Храм рождества богородицы в мячково расписание. Верхнее Мячково

20 октября Русская Православная Церковь празднует память иконы Божией Матери “Умиление” Псково-Печерской.

Икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская: история

“Умиление” – так называется образ Богородицы, написанный по иконописному типу . Богородица и Младенец Иисус действительно с умилением склоняют головы друг к другу. Автор этого образа благочестивый монах Арсений (Хитрош). Согаласно Преданию, прообразом послужила другая икона Божией Матери – Владимирская. Икона Божией Матери “Умиления” Псково-Печерская была написана в 1521 году. Перенесенная в Псково-Печерскую обитель, она стала чудотворной. Свидетельства о чудесах, которые произошли по молитве перед ней доходят до наших дней.

Уже в 1524 году появились первые исторические свидетельства об исцелениях. Об иконе Божией Матери “Умиление” Псково-Печерской писали: «Не только православным подаёт Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходящим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Её образу, подает исцеление».

Но особую народную любовь и почитание, особенно среди жителей Пскова, икона получила, когда сохранила город от осады войсками польского короля Стафана Батория.

Известны также случаи исцеления незрячих людей. Вдова Мария Терентьева, живущая в Подкопорье за Невой, потеряла зрение. Около трех лет она ничего не видела, но с верой и молитвой пришла помолиться перед иконой Божией Матери “Умиление” Псково-Печерской. После совершения молитвы, женщина вновь прозрела. Крестьянин Потапий Григорьев в 1603 году также получил прозрение, хотя до этого не видел шесть лет.

Икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская сыграла свою роль и в войне 1812 года. В битве против войск Наполеона, недруги в определенный момент заняли Полоцк. Пскову угрожала огромная опасность. По просьбе жителей города был проведен крестный ход с иконами, одной из которых был образ “Умиление”. По молитве случилось чудо: русское воинство отбило Полоцк и Псков остался в безопасности. В память об этом чудесном событии Печерский монастырь получил еще один новый храм, посвященный святому Божьему Архистратигу Михаилу (1815-1827 год). А чудотворную икону Божией Матери “Умиление” поместили на хранение у правого клироса.

Существует традиция: начиная с 1892-го и вплоть до 1914-го, в сентябре (8-30) Псково-Печерскую икону “Умиления” переносили в Ригу. В Риге совершался крестный ход, образ приносили во все православные храмы города и в дома к людям. Существовали четкие правила:

  • Время прибытия иконы согласовывали с железной дорогой, но оно обязательно укладывалось в срок с 8 по 30 сентября.
  • Накануне всегда готовили утварь для крестного хода.
  • Икону встречало само городское руководство.
  • Для встречи и проводов иконы Божией Матери “Умиление” Псково-Печерской духовенство надевало свое самое лучшее облачение.

В чем помогает Икона Божией Сатери “Умиление” Псково-Печерская

Традиционно перед иконой молятся:

  • Об исцелении;
  • О возвращении зрения;
  • О помощи в любых делах;
  • О защите от недругов и недоброжелателей.

Иконография

Икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская относится к иконописному типу Елеуса. В переводе с греческого языка это слово означает “Милостивая”. Елеуса – самый популярный иконописный тип в русской традиции. Младенец Иисус прижимается щекой к щеке Матери с умилением. Интересно, что между Богородицей и Иисусом нет никакой дистанции, они сливаются в единое целое, являя собой безграничную любовь к людям.

Молитва

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческой скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогда же отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей да чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:
К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.

Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Вы прочитали материал об иконе Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская.

Которые происходили с верующими, молящимися ей. Она удивительна своей красотой и невероятными легендами, окружающими ее.

Однако все верующие знают, что Богу все возможно, поэтому приходят к святой Деве Марии с молитвами о ходатайстве и заступничестве ее за них, грешных, перед Святым Господом. Истории о чудесах святого лика «Печерской» подтверждают то, что Дева Мария всегда отвечает на искренние молитвы.

История святого образа

Свенская Печерская икона Божией Матери нарисована преподобным Алипием. Он был известным мастером иконописи и учился этому мастерству у мастеров Византии, которые прибыли в Киев по приглашению князя для росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры. Монах Алипий принадлежал к этой обители и после обучения стал иконописцем, первым на Руси. Неизвестны годы его жизни, до сегодняшних дней дошла лишь информация о дате его смерти - 1114 год.

Еще о православных лаврах:

Для справки! Когда именно был создана доска Свенской Богоматери неизвестно, но благодаря преданиям, верующие 21 века могут узнать о чудесах, которые были совершены им.

Одно из самых известных чудес - это исцеление от слепоты князя Чернигова. Об этом повествует предание монахов. Летом 1288 года правитель Чернигова, гостивший в Брянске, ослеп. Это было по воле Господа, который сотворил этот недуг для демонстрации Своей силы и могущества.

Уже в ту пору доска была известна своими чудесами, услышав о которых, правитель послал гонца и своих священников в Лавру и ее обитель, и попросил настоятеля прислать чудотворную в Брянск, чтобы он мог помолится и приложиться к ней для исцеления.

После совета со всеми монахами архимандрит Печерской Лавры разрешил посланникам взять чудотворный образ.

Доставить доску решили по реке Десне, однако во время плавания лодка внезапно остановилась, плывущие решили, что это знак об отдыхе и, причалив, заночевали. Наутро никто не мог отыскать изображение Богоматери, и лишь спустя какое-то время оно было обнаружено среди ветвей раскидистого дуба в роще.

Все это произошло возле речки Свены, на холме. Ослепший государь узнал об этом чуде и пешком отправился к роще для молитвы. Придя, он молился со слезами об исцелении и пообещал построить на том месте храм и монастырь. Сразу же после молитвы зрение вернулось к князю. Снявши лик с дерева, епископ, бывший с князем, отслужил благодарственный молебен перед ним. Все люди после этого стали вырубать деревья на том месте, и вся древесина пошла на роспись икон.

Там же спустя какое-то время был воздвигнут храм с обителью, и назвали его «Успение Пресвятой Богородицы».

Хранилась доска в монастыре, построенным на том месте и покидала его только для реставрации в Москве, где ее поместили в оклад, состоящий из золота, серебра и украшенный обилием драгоценных камней.

Важно! С тех пор она известна как чудотворная, ведь способна возвращать зрение слепым, освобождать от бесов и творить другие чудеса.

Вернувшись в Печерскую Лавру, лик больше никогда не покидал пещер, в которых хранился. А монахи стали писать списки с него.

Икона «Богоматерь Печерская (Свенская)» последняя треть XVIII века

Значение иконы

Удивительной красоты Свенский образ размером 67×42 см.

Несмотря на небольшой размер, он вмещает в себя:

  • восседающую Святую Деву Марию;
  • Младенца Христа;
  • Феодосия Печерского;
  • Антония Печерского.

Из-за своего возраста картина достаточно потерта и на ней много надписей более поздних датировок, однако, несмотря на это, все еще хорошо можно разглядеть изображенных персонажей. Пречистая Дева сидит на троне так, что ее правая нога опирается на маленький камень, а левая - на амвон. Сам трон золотой, а его подножие сделано в виде арок. Младенец Христос находится у Богородицы на левой руке и благословляет людей своими перстами.

Основатели русского иночества Феодосий и Антоний стоят по правую и левую руку Богородицы соответственно и держат свитки. Феодосий изображен с непокрытой головой и в мантии, а вот Антоний облачен в схимнические ризы.

Феодосий и Антоний - это основатели монашества на Руси, которые создали восточную ветвь христианского монашества. Феодосия канонизировали третьем на Руси, сразу после невинно убиенных князей Бориса и Глеба . Они держат свитки, на каждом из которых написана молитва к святой Деве и прошение о помиловании Руси.

Читайте о других православных святых:

Богородица, изображенная на троне, символизирует ее силу как Царицы Небесной. Так часто изображали Деву Марию, стремясь показать ее силу и могущество на земле. Этот образ повторяется почти в каждой иконе, написанной в Византии.

В чем помогает образ

Свенская Богородица известна множеством чудес, сопровождающим ее на протяжении всего существования. Монахи задокументировали многие из них, и сегодня можно прочесть о тех чудесах в их хрониках. Перед ней проводились все таинства от венчания до крещения , и она всегда была почитаема, независимо от места ее нахождения, будь то Киев или Брянск.

Молиться Господу перед иконой Богоматери Свенская следует о:

  • исцелении больных;
  • возвращении зрения;
  • освобождении от бесов;
  • восстановлении душевного здоровья и равновесия.

Верующие просят перед ликом об укреплении веры и о стойкости в испытаниях, а неверующие молятся ей о помиловании их душ и ходатайстве перед Господом.

Важно! Часто перед ликом возносят молитвы благодарения за спасения душ родных и близких, за исцеления и милость Господа.

А вот оригинальный образ (по крайней мере самый древний) так и остался в Киево-Печерской Лавре. Он хранится в Дальних пещерах возле гроба святого Феодосия.

Есть список Свенской Богородицы в храме Всех преподобных Печерских, который также был написан монахами из Лавры во второй половине 19 века. Он хранился там же до 1930 года, а позже его прятали от советской власти монахини и архимандрит Спиридон. После смерти архимандрита икона была возвращена в Лавру по его завещанию.

Сегодня ее можно увидеть на напольном киоте.

Важно! Каждый год 3 и 16 мая священник совершает молебен перед иконой и читает акафист, который можно читать и дома вместе с молитвами Свенской Печерской иконе Богородице.

Посмотрите видео о Свенской иконе Богоматери

Одна из самых древних икон, дошедших до нашего времени из глубины веков – икона Божией Матери Свенская (Печерская). Как гласит предание, она принадлежит кисти преподобного Алипия Печерского, который считается первым в истории русским иконописцем (почил ок. 1114 года). Алипий обучался этому искусству у византийских иконописцев, приглашенных для украшения Великой церкви в Киево-Печерской лавре.

Дни празднования:

  • 30 августа
  • 16 мая

Описание иконы

Образ, который являет Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием, широко распространен, — Божья Матерь с Младенцем Иисусом на коленях, поднявшим руки в благословляющем жесте. По сторонам от Нее стоят святые основоположники монашества на Руси Антоний и Феодосий Печерские. Эта икона изображает их в виде старцев со свитками в руках.

Небольших размеров Свенская Печерская икона Божией Матери (67х42 см) дошла до нас в не слишком хорошем состоянии, на первоначальном красочном слое было много потертостей, на которых позднее делали записи, но нельзя не ощутить, какая благодатная сила от нее исходит. Многочисленные списки иконы можно увидеть сегодня во многих храмах.

История иконы

Первоначально икона находилась в Киево-Печерском монастыре, откуда и пошла ее слава чудотворной. А потом произошла поразительная история, зафиксированная в летописи. Князь Роман Михайлович, сын князя Михаила Черниговского, которого зверски замучили ордынцы за отказ отступиться от своей веры и причисленного за это к лику святых православной церкви, находясь в Брянске, вдруг утратил зрение.

Он много слышал о чудодейственных исцелениях, произошедших в Печерском монастыре, и понадеялся на силу чудотворной иконы. Туда был послан гонец с просьбой привезти ее в Брянск, чтобы князь смог испросить у нее исцеления. Архимандрит дал согласие, и икону повезли в Брянск на лодке.

Однако там, где в Десну впадает речка Свена, лодка неожиданно остановилась. Монахи, которые сопровождали икону, решили устроить здесь ночлег. Когда же наутро они собрались в дальнейший путь, то увидели, что икона пропала. Ее стали искать и, наконец, нашли на ветвях большого дуба в устье реки Свены.

Когда князю Роману сообщили о таком чуде, он, несмотря на слепоту, вместе с сопровождавшим его духовенством пешком отправился к этому месту. Дойдя до иконы, князь вознес страстную молитву, и тут же зрение его прояснилось настолько, что он смог увидеть тропинку и сразу же велел воздвигнуть на ней памятный крест.

Но полностью зрение князя не восстановилось, и он продолжал молиться, дойдя до того самого дуба. Пав на колени, он вознес свое моление Божьей Матери с просьбой вернуть ему зрение, и оно действительно стало лучше. Но полностью зрение вернулось к нему, лишь когда епископ, сняв икону с дуба, поднес ее князю и дал облобызать.

Тут же пред иконою был отслужен благодарственный молебен, а князь вместе со всеми свидетелями этого чудесного исцеления, начали рубить деревья и возводить храм Успения Богородицы.

Вскоре князь Роман основал монастырь на том самом месте, где произошло чудесное исцеление, а для иконы сделал оклад из золота и серебра. Из чудесного дуба, на котором была обретена икона, настрогали досок и обустроили ими обитель. Именно тогда, в 1288 году, 3 (ныне 16) мая установили празднование иконе, именуемой с тех пор икона Божьей Матери Свенская (Печерская). Почти 7 веков ее почетное место было в иконостасе справа от царских врат Успенского собора при монастыре.

Впоследствии все русские цари, бояре, вельможи и купцы в знак почитания иконы делали сюда щедрые вклады, рос и поток богомольцев, наслышанных о ее чудотворной силе.

Одно из самых значимых чудес было явлено в 1812 году, когда Брянск оказался под угрозой нашествия наполеоновских войск. Жители города совершили крестный ход, неся на руках икону Божией Матери Свенской (Печерской) и вознося молитвы Заступнице, чтобы она избавила город от французского нашествия. И их моления были услышаны – враг обошел город стороной. В память об этом чуде в Брянске стал каждый год 17 августа проводиться крестный ход.

Но все закончилось после революции. Обитель закрыли в 1924 году, все постройки, в том числе Успенский собор 18 века, разрушили, и неизвестно, что случилось бы с древней чудотворной иконой, если бы ее не спас знаменитый искусствовед Н.Н. Померанцев. Привезя ее в Москву, он передал икону на реставрацию, и после сложнейшей кропотливой работы она была помещена в Третьяковскую галерею, где находится по сей день.

В чем помогает Печерская икона Божией Матери

Перед этой иконой молятся о том, чтобы больным было даровано исцеление, чтобы утратившим зрение оно было возвращено, а также о том, чтобы освободиться от бесов и восстановить душевное здоровье и равновесие – таково значение этой иконы.

Молитва перед этой иконой укрепляет веру, дарует душевную стойкость перед лицом жизненных испытаний

Молитву перед ней возносят даже те, кто не верует в Бога, и просят помиловать их души и ходатайствовать за них пред Господом. Те же, кому была дарована такая милость, возносят молитвы в благодарение за спасение душ своих близких и родных, за ниспосланное исцеление.

Существуют молитвы, которые читают перед чудотворной Свенской (Печерской) иконой Божией Матери. Ниже молитва, тропарь и кондак.

Молитва перед иконой

О, Пресвята́я и Пренепоро́чная Де́во Богоро́дице, на́ша Пече́рская похвало́ и украше́ние, держа́вный покро́ве свята́го ме́ста сего́, и́стинная Влады́чице избра́ннаго уде́ла Своего́. Приими́ нас, недосто́йных рабо́в Твои́х, убо́гое моле́ние, с ве́рою и любо́вию принося́щих пред чу́дным о́бразом Твои́м, да посети́ши ми́лостивно грехо́вное житие́ на́ше, просвеща́ющи его́ све́том покая́ния, осени́ нас, обремене́нных скорбьми́ мно́гими, Твое́ю Небе́сною ра́достию, сподо́би нас при́сно сла́вити Тя в ми́ре и благоче́стии на ме́сте святе́м сем, да, без поро́ка преше́дше путь жития́ на́шего, по́мощию Твое́ю дости́гнем ве́чнаго весе́лия во све́тлости святы́х и Богоно́сных оте́ц на́ших Анто́ния и Феодо́сия и всех преподо́бных Пече́рских и еди́ными усты́ и се́рдцы воспои́м Тя с Предве́чным Сы́ном Твои́м и Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, Животворя́щим, Всеблаги́м и Единосу́щным Его́ Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь

Тропарь и кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Печерской»

Тропарь, глас 4

Днесь све́тло торжеству́ет Пече́рская оби́тель/ и ра́дуется явле́нием о́браза Богома́тере/ безме́рный лик Пече́рских отце́в,/ с ни́миже и мы непреста́нно вопие́м:// ра́дуйся, Благода́тная, Пече́рская похвало́.

Перевод: Сегодня светло торжествует Печерская обитель и радуется явлению образа Богоматери бесчисленное собрание Печерских отцов, с ними же и мы не переставая взываем: «Радуйся, Благодатная, честь для Печор».

Кондак, глас 3

Де́ва днесь неви́димо предстои́т в це́ркви/ и с ли́ки Пече́рских отце́в мо́лится о нас,/ благогове́йно велича́ющих Ея́ безме́рную ми́лость к ро́ду на́шему,/ я́вльшуюся в чу́дном о́бразе Ея́,// оби́тель Пече́рскую украша́ющем.


с. 76 ¦ 12. Богоматерь Печерская (Свенская).

Около 1288 года. Киевская школа 1 .

1 Сказание об иконе Богоматери Печерской (Свенской) находилось в рукописи Свенского монастыря и в древнем «списке с иконы» с изображениями в клеймах, представляющими ее «чудеса» и «явления». В рукописи говорится о принесении в 1288 г., по просьбе ослепшего брянского князя Романа (сына Михаила Черниговского), иконы Печерской Богоматери из Киево-Печерской лавры на место, находящееся «в пяти поприщах от града» Брянска, и о построении собора Свенского монастыря «чудесно» прозревшим князем (Иерофей , архим., Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской епархии, М., 1866, стр. 2). Икона по стилю относится к концу XIII в. и, может быть, является списком, исполненным в Киеве с одной из недошедших до нас древних печерских икон.

Богоматери с сидящим на ее коленях Младенцем предстоят помещенные по сторонам трона Феодосий и Антоний. Фигура Богоматери укороченная (так передается ракурс, обусловленный высотой трона). Младенец выпрямлен, голова его приподнята, руки с вытянутыми вверх указательным и средним пальцами распростерты. Мать обеими руками поддерживает сына. Ноги ее покоятся на высоком подножии трона, опирающемся на двухъярусную аркатуру (от нижнего яруса уцелели лишь фрагменты). По сторонам красной, украшенной золотом подушки трона помещены высокие, вытянутых пропорций фигуры преподобных. Слева стоит с непокрытой головой темноволосый Феодосий (сохранились фрагменты киноварной колончатой надписи «оаг преп Фе…»), справа - Антоний в куколе (от колончатой надписи уцелели лишь следы). Они изображены в мантиях, скрепленных на груди золотыми застежками. Параманды 2 преподобных орнаментированы крестами и полосами. В руках святых - длинные развернутые свитки с плохо читаемыми черными надписями. Вохрение сильно разбеленной охрой с подрумянкой по оливковому санкирю. Головы предстоящих, по-видимому, с портретными чертами. Краски одежд - красновато-коричневые, коричневые, синие, голубые, красные желтоватого оттенка. Плотные широкие голубые пробела наложены по голубому и синеватому фону. На коричневых одеждах толстые темные описи складок. Фон золотой, позем светло-зеленый, поля коричневые. Позднейшие вставки в верхней части головы Младенца, в правой части фигуры Антония, внизу, по лузге и на полях.

2 Параманд (греч. παραμάντνας - поверх мантии, прибавление к мантии) - четырехугольный плат с изображением креста, носимый монахами поверх рубашки на груди. Шнуры, пришитые к углам параманда, надеваются на плечи и стягивают монашеские одежды (К. Никольский , Пособие к изучению устава богослужения православной церкви, Спб., 1907, стр. 746). В древности, кроме параманда, носимого под рясой, был еще другой параманд - нарядный или служебный, надевавшийся поверх рясы (Е. Голубинский , История русской церкви, т. II, 1-я половина, М., 1900, стр. 236, примеч. 2). Этот параманд и изображается на иконах. У схимников, имеющих на голове островерхий куколь (в отличие от облегающего голову округлого клобука), параманд называется аналавом (К. Никольский , Ук. соч., стр. 751).

Доска липовая, надставлена сверху и снизу по спиленным полям. Шпонки врезные, встречные. Паволока белого цвета, левкас, яичная темпера. 67×42. В 1925 году вывезена Н. Н. Померанцевым из Успенского Свенского монастыря на реке Свине, близ Брянска.

Раскрыта до 1927 года в ЦГРМ Г. О. Чириковым и В. О. Кириковым.

Поступила из ЦГРМ в 1930 году. с. 76
¦

Лазарев 2000/1
Село Верхнее Мячково.

Название села пошло по прозвищу первого владельца, Ивана Яковлевича Мячко (середина XV в.) - внука Олбуги, знатного человека, выехавшего из Теврижского государства (Армении) к великому князю Дмитрию Донскому . Иван Яковлевич продал село княгине Софье Витовтовне (оно упомянуто в её завещании). Затем оно перешло к её внуку Юрию Васильевичу.

С XIV в. здесь производилась разработка белого камня. Село всегда наводилось в Дворцовом ведомстве, кроме 1709-1728 г., когда принадлежало Д. Меншикову.

Церковь в 1680 г. была уже каменной.

В 1731 г. Дан указ о починке ветхого храма и пристройке придала Святителя Николая.

Храм построен заново в 1767 г. В 1847 г. перестроена трапезная (в которой освящены престолы Святителя Николая и Пророка Илии) и колокольня . Иконостас - первой четверти XIX в. При церкви на приходском кладбище с давних времен существовала каменная, но ветхая часовня.

Причт церковный издавна: священник, диакон, дьячек, пономарь. В середине XIX в. настоятелем храма был священник Феодор Климентович Сахаров (род. 1800), сын дьячка. По окончании Московской Духовной семинарии в 1824 г. со званием студента (т.е. был из лучших учеников своего выпуска) определен учителем обоих классов Перервинского Духовного училища. По увольнении от училищной службы рукоположен во священника в храм с. Верхнее Мячково. Позднее определен благочинным, награжден набедренником и скуфьей. Определен, по приглашению удельного начальства, с утверждением начальством духовным, преподавать первоначальные наставления в вере поселянским детям в Мячковском сельском Удельном училище. Получил от Архипастыря разрешение обучать безмездно детей прихожан в домашнем церковном училище (закрыто в 1843 г.). Со времени поступления на должность о. Феодором Сахаровым присоединено ко Святой Церкви 34 раскольника и крещено 2 еврея.

В 1885,1889 и 1891 г. в семье Николая Петровича Миневрина, священника церкви с. Мячково, родились сыновья Пётр, Василий и Сергей, окончившие, соответственно в 1898,1904 и 1906 г. Донское училище, и в 1904,1910 и 1913 г. - Московскую семинарию.

В 1892 и 1895 г в семье диакона церкви с. Каменное-Мячково Михаила Васильевича Любимова родились сыновья Василий и Николай окончившие Перервинское училище (1909) и Московскую семинарию (в 191Я и 1917).

В престольный праздник Рождества Божией Матери у церкви собиралась ярмарка. В 1912 г. в селе имелись двухклассное училище, земское женское училище (1885), приходская богадельня, больница, 3 чайные, 6 лавок, пекарня.

Богадельня при Богородицерождественской церкви села Мячком Бронницкого уезда построена на средства умершего крестьянина с Нижнего Мячкова Павла Торопова, деревянная, 12 на 14, крыта железом. В ней проживаете престарелых женщин, содержатся на свои средства и на доброхотные подаяния от прихожан.

Настоятель священник Николай Минервин.

В семье диакона церкви с. Мячкого Владимира Георгиевича Розанова в 1885 г. родился сын Павел, окончивший Заиконоспасское Духовное училище в 1901 г., и Московскую семинарию в 1907.

В 1890-х гг. священником церкви с. Нижнего Мячково был Василий Иванович Смирнов. В 1890 г. у него родился сын Василий в 1904 г. окончивший Донское Духовное училище, и в 1910 г. - Московскую Духовную семинарию. В с. Нижнем Мячкове, в 1904 г., местным священником Василием Ивановичем Смирновым, была открыта церковноприходская школа. Отец Василий и состоял её заведующим. Поводом к открытию школы послужило переполнение школы Верхне-Мячковской, вследствие чего не все дети с. Нижнего-Мячкова могли попасть туда, и неудобство сообщения с Верхним-Мячковым, отделенным от Нижнего-Мячкова рекою Москвою, почему и поступившие в названную школу не могли исправно посещать её. Школа помещалась в собственном, очень просторном здании, построенном на средства церкви, попечителя и пожертвования прихожан. Чисто учащихся было около 100 человек. Школа-двухкомплектная. Попечителем школы состоял местный крестьянин И. Т. Пенкин.

29 ноября 1918 г. настоятель Богородице-Рождественского храма о. Василий Смирнов был арестован. У о. Василия дома нашли брошюру Совета объединенных приходов г. Москвы , и это послужило для Бронницкого ЧК достаточным основанием для его ареста. Отец Василий был одной из первых жертв декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Следователь Барышников, через 4 с половиной месяца после ареста о. Василия требовал для него суда трибунала: «15 апреля 1919 г. Расследование этого дела установило, что священник Смирнов пытался на почве религиозных воззрений восстановить наиболее темные массы крестьян против Советской власти, чему служит ряд доказательств, имеющихся в деле в виде переписки и воззваний к верующим, чтобы они отстаивали церковь от всяких посягательств, которые на нее в настоящее время обрушиваются. Священник Смирнов, безусловно, имел в виду декрет СНК об отделении церкви от государства и неправильно истолковывал его содержание... я закачаю: что священник Смирнов является виновным в неправильном Толковании крестьянам декрета СНК об отделении церкви от государева с целью восстановления их против Советской власти, а потому полагаю дело священника Смирнова передать в Московский губернский революционный трибунал...»

Допрошенный в следственной комиссии 30 июня 1919 г. священник Смирной показал, что доклад был дан ему благочинным священником Тузовым для сведения, что доклада этого он, Смирнов, не распространял, в проповедях ничего по поводу этого доклада не говорил, а также не касался темы отделения церкви от государства. Автора доклада Полозова на знает...Дело же против священника В.И. Смирнова, за недоказанностью преступления, следствием прекратить».

Арест священника вызвал ходатайства прихожан и родственников.

Прошение В.В. Смирнова в следственную комиссию при Московском ревтрибунале об ускорении рассмотрения дела его отца священника В.И. Смирнова: «19 июня 1919 г. В настоящее время в Бутырской тюрьме заключен мой отец Василий Иванович Смирнов. Он был арестован 29 ноября 1918 г. по предписанию Бронницкой уездной чрезвычайной комиссии и содержался в Бронницкой тюрьме до 6 мая с.г, когда был переведен в Таганскую тюрьму и оттуда 16 мая с.г. в Бутырскую. За все долгое время пребывания в Бронницкой тюрьме заключенный ни разу не был вызван на допрос, тогда как арестованный вместе с ним по подозрению в совместной контрреволюционной деятельности гр. деревни Титовой Королев по прошествии месяца со дня ареста был допрошен и освобожден из тюрьмы.

При неоднократных справках в Бронницкой уездной чрезвычайной комиссии о причинах ареста и содержания в тюрьме В.И. Смирнова давался один ответ, что содержится в тюрьме потому, что контрреволюционер; и вопрос - где основания к такому утверждению - всегда оставался без ответа. Прошлое В.И. Смирнова вовсе не свидетельствует о его контрреволюционности. Ни в каких монархических организациях он не принимал участия.

Стараясь оградить интересы населения от кулаков, он был постоянным поборником кооперации. По его инициативе и благодаря его трудам в 1909 г. в с. Мячкове открыта потребительская лавка; он же принимал деятельное участие при организации в с. Мячкове молочной артели и кредитного товарищества.

Считая ненормальным явлением в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике содержание в тюрьме более 6 месяцев человека, виновность которого не установлена, прошу возможно скоро разобрать дело. Мое желание, чтобы дело было закончено скорее, обуславливается еще следующим обстоятельством. Кроме меня, у заключенного есть один только сын - Иван Васильевич Смирнов, который взят на военную службу в октябре 1918 г. и теперь находится на фронте, состоя красным офицером в 6-й роте 220-го Иваново-Вознесенского полка; я, будучи учителем в Константиновской советской школе вблизи Мячково, имел возможность следить за домом и Хозяйством, но в недалеком будущем я тоже могу быть призванным на военную службу как рядовой старой армии, вернувшийся из германского плена, и тогда дом и хозяйство останутся на попечение неработоспособной 65-летней тетки моей гр. К.В. Григорьевой, что, конечно, не может меня не беспокоить.

Ввиду всего вышеизложенного еще раз прошу ускорить расследование дела В.И. Смирнова. Гражданин с. Мячкова В. Смирнов».