Митрополит сурожский антоний встреча с богом живым. Епископ Силуан: «Встреча с Богом всегда означает глубокую духовную перемену

Можно ли сказать, что для христианина не важен результат действия его любви? Например, если соседи по коммуналке делают тебе постоянно гадости, а ты воспылаешь к ним настоящей любовью, тогда тебе будет неважно, как они будут реагировать на твою любовь?

Свящ. Георгий Кочетков: Это, конечно, немного провокационный вопрос. Если соседи постоянно делают тебе гадости, это говорит о том, что любви-то у них нет, и не предвидится, и что нужно принимать какие-то меры, может быть, написать куда-нибудь жалобу - с любовью, конечно. Понятно, что всё это надо делать с любовью. С другой стороны, любовь всегда бескорыстна, она не может быть утилитарна, она не может существовать в поле житейской полезности. Правда, смотря какая любовь. Но если это любовь христианская, любовь благодатная, то она действительно не думает о своей пользе, «не ищет своего». Это уже раз и навсегда сказано было апостолом Павлом. Так что, конечно, как говорится, молись, а к берегу гребись. Люби соседа, который делает тебе постоянные гадости, но всё-таки не теряй меру и не теряй трезвенного чувства того, что иногда можно что-то и подправить, какие-то простые вещи этического свойства поставить на свои места, чтобы он не злоупотреблял твоей любовью. Другое дело, повторяю, что любовь есть любовь, она не будет здесь слишком усердствовать, не будет слишком уж думать о себе, и будет желать пользы ближнего больше, чем своей пользы. И поможет «прикрутить» свои эмоции - раздражение, или обиды, или тем более озлобление. Это правильно, так христианину надо поступать всегда. Но нужно и внешний порядок наводить, и внутреннюю любовь не терять. Вот соотношение того и другого - вещь сложная, баланс того и другого находится обычно не сразу, тут надо над собой поработать.

И вообще - полезна ли для человека настоящая любовь? Не избалует ли она его?

Только что я уже говорил, что любовь не может рассматриваться в категориях полезности. Иначе это не любовь, а что-то другое. Иногда бывают люди очень ласковые, очень приветливые внешне; они поступают по принципу «ласковый телёнок двух маток сосёт». Но это не разговор о любви, это разговор о хитрости человеческой. Ведь любовь - если не рассматривать её с утилитарных позиций, но и не считать, что это одни сантименты, - требовательна. И если помнить об этой требовательности, то любовь принесёт добрый и многий плод.

Можно ли говорить, что ситуации выбора, в которые попадают люди, сами по себе нейтральны, а то, что в результате происходит что-то доброе или злое, зависит от того, какой выбор сделал человек?

Свящ. Георгий Кочетков: Ну почему это вдруг? Ситуация - это обстоятельства. Обстоятельства могут быть плохими, а могут быть хорошими. Поэтому я не могу согласиться с такой постановкой вопроса, ведь ситуация совсем не нейтральна. Так что надо, конечно, как-то думать, в какую ситуацию ты попадаешь. И если тебе нужно выбирать между двух зол - это одна ситуация, если тебе нужно выбирать между добром и злом - это вторая ситуация, если между добром и добром - это третья ситуация, если между любовью и злом или любовью и добром - это ещё что-то новое. Надо учитывать, что обстоятельства имеют очень большое значение, они совсем не нейтральны.

Как совместить знание о первобытном примитивном человеке и рассказ об Адаме и Еве, которых называют венцом творения? Слишком уж первобытный человек не похож на этих светлых райских жителей.

Свящ. Георгий Кочетков: Я не знаю, что тут имеется в виду под первобытным человеком. Может быть, какое-нибудь человекообразное существо, которое жило сотни тысяч лет назад, и которое, в общем-то, с точки зрения христианской, назвать человеком ещё нельзя. Хотя внешне высокоорганизованное существо вполне могло существовать, но «в ноздрях его» не было дыхания Духа Божьего. Всё-таки мы ценим в человеке, прежде всего, проявление живого образа и подобия Божьего. Поэтому мы не думаем, что первобытный человек - это вообще какой-то некий древний человек, у которого есть все те же органы, что и у современного человека. Мы, конечно, понимаем, когда читаем рассказ об Адаме и Еве, что мы говорим об отношениях человека с Богом, о тех потенциях, которые вложены в человеческое существо, в человеческий дух. И вообще мы воспринимаем человека именно как духовное существо, обращённое к Богу, обретающее смысл своего существования только пред лицом Божьим, только в общении с Богом и ближними, только в этой возможности проявить свою богосообразность и своё уподобление Богу. Вот в чём суть. Поэтому в вопросе речь идёт, может быть, совершенно о разных явлениях.

Почему обычно священник на приходе не уделяет достаточно времени личному общению с людьми?

Свящ. Георгий Кочетков: Ну, во-первых, если речь о старых священниках, то потому, что в советское время их не учили общаться с людьми. Более того, запрещали всякое общение, это считалось почти что преступлением. Таких священников снимали с прихода и отправляли, как говорится, «в Воловьи Лужки». И священники разучились общаться. Кроме того, они исторически немного превратились в определённую касту, поэтому довольно часто не очень хорошо понимают других людей. Так что, к сожалению, иногда им трудно общаться. Общение - это тоже искусство, это определённое дерзновение, смелость, это умение брать на себя чужие трудные обстоятельства, а то и согрешения. Это всё непростые вещи. И нельзя со священника требовать готовности к общению в любую секунду. Никто с себя же не требует такого. Мы можем воспринимать это как идеал, как свою цель, к которой мы стремимся, но механически требовать этого нельзя. А приход, к сожалению, часто ещё и загружает священников очень многими второстепенными вещами. Есть очень много деталей, которые, может быть, уже отжили свой век. Но у священника не всегда хватает разума или смелости от этих деталей, от этой бесчисленной мелочёвки освободиться, чтобы у него просто были силы и время для общения. Так что здесь может быть много причин. Ну и наконец, многое зависит от того, кто жаждет этого общения. Иногда люди на себя не смотрят, а ведь бывает, они сами виноваты в том, что никак общения не получается.

Как понять, что тот духовный опыт, который тебе предлагается, истинный?

Что делать, если тебе кажется, что всё хорошо, всё устраивает и нет желания чего-либо искать?

Свящ. Георгий Кочетков: Это говорит о том, что человек равнодушен, что он, скорее всего, обыватель. Его всё устраивает, он житейски обеспечен, и, в общем-то, не столько живёт, сколько прозябает. Надо просто уметь себя оценить, отнестись к себе критически, надо понять, что тебе не хватает любви. Потому что только любовь делает человека неравнодушным к миру, к жизни, к себе, к другим, к Богу. Вот и всё. Надо быть просто трезвенным, и тогда поймёшь, что на самом деле в жизни слишком много зла, слишком много греха, слишком много тёмного, мрачного, слишком много страданий. И поэтому считать, что всё хорошо, может только одномерный, индивидуалистически настроенный и не очень добрый человек.

Что такое встреча с Богом?

Свящ. Георгий Кочетков: Встреча с Богом? Ну, это самый простой вопрос. Что такое встреча? Встреча - это общение. Допустим, люди между собой не общались, и вот они встретились. И возникла возможность общения в любви, в духе, в свободе, в истине, в творчестве... То же самое встреча с Богом. Человек мог не знать Бога, быть закрытым, не иметь доверия к Богу, к божественному действию, к божественной Любви, и вдруг открываются эти клапаны, открывается сердце, и человек обретает это доверие, обретает этот свет, обретает эту радость. Он чувствует благодарность и подъём сил, он чувствует, что жизнь наполняется смыслом и духом. Вот это и есть встреча. У неё могут быть долгосрочные плоды, а могут быть и краткосрочные - это другой вопрос, это уже зависит от того, кто какие выводы сделает из этой встречи. Так что это очень просто. Потому что человек так создан: как говорил Тертуллиан, «душа по природе христианка», т. е. сердце человека по самому своему устроению «наиболее адекватно» чувствует себя в общении с Богом. А без общения с Богом тоскует человек, ему становится плохо, его начинают разрывать страсти. Без общения с Богом он впадает в уныние, он находится всё время на грани какого-то недостойного существования. И что же, у человека нет элементарного ума, чтобы эти вещи понять? Конечно, есть, или должен быть.

Найденная цель и исполнение

Юношеский Пастор - 35 лет - Австралия

С самого рождения родители брали меня в церковь. Когда я подрос, я знал многое о Боге и занимался всеми теми правельными делами, которыми занимамаются христиане. Когда мне исполнилось 16 я захотел узнать что еще этот мир может мне предложить. Я многое знал о церкви и думал, что ходить в церковь это все, что нужно делать, чтобы угодить Богу.

Казалось, что все друзья веселее меня проводили время. Я сходил на несколько вечеринок к друзьям и видел пьяных людей, наркоманов и тех, кто занимался сексом. Мне казалось, что меня обокрали, мне никогда не было так весело как этим ребятам. Самыми волнующими моими впечатлениями были игра на скрипке по выходным, стрижка газона и посещение церкви. Только заглянув в прошлое, я осознал чего лишился.

На одной вечеринке я решил попробывать все те радости, которых у меня в жизни не было. Это была транзакция от наивного христианина к "бунтарю без причины". Я начал пить - я ходил в кемпинг со своими одноклассниками, и мы выпивали все, что можно было купить и выпить. мы крили травку пару раз. Повзрослев, я стал посещать ночные клубы. Каждую неделю я ходжил в паб и ночной клуб.

Так как я был наблюдательным человеком, я часто наблюдал за поведением людей. Я обнаружил, что одни и теже люди ходили каждую неделю в одни и теже клубы. Каждую неделю они танцевали, выпивали, одевались в одну и туже одежду, танцевали под туже музыку. Все это повторялось и не менялось. Это раздражало меня, и я понял, что это все, что я смогу получить от ночной жизни. Я долгое время портил свое здоровье и не нашел никакого наслаждения в этом.

Когда я учился в средней школе я увлекся каратэ. Я был более защищен и уверен, что смогу постоять за себя. Я подумал, что может быть мне стоит вести здоровый образ жизни, и тогда в моей жизни настанут лучшие времна. Я очень усердно тренировался. Я принял участие в нескольких соревнованиях, и даже выйграл. Я все еще ходил на вечеринки. На занятиях каратэ я начал наблюдать за старшими ребятами. которые тренировались уже много лет. Они казались успешными людьми, но мне они показались высокомерными. Они ходили с высоко поднятой головой высокомерно смотря на людей. Хотя они могли защитить себя, я обнаружил, что внутри они не были защищены.

Я не хотел этого для себя. Я не смог найти того, что искал… Я начал глубже задумываться над тем, что я хотел найти. Я искал правды, цели, любви и удовлетворения.

Во то время, когда я ходил на каратэ, я повстречал подругу своей сестры. Она была хорошим человеком, и она мне нравилась. У меня не было причин начинать с ней отношения кроме того, что иметь подругу это весело. Иметь кого-то с кем можно разделить свою жизнь, любить и быть любимым - может быть я искал этого? Мы ходили в кино, на свидания, мы даже целовались! Мы были в близких отношениях около 9 месяцев, но со временем наши интересы престали совпадать. Я не мог дать ей того, чего она хотела.

Пока я встречался с этой девушкой, я кое-что понял. Я по всему миру искал ответы, а что если у мира не было ответов на мои вопросы. Может быть я искал не в тех местах… может быть ответы в этом мире не могут быть найдены.

Я припомнил стих из Писания, который я выучил в воскресной школе. Притчи 14:12: Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти. Я осознал, что если я хочу узнать секрет радостной, удовлетворительной жизни мне нужно задать свой вопрос автору жизни.

Я вернулся в церковь, чтобы поговорить с Богом. К сожалению для меня, многие мои знакомые уже не ходили в эту церковь, и в течение целого года я ходил в церковь один. Но пока я ходил в церковь, что единственный человек, у которого были ответы на все мои вопросы был Иисус. В Библии говорится… "Я путь, правда и жизнь - ни один человек не подойдет к Отцу, кроме меня". Таким был я - я искал смысл жизни, правда, которая бы была универсальной, и я искал для себя великую судьбу.

Прошло некоторое время, чтобы я осознал, что мне не нужно искать чего-то лучшего в жизни, все что мне нужно это довериться Иисусу, и Он будет направлять меня по жизни и моя жизнь станет удивительной, экстремальной, страстной. Как только Иисус вошел в мою жизнь, все стало случаться для меня!

Чтобы долго не рассказывать скажу лишь, что эта девушка стала моей женой и уже 13 лет мы вместе. Она общалась с теми же друзьями, с которыми общался и я, мы ходили в одну и ту же церковь, даже наши мамы вместе играли в теннис, но мы никогда не встречались. Бог сохранил ее для меня. Он подготавливал меня, изменял мое мышление, чтобы я был подходящим человеком для нее. Иисус помогал мне, направлял меня. Для меня Он припас самое лучшее, и Он никогда меня не подвел.

С тех пор Иисус и я сделали вместе очень много удивительных вещей. Я смог путешествовать по миру не только с целью посмотреть достопримечательности, но и чтобы рассказать об Иисусе молодым ребятам. Я видел разбитые, уничтоженные жизни, исцеленные и обновленные силой Иисуса! Я был блогословлен двумя замечательными детьми. Я не богат и не влиятелен. У меня нет огромного количества дорогих вещей, но за все, что у меня есть я благодарю Бога. Я знаю, чтобы мне не было нужно, Бог даст это мне. Я счастлив.

Я осознал, что не смогу сам найти покой в душе и радость, но если я посвящу свою жизнь Иисусу, Он сможет дать мне такую жизнь, о какой я и мечтать не смел. Я должен слепо доверять Ему. И тогда Он сделает меня и мою жизнь счастливой и полноценной!

Многие религии, исповедующие единого Бога, обещают человеку, что он сможет в той или иной мере прикоснуться к Богу, испытать чувство Его присутствия и близости. Но ни одна религия, кроме христианства, не позволяет человеку познать Бога как брата, как друга. Через воплощение Сына Божия, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, мы становимся сынами Бога Отца и братьями Христа. Бог воплощается, чтобы иметь возможность общаться с нами на равных, чтобы, разделив нашу судьбу и прожив нашу жизнь, получить право сказать нам о Себе и о нас ту последнюю истину, которая никаким иным способом не могла быть нам открыта. Истину о том, что нет пропасти, разделяющей Бога и человека; нет непреодолимых препятствий для встречи между человеком и Богом - один на один, лицом к лицу.

рис. Виктор Специтцев

Встреча эта происходит в нашем сердце. Ради этой встречи пришел Господь на землю, стал человеком и прожил человеческую жизнь: родился в вертепе Вифлеемском, бежал в Египет, вернулся в Назарет, воспитывался в доме плотника, крестился, вышел на проповедь, ходил по Галилее, Самарии и Иудее, проповедуя Царствие Небесное и исцеляя болезни человеческие, претерпел страдание и крестную смерть, воскрес из мертвых и вознесся на небо. Все это - ради того, чтобы произошла таинственная встреча, чтобы разрушилась преграда между человеком и Богом, воздвигнутая человеческим грехом. «Средостение градежа разрушися, пламенное оружие плещи дает, и херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся», - поется в церковной песни. Преграда разрушена, и меч херувимский, преграждающий вход в рай, отступает; врата рая открываются, и человек возвращается к древу жизни, от которого питается Небесным Хлебом.

История грехопадения Адама - это история всего человечества и каждого человека. Грех Адама повторяется в каждом из нас, когда мы отворачиваемся от Бога и грешим. Но и Христос воплощается для каждого из нас, а потому и спасение Христом Адама - это наше спасение. «Разрешися связанный Адам, свобода же всем верным даровася», - говорится в каноне, который читается на повечерии предпразднства Рождества Христова. Во Христе всем людям возвращается та богоподобная свобода, которую Адам и его потомки утратили через грех и отпадение от Бога.

Святитель Григорий Богослов называет Боговоплощение «вторым творением», когда Бог как бы заново творит человека, воспринимая на Себя человеческую плоть, «вторым общением» между человеком и Богом: «Существующий начинает существовать; Несозданный создается; Необъемлемый объемлется; Богатый становится нищим через восприятие плоти, чтобы я обогатился Его Божеством… Что за новое таинство? Я получил образ Божий и утратил его, а Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и меня обессмертить. Он вступает во второе общение с нами, которое гораздо лучше и выше первого».

В воплощении Слова происходит, по выражению святого Ефрема Сирина, «обмен» между Богом и человеком: Бог воспринимает от нас человеческую природу, а нам дарует Свое Божество. Через воплощение Слова происходит обожение человека. «Слово воплотилось, чтобы мы обожились», - говорил святитель Афанасий Великий. «Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сынов человеческих сделать сынами Божиими», - сказал святой Ириней Лионский. Обожение, к которому человек был предназначен по самому акту творения и которое утратил через грехопадение, возвращено человеку воплотившимся Словом.

И потому именно в Рождестве Христовом происходит всецелое обновление человеческого естества. Не только в том единственном Рождестве, которое произошло две тысячи лет назад в Вифлееме, но и в том рождении Христа, которое вновь и вновь происходит в наших душах. Ибо душа человека - это «скотские ясли», которые Бог делает вместилищем Своего Божества и храмом Своим. Человек в грехопадении «уподобился скотам несмысленным», но Бог приходит к падшему человеку и делает душу его местом, где происходит таинственная встреча между Ним и нами.

Величайшее чудо Боговоплощения - в том, что, совершившись однажды в истории, оно возобновляется в каждом человеке, приходящем ко Христу. В глубоком молчании ночи Слово Божие воплотилось на земле: так воплощается оно в молчаливых глубинах нашей души - там, где умолкает разум, где истощаются слова, где ум человека предстоит Богу. Неизвестным и неузнанным родился Христос на земле, и лишь волхвы и пастухи вместе с ангелами вышли навстречу Ему: так тихо и незаметно для других рождается Христос в человеческой душе, а она выходит Ему навстречу, потому что возгорается в ней звезда, ведущая к Свету.

Мы таинственно встречаем Христа в молитве, когда вдруг обнаруживаем, что молитва наша принята и услышана, что Бог «пришел и вселился в нас» и наполнил нас Своим живоносным присутствием. Мы встречаем Христа в Евхаристии, когда, причастившись Тела и Крови Христовых, вдруг чувствуем, что наше собственное тело пронизано Его Божественной энергией и в жилах наших течет Кровь Бога. Мы встречаем Христа в других таинствах Церкви, когда через соприкосновение с Ним обновляемся и оживотворяемся для жизни вечной. Мы встречаем Христа в наших ближних, когда человек вдруг раскрывается для нас и мы прозреваем в сокровенную глубину его, где сияет образ Божий. Мы встречаем Христа в нашей повседневной жизни, когда среди шума ее вдруг слышим Его призывный голос или когда видим Его явное и внезапное вмешательство в ход истории.

Именно так - внезапно и неожиданно - вмешался Бог в жизнь человечества двадцать веков назад, когда Своим Рождением повернул весь ход истории. Именно так рождается Он вновь и вновь в душах тысяч людей и изменяет, преобразует и преображает всю их жизнь, делая их верующими из неверующих, святыми из грешных, спасающимися из погибающих.

Пусть праздник Рождества Христова станет праздником рождения Христа в нашей душе и нашего возрождения во Христе. Умолкнем для мира, чтобы в душе нашей родилось Божие Слово и наполнило нас Божеством, Светом и святостью…

Митрополит Иларион (Алфеев)

Я хочу поздравить вас всех с Праздником Сретения Господня, который установлен в память события, произошедшего на сороковой день после рождения по плоти Господа нашего Иисуса Христа.

По закону Моисееву всякий первенец мужского пола должен был быть посвящен Богу. Младенца приносили в храм и приносили за него выкуп, либо ягненка, либо птенца голубя. Вот и родители Богомладенца, Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф Обручник, принесли Младенца Христа в храм и принесли за Него выкуп. Навстречу им вышел праведный старец Симеон, который принял на руки свои Христа. И, уразумев очами сердца в беспомощном Младенце Творца всей Вселенной, произнес молитвенную песнь: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по Слову Твоему, с миром, ибо увидели глаза мои спасение Твое, которое Ты приготовил для всех людей: Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32). Симеон Богоприимец пророчествовал о том, что Богомладенец будет Камнем, о который одни преткнутся, а другие, как на твердом основании, будут созидать здание своего спасения. Пророчествовал он и о грядущем испытании, которое постигнет Пресвятую Богородицу, когда Она, стоя при Кресте, на котором будет распят Ее возлюбленный Сын и Господь, будет претерпевать невероятные страдания, как будто оружие поразит ее в самое сердце.

Праздник называется «Сретением», что в переводе со славянского означает «Встреча». И встречается не только праведный Симеон и Господь, но встречается как бы Ветхий Завет с Новым. Вообще встреча человека с Богом – это событие исключительной значимости. Она никогда не остается бесследной для человеческого устроения, для духовной жизни. Пришел в мир Бог, встретился с ним род человеческий, и Ветхий Завет сменился Новым – всё изменилось: другие законы стали определять человеческое существование. Встретили Христа рыбаки и стали апостолами. Встретила Христа блудница и стала целомудренной провозвестницей Евангельской истины. Встретила Христа самарянка и стала пророчицей о пришедшем в мир Боге. Такое преображение происходит со всяким человеком, который встретил Бога.

Но как происходит эта встреча? Бог есть духовное Существо, поэтому напрасно ждать с Ним встречи телесным образом, таким, как мы встречаем друг друга: своих близких, своих знакомых, друзей, товарищей, коллег по работе. Встреча с Богом происходит не внешним, телесным образом, она происходит духовно, и место этой встречи – человеческое сердце. Именно в глубине нашего сердца, в нашей душе должны мы встретить Бога. Каковы же свойства этой встречи? что свидетельствует о том, что она произошла? То же самое, что свидетельствовало о встрече с Богом в тех случаях, о которых я уже говорил.

Встреча с Богом всегда означает глубокую духовную перемену. Был человек неверующим, а стал верующим. Был грешником, а стал каяться и исправляться. Был пьяницей, а стал трезвенником. Был блудником, а стал человеком целомудренным. Был жестокосердным, а стал великодушным и милосердным. Если мы не видим в себе духовной перемены, значит, и встреча с Богом в нашем сердце еще не произошла. А ведь именно она является целью нашей церковной жизни. Мы не просто должны встретить Бога в нашем сердце, сердце должно стать обителью Бога, жилищем для Него. Господь этого желает и в Евангелии говорит нам: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним (Откр. 3:20), и обитель у него сотворю (Ин. 14:23)». Господь стоит при дверях нашего сердца, и уже от нас зависит, войдет Он внутрь или так и останется вне нашей души, а душа наша останется пустой, лишенной Бога.

Поэтому мы должны приложить усилия, чтобы Господь вошел внутрь нашего сердца. И эти усилия не тяжкие, они вполне по нашим силам.
Когда происходит встреча с Богом? Когда мы вступаем в молитвенное общение с Ним. Молитва – это диалог. Если мы обращаемся к Богу от чистого сердца со вниманием и смирением, то Господь обязательно ответит на наше обращение. И Его ответом будет внутреннее, духовное в нас изменение.

Встреча с Богом происходит в Таинстве покаяния, когда мы на исповеди перед Богом, а не только перед священником, приносим исповедование своих грехов, искренне сокрушаемся о них и желаем освобождение от того закона греха, который оскверняет в нас образ Божий. Тогда Господь отвечает на наше покаяние, и Его ответ проявляется в том глубоком мире и спокойствии совести, который обретает всякий человек истинно и искренне кающийся. Если мы каемся не должным образом: утаиваем какие-то грехи, или, хотя и каемся в своих грехах, но осуждаем наших ближних за их недостатки, тогда мы не чувствуем этого духовно мира, потому что Бог не входит в сердце, омраченное злобой, лукавством, самооправданием.

Встреча с Богом происходит, конечно же, и в таинстве Евхаристии, когда мы приступаем к Чаше жизни, к Чаше Тела и Крови Христовых, но только в том случае, когда мы это делаем достойно. А когда мы достойно причащаемся? Когда сознаем всю безмерность своего недостоинства, своей нищеты духовной, и из этой нищеты алчем и жаждем Бога, Его спасения, Его чистоты. Тогда Господь, Который сказал: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6), насыщает наше сердце Собою, входит в нас и становится для нас небесной Пищей, которая утоляет нашу жажду, которая совершенно умиряет наш дух и дает нам почувствовать веяние вечной жизни.

Есть и еще одна встреча, которая неминуемо состоится в жизни каждого из нас. Это встреча с Богом после нашей телесной кончины. После того, как человек умирает на земле телесно, душой он восходит в горние обители и поставляется пред Престолом Божиим. И видит Бога уже лицом к лицу. И эта встреча является решающей для вечной участи человека. Перед Престолом Небесного Судии обнажатся не только наши дела, но и чувства, и помышления. Предвкушением этой страшной встречи с Богом является голос нашей совести. И если мы не хотим посрамиться на суде Божием, то должны совесть свою слушать и поступать согласно ее велению. Если мы будет послушны голосу Божиему, звучащему в нашей совести, то Господь, конечно же, не посрамит нас и на Страшном Своем судилище. Будем же уготовлять себя к этой великой и страшной встрече с Богом и будем стараться, чтобы Господь всегда, неисходно пребывал в нашем сердце. Если уже здесь на земле сердце наше станет обителью Бога, то Бог не оставит нашего сердца и за гробом.

Пусть же Господь молитвами святого праведного Симеона вселит и в нашу душу ту жажду, с которой он многие годы ждал встречи с Богом. Пусть встреча с Богом для каждого из нас станет самым желанным, самым ценным, самым дорогим. И тогда само желание повлечет нас идти тем путем, который указал нам Господь в святом Евангелии, – путем заповедей Христовых, которые неминуемо всякого шествующего этим путем приводят к встрече с Богом и упокоению в небесных обителях. Аминь.

В Откровении 21:4 записаны слова утешения: «и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». Сейчас же мы встречаем страдания, которые не дают нам покоя, беспокоят нас и готовы лишить веры. Любящий Бог дает нам заверение 1Кор.10:13: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое, и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение». Хорошие слова, но этот текст в оригинале звучит иначе: «При искушении даст выход». Не просто облегчение, он даст выход. Облегчение это хорошо, но знать, что есть выход из твоей ситуации, когда ты загнан в угол и кажется, что это конец. У Бога есть решение проблемы. И как здорово, что этого Бога знает каждый из нас. Приятно осознавать, что Он является моим Богом и моим Отцом. Пусть на глазах слёзы и сердце сжимается от боли, но Он всё видит и сопереживает!
Мне нравится выражение, которое описывает состояние Христа, когда Он видит наши страдания. Его Дух волнуется вместе с нами. Когда Он видит нашу боль, когда Он видит слёзы на наших глазах, когда видит несправедливость по отношению к нам. Он не может к этому равнодушно относиться. И Он не просто волнуется, а делает всё, чтобы дать нам силы. Чтобы утешить нас, поддержать, ободрить, воодушевить. Но всё равно у нас возникает вопрос: «Господи, почему это происходит и как долго это будет длиться? Когда эта боль уйдёт из моей жизни?»
Этот вопрос всегда волновал людей. Один из авторов псалмов размышлял об этом. Псалом 72 начинается словами: «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!» (Пс.72:1).Это елей на душу, правда? Бог добр к нам. Всегда ли мы встречаем в своей жизни добро? Всегда ли мы счастливы и улыбаемся? Всегда ли благословляем Бога и людей, которые рядом с нами находятся? Иногда звучат слова: печали, отчаяния, уныния: «Господи, если так жить, то зачем жить?»
Однажды Иов сказал: «Будь проклят день, когда я родился в этот мир». Может быть, не дословно мы произносим, но что – то подобное в нашей жизни бывает. Читаем: «Блажен муж, который не ходит…» и понимаем, да всё нормально. Бог добр ко всем. Особенно, к чистым сердцем. Но почему в моей жизни получается иначе? И Асаф продолжает: «А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои» (2 ст.). Господи, что происходит? Я чего – то не понимаю? Почему написаны эти слова?
Довольно часто нам задают вопрос: почему страдают добрые люди, а преуспевают злые? Почему те, которые не заботятся о себе более успешны? А те, кто старается, имеют проблемы?
Асаф был благочестивым человеком и смотря, как нечестивые живут, радуясь жизни, он говорит: «Пьют воду полною чашею и ни о чём не заботятся, ни о чём не переживают». «Господи в чём дело, почему? Где же справедливость, в конце концов?»
А, Давид – муж по сердцу Бога? От сына своего бегал, от Саула бегал… Постоянные переживания… Господи, почему так происходит? Что я не понимаю? Может быть, что – то не так?
Вы придерживаетесь здорового образа жизни? А кто за последние два месяца не болел? А кто в этом году не болел? Бывает, что болеете? Мы стараемся спать, сколько положено, бываем на свежем воздухе, и на солнце, и воду пьём… и упражнения делаем. Но почему то, заболеваем. «Господи, что такое?»
Я помню, своего соседа, себя он называл - мужчиной. Он мне говорил, что я не мужчина, потому что не пью. Он пил всё, что попадало под руку: одеколоны, лосьоны… пил даже стеклоочиститель. И когда не может стоять на ногах, лежит на морозе. И не пять минут. Проснулся, домой пришёл – нормально. Ты же одеваешься – и заболел.
Такие вопросы возникают у нас. И Асаф об этом переживал, беспокоился: «Господи, я не пойму в чём дело. Что не так? Что не срабатывает?» - «Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их» (4ст.), а ты, вроде бы, всё правильно делаешь, но имеешь проблему.
Другие люди, которых мы встречаем, - одно время их называли «новые русские». Сейчас их называют иначе.
Смотрите, что о них говорит Асаф: «На работе человеческой нет их, и с [прочими] людьми не подвергаются ударам. От того гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, [как] наряд, одевает их… над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока» (5,6,8 ст.).
Скажите, у вас всегда всё благополучно? Всегда хватает денег для оплаты коммунальных? Всегда ли мы можем позволить себе желанную покупку? Нет. А у этих людей нет никаких принципов. Они живут, как хотят. Берут там, где не ложили. И у них нет проблем. А мы стараемся поступать честно, придерживаясь правил. А что получается в нашей жизни? Но, у них есть одна проблема… они не спят по ночам? Почему? Один человек сказал, что чем больше денег, тем больше запах распространяется от таких денег. И на этот запах слетаются все, кто хотят поживиться, как на свет от фонаря слетаются насекомые.
Однажды я беседовал с директором института, где пришлось мне работать. И вот, он задал мне, молодому ещё тогда, вопрос о том, зачем мне ходить в церковь. Что мне даёт церковь? Он говорил: не горе же у тебя случилось! Я ответил, что всё у меня хорошо. И он спрашивал, зачем же я тогда хожу в церковь, порчу свою жизнь. Почему бы мне не жить, как всем! В ходе наших рассуждений я задал ему вопрос о том, что, если я поступлю по его совету, будет ли у меня спокойный сон? Если я буду брать чужое, и в остальных вопросах буду поступать так, как кажется правильным, то буду ли я спокойно выходить на улицу и никого не бояться? И он сказал, что нет. И я ему сказал, что, если даже Бога нет, а я по этим принципам живу то ничего не теряю, а если Бог есть? И знаете, он мне сказал: «иди, всё». Больше нам было говорить не о чем. Это было время Советского Союза. КПСС ещё была умом, честью и совестью нашей эпохи. Но тогда этот человек сказал мне: «Иди!»
Я вспоминаю слова своего классного руководителя, которая меня, - ученика четвёртого класса, - спросила: «Тебя не заставляют ходить в церковь? Не повредит ли тебе это?» И я ответил, что нет, не заставляют и не повредит, что там плохому не учат. И она, парторг школы, сказала мне: «Если ты уверен, никого не слушай. Делай, что делаешь». Я был поражён.
Вы знаете, потом в жизни были разные моменты, но слова её я помнил, когда ощущал разное отношение людей ко мне: ровесников, преподавателей. В школе, в учебном заведении позднее, в армии. Где бы я ни встречал людей, которые пытались меня переубедить, я всегда помнил те слова. Уже тогда я понял, что Бог в моей жизни самое главное, без Него жизнь не имеет смысла.
Но бывают в жизни моменты, когда не понимаешь действий Бога, не понимаешь, что происходит с тобой в твоей жизни.
К сожалению, тогда происходит следующее: «Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею» (10ст.).
Эта опасность сегодня реальна и Бог говорит, что это путь, приводящий нас к утрате ценностей. Он приводит нас в тупик, из которого выход все же есть – Иисус. Без Него мы ничего не можем.
«И говорят: "как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?" И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство» (11,12ст.). А не напрасно ли я себе во многом отказывал? Да, иногда мы об этом рассуждаем.
Асаф не мог понять этого. Всегда ли мы можем понять, что происходит в нашей жизни? Всегда ли мы можем дать ответ? Не всегда… многое для нас остаётся непонятным.
Меня утешают слова Елены Уайт о том, что в вечности мы получим ответы на все эти вопросы.
Но неужели сейчас не хочется получить ответ? Каждому хочется. Мы просим Господа дать ответ сейчас. Потому что, когда не знаешь, чувствуешь себя в каком – то подвешенном состоянии. Неуютно, некомфортно когда не знаешь, что будет дальше.
Асаф так размышлял и не понимал: «Доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти» (17-18 ст.).
И его отношение к происходящему изменилось. Что стало причиной этой перемены его восприятия мира в своей жизни? Что он увидел во святилище?
Когда священник входил во святилище там служение совершалось и происходила встреча с Богом. Помните, когда Господь давал повеление Моисею? «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх.25:8)
И когда мы читаем последнюю книгу Библии – книгу Откровение - написано «се, скиния Бога с человеками» (21:3). Другими словами – место встречи человека с Богом.
Да, какое – то значение имело для Асафа то, что он видел конец этих людей, но самое главное – он встретился с живым, реальным Богом, который присутствовал в его жизни. И поэтому, его отношение изменилось в корне. До этого он сомневался и говорил: «Не напрасно ли, Господи?» Но, когда встретил Бога, он понял: «Не напрасно».
Встреча с Богом меняет всё в жизни человека.
Давайте вспомним страдальца Иова, о котором мы говорили. Он многого не понимал и потому говорил эти безумные слова. Но когда он встретился с Господом, то его словами были: «Господи, я всё понял. Спасибо Тебе, что Ты позволил мне встретиться с Тобой!»
Для нас, людей, задающих Богу вопрос: «Почему?», необходима встреча с Богом! Когда мы приходим в церковь, мы приходим на встречу с Богом и друг с другом. Вместе петь, молиться, читать Слово Божие, размышлять. Но самое главное для нас – встреча с Богом. Без этой встречи всё остальное не имеет смысла. И, если встреча не произошла, то мы напрасно потратили время. Самое важное, без чего моя жизнь не имеет смысла, - это встреча с Богом. В церкви, дома. Не просто читать, не просто молиться, а взывать: «Господи, я хочу встретиться с Тобой! Я хочу услышать Тебя, увидеть Тебя. Без этого у меня нет никакой перспективы, нет будущего». И когда встреча эта происходит, тогда я начинаю понимать, что в моей жизни всё не так уж и плохо.
Когда ребёнок приходит к нам и говорит, что с кем – то поссорился, или подрался, то для него всё плохо, но родители могут успокоить и утешить.
Мы взрослые мудрее. У нас опыта и видения больше. А Бог смотрит совсем по - другому. И вот понимаешь, то, что произошло со мной это благо для меня потому что, «праведник семь раз падает», но всякий раз поднимается. И эти падения учат многому. Если бы у нас не было болевых ощущений, мы научились бы чему либо? Да никогда! Если бы я не знал, что такое горячо, не испытал, что значит удариться, то был бы беспечным. Но Бог даёт нам эти ощущения для того, чтобы уберечь нас от больших проблем. И более того, « всякое дело Бог приведет на суд» (Еккл.12:14). Именно об этом говорит Асаф: «на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти» (Пс.72:18). Быстро придут они к своему концу. «Исчезли, погибли от ужасов! Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты их» (19,20 ст.). «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои» (27,28 ст.).
Когда я имею Бога в моей жизни, мне ничего другого не нужно. «С Тобой, Господи, на земле мне ничего не надо. Главное, чтобы Ты был со мной. Потому что, Ты – это решение всех моих проблем». Это моё утешение.
Что можно сказать родителям, у которых двенадцатилетний ребёнок болен менингитом? И врачи говорят: всё, надежды нет. Что могут сказать этим родителям люди не знающие Бога?
Марк Финли на одной из программ рассказал о том, как он был в интернате, где находились люди, которые не имели возможности ни двигаться, ни говорить. Он рассказал, об одной женщине, у которой двигаться могли только глаза. Она могла их открывать и закрывать. Шевелить конечностями она не могла, говорить тоже не могла. И когда атеист сказал ему: «Что вы со своим Богом?» Марк Финли спросил у него: «Что вы можете дать этому человеку? Какую надежду? А я могу познакомить со Христом!»
И когда он рассказывал этой женщине о Христе, из её глаз бежали слёзы. Друзья, это то, что имеем мы с вами сегодня. То, чем мы можем делиться с людьми. С теми, кто разочарован, кто не имеет надежды, будущего. Кто не видит никакой перспективы. Бог – живой Бог, - с которым мы можем встретиться. Это самое главное в нашей жизни!
Можно иметь весь мир, но: « приобрести весь мир, а себя самого погубить» (Лук.9:25).
Что этот мир? Это преходящее, тленное! А Христа иметь это значит иметь всё.
Одна молодая пара, ожидала своего первого ребёнка, он родившись прожил всего лишь неделю и умер. Как радовались его рождению, а потом печаль, горе.
Почему, Господи, для чего Ты это допускаешь?
Много вопросов, но не всегда мы находим ответ. Как бы ни было трудно, самое главное должно произойти в моей жизни: я должен встретиться с Богом! Я должен прийти во святилище и увидеть Его там! Я должен прийти на Голгофу и увидеть, что Он сделал для меня. Без этого всё напрасно.
Как важно иметь эту встречу с Ним! Тогда придёт понимание. Он контролирует всё в моей жизни. Не в чьей – то, а в моей жизни. И всё доведёт до конца. Важно иметь эти встречи с Ним и приглашать на эти встречи других. Тех братьев и сестёр, которые разочарованы. Тех кто, ушёл из церкви, от Бога. Так важно показать им реального Бога, пережив с Ним свои опыты отношений. Только таким образом спасение станет реальным для нас. Пусть Бог позволит нам встретиться с Ним и сегодня, увидеть Его. Услышать то, что Он хочет сказать. Когда буду в церкви снова встретиться с Ним. Когда буду становиться на колени опять встретиться с Ним. И слушать, то, что Он мне скажет. Это единственный путь к счастливой жизни. Это путь к той жизни, где не будет сомнений. Где не будет того состояния, о котором говорит Асаф: «Тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою». Хочется быть человеком разумным. Помните это латинское выражение: «homo sapiens»? Хочется быть человеком, который понимает. Пусть не всё, но самое главное: «а Бог реален в моей жизни. Он в моей жизни присутствует». Я желаю этого всем нам, дорогие мои, чтобы эти встречи с Богом происходили каждый день, и чтобы мы были благословенными людьми.