Тема: Вегетативное размножение. Вегетативное размножение растений Что такое бесполое размножение

1. Что является основой вегетативного размножения?

Вегетативное размножение — это свойство, которое отличает растительные организмы от животных. Основой вегетативного размножения является способ-ность растений к регенерации. Регенерация это возобновление целого организма с его частей вследствие деления клеток. В результате вегетативного размножения происходит появление большого количества одинаковых потомков, которые яв-ляются копией родительского растения. Все вместе они образуют клон — потом-ство, которое возникает из одной особи путем вегетативного размножения. Кло-нирование позволяет человеку сохранять сортовые признаки многих культурных растений. Сегодня разработан метод культуры клеток и тканей, благодаря которо-му получают клоны растений, выращивая их на питательной среде из одной клет-ки или группы клеток. Клонирование позволяет выращивать ценные или редкие растения из отдельных клеток (например, выращивание женьшеня), быстро полу-чать большую растительную массу для извлечения из нее определённых полезных веществ. Итак , основой вегетативного размножения является регенерация.

2. Как осуществляется естественное веге-тативное размножение?

Как вам уже известно, у растений есть ви-доизменённые органы — луковица., корневище, клубень и т. п., которыми и осуществляется ве-гетативное размножение. Луковицами размножаются лилии, нарциссы, тюльпа-ны и т. п. А такие растения, как пырей, лан-дыш, осот, могут быстро захватить большую площадь с помощью корневищ. Разделению и превращению частей корневища в самостоя-тельные растения могут содействовать жи-вотные, живущие в почве (например, кроты, мыши, жуки) и т. п. Некоторые растения раз-множаются клубнями (картофель, хохлатка, топинамбур). Растения часто размножаются надземными побегами. Так, у земляники лес-ной в течение лета вырастает несколько пол-зучих побегов — усов, на верхушках которых развиваются молодые побеги и придаточные корни. Со временем усы высыхают и отмирают, а новые растения начинают жить самостоятельно. Тополь, ива, осина могут размножаться укоренением веток. Ветер сломает ветку, перенесёт на влаж-ную почву — и вот она уже укоренилась и дала начало новому растению. У многих древесных растений (например, вишня, малина, сирень) распространено размно-жение корневыми отпрысками. Итак, естественное вегетативное размножение происходит с помощью частей вегетативных органов и их видоизменений.

3. Какие есть способы искусственного вегетативного размножения культурных растений? Материал с сайта

Человек для вегетативного размножения растений часто избирает те самые спо-собы, которыми размножаются дикорастущие виды: усам и размножают клубнику, клубнями — картофель и т. п. Корневыми отпрысками размножают сирень, малину, а делением куста — ягодные культуры. В растениеводстве используют также и особые способы вегетативного размножения — черенкование и прививку. Черенкование — это размножение отделёнными от организма частями побега или корня. Черенком называют часть побега или корня с несколькими почками. Стеблевыми черенками, то есть частями побега с несколькими почками, размножают традесканцию, вино-град и т. п. Частями корней с несколькими придаточными почками — корневыми че-ренками — размножают малину, сливу. Такие растения, как бегония, лимон, размно-жают листовыми черенками — отдельными листьями, на которых есть придаточные почки, дающие начало придаточным корням и побегам. Прививка это срастание черенка одного растения (привой) с другим укоренённым растением (подвой). Изве-стно около 100 разнообразных способов прививок, которые объединяют в три типа: прививка глазком (окулировка) — прививка привоя, имеющего всего одну почку, взятую с тонким слоем коры (например у роз); прививка черенком (копули-ровка) — прививка наискось срезанного черенка привоя с несколькими почками (у фруктовых деревьев и т. п.); прививка сближением (облактировка) — прививка, при которой привой не отделяется от родительского растения до полного срастания с подвоем (например у винограда). Итак, искусственное вегетативное размножение проводят, используя части вегетативных органов или их видоизменений, применяя специальные способы размножения черенкование и прививку.


Тема урока: «Вегетативное размножение растений».

Цели урока:


  • изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;

  • показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии.
Образовательные задачи:

  • раскрыть значение понятий: выводковые почки, дочерние розетки, черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой (окулировка), привой, подвой;

  • охарактеризовать значение прививки в садоводстве;

  • рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.
Развивающие задачи:

  • развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ, обобщение), навыков работы с современным компьютерным оборудованием, ;

  • формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.
Воспитательная направленность урока:

  • осуществление экологического, трудового воспитания;

  • воспитание уважения к мнению окружающих людей.
Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент – 2 мин.

Приветствие отметка отсутствующих, выяснение причины отсутствия.

II. Опрос.

1.По карточкам.

2.Фронтальный. 8 мин .

1.Что лишнее в предложенных предложениях и почему вы так считаете?

Для чего же мы с вами с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение вегетативных органов растений? Для того ли только, чтобы знать это? Конечно же, нет. Эти знания имеют большое практическое значение в садоводстве и цветоводстве. Об этом мы поговорим сегодня на уроке.

Послушайте выдержку из дневника садовода-любителя и подумайте, как ему помочь?

Из дневника садовода-любителя

На часах только девять утра, а солнце уже вовсю припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой , а хочется…

Что же нужно сделать? Ответ на этот вопрос вы найдёте сегодня на уроке, тема которого «Вегетативное размножение цветковых растений».

Формулировка цели урока (озвучивание слайда).

2. Актуализация прежних знаний (вопросы классу) - 2 мин

Давайте посмотрим на тему, которую записали, и разберём, что она означает. Начнём с конца.


  1. Какие растения являются Цветковыми? Как ещё их называют и почему?

  2. На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? Что относят к вегетативным, а что к генеративным органам?

  3. Какие способы размножения растений вам известны?

  4. В чём принципиальное отличие вегетативного и полового размножения?
3. Способы вегетативного размножения цветковых растений – 14 мин

Вот видите, вы уже почти всё знаете, осталось познакомиться с тем, какими способами осуществляют вегетативное размножение цветковых растений.

Способы вегетативного размножения цветковых растений:

а) “усами”


б) корневыми черенками;
в) корневыми отпрысками;
г) стеблевыми черенками;
д) * отводками;
е) * прививка почкой (окулировка).

* Перед фрагментом “Размножение отводками” сообщение учителя :

К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удаётся легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надёжный способ – размножение отводками.

* Перед фрагментом “Прививка почкой (окулировка)” сообщение учителя :

Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, поэтому следите за тем, в каком порядке проводятся действия и запоминайте названия.

Итоговый вопрос по данному этапу урока: “Подскажите, как помочь садоводу, у которого никак не уродится хорошая смородина?

Вегетативное размножение комнатных растений

Знание способов вегетативного размножения растений имеет большое значение в комнатном цветоводстве.

Каланхое (бриофиллум) размножается выводковыми почками . Они опадают с листьев, быстро укореняются, и вскоре вырастают дочерние растения.

Специальные приспособления для вегетативного размножения имеются у некоторых видов кактусов – это боковые побеги – “детки” . Иногда уже в раннем возрасте они бывают снабжены зачаточными корешками.

Комнатное растение циперус размножают делением взрослого растения на части . Взрослое растение острым ножом делят на несколько частей и каждую из них сразу сажают в отдельный горшочек. Но для этого растения существует ещё один интересный способ размножения : верхушку побега можно наклонить и опустить в стакан с водой. Через две недели растение готово к посадке в почву!

Комнатное растение хлорофитум размножается посадкой дочерних розеток , которые образуются на горизонтальных побегах, легко приживаются и быстро начинают расти как самостоятельные растения.

Многие растения укореняются при контакте стебля с почвой, т.е. размножаются отводками . Один из побегов пришпиливают и присыпают в средней части почвой. Лучшее время для отводков – начало периода активного роста. Таким способом размножают традесканции , плющ .

Один из самых распространённых способов размножения комнатных растений–черенкование . Чаще всего используют стеблевые или листовые черенки в зависимости от вида растения . Корневыми черенками комнатные растения практически не размножают. При размножении стеблевыми черенками можно использовать верхушечный черенок, тогда будет расти верхушечная почка. Но если черенок без верхушки, то он должен содержать хотя бы один узел (из междоузлия не вырастет новый побег). Черенок должен быть здоровым, без посторонних пятен, повреждений.

Черенки одних растений можно просто поставить в воду и подождать, когда появятся корни, а потом пересадить в землю. К таким растениям относятся фикусы , традесканции . Черенки других растений укореняются сложнее. Это, например, комнатные розы . Для их укоренения лучше использовать смесь песка и торфа.

Стеблевыми черенками размножаются также алоэ (столетник), монстера , толстянка (денежное дерево). Так размножается и комнатная лиана хойя . При этом на каждом заготовленном черенке должно быть не менее двух пар листьев. Срезать необходимо ниже узла, так как корни появляются на междоузлиях. Укореняется в воде и в смеси песка и торфа.

Другой разновидностью черенков являются листовые . Для листового черенка важно правильно определить его возраст. Если лист ещё совсем молодой, то все его силы уйдут на то, чтобы закончить рост. Если слишком старый, то может легко увянуть.

Листовыми черенками легко размножается популярное комнатное растение сентполия (узумбарская фиалка) . Весной или летом срезают лист с черешком длиной 2-3 см и помещают в воду или сразу в почву (при этом заглубляют на одну треть листовой пластинки). Через некоторое время вырастают миниатюрные розетки с листочками.

Листовыми черенками можно размножать бегонии , глоксинии , а также сансевиерию (щучий хвост) . Лист сансевиерии разрезают поперёк на несколько частей (длиной 5-7 см) и сажают с наклоном в слегка влажный речной песок или специальную смесь, поддерживая температуру воздуха 20-22С.

Таким образом, знание особенностей вегетативного размножения растений позволит нам украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями, создать уют и улучшить экологическую обстановку.

IV. Закрепление (выполнение практических заданий) – 8 мин.

Сообщение учителя .

V. Домашнее задание – 2 мин.

Сообщение учителя . Открываем дневники и записываем домашнее задание §49

Составить четверостишие со словами: ветки, соседки,попрошу, посажу

VI. Итог урока – 2 мин.

Сообщение учителя . Сегодня на уроке мы изучили способы вегетативного размножения цветковых растений и научились применять полученные знания на практике.

Оценки за урок, их комментирование.

1. Из перечисленного перечня выберите особенности строения и функций, характерные для листьев растений (не менее трёх).

А) образуют на свету органические вещества из неорганических

Б) поглощают воду и минеральные вещества из почвы

В) защищают растения от перегрева, испаряя воду

Г) представляют собой боковой орган побега

Д) представляют собой осевой орган побега

Е) имеют клеточное строение

Задание. Для каждого из слоев клеток листа выберите соответствующие характеристики(цифры) и занесите их в таблицу.


Строение слоев клеток листа:
1. Отверстия, окруженные замыкающими клетками, содержащими хлоропласты.
2. Состоит из бесцветных клеток , выделяющих воскообразное вещество.
3. Состоит из рыхлых и плотных слоев клеток, содержащих хлоропласты.
4. Представлены сосудами, ситовидными трубками и механическими волокнами.
Функции клеток тканей листа:
1. Клетки тканей предохраняют лист от повреждений и внешних воздействий.
2. В клетках ткани осуществляется процесс фотосинтеза.
3.В клетках обеспечивают связь листа со стеблем, передвижение органических веществ от листьев к стеблю, минеральных веществ и воды – от стебля к листу.
4. Клетки обеспечивают газообмен и испарение воды.

Задание. «Внешнее строение и прикрепление листьев»


  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 5?

  2. Как называются листья, обозначенные на рисунке буквами А, Б, В?

Задание. «Внутреннее строение листа»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:





  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 12?

  2. Что характерно для клеток кожицы листа?

  3. Каковы функции столбчатой ткани в мякоти листа?

  4. Каковы функции губчатой ткани в мякоти листа?

Задачи : углубить и конкретизировать понятия о способах вегетативного размножения; учить практическим умениям размножать растения и ухаживать за ними; воспитывать любовь к труду и бережное отношение к растениям.

Оборудование : комнатные растения пеларгония (6-8 шт.), фуксия (3-5 шт.), бриофиллум (3 шт.), бегония-рекс (2-3 шт.), традесканция (5-6 шт.), кливия (1 шт.), аспарагус (1 шт.); ящики с почвой (10-12 шт.); скальпели; линейки; посадочные палочки; лейки.

Методические рекомендации . Занятие лучше проводить в школьной теплице или оранжерее. Если их нет, то урок проводят в биологическом кабинете, готовят чистый прокаленный песок, перегнойную почву, скальпели, посадочные ящики, палочки, растения. Перед уроком следует соединить по два стола, покрыть их пленкой или бумагой, расставить необходимое оборудование для работы по звеньям. Проводится беседа о способах вегетативного размножения. Затем учитель определяет задачи по участию школьников в озеленении школы, по размножению комнатных растений и уходу за ними. Перед выполнением практической работы учитель показывает, как черенкуют пеларгонию: на черенке должно быть 2-3 почки, срез черенка делают косо (под углом). Учитель проделывает все операции: размечает линейкой поверхность в ящике на квадраты 10×10 см или 6×6 см. Делает посадочной палочкой ямку глубиной 2-3 см и сажает черенок под углом 45°, уплотняет почву и поливает из маленькой лейки. Так же последовательно проделывает все операции по размножению листом, при этом обращает внимание учащихся на то, что надрезы делают в месте соединения центральной и боковой жилок. На листе может быть до десяти надрезов. Для ознакомления с размножением корневыми отпрысками учитель демонстрирует кливию, луковичные растения (тюльпаны, нарциссы, амариллисы, кринумы). При выполнении практической работы каждое звено получает задание:

  1. Рассмотрите пеларгонию, подсчитайте количество почек на каждом стебле. Определите, сколько черенков можно нарезать, учитывая, что на каждом черенке должно быть не менее двух почек, а длина черенка 5-8 см. Черенок - это часть стебля, отделенная от материнского растения. Нарезайте черенки под углом. С нижней части черенка удалите скальпелем листья.
  2. Подготовьте лунки в ящике при помощи посадочных палочек. Расстояние между ними должны быть 10 и 10 или 6 и 6 см. В лунку насыпьте щепотку песка. Затем посадите черенок под углом 45°.
  3. Аккуратно присыпьте почву к черенку. Полейте и прикройте стеклом или целлофаном. Так же следует черенковать традесканцию.
  4. Срежьте один лист бегонии-реке с черешком. Рассмотрите жилки с. нижней стороны. Как лучше их надрезать? Соблюдайте стерильность. По центральной жилке делают 2-3 надреза, на боковых - по одному.
  5. Подготовьте ящик с песком. Черешок листа углубите в песок, а нижнюю часть листовой пластинки положите горизонтально к поверхности песка в ящике: лист накройте стеклянным колпаком или стеклом. Увлажните почву.
  6. На этикетке напишите название растения, дату посадки и список членов звена. Уберите рабочее место. После выполнения работы ящики ставят в условленное место в уголке живой природы или кабинете. Учитель комментирует отношение к работе учащихся, участие каждого в звене. Учащиеся записывают в тетради схему наблюдения за черенками.

Задание 1. «Характеристика бесполого размножения»

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

1. При бесполом размножении в размножении всегда участвует (_).

2. Отличие от полового размножения в том, что при бесполом размножении (_).

3. Различают несколько форм бесполого размножения растений: (_), (_), (_).

4. Бесполое размножение одноклеточных организмов (_) и (_).

5. Набор хромосом в спорах высших растений (_).

6. Если споры образуются на диплоидном растении, то они образуются путем (_).

7. Если споры образуются на гаплоидном растении, то они образуются путем (_).

8. Споры генетически неравноценные образуются у растений, у которых спорофит (_).

10. Растение, образующее споры называется (_).

11. Растение, образующее гаметы, называются (_).

12. Равноспоровыми растениями называются (_).

13. Разноспоровыми растениями называются (_).

14. К равноспоровым растениям относятся (_).

15. К разноспоровым растениям относятся (_).

Задание 2. «Размножение корнями и листьями»

Задание 3. «Размножение
надземными побегами»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1. Какие способы размножения надземными побегами изображены на рисунке?

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1. Какие способы размножения подземными побегами изображены на рисунке цифрами 1 – 3?

2. Как на практике возможно размножение растений данными способами?

1. Какой способ размножения изображен на рисунке?

2. Как на практике возможно размножение растений данным способам?

3. Почему для размножения используют конус нарастания?

Задание 7. «Способы вегетативного размножения»

Заполните таблицу:

Орган
растения

Способ
размножения

Примеры
растений

Описание способа размножения

1. Корневыми отпрысками

2. Корневыми черенками

3. Корнеклубнями

1. Листьями

2. Листовыми черенками

3. Листовыми детками

Надземные побеги

1. Усами (столонами)

2. Ползучими побегами

3. Отводками

4. Черенками

Подземные побеги

1. Корневищем

2. Клубнем

3. Луковицами

Прививки

1. Сближением

3. Окулировка

Культура тканей

Задание 8. «Важнейшие термины и понятия темы»

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Вегетативное размножение. 2. Корневые отпрыски. 3. Листовые детки. 4. Окулировка. 5. Привой. 6. Подвой. 7. Размножение культурой клеток. 8. Преимущества вегетативного размножения.

Задание 1.

1. Ода особь. 2. Не происходит слияния генетического материала. 3. Деление, споруляция, вегетативное размножение. 4. Деление и споруляция. 5. Гаплоидный. 6. Мейоза. 7. Митоза. 8. Диплоидный. 9. Апланоспоры, зооспоры. 10. Спорофит. 11. Гаметофит. 12. Растения, образующие споры, морфологически неразличимые. 13. Растения, морфологически отличающиеся – микроспоры и мегаспоры. 14. Водоросли, мхи, хвощи, некоторые плауны и папоротники. 15. Некоторые плауны, водные папоротники, голосеменные и цветковые растения.

Задание 2.

1. 1 – корневыми отпрысками; 2 – корневыми черенками; 3 – корнеклубнями. 2. Малина, слива легко образуют на корнях придаточные почки из которых развиваются корневые отпрыски, достаточно их отделить и осадить на постоянное место. Корень хрена можно разрезать на части и посадить, каждый корневой черенок дает новое растение. Георгины размножают корневыми клубнями. Осенью их выкапывают и разделяют, высаживают весной. 3. 4 – придаточными почками на листьях; 5 – целыми листьями; 6 – листовыми черенками. 4. У бриофиллюма по краю листа образуются придаточные почки и образуются миниатюрные растения – детки, которые легко приживаются на новом месте. Целыми листьями размножается бегония, сенполия. В воде отрезанные листья образуют придаточные корни и почки, которые хорошо приживаются. Сансевьеру и бегонию можно разрезать на листовые черенки и из которых образуются новые растения.


Задание 3.

1. 1 – размножение надземными столонами (усами); 2 – размножение ползучими побегами; 3 – размножение отводками; 4 – размножение черенками. 2. 1 – после образования дочернего растения столон отрезают, растение пересаживают на постоянное место; 2 – достаточно разделить растение на несколько самостоятельных; 3. Весной пригибают и прикапывают среднюю часть ветки, верхушку лучше привязать к колышку. Летом образуются придаточные корни и осенью растение можно отделить от материнского. 4. Многие растения размножаются черенками, например, отрезанный побег традесканции в воде или влажной почве дает придаточные корни и становится самостоятельным растением.

Задание 4.

1. 1 – корневищем; 2 – клубнем; 3 – луковицей. 2. Разрезая корневище комнатных растений на черенки можно увеличить число растений. Так размножают ирисы, астры многолетние. Целыми клубнями или частями клубней с почками размножают картофель. На луковицах часто образуются детки, которые используют для выращивания новых растений.

Задание 5.

1. 1 – копулировка (диаметр привоя и подвоя совпадают); 2 – окулировка, прививка глазком; 3 – прививка сближением; 4 – прививка в расщеп (диаметр привоя меньше диаметра подвоя); 5 – прививка в приклад (диаметр привоя меньше диаметра подвоя). 2. Привой – растение, которое прививают, подвой – растение, к которому прививают.

Задание 6.

1. Выращивание клеток на питательной среде называют культурой клеток. 2. Из растения берут клетки конуса нарастания, стерилизуют для уничтожения микроорганизмов и помещают их в питательную среду, где клетки размножаются. Затем их можно разделить и в пробирках, создавая определенные условия, можно добиться превращения их в миниатюрные растения. 3. Клетки конуса нарастания сохраняют способность к делению, являются образовательной тканью.

Задание 7.

Орган
растения

Способ
размножения

Примеры
растений

Описание способа размножения

1. Корневыми отпрысками

2. Корневыми черенками

3. Корнеклубнями

Георгины

На корнях образуются придаточные почки, из которых развиваются корневые отпрыски.

Корень разрезают на части, каждый корневой черенок дает новое растение.

Осенью выкапывают корнеклубни и разделяют, высаживают весной.

1. Листьями

2. Листовыми черенками

3. Листовыми детками

Сенполия

Бриофиллюм

В воде отрезанные листья образуют придаточные корни и почки, которые хорошо приживаются.

Нарезают листовые черенки и ставят в воду. Из них образуются новые растения.

Детки, образующиеся по краю листа легко приживаются на новом месте.

Надземные побеги

1. Усами (столонами)

2. Ползучими побегами

3. Отводками

4. Черенками

Земляника

Клевер ползучий

Смородина

Традесканция

После образования корней у дочернего растения столон отрезают, растение пересаживают на постоянное место.

После образования корней достаточно разделить растение на несколько самостоятельных.

Весной пригибают и прикапывают среднюю часть ветки. Осенью растение можно отделить от материнского.

Отрезанный побег традесканции в воде или влажной почве дает придаточные корни и становится самостоятельным растением.

Подземные побеги

1. Корневищем

2. Клубнем

3. Луковицами

Картофель

Разрезая корневище комнатных растений на черенки можно увеличить число растений.

Целыми клубнями или частями клубней с почками размножают картофель.

На луковицах часто образуются детки, которые используют для выращивания новых растений.

Прививки

1. Сближением

2. Прививка черенком (копулировка, в расщеп, под кору)

5. Окулировка

Срезают часть коры с древесиной с привоя и подвоя, совмещают их и забинтовывают.

Если диаметр привоя и подвоя совпадает, косо срезают, совмещают кору и древесину и забинтовывают. Или прививают в расщеп или под кору, если диаметр привоя больше.

Срезают с привоя почку с корой и древесиной и вставляют ее в Т-образный надрез подвоя. Забинтовывают.

Культура
тканей

Клетками образовательной ткани

Жень-шень

Из растения берут клетки конуса нарастания, стерилизуют и помещают их в питательную среду, где клетки размножаются. Затем в пробирках, создавая определенные условия, можно добиться превращения их в миниатюрные растения

Задание 8.

1. Размножение с помощью вегетативных органов. 2. Растения, образовавшиеся из придаточных почек на корнях. 3. Растения, образовавшиеся из придаточных почек, образовавшихся на листьях. 4. Способ вегетативного размножения с помощью прививки почек. 5. Растение, которое прививают. 6. Растение, к которому прививают. 7. Группа клеток образовательной ткани, из которой выращивают большое количество новых растений. 8. Вегетативное размножение полностью сохраняет свойства материнского растения.