Благословение пятница. Православная церковь встречает благовещение и страстную субботу в один день

Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)?

Еще в III веке подобный вопрос был задан святому Дионисию, епископу Александрийскому (†265 г.), и он ответил, что не думает, что женщины в таком состоянии, «аще суть верныя и благочестивыя, дерзнули или приступити къ Святой трапезе, или коснутися тела и крови Христовы», ибо, принимая Святыню, нужно быть чистым душею и телом. При этом он приводит пример кровоточивой жены, которая не дерзнула коснуться тела Христова, но только края Его одежды (Мф 9, 20–22). В дальнейшем разъяснении святой Дионисий говорит, что молиться, в каком бы то ни было состоянии, всегда дозволено (1). Сто лет спустя на вопрос: может ли женщина, у которой «приключилось обычное женам» причаститься, отвечает Тимофей, также епископ Александрийский (†385), и говорит, что не может, до тех пор, пока этот период не пройдет и она не очистится (2). Той же точки зрения придерживался и святой Иоанн Постник (VI век), определяя и епитимью на случай, если бы женщина в таком состоянии все же «приняла Св. Тайны» (3).

Все эти три ответа показывают, в сущности, одно и то же, т. е. что женщины в этом состоянии не могут причащаться. Слова святого Дионисия, что они тогда не могут «приступать к Святой трапезе» в действительности означают – причаститься, потому что к Святой трапезе приступали только с этой целью.

Так же об этом думает и преп. Никодим Святогорец, говоря: «Только не дозволяется приближаться к святыне над святынями, то есть причащаться святыни тому, кто не чист душею и телом, каковы и суть женщины в месячном очищении» (4). Значит, иначе говоря, в старое время для причащения все верные входили в алтарь пред Честную трапезу, даже женщины, как говорит Вальсамон: «Похоже, что в старину женщины входили в алтарь и причащались со Святой трапезы» (5). То же говорит и Матфей Властарь в своей Синтагме: «Но такая (женщина) теперь не только из алтаря, в который ей в старину было дозволено входить, но и из храма, и места пред храмом изгоняется» (6).

В Ветхом Завете у евреев, женщина, которая имеетъ истеченiе крови (7), текущей изъ тела ея, отделялась от остальных, потому что всякое прикосновение к ней в это время означало для них культовую, молитвенную нечистоту (Лев 15, 19). Так же было и в продолжении 40 дней после рождения ребенка мужского пола и восьмидесяти дней после рождения ребенка женского пола (Лев 12, 2–5). И у других древних народов существовало подобное отношение к женщине в этом состоянии (8).

В Новом Завете на этот предмет смотрят по другому. Никакая телесная нечистота не делает нас нравственно и молитвенно нечистыми. Сотворенные Богом, говорит св. Афанасий Великий, мы «не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда токмо мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное извержение, тогда и сему с прочими подвергаемся мы, ... по необходимости естественной» (9).

Понятно, что особенно в среде верных из евреев нельзя было легко и быстро преодолеть ветхозаветный взгляд на культовую нечистоту женщины, тем более что появлялись и ложные учения разных еретиков, имевших неправильный взгляд на женщину и, в связи с ней, на брак, рождение и т. д. Так, древний христианский памятник, Апостольские Постановления, остро полемизирует с одним таким воззрением, согласно которому от женщины во время менструации Дух Святой удаляется, а приходит дух нечистый, и поэтому она тогда не должна ни молиться, ни дотрагиваться до Священного Писания, ни читать его, ни слушать, как читают и т. д. Приведя это ошибочное учение, памятник дает следующее наставление женщинам: «Поэтому отвратись от праздных речей, о жено, и поминай всегда Бога, сотворившего тебя, и молись Ему, ибо Он Господь твой и всех. И учи Его законы, не смотря ни на физическое очищение, ... ни на роды, ни на выкидыш (10), ни на нечистоту телесную, ибо таковая осмотрительность есть изобретение глупых людей, ума не имеющих. Ибо ни погребение человека, ни мертвые кости, ни гроб, ни какая-либо пища, ни ночное истечение не может осквернить человеческую душу, но только нечестие и беззаконие по отношению к Богу и неправда по отношению к ближнему, т. е. хищение, говорим, или насилие, или нечто противное справедливости по отношению к нему, прелюбодеяние и блуд» (11). Столкнувшись с этим самым ошибочным учением, святой Дионисий, чтобы охранить от него верных, в приведенном правиле наставляет, что женщины, в каком бы то ни было состоянии, могут молиться.

Во всяком случае, на основе приведенного ветхозаветного воззрения на культовую нечистоту женщин в менструации, равно как и ответа трех епископов, позже дошло до такой точки зрения, что они не должны приходить в церковь на общую молитву в этом состоянии, а также в продолжении сорока дней после родов и выкидыша (12). Вероятно, что на такое отношение повлияла и возможность случайным истечением крови осквернить храм, который потребовалось бы освящать (13). А возможно и из-за запаха, который издает материя очищения при разложении. На вопрос: Почему не только в Ветхом законе, но и по словам Отцов месячное очищение женщины считается нечистым? – преп. Никодим Святогорец приводит три причины: 1) из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как например, из уха, носа, мокроту при кашле и т. д.; 2) это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, т.е. нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько нечисты грехи, которые мы творим по своей воле; 3) Бог называет нечистотой месячное очищение женщин (и это есть поистине единственная и главная причина), чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними, когда они имеют месячное очищение, как говорит Феодорит, как из- за достоинства мужского и почитания женщины, как говорит Исидор (Пелусиот), так и ради почитания Закона и естества, согласно Филону, а главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях» (14).

Мы видели, что, по словам Властаря, женщины в старину входили в алтарь для причащения в этом состоянии. Опосредовано это, т.е. что они (или хотя бы некоторые из них) приходили в церковь и приступали к Святому причащению, доказывают и вопросы, заданные святому Дионисию и Тимофею. Но и после этого, когда вышло определение о том, что они тогда не могут причащаться, они приходили в церковь на молитву, как дает понять канонист Вальсамон (ХII в.), говоря, что, в особенности в женских монастырях, женщины с месячным истечением приходили в церковь и, поскольку не могли причаститься, стояли на паперти и молились Богу (15). Он был против этого их присутствия и стояния на паперти, и говорил, что не следовало бы им вообще приближаться к храму (16). Той же точки зрения придерживался и Матфей Властарь, как мы уже показали. Подобное отношение выражает 64 правило Номоканона в Великом Требнике. Из литургистов С. Булгаков говорит, что по церковным правилам (не называя каким) женщина в период месячного или послеродового очищения не должна входить в храм и причащаться (17). Его точку зрения дословно повторяют прот. В. Николаевич и проф. д-р Л. Миркович, ссылаясь на 2 правило святого Дионисия и на 7 правило Тимофея Александрийского (18).

Мы считаем, что эти частные мнения Вальсамона и приведенных авторов, или мнения их современников об этом предмете, не подтверждены никаким высшим авторитетом – Вселенским или Поместным собором – и не могут рассматриваться как позиция всей Православной Церкви. Тем более, что мы знаем, что Церковь позволяла, с глубокой древности, стоять у паперти и еще некрещенным (оглашенным), равно как и некоторым степеням кающихся, т.е. тем христианам, которые после крещения во время гонений пали и отреклись от Христа, или учинили убийство, прелюбодеяние, либо другие тяжкие грехи, «чтобы они, – как говорит святой Симеон Солунский, – слушанием и смотрением участвовали в божественном, устами и языком исповедовали веру и пели благочестивые слова.» (19)

Не может быть, чтобы Церковь поступала строже в отношении женщин в афедроне, нежели в отношении нравственных преступников, и не дозволяла бы им, чтобы они слушанием и смотрением «участвовали в божественном», в исповедании веры и пели благочестивые слова. Это подтверждало бы и точку зрения преп. Никодима Святогорца, который, со ссылкой даже на Вальсамона, говорит, что женщины и в это время могут молиться, «будь то наедине в своем доме, будь то на паперти храма, моля Бога и прося помощи и спасения у Него». (20)

Поэтому я полагаю, что из приведенного правила святого Дионисия можно с уверенностью заключить только, что женщина во время менструации не может причащаться. Добавленное указание, что женщины могут молиться всегда, и в том, и в другом состоянии, я полагаю, значит прежде всего, что он говорит, чтобы им для молитвы не было бы запрещено приходить в церковь. Тем более, что он приводит пример кровоточивой жены из Евангелия, которая пришла ко Господу и дотронулась до края Его одежды, а не до Его тела, что для святого Дионисия служит доказательством того, что во время менструального периода нельзя причащаться. Еще определеннее это можно было бы заключить из указания упомянутого древнехристианского памятника, Апостольских Постановлений, в котором также приводится пример кровоточивой жены и подчеркивается, что Спаситель на этот ее поступок «не оскорбился, и даже не обвинил ее, но напротив, исцелил, сказав: Вера твоя спасе тя». (21) Этот поступок Спасителя ясно говорит нам, что «Бог не гнушается телесного очищения, которое Он дал женщинам раз в тридцать дней, соответственно телесному составу, и они ослабевают телесно, и обычно сидят в доме». В заключение памятник обращается к мужчинам, предписывая: «И к женщинам, при телесном очищении, мужчины да не входят, заботясь о потомстве. Ибо Закон предписывает: к женщине, когда она в афедроне, не входи, и не сходись с беременными. Ибо это делается не ради рождения ребенка, а для наслаждения. Но не подобает, чтобы любитель Бога был любителем наслаждения». (22)

Несомненно, что святому Дионисию и Апостольским Постановлениям руководством к позиции по этому вопросу послужило евангельское событие и отношение Господа к кровоточивой женщине, этим же должны руководствоваться и мы. Поскольку кровоточивая женщина по Моисееву Закону также была нечиста, и не смела никого касаться (Лев 15. 25), в поступке Спасителя по отношению к ней для нас имеет особое значение: 1) то, что женщина коснулась не тела Христова, но края Его одежды; 2) она сделала это не где-то наедине, но в толпе народа, собравшегося вокруг Него; 3) хотя она по Закону была нечиста, Господь из-за ее поступка не прогнал ее ни от Себя, ни из общества, но похвалил ее веру и исцелил ее.

В толковании этого события у отдельных святых Отцов и церковных писателей виден тот же самый подход. По Оригену, Господь исцелил кровоточивую, «чтобы показать, что никто из имеющих болезнь без своей вины не нечист перед Богом, призывая ее Закон праобраза перевести в духовное созерцание. Он называет ее дщерью, ибо она стала (ею) верою. Потому она и была исцелена, ибо услышала: Вера твоя спасе тя (23). По святому Иоанну Златоусту, кровоточивая не приступила ко Христу с дерзновением, «потому что стыдилась болезни своей и почитала себя нечистою. Если женщина во время месячного очищения почиталась нечистою, то тем более могла почитать себя таковою страждущая такою болезнью. Болезнь эта по Закону почиталась весьма нечистою» (24). В дальнейшем изложении, на вопрос: Почему Христос открывает ее исцеление многим? – святой Иоанн приводит следующие причины: «Во-первых, Он освобождает ее от страха, чтобы она, угрызаемая совестью, как похитительница дара, не проводила жизнь в мучении. Во вторых, исправляет ее, потому что она думала утаиться. В третьих, открывает всем веру ее, чтобы и другие соревновали ей. Да и показать, что Он знает все, есть столько же великое чудо, как остановить течение крови» (25). Следовательно, Он не обличает ее как нечистую, но успокаивает и веру ее ставит в пример, что подчеркивает и Зигабен, говоря: «Не бойся ни Меня, ни Закона, ибо ты прикоснулась веры ради, а не из презрения (Закона)» (26).

В духе приведенного евангельского и канонического подхода я считаю, следовательно, что месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Вне этого процесса, женщина, также как и остальные, должна всячески стараться приходить физически чистой на общую молитву, тем более к Причастию (27). Но еще больше она должна трудиться над чистотой души, над украшением потаеннаго сердца человека, въ неистленiи кроткаго и молчаливаго духа, еже есть предъ Богомъ многоценно (1 Петр 3, 4).

Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым, равно как могут и нейтрализовать запах, происходящий от истечения крови, мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии, или, некрещенная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься. После родов, в отношении необходимых молитв для входа в церковь и воцерковления младенца необходимо и далее придерживаться предписаний Требника.

Патриарх Павел Сербский

Примечания:

1. Прав. 2. Правила Православной Церкви съ толкованiями Никодима, епископа Далматинско-Истрийскаго. Т. II. Переводъ съ сербскаго. С.-Петербургъ. Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1912;

2. Прав. 7. Еп. Никодим, указ. соч., стр. 483;

3. Прав. 28. Еп. Никодим, указ. соч., стр. 561.

Скабалланович указывает, что в древнем христианском памятнике Testamentum Domini nostri Jesu Christi говорится о том, что церковным вдовицам не дозволялось в период очищения «приступать к алтарю» (Толковый Типиконъ. Кiевъ, 1910, т. I, стр. 94).

5. Афинская синтагма т. IV, 9.

6. Там же, 8. Т. IV;, стр. 106. Ср. Гласник СПЦ 1979 г., стр. 46.

7. – В русском переводе упомянутого труда еп. Никодима поясняется (т. 2, стр.327), что слово не означает только месячное очищение, однако, по толкованию Зонары на это правило, «слово это заимствовано из еврейской жизни, а именно: еврейки, когда у них бывает месячное очищение, живут отдельно, ни с кем не сообщаются в течение семи дней, откуда и произошло слово, показывающее, что женщины, находящиеся в таком состоянии, живут обособленно от «сидения» с другими, как нечистые».

8. Ср. Чаjканович. Мит и религjа у Срба. Београд, 1973, стр.67.

9. Послание св. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского, к Аммуну монаху. Еп. Никодим, указ. соч., стр. 354.

10. Разумеется, здесь идет речь о непроизвольном прерывании беременности.

11. Кн. VI, гл. ХХХVII, изд.

12. Что вошло также и в богослужебные книги и вызвало особое молитвословие: Молитвы жене родильнице, по четыредесяти днехъ. Но и здесь речь идет о чистоте ее для причащения: рабу Твою... очисти отъ всякаго греха, и отъ всякiя скверны, ... да неосужденно сподобится причаститься Святых Твоихъ таинъ (первая молитва). Омый ея скверну телесную, и скверну душевную, ... творяй ю достойну и причащенiя честнаго Тела и Крове Твоея (молитва вторая).

13. Ср. Чинъ отверзенiя и очищения церкве идеже... кровiю человеческою... окропится; Л. Миркович. Литургика. Београд 1967, II, 2, стр. 227; Учительное известiе...

14. стр 548.

15. Вальсамон, указ. соч.

16. Указ. соч. т. IV, 8.

17. С. В. Булгаковъ. Настольная книга священно-церковнослужителя. Харьковъ, 1913, стр. 1144.

18. Практични свештеник. Земун 1910, II, стр. 26; Л.Миркович. Литургика. Београд 1967, II, 2, стр. 72.

19. P. gr., t. 155, col. 357.

20. стр 549.

21. Указ. соч. стр. 115.

22. Там же.

23. Отрывки в изд.

24. Творенiя святаго отца нашего Iоанна Златоуста, Архiепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводе. Т. VII, кн. I, стр. 340.

25. Там же, стр. 341.

26. П. Трембелас. 1952, стр. 267.

27. Эту необходимость чистоты тела и души на Божественной литургии напоминает нам умывание рук священника перед началом проскомидии, а епископа после облачения, и особенно во время Херувимской песни, в царских вратах. Св. Кирилл Иерусалимский говорит, что это делается «не ради телесныя скверны, ... не для сея причины. Ибо мы с плотскою скверною не входимъ въ церковь. Но умовенiе знаменуетъ, что надлежитъ вамъ очистить себя отъ всехъ греховъ и беззаконiй». (Поученiе тайноводственное пятое. Иже во святыхъ отца нашего Кирилла, архiепископа Iерусалимскаго, огласительныя и тайноводственныя поученiя. Переводъ съ греческаго. Москва, 1900.)

Удаляется Святой Дух, сменяясь духом нечистым.

Такой подход связан с ветхозаветной традицией, где большое место занимало представление о чистоте и нечистоте. Нечистым считалось все, что связано со смертью, в том числе и кровотечения. Такое отношение к кровотечениям, в том числе и к месячным, существовало и в язычестве, но в ветхозаветной религии оно имело особый смысл.

Смерть в Библии трактуется как следствие грехопадения человека. Следовательно, любое напоминание о ней, в том числе и ежемесячное кровотечение – это напоминание о человеческой греховности, поэтому оно делает человека «нечистым», заставляет держаться в стороне от религиозной жизни. В ветхозаветные времена иудейским женщинам действительно запрещалось во время критических дней принимать участие в молитве, более того – к женщине в это время даже прикасаться было нельзя, ее изолировали.

В , имеющем своей основой победу Спасителя над греховностью и смертью, такого однозначного подхода быть уже не могло. Дискуссии относительно критических дней не прекращались на протяжении веков. Одни богословы, видя в телесной нечистоте образ нечистоты духовной, запрещали женщинам причащаться в эти дни (св.Дионисий, св.Иоанн Постник, преп. Никодим Святогорец), другие же считали женское кровотечение естественным процессом и не видели никаких препятствий к во время критических дней (св. Климент римский, св.Григорий Двоеслов).

Отношение современной Церкви к критическим дням

В древности и Средневековье существовала еще одна причина ограничений для женщин во время критических дней: кровь могла попасть на церковный пол, тем самым осквернив храм. Такие строгие правила касаются любой крови – даже если человек случайно порезал палец, он должен немедленно выйти из храма, чтобы остановить кровь.

Современные гигиенические средства позволяют решить эту проблему, поэтому в настоящее время женщинам не запрещается во время критических дней посещать храм, молиться, ставить свечи, прикладываться к иконам. Вместе с тем сохраняется запрет на участие в таинствах в эти дни. Женщина в таком состоянии не должна ни , ни причащаться, ни креститься, если она некрещеная.
Все эти запреты отменяются в том случае, если женщина тяжело больна и имеет место опасность для жизни.

Источники:

  • Пархоменко К. О так называемой женской нечистоте

Точного ответа на этот вопрос, можно ли ходить в церковь во время месячных, нет. Женщине перед тем, как заходить в Храм Божий, лучше узнать об этом у настоятеля церкви, а все религиозные обряды отложить на другое время.

Люди идут в церковь, чтобы помолиться и своих близких, за поддержкой своей веры, попросить помощи у Всевышнего или поблагодарить его, исполнить таинство крещения или венчания. В нет строгих ограничений на посещение церкви. Но у женщин часто возникает вопрос, можно ли ходить в церковь во время менструации? Чтобы получить ответ, нужно обратиться в Ветхому и Новому Завету.

Можно ли заходить в церковь во время месячных?

В Старом Завете есть определения чистоты и нечистоты тела. В церковь нельзя ходить при некоторых болезнях и истечениях из половых органов. Следовательно, во время менструации женщинам лучше отказаться от посещения церкви. Но если вспомнить Новый Завет, то во одна из женщин прикоснулась к одежде Спасителя, и это не считалось грехом.

Ответом на вопрос могут послужить слова Григория Двоеслова, который писал, что женщина в период менструации может посещать церковь. Она создана Богом, и все процессы, происходящие в ее организме, естественны, это никак не зависит от ее души и воли. Месячные – это очищение организма, его нельзя сравнивать с чем-то нечистым.

Священник Никодим Святогорец также считал, что нельзя женщине запрещать посещение церкви в критические дни, в этот период можно и . А преподобный Никодим Святогорец говорил, что женщины во время менструации нечистые, так в этот период запрещено совокупление с мужчиной и невозможно продолжение рода.

Современные священнослужители по-разному отвечают на этот вопрос. Одни против посещения церкви во время менструации, другие не видят в этом ничего греховного, а третьи разрешают посещать церковь в критические дни, но запрещают участвовать в религиозных обрядах и прикасаться к святыням.

Почему во время месячных женщина считается нечистой?

В период менструации женщину считают нечистой по двум причинам: во-первых, это связано с гигиеной и подтеканием крови. Когда отсутствовали надежные средства защиты, кровь могла протечь на пол церкви, а Храм Божий – не место для кровопролитий. Во-вторых, нечистота связана с гибелью яйцеклетки и ее выходом во время кровотечения.

Сейчас многие священнослужители ограничивают участие женщины с выделениями в церковной жизни. Настоятели не запрещают посещать им церковь, можно заходить и молиться, но не принимать участие в религиозных ритуалах (миропомазании, исповеди, крещении, венчании и т.д.) и не прикасаться к святыням. И связано это не с тем, что женщина нечистая, а с тем, что при любом кровотечении нельзя трогать святыни. Например, это ограничение действует даже , который поранил руку.

Посещение храма и церковных служб накладывает на прихожан определенные правила поведения. Но нужно уметь различать церковный устав от простых суеверий и ложной трактовки Священного писания.

Когда посещение храма не разрешается

Посещение храма для многих людей возможность покаяния, молитвы, просьб и укрепления сил. Но такая благодать в свою очередь требует от человека знания и соблюдения церковных канонов и правил поведения в церкви. Православные традиции, установленные еще нашими предками, призваны не ограничить, а упорядочить действия прихожанина в храме. Это вовсе не значит, что другие посетители храма имеют право делать резкие замечания человеку только начинающему воцерковляться. К сожалению, такие случаи не редки. Но относиться к ним нужно как к подавлению собственной гордыни.

Во избежание подобных ситуаций лучше перед первым походом в храм почитать специальную литературу, а с самыми сложными и спорными вопросами обратиться к священнику. Потому что вокруг церковной жизни, обрядов и таинств всегда много мифов и заблуждений. Например, женщин и девушек очень волнует вопрос, а можно ли посещать храм во время критических дней. Считается, что женщина в этот период «нечистая» и своим присутствием будет только осквернять святое место.

Давайте разберемся. Для Бога нет «нечистых» людей, он всех любит по-отечески. Да и человек чаще всего «нечист» душой, нежели телом. А в храм он пришел именно для очищения. Все стереотипы, связанные с запретом посещения храма женщинам во время месячных, идут из средневековья. Когда еще плохо было с гигиеной и капля крови, упавшая на пол, могла осквернить Божий дом.

Сейчас, когда с личной гигиеной все более чем нормально, такое правило стало формальным. Ходить женщине в храм можно, но нельзя участвовать в церковных таинствах. Женщины и девушки могут исповедоваться, но к Причастию их не допустят. Нельзя в такие дни прикладываться к иконам, кресту, святым мощам, венчаться и крестить детей.

Исключение из правил

Но если речь идет о болезни или предсмертном состоянии, тут уж не до правил и предрассудков. Священник имеет право причастить или соборовать такую женщину.

По церковным правилам женщина после родов не имеет право посещать храм в течение 40 дней. А после этого срока священник должен прочитать над ней разрешительную молитву « Молитвы жене родительнице, по четыредесятих днех».

При этом не нужно забывать евангельскую историю, когда женщина, страдающая от кровотечения, прикоснулась к краю одежды Христа и получила исцеление. Все люди имеют право на милость Божию, независимо от своего физического состояния.

7 апреля 2018 года наступает Великая (Страстная) Суббота. В этот день верующие со скорбью вспоминают погребение Иисуса Христа, а в Иерусалиме сходит Благодатный огонь.

Великая Суббота - это последний день Великого поста. 8 апреля православные христиане будут отмечать Пасху.

В Великую Субботу церковь вспоминает погребение Иисуса Христа и Его сошествие в ад. Погребение Иисуса Христа описывают все четыре Евангелия; оно входит в число Страстей Христовых. Христиане верят, что Своей смертью Иисус Христос победил смерть и спас из адской бездны ветхозаветных праведников.

Службы Великой субботы начинаются в пятницу во второй половине дня. Плащаницу — большое полотно с шитым образом Господа, снятого с креста — выносят на середину храма. Вечером того же дня есть служба, на которой совершают Крестный ход с Плащаницей вокруг храма при печальном колокольном звоне. После Крестного хода читают Священное Писание, в том числе место из Евангелия от Матфея — как фарисеи поставили у погребальной пещеры стражу, опасаясь, что ученики выкрадут тело.

Вечерня Великой Субботы служится вместе с литургией Василия Великого. Эта служба принадлежит уже Пасхальному Воскресенью. По окончании Литургии поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей и яиц.

В Великую Субботу каждый год в Иерусалиме в храме Воскресения, на Гробе Господнем, сходит Благодатный огонь. Происходит это в разное время второй половины дня при большом стечении народа. В последние годы этот огонь доставляют самолетом в Украину к празднику Христова Воскресенья.

В день Страстной субботы положено сухоядение. Можно есть хлеб, сырые овощи и фрукты, сухофрукты, орехи, мед. Нельзя готовить еду с добавлением растительного или сливочного масла. В этот день также разрешается пить вино. В Великую Субботу нельзя шить, стирать, работать на огороде. Нельзя громко смеяться, обижать своих близких, сквернословить и ругаться, это считается большим грехом. В Страстную субботу можно ходить на кладбище, но нельзя устраивать поминки по усопшим. В Великую субботу нельзя играть свадьбы, справлять дни рождения, юбилеи и любые нецерковные праздники. Запрещено также ловить рыбу и охотиться.

Напомним, вся последняя неделя Великого поста именуется Страстной седмицей, и в переводе с церковнославянского языка означает «неделя страданий». Каждый ее день имеет свое особое значение и историю. В это время, согласно библейским писаниям, Христос начал свой путь к гибели за все грехи человечества и последующему воскрешению. Поэтому Страстную неделю христиане усиленно молятся, соблюдают строжайший пост, вспоминают последние дни земной жизни Христа. В 2018 году Страстная седмица начинается 2 апреля и завершается 7 апреля.

Страстная неделя посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день Страстной седмицы именуется святым и великим. Эти освященные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения через страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все , церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.

С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия. Все службы Страстной седмицы , отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления.

После вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо – рис, сваренный с медом. Празднование это установлено по следующему случаю.

В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.

Креста Твоего Господи, сила великая: ибо образующе сего в себе, абие демонов крепость отражаем.

«Велика сила Креста Твоего, Господи: ибо, им себя ограждая, тотчас демонскую силу побеждаем».

Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

«О великие успехи веры! Посреди пламени, как в прохладной воде, святой мученик Феодор радовался: ибо, сгорев в огне, стал подобным сладкому хлебу для Троицы. Его молитвами, Христе Боже, спаси души наши».

Тропарь святому Феодору Тирону

Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем, противные силы попрал еси, многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый.

«Приняв, как щит, в сердце твоем веру Христову, вражеские силы попрал, многострадальный, и небесной вечной наградой увенчан был ты, Феодор, как непобедимый».

Кондак святому Феодору Тирону

Об исповеди

Грехи оплаканные, исповеданные и разрешенные, уже не в нас, или не на нас. Они тоже, что сучья, отрубленные от дерева: когда любили грехи, они были на дереве жизни нашей живыми ветвями и питались от него; когда же мы отвратились от них, стали мерзить ими, раскаялись и исповедались, – этим действием мы отсекли их от себя. В минуту разрешения они отпали от нас. Теперь это сухие ветки, и Господь идет попалить в нас сие терпение прегрешений. Чрез разрешение грехов Он Себе приготовляет в нас достойную Себя обитель.


Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра.

Хорошо делают те, которые, готовясь к исповеди в первый раз после долгого пребывания во грехах, находят случай предварительно переговорить с духовным отцом и рассказать ему всю историю жизни своей греховной. Таким нет опасности забыть или пропустить что-либо в смятении во время исповеди. Всячески стоит позаботиться о полном открытии грехов своих. Господь дал власть разрешать не безусловно, а под условием раскаяния и исповеди.

Если же не будем достодолжно об грехах исповедоваться, то во время исхода нашего страх некий неопределенный найдем в себе. А нам, любящим Господа, надлежит желать и молиться, чтобы в то время оказаться непричастными никакому страху, – ибо кто тогда будет находиться в страхе, тот не пройдет свободно мимо князей адских, потому что эту боязливость души они считают за признак соучастия ее в их зле, как это в них самих есть.

Блаженный Диадох

Когда согрешашь ты, не плачь и стенай не о том, что будешь наказан: это еще не важно; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, который столько благ, столько тебя любит; столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в этом состоит исповедание.

Пост почитай оружием, молитву – стеною, слезы – банею.

Преподобный Нил Синайский

Всякий грех совершается для наслаждения, и всякое прощение грехов получается через злострадание и печаль.

Преподобный авва Фаласий

Кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там. Итак, необходимо плакать или здесь – добровольно, или там – от мучений.

Преподобный авва Арсений


Чин исповеди

Исповедуюся Господу Богу Вседержителю, в Святой Троице славимому и поклоняемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу…, во всех моих грехах, зле мною, содеянных мыслью, словом, делом и всеми моими чувствы.

Согрешил я пред Господом и Спасителем моим неблагодарностью, маловерием и неверием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил вероломством и неверностью, непостоянством в добродетели, легкомыслием, суетностью, тщеславием, боязливостью, ропотом, унынием, малодушием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил я Господи: самолюбием, гордостью, унижением других, завистью, ненавистью, злобою, ехидством, грубостью, дерзостью, жестокостью. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил объядением, пьянством, курением, леностью, похотью, блудом, нечистотою. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил своенравием, самочинием, непослушанием, неповиновением, строптивостью нрава. – Каюсь, Господи. Помилуй, прости и спаси!

Согрешил корыстолюбием, скупостью, жадностью, лживостью, лукавством, клеветою, придирчивостью, божбою, лицемерием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил похищением, татьбою, присвоением чужого, утаением найденного, обвешиванием и обманом в купле и продаже, поблажкою и потворством грехам и преступлениям. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил я, Господи: суетным провождением времени, пустословием, празднословием, сквернословием, игрою в карты, страстью и чтению пустых книг, нерадением к чтению Священного Писания и других духовных и душеполезных книг. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил недоброжелательством, зложелательством, злорадством, злопамятством… Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил небрежностью к молитве как к церковной, так и домашней, суеверием, гаданием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил недобросовестным исполнением служебных обязанностей, роскошью, неуважением к старости, оскорблением родителей, придумыванием извинения своим грехам и самооправданием вместо самоосуждения и самообличения…, подстрекательством на зло, проклятием на ближнего, ругательством, убийством … … – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Каюсь во всех беззакониях своих, горько сокрушаюсь о согрешениях и впредь, при Божией помощи, буду от них блюститься.

Прости меня, отче честный, и будь мне свидетелем в день суда против обличителя моего диавола, что все сие я исповедал и, по данной тебе от Бога власти прощать кающимся грехи, разреши от них, и помолися, да управит Господь путь мой во спасение.

Житие святого великомученика Феодора Тирона

Великомученик Феодор Тирон был войном в городе Аласии Понтийской области в Малой Азии, под начальством некоего Врника. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых Святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма, и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Привезенный к правителю, Святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу.

Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.

Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник (361 – 363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого Поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого Поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной Литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный Святому Великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого Поста описывал патриарх Константинопольский Нектарий (381 – 397).

Настольная книга священнослужителя, Т. II

Намаз – самое любимое Всевышним Аллахом богослужение. Именно поэтому ислам придает ему наибольшее значение. И именно по этой причине Всевышний Аллах установил обязательность исполнения данного богослужения пять раз в день в качестве благодарности за Его бескрайние блага, которые мы получаем с рождения и до самой смерти. И даже более того: мы получаем блага Аллаха еще до рождения, и они продолжают поступать к нам после смерти.

Поскольку пятнице был дан наивысший статус по сравнению с другими днями (настолько, что праотец всего человечества – пророк Адам (мир ему) – был сотворен именно в пятницу), в этот день была предписана особенная молитва. Ранее мы уже говорили о преимуществах коллективного намаза. Также мы писали, что чем больше людей собираются во время молитвы, тем более явными становятся ее преимущества. Это возможно, только если все местные жители соберутся и совершат вместе коллективный намаз. Если бы подобное было предписано пять раз в день, это вызвало бы значительные трудности. Поэтому ислам установил специальный день недели, в который все местные жители могут собраться и исполнить данное богослужение. Поскольку пятница – самый благородный и благословенный день недели, указанный намаз был установлен именно в этот день.

Для народов, живших до прихода пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), Всевышний Аллах тоже устанавливал пятницу в качестве дня богослужения. К несчастью, они начали спорить и разошлись во мнениях в отношении этого дня. В результате они были лишены этого большого блага. Но мусульманская община была удостоена этой чести. Иудеи установили днем богослужения субботу, основываясь на том, что в этот день Всевышний Аллах завершил сотворение мира. Христиане предпочли воскресенье, полагая, что в этот день Всевышний Аллах начал создавать мир. В результате обе данные группы совершают ряд богослужений в эти дни, оставляя все дела и проводя часы в служении Богу. Поэтому в христианских странах все магазины и офисы по воскресеньям закрыты.

Преимущества пятницы

1. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пятница – лучший из всех дней. Именно в этот день создан пророк Адам (мир ему). В этот день он вошел в рай. В этот день он вышел из рая (что стало причиной существования человека в этом мире, и что является большим благом). День Воскрешения тоже наступит в пятницу». (Муслим. Сахих)

2. Как сообщают, имам Ахмад (милость ему Аллаха) сказал, что в некоторых аспектах пятничная ночь превосходит даже Ночь Могущества. Одной из причин этому – появление в эту ночь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в утробе его матери. Появление Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в этом мире принесло неисчислимые блага как в этом мире, так и в вечной жизни. (Дехлеви. Ашгат-уль-лямагат)

3. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «В пятницу есть особенный час, в течение которого мольба любого мусульманина обязательно принимается» (Бухари, Муслим) . У теологов есть различные мнения насчет того, когда наступает это время. Шейх Абдуль-Хак Дехлеви (милость ему Аллаха) привел в своем комментарии к книге «Сифр-ус-саада» Фейрузабади сорок различных мнений, среди которых отдал предпочтение двум:
(а) это время с момента начала проповеди до конца намаза;
(б) это время в конце дня.
Многие теологи отдавали предпочтение второму мнению, в поддержку которого имеется немало хадисов. Шейх Дехлеви (милость ему Аллаха) говорил о верности повествования, согласно которому госпожа Фатыма (да будет доволен ею Аллах) просила свою горничную сообщать ей, когда пятница подходила к концу, чтобы она могла полностью посвятить себя поминанию Аллаха и мольбам. (Дехлеви. Ашгат-уль-лямагат)

4. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
– Пятница – самый благословенный день недели. Именно в этот день затрубит Горн. Читайте в мой адрес большое количество салаватов по пятницам – в этот день их представляют мне.
– Посланник Аллаха, – обратился к Пророку один из его сподвижников, – как же они будут представлены тебе, если даже твои кости не сохранятся после твоей смерти?
– Всевышний Аллах запретил земле (поглощать) тела пророков, – ответил Пророк (мир ему и благословение Аллаха). (Абу Дауд)

5. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Под словом "шахид" подразумевается пятница. Это самый благословенный день недели. В этот день есть особенный час, в течение которого мольба любого мусульманина принимается, и Всевышний Аллах защищает его от всего, от чего тот просит его защитить». (Тирмизи) Слово «шахид» («свидетельствующий») встречается в суре «Бурудж», и Всевышний Аллах клянется этим днем:

وَالسَّمَاءِ ذَاتِ الْبُرُوجِ ◌ وَالْيَوْمِ الْمَوْعُودِ ◌ وَشَاهِدٍ وَمَشْهُودٍ
Клянусь небом с созвездиями! Клянусь обещанным днем (Суда)! Клянусь свидетельствующим днем (пятницей) и засвидетельствованным (днем Арафата)!


6. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пятница – "мать" всех дней и самый благословенный день недели перед Всевышним Аллахом. Для Него этот день более значим, чем праздники разговения и жертвоприношения». (Ибн Маджа)

7. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всевышний Аллах спасет от могильного наказания мусульманина, который умрет в предпятничную ночь или пятничный день». (Тирмизи)

8. Однажды господин Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) прочел аят: «Сегодня Я довел для вас до совершенства вашу религию», – и сидевший рядом иудей заметил:
– Если б такие слова были ниспосланы нам, мы бы отмечали день их ниспослания как праздник.
– Этот аят был ниспослан в два праздника (пятницу и день Арафата), – ответил Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), подразумевая, что этот день для мусульман и так является сразу двумя праздниками.

9. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) называл пятничную ночь блестящей ночью, а пятничный день – блестящим днем. (Мишкат)

10. После Воскрешения Всевышний Аллах направит тех, кто достоин рая, в рай, а тех, кто заслуживает ада, – в ад. Дни, что у нас есть в этом мире, тоже будут там. Хотя не будет ни дня, ни ночи, Всевышний Аллах покажет нам величину дней и ночей, а также количество часов. И когда придет пятница, и настанет тот час, когда люди ходили на пятничный намаз, глашатай возвестит:
– О, обитатели рая! Ступайте же в сады изобилия, длина и ширина которых неизвестны никому, кроме Всевышнего Аллаха.
Там будут горы мускуса высотой с небеса. Пророки (мир им) будут сидеть на башнях света, а верующие – на сапфировых тронах. После того как все будут усажены согласно их положению, Всевышний Аллах ниспошлет легкий ветер, который донесет мускус и обдаст им одежду, лицо и волосы столь искусно, что в этом с ним не сравнится даже женщина, получившая в свое распоряжение все духи мира. Тогда Всевышний Аллах прикажет носителям Своего Трона установить его среди этих людей, к которым Он обратится со словами:
– Слуги Мои, что пришли с верой в незримое, хотя не видели Меня, что приняли Моего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что подчинились Моим законам! Просите у Меня все что угодно. Это день обильных даров!
– О, Аллах! – воскликнут они единогласно. – Мы довольны Тобой, будь же доволен нами!
– Обитатели рая, – ответит Аллах, – если б Я не был доволен Вами, то не держал бы вас в Своем раю. Просите о чем-нибудь, ведь это день обильных даров!
– О, Аллах! – воскликнут они в один голос. – Яви нам Свою красоту, чтобы мы могли увидеть Тебя собственными глазами.
Всевышний Аллах опустит завесу, и люди увидят Его. И Его красота окружит их отовсюду. Если б не было повеления о том, что обитатели рая не могут быть сожжены, они бы несомненно не пережили жар этого особого света, и все бы сгорели. Затем Он скажет им вернуться на свои места. Их красота и привлекательность удвоится благодаря воздействию Истинной Красоты. Затем они пойдут к своим женам. Поначалу они не будут видеть друг друга, но через некоторое время свет, который скрывал их, исчезнет, и они смогут увидеть друг друга. Жены спросят мужей: почему их внешний вид не тот, что был, когда они покидали их (почему он стал в тысячу раз лучше)? Мужья ответят, что причиной этому стало то, что они собственными глазами увидели красоту Всевышнего Аллаха.
Таково великое благо, которое они получат в пятницу!

11. Каждый день жар ада растет. Но, благодаря благу пятницы, в пятничный день этого не происходит. (Газали. Возрождение религиозных дисциплин)

12. В одну из пятниц Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О, мусульмане! Всевышний Аллах сделал этот день праздником. Так, купайтесь в этот день; если есть парфюмерия, наносите ее; и используйте мисвак!» (Ибн Маджа)

Пятничный этикет

1. Каждому мусульманину следует готовиться к пятнице еще с предыдущего дня. В четверг после аср-намаза нужно помногу раз просить прощения у Аллаха. Почистите и приготовьте одежду. Если дома нет парфюмерии, нужно постараться, если это возможно, раздобыть ее, чтобы не отвлекаться на это в пятницу. В прошлом благочестивые люди говорили, что наибольшую пользу от пятницы получит тот, кто ждет ее и готовится к ней с четверга. А самым несчастным является тот, кто даже не знает, когда настанет пятница, и будет утром спрашивать людей, какой сейчас день недели. Некоторые праведники шли в соборную мечеть еще в предпятничную ночь, чтобы полностью подготовиться к грядущему дню. (Газали. Возрождение исламских дисциплин. – Том 1, стр. 161)

2. В пятницу нужно исполнить полное омовение, тщательно вымыть волосы и тело. Очень хорошо бы также использовать в этот день мисвак.

3. Совершив полное омовение, наденьте свою лучшую одежду и, если возможно, используйте парфюмерию. Подстригите ногти.

4. Старайтесь направиться в соборную мечеть очень рано. Чем раньше человек пойдет туда, тем большее вознаграждение получит. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «В пятницу ангелы стоят у входа в мечеть, в которой будет совершен пятничный намаз. Они записывают имя первого вошедшего, затем следующего и т. д. Тот, кто вошел первым, получит награду, равную принесению в жертву верблюда ради Аллаха. Второй вошедший получит вознаграждение размером с корову, далее последует награда с курицу, а затем – с яйцо, принесенное в качество милостыни ради Аллаха. Как только начинается проповедь, ангелы закрывают свои записи и начинают ее слушать». (Бухари, Муслим)

В старину по утрам и в рассветное время дороги были заполнены людьми. Все очень рано шли в соборную мечеть. И там собиралась огромная толпа, что напоминало собрание людей во время праздников разговения и жертвоприношения. Когда обычай раннего посещения мечети по пятницам был утрачен, люди стали говорить, что это – первое новшество в исламе. Сообщив об этом, имам Газали (милость ему Аллаха) отмечал: «Разве мусульманам не стыдно? По субботам иудеи рано отправляются в синагоги, по воскресеньям христиане ранним утром идут в церковь, торговцы пораньше идут на рынок для заработка, почему же мусульмане не идут в пятницу рано в мечеть?» Мусульмане перестали должным образом ценить благословенную пятницу. Они даже не понимают, насколько велик этот день. Как печально, что современные мусульмане столь бесславно относятся к пятнице, а ведь этот день раньше ценили выше праздничных дней, пятницей очень гордился Пророк (мир ему благословение Аллаха), и она не была дарована прежним народам. Нынешнее поведение мусульман – это большая неблагодарность перед этим благом Всевышнего Аллаха, и последствия такого отношения можно увидеть собственными глазами.

5. Идя пешком на пятничный намаз, человек за каждый шаг получает такую награду, словно он целый год постился. (Тирмизи)

6. По пятницам во время утреннего (фаджр) намаза Пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал 32-ую суру «Земной поклон» и 76-ую суру «Человек». Поэтому время от времени следует произносить данные суры в утреннем намазе, исполняемом в пятницу. Но не стоит это делать всегда: иногда следует произносить другие суры, чтобы люди не посчитали данную практику необходимой (ваджиб).

7. Во время пятничного намаза Пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал суры «Собрание» (№ 62) и «Лицемеры» (№ 63), или же «Высочайший» (№ 87) и «Покрывающее» (№ 88).

8. Большое вознаграждение полагается за чтение 18-й суры «Пещера» до пятничного намаза или после него. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Для того, кто читает суру "Пещера" по пятницам, из-под Трона появится свет высотой с небо. Этот свет поможет ему во тьме Дня Воскрешения. И все грехи, совершенные с прошлой пятницы до нынешней, будут ему прощены». (Дехлеви. Комментарий к «Сифр-ус-саада» Фейрузабади)
Теологи писали, что в данном хадисе подразумеваются малые грехи, поскольку большие без покаяния не прощаются.

9. За чтение салаватов по пятницам награда больше, чем в другие дни. В хадисах говорится о том, что следует многократно произносить салават по пятницам.

Достоинства пятничного намаза и его значение

Пятничный намаз является индивидуальной обязанностью (фард-айн). Это установлено на основе Корана, хадисов и консенсуса мусульманского общества. Пятничная молитва – один из символов ислама. Отрицающий ее является неверующим, а пропускающий ее без уважительных причин – явный грешник (фасик).

1. Всевышний Аллах говорит в Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ
«О, уверовавшие! Когда призывают на намаз в пятничный день, спешите к поминанию Аллаха и оставьте все сделки. Это лучше для вас, если б вы только знали».


В данном аяте под словом «поминание» подразумевается пятничный намаз и проповедь, а слово «спешите» означает, что нужно идти с большим желанием и заинтересованностью.

2. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто в пятницу купается, максимально очищает себя, смазывает маслом волосы, использует парфюмерию, затем идет в мечеть и, усаживаясь там, не сгоняет при этом никого с места, исполняет максимальное количество дополнительных намазов, а во время проповеди молчит, такому человеку будут прощены грехи с предыдущей пятницы до настоящего момента». (Бухари. Сахих)

3. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто купается в пятницу и рано идет в мечеть пешком (а не в повозке), слушает проповедь и во время нее не совершает глупостей, тот за каждый шаг получит такую награду, словно он служил Аллаху целый год, постился год и молился год». (Тирмизи)

4. Господа Ибн Умар и Абу Хурейра (да будет доволен ими Аллах) рассказывают, что слышали следующие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не следует пропускать пятничный намаз. Если же люди пренебрегут этим предупреждением, то Всевышний Аллах запечатает их сердца, и они станут крайне небрежными». (Муслим)

5. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто пропускает три пятничных намаза без уважительной причины, Всевышний Аллах запечатывает сердце». (Тирмизи)
В другом повествовании говорится, что Всевышний Аллах становится недоволен таким человеком.

6. Тарик ибн Шихаб (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Пятничный коллективный намаз является обязанностью (ваджиб) для каждого мусульманина, за исключением рабов, женщин, незрелых мальчиков и больных людей». (Абу Дауд)

7. Как сообщает Ибн Умар (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о пропускающих пятничный намаз следующее: «Я бы очень хотел назначить кого-нибудь имамом вместо себя, в то время как буду сжигать дома тех, кто не посещает пятничный намаз». (Муслим)
Аналогичный хадис приводится в отношении тех, кто не посещает коллективные намазы.

8. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) приводил следующие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто без уважительной причины пропускает пятничный намаз, тот записывается как лицемер в книге, которая защищена от изменений». (Мишкат)
Иными словами, такой человек навсегда будет отмечен как лицемер. Но если он раскается, или же Аллах по Своей милости простит его, то это уже другая ситуация.

9. Как сообщает господин Джабир (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятничный намаз обязателен для тех, кто верит во Всевышнего Аллаха и Судный день, за исключением больных, путников, женщин, детей и рабов. Если же человек отвернется от намаза и займется ненужными делами или торговлей, то и Всевышний Аллах отвернется от него и не будет беспокоиться о нем. И вся хвала Аллаху!» (Мишкат)
Иными словами, на Аллаха нисколько не влияет наличие богослужений; они не приносят Ему пользы. Он каким был, таким и останется, независимо от хвалы и служений в Его адрес.

10. Господин Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил, что тот, кто пропустил несколько пятничных намазов кряду, по сути отвернулся от Ислама. (Дехлеви. Ашгат-уль-лямагат)

11. Один человек спросил Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) об умершем, который при жизни не участвовал в пятничном и коллективном намазах:
– Что вы можете сказать о таком человеке?
– Он – в аду, – последовал ответ.
Человек, который задал этот вопрос, продолжал задавать его Ибн Аббасу в течение целого месяца, но получал все тот же ответ. (Газали. Возрождение исламских дисциплин)

Даже просто читая эти хадисы, можно прийти к выводу, что ислам придает большое значение пятничному намазу, и что имеются суровые предупреждения для пропускающих его. Как после этого можно называть себя мусульманином и при этом не выполнять эту обязанность?

Из книги «Райские украшения» шейха Ашрафа Танви (милость ему Аллаха)