Дамаск. Старый город: улица Прямая, собор Святой Девы Марии, христианский квартал и другое

В начале беседы хочу предупредить вас, что она не будет чисто практической. Мы не будем обсуждать какую-либо узкую тему: как сохранять внимание в молитве, как стяжать любовь к ближним, как бороться с унынием и тому подобное.

Эта беседа будет о цели всей нашей монашеской жизни. Такие беседы необходимы нам - так же, как необходимо воинам перед боем вдохновляющее слово полководца. Перед решающим сражением он не говорит им о том, как нужно заряжать орудия и строить укрепления - эту практику они изучают в военном лагере. Полководец говорит им об ином - он воспламеняет их сердца словами о любимой Отчизне, о высоком воинском служении, о славе и чести, которую принесет им победа. Ведь только если воины будут знать, ради чего они идут в бой, ради чего подвергаются опасностям и ранам, только тогда они смогут бесстрашно сражаться и одержать победу.

И мне сегодня хотелось бы зажечь ваши сердца, хотелось бы, чтобы вы всегда помнили, для чего мы совершаем наш монашеский подвиг, зачем терпим трудности и опасности этого жития. Мне хотелось бы, чтобы все мы пламенно стремились к одной возвышенной цели и на этом пути бесстрашно сражались с самими собой, со своими страстями и с демонами, ополчающимися на нас. Пусть и к нам в полной мере относятся слова, сказанные старцем Иосифом Исихастом о духовной брани:

«Из каждого сражения с врагом должны мы выходить победителями. Или умереть в борьбе, или с Богом победить, ибо другой дороги нет».

Что же является главной целью всей нашей жизни?

Мы часто говорим о том, что нам нужно стяжать добродетели: смирение, послушание, кротость, любовь. Но вот представьте, что вам задали вопрос: а почему мы должны смиряться? Для чего мы должны слушаться? Зачем нам быть кроткими? Наверно, не каждая сестра сможет сразу ответить на этот вопрос. Первое, что приходит на ум, - мы должны быть такими ради спасения. Но этот ответ не вполне ясен. Почему если я буду слушаться и смиряться, то я спасусь?

Потому это так, что смирение, послушание, кротость и все прочие добродетели - уподобляют меня Господу.

Это и есть главенствующая цель всей нашей жизни - уподобиться Господу Иисусу Христу. Даже сердце замирает, когда взираешь на эту цель! Кажется, что это невероятно, это слишком возвышенно. Но мы должны всегда иметь ее перед глазами и ненасытно стремиться к ней, потому что иначе мы просто не сможем совершать наш духовный путь.

У преподобного Симеона Нового Богослова есть прекрасные слова:

«Представь же себе теперь: вот вы идете вместе по дороге - ты и Христос - и кто-нибудь, встретясь с вами на пути, ударил Владыку твоего в ланиту, ударил и тебя. Владыка Христос не пререкает, ты ли будешь противиться и отвечать на удар?».

Вот так в течение всей нашей жизни, в течение каждого дня мы должны идти вместе со Христом - «рука в руку», как говорил один старец. Наша главная цель - стать похожими на Него. Она может быть настолько осязаемой, что в любой повседневной ситуации мы будем чувствовать рядом с собой Господа и во всем уподобляться Ему. Ведь всё, что только ни случается с нами: любое искушение, любая скорбь, наконец, любая будничная ситуация - можно сказать, что всё это уже пережил Господь. И нет такого вопроса, на который мы не могли бы найти ответа в Евангелии. В любой ситуации подумай: как бы сейчас повел себя Христос? Подумай об этом и действуй так, как Он!

Если мы всегда будем помнить об этом, то каждый миг нашей жизни преобразится и освятится. Проснувшись, мы будем молиться: «Господи, восставь меня на духовное делание, чтобы никакая вещь не прервала мою связь с Тобой». Приходя на послушание, мы будем думать: «Помоги мне, Христе, послужить ближним, как и Ты им служил». Утомляясь от долгих бдений, мы станем радоваться: «Господи, Ты столько претерпел на земле, желаю и я потерпеть хоть немного».

Наверно, это не совсем привычно. Мы привыкли стремиться к добродетелям, их одни видеть перед собой, а о том, чтобы стать похожими на Господа, думать мы не дерзаем. Но святые отцы зовут нас к этому дерзновению. Преподобный Исаак Сирин в слове 34-ом пишет:

«Христос требует не делания заповедей, но исправления души».

И у старца Емилиана есть интересное рассуждение. Он говорит, что были люди, которые не совершали бдений, однако стали святыми. Были люди, которые не молились, но пролили свою кровь. Были и те, которые не постились, но все-таки стали святыми и получили дарования.

Поначалу это вызывает недоумение. Неужели Христу не нужно исполнение заповедей, которые Он Сам нам дал? Что же значат заповеди в нашей жизни?

Ответ на эти вопросы находим у другого святого отца - преподобного Серафима Саровского:

«Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако, не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого Божиего».

А стяжание Духа Святого значит ни что иное, как уподобление Господу. Так говорил преподобный Силуан Афонский:

«В Духе Святом становится человек подобен Христу. Падший человек покаянием очищается, обновляется благодатью Святого Духа и делается во всем похожим на Господа».

Теперь мы можем правильно понять слова о том, что Христос требует от нас не делания заповедей, но исправления души. Он желает взглянуть на нас и вновь увидеть в нас Свой образ и подобие. Заповеди же Свои Он дает нам как средство, как помощь для этой цели. Они - как лодка, спущенная с большого корабля для того, чтобы извлечь из волн и перевезти утопающего на корабль.

Святой Исаак Сирин объясняет нам эту важную мысль:

«Целью пришествия Его, когда [Он] дал нам животворящие заповеди Свои как очистительные врачевства в нашем страстном состоянии, было то, чтобы очистить душу от повреждения, произведенного первым преступлением, и восстановить ее в первобытное ее состояние. Что врачевства для больного тела, то заповеди для страстной души... Заповеди даны Господом как врачевства, чтобы очищать от страстей и грехопадений».

Итак, давайте сегодня рассматривать не средства и орудия нашего спасения, а саму цель нашей духовной битвы - стяжание Духа Святого, то есть уподобление Господу. Мы никогда не должны забывать об этой цели, ради которой мы собственно пришли в монастырь. Архимандрит Софроний (Сахаров) говорит:

«Если наш ум и сердце не стремятся к конечному моменту встречи с Богом Живым для вечной жизни в Нем и с Ним, тогда наша жизнь становится будничной: мы портим свое настроение и спорим из-за пустяков, забывая великое».

И наоборот память о нашей высокой цели будет давать нам силы с легкостью исполнять любые подвиги, совершать любые добродетели.

«Маленькие события повседневной жизни, конечно, неизбежно связаны с некоторыми трениями и недоразумениями, - я вновь читаю слова старца Софрония. - Но как мы можем преодолеть эти недоразумения?.. Я открою вам тайну. Для этого необходимо иметь пред собою нашу великую цель, которая превосходит всякую человеческую мысль, и стремиться к этой цели. Когда вдохновенное искание истины овладеет нами, тогда маленькие недоразумения будут решаться в духе братской любви... Помните, пожалуйста, это правило нашей аскетики и нашего подвига - никогда не забывать о конечной цели, которая стоит перед нами! И тогда вы увидите, что наша маленькая жизнь принимает характер светоносный и божественный».

Давайте подумаем теперь, почему же все-таки перед нами стоит именно такая цель - почему мы должны уподобляться Христу?

Христос открывает нам великую тайну - он показывает нам, какими замыслил нас Бог, какими Он жаждет нас видеть. Один из учеников архимандрита Софрония иеромонах Рафаил (Нойка) пишет:

«Христос - это Бог, но это Бог, Который принял наше естество, чтобы показать, что есть человек, как Он его замыслил. Ни одному из сыновей Адама не удалось достичь той славы, которой должен обладать всецелый человек. И тогда - Послушайте внимательно! - и тогда Господь, как мастер, "засучив рукава", взялся за работу, показывая ученику, как надо работать, то есть Он стал Человеком, облекся в наше естество и прожил его совершенно, показав нам, что есть Человек».

Другой православный мыслитель нашего времени митрополит Амфилохий (Радович) рассуждает так:

«Человек есть образ, икона Господа. Так же и наш подвиг, образ нашей жизни должен быть иконой богочеловеческого подвига Христа».

А священномученик Мефодий Патарский пишет:

«Человек не может быть господином самого себя и добродетельным, если он не будет соображаться с человеческим примером Христа и жить, изображая себя по Его Первообразу и подражая Ему».

Если мы в своей земной жизни не будем уподобляться Христу, то не удостоимся лицезреть Его и в жизни вечной. Об этом говорит святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Какое во мне безобразие, какое расстройство! Сколько на мне пятен! Таким вижу себя, когда смотрюсь в зеркало Евангелия. Нужно мне заняться лицом души моей; нужно мне, чтоб при вступлении моем в вечность не нашлось во мне сходства и сродства с врагами Божиими, с темными демонами; нужно мне, чтоб Сын Божий признал меня похожим на Него, как похожи на него все блаженные небожители. Подобие человека Богу, признанное Богом, доставит человеку блаженную вечность; утрата этого подобия влечет за собою изгнание от лица Божия в мрачный ад, в его огненную пропасть, на вечные страдания».

Сам Христос желает, жаждет, чтобы мы уподобились Ему. Он взывает к нам:

«Приидите, научитесь от Меня... Аз есмь путь и истина и живот; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

Владыка Амфилохий так объясняет эти слова:

«Что подразумевается под тем, что Христос есть путь? То, что Он, как путь, являет нам Свой образ жизни, среди нас и для нас».

Ради нас Он прожил земную жизнь от начала до конца, и Его путь, «осуществившись навсегда, остался среди нас, как мера нашей жизни, как наш путь». И теперь «в стяжании нрава Христова заключен смысл всего нашего труда и подвига».

Точно так же учили и святые отцы. Священномученик Мефодий Патарский пишет:

«Быть в точности по подобию Божию возможно тогда, когда мы, отпечатлев черты Его человеческой жизни в самих себе, как бы на досках, подобно искусным живописцам, сохраним их, изучая тот путь, который Он Сам открыл. Для того Он, будучи Богом, и благоволил облечься в человеческую плоть, чтобы и мы, взирая, как бы на картину, на божественный образ жизни Его, могли подражать начертавшему ее».

Апостол Павел, тот самый, который был восхищен до третьего неба - жил, подражая Христу, и может быть, поэтому он и был восхищен в рай. Он сам говорит коринфянам: «Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу». И ефесян - а вместе с ними и всех нас - он призывает: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас».

В богослужебных текстах нашей Церкви от лица Самого Господа воспевается:

«Господа глашаете Мя, о ученицы, и Учителя: есмь бо, Спасе вопиял еси. Тем же подражайте образ, егоже во Мне видесте».

В другой стихире есть такие слова:

«Аще убо вы друзи Мои есте, Мне подражайте».

Поступки, нрав, сами мысли должны быть у нас не земными и человеческими, а небесными и Христовыми. Вы все (кроме только что пришедших в обитель сестер) наизусть, наверное, помните апостольский призыв: «Сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе». Такова наша задача: мы должны мыслить, как мыслит Сам Бог, видеть вещи, как Сам Бог их видит. Мы призываемся к тому, чтобы иметь те же мысли, рассуждения, чувства, какие имел Господь. Даже страшно слышать, как дерзновенно призывает нас апостол Павел подражать Спасителю не только внешне, в Его делах, но и в самих мыслях.

Конечно, мы не можем иметь Его Божественный ум, но надо понимать, что Господь Иисус Христос обладал полнотой человеческого естества: телом, душой и духом. Его человеческий ум был наделен теми же свойствами и способностями, какие присущи уму каждого человека, с единственным отличием: ум его был чистым от греха. И такое мышление естественно и для нас - с таким мышлением был создан человек, и к нему мы все можем возвратиться. Как говорит преподобный Макарий Египетский, человек, подражая Христу, «восприемлет собственные свои мысли», то есть естественное для себя мышление.

Мы знаем, что цель монашества - христианское совершенство, а в чем же состоит это совершенство? Именно в том, чтобы уподобиться Христу во всём: в мышлении, в реакциях, в поведении. Если кому-то кажется, что это нереально, - того убеждает в обратном апостол Павел, который говорит о себе: «Мы имеем ум Христов». А он был человеком, подобострастным нам, о чем также сам говорил. Его отличие состояло только в том, что он ревностно подражал Христу - и потому стяжал ум Христов.

Для нас это тоже возможно. Монашеским подвигом, жизнью по заповедям мы можем как бы заново соткать свою душу из всех Христовых добродетелей. Один святой отец вдохновенно пишет: как нам любезны люди, которые похожи на Господа! Их душа «соткана из Его доброты и милосердия, и любви, и нежности, и благости, и праведности, и премудрости».

Преподобный Силуан Афонский говорит, что все мы можем уподобиться Господу:

«Святые похожи на Господа, но и все люди, которые хранят заповеди Христовы, похожи на Него, а те, которые живут по своим страстям и не каются, похожи на врага. Думаю, что если бы эта тайна открылась людям, то перестали бы они служить врагу, но каждый всею силою стремился бы знать Господа и быть похожим на Него».

О том, насколько это уподобление реально, свидетельствует рассказ преподобного Силуана о бывшем ему видении: «Великим Постом на вечерне, в Старом Нагорном Русике, одному монаху (старец Силуан говорит о себе) дал Господь увидеть иеросхимонаха Авраамия в образе Христа. Старец-духовник стоял в епитрахили и исповедовал. Когда в исповедальню вошел тот монах, то увидел духовника, седого старца, что лицо его молодое, как у мальчика, и весь он сиял, и был похож на Христа. Тогда монах тот понял, что духовник совершает службу свою в Духе Святом, и Духом Святым прощаются кающемуся грехи».

Вероятно, память об этом видении и действие благодати, которую пережил старец Силуан, впоследствии наполняли его сердце вдохновением к монашескому подвигу.

И мне хотелось бы, чтобы и у нас тоже всегда было такое вдохновение, чтобы мы всегда пламенно желали быть похожими на Христа. Недостаточно для нас просто быть хорошими, нравственными людьми, недостаточно хранить внешние делания и уставы. В нашей аскетической жизни, в малейших будничных ситуациях мы должны раскрывать в себе образ Христа.

Об этом говорит нам Евангелие, этому учат нас святые отцы, и наконец, к тому же - к подражанию Господу - призывает нас чин монашеского пострига.

Все монашеские обеты раскрывают для нас свойства Господа, и исполнение обетов делает нас похожими на Христа. Об этом говорится в самом чинопоследовании: «Сказую убо ти совершенное житие в немже по подобию Господне жительство является».

«Подобает убо и нам подражателем Его быти».

Во время возложения парамана говорится, что сестра приемлет знамение Креста Господня во всегдашнее воспоминание злострадания Христова «и во еже по елику мощно сия подражати тщатися».

Посмотрим же, как обеты, которые мы даем, уподобляют нас Христу.

Первый обет - это отречение от мира и всего, что в нем.

Игумен вопрошает постригаемую сестру:

«Отрицаеши ли ся мира и сущих в мире по заповеди Господней?»

Какая заповедь Господа здесь подразумевается? «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною». Святитель Василий Великий прямо говорит, что отречение от мира является началом уподобления Христу. Посмотрим теперь на нашего Учителя, как Он совершал это отречение.

Во время Своей земной жизни Христос был превыше всего мирского, хотя Он жил, как и все люди. У Него были родители, братья и сестры, Он сам зарабатывал Себе на пропитание, будучи плотником. Он заботился о Своей Матери, жил в Ее доме. Но Он не имел пристрастия ни к родителям, ни к Своему дому, ни к Своему ремеслу - ни к чему в этом мире. Хотя он любил Своих родных и всех людей и усердно служил им, но это никогда не отвлекало Его от другой, высшей любви - любви к Богу Отцу. Никогда не стремился Он к земному счастью и не жаждал мирской славы. Его душа имела единственное стремление, единственное желание - исполнить волю Отчую. Спаситель Сам говорил о Себе, что Он не от мира. Пред Своими страданиями, молясь о учениках, он несколько раз повторил такие слова: «Они не от мира, как и Я не от мира».

Для нас беспристрастие к миру и отречение от него возможно только в том случае, когда душа наша охвачена любовью к Богу. Любовь к Богу не дает человеку и взглянуть на мир. Мы должны так возлюбить Бога, чтобы дерзновенно сказать словами Христа: «И всё мое - Твое, и Твое - мое». Он так говорил Отцу, а мы говорим Ему: «Всё мое, то есть всё, что у меня есть, всё, к чему я стремлюсь и что люблю - это Ты и то, что Ты мне посылаешь. Всё мое сердце принадлежит Тебе. И всё Твое - мое, то есть Твоя воля - это и моя воля».

Господь во всём дал нам образ, то есть Он всё прожил Сам, в том числе Он показал нам и то, как исполнить заповедь об отречении от мира.

Одно из первых искушений, которое вооружает диавол на монашествующих, особенно на недавно пришедших в обитель - это печаль об оставленных родных и друзьях. Этим не нужно смущаться, ведь даже преподобный Антоний Великий был искушаем жалостью к своей сестре, которую он оставил в миру.

Сам Господь показывает нам пример отречения от родных ради исполнения воли Отца Небесного. Вы помните, что Спаситель пребывал в послушании у Своей Матери и мнимого отца - праведного Иосифа. Но когда Он вышел на проповедь, то оставил Своих родных ради спасения человечества. И любой инок, когда подступит к нему печаль о родных, может вспомнить пример Спасителя и пламенно молиться против этого искушения, вверяя своих близких людей Богу. Ведь и монашествующие оставляют родных не из ненависти к ним, а ради служения Богу и ближним, и этим уподобляются Самому Господу.

Монах может подражать Господу и тогда, когда его борют помыслы о мире вообще. Могут быть такие моменты, когда иноку мир начинается представляться интересным, а монастырская жизнь - однообразной, скучной. Монах хочет посмотреть на мир, послушать его, воспользоваться его благами. К нему подступает диавол со своими соблазнами, точно так же, как он приступал к Спасителю в пустыне.

Святой Иоанн Постник дает инокиням хорошее наставление, как бороться с таким искушением. Мы прочтем это поучение с некоторыми комментариями применительно к нашей теме.

«Если помысл говорит тебе: "Смотри - вот вещь или лицо!" - отвечай: "Не смотрю". Если скажет: "Послушай, что говорит такой-то, что было в таком-то месте", - отвечай: "Не слушаю"».

Именно так поступал и Спаситель, когда диавол предлагал ему мирские соблазны. Диавол говорил ему, как и нам сейчас говорит: «Смотри - какие великолепные царства на земле, какие в них люди. Послушай, что происходит там и там». А Христос отвечал: «Не смотрю на то, что ты показываешь Мне, не слушаю - отойди от Меня, сатана».

Еще одно наставление святого Иоанна:

«Если скажет: "Протяни руку, коснись сего!" - отвечай: "Не коснусь"».

Диавол предлагал Спасителю протянуть руку к камням, чтобы превратить их в хлебы. Но услышал в ответ: «Не коснусь. Не миром живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

«Если скажет: "Отойди оттуда, сделай это", - отвечай: "Жена не владеет своим телом, но муж, вопрошу Христа, вспомню Христа"».
Здесь под женой подразумевается наша душа, а под мужем - Господь.

Диавол предлагал Христу: «Выйди из пустыни, взойди на храм и бросься с высоты. Покажи народу, что Ты Сын Божий, да уверуют в Тебя». Он даже сам услужливо перенес Спасителя в Иерусалим и поставил на крыле храма. Но Спаситель ответил: «Не стану искушать Бога. Я пришел творить не твою и даже не Свою волю, но волю Пославшего Меня Отца».

Заключим рассмотрение этого обета словами апостола Иоанна: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей».

Следующий монашеский обет - неисходное пребывание в монастыре и аскезе до смерти.

Постригаемую сестру вопрошают:

«Пребудеши ли в монастыри сем или в немже тебе от святаго послушания повелено будет, и в постничестве, даже до последняго твоего издыхания?».

«Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему», - так сказал отрок Иисус. Так должны говорить себе и монашествующие: нет более для них иного места пребывания, чем святая обитель. Восприняты они в новую семью - духовную, и дом, где они отныне живут, - не мирской, но священный, Божий.

Мы помним также из Евангелия, что к Спасителю были отнесены слова: «Ревность по доме Твоем снедает меня». К каждой из нас должны относиться эти слова. Что бы ни происходило в обители: внешние скорби, внутренние искушения, бедность - мы должны сохранять в себе ревность по нашему дому, где невидимо пребывает Сам Бог.

На этом мы сегодня остановимся. В следующей беседе мы поговорим об остальных обетах, а сегодня мне хотелось бы в заключение еще раз сказать о том, как важно, чтобы мы стремились уподобиться Господу не только в некоторых добродетелях, но во всём - в мыслях, в чувствах, в желаниях.

Иначе это будет бесплодное подражание, поверхностное. Да, мы можем сделать вид, изобразить из себя, например, кротких или смиренных, послушных. Но если эти добродетели не будут укоренены глубоко в нашем сердце, то встретившееся искушение как бы сорвет с нас эту маску, и мы вновь будем поступать по страсти, а не по Евангелию.

Святитель Григорий Нисский, который часто говорит о том, что христианство - это подражание Христу, приводит один пример. В городе Александрии один искусник выучил обезьяну танцевать. Он надевал на нее личину танцовщицы, облачал в яркий наряд и она плясала, развлекая зрителей. Но вот однажды какой-то шутник бросил на сцену лакомства, которые нравятся этим животным. Увидев их, обезьяна сразу забыла о танцах и набросилась на угощение. А чтобы можно было всё съесть, она сорвала с себя личину, обнаружив перед всеми свою природу. Так и человек, который носит личину христианина, но душой не уподобился Христу, бросается на все соблазны, которые предлагает ему диавол, и так обнажает свою истинную природу. Святитель Григорий пишет:

«Вместо смокв и миндаля и тому подобного, тщеславие, честолюбие, любостяжание, страсть к удовольствиям и другие такого же рода злые припасы диавольские, предложенные жадности людей, легко изобличают подобные обезьянам души».

Мы носим имя христиан - а это значит, что по нас будут судить о Христе. Люди подсознательно убеждены, что мы подражаем Богу, в Которого веруем, и если видят у нас жизнь благую, то отсюда делают вывод, что и Господь наш благой. Если же мы, как говорит святитель Григорий Нисский, преданы страстям и зверообразны, то тем подаем другим людям повод порицать Христа. Видите, как это важно? Поэтому не будем предаваться нерадению, пусть вся наша жизнь возвещает о Христе.

«Он - видимый образ невидимого Бога, Первенец, выше всего творения»

Кол. 1:15(РВ) Рим. 8:29 («The Message»)

Ты был сотворен, чтобы стать похожим на Христа.

С самого начала Бог задумал уподобить тебя Своему Сыну, Иису­су. К этому движется вся твоя жизнь, и в этом заключается её третья цель. Бог объявил о Своём намерении ещё во время сотворения мира: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подо­бию Нашему» (Быт. 1:26).

Из всего творения только люди созданы «по образу» Бога. Это вели­кая честь, которая сама по себе придаёт нам немалое достоинство. Мы не знаем всего смысла этой фразы, но понимаем некоторые его аспекты. Подобно Богу, мы - существа духовные: наш дух бессмертен, он пе­реживёт наше тело. Как и Он, мы обладаем разумом - то есть, способ­ны думать, рассуждать, разрешать проблемы. Подобно Ему, мы суще­ства социальные - умеющие любить и принимать подлинную любовь. Кроме того, у нас есть нравственное самосознание - мы можем отли­чать хорошее от плохого и, значит, несём ответственность перед Богом.

Библия говорит, что все люди несут в себе часть Божьего образа. Именно поэтому убийства и аборты являются нравственно неприемлемыми. Однако Его подобие в нас нельзя назвать полным; к тому же, оно сильно искажено и разрушено грехом. Бог послал в мир Иису­са для того, чтобы Он восстановил в нас тот изначальный образ, ко­торый мы утратили.

В Библии сказано, что Иисус - это «образ Бога не­видимого» и «образ ипостаси Его» . Глядя на детей и подмечая в них семейное сходство, люди неред­ко восклицают: «Ну надо же, вылитый отец!» Мне очень приятно, ког­да кто-то замечает, что мои дети похожи на меня. Богу тоже хочется, чтобы Его дети носили в себе Его образ и подобие.

Но нам никогда не стать Богом или даже одним из сонма богов. Желание быть Богом всплывает всякий раз, когда мы пытаемся взять в свои руки жизненные обстоятельства, своё будущее или принимаемся контролировать окружающих нас людей. Будучи сотворенными существами, мы никогда не зай­мём место Творца. Бог хочет, чтобы мы в благочестии уподобились Ему по характеру . В Пи­сании сказано: «Обновите свой ум и дух и облекитесь в Нового Че­ловека, созданного по образу Бога, в истинной праведности и святости!» (Еф. 4:23-24 [РВ]).

Конечной целью нашей земной жизни Бог поставил не безмятеж­ное удобство, а духовный рост и христоподобный характер. Уподобить­ся Христу - не значит утратить свою собственную личность. Имеется в виду становление характера.

Всякий раз, когда мы забываем об этой истине, жизнь приносит нам сплошное расстрой­ство и разочарование. «Ну почему всё это со мной происходит? Почему Бог не отвечает на молитвы? Почему мне так тяжело?» Знаешь что? Жизнь и должна быть нелёгкой! Ведь это един­ственный способ заставить нас расти.

Многие неверно понимают обещание Иисуса о «жизни с избытком». Они полагают, что Он имел в виду безуп­речное здоровье, комфортабельные жиз­ненные условия, непрекращающееся счастье и немедленное избавление от любой проблемы через веру и молитву. Одним словом, что христианская жизнь должна быть лёгкой. Они хотят видеть Небеса уже здесь, на земле.

Эти крайне эгоистические рассуждения превращают Бога в джин­на из бутылки. Но Бог су­ществует не для того, чтобы быть у нас в услужении. Помни, дело совсем не в тебе! Это ты живёшь для свершения Божьих замыслов, а не наоборот. Зем­ные годы предназначены для того, чтобы сформировать, испытать и укрепить твой характер для грядущей небесной жизни.

Внутреннее действие Святого Духа

Воспитание в нас христоподобного характера - дело Святого Духа. Этот процесс преображения нас в людей, все больше похожих на Иисуса, называется освящением, и в нем заключается третья цель нашего земного существования. Только Святой Дух обладает сверхъестественной силой произвести те перемены, которые Бог хочет видеть в твоей жизни.

Действуй вместе со Святым Духом.

Через всю Библию проходит одна очень важная истина: Святой Дух начинает действовать в силе, как только мы делаем шаг веры. Бог ждет, пока мы сами выступим вперед. Шагай вперед прямо в своей слабости, совершай верные поступки, несмотря на свои страхи и ощущения.

Бог формирует нас с помощью Своего Слова, Своих детей и жизненных обстоятельств. Божье Слово даёт ис­тину, нужную для роста. Божий народ обеспечивает для него необ­ходимую поддержку, а повседневные обстоятельства предоставляют нам возможность упражняться в благочестии.

Многие полагают, что для духовного роста нужно только читать Библию и молиться. Однако в жизни есть такие моменты, которые ни­когда не изменятся с помощью одного изучения Писания и молитвы. Бог действует через людей. Большую часть своих дел Он вершит имен­но человеческими руками, а не посредством чудесного вмешательства - и всё это для того, чтобы мы учились постоянно обращаться друг к другу и пребывать в общении. Бог хочет, чтобы мы росли вместе.

Уподобление Христу - это долгий, медленный процесс возрастания. Духовная зрелость не достигается автоматически или моментально. Это постепенное, последовательное развитие, которое займёт у нас всю оставшуюся жизнь. Павел говорил об этом так: «…пока мы все не достигнем, наконец, единства в вере и позна­нии Сына Бога и встречи с Совершенным Человеком, со Христом, образцом совершенной зрелости» (Еф. 4:13 [РВ]).

Точка в этом деле будет поставлена, либо когда мы по­падём к Иисусу на Небеса, либо когда Он вернётся на землю. В тот момент будет завершена вся оставшаяся работа по отделке нашего характера. В Библии сказано, что стоит нам увидеть Иисуса напрямую, лицом к лицу, и мы станем в точности такими, как Он: «Мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2).

Бог заботится прежде всего не о том, чем ты занят, а о том, что ты за чело­век. Все мы - человеческие существа, а не машины, нужные лишь для того, чтобы эффективно выполнять ка­кие-то определённые операции. Твоя внутренняя сущность интересует Его намного больше, чем твоя профессия, потому что в вечность ты возьмёшь с собой именно характер, а не работу или карьеру.

Иисус умер на кресте не ради того, чтобы обеспечить нам комфортную жизнь. Он хочет, чтобы мы стали похожими на Него перед тем, как настанет время забрать нас на Небеса.

Истина для обдумывания: Я создан для того, чтобы уподобиться Христу.

«Бог создал людей таким образом, чтобы испытывать радость от взаимоотношений любви с ними. Следовательно, цель жизни человека – приносить радость Богу. Люди наделены сердцем и творческим началом, и эти свойства нужны им, чтобы создать четырехпозиционное основание и исполнить свое предназначение как объектов Божьего сердца и Божьих сотворцов. Когда люди исполняют свое богоданное предназначение, они ощущают собственную ценность и испытывают счастье, возвращая радость Богу. Радость Бога неотделима от радости человека». ()

С самого начала, мы были сотворены, чтобы стать похожими на Бога. Бог объявил о своем намерении еще во время сотворения мира.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». (Быт.1:26)

Из всего творения только люди были сотворены «по образу» Бога, все остальное творение отражает Бога лишь символически. Подобно Богу, мы – духовые существа: наш дух бессмертен, он переживет наше тело. Как и Он, мы обладаем разумом – то есть способны думать, рассуждать, разрешать проблемы. Подобно Ему, мы существа социальные – умеющие любить и принимать подлинную любовь. Кроме того, у нас есть нравственное самосознание – мы можем отличить хорошее от плохого, а это значит, что у нас есть своя доля ответственности.

Все люди без исключения несут в себе часть Божьего образа. Однако нельзя сказать, что мы полностью отражаем природу Бога, к тому же Его природа сильно искажена в нас грехом. Бог посылал Иисуса и сейчас посылает в мир , для того чтобы мы могли восстановить тот изначальный образ, который был утрачен в результате грехопадения. На что же похожи «образ и подобие Бога» во всей их полноте? На Истинных Родителей! Поскольку Иисус не смог создать семью, Иисус смог отразить природу Бога на 50%, и только Истинные Родители впервые в истории человечества стали воплощением живого Бога во всей полноте.

«Истинные Родители нужны, чтобы поселить Бога на земле. Вот на что был направлен их тяжкий труд». (Преп. Мун Сон Мён)

«Восстановление искуплением невозможно осуществить без Истинных Родителей. Кроме того, Истинные Родители нужны людям, чтобы объединиться на основе истинной любви и родиться повторно в новом родословии. Вот три причины, почему нужны Истинные Родители». (Преп. Мун Сон Мён)

Глядя на детей и подмечая их семейное сходство, люди иногда восклицают: «Ну надо же, вылитый отец!» Любому отцу будет приятно, когда кто-то замечает, что его дети похожи на него. Богу тоже хочется, чтобы Его дети отражали Его образ и были Его подобием. Видя Свое отражение в нас, Бог становится счастливым. Безусловно, мы никогда не станем Самим Богом, в этом и нет никакой необходимости, но Бог хочет, чтобы мы уподобились Ему в своем характере и, особенно, в сердце и в любви.

Жизнь на земле для того и необходима, чтобы развивать и совершенствовать свое духовное «я», развивать восприимчивость к любви Бога, искупать собственные грехи и ошибки своих предков, а также помогать совершенствоваться другим людям. Уподобиться Истинным Родителям не значит утратить свою собственную личность или превращаться в двойника Истинного Отца или Истинной Матери. Бог наделил каждого из нас уникальностью и уж конечно не хочет уничтожать ее. Уподобиться Истинным Родителям – это в первую очередь становление характера и способность любить истинной любовью. Бог хочет, чтобы в нас воплотились абсолютная вера, абсолютная любовь и абсолютное послушание.

«Удивительно уже одно то, что вы живете на земле в одно время, в одну эпоху с Истинными Родителями дышите с ними одним воздухом! А самое удивительное в том, что вы унаследовали основание Благословения!» (Преп. Мун Сон Мён)

Есть достаточно много наставлений о том, какой характер нам необходимо в себе воспитать:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас». (Матф. 5:1-12)

«Вам всем нужно научиться жить ради Божьего Царства и праведности. Как бы трудно вам ни было, научитесь бороться и побеждать все трудности, помня о том, что на вас надеется Бог. Лишь тогда вас можно будет назвать Его истинными сыновьями и дочерьми. Какие люди сумеют построить Царство Божье? Это сделают те, которые могут отречься от себя в заботах о Боге». (Преп. Мун Сон Мён)

«Вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа». (2Пет. 1:5-8)

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». (1Кор. 13:1-8)

Каждый раз, когда мы забываем об этой истине, жизнь начинает приносить нам сплошные расстройства и разочарования. «Ну почему все это со мной происходит? Почему Бог не отвечает на мои молитвы? Почему мне так тяжело?» Подождите минутку, жизнь и должна быть трудной, ведь это единственный способ как нам расти.

Разве вы считаете, что жизнь должна быть легкой? Чтобы у нас всегда было безупречное здоровье, комфортабельные жизненные условия, непрекращающееся счастье, полное осуществление всех наших мечтаний и немедленное избавление от любой проблемы? Такие эгоистичные рассуждения превращают Бога в "джина из бутылки", существующего исключительно для удовлетворения нашего личного стремления к счастью и самореализации. Но Бог существует не для того чтобы быть у нас в услужении, так что если увлечься этим обманчивым мифом, то впереди ожидает жестокое разочарование или жизнь в полном отрыве от реальности. Все дело совсем не в нас, все дело в Боге. Это мы живем, для свершения Божьих замыслов, а не наоборот. Жизнь на земле в первую очередь это школа, призванная научить нас любви, испытать нас, укрепить наш характер и подготовить к жизни в духовном мире. Конечно, ничто не мешает нам быть счастливыми в процессе своего духовного роста, однако необходимо чтобы сам этот процесс осуществлялся непрерывно. Бог будет постоянно отделять нас от зла, до тех пор пока мы не станем совершенными. Он просто не может успокоиться.

«Продвижение истории человечества к добру достигается посредством непрекращающегося процесса отделения добра от зла согласно Божьему провидению восстановления». (Божественный Принцип)

Божественный характер обретается нами не посредством подражания, а посредством внутреннего обитания. Мы позволяем Богу жить в нас и действовать через нас. Как это происходит в реальной жизни? Посредством решений, которые мы принимаем. Мы принимаем благочестивые решения в самых разных жизненных ситуациях, а затем полагаемся на Бога, что Он даст нам Свою силу, любовь, веру и мудрость сделать все как нужно.

Бог начинает действовать, как только мы сделаем шаг вперед. Абсолютное послушание высвобождает Божью силу. Бог ждет, пока мы сами выступим вперед. Не стоит откладывать свое продвижение вперед до тех пор, пока вы почувствуете себя сильными и уверенными. Шагайте вперед, несмотря на свои слабости, страхи и ощущения. Именно тогда Бог начнет поддерживать вас, а ваш характер станет расти и укрепляться.

Нам никуда не уйти от своей доли ответственности. Для духовного роста требуется наше активное участие в процессе.

«Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». (Еф. 4:22-24)

В послании к ефесянам Павел говорит о трех обязанностях, которые нам следует выполнять, чтобы уподобиться Богу. Во-первых, нам нужно избавиться от прежнего образа жизни и поступков. Во-вторых, необходимо изменить свое мышление. В-третьих, мы должны «облечься» в нового человека, созданного по образу Бога.

Бог формирует нас с помощью Своего Слова, Своих детей, окружающих нас, и наших жизненных обстоятельств. Божье Слово дает истину, нужную для роста, наши братья и сестры обеспечивают необходимую поддержку, а повседневные обстоятельства предоставляют возможности для воплощения Слова в жизнь. Если сатане удастся заставить нас забыть Божье Слово, отрезать себя от других членов нашей духовной семьи и старательно избегать трудных ситуаций, тогда не останется не малейшего шанса, стать похожим на Бога и Истинных Родителей.

Просто изучать Божественный Принцип и молиться мало. В некоторых религиозных течениях самыми святыми и духовными людьми считаются отшельники, ушедшие от людей куда-нибудь в отдаленный монастырь и неоскверненные мирским общением. Однако такое понимание духовной зрелости в корне неверно. Субстанциальное основание нашей жизни в вере невозможно создать в одиночку. Можно не замечать своей падшей природы, но избавиться от нее можно только во взаимоотношениях с другими людьми. Так же как и научиться любить все человечество, как это делают Бог и Истинные Родители, невозможно, если вообще не общаться с людьми. Вся суть духовного возрастания состоит в том, чтобы любить: любить Бога и любить людей.

Уподобление Христу - это долгий, постепенный процесс возрастания, который займет у вас всю жизнь. По сути каждый из нас сотворец по отношению к Богу, мы "незаконченный проект" и мы всю жизнь продолжаем творить себя по образу и подобию Божию. Иногда даже всей жизни не хватает, чтобы этот проект довести до конца.

«Итак, лишь когда вы сможете на этой земле почтительно служить Спасителю, единому с Богом, как своему Родителю, вам удастся создать истинную семью. Только люди, по-настоящему почитающие Спасителя, могут стать истинными детьми и истинными братьями и сестрами». (Преп. Мун Сон Мён)

Множество смятений и трудностей в нашей жизни появляется от того, что мы забываем один простой факт: Бог куда больше заинтересован в созидании нашего божественного характера, чем в чем-либо другом. Мы начинаем переживать, когда Бог ничего не отвечает нам на конкретные вопросы типа: «Какую профессию мне выбрать? На какую работу мне устроиться?» Бог во многом предоставляет нам широкий выбор самой разноплановой работы. Бога больше всего беспокоит не то, чем вы заняты, а то, что вы за человек. Важнее всего не то, какую работу вы выполняете, а то, что вы исполняете ее в святости. Ваша внутренняя сущность интересует Бога намного больше, чем ваша профессия. В духовный мир можно взять свой характер, а не работу или карьеру.

«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». (Рим. 12:2)

Необходимо принять твердое решение все больше и больше уподобляться Богу и Истинным Родителям, даже наперекор общепринятым мнениям. Иначе другие силы – сверстники, родители, коллеги по работе, общественные веяния – попытаются преобразовать вас по своему образу и подобию.

Если мы перестанем жить ради исполнения великих Божьих целей, а будем удовлетворяться лишь поисками личной самореализации и эмоциональной стабильности, то легко впадем в самый настоящий нарциссизм. Иисус умер на кресте, а Истинные Родители прошли через й не ради того, чтобы обеспечить нам безмятежную и комфортную жизнь. Нам необходимо при жизни на земле уподобиться Богу и Христу. Это и величайшая честь, и неотложная обязанность, и цель нашего бытия.

«Человек, который то и дело вспоминает о том, как он жил раньше, не войдет в Царство Небесное. Вот, почему вам нужно посвятить нашему делу все силы своей души. У вас нет выбора. Вы должны думать только об Истинных Родителях и Боге. Если к вашим мыслям примешиваются мирские помыслы, вы не сможете пройти по прямой линии, по пути любви». (Преп. Мун Сон Мён)