Что чувствует человек, когда умирает? Клиническая смерть. Последние минуты жизни

Что такое смерть? Мало кто из людей всерьез задумывался о природе такого явления как смерть. Зачастую мы не только не говорим об этом, но и стараемся не думать о смерти, потому как такая тема для нас не только грустная но и страшная. Нам с детства внушали: «Жизнь – это хорошо, а вот смерть это…. не знаю что, но уж точно что-то плохое. До такой степени плохое, что об этом и думать то не надо».

Согласно статистике, люди чаще умирают от старости и от болезней, которые с ней связанны, таких как рак и инсульт. Пальма первенства принадлежит болезням сердца, самая страшная из которых – инфаркт. От них уходят в мир иной, около четверти населения западного мира.

До какой степени мертв?

Четкой грани между жизнью и смертью не существует. “Нет магического момента, когда исчезает жизнь, – считает профессор Корнуэльского университета Р.Морисон, - Смерть более не является отдельным, четко ограниченным пределом, как детство или отрочество. Для нас становится очевидной постепенность смерти”.

Никогда ранее еще не было так сложно констатировать смерть, как сейчас, когда есть уже аппаратура, которая поддерживает жизнь. Эту проблему усугубила трансплантология, которая предполагает изъятие нужных органов после смерти человека. Во многих странах медики и ученые испытывают вполне объяснимую тревогу: всегда ли органы изымают у действительно мертвого?

Между тем, еще одно исследование ученых показали, что смерть у живых существ, включая людей, распространяется, как волна от клетки к клетке. Весь организм не умирает сразу. После смерти отдельных клеток запускается химическая реакция, приводящая к распаду клеточных компонентов и накоплению молекулярного «мусора». Если такому процессу не воспрепятствовать, человек обречен.

Погребенные заживо

Произошло так, что один единственный вечер полностью изменил всю мою жизнь…

Из таких пусть не очень достоверных, но леденящих кровь «ужастиков» становится ясным, до какой степени жизненно важно оснастить медицинскую практику надежным, абсолютным критерием определения смерти человека.

В прошлые века доктора применяли много интересных способов для определения факта смерти. К примеру, один из них состоял в том, что зажженную свечу подносили к различным частям тела, считая, что после прекращения кровообращения кожа не будет покрываться волдырями. Или - подносили к губам мертвеца зеркало. Если оно запотело - значит, человек еще жив.

С течением времени такие критерии как нет пульса, дыхания, расширение зрачков и отсутствие их реакции на свет уже не могли полностью удовлетворить врачей по части достоверной констатации смерти. В 1970 году - в Британии в первый раз на 23 летней девушке, которая была признана мертвой, опробовали портативный кардиограф, который способен регистрировать даже очень слабую работу сердца, и с первого же раза прибор выявил у «трупа» признаки жизни.

Мнимая смерть

Однако умершим считается и тот человек, у которого мозг еще жив, но сам он при этом находятся . Комой традиционно считают промежуточное состояние между жизнью и смертью: мозг больного не реагирует на внешние раздражители, сознание угасает, остаются лишь простейшие из рефлексов… Вопрос этот неоднозначный, и законодательные споры не прекращаются в отношении него до сих пор. С одной стороны, у родственников есть право решать, отключить ли такого человека от аппаратуры, которая поддерживает жизнедеятельность организма, а с другой – люди, продолжительное время находящиеся в коме, редко, но все таки просыпаются… Именно потому в новое определение смерти входит не только смерть мозга, но и его поведение, даже если мозг еще живой.

Нет страха перед смертью

Одно из наиболее обширных и общепризнанных исследований посмертных переживаний провели еще в 60-х годах XX столетия. Руководителем был психолог Карлис Осис из Америки. Исследование основывалось на наблюдениях лечащих врачей и медсестер, ухаживавших за умирающими. Выводы были сделаны на опыте 35 540 наблюдений за процессом умирания.

Исследователи пришли к выводу, что в большинстве своем умирающие страха не испытывали. Более часто наблюдали ощущение дискомфорта, боли или безразличия. Примерно у одного из 20 человек отмечали признаки душевного подъема.

Некоторые из исследований показали, что пожилые люди испытывают в меньшей степени тревогу при , чем сравнительно молодые. Опросы большого количества людей преклонного возраста показал, что на вопрос «Боитесь ли вы смерти?» лишь 10 % из них ответили «да». Отметили, что пожилые люди думают о смерти часто, но с удивительным спокойствием.

Видения перед смертью

Перешедший в мир иной с еще большей остротой ощутит там свои земные проблемы. Но…

Особенное внимание Осис с коллегами уделили видениям и галлюцинациям умирающих. При этом подчеркнули, что это «особенные» галлюцинации. Все они носят характер видений, испытываемых людьми, находящихся в сознании и ясно понимающих происходящее. Причем работа мозга не искажалась ни седативными препаратами, ни повышенной температурой тела. Однако, непосредственно перед самим умиранием большая часть людей уже теряли сознание, хотя за час до смерти около 10 % умирающих все еще ясно осознавали окружающий мир.

Основной вывод исследователей был в том, что зачастую соответствовали традиционным религиозным концепциям – люди видели рай, небеса, ангелов. Другие из видений были были связаны с красивыми образами: удивительными пейзажами, редкими яркими птицами и т. п. Однако более часто в своих люди видели своих ранее умерших родных, которые нередко хотели оказать помощь умирающему .

Любопытней всего другое: исследования показали, что характер всех этих видений сравнительно слабо зависит от физиологических, культурных и личностных особенностей, вида заболеваний, уровня образования и религиозности человека. Такого рода выводы сделали и авторы других работ, наблюдавшие людей, . Они тоже отмечали, что описание видений возвратившихся к жизни людей не связаны с культурными особенностями и зачастую не согласуются с принятыми в данном обществе представлениями о смерти.

Хотя, такое обстоятельство, возможно, легко бы смогли объяснить последователи швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. Именно Юнг всегда уделял особенное внимание «коллективному бессознательному» человечества. Суть его учений очень грубо возможно свести к тому, что все люди на глубинном уровне являются хранителями общечеловеческого опыта, который у всех одинаковый, и который нельзя ни поменять, ни осознать. Он может «прорываться» в наше «Я» только через сновидения, невротические симптомы и галлюцинации. Потому, вероятно, глубоко в нашей психике в действительности «запрятан» филогенетический опыт переживания конца, и эти переживания у всех одинаковые.

Любопытно, что учебники психологии (к примеру, знаменитая работа Артура Реана «Психология человека от рождения до смерти») часто ссылаются на тот факт, что видения перед смертью, поразительным образом совпадают с теми, что описаны в древних эзотерических источниках. При этом подчеркивается, что сами источники были абсолютно неизвестны большинству людей, описавших посмертный опыт. Возможно осторожно сделать предположение, что это фактически доказывает выводы Юнга.

В момент смерти

Психолог и врач Реймонд Моуди (США), изучив 150 случаев посмертных переживаний, составил «полную модель смерти». Вкратце ее можно описать так.

В момент смерти люди начинают слышать неприятные шумы, громкий звон, жужжание. В то же самое время они чувствует, что с быстротой движутся через темный туннель. Потом человек замечает, что оказался снаружи своего тела. Он попросту видит его со стороны. После появляются духи умерших ранее родных, друзей и близких, которые хотят встретить и помочь ему.

Ни феномена характерного для большинства посмертных переживаний, ни видения тоннеля ученые не могут объяснить по сей день. Но предполагают, что за эффект тоннеля отвечают нейроны головного мозга. При умирании, они начинают хаотично возбуждаться, что и может создавать ощущение яркого света, а вызванное недостатком кислорода нарушение работы периферического зрения создает «эффект туннеля». Чувство же эйфории появляется в связи с тем, что мозг высвобождает эндорфины, «внутренние опиаты», снижающие ощущения подавленности и боли. Это приводит к галлюцинациям в тех частях мозга, отвечающих за память и эмоции. Люди начинают ощущать счастье и блаженство.

Внезапная смерть

Вот как описал встречу с одним из обитателей низшего астрала «Живой Усопший»…

О случаях внезапной смерти у ученых также есть немало исследований. Одно из наиболее известных – работа психолога Ранди Нойеса из Норвегии, выделившего стадии и для внезапной смерти.

Сопротивление — люди осознают опасность, испытывают страх и стараются бороться. Лишь только они осознают тщетность подобного сопротивления, страх пропадает, и люди начинают ощущать безмятежность и спокойствие.

Прожитая жизнь — проходит как панорама воспоминаний, сменяющих друг друга с быстротой, последовательностью и охватывающих все прошлое человека. Зачастую это сопровождается положительными эмоциями, реже – негативом.

Стадия трансцендентности — логическое завершение обзора жизни. Люди воспринимают свое прошлое со все большим отдалением. И наконец, они могут достичь состояния, при котором вся жизнь видится как единое целое. Вместе с тем, они удивительным образом могут различать каждую деталь. После этого преодолевается и этот уровень, и умирающий как бы выходит за пределы себя самого. Именно тогда он начинает испытывать трансцендентное состояние, иногда называющееся «космическим сознанием».

Каким бывает страх смерти

Люди даже наполовину не осознают всей власти мысленных установок, которые могут повлиять на их жизнь…

–Из психоаналитической практики нам известно, что страх смерти не есть базовый страх, – сказал известный петербургский психоаналитик Д.Ольшанский. – Потерять жизнь – это не то, чего боятся все люди без исключения. Для некоторых жизнь не имеет ценности, для кого-то она омерзительна до такой степени, что расстаться с нею выглядит как счастливый исход, кто-то мечтает о жизни небесной, потому земное существование видится тяжким бременем и суетой сует. Человеку страшно терять не жизнь, а то значимое, чем эта жизнь наполнена.

Потому, к примеру, бессмысленно применение смертной казни в отношении религиозных террористов: они и так грезят поскорей отправиться на небеса и встретиться со своим богом. А для многих преступников смерть как избавление от мук совести. Потому эксплуатация страха смерти для социальной регуляции не всегда оправдана: некоторые из людей не боятся смерти, а устремлены к ней. Фрейд рассказывал даже о влечении к смерти, связанное с понижением всех напряжений организма до нуля. Смерть представляет из себя точку абсолютного покоя и абсолютного блаженства.

В этом смысле, с точки зрения бессознательного, смерть это абсолютное наслаждение, полная разрядка всех влечений. Неудивительно поэтому, что смерть является целью всех влечений. Смерть, правда, может пугать человека, поскольку связана с утратой личности или собственного «Я» – привилегированного объекта, созданного взглядом. Потому многие невротики задаются вопросом: а ? Что останется от меня в этом мире? Какая часть меня смертна, а какая обладает бессмертием? Поддаваясь страху, они создают себе миф о душе и о рае, где их личность якобы сохраняется .

Потому ничего удивительного в том, что люди, не имеющие этого собственного «Я», не обладающие личностью, не боятся и смерти, как, к примеру, некоторые психотики. Или японские самураи, которые являются не самостоятельными рефлексирующими личностями, а только как продолжение воли своего господина. Они не боятся лишиться жизни на поле боя, не держатся за свою личность, потому что изначально ее не имеют.

Отсюда, мы можем сделать выводы, что страх смерти носит воображаемый характер и коренится только в личности человека. Тогда как во всех остальных регистрах психики такого страха нет. Больше того, влечения стремятся к смерти. И можно даже говорить о том, что мы умираем именно потому, что влечения достигли своей цели и завершили земной путь.

“Интересная газета”

СМЕРТЬ - момент прекращения жизненных функций организма. Одно из главных понятий мифологической картины мира. Момент перехода человека из «этого» мира в потусторонний мир; граница между ними и, одновременно, основное содержание и характеристика того света. Смерть неизбежна; предопределена судьбой, но время и обстоятельства своей смерти человеку знать не дано. Смерть есть расставание души с телом (кончина). Во время кончины появляется, приходит за душой какое-то мифическое лицо - смерть, Бог, архангел Михаил, святой. В этот момент происходит борьба за душу умирающего с силами дьявола (частный суд). Считается, что легко умирают праведники, а тяжелой смертью наказываются грешники, колдуны, которые не могут умереть, пока не передадут свое знание. У славян смерть - ипостась, карающий лик Марены, Мары. Предстает в виде старухи с косой.

В оккультном смысле смерть означает разрыв серебряной нити, соединяющей астральное тело, или душу, с физическим телом. Смерть - это часть процесса перерождения на другие уровни бытия. В обрядах инициации тьма смертная испытывается прежде, чем родится новый человек, произойдет воскресение и реинтеграция.

Согласно каббале, самые ревностные последователи умирают не от силы Злого Духа, Иецер Ха Ра, но от поцелуя уст Иеговы Тетраграмматона, встречая его в Айкал Ахаба, или дворце любви.

В откровениях тибетского учения о бардо смерти имеет три основных стадии, то есть является трехфазным процессом постепенного проявления ума: из его наичистейшего состояния (сущностной природы ума) через свет и энергию (сияние природы ума) в усиливающуюся кристаллизацию, в ментальную форму.

Опыт смерти, с точки зрения тибетских учений, принимается как возможность окончательного освобождения нашей сущностной природы от иллюзии материального существования.

В индуизме есть много слов для понятия смерти:

  • махапрастхана - великий уход;
  • самадхимарана - сознательное умирание в состоянии медитации;
  • махасамадхи - великое слияние или поглощение.

Все эти слова обозначают уход просветленной души. Индуисты знают, что при смерти душа отделяется от физического тела и продолжает существовать в тонком теле (в сукшма-шарире) с теми желаниями, устремлениями и склонностями, что были ей присущи, когда она жила в физическом теле. Теперь личность существует в промежуточном мире, Антарлоке, вместе с теми любимыми, что умерли раньше, и её посещают земные знакомые во время сна. Индуисты не боятся смерти, поскольку знают, что это одно из самых славных и возвышенных переживаний, обладающее огромным духовным потенциалом.

К другим терминам, обозначающим смерть относятся:

  • паньчатвам - смерть как растворение пяти элементов;
  • мритью - естественная смерть;
  • прайопавеша - добровольная смерть в результате голодания;
  • марана - неестественная смерть, например, убийство.

Во многих религиях существует представление о неизбежной смерти (или гибели) всего человечества, богов и даже всей Вселенной (смотри Эсхатология). Однако и эта смерть не считается окончательной, за ней обязательно следует возрождение человечества в новом качестве, рождение новых богов и сотворение новой Вселенной.

Тема сегодняшней статьи будет тяжелой, но жизненной… точнее — смертельной. Смертельно-жизненной, ведь, как известно, жизнь и смерть это две стороны одной медали и, как известно, — смерть постигает каждого.

Слова из фильма под статьей: «Смерть всегда рядом.. она преследует нас. Может быть, это случится завтра, может быть спустя несколько лет… Обычно нам не дано знать причину и время своей смерти.

Мы боимся многого, но страх смерти самый сильный. Возможно потому, что там неизвестность».

Как бы обширно и неоднозначно кто то не понимал понятие смерти, как правило под смертью понимают окончание жизни живого организма.

«Смерть (ги́бель) - прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма. Явления, чаще всего вызывающие смерть, - старение, недоедание, болезни, самоубийство, убийство и несчастные случаи. Вскоре после смерти тела живых организмов начинают разлагаться.

Смерть всегда несла некий отпечаток таинственности и мистичности. Непредсказуемость, неизбежность, неожиданность и подчас незначительность причин, приводящих к смерти, выводили само понятие смерти за пределы человеческого восприятия, превращали смерть в божественную кару за греховное существование либо в божественный дар, после которого человека ожидает счастливая и вечная жизнь».

С точки зрения медицины конечной точкой перехода от жизни к смерти является биологическая смерть; информационная, или окончательная смерть подразумевает начавшийся процесс окоченения, разложения трупа. Биологической смерти предшествуют преагониальное состояние, агония, клиническая смерть.

Около 62 миллионов человек в мире ежегодно умирают по самым разным причинам, основные из которых — болезни сердечно-сосудистой системы (инсульт, инфаркт), онкология (рак легких, груди, желудка и т.д.) , инфекционные заболевания, голод, антисанитария. То есть несмотря на всю загадочность — смерть это конкретное явление, уносящее десятки миллионов человеческих жизней.

И если бы многие больше ценили краткосрочность жизни (например, не курили бы, не употребляли алкоголь, не ездили пьяными за рулем) — дни их пребывания на земле продлились бы. Однако люди, прекрасно понимая конечность жизни — очень часто будто прожигают ее о последних дыр…

А ведь никто не знает, что там после смерти… может, жизнь на земле экзамен, сдав который мы пойдем в хорошее или плохое место. И будет ли еще одна жизнь в реинкарнации или нет… Оттого и столько предположений, что никто не знает с точностью, что там будет. Все только гадают. Однако христиане верят в единичность жизни и спасение через веру и добрые дела.

«Несмотря на сложность проблемы смерти, в медицине уже давно существует чёткая конкретная классификация, которая позволяет врачу в каждом случае наступления смерти установить признаки, определяющие категорию, род, вид смерти и её причину.

В медицине выделяют две категории смерти - смерть насильственную и смерть ненасильственную.

Вторым квалифицирующим признаком смерти является род. И в той, и в другой категории принято выделять три рода смерти. К родам ненасильственной смерти относятся - смерть физиологическая, смерть патологическая и смерть скоропостижная. Родами насильственной смерти являются убийство, самоубийство и смерть в результате несчастного случая.

Третьим квалифицирующим признаком является вид смерти. Установление вида смерти связано с определением группы факторов, вызвавших смерть, и объединённых по своему происхождению или воздействию на организм человека. В частности, как отдельный вид смерти, отличающийся от классической смерти с первичной остановкой кровообращения, рассматривают смерть мозга.

Основной причиной смерти считается нозологическая единица в соответствии с Международной классификации болезней: повреждение или заболевание, которое само стало причиной смерти или вызвало развитие патологического процесса (осложнения), приведшего к смерти».

В нашей стране заключение о смерти выдается на основании констатации смерти всего головного мозга. Тут есть ряд сложностей, потому что при гибели мозга возможно так называемое «вегетативное состояние», когда человек существует лишь как биологический организм, личность его не сохраняется, нередко родственникам находящихся долгое время в коме пациентов врачи предлагают отключить от аппаратов, потому что законы таковы, что человек фактически уже мертв.

Но вот кроме всех этих бумажек, диагнозов, формальностей — что остается от человека после его смерти? Был человек — нет человека. А что была его жизнь? Зачем мы рождаемся? «Вот так, загорится и уснет звезда, пустяк». И ведь умерло уже много миллиардов человек. Шлейф не просто загадочности, но массы вопросов без ответов оставляет конечность жизни.

Смерть это то, через что пройдет каждый в свое время, ведь «из жизни еще никто не выходил живым».

Смерть — это не противоположность жизни, хотя есть множество трудов вроде трактатов Фромма, где биофилия противопоставляется некрофилии. Жизнь — это конечная точка жизни, смерть является завершающей точкой отрезка под названием жизнь, а начальной точкой его является рождения. Кто родился — обязательно умрет… Такова правда этой бренной земли. Все здесь тленно, бренно и невечно…

Смерть в современном мире или обходят стороной, предпочитая просто не говорить о ней, либо со всех сторон убеждают нас, что смерть это как простуда - случается с каждым, и не стоит переживать. Это скорее защита сознания от надлома, побег испуганного человека в попытку победить конечность жизни.

Смерть, как нам хотят вбить в головы, естественный физиологический процесс, такой же как рождение, старение… просто вчера у человека болит сердце, а позавчера он покрывался морщинами… а сегодня умер — и это все нормально, не стоит убиваться. До средних веков даже старались не проводить четкой черты между миром мертвых и миром живых, на кладбищах делали собрания, гуляли, позже, ближе к средневековью, кладбища стали выносить за городскую черту, покойников старались отпевать, навеки провожая в мир, из которого не возвращаются.

Нас пытаются убедить, что смерть это как вдох и выдох… просто кто то рождается, кто то умирает.. а рождаемость ныне в нашем мире хорошая: все-таки 7,5 млрд человек уже, и все 6,5 млрд родилось лишь за последние двести лет (к 2024 будет более 8 млрд человек).

В такой веренице жизней и смертей очень тяжело думать над тем, что такое смерть, становится неуютно на душе, да и знаете ли времени мало на эту философию — надо успеть жить, поэтому весьма логично сделать конечный итог жизни физиологической нормой, точнее убеждать себя и окружающих в том что смерть это укус комара.

Так спокойнее жить, принятие смерти как само собой разумеющегося факта помогает сохранить психику стабильной, не мучиться в поисках смысла жизни и страхе перед неизбежностью. Что-то вроде самурайского спокойствия: «смерть — просто часть пути самурая, где за очередной дверью его ждет просто новая жизнь».

Мишура, суета, много людей вокруг, миллион мелодий за жизнь, многоэтажки, карьера, рост мегаполисов, пробки, динамичная прогрессивность — все это иногда даже не оставляет современному человеку времени сесть и подумать, что там, за чертой его судьбы.. подумать о Боге… или о черте.. о итоге своей жизни.

Кстати, вы не заметили, как много суеты и шума сейчас вокруг? Те, кто помнят, пусть детьми, период 10-20 лет назад - отметят, что было тише на земле.. Обилие сотовых, информационные технологии, планшеты, гаджеты, плееры, машины - все это шумит, фонит, отравляет воздух. Увеличилось количество людей на земле. На фоне всего этого обесценивается многое, вопросы о жизни и смерти блекнут за неимением времени на поиски ответов на них, да и сосредоточиваться на столь серьезном мешает шум прогресса человечества, стоящего часами в пробках, встречающего аплодисментами 7-й айфон.

Но как бы ни было: смерть это страшно, и привыкнуть к ней невозможно! Даже патологоанатомы, полицейские, следователи, врачи, люди, которым по долгу службы приходилось видеть много смертей и трупов — вроде научаются с годами практики без сильных эмоций воспринимать чужую гибель, но никто из них не перенесет спокойно гибель близкого человека и все они боятся собственной смерти.

Вывод: к смерти невозможно привыкнуть, можно жить в иллюзии, что летальный исход продолжение жизни или оправдывать все наукой, медициной, но смерть это то, что делает человека маленькой букашкой и абсолютно бессильным перед природой которая сильнее нас.

Согласно христианству — смерть является наказание за грех , и через согрешивших Адама и Еву все стали смертны, как и каждый вкушал сей запретный плод. То есть если брать в расчет замысел Бога — смерть это уже ненормально и нефизиологично, поскольку в Раю так не было. Оставим бичевания по поводу того, что человек сам это выбрал. Но вот разговоры о том, что мы все стареем по воле Бога — абсурдны.. В общем, мы, находясь на земле, зная свою смертную природу, будто все время призываемся к какому то выбору: то ли оценить жизнь и творить дела достойные жизни, то ли отдать честь Богу, которого ослушались наши предки…

Однако в итоге (как написано в Библии) смерть опять уйдет: «В Откровении апостола Иоанна Богослова написано, что смерть прекратится после Страшного Суда, в грядущем Царстве Бога: «Отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Отк. 21:4)».

Те же самые, вроде бы научившиеся цинизму и равнодушию к чужой боли, врачи в свое время (19,20-е века) проводили исследования: взвешивали на специальной кровати умирающих людей (от частых тогда болезней - туберкулеза например), фиксировали момент смерти, таким образом устанавливали примерный вес «души», или некой субстанции, по их мнению покидавшей тело… Вес души был около 2-3 граммов.

Позже эти исследования подвергли сомнению, поскольку вес 2-3 грамма настолько ничтожен, что списать их убыток на уход души - нелепо, к тому же непосредственно при остановке сердца происходят физиологические процессы, которые как раз могут незначительно облегчать вес умершего.

Но даже если вес души действительно пару грамм, куда идет душа после смерти, что такое смерть - ни один врач ответить не смог…

Угасание процессов жизни, наступление необратимых процессов почти сразу после гибели, через несколько минут после остановки сердца, очень редко через несколько часов (ведь в крайне редких случаях реанимацию проводят до 2 часов), разложение тела до праха в итоге на земной жизни человека вообще ставит печать бренности. Словно жизни была одноразовой арендой тела с последующей утилизацией. Душу мы больше не увидим, и куда она уходит тайна под тысячами печатями, а все что мы любили в человеке стало обычным прахом…

И когда люди говорят, что они привыкли к смерти - кажется, что они анестезировали свою душу, отстранились от дум, привыкнуть к смерти невозможно.

В философии проблема смерти выделена особо, но все-таки конкретики мало, в основном все догмы построены на ценности жизни благодаря смерти. Знаменитый тезис «Жить-значит умирать» подразумевает и неизбежность гибели любого живого организма и меланхолию философов, размышляющих над риторическими вопросами сквозь призму конечности бренного мира. То есть совсем печально (но точно, к сожалению): даже сам факт рождения уже подразумевает смерть в будущем… Родители рождают младенца, а думают ли они, что по сути на смерть его родили?

Из комментариев. Мнения о том что такое смерть:

«Согласно теории биоцентризма, смерть является иллюзией, которую создает наше сознание. После смерти человек переходит в параллельный мир.

Жизнь человека похожа на многолетнее растение, которое всегда возвращается, чтобы снова зацвести в мультивселенной. Все, что мы видим, существует благодаря нашему сознанию. Люди верят в смерть, потому что их так учат, или потому что сознание ассоциирует жизнь с функционированием внутренних органов. Смерть не является абсолютным завершением жизни, а представляет собой переход в параллельный мир.

В физике давно существует теория о бесконечном числе Вселенных с различными вариациями ситуаций и людей. Все, что может случиться, уже где-то происходит, а значит, смерть не может существовать в принципе».

Вернемся к упомянутым выше биофилии и некрофилии Фромма. Если философия предлагает не противопоставлять смерть жизни, поскольку смерть это конечная точка жизни, а не ее противоположность, то Эрих Фромм все-таки противопоставляет смерть жизни, точнее любовь к жизни любви к смерти.

По его мнению любовь к жизни лежит в основе психики нормального человека, любовь же к смерти (а Фромм работал с преступниками, убийцами и т. д.) делает человека мертвым уже при жизни. Человек делает выбор в сторону, так скажем, тьмы, тянется ко злу, например, классический случай некрофилии по мнению Фромма - Гитлер.

Эрих Фромм писал, что причиной некрофилии может стать «гнетущая, лишённая радости мрачная атмосфера в семье, сонливость … отсутствие интереса к жизни, стимулов, стремлений и надежд, а также дух разрушения в социальной реальности в целом».

Получается смерть равна разрушению, кто-то умирает после остановки сердца, его тело начинает разлагаться, душа, если человек был хорошим - душа его жива (предположение согласно религиозным версиям), а у кого-то и при жизни несмотря на живость тела душа уже мертва и подвержена разрушению подобно тому как разлагается мертвое тело…

Что такое смерть - вопрос, на который нет конкретного ответа… Но как бы мы не говорили, что смерти нет, что весь мир иллюзия - умирают наши близкие, смертны мы сами, и надгробья на кладбищах нам говорят доступно о том, что смерть совсем не иллюзия. А зачем это все - наша жизнь, по итогу которой все гибнут - загадка еще большая, чем сама смерть. Слишком короткая жизнь, часто в слишком злом мире… неужели на все это воля Бога? Может быть действительно есть после смерти другой мир, гораздо лучше, справедливее нашего тленного?..

«Смерть стоит того, чтобы жить»… (В.Цой)

Memento mori… или, как говорится, «помни, что смертен!»…

Смерть - состояние бывшего живым организма, во время которого все жизненно необходимые органы прекратили осуществлять свою работу, вследствие чего на внутриклеточном уровне происходят необратимые явления разрушения.

В медицине изучением смерти занимается танатология. В психотерапии существует направление танатотерапия.

Смерть – настолько глубокий в мировоззренческом, а также в научном плане процесс. Ею интересовались люди еще до начала возникновения у них государственных образований, то есть на самой примитивной стадии общественного развития. Тайна ухода из жизни ранее живого соплеменника пугала людей и заставляла чем-то обосновывать этот процесс. И как обычно этому способствовала первобытная религия. Теперь неизвестно откуда во всех религиях, начиная с древнеязыческих, возникло понятие загробного существования после смерти.

В современности к факту смерти осуществляется более прагматичный подход - она является источником знаний о продлении жизни, как бы это не парадоксально звучало. Путем изучения процессов, протекающих в органах во время смерти, а также после нее, ученые пытаются выяснить, отчего эти явления происходят, как на протяжении жизни человека их можно замедлить, чтобы продлить его существование.

Смерть на биологическом уровне происходит в три стадии:

При первоначальном этапе, по каким-либо заметным или скрытым факторам происходит угнетение функций определенных органов, отвечающих за дыхание и кровообращение. При этом работоспособность их не прекращается, но становится недостаточной для удовлетворения нужд организма в использовании кислорода.

При втором этапе происходит саморегуляция организма, во время которого подключаются внутренние процессы, компенсирующие естественное затухание работы органов. При этом возникает сокращение мышечных тканей, что ведет к более глубоким дыхательным движениям, а также происходит активизация последних внутренних ресурсов.

Следующей стадией становится клиническая смерть, когда производится остановка сердцебиения, а также дыхания. Этот период, в зависимости от внешних условий, а также иных факторов, может продлиться от 2,5 минут и до получаса, в течение которых происходит израсходование на внутриклеточные окислительные процессы последних запасов кислорода, а потом начинается необратимое разрушение в первую очередь нервной ткани, что значит биосмерть.

Виды смерти. Терминальные состояния

Выделяют несколько видов смерти: клиническая смерть, биологическая (истинная) смерть и смерть мозга.

Наступлению смерти всегда предшествуют терминальные состояния - преагональное состояние, агония и клиническая смерть, - которые в совокупности могут продолжаться различное время, от нескольких минут до часов и даже суток. Вне зависимости от темпа наступления смерти ей всегда предшествует состояние клинической смерти. Если реанимационные мероприятия не проводились или оказались безуспешными, наступает биологическая, или истинная смерть, которая представляет собой необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.

Преагональное состояние

В преагональном состоянии происходит нарушение функций центральной нервной системы (сопор или кома), снижение артериального давления, централизация кровообращения. Дыхание нарушается, становится неглубоким, нерегулярным, но, возможно, частым. Недостаток вентиляции лёгких приводит к недостатку кислорода в тканях (тканевой ацидоз), но основным видом обмена веществ остаётся окислительный. Длительность преагонального состояния может быть различной: оно может полностью отсутствовать (например, при тяжёлом механическом поражении сердца), а может сохраняться длительное время, если организм в состоянии каким-либо образом компенсировать угнетение жизненных функций (например, при кровопотере).

Агония

Агония - это попытка организма в условиях угнетения функций жизненно важных органов использовать последние оставшиеся возможности для сохранения жизни. В начале агонии увеличивается давление, восстанавливается сердечный ритм, начинаются сильные дыхательные движения (но лёгкие при этом практически не вентилируются - одновременно сокращаются дыхательные мышцы, ответственные и за вдох, и за выдох). Может кратковременно восстановиться сознание.

Из-за отсутствия кислорода в тканях быстро накапливаются недоокисленные продукты обмена. Обмен веществ идёт преимущественно по анаэробной схеме, во время агонии организм теряет 50-80 г массы (те самые, которые иногда объявляются «весом души») за счёт сжигания АТФ в тканях. Продолжительность агонии обычно невелика, не более 5-6 минут (в отдельных случаях - до получаса). Затем артериальное давление падает, сердечные сокращения прекращаются, дыхание останавливается, и наступает клиническая смерть.

Клиническая смерть

Клиническая смерть продолжается с момента прекращения сердечной деятельности, дыхания и функционирования ЦНС и до момента, пока в мозгу не разовьются необратимые патологические изменения. В состоянии клинической смерти анаэробный обмен веществ в тканях продолжается за счёт накопленных в клетках запасов. Как только эти запасы в нервной ткани заканчиваются, она умирает. При полном отсутствии кислорода в тканях омертвение клеток коры головного мозга и мозжечка (наиболее чувствительных к кислородному голоданию отделов мозга) начинается через 2-2,5 минуты. После смерти коры восстановление жизненных функций организма становится невозможным, то есть клиническая смерть переходит в биологическую.

В случае успешного проведения активных реанимационных мероприятий за длительность клинической смерти принимают обычно время, прошедшее от момента остановки сердца до начала реанимации (поскольку современные методы реанимации, такие как поддержание минимально необходимого артериального давления, очистка крови, искусственная вентиляция лёгких, обменное переливание крови или донорское искусственное кровообращение, позволяют поддержать жизнь нервной ткани достаточно долгое время).

В обычных условиях продолжительность клинической смерти составляет не более 5-6 минут. На длительность клинической смерти влияет причина умирания, условия, продолжительность, возраст умирающего, степень его возбуждения, температура тела во время умирания и другие факторы. В отдельных случаях клиническая смерть может продолжаться до получаса, например при утоплении в холодной воде, когда из-за пониженной температуры обменные процессы в организме, в том числе и в головном мозге, существенно замедляются. С помощью профилактической искусственной гипотермии длительность клинической смерти может быть увеличена до 2 часов. С другой стороны, в некоторые обстоятельства могут сильно сократить длительность клинической смерти, например, в случае умирания от сильной кровопотери патологические изменения в нервной ткани, делающие невозможным восстановление жизни, могут развиться ещё до остановки сердца.

Клиническая смерть в принципе обратима - современная технология реанимации позволяет в ряде случаев восстановить функционирование жизненно важных органов, после чего «включается» ЦНС, возвращается сознание. Однако в действительности количество людей, переживших клиническую смерть без серьёзных последствий, невелико: после клинической смерти в условиях медицинского стационара выживают и полностью восстанавливаются порядка 4-6 % больных, ещё 3-4 % выживают, но получают тяжёлые нарушения высшей нервной деятельности, остальные умирают В ряде случаев, при позднем начале реанимационных мероприятий или их неэффективности, обусловленной тяжестью состояния пациента, пациент может перейти к так называемой "вегетативной жизни". При этом необходимо различать два состояния: состояние полной декортикации и состояние смерти мозга.

Диагностирование смерти

Страх ошибиться в диагностике смерти толкал врачей на разработку методов диагностики смерти, созданию специальных жизненных проб, либо на создание специальных условий захоронения. Так, в Мюнхене более 100 лет существовала усыпальница, в которой руку умершего обматывали шнурком от звонка. Звонок прозвенел один-единственный раз, а когда служители пришли, чтобы оказать помощь очнувшемуся от летаргического сна пациенту, оказалось, что произошло разрешение трупного окоченения. Вместе с тем, из литературы и медицинской практики известны случая доставки в морг живых людей, которым врачи по ошибке диагностировали смерть.

Биологическая смерть человека констатируется по комплексу признаков, связанных с «витальным треножником»: деятельность сердца, сохранность дыхания и функция центральной нервной системы.

Проверка сохранности функции дыхания. В настоящее время достоверных признаков сохранности дыхания не существует. В зависимости от условий внешней среды можно использовать холодное зеркало, пушинку, производить аускультацию дыхания или пробу Винслова, которая заключается в том, что на грудь пациента ставят сосуд с водой и по колебанию уровня воды судят о наличии дыхательных движений грудной стенки. Порыв ветра или сквозняк, повышенная влажность и температура в помещении или проходящий транспорт могут оказать влияние на результаты этих исследований, и выводы о наличии или отсутствии дыхания будут неверными.

Более информативными для диагностики смерти являются пробы, указывающие на сохранение сердечно-сосудистой функции. Аускультация сердца, пальпация пульса на центральных и периферических сосудах, пальпация сердечного толчка - эти исследования нельзя в полной мере считать достоверными. Даже при исследовании функции сердечно-сосудистой системы в условиях клиники очень слабые сердечные сокращения могут быть не замечены врачом, либо сокращения собственного сердца будут оценены как наличие такой функции. Клиницисты советуют проводить аускультацию сердца и пальпацию пульса короткими промежутками, длительностью не более 1 минуты. Весьма интересна и доказательна даже при минимальном кровообращении проба Магнуса, заключающаяся в тугой перетяжке пальца. При имеющемся кровообращении в месте перетяжки кожный покров бледнеет, а периферический - приобретает цианотичный оттенок. После снятия перетяжки происходит восстановление окраски. Определенную информацию может дать просмотр на просвет мочки уха, которая при наличии кровообращения имеет красновато-розовый цвет, а у трупа - серо-белый. В прошлом веке для диагностики сохранности функции сердечно-сосудистой системы предлагались весьма специфичные пробы, например: проба Верня - артериотомия височной артерии, или проба Бушу - стальная игла, вколотая в тело, у живого человека через полчаса теряет блеск, первая проба Икара - внутривенное введение раствора флюоресцеина даёт быстрое окрашивание кожи у живого человека в желтоватый цвет, а склер - в зеленоватый и некоторые другие. Эти пробы имеют в настоящее время только исторический, а не практический интерес. Вряд ли разумно проводить артериотомию у человека, находящегося в состоянии шока и на месте происшествия, где невозможно соблюдать условия асептики и антисептики, либо ждать полчаса пока потускнеет стальная игла, а тем более вводить флюоресцеин, который на свету у живого человека вызывает гемолиз.

Сохранность функции центральной нервной системы является важнейшим показателем жизни. На месте происшествия констатация смерти мозга принципиально невозможна. Функция нервной системы проверяется по сохранению или отсутствию сознания, пассивному положению тела, расслаблению мускулатуры и отсутствию её тонуса, отсутствию реакции на внешние раздражители - нашатырный спирт, слабые болевые воздействия (покалывания иглой, растирание мочки уха, поколачивания по щекам и другие). Ценными признаками являются отсутствие роговичного рефлекса, реакции зрачков на свет. В прошлом веке для проверки функции нервной системы использовались чрезвычайно необычные и подчас весьма жестокие способы. Так, предлагалась проба Жоза, для проведения которой были изобретены и запатентованы специальные щипцы. При ущемлении складки кожи в этих щипцах человек испытывал сильные болевые ощущения. Также в расчёте на болевую реакцию основана проба Дегранжа - введение в сосок кипящего масла, или проба Разе - удары по пяткам, или прижигание пяток и других участков тела раскалённым железом. Пробы очень своеобразные, жестокие, показывающие до каких ухищрений доходили врачи в сложной проблеме констатации функции центральной нервной системы.

Одним из наиболее ранних и ценных признаков наступления смерти является «феномен кошачьего зрачка», иногда называемый признаком Белоглазова. Форма зрачка у человека определяется двумя параметрами, а именно: тонусом мышцы, суживающей зрачок, и внутриглазным давлением. Причём основным фактором является тонус мышцы. При отсутствии функции нервной системы прекращается иннервация мышцы, суживающей зрачок, и тонус её отсутствует. При сдавлении пальцами в боковом или вертикальном направлениях, которое необходимо проводить осторожно, чтобы не повредить глазное яблоко, зрачок приобретает овальную форму. Способствующим моментом для изменения формы зрачка является падение внутриглазного давления, определяющего тонус глазного яблока, а оно, в свою очередь, зависит от артериального давления. Таким образом, признак Белоглазова, или „феномен кошачьего зрачка“ свидетельствует об отсутствии иннервации мышцы и одновременно о падении внутриглазного давления, которое связано с артериальным.

Смерть с точки зрения религий

Все основные религии имеют догматы, определяющее, что происходит с человеком после смерти. Поскольку религии утверждают существование нематериальной души, они, в основном, полагают смерть человека лишь гибелью тела и описывают различные варианты дальнейшего существования личности в виде духа или последующего возрождения в новом теле, либо вечного, либо заканчивающегося достижением нирваны (в буддизме) или «жизни вечной» (в христианстве).

Реинкарнация в буддизме, индуизме других религиях предполагает, что нематериальная душа человека после смерти воплощается в новом теле. При этом допускается, что прожитая ранее жизнь может повлиять на выбор последующего тела.

В христианстве причиной смерти считается греховность человека: «Возмездие за грех - смерть» (Послание к Римлянам 6:23) Это означает, что «безгрешный человек» не будет знать смерти и будет жить вечно. Евангелия говорят, что в будущем, при наступлении Царства Божия смерти не будет: «Ототрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» Откровение 21.4

В каббале смерть рассматривается как необходимое условие для перехода в новое качественное состояние на пути исправления души. Для того чтобы перевернуть все основы души окончательно, необходимо отсечь предыдущее состояние и подняться к более высокому. Достичь этого возможно только путем освобождения человека от прошлого восприятия реальности и медленного, постепенного вхождения в новое мироощущение, начиная опять с самого рождения и далее, включая животное развитие (то есть развитие человеческого организма), личностное, духовное.

Синтоизм предполагает, что дух человека продолжает существование после смерти, хотя вовсе не обязательно реинкарнируется. Духи умерших, по представлениям этой религии, могут оказывать помощь живым родственникам, и часто являются объектом поклонения.

В Исламе после смерти человек попадает в барзах (от араб. - перешеек) - состояние, где он пребывает в могиле до Судного Дня, после которого будет воскрешен во плоти, и будет спрошен о своих деяниях. Затем либо в Ад, либо в Рай.

Классификация смерти

Несмотря на сложность проблемы смерти, в медицине уже давно существует чёткая конкретная классификация, которая позволяет врачу в каждом случае наступления смерти установить признаки, определяющие категорию, род, вид смерти и её причину.

В медицине выделяют две категории смерти - смерть насильственную и смерть ненасильственную.

Вторым квалифицирующим признаком смерти является род. И в той, и в другой категории принято выделять три рода смерти. К родам ненасильственной смерти относятся - смерть физиологическая, смерть патологическая и смерть скоропостижная. Родами насильственной смерти являются убийство, самоубийство и смерть в результате несчастного случая.

Третьим квалифицирующим признаком является вид смерти. Установление вида смерти связано с определением группы факторов, вызвавших смерть, и объединённых по своему происхождению или воздействию на организм человека.

Как отдельный вид смерти, отличающийся от классической смерти с первичной остановкой кровообращения, рассматривают сейчас смерть мозга

Одним из сложнейших этапов классификации смерти является установление причины её наступления. Независимо от категории, рода и вида смерти, причины её наступления делятся на основную, промежуточную и непосредственную.

В настоящее время в медицине не разрешается использовать термин «смерть от старости» - всегда нужно устанавливать более конкретную причину смерти.

Патологоанатом – это врач, из названия которого уже становится ясно, чем он занимается – выявлением всевозможных патологий исходя из нормального строения анатомии тела человека.

Врач патологоанатом не совсем вымершая, но достаточно редкая специальность. Связано это с достаточно мрачным принципом его работы. Он исследует ткани трупа на предмет выявления в них всевозможных неправильностей в развитии (патологий) и выдает после этого заключение. Таким образом, от него иногда зависит сохранность жизни или здоровья больного. Также в его обязанности входит вскрытие трупа скоропостижно скончавшегося человека – одна из главных ассоциативных мыслей, возникающих у многих людей при упоминании специальности патологоанатом.

Вскрытие трупов производится по причине именно нежданной смерти человека. Если умерший при жизни страдал какими-то врожденными или приобретенными патологиями, влекущими за собою смерть, то их вскрытие производится только с согласия близких родственников. Конечно, если смерть является неожиданной, то приходится осуществлять вскрытие трупа и выяснять, от чего произошла его безвременная кончина.

Патологоанатомия – достаточно сложная и универсальная отрасль медицинских наук. Она сложна, с одной стороны, благодаря определенной универсальности, так как врачу необходимо быть прекрасным специалистом, разбирающемся в нормальном протекании развития различных органов человека, а не определенных систем, с которыми приходится сталкиваться другим врачебным специалистам. Но в случае достаточно устойчивой психики, а в такой профессии иные просто отсеиваются изначально на стадии обучения, патологоанатом наоборот, достаточно непринужденно себя может чувствовать, так как работает с неживой материей, как специалисты прочих врачебных профессий, непосредственно связанных общением с пациентами. А, как известно, работа с людьми является наиболее напряженной в плане нервной нагрузки.

Правда, не все так гладко в рассматриваемой специальности. Иногда патологоанатом выполняет еще обязанности судмедэксперта, что вдвойне накладывает на него нагрузку. Даже в центрах городов, с численностью проживающих в 40 000 человек, достаточно часто происходят естественные скоропостижные смерти, всевозможные несчастья, выявляются криминальные трупы. А больше всего нагрузка на специалиста происходит благодаря причинению физических повреждений криминального характера, в связи с чем иногда перед дверями патологоанатома выстраиваются очереди для так называемого снятия побоев. Таким образом, деятельность специалиста превращается в действительный кошмар из конвейера убитых и умерших.

Естественно, в заключение возможно сформулировать вывод, что описываемая профессия не только полезна, но и крайне нужна. И случайный человек не сможет стать, а тем более быть патологоанатомом.

Труп – это бывший ранее живой организм человека или животного, жизненноважные органы которого по различным причинам утратили свою работоспособность, от чего наступила смерть с последующими необратимыми последствиями.

С момента смерти, все процессы в теле начинают затухать. Известны случаи смертельного поражения мозга, при котором люди еще определенное время (до недели) жили или точнее жизненные функции организма поддерживались сердцем и определенными уцелевшими участками мозга. В случае прекращения поступления питающей крови к органам, через некоторое время на внутриклеточном уровне происходят необратимые явления, приводящие к невозможности восстановления жизнеспособности как организма в целом, так и отдельных его органов в частности. Вначале это происходит с мозгом, далее разлагаются пищеварительная система, железы, потом все остальные органы и мышечная ткань. В том же порядке разлагается и весь труп, на что влияют также и внешние факторы окружающей среды.

После смерти проходит примерно 3 ч., после чего возникает окоченение, когда соединительные мышцы, а также сухожилия утрачивают свои эластичные возможности и изменение положения конечностей затруднительно либо практически невозможно. Этот эффект проходит максимум через 72 часа.

Сначала кожа покойного имеет бледный оттенок, после некоторого времени она покрывается трупными пятнами, представляющими собой бордово красные участки кожных тканей с капиллярным рисунком. Это обуславливается свободным током внутривенной жидкости и накоплением ее в определенных участках тела.

Одним из неприятнейших факторов при перемещении трупа пролежавшего около трех суток при комнатной температуре, является выделение из его полостей бурой жидкости, которая создает резкий трупный запах. Поэтому не стоит в одиночку пытаться пробовать перемещать такой труп.

После похорон, в земле посредством бактерий, естественного разложения, а также беспозвоночных, в течение около 2 месяцев происходит разложение мягких тканей трупа. Окончательно процесс разложения прекращается максимум через 30 лет в зависимости от внешней среды.