Ядерные ракеты америки. Россия и США: что скрывается за угрозами применения ядерного оружия

Ядерное вооружение США
История
Начало ядерной программы 21 октября 1939
Первое испытание 16 июля 1945
Первый термоядерный взрыв 1 ноября 1952
23 сентября 1992 Последнее испытание
Мощнейший взрыв 15 мегатонн (1 марта 1954)
Всего испытаний 1054 взрывов
Максимум боеголовок 66500 боезарядов (1967)
Текущее количество боеголовок 1350 на 652 развернутых носителях .
Макс. расстояние доставки 13 000 км/8100 миль (МБР)
12 000 км/7500 миль (БРПЛ)
Участник ДНЯО Да (с 1968 г., одна из 5 сторон, кому дозволено обладание ядерным оружием)

С 1945 года США произвели 66,5 тыс. атомных бомб и ядерных боеголовок. С такой оценкой выступили директор программы ядерной информации в Федерации американских учёных Ханс Кристенсен и его коллега из Совета по защите природных ресурсов Роберт Норрис, на страницах журнала Bulletin of The Atomic Scientists в 2009 году .

В двух правительственных лабораториях - в Лос-Аламосской и Ливерморской им. Лоуренса - с 1945 года было создано в общей сложности около 100 различных типов ядерных зарядов и их модификаций.

История

Самые первые атомные авиабомбы, поступившие на вооружение в конце 40-х годов прошлого века, весили около 9 тонн и их могли доставить к потенциальным целям только тяжёлые бомбардировщики.

К началу 1950-х годов в США были разработаны более компактные бомбы с меньшим весом и диаметром, что позволило оснастить ими самолёты фронтовой авиации США. Несколько позднее поступили на вооружение Сухопутных войск ядерные заряды для баллистических ракет, артиллерийских снарядов и мин. ВВС получили боеголовки для ракет класса «земля-воздух» и «воздух-воздух». Ряд боеголовок был создан для ВМС и морской пехоты . Диверсионные подразделения ВМС - SEAL получили лёгкие ядерные мины для спецзаданий.

Носители

Состав средств-носителей ядерного оружия США и их подведомственность менялись с момента появления первых атомных бомб на вооружении армейской авиации США . В разное время, собственным ядерным арсеналом и средствами его доставки располагали Армия (баллистические ракеты средней дальности , ядерная артиллерия и ядерные пехотные боеприпасы), Военно-морские силы (корабли-ракетоносцы и атомные подводные лодки -носители крылатых и баллистических ракет), Военно-воздушные силы (межконтинентальные баллистические ракеты наземного, шахтного и бункерного базирования, донного базирования, боевые железнодорожные ракетные комплексы , крылатые ракеты воздушного базирования, управляемые и неуправляемые авиационные ракеты , стратегические бомбардировщики и самолёты-ракетоносцы). По состоянию на начало 1983 года наступательные средства в ядерном арсенале США были представлены 54 МБР «Титан-2 », 450 МБР «Минитмен-2 », 550 МБР «Минитмен-3 », 100 МБР «Пискипер », около 350 стратегических бомбардировщиков «Стратофортресс » и 40 АПРК с различными типами БРПЛ на борту .

Управлением наземных и воздушных средств доставки ядерного оружия занимается Командование глобальных ударов ВВС США . Морскими средствами доставки управляют Командование сил флота (ВМБ Кингс-Бей - 16-я эскадра подводных лодок) и Тихоокеанский флот (ВМБ Китсап - 17-я эскадра подводных лодок). Все вместе они подчиняются Стратегическому командованию .

Мегатоннаж

С 1945 года суммарная мощность ядерных боеголовок многократно возросла и достигла пика к 1960 году - она составила свыше 20 тыс. мегатонн , что примерно эквивалентно мощности 1,36 млн бомб, сброшенных на Хиросиму в августе 1945 года.
Наибольшее число боеголовок насчитывалось в 1967 году - около 32 тысяч. Впоследствии арсенал Пентагона был сокращён почти на 30 % в последующие 20 лет.
На момент падения Берлинской стены в 1989 году США имели 22 217 боезарядов .

Производство

Производство новых боеголовок прекратилось в 1991 году , хотя сейчас [когда? ] [ ] планируется его возобновление. Модифицировать имеющиеся типы зарядов военные продолжают [когда? ] [ ] .

За весь производственный цикл - от наработки делящихся оружейных материалов до разработки и выпуска боеприпасов и их утилизации ответственно министерство энергетики США .

Управление предприятиями осуществляется

Едва завершились военные действия на территории Европы, как США первыми в мире провели испытания атомной бомбы Это произошло 16 июля 1945 года. Однако начало ядерной программе Соединенных Штатов было положено куда раньше.

Программа по разработке США атомного оружия стартовала в октябре 1941 года — американцы опасались, что нацистская Германия получит сверхоружие раньше и сможет нанести превентивный удар. Эта программа вошла в историю как «Манхэттенский проект». Руководил проектом американский физик Роберт Оппенгеймер, который постоянно находился под наблюдением , поскольку активно симпатизировал левому движению. Впрочем, последний факт не помешал ему принять участие в разработке смертельного оружия — физика очень беспокоили события в Европе.

Исследователями была разработана бомба «Толстяк», которая работала на основе распада плутония-239 и имела имплозивную схему подрыва. Кроме того, Оппенгеймер поручил отдельной группе разработку бомбы простой конструкции, которая должна была работать только на уране-235 и получила название «Малыш». Именно ее 6 августа 1945 года американцы сбросили на японский город Хиросима.

Первой же взорвать было решено плутониевую бомбу имплозивного типа, взрыв которой направлен внутрь. Фактически это был аналог «Толстяка», который не имел внешней оболочки.

В силу сверхсекретности разработок испытания было решено провести на юге штата Нью-Мексико на полигоне, находившемся примерно в 100 км от Аламогордо.

Атомная бомба «Троица» за двa дня до испытания былa установлена на cтaльнoй бaшне, на различном расстоянии от которой располагались сейсмографы, камеры, приборы, регистрирующие уровень радиации и давление.

Первый в истории человечества ядерный взрыв произошел 16 июля 1945 года в 5.30 по местному времени, а мощность взрыва составила 15-‑20 тыс. тонн взрывчатки в тротиловом эквиваленте. При этом свет от взрыва был виден на расстоянии 290 км от полигона, а звук распространился на расстояние порядка 160 км.

«Моим первым впечатлением было ощущение очень яркого света, залившего все вокруг, а когда я обернулся, то увидел знакомую теперь многим картину огненного шара... Вскоре, буквально через 50 секунд после взрыва, до нас дошла ударная волна. Я был удивлен ее сравнительной слабостью. На самом деле ударная волна была не такой уж слабой. Просто вспышка света была так сильна и так неожиданна, что реакция на нее снизила на время нашу восприимчивость», — военный руководитель «Манхэттенского проекта» Лесли Гровз.

Кроме того, в центре взрыва в окружности радиусом 370 м была уничтожена вся растительность и появился кратер, а находившиеся там же металлические и бетонные конструкции полностью испарились. Образовавшееся при взрыве облако поднялось на высоту 12,5 км — при этом следы радиоактивного заражения наблюдали даже на расстоянии 160 км от полигона, а зона заражения составила порядка 50 км.

«Мы знали, что мир уже не будет прежним. Несколько человек смеялись, несколько человек плакали. Большинство молчали. Я вспомнил строку из священной книги индуизма, Бхагавадгиты — Вишну пытается уговорить Принца, что тот должен выполнять свой долг, и, чтобы впечатлить его, принимает свое многорукое обличье и говорит: «Я — Смерть, великий разрушитель миров». Я полагаю, что все мы, так или иначе, подумали о чем-то подобном», — вспоминал впоследствии «отец» бомбы Оппенгеймер.

Американский президент рассказал Иосифу Сталину об успешных испытаниях бомбы уже 17 июля, когда в Берлине стартовала Потсдамская конференция, что позволило США вести диалог с СССР с позиции силы. А вот успешное испытание первой советской атомной бомбы прошло лишь по прошествии четырех лет, 29 августа 1949 года.

Доктрина Дональда Трампа

Возможно, раньше вы думали, что ядерный арсенал Америки с ее тысячами термоядерных боеголовок, которые могут уничтожить все население Земли, может убедить любого противника не использовать свое против США.

Вы ошибались.

Пентагон выразил недовольство тем, что американское ядерное оружие нецелесообразно мощное. Оно старое, ненадежное и обладает таким разрушительным потенциалом, что, возможно, даже президент Трамп не захотел бы его применять, если бы противник использовал ядерные бомбы меньшего размера на гипотетическом поле боя.

Американские военные эксперты и разработчики вооружения решили заняться созданием чего-то более подходящего для ведения боевых действий, чтобы у президента было больше возможностей в случае чего. По их плану, это станет еще более убедительным сдерживающим фактором для противников. Но может оказаться, что такие новые бомбы могут увеличить вероятность применения ядерного оружия в вооруженном конфликте, которое приведет к катастрофическим последствиям.

То, что Трамп был бы обеими руками за усовершенствование американского ядерного арсенала, никого бы не удивило, учитывая его склонность хвастать непревзойденной военной мощью своей страны. Он пришел в полный восторг, когда в апреле 2017 года один из его генералов приказал впервые сбросить на Афганистан самую мощную неядерную бомбу из имеющихся.

Согласно существующей ядерной доктрине, по замыслу администрации Обамы США должны были прибегать к ядерному оружию только «в крайнем случае» для защиты жизненно важных интересов страны или ее союзников. Тогда была запрещено использовать его как политический инструмент, чтоб приструнить более слабые государства.

Однако Трампу, который уже угрожал обрушить на Северную Корею «огонь и ярость, каких мир еще не видывал», такой подход кажется слишком суровым. Он и его советники, похоже, хотят, чтобы ядерное оружие можно было использовать в конфликтах любой степени серьезности большой силы и размахивать им, как дубинкой апокалипсиса, чтобы припугнуть тех, кто не слушается.

Для того чтобы арсенал США стал более совершенным, требуются два вида изменений в ядерной политике. Изменение существующей доктрины для устранения ограничений, касающихся развертывания такого оружия в военное время, и разрешение на разработку и изготовление новых поколений ядерного оружия в том числе и для тактических ударов.

Все это будет прописано в новом Обзоре состава и количества ядерного оружия (nuclear posture review, NPR), который будет сформирован к концу текущего года или в начале следующего.

До этого момента его точное содержание будет оставаться неизвестным, но даже после этого американцы получат доступ к крайне урезанной версии документа, большая часть которого является секретной. Тем не менее, некоторые общие положения Обзора уже понятны из заявлений президента и генералов.

И еще один очевидный факт. Обзор снимет ограничения на использование оружия массового уничтожения любого рода независимо от его уровня разрушительности, что сделает самый мощный ядерный арсенал планеты еще более грозным.

Изменим взгляд на ядерное оружие

Стратегическое руководство в новом Обзоре, вероятно, будет иметь далеко идущие последствия. Как сказал бывший директор Совета национальной безопасности США по контролю над вооружениями и нераспространению Джон Вольфсталь в недавнем выпуске «Контроля над вооружениями», этот документ повлияет на «образ Америки, президента и ядерного потенциала в глазах союзников и противников». Что еще более важно, обзор устанавливает вектор для решений, которые определяют управление, поддержание и модернизацию ядерного арсенала и влияют на то, как Конгресс рассматривает и финансирует ядерные силы».

Имея это в виду, рассмотрим рекомендации, изложенные в Обзоре времен правительства Обамы. Он появился, когда Белый дом стремился восстановить престиж Америки в мире после международного осуждения действия президента Буша в Ираке и всего через шесть месяцев после того, как Барак Обама получил Нобелевскую премию за его намерение запретить применение ядерного оружия. Нераспространение было в приоритете.

По итогу было ограничено применение ядерного оружия практически при любых обстоятельствах на любом поле боя, какое только можно представить. Основной целью Обзора было сократить «роль ядерного оружия США в национальной безопасности США».

Как отмечалось в документе, Америка лишь единожды рассматривала возможность применения ядерного оружия против советских танковых формирований, например, в крупном европейском конфликте. Предполагалось, что в такой ситуации СССР будет обладать преимуществом в традиционных видах вооружения.

В военно-политической обстановке 2010 года, конечно, мало что осталось от тех времен, как и от Советского Союза. Вашингтон, как отмечено в Обзоре, теперь является безусловным лидером в традиционном понимании обороны. «Соответственно, Соединенные Штаты будут продолжать укреплять традиционные возможности и сокращать роль ядерного оружия в сдерживании неядерных нападений».

Ядерная стратегия, направленная исключительно на сдерживание первого удара по США или их союзникам, вряд ли требует огромного запаса оружия. В результате такой подход открыл возможности для дальнейшего сокращения объема ядерного арсенала и привел в 2010 году к подписанию нового договора с Россией, который предписывал значительно сократить количество ядерных боеголовок и систем доставки для обеих стран.

Каждая сторона должна была ограничиться 1550 боеголовками и 700 системами доставки, включая межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводного пуска и тяжелые бомбардировщики.

Однако такой подход никогда не устраивал представителей оборонного ведомства и консервативных научно-исследовательских институтов. Критики такого рода часто указывали на возможные изменения в российской военной доктрине, которые предполагали бы большую вероятность применения ядерного оружия в крупномасштабной войне с НАТО, если бы ее положение России в войне начало ухудшаться.

Такое «стратегическое сдерживание» - фраза, которая для России и Запад имеет разное значение, может привести к использованию маломощных «тактических» ядерных боеприпасов против опорных пунктов противника, если бы российские силы в Европе оказались на грани поражения.

В какой степени такая версия соответствует российской реальности, никто на самом деле не знает. Тем не менее, нечто подобное часто ассоциируется на Западе теми, кто считает, что ядерная стратегия Обамы безнадежно устарела и дает Москве повод для увеличения значимости ядерного оружия в своей доктрине.

Такие жалобы часто озвучивались в «Семи оборонных приоритетах новой администрации» - в докладе Научного совета минобороны США (декабрь 2016), который является финансируемой Пентагоном консультативной группой, регулярно предоставляющей отчеты министру обороны. «Мы по-прежнему не уверены, что, если мы будем снижать значение ядерного оружия для нашего государства, другие страны поступят так же».

Согласно докладу, российская стратегия предполагает применение маломощных тактических ядерных ударов для сдерживания нападения НАТО. В то время как многие западные аналитики сомневаются в корректности таких заявлений, Научный совет Пентагона настаивает, чтобы Соединенные Штаты должны разработать подобное оружие и быть готовыми к их использованию.

Как говорится в докладе, Вашингтону нужно «более гибкая система ядерных видов вооружения, которая могла бы при необходимости производить быстрый и точный ядерный удар по ограниченной зоне поражения, если существующие неядерные и ядерные варианты вооружения окажутся неэффективными».

Такой подход теперь вдохновляет администрацию Трампа на новые свершения в этой области, что хорошо заметно в некоторых записях президента в Твиттере. «Соединенные Штаты должны укрепить и расширить свой ядерный потенциал, чтобы весь мир снова вспомнил об объеме наших вооружений», - написал Дональд Трамп 22 декабря 2016 года.

Хотя он и не написал конкретно (потому что это была короткая запись в Твиттере), но такая его мысль – точное отражения мнения Научного совета и советников Трампа.

Заняв должность главнокомандующего, Трамп подписал президентский меморандум, в котором поручил министру обороны провести обзор ситуации с ядерным вооружением и убедиться, что «средства ядерного сдерживания США современны, надежны, готовы к применению и могут отвечать на вызовы 21 века и быть убедительными в глазах союзников ».

Детали Обзора, который появится в эпоху Трампа, пока неизвестны. Тем не менее, он, безусловно, сведет на нет все достижения Обамы и возведет ядерное оружие на пьедестал.

Расширение арсенала

Трамповский Обзор будет продвигать создание новых систем ядерного оружия, которые станут главными игроками с расширенным набором вариантов удара. В частности, считается, что администрация выступает за приобретение «маломощных тактических ядерных боеприпасов» и еще большего количества систем доставки, включая крылатые ракеты воздушного и наземного базирования. Обоснованием этому, конечно же, станет тезис, что боеприпасы такого рода необходимы для соответствия российским достижениям в этой области.

По информации внутренних источников, рассматривается также разработка таких тактических боеприпасов, которые могли бы, например, уничтожить крупный порт или военную базу, а не сразу целый город, как это было в Хиросиме. Как сказал один анонимный правительственный чиновник в «Политико»: «Наличие этой возможности критически важно».

Другой политик добавил, что «при составлении Обзора необходимо опросить военных на тему того, что им нужно для сдерживания врагов» и будет ли текущее оружие «полезным во всех сценариях, которые мы предполагаем».
Надо иметь в виду, что при администрации Обамы уже были согласованы планы и первоначальные многомиллионные проектные работы по «модернизации» ядерного арсенала Америки на многие десятилетия вперед. С этой точки зрения, ядерная эра Трампа уже шла полным ходом в момент его инаугурации.

И, конечно же, Соединенные Штаты уже обладают несколькими типами ядерного оружия, включая «гравитационную бомбу» B61 и ракетную боеголовку W80, мощность которых может регулироваться в меньшую сторону до нескольких килотонн.

Типичной системой доставки станет оружие, применяемое вне зоны ПВО - современная крылатая ракета большой дальности, которую сможет нести бомбардировщик B-2, его старший брат B-52 или разрабатываемый B-21.

Мир, готовый к ядерной зиме

Публикация нового Обзора, несомненно, вызовет споры о том, действительно ли стране с ядерным арсеналом, которого хватит для уничтожения нескольких планет размером с Землю, нужны новые ядерных боеприпасы, и не приведет ли это к очередной глобальной гонке вооружений.

В ноябре 2017 года Бюджетное управление Конгресса опубликовало отчет, показывающий, что стоимость замены всех трех ветвей американской ядерной триады в течение 30 лет составит не менее 1,2 миллиарда долларов, не считая инфляции и дополнительных расходов, которые могут увеличить эту цифру до 1,7 миллиарда долларов и выше.

Проблема оправданности всех этих новых видов оружия и их космической стоимости сегодня крайне актуальна. Точно ясно одно: любое решение о закупке такого оружия будет означать в долгосрочной перспективе сокращение бюджета в других отраслях - здравоохранение, образование, инфраструктура или борьба с опиоидной эпидемией.

И все же вопросы стоимости и адекватности являются самой легкой частью новой ядерной головоломки. В основе его лежит сама идея «применимости». Когда Обама настаивал на том, что ядерное оружие ни в каком случае не может применяться на поле битвы, он говорил не только об Америке, но и о всех странах. «Чтобы положить конец образу мышления времен холодной войны, - заявил он в Праге в апреле 2009 года, - мы уменьшим роль ядерного оружия в нашей стратегии национальной безопасности и призываем других к тому же».

Если же Белый дом Трампа поддерживает доктрину, которая сотрет отличия между ядерным оружием и традиционным, превратив их в равнозначные инструменты принуждения и войны, это сделает эскалацию до полного термоядерного истребления планеты наиболее вероятной за последние несколько десятилетий.
Например, нет сомнений в том, что такая позиция побудила другие страны, обладающие ядерным оружием, включая Россию, Китай, Индию, Израиль, Пакистан и Северную Корею, задуматься о его применении в будущих конфликтах. Это может даже подтолкнуть страны, у которых сейчас нет ядерного оружия, рассмотреть возможность его производства.

Взгляд Обамы на ядерное оружие в корне отличался от взглядов времен холодной войны, когда возможность термоядерного холокоста между двумя сверхдержавами планеты была повседневной реальностью, и миллионы людей выходили на антиядерные демонстрации.

Когда угроза Армагеддона исчезла, страх перед ядерным оружием постепенно испарился, а протесты закончились. К сожалению, само ядерное оружие и компании, которые его создали, живут и здравствуют. Теперь, когда мирный период постъядерной эры подходит к концу, зона, идея применения ядерного оружия, которое во времена холодной войны едва ли допускали даже в уме, может перестать быть чем-то особенным.

Или, по крайней мере, так будет, если еще раз граждане этой планеты не выйдут на улицы, чтобы протестовать против будущего, в котором города будут лежать в тлеющих руинах, а миллионы людей - умирать от голода и лучевой болезни.

Мировые лидеры в октябре 2018 г. сумели накалить международную политическую обстановку до предела. Сначала Дональд Трамп вспомнил про ядерное оружие США и заявил, что страна может выйти из договора ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), который был подписан ещё Горбачёвым и Рейганом в 1987 г. Этот договор регламентировал ликвидацию целого класса вооружения, предназначенного, в том числе, для доставки ядерных боеголовок на территорию главных условных противников того времени.

Что сказал Путин о ядерной войне?

И после того, как Трамп высказал мнение, что США могут пересмотреть своё участие в договоре, Владимир Путин недолго думая выразил своё видение этого вопроса, которое лучше всего процитировать:

“Агрессор должен знать, что возмездие неизбежно, что он будет уничтожен. А мы – жертва агрессии. Мы как мученики попадем в рай. А они просто сдохнут. Потому что они даже покаяться не успеют”

Эти слова молнией разнеслись по всей планете, вернув мир во времена холодной войны, когда главные сверхдержавы регулярно играли мускулами и грозились применением ядерного оружия. Многим казалось, что эти времена давно позади, ведь после подписания договора РСМД у России и США, фактически, пропала возможность нанести ядерный удар так, чтобы от этого не пострадала другая сторона. Для этого нужно чтобы ракеты с ядерными зарядами имели минимальное подлётное время, и добиться этого можно только при помощи ракет средней и малой дальности. Несмотря на то, что по условиям договора, такие ракеты должны были быть полностью уничтожены почти 30 лет назад, на сегодня ими располагают не только эти две сверхдержавы, но и многие другие. Особенно в этом преуспели США, где, судя по всему, и не собирались сворачивать инженерные и конструкторские работы по производству данного типа вооружения.

Какое ядерное оружие есть у США

Соединённые Штаты, будучи страной первопроходцем в плане создания ядерного оружия, на сегодня располагает самым внушительным потенциалом этого смертоносного типа вооружения. Но нужно понимать, что сама ядерная бомба и средство её доставки, т.е. ракета, это не одно и то же. Поэтому, даже несмотря на большое количество произведенного в США ядерного оружия, потенциал по его применению остаётся ограниченным теми средствами доставки, на которые их можно поместить.

Если говорить в целом, то на сегодня США располагают:

Всего ядерных зарядов – 1481 ед., в т.ч.:

– для межконтинентальных баллистических ракет и самолётов – 481 ед.;

– для подводных лодок – 920 ед.

Всего носителей ядерных зарядов – 741 ед., в т.ч.:

– межконтинентальных баллистических ракет – 431 ед.;

– подводных лодок, способных нести баллистические ракеты – 59 ед.;

– стратегических бомбардировщиков – 80 ед.

Ядерное оружие США географически располагается по всему миру. Значительная часть американского ядерного арсенала расположена в Европе и Турции. Подводные лодки с ядерными ракетами бороздят акватории Атлантики, Средиземного моря и Персидского залива. Ну и, конечно же, на самом Североамериканском континенте расположены десятки мест сосредоточения ядерного оружия, часть из которых с виду ничем не напоминают военные объекты.

Как известно, в 1963 и 1966 гг. были подписаны договора, которые ввели запрет на проведение ядерных испытаний в США, СССР и других странах. Сверхдержавы постоянно наращивали мощность взрываемых ядерных бомб, и когда в 1961 г. в СССР испытали 50-мегатонную «Царь-бомбу», взрыв которой зафиксировали датчики по всей планете, многие задумались о том, что конец света уже близок. В результате подписания договора 1966 г. страны потеряли возможность испытывать производимые ими типы ядерного вооружения, хотя некоторые государства к нему долго не присоединялись. В 2015 г. когда США необходимо было испытать последнюю модификацию новейшей атомной бомбы B61, для этого был использован вариант ракеты без боезаряда. Кроме этого все ядерные испытания в США симулируются на суперкомпьютере.

США готовятся к ядерной войне с Россией?

О том, возможно ли применение ядерного оружия в ближайшее время, мы уже говорили, когда обсуждали перспективы наступления . Повторимся, что с точки зрения интересов власть имущих такой конфликт в ближайшие годы маловероятен, ведь никто не захочет рубить сук, на котором «живет», т.е. уничтожать собственную планету, на которой такие люди, как Трамп или Путин чувствуют себя хозяевами. Даже если предположить, что в США разработают сверхбыстрый и точечный вариант ядерной атаки на Россию, это неминуемо вызовет ответную реакцию, подобно той, о которой говорил Путин в уже упоминаемых выше словах. Да и если взглянуть на политику российского президента непредвзято, то можно понять, что он тесно , и на самом деле играет с ней на одной стороне.

Поэтому все слова о выходе из ракетного договора, применении ядерного оружия или мученической смерти являются всего лишь показной бравадой, призванной в очередной раз обострить мировое политическое противостояние и заставить людей жить в постоянном страхе перед будущим. Мы уже упоминали о том, что является человеком, поставленным во главе США для того, чтобы раскачать лодку мировой политики и экономики, а в идеале перевернуть всё верх дном. И пока это ему удаётся на славу, ведь если так пойдёт и дальше, мир скатится в пучину глобального хаоса уже к началу следующего года.

Экономист, аналитик. Учился в спецгимназии, затем в Донецком национальном
университете экономики и торговли по специальности «Финансы». Закончил магистратуру и
аспирантуру, после чего проработал несколько лет научным сотрудником в одном из
институтов Национальной академии наук Украины. Параллельно с этим получил второе
высшее образование по специальности «Философия и религиоведение». Подготовил к
защите кандидатскую диссертацию по экономике. Пишу научные и публицистические статьи с
2010 года. Увлекаюсь экономикой, политикой, наукой, религией и многим другим.

Доклад председателя Комитета начальников штабов вооружённых сил США генерала Мартина Демпси , в котором рассматривается , нацеленных на российский ядерный потенциал, не является каким-то новым словом в американской политике.

Напротив, это является продолжением насчитывающей не одно десятилетие истории о попытках Соединённых Штатов принудить сначала Советский Союз, а теперь и Россию жить с, образно говоря, приставленным к виску «ядерным пистолетом».

Первые планы применения американского атомного оружия против СССР стали разрабатываться в 1945 году, то есть сразу после того, как подобное оружие появилось на вооружении США.

Первый план нанесения атомного удара по СССР с названием «Totality» был разработан в конце 1945 года и предусматривал атомный удар по 20 крупнейшим городам Советского Союза.

Вслед за этим планом была разработана ещё серия ему подобных, в каждом из которых количество целей и применяемых атомных бомб только увеличивалось.

Задачи войны против СССР были сформулированы в утверждённом в августе 1948 года меморандуме под названием «Задачи в отношении России». Согласно ему, после победы США Россия:

  1. не должна быть настолько сильной в военном отношении, чтобы угрожать соседям;
  2. должна предоставить широкую автономию национальным меньшинствам;
  3. должна экономически зависеть от внешнего мира;
  4. не должна установить нового «железного занавеса».

В рамках военных планов Соединённых Штатов нанесение атомных ударов по территории Советского Союза предполагалось с военных баз, расположенных в странах-союзниках США в Европе и Азии.

«Карибский кризис» начинался в Турции

Появление в 1949 году на вооружении Советского Союза собственной атомной бомбы не заставило американских стратегов полностью отказаться от подобных планов, но заставило их действовать с оглядкой на ответную реакцию СССР.

Несмотря на это, к началу 1960 годов перевес США в ядерных силах оставался неоспоримым. Соединённые Штаты имели на вооружении до 6000 ядерных боеголовок против 300 советских.

США продолжали наращивать давление на СССР. В 1961 году по распоряжению президента США Джона Кеннеди в районе турецкого города Измир были развёрнуты 15 американских ракет средней дальности PGM-19 «Юпитер» с ядерными боеголовками.

Радиус действия этих ракет составлял 2400 километров, что позволяло им поражать европейскую часть СССР, включая Москву.

Главное преимущество ракет средней дальности заключается в минимальном времени для достижения цели. Подлётное время американских ракет из Турции составляло менее 10 минут. Таким образом, возможности советской стороны для принятия контрмер в случае нанесения удара снижались до минимума.

И без того шаткий военный паритет был нарушен. Возмущение советской стороны не было принято во внимание официальным Вашингтоном.

Именно в качестве ответной меры на размещение американских ракет в Турции и была разработана операция «Анадырь» — план по размещению на Кубе советских ракет средней дальности, которые с Острова Свободы могли держать под прицелом Вашингтон и базы американских стратегических бомбардировщиков.

Так началось то, что в истории XX века известно как «Карибский кризис».

Об американских ракетах в Турции в связи с данным кризисом вспоминают редко, хотя именно их развёртывание стало первопричиной последующих событий.

После разрешения кризиса американская сторона, не слишком афишируя данный факт, объявила размещённые в Турции ракеты «устаревшими», демонтировала и вывезла их в США.

«Першинг» против «Пионера»

В 1979 году Совет НАТО принял решение о размещении в Европе более 500 американских ракет средней дальности с ядерными боеголовками. Подобное решение, по мнению западных политиков, должно было стать ответом на принятие на вооружение советского ракетного комплекса средней дальности «Пионер». Эта на тот момент новейшая система, известная в Европе как SS-20, очень напугала европейских политиков, посчитавших, что с её помощью Советский Союз получает возможность за считанные минуты уничтожить европейскую военную инфраструктуру НАТО.

Стоит отметить, что ракетные комплексы «Пионер» заменяли устаревшие советские системы и размещались исключительно на территории Советского Союза.

Пришедший к власти в США президент Рональд Рейган добивался от СССР ликвидации ракет «Пионер» в обмен на неразмещение американских ракет в Европе. Советская сторона резонно указывала на то, что предложение США не учитывает наличие в Европе ракет средней дальности США и Великобритании, также несущих ядерное оружие.

До предела обстановка накалилась в 1983 году, когда после известного инцидента с южнокорейским «Боингом» Рейган назвал СССР «империей зла» и отдал приказ о размещении американских ядерных ракет в Европе. Ракетные комплексы были развёрнуты на территории Великобритании, Италии, Бельгии и Нидерландов, также было принято решение о размещении ракет на территории ФРГ.

В ответ советская сторона объявила о развёртывании своих ракет на территории Чехословакии и ГДР.

К 1987 году в Западной Германии были развёрнуты 108 пусковых установок ракет «Першинг-2» и 64 установки ракет «Томагавк». В Великобритании находилось 112 пусковых установок американских «Томагавков», в Италии — 112, в Нидерландах — 16. В Бельгии позиции американских крылатых ракет были свёрнуты.

Пакт Горбачёва - Рейгана

8 декабря 1987 года в Вашингтоне главы СССР и США Михаил Горбачёв и Рональд Рейган подписали Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, вступивший в силу 1 июня 1988 года. Участники договора обязались не производить, не испытывать и не развёртывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и малой (от 500 до 1000 километров) дальности.

При подписании данного договора советская сторона пошла на значительные уступки. В частности, по настоянию американцев, в него включили новейший советский ракетный комплекс «Ока» с дальностью пуска менее 50 километров, который не попадал под действие соглашение.

Отечественные военные эксперты считали данный шаг ошибкой, граничащей с преступлением.

К июню 1991 года договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов; США — 846 комплексов.

В 2000 году после объявления США о выходе из Договора об ограничении системы ПРО президент России Владимир Путин заявил о возможности выхода России из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. Впоследствии подобное намерение озвучивалось и самим Путиным, и российскими военными неоднократно. При этом официально Россия не объявляла об отказе от договора.

«Камень» за пазухой

Заявления американской стороны о нарушении Россией договора 1987 года стали звучать всё чаще после принятия на вооружение оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер», по классификации НАТО SS-26 или «Камень». Ракеты комплекса «Искандер» могут быть оснащены как обычной, так и ядерной боеголовкой. Заявленная дальность полёта ракет «Искандер» не нарушает положения заключённого между СССР и США договора, однако американская сторона пытается это оспаривать.

Согласно планам Министерства обороны России, все ракетные бригады сухопутных войск России к 2018 году должны быть перевооружены на комплексы «Искандер».

Американская сторона, говоря об агрессивных планах России, не любит упоминать о том, что ядерное оружие США и в настоящий момент размещено в Европе. Речь идёт о тактическом ядерном оружии — ядерных боеприпасах, чей эквивалент не превышает нескольких килотонн, предназначенных для поражения крупных целей и скоплений сил противника на фронте и в ближайших тылах.

После вывода российской армии с территории государств Восточной Европы российская сторона неоднократно призывала Соединённые Штаты убрать со Старого континента свой тактический ядерный арсенал. Несмотря на это, от 150 до 250 единиц тактического ядерного оружия США общей мощностью свыше 18 мегатонн до сих пор размещены на территории Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов и Турции.

В настоящее время поведение официального Вашингтона говорит о том, что речь может идти не о сокращении, а только о наращивании этого потенциала.