Православные праздники правила поведения. Правила поведения и посещения православной церкви для мужчин и женщин

Для православного человека весь этот мир является священным, ведь он суть творение Господа, а поэтому полон радости и блага. Тем не менее, мир сложен и многогранен, и не всегда есть возможность такого ясного и однозначного понимания, поэтому для того чтобы иметь возможность отойти от мирского и приблизиться к небесному, существует храм. Нужно знать правила поведения в церкви и соблюдать установленные традиции.

Создание священного пространства – достижение далеко не христианства и, конечно, не сугубо православная традиция. Люди всегда стремились к сооружению различных святилищ, которые позволяют почитать божественное в этом мире. В современной православной церкви верующие могут:

  • посещать службу;
  • молиться перед иконами;
  • исповедаться и причаститься;
  • общаться со священниками;
  • совершать обряд крещения и другие обряды;
  • оставлять требы (к примеру, молебен о ком-то).

Как заведено в православной вере, последователю этой традиции нужно периодически посещать храм. Даже отшельники и святые, которые по большей части оставались в затворе и пребывали вдали от мира, периодически приходили на праздники, чтобы присутствовать на службе, и более-менее регулярно посещали церкви. Поэтому верующему нужно уметь, так сказать, пользоваться храмом, знать, как священное пространство помогает укреплять веру и какое положение занимает в религиозном бытии.

Сборы и вход в церковь

Касательно того, как одеваться в церковь женщине, действуют немного консервативные правила, но они вполне объяснимы, даже не из религиозных, но из сугубо культурных нормативов. Так же как на концерт классической музыки не ходят в шортах и с попкорном, пребывание в церкви для людей, одетых экстравагантно и вызывающе, – не лучший вариант.

Итак, для женщин:

  • не следует использовать косметику, особенно помаду;
  • не следует надевать брюки, открытую одежду;
  • лучшим вариантом станет юбка в пол, простой и неброский верх, а также платок для головы, без узлов, крепится булавкой или обертывается специальным образом.

В свою очередь для мужчин:

  • недопустимы шорты и открытая обувь;
  • требуется отсутствие головного убора;
  • следует надевать простую и не яркую одежду.

Похожим образом складываются и правила поведения в храме для детей, которых хотя и привычнее одевать в нечто яркое, перед походом в храм нужно приготовить в более сдержанных предметах гардероба. Лучше, чтобы они брали пример с вас. Кстати, в период посещения маленьких детей лучше просто водить с собой, чтобы они повторяли действия и со временем всему обучились и могли ходить и ставить свечи, а также молиться сами.

Обратите внимание! Нужно изначально учитывать, как бы не помешать другим людям и не нанести какого-то вреда. К примеру, если отсутствует пространство для поклонов и в церкви много людей, то следует обойтись без поклонов. Господь и так услышит искреннего человека и даже лучше, если вы подумаете об удобстве ближнего, чем станете слепо выполнять какие-то ритуалы без нужной доли разумения.

Идти в церковь лучше всего чистыми, хотя, конечно, основным требованием является чистота намерений и веры, с которыми приходят в церковь. Перед дверьми храма осеняют себя крестным знамением. Далее в притворе (самое начало храма) настраиваются умственно, отрешаются от мирских настроений и вступают в храм.

Многим людям даже не требуется как-то отдельно разъяснять п равила поведения в церкви, ведь когда они оказываются там, атмосфера действует умиротворяюще и настраивает на нужный лад. Поэтому никому и в голову не придет:

  • громко говорить;
  • бегать или быстро перемещаться;
  • заходить в алтарь, мешать службе.

Элементарные правила посещения заключаются, по сути, в том, чтобы вести себя пристойно и почтительно относиться к дому Господа. Даже если вы в чем-то неопытны, на службе всегда есть возможность посмотреть на других, а вне периода службы – спросить совета у священника. Только полагаться следует именно на рекомендации священников и других духовных лиц, примерная последовательность действий излагается далее.

Полезное видео: о поведении в храме

Последовательность действий в храме

В действительности правила поведения в церкви не регламентируют какого-то четкого распорядка, которому нужно следовать всем прихожанам. Последовательность установки свечей и молитв может немного различаться. Тут, скорее, речь идет о традиционном укладе, который заведен издревле и соблюдается верующими и для начинающих лучше ориентироваться именно на этот распорядок.

Когда в процессе посещения церкви вы прикладываетесь к различным образам и иконам, нужно соблюдать особый порядок почитания. К примеру, к распятию Спасителя прикладываются только к ногам Христа, к иконе Богородицы прикладываются только к руке. Такие действия выражают смирение и благочестивое почитание, подобным образам следует относиться и к изображениям святых.

Интересно узнать! Сильная молитва на успешную торговлю

В дальнейшем, когда смысл действий будет более ощутим и вера укрепится, следование этому порядку наполнится новым содержанием. Итак, после входа в храм, как правило, действуют следующим распорядком:

  • берут свечи у свечного шкафа или покупают в лавке при входе;
  • отправляются к центральному аналою – столику, который стоит по центру перед алтарем в восточной части храма, там располагается праздничная икона, рядом ставят свечу, дважды крестятся перед образом, прикладываются к иконе, крестятся еще раз;
  • переходят к образу Спасителя или распятию, перед которым нужно трижды перекреститься и сделать земные поклоны, ставят свечу;
  • далее молятся перед образом Богородицы или отправляются сразу к образам святых, с которыми есть личная связь, которых вы почитаете, перед ними тоже ставят свечи, молятся о здоровье близких, о собственных различных нуждах;
  • идут к кануну – небольшому золотистому столику, который легко отличить по распятию на нем, перед распятием располагаются подсвечники, и туда верующие ставят свечи по усопшим, также нужно помолиться перед кануном, о том, чтобы Господь помиловал всех усопших близких.

На этом молитвы и установка свечей завершаются, отметим необходимость выбора оптимального периода для такого действа, нужно приходить, когда не ведется служба и предоставить себе нужное количество времени.

Правила безопасности в храме

В завершение следует кратко рассмотреть правила поведения в церкви, которые касаются, скажем так, духовной безопасности. Христианство всегда отрицало колдунов и всяческих подобных личностей, которые при помощи бесов получают какие-то способности и по большей части занимаются вредом остальным людям. Как правило, такие люди не могут усидеть спокойно и, будучи подвластны Сатане, они ищут, какой бы сотворить вред другим.

Конечно, православному, который живет по вере, не стоит опасаться этих воздействий, в конечном итоге Господь ото всего убережет и защитит. Однако, как гласит известная народная пословица, и самим «плошать» не стоит. Поэтому вот что нужно учитывать, дабы не подвергнуться каким-то воздействиям:

  • лучше всего выбрать какой-то определенный храм для посещения, где духовенство и паства по большей части будут вам известны, а само пространство храма станет для вас духовным домом и прибежищем;
  • не следует завязывать в церкви сомнительные знакомства, «развешивать уши», когда кто-то не обладающий духовным саном активно хочет наставлять вас по духовной тематике, навязывается своим общением и «помощью», ни с того ни с сего начинает говорить о чем-то: церкви порой притягивают различных сомнительных личностей;
  • нужно ориентироваться только на авторитет служителей церкви и общаться на духовные темы только со священниками;
  • если кто-то из прихожан хочет как-то загасить вашу свечу, переставить, этому следует препятствовать, не нужно устраивать скандал, но вполне допустимо не позволять другим допускать неблагочестивых действий;
  • когда-то кто-то мешает вам молиться и ставить свечи и действует так, будто наводит порчу (прикасается к вам, трогает ваши свечи и подобное) и занимается колдовством, об этом следует сообщить священнику;
  • милостыню подают только перед входом в храм, но не после того как уходят оттуда;
  • булавки и вообще любые брошенные на пол предметы не следует трогать;
  • если есть какие-то сомнения и неприятные чувства, дополнительно полезно поставить свечи и помолиться святым Киприану и Иустине, которым есть специальные молитвы от колдовства.

Если вы идете по дороге, то смотрите под ноги, чтобы никуда не наступить, но при этом двигаетесь к определенной цели и стремитесь именно ради этого. Не останавливаетесь, чтобы изучить трещинки асфальта, не тратите кучу времени на оценку, куда бы лучше наступить. Вы просто идете, разумно оценивая ситуацию и проявляя здравую осторожность. Подобно этому примеру нужно относиться и к негативным воздействиям в храме, тем более что колдовство является самой примитивной религиозной формой.

Важно! Прямое общение с Господом, которое исповедуется православными, гораздо более могущественно, и верующие всегда могут получить помощь и заступничество от святых, Богородицы и Христа.

Вконтакте

Предлагаемые правила являются простейшими, но в то же время необходимыми для каждого, кто хочет жить церковной жизнью.

Посещение храма и правила поведения для христиан

Посещение храма, как правило, требует предварительной подготовки. Так, прежде чем войти в него, необходимо иметь соответствующий душевный настрой. В храме также нужно вести себя так, чтобы невольно не оскорбить чувств верующих.

Подготовка к посещению храма

Отправляясь в православный храм, следует заранее отключить мобильный телефон или вовсе его не брать с собой. Телефонные звонки будут отвлекать верующих от молитв. Разговаривать во время службы по телефону не следует по тем же причинам.

Духовный настрой

Перед посещением церкви, нужно настроить себя духовно. Для этого рекомендуется читать Библию или другую духовную литературу. Вообще перед каждым праздником рекомендуется читать соответствующую литературу.

Чтение духовной литературы должно побуждать человека размышлять о том, как он прожил прошедшую неделю, что было у него на сердце или в мыслях. Желательно, испытывая самого себя, вспомнить, в чем согрешил со дня последней исповеди. Можно даже записать свои грехи, чтобы не забыть их перед исповедью, отвлекшись на житейские проблемы.

Полезно будет также во время духовных размышлений вспомнить все благие даяния и милости, полученные от Бога. За все это следует Его возблагодарить.

Особенно тщательно следует подготавливаться душевно к причастию.

Внешний вид

Одежда для посещения церкви должна быть скромной и благопристойной. Кроме того, она должна быть чистой и выглаженной, обувь - вычищенной, прическа - аккуратной. Ни в коем случае нельзя приходить в церковь в том, в чем обычно ходят дома или на пляже.

Внешний вид христианина (не только поведение, но и одежда) отражает его внутреннее состояние, хотя и не является показателем его благочестия. Однако стремление к чистоте внутренней, как правило, побуждает человека также быть опрятным и снаружи. Если человек скромен и кроток, это также выразится в скромной одежде и кротком поведении. Человек, имеющий мир и покой в сердце, будет тихим и сдержанным в разговоре, все его жесты будут уравновешенными. У верующего человека будет во всем проявляться стремление к порядку.

В одежде лучше придерживаться спокойных тонов. В некоторых случаях рекомендуется приходить в светлой одежде (например, на Пасху), иногда, наоборот, в черном (в дни траура). Кричащие тона будут неуместны.

Особенно внимательно к одежде нужно относится женщинам. Они всегда должны выглядеть в церкви очень скромно. В последнее время многие ходят в церковь в джинсах или брюках. Однако к исповеди или причастию следует все же надеть юбку. Она должна быть не выше колена, не прозрачной и без разрезов. Кофту или блузку рекомендуется выбирать без глубокого выреза на груди и также непрозрачную, неяркую, без блесток и т. д. Голову женщинам обязательно следует покрывать платком. К обуви строгих требований нет, однако рекомендуется все же выбирать максимально удобную, так как на службах приходиться подолгу стоять. Нельзя пользоваться косметикой, особенно красить губы. Не следует также пользоваться духами, особенно в жаркую погоду, так как их сильный запах может стать причиной плохого самочувствия окружающих.

Мужчины могут приходить в джинсах или брюках, свитере или рубашке или в костюме. Не следует надевать шорты и майки. В отличие от женщин, мужчины, входя в церковь, всегда (даже зимой) должны обнажать голову.

В дни церковных праздников можно одеваться более красиво и торжественно, в дни постов - напротив, более скромно.

Молодежи не стоит приходить в храм в майках, особенно с кричащего вида наклейками на них в виде различных лозунгов, изображений кумиров поп-музыки и т. п. В шортах разрешается быть только детям до 7 лет.

Вход в храм

Приходить на богослужение следует за 5-10 минут до его начала. Входить в церковь нужно с благоговением, спокойно и тихо. На пороге обычно трижды осеняют себя крестным знамением и читают молитву. Можно прочесть молитву «Отче наш» или просто сказать: «Господи, помилуй». При этом надо смотреть на купола храма и кресты на них. По окончании молитвы следует поклониться. О том, как совершать крестное знамение и поклоны, будет рассказано ниже.

Не следует курить у входа в храм. Входя на паперть, следует еще раз осенить себя крестным знамением, так как считается, что уже здесь человек находится в святом месте. Нужно прекратить все разговоры, не относящиеся к духовному.

Не следует задерживаться при входе в храм, затрудняя вхождение в него другим богомольцам.

Войдя в храм, надо постараться, никого не беспокоя, найти себе место и, повернувшись к алтарю, сотворить три поклона с крестным знамением. Если в это время идет служба, мужчины должны пройти и встать с правой стороны, а женщины - слева.

Желательно приходить в церковь вовремя, то есть к началу богослужения, а не во время него. Опоздавшие должны постараться спокойно пройти вперед.

Вести денежные дела, за исключением покупки свечей, следует либо до, либо после богослужения, но ни в коем случае не во время службы.

В храме

Внутри церкви не принято разговаривать, чтобы не мешать другим обращаться в мыслях к Богу.

В церкви прихожане молятся и, как правило, про себя. Это негласное правило касается и пения. Не следует тихо подпевать поющему хору, а также эхом повторять вслух слова священника или чтеца. Подобное действие может помешать соседям молиться. Этот порядок желательно не нарушать.

В прошлом было принято молиться вслух. В настоящее время прихожане могут вместе молиться вслух во время чтения молитв «Отче наш» и «Верую», а также петь тропари и величания праздникам.

До начала богослужения можно пройти к свечному ящику, где можно получить свечи, приобрести книги и другую церковную утварь. В это время можно поздороваться со знакомыми или поговорить со священнослужителем на какую-нибудь церковную или духовную тему.

Нельзя ходить, разговаривать, а также ставить свечи и прикладываться к иконам во время чтения Евангелия, пения Херувимской и евхаристического канона на литургии (от Символа веры до «Отче наш»).

В церкви обычно стоят, но разрешается и сидеть. Согласно пословице, лучше сидя думать о Боге, чем стоя - о ногах.

Сиденья в церкви следует уступать больным и старым. Сидящие не должны закидывать ногу на ногу.

Однако во время важных моментов следует все же встать.

Когда все встают на колени во время общей молитвы, нужно также встать на колени.

В церкви не следует держать руки в карманах и жевать жевательную резинку.

Придя в церковь с детьми, необходимо позаботиться о том, чтобы они не бегали, не смеялись и не баловались в храме. Если ребенок заплачет, его следует тут же успокоить, если это не удастся, лучше вынести его на улицу и успокоить. После этого можно вернуться в церковь. Нельзя приходить в церковь с животными или птицами.

Нежелательно делать замечания тем, кто неправильно ведет себя по незнанию. Исключение составляет бесчинное, хулиганское поведение.

В церкви нужно оставаться до окончания богослужения. Уходить раньше времени уместно только немощным или в случае острой необходимости.

Молитва

Прежде чем начать молиться, надо успокоиться и сосредоточиться на Божественном, только после этого произносить слова молитвы. Можно прежде поставить свечи перед иконами святых, к которым будет обращена молитва.

Молитву надо совершать тихо, не мешая другим молящимся. Для этого надо выбрать удобное место, где другие прихожане не помешают сосредоточиться на общении с Богом и святыми Его. Не следует вытеснять других верующих с их мест перед иконами, лучше подождать, пока они уйдут, или выбрать другое место. Молиться можно не только по собственной нужде, но и принимая участие в богослужении, во время которого есть время как для личной, так и для общей молитвы.

Даже не говоря ни слова и не понимая языка, на котором проводится богослужение (в православных храмах служба проводится на старославянском языке), все равно можно почувствовать свою причастность ко всему происходящему в церкви. Это помогает внутренне настраиваться на духовные размышления.

Когда мысли во время богослужения невольно рассеиваются, рекомендуется читать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Крестное знамение и поклоны

Православному христианину, пришедшему в церковь, следует знать, когда и как нужно совершать крестное знамение.

Крестное знамение выражает веру человека в Иисуса Христа как своего Спасителя. Вера во Христа означает любовь к Нему и исполнение Его святой воли в своей жизни. Именно такая вера спасает от власти зла.

Первые три пальца, сложенные вместе, выражают веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как в единосущную Троицу. Два пальца, прижатые к ладони, означают Христа во время Его сошествия на землю, когда в нем были соединены две сущности - божественная и человеческая.

Таким образом, само крестное знамение, как и крест, носимый на шее, не приносит освобождения или спасения, их нельзя использовать как талисманы или защиту от злобных демонических проявлений этого мира. По православному вероучению, только истинная вера может спасать. Крестное же знамение - только видимое проявление этой веры.

Православные осеняют себя крестным знамением следующим образом: большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе концами, а безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.

Осеняя себя крестным знамением, надо приложить сложенные пальцы сначала ко лбу (для освящения ума), затем к животу (для освящения внутренних чувств), после чего к правому и левому плечам (для освящения телесной, физической силы).

Опустив руку, следует поклониться, так как, изобразив на себе Голгофский крест, верующий обязательно выразит свое поклонение совершившему на нем подвиг Христу. Нельзя делать поклон одновременно с крестным знамением.

Креститься нужно только правой рукой.

Крестное знамение следует стараться совершать правильно. При этом не надо спешить, иначе получится простое махание рукой, что выглядит не очень хорошо и может быть воспринято другими верующими как кощунство.

Поклоны верующий совершает в знак смирения перед Богом. Поклоны бывают поясные и земные. Во время поясных поклонов кланяются до пояса, а во время земных верующий становится на колени и касается головой земли.

Крестное знамение совершается обычно в следующих случаях:

При приближении ко всему святому (при входе в храм, прикладывании ко кресту или иконе и т. п.);

В начале, во время и в конце любой молитвы;

В начале утрени;

Когда священник возглашает: «Благословен Бог»;

При вознесении имени Пресвятой Троицы, например: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа...»;

Во время возношения имени Пресвятой Богородицы;

Во время молитвы «Честнейшую»;

Когда произнесено имя святого дня на отпусте;

В ключевые моменты богослужения, например, при возгласе «Твоя от Твоих» и т. п.

Если крестное знамение совершается не во время молитвы, следует при этом говорить про себя: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Благословение священника

Благословением священника является крестное знамение, которым он осеняет верующих. При этом священник складывает руки иначе, чем при обычном крестном знамении. Его пальцы изображают буквы IC. ХC., что значит Иисус Христос. Иными словами, сам Иисус Христос через священника благословляет верующего.

Благословение следует принимать с благоговением. Еще одним значением благословения является разрешение, дозволение и напутствие. Например, верующий просит у священника благословения, отправляясь в дорогу, перед важным делом или в любом затруднительном положении.

Благословение бывает общим и частным. Общее благословении происходит во время богослужения, когда священник, благословляя всех верующих, присутствующих в храме, говорит: «Мир всем», «Благословение Господне на вас...», «Благодать Господа нашего...», - и осеняет их крестным знамением. При этом все кланяются в ответ, не складывая рук и не крестясь.

Если священник осеняет верующих крестным знамением с помощью священных предметов, таких, как Крест, Евангелие, Чаша, икона или других, присутствующие должны перекреститься и поклониться.

Когда верующий получает благословение отдельно для себя, он должен сложить руки крестом и ладонями вверх - правую на левую. Священник осеняет его крестным знамением и кладет свою руку в сложенные ладони верующего. Получив благословение, верующий должен поцеловать руку священника, которой он благословлял, тем самым как бы целуя руку Самого Господа Иисуса Христа.

Иконы

Войдя в церковь, верующие обычно подходят к иконе, которая находится на аналое в центре храма, и прикладываются к ней (целуют ее). Это икона праздника, на ней обычно изображено празднуемое событие, например «Въезд Господень в Иерусалим», или святой, которого церковь поминает в этот день. Прикладываться к этой иконе следует, предварительно совершив два раза крестное знамение с поклоном, затем следует поцеловать икону и снова, перекрестившись, поклониться.

В православной церкви существует порядок целования икон. Каждый, кто входит в храм, должен приложиться к чтимой иконе этой поместной церкви.

Прихожанин не должен с целованием обходить все иконы храма и иконостаса. Это делает только архиерей. Нарушение этого правила мирянином является бесчинством.

Не следует также бродить по всей церкви от одной иконы к другой, мешая молящимся сосредоточиться на своих молениях. Проявление почтительности к иконам не должно выходить за рамки приличий. К другим иконам можно подойти в другое время.

Если службы в церкви нет, можно подойти к иконе, находящейся в центре храма, дважды перекреститься и приложиться к ее нижней части, после чего перекреститься в третий раз. Более подробно об иконах и их почитании будет рассказано ниже.

Свечи, светильники и лампады

Особым символом, присущим для православных церквей, являются свечи. Их возжигают в знак жертвенности и посвящения себя Богу.

Лампады и свечи в православном храме горят в алтаре за престолом в особом светильнике, называемом семисвечником, на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, а также у отдельных икон. В средней части храма светильники возжигают у всех икон. Возле особо почитаемых икон ставят несколько лампад. Возле икон помещают подсвечники со множеством ячеек, чтобы верующие могли ставить в них свои свечи.

Самый большой подсвечник ставят в центре храма с восточной стороны от аналоя, возле почитаемой в этот день иконы. Во время малых входов (на вечерне и литургии), великого входа (за литургией), а также перед Евангелием (если оно выносится на входах или для чтения) используют особый подсвечник с большой свечой, которая символизирует свет Христовой проповеди этому миру, а также самого Христа, являющегося Светом истинным.

Свечи, которые ставят перед иконами святых, означают пламенную любовь святых к Богу, их жертвенность и полную самоотдачу. Свечи также напоминают о том, что святые являются светильниками, горящими и светящими всему миру подвигом своей веры и своими добродетелями.

Во время каждения перед священником с кадилом идет дьякон, несущий особую дьяконскую свечу, которая символизирует свет апостольской проповеди, предшествовавшей принятию народами веры в Христа.

Лампада, зажженная перед иконой, знаменует собой огненный столб, сопровождавший в древние времена народ израилев в пустыне. Свечи, поставленные вокруг лампады, являются образом несгорающего тернового куста, в котором Бог явился Моисею. По православной традиции несгорающий куст является прообразом Матери Божией.

Свечи, поставленные правильными кругами, символизируют колесницу, на которой вознесся на небо Илия. Круги света изображают колеса этой колесницы.

Горящие свечи используют на различных церковных службах. Они обязательно должны быть в руках крещаемых или венчаемых. Отпевание тоже проводится среди множества зажженных свечей. Со свечами верующие идут на крестный ход.

В будние дни, когда в храме звучат в основном молитвы покаяния и сокрушения, горящих свечей очень мало. В праздничные и воскресные дни, когда бывает торжественное славословие и проповедь Евангелия, вся церковь освещается свечами и светильниками. А в самый великий христианский праздник, Воскресение Христово, кроме освещения церкви, все верующие также держат в руках зажженные свечи.

Свеча является одной из основ практического православного христианства. Ее воск, мягкий и податливый, символизирует человека, созревшего для раскаяния и готового к внутренним изменениям в послушании. Огонь свечи символизирует обожествление человека через духовное рождение свыше от огня Божественной любви. Чистота свечи означает чистоту человека в результате его раскаяния и приобщения к Божественному естеству.

Во время чтения Шестопсалмия, в котором говорится об осознании своего греховного состояния, в церкви почти все свечи гасят, чтобы в полумраке люди были более внимательны к услышанному и, если надо, могли вздохнуть или прослезиться. Темнота способствует мысленному сосредоточению на собственной душе. На литургии (богослужении, на котором проводиться причастие), проходящей как в будние, так и в праздничные дни, свечей зажигается больше всего. Перед началом чтения Евангелия свечи зажигают во всем храме, напоминая, что Слово Благой Вести освещает всю землю.

В первую очередь возжигают свечу на жертвеннике, затем на престоле, после чего перед иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.

Таким образом, возжигание священнослужителями свечей в храме является частью богослужения. Они возжигают их в определенном порядке с определенным значением. При этом прихожанин не должен мешать богослужению своим недостойным поведением.

Свечи используют во всех обрядах и таинствах:

Во время крещения (три свечи ставят на купели как символ Святой Троицы, восприемники также держат свечи в руках, как бы говоря, что крещаемый идет от тьмы к свету);

При обручении и венчании (свечи держат обручающиеся и венчающиеся, что знаменует чистоту их жизни до брака и после);

Во время соборования (около лампады или сосуда с вином и елеем ставят семь свечей, означающих семь даров Духа Святого, также зажженные свечи держат все присутствующие в знак пламенной молитвы);

На погребении (свечи ставят в четырех подсвечниках по углам гроба, что символизирует крест, родственники также держат во время панихиды горящие свечи, которые символизируют Божественный свет для крещенного христианина).

Особенных правил, куда и сколько ставить свечей, не существует.

Денежный взнос является своего рода пожертвованием - небольшим и посильным для каждого. Размеры свечи и ее выделка не играют абсолютно никакой роли в служении Богу.

Люди, которые постоянно ходят в церковь, как правило, всегда ставят по несколько свечей, например, по одной к праздничной иконе, находящейся на аналое, к образу Спасителя или Богородицы (с вознесением молитв о здоровье своих близких) и к Распятию, молясь об упокоении усопших. Можно также поставить свечу перед иконой любого из святых по велению сердца.

Если на подсвечнике перед иконой нет места из-за множества горящих свечей, поставленных другими людьми, не следует гасить чью-то свечу.

Верующий также не должен обижаться или возмущаться, если его свечу кто-то погасил еще до окончания службы, так как считается, что Бог читает в сердце и принимает сердечную жертву, свеча же есть только отображение этой жертвенности во внешнем мире.

Не следует принимать близко к сердцу поверье о том, что если свеча гаснет, то это к несчастью. Также не стоит слушать тех, кто говорит, что расплавлять нижний конец свечи для установки ее в подсвечнике следует считать грехом. Нет и особых указаний, какой именно рукой следует ставить свечу - правой или левой. Различные суеверия, возникающие в народе, церковью не приемлются.

Свечи и лампады возжигаются не только в храмах, но и в домах благочестивых христиан.

Чтобы поставить свечу, не беспокоя других своим поведением, следует приходить до начала службы. Часто опоздавшие и пришедшие в храм в середине службы отвлекают других верующих от молитвы и поклонения, передавая через них свои свечи. Такое поведение недопустимо. В случае опоздания лучше дождаться окончания богослужения, после чего можно будет поставить свечу, не беспокоя других и не нарушая порядка.

Свечи не должны быть единственным участием верующего в богослужении. Ведь свеча сама по себе не дает душевного исцеления, освобождения от грехов, укрепления духа. Несмотря на свою символическую сущность, свеча не обладает способностью спасать душу. Для того чтобы поставить свечу, также необходимо иметь соответствующий душевный настрой.

Горящие свечи являются жертвой Богу. Ставя их перед конкретной иконой, человек должен иметь к изображенному на ней человеку любовь, уважение и почитание. Если этого в сердце нет - и свечи ничего не значат для Бога. Часто люди ставят свои свечи перед теми святыми, о которых они ничего не знают, а значит, и не любят их. Это становится бесполезным действием.

Некоторые превращают возжигание свечей в простой обряд, не заботясь узнать о Боге, Богоматери или святых что-нибудь полезное для себя, вдохновляющее и сближающее с Богом. При этом они делают настолько мелкими Бога и всех святых Его, что думают, будто им нужны свечи, а не чистое сердце. Вряд ли можно надеяться при этом что-нибудь получить от Бога в ответ на свою молитву или прошение.

Некоторые, поставив свечу, считают, что выполнили свой долг по отношению к Богу, и этого достаточно, чтобы называться православным христианином, праведным и чистым. Они спокойно грешат, обманывая и обижая других, а потом, словно жертвоприношение за грехи, ставят Богу свечи или зажигают лампады перед иконами.

Зажигать свечи следует только в знак отображения того огня, который горит в сердце - огня любви. Если же в душе царит тьма греха и неверия, не к чему и свечи. Их горением невозможно купить настоящее очищение души. Нельзя подкупить Бога, как это делали язычники в древние времена, принося в жертву идолам различные ценности, включая птиц и домашний скот.

Таким образом, ставя свечу, следует задуматься, продиктовано ли это любовью к Богу, которая подтверждается благочестивым поведением. Если нет, свеча является попыткой подкупа, что не просто бессмысленно, но и оскорбительно для Бога, тем более если свечи покупаются на деньги, добытые нечестным трудом.

«Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, - то напрасна и жертва твоя Богу»(Святой праведный Иоанн Кронштадсткий)

Библия говорит, что если люди продолжают творить беззакония, жертвы, приносимые ими, противны Богу: «К чему Мне множество жертв ваших...

Что касается отношений с людьми, следует стараться жить в мире с окружающими. Ставить свечу, имея в сердце зло на кого-нибудь - пустое дело. Если человек находится во враждебных отношения с кем-либо в семье, на работе, эта жертва будет отвергнута.

Свечи можно приобретать в том храме, в который человек пришел молиться. Однако не запрещается ставить и зажигать перед иконами свечи, приобретенные в любом другом православном храме.

Свечи о здравии родных и близких ставят обычно перед иконами святых в специальные подсвечники, которых в храме бывает несколько. Такие подсвечники, как правило, располагаются перед иконами Николая Угодника (Николая Чудотворца), Ксении Петербургской, и т. д. Икона святого выбирается в соответствии с потребностями молящегося.

Свечи за упокоение душ умерших ставят в специальном заупокойном канонике, существующем в любом храме. На нем, как правило, располагается малое распятие. В Пасхальное воскресенье свечи за упокой не ставят.

Помянник и церковная записка

Помянники появились не очень давно и присущи только православной церкви. Это специальная небольшая книжка, которую можно приобрести в церкви и в которую верующие христиане вносят имена всех родственников, как живых, так и умерших, на память для потомства. К помянникам следует относиться с уважением и хранить их дома около икон в чистоте и опрятности.

На богослужении священнослужителю подают разовый помянник. В нем записаны имена живых и умерших людей, за которых нужно молиться «о здравии» или «о упокоении». Такой помянник называют церковной запиской. К ней также следует относиться с уважением и делать записи с аккуратностью.

Церковные записки вносятся священниками в алтарь, где они прочитываются во время Божественной литургии перед святым престолом. В связи с этим их также можно назвать богослужебными книжками. С тем большим почтением следует относиться к церковным запискам.

Даже в разовый помянник имена нужно вносить аккуратно, разборчивым почерком, дополнив написанное изображением креста. Небрежно оформленные записки свидетельствуют о том, что автор не понимает их смысла.

Церковная молитва за усопших произносится во время литургии, когда приносятся бескровные жертвы, или дары, - хлеб и вино, то есть совершается святое причастие. Поэтому считается, что молитвы в церкви особенно сильны и благодатны в сравнении с домашней молитвой.

Сила молитв, произнесенных в церкви, велика еще и потому, что они возносятся священниками - людьми, специально определенными для исполнения священнодействий.

Молитва «о здравии» предполагает молитву не только о физическом здоровье человека, но также о его материальном благополучии, душевном и духовном состоянии. Поэтому, молясь «о здравии» за злого человека, верующий просит Бога исправить этого человека, изменить его внутренне, обратить к спасению.

В записку «о здравии» человек может включать всех, кому он желает не только здоровья, но и спасения души, а также просто благоденствия в жизни.

Правила заполнения церковной записки следующие:

Она должна иметь одно из двух названий: «о здравии» или «о упокоении»;

Писать надо четким и понятным почерком, можно печатными буквами;

Не следует упоминать в ней более 5-10 имен (чтобы упомянуть большее количество родных и близких, следует написать несколько записок);

Имена должны быть записаны в родительном падеже (для этого надо задать вопрос «кого?»);

Имена надо записывать в полной форме, даже если это имена маленьких детей (например, не «Володи», а «Владимира»);

Имена должны быть написаны в своей церковной форме (например, Сергия, а не Сергея, Апполлинарии, а не Полины, Антония, а не Антона и т. п.);

Не следует указывать в записках отчество и фамилию, а также звания, титулы, профессию и степень родства;

Первыми записываются имена архиереев и иереев, при этом следует указывается их сан (полностью или в понятном сокращении), затем указывается имя подателя записки и его родных и близких;

Ребенка до 7 лет в церковной записке следует записывать как младенца (например, младенца Илию), а детей от 7 до 15 лет - как отрока или отроковицу;

Не следует писать в записках «о здравии» слова «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего», «учащегося», «вдовицы», «девицы», «беременной», «скорбящего». Можно использовать слова: «болящего», «путешествующего», «заключенного», «воина», «монаха», «монахини»;

В записках «о упокоеннии» нужно отметить «новопреставленного» (об усопшем в течение 40 дней по кончине), «приснопамятного» (если усопший имеет в этот день памятную дату - день смерти, день именин и т. п.), допускается также слова «убиенного» и «воина».

В записку «о здравии» можно вписывать всех, кто имеет христианские имена. В записку «о упокоении» вписывают только имена крещенных в Православной Церкви.

Церковные записки могут быть прочитаны до или во время богослужения и в различной форме, что обговаривается заранее по желанию прихожанина. Он может подать записку на проскомидию, обедню (литургию) или ектению.

Проскомидией называется начальная, подготовительная часть литургии, во время которой священнослужители подготавливают хлеб и вино для предстоящего таинства. Она проходит в алтаре и невидима для прихожан. В это время священник за каждое имя, указанное в записке, вынимает из специальных просфор, поданных верующими, небольшие частицы, которые затем опускает в чашу с вином, символизирующим Кровь Христову, и молится о прощении грехов поминаемых людей.

Во втором случае поминовение происходит сразу же после окончания обедни и, как правило, перед святым престолом.

Ектения - это общий троекратный возглас «Господи, помилуй!», после которого происходит поминовение во всеуслышание поданных в записках имен. Имена зачитывает, как правило, диакон.

После богослужения все поданные записки прочитываются и поминаются во второй раз.

Умерших, по православной традиции, следует обязательно поминать в дни их смерти, рождения и именин. В записку «о упокоении» нельзя вносить имена самоубийц (кроме особо оговоренных случаев).

Помянные записки следует подавать как можно чаще, и обязательно в такие дни, как дни рождения, крещения и именин как свои, так и членов семьи. Обязательно следует подавать церковные записки в дни рождения и крещения ребенка.

Заказная записка

Заказная записка подается на молебен или панихиду. Эти поминовения отличаются тем, что совершаются после литургии. Помянные записки на них подаются отдельно от обычных церковных записок.

Молебном называют особое богослужение, на котором священнослужитель просит Господа, Богородицу и святых о милости и благодарит за полученные блага. Молебен проходит перед литургией и поле нее, а также после утрени и вечерни.

Записка «о здравии» с молебном отличается от простой записки «о здравии» тем, что после изъятия частиц из просфоры диакон вслух зачитывает имена поминаемых на ектении, затем священник повторяет эти имена перед престолом, по окончании литургии имена из заказной записки зачитываются также во время молитвы на молебне.

Заказная записка «о упокоении» с панихидой проводится в той же последовательности: после изъятия частиц с прочтением имен умерших диакон вслух произносит эти имена на ектении, затем их повторяет священник перед алтарем, а после богослужения имена усопших поминаются на панихиде.

Заказную записку можно также подавать на особый молебен, называемый сорокоустом . Это молебен, совершаемый в течение сорока дней. Каждый день совершается изъятие частиц из просфоры и поминовение живых или умерших. Особенно часто такой вид молебна заказывают для тяжелых больных.

Панихидами называют краткие службы, включающие молитвы о прощении грехов и упокоении души умершего. Во время панихиды родственники и друзья умершего присутствуют на службе и держат в руках горящие свечи. По окончании службы свечи гасят, не дожидаясь, когда они догорят до конца.

В церкви можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, полгода или год, а также на вечное поминовение, что практикуется в некоторых храмах и монастырях.

В записке на молебен сначала указывается имя святого, которому будет возноситься молебен, затем надо написать «о здравии» или «о упокоении» и вписать имена тех, о ком следует упомянуть в молебном пении. Подавая заказную записку, надо обязательно сказать служителю, нужно ли совершать малое освящение воды во время молебна или нет.

Праздничные богослужения

Такие богослужения проходят особенно торжественно. Как правило, в ходе таких богослужений выполняются особые действия, присущие только им. Самым ярким примером является крестный ход во время праздничного пасхального богослужения. Для таких случаев церковным этикетом предписывается особое поведение.

Праздник Пасхи

На Пасху празднуется Воскресение Христово. Это самый великий и торжественный христианский праздник. Верующие начинают собираться в храме задолго до полуночи. При этом они должны быть одеты в светлые одежды. О начале праздника возвещает торжественный благовест (незадолго до полуночи).

В храме совершается пасхальная заутреня, во время которой поется канон Иоанна Дамаскина, а священнослужители с крестом и кадилом обходят всю церковь и радостно приветствуют всех присутствующих словами: «Христос воскресе!», - на что все присутствующие в церкви хором отвечают: «Воистину воскресе!».

С первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы не полагается в храме преклонять колена и делать земные поклоны.

По окончании утрени, после того, как будет пропето «Друг друга объимем рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением!», все верующие начинают приветствовать друг друга словами «Христос воскресе!», отвечая: «Воистину воскресе!».

В следующие пасхальные дни бывают крестные ходы около церкви, сопровождается колокольным звоном.

Праздник Пятидесятницы (день Святой Троицы)

Этот праздник установлен в память о сошествии Святого Духа на апостолов в пятидесятый день по Воскресении Христовом.

Празднование начинается вечерним богослужением, на котором верующие читают три умилительные молитвы Василия Великого, при этом преклоняя колени. В этот же день возносят молитвы за усопших.

В праздник Пятидесятницы принято украшать храм и дома ветвями деревьев и цветами. В храм также следует приходить в цветами в руках.

Праздник Преображения Господня

В этот день верующие приносят в храм фрукты - яблоки, груши, сливы, которые благословляются и освящаются священником после богослужения, по окончании литургии. В связи с этим этот праздник также называют яблочным Спасом. Считается, что пока фрукты не были освящены в церкви, их не следует употреблять в пищу.

Праздник Рождества Христова

К празднованию Рождества верующие подготавливают себя сорокадневным постом. Особенно строгого поста следует придерживаться в день накануне праздника. Этот день называется сочельником.

С вечера и до утра совершается всенощное бдение.

Праздник Крещения Господня (Богоявление)

В этот праздник совершаются два великих водоосвящения: одно - накануне праздника в храме, другое - в день праздника под открытым небом, на реках, прудах и колодцах.

Крестный ход на Богоявление называется Крестным ходом на Иордан, поскольку именно там произошло крещение Иисуса Христа.

Чего не следует делать в церкви

Когда чтецы или священники читают, не следует мешать им, переходя перед ними с одного места на другое.

Вообще не следует передвигаться, покупать и ставить свечи, а также прикладываться к иконам во время наиболее важных моментов богослужения.

Пожертвования

Пожертвования в храме приносят в основном в виде денег, хотя можно пожертвовать любые вещи, которые употребляются в церкви, например, чаши, свечи, вино, ткань, масло для лампад и т. п. Иногда в церковь жертвуют продукты на трапезу для священнослужителей.

Пожертвования могут быть принесены храму или отдельным священнослужителям лично. Можно давать пожертвования в качестве оплаты за поминание родственников, при совершении таинств и т. д.

Среди православных христиан принято делать пожертвования не только на храм, но и тем, кто просит милостыню на паперти.

Сумма пожертвования (в любом случае) зависит от достатка человека, который его совершает. Сколько пожертвовать, каждый решает сам, никаких строгих правил не существует.

Правила обращения к священнослужителям

Обращаясь к кому-нибудь из духовенства, следует придерживаться нейтральных слов. Не следует использовать обращение «отец» без употребления при этом имени, так это будет звучать слишком фамильярно.

В церкви к духовенству также следует обращаться на «вы».

При близких отношениях допускается обращение «ты», но на людях все же лучше придерживаться обращения «вы», даже если это жена дьякона или священника. Она может обращаться к мужу на «ты» только дома или наедине, на приходе же такое обращение может принижать авторитет служителя.

В церкви, обращаясь к священнослужителям, надо называть их имена так, как они звучат на церковнословянском языке. Например, следует говорить «отец Сергий», а не «отец Сергей», «диакон Алексий», а не «дьякон Алексей» и т. п.

При обращении к дьякону можно использовать слова «отец дьякон». Чтобы узнать, как его зовут, надо спросить: «Простите, какое ваше святое имя?». Впрочем, таким образом можно обращаться к любому православному верующему.

Если к дьякону обращаются по имени собственному, обязательно следует использовать обращение «отец». Например, «отец Алексий» и т. п. В разговоре, упоминая о дьяконе в третьем лице, следует называть его «отец дьякон» или именем собственным с обращением «отец». Например: «Отец Андрей говорил, что...» или «Отец дьякон советовал мне...» и т. п.

К дьякону в церкви обращаются для того, чтобы спросить совета или попросить помолиться. Он является помощником священника. Однако дьякон не имеет рукоположения, поэтому не имеет права самостоятельно совершать обряды крещения, венчания, соборования, а также служить литургию и исповедовать. Поэтому не следует обращаться к нему с просьбой о проведении подобных действ. Он также не может совершать требы, например освящать дом или отпевать. Считается, что он не имеет для этого особенной благодатной силы, которую служитель получает только во время рукоположения во священника.

При обращении к священнику используют слово «отец». В разговорной речи допускается называть священника батюшкой, но этого не следует делать в официальной речи.

Когда о священнике упоминают в разговоре и говорят о нем в третьем лице, можно говорить: «Отец настоятель посоветовал», «Отец Василий благословил» и т. п. Называть его по чину будет в данном случае не очень благозвучно. Хотя, если на приходе присутствуют священники с одинаковыми именами, для их различения рядом с именем ставят чин, соответствующий каждому из них. Например: «Игумен Павел сейчас проводит венчание, вы можете обратиться с вашей просьбой к иеромонаху Павлу». Можно также назвать священника по фамилии: «Отец Петр Васильев находится в командировке».

Сочетание слова «отец» и фамилии священника (например, «отец Иванов») звучит слишком официально, поэтому в разговорной речи употребляется очень редко.

При встрече прихожанин должен приветствовать священника словом «Благословите!», при этом сложить руки для получения благословения (если приветствующий находится рядом со священником). Говорить священнику «здравствуйте» или «добрый день» в церковной практике не принято. Священник на приветствие отвечает: «Бог благословит» или «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». При этом он осеняет мирянина крестным знамением, после чего кладет на его сложенные для принятия благословения ладони свою правую руку, которую мирянин должен поцеловать.

Священник может благословлять прихожан и иначе, например, осенять крестным знамением склоненную голову мирянина или благословлять на расстоянии.

Прихожане-мужчины могут также иначе принимать благословение священника. Они целуют руку, щеку и снова руку благословляющего их служителя.

Когда священник благословляет мирянина, последний ни в коем случае не должен в это же самое время накладывать на себя крестное знамение. Это действие называют «креститься на священника». Такое поведение не очень прилично.

Просьба о благословении и его получение являются основными составляющими церковного этикета. Эти действия не являются чистой формальностью. Они свидетельствуют о налаженных отношениях между священником и прихожанином. Если мирянин реже обращается за благословением или совсем перестает его испрашивать, это является для служителя сигналом того, что у прихожанина появились какие-то проблемы в земной жизни или духовного плана. То же самое касается и ситуации, когда священник не желает благословлять мирянина. Таким образом пастырь старается дать понять прихожанину, что в жизни последнего происходит что-то противоречащее христианской жизни, что церковь не благословляет его.

Обычно отказ в благословении болезненно переносится как священником, так и мирянином, что говорит о том, что подобные действия не являются чисто формальными. В этом случае оба должны постараться сгладить возникшее напряжение в отношениях путем исповедания и испрашивания прощения друг у друга.

Со дня Пасхи и в течение последующих сорока дней прихожане должны в первую очередь приветствовать пастыря словами «Христос Воскресе», на что священник обычно отвечает: «Воистину Воскресе» - и обычным жестом дает свое благословение.

Если прихожанин окажется в обществе сразу нескольких священников, ему следует просить благословения сначала у старших по чину священников, а затем у младших, например, сначала у протоиерея, затем у иерея. Если мирянин не знаком с ними, различить сан можно по кресту, который носят священники: у протоиерея крест с украшениями или позолоченный, а у иерея крест серебрянный, иногда позолоченный.

Благословение принято брать у всех находящихся рядом священников. Если это затруднительно по какой-либо причине, можно просто попросить: «Благословите, честные отцы» - и поклониться. Обращение «святой отец» в православии не принято.

Если за благословением к священнику подходят сразу несколько человек, первыми должны обращаться мужчины по старшинству, а затем женщины. Если в этой группе людей присутствуют служители церкви, первыми испрашивают благословения они.

Если к священнику подходит семья, первым для благословения выходит муж, затем жена, после чего дети по старшинству. В это время можно кого-нибудь представить священнику, например, сына, после чего попросить его благословить. Например: «Отец Матфей, это мой сын. Прошу вас, благословите его».

При расставании вместо прощания мирянин также испрашивает у священника благословения, говоря: «Простите, батюшка, и благословите».

Если мирянин встречает священника вне церковных стен (на улице, в транспорте, в магазине и т. п.), он все равно может попросить благословения, если при этом не будет отвлекать пастыря от других дел. Если взять благословение затруднительно, нужно просто поклониться.

В общении со священником мирянин должен проявлять почтительность и уважение, так как служитель является носителем особенной благодати, которую он получает во время совершения таинства рукоположения на священство. Кроме того, священник поставлен для того, чтобы быть пастырем и наставником верующих.

В разговоре со священнослужителем следует наблюдать за собою, чтобы во взгляде, словах, жестах, мимике, позе не было ничего неприличного. Речь мирянина не должна содержать грубых, бранных, жаргонных слов, которыми полна речь многих людей в миру. Не допускается также слишком фамильярное обращение к священнику.

Разговаривая со священнослужителем, не следует прикасаться к нему. Лучше находиться на расстоянии не очень близком. Нельзя вести себя развязно или вызывающе. Не надо пристально смотреть или усмехаться в лицо священнику. Взгляд должен быть кротким. Хорошо при разговоре чуть опускать глаза.

Если священник стоит, мирянин не должен сидеть в его присутствии. Когда священник сядет, мирянин может сесть только после предложения сесть.

Разговаривая со священником, мирянин должен помнить, что через пастыря, причастного к таинствам Божиим, может говорить Сам Бог, научая истине Божией и праведности.

Обращение мирян друг к другу

Все верующие во Христа являются братьями и сестрами .

Поэтому в церкви часто принято обращаться друг к другу «брат» или «сестра», хотя и не так часто, как в церквях на Западе. Когда христианин обращается к собранию верующих, он говорит: «Братья и сестры».

Таким образом, духовное положение всех верующих по отношению друг к другу является, как между братьями и сестрами.

По сути, даже дьяконы, священники и епископы являются для любого мирянина просто братьями, потому что у всех один духовный Отец - Бог.

В православных церквях не принято называть друг друга по имени и отчеству. Даже пожилых людей следует называть только по имени.

Когда знакомые миряне встречаются друг с другом, мужчины приветствуют друг друга рукопожатием и целованием в щеку, а женщины только целованием в щеку. Мужчина и женщина не должны приветствовать друг друга целованием, достаточно просто поприветствовать словом и наклонить при этом голову.

В отношениях друг с другом верующие должны быть честны, искренни, кротки и смиренны. Совершив проступок, они должны быть всегда готовы попросить прощения друг у друга. Например:

Прости, брат.

Бог простит. Ты меня прости.

При расставании православные верующие говорят друг другу: «С Богом», «Храни, Господи», «Помощи Божией», «Ангела хранителя», «Прошу молитв» и т. п. У православных христиан не принято говорить: «Всего доброго» или «До свидания».

Если собеседник предлагает участвовать в чем-то сомнительном, верующий легко может отказаться, сказав: «Простите, но я не могу на это согласиться, потому что это грех» или «Простите, но на это нет благословения моего духовника» и т. п.

В разговоре не должно быть ничего непристойного. Из лексикона следует исключить все ругательные и жаргонные слова. Взгляд должен быть смиренным, а не сверлящим или приковывающим к месту.

В разговоре следует всегда стараться внимательно выслушивать собеседника, не перебивая его.

В свою очередь, излагая собственные мысли, не стоит быть слишком назойливым и утомлять собеседника разговором без крайней необходимости. Не надо быть многоречивым.

Письменное общение

Переписка в церковной среде также имеет свои правила. Чаще всего верующие в письмах поздравляют друг друга с церковными праздниками, которых великое множество, начиная от Рождества Христова, Пасхи, престольных праздников и заканчивая именинами, днями рождениями и т. д.

Одним из основных правил переписки является отправление как писем, так и ответов на них вовремя. Поздравления к праздникам должны приходить без опозданий. Текст поздравлений должен дышать любовью и радостью, а также быть вполне искренним.

Поздравления с праздником Рождества Христова можно начинать, например, такими словами: «Христос раждается - славите!». Слово «раждается» относится к старославянским. Эти слова являются первой строчкой первой рождественской песни канона. В конце письма можно приписать следующее: «Желаю тебе помощи Богомладенца Христа в богоугодных делах твоих».

Поздравления с праздником Пасхи обычно начинают словами «Христос Воскресе!», а заканчивают - «Воистину Христос Воскресе!». Эти две фразы можно выделить в письме красными чернилами.

Поздравляя с именинами, как правило, желают имениннику помощи

Церковные требы

Церковными требами называют церковные служения, которые проводятся по просьбе верующих.

К требам относятся молитвы о живых и умерших, а также освящение пищи и предметов жилища.

К усиленной молитве о живых относятся молебны, а об усопших - панихиды и отпевания. О них рассказывалось выше.

Освящение пищи священники проводят только в определенные дни, например, на Пасху (освящение куличей и яиц) или в праздник Преображения (освящение яблок и других фруктов).

Священником проводится также освящение дома (квартиры) или машины. Оно совершается в удобное время, о котором договариваются заранее. В православной церкви практикуется также освящение оружия у военнослужащих.

Как приглашать священника на требы

Знакомого священника можно пригласить на требу по телефону. При этом не следует начинать разговор со слова «здравствуйте». Вместо этого спрашивают:

Алло, это отец Петр? Благословите, батюшка.

Затем следует изложить свою нужду. Заканчивают разговор со священником благодарением и словом «благословите», как и в начале. Перед тем как придет священник для исполнения требы, следует подойти к нему в храме или обратиться к человеку, стоящему за свечным ящиком, и спросить, что нужно приготовить к приходу батюшки.

Если священника приглашают к больному человеку для того, чтобы причастить его или дать напутствие, следует подготовить больного и прибрать комнату.

В доме должны быть свечи, вода и чистый платок. Животных из комнаты, в которой находится больной, следует увести, телевизор, радио и магнитофон выключить. Все присутствующие в доме должны быть одеты прилично и вести себя соответственно.

Если священника приглашают для соборования, помимо свечей нужно заранее подготовить вино, масло и вату. Для отпевания на дому нужны свечи, разрешительная молитва, погребальный крест, покрывало и иконка.

Для освящения дома или машины понадобятся свечи, растительное масло и святая вода.

После молитвы священника можно пригласить на чашку чая, за которой можно поговорить с ним на духовные темы, задать интересующие вопросы, а порой и решить некоторые проблемы.

Церковное послушание

К церковному послушанию относят торговлю свечами и иконами, уборку храма, охрану территории поместной церкви, пение на клиросе, прислуживание в алтаре и т. п. Все это выполняют простые прихожане.

Люди, несущие послушание в храме, должны быть образцом поведения для других прихожан. Они должны быть кроткими и смиренными, а также проявлять любовь к приходящим на поклонение. Они должны быть не злобными, а приветливыми, терпеливыми, готовыми прийти на помощь, объяснить непонятное новопришедшим и просто знать элементарные правила культурного поведения.

Люди, несущие послушание, должны своим примером показывать, как следует почитать святость храма. Это, прежде всего, приличная одежда и культурное поведение в церкви. Не грубое, но внимательное отношение к прихожанам, вежливые ответы на телефонные звонки, внимание и мягкость в общении с теми, кто обращается за разъяснениями церковных порядков и традиций - вот какие качества должны быть свойственны людям, несущим послушание. Они сами должны прекрасно знать не только все церковные порядки, принятые в их приходе, но и основы православия, чтобы толково объяснять это другим людям, несведущим в этих вопросах.

Если кто-то из прихожан столкнулся с грубостью или неприветливостью людей, несущих церковное послушание, они не должны давать места обиде в своем сердце, но с кротостью принять это и простить в любви, которой учит христианство.

По материалам:

Собираясь посетить богослужение, приготовьтесь к тому, что правил поведения в храме достаточно много. И все их необходимо соблюдать. В православной церкви существует собственный устав, знание которого считается обязательным. Этот устав научит, как осенять себя крестным знамением, с какими мыслями приближаться к храмовому комплексу, как вести себя во время службы. Поначалу регламент покажется сложным, но вы быстро привыкнете.

Внешний вид

Задолго до посещения храма нужно продумать свой внешний вид. Если у вас имеется нательный крестик, обязательно наденьте его на шею. Женщинам нельзя иметь на лице броскую косметику — помаду, тени, румяна. Правила исключают короткие юбки и брюки, откровенные топы — всё, что подчеркивает женские прелести. Голову принято покрывать шарфом либо платком. Мужчины перед дверьми храма должны обнажить голову.

При входе в храм

Приближаясь к православному строению, необходимо поднять взор на купола и кресты, после чего трижды перекреститься. Сделав это, совершите поклон (в пояс). Эти действия рекомендуется закрепить молитвой мытаря. Чтобы своим поведением не оскорбить Бога, запрещается:

  • сквернословить;
  • курить;
  • идти к храму в нетрезвом виде;
  • брать с собой животных.

Теперь нужно подняться на паперть храма, задержаться на мгновение и вновь троекратно перекреститься. Поклоном (как и крестным знамением) лучше не пренебрегать. Правилами предписана остановка и у церковных дверей. Здесь необходимо трижды поклониться и прочесть «Отче наш». Постарайтесь отрешиться от суетных помыслов и сконцентрироваться на духовных вещах. В самом храме думайте о светлом, избегайте уныния. Молиться напоказ не следует — произносите священные слова мысленно.

В храме

Обычно начало богослужения знаменует колокольный звон — за 15 минут до него вы уже должны стоять в церковном помещении.

Во время богослужения допустимо приобретать свечи, всё остальное (кресты, книги, иконы) покупается заранее. Считается дурным тоном отвлекать прихожан, молящихся в храме, рассматривать их, устанавливать свечи напротив каждой иконы. Если вы посетили храм, когда там празднуется важное религиозное событие, постарайтесь поцеловать главную икону. Целовать нужно край образа, предварительно перекрестившись. Прикладываться к иконам напомаженными губами категорически запрещено.


При грамотном поведении в храме вы не будете мешать другим верующим. Свод правил предписывает здороваться со знакомыми тихо и не шуметь. Старайтесь не задавать в храме лишние вопросы — это можно сделать после службы. Внутри храма также запрещено использовать мобильные телефоны и фотоаппараты. Согласно действующим правилам в церкви нельзя:

  • громко беседовать;
  • лезть в карманы;
  • держаться за руки;
  • жевать;
  • смеяться.

Если вы отправляетесь в церковь с детьми, проследите, чтобы они не шумели. Маленький ребенок внутри храма может устроить истерику. В этом случае стоит покинуть здание церкви вместе с малышом. Давать своему отпрыску еду в православном храме тоже не следует — это дурной тон.

Также не стоит перемещаться по храму во время службы. Проходя мимо Царских Врат, осените себя крестом.

Сидеть во время службы строжайше запрещено. В таком поведении священнослужители могут рассмотреть признаки неуважения. Исключение может быть только одно — если у вас есть проблемы со здоровьем. При чтении Евангелия стоять нужно обязательно. Это же касается ключевых пунктов Литургии.

Обращения к священникам и мирянам

Во время посещения православного святилища может возникнуть необходимость пообщаться с мирянами либо священником. Если вы видите ошибки мирян, не высмеивайте их — грешно замечать чужие недостатки. Правила допускают деликатные замечания вполголоса — и не более того.


Жать руку священнику при встрече нельзя — это прерогатива других служителей, равных ему по сану. В храмах принято складывать вместе ладони и терпеливо ждать благословения. Смиренно преклоните голову, поцелуйте десницу служителя. Если вас осенили священным предметом (Чашей, Евангелием, иконой), перекреститесь сами, а после отвесьте поклон иерею.

Благословение священника

Верующий человек считает благословение важным напутствием и всячески старается его получить. Диаконы не благословляют мирян, к ним не стоит обращаться с подобными просьбами. В храмах диаконов и епископов легко различить по облачению. Когда священнослужитель благословляет мирянина, это можно истолковать в качестве приветствия, напутствия либо дозволения. Батюшка благословляет в различных жизненных ситуациях:

  • поездка в командировку;
  • начало поста;
  • сдача экзаменов;
  • собеседование при трудоустройстве.

Смело просите напутствия в сложных жизненных ситуациях, при дальнем путешествии или принятии ответственного решения. Есть важное правило: если рядом стоит несколько иереев, сперва подойдите к тому из них, кто имеет более высокий сан. Обращаться к епископу во время ритуальных действий (причастие, помазание елеем) не рекомендуется. Обращаться к священнослужителю нужно со словами «Батюшка, благословите».

Свеча


Для многих посещение храма начинается со свечного ящика. Поставить свечи вам придется в гнезда церковных подсвечников, делать это можно любой рукой. Бывает, что в период больших празднований священнослужитель меняет ваши свечи на подношения других людей. Обижаться не следует — ваши действия уже отмечены Господом. Строгих правил по количеству зажженных свечей не существует — каждый прихожанин решает этот вопрос для себя сам. Опытные верующие оставляют свечи в разных местах:

  • на аналое (здесь свеча не ставится, ее нужно положить, не зажигая);
  • перед праздничной иконой;
  • возле образа Богородицы (второй вариант — Спасителя);
  • на кануне подле распятия (прямоугольный столик);
  • рядом с иконой любимого святого.

Не пытайтесь устанавливать свечи возле каждой иконы — правила поведения в церкви не поощряют подобных действий. Горение сердца верующего для Господа важнее пламени множества свечей. Так что искренне молитесь перед иконами и помните, что в храмах свеча — символ благодати.

Иконы

Заходя в храм и видя перед собой святые иконы, представляйте, как святые с Господом во главе взирают на вас с небесной высоты. Существуют определенные правила почитания верующими святых мощей и образов — этих предписаний в храме нужно придерживаться. Вот базовые рекомендации:

  1. Приблизившись к иконе, расположенной внутри храма, дважды перекреститесь.
  2. Поцелуйте святой образ единожды (прикладываться нужно к углу, а не к центру).
  3. В третий раз перекреститесь.
  4. Отходите, не задерживайте других верующих.


В любом правиле существуют исключения. В некоторых храмах выставляются поясные образы — тогда нужно прикладываться к благословляющей длани святого. Если на иконе изображен распятый Спаситель, требуется поцеловать ему ноги, у образов нерукотворного типа наиболее почитаемы волосы. А вот наиболее распространенной ошибкой новичков считается целование святого лика. Если вы хотите получить исцеление, стоит обращаться к чудотворным иконам.

Поклоны и Крестное знамение

Итак, приближаясь к храму, необходимо кланяться и креститься. Но и внутри церковного помещения эти действия повторяются в определенных ситуациях. Во время службы творите поклоны и креститесь синхронно с другими верующими. При славословиях Иисусу и Троице нужно творить святой крест, это же действие повторяется при возглашениях «Подай, Господи» либо «Господи, помилуй».

Завершая либо начиная чтение молитвы, обязательно креститесь. Перед установкой свечи или приближением к иконе следует поклониться. Крестное знамение нужно наносить медленно, без неуместной в церкви спешки. А вот рекомендации по грамотному наложению креста:

  1. Использовать нужно средний, указательный и большой пальцы.
  2. Накладывается крест правой рукой.
  3. Сначала пальцы касаются лба, затем — живота, правого и левого плеча.
  4. Завершается действие поясным поклоном.

На выходе из храма

Если вы подавали священнослужителям записку, отправляйтесь после окончания службы к свечному ящику. Получите ритуальный пшеничный хлеб (просфору), в которую вкладывали послание. Заберите хлеб домой, чтобы в спокойной обстановке употребить его вместе со святой водицей. Просфору нужно есть натощак, сопровождая действо вознесением молитвы.

Обратите внимание: после службы в храмах начинаются молебны — специальные молитвы, в которых упоминаются ваши нужды. Это верный путь к получению Божьей помощи. Странникам рекомендуется напутственный молебен. Также существуют общенародные молебны — новогодние, при засухе и дурной погоде. Если же ваша цель достигнута, стоит вознести благодарственный молебен.

Покидать церковь надлежит с поклонами и троекратной молитвой. Если на паперти обнаружен нищий, просящий подаяние, ему следует помочь. Благие дела зачтутся на небесах.

Церковь - это особое, святое место . Обычаи поведения в храмах, исповедывающих любые религии, проходили долгий путь образования. Каждое религиозное направление имеет свои каноны, которые следует соблюдать, находясь в обители Бога. Конечно, существуют и общие нормы поведения в любых храмах: не распивать спиртного, не курить, не шуметь и вести себя уважительно в святом месте. Остальные же обычаи очень различаются.

Люди глубоко верующие, точно знают как надо вести себя, находясь в храме. Но ведь двери церкви открыты для всех желающих - и для туристов, и для обычных людей, которые испытали потребность души или простое любопытство прийти в храм. Для того чтобы не попасть в неловкую ситуацию, не оскорбить чувств верующих прихожан и не потревожить покой в храме, ознакомьтесь с основными правилами его посещения.

Обычно, в православном храме главный вход располагается с западной стороны. По бокам, еще два входа - северный и южный. В библии сказано, что рай был на востоке, в Эдеме. Поэтому алтарь, символизирующий рай на Земле, находится в восточной части храма. В целом, храм состоит из трех частей: алтарь, средняя часть (собственно храм), притвор (входная часть). Иконостас, который может возвышаться до потолка, отделяет алтарь от собственно храма. Центральные врата, ведущие к алтарю, называются Царскими. Царские врата, только священнослужители входят в алтарь.

Алтарь располагается на небольшом возвышении, которое называется солея. Амвон - это центральная часть солеи. Ни на амвон, ни на солею восходить без позволения священника также непозволительно.

Богослужения в православном храме совершаются трижды в день: утром, днем (литургия) и вечером. Следует отметить, что в церкви новый день наступает не в полночь, а в 18 часов предшествующего дня.

Площадка у входных дверей в церковь, с несколькими ступенями, называется папертью. Верующий, приближаясь к храму, должен совершить крестное знамение и поклониться. Затем, прежде чем войти в дверь храма, находясь на паперти, нужно снова перекреститься.

Пройдя в храм, нужно остановиться возле дверей, поклониться три раза с молитвами: «Боже, милостив буди ко мне, грешному» - поклон. «Боже, очисти мя грешного и помилуй» - поклон. «Создавый мя Господи, прости мя» - поклон.

При крестном знамении, соединяют вместе три пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два оставшиеся пригибают к ладони. Тремя сложенными пальцами, последовательно прикасаются ко лбу, к животу, к правому, затем левому плечу.

Приходить в церковь следует немного раньше начала богослужения, чтобы подготовиться - приобрести свечки, поставить их у икон, сделать пожертвования, можно подать записку за здравие или упокой. Если же человек попадает в храм уже в разгар службы, следует стараться не мешать молитвам других людей. Когда в храме много прихожан и сложно подойти к иконам, чтобы поставить свечи, следует попросить людей передать свечи.

В православной церкви принято стоять, присаживаться на скамью могут только прихожане в болезни или сильном утомлении.

Если вы пришли в храм с детишками, необходимо следить, чтобы они не шумели, не бегали, не кричали. Не следует давать ребенку находящемуся в церкви что-нибудь перекусить, кроме хлеба благословенного. Матери следует вывести ребенка из храма, если он вдруг заплачет.

Неприличным в церкви является чрезмерное любопытство к окружающим людям. Осуждение и высмеивание кого-либо из присутствующих, просто недопустимо. Разговаривать, находясь на богослужении - запрещено. Разумеется, что звонок мобильного телефона необходимо отключать.

Посещая святые места, следует соответственно одеваться - закрытой должна быть большая часть тела. Не следует надевать спортивный костюм или шорты. Одежды с короткими рукавами, как мужчинам, так и женщинам, лучше избегать при походе в храм. Женщинам, идущим в святое место, необходимо покрывать голову, предпочесть брюкам - длинную юбку и отказаться от косметики. Мужчины же, обязаны снимать головной убор, подходя к церкви.

Покидая храм, оборачиваются к выходу, совершают три поклона, при этом трижды перекрестившись.

В неофициальной беседе к священнослужителям обращаются таким образом:

  • к Патриарху - Святейший владыко;
  • к епископу - владыко;
  • к священнику - батюшка;
  • к игуменье - матушка;
  • к диакону - отец диакон.

При встрече духовных лиц не следует приветствовать привычным «Здравствуйте!». При этом следует сказать «Владыко, благословите!» или «Батюшка благословите!». У диаконов или монахов не просят благословения. Дать благословение может священник, епископ или настоятельница монастыря - игуменья.

Во время благословения скрещивают ладони (правая рука накрывает левую) и целуют благословляющую руку (правую). Креститься ни до, ни после этого не нужно.

Если вы оказались в православном храме как турист, будьте скромны и уважайте верующих людей. А знание правил этикета посещения храма, поможет вам прикоснуться к святой истории, не нарушая ее покоя.

1. Входи в св. храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11,28).

2. Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.

3. Когда входишь в храм и видишь св. иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.

4. Войдя в св. храм, сотвори - в будничные дни три земных, а в праздники три поясных поклона, молясь: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя», «Боже, милостив буди мне грешному», «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного», «Вси святии, молите Бога о мне, грешном».

5. Православные христиане подают во время Божественной Литургии - главного христианского богослужения - записки о здравии живых своих родственников (крещеных, православных) и, отдельно, о упокоении умерших. Оформляются они следующим образом:

Имена пишутся аккуратно, разборчиво - полные, в родительном падеже: о здравии (или упокоении) кого? - Тамары, Иоанна, Никифора и т. п. Количество имен не имеет значения, однако не очень длинную записку священник обычно читает внимательнее и - молитвеннее. А ведь именно такие записки и подаются, когда человек часто приходит в храм!

Записки подаются перед началом службы, обычно там же, где покупают и свечи. Чтобы не смущаться, следует помнить, что различие цены записок отражает лишь разницу в сумме твоего пожертвования на храмовые нужды. То же можно сказать и о цене свеч.

6. Благоговейно относись к церковной свече: это - символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

7. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо Царских Врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, постарайся встать так, чтобы было слышно пение и чтение. Если это невозможно, встань на свободное место и внимательно совершай внутреннюю молитву.

8. В св. храм всегда приходи к началу Богослужения. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения Шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на Литургии (когда совершается пресуществление Св. Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей Службы.

9. Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом Богослужения и после него или в установленное время - например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия; Песнь Богородицы и Великое Славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне…» и вся Литургия, начиная от «Ижехерувимы…».

10. В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай - будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.

11. В храме должно стоять и только в случаях нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах». Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии нужно стоять.

12. Когда священнослужитель совершает каждение храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. Креститься в это время не следует. Склонять голову принято и когда открывают или закрывают Царские Врата, когда священник возглашает «Мир всем» или благо-славляет народ Евангелием. Во время освящения Св. Даров (молитва «Тебе поем») нужно, если в храме не очень людно, совершить земной поклон. В праздничные и воскресные дни земные поклоны не положены, не совершают их и после причастия. В эти дни твори поясные поклоны, касаясь рукой пола.

13. В храме молись как участвующий в Богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагай на себя крестное знамение и твори поклоны одновременно со всеми. Скажем, во время Богослужения креститься принято при славословиях Св. Троице и Иисусу, во время ектений - на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», атакже в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из храма. Нельзя поспешно, невнимательно осенять себя крестным знамением, ведь при этом мы взываем к Господней любви и благодати.

14. Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.

15. Никогда не позволяй ребенку есть в св. храме, кроме того, когда священники раздают благословенный хлеб.

16. Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.

17. Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме - полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, во время Богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай. Постарайся не обращать внимания, а если, по немощи, не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.

18. Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как Богослужению так и молящимся.

19. До конца Богослужения никогда, без крайней необходимости, не уходи из храма, ибо это - грех перед Богом. Если же это случится, скажи на исповеди священнику.

20. По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины - в левой. Прохода от главных дверей к Царским Вратам никто не должен занимать.

21. Женщины должны входить в храм скромно одетыми и с покрытой головой. Недопустимо причащаться Св. Тайн и прикладываться к святыням с накрашенными губами.

22. Главное - это взаимная любовь прихожан и понимание содержания Службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в Церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

Посылая учеников на проповедь, Иисус Христос сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Яповелел вам» (Мф. 28, 19-20). Речь тут, как учит Св. Церковь, о Таинствах, установленньк Господом.

Таинством называется священное действие, в котором через какой-нибудь внешний знак таинственно и незримо подается нам благодать Святаго Духа, спасительная сила Божия - подается непременно. В этом отличие Таинств от других молитвенных действий. На молебнах или панихидах мы тоже просим помощи Божией, но получим ли, чего просим, или нам дана будем другая милость - все во власти Божией. Но в Таинствах обетованная благодать дается нам всенепременно, лишь бы Таинство было совершено правильно. Возможно, дар этот будет нам в суд или в осуждение, но милость Божия преподается нам!

Господу угодно было учредить семь Таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, елеосвящение.

Из книги Диакона Владимира Сидорова — «Первые шаги в православном храме»