Современный стиль в общественных интерьерах. Дизайн общественных помещений Стили проектирования общественного интерьера

Стоит признать, что грамотное оформление помещения общественной направленности - уже половина успеха. Именно поэтому опытные эксперты настоятельно рекомендуют привлекать профессионалов к проработке дизайна общественных помещений. Компетентный подход к организации общественного пространства, позволяет решить две главные задачи любой публичной структуры:

  1. Обеспечить комфортное нахождение в помещении посетителей заведения. Привлекательный и эргономичный дизайн всегда будет привлекать внимание новых клиентов и стимулировать постоянных посетителей каждый раз вернуться в любимое место для отдыха и встреч с друзьями;

  2. Создать максимально функциональное пространство для налаживания эффективной работы персонала общественного помещения. В зависимости от специфики нежилого пространства, каждый квадратный метр полезной площади прорабатывается с точки зрения наиболее эффективного взаимодействия персонала друг с другом и с клиентами.

Оформление офисов

Рабочее пространство обязательно должно гармонично сочетать сразу несколько важных параметров:

  1. Функциональность - позволит оптимизировать бизнес-процессы в компании, обеспечивая более простое взаимодействие сотрудников друг с другом;
  2. Практичность - одно из главных требований к дизайну нежилого помещения, где важно поддерживать порядок, не прилагая к этому больших усилий;
  3. Эстетика - особенно актуально, если в часто бывают клиенты, партнёры по бизнесу. План помещения должен также сообщать об уровне компании, обеспечивать создание деловой атмосферы.

Магазины, торговые центры, бутики

Здесь на первый план выходит создание привлекательной экспозиции. Основная цель коммерческой площади - представить товар в максимально выгодном свете, для этого в оформлении интерьера магазина дизайнеры используют как набор готовых инструментов для повышения продаж, так и экспериментируют с новыми подходами.

Дизайн общественных помещений любой направленности

Специалисты Polaris Design также предлагают всем заинтересованным клиентам проработку индивидуального дизайн-проекта или помощь в реализации готовых решений. Оформление кинотеатров, гостиниц и хостелов, и прочих мест для встреч конечных потребителей и бизнеса - наша ежедневная работа.

Стоимость дизайн-проекта рассчитывается индивидуально.

Курсовая работа

«Проектирование общественного интерьера»

ПМ 01. МДК 01.01. Дизайн-проектирование

Выполнила студентка

группы 14-Д-3

Глазунова В.Р.

Проверил:

Лебёдкин Л.А.

__________________________

Калининград

2015

Введение. 3

1. Особенности дизайн проектирования общественного интерьера. 4

1.1. Особые требования к общественному интерьеру. 4

1.2. Стили проектирования общественного интерьера. 5

1.3. Текстиль в общественном интерьере. 9

1.4. Зелень в общественном интерьере. 10

1.5. Мебель в общественном интерьере. 11

1.6. Освещение в общественном интерьере. 14

1.7. Отделочные материалы.. 15

2. Современные тенденции в проектировании общественного интерьера. 19

3. Художественно-проектная часть. 21

Заключение. 22

Список использованных источников. 23


Введение

Цель: Создать общественный интерьер.

Задача: Изучить весь теоретический материал для создания общественного интерьера.

В процессе проектирования общественного интерьера необходимо учитывать, что интерьер общественных мест должен быть рассчитан на массового потребителя с учетом общих вкусов и интересов. При этом все детали интерьера должны быть выполнены таким образом, чтобы обеспечить максимальный комфорт посетителям заведения.

Начинать проектирование интерьера общественного здания следует, прежде всего, с функциональной схемы и подготовки эскизов, на которых вырисовываются все основные элементы интерьера: от крупных деталей, заканчивая элементами декорирования.


Особенности дизайн проектирования общественного интерьера

Особые требования к общественному интерьеру

Помещения в зданиях административного назначения, как правило, составляют следующие основные функциональные группы:

а) кабинеты руководства;

б) рабочие помещения структурных подразделений учреждений и организаций;

в) помещения для совещаний и (или) конференц-залы;

г) помещения информационно-технического назначения, в том числе: технические библиотеки, проектные кабинеты, архивы, помещения информационно-вычислительной техники и др. в зависимости от задания на проектирование;



д) входная группа помещений, в том числе: вестибюль, вестибюль, гардероб, бюро пропусков, помещение охраны;

е) помещения социально-бытового обслуживания, в том числе: помещения предприятий общественного питания, медицинского обслуживания, санитарные узлы, бытовые помещения для обслуживающего и эксплуатационного персонала, спортивно-оздоровительные помещения и др.;

ж) помещения технического обслуживания здания, в том числе: ремонтные мастерские, кладовые различного назначения и т.п.;

з) помещения для инженерного оборудования, в том числе: венткамеры, электрощитовые и т.п.

Состав помещений, их площадь и функциональная взаимосвязь в зданиях учреждений определяются заказчиком в задании на проектирование и (или) в соответствии с расчетными нормативами, приведенными в сводах правил по проектированию различных видов зданий. Состав помещений функциональных групп а - г и ж в учреждениях устанавливается в задании на проектирование, а их площадь определяется ведомственными или технологическими нормативами, при этом следует учитывать, что на одного работника в помещениях функциональной группы б должно приходиться не менее 6 м 2 без учета площади, предназначенной для размещения оргтехоснастки. Состав, оборудование, в том числе количество сантехприборов и площадь помещений функциональных групп, определяются с учетом норм, установленных в СНиП 2.08.02 и СНиП 2.09.04.

Состав и площади специализированных помещений зданий кредитно-финансовых учреждений, банков, судебно-юридических и других учреждений определяются в задании на проектирование с учетом ведомственных нормативов и (или) сводов правил.

Высота помещений от пола до потолка должна быть не менее 3 м. В небольших офисах, размещаемых в объеме жилых зданий, и в заводских конторах, размещаемых в административно-бытовых зданиях, высота помещений может соответствовать высоте, принятой в этих зданиях.

Высоту технических этажей следует принимать с учетом размещаемого оборудования, инженерных сетей и условий их эксплуатации; при этом в местах прохода обслуживающего персонала высота в чистоте должна быть не менее 1,8 м.

При проектировании зданий следует применять правила противопожарной защиты людей и зданий, содержащиеся в СНиП 21-01, а также дополнительные требования пожарной безопасности, установленные в СНиП, обусловленные спецификой зданий административного назначения.


Стили проектирования общественного интерьера

Специфика дизайна общественных помещений существенно отличается от дизайна частных интерьеров. Дизайнер сталкивается с обстоятельствами, когда надо грамотно разработать проект и учесть особенности помещения, где одновременно и постоянно может находиться большое количество людей. В таком пространстве всем без исключения должно быть удобно, психологически комфортно, и безопасно.

В первую очередь, необходимо грамотно распланировать пространство с учетом направления деятельности и в соответствии с санитарными и противопожарными нормами, а также с учетом норм эргономики и требований безопасности. Однако помимо этих обязательных норм, для каждого типа общественного помещения существует целый ряд факторов, позволяющих выбрать наиболее эффективные варианты зонирования, отвечающие требованиям заказчика и назначению помещения.

Во-вторых, стиль, в котором будет выполнен интерьер общественных помещений, должен обладать некой универсальностью, т.е. способностью нравиться большому кругу посетителей. Именно поэтому при выборе стиля оценивается широкий спектр параметров – таких, как назначение помещения, архитектурные особенности, кто будет находиться в данном помещении, какое время и с какой целью, а также целый ряд других немаловажных факторов.

Авангард - это яркое, дерзкое направление, которое порывает с традициями и стандартным мышлением. Этот стиль стал знаком революционных устремлений молодежи начала 20 века, и в тоже время авангард явился еще и как своеобразный культурно-эстетический вызов, претендующий на создание нового искусства. Именно поэтому и было выбрано такое обозначение нового направления - «авангард», что означало «идущий впереди» или «передовой отряд». Авангард оперирует чистыми цветами - белый, черный, красный, желтый, зеленый. В одном помещении может использоваться несколько контрастных цветов одновременно, что будет способствовать динамике и экспрессии. Причем контраст может возникать не только между стенами, полом и потолком, но уже и в цветовой отделке стен. Для отделки интерьера в стиле Авангарда используются новейшие отделочные материалы: стеклообои, декоративные штукатурки, металлизированные обои, новые лакокрасочные составы, ламинированные покрытия и т.д.

Мебель должна быть тоже своего рода экспериментом. Форма может быть строго геометричной, с четкими контурами без лишних деталей. Авангард избегает мелкого декора и отделки. Для интерьера отлично подойдет мебель из металла, дерева, стекла. Наряду с четкими формами и структурами особенно эффектно будут смотреться абсолютно бесформенные предметы, например, огромные кресла-подушки.

В духе авангарда - немыслимые конструкции - подвесные кровати или низкие кровати без ножек.

Хай-тек (от high technology - высокие технологии) относят к ультрасовременным стилям. Он родился в революционные 60-е прошлого века, дизайнеров того времени вдохновили на подвиги представители архитектурных течений 20-30-х годов, в особенности конструктивисты.

Интерьеры в стиле хай-тек - это гармоничное сочетание пространства и света, формы предметов и их цвета, плюс идеальные пропорции. В цвете и материале никаких особых предпочтений у такого стиля нет.

Интерьеры этого стиля отличают четкость и конкретность, деловитость. Рисунков нет, декоративных элементов тоже. Поверхности стен, потолка и пола должны быть идеально гладкими и чистыми, и, соответственно, мебель, ткани, посуда также должны быть гладкими и блестящими.

В таком интерьере будет уместно все легкое, с четкими геометрическими формами. Удачно подобранные стулья, кресла или диван из хромированного металла и кожзаменителя смотрятся очень стильно, практичны и удобны.

Вместо шкафа в хай-тековском интерьере лучше поместить стеллажные модули с закрытыми и открытыми секциями. Все металлические элементы мебели и фурнитура должны быть серебристыми, блестящими.

Фьюжн - стиль, как результат влияния и взаимодействия разных культур, традиций и технологий, позволяет смешивать все во всем, достигая гармонии между неоднородными предметами и элементами. Не отрицая прежних канонов и, вместе с тем, предлагая свои правила, раскованный стиль, основной принцип которого – свободный синтез цвета и материала, заимствует всевозможные элементы и развивает логику коллажа.

Стильными считаются насыщенные, даже вызывающие цвета – малиновый, зеленый, бирюзовый, золотой, чернильно-синий, красный, оранжевый, черный и белый. Важно, чтобы была соблюдена гармония.

Для выгодной подачи интерьера используют точечную подсветку. Настольные лампы, бра, торшеры, свечи и подсветка в шкафах мебели создают нестандартные композиции, играя на нюансах освещения.

Фактура отделки – еще одна отличительная особенность Фьюжн. Отдается предпочтение фактурам, характерным для живой природы, таким, как кожа зебры, леопарда или их имитации. Особый шарм интерьеру придают изделия из благородных металлов с природными материалами, балясины, камин с глинобитным дымоходом, импровизация дорогой мебели и шелковые драпировки. Текстиль в интерьере – один из основных инструментов Фьюжн, ведь кисейные занавески и тяжелые портьеры, подушки и ковры способны быстро преобразить помещение. Ключевые особенности стиля – чувство меры и хороший вкус в подборе деталей, а также смелость в сочетаниях.

Нестандартный и эмоциональный, странный и избыточный стиль Фьюжн – настоящий шедевр декораторского искусства. Он популярен в среде людей, свободных в самовыражении и стремящихся унылые будни превратить в ежедневный праздник.

Предназначение интерьера общественных зданий (театра, библиотеки и т.д.) диктует выбор своеобразных архитектурно-художественных, конструктивных и декоративных средств построения интерьерного пространства.

Ведь проект здания, предназначенного для занятий спортом, например, существенно отличается от строения, где проходят театральные представления или совершаются торговые операции. Уникальность порождает трудность проектирования и строительства, обязывает дизайнера искать выразительный образ каждого такого сооружения. С другой стороны, возведение общественных зданий по типовым проектам заставляет разнообразить внутреннюю отделку, использовать детали индивидуального исполнения, присущие региональным особенностям, национальным традициям. В этом случае создать запоминающееся общественное сооружение возможно при условии творческого подхода, поисков оригинальных выразительных средств.

Рассмотрим общие принципы проектирования требований, предъявляемые к интерьеру общественных зданий.

Размеры здания, его тектонический вариант, образную структуру определят параметры залов, помещений, вестибюлей и главного объема, ради которого создается конкретное строение. Соотношение всех внутренних пространств будет максимально подчинено предназначению здания. Театр, к примеру, должен иметь кассовый зал, вестибюль, гардероб, фойе, зрительный зал и комплекс артистических, вспомогательных помещений, репетиционные залы, сценическую коробку.

Варианты композиционных решений внутри зданий могут быть различными: это построение помещения в глубину, вдоль оси (театры), оно может быть развернуто фронтально (вокзалы), иногда комнаты располагаются по обе стороны коридора (гостиницы). Кроме того, план иногда диктуется особенностями местности, где ведется строительство.

Приемов группировки помещений несколько: однотипные залы размещают в одном этаже, а отличающиеся по габаритам от предыдущих - в следующем уровне, мелкие помещения располагаются вокруг главного объема, рядом с основным комплексом строится отдельное здание, например спортзал школы.

Нередко внутренние пространства разделяются перегородками (рисунок 13), экранами, мебелью, лестничными пролетами. Все эти конструктивные элементы обеспечивают функциональное назначение помещений и одновременно художественно оформляют интерьеры.

Рисунок 12 - Разделение пространства колоннами

Рисунок 13 - Пример разделения пространства перегородками (университет Амстердама)

Названные приемы и принципы организации пространства применимы для всех зданий, включая типовые сооружения. В конкретных типах помещений существует возможность использования и других способов организации пространства.

Оригинальные идеи планировки не являются самоцелью. Они результат архитектурных поисков, направленных на улучшение типовых решений, или появившихся новейших технологических возможностей: строительные, отделочные материалы позволяют улучшить старые проекты. Важно при этом творчески подходить к использованию имеющегося опыта.

Широко распространенными объектами культуры и образования являются библиотеки (рисунок 14). Это не мертвый склад рукописей и книг, а постоянно находящееся в движении средоточие глубоких идей и знаний. Поэтому система хранения, имеющихся единиц информации, призвана наилучшим образом обеспечить функциональные процессы, оперативный поиск нужных читателю материалов.

Рисунок 14 - Библиотека Удмуртского государственного Университета

Оптимальный режим обеспечивается рациональным объемно-пространственным и техническим решением. Все большее внимание уделяется автоматизации доставки и поиска книг, использованию более компактных средств информации, например микрофильмов. Высокие гигиенические требования включают в себя шумоглушение и воздушный обмен. Оформление интерьеров читальных залов отвечает не только их функциональному предназначению, но отличается строгостью, красотой.

В организации среды предприятий общественного питания особое внимание уделяется искусственному свету. При этом тщательно продумывается декоративный эффект, которого можно достигнуть, используя разнообразие форм, способы изготовления художественного оформления плафонов. При этом важно учесть взаимовлияние света и цвета. Частое использование света в сочетании с оттенками синего, голубого, зеленого цветов с белым подчеркивает чистоту помещений, но одновременно визуально изменяет цвет еды, отчего она может показаться не съедобной.

Гостиницы, хотя и относятся к категории гостевых домов (к жилищу), исполняют функции общественных зданий, в них предусматриваются вестибюли, пункты бытового обслуживания, помещения для торговли, рестораны и кафе.

Современные гостевые комплексы являются украшением города, а отделке их интерьеров придается особенно важное значение. Это и понятно: по жилью приезжий составляет мнение о хозяине. Потому здесь часто можно увидеть произведения народного творчества, работы лучших мастеров.

Схожая функция у домов отдыха и домов творчества. Предусматриваются зоны творческого общения, что важно для жизни профессионала. Этим назначением продиктовано и строительство Домов архитекторов, журналистов, деятелей театра и кино.

Существуют книжные, промтоварные, хозяйственные, продовольственные точки торговли. Назначение их диктует набор оборудования, характер планировки, систему обслуживания. Чтобы покупатель смог выбрать товары с минимальной затратой времени, в магазинах делаются прилавки, витрины, на которые раскладываются предметы торговли.

В универсальном обслуживании большая заслуга организаторов внутреннего пространства торговых центров. К прилавкам, витринам дизайнер стремится привлечь внимание покупателей. Остальные элементы пространства делаются скромно, за исключением панно, декоративного убранства, подсветки. Продуманное размещение современного оборудования, витрин, рабочих мест, обслуживающего персонала, способствует культурной организации торговли.

При планировании архитектурного пространства используются художественные средства - четкость объемно-планировочной композиции, зрительная связь с соседними объемами, открытые уровни и антресоли, на которых хорошо просматривается происходящее вокруг. Визуальные коммуникации, кодовые обозначения цветом, выделяют наиболее важные направления, помогают пассажирам ориентироваться.

Что касается вида транспорта, то в решении интерьеров вокзалов эта сторона проектирования не столь существенна. Многоосевая глубинная композиция встречается на крупных железнодорожных вокзалах. Односторонняя ориентация чаще делается для транзитных небольших вокзалов. Островная или двухсторонняя ориентация присуща автобусным станциям. Четкость построения главного зала или залов для ожидания - обязательное правило для всех без исключения объектов.

Экспозиции и выставочные комплексы устраиваются как в большепролетных специальных строениях, так и в любых приспособленных для этих целей помещениях. Здесь уместно вспомнить некоторые страницы истории ЭКСПО - международные выставки. За все годы накоплен достаточный архитектурный опыт, суть которого проявляется не во внешнем эффекте экспозиции, а в ее внутренней убедительности, эмоционально и выразительно раскрывающей достижения народов.

Для экспозиции важен продуманный маршрут, умелое раскрытие кульминационных пунктов. Допустимы эффекты театрального плана: свет, колористика, музыка. Именно этими средствами пользуются признанные мастера-оформители.

Выставочные залы предполагают смену экспонируемых изделий. Но и общий вид интерьера играет существенную роль. Щиты имеют строгую форму, характер используемого материала, как правило, не претендует на внешний эффект. Все направлено на просмотр произведений искусства.

Очень ответственно следует подходить к формированию музеев. Порой в музеях основным является дизайн малых форм. Например, витрины конструируются так, чтобы лучшим образом показать всевозможные реликвии: украшения, посуду, рыцарские доспехи, монеты. В залах воссоздается атмосфера эпохи.

Во все времена роли музеев придавалось большое значение. Еще в 18 веке Ж.Л. Давид говорил: «Не заблуждайтесь, граждане, музей отнюдь не бесполезное собрание предметов роскоши и развлечения, которые способны лишь удовлетворять любопытство. Он должен сделаться серьезной школой. Учителя пошлют туда своих юных питомцев; отец поведет туда сына. При виде гениальных творений юноша почувствует, как загорят в нем те способности к наукам или искусству, которые вдохнула в него природа».

Посещение музеев - всегда праздник. Их экспонаты обнажают нравственный пласт чувств, хранят память о дорогом прошлом родной земли, ее культуре. Поэтому оформление интерьера музеев - предмет особой заботы архитекторов, дизайнеров .

Правильное планирование общественных помещений, в соответствии с ГОСТами и СНиПами, с проектными нормами - это необходимое и обязательное условие для профессионального дизайн-проекта. Также знание и использование технологических схем и рекомендаций для общественных зданий и помещений позволяет предложить Заказчику наиболее эффективные планировки и схемы функционального зонирования. Дизайн-проект разрабатывается по Заданию и соответствует всем требованиям, предъявляемым к помещению и его назначению. Дизайн проект успешно решает задачу функционально организовать общественное пространство и придать интерьеру оригинальный облик. , выполненный профессиональными архитекторами и дизайнерами, является залогом успешной работы общественного заведения любого типа.

Разработка стиля

При выборе стиля интерьера, мы учитываем целый ряд параметров. В том числе назначение здания в целом и каждого помещения в отдельности, архитектурные и планировочные особенности, мебель, освещение и торговое или иное оборудование. Разные типы помещений могут быть оформлены в разных стилях. Например, интерьеры вестибюля часто оформляют как в неоклассическом, так и в современном стиле. Интерьеры торговых центров, как правило, оформляют в современном стиле или хай-тек. А в интерьерах входных группах подъездов , в вестибюлях часто используют классические элементы интерьера.

Интерьер, его объемно-пространственная и композиционная составляющая играют большое значение в проектировании общественных организаций, в том числе магазинов сувенирной продукции.

Интерьер - это организация внутреннего пространства здания, которое представляет собой зрительно ограниченную, искусственно созданную среду, обеспечивающую нормальные условия жизнедеятельности человека.

Внутреннее пространство выступает средством для осуществления определенного процесса социальной деятельности, то есть является средой действия. Гармонично организованное внутреннее пространство воздействует на психику человека и участвует в его развитии, то есть внутреннее пространство является средой восприятия. Но человек не только существует в пространстве и воспринимает его, он и преобразует его, создавая для себя окружение, в котором выражает свои представления о структуре мира и общества. Отсюда следуют основные функции интерьера - утилитарная и эстетическая.

Внутреннее пространство становится первоосновой архитектуры, то есть тем главным, ради чего строится здание. В то же время интерьер обладает некоторой самостоятельностью по отношению к внешней форме.

Организация самого внутреннего пространства такова, что задает движение человеку. При этом происходит восприятие пространства при входе в здание, при движении внутри его и восприятие пространства в конце движения, у цели. Так, при входе в гостиницу первое помещение - вестибюль - ориентирует посетителя и задает направление основного движения. Для этого служат вертикальные коммуникации - лифты и лестницы.

Расположение лифтов и лестниц должно быть таким, чтобы путь движения к ним от входа был наиболее коротким и прямоточным.

Понятие «закрытое - открытое» описывает взаимоотношения архитектурных пространств и природных. «Закрытое» значит до этого всего физическую изолированность созданного пространства от природного для обеспечения защитных функций и имитации благоприятных погодных условий существования. Степень изолированности зависит от конкретных природно-погодных черт. «Открытое» архитектурное пространство находится конкретно в природных условиях. Чаще всего в нем отсутствует ограждающая поверхность «потолка», а периметр «стен» довольно условен, то есть может иметь значимый спектр характеристик по материалу, высоте и плотности массы.

Эстетическая черта характеристики пространства «закрытое - открытое» связана с проявлением свойств материального ограждения и предметов оборудования. В образно-эмоциональных чувствах отражаются контрастные представления о естественности природы и камерности помещения. Это влияет на выбор масштабности форм, видов материала метода освещения, типа декора и так далее.

Внутреннее пространство - та реальность, ради которой создают здания. Проектировщик организует внутреннее пространство жилого дома в соответствии с определенными потребностями людей с помощью различных материальных структур - несущих опор, наружных стен, перегородок, перекрытий и покрытий. Сочетание конструктивных элементов, ограничивающих и ограждающих пространство, извне воспринимается как объем здания, изнутри - как интерьер жилища. В композиции интерьера выделяют виды пространственной формы - пространство, объем и плоскость, ими архитектор формирует внутреннее жилое пространство.

Объемно-пространственная композиция интерьера - система взаимодействия пространства и ограждающих его форм. Форма объема жилого здания зависит от его внутренних пространств, и наоборот, внутренние пространства дома диктуют его объемную форму. Исходной мерой для определения необходимых пространственных габаритов жилых помещений служит человек. В соответствии с этой общей мерой избираются и размеры помещений, деталей интерьера и оборудования.

Наиболее используемая форма элемента построения архитектурного пространства - параллелепипед. Прямоугольные элементы удобно соединяются в компактные группы, они легко сочетаются с существующими системами конструкций. Человек избрал их в качестве основы формирования жилища уже на самом раннем этапе развития зодчества. Цилиндр не может без потерь пространства сочетаться с другими цилиндрами в горизонтальной плоскости. Сфера не может быть повторена и при развитии композиции в высоту. Пространственные формы, ограниченные криволинейными поверхностями, неприменимы для структур, которые создаются из повторяющихся ячеек. Их применение эффективно в особых случаях, для образования единичных крупных пространств.

Принцип функционального зонирования помещения играет существенную роль для общественных помещений с единым пространством.

При проектировании крупных общественных зданий, общественных и общественно-торговых центров, характеризующихся множеством разнообразных внутренних пространств, целесообразно проводить так называемое функциональное зонирование, то есть разбивку на зоны из однородных групп помещений, исходя из общности их функционального назначения и внутренних взаимосвязей.

Различают два вида функционального зонирования: горизонтальное и вертикальное. В первом случае все внутренние пространства располагаются, как правило, в горизонтальной плоскости и объединяются в основном горизонтальными коммуникациями (коридорами, галереями, пешеходными платформами). Во втором - внутренние пространства располагаются по уровням (ярусам) и связываются между собой, как правило, вертикальными коммуникациями (лестницы, лифты, эскалаторы и др.), которые здесь являются основными.

Функциональное зонирование осуществляется на основе общей идеи архитектурно-планировочной композиции и функционально-технологической организации помещений крупного общественного здания или комплекса. Функциональное зонирование вносит в архитектурно-планировочное решение определенную четкость, способствуя уточнению композиционных и конструктивных схем.

Вертикальное зонирование по сравнению с горизонтальным является в ряде случаев более прогрессивной пространственно-функциональной организацией крупных общественных зданий и комплексов.

В основе планировочного и пространственного решения интерьера квартиры лежит принцип функционального его зонирования. Многофункциональность помещений, вызванная динамикой семьи и изменением потребностей, обусловила необходимость гибкости и вариантности структурных элементов квартиры. В связи с этим появились новые приемы формирования интерьера.

В достижении композиционного единства интерьера утвердились такие средства, как лаконизм, умеренность использования предметов удобства и цветового решения, отсутствие сложных профилей, цельность внутренних пространств различных зон, введение в интерьер элементов живой природы и др. Организация интерьера с раскрытием внутреннего пространства к окружению имеет оздоровительное значение, повышает комфортность квартиры и является средством эмоционально-художественного воздействия.

Важным средством композиции интерьера являются декоративно-художественные свойства материалов, особое значение имеет цвет. Цветом, а также декоративными свойствами материалов может быть усилено значение главного в композиции, отдельных важных композиционных мест, достигаться гармонизация всего интерьера, изменяться зрительное восприятие пространства.

В организации интерьера квартиры наибольшее значение имеет мебель. В связи с изменениями, которые произошли в объемно-планировочном решении квартир, а также в быту, достижение композиционного единства интерьера с использованием отдельных предметов, или так называемой штучной мебели, стало невозможным. Штучная мебель, когда каждый предмет представлял собой композиционно законченное изделие, не позволяла рационально использовать площадь квартиры, так как предметы не могли блокироваться и требовали вокруг себя свободной зоны.

Поиски новой организации интерьера как рационального и композиционно целостного объемно-планировочного пространства потребовали нового подхода к проектированию мебели. Мебель становится функциональной. От отдельных элементов не требуется самостоятельного композиционного значения. Она теряет характер обособленных предметов, зато становится элементом комплексного оборудования квартиры.

Формирование интерьера административно-общественных зданий представляет значительную сложность из-за большого разнообразия их функций. Даже в массовых однотипных зданиях должен быть индивидуальный подход при организации интерьеров.

Формирование интерьера административно-общественных зданий требует последовательного разрешения комплекса требований. Оно начинается с решения задач архитектурной системы, которые заключаются в формировании внутреннего пространства и установлении связей между отдельными его элементами. Внутреннее пространство, его ограждающие поверхности являются составляющими интерьера. Кроме того, в его состав входят значимые частные составляющие: проемы, перегородки, оборудование, мебель и др. Все составляющие должны получить такое решение, чтобы из множества различных качеств создать единство, целостную среду, удовлетворяющую все потребности человека.