Упражнения для развития креативного мышления у взрослых. Упражнение «Невероятная ситуация»

Сколько различных способов применения скрепки вы сможете придумать за три минуты? Если ваши результаты соотносятся с показателями большинства, то ответ будет где-то между 10 и 20.

Этот знаменитый тест был придуман в 1967 году Джо Полом Гилфордом (J.P. Guilford), американским психологом и профессором ряда ведущих университетов. Тест использовался для оценки дивергентного мышления.

Подобные испытания, также известные как «тесты альтернативного использования», очень популярны в современном мире — наверняка вы хоть раз сталкивались с ними на тренингах или собеседованиях.

На изображении выше вы увидели две странные фигуры — это часть другого интересного теста, в рамках которого предлагается дорисовать картинку в каждом окне. Это еще один тест на дивергентное мышление — чем креативнее испытуемые, тем более интересные изображения получаются в результате.

Творческое мышление часто рассматривается как данность — либо оно есть, либо увы. Но в последнее время такая позиция теряет свою прочность: по результатам исследования в Гарварде, успехи в творчестве на 85% определяются навыками мастерства. Это означает, что каждый из нас может развить творческое мышление.

Вопрос в том, как это сделать?

Что такое творчество?

Творческое мышление — нематериальный предмет для обсуждения. Невозможно положить креативность на обеденный стол и рассмотреть ее под лупой. В большинстве случаев, встречаясь с настоящим искусством и творческими людьми, вы просто это чувствуете. Мария Попова, креативный гений BrainPickings.org, говорит что творчество — это искусство соединять несоединимое, преобразуя существующие знания в совершенно новый способ видения мира.

Это определение, кажется, предельно точно описывает все сферы творческого процесса — но мы заглянем еще глубже.

Ассоциации

Эта практика позволяет проводить линии между, казалось бы, абсолютно чуждыми друг другу вещами и идеями. Сэр Ричард Бренсон (Richard Branson) считает, что на этом методе выстроена вся его корпорация Virgin Group.

Вопросы

Любопытство — частое качество у людей творческих профессий. Многие новаторы постоянно интересуются всем происходящим — их не устраивает текущее положение вещей в мире.

Леонардо да Винчи был убежден в сильном влиянии любопытства на творческий процесс. В одном из его эскизов сохранилась надпись: «Я бродил по окрестностям в надежде найти ответы на вещи, которые не мог понять ».

Наблюдение

Мария Конникова в своей книге «Думай как Шерлок Холмс» (How to Think Like Sherlock Holmes) подчеркивает важность постоянного и глубокого наблюдения за окружающей средой. Для иллюстрации этого тезиса Мария приводит отрывок из книги: Шерлок спрашивает у Ватсона, сколько ступеней на лестнице в доме Холмса, по которой каждый из героев проходил сотни раз. Ватсон не смог ответить, на что Шерлок сказал:

«Вы не наблюдательны. Каждый день вы поднимались по лестнице, и наверняка подсознательно считали свои шаги, но не помните этого. Я же знаю, что на лестнице 17 ступеней, так как видел и наблюдал».

Нетворкинг

Речь идет не просто о расширении списка контактов на LinkedIn. Нетворкинг заключается в увеличении количества ваших социальных связей и привлечении идей из всех слоев общества. Поистине творческие личности не сидят в скорлупе своего круга общения — они постоянно пробуют что-то новое.

Эксперименты

Чтобы увидеть свежие пути и возможности, вы должны выйти из зоны комфорта и поэкспериментировать с новыми идеями и методами работы. Google первая внедрила в рабочий процесс принцип 80/20, что позволило сотрудникам корпорации активно трудиться только 20% от стандартного рабочего времени.

С тех пор концепция успела прижиться в Apple и LinkedIn. Эти компании понимают, что творчество — не шутка или развлечение, а тяжелый труд. Одного желания быть творческим недостаточно для успеха — вы должны приложить усилия.

План по развитию творческого мышления

Теперь мы выяснили компоненты творческой работы, но как развить креативность? Существует пять простых методов, которые стимулируют мышление к выходу из зоны комфорта и могут подарить вам больше идей, чем вы думаете.

Разомните свою творческую мускулатуру

«Идеи похожи на кроликов — сначала у вас их несколько, но начав возиться с ними, вы и не заметите, как получите целый выводок» . Джон Стейнбек

Так же, как укрепление мышц в тренажерном зале, развитие творческого потенциала требует времени и энергии — для успеха необходимы ежедневные усилия. Возьмите на себя обязательство регулярно упражнять свой ум.

Например, Джеймс Алтучер развил привычку, которая помогает ему создавать 3650 уникальных идей в год. Все очень просто: каждый вечер Джеймс садится и придумывает 10 идей, от бизнес-планов до книжных концепций.

Регулярный процесс генерации свежих идей приучает мозг постоянно искать новые пути решения проблем. Такой подход не только создает питательную среду для творчества, но и укрепляет ваш ум.

Когда мы делаем нечто новое, в нервной системе возникает сигнал о том, что мы учимся, и это вызывает выброс порции дофамина — нейромедиатора, отвечающего за хорошее моральное самочувствие и являющегося ключевым компонентом процесса обучения. Это — приятная награда за умственные усилия, которая может служить мотивацией для освоения непредставимых ранее творческих резервов.

Прерывайтесь чаще

Все люди разные, и у каждого есть свой способ генерации идей. Кому-то свежие мысли приходят за ужином: бокал вина, спокойная атмосфера, думать о работе уже не нужно — вот тут-то мозг переключается и может выдать нечто интересное.

Кто-то использует для аналогичных целей бег по утрам, шопинг, утренний кофе — что угодно, вплоть до ежедневного часа в пробке у дома. Каждый может вспомнить ситуацию, в которой чаще всего приходят хорошие мысли, что неслучайно.

Когда мы немного отвлекаемся от ежедневных проблем, наше сознание чуть разгружается, что может послужить причиной для свежего взгляда на вещи. Шелли Н. Карсон (Shelley H. Carson) утверждает: «Отвлечение может дать мозгу перерыв, необходимый на то, чтобы отвлечься от неэффективного решения проблемы».

Слишком большое внимание, уделяемое проблемам, как правило, задействует все ваши когнитивные ресурсы. Сделайте шаг назад, займитесь домашними делами, отправьтесь на прогулку — словом, остановитесь на минуту и дайте передышку мозгу, очистив его от ежедневного мусора. Так вы и освободите пространство для творчества.

Измените среду

Вы, вероятно, никогда не бывали на кухне элитного ресторана. Аналогично, вы вряд ли видели схему канализации, что идет от вашего офиса за несколько километров. Но при просмотре мультфильмов «Рататуй» и «В поисках Немо» сцены в подобных местах казались вам вполне подлинными. Знаете, как появились эти произведения?

Для создания реалистичного эффекта режиссеры Pixar сами погружались в среду, которую хотели выстроить. При съемках «Рататуй» создатели отправились на двухнедельную командировку во Францию, где исследовали местную кухню. В случае с Немо, группа провела некоторое время в городской канализации Сан-Франциско, для изучения дренажной системы города.

Никто не заставляет вас завтра ехать во Францию — а уж тем более лезть в канализацию. Но выйти из привычного круга иногда просто необходимо, чтобы дать толчок творческому мышлению.

Например, ряд исследований среди эмигрантов показал, что люди, проживающие в чужой для себя стране, часто быстрее находят неочевидные связи и показывают высокие успехи в творчестве. Адаптация к жизни в обществе с новым языком, культурой и укладом вынуждает трансформировать старые представления и менять привычные модели поведения.

Опять же, не стоит эмигрировать только потому, что вам необходимо развить творческое мышление. Просто поезжайте в путешествие — так вы освободите мозг от рутинных, рабочих задач и заодно дадите ему свежие впечатления от новых стран и культур. Хорошее путешествие, как ничто другое, меняет представления о мире и внутренние установки, одновременно обогащая кругозор.

Измените свой график

По недавним исследованиям, мы могли бы работать эффективнее, привнеся в свой привычный распорядок дня некоторые новшества. Речь идет о следующем — в периоды, когда активность снижается, наша способность к концентрации уменьшается соответственно. Потеря во внимании дает возможность охватить более широкий спектр информации. В состоянии низкой активности наш мозг генерирует больше альтернатив и различных интерпретаций, которые способствуют всяческим инновационным идеям и инсайтам. В периоды сниженной активности ваше сознание чуть менее организовано. Вместо линейного мышления мысли будто разбегаются в разные стороны, одна цепляет другую, тут же уступая место третьей и т. д. В подобном состоянии вы можете подсознательно находить неочевидные связи между идеями.

Конечно, «сове» не стоит насильно обращаться в «жаворонка» и наоборот. Просто иногда бывает полезно нарушить привычный ход вещей.

Сознание новичка

Мозг человека, впервые сталкивающегося с темой, способен подсказать множество путей решения. Эксперт же знает только одну дорогу, по которой и ходит много-много лет подряд, даже не представляя, что можно свернуть.

В дзен-будизме это называется «Shoshin», или чувство начинающего. Суть в том, чтобы снова почувствовать себя новичком, не знающим границ и разочарований — равно как и всех ответов. Здесь кроется два преимущества. Во-первых, новички более открыты для новых идей и альтернативных путей решения проблемы. Во-вторых, желание исследовать новое очень важно для творческого мышления. Исследования показали, что люди с богатым опытом приключений, как правило, мыслят менее шаблонно, чем остальные.

Кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность человека - это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре:

И о том, как развивать эти характеристики, вы узнаете ниже:

Развитие четырёх качеств креативности по Гилфорду

Продуктивность

Понятие «продуктивность» происходит от английского слова «productivity». Изначально оно применялось в сельскохозяйственной и животноводческой деятельности с целью выявления наиболее плодовитых и дающих потомство экземпляров. По мере развития промышленности данный термин стал применяться в производстве - в русском языке аналогичным данному слову стало понятие «производительность». В настоящее же время термин «продуктивность» используется для оценки творческого потенциала человека, являясь отражением его способности к производству объектов творчества.

Кроме того, представленное понятие применяется и в сфере . Здесь его можно охарактеризовать следующим образом:

Продуктивность является способностью человека к созданию определённого количества чего-либо или совершению определённого объёма действий за конкретный промежуток времени.

Обычно продуктивность измеряется в численно-количественных терминах, однако нередки случаи, когда ей может придаваться эмоциональная оценка.

Также стоит отметить, что продуктивность является не врождённым , а приобретаемым, а значит, её можно назвать навыком, который можно развивать и улучшать. Причём, если человек продуктивен, то это будет проявляться во всей его деятельности.

Высокая продуктивность - это основа высоких результатов, достигая которых человек получает удовлетворение и радость от того, чем он занимается.

Гибкость мышления

Гибкостью мышления называют способность человека находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро изменять своё мышление и поведение, в зависимости от ситуации.

Гибкость мышления говорит о том, что человек может видеть любую конкретную ситуацию в процессе развития и прогнозировать её вероятный исход. Благодаря гибкости мышления человек имеет возможность максимально быстро находить выход из сложных положений и правильные решения трудных задач, а также устранять внутриличностные конфликты. Человек, обладающий таким качеством, умеет объективно мыслить и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Оригинальность мышления

Оригинальность мышления представляет собой способность человека к выдвижению новых, необычных и неожиданных идей, которые существенно отличаются от уже известных, тривиальных, общепринятых.

Оригинальность мышления может проявляться в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми. Огромное количество специалистов считают оригинальность одной из основных особенностей творческих людей.

Важно сказать и о том, что оригинальность мышления позволяет не только генерировать новые идеи или создавать интересные проекты, но также и разрабатывать и развивать уже существующие. А это, в свою очередь, оказывает неоценимую помощь и поддержку человеку как в творчестве, так и в научной, образовательной, технической, предпринимательской и любой другой деятельности.

Но не следует забывать и о том, что оригинальность мышления довольно часто связана с критической оценкой новых идей окружающими. Часто можно наблюдать такие ситуации, когда оригинальные идеи «в штыки» воспринимаются другими людьми. Поэтому, человек, обладающий оригинальным мышлением, должен развивать и другие качества своей личности, такие как умение убеждать и аргументировать свою точку зрения, и давлению со стороны, неконфликтность, коммуникабельность и т.д.

Навык решения сложных проблем

Под умением решать сложные проблемы следует понимать особый навык, включающий в себя две составляющие - аналитическую и практическую. Аналитическая составляющая отвечает за анализ возникшей проблемы, её оценку, разработку возможных вариантов её решения. А практическая составляющая отвечает за, собственно, претворение решения в жизнь, переход от теории к практике.

Характер же решения любой проблемы всегда находится в зависимости от особенностей каждой отдельно взятой ситуации. Но наиболее важно изначально собрать информацию об актуальной проблеме, и лишь после этого, уже обладая фактическими знаниями, приступать непосредственно к решению. В отдельных же случаях, которых, к слову заметить, в настоящее время становится всё больше и больше, самое подходящее решение может быть найдено исключительно при .

Умение решать сложные проблемы обладает уникальным свойством - учитывая то, что это навык, его можно всячески развивать и культивировать. Причём, чем сложнее задачи человек ставит перед собой, тем большим потенциалом в плане решения проблем он начинает обладать.

Навык решения проблем, как и прочие, рассмотренные нами выше, очень важен для человека в его повседневной жизни, т.к. проблемы систематически возникают в абсолютно любой сфере жизнедеятельности: творчестве, науке, бизнесе, социальной, технической работе и т.д.

Мы позволим себе повториться, и напомним, что продуктивность, гибкость и оригинальность мышления, а также навык решения сложных проблем поддаются развитию. Соответственно, каждый человек, стремящийся к повышению своей личной продуктивности и эффективности и развитию своих личностных качеств, в том числе и творческого потенциала, может приложить усилия, чтобы вышеназванные качества развить.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию ознакомиться с рядом рекомендаций и списком нескольких действенных игр, направленных на развитие каждого из рассмотренных нами качеств.

Упражнения на развития качеств креативности

Для более удобного восприятия материала мы разделим список рекомендаций и игр на блоки, благодаря чему, если таковы ваши намерения, вы сможете перейти к развитию конкретного навыка, минуя остальные.

Повысить свою продуктивность можно, следуя следующим рекомендациям:

  • Постоянно отслеживайте результаты своих действий
  • Ведите свою деятельность в
  • Умело
  • Сначала всегда делайте важные дела
  • Помните о том, что , и наоборот
  • полезной деятельностью
  • Занимайтесь
  • Повышайте свои профессиональные навыки
  • Уделяйте достаточное внимание

К играм на повышение продуктивности можно отнести такие как «Мафия» (словесная ролевая игра), «Покер» (знаменитая карточная игра), «Монополия» (одна из самых популярных экономических игр) и другие. Кроме того, развитие продуктивности тесно связано с вашим ассоциативным мышлением.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Сделать своё мышление более гибким вам помогут следующие советы:

  • Откажитесь от любых стереотипов и шаблонов, которые ограничивают ваше мышление
  • Регулярно пересматривайте свои собственные убеждения, взгляды и принципы
  • Не зацикливайтесь на прошлых поражениях, победах и достигнутых результатах
  • Читайте больше
  • Применяйте различные стратегии поведения в повседневной жизни
  • Используйте специальные методики по активизации мышления (например, )
  • Стремитесь к получению нового опыта, эмоций и впечатлений
  • Расширяйте кругозор
  • Учитесь смотреть на вещи и проблемы с разных ракурсов

Повлиять на своё мышление, сделав его оригинальным и непохожим на мышление других людей, можно, прибегнув к следующим советам:

  • Избавьтесь от любых предрассудков в своём сознании
  • Развивайте свой творческий потенциал и
  • Стремитесь к постоянному узнаванию новой информации
  • Работайте над своей продуктивностью (применяйте рекомендации, указанные выше)
  • Развивайте
  • Общайтесь с интересными и необычными людьми
  • Всегда ищите несколько вариантов решений проблем и разрешений ситуаций
  • Систематически решайте специальные задачи на нестандартное мышление
  • Изучайте биографии и автобиографии знаменитых людей
  • Применяйте в своей деятельности метод « »

К развивающим оригинальность мышления играм можно отнести игры наподобие « », « », «Данетки», а также всевозможные шарады, головоломки, ребусы, лабиринты и т.д.

Что же касается развития навыка решения сложных проблем, то здесь мы может дать следующие рекомендации:

  • Не задавайте вопрос: «А смогу ли я?» — вместо этого спрашивайте себя: «Хочу ли я? Как я могу решить проблему?»
  • , интеллектуальные и любые другие игры, которые максимально приближены к реальности. Смело берите себе на вооружение «Монополию», «Имаджинариум», «Activity», «Миллионер» и т.п.

    В заключение хочется лишь добавить, что при помощи информации, представленной в этом уроке, вы сможете не только развить своё креативное мышление, но и улучшить множество других своих личностных качеств, которые, несомненно, пригодятся вам в вашей жизни и работе.

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Когда мы слышим слово «креатив», на ум сразу приходят такие сферы деятельности человека, как маркетинг и реклама. Это объясняется тем, что работа специалистов из данных областей напрямую связана с генерацией новых идей. Однако если задуматься о том, что такое креатив, то, скорее всего, процесс, поэтому он очень

Важен для любой сферы деятельности.

На сегодняшний день

На данный момент креативность стала важным качеством, которым должен обладать кандидат, принявший участие в борьбе за высокооплачиваемую должность. Кто-то говорит, что она сродни гениальности, и развить ее невозможно. Кто-то, напротив, предлагает развить это качество и гарантирует успех для любого человека. Сейчас повсюду можно наткнуться на сотни тренингов, направленных на развитие но так ли они необходимы? Поэтому прежде чем подписывать на очередной курс, стоит разобраться, что же все-таки такое креатив.

Значение слова

Если представить креативность на бытовом уровне, то ее можно назвать смекалкой, то есть способностью достигать поставленных целей и находить выход из сложившейся непростой ситуации, используя при этом предметы и обстановку нестандартным способом. Со стороны это может показаться чем-то гениальным, но в то же время простым. Возникает мысль: "Почему я до этого не додумался?" Подобный нетривиальный подход к решению проблем и есть креатив.

В переводе с английского это слово скорее звучит как "творить" или "создавать", но относится это не только к материальным вещам. Как видите, это крайне полезная вещь. Но откуда она берется? Согласно Абрахаму

Маслоу, американскому психологу, эта способность индивида врожденно свойственна абсолютно каждому, но в ходе воспитания и внешнего воздействия она может быть утрачена. Для оценки уровня творческих используются различные тесты, личностные опросники, а также проводится моделирование всевозможных ситуаций.

Проблема создания креатива

Теперь вы знаете, что такое креатив. Давайте же рассмотрим подробнее сам процесс создания идей. Может показаться, что гениальные мысли берутся из ниоткуда и просто появляются в голове, но все совсем не так. Английский психолог Грэхем Уоллес выделяет 4 фазы творческого решения поставленной задачи.

Первая из них - подготовка. На этом этапе происходит формулирование задачи или проблемы, а также производятся первые попытки решить ее. Далее идет фаза инкубации. Тут человек, как правило, отвлекается на другой предмет или действие и не возвращается к задаче до момента просветления (третья фаза), до интуитивного проникновения в саму суть проблемы. И заключительный этап - это проверка, то есть реализация решения.

На самом деле, для того чтобы проявилась креативность мышления, необходимо отключить сознание и полностью довериться подсознанию. Поэтому так важна вторая фаза. Чаще всего мы мешаем себе сами, пытаясь осознано найти решение в уже нам известных ситуациях, но ведь это не поможет придумать что-то новое. Проблемой креативности могут также стать наши комплексы или страх показаться глупым. Все это мешает мыслить творчески.

Критерии креативного мышления

Многие тесты направлены именно на оценку критериев творческого начала в человеке. Самый известный на данный момент тест создал психолог Пол Торренс. Он позволяет определить уровень этого самого начала. Вот некоторые из критериев:

  • беглость;
  • оригинальность;
  • гибкость (позволяет определить ложную оригинальность);
  • метафоричность, то есть способность видеть в простом сложное и наоборот;
  • восприимчивость;
  • разработанность;
  • удовлетворенность.

Методы креативности

Методики творчества - это методы и техники, разработанные для того, чтобы способствовать процессу генерации новых оригинальных идей и решений поставленных

задач. Они призваны помочь четко и ясно формулировать проблемы, ускорить сам процесс поиска решений, увеличить количество идей, а также расширить отрасль проблемы. Однако стоит заметить, что это не алгоритм, следуя которому непременно получишь решение. Методы лишь увеличивают вероятность появления хороших и правильных идей, они организуют сам процесс поиска, делая его более эффективным.

Что такое креатив? Это прежде всего инструмент для получения чего-то нового и оригинального. Методики стимулирования используются во всех сферах жизни, например, инженеры и изобретатели успешно применяют такие из них, как и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Техника широко используется в сфере рекламы и маркетинга, а методика SCAMPER применяется для создания абсолютно новых продуктов. Есть и универсальные. К ним относятся мозговой штурм и метод Уолта Диснея. Они нашли применение практически в любой отрасли. Иногда в ход идут и графические изображения, например прием построения карты мыслей, такие еще направлены и на дополнительное развитие креативности.

Популярные методы и техники

Наиболее известными на данный момент являются следующие:


Развитие творческого начала

Узнав, что такое креатив, вам непременно захочется попробовать найти нестандартное решение. Возможно, вы относитесь к тем людям, которые не утратили эту способность, тогда у вас не возникнет проблем. Однако практика показывает, что без тренировок, направленных на развитие, добиться креативности не так просто. Как же развить свое творческое начало?

Прежде всего, нужно избавиться от стереотипов в мышлении и

приобрести способность мыслить вне рамок. Этому могут поспособствовать упражнения, которые должны стать для вас привычкой.

Упражнения на каждый день

Возьмем, к примеру, ваш путь домой или на работу. Обычно он проходит по одной и той же дороге. Попробуйте изменить маршрут до остановки или пройти пешком ту часть расстояния, которую вы проезжаете на автобусе. Каждый день старайтесь менять дорогу и находить новые варианты.

Полезно все новое и неиспробованное: места, меню, действия, одежда и даже мысли. Креатив, значение которого напрямую связано с творчеством, помогут развить занятия искусством или рукоделием. Такие упражнения, как чтение наоборот (снизу вверх или справа налево), тоже весьма полезны и к тому же поднимают настроение.

Постарайтесь придумать 10 экзотических имен, например Диосфена, Гематина или Эйергестиор. Нарисуйте животное, которого не существует, дайте ему название, придумайте, где оно живет и чем питается. Возьмите любое слово и представьте, что это аббревиатура, расшифруйте ее. Все эти упражнения просты и забавны, но именно они помогут вам развить креативность.

Креативность – это способность личности мыслить нестандартно. Принимать решения, создавать что-то новое и генерировать массу идей.

Интересно, что наличие или отсутствие высоких интеллектуальных способностей не говорит о том, что человек креативен. Развитие творческого мышления эффективнее всего происходит в детском и подростковом возрасте.

Креативность – это способность создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления. Такая личность способна решить проблему совершенно по-новому: добавив всего одну оригинальную деталь или же полностью изменив концепцию принятия решений.

Креативность: что это такое

В основе понятия лежит глагол английской речи create, в переводе обозначающий «создавать». А креативный (creative) – создающий, творческий.

Человек, обладающий творческими нестандартными способностями, умеет создавать, вычленять что-то новое из привычных и устоявшихся вещей.

Определение в психологии:

  • создание нового из привычного;
  • решение проблемы неординарными способами;
  • отказ от стереотипов;
  • оригинальность и гибкость мышления;
  • непривычный анализ и синтез;
  • интуитивный выбор единственно верного решения;
  • генерирование огромной массы идей.

Оценка

Было установлено, что креативность напрямую зависит от способности человека по-разному применять информацию, изначально данную для решения возникшей проблемы, причем в довольно быстром темпе.

Первое изучение данного понятия было начато отдельно от интеллектуальных способностей индивида, и больше связано с творческим потенциалом.

На сегодняшний момент оценка и изучение креативности ведется в двух независимых направлениях:

  1. Связь с интеллектом.
  2. Связь с личностью.

Первым свою оценку дал Дж.Гилфорд, выделив 16 интеллектуальных особенностей, характеризующих способность мыслить нестандартно по следующим критериям:

  • быстрота мыслительных процессов (кол-во идей, которые появляются в заданную единицу времени);
  • гибкость мышления (переключение с одной проблемы или идею на другую);
  • оригинальность (способность к созданию нового без применения стереотипов);
  • любознательность (осознание проблем в окружающем мире);
  • возможность разработки гипотез и т.д.

Но исследуя способности интеллекта, с помощью классических тестов, и понятие креативности, оценка которой также проводилась в виде тестирования – ученые пришли к противоречивым выводам. Однозначного ответа на вопрос – связаны ли между собой уровень интеллекта и способность к творчеству – получить так и не удалось.

Диагностика, проводимая учеными и психологами в разное время, дает повод утверждать, что на формирование креативных способностей оказывают влияние еще и такие факторы:

На данный момент оценка таких способностей проводится с помощью тестов Е.П.Торренса, но психологи сходятся во мнении, что измерить их с помощью одних только тестов невозможно.

Некоторые специалисты уверены, что измерение способностей следует проводить с помощью анализа актов творчества каждой отдельной личности, а не только психологии.

Развитие творческих способностей

Его следует разделить на 2 фазы:

  1. Развитие креативности , как творческой способности индивида. Время развития – 3-5 лет, когда подражание детей взрослому, обладающего подобными качествами, является определяющим механизмом для формирования креативности.
  2. Появление и закрепление навыков «специализированной креативности» в возрасте от 13 до 20 лет. Определяется как наличие таланта и его дальнейшее развитие в определенной сфере деятельности.

Заканчивается вторая фаза либо отрицанием подражания и переходом к собственному оригинальному творчеству, либо задержкой подражания на всю оставшуюся жизнь.
Развитие креативности, наряду с интеллектом, в большей степени зависит от факторов окружающей среды, которые являются определяющими.

Интеллектуалами и творцами не рождаются. Изначально у ребенка могут присутствовать лишь способности или задатки к тому или иному виду творчества.

И если окружение (родители, педагоги) даст таланту раскрыться, то ребенок может впоследствии стать незаурядной личностью.

Однако общение с людьми низкоинтеллектуальными приводит к прямо противоположному результату. Точно также, как и нахождение в среде, не способствующей развитию творческих способностей.

Методы воспитания у детей

Как развить креативность у детей? Творчество, как и остальные навыки, лучше всего развивается во время игр. Ребенку должен быть интересен сам процесс, а не конечный результат.

Что следует учитывать при организации тренинга в детских группах:

  1. Создание атмосферы . Педагог должен быть доброжелательным и открытым. Неправильное отношение, отрицание, нетерпеливость, критика (даже заслуженная) могут погубить первые ростки пробивающегося таланта;
  2. Понимание потребностей ученика . Если малыш не может моментально переключаться с одной задачи на другую, это не говорит, что у него отсутствуют задатки к развитию творческих способностей. Таким детям необходимо больше времени, их нервно-психические процессы протекают медленнее. Стоит использовать способы развития креативности, направленные на ускорение мыслительных реакций;
  3. Интересные занятия . Ребенку должно быть интересно во время занятий. Это может быть внесение элементов новизны в обычные игры, незнакомые эмоциональные переживания и прочее;
  4. Терпеливость . Не стоит ждать моментальных результатов. Они обязательно будут, но не сразу. Излишнее ускорение событий приведет в итоге к остановке в развитии творческих способностей;
  5. Личный пример. Педагог, проводящий занятия с детьми должен обладать креативным складом ума.

Упражнения

Существуют такие виды упражнений на развитие творческих и интеллектуальных способностей:

  • Писатель-фантаст. Возьмите любой словарь или книгу и с помощью случайности выберите два разных слова или словосочетания. Затем попытайтесь придумать между ними взаимосвязь, например, объединив их в забавную историю. Отличное упражнение для развития мышления;
  • Безумный художник . Все, что вам понадобится – это чистый лист бумаги и фломастеры или карандаши. Теперь попробуйте изобразить животное, которого еще нет в природе. Не забудьте придумать название для своего творения;
  • Сумасшедший архитектор. Теперь ваша задача изобразить дом самой необычной конструкции. Представьте, что в нем, например, все должно быть разной геометрической формы: крыша круглая, окна треугольные и т.п. А теперь вообразите, как это все будет выглядеть в реальности;
  • Оригинальный нейминг . Постарайтесь каждому привычному предмету дать новое название. Например, апельсин – цитрусин, форточка – окнушка и т.д.;
  • Новое решение . Во время общения с друзьями, коллегами, постарайтесь постоянно придумывать что-то новое. Например, при обсуждении планов на выходные выдвигайте все идеи, которые придут вам в голову, даже самые нереальные;
  • Монолог в одиночестве . Находясь наедине с собой подумайте над какой-либо проблемой. Затем ответьте на такие вопросы: Что я вижу? Что слышу? Что чувствую? Что обозначают мои мысли?

Упражнений и тренингов для развития творческих способностей существует еще огромное множество. Какие бы техники вы ни выбрали главное, чтобы они заставляли ваше мышление работать в разрез со стереотипами и общепринятым мнением.

Видео: Креативный класс в России

Рады приветствовать вас друзья!

В этой статье вы найдете практические советы, как развить креативность и перестать мыслить шаблонно. В силу своей природы не все способны творчески думать и нестандартно подходить к решению важных вопросов. При желании это достаточно легко исправить и, наконец-то, перестать ждать, когда же вдохновение придет самостоятельно к вам.

Прочитав нашу статью внимательно, вы узнаете много полезных советов, которые помогут развить креативность, а также поймете, какие упражнения необходимо делать ежедневно для тренировки творческого мышления.

Умение творчески подходить к решению задач помогает решить большое количество проблем, а также продвинуться по карьерной лестнице. Тем, чья профессия напрямую связана с креативным мышлением (дизайнерам, писателям, художникам, музыкантам и т.д.) особенно важно уметь быстро включиться в процесс. Зачастую, творческие люди часто затягивают сроки выполнения работ, ожидая музу, однако, вдохновение не всегда быстро приходит, а иногда и вовсе пропадает надолго.

Независимо от того, в какой сфере вы трудитесь, вам все равно будет полезно поработать над своими творческими задатками, тем самым упростив себе жизнь. Мы подготовили несколько наиболее действенных способов для улучшения вашего потенциала.

4. Отдых

Иногда, чтобы настроиться на правильную волну и отыскать вдохновение необходимо немного отвлечься. Если вы долго работали над своим проектом, то пришла пора переключиться на другое.

Устройте себе 30 минутный отдых. Разложите пасьянс, выпейте кофе, пообщайтесь по телефону с друзьями. После этого приступайте к работе. Такой подход позволит вашим мыслям немного расслабиться и заново включиться в творческий процесс.

5. Начните «творить»!

Многие писатели так и не напечатали свой новый шедевр, потому что все это время искали музу. Иногда подобные поиски приводят творческих людей к допингу в виде алкоголя или еще чего-то похуже.

Однако подобным образом креативность развить, как правило, ни у кого не получается. Не ищите вдохновение – начните творить уже сейчас и оно придет к вам в процессе работы. Недаром говорят, что аппетит приходит во время еды!

6. Работа в шумном месте

Идеальным местом для творческого процесса станет любая кофейня. Средний уровень шума поможет развить вашу креативность и подскажет, как мыслить иначе. При повышенном уровне шума работоспособность наоборот понижается. Поэтому выберите кофейню себе по душе и трудитесь. Таким образом, вы дистанцируетесь от домашних проблем и суеты и сможете творить.

Если вы начнете регулярно упражняться, то легко сможете развить свою креативность. В этой статье мы подготовили наиболее действенные техники, которые позволят вам стать лучше. Выполняйте наши упражнение регулярно и вскоре заметите первые результаты.

Наиболее действенны такие техники:

  • Используйте предметы. Например, придумайте, что бы вы смогли сделать с пуговицей или спичечным коробком. Можете поиграть в эту игру вдвоем, так будет гораздо веселее. Найдите 10 способов, что вы сможете сделать с этой вещью и сравните результаты с вашим другом
  • Ассоциативный ряд. Выберите одно слово существительное, например, «чашка». Теперь придумайте к нему 5 наиболее подходящих прилагательных (чашка: красивая, горячая, стеклянная, глиняная, узорчатая). После этого подберите 5 прилагательных, которые совершенно не подходят к предмету (плюшевая чашка, жареная чашка и т.д.);
  • Два слова. Откройте книгу на любой странице и ткните пальцем в абсолютно разные по смыслу 2 слова. После этого попытайтесь «поиграть» со словами. Что есть схожего между ними? Как вы можете их сопоставить или объединить в одно целое? Придумайте интересную историю, которая бы помогла связать эти 2 слова;
  • Побудьте строителем. Напишите 10 любых слов существительных. Например: голубь, фазан, цветы, дерево, книга, озеро и т.д. После этого возьмите карандаш и бумагу. Нарисуйте дом и попробуйте пририсовать к нему различные детали, которые подходили бы к значению выше перечисленных слов. Нарисуйте белоснежные стены в доме, как в случае с перьями у «голубя». Добавьте лужайку перед домом, по которой будет ходить «фазан». Нарисуйте клумбу к слову «цветы» и т.д. После того как рисунок будет готов попробуйте представить себе, как ваш дом может выглядеть вживую.

Дорогие друзья, мы надеемся, что наша статья поможет вам качественно улучшить свою жизнь и развить креативность. Упражняйтесь регулярно и уже вскоре вы заметите приятные результаты.

У ваших друзей схожая проблема и им нужно научиться мыслить нестандартно? Тогда посоветуйте им прочесть нашу статью в соц.сети.

Поделись статьей с другом: