Атомная подводная лодка типа 971 м барс. Бесшумная «Щука-Б

С тех пор как началось подводное противостояние СССР и США советские субмарины в основном достойно конкурировали с американскими подводными лодками. Самым серьезным недостатком отечественных подводных кораблей была чрезмерная шумность. Сегодня ситуация изменилась - новейшие российские подлодки этому показателю не уступают американским.

Атомные подводные лодки делятся на два основных типа - , моряки в шутку называют их «бомбовозами» и многоцелевые субмарины . Первые из них являются частью ракетно-ядерного трио - главного оружия. Вторые же главные ударные средства самого флота на океанском оперативном просторе, кроме того на многоцелевые подводные лодки возложена еще одна важная роль - они должны прикрывать «бомбовозы» во время их выхода на стартовые позиции в океане. Одновременно многоцелевые подводные лодки являются и «охотниками». В мирное время те из них, что не сопровождают «бомбовозы» следят за чужими ракетоносцами. Во время войны «охотники » должны помешать неприятелю, запустить стратегические ракеты. Для «охотника », конечно, важна способность передвигаться незаметно и бесшумно, поэтому на снижение шумности субмарин всегда тратились огромные средства, решение этой задачи рассматривалось как дело государственной важности.

Основу американских подводных сил многоцелевого назначения составляют лодки типа « », первая из которых поступила на вооружение в 1976 году. Их строительство завершилось 20 лет спустя в 1996году. Эта многочисленная серия АПЛ ВМС США превзошла по малошумности советские подводные лодки. Вызов был принят.

К 1980 году в Советском Союзе спроектировали проекта «671 РТМ » и «671 РТМК » Ленинградского Конструкторского Бюро «Малахит ». Это была самая крупносерийная советская подводная лодка. Всего было спущено на воду 26 субмарин.

Совершенство АПЛ «Los Angeles » шло постоянно, по ходу строительства серии. Начиная с подводной лодки «San Juan » переданной ВМС США в 1988 году к названию проекта добавляется слово «Imprоved », что означает «улучшенный». Шумность в очередной раз удалось понизить.

Надо сказать, что и в СССР не сидели сложа руки. Перед конструкторами стояло ряд технических задач, результатом решения которых стало создание малошумных многоцелевых третьего поколения.

многоцелевые подводные лодки класса «Барс» проекта 971 фото

«звериная» серия атомных подводных лодок

В 1981 году в городе Комсомольск-на-Амуре заложили первую подводную лодку нового класса «Барс » проекта 971. Название «подводная лодка » звучит архаично, когда речь идет об этих кораблях. По размерам это пятиэтажный дом, длина субмарины свыше 110 метров. Строительство АПЛ проекта 971 продолжили на Северодвинском заводе, именно там родилась «звериная» серия подводных лодок, которые считаются наиболее современными в подводных силах Российской Федерации. По натовской классификации их окрестили «Akula ». Все АПЛ проекта 971 друг от друга отличаются техническими улучшениями. Одной из ветвей модернизации стала АПЛ «Гепард ».

Гвардейская многоцелевая атомная подводная лодка «Гепард»

строительство

АПЛ «Гепард» покидает док

ходовые испытания подводной лодки «Гепард»

АПЛ «Гепард» на страже рубежей

Атомная подводная лодка «Гепард » (К-335) была заложена 23 сентября 1991 года на судостроительном заводе «Севмаш » в Северодвинске, а спущена на воду 17 сентября 1999 года. Одиннадцатая по счету класса «Барс » (шифр «Щука-Б ») вступила в состав ВМС РФ 4 декабря 2001 года.

Подводный корабль воплотил в себе множество элементов новых технологических решений, поэтому «Гепард » первая подводная лодка нового тысячелетия, хоть и завершила серию АПЛ 971 проекта.

Недаром в международной классификации ее называют «Akula-II ». Они настолько отличаются от «предшественниц», что акустические характеристики превышают в три раза. Добиться этого удалось за счет уникальных инженерных решений. Например, на АПЛ применили двухкаскадную амортизацию источников шума, т. е. оборудование размещено на подрессоренных палубных блоках, которые получили название «этажерки». В носовых отсеках размещено минимально необходимое количество работающих механизмов. Кроме того внешний легкий корпус субмарины имеет противоакустическое покрытие. Он выложен идеально подогнанными покрытиями из специальной резины. По имеющимся данным АПЛ «Гепард » по малошумности превосходит американские субмарины класса «Los Angeles », не говоря уже о подводных лодках « » с ракетами «Трайдент ». Более того эксперты высказывают предположения, что «Гепард » по этим показателям сравним с последней подводной лодкой ВМС США «Sea Wolf », таких субмарин четвертого поколения у американцев всего три.

АПЛ «Гепард » может выполнить множество разнообразных задач, поэтому относится к классу многоцелевых подводных лодок ВМФ РФ. Она предназначена как для борьбы с подводными лодками, так и с надводными кораблями противника. Для этой цели у субмарины есть грозное ракетно-торпедное вооружение. Торпедно-ракетный комплекс, включает суммарный боекомплект более 40 единиц средств поражения. Кроме того, субмарина может производить постановки обычных мин.

Боевые походы АПЛ проекта 971 показали, что Советский Союз достиг очень многого в техническом уровне этих кораблей. По свидетельствам командиров подводных лодок этого класса они впервые почувствовали себя на равных с американцами и даже более того.

АПЛ «Гепард » не только новейшая, но и самая засекреченная подводная лодка ВМФ Российской Федерации, хотя на ней есть места, которые ничем не напоминают о том, что люди находятся под водой. В жилых помещениях подводной лодки есть специальные телевизоры, выполненные на особой подпружиненной платформе. Коридоры и каюты жилой палубы больше похожи на интерьеры вагонов купе класса «СВ». После вахты подводники могут отдохнуть в комнате психологической разгрузки. Рядом с ней отделанная сосновыми досками сауна. Внутри вмонтированное искусственное замороженное подсвечивающее окошко, создающее иллюзию зимнего вечера. Рядом - небольшой спортивный зал с современными тренажерами. Борьба с шумом ведется на субмарине «Гепард » постоянно, поэтому во всех помещениях, включая спортзал - даже гири обтянуты футбольными мечами.

АПЛ «Гепард » - это двухкорпусная субмарина с высоким кормовым оперением, в котором установлен обтекатель. В своеобразном буе расположена буксируемая антенна, выдвигающая на расстояние до нескольких сотен метров.

Подводное пространство - самый настоящий гидрокосмос. Это опасная и враждебная среда. Кроме того подводный крейсер не прогулочное судно, поэтому на крайний случай он оснащен всплывающим спасательным модулем - в случае аварии это последняя надежда подводников. В относительно небольшом пространстве модуля может поместиться весь экипаж субмарины.

В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971 находятся в составе Северного флота и Тихоокеанского флота, а атомоход «Гепард » единственная гвардейская подводная лодка в составе 12 эскадры Северного флота ВМФ РФ.

На сегодняшний день строительство АПЛ проекта 971 остановлено, но на предприятии «Севмаш » уже создали многоцелевую подводную лодку следующего - четвертого поколения, серия которых придет на смену субмарин класса «Барс ».

Их черные силуэты похожие на древних рептилий и с акульими мощными спинами бесшумно выскальзывают из-за полярных фьордов и уже на просторе исчезают на месяцы в своей родной стихии - в ледяных водах Северного Ледовитого океана. Именно с АПЛ «Гепард » начался отсчет субмарин XXI века.

Технические характеристики атомной подводной лодки типа «Барс» проекта 971:
Длина - 110,3 м;
Ширина - 13,5 м;
Осадка - 9,7 м;
Водоизмещение надводное - 8140 тонн;
Водоизмещение подводное - 12770 тонн;
Энергетическая установка - один ядерный реактор типа «ОК-650М»;
Скорость надводная - 11,6 узла;
Скорость подводная - 33 узла;
Рабочая глубина погружения - 480 м;
Предельная глубина погружения - 600 м;
Экипаж - 73 человека;
Автономность - 100 суток;
Вооружение :
Торпедных аппарата 650 мм - 4;
Торпедных аппарата 533 мм - 4;
Ракето-торпеды и крылатые ракеты РК-55 «Гранат»;
Пусковые контейнеры зенитно-ракетного комплекса «Стрела-ЗМ» - 3;

В июле 1976 года для расширения фронта производства многоцелевых подлодок третьего поколения военное руководство приняло решение о разработке на базе «горьковского» 945-го проекта новой, более дешевой атомной подводной лодки, главным отличием которой от прототипа должно было быть применение стали вместо титановых сплавов в корпусных конструкциях. Поэтому разработку субмарины, получившей номер 971 (шифр «Щука-Б»), вели по прежнему ТТЗ, минуя эскизное проектирование.


Особенностью новой атомной подлодки, разработку которой поручили СКВ «Малахит» (Ленинград), было значительное снижение шумности, который приблизительно в 5 раз меньше по сравнению с самыми совершенными советскими торпедными лодками второго поколения. Достичь этого уровня предполагалось за счет реализации ранних наработок конструкторов СКВ в области увеличения скрытности лодок (в СКВ в 1970-х годах разрабатывалась сверхмалошумная атомная подлодка), а также исследований специалистов ЦНИИ им. Крылова.

Усилия разработчиков субмарины увенчались успехом: новый атомоход по уровню скрытности впервые в подводного кораблестроения СССР превзошел самый лучший аналог американского производства - многоцелевую атомную подлодку третьего поколения типа «Лос-Анджелес».

Подлодку 971-го проекта оснастили мощным ударным вооружением, значительно превосходившим (по ракетно-торпедному боекомплекту, калибру и числу торпедных аппаратов) потенциалы советских и зарубежных подлодок аналогичного назначения. Новая подлодка, как и корабль 945-го проекта, была предназначена для борьбы с корабельными группировками и подводными лодками противника. Лодка может принимать участие в проведении операций спецназначения, осуществлять минные постановки и вести разведку.

13.09.1977 утвердили техпроект «Щуки-Б». Однако в дальнейшем его подвергли доработке, вызванной необходимостью увеличить технологический уровень ГАК до уровня американских субмарин (США в данной области вновь вырвались вперед). На подлодках типа «Лос-Анджелес» (третье поколение) был установлен гидроакустический комплекс AN/BQQ-5, имеющий цифровую обработку информации, обеспечивающую более точное выделение на фоне помех полезного сигнала. Другой новой «вводной», которая обусловила необходимость внесения изменений, стало требование военных установить на подлодку стратегические КР «Гранат».

Во время доработки (завершилась в 1980 году) субмарина получила новый цифровой гидроакустический комплекс с улучшенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет «Гранат».

В конструкции атомной подлодки 971-го проекта реализовали новаторские решения, такие как комплексная автоматизация технических и боевых средств субмарины, сосредоточение управления кораблем, вооружением и в едином центре - ГКП (главный командный пункт), использование всплывающей спасательной камеры (была успешно проверена на подлодках проекта 705).

Подлодка 971-го проекта относится к двухкорпусным субмаринам. Прочный корпус изготавливается из высокопрочной стали (предел текучести составляет 100 кгс/мм2). Основное оборудование, рубки и боевые посты, главный командный пункт размещены в зональных амортизированных блоках, которые представляют собой каркасные пространственные конструкции с палубами. Акустическое поле корабля значительно уменьшается амортизацией, которая позволяет обезопасить оборудование и экипаж от динамических перегрузок, которые возникают во время подводных взрывов. Также, блочная компоновка дала возможность рационализировать процесс строительства субмарины: монтаж оборудования перенесли из условий отсека (довольно стеснены) в цех, на зональный блок доступный с различных сторон. После окончания монтажа зональный блок «закатывают» в корпус АПЛ и подсоединяют к трубопроводам и магистральным кабелям корабельных систем.

На атомных подлодках использована развитая система двухкаскадной амортизации, которая значительно снижала структурный шум. Механизмы установлены на амортизированных фундаментах. Все зональные блоки от корпуса АПЛ изолированы резинокордными пневматическими амортизаторами, которые образуют второй каскад виброизоляции.

Благодаря внедрению комплексной автоматизации экипаж субмарины удалось уменьшить до 73 человек (из которых 31 офицер). Это почти вдвое меньше численности экипажа атомной подлодки типа «Лос-Анджелес» (составляет 141 человек). На новом корабле по сравнению с атомными подлодками проекта 671РТМ улучшены условия обитаемости.

Энергоустановка субмарины включает 190-мегаваттный водоводяной реактор ОК-650Б на тепловых нейтронах, имеющий четыре парогенератора (для 1-го и 4-го контуров по паре циркуляционных насосов, для 3-го контура – три насоса) и одновальную блочную паровую паротурбинную установку, имеющую широкое резервирование механизации. На валу мощность составляла 50 тыс. л.с.

ПЛА «Барс» пр.971 в море

Установлена пара турбогенераторов переменного тока. Потребители постоянного тока питаются от двух групп аккумуляторных батарей и двух обратимых преобразователей.

Подлодка оснащена семилопастным винтом, имеющим уменьшенную частоту вращения и улучшенные гидроакустические характеристики.

В случае выхода главной энергетической установки из строя для ее последующего ввода имеются вспомогательные средства движения и аварийные источники энергии - два подруливающих устройства и гребные электродвигатели постоянного тока каждый мощностью 410 л.с. Вспомогательные средства обеспечивают скорость движения 5 узлов и служат для маневрирования на ограниченной акватории.

На борту субмарины имеется два дизельных генератора ДГ-300 мощностью по 750 лошадиных сил с обратимыми преобразователями, запас топлива на десять суток работы. Генераторы предназначались для выработки переменного тока – питают общекорабельные потребители и постоянного тока – для питания гребных электродвигателей.

ГАК МГК-540 «Скат-3», имеющий цифровую систему обработки данных с мощной системой гидролокации и шумопеленгования. Гидроакустический комплекс состоит из развитой носовой антенны, двух бортовых антенн большой протяженности и буксируемой протяженной антенны, размещенной в контейнере, установленном на вертикальном оперении.

Максимальная дальность обнаружения цели посредством нового комплекса увеличилась в 3 раза по сравнению с гидроакустическими системами, установленными на субмаринах второго поколения. Значительно уменьшилось и время определения параметра движения цели.

Кроме гидроакустического комплекса, атомные подлодки 971-го проекта снабжены высокоэффективной системой обнаружения подлодок и надводных судов по кильватерному следу (на лодке установлена аппаратура позволяющая фиксировать такой след через несколько часов после прохождения подлодки противника).

На лодке установлены комплексы «Симфония-У» (навигационный) и «Молния-МЦ» (комплекс радиосвязи), имеющий буксируемую антенну и систему космической связи «Цунами».

Торпедо-ракетный комплекс состоит из 4 ТА калибра 533 миллиметров и 4 аппаратов калибра 650 миллиметров (суммарный боекомплект - 40 ед. средств поражения, среди которых 28 533-миллиметровых). Он приспособлен для ведения огня КР «Гранат», подводными ракето-торпедами («Ветер», «Шквал» и «Водопад») и ракетами, самотранспортирующимися минами и торпедами. Кроме того, подлодка способна производить постановку обычных мин. Управление огнем при использовании крылатых ракет «Гранат» осуществляется аппаратным спец. комплексом.


В 1990-х годах на вооружение АПЛ поступила УГСТ (универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда), разработанная в «Научно-исследовательском институте морской теплотехники» и Государственном научно-производственном предприятии «Регион». Она сменила электрические противолодочные торпеды ТЭСТ-71М и скоростные противокорабельные торпеды 53-65К. Предназначение новой торпеды было поражение надводных кораблей и подлодок противника. Значительный запас топлива и мощная тепловая энергоустановка обеспечивают торпеде большой диапазон глубин хода и возможность поражения на больших дистанциях высокоскоростных целей. Малошумный водометный движитель и аксиально-поршневой двигатель (используется унитарное топливо) дают возможность универсальной глубоководной самонаводящейся торпеде развивать скорость свыше 50 узлов. Движитель, не имеющий редуктора, связан с двигателем напрямую, что, вместе с другими мерами, должно значительно увеличить скрытность использования торпеды.

На УГСТ используются двухплоскостные рули, которые выдвигаются за обводы после выхода торпеды из трубы торпедного аппарата. У комбинированной акустической аппаратуры самонаведения имеются режимы локации подводных целей и поиска надводных кораблей по кильватерному следу судна. Есть система проводного телеуправления (торпедная катушка длиной 25 тыс. м). Комплексом бортовых процессоров обеспечивается надежное управление системами торпеды во время поиска и поражения целей. Оригинальное решение – наличие алгоритма «Планшет» в системе наведения. «Планшет» моделирует в момент стрельбы на борту торпед тактическую картину, которая накладывается на цифровую картину акватории (глубины, фарватеры, рельеф дна). После выстрела данные обновляют с борта носителя. Современные алгоритмы придают торпедам свойства системы, имеющей искусственный интеллект, позволяющим одновременно использовать несколько торпед по нескольким или одной цели во время активного противодействия противника или при сложной мишенной обстановке.

ПЛА «Волк» (К-461) и «Барс» (К-480) 24-й дивизии СФ в Гаджиево

Длина универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды - 7200 мм, вес - 2200 кг, вес ВВ - 200 кг, скорость хода -50 узлов, глубина хода -500 метров, дальность стрельбы - 50 тыс. м.

Также продолжается совершенствование ракето-торпед входящих в состав вооружения атомных подлодок проекта 971. На сегодняшний день ракето-торпеды комплектуются второй ступенью, которая представляет собой подводную ракету АПР-3М (масса 450 кг, калибр 355 мм, вес БЧ 76 кг), имеющую гидроакустическую систему самонаведения, с радиусом захвата 2 тыс. м. Использование закона наведения с адаптивным углом упреждения дало возможность сместить центр группировки ракет к середине подводных целей. В торпеде применяется регулируемый турбоводометный двигатель на высококалорийном смесевом топливе, который обеспечивает АПР-3М значительную скорость сближения с целью, которая затрудняет применение средств гидроакустического противодействия противником. Скорость подводного хода - от 18 до 30 метров в секунду, максимальная глубина поражения целей - 800 метров, вероятность поражения цели - 0,9 (при среднеквадратичной ошибке целеуказания от 300 до 500 метров).

При этом на основании договоров между СССР и США, подписанных в 1989 году, из числа вооружения многоцелевых атомных подлодок исключили системы оружия, имеющие ядерное снаряжение - ракето-торпеды «Шквал» и «Водопад», а также крылатые ракеты типа «Гранат».

Подлодка «Щука-Б» – первый тип многоцелевой АПЛ, серийное строительство которой первоначально организовали не в Ленинграде или Северодвинске, а в Комсомольске-на-Амуре, что свидетельствовало о возросшем уровне развития данной отросли на Дальнем Востоке. Головной атомоход 971-го проекта – К-284 - был заложен в 1980 году на берегах Амура и 30.12.1984 вступил в строй. Уже в процессе испытаний данного судна было продемонстрировано достижение более высокого уровня акустической скрытности. У К-284 уровень шумности в 4-4,5 раза (на 12-15 дБ) оказался ниже уровня шумности самой «тихой» советской подлодки предшествующего поколения - 671РТМ. Это вывело СССР в лидеры по данному важнейшему показателю подводных судов.


Характеристика атомной подводной лодки проекта 971:
Наибольшая длина – 110,3 м;
Наибольшая ширина – 13,6 м;
Средняя осадка – 9,7 м;
Нормальное водоизмещение – 8140 м3;
Полное водоизмещение – 12770 м3;
Рабочая глубина погружения – 520 м;
Предельная глубина погружения – 600 м;
Полная скорость подводного хода – 33,0 узла;
Надводная скорость – 11,6 узлов;
Автономность - 100 суток;
Экипаж – 73 человека.

Во время серийного строительства велось непрерывное совершенствование конструкции субмарины, была проведена акустическая отработка. Это дало возможность укрепить достигнутое положение в области скрытности, ликвидировав превосходство США.

Новые атомные подлодки по классификации НАТО получили обозначение Akula (что вносило путаницу, поскольку на букву «А» начиналось название другой подлодки СССР – Alfa 705-го проекта). После первых «Акул» появились суда, которые на Западе были названы Improved Akula (к их числу, вероятно, были отнесены субмарины построенные в Северодвинске, а также последние корабли «комсомольской» постройки). Новые субмарины по сравнению с предшественниками имели лучшую скрытность, чем у усовершенствованных подлодок SSN-688-I (тип «Лос-Анджелес») американских ВМС.

ПЛАРК пр.949-А и ПЛА пр.971 в базе

Первоначально лодки 971-го проекта несли только тактические номера. Но 10.10.1990 вышел приказ главнокомандующего военно-морского флота Чернавина о присвоении названия «Пантера» подлодке К-317. В дальнейшем и другие атомоходы проекта получили имена. К-480 – первая «северодвинская» лодка - получила имя «Барс», ставшее вскоре нарицательным для всех субмарин 971-го проекта. Первый командир «Барса» – капитан второго ранга Ефременко. По ходатайству Татарстана в декабре 1997 году субмарина «Барс» была переименована в «Ак-Барс».

Построенная в Северодвинске крейсерская атомная подводная лодка (КАПЛ) «Вепрь» вступила в строй в 1996 году. Сохраняя прежние обводы, субмарина имела новые внутреннюю «начинку» и конструкцию прочного корпуса. В области снижения шумности также был сделан очередной серьезный рывок вперед. На Западе данная подлодка корабль (а также последующие суда проекта 971) назвали Akula-2.

По словам главного конструктора проекта Чернышева (который скончался в июле 1997 года), «Барс» сохраняет значительные модернизационные возможности. Например, задел, который имеется у «Малахита», дает возможность повысить поисковый потенциал субмарины примерно в 3 раза.

По данным американской военно-морской разведки, в прочном корпусе модернизированного «Барса» имеется вставка длиной 4 метра. Дополнительный тоннаж позволил оснастить подлодку «активными» системами снижения вибрации энергоустановки, практически полностью устранив воздействие вибрации на корпус судна. По оценкам специалистов, модернизированная лодка проекта 971 по характеристикам скрытности приближается к уровню многоцелевой АПЛ четвертого поколения SSN-21 «Сивульф» ВМС США. По глубине погружения, скоростным характеристикам и вооружению данные субмарины приблизительно равноценны. Таким образом, усовершенствованная атомная подводная лодка проекта 971 может рассматриваться как подлодку, близкую к уровню четвертого поколения.

Подлодки проекта 971 изготовленные в Комсомольске-на-Амуре:
К-284 «Акула» – закладка – 1980 г.; спуск на воду – 06.10.82; ввод в строй – 30.12.84.
К-263 «Дельфин» – закладка – 1981 г.; спуск на воду – 15.07.84; ввод в строй – декабрь 1985 г.
К-322 «Кашалот» – закладка – 1982 г.; спуск на воду – 1985 г.; ввод в строй – 1986 г.
К-391 «Кит» – закладка – 1982 г.; спуск на воду – 1985 г.; ввод в строй – 1987 г. (в 1997 году лодку переименовали в КАПЛ К-391 «Братск»).
К-331 «Нарвал» – закладка – 1983 г.; спуск на воду – 1986 г.; ввод в строй – 1989 г.
К-419 «Морж» – закладка – 1984 г.; спуск на воду – 1989 г.; ввод в строй – 1992 г. (В январе 1998 года приказом ГК ВМФ К-419 была переименована в К-419 «Кузбасс»).
К-295 «Дракон» – закладка – 1985 г.; спуск на воду – 15.07.94; ввод в строй – 1996 г. (1 мая 1998 года субмарине «Дракон» передали гвардейский андреевский флаг атомной подлодки К-133, а строящейся АПЛ К-152 «Нерпа» - гвардейский андреевский флаг К-56. К-295 в августе 1999 года переименовали в крейсерскую атомную подводную лодку К-295 «Самара»).
К-152 «Нерпа» – закладка – 1986 г.; спуск на воду – 1998 г.; ввод в строй – 2002 г.
Подлодки проекта 971 изготовленные в Северодвинске:
К-480 «Барс» – закладка – 1986 г.; спуск на воду – 1988 г.; ввод в строй – декабрь 1989 г.
К-317 «Пантера» – закладка – ноябрь 1986 г.; спуск на воду – май 1990 г.; ввод в строй – 30.12.90.
К-461 «Волк» – закладка – 1986 г.; спуск на воду – 11.06.91; ввод в строй – 27.12.92.
К-328 «Леопард» – закладка – ноябрь 1988 г.; спуск на воду – 06.10.92; ввод в строй – 15.01.93. (В 1997 году крейсерская АПЛ «Леопард» передали орден Боевого Красного Знамени. В некоторых публикациях говорится, что 29 апреля 1991 г унаследовала Краснознаменный Военно-морской флаг от атомной подводной лодки К-181 проекта 627А).
К-154 «Тигр» – закладка – 1989 г.; спуск на воду – 10.07.93; ввод в строй – 05.12.94.
К-157 «Вепрь» – закладка – 1991 г.; спуск на воду – 10.12.94; ввод в строй – 08.01.96.
К-335 «Гепард» – закладка – 1992 г.; спуск на воду – 1999 г.; ввод в строй – 2000 г. (С 1997 года - гвардейская КАПЛ).
К-337 «Кугуар» – закладка – 1993 г.; спуск на воду – 2000 г.; ввод в строй – 2001 г.
К-333 «Рысь» – закладка – 1993 г.; снята со строительства из-за отсутствия финансирования в 1997 г.

«Барсы» на Северном Флоте сведены в дивизию, базирующуюся в бухте Ягельная. В частности, атомная подлодка «Волк» в декабре 1995 - феврале 1996 годов (на борту находился экипаж атомной подводной лодки «Пантера» под командованием капитана первого ранга Справцева, старший на борту - зам. командира дивизии капитан первого ранга Королев), находясь в Средиземном море на боевой службе, осуществлял дальнее противолодочное обеспечение тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». При этом выполнили длительное слежение за несколькими субмаринами НАТО, среди которых американская атомная подлодка типа «Лос-Анджелес».

Боевая устойчивость и высокая скрытность дают «Барсам» возможность преодолевать противолодочные рубежи, которые оборудованы стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения и имеют противодействие противолодочных сил. «Барсы» могут работать в зоне господства противника, нанося чувствительные торпедные и ракетные удары по нему. Вооружение субмарин позволяет бороться с надводными кораблями и подлодками, а также поражать с высокой точностью наземные объекты при использовании крылатых ракет.


ПЛА «Гепард»

Каждая лодка проекта 971 в случае вооруженного конфликта может создать угрозу, а также сковать значительную группировку противника, не допуская ударов по территории России.

По данным ученых из Московского физико-технического института, приведенным в брошюре «Будущее стратегических ядерных сил России: дискуссия и аргументы» (1995 год, Долгопрудный), даже в случае самых благоприятных гидрологических условиях, которые характерны для Баренцева моря в зимний период атомные подлодки проекта 971 могут обнаруживаться американскими субмаринами типа «Лос Анджелес» с гидроакустическим комплексом AN/BQQ-5 на дальности до 10 тыс. м. В случае менее благоприятных условий в этом районе обнаружить «Барс» ГАС практически невозможно.

Появление субмарин, имеющих столь высокие боевые качества, изменило ситуацию и заставило американские ВМС считаться с возможностью значительного противодействия со стороны флота России даже при условии полного превосходства наступательных сил США. «Барсы» могут атаковать не только ударные группировки американских военно-морских сил, но и их тылы, включая пункты снабжения и базирования, береговые центры управления, на каком бы удалении они не размещались. Скрытные, а значит недосягаемые для противника, атомные подводные лодки проекта 971 превращают потенциальную войну на просторах океана в подобие наступление через минное поле, где любая попытка движения вперед грозит незримой, однако реальной опасностью.

Уместно привести характеристику подлодкам проекта971, данную Н. Полмаром, видным военно-морским аналитиком США, во время слушаний в комитете по нац. безопасности палаты представителей конгресса Соединенных Штатов Америки: «Появление подлодок типа Akula и других русских атомных подводных лодках третьего поколения продемонстрировало, что кораблестроители СССР разрыв в уровне шумности ликвидировали быстрее, чем ожидалось». В 1994 году стало известно, что данный разрыв ликвидирован полностью.

По утверждению представителей американских ВМС, на оперативных скоростях около 5-7 узлов шумность лодок типа Improved Akula, которая фиксировалась средствами гидроакустической разведки, была ниже шумности наиболее совершенных атомных подлодок Военно-морских сил США типа Improved Los Angeles. По словам адмирала Джереми Бурда (Jeremy Boorda), начальника оперативного отдела американских ВМС, корабли США оказались не способными сопровождать подлодки Akula на скорости менее 9 узлов (контакт с новой подлодкой России состоялся весной 1995 г. у восточного побережья Соединенных Штатов). Усовершенствованная атомная подлодка Akula-2, по мнению адмирала, по характеристикам малошумности соответствует требованиям, выдвигаемым к лодкам четвертого поколения.

Появление в составе флота России уже после окончания «холодной войны» новых сверхскрытных субмарин вызвало серьезную озабоченность в Соединенных Штатах. Данный вопрос в 1991 году подняли в конгрессе. На обсуждение законодателей США было вынесено несколько предложений, которые были направлены на то, чтобы исправить сложившееся положение в пользу Соединенных Штатов Америки. В частности в соответствии с ними предполагалось:
- потребовать от России придать гласности долгосрочные программы в области строительства субмарин;
- установить для США и Российской Федерации согласованные ограничения на количество многоцелевых атомных подводных лодок;
- оказать России помощь в переоборудовании верфей, которые строят атомные подлодки, для производства невоенной продукции.

К компании по борьбе с подводным кораблестроением России подключилась и неправительственная международная экологическая организация «Гринпис», которая активно выступала за запрещение подлодок, имеющих ядерные силовые установками (разумеется, это касалось в первую очередь, российских субмарин, которые, по мнению «зеленых», представляют наибольшую экологическую опасность). «Гринпис» с целью «исключения ядерной катастрофы» рекомендовала правительствам западных государств поставить предоставление фин. помощи России в зависимости от решения данного вопроса.

Однако темпы пополнения военно-морского флота новыми многоцелевыми подлодками к середине 1990-х годов резко снизились, что сняло для Соединенных Штатов остроту проблемы, хотя усилия «зеленых» (как известно, многие из которых тесно связаны со спецслужбами НАТО), направленные против ВМФ РФ, не прекратились даже сегодня.

В настоящее время многоцелевые атомные подлодки проекта 971 входят в состав Тихоокеанского (Рыбачий) и Северного (бухта Ягельная) флотов. Они достаточно активно используются для несения боевой службы.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Атомный подводный флот составляет основу стратегического вооружения Российской Федерации. В соответствии с последней редакцией военной доктрины, Россия может прибегнуть к ядерному удару в ответ на атаку ядерным оружием. Помимо атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, на службе находятся субмарины, целью которых является борьба со стратегическими подлодками и кораблями противника.

Огромные глубоководные крейсеры незаметно передвигаются под толщей морской воды, что делает их службу таинственной и загадочной. Среди многоцелевых ракетоносцев, боевую вахту несут подводные лодки проекта 971 «Щука Б».

История создания

В июле 1976 года, командование ВМФ СССР признало необходимость массового выпуска серии подводных лодок третьего поколения с атомным реактором. Превыше всего, военное руководство ставило задачу снизить шумность передвижения, характерную для подлодок проекта 945 «Барракуда», относящихся ко второму поколению.

Основателем проекта стал Г. Н. Чернышёв, занимающий должность главного конструктора СКБ-143. Гениальный инженер Геннадий Николаевич скончался в 1997 году, и проект возглавил Ю. И. Федоров.

Согласно новому замыслу, современная подлодка не отличалась от проекта 945, что позволило избежать стадии эскизного проектирования. Различие между проектами «Щука» и «Барракуда» заключалось в замене материала при изготовлении корпуса.

Для постройки нового подводного крейсера, решено было использовать маломагнитную сталь вместо титана.

Отказ от титана был вызван экономическими соображениями. Во-первых, ощущался значительный дефицит парамагнитного и высокопрочного металла. Во-вторых, его обработка и соединение деталей была высокозатратной и слишком трудоёмкой.

В Советском Союзе были предприятия, специализирующиеся на обработке титана, «Севмаш» и «Красное Сормово», однако они не обладали достаточными мощностями для производства крупной партии подводных лодок в сжатые сроки.


Использование стали в строительстве корпусов подлодок, помогло загрузить новым производством дальневосточные заводы, которые к тому времени нарастили требуемые мощности для выполнения столь серьёзной задачи.

Утверждённый проект 971, от 13 сентября 1977 года, пришлось неожиданно вернуть на доработку. США косвенно скорректировали планы советских военных и инженеров-конструкторов, начав строительство подводных лодок класса «Лос-Анжелес».

Современные западные модели оснащались комплексами гидроакустической системы последнего поколения.

На доработку советского проекта ушло два года, и в 1980 году были представлены обновлённые чертежи подлодки «Щука-Б». Первый этап постройки субмарин происходил в Комсомольске-на-Амуре, его верфи имели значительный потенциал для выполнения поставленной задачи.

К началу масштабного производства, Советский Союз приобрёл в Японии партию высокоточных станков у компании «Toshiba». Современное оборудование использовало новейшие технологии для изготовления гребных винтов.

Несмотря на секретность сделки, информация о покупке просочилась в средства массовой информации, что серьёзно разозлило США. Изготовленные на японском оборудовании винты, отличались предельно низким шумом работы, что и было одним из главных качественных параметров технического задания на данную АПЛ.

Подводные лодки типа «Щука-Б» проекта 971 были кодифицированы в НАТО под обозначением «Akula». Со временем, проект несколько раз подвергался модернизации, и модифицированные подлодки получили новое название от западных военных «Improved Akula», что в переводе означает – «Усовершенствованная Акула».

Конструкция

Доработанный проект 971, был наполнен новаторскими решениями. В строении субмарины применили автоматизированную систему для управления техническими комплексами и боевым арсеналом.

Подводный крейсер оснастили винтом с пониженной частотой вращения, способствующий снижению шума.

Семь лопастей обладают пониженной шумностью, до минимума сокращено образование кавитационных шумов. Для экстренной эвакуации экипажа с аварийного судна, в корпусе разместили спасательную капсулу.

Корпус

Атомная подводная лодка проекта 971 имеет двойной корпус из стали высокого качества. Параметры предела текучести применяемого металла составляют 100 кгс/мм2.


Внутреннее пространство субмарины поделено на зональные модули в виде палубных отсеков. Это:

  • центральный пост;
  • рубки и каюты;
  • посты боевого дежурства;
  • носовой оборудование (вооружение)
  • кормовое оборудование
  • силовая установка

Все зональные модули оснащены амортизацией, что существенно снижает акустический фон корабля, динамику палубных помещений при (или) маневрах, влияние взрывной волны с внешней стороны. Модульная система облегчает производство и самой лодки.

Блоки отдельно строятся в цехах и по окончании работ помещаются в корпус субмарины на амортизационный фундамент, где далее стыкуются между собой и подключаются системам управления и жизнеобеспечения.

Для более эффективного снижения шума, подводные лодки типа «Щука-Б», оснащались амортизацией двухкаскадного строения. Между амортизационным фундаментом и модулями стоит еще один ряд резинокордных пневматических амортизаторов, который и создаёт второй слой для поглощения колебаний.


Комплексная автоматизация управления судном позволила снизить численность экипажа до 73 человек, включая 31-го офицера. Аналогичная лодка ВМС США «Лос-Анжелес» насчитывает в экипаже 141-го человека. Новый корабль значительно отличался улучшенными условиями обитаемости от своего предшественника, проекта 671РТМ .

Силовая установка

Сердце субмарины – ядерный реактор ОК-650Б на тепловых, медленных нейтронах. Атомная установка вырабатывает внушительную мощность – 190 мегаватт. Выходная мощность на валу насчитывает отметку 50 000 л/с, способная разогнать субмарину на глубине 500 метров до 33 узлов, что равняется 61 км/ч.

В состав силовой установки входят четыре парогенератора с семью циркуляционными насосами: первого, третьего и четвёртого контуров, обеспечивая теплообмен.

Дополнительно установлена модульная паротурбина для резервирования вырабатываемой мощности. Два турбогенератора обеспечивают аккумуляторную станцию из двух модулей переменным током. Аккумуляторная станция потребляет и отдает постоянный ток, для обеспечения потребителей и зарядки имеются два обратноходовых преобразователя.

Аварийное питание

На случай обнаружения неполадок в ядерной силовой установке, корабль сможет продолжить движение за счет двух аварийных двигателей с приводом на гребной винт, суммарной мощностью 820 л/с. Резервные электродвигатели способны обеспечить лодке скорость до пяти узлов.


АПЛ «Щука-Б» оборудована двумя генераторами ДГ-300 на дизельном топливе, с двусторонним механическим преобразователем, суммарной мощностью 1500 л/с. Ресурс топлива рассчитан на 10-12 суток непрерывной работы. Основная задача генераторов ДГ-300 состоит в электроснабжении важных потребителей автоматизированного управления судна в том числе и питание аварийных гребных установок.

Гидроакустика и средства связи

Для выслеживания подводных лодок и кораблей противника, «Щука-Б» оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3». Поступающие сведения проходят обработку с помощью цифровых технологий. В систему гидролокации и пеленгования шумов входят:

  • усиленная носовая антенна;
  • бортовые антенны значительной длины;
  • кормовая буксируемая антенна, выпускается из буля/обтекателя на вертикальном оперении.

При обнаружении шумящих объектов, акустик докладывает старшему боевого поста. Вахтенный офицер ведёт контроль подводной и надводной обстановки, дабы избежать столкновения с субмариной или кораблём при всплытии. При военных учениях или в боевой обстановке, определение цели необходимо для применения соответствующего вооружения.

Новый комплекс гидроакустической системы способен обнаружить цель на удалении в три раза выше, чем аналогичные гидроакустические системы, применяемые в конструкции подводных лодок второго поколения. Причём, время расчёта динамики цели и сопутствующих параметров существенно уменьшилось.


Дополнительно к акустической системе установлены высокоэффективные датчики для отслеживания субмарин и надводных судов по оставленному кильватерному следу, который сохраняет устойчивость длительное время.

Определение времени передвижения подлодки или судна, высокоточное оборудование способно определить до 5 часов после прохождения корабля. Ко всему прочему, АПЛ «Щука-Б» оснащена важнейшей аппаратурой для навигации и связи:

  • Навигационное оборудование «Симфония-У»;
  • Радиостанция «Молния-МЦ»;
  • Средство космической коммуникации «Цунами».

Вооружение

Атомоход несёт на своём борту внушительное современное вооружение. В торпедно-ракетный комплекс входят четыре торпедных аппарата с 12-ю торпедами калибром 533 мм и четыре торпедных установки с 28-ю торпедами калибром 650 мм.

Надводные цели могут быть атакованы ракетным комплексом С-10 «Гранат» с крылатыми стратегическими ракетами КС-122.

По кодификации НАТО, они носят обозначение SS-N-21 «Sampson». Выпущенная ракета из комплекса «Гранат», способна нести ядерный заряд массой 200 кг на удаление 3000 км, огибая рельеф территории на дозвуковой высоте.

Такие характеристики КС-122 не зря обеспокоили западных военный, ведь под угрозой могут находится не только морские объекты, но и объекты сухопутных войск. Также на лодке «Щука-Б» есть возможность использовать для стрельбы комплексы:

  • Водопад;
  • Ветер.

Стоит добавить, что подлодка имеет мины заграждения, для установки при тактических манёврах.

В 1990 годах, боевой арсенал подводного ракетоносца был модернизирован. На вооружение поступила новая разработка научно-исследовательского института морской теплотехники и государственного научно-производственного предприятия «Регион», универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда – УГСТ. Она заменила торпеды с электрическим приводом ТЭСТ-71М и скоростные торпеды 53-65К.

Основная задача для современной торпеды, стояла в уничтожении надводных и подводных судов врага.

Конструкционные особенности УГСТ позволяли атаковать высокоскоростные цели неприятеля на значительном расстоянии.

Эту выносливость обеспечивали: внушительный запас топлива и мощная тепловая энергоустановка. Движитель УГСТ состоит из водометной установки и аксиально-поршневого двигателя с малым диапазоном шума. Для питания силового агрегата используется гранулированное унитарное топливо.


Самонаводящаяся торпеда свободно развивает скорость выше 50 узлов. Водомётная установка и двигатель не имеют в соединении между собой редукторного механизма, что значительно снижает шумность и увеличивает скрытность применения УГСТ.

При выходе торпеды из трубы ТА, корпус подводной ракеты выдвигает двухплоскостные плавники для направления движения.

Акустическая система самонаведения определяет подводную цель в режиме локации, а надводных кораблей по кильватерному следу.

Ещё одна система координации торпедами осуществляется с борта подводного корабля при помощи проводного управления. Кабельная бобина вмещает 25 000 метров провода. При обнаружении противника, торпеда по команде уходит на поражение и полностью управляется бортовым процессором, который координирует направление к цели.

Характеристики универсальной глубоководной торпеды:

  • длина УГСТ – 7200 мм;
  • вес боезаряда – 300 кг;
  • вес торпеды – 2200 кг;
  • скорость – 50 узлов;
  • глубина применения – 500 м;
  • максимальная дальность – 50 000 м.

В управлении вооружением АПЛ проекта 971 применяется система наведения – «Планшет». Данный вид корректирования стрельбы помогает моделировать тактическую схему акватории: рельеф дна, глубины и фарватеры. После атаки, торпеда транслирует на борт данные о том участке, на котором она была применена, обновляя цифровую схему рельефа.

Ракето-торпеды субмарины, также проходят модернизацию конструкции. В наши дни, модернизированные комплексы оснащены подводным носителем – торпедой МПТ-1М(Э):

  • масса – 256 кг;
  • вес боезаряда – 76 кг;
  • калибр – 324 мм.

В конструкции данной ракеты внедрён гидроакустический поиск и самонаведение в радиусе 2 000 метров. Метод наведения с использованием адаптивного угла упреждения позволяет поражать цель ближе к центру подводного судна.

Торпеда МПТ-1М оснащена турбинным водомётным двигателем на высококачественном топливе, что позволяет развивать существенную скорость на пути к цели, значительно затрудняя обнаружить себя противнику.

На основании подписанного договора о частичном разоружении между СССР и США в 1989 году, поступила команда от высшего руководства снять тактические ядерные боеголовки с ракетных комплексов:

  • Шквал;
  • Водопад;
  • Гранат.

Атомный подводный крейсер «Щука-Б» стал пионером среди многоцелевых АПЛ, чьё серийное производство началось не в Ленинграде и Северодвинске, а в Дальневосточном округе, в городе Комсомольск-на-Амуре. Поступив в ряды ВМФ СССР 30 декабря 1984 года, судно показало внушительное достижение гидроакустической уклончивости.


Согласно исходному документу, К-284 стал более чем в четыре раза тише, чем подводные лодки проекта 671РТМ предыдущего поколения. Данный факт бесспорно дал СССР лидирующее место среди конкурирующих флотов.

Характеристики со сравнительным анализом

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» смогли превзойти схожие по классу глубоководные крейсеры. Российскую субмарину К-284 третьего поколения неоднократно сравнивали с подлодками четвёртого поколения американского производства «Вирджиния» и «Сивулф», а не с конкурирующим типом – «Improved Los Angeles».

Одним из утверждавших о соответствии АПЛ «Щука-Б» более высокому классу, стал адмирал Jeremy M. Boorda.

Находясь на руководящем посту ВМС США 1994-1996 годы, он подчёркивал, что корабли американского флота расписались в своём бессилии по обнаружению российской АПЛ проекта 971, она настолько бесшумно передвигалась на скорости 7-9 узлов, что её можно смело ставить в ряд к четвёртому поколению подводных лодок.

Третье поколение проекта 971 может незаметно обойти систему нахождения субмарин – SOSUS.

Лос-Анжелес Щука-А Щука-Б Барракуда Кондор Плавник Рюби
Страна США СССР Россия СССР Россия СССР Франция
Дата производства 1972-96 1976-92 1983/2009 1979-87 1986-93 1978-83 1976-83
Дата несения службы 1976- 1977- 1984- 1984- 1990- 1983/1989 1984-
Количество штук 62 15 15 2 2 1 6
Скорость, узлов
Надводная/
подводная
17
30-35
11,7
30
11,7
33
19
35,2

19
35,2
11,5
33,5
14,9
25,1
Водоизмещение, т
Надводный
Подводный
6083
7176
6991
7252
8141
12772
5945
9605
6472
10400
5890
8600
2400
2610
Глубина погружения, м
Стандартная
Критическая
285
455
410
610
480
600
480
550
530
600
1000
1250
350

Эксплуатация

1996 год. Полным ходом идёт Боснийская война. Сербия подвергается агрессии со стороны НАТО во главе с США. Атомная лодка проекта 971 «Волк» несла боевую вахту в водах Средиземного моря. Англичанам удалось запеленговать российскую подлодку, при переходе через Гибралтарский пролив. Выйдя из пролива, субмарина исчезла и появилась у побережья Югославии.


проект 971 зимой

Боевая задача многоцелевых лодок «Волк» и «Пантера» проекта 971, стояла в роли защитников авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», от субмарин противника. Выполняя функцию защиты, российские подлодки вели техническое наблюдение за несколькими иностранными субмаринами, в том числе за моделями АПЛ типа «Los Angeles».

В том же 1996 году, подлодка «Щука-Б» была отправлена нести боевую вахту в воды Атлантического океана. Неожиданно, российский ракетоносец обнаружил подводный крейсер стратегического назначения ВМС США. Была поставлена боевая задача держать скрытное наблюдение за боевым дежурством американской субмарины.

Это решение принял сам капитан. Командир подводной лодки А. В. Буриличев, удостоен звания Героя Российской Федерации за скрытное проведение операции по слежке за ПЛАРБ в водах Атлантики в 1996 году.

След в истории

Продолжить важный путь проекта 971 «Щука-Б» довелось новому типу . Субмарины принадлежат к четвёртому поколению. Главный конструктор нового проекта «Ясень» Владимир Пялов, вёл разработки своей серии подлодок, основываясь на разработках и внедренных технологиях в проектах «Лира» и «Щука-Б».


Основная задача не была связана с модернизацией существующих субмарин, это было принципиально новое детище, которое предполагало заменить базовые модели 971 и впоследствии . В разработке применены абсолютно новые решения, не применяемые ранее ни в одном из глубоководных крейсеров.

Незаконченное производство корпусов проекта 971 К-337«Кугуар» и К-333 «Рысь», на заводе Севмаш, нашло применение в производстве глубоководного . Ему присвоено имя «Юрий Долгорукий».

Последний атомный крейсер проекта 971 «Нерпа» с невероятным усилием достроили, и 23 января 2012 года сдали заказчику ВМС Индии, на условиях лизингового контракта со сроком оплаты в течении 10 лет.

Кораблю присвоили имя «Чакра».

Уходя в историю, многоцелевые ракетоносцы «Щука-Б» и серийные копии проекта 971, оставили незабываемую память в жизни атомного подводного флота и отечественного судостроения. 80-е годы прошлого века отчетливо напоминают о сверхдержаве СССР, которая перегнала потенциального противника в лице США, по бесшумности и мощности вооружения своих атомных подводных крейсеров.

Для истинных ценителей данной модели судна, в продаже можно найти наручные часы «подводная лодка ЩУКА-Б AKULA» серии «Подводный флот», с 24-х часовым циферблатом.

С давних пор являются основной ударной силой нашего флота и средством противодействия потенциальному противнику. Причина этого проста: с авианосцами у нашей страны исторически не сложилось, зато ракеты, пущенные из-под воды, гарантированно могут поразить любую точку на земном шаре. Именно поэтому еще в Советском Союзе придавалось огромное значение разработке и созданию новых типов субмарин. В свое время настоящим прорывом стал проект 971, в рамках которого создавались многоцелевые малошумные корабли.

Новые «Щуки»

В 1976 году было принято решение о проектировании и постройке новых субмарин. Задание было поручено небезызвестному предприятию «Малахит», на который всегда рассчитывал атомный флот страны. Особенность нового проекта в том, что при его разработке были полностью использованы наработки по «Барракудам», а потому стадия эскизного проектирования и многие расчеты были пропущены, что существенно удешевило сам проект и ускорило проводимые в его рамках работы.

В отличие от «предков» семейства 945, проект 971, по предложению инженеров из Комсомольска-на-Амуре, не предполагал использования титана в производстве корпусов. Это было связано не только с огромной стоимостью и дефицитом этого металла, но и с чудовищной трудоемкостью работ с ним. Фактически потянуть подобный проект мог только «Севмаш», мощности которого и так были полностью загружены. На стапели уже были отправлены первые комплектующие… как разведкой были предоставлены сведения о новой американской подлодке типа «Лос-Анджелес». Из-за этого проект 971 был срочно отправлен на доработку.

Уже в 1980 году она была полностью завершена. Еще одной особенностью новых «Щук» было то, что большая часть работ по их проектированию и созданию велась в Комсомольске-на-Амуре. До того тихоокеанские верфи находились на положении «бедного родственника» и выполняли только функции ведомых.

Прочие особенности проекта

Мало кто знает об этом историческом факте, но в самом начале 80-х годов наша страна приобрела у Японии продукцию Toshiba - особо точные станки для обработки металла, которые позволяли делать новые винты, производящие при работе минимум шума. Сама сделка была особо секретной, но США, к тому времени практически «колонизировавшие» Японию, узнали о ней почти сразу. В результате компания «Тошиба» даже попала под экономические санкции.

Благодаря винтам и некоторым другим особенностям конструкции, проект 971 отличала поразительная тишина плавания. Во многом это заслуга академика А. Н. Крылова, который несколько лет работал над понижением шумности субмарин, будучи задействован еще в создании «Барракуд». Усилия заслуженного академика и целого коллектива возглавляемого им НИИ не остались без вознаграждения: лодки проекта 971 «Щука-Б» шумели в несколько раз меньше новейшего американского «Лос-Анджелеса».

Назначение новых подлодок

Новые субмарины были способны достойно встретить любого противника, так как их ударное вооружение и его разнообразие поражало даже видавших виды мореманов. Все дело в том, что «Щуки-Б» должны были уничтожать надводные и подводные суда, вести постановку мин, проводить разведывательные и диверсионные рейды, участвовать в специальных операциях… Словом, делать все, чтобы оправдать характеристику «многоцелевая подлодка проекта 971 «Щука-Б»».

Новаторские решения и идеи

Как мы и говорили, первоначальную конструкцию подводных лодок этого типа пришлось заметно подкорректировать. Единственным слабым звеном наших субмарин в сравнении с их американскими аналогами стало отсутствие цифрового комплекса фильтрации помех. Но по общим боевым характеристикам новые «Щуки» их все равно сильно превосходили. Например, на их вооружении стояли новейшие противокорабельные ракеты «Гранат», позволявшие в случае необходимости сильно проредить любую надводную корабельную группировку противника.

Но уже после «доработки напильником» в 1980 году «Щуки» все же получили цифровой комплекс обработки помех «Скат-3», а также новейшие системы наведения, которые допускали использование самых совершенных крылатых ракет. Впервые была достигнута средств управления боем и самим вооружением, была массово внедрена в конструкцию особая всплывающая капсула для спасения всего экипажа, которая была успешно апробирована еще на «Барракудах».

Конструктивные особенности

Как и все основные субмарины СССР такого класса, подлодки проекта 971 использовали ставшую классической двухкорпусную схему. Впервые в истории «подводного» судостроения был широко использован опыт блочного сочленения фрагментов субмарины, что позволило выполнить большую часть работ в комфортных условиях цеха. Широко использовались также зональные блоки оборудования, которые после завершения монтажа просто соединялись с централизованными шинами передачи данных.

Как удалось снизить уровень шума?

Помимо особых винтов, о которых мы уже неоднократно упоминали, используются особые системы амортизации. Во-первых, все механизмы установлены на специальных «фундаментах». Во-вторых, каждый зональный блок имеет еще одну систему амортизации. Такая схема позволила не только значительно снизить объемы генерируемых подлодкой шумов, но и дополнительно защитить экипаж и технику подлодки от действия ударных волн, образующихся при взрывах глубинных бомб. Так что наш флот, подводные лодки для которого практически всегда являлись основной ударной силой, получил весомый «аргумент» для сдерживания потенциального противника.

Как и все современные субмарины, «Щуки» имеют развитое килевое оперение с выдающимся булем, в котором размещается буксируемая антенна радиолокационного комплекса. Особенность оперения этих лодок в том, что оно сделано как бы единым целым с силовыми элементами основного корпуса. Все это сделано ради того, чтобы максимально минимизировать количество завихрений. Последние могут вывести на след судна гидроакустиков противника. Эти меры дали свои законные плоды: «Щуки» считаются самыми малозаметными подводными судами на сегодняшний день.

Размеры субмарины и экипаж

Надводное водоизмещение корабля составляет 8140 тонн, подводное - 10 500 тонн. Максимальная длина корпуса составляет 110,3 м, ширина не превышает 13,6 м. Среднестатистическая осадка в надводном положении приближается к десяти метрам.

За счет того что в конструкции лодки массово применены различные решения по комплексной автоматизации управления ей, экипаж удалось сократить до 73 человек в сравнении с американскими 143 членами экипажа (на «Лос-Анжелесе»). Если сравнивать новые «Щуки» с предыдущими разновидностями этого семейства, то были значительно улучшены условия жизни и работы экипажа. За счет сокращения численности последнего также появилась возможность расположить людей в двух наиболее защищенных отсеках (жилых).

Силовая установка

Сердцем корабля является реактор мощностью 190 мВт. Имеет в составе четыре парогенератора и одну турбину, средства управления и механизации которой многократно дублированы. Мощность, выдаваемая на вал, составляет 50 000 л. с. Винт - семилопастной, с особым сечением лопастей и уменьшенной скоростью вращения. Максимальная скорость корабля под водой, если переводить в понятные «сухопутным» значения, превышает 60 км/ч! Проще говоря, лодка может двигаться в плотной среде быстрее многих спортивных яхт, не говоря уже о тяжелых боевых кораблях. Все дело в том, что корпуса лодок разрабатывались целым «батальоном» академиков, имеющих многочисленные работы в сфере гидродинамики.

Средства обнаружения кораблей противника

Настоящей изюминкой новой «Щуки» являлся комплекс МГК-540 «Скат-3». Он умеет не только отсеивать помехи, но и самостоятельно засекать пеленг шумов от винтов любого корабля. Кроме того, «Скат» может быть использован в качестве обычного гидролокатора при прохождении незнакомых фарватеров. Дальность обнаружения подлодок противника выросла в три раза по сравнению с субмаринами предшествующих поколений. Помимо этого, «Скат» значительно быстрее определяет характеристики преследуемых целей и выдает прогноз по времени боевого соприкосновения.

Уникальной особенностью любой подлодки проекта 971 является установка, позволяющая обнаружить любой надводный корабль по оставляемому им кильватерному следу. Аппаратура вычисляет расходящиеся от него волны даже спустя несколько часов после прохождения судна в этом квадрате, что дает возможность скрытного слежения за корабельными группировками противника на безопасном от них удалении.

Характеристики вооружения

Основной ударной силой являются четыре ракетно-торпедных аппарата калибра 533 мм. Но куда более внушительно выглядят еще четыре установки калибра 650 мм ТА. Всего на борту субмарины может находиться до 40 ракет и/или торпед. «Щука» может вести огонь ракетами «Гранат», а также «Шквалами», одинаково эффективными в подводном и надводном положениях. Разумеется, есть возможность стрелять обычными торпедами и выпускать из торпедных аппаратов автоматические мины, которые самостоятельно ставятся в боевое положение.

Кроме того, с помощью этой субмарины можно выставлять и обычные минные заграждения. Так что ассортимент средств поражения очень широк. При запуске крылатых ракет их наведение и сопровождение происходят в полностью автоматическом режиме, не отвлекая внимание экипажа от выполнения других боевых задач. Увы, но в 1989 году, после заключения крайне невыгодных для нашей страны соглашений с американцами, подводные лодки проекта 971 выходят на боевое дежурство без «Гранатов» и «Вихрей», так как эти средства поражения могут нести ядерный заряд.

Значимость «Щук» для отечественного кораблестроения

Как мы и говорили, эти субмарины стали первым самостоятельным проектом верфей Дальнего Востока, которые впервые получили государственный заказ такой сложности и важности. Лодка К-284, ставшая флагманом серии, была заложена в 1980 году и уже через четыре года поступила на вооружение флота. Во время постройки в конструкцию оперативно вносились мелкие исправления, которые были штатно использованы при создании всех последующих субмарин.

Уже в процессе первых испытаний моряки и члены Министерства обороны были в восторге от того, насколько малошумной оказалась подводная лодка. Эти показатели были настолько хороши, что позволили с полной уверенностью говорить о выходе советского кораблестроения на принципиально новый уровень. С этим оказались вполне согласны западные военные советники, которые признали «Щуки» оружием нового класса и присвоили им шифр Akula.

Благодаря своим особенностям подводные лодки проекта 971 могут преодолевать глубокоэшелонированную противолодочную оборону, оборудованную стандартными средствами акустического обнаружения. Учитывая мощное вооружение, субмарина вполне может постоять за себя даже в случае своего обнаружения.

Даже в зоне господства противника тихие и незаметные АПЛ проекта 971 могут наносить врагу чувствительные потери, вплоть до обстрела прибрежных целей средствами ядерного уничтожения. «Щукам» вполне по плечу надводные и подводные корабли, а также уничтожение стратегически важных командных центров, пусть даже расположенных на значительном удалении от прибрежной зоны.

Значение проекта «Щука-Б» для нашей страны

Появление АПЛ проекта 971 спутало американцам все карты. До этого они вполне справедливо считали свои наступательные надводные силы сильнейшими в мире, а Советский флот, который имел значительно меньше надводных кораблей, их экспертами оценивался довольно низко. «Щуки» же вышли на совершенно новый уровень игры. Они могут спокойно работать даже в глубоком тылу противника, заходя за линии противолодочной обороны. В случае полномасштабной войны от ядерного удара из-под воды не застрахован ни один командный центр, а уж о полномасштабной перерезке морских путей сообщения и говорить не стоит.

Любая наступательная операция потенциального противника в таких условиях превращается в аналог танца на а уж о внезапности нападения можно забыть. Руководство США «Щуки» (особенно модернизированные) сильно беспокоят. Уже в 2000 годах они неоднократно предпринимали попытки пробить законодательно договор о сильном ограничении их использования, но интересы РФ к подобным «взаимовыгодным» соглашениям не располагают.

Модификации и дальнейшее развитие проекта

Впоследствии «Щука» (проект 971) неоднократно улучшалась, особенно в части гидролокационной малозаметности. Особенно отличаются от прочих суда «Вепрь» и «Дракон», построенные по индивидуальному проекту 971У. Их сразу заметно по измененным обводам корпуса. Последний был удлинен сразу на четыре метра, что позволило штатно разместить дополнительное оборудование для пеленгации и применять новые конструктивные решения, направленные на снижение уровня шумности. Более чем на полторы тонны возросло водоизмещение в надводном и подводном положениях.

Значительно изменилась и силовая установка, которую питает реактор модели ОК-650Б3. Изменения были настолько очевидны, что новая атомная многоцелевая подводная лодка в зарубежных СМИ сразу была окрещена Improved Akula. По тому же проекту должны были построить еще четыре субмарины, но в итоге на верфях были заложены и созданы только две из них. Первая из них, К-335 «Гепард», вообще была построена по спецпроекту 971М, который предусматривал использование в конструкции новейших достижений радиоэлектронной промышленности.

Эта лодка вообще стала для западных военных моряков известна как Akula II, так как ее отличия от базового проекта были разительны. Вторая достроенная субмарина, она же К-152 «Нерпа», также создавалась по особому проекту 971И, изначально предназначаясь для передачи в аренду ВМС Индии. В основном «Нерпа» отличается от своих «собратьев» максимально упрощенной радиоэлектронной начинкой, в которой нет секретных комплектующих.

Преемственность поколений

Изначально все лодки этой серии имели только индекс, не обозначаясь именами собственными. Но в 1990 году К-317 получила имя «Пантера». Оно было дано в честь субмарины еще Российской Империи, которая первой открыла боевой счет. В дальнейшем «именинницей» стала АПЛ «Тигр» проекта 971. Вскоре все подводные лодки этого семейства также получили имена собственные, перекликающиеся с обозначениями кораблей, бывших в составе Императорского и Советского ВМФ. Единственное исключение, которое имеет проект 971, «Кузбасс». Ранее это судно именовалось «Морж». Сперва его назвали в честь одной из первых подлодок Империи, но впоследствии почтили память советских моряков.

Но наиболее значимыми стали АПЛ, выпущенные на Севмаше. Вся их серия получила кодовое наименование «Барс». За это все субмарины проекта получили на западе прозвище «кошки».

«Полубоевая» работа

Во время агрессии НАТО по отношению к Сербии в 1996 году К-461 «Волк» несла боевое дежурство в Средиземном море. Американские гидроакустики сумели засечь ее месторасположение во время прохождения Гибралтарского пролива, но наши подводники сумели от них уйти. Повторно обнаружить «Волка» удалось только непосредственно у берегов Югославии. В этом боевом походе АПЛ прикрывала отечественный авианосец «Адмирал Кузнецов» от потенциальных агрессивных действий «западных партнеров». В это же время «Волк» проводил скрытное слежение за шестью АПЛ НАТО, в числе которых была одна лодка «конкурирующего» типа «Лос-Анджелес».

В том же году еще одна «Щука-Б», находившаяся под командованием А. В. Буриличева, несла боевое дежурство в водах Атлантики. Там экипаж обнаружил ПЛАРБ ВМС США, а затем скрытно сопровождала корабль на всем протяжении его боевого дежурства. Если бы дело было в условиях войны, американский ракетоносец пошел бы ко дну. Командование все это отлично понимало, а потому Буриличев сразу после «командировки» получил звание Героя Российской Федерации. Это еще одно свидетельство высоких боевых качеств и скрытности любой лодки проекта 971.

О случаях аппендицита в море…

В конце февраля все того же 1996 года и вовсе произошел анекдотический случай. Тогда как раз проводились масштабные учения флота НАТО. Ордер противолодочных кораблей только-только успел выйти на связь с командованием и доложить об отсутствии субмарин потенциального противника по курсу следования конвоя… Через несколько минут с английскими кораблями связался командир российской подводной лодки. А вскоре перед ошалевшими британскими моряками всплыла и сама «виновница торжества».

Экипаж сообщил, что один из моряков находится в тяжелом состоянии из-за лопнувшего аппендицита. В условиях подлодки успех операции не гарантировался, а потому капитан принял беспрецедентное решение о связи с зарубежными коллегами. Больного быстро погрузили на английский вертолет и отправили в госпиталь. Что чувствовали в этот момент британские моряки, только что отчитавшиеся об отсутствии вражеских подлодок, сложно представить. Что еще интереснее, они не смогли тогда засечь лодку проекта 971 старой серии! С тех пор проект 971 «Акула» пользуется глубоким уважением у

Современное положение дел

В настоящее время все субмарины этой серии находятся в строю, служат в составе Тихоокеанского и Упомянутая выше «Нерпа» находится на службе в и, по условиям контракта, пробудет там до 2018 года. Возможно, что после этого индусы предпочтут продлить контракт, так как ими высоко оцениваются боевые качества российской субмарины.

К слову говоря, в индийском флоте «Нерпу» назвали Chakra. Интересно, что ранее точно такое же имя носила лодка 670 «Скат», которая также на условиях лизинга прослужила Индии в промежутке от 1988 до 1992 года. Все служившие там матросы стали настоящими профессионалами своего дела, а некоторые офицеры с первой «Чакры» уже успели дослужиться до адмиралов. Как бы там ни было, но российские «Щуки» сегодня активно используются в нелегком деле несения боевого дежурства и служат одним из гарантов государственного суверенитета нашей страны.

Сегодня, когда флот начинает постепенно восстанавливаться после 90-х годов, уже идут разговоры о том, что атомные подводные лодки пятого поколения должны базироваться именно на разработках проекта 971, так как суда этой серии успели неоднократно доказать свою перспективность. Сами же «Щуки» соответствуют по своим параметрам субмаринам четвертого поколения. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что они неоднократно обманывали гидроакустическую систему обнаружения SOSUS, которая в свое время создавала немало проблем советским морякам.

Тридцать лет назад, 30 декабря 1984 года, в строй Тихоокеанского флота ВМФ СССР вступила многоцелевая атомная подводная лодка К-284 проекта 971 "Щука-Б". Это была первая стальная многоцелевая атомная субмарина третьего поколения. В НАТО этот проект и его модификации назвали "Акула".

"Ревущие коровы"

Сам факт присвоения советской подлодке имени грозного океанского хищника говорит о многом. До того наши лодки в классификации НАТО именовались малозвучно, если не сказать уничижительно: "Танго", "Фокстрот", "Новембер"… А между собой американцы называли их не иначе как "ревущие коровы", утверждая, что слышат их под водой за сотни миль. Акула, как известно, не ревет, она атакует тихо и стремительно. И действительно, "Щуки-Б" оказались тише заокеанских "Лос-Анджелесов".

Стальной двойник

Надо отметить, что проект 971 был реализован практически по тому же техническому заданию, что и выданный ранее горьковскому судостроительному предприятию "Красное Сормово" на создание титановой лодки проекта 945 "Барракуда".

Головная "Барракуда" К-276 вступила в строй ВМФ чуть раньше - 21 сентября 1984 года. В НАТО ее классифицировали как "Сьера". "Барракуды" сразу стали и остались до сих пор самыми грозными ударными многоцелевыми атомными субмаринами, превосходящими американский аналог - "Лос Анджелес" практически во всем. Увы, титановые проекты были закрыты еще в конце 1980-х, а сейчас про них и не вспоминают. Хотя в конструкторском бюро "Лазурит" были готовы проекты титановых лодок четвертого поколения, а в середине 1990-х прорабатывался поистине революционный проект многоцелевой субмарины пятого поколения.

Мотивация для создания стального двойника "Барракуд" была простой: титан дорог, сложен в технологической обработке, к тому же подвержен коррозии при соприкосновении со стальными конструкциями. То, что уже были накоплены огромные запасы титанового проката, который по советским ценам был не на много дороже качественной судостроительной стали, а технологию работы с этим металлом на "Красном Сормово" довели до совершенства - во внимание не приняли. Кстати, за десятилетия эксплуатации на лодках проекта 945 особо опасной коррозии так и не наблюдали, корпуса сохранили свою высокую прочность до сих пор.

Тем не менее Ленинградское СКБ-143 "Малахит" получило задание построить стальные лодки по тому же техзаданию, что и для проекта 945. Проект 971 клоном "Барракуды" не стал, в том числе потому, что между КБ, специализирующимися на проектировании подводных лодок - "Лазуритом", "Малахитом" и "Рубином", существовала сильная конкуренция. Каждое предприятие шло своим путем. Стальная "Щука-Б" мало в чем уступила титановой "Барракуде".

Давно не секрет, что проектирование лодки начал главный конструктор Георгий Чернышев, а после его смерти дело продолжил Юрий Фарафонтов.

Надо пояснить, что существовал проект 671РТМ "Щука", также спроектированный в "Малахите". Внешне лодки двух проектов были похожи, но по внутреннему содержанию и боевым возможностям они принадлежали к разным поколениям.

Что отличало проект 971 "Щука-Б"?

Лодки имели классическую для советской школы подводного судостроения двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус изготавливался из высококачественной легированной стали, которая позволяла субмарине опускаться на глубину 600 метров. Для снижения шумности все механизмы лодки размещались на амортизированных фундаментах, кроме того каждый блок изолировался от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами.

Общая амортизация не только уменьшала акустическую шумность, но и значительно снижала разрушающее воздействие подводных взрывов на оборудование и травмирующее на экипаж. Лодка имела обтекаемый буль, через который выпускалась буксируемая гидроакустическая антенна. Бросалось в глаза плавное соединение хвостового оперения с корпусом. Зализанность также уменьшала гидродинамические шумы и придавала лодке поистине акулий вид.

Тепловая мощность ядерного реактора равнялась 190 МВт и позволяла развивать на валу мощность в 50 000 л. с.

Вооружение проектов "Щука-Б" было очень мощным. В него входили: торпедо-ракеты, торпеды, крылатые ракеты и ПЗРК. Стрельбу можно было вести из четырех торпедных аппаратов калибра 650-мм и четырех калибра 533-мм. Боезапас состоял из двенадцати единиц калибра 650-мм и двадцати восьми калибра 533-мм - всего сорок ракет и торпед, лодка могла нести на борту и мины. Для сравнения, просто "Щуки" имели 24 единицы боезапаса. Первоначально на "Щуках-Б" имелись торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Но в 1990-х годах США настояли, чтобы ядерный боезапас со всех российских не стратегических АПЛ был удален.

Новации, внедренные в проект 971, позволили увеличить дальность обнаружения целей в 3 раза, существенно сократить время определения и обработки параметров захваченной цели, выдачи всех необходимых команд на ее уничтожение, снизить уровень собственных шумов в 4 раза по сравнению с предшественницей - "Щукой".

Благодаря высокой степени автоматизации численность экипажа уменьшилась почти вдвое - со 130 до 73 человек. Для сравнения, у "Лос-Анджелеса" 121 член экипажа.

В поздних модернизациях "Щуки-Б" оснастили уникальными системами слежения, позволявшими обнаруживать кильватерный след авианосной группы противника на третьи сутки после прохождения в данной точке мирового океана. Также определялось направление движения, и лодка, в случае необходимости, могла спокойно догнать авианосный ордер.

Нереализованные планы

Всего планировалось построить 25 субмарин проекта 971. Тринадцать в Комсомольске-на-Амуре на заводе № 199 имени Ленинского комсомола. Двенадцать на Севмашпредприятии в Северодвинске. За десять лет с 1983 по 1993 год было заложено двадцать подводных лодок, из которых удалось достроить только четырнадцать - по семь на каждом заводе. Если строительство первых лодок длилось два-три года, то в 1990-х оно застопорилось.

Первую лодку проекта 971 К-284 заложили в 1980 году, на воду спустили в 1982. К-295 заложили в 1985 году, а спустили на воду в 1994 году, в состав ВМФ ввели в 1996.

"Кошки"

Первоначально лодки имели лишь тактические номера, но в конце 1990 года по решению главкома ВМФ СССР адмирала В. Н. Чернавина лодка К-317, построенная в Северодвинске и находившаяся в составе СФ, получила имя "Пантера" в честь подводной лодки, открывшей в 1919 году боевой счет советских подводников. В дальнейшем все лодки получили такие же имена собственные, какие носили дореволюционные российские подлодки типа "Барс". Подводники говорили, что в ВМФ СССР появилась подводная "кошачья стая", по аналогии с немецкой подводной "волчьей стаей" времен Второй мировой войны.
Впрочем, наряду со звучными и грозными "Барсами", "Тиграми", "Леопардами", "Пантерами" проектам 971 давались и водоплавающие имена: "Дельфин", "Кашалот", "Кит", "Нарвал", "Морж". Есть "Волк", "Вепрь". Был даже "Дракон", который позднее переименовали в "Самару".

Первая же "Щука-Б", начавшая боевую службу тридцать лет назад, была названа, можно сказать, по-натовски: "Акулой". Биография субмарины, открывшая эру стальных многоцелевых АПЛ третьего поколения сложилась весьма ординарно. 15 января 1985 года ее ввели в состав 45-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок ТОФ. 13 апреля 1992 года лодка К-284 получила имя собственное - "Акула". В 2002 году выведена из состава ВМФ, в 2004 исключена из боевого состава флота. В настоящий момент ржавеет на отстое в бухте Павловского.

Подлодки в деле

АПЛ проекта 971 и даже 671РТМ отметились в мировых военно-морских сводках, доставив противолодочным специалистам из НАТО массу проблем. Ведь там считали, что давно держат весь подводный флот России под постоянным прицелом. О некоторых в общем-то известных фактах стоит напомнить.

В 1996 году подводная лодка проекта "Щука-Б" вошла в Средиземное море. Англичане засекли ее при прохождении Гибралтара и сразу сели на хвост. Но очень скоро лодка исчезла в не столь уж и обширных пучинах средиземноморья. Вновь ее обнаружили только у берегов Югославии. "Щука-Б" осуществляла защиту тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" от подводных лодок. За время той боевой службы было выполнено слежение за несколькими субмаринами НАТО, в том числе за американской атакующей субмариной типа "Лос-Анджелес"

Летом того же года подводная лодка К-461 "Волк" под командованием капитана 1-го ранга Алексея Буриличева, находясь на боевой службе в дальних районах Атлантики, обнаружила стратегическую атомную подводную лодку ВМС США и, оставаясь незамеченной, скрытно наблюдала за ее выходом в район боевого патрулирования. Буриличев на деле показал высочайший профессионализм как личный, так и всего экипажа, подтвердил все характеристики проекта "Щуки-Б". Вполне заслуженно ему было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Американские специалисты провели тщательный анализ и пришли к выводу, что их корабли противолодочной обороны просто не в состоянии обнаруживать "Щуку-Б". "Кошачья серия" оказалась даже способна незамеченной преодолевать систему обнаружения подводных лодок SOSUS, создавшую в свое время много проблем советским подводникам. Для НАТО это стало своеобразным шоком.

Анекдотичный случай произошел 29 февраля 1996 года. Корабли НАТО отрабатывали задачи обнаружения и уничтожения лодок вероятного противника, наверное, - российских. Условные лодки были своевременно запеленгованы и уничтожены. Когда командованию отрапортовали об успехе, в середине ордера кораблей НАТО всплыла российская подводная лодка, которая наблюдала за всем ходом учений и о существовании которой никто не догадывался. Всплытие было обусловлено тем, что одному из моряков сделали прямо на борту операцию по удалению аппендицита, но развились осложнения, требовалась более квалифицированная помощь. Больного матроса эвакуировали на берег, жизнь его была спасена.

Британские моряки опознали всплывшую субмарину как проект 971 "Щука-Б". Однако они ошиблись: натовцы не смогли визуально идентифицировать и акустически запеленговать лодку второго поколения - проекта 671РТМК "Щука".

Случайно или нет, но после 1996 года активность дальних походов российских многоцелевых АПЛ была резко свернута.

Еще один скандал случился совсем недавно. В июне-июле 2012 года субмарина проекта "Щука-Б" несколько недель находилась незамеченной в Мексиканском заливе, в непосредственной близости от берегов США. Проявила она себя умышленно, когда уходила к родным берегам. В Пентагоне разразился скандал.

По состоянию на 2013 год в строю остаются всего шесть субмарин проекта 971. Четыре на Северном флоте, две - на Тихоокеанском. Остальные - на ремонте, консервации или в отстое.

На смену многоцелевым лодкам третьего поколения должны были прийти новые субмарины четвертого поколения типа "Ясень". Однако в силу финансовых и технических проблем ввод их в строй застопорился. А сейчас продолжение строительства под большим вопросом. В нынешних условиях такие большие и дорогостоящие крейсера, каким является "Ясень", России вроде бы и не нужны. Что делать дальше? Стальные субмарины проекта 971, как и титановые проекта 945, наверное, можно было модернизировать и доводить до уровня нового поколения, как это делается в авиации. А их просто списали…

Кстати, недостроенные на Севмаше корпуса лодок проекта 971 К-337 "Кугуар" и К-333 "Рысь" были использованы при строительстве стратегического ракетоносца "Юрий Долгорукий" проекта 955 "Борей". Это, кстати, видно, так как бросается в глаза какая-то кургузая архитектура "Юрия Долгорукого".

Последняя из проекта 971 лодка - К-152 "Нерпа" была с большим трудом и с человеческими жертвами достроена и 23 января 2012 года официально сдана в лизинг ВМС Индии сроком на 10 лет под именем "Чакра".

Многоцелевые "Щуки" и "Щуки-Б" хоть и уходят в историю, но в жизни отечественного судостроения и подводного флота оставили яркий след. Мы еще в 1980-е годы догнали и даже перегнали американцев по бесшумности и боевой мощи своих многоцелевых ядерных субмарин.