Светлая неделя после пасхи имеет особое значение. Сколько длится пасха

Первая неделя после Пасхи называет Светлая седмица или Светлая неделя. В это время принято отдыхать, ходить в гости, радоваться жизни, находить повод для веселья и поздравлять друг друга, говоря: "Христос Воскрес - Воистину Воскрес!".

Понедельник

Начиная с понедельника можно ходить в гости. Первым к родственникам в дом заходит мужчина. На праздничный стол гость приносит куличи, крашанки и символические подарки. Если у мужчины есть семья, его жена и, если есть дочь остаются в этот день дома.

Вторник

Во вторник, который называют Светлый вторник, уже женщины начинают ходить в гости, а их мужчины в этот день не посещают родных. Но эти традиции сейчас отходят и их практически не соблюдают. Все чаще в гости приходят семьямии. Раньше в некоторых местах со вторника, а чаще со среды девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась "хороводница". Хороводы продолжались с этого дня по вечерам до Троицы.

Среда

По средам "Великодних святок" многие селяне устраивили танцы и веселье. И взрослые, и дети собирались "на музыку", чтобы проводить святки. Эти три дня Великоденских праздников были счастливым временем гостеваний, молодежных игр и забав. Взрослые искали в эти дни цветы ряста (хохлатка), а найдя - топтали их приговаривая: "Чтобы и на тот год дождаться рясту топтать".

Четверг

В первый четверг после Пасхи девушки зазывали весну, исполняя на пригорках трогательные песни. Начиная с четверга можно было устраивать смотрины и молодые люди присматривали себе невесту. Когда-то на четвертый день пасхальной недели "водили кобылу". На палке делали голову, привязывали хвост, накрывали веретьем. Сверху на эту лошадь садились желающие покататься. Мужчина наряжался цыганом и водил эту кобылу по улице. Когда кобыла падала, тогда цыган "грыз" ей ухо и она вставала. Празднование к четвергу уже заканчивается, но на столах еще могут стоять куличи, крашанки и звучать: "Христос воскрес-Воистину воскрес!" Так позволялось отмечать в течение 40 дней - до самого Вознесения.

Пятница

В пятницу был Прощеный день, который особо пышно и торжественно отмечался молодоженами, к которых приходили близкие родственники. В этот день по традиции девушки умывались ледяной водой, которая, считается, помогает весь год оставаться здоровой.

Суббота

Хороводница отмечалась в субботу. Днем начинался разгар молодежных игр и гуляний. К примеру, было популярно играть в катание яиц. Все желающие складывают полукругом свои крашеные яйца около невысокой горки, после чего один из них скатывает свое яйцо сверху, стараясь сбить как можно больше чужих. Все сбитые яйца игрок забирает себе, но если ничего не вышло, то своего он лишается. Участники должны были красиво и оригинально расписать свои яйца, чтобы их легко было отличить от чужих. Кстати, эта традиция пришла еще из языческих времен, где она была призвана пробудить силы земли и обеспечить хороший урожай.

Воскресенье

Молодые люди или девушки, одетые в яркие наряды, собирались в группы и окликали своих товарищей, женившихся в прошлом году. Они обходили свою деревню и ближайшие соседние. Для молодоженов день имел большое значение, поскольку до него муж не мог оставлять жену одну, но уже после мог надолго уехать работать, переложив на плечи супруги весь груз хозяйственных забот. В этот день провожали Пасху, проводили обряды встречи весны, массовые гуляния.

Что можно и нельзя

Поскольку праздник Пасхи - торжество жизни над смертью, поэтому всю Пасхальную неделю нужно радоваться, а не скорбеть за умершими. Также в эти дни не проводят панихиды. Зато крестить детей можно. Также считается, что рожденный во время пасхальной недели младенец, будет наделен богатырским здоровьем, удачей и многого добьется в жизни. На Светлой неделе не принято проводить обряд венчания. Зато можно устраивать смотрины невест, ходить на танцы, веселиться и радоваться жизни.

Светлая Седмица – неделя после Пасхи. Верующие продолжают радоваться великому чуду воскрешения Спасителя, победе жизни над смертью, чествуют Христа, усердно молятся. И такие молитвы, произнесенные в дни Светлой Седмицы особенно сильны. Что можно делать и нельзя в это время, мы постараемся рассказать в нашей публикации. Не оставим без внимания и народные обычаи, приметы, обряды по дням.

Празднование Светлой Седмицы – недели после Пасхи (Красной недели, Великой, Великоденьской )

В это радостное для всех православных время в храмах служат праздничные литургии и совершают крестные ходы каждый день. Начинает действовать разрешение на скоромную еду. Запрещаются венчания и заупокойные службы. Именно на Светлой Седмице умершие появляются перед райскими воротами, где Всевышний дарует им отпущение грехов.

В неделю после Пасхи молящиеся просят воскресшего Спасителя о снисхождении, прощении, вере, здоровье для себя и своих родных. Начинать день и заканчивать нужно благодарственной молитвой. Лучше делать это в спокойной обстановке. Молитвы и просьбы, высказанные на первой неделе после Пасхи считаются самыми сильными.
Рис2

Что можно делать и нельзя в неделю после Пасхи

Разрешено:

  • звонить в колокола, раздавать милостыню;
  • помогать нуждающимся;
  • радоваться, веселиться, смеяться, быть счастливыми;
  • креститься;
  • отдыхать, наслаждаться жизнью, отложив срочные дела на потом;
  • отказаться от негативных поступков и мыслей;
  • в пятницу освящать воду, чествовать Пресвятую Деву;
  • устраивать смотрины;
  • жечь костры, отдыхать на природе, кататься на качелях.

Запрещено:

  • венчаться;
  • посещать умерших на кладбище, делать поминки и панихиды;
  • усердно трудиться, особенно в среду;
  • поститься;
  • сидеть дома в воскресенье;
  • охотиться и ловить рыбу, так как все радуются чудесному воскрешению Спасителя, даже звери и птицы: они ведь тоже твари божьи.

Обычаи, приметы, обряды по дням Светлой Седмицы

Вторник недели после Пасхи (Купальный, Светлый вт.)

Непременно следовало проснуться и сходить на утреннюю службу. Иначе сони накличут беду и нищету в свой дом. Поэтому проспавших поливали студеной водой. Женщины ходили в гости с куличами и крашенками . Мужчины занимались домашними делами.

Среда недели после Пасхи (Градовая, Хороводница, Светлая ср.)

Утром тем, кто еще не вышел замуж, следовало вознести молитву к Господу о скорейшем обретении семейного счастья. После весь день необходимо было быть среди людей, чтобы не пропустить судьбоносную встречу с суженым. Абсолютно запрещено работать, чтобы урожай не пострадал от града. Настоятельно рекомендуется идти в корчму веселиться с друзьями.

Навский , Светлый чт .)

Время посетить своих предков. В этот день посещают кладбища. Ухаживают за могилами, оставляют там ломтик кулича и крашенки . Птица, севшая на памятник, – это умерший родственник, который спустился принять гостинцы. Такую птицу, если она прилетала во время посещения могилы, считали хорошим добрым знаком небес. Строго запрещено пребывать в унынии. Это день для светлого приветствия своим умершим родственникам. День, когда они спускаются с небес, чтобы разделить с живыми светлую радость.

Пятница недели после Пасхи (Прощеная, Светлая пт .)

Это день всех любителей пива. В пятницу варили пиво, угощали и угощались этим напитком до легкого хмеля, чтобы пригласить удачу. Чрезмерное же пьянство кликало беду. На пиво звали зятя с семьей. Мирились с тещей и тестем, если успевали с ними поссориться.

Суббота недели после Пасхи (Святой Артос, Светлая сб.)

Верующие посещают колокольню в своем храме, звонят в колокола, чтобы проводить Светлую Седмицу. Ходят в гости, желают окружающим добра и благополучия . Священнослужителя раздают верующим освященные хлебцы-артосы с рисунком креста. Мыли дома, чтобы избавиться от несчастий и зла. Тем, кто живут в частном секторе нужно полить крышу из шланга. Те, кто живут в квартирах, могут ограничиться помывкой входной двери.

Близится Пасха, поэтому многие люди интересуются вопросом, какого числа родительский день в 2019 году. Другое его название – Радоница (созвучна словам «род» и «радость»). Это главный день поминовения всех усопших – как православных, так и людей других взглядов.

В 2019 году Родительская неделя приходится на 5-11 мая. Название этой недели сопоставимо со словом «радость». Предки полагали, что это период «радостных поминок», так как – это радостное время.

Поминальные дни по церковному календарю

Если говорить о том, когда именно (какого числа) состоится родительский день в 2019 году, то ответов будет сразу несколько. Людям также важно знать и о том, когда в текущем году будет большая Родительская суббота.

Родительская суббота — когда

Действительно, мы несколько раз в году можем услышать такие слова: «Сегодня родительская суббота». Что это означает, и почему такая суббота называется именно родительская?

В году насчитывается 7 родительских суббот — это дни, когда усопших поминают особым образом. Свое название они получили благодаря тому, что в обращениях к Господу люди в первую очередь упоминали своих умерших родственников. Из года в год даты родительских суббот меняются, так как зависят от дат других церковных праздников.

Если говорить о том, какого числа Радоница в 2019 году, можно вспомнить и других поминальных датах, которые установлены церковным календарем.

  • 2 марта - Вселенская (мясопустная) родительская суббота. Поминают всех усопших православных – как родителей, так и близких, знакомых, друзей.
  • 23 марта, 30 марта и 6 апреля - Родительские субботы Великого поста в 2019 году.
  • 7 мая - Родительский день, он же Радоница (первая разрешенная церковью дата поминовения после Страстной и Светлой седмиц).
  • 9 мая - День поминовения павших воинов в годы Великой Отечественной войны.
  • 15 июня - Троицкая родительская суббота, которая также имеет вселенское значение.
  • 12 октября - Покровская родительская суббота.
  • 2 ноября - Дмитриевская (Димитриевская) родительская суббота.

А есть еще и День поминовения 11 сентября, когда служат панихиды в память о других воинах, погибших за Царя и Отечество.

Другие поминальные дни после Пасхи

Наряду с этими семью субботами есть и частные родительские дни. Например, 9 мая – это не только государственный праздник, известный как День Победы, но также и День памяти павших воинов в годы Великой Отечественной войны.


День поминовения 11 сентября — День памяти павших воинов православной веры. Тогда служат панихиды в память о других воинах, погибших за Царя и Отечество. Интересно, что подобная традиция существует уже более двух веков – впервые ее учредила Екатерина Великая в 1774 году.

Как поминают усопших в церкви

Если говорить о том, какого числа родительский день после Пасхи в 2019 году, то основная дата – день Радоницы 7 мая. Также усиленно почитают покойных и перед Троицей, во время Вселенской Троицкой родительской субботы (в 2019 году она будет 15 июня).

Во все родительские субботы богослужения начинаются еще накануне вечером. В пятницу проходит Великая панихида (само слово с греческого переводится как «всенощная»). А на следующий день с утра совершается заупокойная Божественная литургия, после чего проходит общая панихида.

Верующие могут прийти в храм в любой из этих дней, как будет возможность и желание. Традиционно подаются записки, в которых на старославянском языке пишут имена покойных крещеных родителей или других близких людей. Записки желательно подать еще накануне вечером в пятницу – обычно ориентируются на расписание самого храма.


Также принято приносить с собой скромную постную еду и церковное вино (кагор). Предполагается оставить продукты в храме, чтобы их мог взять любой нуждающийся, как позволяет совесть.

Подобная традиция существует несколько веков или даже тысячелетий и имеет чисто народные корни. Она называется «принести еду на канун».

5 советов, как правильно провести родительский день

Наряду с вопросом о том, когда будет Пасха и родительский день, часто спрашивают, как правильно провести это особое время. Понятно, что нужно отправиться на кладбище и навести там полный порядок – прибраться на территории, подкрасить столик и оградку, положить свежие цветы.

Что еще, а самое главное – как нужно сделать на Радоницу:

  1. По традиции полагается принять участие в утреннем богослужении. К слову, оно вполне настроит человека и поможет ему успокоить свои мысли перед непростым визитом к покойным предкам и близким.
  2. Затем на кладбище можно зажечь свечу и поставить ее на столик. Созерцание огня хорошо расслабляет и умиротворяет человека – факт, известный каждому.
  3. Далее по желанию можно почитать любую молитву, как вслух, так и про себя. Конечно, можно говорить или посылать мысленные волны своими словами – главное делать это от искреннего желания.
  4. Не стоит подражать нелепым традициям, связанным с распиванием спиртного, оставлением рюмки водки и еды на могиле. Церковь в этом вопросе довольно категорична и говорит свое твердое «нет». Да и интуитивно понятно, что алкоголь – напиток не для кладбища.
  5. Наконец, помянуть своего близкого можно (и нужно) раздачей милостыни. Кстати говоря, пасочки, яйца и другие продукты (а может, и скромные деньги) лучше дать нуждающемуся. А вот водку и прочие горячительные напитки давать не следует – опять же не будем путать праздник с днем памяти.

ПОЧЕМУ ДЕНЬ НАЗЫВАЮТ РОДИТЕЛЬСКИМ

С одной стороны, понятно: мы, дети, поминаем ушедших родителей. Но ведь это не всегда так. Увы, порой родителям приходится поминать своих детей. И конечно, не возбраняется отдать последнюю дань уважения дорогому другу, родному сердцу и просто очень близкому, теплому человеку.

Считается, что день называется родительским главным образом потому, что душа после смерти отходит к своему роду. Подобные утверждения можно встретить и в Библии (например, Бытие 26:7-8).

В 2019 году родительский день состоится 7 мая, и к такому событию лучше подготовиться заранее. А вот приходить на кладбище на Пасху и вплоть до Радоницы (в течение первой недели после праздника) нежелательно.

Светлые дни – для празднования, а родительский день – для поминовения. Всему в году будет свое время.

ДНИ ПОСЛЕ ПАСХИ Для большинства сразу после первого дня Пасхи наступают будни, и торжество прекращается. На самом же деле Праздник длится гораздо дольше, ведь пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем! Господь пребывал на земле после Воскресения ровно 40 дней. Все это время богослужения Православной Церкви возвращает нас в ночь Святой Пасхи. Все эти 40 дней мы приветствуем друг друга и лобызаем троекратно «Христос Воскресе! - Воистину Воскресе!». Наиболее торжественно, радостно и величественно проходит первая неделя (седмица), после Пасхи, которая называется Светлой. На Светлой Седмице «все и всяческая» Христос Воскресший. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, по окончании литургии, совершается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На крестном ходе читаются четыре Воскресные Евангелия, молящиеся идут с зажженными свечами и совершается Окропление Святой Водой. Все богослужение Светлой Седмицы совершается при открытых Царских вратах. Открытые Царские врата - образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. В эту седмицу нет поста в среду и пятницу, но нужно избегать объедения, в которое легко впасть после долгого поста. Светлая седмица - это не время загула, нельзя пускаться «во все тяжкие», проводить время в кино, театре, книги запоем читать, есть чрезмерно, супруги в это время продолжают (после поста) воздерживаться от супружеского общения. Пасха - это радость Царствия Небесного. Богослужения Светлой седмицы выстроены так, чтобы человек мог во все дни бывать в храме и причащаться Святых Христовых Тайн. Молитвенное правило в эти дни особое - пасхальное и очень короткое, вместо утренних, вечерних молитв и покаянных канонов - читаются Часы Пасхи. Часы и вечерняя служба тоже краткие - все приспособлено к тому, чтобы любой человек мог ходить в храм каждый день. В пятницу Светлой Седмицы празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный источник», с чином освящения воды после Литургии. Появление этого образа связано с чудесным событием - исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века на источнике близ Константинополя. Будущий император, Воин Лев Маркелл, стал свидетелем этой Богоматерней милости, когда помог отыскать слепцу источник, от которого он получил прозрение. В 455- 473 годах - воздвиг на месте источника храм и назвал его «Живоносный Источник», имея в виду чудодейственную силу источника. В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен. И только в 1834-1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм. На следующий день, в Светлую субботу, богомольцам раздается артос. Слово "артос" переводится с греческого как «квасной хлеб». Другое его название - просфора всецелая. Артос освящают перед окончанием пасхальной Литургии, и в течение всей Пасхальной недели он занимает в храме самое видное место, рядом с иконой Воскресения Господня. В субботу Светлой седмицы читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии раздается народу как святыня. Артос христиане употребляли всегда. Когда ученики Христа сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную еду, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на это место хлеб. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец - это символическое изображение Воскресения Христова. Нет на Светлой седмице венчаний и заупокойных молитв до недели апостола Фомы. Отпевания усопших совершается по Пасхальному чину, а так же не кладутся земные поклоны до Праздника Святой Троицы. Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, - отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим». В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, что он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество. Однако эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…» И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это - лучший путь веры. (Архиеп. Аверкий (Таушев). Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания, заупокойные поминовения на литургии и панихидах. На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовство, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит такое народное название). Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь празднует Радоницу – день особого поминовения усопших, после Пасхи. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IVв.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Радоница занимает особое место в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели. Это обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». В этот день верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей. Именно на Радоницу (по местночтимой традиции это совершается в Понедельник) существует обычай совершать Панихиды на кладбище, и раздавать милостыню, принося крашеные яйца и другие пасхальные яства которые после заупокойной молитвы, раздаются неимущим и бедным и всем окружающим. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении Спасителя наши умершие. Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!» «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст. И необходимо помнить православному христианину посещая в Понедельник могилы умерших родственников, что крайне противопоказано церковью устраивать пышные поминки на гробницах умерших, и особенно с распитием спиртных напитков. От таковых необходимо воздерживаться и во время домашних поминальных застолий – это ранит души умерших. Стоит упомянуть о традиции, в некоторых городах и весях, посещения могил умерших сродников в сам День Пасхи. Эта традиция довольно молодая и берет начало с советских времен, когда посетить на Пасху храм было трудно, опасно или даже невозможно. Тогда и сложился обычай посещать кладбища в самый День Праздника, что не является традицией нашей Церкви, поскольку вплоть до Недели Апостола Фомы поминовение усопших не совершается. Пасха – время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым — Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день — Светлая Суббота, пишет РИА новости.

В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей, и только в субботу перед 9-м часом они закроются.

В продолжение всей Седмицы полагается вседневный звон во все колокола. По традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола.

На Светлой седмице отменяются однодневные посты (в среду и пятницу).

Начиная со дня Святой Пасхи верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!».

До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны. На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Во вторник Светлой седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.

В пятницу Светлой Седмицы празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный источник» (по традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства — крестный ход на водоемы или водные источники).

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее — в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб. В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению.

Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).

В субботу Светлой седмицы впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.

В восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, следует особое торжество, называемое Антипасхою, что означает в переводе «вместо Пасхи» или вторая Пасха.

В восьмой день Святая Церковь также вспоминает явление Воскресшего Господа апостолу Фоме, который отказывался верить в Воскресение Христа. В этот день Господь вновь явился своим ученикам, в особенности апостолу Фоме, чтобы убедить его Своими ранами, что именно с Ним встречались все свидетели Его Воскресения.

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня. Весь этот период (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе! » и ответом «Воистину Воскресе!»