Можно пересаживать рассаду в чистый четверг. Когда что сажать

Сажать после Пасхи не рекомендуется в течение последующих семи дней. Так как великий праздник является духовным, то все свое время необходимо уделять для очищения души и молитвам в церкви. Существуют приметы и традиции, которые говорят о соблюдении правил перед посевом. Первая среда после праздника Пасхи называется «сухой». В этот день принято обходить все свои огороды со свечой, читая молитву, чтобы защитить урожай от града, ливня, ветров.

В современном мире традиции меняются, люди заняты работой, поэтому на огород остается меньше времени. Некоторые не успевают высадить всю рассаду после Пасхи, поэтому можно придерживаться мнения, что приступать к работе каждый трудящийся может на третий день после Воскресения Христова.

Когда можно начать сажать после Пасхи: правила высадки растений

Опытные садоводы и огородники прекрасно знают все традиции и правила высадки рассады. Для хорошего урожая важно придерживаться благоприятных дней по лунному календарю, которые способны дать растению силы для большего и урожая. Церковные и праздничные дни созданы для празднования, а не для работы. Необходимо учитывать все нюансы и планировать работы на огороде и в саду согласно календарным дням.

Праздник Пасхи не имеет четкой даты, поэтому может выпасть именно в огородные благоприятные дни. Не стоит разочаровываться, так как для каждого растения существует определенный период для посадки его в почву.

Известно, что в середине апреля необходимо высаживать морковь, раннюю капусту и кабачки. Как раз в этот период появляются сережки на осине. В начале мая лучше заниматься огурцами, тыквой, свеклой. Картофель высаживают до 10 мая. К этому времени цветут каштаны.

Когда можно начать сажать после Пасхи: когда высаживать рассаду и традиции первой недели после Пасхи

Для работающих на земле людей отдых является очень тяжелым трудом. Так как с приходом весны каждый день ценится и один день кормит год. Поэтому можно приступать работать на третий день после Пасхи, если нет возможности подождать. Но, все же, церковные праздники лучше уважать.

В первую неделю после светлого праздника требуется отдыхать и радоваться жизни. Эта неделя имеет название Светлая Седмица.

В понедельник нужно идти в гости к родственникам. Необходимо брать с собой яйца, куличи. В дом первым должен войти мужчина.

Во вторник вся семья идет по гостям. Со среды издавна водят хороводы, но сейчас данную традицию не соблюдает народ.

С четверга устраивали смотрины. Женихи присматривали для себя невесту, а девушки в этот день пели и танцевали. Обычно празднование праздника подходило к концу, но яйца и куличи все еще являлись главным символом.

В пятницу праздновали Прощеный день. Девушки для молодости и красоты умывались холодной водой, которая так же оздоравливает на весь год.

В субботу, популярная в то время игра, катание яиц, соединяла людей в группы, и на улицах можно было встретить много молодежи и детей.

Принято было в воскресенье наряжаться и собираться группами. Не женатые молодые люди обходили все дома и забирали молодых женатых мужчин с собой. До этого дня весь год муж не мог оставлять свою жену. Теперь же он может уехать работать на долгое время и переложить весь повседневный груз на ее хрупкие плечи.

С приходом весны жизнь любого земледельца наполняет множество забот: подготовка грядок, выбор семян, выращивание рассады и обустройство парников сменяют друг друга прямо-таки с космической скоростью. И именно на эту горячую пору, когда каждая минута на вес золота, приходится один из самых великих христианских праздников – Пасха. Предшествующая Светлому воскресенью неделя носит название Страстной и окутана множеством и суеверий. Одно из них гласит, что работать в этот период на земле строго запрещено. Так ли это и можно ли садить огород на Страстной неделе – давайте разбираться вместе.

Можно ли сажать растения на Страстной неделе?

Последняя неделя Великого поста традиционно является временем, когда все мирские заботы и хлопоты должны померкнуть перед духовными. Христиане в этот период посещают особые богослужения, которые проводятся лишь на Страстной неделе, становясь своеобразными участниками событий, описанных в Библии. Среди обывателей бытует мнение, что любой труд в это время под запретом. Но это не совсем так. Согласно обычаям на этой неделе наводят порядок в доме, выкидывая накопившийся за зиму хлам, моют окна и готовят обрядовые блюда, например, пекут куличи. Никуда не деться и от необходимости выполнять служебные обязанности – рабочий график на последней неделе поста ничем не отличается от графика в любое другое время. Что же касается садово-огородных дел, то и им при необходимости вполне можно уделить внимание в этот период. Более того, у многих народов считается, что все посаженное на предпасхальной неделе не только отлично приживется, но и обязательно даст хороший урожай. Поэтому сеять и сажать растения на Страстной неделе не только можно, но и нужно. Но делать это необходимо по определенным правилам. Во-первых, посадочные работы следует проводить после, а не вместо посещения церковных служб. Во-вторых, копать землю, сажать картофель и заниматься прочим тяжелым трудом на Страстной неделе можно лишь в том случае, когда этот процесс приносит удовольствие, а не служит причиной семейных ссор и распрей. В-третьих, огородные дела нужно спланировать таким образом, чтобы они были завершены к Страстной пятнице – дню самого строго поста и началу самых важных церковных служб. В этот день, точно так же как и в субботу, стоит воздержаться от любых садово-огородных дел.

Пасха это святой, любимый и отмечаемый всеми праздник. В этот день принято красить яйца, освещать куличи и ходить друг к другу в гости. В этот день по церковным канонам не принято выполнять какие-либо работы на огороде, даче, садовом участке. Домашнюю работу можно делать, если она связана с приготовлениями к пасхе, например, выпечка куличей, приготовление яиц и так далее. Вся неделя перед пасхой, еще её называют страстная, направлена на подготовку к светлому празднику.

Подготовка к празднику

  1. Начиная с понедельника нужно очистить дом от старых вещей, закупить все необходимые продукты для праздника.
  2. В среду начинают генеральную оборку дома и наведение порядка. Натирают и моют полы, стирают белье, вытирают пыль во всех углах.
  3. В Чистый четверг разрешается подстричь волосы годовалым детям, сходить в церковь. Этот день символизировал не только очищение дома, но и очищение мыслей и души. С четверга начинались все приготовления блюд к пасхе.
  4. В пятницу и субботу продолжали красить яйца, выпекать куличи и готовить другие блюда. В этот день разрешено провести последнюю уборку перед праздником.

Таковы древние традиции этой недели. Но в силу многих обстоятельств, большинство садоводов и огородников хотели бы трудиться на своем огороде. Поэтому часто возникает вопрос: «можно ли работать в пасхальную неделю на огороде, и сажать овощи?». Часто праздник выпадает на выходные, и конечно же все дачники стремятся как можно больше успеть на огороде. Церковь, отвечая на вопрос «можно ли работать в пасху», говорит, что Господь не запретил работать в этот день, а дал благословение на отдых. Поэтому в пасху конечно желательно делать что-то на земле, а встретиться с близкими, сходить в церковь или просто отдохнуть дома. Но если все-таки есть острая необходимость выполнять работы в праздник на огороде, то можно это делать.

Работа на земельном участке

Лучше начинать работу на огороде после дневной службы. В пасхальную неделю работать тоже можно, современный мир таков, что необходимо работать, не взирая, на праздничные дни. Но все обязанности и дела необходимо делать добросовестно и тщательно.

  1. В пасхальную неделю на огороде лучше ничего не сажать. Земля в этот период считается мертвая, и если в нее что-то посадить, то урожая растения не дадут.
  2. Перед пасхой лучше всего занимать уборкой участка и приведением его в порядок. Вывезти мусор, очистить землю от сорняков, а деревья и кустарники от поврежденных и сухих веточек.

Священнослужители считают, что если работа на огороде доставляет удовольствие, то ей можно заниматься.

По традиции после пасхи наступает Светлая неделя. Считается, что всю неделю нужно веселиться, ходить в гости и радоваться. В понедельник все мужчины ходят по гостям, поздравляя с наступлением пасхи.

Обязательными подарками считаются крашенные яйца и куличи. Во вторник, в гости ходят женщины, а мужья остаются дома. В Светлую неделю разрешено крестить детей, но нельзя проводить панихиды и скорбеть. В Древней Руси в Светлую неделю нужно было только веселиться, работать не заставляли даже крестьян. Организовывали смотр невест, разжигали костры, устраивали хороводы и пляски для всего народа.

Первая неделя после Пасхи — Пасхальная, Светлая, Проводная неделя

На период от Пасхи до Троицы в исчислении дней недели по церковному календарю изменяется порядок: она начинает-ся с воскресенья, а не с понедельника, как обычно.

Продолжается Великий праздник. Всю Светлую неделю пасхальный стол остается накрытым, хозяева угощают всех, кто приходит в дом. Наи-большим уважением пользуются больные, нищие, убогие.

Особый запрет налагался на любую физическую работу на этой не-деле, нельзя было ткать, вязать, забивать колья в землю, возиться с наво-зом и т. п. Посевы в Святую неделю не бывают хорошими, поэтому лучше всего их не начинать.

  • Чтобы не страдать в жаркую погоду, на этой неделе нельзя было пить много воды.
  • В среду, называемую в народе Градовой, или Сухой, не работали, об-ходили поля с громничной свечой. Такие действия предохраняли поля и огороды рачительных хозяев от града в летнее время.
  • Также в этот день категорически запрещалось дотрагиваться до се-мян, приготовленных для весеннего сева.
  • В четверг на Пасхальной неделе почитали умерших предков. В на-роде этот день называли Навской Пасхой, Пасхой мертвых. Готовили празд-ничную еду, красили яйца и отправлялись на кладбище, чтобы навести по-рядок на могилах. У ворот кладбища обязательно произносили пасхальное приветствие: "Христос воскресе!", затем на могилах родственников моли-лись, оставляли пасхальные (неосвященные) яйца и другие угощения, раз-давали милостыню нищим.
  • В некоторых местностях в этот день варили столько белых яиц, сколько в семье умерло детей. Съесть яйца надо было на открытом месте, "пакачаушы па траве", чтобы дети с небес видели и благословляли семью, которая их не забыла.

Вторая неделя после Пасхи — Фомина, Проводная неделя

  • В народном календаре воскресенье на этой неделе называли Красная горка или Яриловица. Это был еще один день встречи весны. Соломенное чу-чело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке. Кругом собирались взрослые и дети, пели песни, "гушкалiся на арэлях" — качелях, угощали друг друга яичницей. Вечером с песнями и плясками это чучело сжигали.
  • Понедельник на Фоминой неделе называется Живая Радуница, может быть, потому, что назавтра, во вторник, называемый Мертвой Радуницей, мы будем вспоминать умерших предков.
  • В этот день разрешалось работать в саду и огороде — обрезать су-чья, сажать и пересаживать деревья: "Святая Радаунiца-садоун а! Сады садз ь i пал iць ".
  • Хозяйки готовили праздничный обед для завтрашнего дня. В наро-де считается: кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство.
  • Вторник на этой неделе — один из главных дней в цикле поминове-ния предков — Радуница. Традиционным для славян поминальным днем является суббота. Однако лишь в одном случае в этой закономерности до-пущено исключение, потому что оно подчинено фундаментальному закону традиционной культуры, в основе которого лежит универсальный ритм почитания умерших. Радуница отмечается на 9-й день после Пасхи. По представлениям наших предков, кладбище было не столько местом физи-ческого захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с пред-ставителями мира Вечности, причем точно определялось не только место, но и время встречи.

Особенности этого дня зафиксированы в следующей пословице: "На Радаунщу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць". Утром хо-зяйка не отходила от печи, завершала подготовку всех необходимых ритуаль-ных блюд, потом наводила порядок в хозяйстве и, наконец, начинались при-готовления к праздничной части дня. Семья одевалась во всё нарядное, брала с собой чистую льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца
(одно из них было обязательно освященным, его съедали в начале поминаль-ной трапезы), соль, бутылку водки. Всё это складывалось в специальную кор-зину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, с чувством достоинства и гордости, потому что люди шли на не совсем обычную встречу. Закончив утренние приготовления, семья отправ-лялась в храм отслужить обедню, а затем уже на кладбище.

Беременным женщинам крайне нежелательно посещение кладбища .

  • В этот день или накануне наводили порядок на могилах своих род-ственников. Нужно было нарезать дерн, обложить им по периметру могилы. потом посыпать их свежим желтым песком, украсить надмогильные кресты новыми, специально принесенными атрибутами народного ткачества.
  • Напоминаем, на надмогильный крест повязывали следующие опоз-навательные атрибуты в зависимости от того, кто похоронен:
  • белый венок на крест, который стоял на могиле, где была похоро-нена девушка;
  • белый фартук на крест на могиле женщины;
  • белый ручник повязывали на надмогильный крест там, где похоро-нен мужчина или молодой человек.
  • Ритуальный стол накрывали непосредственно на могиле или (что делалось реже) у могилы одного из последних умерших родственников. Но прежде чем живые приступят к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу.
  • Возле каждого креста или памятника ставили семь ритуальных ат-рибутов:
  • блюдце;
  • чарку с положенным наверх одним кусочком хлеба;
    • пасхальное неосвященное яйцо;
    • что-нибудь из продуктов животного происхождения (кусочек копче-ной полендвицы или домашней колбасы);
  • домашнее печенье, одну конфету;
    • неживые (искусственные) цветы, обязательно нечетное количество, так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непар-ность! (Как парадоксальна традиция сегодняшнего дня — ходить на кладбище с парным количеством живых цветов!)
    • После этого все "хрыстосавалiся з памершымi" — хозяйка брала пас-хальное освященное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильно-му холмику, затем яйцо очищали (скорлупу клали прямо на могилу), раз- резали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы. Трапе-за начиналась именно с ритуального причащения этой долькой исконного символа жизни.
  • Затем отец (или дед, тот, кто был самым старшим среди присут-ствующих) брал бутылку и наливал водку в единственную чарку (чару), при-несенную с собой.

Несколько капель налитого (примерно одну треть) "старей-шина" отливал на могилу, среднюю часть выпивал сам, а пос-леднюю треть оставлял (те самые "слезы" на дне рюмки). Чар-ку снова доливали и передавали следующему из присутствую-щих по старшинству. Тот и последующие участники обряда сно-ва и снова повторяли в точной последовательности ритуальное действие. Когда чарка обходила всех, оставшуюся на дне вод-ку опять-таки выливали на могилу. Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым (оставшаяся на дне "слеза") была нацелена на соединение рода, семьи, сохране-ние живой памяти о тех, кто уже ушел в мир иной.

  • Конечно же, при этом было много разговоров, воспоминаний. В том случае, если кто-то умер в текущем году и боль утраты еще не притупи-лась, то не обходилось без голошений и слез.
  • Сегодня многие делают у могилы столики и небольшие лавочки, явно моделируя домашнее застолье. Это правильно, но только не стоит выносить эти столики за ограду. Ощущение такое, что вы постояли у по-рога родного дома, а зайти в него не пожелали.

Среди белорусов бытует строгий запрет "трогать" землю до Радуницы или до Благовещения (если Радуница приходит-ся на позднюю весну). Это может обернуться продолжитель-ной летней засухой и как следствие — неурожаем, а такжеповлечь за собой смерть кого-либо из близких родственни-ков, поэтому сначала следовало навести порядок на моги-лах своих предков — заручиться их поддержкой, получить благословение, а затем начинать цикл сельскохозяйствен-ных работ.

  • Блинами, которые пеклись к этому дню, кормили овец. Считалось, что тогда они лучше ягнятся.
  • Если в этот день вывезти хотя бы воз навоза на поле или огород — всегда будете с урожаем.
  • На родительский день можно увидеть вещий сон "от родителей" или умерших родственников. Придя на кладбище, совершите три поклона и скажите:

" Радуница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".

Статья подготовлена с использованием материала книги "Золотые правила народной культуры", авторы Оксана Котович и Янка Крук, 6-е издание, дополненное, Минск "Адукация i выхаванне" 2011 г.

С наступлением весны для каждого огородника становится актуальным соблюдение сроков посадки различных сельскохозяйственных культур. Многие при этом ориентируются на подсказки природы, на лунный календарь. У некоторых возникают вопросы по поводу привязки сроков посевов к датам различных праздников. И один из вопросов, которым наиболее часто интересуются начинающие огородники – можно ли сажать огород после ?

Когда можно сажать огород после Пасхи?

Пасха относится к праздникам, у которых дата меняется каждый год. Она может приходиться и на разные числа апреля, и на начало мая. Вместе с тем, для огородных культур существуют ориентировочные сроки, когда их посадку проводить наиболее благоприятно. Так, например:

  • начиная с середины апреля, высаживают раннюю морковь, пастернак и петрушку;
  • в конце апреля производят посадку и кабачков;
  • в первой декаде мая производят посев бахчевых культур, огурцов и тыквы;
  • до 10 мая желательно успеть посадить картофель и свеклу.

Учитывая то, что в последние годы погода не отличается устойчивостью, опытные дачники, выбирая сроки для посадки огорода, ориентируются на подсказки живой природы. К ним можно отнести следующие народные приметы:

  • когда начинают цвести подснежники (это происходит в начале-середине апреля), рекомендуется высеивать в парнике семена капусты, помидоров и огурцов. Это поможет получить овощи, которые созреют раньше, чем на открытой грядке;
  • когда на осине начинают появляться сережки, можно начинать сеять морковь, петрушку и пастернак;
  • с момента появления сережек на березе высаживают картофель. Начинающие огородники часто задаются вопросом, можно ли сажать картошку сразу после Пасхи. Как правило, момент появления сережек на березе как раз совпадает с этим праздником;
  • появление зеленых листочков на дубе сигнализирует о том, что пора сажать бобовые культуры;
  • цветение каштанов свидетельствует о том, что пора высеивать кукурузу, свеклу (на хранение) и фасоль;
  • когда зацвела калина, можно проводить посадку тыквы;
  • во время распускания вербы и цветения рябины следует высаживать рассаду томатов, перцев и баклажанов. В этот период исчезает вероятность появления заморозков;
  • о том, что почва уже не будет промерзать, свидетельствует цветение орешника. В это время в открытый грунт начинают высеивать холодостойкие культуры, например, редис, щавель, шпинат;
  • цветение вишни поможет понять о том, что можно сеять укроп, пряные травы, повторно зелень, кабачки, тыкву, патиссоны.

Когда после Пасхи сажать и пересаживать?

Учитывая, что Пасха является большим религиозным праздником, верующих людей интересует: на какой неделе после Пасхи нельзя сажать? В соответствии с церковными канонами принято считать, что всю последующую неделю после этого праздника нельзя работать. Это время следует посвятить молитвам, посещению церкви и обращению к Богу.

С другой стороны, каждому, кто привык работать на земле, знакома поговорка о том, что один весенний день кормит весь год. Поэтому к земледельческим работам более применим вопрос: на какой день после Пасхи можно сажать? В этом отношении применяют правило, что начинать посадку огорода можно через три дня после Пасхи.

Сроки посадки огородных культур изменяются из года в год в зависимости от погодных условий. Весна может быть ранней, своевременной или поздней. Поэтому важно правильно сориентироваться и определиться со временем посадки огорода, так как это поможет получить в будущем хороший урожай.