История восточно сибирской железной дороги. История восточно-сибирской железной дороги

Василий Федорович Фролов.

ВСЖД: энциклопедическая справка

Восточно-Сибирская железная дорога выделена в 1934 из Томской и Забайкальской дорог. Первый поезд в пришел в 1898. Были образованы Сибирская железная дорога (от Челябинска до ), Забайкальская с центром в Иркутске (от до Читы и ст. Маньчжурия). Центром ВСЖД стал .

В 1961 границы дороги были изменены. Она охватывала территорию Красноярского края, Бурятии, Кемеровской и Читинской области. Граничила с Западно-Сибирской железной дорогой (ст. Междуреченск и Мариинск), с Забайкальской железной дорогой (ст. Петровский Завод). На юге ВСЖД подходит к границе РФ с МНР (ст. Наушки).

Эксплуатационная длина ВСЖД – 5312 км (3,9% протяженности всей железной дороги бывшего СССР). Дорога связывает районы , Забайкалья и Дальнего Востока с остальной железнодорожной. сетью страны.

ВСЖД обслуживает крупные пром. районы по добыче железной руды и угля, нефтепереработке, заготовке и обработке леса, машино- и станкостроения, цветной металлургии и др. Кроме того, ВСЖД обслуживает сельскохозяйственные районы по производству зерна и животноводческой продукции.

Иркутск – крупнейший железнодорожный узел на магистрали. Основная линия ВСЖД, Мариинск – Петровский Завод (часть будущей ), была построена в 1898-1905. (ст. Байкал – Култук) – единственный на всем протяжении Великой Сибирской магистрали участок, где железная дорога сохранилась в первозданном виде: мосты, подпорные стены, тоннели с выложенными байкальским мрамором порталами – естественный музей природы и техники. Позднее построены линии: Ачинск – Абакан (1926), Заудинский – Наушки (1940), – – Лена (1958). Абакан – Междуреченск (1959), (1965), Ачинск – Абалаково (1967), Решоты – Богучаны и Хребтовая – Усть-Илим (1971).

С 1974 началась десятилетняя эпопея , часть которой в пределах Восточной Сибири (от ст. Лена на восток) вошла в состав ВСЖД. Все эти линии связали в единую систему крупные промышленные районы, сгруппированные вокруг , Усть-Илимской, Богучанской, Красноярской и Шушенской электростанций, вокруг природных комплексов с запасами угля (Ачинск, ), железа, алюминия, меди ( , Железногорск, Удокан), древесины, нефтехимии () и др.

В дальнейшем части ВСЖД были переданы в состав соседних дорог, но в 1996 к ВСЖД было присоединено Северобайкальское отделение Байкало-Амурской магистрали. В 2001 ВСЖД граничила с Красноярской (ст. Юрты), Забайкальской (ст. Петровский Завод), Дальневосточной (ст. Хани) железными дорогами. На юге ВСЖД подходит к границе с Монголией (ст. Наушки). Общая протяженность магистрали 3828 км.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. - Иркутск: Сиб. книга, 2011.

История строительства дороги

Идея сооружения дороги через малозаселенную и почти не исследованную область Восточной Сибири была высказана в 1870-80-е годы. П0осле завершения в 1884 году строительства участка Уральской железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени, необходимость прокладки дороги стала очевидной.

Для проведения изысканий по будущей трассе Транссибирской железной дороги в 1887 году были созданы три экспедиции. В 1893 году был создан комитет по сооружению Сибирской железной дороги. К 1895 году была закончена прокладка линии от Челябинска до станции Обь у поселка Новониколаевский (ныне город Новосибирск).

Первый поезд прибыл в Красноярск 6 декабря 1895 года. Именно от Красноярска начата была прокладка железнодорожной линии на Иркутск. Со стороны Красноярска до Иркутска прямое сообщение было открыто 1 января 1899 года. В июле 1899 года линия продлена от Иркутска до пристани Байкал.

Участок Петровский Завод - Мысовая был открыт для движения 16 декабря 1899 года. В 1900 году было закончено строительство Забайкальского участка от станции Мысовая до Сретенской. Кругобайкальская дорога строилась до 1905 года.

В нынешнем виде дорога организована приказом НКПС от 3 марта 1934 года из частей Забайкальской и Томской железной дороги.

В 1936 году из состава ВСЖД была выделена Красноярская железная дорога (станции Мариинск - Тайшет). В 1976 году дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени. В 1996 году в состав дороги включено Северобайкальское отделение Байкало-Амурской железной дороги им. Ленинского Комсомола.

Характеристика дороги

Дорога является составной частью Транссиба. В состав дороги также входит часть Байкало-Амурской железной дороги (БАМ). Управление дороги находится вИркутске. Дорога граничит с Красноярской, Забайкальской, Дальневосточной железными дорогами, а также на юге по станции Наушки с железными дороги Монголии.

Эксплуатационная длина дороги на 1990 год составляла 2 665,4 км, на 2009 год 3 876 км.

Наиболее крупные станции дороги:

    Коршуниха

    Суховская

Структура дороги

В состав дороги входят региональные представительства:

    Тайшетское (Тайшет)

    Иркутское (Иркутск)

    Улан-Удэнское (Улан-Удэ)

    Северо-Байкальское (Северобайкальск)

Возглавляет каждое представительство на месте заместитель начальника дороги. В оперативном подчинении каждого руководителя находятся линейные подразделения инфраструктуры, локомотивные депо.

Фирменные поезда

Пассажирское депо «Иркутск» формирует и обслуживает несколько пассажирский поездов: «Байкал»: (Иркутск - Санкт-Петербург), «Баргузин»: (Иркутск - Забайкальск).

Ранее существовали и другие фирменные, например, «Ангара» (Иркутск - Гидростроитель ().

Новшества

Пилотный проект ВСЖД «Альтернативные источники энергии» стартовал в прошлом году на станции Мысовая. В состав оборудования входят солнечные панели и ветряной генератор суммарной мощностью 40 кВт. Только за один месяц данная система позволяет сэкономить более 3,4 тыс. кВт·ч. По словам специалистов, установка представляет особый интерес как первый шаг в использовании нетрадиционных источников энергии.

На станции работают 2 больших модулятора солнечной энергии и 1 ветрогенератор. Ветряной генератор предназначен для выработки электрической энергии посредством преобразования кинетической энергии ветра в электрическую с помощью генератора в процессе вращения. В Бурятии достаточно ветра и солнца, а ветрогенератор, в отличие от солнечных батарей, работает днем и ночью.

Показатели (полугодие 2014 года)

С начала года на Восточно-Сибирской железной дороге было перевезено более 7,4 млн. пассажиров. В дальнем следовании было отправлено порядка 1,3 млн. человек, в пригородном сообщении – 6,1 млн. человек, среди которых региональными льготами воспользовались чуть более 479 тыс. человек, федеральными – 421,7 тыс. человек. Поездами «Байкальской пассажирской пригородной компании» за полгода перевезено 482,9 тыс. школьников и студентов и 747,6 тыс. работников ОАО «РЖД».

В связи с сезоном отпусков отмечено увеличение количества пассажиров. Так, по сравнению с мартом текущего года, рост числа пассажиров в пригородном сообщении составил 17,3 %, в дальнем следовании – 15,5 %.

Работа РЖД связана с различными направлениями, одним их которых является Восточно-сибирская железная дорога. При ее строительстве, она стала одним из продолжений Сибирской дороги. Современная ВСЖД включает в себя несколько областей. Среди них Иркутская, Амурская и Читинская области. Кроме того, она проходит по территории Бурятии, Якутии. Протяженность железнодорожного полотна раскинулась по Хабаровскому краю и в ряде мест дорога подходит к Красноярской и Забайкальской железной дороге.

История развития

Первое железнодорожное полотно появилось в 1884 году. Именно в это время стало необходимым соединение транспортными путями Урал, и населением, проживающим на территории Сибирского региона. Несмотря на то, что протяженность дороги огромная и она соединяет несколько регионов, строилась она достаточно быстрыми темпами и уже в 1898 году, основная магистраль была уже готова.

Учитывая суровый климат и длительную зиму, строители того времени, решили, что в зимнее время переправа по озеру Байкал возможна на специальных ледоколах, заказанных у Англии. Но это стало невыгодно, и тогда было решено проложить дорогу и вдоль Байкала. В 20-е годы XX века, с развитием промышленности, разработкой полезных ископаемых, появилась необходимость создания дополнительных путей на территории Сибири. Новая железнодорожная сеть была построена силами студентов, отрядов, которые съезжались суда со всей территории огромной страны.

Теперь Восточносибирская магистраль железнодорожных путей считается одной из самых важных и востребованных на территории России.

Дорога в XIX веке

До распада СССР в состав дороги входили такие отделения, как Тайшетское, Улан-Удэ, Иркутское, Северобайкальское.

В 1996 году было принято решение о том, что дорога переходит на безотделенческую систему управления и так она проработала до 2004 года. Именно в этот период времени, начало происходить разрушение железнодорожных путей, средств на восстановление не было, и тогда приняли решение о возврате жд Сибири к системе работы по отделениям.

Современная железная дорога работает в составе, перечисленном выше с отделениями в Иркутске, Свеверобайкальске, Улан-Удэ и Тайшет. Во главе каждого отделения стоит заместитель начальника РЖД и он несет полную ответственность за работу и функционирование необходимых путей сообщения.

Официальный сайт железнодорожной компании

Протяженность жд путей составляется практически 4 тысячи километров, по статистике РЖД за год 2017 было перевезено пассажиров, отправляющихся по направлениям дальнего следования около 4 млн. человек, на поездах пригородного сообщения почти 12 млн. Кроме того, по территории Сибири, в большом количестве движутся и грузовые составы, на которых перевезено 175 млн. тонн грузов.

В каждом отделении есть свое депо, которое обслуживает железнодорожные составы.

Восточно-сибирская железная дорога официальный сайт.

Главный офис располагается на территории Иркутской области, по адресу: г. Иркутск, ул. К. Маркса, дом 7.

При возникновении необходимости в получении консультации по качеству предоставления услуг или помощь в выборе пассажирского состава, можно связаться по контактному номеру телефона - 8 800 755 00 00 (звонок бесплатный).

Протяженность дороги огромная и по пути следования, встречаются вокзалы, в которых можно не только получить информации, приобрести билет, но и при необходимости остановиться для пересадки.

Вокзал Иркутска

Наиболее крупные:

  • Иркутск относится к средне-сибирской магистрали и является основным пунктом отправления в любую точку страны;
  • Слюдянка;
  • Ангарск;
  • Лена;
  • Черемхово;
  • Братск;
  • Северобайкальск;
  • Тайшет.

Пользуясь услугами Восточно-сибирской дороги, можно отправиться в Москву или другой город, правда, на поездку потребуется несколько дней.

Пригородный пассажирский комплекс

Как и в других регионах страны, в Сибири широко развит пригородный транспорт. Его движением охватываются небольшие населенные пункты. Особенно важно, чтобы железнодорожное полотно было в порядке в зимнее время, так как по дорогам просто невозможно проехать.

Для своих пассажиров, РЖД предоставляет льготный проезд на пригородных поездах, полная информация о котором прописана в «Положении о перевозке пассажиров».

Льготами пользуются такие категории граждан, как: участники войны, узники концлагерей, инвалиды, дети, учащиеся и студенты.

Льготный проезд

Обратите внимание! Для того чтобы купить билет на пригородное сообщение по льготной стоимости, необходимо будет предъявить документ подтверждающий право пользоваться льготами. Например, удостоверение участника ВОВ или студенческий билет с указанием на очную форму обучения.

Пригородные направления восточно-сибирской дороги многообразны. Отправляясь в путешествие на электричке, можно за короткий срок, по низкой стоимости добраться по необходимому направлению. Наиболее популярными являются:

  • При передвижении по маршруту Восточная - Усолье - Сибирское двигается состав из 6 вагонов. Отправление производится в утреннее и вечернее время. Самый быстрый электропоезд № 6126/6104. Время в пути занимает не более 50 минут.
  • №6328 Черемхово - Большой Луг.

Обратите внимание: при поездке на электропоезде, расписание остановок разработано таким образом, что пассажир в любой момент может сделать пересадку на удобный ему транспорт или воспользоваться дополнительными услугами в пути.

  • Из Иркутска на электричке можно добраться до станции Байкал, Выдрино, Мысовая, Тимлюй, Гончарова, Кая и много других.
  • Новосибирское направление предлагает воспользоваться поездкой не только по территории области, а также еще отправиться и в соседние области. Наиболее популярными станциями стали Новосибирск, Татарск, Болотное, Барабинск. Пригородный павильон в Новосибирске располагается на вокзале Новосибирск-Главный. В нем одновременно могут находиться до 1 тыс. человек.

Стоит отметить, что пассажиры Восточно-сибирской дороги широко используют пригородный транспорт. Один только Новосибирск-Главный в день перевозит по разным областям до 60 тыс. человек.

Дальнее пассажирское сообщение

Дорога является частью Транссибирской магистрали, в ее состав сходит Амурское направление, а также она граничит и с транспортным полотном Монголии. Несмотря на это железнодорожные составы отправляются по территории всей России. С Сибири можно попасть по любому направлению. Наиболее востребованными поездами являются Москва - Чита, Владивосток - Томск. Кроме того в летний период времени отсюда идут прямые поезда, доставляющие отдыхающих на юг страны.

Как и в других крупных отделениях, тут формируется фирменный поезд с интересным названием «Баргузин». Он следует из Иркутска в Забайкальск и время его в пути составляет около 30 часов.

Ранее по просторам железной дороги курсировали такие поезда как - «Байкал», «Ангара».

Типы поездов

В зависимости от направления поездки, формируются различные составы по типу поездов.

  • Вагоны класса «люкс». Наиболее комфортные, в них может быть по 2 ли 4 места. Одно место в купе приобрести не возможно, требуется покупать сразу два, то есть места не рассоединяются, а поступают в продажу полностью;
  • В вагонах РИЦ предоставляется возможность проезда одного пассажира. Удобства в пути ничем не отличаются от гостиницы высокого уровня;
  • СВ вагоны, так же являются вагонами повышенной комфортности;
  • Купе;
  • Плацкарт.

На близкие расстояния отправляются составы с сидячими типами вагонов.

Схема движения поездов и время отправки

Для того чтобы понять, насколько обширна сеть железнодорожного транспорта, достаточно взглянуть на схему движения, представленную на рисунке 4. Тут видно, что железнодорожным полотном покрыта вся Сибирь.

Информацию о времени отправления поездов дальнего следования и пригородных поездов можно уточнить в кассе при покупке билета или на официальном сайте РЖД.

Возможность бронирования ЖД билетов на сайте и в кассе

Пассажирам, пользующимся железнодорожным транспортом, предоставляется возможность брони в кассах железнодорожных вокзалов. На официальном сайте РЖД можно зарегистрироваться в личном кабинете и производить бронирование, покупку и возврата билетов.

Восточно-Сибирская железная дорога предлагает своим клиентам воспользоваться следующими типами вагонов:

  • VIP - внутри раскладной диван. Есть душ, биотуалет, умывальник, телевизор, кондиционер. Созданы все условия, чтобы клиенту было максимально комфортно;
  • СВ - в купе едет два человек. В нем есть все необходимое. В вагоне их всего 9;
  • Купе 4 места. Особенно широко используются в случае поездки всей семьей;
  • Плацкарт - более дешевый вариант. Есть складные столики и розетки по направлению к туалетам, в конце или начале вагона.

Выбор, услугами какой железной дороги пользоваться, остается за пассажиром. Но руководство РЖД постаралось сделать путешествия комфортными.

Схема дороги

Восточно-сибирская железная дорога – входит в Российские железные дороги и пролегает по территориям Иркутской обл. и Забайкальскому краю, Бурятии и частично Якутии. Управление дороги в Иркутске.

Техническая и эксплуатационная характеристика

Эксплуатационная длина 3820,5 км. Дорога граничит с рядом ж. д.: Красноярской (ст. Юрты), Забайкальской (ст. Петровский Завод), Дальневосточной (ст. Хани); на юге подходит к государственной границе с Монголией (ст. Наушки). С янв. 1997 г. дорога работает без отделений; для представления защиты ее интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления созданы Улан-Удэнское представительство в Бурятии, Тайшетский и Северобайкальский филиалы и Иркутский региональный отдел.

Дорога связывает районы Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока с остальной сетью железных дорог страны, обслуживает крупные промышленные районы по добыче железной руды и угля, нефтепереработке, заготовке и обработке леса, предприятия энергетической и химической промышленности, машино- и станкостроения, цветной металлургии и др., является одной из важнейших транзитных магистралей. Наиболее крупные станции отправления и прибытия грузов : Черемхово, Коршуниха-Ангарская, Китой-Комбинатская, Суховская, Иркутск-Сортировочный, Улан-Удэ, Лена, Братск, Тайшет. Длина двухпутных участков составляет 1938,5 км, трехпутных 168,1 км.

История

Идея сооружения ж.-д. магистрали через Восточную Сибирь была высказана в 70-80-е гг. 19 в. После завершения строительства в 1884 г. участка ж. д. от Екатеринбурга до Тюмени были проведены предварительные изыскания в 1886-1888 гг. по трассе ж. д. в Восточной Сибири. В 1891 г. началось строительство Транссибирской магистрали с двух сторон – от Челябинска и от Владивостока. В 1893 г. создано Управление по сооружению Сибирской железной дороги и Комитет Сибирской железной дороги. Первый участок Средне-Сибирской железной дороги (р. Обь – Красноярск) закончили в 1895 г. (первый поезд прибыл в Красноярск 6 декабря 1895 г.). По второму участку Красноярск-Иркутск протяженностью 1009,5 верст движение началось в 1899 г.; состоялось официальное открытие Средне-Сибирской железной дороги от Новониколаевска (Новосибирска) до Иркутска. В 1900 г. начала действовать паромная переправа через оз. Байкал. В 1899-1905 гг. велось строительство Кругобайкальской железной дороги в обход озера. В 1907-1915 гг. на Транссибе строился второй путь.

В 1916 г. полностью завершена прокладка путей Транссибирской магистрали по российской территории (7420 км). Транссибирскую магистраль (на 01.01.1915 г.) в административном отношении составляли 4 дороги: Омская, Сибирская (с 01.01.1916 г. Томская), Забайкальская, Уссурийская. В составе дороги 221 железнодорожная станция , стрелочные переводы на которых оборудованы электрической централизацией . Практически все станции могут принимать поезда повышенного веса и длины .

Техническая база

На дороге функционируют Центр управления перевозками, оснащенный самой современной электронной техникой, позволяющей управлять процессом движения на полигонах с диспетчерскими участками 300 км и более. Действует центр управления экономикой и финансами, позволяющий вести автоматизированный бухгалтерский учет на современной компьютерной базе. Работает центр транспортного обслуживания , обеспечивающий оперативное решение всех вопросов, связанных с обслуживанием грузоотправителей и грузополучателей . Закончена централизация кадровой работы, материально-технического снабжения, строительства и других сфер деятельности. Все это работает в едином информационно-технологическом пространстве в виде локальных компьютерных сетей, объединенных в единую сеть дороги. Проведенная на дороге работа по централизации функций управления при переходе на безотделенческую структуру управления явилась практическим полигоном для опробирования важных элементов реформы управления отраслью в целом.

Дорога имеет мощную техническую базу по ремонту подвижного состава , изготовлению запасных частей и оборудования. В состав дороги входит (с 01.01.1999 г.) Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод – второе по величине предприятие в Бурятии, имеющее мощную техническую базу для ремонта и восстановления подвижного состава. Вступила в строй (2000 г.) первая очередь предприятия по ремонту подвижного состава на ст. Нижнеудинск с годовой мощностью заводского ремонта 5000 цистерн , 15 000 деповского ремонта и 85 000 капитального ремонта колесных пар введен в строй рельсосварочный поезд на ст. Мысовая, что позволит восстанавливать 600 шт крестовин в год, сваривать более 320 км рельсов . В состав дороги входит Алзамайский ремонтно-механический и Иркутский электротехнический заводы.

Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени (1976).