Бизнес план: как открыть компьютерный клуб. Где и как лучше открыть компьютерный клуб

В настоящее время открытие компьютерного клуба является выгодным бизнесом, несмотря на то, что практически у каждого человека есть свой ПК. На это есть целый ряд причин. Во-первых, любители компьютерных игр предпочитают собираются в одном месте для того, чтобы поиграть в сетевые игры. Во-вторых, люди заходят в интернет-кафе для того, чтобы собрать информацию в Интернете, а также пообщаться в социальных сетях если по какой-то причине это невозможно сделать дома. Таким образом, открытие компьютерного клуба является перспективным бизнесом, срок окупаемости которого равен 15 мес.

Для открытия клуба потребуется персонал в количестве из 7 человек. Также потребуется помещение. Желательно арендовать помещения вблизи школ, университетов, улиц с высокой проходимостью или в центре города. Минимальная площадь составляет 200 м2.

Средняя ежемесячная проходимость составляет 900 чел. Режим работы клуба - круглосуточно. Данный бизнес не обладает выраженной сезонностью. Спад посещения приходится на летние месяцы. Стоимость 1 часа аренды одного компьютера составляет 80 руб. Учитывая высокий спрос на данную услугу и отсутствие большой конкуренции, проект имеет положительные финансовые показатели:

Сумма первоначальных инвестиций 1 961 100 руб.

Средняя ежемесячная прибыль 132 000 руб.

Срок окупаемости 15 месяцев

Точка безубыточности 1 месяц

Рентабельность продаж 31%

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

В настоящее время все большее количество молодых людей играют в сетевые игры. Многие из них предпочитают собираться командами в одном месте. Несмотря на это в городах наблюдается дефицит компьютерных клубов. При этом спрос на компьютерные игры и клубы постоянно увеличивается.

Открывать компьютерный клуб необходимо в городе с населением от 50 тысяч человек. Вместимость клуба составляет 30 человек.

Основной услугой является предоставление компьютеров и игровых приставок в почасовую аренду.

Для открытия бизнеса потребуется техника, а также удобная и компактная мебель.

Из техники в клуб потребуется:

  • Компьютеры
  • Мониторы
  • Клавиатуры
  • Компьютерные мыши
  • Наушники
  • Принтер
  • Игровая приставка

Обязательно приобретайте новое оборудование, так как это поможет избежать внезапных поломок и дополнительных затрат.

Для организации бара потребуется:

  • Электрический чайник
  • Микроволновая печь
  • Телевизор
  • Кассовый аппарат
  • Барные приборы (тарелки, столовые приборы и т.д.)
  • Мебель

При закупке мебели уделяйте особое внимание удобство и комфорту. Для снижения затрат мебель можно заказать в Китае или найти поставщиков китайской мебели в нашей стране.

Помимо закупки техники и товара необходимо приобрести лицензионное программное обеспечение для компьютеров.

3. Описание рынка сбыта

При открытии компьютерного класса необходимо учитывать расположение арендуемого помещения. При выгодном расположении ваш клуб сможет быстро выйти на полную заполняемость и приносить постоянную прибыль.

Основной целевой аудиторией являются:

  • Молодые люди (школьники, студенты)
  • Люди в возрасте от 21 до 30 лет

В настоящее время конкуренция на данном рынке небольшая, так как большинство клубов закрылись ранее из-за кризиса и отсутствия качественного сервиса для клиентов.

Ценовой сегмент услуги - средний.

Для увеличения прибыли можно дополнительно открыть бар, предоставлять услуги по распечатке, оцифровке, ксероксу, ремонту компьютеров и другие.

В качестве дополнительных услуг можно предоставлять в аренду отдельную комнату на всю компанию.

Проводите опрос постоянных клиентов, выслушивайте их пожелания, разработайте систему лояльности.

Выполняя данные условия, клуб сможет заработать постоянную аудиторию, хорошую репутацию, а также увеличить посещаемость других категорий людей.

При падении продаж в летний период проводите акции, предоставляйте скидки, добавляйте мероприятия - соревнования по сетевым играм.

4. Продажи и маркетинг

5. План производства

6. Организационная структура

Для открытия компьютерного клуба необходимо:

  • Управляющий
  • Администратор клуба (4 человека)
  • ИТ-специалист (2 человека)

При открытии в качестве управляющего может быть, как собственник бизнеса, так и наемный сотрудник. Также он может выполнять роль интернет-маркетолога и заниматься продвижением клуба.

Интернет-маркетологов нужно использовать на аутсорсинге. Исполнителем может выступать как фрилансер, так и компании, занимающаяся продвижением.

ИТ специалистов необходимо нанять в штат, так как в их обязанности будет входить ремонт оборудования, контроль за функционированием системы, а также услуги по ксероксу, распечатке и тд.

Администратор клуба ответственен за прием оплаты, ведения журнала посещений, а также продажу товаров из бара. Каждый администратор работает по графику 2 через 2 по 12 часов смена.

Бухгалтерию можно использовать на аутсорсинге в вашем банке.

По мере роста посещаемости можно нанять отдельно бармена для быстрого обслуживания.

Фонд оплаты труда, руб.

Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.

7. Финансовый план

План продаж на 24 месяца, прогноз эффективности инвестиций и расчет экоомических показателей бинеса представлен в финансовой модели.

Компьютерная грамотность наших людей растет намного быстрее, чем появляются компьютеры дома, к тому же сегодня большую популярность получили многопользовательские онлайн-игры. Все это приводит огромное количество посетителей в компьютерные клубы. Вопрос: как открыть компьютерный клуб актуален, несмотря на то, что в наши дни у многих людей есть компьютеры дома. У таких заведений может быть формат мини компьютерного клуба либо электронного кафе. В первом случае арендуется небольшое помещение, в которое устанавливают до 20 ПК с нелицензионным ПО. Содержание такого клуба обходится в 400 долларов в месяц. Зато выручка с одного компьютерного места – от 200 долларов. Электронные кафе имеют высокоскоростной интернет, оснащаются отдельными комнатами и кондиционерами. Часто в них дополнительно есть кафе. Затраты на содержание такого помещения – как минимум 2 тысячи долларов, но с одного рабочего места можно получить 1,5 тысячи долларов.

Месторасположение

Самое удачное место – спальный район с большой проходимостью. Хорошо, если в округе имеется несколько школ. Самым удачным местом будет размещение на перекрестке, возле рынка или крупного магазина. Так как публика в таких заведениях шумная, с жилыми домами лучше дела не иметь.

Оснащение

Сколько стоит открыть компьютерный клуб? Ответ на вопрос во многом зависит от оснащения. При этом не вздумайте экономить, так как многие посетители приходят сюда поиграть, а значит должна стоять мощная видеокарта, процессор и быть хороший экран. В среднем, для оборудования одного рабочего места потребуется 700 долларов, а значит для 15 машин следует выложить 11 тысяч долларов. В эту сумму включена стоимость мебели: столы, стулья и рабочее место администратора.

Легализация

Для открытия заведения потребуется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, приобрести кассовый аппарат и стать на учет в налоговую. Отдельного разговора требует вопрос программного обеспечения. Сразу на покупку лицензионной версии может потребоваться месячная выручка, однако, чтобы не нажить проблем с законом, вопрос о покупке лицензионных программ следует решить как можно быстрее.

Персонал

В небольшом клубе работают посменно 2-3 администратора, а также технические специалисты, осуществляющие настройку и поддержку компьютерной техники. Такие специалистов можно найти среди студентов.

Реклама

Открыть компьютерный клуб – половина успеха. Нужно ещё обеспечить и постоянный приток клиентов. Для этого можно расклеить листовки с адресом нового клуба и его расценками в близлежащих учебных заведениях. При составлении рекламного предложения следует учесть, что основной целевой аудиторией являются подростки. Рекламу можно дать и в интернете, а также разработать систему скидок для постоянных клиентов.

Итоги

Чистая выручка может доходить до 1 тысячи долларов в месяц, а рентабельность бизнеса составляет 33%. При этом следует учесть, что открывать компьютерный клуб следует там, где нет конкурентов.

Совсем неновой идеей, но все еще прибыльной считается компьютерный клуб. Как открыть подобное заведение и стоит ли это делать? Рентабельность проекта достаточно высокая, и если составить бизнес-план, то можно шаг за шагом добиться весьма существенных доходов.

Конечно, такая деятельность связана с трудностями – большие капиталовложения, бумажная волокита, бесконечные предписания и требования от всевозможных контролирующих органов и учреждений, высокий уровень конкуренции. Но при грамотном подходе можно выйти на быструю окупаемость и наслаждаться работой слаженного механизма.

Особенности бизнеса

Казалось бы, сегодня почти у каждого есть компьютер, ноутбук или планшет с подключением к интернету. Кто же будет ходить в такой клуб, да еще и платить за это деньги? Оказывается, посещаемость подобных заведений хоть и слегка упала за последние 10-15 лет, но все еще остается на достаточно высоком уровне, чтобы дать предпринимателю возможность заработать.

Основной целевой аудиторией подобных клубов считаются подростки и молодежь до 20 лет. Они любят собираться вместе или проводить вечер в одиночестве, но при этом играть в современные популярные игры на мощном оборудовании. Далеко не у каждого есть возможность приобрести серьезный аппарат для домашнего использования, ведь они достаточно дорого стоят.

Также компьютерные клубы пользуются спросом у людей, которым срочно нужно что-либо найти в интернете, распечатать, отправить письмо или связаться по Скайпу. Нередко пользователями становятся и студенты, ищущие готовые рефераты, курсовые или доступную информацию в сети. Но организовывать такое заведение имеет смысл лишь в городах с численностью населения свыше 800 тысяч человек и невысоким уровнем конкуренции.

У данного проекта есть свои плюсы и минусы, о которых расскажем более подробно в каждом из пунктов бизнес-плана. Если вас интересует, с чего начать реализацию идеи, то обратите внимание на следующие организационные этапы:

  1. Проанализируйте рынок, основной спрос на подобные услуги, определитесь с целевой аудиторией, ее платежеспособностью. Уточните, какие есть конкуренты в конкретном регионе и чем они привлекают посетителей.
  2. Тщательно подыщите удачное место для расположения клуба. Ведь от этого в большей мере будет зависеть его посещаемость.
  3. Оформите все документы и получите на руки разрешения в различных инстанциях.
  4. Составьте договор аренды, сделайте ремонт.
  5. Закупите требуемое оборудование. Помните, что для обеспечения хорошей работы клуба оптимальное число машин – 15 штук. Также позаботьтесь о других мелочах.
  6. Проведите высокоскоростной интернет и установите сеть, охватывающую все компьютеры.
  7. Наймите администраторов и других работников.
  8. Займитесь рекламной кампанией и маркетинговой стратегией, от которой в полной мере будет зависеть скорость наполнения клуба посетителями, а значит, и окупаемость проекта в целом.
  9. Приблизительно через 2 месяца проанализируйте доходы, посещаемость, спрос, ценообразование и другие аспекты работы и при необходимости откорректируйте детали.

Оформление деятельности

Чтобы открыть свой компьютерный клуб с нуля придется собрать немало документов. Для начала обратитесь в налоговую службу и встаньте на учет как индивидуальный предприниматель. Правда, если в бизнес деньги вкладывают двое или больше партнеров, тогда для создания фирмы лучше выбирать какой-либо вариант юридического лица, например, ООО.

Поскольку такая деятельность не указана в перечне ОКВЭД, нужно правильно отметить код. Для этого лучше посоветоваться со специалистами. Обычно они предлагают остановиться на следующих вариантах:

Обратите внимание на то, что санитарно-эпидемиологический контроль предъявляет особые требования к подобным помещениям. Под каждое рабочее место должно быть отведено не меньше 4 кв. м., а также у оборудования проводят измерения электромагнитного излучения, что обходится очень дорого для предпринимателя. Также есть определенные указания по поводу расположения техники.

Отдельный перечень требований есть и у ГПИ. По большей части это наличие пожарной сигнализации, второго выхода и огнетушителя. Но лучше заранее поинтересоваться всеми нормами, чтобы сразу подготовить клуб согласно стандартам.

Необычным может показаться следующее предписание – чтобы открыть заведение, которое будет посещать молодежь, нужно получить в органах местной власти соответствующее разрешение. Также они регламентируют и нахождение детей в подобных клубах в зависимости от времени суток. Например, здесь не должны присутствовать школьники, пока идут уроки или после 21.00. Нарушение подобных правил грозит серьезными штрафами.

Очень важным фактором успеха в деятельности компьютерного клуба считается его работа в круглосуточном режиме. Правда, для этого также придется получить соответствующее разрешение и особо внимательно следить за клиентурой в ночные часы.

Выбор и подготовка помещения

Как уже говорилось, важно обустроить зал таким образом, чтобы СЭС и ГПИ выдали нужные документы. Но это еще не все. Обратите внимание и на другие факторы:

  1. Сам клуб должен располагаться вблизи учебных учреждений, остановок городского транспорта, на многолюдных улицах. Иногда оправдано его размещение где-либо в спальном районе, но при этом количество жителей в округе должно быть существенным, а конкуренция отсутствовать.
  2. Размеры общей площади не меньше 50 кв. м. или даже больше. Ведь рабочее пространство для клиента должно быть свободным, а компьютеров устанавливают 10-15 штук.
  3. Отдельно отводится место для администратора, санузел. Некоторые предприниматели решают совмещать и реализацию напитков и продуктов питания посетителям, для чего также потребуется отдельный угол или комната.
  4. Проследите за коммуникационными элементами – электричество должно выдерживать работу всех устройств на полной мощности. Также проводят вентиляционную систему, обогрев, канализацию и пр.

Оборудование и ПО

Самой затратной статьей расходов является покупка компьютеров и другой техники. Здесь важно учитывать, что они должны быть самыми мощными и современными, с поддержкой любых игровых возможностей. Оптимальное число рабочих мест – 15.

К каждому из них обязательно нужно установить и устройство бесперебойного питания, которое защитит технику от перепадов напряжения в сети. Помимо этого, на столе администратора должно быть и дополнительное офисное оборудование – сканер, принтер, ксерокс и пр. Ведь часто студентам или другим клиентам нужно что-либо распечатать или переписать на съемный носитель.

Позаботьтесь о приобретении качественного и лицензионного ПО. При наличии «пиратских» версий программ или игр владельца клуба серьезного оштрафуют. Учитывайте, что для подобной деятельности подходит лишь лицензия для коммерческого использования. Она хоть и является более дорогой, но в ином случае работа клуба окажется незаконной с точки зрения производителей ПО. Это касается всех программ, установленных на каждом из компьютеров.

Также придется позаботиться о проведении высокоскоростного интернета. Обратите внимание на различную его скорость, предоставляемую провайдерами, стоимость услуг и доступность в различных районах города. Иногда этот момент является решающим при выборе подходящего места для открытия клуба.

Не забудьте и про мебель для персонала и клиентов. При желании подавать посетителям напитки и легкие перекусы придется закупить несложное дополнительное оборудование – холодильник, витрину, полки для размещения товара.

Чтобы стоимость компьютеров не оказалась слишком высокой можно сэкономить следующим образом. При наличии соответствующих навыков или возможности нанять определенного специалиста, закупите различные комплектующие и соберите технику самостоятельно. Но не стоит приобретать бывшие в употреблении или бюджетные варианты машин, так как они не смогут удовлетворить основной запрос клиентов.

Для предотвращения краж выручки из кассы желательно установить специальную программу, которая разрешает следить за учетом времени, проведенным клиентом за оборудованием. Это поможет автоматически просчитать полученный доход за день и не даст возможности утаить часть прибыли.

Персонал

Внимательно отнеситесь к подбору сотрудников. Специализированные навыки требуются лишь от бухгалтера и системного администратора. Экономнее окажется составлять налоговые отчеты самостоятельно или вывести эту функцию на аутсорсинг. Для ремонта оборудования желательно иметь в штате компьютерного техника. Хотя можно заключить взаимовыгодный договор с какой-либо компанией по обслуживанию.

Также отдельно нанимают человека, который будет следить за порядком в зале, чтобы клиенты не портили оборудование, вели себя прилично, не мешали остальным, вести подсчет используемого времени и его оплаты. Для поддержания чистоты в клубе нужна уборщица. У каждого сотрудника проверяйте наличие санитарных книжек. При круглосуточной работе заведения потребуется найти работников для сменного графика.

Когда вы оформили официальные бумаги и приобрели все, что нужно, чтобы открыть компьютерный клуб, останется дело за малым – привлечь посетителей и сделать их постоянными клиентами. Для этого можно применять самые разные доступные способы и периодически подключать фантазию в поиске новых маркетинговых стратегий.

Сначала обратите внимание на ценообразование. Узнайте, сколько стоит час игры или работы за компьютером у ваших конкурентов. Возможно, уместнее будет создать целую сеть тарифов в зависимости от длительности пребывания человека в клубе. Сегодня также успешно действует абонентская система на посещение. Устанавливайте расценки так, чтобы они занимали средние позиции по региону и особо не выделялись.

Для привлечения постоянных клиентов проводите периодические турниры по самым популярным играм среди молодежи. В качестве призов можно выдавать месячный абонемент или какие-либо ценные товары. Придумывайте всевозможные акции, бонусы.

Чтобы проинформировать население о своем открытии нужно установить заметную вывеску, раздавать листовки на многолюдных улицах, оставлять их в учебных и других заведениях, где часто бывают ваши потенциальные клиенты. Можно расклеить объявления на подъездах близлежащих домов, в лифтах и пр.

Со временем затраты на рекламу станут значительно меньшими, так как большая часть клиентов будет приходить по рекомендациям знакомых или «за компанию». «Сарафанное радио» в таком случае работает лучше всего и требует от вас лишь предоставления качественного сервиса.

Финансовые расчеты

Чтобы оценить общую рентабельность бизнеса и понять, выгодно ли заниматься оформлением столь сложного проекта, нужно перейти к конкретным цифрам. Конечно, они будут серьезно отличаться в зависимости от региона проживания, размеров помещения, выбранного оборудования и прочих параметров.

Значительно меньше придется тратить ежемесячно для поддержания работы клуба.

В зависимости от установленных расценок, количества посетителей, размеров города, наличия конкурентов, предлагаемых дополнительных услуг будут отличаться и доходы каждого предпринимателя. Но в среднем подобные заведения приносят ежемесячную прибыль в размере 600-650 тысяч рублей. После совершения всех отчислений остается достаточно денег, чтобы уже за год выйти на полную окупаемость бизнеса.

Видео: бизнес-план компьютерного клуба.

Популярные лет пятнадцать назад и затем исчезнувшие компьютерные клубы возвращаются: менее чем за год только в Москве открылось три крупных заведения общей площадью более 8 тыс. кв. м

Фото: Арсений Несходимов для РБК

В Южной Корее около 30 тыс. компьютерных клубов, в России вряд ли наберется 300», — рассказывает Ярослав Комков, управляющий партнер киберспортивного агентства Winstrike. Он только что вернулся из Азии под впечатлением: клубы расположены почти в каждом здании — вся Корея играет. Комков собирается открыть сеть компьютерных клубов в США, Европе и Азии, уже привлек инвестиции, но деталей пока не раскрывает.

Новую волну популярности клубам обеспечивает сегодня развитие киберспорта. Не у всех молодых людей есть необходимое для современных игр «железо» и тем более VR-девайсы, поясняет руководитель направления цифрового контента J’son & Partners Consulting Роберт Меликсетян. В 2016-м мировой рынок киберспорта достиг $463 млн, до 2019-го ежегодно он будет добавлять в среднем по 32,3%, следует из исследования компании Newzoo.

Россия — лидер этого движения в европейском регионе как по объему рынка ($35,4 млн), так и по аудитории (2,2 млн человек). Более того, российский сегмент индустрии в ближайшие два года будет расти в среднем на 11% в год в денежном выражении и почти на 40% по числу участников, по данным J’son & Partners Consulting. Отчасти именно поэтому компьютерные клубы в России получили вторую жизнь. Правда, для этого их пришлось перепридумать.

В клуб по записи

«В 2008 году мы внезапно обнаружили, что в клуб больше нет очереди», — вспоминает Денис Богуш, председатель Белорусской федерации киберспорта и владелец старейшего в Белоруссии компьютерного клуба «Тарантул». Рассчитанный на 40 машин, «Тарантул» был открыт в Минске в 2001-м, тогда «это было модно».

Еще в 2006-2007 годах люди записывались в «Тарантул» по телефону и стояли в очередях, с ностальгией рассказывает Богуш. «У нас существовали карты, которые мы выдавали клиентам. Чем дольше он ждал, тем больше была скидка: час ждешь — 10%, два часа — 20%. Мы знали заранее, что в 8:45 утра, после первого урока, последует куча звонков от школьников», — смеется Богуш.

В кризис 2009-го предприниматель не воспользовался тем, что клиенты утратили возможность апгрейдить свои домашние машины, так как не хватило денег на плановое обновление «железа» в клубе — тем самым он не смог привлечь в клуб новую публику. А после того как экономическая ситуация начала выправляться, у людей массово появился высокоскоростной интернет и они начали реже выбираться из дома.


Общая площадь двухэтажного здания Yota Arena составляет 5 тыс. кв. м

Богуш тогда даже хотел закрыть бизнес, но сегодня «Тарантул» не просто окупает себя, но и приносит прибыль в размере около $3 тыс. в месяц. Для сравнения, в пиковые 2002-2003 годы клуб приносил по $1,5 тыс., говорит Богуш. За 2016 год чистая прибыль составила около $30 тыс., в предыдущие годы — на $5-6 тыс. меньше. «Люди наигрались с плохой графикой, теперь им хочется достигать результатов в игре, а без мощного компьютера сделать это невозможно», — объясняет предприниматель новый виток популярности своего детища.

Под первые компьютерные клубы в 1990-е годы их владельцы арендовали любые помещения, ставили в ряд 40 компьютеров и сдавали их по 20 руб. в час, рассказывает Никита Бокарев, руководитель медианаправления холдинга ESforce (ранее — Virtus.pro). Бокарев вспоминает, что количество таких заведений исчислялось сотнями. «Твориться в них могло все что угодно, в помещениях было постоянно накурено и никакой охраны».

С Бокаревым мы общаемся, прогуливаясь по зданию Yota Arena, открывшемуся 19 мая 2017 года. За полтора года до церемонии открытия USM Holding Алишера Усманова и партнеров пообещал инвестировать в Virtus.pro $100 млн. Топ-менеджер киберспортивного холдинга ESforce уверен: «Сегодня компьютерный клуб старого формата не выжил бы». По его мнению, людям нужны новые развлечения — возможность пользоваться VR, поесть в кафе, нужна особая атмосфера, которая создается киберспортивной атрибутикой, и все это в одном месте.

«Мекка киберспорта»

Общая площадь Yota Arena — около 5 тыс. кв. м. Помимо большого пространства для проведения киберспортивных соревнований здесь работают ресторан с копией трона из «Игры престолов» и магазин атрибутики и сувениров для геймеров FragStore. Также в Yota Arena на 216 кв. м открыт компьютерный клуб на 90 мест. Создание комплекса обошлось в $10 млн, сколько из них ушло непосредственно на компьютерный клуб, в компании не раскрывают.

Yota Arena задумана в первую очередь как площадка для встреч геймеров и проведения киберспортивных турниров, но тогда она была бы активна только в период проведения соревнований, поясняет Бокарев. Компьютерный клуб позволяет создать в Москве место для тренировок киберспортсменов. Он показывает несколько отдельных залов. Один из них спрятан за дверью убежища из игры Fallout. Внутри у входа стоят две статуи из World of Warcraft. Несмотря на геймерскую атрибутику, зал не производит впечатления места для молодежного отдыха. Посередине стоит стол с белой скатертью, красивой посудой и подсвечниками, на стене — большая «плазма» для просмотра трансляций, есть и выделенный для обслуживания гостей официант. Все рассчитано на взрослых, состоявшихся людей, потому что «портрет киберспортсмена» изменился: взрослеет и аудитория поклонников, и сами игроки. А на рынок приходят все большие деньги.


Геймеры приходят в клуб даже летом: днем — подростки, а вечером — люди старше 35 лет (Фото: Арсений Несходимов для РБК)

«К нам любят приехать бывшие игроки, которые были чемпионами в начале 2000-х», — объясняет Бокарев. Они уже не так часто играют сами, но продолжают следить за турнирами, добавил он. Бокарев сам профессионально играл в Counter-Strike в 2005‒2011 годах и руководил киберспортивной командой forZe. В 2007-м он был креативным директором компьютерного клуба в Москве, но тот не окупился.

Впрочем, основная масса посетителей клуба Yota Arena — участники молодых киберспортивных команд, которые еще не играли на турнирах: им важно получить быстрый интернет, современные компьютеры и сидеть рядом друг с другом, чтобы общаться. Фанаты турниров и соревнований — ядро клуба. «Они считают Yota Arena своеобразной меккой киберспорта», — гордится топ-менеджер ESforce.

Происходящее сейчас чем-то похоже на то, что было полтора десятка лет назад, считает Бокарев: игроки вновь стихийно объединяются и основывают кланы, им нужно место, где можно собраться и не только поиграть, но и обсудить что-то. В среднем игрок проводит в клубе четыре-пять часов, хотя одна игра, например в Dota, занимает около полутора.


В современный компьютерный клуб придет не только геймер, но и человек, не знакомый с индустрией, уверен топ-менеджер ESforce Никита Бокарев (Фото: Арсений Несходимов для РБК)

В Yota Arena круглосуточно дежурит охрана, всегда чисто, мониторы с максимальной диагональю, удобные геймерские кресла, мышки и клавиатуры, хвалятся в холдинге. Впрочем, любители и старожилы киберспорта — вовсе не единственная аудитория, которую можно заманить в компьютерные клубы нового поколения.

Спасение от шопинга

Андрей Комогоров, экс-сотрудник «Евросети», в октябре 2015 года помогал оператору Tele2 выйти в Москву: его компания Clover Estate нашла помещения для открытия более 250 салонов связи. А уже в начале 2016 года он арендовал почти 1,3 тыс. кв. м в торговом центре (ТЦ) «Авиапарк» и открыл киберспортивный клуб Gamer Stadium. Идея пришла неожиданно. «Я увидел потенциальных клиентов: мужчины и подростки, которые скучают, пока женщины занимаются шопингом. Им уже неинтересно идти в «Кидзанию», а кино — это долго». Комогоров называет Gamer Stadium стадионом.

В открытие Gamer Stadium он вложил $500 тыс. личных сбережений. Они пошли на строительство площадки, закупку компьютеров и мебели. Выйти в операционный ноль удалось в первый месяц работы. Комогоров хотел сократить часть расходов и получить компьютеры в обмен на продвижение производителей в клубе, но план не сработал и закупка «железа» обошлась в 5 млн руб. Стоимость оборудования одного места для профессионального игрока начинается от 100 тыс. руб., уточняет Комогоров.


Игроки проводят в клубе в среднем четыре-пять часов. Формат заведений изменился: в них есть еда, напитки, охрана и техподдержка (Фото: Арсений Несходимов для РБК)

В рознице игровой комплект из компьютера и монитора может стоить от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей, рассказывает генеральный директор Acer в России Дмитрий Кравченко. В 2017 году компания поставила компьютеры и мониторы для клуба Cyberspace на «несколько десятков тысяч долларов», оборудовав большую часть мест (их общее число — 97). Клуб «на специальных условиях» закупил десктопы Acer GX 781 и мониторы Predator XB241 — их рекомендованная розничная цена составляет 99,9 тыс. и 37,9 тыс. руб. соответственно, добавляет Кравченко.

Через два года клуб Gamer Stadium должен окупить вложения. Тогда Комогоров начнет расширять сеть на российские города-миллионники: фокусироваться предприниматель планирует на образовательных лекциях и проектах, связанных с ИТ. К примеру, Комогоров ведет переговоры с Microsoft и Mail.Ru Group об организации обучающих курсов. Уже сейчас одну из комнат с компьютерами в Gamer Studium арендует школа «Алгоритм».

«Одиночки» — посетители ТЦ и игроманы — приносят Gamer Stadium свыше 500 тыс. руб. в месяц, рассказывает Комогоров. «В ретейле лето — мертвый сезон, но даже в июне дела шли хорошо: плохая погода в Москве сыграла нам на руку», — радуется владелец компьютерного клуба.

При покупке клубной карты Gamer Stadium за 1 тыс. руб. все услуги заведения и товары в баре приобретаются с 50-процентной скидкой, например, час игры обойдется в 100 руб. вместо 200 руб. Для сравнения, 60 игровых минут в Yota Arena стоят 50 руб. (один из самых низких ценников на рынке), в Cyberspace — от бесплатного промо до 150 руб. в зависимости от времени суток.


Андрей Комогоров планирует открывать компьютерные клубы в торговых центрах в каждом городе-миллионнике (Фото: Арсений Несходимов для РБК)

Впрочем, большую часть выручки Gamer Stadium получает с корпоративных клиентов: стоимость аренды клуба с услугами персонала на целый день начинается от 118 тыс. руб. Только в мае 2017 года в заведении Комогорова прошло семь мероприятий. Ставку на корпоративных клиентов делает и клуб Yota Arena. Площадка может достаться компании бесплатно, главное — оплата обслуживания в ресторане, еда и алкоголь, рассказывает Бокарев. Средний чек в ресторане составляет 1,5-2 тыс. руб. на человека, пока прошло три крупных мероприятия. На быструю окупаемость в Yota Arena не рассчитывают: весной 2017 года управляющий партнер ESforce Holding Антон Черепенников рассказывал, что горизонт планирования — семь лет.

В Сyberspace, принадлежащем ИТ-дистрибьютору Pronet и заработавшем в ТЦ «Ривьера» в июле 2017 года на площади в 2 тыс. кв. м, решили не зацикливаться на корпоративных клиентах. За месяц работы доходы делятся поровну — от посетителей и организации мероприятий, рассказала представитель компании Мария Королева. Кроме того, у Сyberspace появился крупный «стратегический партнер» — российская киберспортивная компания Vega Squadron. Если на тренировочной базе в Подмосковье не хватает места, игроки приезжают в «Ривьеру», рассказал создатель и владелец Vega Squadron Алексей Кондаков. Сyberspace так получает дополнительную аудиторию: фанаты команды приходят пообщаться со своими кумирами в клуб и тратят там деньги, отметил Кондаков.

«Есть несколько громких открытий [компьютерных клубов в Москве], но это вряд ли станет массовым явлением», — сомневается в перспективности тренда основатель издания про игры Kanobu Гаджи Махтиев. Впрочем, очереди выстраиваются, а значит, уже что-то в реинкарнации клубов напоминает посетителям о прошлом, рассуждает он.