Можайское благочиние.

Образец составления будничной вечерни см. в Приложении – Схема № 2а.

Самостоятельно составить службу – вседневную вечерню на 29-е июля, глас 8-й, понедельник вечер.

ВСЕДНЕВНАЯ (БУДНИЧНАЯ) УТРЕНЯ

По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия G. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда у рядового христианина больше возможности придти в храм на богослужение есть вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня, когда человек еще полон сил, бодр и может приложить больше усердия и трудов в восхвалении, благодарении и умилостивлении Творца. Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига ». i 8., с.58-59; 10., с.65-67.

Если вседневная утреня служится утром , то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:

& Ч.с.38-43 После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный… Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (X в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…». i 1., с.95-96; 2., с.266-268 ; 6., Лекция 6, с.83-84; 8., с.59-60.

Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуйя»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной утрени

Шестопсалмие – Ч

Великая ектения – Сл

«Бог Господь…» и тропари – Сл, Ч, М

Кафизмы – Пс

Канон – О, М

Хвалитные псалмы – Ч

Славословие будничное – Ч

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О

Тропари – М

Сугубая ектения – Сл

Подробную схему вседневной (будничной) утрени см. в Приложении – схема № 3.

Пояснения к схеме вседневной утрени.

X Вседневная утреня совершается при закрытых царских вратах, открыта только внутренняя завеса. Священник облачен в епитрахиль, поручи и фелонь.

X Священник в алтаре, начертывая кадилом крест перед престолом, возглашает возглас утрени: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» , хор: «Аминь»,

Шестопсалмие , & Ч.с.43-55, по традиции читается на середине храма. Пред шестопсалмием читается «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» трижды и «Господи, устне́ мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» дважды. i 4., вып.2, с.197-198.

Древнейшие упоминания о шестопсалмии в его теперешнем составе относятся к 7 веку. В нескольких местах Октоиха именуется греческим словом «эксапсалмы». Шестопсалмие составляют 6 псалмов – 3, 37, 62, 87, 102, 142, основной мыслью которых является преследование праведника врагами, его надежда на Бога, конечное упокоение в Боге. Псалмы 3, 62, 102 – более радостные, а 37, 87, 142 – более печальные. Во время шестопсалмия гасятся свечи, чтобы человек мог, незаметно для окружающих, поплакать о своих грехах. Стоять в храме во время чтения шестопсалмия нужно тихо, а читать его необходимо очень благоговейно, «не борзясь», потому что, по выражению Типикона, в это время беседуем с Самим Богом. i 1., с.96; 2., с.268-269; 4., вып.2, с.198-203; 8., с.60-61.

После 3-х первых псалмов читается «Слава, и ныне…», «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» трижды (даже без поясных поклонов для соблюдения особой тишины и внимания!), «Господи, помилуй» трижды, «Слава, и ныне…» и оставшиеся три псалма. X Во время чтения последующих 3-х псалмов священник перед царскими вратами с непокрытой головой про себя читает т.н. утренние молитвы, числом 12, в которых вкратце изложено содержание песнопений и молитвословий утрени. В конце шестопсалмия читается «Слава, и ныне…» «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». i 1., с.96; 2., с.269-270; 4., вып.2, с.203-208; 6., Лекция 6, с.84.

Великая ектения

«Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» со стихами – это стихи 117 псалма (& Ч с.56). Диакон возглашает «Глас …, Бог Господь и явися…» и стих «Исповедайтеся Господеви…», хор поет «Бог Господь…». ! «Бог Господь…» поется на глас 1-го тропаря , который будет петься после «Бог Господь…» со стихами. Далее диакон читает стихи, а хор после каждого поет «Бог Господь…». Интересно отметить, что по Типикону «Бог Господь…» со стихами возглашает не священник или диакон, а канонарх. i 1., с.96; 2., с.270-271; 4., вып.2, с.209-213.

Тропарь. На «Бог Господь» (т.е. после «Бог Господь») поется тропарь святому Минеи (тот же тропарь, что и в конце вечерни) дважды, «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святому (тот же, что и в конце вечерни). i 1., с.96; 2., с.273; 7., Лекция 6, с.63-64.

Кафизма рядовая.

Кафизмы

В богослужебных книгах чтение псалмов называется «стихословие Псалтири». Псалмы в Псалтири разделены на 20 отделов - кафизм . Каждая кафизма содержит несколько псалмов и делится на 3 части – так называемые Славы .

Вседневная вечерня совершается при закрытых царских вратах, открыта только внутренняя завеса. Священник облачен в епитрахиль, поручи и фелонь.

Если перед вечерней читался 9-й час, то на вечерне после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»; если же 9-й час не читался, то – Начало обычное.

Стоя перед царскими вратами, священник дает начальный возглас вседневной вечерни: «Благословен Бог наш , всегда, ныне и присно и во веки веков»,

чтец: «Аминь»,

Начало обычное (если не читался 9-й час),

«Приидите, поклонимся…» (если читался 9-й час),

103-й псалом , предначинательный – читается. В этом псалме повествуется о сотворении мира и блаженном состоянии людей до грехопадения. Это один из древнейших элементов вечерни – в ее составе примерно с 6 века.

X Во время чтения 103-го псалма священник перед царскими вратами с непокрытой головой тайно (про себя) читает светильничные молитвы, которых 7 – по числу дней Творения. В некоторых богослужебных книгах вечерня поэтому называется «светильничное».

Начиная с этого момента (после 103-го псалма) в составе вечерни есть молитвословия и песнопения молитвенно-покаянного характера, содержащие прошения о возвращении того, чего лишились люди после грехопадения.

Великая ектения .

Ектении́

Ектения́ – особая молитва, разделенная на ряд кратких отрывочных прошений, приглашающих к молитве и указывающих предметы её. Эти прошения чередуются с пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Прошения произносит диакон, а в случае отсутствия его – священник. «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи» отвечает хор, в древности весь народ. «Ектения» переводится как составная молитва, а «сугубая ектения» - напряженное, прилежное моление. Современные ектеньи своими корнями уходят в молитвы 1-го века, а в литургических памятниках 3-5 вв. уже есть прошения, очень схожие с современными. Вот некоторые из них: «О мире иже с неба помолимся…», «О епископе помолимся, да Господь наш его долговечна в вере сохранит…», «О пресвитерех помолимся, да Господь не отнимет от них пресвитерства духа и им усердие и благочестие до конца дарует», «О верных мирских помолимся, да Господь даст им веру совершеннее соблюсти», «О всем мире помолимся, да Господь коемуждо промыслит, подая единому коемуждо полезна».

Существует несколько видов ектений :

Великая или мирная ектения. Начинается словами «Миром Господу помолимся…», имеет 12 прошений, после каждого поется «Господи, помилуй» 1 раз, после последнего «Тебе, Господи». Сугубая ектения. Значит усиленная, начинается словами «Рцем вси…», после 1-ых двух прошений поется «Господи, помилуй» 1 раз, после остальных трижды. Если эта ектения начинается словами «Помилуй нас, Боже…», то «Господи, помилуй» сразу трижды.

Просительная ектения или усиленное моление. Начинается словами «Исполним (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви», после нескольких первых прошений поется «Господи, помилуй» 1 раз, после остальных «Подай, Господи», после последнего «Тебе, Господи».

Малая ектения. Это сокращенная великая ектения, начинается словами «Паки и паки…», имеет 3 прошения, после первых двух «Господи, помилуй» 1 раз, после последнего «Тебе, Господи».

На вечерне и утрени должно быть по одной великой, сугубой, просительной и одна или несколько малых ектений . На Литургии одна великая, одна сугубая, две просительных, несколько малых, заупокойная и ектения об оглашенных.

По Уставу на вечерне после великой ектеньи должна читаться кафизма Псалтири. В современной практике не читается.

Если была кафизма, то после нее следует малая ектения .

«Господи, воззвах…» , «Да исправится…», «Положи, Господи, хранение…» и т.д., это стихи 140, 141, 129 и 116 псалмов. Словами этих псалмов мы слезно взываем к Богу и, уповая на милость Его, просим избавить нас от последствий грехопадения. В составе вечерни с 4 века.

Стихи этих псалмов в Часослове сначала идут подряд без разметки, а под конец имеют следующую разметку : на 10 «Изведи из темницы душу…», на 8 «Из глубины воззвах…», на 6 «Аще беззакония на́зриши…», на 4 «От стражи утренния…». Стихи поются или читаются подряд от начала до той разметки, на сколько стихир положено петь в данный день. Далее стихи Часослова чередуются со стихирами. Количество стихир зависит от торжественности праздника и определяется Уставом.

Во время пения «Господи, воззвах…» и стихов диакон (или священник, если служит один) совершает каждение алтаря и храма.

Есть несколько традиций исполнения «Господи, воззвах» и стихов (до соответствующей разметки):

1) Первый стих «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» поет канонарх, остальные стихи поет хор, припевая к каждому стиху 140-го псалма припев «Услыши мя, Господи», а 141-го «Воззвах к Тебе, спаси мя». Такой образ исполнения предполагает Устав.

2) «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи поются подряд без припева.

3) «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи прочитываются подряд.

4) «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи читаются подряд. Хор с некоторыми паузами негромко поет припев «Услыши мя, Господи» или «Воззвах к Тебе, спаси мя», чтение при этом не прерывается.

5) «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи опускаются, т.е. не поются и не читаются. Такой образ исполнения наиболее распространен в современных приходских храмах.

Количество стихир на «Господи, воззвах…»:

1) «на 10» – на воскресном всенощном бдении в течение всего года; Великим постом на вечерне, после которой следует Литургия Преждеосвященных Даров, и в воскресенье вечером, а также еще в некоторых случаях, определенных Уставом;

2) «на 8» – на великой вечерне в средние и великие праздники;

3) «на 6» – на вседневной вечерне ;

4) «на 4» – на малой вечерне.

На рассматриваемой нами вседневной вечерне стихи поются подряд до «на 6», исполняется стих «Аще беззакония…» и стихира, затем следующий стих «Имене ради…» и следующая стихира и так далее до конца.

Если стихи «Положи…» опускаются (5-й способ исполнения), то сразу после «Господи, воззвах…Да исправится…» произносится соответствующий стих «на …» (в зависимости от дня и праздника) и чередуются стихи со стихирами, как изложено выше. На вседневной вечерне это «Аще беззакония…». В исполнении «Господи, воззвах…» и стихир участвует канонарх и хор. (Канонарх – это назначенный певец или чтец, который на вечерне и утрени возглашает начало и гласы изменяемых песнопений, произносит часть стиха перед стихирой и др.. В монастырях есть традиция канонаршить стихиры полностью, то есть канонарх произносит одну строчку стихиры, хор поет эту строчку, канонарх произносит следующую строчку, хор её поет и т.д. до конца стихиры). Канонарх возглашает: «Глас…(такой-то) Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», хор поет «Господи, воззвах…Да исправится…» на названный глас. ! «Господи, воззвах…Да исправится…» всегда поется на глас 1-й стихиры ,которая затем последует. Далее, по Уставу, канонарх произносит 1-ю половину стиха, а хор поет 2-ю половину на соответствующий глас и стихиру. Например, канонарх: «Аще беззакония на́зриши, Господи, Господи, кто постоит», хор поет: «Яко у Тебе очищение есть» и стихиру. При невозможности исполнить стих таким образом, его полностью поют или прочитывают.

Как выше уже было сказано, на вседневной вечерне на «Господи, воззвах…» поются 6 стихир. 3 стихиры берутся из Октоиха и 3 из Минеи . Как видно, здесь тоже соблюдена иерархия – сначала песнопения в честь, например, Господа, Ангелов, Апостолов, а затем святому Минеи. Поются первые три стихиры Октоиха на текущий (рядовой) глас этой седмицы, а стихиры Минеи на глас (и подобен ), который указан в Минее перед стихирами. Канонарх перед стихирами другого содержания, в данном случае Минеи, возглашает их глас: «Глас…(такой-то, например, осьмый) Яко у Господа милость…». Если глас Минеи совпадает с гласом Октоиха, то канонарх произносит: «Глас той же…» и следующий стих.

После стихир на «Господи, воззвах…» в Минее может быть напечатана особая стихира (в 9-й главе Типикона она названа «самогласна стихира»; это наименование происходит от того, что Слава поется просто на какой-либо глас, тогда как сами стихиры на «Господи, воззвах» почти всегда поются на подобен) – Слава или Славник святому , т.к. поется на, то есть после слов «Слава…». Глас Славы указан в Минее на ряду.

! Гласы всех изменяемых песнопений указаны в богослужебных книгах перед песнопениями в их надписании (названиии).

Слава не входит в счет стихир . Канонарх возглашает: «Слава, глас…(такой-то или той же)», хор поет: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» на названный глас и далее саму стихиру.

На «И ныне…» поется Богородичен из 2-го приложения Минеи по гласу Славы святому .

Канонарх возглашает: «И ныне, глас той же», хор поет: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» на соответствующий глас и далее Богородичен. Накануне среды и пятницы, то есть во вторник и четверг на вечерне на «И ныне…» поется Крестобогородичен, который напечатан на ряду в Минее. Крестобогородичен, как и Богородичен, поется на глас Славы.

Если Славы святому в Минее нет, то поется Богородичен или Крестобогородичен, напечатанные на ряду в Минее. Канонарх в таком случае возглашает: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, глас той же», хор поет: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» на соответствующий глас и далее Богородичен.

На «И ныне…» никогда не поется песнопение святому, а только Господу или Богородице. Как и Слава, Богородичен не входит в счет стихир .

«Свете тихий…» поется неизменяемое песнопение. Это песнь о явившемся на землю и просветившем ее Свете – Господе Иисусе Христе является естественным продолжением пророческих стихов псалмов «Яко у Господа милость, и многое у Него избавление…» и др. В составе вечерни с 6 века. Автором считается свт. Софроний, патриарх Иерусалимский (7 в.), по другим сведениям мч. Афиноген (4 в.) или неизвестный автор 2-3 вв.

Прокимен.

После «Свете тихий» следуют несколько кратких возгласов:

Диак.: «Вонмем»

Свящ.: «Мир всем»

[есть традиция после «Мир всем» петь «И духови твоему»]

Диак.: «Премудрость, вонмем , прокимен глас…»

Прокимен

Прокимен переводится как «предшествующий», так как почти всегда за ним читается Священное Писание. По нынешнему Уставу на вседневной вечерне Св. Писание не читается, а наличие прокимна свидетельствует о древней практике читать Ветхий Завет на каждой вечерне. Текст прокимнов – это, в большинстве своем, стихи из Св. Писания. По содержанию прокимны отражают празднуемое событие – по будням они покаянно-молитвенного характера, в Неделю воскресно-торжественного, в праздники повествуют об этом празднике. Прокимен печатается вместе со стихом. Прокимен, который имеет более одного стиха, называется великим. Прокимен, который поется на вечерне, называется прокимен дня или дневной прокимен и печатается в Часослове. На каждый день седмицы напечатан свой прокимен, который всегда поется на указанный перед ним глас, а не на текущий глас Октоиха.

Образ исполнения прокимнов на вечерне. Диакон произносит прокимен полностью, хор поет прокимен полностью; диакон произносит стих, хор поет прокимен полностью; диакон произносит 1-ю половину прокимна, хор поет 2-ю половину прокимна. На вечерне, а также на праздничной или воскресной утрени, может быть исполнен только один прокимен, в отличие от Литургии, где прокимнов может быть два. Интересно отметить, что по Уставу прокимен на вечерне произносит канонарх, а не диакон (Типикон вообще не предполагает участие диакона в будничной службе, в уставе появление диакона можно видеть только на утрени.)

«Сподоби, Господи…» поется сразу после прокимна, по будням обычно на 8-й тропарный глас. В составе вечерни с 6 века. Это хвалебная молитва о даровании безгрешного вечера, объединяющая в себе стихи из некоторых псалмов и книги пророка Даниила. (Согласно Уставу, «Сподоби, Господи…» на всех видах вечернь читается. В современной практике обычно читается лишь в седмичные дни Великого поста, в остальное время богослужебного года поется.)

Просительная ектения. После заключительного возгласа и «Аминь» священник преподает «Мир всем», благословляя рукой, хор: «И духови твоему», диакон: «Главы наша Господеви приклоним», хор: «Тебе, Господи», священник читает молитву главопреклонения. Это является свидетельством древнего обычая, когда епископ, благословляя, в конце богослужения возлагал руки на преклонивших главы молящихся.

Стихиры на стиховне. Своим названием обязаны тому, что поются со стихами не одного какого-либо псалма, но выбранными из разных псалмов и по содержанию согласующимися со стихирами. На будничной вечерне на стиховне поются 3 стихиры Октоиха . Первая стихира поется без предваряющего ее стиха . Канонарх возглашает глас и произносит первую строчку стихиры (до запятой или разметки), хор поет всю стихиру, включая первую строчку. Остальные две поются со стихами покаянно-молитвенного характера «К Тебе возведох очи мои…» и «Помилуй нас, Господи…». Эти стихи напечатаны на ряду в Октоихе, а также в Часослове. После 3-х стихир поется «Слава, и ныне…» Богородичен или Крестобогородичен Октоиха.

Так же как и на «Господи, воззвах…», святому в Минее на стиховне может быть стихира на «Слава…». В таком случае на «И ныне…» поется Богородичен из 2-го приложения Минеи по гласу Славы святому. Во вторник и четверг вечером поется Крестобогородичен из Минеи на ряду.

«Ныне отпущаеши…» читается или поется, по будням чаще всего на 6-й глас. Как уже говорилось, это молитва св. праведного Симеона Богоприимца и вполне соответствует окончанию вечернего богослужения и вообще трудового дня. (Согласно Уставу, «Сподоби, Господи…» на всех видах вечернь читается. В современной практике обычно читается лишь в седмичные дни Великого поста, в остальное время богослужебного года поется.)

Трисвятое по Отче наш читает чтец.

Тропари. В конце вечерни поется тропарь святому Минеи, «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святого . Этот тропарь святому читается на часах и поется на Литургии. В случае, если в Минее на ряду не напечатан тропарь святому, поется общий тропарь по чину святого.

Сугубая ектения (со слов «Помилуй нас, Боже…»)

Окончание:

свящ.: «Премудрость»

хор: «Благослови»

свящ.: «Сый благословен…»

хор: «Аминь. Утверди, Боже…»

Поскольку в современной практике к вечерне присоединяется утреня , то после «Утверди, Боже…» священник произносит возглас утрени «Слава Святей…» , хор: «Аминь», читается шестопсалмие и т.д.

Если же вечернее богослужение заканчивается вечерней, то после «Утверди, Боже…»:

свящ.: «Пресвятая Богородице, спаси нас»

хор: «Честнейшую Херувим…»

свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже наш, слава Тебе»

хор: «Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови»

священник произносит полный отпуст,

хор: «[Аминь] Великого Господина…».

ВСЕДНЕВНАЯ (БУДНИЧНАЯ) УТРЕНЯ

По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда нет возможности придти в храм на богослужение вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня.

Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига ».

Если литургической темой вечерни является история Ветхого Завета – сотворение мира, грехопадение, чаяние искупления, то утреня – это Новый Завет, явление Мессии.

В случае, когда вседневная утреня служится утром , то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:

После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…»

Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуия»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.


Похожая информация.


В первой части логика понятна - раз вечерня, значит, и совершается вечером, но как быть с утреней? Разве не очевидно, что она должна совершаться утром? Для того, чтобы в этом разобраться, нужно обратиться к богослужебному уставу Русской Православной Церкви - Типикону (от греческого «типос» - «образец»). Что он из себя представляет, и как к нему относиться? Может ли он быть изменён или в каких-либо своих моментах отменён? Связано ли это с нарушением самого устава, и что из этого следует?

Сам Типикон на первых же страницах даёт себе такое определение: «изображение церковного последования святой лавры в честь преподобного и богоносного отца нашего Саввы, находящейся в Иерусалиме». То есть по своей сути - это устав древнего монастыря, находящегося в Иудейской пустыне.

Помимо самого преподобного Саввы Освященного, святого VI века, в этом монастыре просияли подвигами такие подвижники благочестия, как преподобные Иоанн Дамаскин, Иоанн Молчальник, преподобный Ксенофонт и другие. Из-за места своего формирования этот устав называют ещё Иерусалимским. На Руси он утвердился уже в XV веке, вытеснив предыдущий, менее торжественный Студийский устав.

Согласно Иерусалимскому уставу, существует суточный круг богослужений, состоящий из: 1) вечерни, 2) повечерия, 3) полунощницы, 4) утрени вместе с первым часом, 5) третьего часа, 6) шестого часа, 7) девятого часа. Мы видим, что в названии каждой службы содержится указание на время, когда она должна совершаться: вечером, поздним вечером, в полночь, утром и так далее.

Примечательно, что Божественная литургия находится как бы вне этого круга, выводя нас из временного порядка земной жизни в вечность, на встречу с Самим Богом в Таинстве Причащения.

Все вышеописанные богослужения призваны подготовить человека к Службе Служб, Литургии, на которой совершается главное Таинство человеческого спасения - соединение со Христом через Его Тело и Кровь.

Но в каждом ли храме мы наблюдаем совершение всех вышеперечисленных служб? Нет, далеко не в каждом (если речь будет идти не о монастырях, а об обычных приходах). Значит ли это, что устав православного богослужения практически повсеместно нарушается?

Нет, и вот почему. По словам одного авторитетного дореволюционного исследователя богослужебного устава Православной Церкви, Михаила Скабаллановича, Типикон представляет собой начертание высокого идеала богослужения, который призван своей возвышенностью вызвать стремление к этому идеалу. Он проводит параллель с заповедями Нового Завета, которые по своей нравственной чистоте не могут быть все исполнены в совершенстве, но самим своим существованием вызывают в христианах стремление к святости.

Церковь видит в уставе великолепный инструмент для воспитания христиан «в духе и истине» (Ин. 4:23-24), а поэтому, не человек для устава, но устав для человека.

В монастырях есть возможность жить полным кругом церковной жизни, выполнять более строгие молитвенные правила, соблюдать пост по всей его строгости. Однако для людей, живущих в миру, такие требования стали бы бременем неудобоносимым, могущим не только не принести духовной пользы верующим, но даже и навредить своей непосильной для выполнения строгостью.

Поэтому Церковь всегда приспосабливалась к реалиям жизни: некоторые из богослужений (например, полунощница, повечерие) на сегодняшний день не совершаются как обязательные в приходских храмах, а некоторые, ввиду их особой насыщенности и содержания (вечерня и утреня, а также часы, призванные освящать те или иные времена суток, в которые совершались особенные события из жизни Господа нашего Иисуса Христа), продолжают совершаться.

И именно поэтому богослужение вечерни, как правило, плавно переходит в утреню, поскольку совершение утрени на следующий день с утра вместе с Божественной литургией потребовало бы от прихожан очень много сил, которые помимо церковной жизни понадобятся им ещё и в мирских делах на предстоящий день.

Таким образом, богослужебный устав представляет собой не саму цель церковной жизни, а лишь её инструмент, призванный помочь людям в деле спасения.

Даниил Маслов, студент Рязанской православной духовной семинарии,

газета "Логосъ"

Схемы

служб всех разрядов:

простой, шестеричной,

заупокойного богослужения

печатается


г. Тобольск, 1998 год.

Последование вечерни
Священник
Чтец с непокрытой головой
МИРНАЯ ЕКТЕНИЯ
Диакон Малая ектения
Хор
Чтец
Хор
Хор "Свете тихий"
Диакон Прокимен
Чтец "Сподоби Господи..."
Диакон Просительная ектения
Хор
Чтец
Хор
Диакон Сугубая ектения:
Диакон "Премудрость"
Хор «Владыко благослови»
Священник «Сый благословен...»
Хор "Аминь". "Утверди Боже..."

Последование утрени

Священник
Хор Аминь.
Чтец Шестопсалмие
Диакон
Хор
Чтец Кафизма по уставу.
Чтец
Хор
Чтец
Чтец
Чтец
Хор
Малая ектения
Чтец
Чтец
Диакон Просительная ектения
Хор
Чтец
Хор
Диакон Сугубая ектения
Диакон "Премудрость"
Хор "Благослови"
Священник "Сый благословен Бог наш"
Хор "Аминь ". "Утверди Боже..."
Чтец 1-й Час.
Священник
Хор

Последование Шестеричной службы.

Шестеричная служба от вседневной отличается тем, что на вечерни стихиры на «Господи воззвах» все берутся из Минеи (6 стихир), а на утрени опускаются Мученичны – ина седальнах и на каноне.

Первый Канон читается из Октоиха без мученичных с ирмосом на 4,.

Второй Канон – из Октоиха на 4.

Третий Канон – из Минеи на 6.

примечание. На Шестеричной службе в Минеи могут оказаться стихиры на хвалитех. В таком случае, они читаются со стихами с отметки на 4. После Богородична «Тебе слава подобает...» не читается, а сразу читается «Слава Тебе показавшему нам свет...» и вседневное славословие.

Последование Славословной службы.

Вся служба совершается по Минеи, кроме канона. Канон берётся из Октоиха и Минеи.

Славословная служба до пения стихир на хвалитех по схеме ничем не отличается от Шестеричной.

Особенноси Славословной службы на Вечерни

1. . На «Господи воззвах» на "и ныне" поется Богородичен (догматик) из 1 приложения Минеи по гласу «Славы».

2. Крестобогородичны на славословной службе не употребляются.

3. Стихиры на стиховне берутся из Минеи, с припевами святого указанного в Минеи. "Слава" минеи, "и ныне" наряду или II приложение минеи.

На утрени.

1. На Бог Господь на «И ныне» поется Богородичен воскресный из 3 приложения Минеи по гласу «Славы» или тропаря.

2. После кафизм положена Малая ектенья «Паки и паки», возглас Священника – «Яко твоя держава...».

3. Седальны Святому берутся из Минеи.

4. Канон читается: 1-й из Октоиха с ирмосом на 4, без мученичных,

2-ой из Октоиха на 4,

3-й из Минеи на 6.

Катавасия праздничная по каждой песни.

5. По 9-й песеи «Достойно есть» не поется, после катавасии сразу Малая ектенья.

6.Эксапостиларий Октоиха, «Слава» Светилен из Минеи, «И ныне» Богородичен на ряду из Минеи.

Хор Стихиры на Хвалитех Святому из Минеи, на «И ныне» Богородичен на ряду (или из 2-го приложения) на «И ныне» отверзаются Царские врата.
Священник «Слава тебе показавшему нам свет...»
Хор Великое славословие Тропарь Святому, "Слава, и ныне"– Богородичен воскресен из 3-го приложения по гласу тропаря.
Диакон Сугубая ектения
Диакон Просительная ектения
Диакон "Премудрость"
Хор "Благослови"
Священник Сый благословен
Хор "Аминь". Утверди Боже.
Священник Пресвятая Богородице спаси нас.
Хор «Честнейшую Херувим...»
Священник Слава Тебе Христе Боже упование наше слава Тебе.
Хор Слава и ныне. Господи помилуй 3 раза. Благослови.
Священник Отпуст(полный).
Хор «Многолетие» «Великого Господина…»
Чтец 1-й Час.

На Литургии.

Поются изобразительные

по входе - тропари: "Апостоли, мученицы…"

"Помяни Господи…"

"Слава" , кондак "Со святыми упокой…"

"И ныне", богородичен "Тебе и стену и пристанище имамы…"

Прокимен, Апостол, Евангелие, Аллилуарий и причастен - рядовой и заупокойный.


Особенности богослужения в субботу
2, 3 и 4 седмиц Великого Поста.

Вечерня

Вечерня совершается утром в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров, по великопостному чину.

Вечером совершается Великое повечерие и заупокойная Утреня.

Великое повечерие читается поскору, без покионов.

По 1-ом Трисвятом читаются тропари:

"Апостоли, мученицы и пророцы…"

"Слава" – "Помяни, Господи…"

"И ныне" – "Мати Святая…"

По 2-ом Трисвятом:

наряду "Помилуй нас, Господи…" и т.д.

По Вседневном славословии читается канон усопшим настоящего гласа, напечатанный в Октоихе в последовании утрени.

По 3-ем Трисвятом:

Кондак: "Со святыми упокой…"

В конце Малый отпуст (а не молитва "Владыко Многомилостиве…") и обычный чин прощения.

Утреня.

Утреня начинается с двухпсалмия (в практике без двухпсалмия, сразу с возгласа "Слава Святей и Единосущней и Нераздельней…").

Утреня совершается по 49 гл. Типикона: "В субботу 2-ю постов на утрени". Эта служба во всём схожа с заупокойной службой, совершаемой по 13 гл. Типикона. Отличается она только лишь чтением канона, т.к. из Триоди полагается петь четверопесницы (по 6, 7, 8 и 9 песни).

Канон читается следующим образом:

В храме Господском и Богородицы:

Канон храма с ирмосом на 6.

Св. из Минеи на 4.

Начинается с 6 песни, канон храма оставляется и поётся сначала канон св. из Минеи, а потом четверопесцы из Триоди.

В храме святого:

Св. из Минеи с ирмосом на 6.

Св. храма на 4.

Начиная с 6 песни, канон храма оставляется и поётся сначала канон Минеи, а затем четверопесцы.


Заупокойное богослужение
в субботы Мясопустную и Троицкую.

По своему построению и схеме эти службы мало чем отличаются от обычного заупокойного богомлужения, совершаемого по 13 гл. Типикона.

Устав о совершении данных служб находятся в 49 гл. Типикона, стр. 394 на обороте.

Сравнивая эти службы с заупокойной службой, совершаемой по 13 гл. Типикона, можно отметить следующие характерные отличия:

I. На "Господи воззвах" на "Слава" – поётся стихира 8 гл.: "Плачу и рыдаю…".

II. Вместо дневного прокимна диакон произносит "Аллилуия, аллилуия, аллилуия", гл. 8 со стихами

1) "Блажени, яже избрал и приял еси Господи". "Память их в род и род" (два стиха вместе)

2) "Души их во благих водворятся"

Хор: 3х3 поёт Аллилуия.

III. По "Ныне отпущаеши…" на вечерни и по "Благо есть" на утрени поётся тропарь 8 гл.

"Глубиною мудрости…"

IV. Вместо "Бог Господь" тк же поётся аллилуия 8 гл.

Тропарь "Глубиною мудрости…" 2-жды

"Слава, и ныне", "Тебе и стену, и пристанище…"

V. Чтение канона:

1) Канон храма (Господского или Богородицы или святого) с ирмосом на 6.

2) Канон Триоди на 8.

К тропарям канона Триоди – припев: "Покой, Господи, души усопших раб Твоих". Поётся обязательно и 2-ая песнь на ряду в Триоди. Катавасия Триоди по каждой песни "Песнь возлием людие…". "Достойно есть" не поётся.

На практике чаще всего читается только канон Триоди. Ирмосы бывают обычные заупокойные 6 гл.: "Яко по суху пешествовав Израиль…" (находятся в воскресной службы 6-го гл.). Как правило канон читают священнослужители на середине храма. Припевы "Покой, Господи, души…" поёт хор. Священнослужители заходят в алтарь после прочтения светильна с богородичным из Триоди. (Всё время от выхода из алтаря по 16 кафизме и до чтения светильна они находятся на середине храма).

VI. На часах тр.: "Глубиною мудрости…"

По трисвятом кондак: "Со святыми упокой…"

VII. Тропари на Литургии:

"Глубиною мудрости…", "Слава" – "Со святыми упокой…", "И ныне" – "Тебе и стену, и пристанище…"

Прокимен один заупокойный,чтение два по Типикону.

VIII. В Троицкую родительскую субботу вместо "Видехом свет истинный…" поётся тропарь "Глубиною мудрости…"


На литии

(благословение на каждение диаконы берут с Горнего места перед выходом духовенства на середину)

В Алтаре каждение не совершается

а) Иконостас (правая и левая части)

б) Икона на аналое, посреди храма

в) Предстоятеля и предстоящих (с середины храма)

г) Клиросы и народ (с амвона)

д) Царские врата и местные иконы

е) Иконы на аналое

ж) Предстоятеля

Схемы

служб всех разрядов:

простой, шестеричной,

славословной, полиелейной, всенощного бдения и

заупокойного богослужения

печатается

по благословению преосвященного димитрия

епископа тобольского и тюменского,

ректора тобольской духовной семинарии


Последование вседневной службы...................................................... 3

Последование шестеричной службы.................................................... 7

Последование славословной службы................................................... 7

Последование полиелейной службы.................................................... 9

Последование всенощного бдения.......................................................12

Порядок соединения всенощного бдения со службами святым всех

разрядов................................................................................................... 16

Заупокойное богослужение (Парастас) ................................................ 17

Особенности богослужения в субботу 2, 3 и 4 седмиц Великого

Поста........................................................................................................ …..20

Заупокойное богослужение в субботы Мясопустную и Троицкую..... .21

Порядок каждения на Всенощном бдении и на Литургии.................. ..22

Схемы подготовил преподаватель Тобольской Духовной Семинарии игумен Фотий (Евтихеев)

г. Тобольск, 1998 год.

Последование вседневной службы

Священно-­ и церковнослужители Последование вечерни
Священник Священник, по окончании 9 часа, облачившись в фелонь, открыв завесу, выходит из алтаря, становится перед Царскими Вратами, после трех поклонов, возглашает "Благословен Бог наш…"
Чтец "Аминь". "Придите поклонимся…" – 3 раза. ПСАЛОМ 103. "Слава; И ныне". "Аллилуйя" – 3 раза. Во время чтения 103 псалма священник перед Царскими Вратами, с непокрытой головой , тайно читает 7 святильничных молитв.
МИРНАЯ ЕКТЕНИЯ
Кафизма(начинается сразу без пения "Господи, помилуй")
Диакон Малая ектения
Хор "Господи, воззвах...". "Да исправится молитва моя..."
Чтец «Положи Господи устом моим...», до стихир на 6.(Аще беззаконие назриши).
Хор Стихиры на 6 (3 Октоиха и 3 Минеи) (после стиха "Аще беззакония назриши..."). Примечание. Если 2 святых, то стихиры только из Минеи. «Слава» - стихира святому (если есть) «И ныне» - Богородичен по гласу славы из 2-го приложения Минеи. Если нет на «Славу» Святому, то "Слава и ныне" Богородичен по гласу стихир, по вторникам и по четвергам вечером Крестобогородичен.
Хор "Свете тихий"
Диакон Прокимен
Чтец "Сподоби Господи..."
Диакон Просительная ектения
Хор Стихиры на стиховне. Стихи к стихирам из часослова. «Слава»: Святого (если есть), «И ныне»: Богородичен из 2-го приложения по гласу «Славы». В среду и пяток Крестобогородичен.
Чтец "Ныне отпущаеши...", Трисвятое по "Отче наш..."
Хор Тропарь Святому из Минеи "Слава и ныне": Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря Святому. Примечание:Если два святых, то: тропарь 1 святому, «Слава...» тропарь 2-му святому, «И ныне...»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу славы.
Диакон Сугубая ектения:
Диакон "Премудрость"
Хор «Владыко благослови»
Священник «Сый благословен...»
Хор "Аминь". "Утверди Боже..."

Последование утрени

Священник "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков". (Этот возглас священник говорит перед престолом, облачившись в Фелонь, и делая крест кадилом).
Хор Аминь.
Чтец Шестопсалмие
Диакон Мирная ектения. «Бог Господь»
Хор "Тропарь святому" (2 раза) "Слава, и ныне": Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря. Примечание. Если два святых, то тропарь 1 святому (2 раза), «Слава.»: тропарь 2-му святому, «И ныне...»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу «Славы».
Чтец Кафизма по уставу.
Чтец "Господи помилуй" (3 раза), Седальны Октоиха.
Хор "Господи помилуй" (3 раза), «Слава...»
Чтец Канон в будни полагается 3 канона: два из Октоиха, один из Минеи Святому. Если два канона в Минеи, то один канон из Октоиха опускается. На вседневной утрени катавасия поется по 3, 6, 8, 9 песни. За катавасию идёт ирмос последнего канона.
Чтец По 3-й песне Седален Святому из Минеи; если 2 святых, то Седальну Святому предшествует кондак и икос 2-му святому.
Чтец По 6-й песне Кондак (икос, если он имеется)
Хор Катавасия по 9-й песни, и сразу: "Достойно есть".
Малая ектения
Чтец Эксапостиларий (или эксапостиларий и светителен). (Эксапостила­рий в конце Ок­тоиха на ряду. Светите­лен в Минеи)
Чтец Хвалитные псалмы: "Хвалите Господа с небес" и вседневное славословие
Диакон Просительная ектения
Хор Стихиры на стиховне. «Славаи и ныне...»: Богородичен на ряду. Примечание. Если на «Славе» есть стихиры Святому то на «И ныне» Богородичен из 2-го приложения (по гласу Славы).
Чтец "Благо есть" Трисвятое по "Отче наш"
Хор Тропарь Святому, на "Слава, и ныне"– Богородичен. Примечание. Если 2 Святых, то тропарь Святому, «Слава...» тропарь 2-му Святому, «И ныне» Богородичен"в конец утрени" из 4-го приложения Минеи или по часослову.
Диакон Сугубая ектения
Диакон "Премудрость"
Хор "Благослови"
Священник "Сый благословен Бог наш"
Хор "Аминь ". "Утверди Боже..."
Чтец 1-й Час.
Священник Полный отпуст (при славословной службе и выше, отпуст после 1-го часа бывает малый, т.к. полный произносится после утрени)
Хор Многолетие (после Малого отпуста Господи помилуй (3 раза)). «Утверждение на Тя надеющися...»

Вопрос: Почему в большинстве русских монастырей утреня каждый раз совершается вечером сразу после вечерни? Каково литургическое объяснение этой традиции и насколько это правильно?

Ответ: Прежде чем приступить непосредственно к ответу, мне хотелось бы уточнить три момента, вытекающих из вашего вопроса. Во-первых, речь идет не только о «русских монастырях», а о монастырях Русской Православной Церкви, к которым относится большинство монастырей в Республике Молдова, где почти все же служат на румынском языке. Во-вторых, вынужден вас разочаровать, уточнив, что эта уставная аномалия характерна не только для монастырей из этого «канонически-литургического пространства», но и для большинства приходов, особенно в городах. Например, в Кишиневе практически нет ни одного храма, где Утреня совершалась бы утром, даже на приходах «Бессарабской митрополии» (Румынская Православная Церковь). В-третьих, мне хотелось бы избегать слова «традиция», потому что речь идет об относительно новой литургической практике, если сравнивать ее с двухтысячелетней историей Церкви. Если обходить слово «традиция», это позволит нам подходить к решению вопроса более критически, а не фанатично и жестко, и не делать кумира из той или иной литургической практики.

Теперь попробуем конкретно ответить на каждый пункт вопроса, который касается не только Русской, но и Румынской Православных Церквей. И может оказаться, что ответ станет лишь началом обсуждения, так как данная тема представляется чрезвычайно сложной, и в ее рамках невозможно объявить окончательные и общезначимые решения.

1. Практика соединения Вечерни с Утреней предусмотрена в Уставе монастыря Святого Саввы в тех случаях, когда речь идет о «всенощных бдениях» (агрипния) накануне воскресений и больших праздников. (По-русски эта служба называется «всенощным [бдением]». И это звучит тем более нелепо, так как речь идет о службе продолжительностью два-три часа, совершаемой на закате солнца. Для слова «агрипния» в румынском языке есть термин «priveghere». Что же касается некоторых великопостных бдений, то для их обозначения из славянского было заимствовано с искажением слово «denie» (от «бдение»).)

Существует целый ряд объяснений, по которым монахи в Палестине имели обычай совершать такие «бдения» (Подробно об этом можно прочитать в исследовании «Istoria şi rânduiala explicată a Privegherii de sâmbătă seara» / «История и чинопоследование с пояснениями Всенощного бдения в субботу вечером», сноска 10, с. 4). Здесь важно то, что эти бдения были не ежедневными. Когда же они совершались, то были в прямом смысле «всенощными» и продолжались всю ночь, так что Утреня заканчивалась на восходе солнца, как об этом говорится в молитвах и песнопениях в этой части Утрени. Вот почему в Типиконе предусмотрено, что в таких случаях Полунощница не читается, потому что тогда бдение должно заканчиваться Первым Часом, т.е. в первый час дня. (В прошлом часы читались в соответствующее время дня: первый час – в 6.00, третий час - в 9.00, шестой час – в полдень, девятый час — в 15.00. Содержание их псалмов, тропарей и молитв соотносится с тем временем дня, когда они читаются.)

Для небольших праздников или вседневных богослужений, как очень четко прописано в Типиконе монастыря Святого Саввы, Утреню следует совершать утром, и все остальные последования должны совершаться в их естественном порядке. Вечером: Девятый Час, Вечерня и Повечерие, к утру: Полунощница, Утреня и Первый Час, а в первой половине дня: Третий и Шестой Часы, Литургия. Или наоборот: Литургия, Третий и Шестой Часы. (И в наши дни во многих монастырях на Афоне литургия совершается сразу после Первого Часа. После этого монахи отдыхают час-два, и затем совершаются Третий и Шестой Часы.) Таким образом, получаются три цикла, каждый из которых состоит из трех элементов.

2. Если Утреня совершается вечером, задолго до полуночи, а потом после этого некоторые еще и вкушают трапезу, то такое «бдение» не просто лишено смысла, но и является своего рода ложью Богу и самим себе. Мы не можем говорить: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», когда на улице темно или солнце едва заходит. Честный и добросовестный священник не может благодарить Бога за то, что он «восстал ото сна» (см. текст двенадцати утренних молитв, совершаемых во время чтения Шестопсалмия.), когда он еще не ужинал и после этого пойдет спать.

Таким образом, совершая Утреню вечером, мы на самом деле служим формально, что по сути является ложью. (Иными словами, вместо «поклонения в духе и истине» — «поклонение по букве и в неправде».) То же самое касается Вечерни, совершаемой утром (особенно во время Великого Поста). В дополнение к этому абсурду, постоянное совершение Утрени, объединенной с Вечерней, неизбежно приводит к изменению последовательности других служб, которое превращается в карикатуру: Девятый Час — Вечерня – Утреня — Первый Час — ужин — Повечерие (с «Общим правилом» и «вечерними молитвами») — сон — («утренние молитвы») — Полунощница — (молебен и/или акафист) – Третий Час – Шестой Час — Литургия — (другой молебен или акафист / те службы, которые указаны в скобках, совершаются не везде). Помимо этих служб, в крупных монастырях есть чин «неусыпаемой Псалтири»* и, разумеется, множество «послушаний»**, которые лишают монаха его келейного правила, что для любого инока просто немыслимо.***

* В большинстве крупных и средних монастырей Русской Православной Церкви, а также в некоторых румынских монастырях, существует практика непрерывного чтения Псалтири. Насельники монастыря по очереди читают из Псалтири, подражая древним египетским монашеским общинам. Но здесь необходимо уточнить три момента: там, где непрерывно читалась/пелась Псалтирь, не было ежедневных храмовых богослужений; этот чин не считался обязательным и совершался только в очень больших общинах (насчитывавших сотни или даже тысячи монахов); студийское и афонское монашество никогда не знало такой практики, включая в чин служб по три кафизмы в день и, таким образом, прочитывая всю Псалтирь за неделю.

** Было бы правильнее называть их «служениями» (по-гречески «diakonima»). Разумеется, эти служения являются проявлением послушания. Однако это не означает, что служение само по себе является послушанием, или если ты хорошо служишь, значит ты хорошо слушаешься. И представление о том, что «послушание выше поста и молитвы», следует понимать в том смысле, что выше поста и молитвы не работа/служение, а такое послушание, которое подразумевает отсечение собственной воли и подчинение воле настоятеля и других братий. К сожалению, в нашем монашестве, понимание всего этого серьезно искажено.

*** Все древние и новые монашеские правила уделяют особое внимание духовному деланию в кельях, где монах духовно возрастает, пребывая в уединении с Богом. Поэтому афонское монашество (как и любая древняя форма иночества) не предусматривало того, чтобы монахи жили по двое-трое в одной келье, но каждый обязательно уединенно. Более того, основная часть молитвенного канона и духовное чтение предназначена для духовного делания в келье, а общие богослужения вращаются вокруг Литургии и как бы усовершенствуют личное правило.

В данном случае я вовсе не хочу сказать, что монахам и простым христианам не надо молиться больше (наоборот!). Я лишь хотел подчеркнуть тот факт, что в некоторых местах, возможно, под влиянием некой разновидности коммунизма, не делают разницы между общей молитвой Церкви и частной, которая может отличаться у людей как по количеству, так и по качеству.

3. Та схема служб, которая широко практикуется в Русской Православной Церкви, попросту нелепа. И акцент делается не на времени каждой отдельной службы, а на ее обязательном прочтении независимо от часа или того, с какой «скоростью» она вычитывается. (В прошлом каждая служба совершалась в положенный час. Монашествующие предпочитали молиться более кратко, но чаще. Между этими совместными молитвами у каждого было свое внутреннее молитвенное делание (умная/ сердечная молитва).) Более того, если смотреть в глубину, вышеприведенная схема на самом деле содержит 4-6 «утрень» в один литургический день, одни неполные, из которых две служатся вечером, остальные утром. Здесь имеется в виду «схема утрени» с исторической точки зрения, когда в соборах и на приходах в Византии она сокращалась до нескольких псалмов и «Контакиона» (Petre Vintilescu, Poezia imnografică, Bucureşti, 1937.), т.е. акафист (утреня + акафист = 2 утрени: одна монастырская, другая древняя приходская. Исключение в субботу пятой недели Великого поста на самом деле подтверждает это правило, так как в Триоди уже отражено наложение этих двух видов утрени, осуществленное в XI-XIII вв.). В монастырях в византийских городах, по традиции Студийского монастыря (IX-XII вв.), утреня состояла из нескольких псалмов, двух-трех канонов и Великого славословия, которое читалось, — почти так же, как в наше время совершается будничная утреня. Те, кто по каким-либо причинам не ходил на утреню (совершавшуюся практически ночью), но особенно те, кто собирался в тот день причаститься, должны были келейно вычитать с вечера три канона утрени или другие подобные им (ср. „Pravila lui Nicodim Sachelarie»).

Так дело дошло до того, что «общее правило» из трех канонов* (в составе повечерия), которое в Русской Церкви «возведено до уровня догмы» и практически дублирует Утреню. Молебен «русского типа», также представляет собой «утреню в миниатюре», в которой не содержится ничего из Утрени как таковой, кроме «Бог Господь…» с тропарями дня + Евангелие (которое читается точно так же, как на утрене) + стихи между песнями канонов, которые очень торжественно поет священник, а хор ему вторит (антифонное пение). Но вся соль в том, что этих стихов не было в древнем чинопоследовании утрени, в котором каноны, исполняемые антифонно, чередовались с «Песнями Моисея».**

* В русских и некоторых румынских монастырях положено, чтобы монах ежедневно читал покаянный канон (составленный для мирян, а не для иноков), [молебный] канон Пресвятой Богородице и Канона ко святому Ангелу-Хранителю. Если монах готовится к Причастию, то к этим трем канонам он должен добавить Последование и молитвы ко святому Причащению. На горе Афон о таком правиле и не слыхивали. Насельники Афона в пятницу и в субботу вечером на повечерии читают Последование ко святому причащению, чтобы в последующие дни причастилась вся община, а в остальные дни это Последование читается келейно. Молебный канон Богородицы святогорцы поют почти ежедневно в храме, а других канонов они не употребляют.

** Точно так же в настоящее время служат на Святой Горе, где эти библейские песни (называемые «песнями Моисея», хотя только первые две принадлежат ему) поются круглый год, так как ирмосы и тропари составлены для сочетания с этими библейскими песнями.

Также следует отметить, что «утренние» и «вечерние молитвы», которые мы находим в молитвословах, а с недавних пор и в Часослове, представляют собой по сути мирской («домашний») вариант соответствующих монастырских служб. Ни в одном монастыре, где есть подлинная литургическая традиция, вы не встретите такого, чтобы совершались также повечерие и вечерние молитвы (которых нет в исходном Часослове). Так же обстоит дело и с утренними молитвами, являющимися «утреней» для мирян, у которых нет ежедневных служб в храме. Их могли читать и монахи, когда они находились за пределами монастыря и не могли прийти на богослужение.

4. Таким образом, мы можем утверждать, что ежедневное соединение Утрени с Вечерней – это литургическая и логическая аномалия, которая не может быть оправдана даже в монастырях, не говоря уже о приходах, где так называемое «бдение» — это элементарное издевательство, где все сокращается и читается с формальным соблюдением схемы, которая есть только «буква», но не «дух». Приходится констатировать, что навязывание монастырского устава на приходах Русской Церкви негативно сказалось, прежде всего, на самих же монастырях. Ведь приходы в любом случае были не в состоянии соблюдать устав, неестественный для приходских условий, и существенно сокращали богослужения. Монастыри, в свою очередь, переняли ту же практику ради достижения уставного единообразия между монастырями и приходами.

Сокращения были обусловлены не только ослаблением рвения к молитве, но и «инфляцией акафистов» и «популизмом громкого чтения поминальных записок», которые должны были искать себе место между службами Часослова. Так дошло до того, что в Русской Православной Церкви читается практически всё – стихиры на «Господи, воззвах», стихиры на стиховне, седальны, «хвалитные» псалмы, не говоря уже о канонах — хотя все это следует петь. (В Румынской Православной Церкви, за исключением канонов, они поются. В монастырях каноны читаются полностью (без сокращений). На приходах же они почти никогда не звучат, но поются только катавасии. Так же служат и на греческих приходах. Эти чинопоследования обычно соответствуют так называемому приходскому Типикону Константина и Виолакиса (XIX в.).)

Полиелейные псалмы 134 и 135, которые также следует петь полностью, в итоге оказались сокращены настолько, что звучали только первый и последний стих каждого из них, или четыре стиха в общей сложности. (В Румынской Православной Церкви поются восемь стихов, то есть по четыре из каждого псалма. На Афоне эти псалмы всегда поются полностью.)

Подобная судьба постигла также псалом 103 в начале Вечерни, первый антифон Первой кафизмы: «Блажен муж», псалом 102 из чинопоследования Литургии (на литургии русские поют только восемь стихов из этого псалма, а румыны – всего один стих.) и т.д.

5. Может сложиться впечатление, что все вышесказанное не вносит ясность в эту проблему, но лишь еще больше его запутывает. Ведь возникает естественный вопрос: что же делать? Ответ на это совсем не прост.

На мой взгляд, прежде всего, у приходов и монастырей должны быть два разных устава. Греки, румыны, сербы, болгары и другие внедряли эту систему на протяжении XIX века, а русские попытались сделать на Поместном соборе 1917-1918 годов, но из-за революции и последовавших за ней трагических событий это не удалось. И было бы глупо полагать, что «Бог этого не допустил», так как до XIII века во всей Церкви было два довольно различных варианта Устава: один кафедрально-приходской, с более короткими службами, а другой — монастырский, с более продолжительными богослужениями, и это различие было совершенно естественным. (В Русской Православной Церкви Студийский устав действовал до конца XIV – начала XV вв.)

Во-вторых, на мой взгляд, монастырям следовало бы вернуться к той системе служб, которая предусмотрена в Часослове и Типиконе, соблюдая порядок и время их совершения, не отягощая их разного рода второстепенными чинопоследованиями. Вечером следует совершать Девятый Час с Вечерней, затем ужин и Повечерие с каноном Пресвятой Богородице, положенным по Уставу. После этого надлежит разойтись по кельям, так как Типикон запрещает любые беседы или работу после повечерия. Утром (около 4:00) следует совершить Полунощницу, Утреню, Часы и Литургию. (Здесь имеются в виду преимущественно будние дни. По воскресеньям и праздникам служба может начинаться на два часа позже.) Все надлежит устроить таким образом, чтобы монашеская община участвовала во всех богослужениях или, по меньшей мере, была на вечерне и Литургии. Но не так, как делают некоторые настоятели (и в России, и в Румынии), которые заставляют монахов приходить на Молебен или Акафист, а во время Литургии отправляют их на послушание. Мы уже не говорим о том, что монахам следовало бы причащаться по меньшей мере дважды в неделю, а участие в литургическом служении должно быть потребностью и обязанностью.

6. Меня уже неоднократно спрашивали о схеме приходского устава. Возможно, пришло время наметить несколько идей, которые можно детализировать.

Лучше всего было бы совершать на приходах Вечерню вечером с короткой проповедью + Малое Повечерие с включением канонов Утрени (чтобы «честно» сократить Утреню - тем более, что в их содержании нет упоминаний об утреннем времени), и во время чтения этих канонов священник может исповедовать тех, кто собирается причаститься на следующий день. (Разумеется, речь идет не только о четырех многодневных постах, но о еженедельном причащении верующих, когда необязательно всем причащающимся исповедоваться еженедельно. Исповедь может совершаться раз в две-три недели, а причастие - каждую неделю.)
Если на исповедь слишком много людей, богослужение можно продолжить чтением Последования ко святому Причащению. Утром, около восьми часов, можно совершать Утреню (без канонов), Часы и Литургию. (Часы представляют собой не приходские, а монастырские службы, которые читались в особенности тогда, когда не было Литургии. В том же случае, если литургия совершалась, то часы не читались. В Уставе Собора Святой Софии в Константинополе был предусмотрен объединенный чин Третьего и Шестого Часов под названием «тритоэкти», а первый час никогда не совершался, потому что его время и смысл накладывались на содержание Утрени. В настоящее время чтение часов необходимо для того, чтобы хватило времени совершить проскомидийные поминовения и каждение в конце них. Однако в Греческой Церкви стало правилом, чтобы Проскомидия завершалась во время «хвалитных» псалмов, а Литургия начиналась сразу же после Великого Славословия. Эта тенденция наблюдается также в Болгарской и Румынской Православных Церквах.)

Более того, я бы предложил на Вечерне и Утрени читать по целой кафизме по порядку, от первой до двадцатой. Учитывая то, что могут быть праздники на неделе, за два месяца или даже быстрее будет прочитана вся Псалтирь. Система чтения по три кафизмы каждый день (поскольку по воскресеньям каждый раз читаются кафизмы с первой по третью) подходит для монастырей, где богослужения совершаются ежедневно. На приходах же эта система недейственна. На приходах особый акцент надо делать на проповедь и совместное пение верующих, по крайней мере, самых важных песнопений.

7. Сокращать Утреню, перенося ее каноны на Повечерие, можно и в монастырях. Это дало бы логическое объяснение обычаю читать три канона на повечерии. Кроме того, такая практика позволила бы все же исполнять келейное молитвенное правило в личном порядке, в меру сил каждого (как это делается во всем православном мире, за исключением Русской Православной Церкви). Тогда можно было бы вернуться к пению многих тропарей и стихир, а все элементы Утрени, в которых говорится о «восстании ото сна», «восходе солнца», «явлении света» и так далее, читались бы и пелись утром, в положенное им время и «нелживо». Кроме того, продолжительность вечерних и утренних богослужений была бы более сбалансированной, и тогда в них могло бы участвовать больше людей. Ведь в действительности лишь несколько монахов или монахинь выстаивают в храме всю службу, а остальные находятся на всевозможных «послушаниях», более или менее важных и срочных.

8. Проблема совершения Вечерни утром еще более сложна, поскольку эта Вечерня иногда связана с Литургией и приобщением Святых Тайн, чему должен предшествовать евхаристический пост. Однако исторически, всякий раз, когда говорится об объединении Литургии с Вечерней, мы должны понимать, что Литургия совершалась пополудни, ближе к вечеру. Этот чин, который имеет логическое и историческое обоснование в Великий четверг (в воспоминание о Тайной Вечере), родился от монашеского рвения поститься до вечера (до 3-4 часов пополудни), а затем причащаться Святых Тайн, потому как даже Причастие утром рассматривалось как нарушение строгого поста. Но на приходах, куда приходят миряне, вынужденные работать весь день (зачастую на очень трудной работе), чинопоследование никогда не могло быть применять в том виде, в котором оно было задумано. Вечерня с Литургией либо переносились на утро, что лишено смысла, либо на самый вечер (к шести-семи часам), когда у прихожан заканчивается рабочий день, и они могут попасть на службу. При этом они вынуждены поститься еще дольше, чем монахи. «Буква» восторжествовала над «духом», и, в итоге, распространилась практика совершения вечерни утром на протяжении всего Великого Поста, даже если она не объединена с Литургией. В XIX веке этот обычай повсеместно распространился и по монастырям, и в настоящее время очень немногие пытаются вернуться к норме, служа Литургию Преждеосвященных Даров поздним вечером (эта тенденция очень четко прослеживается в Греции, в западной диаспоре и епархиях Румынской Православной Церкви), когда, по крайней мере, в марте, уже совсем темно, по правилу «на закате солнца». Другие предлагают объединить эту Литургию с чином Изобразительных или другими утренними службами. (В прошлом Обедница (чин Изобразительных) представляла собой монастырское чинопоследование (совершавшееся без священника) причащения Святых Таин. Следовательно, это также было разновидностью Литургия Преждеосвященных Даров. И если есть стремление совершать Литургию Преждеосвященных Даров утром, то логичнее сочетать ее именно с чином Изобразительных, а не с Вечерней, потому что и первоначальная цель поститься до вечера, кажется давно исчезла.)

Так или иначе, аномальность совершения Вечерни утром очевидна, а те, кто сознательно служит Богу, не могут оставаться к этому равнодушными.

Перевод с румынского: Елена-Алина Патракова, ru.teologie.net