Мученик вонифатий житие день памяти 1 января. Святой Вонифатий: почему ему возносятся молитвы от пьянства

Пасхальный канон (канон - с греческого «правило») - одно из выдающихся произведений восточноцерковной словесности (древний византийский распев). В виде торжественного песнопения он занимает большую часть пасхальной утрени.

Автор канона - один из Отцов церкви Иоанн Дамаскин, самый известный систематизатор христианского вероучения. Канон содержит восемь песнопений, вошедших в главную богослужебную книгу Восточной православной церкви - «Обиход церковный». Причем они пронумерованы с первую по девятую песни, но вторая песня в каноне отсутствует.

Канон состоит их отдельных песнопений и исполняется на праздничной заутрени, во время которой они неоднократно повторяются. Во время каждого исполнения песни канона священники с крестом совершают каждение: они должны обойти всю церковь для того, чтобы максимально наполнить её благоуханным фимиамом. Далее они с радостью обращаются к пастве со словами: «Христос воскресе!», на что люди им отвечают: «Воистину воскресе!».

Выход священнослужителей из алтаря для каждения и поздравления символизирует явления Христа своим ученикам после его воскресения из мёртвых.

Ирмосы канона Пасхи

Канон начинается с ирмоса. Ирмос (в переводе с греческого «сплетение, связь») - это самая первая строфа песнопения. Она связывает по смыслу тропарь, посвященный Пасхе, и несвязанную с этим праздником библейскую песнь, за счет проведения между ними смысловой и богословской аналогии. Ирмосы пасхального канона входят в состав богослужебной книги «Ирмологии» (она, в свою очередь, включена в «Обиход церковный»).

По ритмическому образцу и напеву служат образцом для тропарей. В частности, тропарь должен содержать такое же количество строк и строф, что и ирмосы, характеризующие византийский распев.

Традиционное содержание ирмосов пасхального канона, входящих в «Обиход».

Ирмосы Содержание
Ирмос 1-й песни. Освещает выход израильтян из Египта и переход через Красное море, где спасенный народ спел песню победы. Точно также Христос ведет нас от смерти к жизни.
Ирмос 3-й песни. Рассказывает, как Моисей чудом вывел для народа воду из скалы. Служит символом того, как Христос своим воскресением, словно дождь, истёк из каменного гроба на грешное человечество.
Ирмос 4-й песни. Рассказывает о ветхозаветном пророке Аввакуме и его библейской песне о стоянии на страже. Событие переносит нас во время, когда ангел возвестил весть о Воскресении Господа.
Ирмос 5-ой песни. Является парафразом библейской песни пророка Исайи, когда он писал, что до самого рассвета размышлял и молился Богу. Жены-мироносицы точно также до рассвета пришли ко гробнице Иисуса, поэтому и исполнение пасхального канона совершается еще ночью.
Ирмос 6-ой песни. Вспоминает пророка Иону и его чудесное спасение из брюха морского чудовища через три дня. Эти события связываются с сошествием Христа после его воскресения в ад и самим его воскресением через три дня после распятия.
Ирмос 7-ой песни. Рассказывает о трех еврейских юношах, отказавшихся поклониться злотому истукану в вавилонском плену. По приказу Навуходоносора они были брошены в огненную печь и спасены от смерти Богом. Тот, кто спас их, по прошествии веков сам сошел на землю в образе человека для спасения мира.
Ирмос 8-ой песни. Переносит слушающих во времена пророка Даниила и его библейской песни, перекликающейся с песней святителя Григория Богослова (византийский распев), посвященной светлой Пасхе.
Ирмос 9-ой песни. Прославляет Богоматерь. Воспроизводится её собственная песня, записанная евангелистом Лукой.

Среди самых популярных распевов, вошедших в «Обиход», известны такие: сокращённый греческий, обиходный распев Григория Сковороды, распев священника В. Старорусского, московский распев «Барыня». Среди исполняемых нечасто можно выделить канон Пасхи Ведель. Артемий Ведель - украинский композитор церковной музыки.

Канон и его богословское содержание

Канон Воскресению Христову, вместе с его ирмосами и тропарем, затрагивает и раскрывает перед верующими несколько богословских тем, касающихся великого праздника. А именно:

  • ликование и радость всего творения по поводу воскресения Господа;
  • путь жен-мироносиц ко гробу Христа и явление им ангела, возвестившего, что Господа нет среди мертвых;
  • сошествие воскресшего Христа в ад, с его последующим разрушением и выходом на волю душ праведников, умерших задолго до рождения Иисуса.

Также канон соотносит Пасху с разными ветхозаветными прообразами, касающимися царя Давида, принесением в жертву ягненка в ветхозаветном Песахе, песней Суламиты о своем возлюбленном и т. д.

Пасхальный канон называют венцом всех духовных песен. Заключённая в нём сила, глубина и богатство содержания призваны затронуть глубинные струны души верующего человека, раскрыть перед ним истинный смысл светлой Пасхи и заставить его как бы пережить заново Воскресение Христово.

Пасхальный Канон

Песнь 1?я

Ирмос : Воскресения день. Просветимся, люди! Пасха! Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли на небо Христос Господь привёл нас, поющих победную песнь.

Припев

Очистим чувства и увидим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и «радуйтесь» ясно услышим от Него, воспевая победную песнь.

Припев : Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав.

Небеса достойно да веселятся, земля да радуется. Да празднует весь мир, видимый и невидимый; ибо восстал Христос – веселье вечное.

Песнь 3?я

Ирмос : Придите, станем пить новое питьё, не из камня бесплодного чудесно изводимое, но из источника нетления – гроба Христова, на Котором утверждаемся (Исх. 17:6).

Припев : Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав.

Теперь всё наполнилось светом – небо, земля и (места) преисподние; да празднует вся тварь восстание Христа, на Котором утверждаемся.

Припев : Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав.

Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою воскресшим; вчера я распинался с Тобою, Сам прославь меня с Тобою, Спаситель, в Царстве Твоём (Рим. 6:3).

Песнь 4?я

Ирмос : Возвещавший о Боге Аввакум да станет с нами на Божественной страже как светоносный Ангел, ясно восклицающий: сегодня спасение миру, потому что воскрес Христос, как всесильный (Аввакум 2:1, Ис. 9:6).

Припев : Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав.

Наша Пасха – Христос явился мужеским полом, как (сын) разверзший девственную утробу; назван Агнцем, как предлагаемый в пищу, – непорочным, как непричастный скверны, а как истинный Бог – наречён совершенным (Исх. 12:5).

Припев : Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав.

Благословляемый нами венец – Христос, как однолетний агнец добровольно заклался за всех в очистительную Пасху, и опять из гроба нам воссиял Он, прекрасное Солнце правды.

Богоотец Давид в восторге скакал пред прообразовательным ковчегом; мы же, святой народ Божий, видя исполнение прообразов, да возвеселимся священно; ибо воскрес Христос, как всесильный (2 Цар. 6).

Песнь 5?я

Ирмос : Восстанем глубоким утром, и вместо мvра принесём песнь Владыке, и узрим Христа – Солнце правды, всем Жизнь дарующего.

Припев : Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав.

Увидев безмерное милосердие Твоё, Христе, содержимые в адовых оковах, радостно поспешили к свету, прославляя вечную Пасху.

Припев : Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав.

Со светильниками в руках пойдём навстречу Христу, исходящему из гроба, как жениху, и с радостно празднующими чинами (Ангелов) будем праздновать спасительную Божию Пасху.

Песнь 6?я

Ирмос : Сошёл Ты, Христе, в преисподние места земли и сокрушил вечные запоры, содержащие узников и в третий день, как Иона из кита, вышел из гроба (Иона 2:11).

Припев : Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав.

Не повредив заключённой (утробы) Девы в рождении Твоём, Христе, Ты восстал из гроба, сохранив целыми печати, и отверз нам двери рая.

Припев : Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав.

Спаситель мой, живая и, как Бог, незакалаемая Жертва! Добровольно приведя Себя к Отцу, Ты, восстав из гроба, воскресил вместе и родоначальника Адама.

Кондак, глас 8?й

Хотя Ты, Бессмертный, и сошёл во гроб, но уничтожил силу ада и воскрес победителем, Христе Боже; возвестив жёнам-мироносицам: «Радуйтесь!» и Твоим Апостолам даровав мир; [а всем] падшим подаёшь воскресение.

Икос : Некогда девы-мироносицы ещё до наступления утра искали, как дневного света, Солнце, существовавшее прежде солнца и зашедшее в могилу. Они говорили одна другой: «Подруги, пойдёмте, помажем благовониями Тело, источающее жизнь и погребённое, лежащую во гробе плоть Того, Кто поднимает павшего Адама. Идём, поспешим, как волхвы, поклонимся и принесём в дар мvро Обвитому не пеленами, а погребальным полотном, и, плача, воскликнем: О, Владыка, подающий воскресение падшим! Восстань!»

Воскресение Христово видя, поклонимся Святому Господу Иисусу, Одному Безгрешному, поклоняемся Кресту Твоему, Христе, воспеваем и прославляем Твоё Святое Воскресение, ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя иного не знаем, имя Твоё призываем. Придите, все верные, поклонимся Святому Христову Воскресению, ибо чрез Крест пришла радость всему миру. Всегда восхваляя Господа, будем воспевать воскресение Его, ибо Он, претерпев распятие, Своею смертью победил смерть. (Трижды )

Иисус, воскреснув из гроба, как и предсказал, дал нам жизнь вечную и великую милость. (Трижды )

Песнь 7?я

Ирмос : Спасший отроков из печи, сделавшись человеком, страдает, как смертный, и Своим страданием облекает смертное в красоту бессмертия, единый Бог отцов, благословенный и препрославленный.

Припев : Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав.

Богомудрые жёны вслед за Тобою спешили с благовонными мастями; но Кого они, как мёртвого, искали со слезами, Тому поклонились с радостью, как живому Богу, и Твоим ученикам, Христе, возвестили таинственную Пасху.

Припев : Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав.

Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой, вечной жизни, и в восторге воспеваем Виновника сего, единого Бога отцов, благословенного и препрославленного (Осия 13:14).

Припев : Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав.

По истине священна и достойна всякого торжества сия спасительная и светозарная ночь, предвозвестница светоносного дня воскресения, в которую вечный Свет во плоти для всех воссиял из гроба.

Песнь 8?я

Ирмос : Сей именитый и священный день, единственный, царь и господь среди суббот, – праздник из праздников и торжество из торжеств; в этот день благословим Христа во веки.

Припев : Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав.

Придите, в славный день воскресения, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселья, Царства Христова, воспевая Его, как Бога, во веки.

Припев : Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав.

Возведи взоры твои, Сион, и посмотри вокруг себя: вот стеклись к тебе – как богосветлые светила от запада, севера, моря и востока – дети твои, благословляющие в Тебе Христа во веки (Ис. 60:4).

Припев : Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав.

Отец Вседержитель, и Слово, и Дух, – Существо единое в трёх Лицах, всевышнее и Божественное! В Тебя мы крестились и Тебя будем благословлять во все веки.

Песнь 9?я

Припев : Прославляет душа моя воскресшего в третий день из гроба Христа, Подателя жизни.

Ирмос

Припев : Христос – Новая Пасха, живая Жертва, Агнец Божий, принявший грехи мира.

Тропарь

О, как божественно, любезно и пресладостно Твоё слово, Христе! Ты неложно обещал с нами быть до кончины века; имея это (обещание) как опору надежды, мы, верные, радуемся.

Припев : Ангел возгласил Благодатной: «Чистая Дева, радуйся! И я повторяю: Радуйся, Твой Сын воскрес в третий день из гроба, воскресив всех умерших. Люди, веселитесь!»

Мария Магдалина прибежала к гробу и, увидев Христа, стала расспрашивать Его, приняв Его за садовника.

Тропарь

О, Пасха великая и священнейшая – Христос! О, Премудрость, Слово Божие и Сила! Удостой нас совершеннейшего единения с Тобою в вечно светлый день Твоего Царства.

Ангел возгласил Благодатной: «Чистая Дева, радуйся! И я повторяю: Радуйся, Твой Сын воскрес в третий день из гроба, воскресив всех умерших. Люди, веселитесь!»

Ирмос : Светись, Светись новый Иерусалим; ибо слава Господня воссияла над тобою; торжествуй теперь и веселись Сион. Ты же, Чистая (Богородица), радуйся о восстании Рождённого тобой! (Ис. 60:1, Лк 1:47).

Эксапостиларий

Плотию уснув, как смертный, Ты, Царь и Господь, воскрес в третий день, [этим] выведя из [состояния] тления Адама и упразднив смерть. [Поэтому Ты –] Пасха нетления (бессмертия) и Спасение мира.

О Пасха, великая и священная, Христе! О премудрость, Слово Божие и сила! Удостой нас совершеннее приобщаться Тебе в нескончаемый день Твоего Царства (1 Кор. 5:7; 13:12).

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Пасхальный пост Это свидетельство св. Иринея дает нам видеть и первый зародыш нынешней св. Четыредесятницы, которая в то время, ограничиваясь одним-двумя днями, считалась не предпасхальным постом, а пасхальным, самой Пасхой. Пасхальный пост, по этому свидетельству,

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

14. Что такое «пасхальный кулич»? Вопрос:Что такое «пасхальный кулич»? Отвечает священник Константин Пархоменко:Кроме крашеных яиц, православные христиане славянских стран на Пасху пекут куличи (на Украине куличи называются Пасхами): сладкие хлебы с изюмом, цукатами,

Из книги Мифология Ближнего Востока автора Хук Самуэль

Пасхальный культовый миф Не подлежит сомнению, что в основе Книги Исхода, повествующей о бегстве израильтян из Египта, лежат исторические события, тем не менее форма, в которую облечен рассказ об этом событии, не является историей. Повествование о десяти бедствиях, из-за

Из книги Таинство, слово и образ автора Мень Александр

Глава V. ПАСХАЛЬНЫЙ ЦИКЛ («переходящие праздники»)Мы уже говорили о происхождении «подвижного» цикла праздников и памятных дней. Центром его является Пасха. Ей предшествуют четыре покаянные седмицы и Великий пост.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОДМЫТАРЬ И ФАРИСЕЙПервая

Из книги Молитвослов автора Автор неизвестен

Пасхальный канон Стихира в начале утрени, глас 6-й:Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.Тропарь, глас 5-й:Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.Песнь 1Ирмос:

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

§78. Пасхальный цикл Пасха - древнейший и величайший из ежегодных церковных праздников. Его основной смысл и последовательность соблюдения родились, как и христианское воскресенье, наутро Христова Воскресения. Как и иудейская Пасха, изначально он был началом

Из книги Вегетарианство в мировых религиях автора Роузен Стивен

ПАСХАЛЬНЫЙ АГНЕЦ Вce привыкли к изображению Христа как доброго пастыря и агнца Божия, но пасхальный агнец представляет собой проблему для христиан-вегетарианцев. Была ли Тайная Вечеря пасхальной трапезой, при которой Христос и апостолы вкушали плоть

Из книги Григорий Нисский. Создание канона автора Щипина Римма Владимировна

2.3. Канон иконопочитания и иконографический канон Понятие « канон » в отношении к канону иконопочитания и к иконографическому канону, а также к канону как художественному стилю эпохи имеет разные оттенки смысла.«Канон» – церковно-юридический термин, обозначающий

Из книги Иудаизм автора Курганова У.

Пасхальный кашрут Во время праздника Песах к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец). Запрещено употреблять в пищу и даже иметь в доме продукты, содержащие хамец.Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу

Из книги Пасхальная книга для детей [Рассказы и стихи русских писателей и поэтов] автора Антология

Пасхальный благовест Колокол дремавший Разбудил поля, Улыбнулась солнцу Сонная земля. Понеслись удары К синим небесам, Звонко раздаётся Голос по лесам. Скрылась за рекою Белая луна, Звонко побежала Резвая волна. Тихая долина Отгоняет сон, Где-то за дорогой Замирает

Из книги Встречаем Пасху. Традиции, рецепты, подарки автора Левкина Таисия

Пасхальный калач Мука по потребности, 2 стакана молока, 50–60 г дрожжей, разведенных в? стакана теплой воды с 1 ч, ложкой сахарного песка, 1 стакан сахарного песка, 150–200 г сливочного масла, 200 г изюма (без косточек), 4 яйца, рубленые ядра грецких орехов, 1 крашенное луком яйцо,

Из книги автора

Пасхальный ореховый калач 4 стакана муки, 1 ч. ложка сухих дрожжей, 1 ? стакана сахарного песка, 1 стакан молока, 150 г растопленного сливочного масла, 1 стакан измельченных ядер грецких орехов, ? стакана порошка какао, 40 г измельченного шоколада, 1 крашенное луком яйцо, соль.1, В

Из книги автора

Торт пасхальный миндальный 4 белка, ? стакана сахарного песка, ? стакана тертых ядер миндаля, 1–2 ст. ложки порошка какао, 1 ч. ложка миндальной эссенции, 1 ст. ложка порошка какао.Для крема: ? стакана сахарного песка, ? стакана сливок, 1 ст. ложка муки, ? стакана молока, 2 желтка, 2

Из книги автора

Пасхальный малиновый рулет? стакана муки, ? стакана порошка какао, 1 ч. ложка разрыхлителя, 3 яйца, белки и желтки отдельно, ? стакана сахарного песка, 1 ч. ложка ванильной эссенции, малина из компота, сахарная пудра, соль.Для крема; ? стакана высокожирных сливок, 2 ст. ложки

Из книги автора

Чешский пасхальный барашек / стакан муки, 1 стакан сливочного масла, 1 стакан сахарного песка, 1 стакан творога, 3=4 яйца, 1 ? ч. ложки разрыхлителя, тертая цедра? лимона, 3 ст. ложки измельченных ядер грецких орехов, кокосовая стружка, растительное масло, соль.1. В эмалированной

Из книги автора

Пасхальный десерт? стакана + 1 ст. ложка сахарного песка,? стакана тертых ядер миндаля, 2 белка, 1 стакан жирных сливок, ? ч. ложки ванильной эссенции, 750 мл ванильного мороженого, 1 ст. ложка порошка какао, 200 шоколада для короны.1. Выстлать противень фольгой, смазать ее