Декоративные мостики для сада — деревянные, кованые и каменные украшения для дачи (40 фото). Декоративные мостики на приусадебном участке – идеи, советы, практика Как сделать мостовую на даче

Украшать собственный участок – непередаваемо приятное занятие. Именно здесь люди творят собственное место как для физического, так и морального отдыха. Причудливо обустроенные цветники, различные декоративные элементы – все поднимает настроение и побуждает к дальнейшему творчеству. Особенно приятно украшать участок самостоятельно. Мостики на даче – одна из отличных возможностей придать индивидуальность собственному саду.

Виды мостиков

Функциональное назначение мостов, а тем более мостиков, кардинально изменилось. Теперь они далеко не всегда являются обыкновенным соединяющим элементом двух берегов. Основным их назначением стало декоративное украшение, разделение различных зон на участке. Поэтому перед выбором вида и стиля мостика следует тщательно проанализировать, что именно будет символизировать собой небольшое деревянное сооружение, какие именно зоны оно будет соединять: от этого напрямую зависит, как именно следует расположить мостик.

  • Стиль планируемого мостика во многом зависит от того, где он начинается и где заканчивается. Сад камней взывает к простоте и изысканности, как того требует японская культура.
  • Пышные сады нуждаются в прихотливо украшенной постройке.
  • Мостикам, расположенным над ручьями или искусственными водоемами , требуется беседка на одном из берегов – так достигается определенная законченность части сада.

Если планируется возвести мостики для дачи своими руками, то самым оптимальным строительным материалом станет дерево. Деревянные конструкции отлично вписываются в любой стиль на любом участке. Кроме того, испортившиеся части деревянного мостика легче поддаются замене, чем составляющие бетонного или металлического моста. Последние зачастую приходится переделывать целиком или мириться с появившимися деформациями.

Инструменты и необходимые материалы

  • Доски, рубанок, набор отверток, пила и молоток, наждачная бумага.
  • Дрель с набором сверл, напильник, крепежный материал – гвозди, шурупы.
  • Лак, малярная кисть, транспортир, линейка и карандаш для разметки.

Этапы сооружения

Каждое строение нуждается в основании. Для мостов им могут стать две доски, по ширине и высоте имеющие значение не меньше 6 и 12 см. Длина основания зависит от длины будущего моста: она должна быть на полметра больше, для крепления моста в нужном месте.

Прямой мост практически не имеет декоративного значения, поэтому мостики для дачи должны быть скругленной формы. Добиться этого можно разными способами: создать несколько ступенек, которые буду подниматься с одного конца моста до середины и спускаться к другому концу. Или, используя искусно обточенные доски, создать максимально скругленное основание путем прикрепления к основанию дополнительных направляющих досок, образующих приятный полукруг.

Перед тем, как начать работу с древесиной, нужно ее предварительно обработать: доски обработать рубанком, и зашлифовать наждачкой для достижения эффекта гладкого дерева. Потом подумать о защите деревянных строительных материалов: обработать их специальными средствами, предотвращающими гниение дерева , или поражение его жучком.

Монтаж будущего мостика проводится на ровной поверхности. На две уложенные параллельно несущие доски, образующие крепкое основание, крепятся ступеньки моста. Аккуратно и красиво выглядят доски небольшой ширины, однако помучиться с ними придется.

Если планируется сделать ступенчатый мостик, на основание нужно прибить небольшие подъемы, которые будут образовывать основание ступеней. Сверху крепятся неширокие доски, образующие внешнее, видимое полотно мостика для дачи.

После оформления внешнего вида моста нужно сделать подпорки. Они располагаются параллельно ступеням, на краях моста, скрепляя и приподнимая его одновременно.

Для обустройства перил балясины можно приобрести, а можно использовать обыкновенные доски с небольшой толщиной, зашкуренные и обработанные антисептическим защитным средством.

Перила, часто представляют собой прямую линию. Если нужно получить изогнутую линию, необходимо рассчитать высоту крайних балясин, организовать стык частей перил и смонтировать конструкцию с помощью крепежных элементов.

Готовый мостик требует тщательной обработки с помощью лакокрасочных изделий. Подобные действия не только усилят защитный слой постройке, но и придадут дереву приятный оттенок.

Декоративный мостик – один из тех ландшафтных объектов, который удивляет не только своей полезной функциональностью, но и привлекательностью. Именно он может стать акцентной деталью вашего сада, сделав его пейзаж завершенным и гармоничным. И что самое приятное – построить мостик своими руками не составляет особого труда. Поэтому, если вы давно хотите реализовать такую идею, пора приниматься за дело. К вашему вниманию инструкции по созданию мостиков из металла и дерева, а также вспомогательные чертежи и фото – этот инструментарий послужит вам незаменимым помощником в работе.

Виды садовых мостиков

Перед тем, как приступать к непосредственному сооружению садовых мостиков, нужно разобраться, какими они бывают в плане дизайна. Так, по своей конфигурации эти ландшафтные объекты можно разделить на шесть видов:

  • прямой – самый простой вариант мостика, представляющий собой классическую прямую конструкцию с перилами или без;
  • арочный – традиционный мостик в японском стиле с изгибом в 15-20 градусов;
  • ступенчатый – мостик, состоящий из двух лестниц со ступеньками, которые объединены в центре конструкции общей площадкой;
  • пошаговый – низкий мини-мостик, предназначенный для использования на мелких водоемах и ;
  • зигзагообразный – мостик асимметричной формы, характерный для восточных ;
  • подвесной – конструктивно сложный мостик, который удерживается на цепях, тросах или прочных веревках.

Естественно, наиболее легким в исполнении является прямой мостик. Специфику сооружения такого декоративного объекта из дерева и металла и рассмотрим далее.

Особенности постройки мостика из дерева

Считается, что древесина – наиболее подходящий вариант для садовых мостиков. И вот почему: во-первых, дерево идеально вписывается в пейзаж любого участка; во-вторых, этот материал экологически безопасный; в-третьих, конструкции из дерева имеют сравнительно маленький вес; в-четвертых, цена материала абсолютно доступна.

Сооружается деревянный мостик по такой схеме:

  • Подготовьте основание: укрепите берега с помощью булыжников, бетона или утрамбованного щебня.
  • Установите на подготовленных склонах по два опорных деревянных бруска – расстояние между этими элементами и будет определять ширину конструкции.
  • В тех местах, где бруски соприкасаются с почвой, выполните гидроизоляцию: постелите рубероид или обработайте материал битумом.
  • В присечку к деревянным брускам забейте металлические колышки, а затем сверху на опоры, используя металлические скобы, зафиксируйте пролетные брусья – их длина будет определять длину мостика.
  • Соорудите настил: к пролетным брусьям поперек прибейте доски и закрепите их прижимными брусками. Минимальная толщина досок – 3 см.

Важно! Между досками необходимо оставлять зазор для стока воды.

  • Установите перила: вдоль длинных сторон конструкции в вертикальном положении зафиксируйте бруски с шагом в 35-40 см, а потом сверху на них закрепите такие же бруски, но горизонтально. Для соединения и фиксации элементов можно использовать обычные саморезы.

Совет. Чтобы деревянный мостик прослужил максимально долгий срок, после монтажа обязательно обработайте его антисептиками, лаками или другими пропитками, которые защитят материал от влаги и насекомых.

Тонкости сооружения мостика из металла

Второй популярный вариант садовых мостиков – металлические. Чем они так хороши? Во-первых, металл очень долговечный, практичный и не нуждается в частом уходе. Во-вторых, при всей своей основательности металлические конструкции смотрятся не громоздко, поэтому визуально не утяжеляют участок. В-третьих, мостики из металла отличаются очень оригинальным внешним видом, который отлично сочетается с концепцией любого ландшафтного дизайна. Но имейте в виду, что сделать каркас и перила для такого мостика в домашних условиях у вас не получится – их нужно будет заранее купить.

Смастерить садовый мостик из металла можно следующим образом:

  • Укрепите берега булыжниками или бетоном и выровняйте те участки, на которых непосредственно будет производиться монтаж.
  • Обустройте основу-опору: сначала залейте места, в которых будет устанавливаться каркас, небольшим количеством бетона, а потом зафиксируйте на них металлические планки.
  • Приварите уже готовый каркас к опорам. Сверху аналогичным способом зафиксируйте перила.
  • Соорудите настил. Лучше всего для этого подходят деревянные доски: укладывайте их поперек каркаса и фиксируйте металлическими скобами. Еще один способ монтажа – просверлить отверстия в каркасе и закрепить на нем доски саморезами. Если же вы хотите, чтобы ваш мостик был полностью металлическим, купите кованый настил и приварите его к каркасу и перилам.

Совет. Чтобы защитить металлические элементы мостика от коррозии, покройте их сначала грунтовкой, а затем – специальным лаком.

Финальные аккорды обустройства садового мостика

На монтаже обустройство декоративного мостика не заканчивается, ведь нужно еще позаботиться о том, чтобы сделать сооружение безопасным, комфортным и максимально эстетичным.

Прежде всего, необходимо нивелировать скольжение настила. Не думайте, что даже если вы используете абсолютно нескользящие материалы, этот шаг можно пропустить – всегда лучше перестраховаться. Тем более, чтобы сделать настил более безопасным, нужно просто или закрепить на нем резиновые вставки, или вручную сделать аккуратные насечки.

Далее важно обеспечить садовому мостику хорошее освещение, чтобы перемещение по нему в вечернее время было комфортным и безопасным. Тут можно прибегнуть к нескольким вариантам: установить подсветку непосредственно в настил, повесить светодиодные ленты на перила, монтировать уличные светильники по контуру моста или установить классические фонари на столбах.

Теперь вы знаете, что соорудить декоративный мостик не так-то трудно. Подготовьте необходимые инструменты и материалы, возьмите на вооружение представленные инструкции и чертежи, а дальше немного усилий и фантазия сделают свое дело и вы без лишних затрат получите эффектное украшение для сада.

Декоративный мостик своими руками: видео

Декоративный мостик для сада: фото


Оригинальные ландшафтные композиции с использованием небольшого мостика, в качестве связывающей пространство фигуры, сегодня не редкость. Эти идеи были обречены на популярность с момента их появления на зелёных лужайках наших дач и загородных домов.

Естественные водоёмы, пруд или ручей на территориях частных владений встречаются очень редко, поэтому мостики служат скорее украшением пейзажа, функциональность не главное.

Эстетика ландшафта, создание условий для умиротворённого созерцательного отдыха, возможности медитаций и раздумий в нынешней жизни так же необходимо, как правильное питание и отказ от вредных привычек.

Добавьте к этому творческую самореализацию и желание создать своими руками некую композицию на даче, и станет понятно, почему мостики так популярны.

Гармония уединения

Где лучше всего поместить ландшафтную композицию, чтобы мостик выглядел гармонично? Уединение требует расстояния, лучше остановить выбор на отдалённом участке усадьбы, где-нибудь среди деревьев, в уголке сада.

Первая ассоциация при слове «мостик» преодоление какой-либо преграды, водной, горной, такой, которая никак не ассоциируется с домом. Поэтому, удалённость от дома усилит эффект, кроме того, для прогулок требуется некоторое расстояние.

Важно также завязать композицию с зоной отдыха, беседкой. Здесь несколько хороших вариантов размещения:

  • по пути;
  • в стороне;
  • вдалеке каждый, из которых по-своему интересен и оригинален.

Совет: самый верный выбор места композиции тот, который подсказывает сердце.

Усилить эмоциональность композиции можно рукотворным созданием преграды, или установкой на воде. Это может быть прудик, живописный овраг небольшого размера, оригинально декорированный карликовыми кустарниками и растениями.

Декорирование как метод безопасности

Искусственно созданный элемент ландшафта является преградой, на которую можно наткнуться, с неё соскользнуть. Необходимо принять меры безопасности, но такие, которые являлись бы декоративным приёмом:

  1. Поручни . Сделать поручни можно из деревянных веток, переплетённых между собой, выточить балясины, использовать плетёный тын, можно заказать и установить кованые поручни, важно соблюдение стилевого соответствия.
  2. Освещение . Можно установить уличные фонари, которые освещают пространство в тёмное время суток. Не менее интересны и функциональны садовые светильники, осуществляющие подсветку дорожек, кустов. Освещение бывает зависимым от электроэнергии и независимым, работающим на солнечных батареях. Эстетика освещения дополняет картину эмоционально и эстетически.
  3. Качество настила . Понятно, что ровная не скользкая поверхность залог безопасности. Не лишними будут резиновые вставки, искусственные шероховатости поверхности.

Возьмите на заметку: используйте для подсветки солнечную энергию. Да, такие светильники недёшевы, зато исключают расходы электропотребления, которое неуклонно дорожает.

Пренебрежение безопасностью приводит к негативным последствиям, травмам или испорченному настроению, что не входит в проект благоустройства усадьбы.

Из чего сделать

Лучше использовать тот материал, который знаком. Владеющему плотницким ремеслом удобней работать с деревом, каменщику с камнем, а тем, для кого эти занятия незнакомы, лучше обратиться к профессионалам или купить готовое изделие.

Материалом для главного элемента ландшафтной композиции могут служить:

  • дерево;
  • камень;
  • металл;
  • пластик.

Каждый из перечисленных материалов имеет свои преимущества и недостатки. Выбирая из чего делать конструкцию, каждый учитывает материальные возможности, творческие ориентиры, умение работать с тем или иным материалом.


Как правило, выбор падает на дерево, материал уютный, уместный композиционно на загородных участках, экологически безупречный, долговечный при условии своевременной обработки, лёгкий и очень приятный в работе.
Дерево стилистически подходит к любому стилю, ведь можно строить мостик из брёвен, досок, бруса.

Мостик из бетона и камня выглядит фундаментально, выгодно отличается неприхотливостью и долговечностью. Для отделки перил можно использовать мозаику, декоративный камень, прозрачное стекло. Нужно иметь в виду, что такая композиция должна связываться дорожками и прочими элементами стиля.

Конструкции из металла своими руками изготовить сложно без соответствующих навыков, инструментов и приспособлений. Придётся обращаться к помощи специалистов.

Не менее интересны комбинированные композиции, дерево с металлом, метал с бетоном и прочее. Дело вкуса и фантазии. Важно то, что любой из материалов, даже пластик, прекрасно впишется в композицию, создаст определенный стиль и колорит. Фото об том расскажет более красноречиво.

Строим из дерева

Строим деревянный мостик, вооружившись такими инструментами:

  • шуруповёрт;
  • электродрель;
  • ножовка;
  • молоток;
  • рубанок;
  • напильники;
  • средство для обработки древесины, лак и грунтовка;
  • крепёж.

Ещё нам понадобятся канцелярские принадлежности для чертежа. Сделать чертежи нужно в первую очередь. Изделие без чертежа имеет массу недостатков и недолговечно.

После того как чертёж готов, приступаем к работе, устанавливаем мост через небольшую канаву, рукотворную или природную:

  1. На расстоянии, которое покрывает мостик, укладываем параллельно друг другу два бревна или бруса, это основа. В местах, на которых лежит основа, прокладываем гидроизоляцию и обрабатываем дерево антисептиком, защитой от гниения.
  2. Закрепляем основу (брёвна или бруски) металлическими скобами так, чтобы она была жестко зафиксирована, и сами скобы выступали над её поверхностью.
  3. Устанавливаем пролёты моста, фиксируем их также скобами. Пролет может быть прямым, может иметь форму полукруга.
  4. Далее кладём настил, для чего используем доски, это самый простой вариант; полубрёвна, их установка требует навыков; брёвна, которые надо скреплять между собой скобами с внутренней стороны моста.
  5. Завершающий этап – перила.

Узнайте, как можно усилить сигнал сотовой связи на даче:

Важно знать: убедитесь, что настил ровный, имеет достаточную шероховатость, что ходить по нему не скользко. Особо важно испытать мостик на прочность, особенно если он проложен через реальную или искусственно созданную преграду.

После создания конструкции мостика приступаем к его декорированию. Неплохо смотрятся на дачных участках глиняные игрушки, но лучшее украшение оригинальная растительность.

О природных и искусственных преградах

Чтобы мостик выглядел естественно, гармонично вписывался в ландшафтную композицию, стоит подумать о строительстве искусственных преград, овраге или небольшом водоёме.

Это может быть прудик, отлично подойдёт сухой ручей, огибающий садовые или другие деревья. Второй вариант более экономичен и прост в исполнении.

Нужно очертить русло ручья, сделать небольшие углубления, камнями, которые есть под рукой, обозначить берега, галькой, песком выложить дно, чтобы создавалось впечатление, что вода ушла или пересохла. Не сложно представить, как замечательно будет смотреться мостик, связывающий берега.

Мостик и настоящий прудик, да ещё с водопадом и различными декоративными добавками - лучшее, что можно придумать. Затраты и усилия с лихвой окупятся возможностью посидеть у пруда, перейти к нему через мостик. Немного усилий и мини-пруд радует красотой.

Полезно знать: не останавливайтесь на полпути - то, что сделано вашими руками, является самым красивым и дорогим для вас и ваших близких.

Как сделать красивый декоративный мостик на даче своими руками, смотрите инструкцию в следующем видео:

Ландшафтный дизайн предполагает использование прудов, ручейков и других водных объектов. Все они должны обеспечиваться свойственной им атрибутикой. В качестве нее обычно выступают искусственный остров, фонтан, мостик или скамейка у воды.


Некоторые из перечисленных объектов требуют работы профессионала, но есть и такие, что можно легко и просто сделать своими руками. Например, мостик через пролив или ручеек. Это не грандиозное сооружение через реку, много времени он не займет, много мастерства не потребует. Но украсив им дачу, вы на долгие годы соорудите арт-объект, который будет служить напоминанием о собственном энтузиазме. Детальная пошаговая инструкция, сопровождаемая подробными изображениями, только ускорит процесс работы, сделает его легче и даст ответы практически на все возникающие вопросы.

Пошаговая инструкция

  1. Все начинается с расчетов, замеров и составления проекта. Измерять придется только длину будущего мостика. Она состоит из ширины ручейка или пролива с добавлением припусков, по 50 сантиметров с каждой стороны. Ширина сооружения выбирается, исходя из собственного видения и понимания ее целесообразности.
  2. Древесина – на ваш выбор. С хвойными породами дерева работать легко, стоят они недорого, приобрести их несложно. Дуб – дорогое дерево, на его обработку придется затратить немало усилий. Однако долговечность сооружения буде гарантирована, мостик будет выглядеть красиво и оригинально.
  3. Конструкция мостика особой сложностью не отличается. В его основе – рама, состоящая из двух брусков. Те тоже содержат по два бруска, которые надо склеить между собой. Размеры сечений брусков стоит подобрать самостоятельно, не забывая, что они должны выдержать вес взрослого человека.
  4. Для улучшения внешнего вида мостика бруски следует изогнуть. Делается это довольно просто, но придется потратить сутки на ожидание. Бруски для лучшей гибкости оставляют на сутки вымачиваться в воде. После этого их надо склеить столярным или другим клеем для дерева, скрепить саморезами, а также струбцинами, которые потом снимутся. Дальше в грунт забиваются три колышка с учетом длины брусков и требуемого изгиба. Если грунт слишком мягкий, можно укрепить колышки подпорками. После этого между колышками вставляются ранее подготовленные бруски.




  5. Для того, чтобы изгиб закрепился, полученную ранее конструкцию из колышков и брусков необходимо оставить в покое примерно на сутки, не забыв укрыть от дождя или росы.
  6. Настал черед досок для настила. Пока бруски изгибаются, доски надо нарезать соответственно ширине и длине моста. Кромки и торцы следует обработать так, чтобы не оставлять острых углов.

  7. Чтобы довести раму мостика до готовности, ее надо скрепить брусками, длина которых равна ширине конструкции.
  8. В поперечных элементах рамы необходимо проделать с помощью дрели или коловорота отверстия по диаметру костылей. Потом костылями закрепить раму на обоих берегах ручейка или пролива. Для надежности крепления необходимо выбрать костыли длиной не менее полуметра.
  9. Практически последний этап – сооружение настила. Ранее нарезанные и обработанные доски крепятся саморезами к раме с соблюдением равного расстояния между ними. Собственно, тут надо работать особенно тщательно, так как неровно прикрепленные доски могут окончательно испортить внешний вид мостика. Саморезы должны быть изготовлены из оцинкованной или нержавеющей стали.



  10. Готовый мостик необходимо обработать антисептиком, после него – грунтовкой, в завершение покрасить двумя слоями лака. Допустимо воспользоваться также акриловой или масляной красками, не забывая выбрать образцы, специально предназначенные для наружных работ.

Необходимые инструменты и материалы

Затраты на материалы для изготовления мостика относительно небольшие. Вам понадобятся:

  • шесть брусков определенной длины;
  • доски;
  • саморезы;
  • клей столярный;
  • костыли;
  • антисептик;
  • лак или краска;

Набор инструментов также не должен вызывать особых вопросов. Все, что необходимо для работы, обычно есть в домашнем наборе каждого мастера-любителя:

  • дрель;
  • шуруповерт;
  • молоток;
  • пилка;
  • угольник;
  • рулетка;
  • струбцины;
  • кисти для покраски;

Материалы следует подбирать тщательно и продуманно, они определят надежность и долговечность конструкции. Серьезных затрат на сооружение мостика не предвидится во всех случаях, учитывая его относительно небольшую материалоемкость.

Видео «Делаем мостик на даче своими руками»

Еще с древности человек для перехода через ручьи, речки, овраги пользовался мостами примитивных типов. Ствол дерева, перекинутый с берега на берег, являлся простейшим видом балочного моста. Сплетенный из ветвей деревьев висячий переход через более широкое препятствие – это примитивный тип висячего моста.

С развитием цивилизации конструкции мостов становились все более совершенными, все более различаясь по своему функциональному назначению. Однако древесина, как и прежде, остается самым распространенным материалом для изготовления мостов несложной конструкции. Для самостоятельного же изготовления небольших мостиков древесина тем более незаменимый материал, т. к. она довольно легко поддается ручной и механической обработке, и соединение между собой частей деревянных конструкций не представляет особого труда.

Материал для строительства моста

При строительстве деревянных мостов преимущественное применение находит древесина хвойных пород, в первую очередь сосна, т. к. она обладает наиболее прямым и ровным по толщине стволом, менее сучковата, обладает хорошими физико-механическими свойствами и высокой устойчивостью к загниванию.

Для строительства деревянных мостов требуется как круглый, так и пиленый лес различных сечений. Применяемый для этого сортамент древесины имеет следующие названия:

  • Бревно круглый лес, очищенный от сучьев и коры, имеющий естественную толщину ствола дерева в тонкой части не менее 12 см, длиной от 4,0 до 9,0 м;
  • Подтоварник – круглый лес диаметром от 8,0 до 12,0 см в верхнем конце;
  • Жерди – толщина от 4,0 до 7,0 см;
  • Пластины (распил) – это бревна, распиленные по оси на две половины;
  • Четвертины – бревно, распиленное двумя продольными пропилами на 4 части;
  • Лежень – бревно, отесанное на два канта;
  • Брус – бревно, отесанное на 4 канта;
  • Доски – пиломатериал, ширина которого превышает толщину более чем в 2 раза;
  • Брусок – пиломатериал, ширина которого не более двойной его толщины;
  • Горбыль (обапол) – неполная пластина, получаемая как отход при распиловке бревна на доски и брусья.

Балочный мост

Простейшим типом деревянных мостов являются балочные мосты . Они устраиваются для перекрытия незначительных пролетов, не превышающих 8–10 метров. Основными элементами балочного моста являются опоры и пролетные строения в виде балок (прогонов), перекрывающие расстояние между опорами. Поверх прогонов укладывают проезжую часть моста, которая служит для принятия подвижной нагрузки.

Таким образом, главным несущим элементом таких мостов являются прогоны, поддерживающие проезжую часть моста и работающие под действием постоянной или временной нагрузки на изгиб, как балки. Поэтому такие мосты и называются «балочными». Конструкция балочных мостов может быть различной и зависит от размера перекрываемых пролетов, нагрузки, интенсивности движения по мосту.

Рассмотрим устройство простейших балочных мостов. Мосты, изображенные на рисунках 1, 2, предназначены для пешеходного движения и проезда легкового транспорта через небольшие препятствия.

Строительство мостика через овраг шириной 5 м, показанного на рис. 1, начинается с разбивки и определения продольной оси моста и расположения лежней (см. рис. 5). Разбивка производится примитивным способом с помощью специального шаблона. Шаблон делается из остроганных и связанных в виде прямоугольного треугольника досок и необходим для разбивки прямых углов. Размер треугольника 1,5х2,0х2,5 м.

Намечается продольная ось моста путем вешения (установка вешек) и забивки колышков. Отмечается ширина моста, равная 3,0 метрам (по 1,5 м от продольной оси). По этим линиям будут проложены прогоны моста. Лежни располагаются на расстоянии 2,7 м от поперечной оси моста.

Перед укладкой лежней по обеим сторонам перекрываемого пролета выбирается грунт, который укрепляется утрамбованным щебнем. Затем для предохранения от проседания и загнивания лежня производится подсыпка щебнем или гравием толщиной 40–50 см. Поверхность грунта срезается с уклоном не менее 1:20 для стока просачивающейся сквозь щебень воды (см. рис. 6).

На подсыпку укладываются лежни, выполненные из бревен диаметром 30–32 мм, отесанных на два канта, длиной 4 м. Для предотвращения сдвига лежень укрепляют кольями, которые забивают по обе его стороны.

Прогоны моста из отесанных на два канта бревен диаметром 30 см, длиной 6 м укладываются на лежни по ранее размеченным линиям. Концы прогонов защищаются от загнивания просмоленной доской. Поверх прогонов укладывается сплошной настил из пластин, изготовленных из бревен диаметром 28–30 см. Пластины неподвижно укрепляются на прогонах прижимными бревнами диаметром 24 см, пришитыми заершенными гвоздями. Прижимные бревна служат для предохранения от падения с моста автомобилей и называются колесоотбойными брусьями.

Мост на опорах из свай

В случае необходимости пропуска по мосту более тяжелых грузов или проезда через небольшую реку или ручей приходится выполнять мосты на опорах из свай.

Строительство моста шириной 5,5 м с расчетным пролетом 4,25 м, показанного на рис. 3 и 4, также начинается с разбивки (см. рис. 5). При помощи шаблона намечается продольная ось моста, на ней отмечают середину и размечают колышками положение опор, состоящих из свай, соединенных насадкой.

Первым этапом постройки моста является возведение свайных опор . Забивка свай для простейшего типа мостика, каким является сооружаемый нами мост, может выполняться ручной бабой с простых подмостей на козлах, бочках, ящиках, если свая забивается на сухом месте. Если же сваи нужно забить в воду, работа производится с лодок или плотов.

Сваи выполняются из бревен диаметром 30–32 см. Центральные забиваются по намеченной продольной оси моста (пролетное расстояние 4,25 м). По обе стороны от них забивается еще по свае на расстоянии 1,8 м. Глубина забивки сваи в грунт не должна быть меньше 3–3,5 м. Нижнюю часть свай следует обработать любым антисептическим составом для предохранения от загнивания. По окончании забивки свай производится обрезка и обделка их концов.

Концы свай должны быть обрезаны на одном уровне с запасом на осадку в 2–3 см. Сверху свай необходимо вырубить шипы, которые потом войдут в гнезда, выбранные в насадке, соединяющей сваи. Размеры сторон шипа равняются 1/3 диаметра свай, высота шипа равна его стороне, заплечики свай скашиваются, для того чтобы в них не застаивалась вода. Насадка выполняется из бревен диаметром 30–32 см, длиной 5,5 м. В насадках вырубаются гнезда, глубина которых должна быть на 0,5–1 см больше высоты шипов свай, чтобы давление от насадки передавалось не через шип, а через всю площадь соприкосновения насадки со сваей (подробнее см. ).

Гнезда в насадках должны быть пригнаны к шипам соответствующих свай. Для этого разметку каждой насадки следует делать отдельно, применительно к шипам того ряда свай, на которые насадка будет надета. Иногда насадку скрепляют со сваями еще и хомутами из полосового железа. Хомуты обхватывают насадку и крепятся к свае болтами.

На насадки накладываются прогоны диаметром 30 см, длиной 5,5 м, расположенные над осями свай. Прогоны выполняются диаметром 26 см. В местах опирания в насадках и прогонах делаются вырубки. Вырубки в прогонах следует выполнить еще на берегу, стараясь произвести их разметку максимально точно.

Насыпь, примыкающая к мосту, поддерживается заборными стенками из наката диаметром 24 см, который пришивается к предварительно забитым коротким сваям (глубина забивки 1,5 м). Поверх прогонов укладывается настил из пластин размером 26 см. При желании можно поверх пластин, в пределах ширины проезда, пришить гвоздями верхний настил из досок любого размера, расположенных вдоль моста. Это делается для того, чтобы доски распределяли давление от перемещающейся по мосту нагрузки на несколько пластин.

По краям проезжей части на расстоянии 3,5 м укладываются отбойные брусья из пластин, обращенных плоской стороной к проезжей части, которые пришиваются заершенными гвоздями.

Данная конструкция моста предусматривает создание пешеходной зоны (тротуаров), огражденной по краю моста перилами. Тротуаром в данном случае будет являться расстояние между обращенной к проезжей части стороной отбойного бруса и перилами. Его размеры не должны быть меньше 0,5 м. Перила моста, высотой 1 м, состоят из поручня, укрепленного на перильных стойках с помощью шипов. Размеры шипов и пазов равны 5х5 см, глубиной также 5 см.

Стойки и перила выполняются из бруска размером 14х14 см. Нижними концами они опираются на выпущенные концы поперечин с помощью врубки в полдерева (подробнее см. ) и фиксируются болтами. Расстояние между перильными стойками 2–2,5 м. К перильным стойкам (по высоте) заподлицо пришивается одна или две рейки (размером 5х8 см), образующие перильное заполнение, необходимое для безопасности пешеходов. На концах моста перила примыкают к наклонно вкопанным в землю столбам-надолбам диаметром 26 см, служащим для предохранения перил от ударов въезжающих на мост автомобилей.