Храм в честь всех скорбящих радость. Скорбященская церковь на большой ордынке

Святой Андроник был епископом Паннонии ; однако он не был проповедником и учителем только одного какого-либо города или одной какой-либо страны, – но он учил по всей вселенной; он путешествовал по разным странам, всюду проповедуя имя Христово и искореняя обольщение бесовское. Помощницею во всех его проповеднических трудах была преславная Иуния. Андроник, вместе с Иуниею умер для мира ради Христа, дабы многих привести к познанию Бога истинного. И действительно, Андроник вместе с Иуниею своею проповедью разрушил многие храмы идольские и вместо них создал церкви христианские, всюду прогоняя из людей духов нечистых и врачуя недуги немощных и больных. Когда же святые Андроник и Иуния, исполняя общий долг всех людей, приняли конец смертной, то они были награждены от Господа венцем Апостольства и страдальческого подвига, так как они много пострадали от язычников. Честные мощи их были обретены вместе с мощами многих других святых мучеников в Евгении . О сих мощах было возвещено христианам по особому откровению Божию, как об этом подробно сказано в повествовании под 22-м числом февраля месяца.

Кондак, глас 2:

Звезду пресветлую, богоразумия светом просвещшаго языки, Апостола Христова Андроника восхвалим, и с ним во благовестии потрудившуюся Иунию премудрую, вопиюще: молите Христа Бога непрестанно о всех нас.

Именно, он был епископом Сирмии Паннонской. Паннония представляла из себя одну из значительных южнодунайских областей римской империи, границы ее составляли: на западе – Альпы, на юге – река Сава, на востоке и севере – река Дунай – В истории христианской Церкви Паннония замечательна как место проповеднической деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, первоучителей славянских

Кончина святых Андроника и Иунии последовала во второй половине 1-го в. – Евгениею называлась местность в Константинополе, замечательная тем, что здесь было обретено много честных мощей в царствование императоров Аркадия (с 396 г. по 408 г.) и Гонория (с 396 по 423 г.). В числе прочих мощей были обретены и мощи святых Андроника и Иунии. В XII в. здесь был выстроен в честь Ап. Андроника храм императором Андроником 1-ым (правил о 1183 г. по 1185 г.). – Память св. Андроника совершаетоя еще 30 июля вместе с памятью Апостолов из семидесяти: Силою, Силуаном, Крискентом и Епенетом.


Ап. Павел в послании к Римлянам (XVI, 7) пишет: «приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде всех меня уверовавших во Христа». На основании этих слов видно, что Андроник и его супруга Иуния (Юния) были сродниками ап. Павла по плоти, следовательно были природные иудеи, и, может быть из одной с ним страны Киликии (из г. Тарса), что они прежде его (Апостола) уверовали во Христа, но когда и где — не сказано. Так как впервые Евангельское слово об Иисусе Христе, как Сыне Божием, раздалось из уст св. Петра в день праздника Пятидесятницы, в день сошествия св. Духа на Апостолов, то и предполагают, что Андроник и Иуния были в это время в Иерусалиме, и, вероятно, обратились ко Христу и пронесли благовестие о Мессии в столицу тогдашнего мира в Рим. К сожалению, ни в греческом Синаксаре, ни Славянских Четьи Минеях нет исторических сведений о жизни и деятельности св. Андроника и Юнии. Под 17 числом мая у Никодима Святогорца (Греч. Четьи Минеи) сказано: «сей апостол Христов и мученик, как крылатый (орел) облетел вселенную, спасая людей от нечестия и заблуждений идолопоклонства; за ним следовала предивная Юния, которая, презревши мир, жила только во Христе. Они оба многих язычников обратили к богопознанию, построили храмы, низложили идолов и везде благоустрояли церковь Христову, изгоняли бесов и исцеляли недуги и, отдав общечеловеческий долг — смерти, отошли к жизни вечной». В Четьи Минеях славянских сказано о св. Андронике и Иунии почти тоже самое, что и в греческих, с добавлением того, что «они приняли венцы апостольства и мученичества, так как много пострадали от неверных и мощи их впоследствии обретены были в Евгенийских селениях в царствование Аркадия» (см. Четьи Минеи 22 февр. 396 г.). Евгении — это предместье (восточное) Константинополя, где, вероятно, был храм св. Евгении (равно как и другие части этой столицы назывались от храмов, напр, εν τη Βαρβαρα по церкви св. вел. Варвары (см. месяцеслов Русск.-Слав.; 4 декабря). Где Андроник и Юния были «ошейниками», узниками с св. ап. Павлом, ни сам он (Павел) не сказал, ни церк. предания о сем не сообщают. Св. Климент Римский в 1-м своем послании к Коринфянам пишет, что ап. Павел «семь раз был в узах темничных», а св. церковь, прославляя апостол, труды св. Павла, восклицает: «кая темница не име тя юзника? Кая же церковь не имать тя витию?» (29 июня: Ипакои, по 3-й песни канона); но из всех темничных заключений ап. Павла более других известны его узы в Риме, вероятно, там сродники его, Андроник и Юния разделяли его узы, — так как они проживали в этом городе (Рим. XVI, 7); во время каких уз (первых или вторых) с большею вероятностью можно предполагать, во время первых (62 г.). Освобожденные от темничного заключения Андроник и Юния с неменьшей ревностью проповедовали Евангелие в разных странах. Св. Андроник был епископом Паннонии (по мнению Ипполита и других). По многих трудах св. Андроник и Иуния скончались мирно, но из некоторых церковных песнопений службы в честь их можно предполагать, что они пострадали за имя Христово до смерти (8-й песнь канона, 8-й ст.). Память св. Андроника и Юнии в православной церкви совершается 17 мая, кроме того св. Андроник прославляется в службе 30 июля вместе с св. Силою, Силуаном, Крискентом и Епенетом и в службе собора св. 70 апостолов. В христианском месяцеслове (Киев, 1875 г. и др.) под 22 числом февраля обозначено: «обретете честных мощей св. мучеников во Евгении», в числе коих находятся мощи св. ап. Андроника, единого от 17-ти и Иунии помощницы его». Но в службе этого дня нет имен их. Об этом. обретении в Четьи Минеях рассказывается, что на месте, где были погребены тела св. мучеников, стали совершаться многие исцеления и чудеса. Святитель (вероятно, Константинопольский патриарх Фома) велел раскопать землю в этом месте, и обретено было много мощей (останков) неизвестных святых (мучеников). Вскоре после этого одному клирику (Николаю Каллиграфу), отличавшемуся добродетельной жизнью, было откровение, что среди обретенных мощей находятся мощи и ап. Андроника. На этом месте построен был величественный храм, в коем по молитвам св. апостолов совершались чудесные исцеления больных. «Божественный Андроник... и по кончине источает исцеления верою приступающим честному его храму, и всем испрошает верным велию милость». (Седален по 3-й песни канона в службе 17 мая).

Православный собеседник, 1906. т.2. с. 381—383.

До 1790 года она называлась "Преображение Господне, что на Б.Ордынке". Несмотря на то, что престол Преображения находится в центральной части основного храма, церковь с конца 18 века более известна под именем "Скорбященской". Впервые церковь Преображения на Б. Ордынке упоминается в книгах патриаршего Приказа 1625 года. Первоначально она состояла из главного предела Преображения Господня и придела во имя преподобного Варлаама Хутынского. В писцовых книгах 1657 года церковь упоминается как деревянная. По сообщению церковных ведомостей в 1685 году на средства замоскворецкой жительницы Евдокии Акинфовой вместо бревенчатой церкви была построена каменная.
Со второй половины 17 века церковь на Б.Ордынке получает новое название в честь чудотворной иконы Божией Матери.
Образ Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", который находился в Преображенском храме, был прославлен силой чудотворений в 1688 году, исцелив родную сестру патриарха Иоакима - рабу божию Евфимию. Она страдала от тяжелой болезни и готовилась к смерти.Будучи глубоко верующей, она со слезами молилась и взывала о помощи к Божией Матери. И по наитию свыше, Евфимия услышала голос, советующий ейпригласить в дом священника из храма на Ордынке с образом Богоматери и совершить молебен с водосвятием. Болящая так и сделала. По окончании молебна, испив воды и получив окропление, Евфимия исцелилась.


С этого времени храм Преображения на Ордынке стал известен всей верующей Москве под именем "Скорбященского" и в честь Матери Божией в 1713 году был устроен небольшой придел.Позднее на средства прихожанки Любовниковой в 1777 году к церкви был основательно пристроен придел во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". И уже во всех указах Московской духовной Консистории с 1801 года храм на Ордынке стал называться по чудотворному образу Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".
С устройством нового придела завершился первы период в истории Скорбященской церкви. второй строительный период связан с именем русского зодчего второй половины 18 века Василия ивановича Боженова. Строительство началось по инициативе московских купцов братьев Долговых, которые предложили построить на месте прежней новую Скорбященскую церковь. Средства на эту постройку были собраны в результате " подаяния к Образу Божией Матери", но более всего от пожертвования московского первой гильдии купца Афанасия Долгова- прихожанина церкви. В качестве архитектора приглашается муж племянницы луки Долгова - В.И. Баженов.
Строительство начинается в 1783 году. По проекту В.И. Баженова была построена трапезная с двумя приделами: Скорбященским и Варлаамским, а также колокольня. В строительстве храма В.И. Баженов сохраняет принцип ярусной высотной композиции, характерный для древне-русского зодчества, с богато декорированнымит четвериками, восьмериками колоколни, вводит круглые пластичные объемы.
Первый по значимости придел в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости" был освящен в день её праздника, то есть 24 октября (6 ноября н.с.)1790 года митрополитом московским Платоном левшиным.
Второй придел в честь Варлаама Хутынвкого Чудотворца был освящен 26 января 1791 года епископом Дмитровским Серапионом, викарием московской епархии. Придел преподобного Варлаама хутынского был сооружен не случайно. Его постройка находится в связи сособым отношением московских великих князей и царей к Хутынскому монастырю в Великом Новгороде. Хутынский монастырь был основан в 12 веке Преподобным Варлаамом. в 1462 году, когда великий князь Иван Васильевич III был в Хутынском монастыре и пожелал видеть открытые мощи преподобного, из его гроба выпвалось пламя, чудесно поразившее князя, но не причинившее ему никакого вреда. Именнно тогда и начинается почитание преподобного Варлаама московскими князьями. Сын Иоанна III, Василий III, глубоко чтил преподобного, предсказавшего ему победу над Литвою и крымским ханом.
По убеждению царя Иоанна Васильевича Грозного своей победой над Казанским ханством он был обязан заступничеству и молитвам преподобного Варлаама. заступничество преподобного Варлаама в борьбе московских князей с Ордой и послужило причиной постройки в 17 веке церкви Преображения с приделом Варлаама Хутынского на большой Ордынке.
Третий период период строительства храма начался в 1831 году и связан с именем известного зодчего Осипа Ивановича Бове.20 сентября 1836 года церковь во имя Преображения Господня была освящена митрополитом московским Филаретом (Дроздовым).

В ХРАМЕ

Киоты с чудотворной иконой "Всех Скорбящих Радость" и чтимой иконой преподобного Варлаама Хутынского чудотворца помещены на значительной высоте и для подхода к ним молящихся сделаны возвышения, к которым с двух сторон ведут полукруглые лестницы. Центральную часть композиции занимают сами чтимые иконы, каждую из которых как бы держат скульптурные изображения двух ангелов, выполненных из белого мрамор.Увенчаны иконы также двумя фигурами сидящих ангелов. над изображением Девы Марии они держат корону, как бы увенчивая ею Царицу неба и земли, а над изображением преподобного Варлаама Хутынского - скрижали с десятью заповедямиМоисеевыми. Под каждой из икон помещены написанные на бронзовых досках тексты молитв. Оба иконостаса обоих приделов совершенно одинаковы, они различны только помещенными в них иконами. Справа и слева помещены иконы Спасителя и Божией Матери в нижнем ряду и по две круглых иконы праздников выше. В центре между колоннами помещаются резные ажурные царские врата с овальными иконами Благовещения и круглыми Святых евангелистов. над аркой царских врат помещены иконы Тайной Вечери. Иконостас придела в честь иконы "Всех Скорбящих Радость" увенчивает икона коронования Девы Марии, а придела преподобного Варлаама Хутынского - Вознесения. По бокам этих икон помещены овальные иконы страстей Христовых. В храме находятся особо чтимые иконы: мч.Лонгина Сотника,Казанской Божией Матери, Светителя Николая и др.
ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Письменной фиксации чудотворений от иконы в храме не велось, но в литературе упоминается о том, что в 1848 г. исцелилась умиравшая девица-дворянка, к одру которой был принесен образ (в память об этом к окладу был приложен большой бриллиант), в 1849 г. выздоровел заболевший холерой врач Выборгской больницы, в 50-х гг. по молитве отца перед иконой в храме поправился сын чиновника.
Образ был написан на кипарисной доске (69,0х51,2 см). При императрице Екатерине II был выполнен 2-й оклад, в 1858 г.- 3-й, золотой, по рис. Ф. Г.Солнцева. В храме имелось 3 списка с чудотворного образа. 1-й иконографически соответствовал иконе, и на него был наложен оклад царевны Наталии Алексеевны. В 1847 г. этот образ, но без оклада был передан в полоцкий Спасо-Евфросиниев монастырь и заменен копией работы П.М.Шамшина. 2 других выполнены в живописной манере с изменением иконографии (добавлены страждущие). Один (293,4х226,7 см), написанный в 1858 г. художником Ф.А.Бронниковым, находился на хорах храма. Второй (213,5х124,5 см), выполненный художником Тюриным на медной доске в ознаменование 50-летия храма в 1869 г., был установлен в нише на наружной стене храма. Ни один список не сохранился.
В 1932 г. храм был закрыт, после чего судьба иконы неизвестна. Версия о том, что она была перенесена в Спасо-Преображенский собор Санкт-Петербурга, неверна. Икона «Всех скорбящих радость», в настоящее время находящаяся в нем и считающаяся подлинной, не соответствует сохранившимся описаниям, литографическим изображениям и фотографиям чудотворной иконы.
В начале 1930-х гг. храм был закрыт, с колокольни сбросили колокола. Здание было передано под запасник Третьяковской галереи, и во многом благодаря ее сотрудникам удалось сохранить многое из уникальных интерьеров даже во время Великой Отечественной войны. В 1948г. храм был заново освящен, и в 1950г. там уже регулярно стали проводиться службы.
При храме сохранились также дом причта и чугунная ограда, поставленные на государственную охрану. Об этом храме не раз упоминала Анна Ахматова, которая, останавливаясь в Москве в квартире Ардовых на Ордынке, посещала в нем службы.
При храме открыты воскресная школа, библиотека, центр реабилитации для жертв нетрадиционных религий.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ впервые прославилась в 1688, в Москве, в Преображенской Скорбященской церкви на Ордынке, исцелением родной сестры патр. Иоакима Евфимии, которая так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Особенно она взывала к Пресвятой Богородице о своем помиловании, и вот однажды во время молитвы она сделалась как бы вне себя и услышала голос: “Евфимия, почему ты не прибегаешь к общей для всех Исцелительнице?” - “Где же мне найти такую исцелительницу?” - спросила больная. “Есть в храме Преображения Сына Моего, - отвечал невидимый голос, - образ Мой, именуемый “ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ”.
Он стоит на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови священника этой церкви с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Исцелившись, не забывай Моего к тебе милосердия и исповедуй оное в прославление Сына Моего Иисуса Христа и Моего имени”. Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона “Всех скорбящих Радость”, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление.
Это было 24 октября, и с того времени, говорит составитель сказания о первом чуде от иконы, “иже с верою притекающие приемлют неоскудно исцеление: слепые прозрение, немые глаголание, глухие слышание, расслабленные благомощие и обидимые мщение, бесные целомудрие и неплодные жены неплодства разрешение, и сосущие младенцы и малые отроки притекающие здравие приемлют, и различные очные болезни, многие же страхования и различные привидения наднесением сего многочудесного образа все упражняются и во всех печалях вспоможение приемлют. Поистине убо наречеся сей святой образ “Всех скорбящих Радость”.
Празднование в честь иконы 24 октября (6 ноября).
Вел. кн.Наталья Алексеевна, сестра Петра Великого, очень благоговела к Скорбященской иконе и, сделав с нее список, в 1711, с переведением царской резиденции из Москвы в Петербург, перевезла список в новую столицу и поставила в дворцовой церкви. В царствование имп. Елисаветы Петровны был воздвигнут храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" по адресу Шпалерная, д.35-а. Икона весьма богато украшена царевной Наталией, имп.Екатериной II, графиней Головкиной, графом Шереметевым и др. Сейчас чудотворный образ находится в Троицком храме ("Кулич и Пасха") проспект Обуховской обороны 235.
Эта икона впервые прославилась 23 июня 1888 г. во время страшной грозы. Икона стояла в небольшой часовне у завода. Сюда она была пожертвована купцом Матвеевым, торговавшим на заводе. Рассказывают, что икона была прибита волнами к берегу Невы и принята купцом. Она представляла собой копию с иконы, привезенной из Москвы кн.Наталией, простого письма. Во время грозы молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и большую часть икон. Коснулась иконы "Скорбящих Радости", которая висела на шнуре в углу, и она, до сего времени бывшая с потемневшим от времени и копоти ликом, обновилась, просветлела и без всякого повреждения спустилась на землю, только шнур был обожжен. Невдалеке от нее валялась разбитая вдребезги кружка для сбора подаяний. Деньги были рассыпаны по полу, а двенадцать грошиков оказались очень плотно прильнувшими к иконе.
Слух разнесся по столице, и многие больные получили от иконы исцеление. Особенно поразительны были следующие два чуда: 6 декабря 1890 был исцелен отрок Николай Грачев от ужасной болезни, признанной врачами неизлечимой. Больной уже был приготовлен к смерти, но ночью со 2 на 3 декабря, во время сна, он услышал голос: "Николай!" - и увидел пред собой Пресвятую Богородицу, святителя Николая Чудотворца и еще неизвестного святителя в белом клобуке с крестом, и Пресвятая Богородица сказала ему: "Николай, поезжай в часовню, где упали монеты, и ты получишь исцеление, но раньше никому ничего не говори". Проснувшись, он убедительно стал просить свезти его в часовню. Как ни трудно было сделать это, сделали, и здесь во время молебна он получил исцеление. Вскоре после сего от иконы получила исцеление от чахотки г-жа Белоногова. Ей явился во сне, как она рассказывала, седенький старичок в черной рясе, подпоясанный кожаным поясом, похожий на святителя Николая, как его пишут на иконах, и приказал идти в часовню и отслужить молебен.
Иконография
Божья Матерь стоит на возвышении в окружении ангелов и людей. В верхней части иконы изображение Cпасителя, чуть пониже надписи. Различается икона с прорисоваными грошиками. Их должно быть двенадцать. Известны разные варианты иконы. Внизу на другой иконе много надписей и вверху изображена Пресвятая Троица, а Богоматерь держит Младенца.

Источник: www.days.ru

МОЛИТВА ПЕРЕД ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЮ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ":


пресвятая Владычице Богородице, преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем безпомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити. Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице, и псаломски вопити Тебе дарзаем: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей: Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подаеши. Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими,всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас недостойных от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческия, буди нам помощница неотступная во вся дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранени Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков."

ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ, НОВГОРОДСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

Преподобный Варлаам Хутынский жил в XII веке, был сыном знатного новгородца и свои детские годы провел в Новгороде. В юношеском возрасте, удалившись в подгородний Лисичий монастырь, преподобный Варлаам принял постриг. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах - сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: "Аще кто не хощет делати, ниже да яст" (2 Сол. 3, 10). К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: "Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель - начало и корень всякого добра".
Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний - сверстник и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: "Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами". Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года.