Личностный опросник кеттелла обработка. Опросник Кеттелла: методика многофакторного исследования личности при отборе кандидатов

Многофакторный личностный опросник 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) – одна из самых известных методик мира по проведению оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Некогда созданная американским психологом Р. Б. Кеттеллом, она стала основой составления обширной схемы индивидуально-личностных отношений. Характерной чертой теста Кеттелла, онлайн бесплатно который сегодня можно пройти на нашем сайте, считается ориентация на выявление независимых друг от друга шестнадцати первичных черт личности. При этом их относительная самостоятельность была выделена Кеттеллом еще на начальном этапе работы над тестом посредством проведения факторного анализа. Как показали его результаты, каждый фактор является источником образования нескольких поверхностных черт, скооперированных тесной связью с какой-то одной центральной чертой.

История

Первая версия теста Кеттелла, онлайн бесплатно которую сегодня может пройти любой желающий, увидела свет в 1949 году. В роли ее издателя выступил Институт по проверке способностей личности (JPAT). Несколькими годами позже (1956 – 1957 года) было выпущено обновленное второе издание. Третья дополненная работа была опубликована в 1961 – 1962 году, а окончательный вариант методики Кеттела вышел в 1970-м году. Чуть позже была выпущена адаптированная русскоязычная версия теста под руководством В. И. Похилько, А. С. Соловейчика, А. Г. Шмелева.
На сегодняшний день миру известно 6 форм опросника Кеттела:
  • A, B включающий в себя 187 вопросов;
  • C, D состоящий из 105 вопросов;
  • E, F подразумевающий получение ответов на 128 вопросов.
  • Помимо этого, были выпущены адаптированные к возрастам опросники типа: 13-факторный сокращённый взрослый, 14-факторный подростковый и 12-факторный детский. Для анализа полученной из них информации используются более сокращенные и упрощенные алгоритмы подсчета. Что касается нашей страны, то здесь наиболее популярными считаются A и C версии теста Кеттела, онлайн бесплатно который проходят для более тонкого самопознания. Привлекательность рассматриваемого опросника в том, что он практичен, универсален и носит исчерпывающий характер познания своих скрытых качеств. Диагностирующий черты личности, в то же время он не затрагивает ее мотивационно-потребностную сферу. Однако это не помешало ему получить признание в таких областях человеческой деятельности, как медицинская психология, наука, спорт, другие. Ведь в тесте Кеттела можно встретить как оценку события, так и столкновение с необходимостью решить тест или проявить свое отношение к какому-либо событию.

    Теоретические основы

    В качестве базисной основы составления своей методики Р. Б. Кеттелл использовал следующие информационные источник: 1. L-данные («Lift record data») – информация, полученная путем наблюдения за человеком в повседневной жизни. Требующая время на сбор материала, она не лишена изъянов. Во-первых, сказывается искаженность виденья личности эксперта, так как каждый человек воспринимает мир по-своему. Во-вторых, на конечный результат накладывает отпечаток «теплота» отношений эксперта и испытуемого.

    2. Q-данные («Questionnaire data») – информация, полученная посредством анализа данных опросников и других методов самооценок. Считающаяся одним из самых простых способов сбора необходимых сведений, она занимает ключевое место в личностных исследованиях. Однако это также не лишает ее искаженности, как правило, связанной с познавательным и мотивационным характером, уровнем самооценки испытуемого. 3. T-данные («Objective test data») – информация, являющиеся следствием проведения объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией. В отличие от предыдущих источников, она категорически не приемлет учет данных о личностной самооценке или оценке профессионала. В начале своего пути Кеттелл опирался на L-данные Г. Олпорта и Х. Одберта, полученные в 1963 году. Сумевшие выделить 17953 английских определений для описания особенностей поведения человека, они сумели сократить список до 4,5тысяч слов, которые максимально точно обозначали черты личности и важные и устойчивые характеристики поведения. В 1946 году Кеттелл решил продолжить начинания этих авторов и посредством проведения тщательного факторного анализа сумел сократить список личностных признаков до 171. Далее, он подключил к своей работе группу экспертов. Последние были ознакомлены с сутью научно-исследовательских изысканий Кеттелла и посредством корреляции оценок смогли снизить количество ярко выраженных личностных характеристик до 36. Как и предполагалось, в результате проведенных исследований было выявлены пары членов с противоположным значением «трудолюбивый – ленивый», «умный – глупый» и т.д. Взяв за основу полученные данные, Р. Б. Кеттелл расширил исходную базу до 46 пар посредством включения дополнительных терминов, заимствованных из работ других авторов. Далее, каждой биполярной паре дали свое определение. Такое решение было продиктовано необходимостью знакомства с опросником экспертов и формированием у них единства мнению по результатам проведенного теста. В ходе тестирования опросника и его более глубокого изучения была выявлена возможность сокращения L-данных до 12–15 факторов. Данные практического применения методики позволили установить существование таких психологических концепций, как экстра-интроверсия, самоконтроль и др. Имеющие огромное значение для теории личности, они не могли использоваться в качестве составления реальной характеристики испытуемого, так как непременно у экспертов возникали бы разногласия в их трактовке. Именно в тот момент Р. Б. Кеттеллом было принято решение о переходе изучения с L-данных на Q-данные. Дабы не путаться с данными, получаемыми в ходе проведения опроса испытуемых, факторы L-данных стали обозначаться латинскими буквами от A и дальше, а факторы Q-данных – буквой Q с арабскими или римскими числовыми индексами.

    Как пройти тест Кеттелла онлайн бесплатно?

    Взрослому испытуемому или подростку с образованием не ниже 8 – 9 классов предлагается в спокойной, деловой обстановке ответить на 187 вопросов. Сроки прохождения теста – ориентировочно 90-120 минут. В качестве ответов на вопрос участник опроса должен проставить галочки рядом с ответами «да», «нет», «не знаю» (или «A», «B», «C»).

    Интерпретация факторов

    Первичные факторы
    I. Фактор «А»
    (ориентирован на определение степени общительности в группе)
    «–» «Шизотимия» «+» «Аффектотимия»
    скрытый, обособленный, критичный, непреклонный, необщительный, замкнутый, безучастный, отстаивает свои идеи, отчужденный, точный, объективный, недоверчивый, скептичный, холодный (жесткий), сердитый, мрачный сердечный, добрый, общительный, открытый, естественный, непринужденный, добродушный, беспечный, готов к содружеству, предпочитает присоединяться, внимателен к людям, мягкосердечный, небрежный, доверчивый, идет на поводу, легко приспосабливается, веселый
    II. Фактор «В»
    «–» «Низкий интеллект» «+» «Высокий интеллект»
    несобранный, тупой, конкретность и ригидность мышления, эмоциональная дезорганизация мышления, низкие умственные способности, не может решать абстрактные задачи собранный, сообразительный, наблюдается абстрактность мышления, высокие общие умственные способности, проницательный, схватывающий, интеллектуально приспосабливается, существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией
    III. Фактор «С»
    «–» «Слабость Я» «+» «Сила Я»
    слабость, эмоциональная неустойчивость, находится под влиянием чувств, переменчив, легко расстраивается, при расстройствах теряет равновесие духа, переменчив в отношениях и неустойчив в интересах, беспокойный, уклоняется от общественности, имеет тенденцию уступать, отказывается от работы, не вступает в споры в проблематичных , невротические симптомы, ипохондрия, утомляемость сила, эмоциональная устойчивость, выдержанность, спокойный, флегматичный, трезво смотрит на вещи, работоспособный, реалистически настроенный, эмоционально зрелый, имеет постоянные , спокойный, реально оценивает обстановку, управляет ситуацией, избегает трудностей, может иметь место эмоциональная ригидность и нечувствительность
    IV. Фактор «Е»
    «–» «Конформность» «+» «Доминантность»
    мягкий, кроткий послушный, услужливый, любезный, зависимый, застенчивый, уступчивый, берет вину на себя, безропотный, пассивный, покорный, подчиняющийся, тактичный, дипломатичный, экспрессивный, скромный, легко выводится из равновесия авторитетным руководством и властями доминирование, властность, неуступчивый, самоуверенный, напористый, агрессивный, упрямый, конфликтный, своенравный, неустойчивый, независимый, грубый, враждебный, мрачный, бунтарь, непослушный, непреклонный, требует восхищения
    V. Фактор «F»
    «–» «Сдержанность» «+» «Экспрессивность»
    озабоченный, спокойный, молчаливый, серьезный, неразговорчивый, благоразумный, рассудительный, с самоанализом, заботливый, задумчивый, необщительный, медлительный, осторожный, склонен усложнять, пессимистичен в восприятии действительности, беспокоится о будущем, ожидает неудач, окружающим кажется скучным, вялым, чопорным беззаботный, восторженный, невнимательный, небрежный, беспечный, жизнерадостный, веселый, импульсивный, подвижный, энергичный, разговорчивый, откровенный, экспрессивный, живой, проворный, отмечается значимость социальных контактов, искренен в отношениях, эмоционален, динамичен в , часто становится лидером, энтузиаст, верит в удачу
    VI. Фактор «G»
    «–» «Низкое супер-эго» «+» «Высокое супер-эго»
    подверженность чувствам, несогласие с общепринятыми моральными нормами и стандартами, непостоянный, гибкий, переменчивый, вызывает недоверие, потворствует своим желаниям, небрежный, ленивый, независимый, игнорирует обязанности, подвержен влиянию случая и обстоятельств, беспринципность, безответственность, неорганизованность, возможно антисоциальное поведение высокая нормативность, сильный характер, добросовестный, настойчивый, моралист, степенный, уравновешенный, ответственный, упорный, стойкий, решительный, достойный доверия, эмоционально дисциплинирован, собранный, совестливый, имеет чувство долга, соблюдает моральные стандарты и правила, настойчивость в достижении цели, точность, деловая направленность
    VII. Фактор «Н»
    «–» «Тректия» «+» «Пармия»
    робость, нерешительность, не уверен в своих силах, застенчивость, смущается в присутствии других, сдержанный, боязливый, эмоциональный, озлобленный, раздраженный, ограниченный, строго придерживается правил, быстро реагирует на опасность, повышенная чувствительность к угрозе, деликатный, внимательный к другим, предпочитает находиться в тени, большому обществу предпочитает одного – двух друзей смелость, предприимчивость, социальная смелость, толстокожесть, авантюристичный, склонный к риску, общительный, активный, явный интерес к другому полу, чувствительный, отзывчивый, добродушный, импульсивный, расторможенный, держится свободно, эмоциональный, артистические интересы, беззаботный, не понимает опасности
    VIII. Фактор «I»
    «–» «Харрия» «+» «Премсия»
    низкая чувствительность, суровость, толстокожесть, не верит в иллюзии, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жестокость, несентиментальный, ожидает малого от жизни, мужественный, самоуверенный, берет на себя ответственность, суровый (до цинизма), черствый в отношениях, незначительные артистические наклонности, без утраты чувства вкуса, не фантазер, действует практично и логично, постоянный, не обращает внимания на физические недомогания мягкосердечие, нежность, зависимость, чувствительность, сверхосторожность, стремление к покровительству, неугомонный, суетливый, беспокойный, ожидает внимания от , навязчивый, ненадежный, ищет помощи и симпатии, способный к эмпатии и пониманию, добрый, терпимый к себе и окружающим, утонченный, жеманный, напыщенный, притворный, склонный к романтизму, артистичный, ветреный, действует по интуиции, женственный, фантазирует в беседе и наедине с собой, изменчивый, ипохондрик, беспокоится о состоянии своего здоровья, художественность восприятия мира
    IX. Фактор «L»
    «–» «Алаксия» «+» «Протенсия»
    доверчивый, откровенный, чувство собственной незначимости, соглашается с условиями, внутренняя расслабленность, жалуется на перемены, неподозрительный, свободный от зависимости, легко забывает трудности, понимает, прощает, терпимый, уживчивый, благожелательный по отношению к другим, небрежно к замечаниям, покладистый, легко ладит с , хорошо работает в коллективе подозрительность, ревнивость, «защита» и внутреннее напряжение, завистливый, большое самомнение, догматичность, подозрительность, задерживает свое внимание на неудачах, тиран, требует от окружающих нести ответственность за ошибки, раздражительный, его интересы обращены на самого себя, осторожен в своих поступках, эгоцентричен
    X. Фактор «M»
    «–» «Праксерния» «+» «Аутия»
    практичен, тверд, мало воображения, приземленность стремлений, быстро решает практические вопросы, занят своими интересами, прозаичен, избегает всего необычного, следует общепринятым нормам, надежен в практическом суждении, честный, добросовестный, беспокойный, свойственна некоторая ограниченность, излишне внимателен к мелочам, руководствуется объективной реальностью мечтательность, идеалистичность, богатое воображение, богемность, рассеянность, поглощен своими идеями, интересуется искусством и основными верованиями, увлечен внутренними иллюзиями, высокий творческий потенциал, капризный, легко отступает от здравого смысла, неуравновешенный, легко приводится в восторг
    XI. Фактор «N»
    «–» «Прямолинейность» «+» «Дипломатичность»
    наивность, простоватость, прямой, откровенный, естественный, непосредственный, бестактный в обращении, имеет неконкретный ум, общительный, несдержан эмоционально, простые вкусы, отсутствие проницательности, неопытен в анализе мотивировок, довольствуется имеющимся, слепо верит в человеческую сущность проницательность, хитрость, опытный, искушенный, расчетливый, разумный, изысканный, умеет вести себя в обществе, имеет точный ум, эмоционально выдержан, искусственный, эстетически изощрен, проницателен по отношению к окружающим, честолюбивый, бывает ненадежен, осторожен, «срезает углы»
    XII. Фактор «O»
    «–» «Гипертимия» «+» «Гипотимия»
    беспечность, самоуверенность, самонадеянность, спокойствие, безмятежность, благодушие, хладнокровие, веселый, жизнерадостный, нераскаивающийся, безмятежный, спокойный, нечувствителен к одобрению или порицанию окружающих, беспечен, энергичен, небоязливый, бездумный чувство вины, полон тревоги и предчувствий, самобичевание, неуверенность в себе, ранимый, обеспокоенность, депрессивный, подавленный, легко плачет, легко раним, одинокий, находится во власти настроений, впечатлительный, сильное чувство долга, чувствителен к реакциям окружающих, скрупулезный, суетливый, ипохондрик, симптомы страха, погружен в мрачные раздумья
    XIII. Фактор «Q1»
    «–» «Консерватизм» «+» «Радикализм»
    почтенный, имеет установившиеся взгляды и идеи, принимает только испытанное временем, подозрителен к новым людям, с сомнением относится к новым идеям, терпим к традиционным трудностям, склонен к морализации и нравоучениям экспериментатор, аналитик, либерал, свободомыслящий, терпимость к неудобствам, критически настроен, хорошая информированность, не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает, характеризуется наличием интеллектуальных интересов
    XIV. Фактор «Q2»
    «–» «Зависимость от группы» «+» «Самодостаточность»
    социабельность, несамостоятельность, последовательность, нуждается в групповой поддержке, принимает вместе с другими, следует за общественным мнением, ориентируется на социальное одобрение, безынициативен независимость от группы, самостоятельность, находчивость, самостоятельно принимает решения, может господствовать, не нуждается в поддержке других , независим
    XV. Фактор «Q3»
    «–» «Низкое самомнение» «+» «Высокое самомнение»
    плохо контролируем, небрежный, неточный, следует своим побуждениям, не считается с общественными правилами, невнимателен и неделикатен, недисциплинирован, внутренняя конфликтность представлений о себе самолюбие, самоконтроль, точный, волевой, может подчинить себе, действует по осознанному плану, эффективный лидер, принимает социальные нормы, контролирует свои эмоции и поведение, доводит дело до конца, целенаправлен
    XVI. Фактор «Q4»
    «–» «Низкая эго-напряженность» «+» «Высокая эго-напряженность»
    расслабленный, спокойный, вялый, апатичный, сдержанный, нефрустрирующий, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность, невозмутимость собранный, энергичный, возбужденный, раздражительный, повышенная мотивация, несмотря на утомляемость активен, слабое чувство порядка, раздражительный
    Вторичные факторы
    I. Фактор «F1»
    «–» «Низкая тревожность» «+» «Высокая тревожность»
    жизнь в целом удовлетворяет, способен достичь желаемого, слабая мотивация и отсюда неспособность к достижению трудных целей не обязательно невротик (т.к. тревога может быть ситуационной), плохая приспособляемость (возможно), неудовлетворенность достигнутым, очень высокая тревожность обычно нарушает деятельность
    II. Фактор «F2»
    «–» «Интроверт» «+» «Экстраверт»
    робость, застенчивость, «достаточно себя», подавляем в межличностных конфликтах, застенчивость (не обязательно), сдержанность, скрытность хорошо устанавливает и поддерживает социальные контакты
    III. Фактор «F3»
    «–» «Сензитивность» «+» «Реактивная уравновешенность»
    хрупкая эмоциональность, чувствительность к тонкостям, художественная мягкость, спокойствие, вежливость, трудности в принятии решений из-за избытка раздумий стабильность, жизнерадостность, решительность, предприимчивость, склонность не замечать тонкостей жизни, ориентирован на очевидное и явное, трудности из-за слишком поспешных действий без достаточного взвешивания
    IV. Фактор «F4»
    «–» «Конформность» «+» «Независимость»
    подчинение, зависимость, пассивность, сдержанность, нуждается в поддержке и ищет ее у людей, склонность ориентироваться на групповые нормы агрессивность, смелость, хваткость, сообразительность, быстрота
    Интерпретация парных сочетаний первичных факторов.

    При интерпретации полученных результатов целесообразно использовать не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных и регуляторных личностных свойств. При этом следует учитывать не только полюсные значения факторов, но и средние, которые довольно часто встречаются в практике работы психолога.

    Группу коммуникативных свойств образуют следующие факторы:

    А – общительность
    Н – смелость
    Е – доминантность
    L – подозрительность
    N – дипломатичность
    Q 2 – самостоятельность.

    Сочетание факторов А и Н отражает потребность личности в общении, умении общаться.

    Высокие значения факторов А (8-10 стенов) и Н (8-10 стенов) означают, что человек к общению, легко и быстро, часто по собственной инициативе вступает в контакт с незнакомыми и малознакомыми людьми. Опыт межличностного большой, но нередко взаимоотношения поверхностные и непродолжительные. Не испытывает напряжения в большой аудитории. Сохраняет уверенность в себе, способен отстоять свою позицию при общении с авторитетными людьми. Общение служит основным способом решения всех своих проблем.

    Средние значения факторов А (4-7 стенов) и Н (4-7 стенов) характеризуют человека, который взаимоотношений с людьми не избегает, но собственная активность в установлении и сохранении контактов невысокая. Инициатором общения становится в том случае, если затрагиваются его интересы или проблема решается только с помощью общения. Избирателен в общении; имеет небольшой круг друзей и знакомых, которые близки по интересам и ценностным ориентациям и с которыми чувствует себя комфортно. Общение с большой аудиторией или авторитетными людьми требует преодоления напряжения.

    Низкие значения факторов А (1-3 стена) и Н (1-3 стена) присущи человеку, который отличается слабо выраженной потребностью в общении с людьми. Чрезвычайно избирателен в установлении и поддержании контактов. Круг общения ограничен друзьями и близкими. Избегает общения с большой аудиторией и авторитетами. Испытывает большие сложности, когда возникают сложности, связанные с просьбами.

    Сочетание факторов L и N характеризует отношение личности к другим людям.

    Высокие значения факторов L (8-10 стенов) и N (8-10 стенов) свойственны человеку, который отличается выраженной социальной проницательностью. Он ясно видит скрытый смысл житейских ситуаций, межличностных отношений. Понимает людей, мотивы их поведения и переживания. Тонко чувствует отношение других людей к себе, и это позволяет быстро менять стиль и дистанцию общения, если меняется коммуникативная ситуация. В конфликтных ситуациях стремится избегать «острых углов», ищет компромиссные решения. В то же время насторожен, внутренне напряжен и может испытывать тревогу во взаимоотношениях с людьми. Нередко с предубеждением оценивает людей.

    Средние значения факторов L (4-7 стенов) и N (4-7 стенов) отражают способность человека достаточно тонко разбираться в людях, задумываться над мотивами их поведения. Однако на свои оценки и характеристики такой человек ориентируется редко. К людям относится доброжелательно, но без особой доверительности. Доверительные отношения устанавливает с теми, кто близок по интересам, с кем поддерживает давние отношения. Понимает чужие проблемы, но собственные проблемы предпочитает хранить в тайне и решать самостоятельно. Возможны конфликты и разногласия с окружающими, но они не продолжительны.

    Низкие значения факторов L (1-3 стена) и N (1-3 стена) принадлежат человеку, который естественен в поведении. Доброжелательно, без предубеждений относится к относится к окружающим людям, снисходительно оценивает их поступки. Однако может обидеть из-за неточного понимания состояния собеседника, мотивов его поведения или из-за недостаточного проникновения в суть ситуации. Редко чувствует нюансы общения, сохраняет стиль и дистанцию общения, независимо от изменения коммуникативной ситуации.

    Сочетание факторов E и Q 2 отражает некоторые стороны лидерского потенциала личности.

    Высокие значения факторов E (8-10 стенов) и Q 2 (8-10 стенов) свойственны человеку, который активно стремится занять лидерское положение в группе. Имеет собственную точку зрения по многим вопросам. Стремится утвердить ее среди окружающих и изменить их поведение в соответствии с собственным видением и пониманием сложившейся ситуации. К мнению других относится критично, прибегает к нему редко. Предпочитает самостоятельные решения, которые не меняет даже под давлением группы.

    Средние значения факторов E (4-7 стенов) и Q 2 (4-7 стенов) говорят об умеренно выраженном лидерском потенциале личности. Существующая собственная точка зрения по многим вопросам не навязывается группе. Лидерские функции проявляются преимущественно в привычных ситуациях, развитие которых можно предвидеть, а появление трудностей можно предотвратить. Лидерская активность возможна также и тогда, когда ситуация глубоко затрагивает личные интересы. Мнение группы уважает также, как и свое. Учитывает его, может изменить собственное под давлением группы. Однако ответственные решения предпочитает принимать самостоятельно.

    Низкие значения факторов E (1-3 стена) и Q 2 (1-3 стена) свидетельствуют о низком лидерском потенциале. Человек не стремится занять лидирующее положение среди окружающих людей или в группе. Предпочитает подчиняться. Легко соглашается с мнением других, быстро меняет собственную точку зрения. Склонен избегать ситуаций, требующих собственной ответственности за принятие решения. Испытывает напряжение при необходимости самостоятельно преодолевать препятствия на пути к достижению цели.

    В группу интеллектуальных свойств входят следующие факторы:

    В – интеллектуальность
    М – мечтательность
    N – дипломатичность
    Q 1 – восприимчивость к новому.

    Сочетание факторов В и М характеризует интеллектуальные возможности личности.

    Высокие значения факторов В (8-10 стенов) и М (8-10 стенов) означают высокие интеллектуальные возможности, увлечение абстрактными идеями. Легко решает отвлеченные задачи, быстро устанавливает причинно-следственные соотношения между явлениями. Обладает богатой фантазией, развитым образным мышлением. При этом мышление логично, отличается высоким уровнем обобщения.

    Средние значения факторов В (4-7 стенов) и М (4-7 стенов) отражают возможность достижения успеха в решении несложных отвлеченных проблем. Наибольшая успешность достигается в решении практических задач. Человек способен к творчевкой, детальной разработке идей, выдвинутых другими.

    Низкие значения факторов В (1-3 стена) и М (1-3 стена) характеризуют преобладание в структуре интеллекта конкретного, практически ориентированного мышления. Принимая решения, ориентируется преимущественно на здравый смысл и на факты. Решение абстрактных задач требует дополнительных усилий и больших временных затрат.

    Сочетание факторов N и Q 1 отражают гибкость и оперативность мышления личности.

    Высокие значения факторов N (8-10 стенов) и Q 1 (8-10 стенов) свидетельствуют о гибкости мышления и о быстроте принятия решений. Человек легко проникает в смысл проблемной ситуации, быстро просчитывает возможные варианты решения и находит оптимальное. Склонен экспериментировать с предметами, идеями. В решениях ориентируется на новые подходы, не боится ошибок и просчетов.

    Средние значения факторов N (4-7 стенов) и Q 1 (4-7 стенов) встречаются у лиц, склонных быстро ориентироваться в проблемных ситуациях, но не всегда умеющих просчитывать варианты решения. В связи с этим выбранное решение не всегда бывает оптимальным. Новые идеи и способы решений использует взвешенно, лишь после всесторонней оценки и оценки последствий.

    Низкие значения факторов N (1-3 стена) и Q 1 (1-3 стена) фиксируются у тех, у кого ориентировка в проблемных ситуациях затруднена. Понимание смысла проблемной ситуации, выбор вариантов решений требуют дополнительных интеллектуальных усилий и временных затрат. Отношение к новым идеям настороженное. При решении жизненных задач используются проверенные опытом способы и приемы.

    В группе эмоциональных свойств объединяются следующие факторы:

    С – эмоциональная устойчивость
    F – беспечность
    H – смелость в социальных контактах
    I – эмоциональная чувствительность
    O – тревожность
    Q 4 – напряженность

    Сочетание факторов С и I характеризует чувствительность личности к эмоциогенным воздействиям.

    Высокие значения факторов С (8-10 стенов) и низкие значения фактора I (1-3 стена) свойственны человеку, отличающемуся реалистичным восприятием окружающей обстановки, происходящих событий. Чувствует себя защищенным, способным справиться с разными трудностями. Круг ситуаций, которые вызывают сильные эмоциональные реакции, ограничен. Склонен рационализировать собственные эмоциональные переживания, впечатления. В общении с другими людьми ориентируется преимущественно на разумное. На собственные чувства ориентируется довольно редко.

    Средние значения факторов С (4-7 стенов) и I (4-7 стенов) характерны для человека, который сохраняет эмоциональное равновесие преимущественно в привычной для себя обстановке. При неожиданном появлении дополнительных трудностей возникает кратковременное чувство тревоги и беспомощности. Сильные эмоциональные реакции возможны в тех ситуациях, которые глубоко затрагивают актуальные потребности.

    Низкие значения факторов С (1-3 стена) и высокие значения фактора I (8-10 стенов) означают, что человек воспринимает происходящее вокруг него прежде всего эмоционально. Эмоциональная чувствительность высокая. Эмоции возникают быстро, по любому, даже незначительному, поводу. Спектр эмоциональных переживаний разнообразен: от восторженности, удовлетворения до страха, тревоги и депрессии. Эмоции превращаются в основной регулятор поведения и взаимоотношений с людьми.

    Сочетание факторов H и F отражает склонность к рискованному поведению.

    Высокие значения факторов H (8-10 стенов) и F (8-10 стенов) позволяют говорить об оптимизме. Сложности, неудачи сложившихся ситуаций не замечаются или вытесняются. Преобладает вера в удачу, в благоприятный исход начинаний. Жизненная перспектива воспринимается позитивно. Привлекают ситуации, связанные с риском. Может рисковать как здоровьем, так и материальным благополучием. Рискует независимо от последствий. Возможен неоправданный риск, риск ради риска.

    Средние значения факторов H (4-7 стенов) и F (4-7 стенов) отражают стремление человека находить позитивное в жизни. Однако полностью отключиться от неприятностей, от повседневных проблем не удается. Верит в удачу в том случае, если когда ситуации знакомы и можно использовать проверенные опытом стратегии поведения и решения задач. Рискует взвешенно. Рискованные ситуации привлекают тогда, когда риск оправдан и успех реально достижим.

    Низкие значения факторов H (1-3 стена) и F (1-3 стена) встречаются у тех, кто склонен драматизировать события, усложнять происходящее. Настроение часто снижено. Жизненная перспектива воспринимается преимущественно негативно. Уверенность в себе слабо выражена. Преобладает ориентация на избегание неудачи. Риск пугает. Ситуации, связанные с риском, избегаются.

    Сочетание факторов O и Q 4 характеризует разные проявления тревожности как личностного свойства.

    Высокие значения факторов O (8-10 стенов) и Q 4 (8-10 стенов) описывают человека, который часто тревожится о возможных неудачах и неприятных событиях, сожалеет о прошлых своих поступках. Неудовлетворен собой, испытывает чувство вины, что создает трудности во взаимоотношениях с окружающими. Болезненно переносит критику в свой адрес. Похвалу, комплименты принимает с большим недоверием. Препятствия на пути к достижению цели воспринимает как непреодолимые, склонен фиксироваться на неприятных сторонах событий, что препятствует поискам выхода из проблемных ситуаций.

    Средние значения факторов O (4-7 стенов) и Q 4 (4-7 стенов) относятся к человеку, который испытывает тревогу, беспокойство в непривычных для себя ситуациях. Тогда, когда обстановка знакома и предсказуема, ощущение тревоги ослабевает или не возникает вообще. Пытается объективно воспринимать происходящее и окружающих людей. Препятствия на пути к достижению цели кажутся непреодолимыми, но довольно долго ищет оптимальные выходы из сложившейся проблемной ситуации. Критические замечания в свой адрес воспринимает сначала с раздражением, затем находит в них рациональное зерно, и раздражение снимается. В конфликтных ситуациях склонен обвинять не только других, но и себя.

    Низкие значения факторов O (1-3 стена) и Q 4 (1-3 стена) характерны для человека, который критично воспринимает окружающую реальность. Редко тревожится о будущем, не волнуют также и прошлые поступки. Высокая самооценка, уверенность в себе, удовлетворенность своими достижениями помогают преодолевать реально возникающие препятствия. Терпимо относится к критическим замечаниям в свой адрес. В конфликтных ситуациях склонен преимущественно обвинять других.

    В группу регуляторных свойств личности входят следующие факторы:

    Q 3 – самодисциплина
    G – моральная нормативность

    Высокие значения факторов Q 3 (8-10 стенов) и G (8-10 стенов) встречаются у тех, кто способен мобилизовать себя на достижение поставленной цели вопреки внутреннему сопротивлению и внешним препятствиям. Действует продуманно, настойчиво. Организован: заканчивает начатые дела, четко представляет порядок выполняемых дел, планирует время. Сохраняет самообладание в критических ситуациях, способен регулировать внешние проявления эмоций. Критичен к себе. Поведение часто регулируется требованиями группы, требованиями окружающих людей. Ответственен, с ярко выраженным чувством долга.

    Средние значения факторов Q 3 (4-7 стенов) и G (4-7 стенов) говорят о способности человека быть организованным и настойчивым прежде всего в ситуациях, в которых адаптировался. В случае неожиданного появления дополнительной нагрузки может действовать хаотично, неорганизованно. Избирательно относится к общегрупповым нормам и требованиям. Совестливость, ответственность в лично значимых ситуациях могут сочетаться с формальным выполнением обязанностей тогда, когда ситуация не затрагивает личных интересов.

    Низкие значения факторов Q 3 (1-3 стена) и G (1-3 стена) характерны для тех, кто отступает от желаемой цели, как только появляются внутренние или внешние препятствия. Часто действует неорганизованно. Не умеет планировать и рационально распределять свое время. Поведение регулируется преимущественно личными, сиюминутными желаниями и потребностями, поэтому не всегда вписывается в традиционные рамки. Свои возможности не всегда оцениваются критично. Достаточно свободно относится к моральным нормам.

    Вторичные факторы опросника Р. Кеттелла.

    Вторичные факторы вычисляются только по стенам.

    1. Тревожность
    F1 = : 10,
    Где «38» – нормирующая константа,
    L, O, Q 4 , C, H, Q 3 – значения соответствующих факторов в стенах.

    2. Экстраверсия
    F2 = : 10,
    Где «10» – нормирующая константа,
    A, E, F, H, Q 2 – значения соответствующих факторов в стенах.

    3. Эмоциональная лабильность
    F3 = : 10,
    Где «77» – нормирующая константа,
    C, E, F, N, A, I, M – значения соответствующих факторов в стенах.

    4. Доминантность
    F4 = : 10,
    Где E, M, Q 1 , Q 2 , A, G – значения соответствующих факторов в стенах.

    Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «–», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 , а в «положительном» – от 8 до 10 стенов.

    Просмотров: 71251
    Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика личности

    Рэймонд Бернард Кэттел был британским и американским психологом, который занимался дифференциальной психологией черт личности, способностей и мотиваций. Кэттлер – автор более 55 книг и 500 статей. И, конечно же, автор теста, который был назван его именем – тест Кэттела.

    Тест или опросник Кэттела – это многомерная методика, которая позволяет оценить все свойства нормально развитой и психологически здоровой личности. К тому же этот тест помогает найти какие-либо личностные проблемы, а самое главное – найти ответ на вопрос о том, как помочь человеку от них избавиться.

    Сам тест Кэттела основан на теории личностных черт. Считается, что каждый человек имеет свои стабильные и устойчивые черты, которые очень сильно связаны между собой. И именно эти черты определяют как внешнее поведение человека, так и его внутренний мир.

    Время проведения теста Кэттела – 30 минут. Тестируемому предлагается ряд вопросов, на которые он должен ответить. Именно ответы человека и дадут возможность психологу определить некоторые свойства личности испытуемого. На каждый вопрос есть три варианта ответов и вы должны выбрать именно тот вариант, который подходит именно вам.

    Отвечая на вопросы теста Кэттела не нужно долго думать над каждым из них и по сто раз перечитывать варианты ответов, для того, чтобы выбрать наиболее подходящий. Вы должны выбрать именно тот ответ, который вам понравился или пришёлся по душе с самого первого раза прочтения всех вариантов.

    Для того, чтобы психологу было легче интерпретировать результаты вашего теста, старайтесь как можно реже выбирать такие ответы, как «не знаю», «возможно» и тому подобные. Эти варианты ответов не дадут нужного результата при обработке всего теста в целом.

    Отвечайте на вопросы теста по порядку и не перескакивайте с одного на другой. Только последовательные ответы помогут психологу определить вашу внутреннюю сущность и рассказать вам, есть ли у вас какие-либо проблемы и как их можно решить.

    И самое главное. Не старайтесь своими ответами произвести только хорошее впечатление на психолога. Такие ответы не приведут ни к чему хорошему, а только «расшифруют» вас совсем не таким человеком, какой вы есть на самом деле. Отвечайте предельно честно и не лукавьте. В этом и есть самый главный секрет правильного анализа этого теста.

    Честно говоря, мне этот тест не понравился. Он слишком длинный, слишком муторный, и слишком уж какой-то странный. Конечно, это только мнение одного из тестируемых, для психолога этот тест наверняка самый клад. Пройдя его полностью и ответив на все вопросы, опытный психолог наверняка сможет рассказать много всего такого, о чём вы раньше даже и не подозревали. Но проходить этот тест на компьютере я всё же не советую. Здесь можно получить совсем не тот результат, что в кабинете опытного специалиста.

    А вообще эти психологические тесты прелюбопытная вещь. О себе можно узнать столько всего хорошего, да и плохого тоже, что потом долго удивляешься и думаешь, а где же всё это в тебе живёт-то?

    16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла

    (16-ФЛО)

    16-ФЛО предназначен для диагностики широкого круга личностных характеристик обследуемых, их психологических особенностей. С его помощью можно также оценить уровень интеллектуального развития и такие особенности личности, которые могут способствовать возникновению различного рода психических отклонений, «привести к социально дезадаптивному поведению, алкоголизации.

    Методика Р. Б. Кеттелла предназначена для обследования взрослых психически здоровых людей. Она разработана в двух эквивалентных формах: «А» и «В». При обследовании прокурорских работников использовалась форма «А». Однако вместо нее может употребляться и форма «В», поскольку способы обработки и интерпретации данных идентичны для обеих форм.

    Краткое описание диагностических категорий - 16 личностных факторов. Методика содержит 16 шкал - факторов, диагносцирующих личностные особенности обследуемых. Размерность показателей каждой шкалы после обработки данных составляет от 1 до 10 баллов (стенов). Низкие значения по шкалам методики соответствуют 3-4 стенам и ниже, высокая выраженность диагносцируемых факторами качеств эквивалента значениям 7-8 стенов и выше. Каждый фактор теста биполярен и позволяет судить о степени выраженности того или иного свойства личности.

    Факторы методики позволяют получить представления о следующих личностных особенностях:

    Фактор А. Высокие значения по фактору (А+) свидетельствуют о легкости общения обследуемого с людьми, гибкости, эмоциональной лабильности, высокой социальной адаптивности, приспособляемости, добросердечности, мягкости, чуткости, доверчивости, беспечности, естественности и непринужденности поведения, готовности к сотрудничеству, богатстве и яркости эмоциональных проявлений; Лица с высокими показателями по фактору А хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов, любят работать с людьми.

    Низкие значения по фактору (А-) означают ригидность, замкнутость, эмоциональную холодность, скрытность, неразговорчивость, подозрительность, сдержанность, осторожность, слабость эмоциональных проявлений, эгоистичность. Люди с такими качествами формальны в контактах с окружающими, сторонятся их, не интересуются общественной жизнью, не идут на компромиссы, стараются работать одни, предпочитают «общаться» с книгами. В делах они точны, обязательны, но в поведении недостаточно гибки.

    Фактор В. Высокие значения по фактору (В+) свидетельствуют о развитом интеллекте, способности обследуемого к логическому анализу, абстрактному мышлению, его умении быстро усваивать новый материал, широких интеллектуальных интересах, образованности.

    Низкие значения фактора (В-) являются показателем того, что у испытуемого выявлен невысокий уровень интеллектуального развития, образованности, снижены умственные способности.

    Фактор С. Высокие показатели фактора (С+) отражают эмоциональную устойчивость, зрелость, умение управлять своими эмоциями, настроением, постоянство интересов, уверенность в себе, реалистичность по отношению к жизни, настойчивость и упорство в достижении целей. Высокие оценки по фактору свойственны лицам, смело смотрящим в лицо фактам, (постоянным в своих планах и привязанностях, не поддающимся случайным колебаниям настроения. На вещи такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, отличаются высоким уровнем социальной адаптации.

    Низкие значения по фактору (С-) диагносцирут эмоциональную, неустойчивость, невротизм, ипохондричность, тревожность. Лица с (С-) неспособны контролировать свои эмоции, в особенности проявлять их в социально приемлемой форме, они переменчивы, неустойчивы в интересах и склонностях, легко расстраиваются, стремятся уклониться от ответственности, капризны, не доводят дело до конца. Обычно они чувствуют себя беспомощными, усталыми и неспособными справиться с жизненными трудностями.

    Фактор Е. Высокие значения по фактору (Е+) демонстрируют выраженную склонность к самостоятельности, доминированию, лидерству, властность, независимость, смелость, самоуверенность. Люди с высокими значениями по фактору действуют смело, энергично и активно, они игнорируют социальные условности и живут по собственным законам, агрессивно отстаивают свои права на самостоятельность.

    Низкие значения показателя (Е-) означают конформность, зависимость, неуверенность в себе, робость, скромность, послушность, осторожность. Лица с низкими факторными оценками не стремятся отстоять свою точку зрения, следуют за более сильными, не верят в себя и в свои способности, пассивны.

    Фактор F . Высокий балл по фактору (F+) свидетельствует об активности, бодрости, беспечности, свободе поведения, жизнерадостности, общительности, энергичности субъекта. Лица, имеющие высокие показатели по данному фактору, обычно легко относятся к жизни, верят в удачу и свою счастливую звезду, не заботятся о будущем. Как правило, это оптимисты.

    Низкие значения показателя (F-) демонстрируют у испытуемых такие тенденции как озабоченность, скованность, сдержанность, беспокойство о будущем. Люди с низкими значениями по данному фактору озабочены последствиями своих поступков, постоянно ожидают возможных неудач и несчастий, поэтому они, как правило, тщательно планируют свои действия. Они апатичны и молчаливы, часто бывают печальными, избегают общества, пессимистичны.

    Фактор G . Высокие значения по фактору (G+) показывают, что для обследованных характерны: дисциплинированность, обязательность, стремление к соблюдению моральных норм и правил поведения в обществе, ответственное отношение к делу, добросовестность. Такие люди точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, педантичны. Высокая добросовестность у них обычно сочетается с хорошим самоконтролем.

    Низкий балл по фактору (G-) отражает следующие тенденции: недобросовестность, небрежность, легкомысленность, безответственность. Лица с низкими показателями по фактору склонны к непостоянству, ленивы, эгоистичны, не стараются следовать общественным требованиям, негативно относятся к моральным нормам, ради собственной выгоды способны на обман, могут вести себя нечестно.

    Фактор Н. Высокий балл по фактору (Н+) свидетельствует о смелости, общительности, отзывчивости, дружелюбии, импульсивности, беззаботности. Лица с высокими оценками по данному фактору решительны, невосприимчивы к угрозе, они свободно вступают в контакты, не испытывают трудностей в общении, не теряются при столкновении с неожиданными трудностями. Такие люди часто становятся лидерами, особенно в случаях, когда деятельность группы связана с риском, они легко овладевают профессиями, где необходимо хорошо ориентироваться в эмоционально напряженной ситуации.

    Если испытуемый продемонстрировал низкий балл по фактору (Н-), то это говорит о его робости, застенчивости, сдержанности, чувствительности к угрозе, боязливости. Такие люди неуверены в своих силах, возможностях, терзаются не обоснованным чувством собственной неполноценности, сдержанны в проявлении своих чувств, не любят работать в коллективе, предпочитают иметь одного-двух близких друзей большой компании, обычно смущаются в присутствии лиц противоположного пола.

    Фактор I . Высокие показатели фактора (I+) характеризуют испытуемого как человека мягкого, зависимого от окружающих, сентиментального, эмоционального, чувствительного к внешним воздействиям, нежного, обладающего утонченным вкусом, образным, художественным восприятием мира, богатым воображением, романтическим складом характера. Высокие оценки по фактору обычно имеют люди, склонные к художественной деятельности: артисты, музыканты, писатели и т.д.

    Низкие значения по фактору (I-), напротив, свидетельствуют о реалистичности, практичности, суровости, жесткости, независимости, несентиментальности субъекта, присущем ему рациональном восприятии действительности. Такие лица, как правило, подчиняют чувства рассудку, эмоционально устойчивы, к жизни подходят с расчетом, не доверяют первым ощущениям и интуиции.

    Фактор L . Высокий балл показателя (L+) означает подозрительность, недоверчивость, раздражительность, завистливость, тревожность. Лица с высокими оценками по фактору с самого начала подходят ко всем людям с предубеждением, настороженно, ожидают подвоха, ничему не доверяют, неоткровенны с близкими. В коллективе они держатся обособленно, завидуют успехам других людей, не терпят конкуренции, не поддаются влиянию других людей, не склонны разделять групповые нормы и цели.

    Низкие значения фактора (L-), наоборот, говорят о доверчивости, бескорыстии, покладистости, уступчивости испытуемого. Люди с низкими оценками по фактору откровенны с окружающими, легко уживаются в коллективе, веселы, не завистливы, не стремятся к конкуренции, доминированию.

    Фактор М. Испытуемые, получившие высокие оценки по фактору (М+), характеризуются мечтательностью, склонностью к фантазированию, уходу от действительности, непрактичностью, экстравагантностью, аутичностью, неуравновешенностью. Подобные оценки присущи лицам с богатым воображением, ориентированным только на свои желания, погруженным в себя, не обращающим внимания на повседневные дела и обязанности, интересующимся отвлеченными абстрактными проблемами. Высокие оценки по фактору обычно имеют представители творческих, художественных профессий.

    Низкие оценки по фактору (М-) говорят о практичности, уравновешенности, зрелости субъекта. Такие оценки свойственны людям здравомыслящим, с «земными» заботами и интересами, хорошо разбирающимся в житейских делах, трезво оценивающим происходящее, надежным в практических вопросах.

    Фактор N . Высокие оценки по фактору (N+) диагносцируют выраженность таких качеств субъекта как проницательность, эмоциональная сдержанность, расчетливость в поведении, способность оценивать мотивы поведения других людей, хитрость. Лица с высокими оценками по фактору обычно ведут себя холодно и рационально, не поддаются эмоциональным порывам, прежде чем предпринять что-либо, точно и хладнокровно оценивают возможные варианты, хитро и умело строят свое поведение, склонны к интригам, скептичны.

    Лица, получившие низкие баллы по фактору (N-), отличаются наивностью, откровенностью, прямотой, иногда доходящей до бестактности, непосредственностью, естественностью поведения. Низкие оценки свидетельствуют о прямолинейности, открытости, неумении четко и ясно мыслить. Подобные люди не умеют хитрить и ловчить, не вникают в мотивы поведения окружающих, ведут себя просто, естественно и грубовато.

    Фактор О. Высокие оценки по фактору (О+) свидетельствуют о переживаниях субъектом: чувства вины, печали, о его озабоченности, беспокойстве, впечатлительности, напряженности, подверженности стрессу. Данный фактор оценивает скорее настроение и состояние человека, нежели глубинные свойства его личности. Так, высокий балл по фактору диагносцирует доминирующий тревожно-депрессивный фон настроения. Такие люди всегда подавлены, тяготятся дурными предчувствиями, склонны к необоснованным самоупрекам, недооценивают собственные возможности, плохо справляются с жизненными неудачами, ипохондричны.

    Лица с низкими оценками по фактору (О-) обычно уверены в себе, своих силах, они демонстрируют спокойствие, безмятежность настроения, жизнерадостность, бесстрашие, беззаботность, расслабленность. Низкие оценки характерны для веселых, довольных жизнью людей, уверенных в собственном успехе и в своих силах.

    Фактор Q 1 . Высокие значения показателя (Q 1 +) говорят о гибкости мышления испытуемого, радикализме его суждений и оценок. Лица с высокими оценками по данному фактору имеют разнообразные интеллектуальные интересы, хорошо информированы, ничего не принимают на веру, не склонны к морализированию, недогматичны, легко воспринимают новые идеи, отличаются критичностью мышления, не доверяют авторитетам.

    Низкие оценки по фактору (Q 1 -) выявляют такие качества как ригидность, консерватизм. Подобные люди не любят перемен, предпочитают придерживаться устоявшихся мнений, являются противниками нововведений. Они догматичны, склонны к нравоучениям и наставлениям, следуют традициям и опыту авторитетов.

    Фактор Q 2 . Высокая оценка по фактору (Q 2 +) свидетельствует о том, что испытуемый отличается самостоятельностью, самодостаточностью, независимостью от группы. Лица с подобными оценками по собственной инициативе не ищут контактов с окружающими, предпочитают все делать самостоятельно, не нуждаются в поддержке и одобрении других людей, готовы пожертвовать любыми удобствами, чтобы сохранить свою независимость.

    Низкий балл по фактору (Q 2 -) характеризует зависимость от группы, несамостоятельность субъекта. Лица, получившие низкие оценки, ориентируются на групповое мнение нуждаются в поддержке окружающих, в совете, одобрении.

    Фактор О 3 . Высокие значения показателя (Q 3 +) свидетельствуют о выраженном самоконтроле поведения субъекта, его волевых качествах. Подобные оценки говорят об организованности человека, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такие люди хорошо осознают социальные требования, стараются их аккуратно выполнять, заботятся о своей общественной репутации. Они действуют планомерно и упорядоченно, упорно преодолевают препятствия, стремятся довести до конца начатое дело.

    Низкий балл (Q 3 -), наоборот, диагносцирует отсутствие волевого самоконтроля, спонтанность, импульсивность. Деятельность лиц с низкими оценками по данному фактору неупорядочена, хаотична. Они часто теряются, действуют бессистемно, не умеют организовать свое время, руководствуются своими импульсами, а не групповыми нормами, игнорируя последние.

    Фактор Q 4 . Высокий балл показателя (Q 4 +) означает, что у испытуемого выражены следующие особенности: сильное внутреннее напряжение, фрустрированность, возбужденность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Человек с высокой оценкой по фактору Q 4 беспокоен, неусидчив, чувствует себя усталым, разбитым, но не может оставаться без дела даже во время отдыха.

    Противоположное значение фактора (Q 4 -) отражает низкое внутреннее напряжение, расслабленность, апатичность, спокойствие, медлительность, удовлетворенность, отсутствие сильных побуждений и желаний у субъекта. Лица с низкими значениями по фактору чаще безразличны к удачам и неудачам, более невозмутимы, не стремятся к достижениям и переменам, довольны существующим положением дел (10, 29-57).

    Порядок работы с тестом, обработка результатов обсле дования. Опросник Р.Б. Кеттелла может быть использован как при индивидуальном, так и при групповом обследовании. Методика применяется в бланковом и компьютерном вариантах. Ниже приведено описание процедуры группового обследования с бланковым вариантом теста.

    Обследуемым раздаются тестовые брошюры, содержащие 187 вопросов, и регистрационные бланки, после чего им объявляется:

    «У каждого из Вас на столе лежит тестовая брошюра и чистый регистрационный бланк с клеточками, на котором Вы будете фиксировать Ваши ответы. На брошюре ничего писать нельзя. Возьмите бланк и подпишите его, укажите Ваши пол и возраст.

    В тестовой брошюре содержатся вопросы, цель которых - выяснить Ваши взгляды и интересы.

    Отвечая на вопрос, Вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов, обозначенных буквами «а», «б» или «в». Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса. Если Вы выбрали ответ «а» - перечеркните крестиком левый квадратик, если выбрали ответ «б» - средний, если выбрали ответ «в» - правый квадратик на бланке для ответов.

    Отвечая, помните о следующих простых правилах:

    Вопросы слишком короткие для того, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации, не задумывайтесь над деталями. Не тратьте времени на раздумья, давайте первый естественный ответ. Старайтесь отвечать по несколько вопросов в минуту, тогда Вы закончите всю работу примерно за 35-45 минут.

    Старайтесь избегать промежуточных «неопределенных» ответов, кроме тех случаев, когда ответить определенно действительно невозможно (не более одного неопределенного ответа на 5-6 вопросов).

    Не пропускайте ничего, обязательно отвечайте на каждый вопрос. Возможно, некоторые вопросы Вам будет трудно отнести к себе, постарайтесь дать наилучший предположительный ответ.

    Помните, что «плохих» и «хороших» ответов нет. Поэтому не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение».

    «Если теперь все понятно, то укажите в правом верхнем углу бланка время и приступайте к работе». По окончании тестирования экспериментатор собирает брошюры и бланки, проверяет правильность их заполнения.

    Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, вашей личности. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Старайтесь отвечать искренне и точно. Существует три возможных ответа на каждый вопрос.

    Пример:

    1. Я люблю смотреть командные игры: а) да в) иногда с) нет

    2. Я предпочитаю людей: а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские контакты.

    3. Деньги не могут принести счастья: а) да в) не знаю с) нет

    4. Женщина находится в таком же отношении к ребенку, как кошка к: а) котенку в) собаке с) мальчику.

    На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало.

    Отвечая помните следующие четыре правила:

    1. У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о «командных играх». Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о «средней игре», о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.

    2. Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех – пяти вопросов.

    3. Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не – могут быть получены без специального «ключа». Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.

    4. Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора.

    Начать тест

    Описание методики

    Опросник Кэттелла является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р.Б. Кэттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кэттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

    Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

    Опросник Кэттелла включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.