Зачем нужны церковные каноны и правила. Канон в православной церкви — значение и как правильно читать

Нет ни одного верующего человека, который бы, побывав в церкви на богослужении, не слышал этого песнопения.

Но что такое канон, знают не все. Он наполняет душу прихожанина целительным божественным светом, как будто сам Бог присутствует на службе .

Что значит церковный канон

Это слово в переводе с греческого означает «правило» и определяет два понятия.

Первое из них связано с совокупностью установленных в православии норм и законов, которые не подлежат пересмотру и внесению изменений.

Еще слово канон означает песнопение в церкви для прославления праздника или святого. Это музыкальная форма, основанная на повторении одной и той же мелодии разными голосами хора, вступающими последовательно один за другим.

Жанр имеет непростое построение, в состав гласа входят девять песней. Каждая из них начинается пением первой строфы, называемой ирмосом. Остальные 4-6 строф — тропари (краткие хвалебные песни, которые читаются). Кроме этого, в каноне используются еще два вида строф: икосы и кондаки. Отличие между ними состоит в том, что в икос включен особый припев.

Строфы бывают хвалебными и молитвенно — скорбными, они составлены по правилам гимнографии. Первыми стали каноны, созданные преподобным Иоанном Дамаскиным и святителем Андреем Критским.

Когда следует читать

Хвалебные песни (покаянные и молебные), будучи утвержденными в уставе церкви, произносятся ежедневно утром и вечером.

Верующий человек может молиться дома в разные периоды времени.

Христианин, готовящийся к Причастию, должен с особым усердием читать:

  1. Покаянный канон к Господу Иисусу Христу. Чтение продолжается в вечернее время перед причащением, затем с утра в день Причастия. Его задача — настроить человека на волну покаяния как внутреннего состояния души, смягчить ее и помочь открыться перед Творцом. Непосредственно перед совершением таинства следует соблюдать трехдневный пост.
  2. Каноны Царице Небесной, их читают каждый день перед Святым Причастием. Молитвенное обращение к Богородице станет первой поддержкой в пору скорбей и уныния, когда «плачет» душа.
  3. Песнопение Ангелу Хранителю, смысл которого — в покаянии и обращении к Божьему ангелу с просьбой наставить на верную жизненную стезю, помочь избавиться от лености, жестокосердия и неразумения.

Канон — шедевр, созданный Андреем Критским, относится к покаянным молитвам, которые в течение двенадцати веков провозглашаются в Великий пост каждый вечер на богослужении. Делится он на четыре части, которые поочередно читаются в течение первых четырех дней поста. Песнопение это — зов покаяться и, приняв Божье благословение, измениться.

В случае болезни родных или близких к Богу обращаются с просьбой послать выздоровление, читая канон за болящего.

Произведения этого церковного жанра помогают христианину задуматься, правильно ли он живет, разобраться в своих недостатках, принять решение поменять что-то в себе с помощью Спасителя.

Главные отличия между каноном и акафистом

Молитвы - общение души с Богом, происходящее на высшем духовном уровне.

Умиление и печаль, нужда и благодарность человека — все известно Господу посредством молитвы.

Одним из способов обращения к Царю Небесному, Божьей Матери и святым являются каноны и акафисты .

Непосвященные в тонкости церковной терминологии часто путают эти два вида песнопений.

Между ними есть и сходство, и отличия, состоящие в:

  • сути (смысле) произведений: акафист — благодарение Господу и святым, канон же — жанр покаяния и просьбы;
  • композиции молитвословий, различном количестве строф, способов их чередования и повтора;
  • уровне восприятия: благодаря простому построению предложений и несложной лексике акафист воспринимается легче, чем канон;
  • авторстве, хвалебные песни были созданы священниками высшего сословия, акафисты писались мирянами;
  • наличии ектении (возгласа, призыва к молитве) во время чтения канона, чего нет в акафисте;
  • количестве чтений: несколько канонов могут читаться одновременно, что не характерно для исполнения акафистов;
  • возможности выбора песнопения: каноны обязательны, так как включены в состав молебнов по уставу церкви; акафисты на богослужениях не звучат, прихожане могут их выбирать и заказывать самостоятельно;
  • включении песнопений в богослужения периода Великого поста, так как акафисты читать в этот период не разрешено (за исключением двух — Божией матери и Страстям Христовым).

Как правильно читать каноны дома

Если они читаются дома, и заодно с ними произносятся заутрени и вечерни, то этого достаточно, чтобы не дополнять их другими молитвами.

Если в семье кто-то плохо себя чувствует или болеет, дома можно читать также каноны за болящего.

Православные каноны по дням недели

Каждый день седмицы (недели) соотносится с определенными событиями в истории церкви.

В состав церковных служб во храме и дома включены дневные моления:

  • в воскресный день славится Воскресение Господа;
  • в понедельник произносится хвала Божьим помощникам, Ангелам;
  • по вторникам читается канон в честь Иоанна Крестителя;
  • службы по средам и пятницам связаны с воспоминанием о грехе, содеянном Иудой, в эти дни соблюдается пост, в храмах звучит хвалебная песнь Животворящему Господню Кресту;
  • четверг по церковному уставу назначен как день славословия апостолов и Святителя Николая;
  • Суббота — день хвалы Царицы Небесной и воспоминаний о праведниках и упокоившихся, уверовавших в Божью истину;

Их можно найти в сборнике канонов, называемом Каноником.

Всегда есть возможность изменить себя. Ведь подвиги святых отцов, отображенные в церковных песнях — молитвах, служат наставлением для верующих.

Своим примером они показывают, как жить праведно, как поступать в семье, чтобы никого не огорчать и не обижать. Дают силу, руководят волею и учат каждого человека верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Православные литературные труды вмещают в себя неиссякаемый источник, позволяющий общаться с Богом. Одним из видов церковного словесного искусства считается канон.

Отличие канона от акафиста

Молитва - невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.

Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.

Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?

Слово «канон» имеет два значения:

  1. Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение - «правило», «норма» или «список».
  2. Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.

Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь . В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.

Только пасхальный канон является исключением из правил - его поют целиком.

Читайте о канонах:

Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.

Акафист - в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).

При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные - припевом «аллилуя».

Чтение канона

Что объединяет канон и акафист

Определенное правило служит объединением этих двух жанров песнопений. Построение произведений осуществляется по закрепленной схеме.

В состав канона входят девять песен, которые начинаются ирмосом и заканчиваются катавасией. Обычно в нем 8 песен. Вторая исполняется в Покаянном каноне Андрея Критского . Из 25-ти строф состоит акафист, в котором поочередно чередуются кондаки и икосы.

Кондаки не многословны, икосы - обширные. Строятся они парно. Читаются строфы по одному разу. Запева перед ними нет. Тринадцатый кондак - молитвенное непосредственное послание к самому святому и читается три раза. Затем еще раз читается первый икос, а за ним первый кондак.

Отличие между каноном и акафистом

В составлении канонов в основном упражнялись святые отцы.

Акафист мог выйти из под пера простого мирянина. Прочитав такие произведения, высшее духовенство принимало их во внимание и давало ход для дальнейшего признания и распространения в церковной практике.

Читайте об акафистах:

После третьей и шестой песни канона, священником произносится малая ектения. Затем читают или поют седален, икос и кондак.

Важно! По правилам возможно одновременное чтение нескольких канонов. А чтение нескольких акафистов одновременно невозможно, да и строфы это произведения не разделяются напряженным молением всех присутствующих.

Читают каноны на молебнах. Их чтение благословляется и в домашних условиях. Акафисты не включают в цикл утренних, вечерних, всенощных богослужений. Заказывают акафисты на молебны, а также читают дома. Каноны четко определяются Уставом церкви. Акафист прихожанин выбирает сам, и батюшка читает его на молебне.

Каноны исполняют на протяжении всего года.

Акафисты неуместно читать во время Великого поста , ведь торжественное и радостное настроение произведения не может передать тихий и спокойный настрой великопостных дней. Каждая песня канона повествует о каком-то библейском событии. Прямой ссылки может и не быть, но второстепенное присутствие той или иной темы обязательно чувствуется. Акафист считается простым для восприятия. Его лексика легко воспринимаема, синтаксис прост, а текст раздельный. Слова акафиста идут из глубины сердца, текст его - лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.

Акафист - благодарственная , хвалебная песнь, своего рода ода, поэтому лучшее чтение для него тогда, когда хотят поблагодарить Господа или святого за помощь.

Как читать канон

Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом , то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.

Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога. Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу.

Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:

  1. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
  2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю.

Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения . Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.

Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год

Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.

Самый великий и значимый канон - Канон Святого Андрея Критского. Он - полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.

Весь покаянный смысл произведения - это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.

Критский шедевр - не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.

Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.

Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам.

Великий Канон - это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души - не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.

Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха. Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.

Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.

Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.

Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.

Посмотрите видео о трех православных канонах

Д обрый день, дорогие наши посетители!

- У меня есть семья, по профессии я реставратор, по благословению архиерея веду иконописную и реставрационную мастерскую. В самом начале своего пути, иконописного и церковного, по самости написала икону Спасителя, повернутого вправо. Она ос­вящена, как с ней быть, ведь это изображение Господа? Сейчас задумываюсь, может ли миря­нин вообще писать (после подготовки)? Пишу иконы в византийском стиле, из-за защиты кано­нов началось возмущение настоятеля. Помоги­те, батюшка! Не гордость ли это?

Отвечает архимандрит Рафаил (Карелин):

- К иконописанию надо приготовляться как к священнодействию — посильным постом и воздержанием от супружеской близости. Надо строго держаться установленного иконописного канона (несмотря на разнообразие во второстепенном в различных иконописных школах). Чем тверже канон, тем больше духовной подготовки требуется от иконописца. При писании икон надо иметь принятый Церковью образец, а не полагаться на свое воображение. Теперь не время ни «разбрасывать камни», ни «собирать камни», а хранить бережно то, что мы имеем. Если у вас будет желание, то просмотрите мою брошюру «О языке иконы». Конкретно насчет написанной вами иконы заочно ничего не могу сказать, не видя ее. Хранить церковное Предание, в том числе иконописное предание — не гордость, а долг. Помоги вам Господи.

— Прочитал Ваши статьи про иконы и иконопись. Согласен с Вами во всем. Но ведь иконы, написанные не строго канонически, которых сейчас очень много в православных храмах, все равно несут в себе небесную благодать?

— Есть почитаемые иконы, написанные не в иконописном, а в живописном стиле, поэтому отрицать их я не могу. Однако есть иконы, противоречащие православной традиции, например, икона Святой Троицы, которую изобразили в виде дуба с тремя головами на трех ветвях. Эту икону донские казаки хотели преподнести императрице Екатерине II. Иногда борьба с иконами, написанными не в канонической традиции, принимала форму эксцессов. Например, Патриарх Никон собирал такие иконы, бросал на землю и топтал ногами, а затем сжигал их. Я думаю, что поскольку икона освящена и находится в храме, то Господь и через нее может дать благодать. Но каноническая икона глубже отражает дух и мистическое видение Православной Церкви, поэтому так важно для иконописца соблюдать церковные каноны и требования, предъявляе­мые к самому иконописцу.

— Как смотрит православная традиция на женщин-иконописцев? Если отрицательно, то почему?

— Уже в древности были женщины-иконописцы, преимущественно в монастырях. В V-VI вв. в Иерусалиме был грузинский женский монастырь Капала, где монахини занимались перепиской книг, богато иллюстрированных миниатюрами, каждая из которых представляла собой малую икону. Однако лично я не знаю случая в древней Церкви, когда бы женщина писала фрески на стенах храма и алтаря. Возможно, что это было связано с тем, что в алтарь женщина не должна была входить, а писать на стене, взбираясь по лестнице, считалось для женщины неудобным.

— В нашем приходе священник объявил, что обы­чай изображать на иконах Бога Отца неправи­лен, ибо его никто не видел. Как Вы относитесь к таким иконам?

— Духа Святого тоже никто не видел воочию, однако Его изображают на иконах в виде голубя. Святую Троицу тоже никто не видел, од­нако Ее пишут в виде трех Ангелов, как Она явилась праведному Аврааму. Изображение Бога Отца в виде старца представляет собой символическое изображение, аналогичное тому, как символически изображаются семь Архистратигов Божиих с их атрибутами. К сожалению, последнее время у наших современников появляется желание найти непра­вильность в православной традиции, которое приняло форму болезни, похожую на зуд, не дающий покоя.

— Вы пишите: «Духа Святого тоже никто не видел воочию, однако Его изображают на иконах в виде голубя. Святую Троицу тоже никто не видел, однако Ее пишут в виде трех Ангелов…» Но так, наверное, потому и пишут, что челове­ческое око их видело именно в таких образах. Изображение на иконах Святой Троицы Бога Отца в виде старца в православие проникло с Запада, так как на древних восточных иконах такое, насколько известно, не встречается. Хо­тя в Откровении есть видение Бога Отца в об­разе старца, «Ветхого днями», св. Иоанн Дамаскин говорит: «Мы не изображаем Господа Отца потому, что не видим Его, если бы мы ви­дели Его, то и изображали бы». Разъясните, пожалуйста.

— Правило VI Вселенского Собора запрещает символически изображать Иисуса Христа в виде агнца, так как Христос принял на Себя человеческое естество: Его видели, Его слы­шали, от Него остались изображения, написанные учениками. Язык икон условен, и в каждой иконе есть соединение миметичес­кого (натуралистический) и символического и, в то же время, ико­на принадлежит реалии будущего преображе­ния. Но есть изображение символическое, где личность, показана через изображение ее свойств. Об этом прекрасно написано у свято­го Дионисия Ареопагита в книге «О небесной иерархии». Что касается ваших слов «проник­ло с Запада», то это теоретическое предполо­жение, так как Восток не в географическом, а в религиозном смысле включает в себя Бал­каны, где сохранены древние иконы Святой Троицы.

Что касается слов преподобного Иоан­на Дамаскина, то они означают, что Бога Отца никто не видел и изображать Его так, как изображают Бога Сына, то есть миметически, нельзя; однако это не запрещение изображать символически то, что невозможно видеть. Са­ма икона Святой Троицы, где изображены три Ипостаси, имеет византийское происхожде­ние. Запад и Восток представляли собой еди­ную Церковь в течение многих веков, и поэто­му древнее предание Западной Церкви не является антиправославным. Если в Восточной Церкви фактически существуют иконы с изображением Бога Отца как «Ветхого дня­ми», то, значит, они воцерковлены. Можно найти ряд чудотворных и чтимых икон, прото­тип которых взят с Запада. Впрочем, отдельно писать образ Бога Отца на Востоке не приня­то, почему — не знаю, может быть, во избежа­ние опасности неправильного представления о разделении лиц Святой Троицы, как трех от­дельных Божеств. Призываю на вас Божие благословение.

Соборов и Отцов Церкви , касающиеся церковного устройства и правил . Следует отличать от догматических постановлений (оросов).

Основной канонический корпус Православный Церкви содержится в сборнике, имеющим титул Книга правил (полное название: Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец ); была издана Святейшим Синодом в в русском переводе, несколько стилизованном под церковнославянский .

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Церковный канон" в других словарях:

    - (греч. kanon норма, правило) В эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой либо исторический период или в каком то художественном направлении и закрепляющих основные структурные… … Энциклопедия культурологии

    Канон - (от греческого kanon норма, правило), свод положений, имеющих обязательный характер: 1) библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью боговдохновенными и применяемых в богослужении в качестве Священного Писания; 2) церковный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от греч. kanon норма правило), свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью боговдохновенными, применяемых в богослужении в качестве Священного писания. Канон православной … Большой Энциклопедический словарь

    КАНОН (от греч. kanon норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «Священного писания». Канон… … Энциклопедический словарь

    - (от греч. kanon норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «Священного писания». Канон… … Политология. Словарь.

    Не следует путать с термином «канун». Канон (греч. κανών) неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят… … Википедия

    А; м. [греч. kanōn правило, предписание] 1. Правило, непреложное положение какого л. направления, учения. Каноны классицизма. Каноны академической школы живописи. 2. Установленное и узаконенное высшей церковной иерархией правило или догмат.… … Энциклопедический словарь

    Канон - (от греч. kanon норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью боговдохновенными, применяемых в богослужении в качестве Священного писания. Канон православной … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (греч. kanwn, буквально прямой шест всякая мера,определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник). I. В древней Греции композиторы, грамматики, философы, медики этимсловом называли свод основных положений или правил по… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Канон (от греч. kanon ≈ норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер. 1) Библейский К. ≈ совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными» (в отличие от апокрифов) и применяемых при богослужении в качестве… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Житие протопопа Аввакума , протопоп Аввакум. Аввакум исключительно темпераментный, живой писатель, он остроумен, часто колок и резок, никогда не стеснялся в выражениях, обличая чьи-либо неправедные дела. Житие уникально по жанру,…