Сведения о крупных географических объектах. Условные знаки и обозначения на географических картах

Дорогие ребята, на уроках окружающего мира нам предстоит работа с контурными географическими картами. Предлагаю Вам внимательно ознакомиться с правилами заполнения подобных карт. Тем более, что эту работы Вы продолжите в средней и старшей школе.

1. Контурные карты называются контурными, потому что на них обозначены только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практических работ по географии. Контурная карта обычно не заполняется вся сразу.

2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочтите задание учителя. Что именно нужно обозначить? Повторите условные обозначения по теме задания.

3. Задания выполняются с использованием материалов школьного учебника, карт школьного атласа и других дополнительных источников информации, рекомендованных учителем.

4. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.

5. Любая карта должна иметь название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме. Не путайте название вашей карты с названием шаблона карты.

6. Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой, чтобы сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки.

7. Продумайте, в каком порядке следует выполнять обозначение объектов, чтобы они не закрывали и не мешали друг другу.

8. Определите условные знаки, которые вы будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте на карте.

9. Все изображенные на карте объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях), в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения.

10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в условных знаках.

11. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом .

12. Объекты орографии (элементы рельефа) наносятся черным цветом, гидрографии (водные объекты) – синим.

13. Необходимо выполнять только предложенные задания. Избегайте нанесения на контурную карту "лишней информации". Отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена, если в работу добавлена лишняя информация.

14. В зависимости от задания объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах (смотрите карты в атласе).

15. Закрашивание объектов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры!

16. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале высот и глубин атласа.

17. Для правильного нанесения на контурную карту названий географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку: название географических объектов надо писать вдоль линий градусной сетки, что поможет выполнить задание более аккуратно.

18. Названия небольших объектов в масштабе используемой карты, например вулканов или горных вершин, желательно размещать справа от самого объекта, вдоль параллели.

19. Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, нужно размещать по протяженности, так, чтобы можно было их прочитать, не переворачивая карту.

20. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют небольшие объекты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом или дана ссылка в виде цифры, которая расшифровывается в легенде карты (например, на карте: цифра 1 стоит на объекте; а в легенде дана расшифровка: 1 - оз. Ильмень).

21. Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то помните, что границы этих объектов не обводят линиями. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря.

22. В условных знаках должна быть система. Придерживайтесь картографической традиции в заполнении карт.

23. Контурная карта сдаётся учителю своевременно в указанный срок.

Примечание

Не используйте для заполнения контурной карты краски. Обычно контурные карты делаются на такой бумаге, которая очень плохо впитывает воду. Кроме того, ошибки на раскрашенных красками картах труднее исправить.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

1. Контурные карты называются контурными, потому что на них обозначены только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практических работ по географии. Контурная карта обычно не заполняется вся сразу.


2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочтите задание учителя. Что именно нужно обозначить? Повторите условные обозначения по теме задания.


3. Задания выполняются с использованием материалов школьного учебника, карт школьного атласа и других дополнительных источников информации, рекомендованных учителем.


4. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.


5. Любая карта должна иметь название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме. Не путайте название вашей карты с названием шаблона карты.


6. Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой, чтобы сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки.


7. Продумайте, в каком порядке следует выполнять обозначение объектов, чтобы они не закрывали и не мешали друг другу.


8. Определите условные знаки, которые вы будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте на карте.


9. Все изображенные на карте объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях), в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения.


10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в условных знаках.


11. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом.


12. Объекты орографии (элементы рельефа) наносятся черным цветом, гидрографии (водные объекты) – синим.


13. Необходимо выполнять только предложенные задания. Избегайте нанесения на контурную карту "лишней информации". Отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена, если в работу добавлена лишняя информация.


14. В зависимости от задания объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах (смотрите карты в атласе).


15. Закрашивание объектов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры!


16. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале высот и глубин атласа.


17. Для правильного нанесения на контурную карту названий географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку: название географических объектов надо писать вдоль линий градусной сетки, что поможет выполнить задание более аккуратно.


18. Названия небольших объектов в масштабе используемой карты, например вулканов или горных вершин, желательно размещать справа от самого объекта, вдоль параллели.


19. Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, нужно размещать по протяженности, так, чтобы можно было их прочитать, не переворачивая карту.


20. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют небольшие объекты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом или дана ссылка в виде цифры, которая расшифровывается в легенде карты (например, на карте: цифра 1 стоит на объекте; а в легенде дана расшифровка: 1 - оз. Ильмень).


21. Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то помните, что границы этих объектов не обводят линиями. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря.


22. В условных знаках должна быть система. Придерживайтесь картографической традиции в заполнении карт.


23. Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно в указанный срок.

Заполните пропуски.


4. Вопрос-ответ:

Геологическое строение и рельеф Австралии.

Заполните пропуски.

В основе материка лежит древняя …………………………………………………………….

В рельефе ей соответствует……………………………………………………низменность.

На материке с севера на юг протянулись горы……………………………………………………….

Горы относятся к ………………………………. складчатости. Это старые, разрушенные горы. Наивысшая точка – гора ………………………………. . Её высота ………….. Австралия единственный материк где нет действующих ………………………… и современного оледенения.

2. Установить соответствие

3.Эйр 3.Пролив между Австралией и островом Тасмания

4.Карпентария 4. Остров на юге Австралии

5.Бассов 5.Древний материк

6.Тасмания 6.Литосферная плита

8. Индо-Австралийская 8. Остров на севере материка

9. Новая Гвинея. 9.Залив на севере Австралии

Климат Австралии

1. Давайте вспомним и перечислим климатообразующие факторы, которые влияют на формирование климата любой территории?____



Работа с климатической картой

4. Максимальные температуры воздуха на большей части материка наблюдаются в...

Каково влияние постоянных ветров на формирование климата материка?

____________________________________________________________________________________

Каково влияние фактора близости морей и океанов на природу материка?

_____________________________________________________________________________________

Мозговой штурм»

Природные зоны

1. Пользуясь картами атласа, и стр. учебника 132-133, заполни таблицу:



Продолжите:

Крики – это_________________________________________

Скрэбы – это _______________________________________

Эндемики – это _______________________________________________________________________________________

Эндемики Австралии: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. 3. Ответь на вопрос. 3.1. В Австралии насчитывается более 500 видов таких деревьев, они являются символом Австралии. Что это за деревья? Что вам еще известно о них? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. Когда ученые впервые прочитали описание этого животного, они отказались верить в его существование. Посудите сами: “У него тело жирного щенка со шкурой, которая ему заметно велика, между пальцами лап – перепонки, на голове утиный клюв, хвост как у бобра, а передние лапы – барсучьи. В довершении ко всему у самца на задних лапах петушинные шпоры, которые выделяют яд. Самка откладывает яйца, но вылупившихся детенышей кормит молоком”. Вы узнали это животное? Каких еще необычных представителей животного мира можно встретить в Австралии?

_____________________________________________________________________________________

3.3. Какие насекомые строят глиняные постройки конической формы высотой до 5 метров? _________________________________

4. Напишите призыв, просьбу или воззвание на тему: «Сохраним природу материка», например, Она – Природа – всегда была и будет сильнее человека. А потому - не вреди!

____________________________________________________________________________________

Заполните пропуски.

Антарктида- _______ по площади материк Земли. Его площадь составляет _______________. Относительно экватора Антарктида расположена в _______________полушарии, поэтому все точки будут иметь только ___________широту. Только в Антарктиде необычно расположены _____________________. Они образуют замкнутые круги. Относительно нулевого меридиана Антарктида расположена _____________________________________________

2. Ответь письменно на вопросы:
1 ). В честь какого мореплавателя назван пролив, разделяющий Южную Америку и Антарктиду? ______________________________________
2). Как называется Южная полярная область, включающая Антарктиду с островами и водами до 60 градуса ю.ш.____________________________

3) Сколько градусов южной широты будет на Южном полюсе? __________________

4) Какой материк расположен ближе всего к Антарктиде? _________________

3. Запишите названия географических объектов, обозначенных цифрами.

  1. Антарктида была открыта в:

А. 1774 год Б. 1820 год В. 1895 год Г. 1911 год

Кто открыл Антарктиду?

А). Беллинсгаузен Ф. Б). Лазарев М. В) Кук Д. Г) Скотт Р

6. Как назывались шлюпы мореплавателей, открывших Антарктиду?

А) «Мирный» Б) «Победа» В) «Восток» Г) «Запад»

7. Первым достиг Южного полюса:

А. Р. Амундсен Б. Р. Скотт В. Р. Пери Г. Д. Кук

8. Дата открытия Южного полюса:

А) 14.12.1911г Б) 28.01.1820г В) 14.12.1811г Г) 18.01.1912г

9.Антарктида принадлежит государству:

А. США Б. Россия В. Норвегия Г. Никакому

10. Подпиши фамилии первооткрывателей Антарктиды:

______________________________________________________________________

Климат Антарктиды

1. Причины суровости климата Антарктиды: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Климатический пояс Антарктиды _________________________________________

3 . Самая низкая температура ____________________________

4. Что такое шельфовые ледники? _______________________________________________________________________________________

5. Как образуются айсберги? ______________________________________________________________

6 . Когда в Антарктиде наступает лето? _______________________________

7 . Скорость ветра ____________________________________

8 . Количество осадков ____________________________________________

9. Почему Антарктиду называют:

1. «Материк ученых» __________________________________________________

2. «Ледяной континент» _______________________________________________

3. «Страна жестокого солнца» ______________________________________

4. «Королева холода» ________________________________________________

5. «Страна ветров» ___________________________________________________

6. «Холодильник Земли» ______________________________________________

Природные зоны.

По горизонтали

2. … - поморник

7. Птица, гнездящаяся высоко в горах Антарктиды

8. Область, лежащая в переводе с греческого против северной полярной области земного шара- Арктики

13. Гигантская глыба льда, оторвавшаяся от материка

14. Антарктическая чайка

15. Действующий вулкан, свидетель горообразовательных процессов

17. Руководитель первой советской антарктической экспедиции

По вертикали

1. Источник питания для китов, тюленей, рыб и птиц

4. Необычный участок с озером, совершенно свободный ото льда и снега

5. Антарктида с прилегающими к ней островами и южные части океанов примерно до 50 - 60 градусов ю.ш

6. Горы которые находятся на северо-востоке Антарктиды

7. Мореплаватель, первым достигший берегов Антарктиды вместе с Лазаревым

9. Самый распространенный вид пингвинов

10. Фамилия норвежца вышедшего на берег Антарктиды

11. Существо способное целиком заглатывать гигантских кальмаров

14. Нелетающая птица, обитающая только в Антарктиде

16. Мореплаватель-путешественник, чей отряд замерз во время возвращения из экспедиции

Заполните пропуски.

Австралия - самый ……………… материк планеты. Площадь Австралии-около ……………… Берега Австралии слабо изрезаны. Вглубь материка вдаются всего два залива. На севере - это залив ___________________ а на юге - ___________________ залив. Она целиком лежит в южном полушарии и почти посередине пересекается _____________________тропиком. Самый теплый месяц - _____________________________________________________________
4. Вопрос-ответ:

Запишите на контурной карте, названия географических объектов, обозначенных цифрами.

2. На контурной карте, красным цветом, обозначьте линию Южного тропика и линию экватора.

3. Подпишите на контурной карте крайние точки Австралии, океаны- омывающие её берега.

4. С помощью географических координат, определите расстояние Австралии, с запада на восток, по 30 параллели, южного полушария ________________________________________

С севера на юг, по 130 меридиану _______________________________________

Условные знаки бывают контурные, линейные и внемасштабные.

  • Контурными (площадными) знаками показаны, например, озера;
  • Линейными знаками - реки, дороги, каналы.
  • Внемасштабными знаками на планах отмечают, например, колодцы, родники, а на географических картахнаселенные пункты, вулканы, водопады.

Рис. 1. Примеры внемасштабных, линейных и площадных условных знаков

Рис. Основные условные знаки

Рис. Условные знаки местности

Изолинии

Есть отдельная категория условных знаков — изолинии, т. е. линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями изображаемых явлений (рис.2). Линии равного атмосферного давления называются изобарами , линии равной температуры воздуха - изотермами , линии равных высот земной поверхностиизогипсами ил и горизонталями.

Рис. 2. Примеры изолиний

Способы картографирования

Для изображения географических явлений на картах применяют различные способы . Способом ареалов показывают районы распространения природных или социальных явлений, например животных, растений, некоторых полезных ископаемых. Знаки движения используют для показа морских течений, ветров, транспортных потоков. Качественным фоном показывают, например, государства на политической карте, а количественным фоном - подразделение территории по какому-либо количественному показателю (рис. 3).

Рис. 3. Картографические способы: а — способ ареалов; б — знаки движения; в — способ качественного фона; г — количественный фон — точечные знаки

Для показа средней величины явления на какой-либо территории наиболее целесообразно использовать принцип равных интервалов. Один из путей получения интервала — деление разности между самым большим и самым маленьким показателем на пять. Например, если самый большой показатель — 100, самый маленький — 25, разность между ними — 75, ее 1/5 -15, то интервалы будут: 25-40, 40-55, 55-70, 70-85 и 85-100. При показе этих интервалов на карте более светлый фон или редкая штриховка изображают меньшую интенсивность явления, более темные тона и густая штриховка — большую. Такой способ картографического изображения называется картограммой (рис. 4).

Рис. 4. Примеры картограммы и картодиаграммы

К способу картодиаграммы прибегают, чтобы показать суммарную величину явления на какой-либо территории, например производство электроэнергии, численность учащихся школ, запасы пресной воды, степень распаханности земли и т. д. Картосхемой называют упрошенную карту, не имеющую градусной сети.

Изображение рельефа на планах и картах

На картах и планах рельеф показывают при помощи горизонталей и отметок высот.

Горизонтали, как вы уже знаете, — это линии на плане или карте, соединяющие точки земной поверхности, которые имеют одинаковую высоту над уровнем океана (абсолютную высоту) или над уровнем, принятым за точку отсчета (относительную высоту).

Рис. 5. Изображение рельефа горизонталями

Для того чтобы на плане изобразить холм, нужно определить его относительную высоту, которая показывает, на какое расстояние по вертикали одна точка земной поверхности выше другой (рис. 7).

Рис. 6. Изображение холма на плоскости

Рис. 7. Определение относительной высоты

Относительную высоту можно определить с помощью нивелира. Нивелир (от фр.niveau - уровень, нивелир) — прибор для определения разности высот между несколькими точками. Прибор, устанавливаемый обычно на треножник (штатив), оборудован зрительной трубой, приспособленной к вращению в горизонтальной плоскости, и чувствительным уровнем.

Провести нивелирование холма - это значит произвести замеры западного, южного, восточного и северного его склонов от подошвы до вершины с помощью нивелира и вбить колышки в тех местах, где был установлен нивелир (рис. 8). Таким образом, четыре колышка будут вбиты у подошвы холма, четыре — на высоте 1 м от земли, если высота нивелира равна 1 м, и т. д. Последний колышек вбивается на вершине холма. После этого положение всех колышков наносят на план местности и плавной линией соединяют сначала все точки, имеющие относительную высоту 1 м, затем — 2 м и т. д.

Рис. 8. Невелирование холма

Обратите внимание: если склон крутой, горизонтали на плане будут расположены близко друг к другу, если же пологий — далеко друг от друга.

Маленькие черточки, проведенные перпендикулярно к горизонталям, — это бергштрихи. Они показывают, в каком направлении склон понижается.

Горизонталями на планах изображают не только возвышенности, но и впадины. При этом бергштрихи обращены во внутреннюю сторону (рис. 9).

Рис. 9. Изображение горизонталями различных форм рельефа

Крутые склоны обрывов или оврагов на картах обозначают мелкими зубцами.

Высота точки над средним уровнем океана называется абсолютной высотой. В России все абсолютные высоты исчисляют от уровня Балтийского моря. Так, территория Санкт-Петербурга находится выше уровня воды в Балтийском море в среднем на 3 м, территория Москвы — на 120 м, а город Астрахань ниже этого уровня на 26 м. Отметки высот на географических картах указывают абсолютную высоту точек.

На физической карте рельеф изображают с помощью послойной окраски, т. е. цветом разной интенсивности. Например, участки, имеющие высоту от 0 до 200 м, закрашиваются в зеленый цвет. Внизу карты помещена таблица, из которой видно, какой цвет какой высоте соответствует. Эта таблица называется шкалой высот.