История борьбы с крамолой - продолжение. Новая политика императора Александра III

По поводу обнаружения адского замысла в Москве

Злоумышленники как будто не без намерения избрали Москву местом своего покушения. Они хотели еще наругаться над нами и обесславить Москву позором своего покушения. Бог не допустил совершиться злодеянию, о котором нельзя и помыслить без ужаса. Чудо Божьего промысла, видимо, хранит священную жизнь Монарха России. Но вражеской крамоле не удается и попытка запятнать честное имя Москвы. Она ли, наша твердыня, Москва ли, хранительница священных преданий нашего отечества, колыбель государственного величия России, Москва ли будет гнездом крамолы, или ее пособницей, или ее потворщицей? Но ей пора теперь явить во всей силе государственный дух своей истории, тот дух, которым так дорога она для России. Не довольно чуждаться зла, надо бороться с ним, надо стряхнуть с себя дремоту и действовать, как Москва умела действовать в великие минуты нашей истории. К ней прежде всех обращено слово Монарха, который стяжал столько прав на любовь и преданность своего народа. Москва должна подать пример другим; она должна начать действовать. В чем же сила ожидаемого действия? В оживлении ее патриотизма, ее государственного духа, отрезвляющего людей от праздномыслия и пустословия.

Проснемся же и соберемся вокруг великих символов нашей народности и будем не расслаблять правильное действие государства, но укреплять его и способствовать ему, освещая пути его органам.

Из числа готовых понятий особенно употребительны в наше время, в суждениях о предметах политических, либерализм и консерватизм. Вы то и дело слышите о либералах и консерваторах, о либеральных партиях и партиях консервативных, и люди, употребляющие эти слова, большей частью не сопровождают их никакой мыслью и сами не знают, что говорят. Если речь идет о государстве, которого мы граждане, о народе, которого мы дети, о деле, которому мы служим, об общем интересе, которому мы призваны способствовать, то вопрос отнюдь не в том, либералы мы или консерваторы; весь вопрос в том, хорошо ли мы служим, полезна ли принимаемая или предлагаемая нами мера делу нашего служения, а не в том, либерального ли она пошиба или консервативного. Только слабоумные головы могут придавать значение этим титулам и, думая служить делу, будут заботиться не о том, что для дела полезно, а о том, что либерально или консервативно; только глупцы будут предлагать или будут делать не то, что нужно в данную минуту, а то, что помечено в их доктрине под тем или другим титулом. Иное дело те, у кого есть свои виды, не имеющие ничего общего с делом нашего служения или ему враждебные: тем нужно и выгодно морочить слабых людей и под либеральным или консервативным предлогом направлять их во вред делу, которому они думают служить...

Мы русские люди, наше отечество Россия: давайте же нам то, что требуется пользой нашей страны, что может послужить действительно во благо нашему народу. Если вы честные люди и не хотите быть в дураках, не думайте ни о консервативных мерах, ни о либеральных учреждениях, а заботьтесь только о том, что по искреннему и зрелому убеждению вашему соответствует действительным потребностям страны в данное время.

Говорят, мы теперь на военном положении. Говорят, железная диктатура воздвиглась в главных центрах Российской Империи. О нас жалеют добрые люди в разных странах Европы, не скрывая в то же время своей ненависти к нам. Пустые люди между своими считают долгом своей либеральной совести скорбеть о мерах столь нелиберального характера, как усиление власти, ограждающей общественную безопасность. В английском парламенте уже делались сердобольные запросы о несчастных жертвах свирепствующего в России деспотизма.

Нельзя не скорбеть о необходимости, вызывающей суровые меры, но нельзя не желать и не признавать полезными мер, вызываемых необходимостью. Чем более власть проникнута чувством своего долга, чем неуклоннее ее правильное действие, тем менее бывает необходимости прибегать к суровым мерам преследования и кары. Печальная необходимость, вынуждающая принятие исключительных мер, есть всегда последствие слабого или неправильного действия власти. Бывают обстоятельства, иногда реальные, иногда мнимые, причиняющие ее бездействие, и вот мало-помалу, часто из ничего, развивается печальная необходимость прибегать к суровым мерам для восстановления авторитета закона, для успокоения общества, для ограждения порядка, для обеспечения жизни, чести и собственности людей. Все это лежит на ответственности государственной власти, и все дальнейшее возможно только при условии, что государственная власть крепка, верит в святость своего призвания и не подвержена болезням мнения, парализующим ее действие или направляющим его на ложные пути.

Мы были свидетелями явлений невероятных, непостижимых, совершенно невозможных при нормальном действии власти. Горсть полоумных, или развращенных, или одичалых людей, служа орудием тайной крамолы; бесчинствовала безнаказанно, и дерзость ее росла не по дням, а по часам. В недрах могущественного государства возникал призрак революции, грозившей все поколебать и все разрушить. Отъявленные негодяи, бродяги, дезертиры чувствовали себя достаточно сильными, чтобы затевать какое-то страшное дело, долженствовавшее охватить пожаром из конца в конец всю громадную Русскую землю. Дело доходило до того, что четырнадцатилетняя девчонка посмеивалась над властью и себя чувствовала властью... Если бы государство у нас действительно колебалось в своих основах, разрушалось и падало, то явления эти были бы делом естественным. Но Россия, слава Богу, не рушится, государственная власть в ней могущественна и незыблема. Что же могло быть причиной явлений, которых мы были недавно свидетелями? Бездействует власть, и появляются признаки хаоса; появляются эти признаки - значит бездействует власть. Отчего же происходит бездействие власти могущественной и бесспорной? Власть бессильная бездействует по бессилию; но если власть сильная и бездействует, то это может быть только вследствие каких-либо парализующих ее мнений или какой-нибудь неправильности в распорядке ее органов...

Катков Михаил Никифорович (1818 - 1887) - русский публицист, издатель, литературный критик, издатель журнала "Русский вестник", редактор-издатель газеты "Московские ведомости".

Он стал наследником престола только в 20 лет, после внезапной смерти своего старшего брата. Началась спешная подготовка Александра Александровича к этой роли. Но, получив в детстве армейское воспитание, наследник имел большую склонность к военным наукам и занимался ими с гораздо большим увлечением, нежели какими-либо иными. Исключение составляла русская история, которую ему преподавал знаменитый ученый С. М. Соловьев. Александр III возглавил Историческое общество, у него была прекрасная историческая библиотека.

Осенью 1866 г. он женился на датской принцессе Дагмаре, нареченной при замужестве Марией Федоровной. Александр III очень любил свою жену, обожал детей. Император увлекался рыбалкой, охотой, отличался огромным ростом, плотным телосложением, обладал недюжинной физической силой, носил бороду и простое русское платье.

Начало нового царствования

Гибель отца потрясла Александра Александровича. Когда он смотрел на окровавленного «царя-освободителя», умиравшего в страшных муках, то поклялся задушить революционное движение в России. Программа царствования Александра III содержала две основные идеи - жесточайшее подавление любых противников власти и очищение государства от «чуждых» западных влияний, возвращение к русским основам - самодержавию, православию, народности.

2 марта 1881 г., принимая членов Государственного совета и придворных, приносивших присягу, новый царь заявил, что, вступая в трудный момент на престол, надеется во всем следовать заветам отца. 4 марта в депешах русским послам император подчеркивал, что желает сохранить мир со всеми державами и сосредоточить все внимание на внутренних делах.

Александру III было известно, что его отец одобрил проект Лорис-Меликова. Наследнику оставалось лишь формально утвердить его на специальном совещании высших чиновников и решить вопрос о публикации этого проекта в печати. М. Т. Лорис-Меликов был спокоен, полагая, что воля покойного государя является для его наследника законом. Среди собравшихся 8 марта на совещание государственных чиновников сторонники проекта составляли большинство. Однако случилось непредвиденное. Александр III поддержал меньшинство противников проекта, устами которых вещал К. П. Победоносцев.

Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) родился в семье профессора словесности Московского университета. Он закончил Училище правоведения и в 1859 г. был приглашен на кафедру гражданского права Московского университета. Вскоре Победоносцев стал преподавать законоведение сыновьям Александра II. С Александром Александровичем у него сложились теплые и доверительные отношения.

Император Александр II высоко ценил профессиональные и деловые качества Победоносцева и стремился использовать их и в государственном масштабе. Победоносцев занимал ряд ответственных государственных должностей, являлся членом комиссий по разработке реформ в области просвещения и суда. А в апреле 1880 г. он был назначен обер- прокурором Синода и вскоре введен в состав Комитета министров.

Поначалу Победоносцев слыл умеренным либералом, но затем перешел на консервативные позиции. У Победоносцева вызывали неприязнь те «новшества», которые были «списаны» с западноевропейских образцов. Он считал, что основы европейской политической жизни неприемлемы вообще, а в России в особенности.

В первые же часы после убийства Александра II Победоносцев предпринял колоссальные усилия, чтобы навязать новому императору свои подходы к разрешению возникших проблем. Он писал царю: «Вам достается Россия смятенная, расшатанная, сбитая с толку, жаждущая, чтобы ее повели твердою рукою, чтобы правящая власть видела ясно и знала твердо, чего она хочет и чего не допустит никак».

Ободренный поддержкой императора, Победоносцев в секрете от остальных министров составил текст манифеста, с которым 29 апреля 1881 г. Александр III обратился к народу «для успокоения умов». Из него следовало, что главной задачей своего правления царь считает сохранение самодержавной власти «для блага народного, от всяких на нее поползновений». Надежды либеральных чиновников на введение даже некоего подобия конституции рухнули. Министр внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов подал в отставку. Вместе с ним со своих постов ушли министр финансов А. А. Абаза и военный министр Д. А. Милютин.

Тем не менее манифест Александра III был проникнут духом уважения к реформам минувшего царствования.

Более того, высказывалось желание следовать реформаторским путем и дальше. Это стремление еще ярче было подчеркнуто в циркуляре нового министра внутренних дел Н. П. Игнатьева от 6 мая 1881 г. В нем говорилось, что правительство будет работать в тесном контакте с представителями общественных сил.

В июне 1881 г. была созвана первая так называемая «сессия сведущих людей», которым было предложено принять участие в разработке закона о снижении выкупных платежей. И хотя «сведущие люди» не избирались земствами, а назначались правительством, среди них оказались видные либеральные деятели. Второй «сессии сведущих людей», собранной в сентябре 1881 г., был предложен вопрос о переселенческой политике.

Попытки решения крестьянского вопроса

После демонстративного ухода в отставку ведущих министров на новые посты были назначены отнюдь не противники всяких преобразований. Министр внутренних дел Н. П. Игнатьев, бывший посланник России в Константинополе, являлся сторонником славянофильских идей. Вместе с видным славянофилом И. С. Аксаковым он разрабатывал проект созыва совещательного Земского собора. Министром финансов стал Н. X. Бунге. Он слыл хотя и весьма умеренным, но либерально настроенным политиком, стремящимся к облегчению участи народных масс. Новые министры энергично взялись за претворение в жизнь законопроектов, разработанных еще при Лорис-Меликове.

28 декабря 1881 г. был принят прошедший предварительное обсуждение на «сессии сведущих людей» закон об обязательном выкупе крестьянами наделов. Тем самым было прекращено временнообязанное состояние крестьян. В этот же закон было включено положение о повсеместном снижении выкупных платежей на 1 рубль. Позже было выделено 5 млн рублей на их дополнительное снижение в некоторых губерниях. Предварительное обсуждение вопроса о распределении этих денег между губерниями было предоставлено земствам.

Следующая реформа постепенно отменяла подушную подать. При ее подготовке Бунге испытывал противоречивые чувства. С одной стороны, как министр финансов он понимал, что с отменой подушной подати казна ежегодно будет терять 40 млн рублей. Однако, с другой стороны, как гражданин он не мог не видеть всю несправедливость подушной подати, ее тяжелые последствия - круговую поруку, ведущую к ограничению свободы передвижения крестьян и права выбора ими занятий.

Бунге значительно упорядочил сбор податей, который до той поры производился полицией нередко с применением самых бесцеремонных методов. Были введены должности податных инспекторов, на которых возлагалось не только взимание денег, но и сбор сведений о платежеспособности населения в целях дальнейшего урегулирования налогового обложения.

В 1882 г. были приняты меры для смягчения малоземелья крестьян. Во-первых, был учрежден Крестьянский банк, который предоставлял льготные кредиты для покупки крестьянами земель; во-вторых, была облегчена аренда государственных земель.

На повестке дня стоял вопрос об урегулировании переселенческой политики. Но решение его затянулось, так как в подходах правительства и специально созванной «сессии сведущих людей» выявились значительные разногласия. Закон о переселениях появился лишь в 1889 г. и фактически включал в себя меры, предложенные «сведущими людьми»: разрешение на переселение давало лишь Министерство внутренних дел; переселенцам предоставлялись значительные льготы - они освобождались на 3 года от податей и воинской повинности, а в последующие 3 года платили подати в половинном размере; им предоставлялись небольшие денежные пособия.

В то же время правительство Александра III стремилось сохранить и укрепить крестьянскую общину, считая, что она предотвращает разорение крестьян и сохраняет устойчивость в обществе. В 1893 г. был принят закон, ограничивший возможность выхода крестьян из общины. Другой закон сузил права общины на переделы земли и закреплял наделы за крестьянами. По новому закону за передел должно было проголосовать не менее 2/3 крестьянского схода, а срок между переделами не мог составлять менее 12 лет. Был принят закон, запрещавший продавать общинные земли.

Начало рабочего законодательства

1 июня 1882 г. был издан закон, запрещавший труд детей до 12-летнего возраста. Этот же документ ограничивал рабочий день детей от 12 до 15 лет 8 часами. Для надзора за исполнением закона вводилась специальная фабричная инспекция. В 1885 г. последовало запрещение ночного труда для женщин и несовершеннолетних.

В 1886 г. под непосредственным влиянием рабочих выступлений вышел закон о взаимоотношениях предпринимателей с рабочими. Он ограничивал размер штрафов. Все взыскания, налагаемые на рабочих, поступали теперь в специальный фонд, идущий на выплату пособий самим рабочим. По закону запрещалось расплачиваться с рабочими товарами через фабричные лавки. Были введены специальные расчетные книжки, в которые вносились условия найма рабочего. Вместе с тем закон предусматривал суровую ответственность рабочих за участие в стачках.

Россия стала первой в мире страной, где осуществлялся контроль за условиями труда рабочих.

Конец «игнатьевского режима»

Новые министры продолжили начинания Лорис-Меликова по вопросу о реформе местного самоуправления, в том числе и крестьянского. Для обобщения поступившего из земств материала Н. П. Игнатьев создал специальную комиссию под председательством статс-секретаря М. С. Каханова, бывшего у Лорис-Меликова заместителем. В комиссию вошли сенаторы и представители земств.

Однако их работа была вскоре остановлена, так как в Министерстве внутренних дел произошли важные изменения. Они свидетельствовали о переменах во внутренней политике. В мае 1882 г. Н. П. Игнатьев был смещен со своего поста. Он поплатился за то, что попытался убедить Александра III созвать Земский собор.

На место Игнатьева был назначен граф Д. А. Толстой, уволенный в 1880 г. с поста министра народного просвещения по инициативе Лорис-Меликова. С этого момента во внутренней политике более определенно стали проявляться новые черты, придавшие царствованию Александра III реакционную окраску.

Меры по борьбе с «крамолой»

Очертания нового курса проглядывали в опубликованном еще 14 августа 1881 г. «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Этот документ давал право министру внутренних дел и генерал-губернаторам объявлять любой район страны на «исключительном положении». Местные власти могли высылать без решения суда нежелательных лиц, закрывать торгово-про- мышленные предприятия, передавать судебные дела на рассмотрение военного суда вместо гражданского, приостанавливать выпуск газет и журналов и закрывать учебные заведения.

В дальнейшем политический строй Российской империи стал приобретать все новые черты полицейского государства. В 80-х гг. возникли Отделения по охранению порядка и общественной безопасности - «охранки». Их задачей стала слежка за противниками власти. Возрастала сумма, отпускавшаяся полиции на оплату секретных агентов. Все эти меры разрушали основы законности, провозглашенной в период реформ 60-70-х гг.

Политика в области просвещения и печати

Став министром внутренних дел, Д. А. Толстой решил доделать то, что не успел в предыдущем царствовании, - «навести порядок» в Министерстве народного просвещения. В 1884 г. новый министр народного просвещения И. И. Де- лянов ввел университетский устав, по которому университеты лишались автономии, а министерство получило возможность контролировать содержание обучения в них. Почти вдвое выросла плата за обучение. Было решено взять студентов в «ежовые рукавицы», запретив любые студенческие организации. Проявлявших открытое недовольство отдавали в солдаты.

Занимаясь средней школой, Делянов «прославился» распоряжением от 5 июня 1887 г., получившим у либералов название закона о «кухаркиных детях». Его смысл состоял в том, чтобы всячески затруднить поступление в гимназии детям из низших слоев общества. Предлагалось принимать в гимназии «только таких детей, которые находятся на попечении лиц, предоставляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимых для учебных занятий удобств». Это было сделано для того, чтобы «освободиться от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». С этой же целью повышалась плата за обучение. В гимназиях было увеличено количество уроков, отведенных на изучение религиозных предметов и древних языков.

Свой вклад в школьное дело внес и Победоносцев. Он выступил против земских школ, считая, что детям крестьян совершенно не нужны получаемые там знания, оторванные от реальной жизни. Победоносцев способствовал распространению церковно-приходских школ, обязав иметь их в каждом церковном приходе. Единственным учителем в такой школе был приходской священник. Однако малообразованное, материально необеспеченное местное духовенство без особой радости относилось к этой дополнительной нагрузке. Преподавание в большинстве церковно-при- ходских школ находилось на крайне низком уровне. В 1886 г. по настоянию Победоносцева были закрыты Высшие женские курсы.

Принимались запретительные меры и по отношению к печати. В 1882 г. было образовано Совещание четырех министров, наделенное правом запрещать выход любого печатного органа. Только в 1883-1885 гг. по решению Совещания, где первую скрипку играл Победоносцев, было закрыто 9 изданий. Среди них оказались популярные журналы «Голос» А. А. Краевского и «Отечественные записки» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1884 год принес еще одну «новинку»: впервые в России была произведена «чистка» библиотек. 133 названия отдельных книг, собраний сочинений и журналов, ранее разрешенных цензурой, были сочтены «недопустимыми к обращению» в публичных библиотеках и общественных читальнях.

Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление

Назначение министром внутренних дел Д. А. Толстого вызвало одобрение у консервативно настроенных дворян, которые теперь надеялись на восстановление своего былого положения в обществе. В 1885 г. состоялось открытие Дворянского банка. Его задачей стало предоставление льготных кредитов для поддержания помещичьих хозяйств. В манифесте по этому случаю было выражено пожелание, чтобы впредь «дворяне российские сохраняли первенствующее место в предводительстве ратном, в делах местного управления и суда, в распространении примером своим правил веры и верности и здравых начал народного образования».

12 июля 1889 г. был издан закон о земских участковых начальниках. Он отменял должности и местные учреждения, основанные на бессословных и выборных началах: мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия и мировой суд. В 40 губерниях России создавались 2200 земских участков. Во главе их ставились земские начальники, обладавшие широкими полномочиями, которые ранее осуществляли перечисленные выше учреждения. Земский начальник контролировал общинное самоуправление крестьян, вместо мирового судьи рассматривал незначительные судебные дела, утверждал приговоры волостного крестьянского суда, разрешал земельные споры и т. д. Должности земских начальников могли занимать только дворяне.

Этот закон решал сразу несколько важных для властей задач. Подчиняя крестьянское самоуправление земским начальникам, он укреплял позиции правительства на местах и предоставлял дворянам возможность престижной службы. Власть земских начальников становилась своеобразным подобием дореформенной власти помещиков. Крестьяне, по сути, были поставлены в личную зависимость от земских начальников, получивших право без суда подвергать их наказаниям, в том числе и телесным.

12 июня 1890 г. было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В нем земское самоуправление рассматривалось как часть государственного управления, низовая ячейка власти. При избрании земств усилились сословные начала: землевладельческая курия становилась чисто дворянской, число гласных от нее увеличивалось, а имущественный ценз снижался. Резко повышался избирательный ценз для городской курии, а крестьянская курия практически лишилась самостоятельного представительства, так как на волостных сходах крестьянам было отныне разрешено избирать только кандидатов, которые затем утверждались губернатором.

11 июня 1892 г. вышло новое городовое положение. Оно значительно повышало избирательный ценз, официально закрепляло практику вмешательства властей в дела городского самоуправления. Городские головы и члены управ объявлялись состоящими на государственной службе.

Национальная и религиозная политика Александра III

Одной из главных задач национальной и религиозной политики Александра III было стремление сохранить единство государства. Путь к этому видели прежде всего в русификации национальных окраин.

Не без влияния Победоносцева Русская православная церковь была поставлена в исключительное положение. Те религии, которые признавались им «опасными» для православия, подвергались гонениям. Особую суровость обер- прокурор Синода проявлял к сектантам. Нередко у родителей-сектантов даже отнимали детей.

Преследованиям подвергались и буддисты (калмыки и буряты). Им запрещалось строить храмы, отправлять богослужения. Особенно нетерпимым было отношение к тем, кто официально числился обращенным в православие, но на деле продолжал исповедовать прежнюю религию.

Суровое отношение правительство Александра III проявляло к приверженцам иудаизма. По Временным правилам 1882 г. у евреев отняли право селиться вне городов и местечек даже в пределах черты оседлости-, им запрещалось приобретать недвижимое имущество в сельской местности. В 1887 г. была сокращена сама черта оседлости. В 1891 г. был издан указ о выселении евреев, незаконно проживавших в Москве и Московской губернии. В 1887 г. было определено, какой процент от общего числа обучаемых в учебных заведениях могли составлять евреи (процентная норма). Существовали ограничения для занятия некоторыми видами профессиональной деятельности, например в адвокатуре. Все эти притеснения не распространялись на евреев, перешедших в православную веру.

Преследованиям подвергались и поляки-католики - для них был закрыт доступ к государственным должностям в Царстве Польском и в Западном крае.

В то же время на присоединенных к Российской империи землях Средней Азии были оставлены в неприкосновенности мусульманская религия и мусульманские суды. Местному населению предоставлялось право внутреннего самоуправления, которое оказалось в руках местной верхушки. Но русские власти сумели расположить к себе и трудящиеся слои населения, проведя снижение налогов и ограничив произвол знати.

Александр III отказался от продолжения начатых его отцом либеральных преобразований. Он взял твердый курс на сохранение основ самодержавия. Реформаторская деятельность была продолжена лишь в области экономики.

Правление Александра III и контрреформы 1880 - 1890-х гг

Как вам уже известно, из этой темы, что после убийства отца на престол вступил его сын Александр III. Смерть Александра II так потрясла сына, что в начале своего царствования он стал опасаться различных революционных веяний, и поэтому ему было трудно определиться с политическим курсом. Но в итоге Александр III поддался под влияние таких реакционных идеологов, как К.П. Победоносцев и П.А. Толстой и решил сохранить в империи самодержавие и неприязнь к либеральным преобразованиям.

И так как после жестокого убийства Александра II общественность разуверилась в народовольцах с их террором и полицейскими репрессиями, то общество изменило свои взгляды в сторону консервативных сил и проведением контрреформ.

Буквально спустя месяц после убийства императора Александр III издает Манифест «О незыблемости самодержавия». В опубликованном Манифесте Александр III заявляет о том, что в государстве он решил сохранить устои самодержавия. Этим Манифестом он практически реанимировал порядки Николая I, тем самым усилив режим полицейского государства.

Первым делом Император отправляет в отставку М. Лорис-Меликова, который был главным реформатором при правлении его отца, а также заменяет всех либеральных правителей на более жестоких сторонников выбранного курса.

Главным идеологом в разработке контрреформ стал К.Н. Победоносцев, который считал, что либеральные реформы Александра II ни к чему хорошему не привели, а наоборот, только вызвали потрясения в обществе. В связи с этим он призывал к возврату к более традиционным канонам национального бытия.

Чтобы еще больше укрепить самодержавие, были внесены изменения в систему земского самоуправления. После этого земские начальники получили неограниченную власть над крестьянами.

Издав «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», Александр III расширил полномочия губернаторов и там самым позволил им объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда и следствия, предавать военному суду, закрывать учебные заведения и вести борьбу в любим либеральным или революционным движением. Также была введена жесточайшая цензура и закрыты все основные либеральные издания.

Под жестким контролем оказались все органы городского самоуправления и государственные учреждения.

Внес свои изменения император и в крестьянские общины, тем самым запретив продажу и залог крестьянских земель, чем свел на нет успехи правления отца.

Для воспитания послушной властям интеллигенции была принята и университетская контрреформа. Во всех университетах была введена жесткая дисциплина. Для поступления в университет необходимо было предоставить рекомендации о политической благонадежности студентов. Кроме этого, на все значимые университетские должности назначали угодных правительству людей.

Также был издан Указ под названием «О кухаркиных детях». Согласно этому Указу запрещалось принимать в гимназии детей, лакеев, прачек, кучеров и других людей, которые относились к низшему сословию.



В фабричное законодательство были внесены изменения, которые запрещали рабочим отстаивать свои права.

Кроме этого была ужесточена и политика по отношению к крестьянам. Им отменили какие-либо льготы, касающиеся выкупа земли, а крестьянские наделы ограничили в размерах.

Во время правления Александра III всячески старались пресечь преклонение перед Западом, насаждались идеи особого русского пути и самобытности России. Кроме этого, был возвращен термин царь и повсеместно насаждался культ монарха и монархии.

Мода тех времен диктовала ношение кафтанов, лаптей и бороды.

И если подвести итоги контрреформ проводимых политикой Александра III, то его можно считать довольно таки противоречивым. С одной стороны, при его правлении, в стране произошел промышленный подъем и мирное существование без войн из вне. Но с другой стороны росло недовольство среди населения, появилась напряженность в обществе и усилились социальные волнения.

Вопросы и задания

1. Какие обстоятельства оказали решающее воздействие на внутреннюю политику Александра III?

2. Выделите основные направления внутренней политики Александра III.

3. Сравните внутреннюю политику Александра II и Александра III. В чем вы видите принципиальные различия? Можно ли найти общие черты?

4. Какие новшества предыдущего царствования были подвергнуты Александром III пересмотру и почему?

5. Дайте оценку социальной политике Александра III. В чем вы видите ее достоинства и недостатки?

6. Дайте оценку национальной политике Александра III.

7. Согласны ли вы с утверждением, что период правления Александра III был периодом контрреформ, т. е. периодом ликвидации реформ предыдущего царствования?

Документы

Из записки графа Н. П. Игнатьева М. Т. Лорис-Меликову. Март 1881 г.

Как бы ни были преступны действия фанатиков, борьба со всяким даже и фанатическим мнением возможна и успешна лишь в том случае, когда она не ограничивается одним воздействием материальной силы, но когда заблуждению противополагается верная мысль, данной разрушительной идее - идея правильного государственного порядка. Самое упорное, самое настойчивое, самое энергическое преследование крамолы всеми полицейскими и административными средствами, находящимися в распоряжении правительства, является, несомненно, настоятельной потребностью минуты. Но такое преследование, будучи лечением внутренней стороны недуга, едва ли будет вполне действенным средством борьбы. Достижение конечной цели и искоренение зла мыслимо только под непременным условием - одновременно с таковым преследованием - неуклонного и правильного направления государства на пути мирного развития продолжением реформ и начинаний прошлого царствования... Теперь... самая удобная минута призвать к содействию правительству земских людей и предложить им на предварительное обсуждение все те проекты реформ, которые ждет с таким нетерпением вся Россия.

А что такое Конституция? Ответ на это дает нам Западная Европа. Конституции, там существующие, суть орудие всякой неправды, орудие всяких интриг... И эту фальшь по западному образцу, для нас непригодную, хотят, к нашему несчастью, к нашей погибели, ввести и у нас. Россия была сильна благодаря самодержавию, благодаря неограниченному доверию и тесной связи между народом и его царем... А вместо того предлагают устроить нам говорильню... Мы и без того страдаем от говорилен...

В такое ужасное время... надобно думать не об учреждении нового, в котором произносились бы новые растлевающие речи, а о деле. Нужно действовать.

Вопросы к документам:

1. В чем заключалась суть программ Игнатьева и Победоносцева?

2. Какая из них была принята на вооружение Александром III? Почему?

Расширяем словарный запас

Инспектор - должностное лицо, проверяющее правильность чьих-либо действий.
Крамола - заговор, мятеж, нечто запретное.
Переселенческая политика - перемещение населения на постоянное жительство в малонаселенные окраинные районы России - в Сибирь, южное Приуралье, на Северный Кавказ, в Новороссию, Нижнее Поволжье, на свободные земли.
Полицейское государство - характеристика политического строя, при котором практикуется подавление внутренних противников методами политического насилия, слежки и сыска силами охраны порядка. В таком государстве существует контроль за местопребыванием, передвижением, поведением граждан, ведется сбор сведений о явных и вероятных противниках властей.
Реакция - политика активного сопротивления прогрессивным переменам в обществе.
Сектанты - члены религиозных групп, не признающих учение основной церкви.
Циркуляр - распоряжение органа власти подчиненным учреждениям.
Черта оседлости - территория, на которой разрешалось в 1791-1917 гг. в России постоянное проживание евреев. Охватывала 15 губерний.

Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

«Правление Александра 3» - Фабричное законодательство. Союз. Заполните таблицу на основе материала учебника стр. 411 - 415. Средняя Азия. Д.А.Толстой - министр внутренних дел. Мария Федоровна. Политики времен Александра III. Экономическая политика. Внешняя политика. Россия в годы правления Александра III. Создан Крестьянский поземельный банк.

«Экономическое развитие при Александре 3» - Основные направления экономической политики. Направления экономической политики И.А. Вышнеградского. Направления экономической политики С.Ю. Витте. Экономический подъем 90-х годов. Экономическое развитие в годы правления Александра 3. Крестьяне. Основные направления экономической политики Н.Х. Бунге.

«Контрреформы во внутренней политике Александра III» - Смена правительства. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Идеология. Документ. События. Закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов. Политика в области образования. Персоналии. Меры для смягчения малоземелья крестьян. Александр III. Временные правила о печати. Выход крестьян из общины.

«Внешняя политика Александра III» - 4.Азиатская политика. XIX век. Коронация Александра III. Задание на урок. В союзе с Россией в н.80-х гг. были заинтересова-ны Германия и Фран-ция. О. Фон Бисмарк. План урока. Убийство С.Стамболова. История России. Балканы в к.19 века. 1.Основные направления. 2.Россия и Балканы. 3.Россия и союзы. 4.Азиатская политика.

«Александр III и его внутренняя политика» - Совещание государственных чиновников. Победоносцев Константин Петрович. Александр III и его внутренняя политика. Александр III. Воспитатели. Отставки. Александр III 1881-1894. Рабочее законодательство. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Сделайте выводы. Меры для смягчения малоземелья крестьян.

«Внешняя политика Александра 3» - Как укрепить границы России? Поиск союзников. C какой целью Александр III предпринимал определённые шаги? Проблема – вопрос, - требующий разрешения, - содержащий противоречие. Строительство Транссибирской магистрали. Желание сохранить мир. Внешняя политика Александра III. Политика активного миросохранения.

Всего в теме 15 презентаций

Сегодня я познакомлю вас с книгой «Крамола», которая вышла в московском издательстве «Материк». В неё вошли рассекреченные документы Верховного Суда и Прокуратуры СССР, иллюстрирующие, как гласит подзаголовок, «инакомыслие в СССР при Хрущёве и Брежневе». Подзаголовок этот, правда, несколько сбивает с толку, потому что о том, что мы привыкли считать инакомыслием – то есть о правозащитном движении, о диссидентах, самиздате и так далее – в книге рассказывается очень мало. Она показывает, главным образом, «народную» оппозицию, если можно так выразиться: стихийные протесты одиночек и небольших групп, изготовление листовок и «подмётных» писем, создание подпольных организаций и так далее. С 1956-го по 87-ой годы за антисоветскую агитацию и за, как гласила статья уголовного кодекса, «распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», в СССР было осуждено более восьми тысяч человек. Это много, если учесть, что судили далеко не всех. Во второй половине семидесятых и в начале восьмидесятых годов у КГБ очень популярны были внесудебные преследования (от увольнения с работы до заключения в психиатрические больницы) и так называемое «профилактирование» - то есть предупредительные и запугиваюшие беседы.

Книга «Крамола» - это не просто сборник документов. Его редакторы и составители предпослали каждой «главке» короткий и точный анализ описанных «деяний». Вот, скажем, раздел под названием «Святотатцы и осквернители», рассказывающий о «надругательствах» над изображениями вождей. Только один фрагмент из авторского комментария:

«Культ вождей создавал особое отношение как к ним самим (вернее, их публичному образу), так и к замещавшим их изображениям…

Убеждение, что между изображением и изображаемым существует глубинная связь, восходит к древнейшим магическим верованиям… Соответственно, и являвшееся одним из видов антисоветских деяний покушение на изображения руководителей (или же насмешка над ними) носило характер не просто хулиганства, а своего рода ритуального осквернения, зачастую совершаемого демонстративно.

Чаще всего объектами «нападений» становились изображения действовавшего на тот момент вождя или Ленина».

Кстати говоря, пик «нападений» на изображения Ильича был зафиксирован в 1969-70 годах, по случаю подготовки к пышному празднованию столетия со дня его рождения. По данным КГБ, было зафиксировано 155 «политически вредных, хулиганских действий, связанных с юбилеем». В чём конкретно они выражались? Чекисты докладывали в ЦК:

«Хулиганствующими элементами уничтожены или повреждены несколько памятников, бюстов и барельефов вождя, значительное количество панно, стендов и транспарантов, а также портретов, лозунгов, плакатов, репродукций, стенгазет и другого праздничного оформления».

Разумеется, совершенно особым, сакральным местом был Мавзолей. Некто Трехалина в марте 62-го года во время посещения мавзолея попыталась выстрелить в саркофаг из ракетницы. В марте 66-го в саркофаг бросили кувалду, спустя полгода – молоток. Бросавший молоток заявил на допросе: я хотел, чтобы Ленин встал и ожил.

Но, конечно, открыто, демонстративно не многие решались протестовать. Гораздо больше было тайно изготовленных листовок и неподписанных «ругательных» писем, приходивших в самые разные инстанции.

Вот, например, анонимное письмо, направленное в Центральную избирательную комиссию по выборам в Верховный Совет СССР в марте 58-го года:

«Дорогие товарищи!

Пишу я эти слова не от своего имя, а от всего народа псковичан, ибо об этом говорит весь наш народ.

1. Когда к нам приедет кто-либо из правительства? Вот приехали бы

хоть Хрущёв или Булганин, узнали бы, как у нас живут, хорошо или

плохо, и, может, не стали бы разглагольствовать, что мы очень

хорошо живём у нас в России? Почему их никого никогда нет у нас?!

2. Почему Никита Хрущёв стал у нас хозяином, с каких пор?! Около его

все смеются, сложены всякие анекдоты, басни, неужели не доходит до Москвы? Ведь он кукурузник, комик и аферист…

3. Почему по радио только и слышно – первый секретарь, первый секретарь? Да это надоело всем и всё. Почему он так много треплет, никому не даёт сказать?

4. Передайте правительству: нужно изменить наш гимн. То есть его музыку, ведь наш гимн напоминает какую-то бурю, бедствие для человечества, ведь только прислушайтесь сами, просто невольно хочется плакать: это он предвещает какое-то несчастье.

Дорогие товарищи!!!

Помните: это всё истинная правда, выборы – это всё формализм, которые мы проводим. Это приняло такую форму, что голос каждого или не голос не играет роли в этом: придти, бросить эту простую бумажку, не глядя, и всё с концом – вот до чего дошло».

Столько же – три года – получил и Петрянов В. Г., начальник отдела снабжения маленькой фабрики в Горьковской области. Он отправил в апреле 57-го года анонимное письмо в редакцию газеты «Правда». В нём были такие слова:

«Пропаганда неустанно твердит, что партия постоянно проявляет заботу о народе, у неё даже нет других интересов, как забота о народе. А когда сравниваешь пропаганду с практической жизнью народа, то получается всё наоборот…

Создали громоздкий бюрократический аппарат. Министерства печёте, как блины. Обставляете себя ближними людьми. Как не стыдно».

Вообще говоря, как пишут авторы книги «Крамола», распространение анонимных писем и антисоветских листовок было одним из самых массовых видов сознательной антисоветской агитации и пропаганды. Из четырёх с половиной тысяч надзорных производств по делам об антисоветской агитации и пропаганде, заведённым со времени смерти Сталина и до перестройки восьмидесятых годов, информацию о которых нашли историки, более тысячи относятся именно к распространению анонимных документов. Причем, подавляющее большинство – свыше двух третей – это не письма, а листовки. Будем, однако, осторожны здесь с выводами: за листовки просто преследовали более жестоко, чем за письма-анонимки. Кроме того, ловили чекисты не всех, и не всех «выявленных» судили. Из докладных записок КГБ в ЦК КПСС ясно, что число обнаруженных авторов листовок и антисоветских анонимных писем значительно превышало число привлечённых к уголовной ответственности. В главе, которая называется «Листовки и подмётные письма», приведена ещё одна любопытная статистика. Оказывается, большинство авторов антисоветских документов были рабочими. Правда, число студентов и школьников с годами выросло, но всё равно до «гегемона» им было далеко. Средний возраст «распространителей» - 44 года, преобладают жители Москвы, Ленинграда, других крупных городов.

Очень интересно и то, каким образом изготовлялись и распространялись листовки. Ведь это было технически непростым делом. Кто-то писал от руки, иногда печатными буквами, под копирку или каждый экземпляр отдельно. Другие размножали документы на пишущих машинках, использовали резиновые клише, печатали как обычные фотографии, изредка использовались самодельные гектографы. Известны даже случаи создания небольших подпольных типографий.

Сегодня многим представителям молодого поколения россиян или, скажем, жителей Украины это покажется странным: а почему не делали ксерокопии? Ведь это проще всего. Авторы книги «Крамола» напоминают:

«Доступ к любой множительной технике в СССР был крайне затруднён – и именно из боязни, что она послужит антисоветским целям. Например, имевшиеся только в государственных учреждениях ксерокопировальные аппараты по требованию КГБ устанавливались в отдельных помещениях с кодовыми замками, входить туда имел право только один сотрудник, ответственный за работу на аппарате. С заказчиками копий он общался через открывающееся в двери окошко. На изготовление копий следовало оформить заказ с точным указанием количества переснимаемых листов и подписать его у руководителя учреждения. Заказы регистрировались в специальном журнале, который регулярно проверяли сотрудники КГБ, сверяя с показателями счётчика листов на машине».

Очень подробно показано в книге «Крамола» дело Ефима Шатова, арестованного в декабре 195,-го года. Он разослал пять листовок по почте, адресовав одну из них – Ворошилову, который был тогда председателем Президиума Верховного Совета СССР. 60-летний Шатов подрабатывал художником в издательстве учебно-педагогической литературы. Самое интересное в его довольно типичном деле то, что листовки его включали и стихотворные призывы к борьбе против «псевдо-ленинцев», как он выражался:

«Вставай, подымайся, советский народ,
Нам бой за свободу не страшен.
Мы скинем вельмож и весь подлый их род!
Беда вся в правителях наших».

Записав эти строки в своём постановлении, следователь Управления КГБ решил – на всякий случай – пропустить имена конкретных «правителей», которых клеймил Шатов. И получилось у следователя так:

«Властители сняли народ со счетов:
Их шкура всего им дороже.
И правит страною вельможа… (обвиняемый назвал здесь первого секретаря ЦК КПСС),
И всякая… (назвал секретаря ЦК КПСС)».

А в оригинале было так:

«И правит страною вельможа Хрущёв,
И всякая Фурцева тоже».

Листовки не всегда были уделом одиночек. Нередко их изготовляли различные подпольные группы, как, например, в ноябре 57-го года в городе Сталино. Здесь создатели нелегального «Реалистического рабочего кружка демократов» распространили около двух тысяч листовок «Не верьте чекистам». А в листовках «Социалистического союза борьбы за свободу», появившихся тогда же в Киеве, говорилось:

«Напор событий последних лет вынудил кремлёвских правителей отказаться от наиболее ненавистных народу методов… Но сущность режима осталась прежней. Народ полностью устранён от управления страной. Не существует элементарных демократических свобод, права человека сведены на нет…»

Власти считали такие листовки куда более опасными: ведь речь шла об организованной оппозиции режиму. И эта организованная оппозиция имела немалый размах. С 67-го по 71-й годы, например, органы госбезопасности «выявили» более трёх тысяч подпольных групп и организаций. Правда, почти все они были малочисленными – в среднем 3-5 человек, и их правильнее было бы называть кружками, но это не значило, что расправлялись с ними менее жестоко. Больше половины участников этих групп составляли подростки и студенческая молодёжь, движимые революционной романтикой, почерпнутой из советских книг и кинофильмов. В хрущёвские времена они апеллировали, как правило, к «истинному», по их представлениям, марксизму-ленинизму. В своём революционном идеализме наивные последователи «Молодой гвардии» и «Овода» считали, что во всех бедах виноваты последователи и исполнители, «исказившие» на практике марксистско-ленинскую теорию. Названия этих нелегальных организаций говорят сами за себя: «Партия борьбы за реальность ленинских идей», «Социалистическая партия Советского Союза», «Союз честных тружеников» и так далее…

Никакого снисхождения этим «честным труженикам» «истинным ленинцам» не было. Их осуждали по тем же самым статьям и приговаривали к таким же драконовским срокам, как и членов подпольных фашистских организаций (такие были тоже). Вот, скажем, дело «Рабоче-крестьянской подпольной партии», созданной взрывниками шахты «Артём-два глубокая» в Ростовской области. В справке КГБ об этой организации, состоявшей из пяти человек, говорится, что одной из «непосредственных» причин её создания было повышение норм выработки для рабочих. Просуществовала эта организация месяца два, успела принять программу и составить воззвание. За это автор программы получил десять лет, ещё два человека – по восемь, остальные – четыре и три года заключения. Такие же сроки получили, например, и подпольщики из Минска, которые собирались ни много, ни мало организовать в 62-м году террористический акт. В справке КГБ говорится об этом так:

«В 1962 году студенты 4-го курса Белорусского политехнического института Ханженков и Храповицкий и шофёр автомобиля скорой помощи Серёгин объединились в нелегальную организацию с целью террористическими методами добиваться установления в СССР буржуазно-демократической республики…

Первой террористической акцией организации был намечен взрыв мачты 3-й Минской радиостанции – глушителя передач зарубежных радиостанций, а также распространение листовок с объяснением причин террористического акта. Верховный суд Белорусской ССР 7 октября 1963 года приговорил Ханженкова и Серегина к 10 годам лишения свободы, Храповицкого к 8 годам лишения свободы в колонии строгого режима».

Конечно, такие «террористы» были абсолютным исключением. С конца шестидесятых годов абсолютным исключением стали и прокоммунистические, промарксистские организации. Дело не только в том, что в брежневские времена идеологическая база оппозиции значительно расширилась, но и в том, что подпольщиков вообще стало гораздо меньше. Правозащитное движение базировалось на совершенно других организационных принципах: не подполье, а, наоборот, открытость, гласность, публичность. Конечно, ставка на гласность, на легальные и полулегальные формы борьбы облегчило работу политического сыска. Тем не менее, это был сознательный выбор: стремиться к широкому пропагандистскому воздействию, публичности актов протеста, апеллировать к мировому общественному мнению. Воздействие «самиздата», например, было куда более эффективным, чем распространение листовок. Последние, правда, тоже продолжали появляться и за них продолжали преследовать. Уже начиналась перестройка, а неутомимые чекисты всё заводили и заводили уголовные дела. Цитируем.