякой жалости и сострадания», принять против Генриха Наваррского самые суровые военные меры, и торжественного признания невозможности воцарения на троне «принца, когда-либо замеченного в ереси». Генрих III отказался, что означало открытую конфронтацию с Генрихом Гизом
  • 1588, 23 декабря — убийство Генриха де Гиза по приказу короля Генриха III
  • 1589, 1 августа — убийство Генриха III монахом-доминиканцем Жаком Клеманом. смертельно раненный король приказал своим сторонникам присягать Гениху Навррскому
  • 1589-1590 — успешные битвы (при Арке, при Иври) Гериха IV с католиками

Окончание Религиозных войн

  • 1591, 4 июля — Генрих издал эдикт, в котором восстановил положения эдикта Пуатье 1577 года, заметно ограничивавшие свободу вероисповедания протестантов
  • 1593, 25 июля — Генрих Четвёртый торжественно отрёкся от протестантизма
  • 1594, 27 февраля — коронация Генриха IV
  • 1598, 13 апреля — Нантский эдикт Генриха IV, завершил тридцатилетний период Религиозных войн во Франциив. В эдикте даровалось полное равноправие католикам и протестантам. Первая статья эдикта предавала забвению события Религиозных войн и запрещала любое упоминание о них

воспоминание обо всём, что произошло с той и с другой стороны с начала марта 1585 года до нашего коронования и в течение других предшествующих смут, будет изглажено, как будто ничего не происходило. Ни нашим генеральным прокурорам, ни иным лицам, государственным и частным, не будет дозволено никогда и ни по какому поводу упоминать об этом

Итог религиозных войн

Как ни парадоксально, но по окончании Религиозных войн Франция стала сильнее. Высшие феодалы перестали бунтовать против королевской власти. Франция превратилась в сильнейшее европейское централизованное государство и оставалось таким более двухсот лет.

17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта. Приказано было разрушать храмы гугенотов и их школы. Последствия отмены Нантского Эдикта для Франции были печальны: торговля пришла в упадок, протестанты, самые предприимчивые, трудолюбивые, образованные граждане королевства, эмигрировали сотнями тысяч - в Англию, Голландию, Швецию, Данию, Швейцарию, Пруссию, Канаду

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает Сергей Худиев.

Разве не религия - причина всех войн?

Часть войн (хотя, конечно, далеко не все) велись под религиозными лозунгами и между группами, исповедующими различные религии. Мы можем видеть это и сейчас - особенно любят поминать экстремистские группы вроде ДАИШ (она же ИГИЛ - запрещенная на территории Российской Федерации террористическая организация) и затяжной конфликт между протестантами и католиками в Северной Ирландии. Приводят и другие примеры - крайне ожесточенная и опустошительная Тридцатилетняя война в Европе XVII века, страшная резня между Сикхами, Индуистами и Мусульманами, происшедшая после ухода британцев из Индии, причем это вражда продолжает до сих пор вспыхивать эпизодическими столкновениями, резня в бывшей Югославии между людьми практически одного языка, но разных культур, связанных с религиями - соответственно, Православием, Католичеством и Исламом. Примеры можно продолжать, и Докинз (и другие атеистические авторы) восклицают, что если бы не религия, всего этого бы не было.

Почему такой вывод грубо неверен? Он представляет собой достаточно типичную подгонку задачи под ответ - воинствующие атеисты заранее уверены, что религия является источником войн, и везде где они обнаруживают войну и религию, они постулируют, что второе является причиной первого. А обнаружить то и другое можно повсеместно - увы, люди воюют всю свою историю, и абсолютное большинство культур в истории религиозны. Религиозность - это общее свойство человеческого рода, как, например, двуногость. Мы с таким же успехом можем обратить внимание на то, что все войны ведутся двуногими людьми - и объявить двуногость причиной войн.

Надо заметить, что, например, классический пример «религиозной войны» - тридцатилетняя война, если мы рассмотрим ее подробнее, не выглядит такой уж религиозной. Например, католик Кардинал Ришелье воевал с католической же Испанией - очевидно, ради государственных интересов Франции, а не ради религии. Острые национальные конфликты - такие как в Северной Ирландии или в Югославии - являются именно национальными, а не религиозными. Их участники совершенно не интересуются богословием, традиционная религия, является, максимум, одним из маркеров, который отделяет «своих» от «врагов».

Более того, в ХХ век - это век войн, неслыханных по масштабам потерь и разрушений, которые не имели никакого отношения к религии, а велись между чисто светскими режимами под лозунгами чисто светских идеологий. Так что причина войн - явно не религия.

Но разве войны не велись - и не ведутся сейчас - под религиозными лозунгами?

Это несомненно, и есть масса примеров военной пропаганды, активно апеллирующей к религии. Но «лозунги, под которыми ведется война» и «причины войны» - это совершенно разные вещи. Из того, что абсолютно любая военная пропаганда со времен появления письменности объявляет дело своей стороны добрым и справедливым, никак не следует, что причина всех войн - доброта и справедливость. Конечно же, официально войны развязываются ради восстановления попранной справедливости, защиты угнетенных, наказания злодеев, водворения мира и порядка, помощи жертвам - то есть по самым благородным и возвышенным мотивам. (Вы будете смеяться, но с точки зрения древних римлян, они за всю историю не развязали ни одной агрессивной войны; у них всегда были уважительные причины) Считать, что именно эти благородные побуждения и являются причиной войн было бы несколько наивно.

В любом обществе военная пропаганда апеллирует к принятым в нем ценностям - и если общество религиозно, то она будет апеллировать к религии. А если не особенно - то к правам человека, демократии, справедливости, достоинству, свободе и другим ценностям, важным для людей, к которым она обращаются. Это никак не делает эти ценности сами по себе источником войн.

Но, например, бомбисты-самоубийцы - разве стали бы они взрывать себя вместе с невинными людьми, если бы их религия не обещала им рай после смерти?

Увы, стали бы. В истории больше чем достаточно примеров, когда люди жертвуют собой ради дела, которое они считают правым. Камикадзе, японским летчикам-смертникам времен Второй Мировой войны, которые таранили корабли противника на своих одноразовых самолетах, никто не обещал рай после смерти. Судя по сохранившимся свидетельствам, надежда на какое-либо посмертие не играла ровно никакой роли в их мотивации. Они жаждали прекрасной, в их глазах, смерти, за Императора и Японию, и приходили в глубочайшую подавленность, если последний вылет почему-то срывался.

Самоубийственные атаки широко использовались китайцами во время японо-китайских войн, и германскими нацистами - перед самым их концом.

Даже сама практика бомбистов-самоубийц появилась не в религиозной среде. Первым бомбистом такого рода был народоволец Игнатий Гриневецкий, 1 Марта 1881 года взорвавший бомбу, которая смертельно ранила Государя Александра II и его самого. В 1970-80 годы пояса со взрывчаткой активно использовалась «Тиграми освобождения Тамилов» - группой, которая исповедовала чисто светскую националистическую идеологию.

А как же нацистские солдаты, на пряжках ремней которых было написано «С нами Бог»?

Этот лозунг не имел никакого отношения к нацизму и был на пряжках немецких солдат с 1847 года - примерно также, как на гербе Российский Империи была надпись «С нами Бог». Нацисты просто унаследовали этот традиционный элемент формы от своих предшественников в немецкой армии.

Сам же по себе национал-социализм как доктрина был непримиримо враждебен к христианству. Как сказал Председатель нацистского «Народного Трибунала» Роланд Фрейслер на процессе над христианином и антифашистом Гельмутом фон Мольтке: «Маска сброшена. Только в одном отношении мы и христианство схожи: мы требуем человека целиком».

Итак, причина войн, на глубинном уровне - человеческий грех, на более поверхностном - конфликт политических или экономических интересов, а религиозные лозунги привлекаются уже потом.

Религиозные войны Религиозные войны (гугенотские войны) - войны во Франции между католиками и кальвинистами (гугенотами) во 2-й половине 16 в. Современники называли их гражданскими войнами. Во главе лагеря католиков встали герцоги Гизы, во главе кальвинистов - члены боковой линии царствующей династии (Антуан Бурбон, принц Конде, затем Генрих Наваррский) и адмирал Колиньи. И те, и другие стремились к ограничению королевской власти. Начало Религиозных войн датируется в исторической литературе по-разному: 1 марта 1562 г., 1559 г., либо 1560 г. В 1559 г. начались во многих провинциях Франции народные волнения, на Юге кальвинистское дворянство стало захватывать церковные владения. В 1560 г. гугеноты во главе с принцем Конде пытались захватить в Амбуазском замке короля Франциска II. Попытка Бурбонов, рассчитывавших отстранить от правления страной Гизов и фактически встать у власти, сорвалась. Амбуазский заговор был раскрыт. 1 марта 1562 г. отрядом герцога Гиза были убиты в местечке Васси молившиеся кальвинисты. Это послужило сигналом к открытым военным действиям. Вожди обоих лагерей искали помощи у других государств: гугеноты - у немецких князей, Голландии и Англии, католики - у Испании. За первыми тремя войнами (1560-1563 гг., 1567-68 гг., 1568-1570 гг.) последовал Сен-Жерменский мир (1570 г.), по которому гугеноты получили четыре важных города-крепости, право занимать государственные должности, кальвинистское богослужение было разрешено по всему королевству. Усиление гугенотов побудило Гизов и Екатерину Медичи организовать в 1572 г. массовую резню гугенотов в Париже (Варфоломеевская ночь), которая привела к возобновлению войн (1572-73 гг., 1574-76 гг.). По миру в Болье (1576 г.) гугенотам была подтверждена свобода вероисповедания и фактически была признана образовавшаяся к 1576 г. так называемая Гугенотская конфедерация городов и дворянства в юго-западных провинциях, что означало отпадение Юга от остальной Франции. На севере Гизы попытались создать аналогичную конфедерацию - Католическую лигу 1576 г. В 1580 г. борьба гугенотов с правительством прекратилась. Юг остался гугенотским. Во второй период Религиозных войн (1585-1596 гг., часто датируется 1585-94 гг., иногда концом войн считают Нантский эдикт 1598 г.) против абсолютизма выступила Католическая лига во главе с Парижем. Глава католической знати герцог Генрих Гиз, претендовавший на наследование престола после бездетного короля Генриха III, действуя в союзе с католическими городами, вынудили короля вновь начать войну с гугенотами и их главой Генрихом Наваррским, законным наследником французской короны. В так называемой войне трёх Генрихов (1585-89 гг.) по приказу Генриха III были убиты герцог Гиз и его брат - кардинал Лотарингский. В 1589 г. Генрих III был низложен. После этого Генрих III пошёл на соглашение с Генрихом Наваррским, и они осадили Париж. При осаде Генрих III был убит монахом, подосланным Парижской лигой (1589 г.). Королём стал Генрих Наваррский, но Северная Франция и некоторые южные города и провинции его не признали. Введение в 1591 г. в Париж испанского гарнизона только усугубило политическую анархию. Начались крестьянские восстания. Католическое духовенство и буржуазия, напуганные размахом народного движения, признали королём перешедшего в 1593 г. в католицизм Генриха Наваррского (Генрих IV). В 1594 г. он вступил в Париж, к 1596 г. подчинил почти все отпавшие от центральной власти провинции; Религиозные войны кончились. Нантский эдикт 1598 г. урегулировал положение гугенотов.

Исторический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Религиозные войны" в других словарях:

    Религиозные войны ряд вооружённых столкновений в Европе XVI и XVII веков между протестантами и католиками. Содержание 1 Причины 2 История 2.1 XVI век 2.2 … Википедия

    Войны между католиками и протестантами в конце XVI века. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Во Франции (гугенотские войны) войны между католиками и кальвинистами (гугенотами) во 2 й пол. 16 в., за религ. оболочкой к рых скрывалась сложная борьба различных социальных сил. Современники называли Р. в. гражданскими войнами, это назв. часто… … Советская историческая энциклопедия

    религиозные войны - Клуэ Франсуа. Портрет Франциска II Клуэ Франсуа. Портрет Франциска II религиозные войны () войны во Франции между католиками и кальвинистами () во второй половине XVI в. Современники называли их гражданскими войнами. Во главе лагеря католиков… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Во Франции, в 1562 1594 (или 1562 1598), между католиками и гугенотами. Возглавляла и тот, и другой лагерь феодальная знать (стремившаяся ограничить королевскую власть): католиков герцоги Гизы, гугенотов Антуан Бурбон (вскоре, однако,… … Энциклопедический словарь

    Религиозные войны - войны, которые велись под религ. лозунгами (напр., крестовые походы, альбигойские войны, гуситские войны и др.). Под этими же лозунгами проходили завоевание Пиренейского п ова арабами и Реконкиста, завоевание турками Константинополя и т.д … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    Гугенотские войны, войны во Франции между католиками и кальвинистами (гугенотами (См. Гугеноты)) во 2 й половине 16 в.; за религиозной оболочкой этих войн скрывалась сложная борьба различных социальных сил. В исторической литературе… … Большая советская энциклопедия

    См. Реформация … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Религиозные войны - Религи озные в ойны (во Франции, ист.) … Русский орфографический словарь

    Религиозные войны: Религиозные войны (политика) вооружённые конфликты на почве религиозных разногласий. Религиозные войны (сленг), также холивар обмен сообщениями в интернет форумах и чатах, представляющий собой бессмысленные дискуссии, в… … Википедия

Книги

  • Религиозные войны во Франции XVI века , Юг Досси, Владимир Шишкин. Коллективный труд ведущих отечественных и французских историков, посвященный 450-летней годовщине начала вооруженного противостояния католиков и протестантов воФранции XVI столетия, отражает…
  • , Досси Юг, Шишкин Владимир. Коллективный труд ведущих отечественных и французских историков, посвященный 450-летней годовщине начала вооруженного противостояния католиков и протестантов воФранции XVI столетия, отражает…