Интересные и полезные факты о илье муромце. Где жили былинные богатыри

2 августа в Киеве открыли памятник, посвященный богатырю Илье Муромцу. Виталий Кличко в свое речи назвал былинного персонажа украинским богатырем. Его слова вызвали большой резонанс в социальных сетях. разбирается, где на самом деле родился Илья Муромец и почему на него претендуют Россия, Украина и Белоруссия.

Что произошло?

Постамент знаменитому богатырю был открыт в одноименно парке «Муромец». Это бывший парк Дружбы народов, который переименовали власти столицы. Именно тогда и начался активный процесс «украинизации» богатыря.

Слова Виталия Кличко об украинских корнях мифологического персонажа вызвали широкий резонанс в интернете. Так, например, в России возмутились, что Украина «присвоила» себе русского богатыря. Блогер Рустем Адагамов написал в Facebook: «Офигеть, русский богатырь Илья Муромец из села Карачарово во Владимирской области, теперь оказывается, украинский герой из украинской мифологии. Господи».

При этом часть пользователей, которые оставили комментарии под этим постом, поддержали автора, а вторая часть возразила. Последние указали на то, что большинство былин о богатыре связаны с киевским князем Владимиром, а мощи Ильи Муромца находятся в Киево-Печерской лавре.

Кто такой Илья Муромец?

Илья Муромец появился на свет примерно между 1150 и 1165 годами. Согласно легенде, он до 33 лет пролежал на печи, так как страдал тяжелым заболеванием и не мог ходить. Одна его исцелили волхвы или же так называемые «калики перехожие». Это произошло когда они зашли в дом богатыря и попросили воды, однако он им ответил, что не может встать. После этого волхвы еще раз попросили воды, Илья смог с трудом подняться и подойти к сосуду с водой. После этого каклики приказали выпить воду Муромцу, и он полностью исцелился и обрел нечеловеческую силу. Действительно, эксперты рассмотрели на позвонках скелета следы заболевания спондилоартроза (воспалительное заболевание, которое ограничивает подвижность позвоночника), которое может приковать человека к постели и лечится костоправами.

После исцеления Илья принял православие. Он много лет состоял в дружине киевского князя, был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений. Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал абсолютно бескорыстно, только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.

Первое упоминание Ильи Муромца найдено в письме, которое в 1574 году оршанский староста Филон Кмита отправил смотрителю Тракайского замка. Послание написано на языке Великого княжества Литовского, который в зависимости от своего гражданства ученые сейчас называют «старобелорусским», «староукраинским» или «западнорусским».

Известно, что богатырь погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 году.

Родина Ильи Муромца

Существует несколько научных теорий о происхождении богатыря Ильи Муромца. Первоначальная версия гласит, что богатырь родился в селе Карачарово, которое расположено неподалеку от города Мурома Владимирской области (территория современной России).

Однако примерно в 19 веке исследователи выдвинули версию, что на самом деле Илья Муромец родился в селе Карачев, которое расположено рядом с Моровийском Черниговской области. Предполагаемые места рождения героя созвучны, поэтому ошибка с легкостью закралась в эпос.

«Первое упоминание об Илье Мурованине было не в российских источниках, а именно в украинских. Но немного под другим названием. То есть не Муромец на тот момент было, а Мурованин. И именно поэтому исследователи часто это связывали с Черниговщиной, где собственно и сейчас есть село Муромск», – рассказал журналист Александр Доний.

Интересно, что в народном эпосе персонаж Ильи Муромца слился с образом преподобного Илии Печерского. О последнем известно, что он жил примерно в 12 веке и скончался на территории Киево-Печерской лавры. Преподобный Илия, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской лавре, канонизирован в 1643 году под именем «Ильи из Мурома» и называется среди возможных прототипов богатыря.


Илия Печерский — предполагаемый прототип Ильи Муромца

В 1988 году провели экспертизу останков из лавры. Исследователи выяснили, что рост воина составлял 177 см. Средний рост мужчин в Древней Руси не превышал 160 см. На момент смерте Илье было примерно 40-55 лет, а погиб он от ранения в область сердца.

«В 1980-ых годах был сделан анализ останков. И учёные утверждают, что в детстве этот человек перенёс паралич нижних конечностей. То есть это достаточно схоже с былинным персонажем, который где-то до 30 лет не мог ходит. Здесь много схожего есть», – подчеркнул Доний.


Мощи Илии Печерского

В Беларуси также есть собственная версия происхождения Ильи Муромца. Главное объяснение – впервые о богатыре написал Кмит Чернобыльский – староста белорусского города Орши. Существует теория, сделанная на основе сведениях о путешествии Муромца в Киев. Так, например, Николай Чубрик считает, что в Киев богатырь ехал через Полесье, поскольку в легендах упоминаются «грязи великие», на которые он наткнулся, а других обширных болот на пути в Киев нет. Следовательно, сделал вывод исследователь, Илья Муромец ехал в Киев с территории нынешней Беларуси. Впрочем, большого распространения эта теория не получила.

«Но, тем не менее, это персонаж, за который могут соревноваться полноценно оба народа. Безусловно, это еще один повод для информационной войны. И не только лишь для информационной войны. Россияне вот, например, могут трактовать как общую историю. Таким образом они пытаются утверждать, что и Киев их. То есть здесь ситуация достаточно не однозначная. Но лучше забирать всё, что касательно правды истории Украины, чем разбазаривать её, разбрасываться украинскими персонажами, украинскими кадрами. Поэтому я ничего плохого в упоминании об украинских корнях Ильи Муромца не вижу. Тем более с исторической точки зрения такую версию можно доказать», – рассказал журналист.

Некоторые исследователи до сих пор скептически относятся к реальности Ильи Муромца - уж слишком сказочной кажется учёным его биография, - рассказывает Сергей Хведченя, доктор географических наук, научный сотрудник Института истории Украины Национальной академии наук Украины (Киев).

Однако материалы, собранные исследователем, позволили не только полностью восстановить биографию святорусского богатыря, но и ответить на спорные вопросы о жизни Ильи Муромца, ставившие в тупик многих исследователей.

Исцеление Ильи

Согласно былинам Илью Бог послал родителям под старость лет. До 30-33 лет он, отличавшийся богатырским телосложением, «сиднем сидел на печи», потому что «не было в ногах хождения», пока не исцелили его «калики перехожие», после визита которых богатырь сразу поступил на ратную службу. Исследования останков святого Ильи из града Мурома, которые проводились в Киево-Печерской лавре учёными, полностью подтвердили былинную версию жизни Ильи Муромца.

Рост Ильи составлял 177 см - для того времени это был человек очень высокий (рост других святых из лавры - 160-165 см). На костях у мумии были обнаружены хорошо развитые бугристости - это значит, что у человека при жизни была хорошо развита мышечная система. При рентгенологическом исследовании обнаружены изменения, характерные для акромегалии - заболевания, нарушающего пропорциональный рост костей и внутренних органов), - такие люди имеют непропорционально большие конечности, большую голову, «косую сажень в плечах». Исследования показали, что у богатыря был и спондилоартроз - болезнь, похожая на радикулит и препятствующая передвижениям. Хороший мануальный терапевт может, вправив позвонки, быстро поставить человека на ноги. Калики перехожие были, скорее всего, костоправами, которые вернули Илье подвижность.

Бой с Соловьём-разбойником

Самый известный подвиг Ильи Муромца - бой с Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал никому проходу - «ни конному, ни пешему». Освобождение былинным богатырём пути в Киев (1168 г.) подтверждается историческими фактами. Во время приезда Ильи в Киев престол занимал князь Мстислав, который поставил задачу организовать охрану торговых караванов, которые нещадно грабили половцы. Скорее всего, князь поручил это Илье Муромцу, состоящему в княжеской дружине.

Соловей, похоже, был разбойником, промышлявшим кражами на дороге, а Соловьём его прозвали за умение хорошо свистеть. Илья Муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую, что имело огромное экономическое значение. Если прямая дорога - пятьсот вёрст, то окольный путь - «цельна тысяча». Очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу.

Уход Ильи в монастырь

Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде его жизни известно немного. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах - переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей. Учёные установили, что богатырь-монах погиб в бою! В конце XII в. участились нападения на Киев, и монахам приходилось становиться на защиту своей обители. Святорусский богатырь умер от раны в область проекции сердца, проникающей в грудную полость. Смерть, судя по всему, наступила мгновенно.

Былинный герой или реальная историческая личность?

Илья Муромец – самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются.

Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший Киевскому князю.

Привычный зачин былинных сказаний, где Илья выезжает «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова», казалось бы, не оставляет места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома, где неподалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово. Но сомнения в происхождении былинного героя возникали и в прошлом веке, и в наше время. Известного богатыря пытаются связать с Черниговщиной, где есть города Моровийск и Карачев, и где также бытуют предания об Илье Муромце. Но если обратиться к обычной географической карте, то видно, что эта два города разделяют сотни километров и говорить о «Моровийском городе Карачеве» абсурдно. Между тем, нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая «дорожка прямоезжая», которой ехал богатырь из родного Мурома в Киев «через те леса, Брынские, через речку Смородинную», через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. То есть, нет никакого противоречия между классическими былинами и карачевскими преданиями. Нелишне также заметить, что древний город Муром довольно долго входил в состав Черниговского княжества. Приурочение имени былинного героя к городу Мурому вполне соответствует и эпической, и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были довольно значимыми как во времена Киевской, Владимиро-Суздальской, так и во времена Московской Руси, чтобы стать родиной Ильи Муромца.

Между тем русские летописи не упоминают его имени. Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора.

Тайна смерти Ильи Муромца.

Объяснение этому факту может быть одно: имя простолюдина мозолило глаза родовитому боярству и опиравшимся на него князьям золотого века Киевской Руси. Поэтому оно и было вымарано из летописи как нежеланный и даже возмутительный прецедент головокружительного возвышения простого мужика.

Тем более что захоронен он был в приделе главного храма Киевской Руси – Софии Киевской – великокняжеской усыпальнице (где и князей-то не всех хоронили). Бояре же о погребении в Софии Киевской и мечтать не могли, так как для них это была честь неслыханная!

Вероятно, по этой причине в позднее время гробница «мужицкого боярина» была разрушена, в то время как гробница его товарища по часовне – сына древлянского князя Мала, Добрыни Никитича, – «уцелела». О сей знаменательной «памяти» со стороны власть предержащих в отношении неродовитого защитника Земли Русской сообщил в своих дневниках посол императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрих Лясота, проездом побывавший в Киеве с 7 по 9 мая 1594 года, направляясь с дипломатическим поручением к запорожцам.

К тому времени заботу об останках легендарного человека взяла на себя Киево-Печерская лавра, где он покоится и поныне, в Ближних пещерах, под скромной надписью над гробницей «Илья из Мурома».

По церковному календарю день памяти Ильи Муромца, сына Ивановича 19 декабря по старому стилю, или 1 января по новому. Кстати, именно 1 января 1993 года на родине Ильи Ивановича, в селе Карачарове, торжественно установили икону преподобного Ильи Муромца (со вставленным в нее ковчежцем с частицей мощей богатыря, переданного в свое время Киево-Печерской лаврой) во вновь отстроенной церкви Гурия, Самона и Авива.

И именно благодаря архивным материалам Киево-Печерской лавры мы хотя бы приблизительно знаем даты жизни всенародно любимого ратника.

В 1638 году в типографии лавры была напечатана книга «Тератургима» монаха Киево-Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского. Автор, описывая жития святых лаврских угодников, уделяет несколько строк и Илье, уточняя, что богатырь жил за 450 лет до написания книги, то есть в 1188 году.

События тех далеких лет крайне драматичны. В 1157-1169 годах Киев стал ареной междоусобных конфликтов за право великого княжения. Только за указанный период на киевском престоле сменилось 8 князей, в 1169 году стольный град был разорен Андреем Боголюбским (кстати, увезшим из Софии Киевской икону, известную сейчас как икона Владимирской Богоматери), а с 1169 по 1181 год Киевом правили 18 князей, некоторые из них даже по несколько раз. Вдобавок, в борьбу за великокняжескую власть вмешались половцы, совершившие в 1173 и 1190 годах опустошительные набеги на Киевские земли.

И при обследовании тела Ильи Муромца специалистами судебной медицины выяснилось, что былинный герой стал жертвой одного из таких набегов. По версии Сергея Хведчени (журнал «Вокруг света», № 1 за 1994 год), произошло это печальное событие в 1203 году во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла. По свидетельству летописцев, «такого разорения в Киеве дотоле не бывало». К тому году богатырь на склоне лет принял монашество в Киево-Печерском монастыре, так что, вероятно, там и стал Илья по прозвищу «Муромец» при постриге – истинное его имя в церковных хрониках не сохранилось. И естественно бывший воин не мог оставаться в стороне, защищая символ древнерусского православия и свою обитель.

Проведенная уже в XX веке медицинская экспертиза мумифицированных останков героя показала, что, судя по его ранениям, он не стал легкой добычей врагов. На теле Ильи Муромца было обнаружено несколько ран, из которых серьезной оказалась лишь одна – на руке от копья, а роковой – тоже копейная, но в области сердца. Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.

Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963г. Тогда, в ту советскую атеистическую эпоху, комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. В 1988г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны.

Любопытно, но еще в 1701 году посетивший катакомбы Киево-Печерской лавры странствующий священник Иван Лукьянов отмечал: «… видел храброго воина Илью Муромца в нетлении под покрывалом златым, рука у него левая пробита копием». Другую рану на груди паломник не мог видеть из-за золоченого покрывала.

Медэксперты датировали останки с честью павшего в бою ратника XII веком, и по версии Сергея Хведчени временной период жизни Ильи Муромца с 1148 по 1203 годы.

С современной точки зрения, росту богатырь был чуть выше среднего – 177 см, но в XII веке такой мужчина считался великаном, (и даже спустя 350 лет после гибели Ильи Муромца, в 1584 году, проезжий львовский купец Мартин Грюневег был поражен «мощами великана» древнерусской истории).

Впрочем, телосложением Илья Муромец действительно отличался от обычных людей – он был «ладно скроен и крепко сбит» – «косая сажень в плечах», как говаривали в старину. Феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам – роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади.

Анатомы отметили в поясничном отделе тела Ильи искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках, затруднявшие движение богатыря в молодости вследствие ущемления нервов спинного мозга. О том же, кстати, повествуют былины, отмечая, что «тридцать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения». И только «калики перехожие» – народные целители – вправили Илье позвонки и отпоили целебным травяным отваром, благословив его на ратные подвиги.

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь» в исполнении сказителя Щеголенкова: «от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей. Но как показала экспертиза мощей, пророчество калик, к сожалению, не свершилось.

Возраст былинного богатыря специалисты определили в 40-45 лет плюс 10 лет ввиду его специфического заболевания. По методу реконструкции мягких частей лица по черепу известного антрополога М. М. Герасимова ведущим специалистом в этой области, криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет Ильи Муромца.

По мнению Сергея Хведчени: «портрет мастеру явно удался. В нем воплощение спокойной силы, мудрости, великодушия и умиротворения. В его глазах нет раскаяния, он бился за правое дело и не даром прожил жизнь. Сильные руки богатыря опираются не на булатный меч, а на монашеский посох как символ последних лет его жизни, проведенных в монастыре».


28 мая - День пограничника, отмечаемый одновременно в России, Белоруссии и на Украине. В этот день давайте вспомним святого покровителя пограничных войск - Илью Муромца, одинаково почитаемого братскими народами, составляющими Святую Русь.

Имя Ильи Муромца не фигурирует в летописях и других документах соответствующей эпохи. Но мощи богатыря, сохраняемые в Киево-Печерской обители, свидетельствуют, что это был не мифический, а вполне реальный персонаж истории, живший в XI-XII веках.

Возглавил непобедимую дружину защитников Руси Илья Муромец - герой сказаний, созданных по следам эпохи Владимира Мономаха. Вторым по рангу стал Добрыня Никитич; его реальным прообразом был знаменитый воевода Добрыня, дядя князя Владимира Святославича Красное Солнышко. Почётное третье место занял Алёша Попович.

Слава Ильи Муромца ещё в древние времена вышла за рубежи Русской земли - он упомянут в произведениях германо-скандинавской эпики, записанных не позднее XIII века. А на Руси он был так же знаменит, как Роланд в странах Западной Европы.

Второразрядного вассала Карла Великого обессмертила «Песнь о Роланде», созданная гениальным западноевропейским поэтом, которого, возможно, звали Турольд.

Воина Илью из Мурома прославило поэтическое сказание, созданное безвестным гением Древней Руси. Это сказание, в отличие от «Песни о Роланде», не было записано в первозданном виде и сохранялось в традиции устного пересказа. Содержание шедевра древнерусской словесности, а также некоторые элементы его художественного оформления дошли до нас в цикле былин, огрублённых по стилю и языку крестьянской средой, где они бытовали до первых записей, осуществлённых лишь в XIX веке.

Рассматривая в таком свете былинные тексты, можно выделить в них исходную сюжетную линию, выстроенную по фактам подлинной биографии Ильи Муромца.

Хронологические рамки биографии Ильи Муромца

Согласно мнению, доминирующему в научной среде, Илья Муромец служил Владимиру Мономаху - одному из самых выдающихся государей киевской эпохи.

Былины повествуют о тяжком недуге, парализовавшем богатыря в юности (данный факт косвенно подтвердила экспертиза мощей, проводившаяся в 1988 году). Излечившись в тридцатилетнем возрасте, Илья решил стать профессиональным воином.

Вскоре он принял боевое крещение под Черниговом, защищая этот город. Произошло это предположительно в 1093 году. К такому утверждению подводит анализ былинных текстов в сопоставлении с летописной военно-политической хроникой (соответствующие выкладки частично представлены ниже). Следовательно, вероятный год рождения Ильи Муромца - 1063.

Экспертиза 1988 года установила, что знаменитый богатырь мог прожить от 40 до 55 лет.

В 1638 году монах Киево-Печерской лавры Афанасий Кальнофойский указал, что Илья Муромец скончался «за 450 лет до того времени», то есть в 1188 году. Эту датировку принять невозможно, так как она выводит годы жизни Ильи за пределы эпохи Мономаха, скончавшегося в 1125 году. Однако учёный монах не мог год смерти прославленного богатыря измыслить по своей прихоти. Афанасий, скорее всего, руководствовался какой-то записью, хранившейся тогда в документах монастыря, или надписью у надгробья Ильи.

Год 1188 от Р.Х. соответствует 6696 году «от сотворения мира». В древнерусской цифровой системе это последнее четырёхзначное число могло выглядеть примерно так:

S X Y S
/

Можно предположить, что увиденная Кальнофойским конфигурация цифр была слегка повреждена. Знак «червь» (Y), обозначавший число 90, мог появиться вместо знака «како» (К) - 20. Одна нижняя палочка стёрлась, и вместо К появилось некое подобие Y. На самом же деле год смерти Ильи был, вероятно, означен следующим образом:

S X К S
/

Отображая эту цифровую комбинацию в современной десятичной системе, получаем 6626 год «от сотворения мира», 1118 год от Р.Х.

Следовательно, Илья Муромец, родившийся в 1063 году, прожил 55 лет, что вполне согласуется с данными экспертизы 1988 года.

Эпизоды боевой карьеры

Как известно, Илья Муромец родился в селе Карачарове в крестьянской семье. Поэтому его желание стать профессиональным защитником отечества не могло осуществиться запросто, даже при наличии богатырской силы.

Войско той поры было ополчением, собиравшимся на период боевых действий, а затем распускавшимся по домам. Профессиональными воинами были лишь княжеские дружинники, обладавшие высоким социальным статусом. Для того чтобы «мужик-деревенщина» оказался в рядах дружинной корпорации, требовались особые обстоятельства. И такие обстоятельства возникли в 1093 году.

Тогда умер великий князь киевский Всеволод, и его сын Владимир Мономах добровольно уступил великое княжение двоюродному брату Святополку Изяславичу, а себе взял в удел Чернигов. Вскоре после этого кузены-князья выступили против половцев, но потерпели жестокое поражение на реке Стугне. Мономах вернулся в Чернигов, где стал срочно собирать новое войско.

На первую свою войну добрый молодец Илья отправился, надо полагать, не в одиночку, а в составе воинского контингента, выступившего на помощь Мономаху из Мурома, который в ту пору входил в состав Черниговского княжества.

«У того ли города Чернигова нагнано-то силушки черным-черно… Он как стал-то эту силу великую, стал конём топтать да стал копьём колоть…» Вражеской силой, с которой бился Илья, были половцы, которых привёл русский князь Олег Святославич, опаснейший враг Мономаха и Святополка (при этом - их двоюродный брат). Олег требовал себе Черниговское княжение, которое некогда принадлежало его отцу по завещанию Ярослава Мудрого.

Бои продолжались 8 дней, после чего Мономах уступил город врагу-родственнику, не желая продолжать междоусобную войну в то время, когда половцы терзали русские земли.

Новому князю присягнули черниговские бояре и воины, присягнули муромцы, но Илья не последовал общему примеру.

Владимир Мономах отправился в Переяславль с семьёй и дружиной, в которой осталось не более 100 воинов. Достойное место в этой отборной дружине занял воин Илья - простолюдин из города Мурома.

Святополк и Мономах заключили мир с половецкими ханами, но это не принесло спокойствия Русской земле. Степные орды без опасения кочевали у самых рубежей Руси, пограничный люд стонал от их насилий.

В 1094 году к стенам Переяславля заявился половецкий хан Итларь (Идолище, как его именуют былины) со своей ордой, как бы в гости к «русским друзьям». Мономаху пришлось пригласить Итларя в город. При этом безопасность хана должен был гарантировать юный сын русского князя Святослав, отданный в заложники половцам.

Хан, принятый в городе с почётом, держался надменно, как победитель среди побеждённого народа. Его поведение унижало князя на глазах сограждан. Бояре советовали разделаться с пришельцами, и после некоторых колебаний Мономах согласился. Княжеские дружинники и наёмные торки напали ночью на половецкий стан и освободили Святослава, перебив его охранников. А утром был убит и хан Итларь.

В летописном рассказе о тех событиях отсутствуют немаловажные детали, которые можно восстановить по былинным сюжетам. Замыслив план нападения на половецкий стан, Мономах должен был подумать о защите Святослава. Обязанность телохранителя, по всей видимости, принял на себя Илья Муромец. Он проник в половецкий стан в обличье «калики перехожего» - нищего богомольца, хромая и опираясь на клюку. Половцы допустили его к Святославу: пусть убогий пришелец развлекает скучающего княжича. В решающий момент ночной схватки Илья закрыл собой княжеского сына от приставленных к нему стражей. Инвалидная клюка в деснице богатыря стала грозным оружием, а на пальцы левой руки он натянул странническую шапчонку и этим подобием щита отразил нож, брошенный кем-то из половцев.

После расправы с Итларем вновь разгорелась война, в ходе которой Мономаху удалось объединить большинство русских княжеств в единый союз.

Войска русских князей отбили натиск половцев и совершили ряд глубоких рейдов по вражеской территории, смирив степных хищников, которым пришлось отказаться от набегов на Русь.

Илья Муромец участвовал во многих боях и походах, но не выслужил «хлеба мягкого» - высоких и комфортных должностей. А потому и не попал в летописи.

Но и рядовым воином богатырь не остался. Его назначили командиром станицы - небольшого отряда, дислоцированного на одной из пограничных застав. Станичники следили за степью, отражали набеги малых половецких ватаг. В больших походах станица Ильи Муромца исполняла функции разведки, добывала языков, уничтожала вражеские сторожевые посты. Это был настоящий пограничный спецназ, действия которого ощутимо способствовали триумфам русского воинства во времена Мономаха.

Бунтовщик по долгу службы и велению души

Двадцать лет Илья Муромец верой-правдой служил Владимиру Мономаху, который постепенно прибирал власть над Русью, формально оставаясь скромным удельным князем.

В 1113 году Святополк Изяславич умер и для фактического лидера страны открылась возможность стать великим князем. Но киевские вельможи во главе с тысяцким Путятой выдвинули Мономаху условия, с которыми тот не мог согласиться.

Чтобы избавиться от Путяты и его сподвижников, Мономах постарался привлечь на свою сторону горожан среднего достатка, недовольных боярским правлением, а более всего - лихоимством ростовщиков (которым покровительствовал покойный Святополк). Претендент на великое княжение негласно обещал облегчить жизнь почтенным горожанам, если они соберут вече и потребуют отставки тысяцкого. Эта акция требовала силовой поддержки, и переславский князь отрядил в Киев толковых воинов. В их числе оказался Илья Муромец. Он, как истинный выходец из народа, рад был постоять за народное дело.

А дело это обернулось немалыми неприятностями.

Когда среднезажиточные граждане вышли на улицы, к ним присоединилась городская чернь, и вместо благопристойного веча получился бунт. Толпа бесчинствовала на улицах, наводя страх на вельмож и духовенство. Илья в беспорядках активно участвовал, буянил сам и других подстрекал.

Бояре кинулись к Мономаху, умоляя его о защите. И, как только новый великий князь появился в Киеве, беспорядки сами собой прекратились.

Вступление в ангельский полк

Исполняя в Киеве специальное задание своего начальства, Илья Муромец переусердствовал и серьёзно навредил Мономаху, старавшемуся выглядеть в глазах общества строгим блюстителем законности. Князь разгневался и приговорил Илью к трём годам тюремного заключения.

Время смягчает дикие нравы, но вряд ли суть отношений между элитой и смердами слишком изменилась после того, как в 988 году Владимир крестил Русь (его языческий пантеон простоял всего восемь лет). Просто на смену богу князя и дружины Перуну пришёл Георгий Победоносец. Сын Владимира Ярослав (Мудрый) принял при крещении имя Георгий (Юрий) и начал метить этим именем пространство.

Богатырь не мог признать такой приговор справедливым. Выйдя из темницы, он решил служить не князьям, а Богу, принял иноческий сан в Киево-Печерской обители, где провёл остаток своей жизни (примерно с 1116-го по 1118 год).

Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701 году: «Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей, рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке». По свидетельству очевидцев, кроме глубокой округлой раны на левой руке имелось такое же значительное повреждение в левой области груди.

Таким образом, монастырская жизнь Ильи не завершилась мирным упокоением. Он был убит в рукопашной схватке, в которую вступил, по всей видимости, без оружия. Левая рука опытного бойца отреагировала на выпад копьём и пыталась отбить удар. Но в этой руке не было щита, и смертоносное оружие пронзило её, и незащищённое тело до самого сердца.

Последний бой Ильи Муромца происходил поблизости от монастыря или даже в его стенах. Тело, ещё не тронутое процессом разложения, сразу же после боя погребли в монастырском подземном некрополе, где оно подверглось естественному мумифицированию, и в таком виде сохранялось как минимум до начала XVIII века. Позднее мумия всё же истлела.

Киево-Печерская обитель в XII веке славилась богатствами, привлекавшими грабительские шайки разного рода. С одной из таких шаек и столкнулся, по всей видимости, прославленный богатырь.

Посмертная служба Ильи Муромца

Популярное сказание об Илье Муромце возникло примерно в тридцатых-сороковых годах XII века, по горячим следам драматической эпохи Владимира Мономаха. Но в силу причин политического характера (их анализ выходит за рамки данной статьи) автор сказания перенёс действие в отдалённое прошлое, во времена Владимира Красное Солнышко. При этом к реальным подвигам Ильи добавились переработанные сюжеты из языческой мифологии, включая красочный рассказ о победе Ильи над Соловьём-разбойником.

Непобедимый воин Илья не мог закончить жизнь столь жалким образом, как это произошло в действительности. Автор уготовил своему герою иную участь: выйдя из заключения, Илья совершил новые подвиги. Он победил несметные полчища царя Калина и стал преемником великого Святогора - древнего защитника славянских земель.

Яркое, образное повествование об Илье Муромце завоевало на Руси огромную популярность и передавалось от одного поколения сказителей к другому.

Былинные повествования об Илье оказались актуальным идеологическим материалом в XIV веке, накануне первых побед Московской Руси над ханами Золотой Орды. Сказители той поры внесли посильный вклад в общенародное дело: взяв за основу старинные шедевры поэтического творчества, они создали коллективный образ непобедимой богатырской дружины во главе с Ильёй Муромцем как пример для современников, ещё вынужденных мириться с ордынским игом.

В XVI-XVII веках повышенный интерес к преданиям об Илье Муромце проявился на Украине, где поднималось народное движение за освобождение от польского господства.

В 1643 году Илья Муромец был причислен православной церковью к лику святых в чине преподобного. Это произошло за пять лет до выступления Богдана Хмельницкого, итогом которого стало объединение Киева и Левобережной Украины с единоверной, братской Россией.

P.S.: Более полный и подробный вариант моего исследования об Илье Муромце читайте в интернет-журнале Перемены, .



Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Ильи Муромца

Один из наиболее часто упоминаемых в древнерусских былинах и легендах героев Илья Муромец жил в XI веке. Именно к этому периоду относились сведения в первых письменных свидетельствах об его существовании. Современные научные исследования считали, что под этим именем скрывался Илья Чеботок, святой, мощи которого хранились в Киево-Печерской лавре.

Детские и юношеские годы

Предположительный год рождения богатыря − 1063-й. О месте рождения до недавних пор существовали лишь предположения. Наиболее популярными из них является то, что былинный герой родился в селе Карачарово неподалеку от Мурома, либо в Карачеве около Моровийска. Второй вариант многим казался более близким к истине из-за географического положения находящегося на месте этого населенного пункта села Моровск. Оно располагается рядом с дорогой из Чернигова в Киев. Кроме того, местный народный эпос содержал примерно те же сведения, что и письменные источники об Илие Печерском, мощи которого были использованы для формирования современных представлений об Илье Муромце. Также в них говорилось о родителях − отце Иване Тимофеевиче и матери Ефросинье Яковлевне.

Согласно представлениям о богатыре, былинный герой был ростом 1 метр 77 сантиметров с очень большой мышечной массой. Ее присутствие определили по характерным наростам на костях. Рентген останков выявил наличие акромегалии и спондилоартроза. Первое вызывает непропорциональный рост внутренних органов и костей, а второе − нарушает работу опорно-двигательного аппарата. Это подтвердило правдивость сведений в письменных источниках, относящихся к Средним векам. В них описывалась внешность былинного богатыря, где помимо высокого для тех времен роста отмечались большие конечности. Кроме того, спондилоартроз поддавался лечению даже в те времена точно таким же способом, как и сегодня – для этого нужен был всего лишь хороший мануальный терапевт. Представители именно этой профессии, скорей всего, поставили богатыря на ноги. В древнерусских писаниях упоминалось о посещении странниками – «каликами». Это были костоправы, которые вылечили 30-летнего Илью.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Карьера воина

В 30-летнем возрасте, излечившись от болезни, он поступил в черниговскую княжескую дружину, приняв участие в защите Чернигова. Получив боевой опыт, он отправился в Киев. Его взяли в дружину, если верить летописям, после того, как он смог сдвинуть с места «камень неподвижный». В составе дружины он совершил свой самый известный подвиг.

Речь идет о бое с Соловьем-разбойником. В середине XII века торговля Киева с другими городами была нарушена из-за постоянных нападений половцев на караваны. Это заставляло направлять их другими дорогами, которые увеличивали путь, чуть ли, не вдвое − до «цельна тысяча», если верить древнерусским письменам. Занимавший в то время престол князь Мстислав приказал организовать охрану торговых караванов, обязанности которой, скорей всего, были возложены на Илью Муромца. Его победа оказалась настолько значима, что память о ней просуществовала, вплоть до наших дней.

Монастырь

После ранения Илья больше не мог состоять на службе в дружине. В одном из боев он получил перелом двух ребер и ключицы. Все травмы были с правой стороны, а их характер свидетельствовал о том, что удары были нанесены боевой палицей. В результате богатырь бы вынужден уйти в монастырь, где он прожил вплоть до своей смерти, ориентировочно в 1118 году. Причем, она не была естественной. Об этом говорилось в летописи от 1638 года монаха Киево-Печерской лавры Афанасия Кальнофойского. Он указывал дату его кончины, как «за четыреста пятьдесят лет до того». Согласно современным исследованиям, к этому сроку следовало добавить еще полвека. Не исключена ошибка со стороны автора, работавшего с плохо сохранившимися надгробными плитами. Другие источники свидетельствовали о частых нападениях половцев на Киев в конце XI, а не в первой четверти XII века. В их отражениях принимала участие не только княжеская дружина, но и гражданское население, включая монахов. Это объяснило наличие на теле героя колотой раны в области сердца. Его смерть не была естественной. Скорей всего, он скончался от нее в течение нескольких минут в возрасте от 40 до 55 лет.