Шамордино монастырь официальный чудеса. Шамординский монастырь: старинный женский монастырь с красивой архитектурой и природой

Со смертью мужа для Софии Михайловны закончилось испытание, которое возложил на нее батюшка Амвросий, и она получила возможность исполнить давнее желание посвятить свою жизнь служению Богу в монашеском чине. София Михайловна нежно и трогательно любила свою дочь, но это чувство никогда не затемняло ее пламенной любви ко Господу. И она поручила девятилетнюю Надежду ее крестной матери, тем самым исполнив слова, сказанные Иисусом Христом, что «любящий сына или дочь больше Его, недостоин Его». (Матф. 10, 37).

22 августа 1884 года она подала прошение Его Преосвященству Преосвященнейшему Владимиру (Никольскому), епископу Калужскому и Боровскому о поступлении в Шамординскую общину: «Имея давно стремление к монашеской жизни, а теперь овдовевши решаюсь исполнить заветное мое желание и прошу Ваше Преосвященство позволить мне поступить в число сестер новой Казанской общины Перемышльского уезда и переселиться туда на жительство, на что и ожидаю Вашего Милостивого Архипастырского решения…». Следом, 25 августа настоятель Оптиной пустыни преп. Исаакий и духовник обители преп. Амвросий направили Преосвященнейшему Владимиру представление к утверждению матушки Софии настоятельницей новоустрояемой общины, приложив к этому рекомендательное письмо: «Вашему Преосвященству угодно знать наше мнение о Софье Михайловне Астафьевой, способна ли она быть Настоятельницей новой Казанской общины. Хотя Софья Михайловна делом еще и не проходила монашескую жизнь, но довольно понимает и монашество и хозяйственную часть, и сестры новой общины очень расположены к ней, так, что и теперь беспрекословно повинуются ее распоряжениям».

Из следующих сохранившихся писем преподобного Амвросия к матушке Софии узнаем, что за год до этого представлялась к назначению настоятельницей монахиня Костромского монастыря Серафима, в миру Софья Андреевна Поливанова. По благословению батюшки Амвросия София Михайловна обращалась к владыке Владимиру для рассмотрения этого предложения.

«М.С.О.н.Г.I.Х.Б.н.п.н.

Путешествующая Софья Михайловна!

Письмо твоё из Калуги получил. Пишешь, что Владыке желалось бы назначить в Шамордино начальницу такую, которая имела бы средства и связи. Оказывается одна, да у ней свой Игумен мешает. Можно бы указать на одну монахиню Нова-Девичьяго монастыря Евпраксию Кутузову, которую, кажется, и ты знаешь, но она не представительна и слаба здоровьем, да у ней мать на руках и брат имение сконфузил, пустившись в какие-то аферы.

Ко мне пишет и нынешним летом

была в Оптине Костромского монастыря монахиня Серафима Поливанова, которой брат пользуется особенным благоволением настоящаго Императора. Не так давно Император был восприемником у его дочери. Разумеется Сам Император не стоял у купели, а велел стоять отцу ее Поливанову. Монахиня эта ревностная и понимающая дело и представительная, высокого роста и не больная, лет 43 или 5-ти.

Если б угодно было Владыке эту Серафиму Поливанову начальницей Шамординской Общины, то было бы хорошо. Хотя она этого и не желает, но знаю, что стесняется порядками штатнаго монастыря и желала бы лучшей жизни. Но воля Божия да будет о сем. Передай это на рассмотрение Преосвященнейшему Владыке, яко же проречет, тако и да будет.

Приветствую Марию.

Господь да благопоспешит вам во всём.

Многогр<ешный>. I. Амвросий.

Телеграммы отца Амвросия:

1) 26.06.1884. Кострома. До востребования. Софии Михайловне Астафьевой.

Ради слышанного сопровождай мать Серафиму оговоркой посмотреть и как Бог устроит чрез владыку. Амвросий

2)Телеграф № 7 в Москве близ Никитских ворот. Верхн. Кисловка, дом Бехтеевой. Адрес: Москва. Мал. Ник. Дом Мейснера, кв. Долинованской, г-же Астафьевой.

Предложить временно исправляющую. Калужскому Владыке может предложить, чтобы он желал мать Серафиму не прямо Начальницею, а для разсмотрения дела, и как окажется на деле, сообразно с этим решить окончательное назначение. Господи помилуй нас! И устрой полезное по воле Твоей Святой.

Многогр. I Амвросий

P.S. Сегодня сороковой день Николаю Ивановичу, в Паложкове поют обедню сестры Шамординския, Всеблагий Господь да упокоит душу его в селениях праведных.

С Матерьей Серафимой ты и Маша обращайтесь без предубеждений, тогда скорее увидите, что это за человек.

М.С.О.н.Г.I.Х.Б.н.п.н.

Странствующее чадце София Михайловна!

Телеграмму твою получил. Всеблагий Господь да устроит о нас полезное и спасительное по воле Своей Святой; а мы с своей стороны неуклонно должны покоряться воле Его Всеблагой и Премудрой».

К назначению монахини Серафимы настоятельницей следовали препятствия одно за другим: то задерживалась передача недвижимого имения в сельце Шамордино, завещанного монахиней Амвросией (Ключаревой) для устроения общины, то, в последний момент, откладывались дважды назначенные встречи матери Серафимы с Калужским Преосвященным Владимиром. И по воле Божией руководство обителью приняла София Михайловна.

4 сентября 1884 года батюшка Амвросий облек ее в иноческое одеяние, позже состоялся постриг в мантию.

Об этом она писала своей сестре: «Милый друг Лена! Приезжай, пожалуйста, посмотреть, как меня будет собственноручно постригать батюшка отец Амвросий у себя в келье. Это будет постриг тайный, а потому не говори о нем знакомым. Из сестер тоже никто этого не знает, чтобы немного было народа во время церемонии. Мне хочется принять постриг от рук батюшки, а не архиерея, и потому это будет тайной до моего публичного облачения в мантию, что, вероятно, состоится в 1886 году, когда я окончу все свои мирские дела». В постриге ей было оставлено прежнее имя – София.

«София Михайловна, - пишет отец Вениамин, - безропотно приняла на себя и это послушание, хотя не мало различных дел предстояло ей. Юная община была в периоде созидания. Много предстояло ей дел по устройству общины и по водворению в ней монашеского жития. <…> Средства обители были очень скудные, а между тем приходилось воздвигать новые корпуса для сестер, приспособлять жилой дом под устройство церкви, прикупать участки земли, и заботиться об обеспечении сестер, число которых росло ежедневно».

25 сентября 1884 года настоятель Оптиной Пустыни игумен Исаакий и матушка София направили Калужскому Архиерею рапорт об окончании внутреннего устройства церкви и о готовности ее к освящению:

«Ваше Преосвященство, Премилостивейший Архипастырь и Отец!

Милостию Божиею, за святыми Вашими Архипастырскими молитвами Церковь при новоучрежденной Казанской женской общине, в сельце Шамордине, устройством окончена и к освящению приуготовлена. Всеусерднейше просим Ваше Преосвященство, милостивейше благоволите пожаловать для совершения сего Священного торжества и открытия общины на первое число будущего октября месяца.

Повергаясь заочно к Святительским стопам Вашим и испрашивая святейших молитв Ваших, с глубочайшим высокопочитанием и преданностью имеем честь пребывать,

Вашего Преосвященства,

Милостивейшего Архипастыря и Отца

Недостойный Игумен Исаакий

Нижайшая послушница Софья Астафьева.

1 октября 1884 года состоялось открытие Казанской общины и освящение в ней храма в честь иконы Божией Матери Казанская и одновременно назначение монахини Софии настоятельницей. И ранее отдавая много сил и времени устройству обители, матушка София теперь полностью посвятила себя этому служению. «Теперь все богатство ее душевных сил, все те зерна добра, которые таились в ее душе и выливались иногда в столь своеобразную форму, смущавшую близких ей людей, должны были обнаружиться во всей их поразительной силе», - пишет о. Вениамин (Воронцов-Вельяминов).

Преосвященный епископ Трифон (Туркестанов), в 1884-1888 годах бывший послушником в Оптиной Пустыни и духовным чадом старца Амвросия, лично знавший матушку Софию, свидетельствует: «Небогатое достоянье досталось первой настоятельнице матери Софии: – деревянный дом, с домашней церковью, да несколько деревянных хижин, для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, ни каких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось. – Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее, (если не более), – больных, увечных, неспособных ни к какому труду. Вот, напр., – подползает к старцу безногая, с уродливым горбом, вся трясущаяся от болезни св. Витта. Кроме обид, оскорблений – эта несчастная ничего не видала от людей. Понятно, почему в душе ее – раздражение, злоба против них. Видя несчастную, старец изменяется в лице и посылает ее в Шамордино. Вот другая – на костылях, чахоточная, в лице ее кротость, она терпеливо переносит свою участь, но ей негде жить, ее отовсюду гонят, она никому ненужная, лишняя! – Старец поговорил с ней, прослезился над ее страданиями, и посылает ее в Шамордино. Вот приносят к нему детей, брошенных на произвол судьбы преступными или несчастными родителями. Бедные детки, покрытые грязными тряпками, иногда с золотушными ранами на теле, протягивают к нему свои ручонки, и старец отправляет их в Шамордино. Таким образом, население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались. Но не такова была начальница Шамординской обители, – мать София, чтобы смутиться и пасть духом пред этими затруднениями: недаром, память ее благоговейно чтится до сих пор в Шамордине. Представительной наружности, с твердым характером, пламенной верой в Бога и глубокой покорностью к старцу, она все могла перенести во славу Божию и на пользу вверенной ей обители. Входя во все тонкости монастырского хозяйства, она не забывала духовного воспитания сестер. Она старалась воспитать веру в Бога, любовь к ближним, глубокую преданность к старцу, которая одушевляла все ее духовное существо». Только горя пламенной верой и любовью ко Господу, непреложным упованием на Его милость, возможно было понести труды настоятельства в такой обители. Это - крестный подвиг, к несению которого матушка София имела сердечное расположение и была приуготовлена исполнением на деле добродетелей милосердия, сострадания и самоотречения в служении ближним.

Шамординская Казанская Амвросиева пустынь - известный женский монастырь, основанный по благословению преподобного .

Сначала обитель была бедной, но население ее быстро росло: туда принимали нищих и обездоленных девушек, которые приходили за утешением к старцу Амвросию. Несмотря на слабое здоровье, преподобный проводил в Шамордино много времени. Там он и отошел ко Господу в октябре 1891 года. Под покровительством учеников Амвросия - преподобных и - община продолжала расти и благоустраиваться. При ней открылись мастерские, приют, больница.

В 1923 году монастырь закрыли, все хранившиеся в нем ценности изъяли. Монахини были вынуждены переселиться в Козельск, некоторые арестованы и расстреляны. В монастырских зданиях в разное время располагались дом инвалидов, интернат для беспризорников, школа. В Казанском соборе в годы войны находился госпиталь, а после - сельхозтехникум. В 1990 году монастырь был возвращен Русской православной церкви.

Интересные факты о Шамординском монастыре

    Первоначально Амвросиева пустынь не имела статуса монастыря, а была основана как женская община. Звание монастыря было получено только в 1901 году. Община стала называться Казанской по имени чтимой чудотворной Казанской иконы Божией матери, которая там хранилась.

    Интересным образцом архитектуры конца XIX века является Казанский собор монастыря. Он был построен в 1901 году по проекту Сергея Шервуда, представителя архитекторской династии Шервудов — создателей так называемого русского стиля в архитектуре конца XIX века.

Места силы. Шестидесятое – Шамордино

Перед впадением в Жиздру река Серена делает замысловатый зигзаг, в самой северной точке которого стоит Шамординский женский монастырь, основанный в 1884 году оптинским старцем Амвросием. В отличие от Шамордино место легкое. С высоты там такой вид на долину Серены, что хватаешь ртом воздух, как рыба, в первый (и, возможно, последний) раз увидавшая земную красоту. Основание Шамординской - история довольно печальная.

Амвросий родился в 1812 году в священнической семье. В баньке, поскольку в тот день в доме собрались гости. При крещении младенец получил имя Александр, а фамилию Гренков ему дали в духовном училище. В 1835 году семинарист Гренков тяжело заболел и, будучи при смерти, дал обет уйти в монастырь. В 1839 году пришел в Оптину пустынь, постригся с именем Амвросий, был келейником старца Льва , потом проходил послушание у старца Макария . В 1860 году, после смерти последнего стал духовником всей Оптиной.

Я уже объяснял, что такое оптинский старец. С утра до ночи он должен принимать людей - и мирян, и монахов, - всех выслушивать, всем помогать. 10-15 минут на сеанс, и - следующий. Никакой психотерапевт не выдержит такого каторжного режима, быстро сломается. Амвросий выдерживал такую жизнь тридцать лет. При этом почти постоянно болел, не раз бывал при смерти. Может быть, опыт жизни на грани смерти в сочетании с постоянной необходимостью вникать в проблемы чужой души - как раз то, что сделало Амвросия тончайшим психологом, с первого взгляда видящим любого насквозь. Популярность у него была бешеная, люди (и не только простецы, но и такие матерые инженеры человеческих душ, как Толстой с Достоевским) толпами шли к нему. И за духовным утешением, и за тем, чтобы при помощи старца как-то уладить свои житейские дела. Иные даже просили помочь с продажей своего имущества. Так, в конце 60-х однодворец Калыгин, решивший уйти в монастырь, попросил Амвросия продать кому-нибудь свой хутор у деревни Шамордино.

Помещица Александра Николаевна Ключарева была женщина богатая, веселая и вовсе не склонная к монашеству. А муж ее был очень склонен. И уговаривал жену постричься. Уговорил. Госпожа Ключарева постриглась в Белеве под именем Амвросии, но жила при Оптиной в собственном доме возле монастырской гостиницы. И при ней - две ее внучки, близняшки Вера и Люба. Их мать умерла после родов, а отец где-то жил своей жизнью. Вот Амвросий и предложил Амвросии купить для девочек землю Калыгина. Бабушка охотно согласилась.

В 1881 году Амвросия умерла, и ее сын стал предъявлять родительские права на одиннадцатилетних близняшек. Он не хотел мириться с тем, что его дочки воспитываются фактически в монастыре. Амвросий предложил компромисс: поместить Веру и Любу в Орловский женский пансион. Его начальницей была духовная дочь старца, так что близняшки оставались под присмотром. Так и сделали. Скоро, однако, выяснилось, что папаша не унимается: снял дачу, хочет, чтобы девочки провели лето с ним. Отчаянию Любы и Веры не было предела. Они-то всю зиму рвались из пансиона в Оптину. Обе почти от рождения прониклись монастырским духом. И слышать ничего не хотели ни о каком отце, ни о какой мирской жизни. С младенческих лет их любимым занятием было богослужение. Вместо баюканий кукол они постоянно устраивали дома молебны. Сами пели и привлекали домашних. Иные даже пугались: что-де это за игры для девочек!? Но Амвросий сказал: «Ничего, пусть молятся, ведь они знают, куда готовятся». И показал взглядом к небу.

Короче, когда стало ясно, что отец вот-вот заберет Веру и Любу, начальница пансиона, не дожидаясь окончания учебного года, погрузила девочек в тарантас крытый рогожей (Амвросий советовал нанять экипаж попроще, чтобы отец не смог узнать дочерей, если встретит в дороге) и отправила в сторону Оптиной.

Эта история кончилась плохо. Через несколько дней по приезде Вера слегла с дифтерией. Через три дня вслед за ней - Люба. Вера умерла быстро, Люба еще долго мучилась. Господин Ключарев, заставший ее в живых, вызвал доктора, но Люба отказалась от его лекарств, пила только святую воду. Просила молитв Амвросия и образок. Старец прислал распятие. «Значит, опять страдать», - сказала она.

По правде говоря, гибель девочек была давно уже предрешена. Еще когда они были совсем маленькими, Вера как-то спросила Любу: «Ты хочешь жить?» И та ответила: «Нет». Тогда Вера сказала: «Я все думала об этом и решила, что дольше двенадцати лет жить не стоит». Люба: «И я дольше не хочу жить». Так сестры беседовали многократно. И умерли за полтора месяца до своего двенадцатилетия.

Разумеется, прозорливый старец знал об их смерти заранее и задолго готовился к ней. Едва Амвросия купила хутор для девочек, как уже началось строительство, которым издали, исподволь руководил Амвросий. При этом Амвросия все удивлялась, зачем это батюшка предлагает такую странную планировку дома: большая зала в восточной части, а остальные комнаты - много клетушек. Это как-то не соответствовало представлениям помещицы о нормальном человеческом жилье. Но, будучи полностью под влиянием Амвросия, Амвросия не могла ему ничего возразить. Когда же умерли внучки, вдруг стало ясно, что столь странная планировка дома, поостренного в Шамордине, совсем не случайна.

Дело в том, что в завещании Амвросии (сделанном по благословению Амвросия) было сказано, что в случае смерти внучек, которым вообще-то отходило Шамордино, в нем должна быть устроена женская община. И на ее содержание был оставлен еще некоторый капитал. В результате смерть Веры и Любы положила начало новой обители, в активе которой уже изначально был удобный для сестринского общежития дом. А также - земля и денежные средства.

Грубый циник тут скажет: ну, все ясно. Мол, Амвросий стремился завладеть имуществом помещицы Ключаревой. Циник с фрейдистскими замашками скажет иначе: да, стремился, но бессознательным образом и - в самых благовидных целях, не для себя. Кощунство и глупость. Если кто и хотел прибрать к рукам Шамордино, то уж точно не Амвросий. А кто? Вот посмотрим: первыми тридцатью насельницами Шамординской общины стали женщины, жившие в Оптиной при Амвросии, а также - служившие ее внучкам. Эти общинницы и в дальнейшем, когда Шамординская обитель разрослась, оставались особой группой, которая даже носила специальное именование: ключаревские. Я вовсе не говорю, что эти женщины (некоторые из них были еще крепостными Ключаревых) могли что-нибудь предпринять для того, чтобы завладеть Шамординым, или имели хоть какое-нибудь претензии на него. Но, согласимся, есть высшая справедливость в том, что именно они наследовали госпоже Ключаревой. И для этого есть даже определенные сакральные основания.

Чтобы это как следует понять, надо вспомнить о той новой религии, которая с начала 19-го века постепенно стала овладевать российским обществом (я о ней уже , рассказывая об оптинских старцах). Божеством ее был Народ. Не народ (с маленькой буквы) как масса, толпа, население, но Народ как некая божественная сущность, которой поклонялись в лице просто народа, живых мужиков. Русская классическая литература (которую можно рассматривать как мифологию) наполнена образами всякого рода Платонов Каратаевых, Мужиков Мареев, Хорей и Калинычей. Это все «типичные представители народа», идеальные сущности, иконы. Однако какое отношение имеет реальная человеческая масса к тому идеальному существу, которое предносилось взору русского интеллигента, боготворящего народ? Самое прямое, ибо народ - богоносец. Каждый отдельный представитель народа может оказаться - ну, полным говном. Но народная протоплазма в целом - субстрат божественного Народа, который может проглянуть в любом мужике. Как, впрочем, и в представителе любого сословия.

Конечно, народопоклонники кадили Народу вполне бессознательно, не понимая толком, кому кадят. Русская мысль не посмела отделить бога (Народа) от его носителя (народа-богоносца). Потому что за разговоры о несанкционированных божественных сущностях можно было весьма поплатиться. К тому же все были ослеплены пропагандой, проводимой государственным православием в интересах еврейского бога, который, между прочим, изначально является , но только - еврейским, богом Авраама и Иакова. То, что он заключил союз с евреями, как раз и означает, что он - их национальный бог. Впрочем, у каждого народа есть свой божественный Народ.

В период формирования национальных государств (19-й век) весь мир (европейский) обратился к народным корням. В них искали основы национальной идентичности. И Россия тут не отставала. Ради курьеза: будущий славянофил Иван Киреевский в своем «Европейце» как раз предостерегал от того, чтобы подражать европейскому поиску национальных корней. Там, мол, «просвещение и национальность одно, ибо первое развилось из последней». А у нас «искать национального - значит искать необразованного». Это было написано в 1832 году, во второй части статьи «Девятнадцатый век». Но и много позднее Киреевский (уже сблизившийся с оптинским старцем Макарием) демонстрировал столь же полное непонимание сути проблемы: простой русский народ у него стал носителем подлинных христианских начал. Не языческих. И даже - не собственно народных…

Подобного рода недоразумениями переполнено русское любомудрие, путавшее народ и Народа. Но сегодня не так уж и трудно уловить эту разницу: народ - это то, что назвал массами, а Народ - то, что Юнг назвал нуминозом. Нуминозная сущность - это совершенно реальный и активно действующий демон, существо со своими таинственными заморочками и конкретными целями, способное вдруг схватить вас за горло и превратить в пророка, героя, подонка или придурка. Народ-нуминоз явился из недр коллективного бессознательного народа. И натворил руками этого народа много чего. Например, совершил революцию. Ее массовый энтузиазм (одержимость) и массовые же убийства (жертвы) - суть деяния Народа, берущего священный реванш, карающего свой народ за религиозную слепоту.

Ниспровергнув еврейского бога, Народ создал народную теократию, накормил (что бы там ни говорили) и обеспечил медицинской помощью население, разгромил германского бога-нациста, которого натравливали на Россию (Юнг и ), вышел в космос, наконец. Но так и не был идентифицирован в качестве бога, от которого зависит человеческая жизнь. И в частности - судьба правителей. Те, кто всуе поминал его имя («все во имя Народа»), были выброшены на помойку. Пришедшие им на смену ублюдки еще заигрывали с Народом под именем Электората. Теперь даже этого нет. Враги Народа пытаются снова загнать его в подполье бессознательного. Дело кончится кровью, когда станет нечего жрать.

В 1890 году, в период бедственного голода , потрясшего Россию, Амвросию явилась Богородица, парящая над хлебным полем в излучине Серены у Шамордина. Старец набросал эскиз видения и заказал своему ученику Даниилу (а в прошлом академическому живописцу Дмитрию Болотову) икону на этой основе. Получилось не слишком канонично, зато очень красиво: женщина с распростертыми руками благословляет в полете урожай. Амвросий назвал этот сюжет «Спорительница хлебов». Нашлись, конечно, ортодоксы, которые говорили, что это не православная икона, а просто какая-то картина. Но Народ в тот момент уже овладел душами православных. Икона в тысячах списках расходилась по стране. И помогала при засухе, неурожаях.

Казанская Амвросиевская пустынь расположена рядом с деревней Шамордино Калужской области, в двенадцати километрах от прославленной Оптиной пустыни. Обитель была основана преподобным Амвросием Оптинским в 1884 году.

Когда-то на этом месте на высоком берегу реки Серены находилась усадьба помещика В.П. Калыгина, который продал свое имение с условием, что ему будет дано место в монастырской гостинице в Оптиной Пустыни, чтобы он смог там дожить свои последние дни вместе с женой. В 1875 году преподобный Амвросий благословил своей духовной дочери монахине Амвросии (в миру Александре Николаевне Ключаревой) приобрести это имение. Она купила его для своих малолетних внучек-близнецов Веры и Любы, которых взяла на воспитание после смерти их матери всего трех недель от роду. При ее заботливом воспитании девочки росли необыкновенными детьми: кроткими, набожными, любящими друг друга и очень привязанными к преподобному Амвросию, своему крестному отцу. Матушка Амвросия часто забирала внучек в Оптину или сама надолго приезжала в Шамордино.

Отец Амвросий благословил построить в имении большой новый дом – одноэтажный деревянный, на высоком каменном фундаменте, вместо старого полуразвалившегося. Жизнь в имении была близка к монашеской. Вместе с девочками здесь поселились вдовы и девицы-сироты из бывших крепостных, преданных матери Амвросии. Постепенно к ним стали присоединяться их родственницы, искавшие уединения и молитвы. Старец Амвросий часто навещал усадьбу и не раз говорил, что на этом месте вскоре будет монастырь. По его благословению матушка Амвросия ходатайствовала перед священноначалием о разрешении устроить в имении женскую общину с богадельней и церковью.

В 1881 году мать Амвросия скончалась, а через два года скончались и ее внучки. По духовному завещанию монахини Амвросии, в случае смерти ее наследниц, в Шамордине должна быть устроена женская община. Помощницей старцу Амвросию в устроении новой обители стала его духовная дочь София Михайловна Болотова, происходившая из древнего благочестивого дворянского рода. Открытие общины, освящение в ней домовой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери и одновременно назначение матушки Софии (Болотовой) настоятельницей состоялось 1/14 октября 1884 года на праздник Покрова Божией Матери.

Все порядки в обители были установлены преподобным Амвросием: поступить в нее можно было только по благословению самого старца, ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. С особой любовью он принимал несчастных: бедных вдов, сирот, убогих, калек, брошенных детей, обездоленных женщин, не имевших средств поступить ни в какую другую обитель. Многих сестер он собственноручно постриг в монашество. Одними из самых светлых моментов в жизни сестер были приезды батюшки в Шамордино: он непременно заходил в келью к каждой сестре, беседуя, наставляя и утешая ее. Из-за своей болезни батюшка не мог оставаться духовником все растущего числа сестер обители и передал часть из них под духовное руководство преподобного Анатолия (Зерцалова).

С благословения старца в обители были устроены скиты, две деревянные часовни, многие хозяйственные здания, водокачки, сестринские кельи, золотошвейная мастерская, положено начало иконописной мастерской. Матушка София была настоятельницей всего около трех лет: тяжелые труды и строгая подвижническая жизнь подорвали ее здоровье – в 1888 году в возрасте сорока двух лет она скончалась.

Новой настоятельницей обители стала другая духовная дочь старца Амвросия – монахиня Евфросиния (Розова). В 1890–1902 годах был выстроен новый каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Проект разработал архитектор С.В. Шервуд, а деньги на возведение пожертвовал богатый московский чаеторговец С.В. Перлов. Величественный пятнадцатиглавый собор, вмещавший до пяти тысяч человек, поражал своими размерами и в то же время изяществом.

8/21 июля 1901 года, на праздник Казанской иконы Божией Матери, Шамординская община получила статус общежительного монастыря и стала называться Казанской Амвросиевской женской пустынью. Преподобный не дожил до этого события – он скончался 10 октября 1891 года, проведя последний год в Шамордине. Предчувствуя скорую кончину, батюшка много времени уделял благоустройству обители, он спешил закончить все незавершенные дела и дать необходимые указания настоятельнице.

Шамординская обитель во все времена находилась под духовным окормлением Оптинских старцев. При открытии общины ее благочинным был назначен преподобный Исаакий (Антимонов). Впоследствии духовниками обители были Оптинские старцы – преподобные Иосиф (Литовкин), Варсонофий (Плиханков) и Анатолий (Потапов), которые так же, как преподобный Амвросий, относились к сестрам с отеческой любовью. К 1917 году в обители подвизались до восьмисот сестер, все они ревностно выполняли заветы старца Амвросия, монастырь стал одним из самых известных духовных и культурных центров Российской империи, оставаясь им вплоть до своего закрытия.

Революционное лихолетье не пощадило Шамординскую обитель. Ее постигла общая участь всех русских монастырей. В апреле 1918 года в обитель прибыла оценочная комиссия для передачи монастыря в распоряжение совета большевиков. В марте 1923 года обитель окончательно ликвидировали «как рассадник контрреволюции». В 1929 году значительная часть сестер была отправлена в ссылку и места заключения. Некогда величественный архитектурный ансамбль за десятилетия правления безбожной власти превратился в развалины.

В марте 1990 года в обители была возобновлена монашеская жизнь. 3 мая 1990 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен подписал указ о возобновлении монастыря в Шамордине. За двадцать дней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был подготовлен к освящению, которое было совершено 27 мая 1990 года. В этот же день возвели в сан игумении первую настоятельницу обители монахиню Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Никону (Перетягину). При ее деятельном участии монастырь восстал из руин. Она посвятила всю себя без остатка монастырю и сестрам и отошла ко Господу на другой день после празднования 22-летия возрождения Шамордина. Следующей настоятельницей обители стала ее духовная дочь монахиня Сергия (Щербакова), почти с самого начала устроения обители усердная помощница во всех монастырских делах игумении Никоны.

24 октября 2015 года, в день празднования Собора Оптинских старцев, обитель молитвенно отметила 25-летие возрождения монашеской жизни. Празднование возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершив в Казанском соборе торжественное богослужение, ставшее для сестер и гостей обители незабываемым праздником.

Созданная трудами и молитвами преподобного старца Амвросия его любимое детище Шамординская обитель продолжает жить, чтобы светить миру истинно евангельским светом, являя собой образ Царства Божия на земле.

Проезд:

На автомобиле: Козельск расположен в 280 км к югу от Москвы. Выезжаете на Киевское шоссе в сторону Калуги. Проезжаете поворот на Калугу. По указателям таких поворота два, первый (направо) ведет на мост, а второй (налево) и есть основной. Проехав поворот на Калугу, следите за автомобильными мостами, которые проходят над дорогой, вам нужен второй по счету, он находится на 186-ом километре шоссе. Нужно проехать этот мост, после него сразу будет указатель на Оптину. В конце моста будет висеть указатель - Козельск. Далее все время прямо и прямо, до монумента г.Перемышль, там по указателю, направо. Дорога от трассы до Козельска большей частью неплохая, однако можно проехать и через Калугу, особенно на обратном пути, указатели на Москву как раз ведут через Калугу.

Можно выехать как по Киевскому, так и по Калужскому шоссе. Они пересекаются в районе Обнинска около 100 км, далее еще 140 км по Киевскому шоссе

Своим ходом: от метро "Теплый стан" рейсовым автобусом на г.Козельск., г.Сосенский или г.Хвастовичи

Автостанция ст.м. Теплый Стан: 427-9077 (справки), 101-3536 (справки, заказ мест)

Как добраться: выход из первого вагона при движении из Центра, в подземном переходе направо до конца, затем налево и 200 м по Новоясеневскому проспекту.

С расписанием движения автобусов от Москвы вы можете ознакомиться на сайте автостанции м.Теплый Стан

С расписанием движения автобусов на Москву вы можете ознакомиться на сайте г. Козельска

Автостанция Козельск: +7 (48442)22502

Козельское АТП: +7 (48442)22240

Также можно доехать электричкой с Киевского вокзала до Калуги, далее рейсовым автобусом на г. Козельск., г. Сосенский, г. Ульяново или г. Хвастовичи.

Не доезжая до Козельска, остановиться в пос. Каменка возле указателя на Шамордино и далее 1 км направо до монастыря.


Из рассказа «Оптина Пустынь и Шамордино. Русские Места Света (Подсолнечные места)»

…Весь Шамординский монастырь построен на средства богатейшего чаеторговца купца Сергея Васильевича Перлова и его жены Анны Яковлевны. Казанский собор, трапезная, сестринский корпус, больница и другие постройки - всё выдержано в одном стиле и выполнено из красного кирпича. До этого - я не представляла и не знала, что из обычного кирпича можно творить такие узоры.
…Архитектор Казанского собора - Сергей Шервуд, сын Владимира Шервуда, который построил здание Исторического музея в Москве на Красной площади. Казанский собор в Шамордино его собрат, и по размерам тоже грандиозен.

…Мы стоим на крутояре. Вниз из-под ног уходит крутейший склон, густо-прегусто поросший цветущей лесной клубникой и разновеликой травой. Внизу - равнина. Панорама - до горизонта. Причем видимость - километров на 20 вперед. Перед глазами - бескрайний волнистый зеленый травянистый бархат. Завитки узкой речки Сирёны. Это невероятный природный ландшафт.

Шамордино находится перед Козельском и Оптиной пустынью (если вы едете от Калуги). За ~14км до Козельска (~20км до Оптиной Пустыни) будет правый поворот и указатель. Не проскочите мимо!

Когда вот так поворачиваешь посреди какой-то придорожной деревни, несешься по узкой асфальтовой дороге, навстречу тебе женщины в байковых халатах, платках и сапогах, коровы, и гуси провожают удивленным взглядом вашу машину, то меньше всего в этот момент ты готов к встрече с прекрасной природой. Когда слева показалось ЭТО, назовем эту картинку «природный пейзаж», а впереди уже мелькнули маковки монастыря, то не знаешь куда смотреть и, скорее всего, ваше приоритетное внимание будет захвачено целью вашей поездки - монастырем. Зато на обратном пути… уже завидую, представляя, что вы увидите… вашим глазам откроется невероятная красота!
Начну с красоты. Красота - это край обрыва по дороге к монастырю (слева).
Уже возвращаясь из Шамордино, мы решили перекусить, и поэтому увидели на самом краю склона чуть заметный в траве подъезд и остановились. А так, наверное, снова промчались бы мимо, решив, что взгляда из окна машины будет вполне достаточно. А здесь нужно! Обязательно! Остановиться.

Обрыв - это условное обозначение того, что перед нами. Впереди, если выражаться строительными терминами - будет грандиозный природный котлован. То есть вы - стоите наверху, а под вами глубоко вниз будет расстилаться… не подберу никак обозначение. Котлован, конечно, дурацкий термин, я его употребила, чтобы обозначить глубину. Мне нравится слово - крутояр. Оно точно более подходит.
Значит снова, попытка номер два - вы стоите на крутояре. Вниз из-под ног уходит крутейший склон, густо-прегусто поросший цветущей лесной клубникой и разновеликой травой. Внизу - равнина. Панорама - до горизонта. Причем видимость - километров на 20 вперед. Перед глазами - бескрайний волнистый зеленый травянистый бархат. Завитки узкой речки Сирёны. Однородность ярко-зелёной бархатной поверхности земли, нарушают тёмно-зелёные кучерявые шарики деревьев, которые обрамляют только берега речки. За ними до горизонта - снова луговое раздолье с островками леса. Это невероятный природный ландшафт, явно не типичный для русских равнин.

Ух, где-то полощет дождище!

Вот такое разнотравье

Травы на солнце так пахнут!

Если решитесь спуститься по крутому откосу вниз, то вас ожидает роскошный подарок

Полевая клубника! Какая же она ароматная!

Мы припарковались у стены монастыря. Входим. И первое что я вижу - невероятно красивый краснокирпичный собор и табличку с предупреждением, что фотографировать нельзя. Ну вот почему - нельзя??? Может быть лучше чем запрещать - разрешить, но за плату? Потому что - не сфотографировать такой уникальной красоты собор - нереально. Все фотографируют. Кто из-под полы, кто открыто. Наоборот - нельзя никого отпускать из Шамордино без фотографий!

Я рассказываю сейчас про Казанский собор .
Но, наверное, следует рассказать сначала историю этой обители. А она и трудная, и печальная, и радостная.
Ещё, когда маленький хуторок около деревни Шамордино принадлежал небогатому крестьянину, Оптинский старец Амвросий уже внутренним зрением видел здесь монастырь и знал, каким образом он появится….
Этот крестьянин ушёл в Оптину пустынь, а старца Амвросия попросил продать кому-нибудь его имение. При монастыре в то время жила монахиня Амвросия, в миру богатая помещица Александра Ключарева. У неё был сын, жена которого скончалась после родов, и две внучки-близняшки, которых она взяла к себе на воспитание. Девочки - Люба и Вера - были похожи друг на друга как две капли воды и очень набожные. И вот для них то старец и посоветовал матушке купить землю в Шамордино, что она с радостью и сделала. Только вот план нового дома старец Амвросий нарисовал собственноручно и немного непонятно - зал попросить сделать в восточной части, и комнаты по-особому расположить. Матушка слушала, удивлялась, но дом построился, девочки стали там жить. Они очень любили играть, но - не в куклы, а в устраивание у себя разных богослужений. Старец про их игры сказал странную фразу: «Ничего, пусть молятся, ведь они знают, что туда готовятся» . Девчонки болтали между собой, и в разговорах промелькнула мысль, что «после 12 лет им жить стоит и не хочется». И, действительно, в этом возрасте близнецы заболевают дифтеритом….
В своем духовном завещании матушка Амвросия просит, чтобы если вдруг что-то случится с её внучками, в Шамордино устроить женскую обитель ….
Так на месте барского дома устроился храм - и план его соответствовал всем нужным для обустройства церкви требованиям….

Весь Шамординский монастырь построен на средства богатейшего чаеторговца купца Сергея Васильевича Перлова и его жены Анны Яковлевны. Казанский собор, трапезная, сестринский корпус, больница и другие постройки - всё выдержано в одном стиле и выполнено из красного кирпича. До этого - я не представляла и не знала, что из обычного кирпича можно творить такие узоры. Почему-то стиль этот некоторые называют «вычурным и витиеватым». ??? Непонятно. Это ведь такая виртуозная работа. Такое впечатление, будто строители использовали не тяжелые кирпичи, а вышивали бисером узоры - на стенах, на кокошниках, на наличниках, на крылечках. Архитектор собора - Сергей Шервуд , сын Владимира Шервуда, который построил здание Исторического музея в Москве на Красной площади. Казанский собор в Шамордино его собрат, и по размерам тоже грандиозен.

На фотографирование я попросила разрешение у сестер в Казанском монастыре. Оказывается снимать можно везде, кроме внутреннего пространства храма.

Внутри он тоже огромный и просторный, с высоченным сводчатым потолком, без росписей, вытянутый по прямоугольному, с колоннами и арками по бокам - и чем-то похож на бальную залу. Здесь в Казанском соборе находятся две святыни монастыря: икона Казанской Божией матери и икона Божией Матери Спорительницы Хлебов.

История первая . Однажды к матушке Амвросии подошла женщина и принесла ей икону Казанской Божией Матери (это происходило в Белёвском монастыре). Ей нужны были деньги на еду - и она отдала её в заклад. Сумму - 10 рублей матушка Амвросия ей дала, икону приняла, но впоследствии за ней никто не явился. Икона оказалась чудотворной, масло из лампадки, зажженной перед ней, приносило исцеление. С тех пор матушка Амвросия всегда закупала масла ровно на десять рублей, в память того, что именно за эту сумму Божией Матери было угодно поселиться у неё в келье. Потом этот образ оказалась в Шамордино, и были очевидцы, которые видели исходящие от него яркие лучи света. Говорили, что «никто, имея что-нибудь на совести, не может вынести взора Царицы Небесной с этой иконы». Эта драгоценная икона пропала, вернее, была похищена, когда в 1960-е годы её переместили в соседний деревенский храм. Сейчас в Казанском соборе находится образ Казанской Божией Матери, написанный на Афоне настоятелем скита монахом Арсением (Святогорское братство).
История вторая . В Шамордино раньше находилась ещё одна удивительная, не имеющая аналогов икона. Называлась она «Спорительница хлебов» и на ней Божия Матушка сидит на облаке с раскинутыми руками, а внизу ржаное золотистое поле со скошенными снопами. Старцу Амвросию было тонкое видение во сне, по которому он, объяснив смысл, попросил написать икону. Оригинал сейчас находится в Литве, куда он попал после 1917 года. В Казанском соборе - список с неё.

За внешней стеной алтаря Казанского собора (т.е. на улице), находятся четыре захоронения. Здесь покоятся матушка София, две другие настоятельницы и С.Перлов.
Монахиня София (Софья Астафьева/Болотова, 1845-1888, 33 года) - первая настоятельница Шамординского монастыря. Путь её в эту обитель затейлив и сложен. Она жила в Козельске, вдова, воспитывала дочку Надежду. Красивая, умная, волевая, энергичная. Конечно же, побывала в Оптиной пустыни. Её принял старец Амвросий, которому уже был открыт её путь. Старец даёт ей странный совет - выйти снова замуж за некоего козельского помещика. На самом деле - это было своего рода послушание, испытание характера. Не зря же Амвросий говорил: «Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой... Железной - значит иметь большое терпение, а золотой - большое смирение».
Софья была самой деятельной помощницей старца. К кресту прикреплена её фотография - и по ней можно судить о действительно выдающихся внешних данных этой женщины. Она была - красавица с тонкими чертами лица, и очень печальными и строгими глазами. На её могилке происходят чудеса помощи и исцеления. Здесь даже прикреплена табличка с просьбой сообщать о подобных случаях в обитель, потому что сейчас матушка София относится пока к чину местночтимых святых.

В Шамординской обители 21 год прожила сестра Льва Толстого - Мария Николаевна . После неудачного замужества она ушла в монастырь. С братом её связывала самая нежная дружба. Если только в Оптиной Толстой побывал раз шесть, то здесь в Шамордино - гораздо больше. В Шамордине, в спокойной обстановке (в отличие от истеричной семейной яснополянской) писался «Хаджи-Мурат». Сюда же он сбежал в конце концов из Ясной Поляны от жены к сестре. Приехал «жалкий и старенький» и сказал: «Дома ужасно, - и заплакал». (Из воспоминаний дочери Марии Николаевны - Елизаветы Оболенской).

Территория Шамординского монастыря достаточно большая и красивая. Как всегда - если монастырь женский, то в нём обязательно много цветов. Видели ещё симпатичное объявление: «Раздаются монастырские котята от кошки крысоловки трёхцветной масти» . На территории есть схема, где указаны все постройки - можно при желании погулять, поискать, но мы уже устали. Вообще-то по-хорошему - Оптина Пустынь и Шамордино - это два очень серьёзных места и посещать их желательно бы в разные дни, а не все вместе в один. Хорошо бы попасть на службу.