Икона сретение богородицы. Сретение владимирской иконы божией матери

Владимирская икона Пресвятой Богородицы – самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Древней Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью событий церковной и государственной жизни. Не единожды чудесным образом Владимирская икона сохраняла русское войско от неминуемых поражений.

Память Владимирской иконы Пресвятой Богородицы отмечается несколько раз в году (3 июня нов. ст./21 мая ст.ст., 6 июля нов. ст./23 июня ст. ст., 8 сентября нов. ст./26 августа ст. ст.). Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября, установленное в честь сретения, то есть встречи, Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

В 1395 году хан Тамерлан (Темир-Аксак) с полчищами татар вступил на русскую землю, он быстро достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Численность татарских войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Великий князь молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою «Матерь Божия, спаси землю Русскую». 26 августа ее близ Москвы встретили крестным ходом митрополит Киприан со «всем клиросом и причтом церковным», с князьями и народом.

В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Мудрецы ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы»…

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (по новому стилю – 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

После этого события чудотворная Владимирская икона Божией Матери осталась в Москве навсегда. Ее поместили в кремлевском Успенском Соборе Московского Кремля. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители.

В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею. Сейчас чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Храме святителя Николая в Толмачах.

Владимирская икона Божьей Матери празднуется трижды в году. Одно из самых пышных почитаний посвящается сретению образа в Москве. С этим праздником связана история спасения столицы от набега татаро-монгол.

Владимирская икона - одна из самых почитаемых православных святынь. Только появившись в наших краях, она сразу стала творить чудеса. Богородица сама управляла судьбой своего образа, не раз являясь во сне полководцам, князьям, просто благочестивым христианам.

Слово «сретение» означает «появление», «принесение во храм». Чаще всего оно используется по отношению к Иисусу Христу. Сретением Господним называют принесение Девой Марией своего сына в церковь на крещение. Когда говорят о сретении иконы, подразумевают её появление в том или ином храме, городе.

Краткая история святыни

По преданию, икона, с которой сделан список Владимирской, нарисована самим Лукой. Вместо холста он использовал столешницу стола, за которым обедали Иисус, Иосиф и Богородица. Увидев изображение, Дева Мария благословила его, сказав, что оно будет оберегать всех христиан, даровать благодать. Примерно через 500 лет святыня оказалась в Константинополе. Далее мнения о её судьбе расходятся. Одни говорят, что был сделан список и отправлен как дар Юрию Долгорукому. Другие утверждают, что передана оригинальная икона. Изучив стилистику, подвергнув полотно ряду анализов, ученые склоняются к первому варианту. Владимирская икона написана примерно в XII веке, представляет собой яркий образец Византийской живописи тех времен.

Сын Юрия, Андрей Боголюбский, забрал святыню, поехал с ней в Москву, чтобы организовать там государство, независимое от Киева. По дороге он заехал во Владимир. По уезду из города случилось необъяснимое. Кони отказались идти. Смена упряжки не дала результатов. Тогда князь начал молиться, и ему явилась Дева Мария. Она велела не забирать икону из города, построить там храм. Так и было сделано.

Чудесные спасения

Трижды через Владимирскую икону Богородица являла свою волю городам . Количество чудесных исцелений совсем не счесть.

1395 год: хан Тамерлан со своим войском направился на Москву. По дороге он уничтожал русские города, убивал практически всех, независимо от пола, возраста, вероисповедания. Численность орды в разы превосходила русскую дружину. Боевой опыт, жестокость воинов хана практически не имели аналогов. Шансов выстоять против такой силы не было. Оставалось лишь молиться, надеясь на чудо.

Князь Московский послал во Владимир за чудотворной иконой. Духовенство организовало крестный ход. По выходу из города по обе стороны стояли люди. При виде иконы они падали ниц, устремляли свои взоры на неё и молили Деву Марию лишь об одном: спасти Русь. 26 августа святыня оказалась в Москве - произошло сретение Владимирской иконы Божией Матери.

В тот же день хану во сне было ведение. Огромная гора, с которой спускаются святители с золотыми жезлами. Над ними парит Божья матерь, защищенная бесчисленным количеством ангелов. Проснувшись, Тамерлан собрал своих жрецов. По описанию они сразу поняли, что это Божья Матерь, заступница Руси. В один голос старейшины советовали хану как можно быстрее покинуть земли русские. Это он и сделал. В благодарность за освобождение построен Сретенский монастырь и собор Успения Пресвятой Богородицы, где и установлена икона.

Историки нашли свое объяснение отступлению Тамерлана. Официальная научная версия: хан вовсе не собирался захватывать Русь, пришел сюда случайно - в погоне за одним из полководцев Золотой Орды. Он хотел уничтожить всю верхушку империи. Подобное объяснение слабо похоже на правду: зачем человеку, страдающему манией величия, желающему захватить весь мир, вдруг оставлять в целости значительную его часть, особенно если силы, численность войск позволяют легко поработить государство?

1480 год: Ахмет, хан Золотой Орды, собрал войско, чтобы захватить Москву. Дойдя до реки Угра, на другой её стороне полководец увидел дружину Иоанна Третьего, тогдашнего московского князя. Летописи гласят: на татар неожиданно напал страх, они начали разбегаться. Хан не мог справиться с этим, был вынужден отступить. Объяснить подобное явление сложно, если учитывать, что золотоординское войско значительно превосходило русское по численности, не уступало ему по смелости, опыту, оснащенности. Это Дева Мария вновь заступилась за город, даровав ему помилование за грехи. В честь этого в столице ежегодно 23 июня проводят крестный ход из собора Успения в Сретенский монастырь.

Не прошло и полвека, как золотоординцы снова решили атаковать Русь. Хан сменился, вместе с ним забыли об испытанном тогда страхе. 1521 год. Войско из 100 тысяч человек собрал Мехмет-Гирей. Правящий тогда столицей Василий Третий не ожидал нападения, сам походов не готовил. Поэтому большинство военнослужащих было разбросано по стране - они отдыхали дома с семьями. Всего удалось противопоставить хану не более 50 тысяч человек. Силы были не равны, только чудо могло спасти город от погибели. Так и произошло: Дева Мария явилась захватчику во сне. Он испугался этого знака и отступил.

Дальнейшая судьба святыни

Ещё одно чудо произошло при пожаре 1547 года. Горел Московский Кремль. Чудотворный образ пытались вынести самые сильные мужчины, но безрезультатно - он как будто врос в землю. В это время над храмом явилась Дева Мария. Он защитила собор - огонь не тронул его.

После чудесных спасений Владимирская икона стала одной из самых значимых на Руси. Перед ней молились князья и цари, приносили присягу на верность монархам и державе высокие государственные чины, её брали в походы, чтобы каждый солдат мог попросить Деву Марию о своих нуждах. При избрании митрополитов Москвы жребии клались на эту святыню. Считалось, что через неё Богородица сама выберет наиболее достойных.

Долгое время икона находилась в Успенском соборе. В сентябре 1999 года передана в храм Святителя Николая, работающий при Третьяковской галерее. Здесь её хранят по сегодняшний день.

Владимирская икона сегодня хранится с помощью современных технологий. Она защищена пуленепробиваемым стеклом. Специальные приборы строго поддерживают заданные температуру, влажность воздуха, оптимально подходящие для сохранности материалов, из которых создана святыня.

Владимирская икона прошла сквозь историю Руси, часто сама была её участницей. В чудотворности этого образа не сомневается никто.

Празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.


Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

Владимирская икона Пресвятой Богородицы

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.


Икона Владимирской Божией Матери. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву . В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая/3 июня 1971 г.

Проповедь архимандрита Исихия (Клыпы), произнесённая 8 сентября 2014 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» , - говорит Господь наш Иисус в Святом Своём Евангелии. И мы, православные христиане, должны, прежде всего, искать Царства Небесного, изучать заповеди Божии, пробовать исполнить их в своей жизни, просить Божию помощь и благодать Духа Святого на это спасительное шествие в Царство Небесное.

Но мы часто по немощи своей греховной, по увлеченности всеобщей мирскими удовольствиями, разнообразными наслаждениями, забываем об этой главной цели нашей христианской жизни - о стяжании Духа Святого, о шествии в Царствие Небесное. И увлекаясь теми или иными удовольствиями, пребываем большую часть своей жизни в нерадении, в забвении Заповедей Божиих и шествия по узкому пути.

И Господь, зная, что такое наше состояние и таковая наша жизнь приведёт к тому, что мы по влечению своей греховности не сподобимся попасть в Царствие Небесное, но попадём в вечные муки, Он, желая нас исправить и отвратить от этой временной и суетной жизни, сначала посылает нам благие помыслы. Эти благие помыслы представляют перед нами кратковременность этой жизни, суетность тех благ, за которыми мы гонимся. Ведь многие люди, хотя и положили всё своё стремление к тому, чтобы приобрести или богатство, или славу, или иные земные почести и блага, но даже в этой временной жизни часто по причине или болезни, или расслабления своего, или по причине тюремного заключения, или ещё каких-либо внешних обстоятельств не смогли воспользоваться этими всеми благами, к которым они стремились и которые хотели приобрести. И в любом случае смерть неизбежно у нас отбирает всё то, к чему мы стремились и что хотели приобрести.

Господь, желая нам показать эту суетность, сначала дарует нам эти помыслы. Но человек часто не обращает внимания на эти мысли, не смотрит на других людей, потерпевших своё такое «кораблекрушение», но, тем не менее, начинает и дальше стремиться к приобретению земных удовольствий. Тогда Господь посылает человеку малые скорби и искушения, чтобы они стряхнули его ум и направили его в нужную сторону, но часто и это не действует на него. И тогда Господь, по Своему милосердию, желая исправить нас, чтобы мы не погибли для вечной жизни, посылает уже какие-либо общенародные бедствия.

Всё это происходит не по той причине, что Господь желает нас мучить, или как-либо уничижать, но Он желает, чтобы мы не прилеплялись к этой временной земной жизни. Мы должны помнить слова Христовы о том, что и две малые птицы, которые продаются за мелкую монету, не падают на землю без воли Отца Небесного, помнить о том, что и все волосы, которые находятся у нас на голове, сочтены. Мы не знаем, сколько у нас волос на голове, и даже никогда не задумывались, какое их количество, но Господь промышляет даже об этой малости.

Тем более какие-либо более значительные события не происходят без Его воли или без Его попущения, когда требуется нас исправить. И мы видим, что наши благочестивые предки во время этих общественных бедствий вспоминали эти все слова Христовы, начинали искренне каяться и исправлять свою греховную жизнь. А греховной жизнью люди живут не только в наше время, но и в те, древние времена, хотя по внешности, может быть, тогда и не было столько удобств и разнообразных греховных удовольствий, которые есть сейчас. Но, тем не менее, забыть о своём предназначении, о том, что мы являемся христианами, можно в любое время, и увлечься этой земной и суетной жизнью.

И наши предки, встречая общенародные бедствия, сразу вспоминали эти слова Христовы, искренне произносили слова молитвы о том, что «согрешили, беззаконовали, неправдовали, Господи, пред Тобою», и что всё, что нас постигло, это произошло не по причине каких-либо внешних обстоятельств, или ненависти тех или иных народов, но всё это произошло именно по главной причине - по причине нашей греховной и нераскаянной жизни.

И когда они с таким сокрушённым сердцем обращались к заступничеству угодников Божиих, печальников земли Русской - Сергию Радонежскому и другим, к предстательству Божией Матери, то часто видели дивное и необычайное заступление. И мы в сегодняшний праздничный день вспоминаем великую помощь Божией Матери, которую в 1395 году Она показала над Святой Русью.

В это время огромные полчища Тамерлана, который со своими войсками пришёл из Монголии, и, прошедши все земли Средней Азии, разорив все государства, которые находились на его пути, подошёл к Русской земле. Дошёл он до города Ельца и остановился в нём, казнил многих православных христиан, и в течение двух недель находился там. В это время великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Иоанновича Донского, вместе со своим духовным отцом - митрополитом Киприаном, вспомнили о чудотворной первописанной иконе Божией Матери - Владимирской, которая находилась, по своему названию, в городе Владимире. И они восхотели, чтобы эта чудотворная икона была перенесена в их столицу - в город Москву, чтобы ободрить пребывавших в унынии и русское воинство, и всех жителей, которые находились в столице Святой Руси.


Чудесное избавление Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле (встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы)

С молебным пением избранные люди пошли и от царя, и от митрополита в город Владимир, подняли чудотворную икону и затем с крестным ходом, со многими молитвословиями, икона была перенесена. Все жители города Москвы вышли навстречу чудотворной иконе. И зная об огромной силе воинов Тамерлана, о том, что невозможно тогда разоренной Русской земле было противостоять им, зная о жестокости Тамерлана, когда он из отрубленных голов людей, в тех или иных захваченных городах, складывал целые пирамиды, они с великим воплем и умилением сердечным припали к иконе Божией Матери и просили у Неё заступничества.

И Царица Небесная не посрамила их искреннее раскаяние в грехах, их обращение к Её Материнскому покрову. Сама Она в сонном видении явилась к этому грозному завоевателю, впереди Её шли святители московские, держа в руках своих золотые жезлы, а Она, стоя на верху высокой горы, была окружена Небесным воинством. Воинство Небесное угрожало этому захватчику, а Божия Матерь, подняв руки Свои к небу, молилась Своему Сыну о заступлении Русской земли, и показывала Тамерлану знаками, чтобы он уходил от Её пределов.

Когда он проснулся, то все кости его тряслись, и он находился в величайшем смятении и ужасе. Созвав своих советников и военачальников, он рассказал им об этом видении. И они сказали ему: «Та Жена, которую ты видел, несомненно, - Мать христианского Бога, Которая намеренна защитить Свою землю». На это Тамерлан отвечал: «Если Она пошлет даже одного из тех светоносных юношей, которых я видел на горе, окружающих Её, то он победит всех нас, и не будет даже места на земле, куда бы мы смогли убежать». И тогда всё это огромное воинство из города Ельца, не двинувшись дальше, поднялось со своего места и пошло в Малую Азию, на территорию современной Турции, где ещё разорило множество государств, и множество народов и людей повергло в величайшую скорбь.

Божия Матерь могла бы и без этого видения просто навести страх и ужас на это грозное воинство, и оно бы, побросав своё оружие, добычу и пленных, бежало бы из нашей земли. Но Царица Небесная желала, чтобы мы по суетству своего ума не приписали бы всё это каким-либо естественным событиям, или страху этого воинства, или тому, что они услышали о каких-либо слухах, или ещё чему-либо, но Сама, явившись грозному завоевателю, желала, чтобы мы знали истинную причину, по которой Русская земля была в те времена избавлена от этой страшной беды.

И мы, братья и сестры, взирая на это заступление Божией Матери, когда не один человек, но вся земля Святорусская была избавлена, будем и в наше время стараться с искренним сердцем, с сокрушением о своей греховной и неисправленной жизни, молиться Царице Небесной. Она имеет то же великое дерзновение, как и в те времена, перед Своим Сыном, Творцом и Создателем. В руках Её Сына находятся все судьбы: и отдельного человека, и каждого государства. И поэтому Он, взирая на то, в каком состоянии находятся люди, к чему они стремятся, как они относятся к Его святым и спасительным заповедям, и управляет всеми этими государствами и судьбами каждого человека.

Поэтому и мы не будем опускать руки и унывать, но по примеру наших благочестивых предков, которые всегда усиливали свою молитву во время общественных бедствий, нападений и обстояний, будем и мы, подражая им, взывать к Царице Небесной: «Царица Небесная, спаси землю Святорусскую, и покрый нас честным Своим покровом» . Аминь.

Не единожды чудесным образом сохраняла русское войско от неминуемых поражений. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Тогда Великий князь московский Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою “Матерь Божия, спаси землю русскую”. В Москве икону встретили 26 августа: “весь град изыде противну иконы на сретение ее”… В час встречи иконы Тамерлан спал в шатре. Легенда говорит о том, что в этот момент он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в сиянии ярких лучей стояла “лучезарная Жена”. Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Утром Тамерлан созвал мудрецов. “Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских”, – сказали гадальщики непобедимому хану. “И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы”…

Благодарные за свое освобождение русские построили Сретенский монастырь на месте встречи иконы. После 235 лет пребывания во Владимире икона Божьей Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе. И века не прошло, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел уже до реки Угра. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу реки. Летописцы пишут, что неожиданно и без всяких оснований на татар напал животный, необъяснимой природы страх. Он парализовал и физическую силу, и волю татар. Хан Ахмет оказался не в силах совладать с деморализованным войском и вынужден был отступить… В память об этом событии до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

Перед этой иконой молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы.

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение “светозарной Жены, осенявшей храм”… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор.

С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители. В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена как многие православные святыни в годы гонений на Церковь.

В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России – икона Владимирской Божьей Матери – была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее. Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности…

…С плачем молилась простая монахиня рядом со святыми отцами. Потом, словно опомнившись, кинулась к людям, рассказывая о том, что увидела и услышала в эту ночь. Слух разлетелся по Кремлю и посаду, люди бежали в собор, чтобы долгие часы провести в горячем молитвенном стоянии перед Владимирской иконой Божией Матери…

То, что произошло потом, летописцами описывается сухо и скупо, потому что нет объяснений происшедшему, нет версий и “земных” предположений. Превосходящие многократно по силе и числу сборные татарские войска отступили. Летописцы рассказывают, что утром 21 мая (3 июня) 1521 года татары увидели на другой стороне Оки “несметные войска русские” и с ужасом сообщили об этом хану. Хан не поверил и послал самых верных людей в разведку удостовериться. Посланные действительно увидели множество войска и сказали: “Царь, что же ты медлишь? Побежим скорее, на нас идет безмерное множество войска от Москвы”. Жестокий, могущественный Махмет-Гирей отступил. Потрясенные москвичи славили Богородицу и служили благодарственные молебны перед ее чудотворной Владимирской иконой.

Три раза в году совершается празднество в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратное избавление Ее помощью нашего отечества от врагов: 3 июня нов. ст./21 мая ст.ст., 6 июля нов. ст./23 июня ст. ст., 8 сентября нов. ст./26 августа ст. ст. Но чудес, связанных с этой иконой и достойных празднования, много больше.