Ильинская церковь воронцово поле. Церковь илии пророка, что под сосенками


Рис.67.18. «Ц. Ильи Пророка на Воронцовском поле в 1841 г.» [Найденов т.IV, № LIII]

Ветхая трапезная была разобрана, а на ее месте соорудили новую в модном для того времени стиле ампир [Бураков, с.204-206]. Ее вид представлен на чертеже из альбома Найденова, изображающем храм в 1841 году, а также на фотографии 1875 года. Северный фасад трапезной украшен четырехколонным портиком с пилястрами, а крышу венчает громадный полусферический купол, равный по высоте центральной главе пятиглавого храма 1702 г. В целом объем новой трапезной почти в два раза превосходит объем самого храма, а древний шатровый придел 1653 г. и вообще теряется на фоне последних.


Рис.67.19. «Ц. Ильи Пророка на Воронцовском поле (вид, снятый с колокольни ц. Грузинской Божией Матери) в 1875 г.» [Найденов, т.IV, № XXIX]

На фотографии местности близ Воронцова поля с высоты птичьего полета хорошо видно, что даже сегодня большая часть территории бывшего поля остается незастроенной.

Архитектура

Древнейшая часть Ильинской церкви на Воронцовом поле представляет из себя вытянутый с севера на юг четверик с лотковым сводом, над четырехскатной кровлей которого некогда возвышались два миниатюрных декоративных шатрика, об облике которых мы можем судить по фотографиям 1880-х годов, а также по чертехам XIX в.

Восьмерики шатров были украшены ширинками, опирающимися на карниз с миниатюрными стрелами (по две на каждой грани) и отдаленно напоминающими редуцированный вариант стрел на восьмериках шатров ц. Рождества в Путинках, надвратной шатровой ц. Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом и боковых столпов собора Василия Блаженного. Венчающий карниз с сухариками, появившимися, вероятно, при переделоке храма в 1876-78 гг., поддерживает декоративные кокошники, оформляющие грани шатриков, завершенных маленькими луковичными главками. На акварели 1812 г. шатры изображены выкрашенными в красный цвет, с выступающими белыми ребрами. На чертежах первой половины XIX грани шатров изображены уже плоскими, а на фотографиях 1880-х годов, помимо сухариков карниза, также хорошо заметны ребра граней шатров, раскрашенных в ромб наподобие шатра ц. Вознесения в Коломенском. Можно предположить, что шатры были покрыты железом при реставрации храма после пожара 1812 г., а затем вновь раскрыты при перестройке трапезной в псевдорусском стиле в 1876-78 гг. Выполняющее чисто декоративную функцию шатровое завершение Ильинской церкви ближе всего стоит к шатрам московской ц. Космы и Дамиана в Старых Панех 1640 г., а также к декоративным шатрам ряда других храмов середины XVII в. (ц. Св. Духа в Рязани 1642 г., Введенской ц. Спас-Воротынского монастыря 1640-50 гг и надвратной ц. Ферапонтова монастыря 1649 г.).

Для освещения внутреннего пространства храма в северной (и, вероятно, в южной) стене четверика были устроены два ряда окон. Согласно чертежам XIX в., двум окнам верхнего ряда вторили окно и дверной проем нижнего ряда, которые были заложены при перестройке 1876-78 гг., а вместо них на центральной оси четверика устроен новый портал с шатровым крыльцом в псевдорусском стиле. Аналогичное крыльцо было сооружено и у южного портала пятиглавого храма Гагариных (ныне оба крыльца утрачены).

Углы четверика Ильинского храма оформлены лопатками, перерезанными двумя рядами карниза на уровне нижней и верхней части окон второго яруса. Как видно из чертежей храма XIX в., нижний ряд карниза на лопатках является остатком раскрепованного венчающего карниза абсид и трапезной до ее перестройки в 1840 г.

На северной стене храма - два яруса окон со сложными наличниками, украшенными полуколонками с капителями и сандриками в виде кокошников, врезающихся в широкий фриз с раскрепловкой по угловым пилястрам, составленный из ряда прямоугольных ширинок с пиками. Декоративный пояс ширинок с пиками довольно характерен для церковного зодчества середины XVII в. и встречается в ц. Одигитрии Иоанно-Предтеченского монастыря в Вязьме (1635 г.), ц. Воскресения на Дебре в Костроме (1630-1645 гг.), Успенском приделе ц. Космы и Дамиана в Старых панех в Москве (1640 г.), Неопалимовском приделе ц. Рождества Богородицы в Путинках (1649-52 гг.), колокольне Троицкого монастыря в Муроме (1652 г.), Знаменской теплой ц. на Дебре в Костроме (2-я пол. XVII в.), Благовещенском соборе Благовещенского монастыря в Муроме (декор 1664 г.), ц. Благовещения в Тайнинском (1675 г.), ц. Преображения за Волгой в Костроме (1685-88 г.). Аналогичным поясом ширинок с пиками, дополненным бегунцом, а также характерными для русского барокко сдвоенными полуколонками украшены стены трапезной, оформленной в псевдорусском стиле при перестройке Ильинского храма П.П. Зыковым в 1876-78 гг.

Верхный профилированный ярус карниза поддерживает ряд ложных полуциркульных кокошников сложного профиля (четыре кокошника - на северной стене и один - на выступающей за трапезную части западной стены), наложенных на плоскость стены. На фотографии Найденова 1881 г. внешний контур кокошников сверху заострен, однако сегодня от этих заострений остались лишь следы на венчающем карнизе.

Утраченные ныне двухчастные абсиды храма с широкими окнами в длину равнялись расстоянию между угловыми лопатками четверика, а в высоту доходили до основания окон второго яруса четверика. Северная абсида была чуть короче южной.
Интерьеры храма в настоящее время для осмотра не доступны.

Размеры и пропорции, по чертежам и планам

Литература

1. Тихомиров М.Н. Труды по истории Москвы. - М.: Языки славянской культуры, 2003.

2. Кучкин В.А. Вельяминовы на службе у московских князей в XIV - начале XV вв. Режим доступа: http://aksakoff.ru/2010/02/veliaminovi/ . См. также: Вторая международная научная конференция «Верховная власть, элита и общество в России XIV - первой половины XIX века.Российская монархия в контексте европейских и азиатских монархий и империй.», 24-26 июня 2009 года, тезисы докладов. Режим доступа: http://www.kreml.ru/ru/main/science/conferences/2009/power/thesis/Kuchkin/

3. Семеоновская летопись / Полное собрание русских летописей, т.XVIII. - СПб., Типография М.А. Александрова, 1913, с.115

4. Юшко А. Древние села Подмосковья. - 2007. Режим доступа: http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200700305; Всё Подмосковье. Географический словарь Московской области. М., 1967 г.

5. Паламарчук П.Г. Сорок сороков, в 4-х томах. - М.: АО «Книга и бизнес», АО «Кром», 1994.

6. Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских. М.: Московский рабочий, 1991.

7. Голубцов И.А. Старинная топография и урочища Москвы до 1389 г. / История Москвы, т. 1. Приложение. М., 1952.

8. Программный продукт Google Планета Земля 5. Режим доступа: http://earth.google.com/intl/ru/

9. Интернет-сайт храма Ильи Пророка на Воронцовом поле: http://www.iliya-hram.ru/history.html .

10. Фехнер М.В. Москва и ближайшие окрестности в XV и начале XVI века // Mатериалы и исследования по археологии СССР, №12, М.-Л., 1949, стр. 106-124. Режим доступа: http://www.russiancity.ru/books/b38.htm .

11. Забелин И.Е. История города Москвы, ч. 2. М., 1905.

12. Сытин П.В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959.

13. История московских районов: энциклопедия / под ред. К.А. Аверьянова. - М.: Астрель. АСТ, 2005, с.103

14. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. Подготовлено к печати Л.В.Черепниным. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1950. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/dmi_1g.htm и http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/dmi_2g.htm

15. Кондратьев. И.К. Седая старина Москвы. - М.: Цитадель, 1997.

16. Лѣтопись по Воскресенскому списку / Полное собраніе русскcкихъ лѣтописей, т.VIII. - СПб.: Типографія Э.Праца, 1859, с.182.

17. Лѣтописный сборникъ, именуемый Патріаршею или Никоновскою лѣтописью / Полное собраніе русскcкихъ лѣтописей, т.XII. - СПб.: Типографія И.Н. Скороходова, 1901, с.168

18. Татищев В.Н. История Российская, ч.4, гл. 57

19. Лѣтописный сборникъ, именуемый Патріаршею или Никоновскою лѣтописью / ПСРЛ, т.XIII. - СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1904, с.152-154;

20. Пискаревский летописец / ПСРЛ, т.XXXIV. - М., 1978, с.182-183

21. Александровский М. Указатель московских церквей. - М, 1996.

22. Ляпишев Г.В. Москва 1812 года на рисунках Х.В. Фабер дю Фора // Московский журнал, 9 (2009),с. 29.

24. Найденов Н.А. Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений. т.IV - М., 1886, № XXIX.

25. Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. III, Отд. 1: Часть Земляного города по левую сторону реки Москвы. М., 1882, N 54А

Дополнительная литература

27. Найденов Н. Храм св. пророка Илии, что на Воронцовском поле. М., 1903, 28 с., 13 л. ил.

28. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989. С. 266.

29. Материалы для истории храма Илии Пророка, что на Воронцовом поле... М., 1878.

30. Языков Д.М. Храм св. славнаго Пророка Илии, что на Воронцовом поле в Москве. М., 1879.

31. Воронцовский М. Храм Пророка Илии на Воронцовом поле // Известия Императорской археологической комиссии. СПб., 1907. Вып.21. Прибавление. С. 23—27.

32. Проект наружной облицовки церкви св. Ильи на Воронцовом поле в Москве и наружной облицовки и надстройки верхнего яруса колокольни при ней. Существующий и проектируемый фасады церкви, существующий и проектируемый фасады колокольни, разрез колокольни, план церкви, поярусный план колокольни. Архитектор Зыков. Подл. тушь, акв. бум. 32х120, 32х60. 9 января 1876г. ЦГИА СССР. ф.1293. оп.167. д.160. 2л. (Каталог «История архитектуры и градостроительства Москвы, С-Петербурга и их пригородов». РГАНТД

Введения во храм Пресвятой Богородицы , именуемая тоже «в Барашах» и имеющая два придела: Пророка Илии и Мученика Лонгина Сотника. Церковь эта одна из стариннейших: она освящена в 1647 году 11 октября, а приделы освящены: первый-в 1653 году 19 июля, второй-в 1668 году 15 октября. Следовательно, она относится ко временам царя Алексея Михайловича, не изменив своего наружного вида и поныне.

Илии пророка на Воронцовом поле . По объяснению г. Снегирева, на Воронцовом поле в древности стояло село, принадлежавшее боярам Воронцовым, из коих Николай Воронец приходился свояком великом)" князю Димитрию Иоанновичу Донском).

Настоящая церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы построена в 1653 году на месте старой, построенной при великом князе Василии Иоанновиче в 1518-м, и именовалась прежде (в XVI столетии) «под Сосенками», потому что около церкви росли громадные сосны. Церковь замечательна своей красивой архитектурой, в особенности колокольня.

В храме два придела: Пророка Илии (в честь коего церковь и именуется) и Мученицы Параскевы Пятницы и особо чтимая древняя икона пророка Илии. При церкви были некогда погребены известные Прокофий Ляпунов и Иван Ржевский.
Воронцовым полем называется место, находящееся на правом берегу Яузы, у Земляного вала, близ Землянского моста через Яузу.

Множество московских церквей, утратив сменив владельца в бурные и застойные советские годы, дошли до нас в сильно измененном виде и, порой только очень внимательный пешеход может различить элементы церковной архитектуры в очередном «конторском» здании, зажатом среди домов-великанов прошедшего ХХ века. В Москве «сорок сороков» церквей, как говорили в былое время, и действительно Москва златоглавая всегда славилась обилием храмов и соборов, абсолютное большинство из которых было уничтожено или сильно перестроено в первые десятилетия советской власти.

Бывшая Церковь Ильи Пророка на Воронцовом поле , неподалеку от Курского вокзала (), как раз и представляет собой пример плачевной ситуации, когда и отдать надо, но и отдать нельзя.

Известно, что в XV веке, когда в этой местности еще стоял сосновый бор, здесь «под сосенками» (отсюда название близлежащего переулка — Подсосенский) ютилась небольшая деревянная церковка.

В начале XVI века Великий Князь Василий III выменял село Воронцово у Андроникова монастыря и к 1514 году строит в Воронцове рядом с храмом Святого Илии. пророка каменный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм был построен за 1,5 года итальянским архитектором из Милана Алевизом Фрязиным и был освящен в присутствии великого князя Василия III и его супруги княгини Соломонии (преп. Софией Суздальской) Московским митрополитом Варлаамом и епископом Крутицким Досифеем в четверток 29 ноября ст/ст. 1516 г.
Таким образом, два смежных храма: Св.Ильи Пророка и Благовещения Пресвятой Богородицы — стали личными храмами Василия III и его ближних сподвижников. Только после развода с Соломонией Сабуровой и женитьбе на Елене Глинской князь Василий III стал больше времени проводить в своих селах Коломенском и Воробьевом, а оба храма стали обычными приходскими, хотя каждый все равно имел сво собственный отдельный приход.


Храм в 1882 году

В 1702 старая Благовещенская церковь разобрана и на ее месте князьями Гагариными сооружена новая большая пятиглавая церковь, с юга примкнувшая к двухшатровой Ильинской. В 1740 была возведена надвратная колокольня.
В 1840-х годах церковь вновь перестраивается по инициативе чаеторговцев Василия и Петра Усачевых, у которых рядом располагалась усадьба (усадебный парк сохранился и поныне и принадлежит Московскому научно-практическому центру спортивной медицины).

В 1854 году усадьбу Усачевых приобретает крупный текстильный фабрикант Герасим Хлудов и в 1870-х церковь вновь перестраивается. Был приглашен известнейший архитектор П.П. Зыков, под чьи руководством храм был изящно отделан псеводорусском стиле, а колокольня была надстроена большим шатровым ярусом.


Несохранившаяся надвратная колокольная, фото 1881 г.




В ноябре 1929 года храм закрывают, после его помещения передают Музею Востока (позже сам Музей переехал на Никитском бульваре, а в здании церкви до сих пор хранятся его фонды).
Купола храма и колокольня были снесены. На месте колокольни сейчас находится ограда музейного здания, на которой периодически обновляют нарисованные в укор властям и музею кресты.


… с которыми впрочем иногда тщетно пытаются бороться.


Таблички у вечно закрытого входа в фонды музея также несут отражают неявное противостояние.


Храм Ильи Пророка действует, но только в соседнем здании, который раньше был домом причта церкви (административные церковные помещения, воскресная школа, хозблок). Дом после закрытия церкви был коммунальным, а теперь снова принадлежит церкви…


… о чем также сообщают «охранные» таблички.




По воскресеньям и праздникам из окон дома слышится церковное песнопение.




А противостояние «культа и культуры» все также продолжается…

P.S. В 2004 году Арбитражный суд Москвы отказал прихожанам церкви Ильи Пророка в их иске о возвращении здания церкви. Музей Востока, в то же время, рад бы выехать: здание для него неудобно и тесно, но другого помещения музею никто не предлагает.




Адрес храма Илии Пророка на Воронцовом поле: г.Москва, ул. Воронцово Поле, д.16 стр.7.
Сегодня мы рассказываем о церкви, говоря о которой в современных терминах, можно сказать – виртуальной. То есть – она как бы есть, и в то же время ее нет.
Это Церковь Илии Пророка, что под Сосенками на Воронцовом поле.
Село Воронцово принадлежало когда-то семье московского воеводы из семьи Воронцовых-Вельяминовых. После казни оного – видать, было за что – село перешло к Дмитрию Донскому. Тот подарил его Андроникову монастырю. А у монастыря на другой участок земли выменял село Иван Третий.
Вот в этом-то селе в 1515 году итальянский архитектор Алевиз Фрязин Новый построил церковь Благовещения, которая также называлась по приделу церковью Илии Пророка. А вот уточнение «под Сосенками» говорит, скорее всего о том, что в те годы здесь рос сосновый лес.
В 1653г. храм перестроили по приказу царя Алексея Михайловича. Здание было небольшим и поставленным на фундамент предыдущей церкви. Позже это известный в Москве храм многократно обновляли и достраивали.
В 1702 году средствами князей братьев Гагариных рядом с древним шатровым храмом возвели большую пятиглавую церковь, да так, что старая церковь стала притвором новой.
Через 40 лет обновили старую колокольню, а еще через сто лет, в 1840-м, снесли старую трапезную и на средства купцов Усачевых, которые владели близлежащей усадьбой «Высокое» выстроили большую новую трапезную в стиле ампир.
Еще через сорок лет, в 1878-м, архитектор П.П.Зыков перестроил и эту трапезную и надстроил колокольню декоративным шатровым ярусом.
В результате храм стал весьма сложным комплексом: пятиглавое основное храмовое здание 1702-го года, двухшатровый храм-притвор 1654 года, большая трапезная 1839 года и колокольня 1745 года.
На поляне вблизи храма в день храмового праздника обычно собиралась большая ярмарка, куда съезжались жители множества подмосковных сел. Перед открытием ярмарки из Кремля с крестным ходом приходил патриарх, и после богослужения, собственно и начиналась ярмарка с народными гуляниями, хороводами, качелями и прочими увеселениями.
Увы, церковь закрыли, а в 1930-м в ней открылся Музей восточных культур. Шатровую колокольню, одну из самых высоких в Москве, снесли. Да и здание перестроили так, что признать его церковью практически невозможно.
И когда церковь Илии Пророка на Воронцовом поле, 16 снова станет церковью – пока неизвестно.

Контакты храма Илии Пророка церковь на Воронцовом поле:

г.Москва, ул. Воронцово Поле, д.16 стр.7

Церковь Илии Пророка была построена в 1702 году, слившись воедино со старой церковью Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной в 1514 году. В 1839 г. вместо прежних трапезных обеих церквей была построена новая трапезная в стиле ампир. В трапезной были устроены приделы Илии Пророка и Параскевы, а двухшатровая церковь стала притвором пятиглавого храма.

Храм представлял собой очень сложный комплекс: пятиглавое основное храмовое здание постройки 1702 г.; двухшатровая церковь-притвор, постройки 1654 г.; обширная трапезная постройки 1839 г. и колокольня 1745 г. Такой редкий пирог. Но в 1928 году церковь закрывают. И уже через два года передают под Музей Восточных культур, заменив православное на восточное. И после этого начинается «окультуривание» храма. В 1935 году ломают колокольню. Ломают шатровые завершения храмов. Сейчас это помещение представляет жалкое подобие когда-то красивого храма.



В 1514 г. по распоряжению Василия III архитектор Алевиз Фрязин построил здесь церковь Благовещения. Предполагают, что церковь построена с связи с тем, что Василий III летом жил во дворце в великокняжеских садах. Церковь называлась "что под Сосенками". С 1629 г. рядом с ней (к северу) была небольшая церковь во имя Илии Пророка. В 1654 г. церковь Илии заменил небольшой каменный двухшатровый храм. Два миниатюрных шатрика были поставлены на четрехскатной кровле четверика, перекрытого лотковым сводом.

В 1702 г. на средства прихожан князей Ивана Петровича и Матвея Петровича Гагариных на месте Благовещенского храма Алевиза был поставлен новый крупный пятиглавый храм. Двусветный бесстолпный четверик его завершал декоративный ряд закомар. В 1745 г. по линии улицы была возведена трехярусная каменная колокольня с тремя проездными арками внизу. К востоку от нее стояли здания богаделен.

В 1839 г. вместо прежних трапезных обеих церквей была построена новая обширная трапезная в стиле ампир на средства купцов Усачевых, владельцев усадьбы "Высокое" на берегу Яузы. В трапезной были устроены вновь приделы Илии Пророка и Параскевы, а двухшатровая церковь стала притвором пятиглавого храма. В 1878 г. архитектор П.П. Зыков перестроил эту трапезную и надстроил колокольню декоративным шатровым ярусом. Алтари двухшатровой церкви были разобраны. В результате храм представлял собой сложный комплекс: пятиглавое основное храмовое здание 1702 г.; двухшатровый храмик-притвор 1654 г.; большая трапезная 1839 г.; колокольня 1745 г.

На поляне вблизи храма в день храмового праздника собиралась большая ярмарка, куда съезжались жители подмосковных сел. Из Кремля с крестным ходом приходил патриарх, и после богослужения открывалась ярмарка, начиналось народное гулянье с хороводами, качелями и другими увеселениями. Ярмарка была закрыта в середине XIX в. после проведения конки по Садовому кольцу.

Храм был закрыт 6 ноября 1929 года В 1930 г. здание приспособили под Музей восточных культур. Были сломаны завершения обоих храмов. В 1935 г. сломали колокольню (ее место обозначают столбы у входа в музей). С 1962 г. музей называется Музеем искусства народов Востока. В 1965 г. на месте алтарей построено складское здание.

К 1990 г. Музей переехал в здание на Никитском б-ре, 12А, а на Воронцовом поле остались его мастерские и складские помещения. 22 сентября 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия была возобновлена и зарегистрирована Приходская община храма св. пророка Божия Илии. В мае 2000г. прихожанами храма были заняты два исторических церковных дома, находящихся рядом с храмом на его исторической территории. В одном из домов по благословению Святейшего Патриарха был устроен и освящен домовый храм для возобновления литургической жизни Прихода. К 2009 году здание храма музеем не освобождено.

http://orthomap.ru/mesto12250



По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в настоящее время действует домовый храм, который был устроен и освящен в одном из церковных домов рядом с основным зданием храма, по адресу Москва, улица Воронцово Поле, 16с7. В настоящее время ведутся работы по возвращению главного здания храма.

http://iliya-hram.ru/about.html



Храм Илии пророка, что на Воронцовском Поле упоминается в летописи под 1476 г. В завещании Иоанна III 1504 г. значится Ильинская слободка и упомянуто, что вся эта местность выменена у Андроникова монастыря.

В 1514 г. среди церквей, построенных по повелению великого князя Василия III, значится церковь Благовещения Святой Богородицы в Воронцове, освященная в 1518 г. Под 1547 г. упоминается «Илия под Сосенками», с 20-х гг. XVII ст. известна теплая церковь мученицы Параскевы-Пятницы.

В 1653 г., вместо прежнего, построен новый двухшатровый храм, но уже в качестве служебной пристройки. Алтарных абсид нет в этой пристройке, а их было две, что доказывается двумя заложенными арками в восточной стене; эта небольшая церковка имела два престола: Благовещенский и Ильинский.

В 1665 г. выстроена пятиглавая Благовещенская церковь; в ее архитектуре впоследствии изменены только окна и их украшения. Приблизительно с того же года стал совершаться на Воронцово Поле 20 июля крестный ход, прежде совершавшийся в церковь Илии пророка на Ильинке.

В 1702 г. было обновление храма на средства князей И.П. и М.П. Гагариных, более касавшееся теплой церкви. В середине XIX ст. выстроена трапезная с Ильинским и Пятницким приделами. В 1870-78 гг. теплая церковь получила нынешнюю обработку стен и сооружена колокольня по проекту П.П. Зыкова.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.