Кавалергарды век не долог авторы.


Сегодня в Доме актёра пройдёт прощание с Владимиром Мотылём. Он умер 21 февраля в Москве. Своими впечатлениями о последних встречах с режиссёром с «Частным корреспондентом» поделился польский журналист Юлиан Бельский.

В июне 1997 года из газеты The Daily Telegraph я узнал о смерти Булата Окуджавы. Я жил тогда в Лондоне. Вечером позвонил Владимиру Яковлевичу Мотылю.

С другой стороны, отношение к спорным историческим фигурам (и к тем же террористам) в высшей степени рационально. Для многих они патриоты, на чьём примере воспитывают подрастающее поколение, - армянские фидаины, ирландская ИРА, бесчисленные антиколониальные партизаны Азии и Африки. Про Булата Окуджаву рассказывают замечательную историю: когда он гостил в Америке, ему однажды позвонили и сообщили, что он награждён премией Манделы. Бард ответил: «Извините, но премию принять не могу, он террорист и коммунист». Оказалось, что это была итальянская премия Монделло.

Владимир Яковлевич, здравствуйте. Это Юлиан говорит. Я надеюсь, вы меня вспомните. Мы с вами виделись шесть лет назад в Переделкине у Булата Шалвовича Окуджавы.

А, да, здравствуйте. Помню, конечно. Вы из Варшавы.

Уже нет, переехал в Лондон. Владимир Яковлевич, я узнал сегодня, что не стало Булата Шалвовича. Что случилось?

Владимир Яковлевич рассказал вкратце, что случилось в Париже. Запомнилась его фраза: «Я не могу объяснить словами, что такое для меня эта утрата. Но думаю, вы меня понимаете».

Ещё он просил связаться с ним, когда буду в Москве.

Я тогда работал преподавателем русского языка. На ближайшем занятии в самой продвинутой группе, где мы говорили только по-русски, на доске был установлен портрет Булата Окуджавы, и первое, с чего мы начали, был разбор его песни «О Володе Высоцком я песню придумать решил. Вот ещё одному не вернуться домой из похода». Разобрав, стали слушать. Умер поэт. «Ненадолго разлука - всего лишь на миг, а потом отправляться и нам по следам по его по горячим». Спустя 13 лет, в конце февраля 2010-го, снова вспоминаются слова: «Белый аист московский на белое небо взлетел, чёрный аист московский на чёрную землю спустился».

Знакомство с Булатом Шалвовичем Окуджавой - это отдельная тема, о которой, может быть, когда-нибудь придётся к слову рассказать. В частности, март 1991-го, глубокий рыхлый влажнеющий снег, подмосковная станция Мичуринец по Киевской железной дороге, сосны, дачи в снегу. Я зван в гости. В деревянной заставленной гостиной стол с электрическим самоваром, шоколадный торт и бутерброды с рыбой. Меня представляют гостям, их четверо. В частности, чуть смуглый поджарый брюнет жмёт руку:

Владимир Мотыль, очень приятно.

Находиться в гостях у Булата Окуджавы - от такого уже в голове хоровод. При данном же рукопожатии у меня ничего другого не выходит из глотки, как:

Батюшки…

Всеобщие улыбки. Знаменитый режиссёр:

Так вы из Польши и про «батюшки» знаете? Интересно!

Искренне рад знакомству. Но не знаю вашего отчества.

Владимир Яковлевич. Можно просто Владимир.

Разговоры, чай, Булат Шалвович подписывает все привезённые мною свои книги, дарит авторский экземпляр «Путешествия дилетантов». Ольга Владимировна, хозяйка дома, режет некий особый сыр. Гости - это, кроме Владимира Яковлевича, его жена, ещё какой-то режиссёр из одной из среднеазиатских республик и его друг оттуда же, у обоих сложные имена, я не запомнил. Потом мы идём по снегу к станции, к вечеру сильно похолодало, горят редкие фонари.

В электричке я становлюсь центром внимания, рассказываю о происходящем в Польше. Признаюсь, что видел только два фильма Владимира Яковлевича: «Белое солнце пустыни» и «Звезду пленительного счастья», вторым совершенно восхищён и очарован.

Один из среднеазиатских гостей:

Обязательно посмотрите «Женю, Женечку и «катюшу». Это третий среди его трёх классических.

Владимир Яковлевич говорит, что скоро выйдет его новый фильм «Расстанемся, пока хорошие», его концепцию они обсуждали с Булатом Шалвовичем. Ещё я зван приходить в гости, когда снова буду в Москве.

Однако спустя полгода ситуация в Польше благополучно отправила меня из дома в Англию насовсем. Вновь я связался с Владимиром Мотылём по телефону на следующий день после смерти Булата Окуджавы.

На занятии в колледже в память о скончавшемся великом русском поэте ХХ века я обещал студентам, что ещё до конца учебного года мы посмотрим фильм «Звезда пленительного счастья», где звучит одна из самых известных окуджавовских песен. Вкратце рассказал, как в гостях у Булата Окуджавы я познакомился с режиссёром этого фильма. К концу двух с половиной часов занятия мы разобрали и прослушали также «Кавалергарда век недолог».

Потом была зима 1997/1998 года, улица Довженко, отходящая вниз вбок от Мосфильмовской. Иду в гости.

Пока наливается чай, узнаю, что хозяин большой ценитель самых разных сортов чая, а в Лондоне есть один такой магазин… Потому мною обещаны в следующий раз английские чаи именно оттуда.

Владимир Яковлевич подробно рассказывает горестную историю, закончившуюся уходом из жизни Булата Шалвовича. Далее разговор переходит на Эву Шикульскую и её роль Полины Гёбль в «Звезде пленительного счастья». Голос поручика Ивана Александровича Анненкова (Игоря Костолевского):

- Mademoiselle Pauline!..

Эва Шикульская взяла на себя гераклов труд: не зная французского совсем, она добросовестно выучила всю свою немалую роль. Но нужен был подкладывающий голос без акцента. И он нашёлся - при этом достаточно похожий по тембру на настоящий голос актрисы.

Свой фильм Владимир Яковлевич называет только кратко: «Звезда». В частности:

В «Звезде» ярко проявилась одна характерная черта Булата. Конечно, я просил его написать сценарий. Но он отказался, сказав: «Это сугубо исторический фильм, и я ничего не смогу придумать своего».

Поэтому в фильме слышим только песню - тему поручика Анненкова и Полины - «Кавалергарда век недолог, и потому так сладок он».

Но параллельно со «Звездою» шла работа над «Путешествием дилетантов». В фильме два главных героя - князь Сергей Григорьевич Волконский (на мой взгляд, истинно выдающаяся роль-событие Олега Стриженова) и князь Сергей Петрович Трубецкой. В романе Окуджавы - главный герой тоже князь и тоже Сергей: Сергей Васильевич Мятлев.

На стене в кабинете Владимира Яковлевича огромный чёрно-белый портрет - фотография его отца в широкой деревянной раме. Узнаю, что семья из Белоруссии. Стены в стеллажах книг. Московская метель за окном. В подарок получаю кассету с новым фильмом «Несут меня кони» с главной женской ролью польской актрисы Агнешки Вагнер.

Всенародную любовь актеру принесли фильмы «Звезда пленительного счастья» (1975) и «Сладкая женщина» (1976), «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) и «Мы, нижеподписавшиеся» (1980), «Влюблён по собственному желанию» (1982) и «Полёты во сне и наяву» (1982), «Храни меня, мой талисман» (1986) и «Крейцерова соната» (1987)… Последней крупной киноролью Олега Янковского стала работа в фильме Павла Лунгина «Царь», буквально на днях представленном на Каннском кинофестивале. В фильме этом народный артист СССР Олег Иванович Янковский сыграл митрополита Филиппа.

Уходя, забываю перчатки. Возвращаюсь, Владимир Яковлевич велит не только посмотреться в зеркало, но скорчить в него страшную рожу. С тех пор в аналогичных случаях делаю это неизменно.

Одна наша встреча не состоялась: Владимир Яковлевич, поскользнувшись на обледеневшей лестнице Дома кино на Пресне, сломал ногу.

В третий и последний раз мы видимся на вечере-концерте памяти в честь 80-летия Булата Окуджавы в мае 2004 года в ныне уже не существующем зале «Россия» гостиницы «Россия». Лондонский чай был доставлен и подарен. Никто не молодеет, и по Владимиру Яковлевичу это заметно. Мы побеседовали, сидя в креслах за кулисами. Когда-то давно моя бабушка говорила горестно:

Что же мы так редко видимся, а если уж, то в основном на похоронах.

Владимир Яковлевич просил звонить и пойти в его ресторан «Белое солнце пустыни» на Неглинной. Я там бывал раза четыре. Конечно, очень нравится во всех смыслах; в частности, подавая классический плов, шеф-повар, выйдя в зал по такому торжественному случаю, жарит его прямо у твоего стола.

Из пяти виденных фильмов Владимира Яковлевича (надо бы посмотреть все) я по-прежнему больше всего ценю «Звезду пленительного счастья». Помимо всего прочего, в огромной заботе об исторических реалиях и историческом настроении чувствуется ещё и настроение конца 70-х, в том числе в интонациях изумительной музыки Исаака Иосифовича Шварца, ушедшего из жизни два месяца тому назад, в декабре 2009 года.

Вообще, на той исторической стадии Советского Союза «Звезда пленительного счастья» была, как мне кажется, блистательным гимном русскому романтизму, воплощённому в образах декабристов, казавшихся тогда кристальным эталоном светлых личностей, а также в образах действительно великих русских женщин той эпохи. Фильм очень известный, все его знают.

И всё-таки в следующий раз, когда будете смотреть, обратите внимание в самом-самом начале, пока идут титры, на подложенные картины, наверное, это акварели - какие образы эпохи! - пейзажи, село с церковью среди полей, к нему по дороге ямщик с путником пушкинского профиля скачет; Петербург и смотр на Марсовом поле. На балу изящная молодая барышня смотрит карими блестящими глазами на своего кавалера, бравого офицера; пожилой крестьянин в картузе, с медалью «1812 годъ» на груди. На фоне шварцевской музыки: военный марш, звучит французская речь, потом танец, переходящий в музыкальные темы пейзажей, кавалергарда с Полиной и задумчивой Марии Николаевны Раевской-Волконской. Акварель зимнего имения в снегу превращается в реальное имение Раевских, куда, покоя не имеючи, прибыл князь Сергей Григорьевич Волконский жечь бумаги. Для меня одно только это музыкально-живописное начало есть знак гениальности режиссёра.

«Крест деревянный иль чугунный назначен нам в грядущей мгле; не обещайте деве юной любови вечной на земле».

Светлая память прекрасному режиссёру, мастеру русского кино Владимиру Яковлевичу Мотылю.


Не было в России воинской части, в чьих списках значилось бы столько прославленных и известных имен, начиная от самого Петра Великого и ближайших его сподвижников и заканчивая министрами и видными государственными деятелями времен последнего российского императора. Ни одна другая часть гвардии или армии не имела столь удивительной, уникальной истории.

"Мы не стремимся быть первыми, но никого не допустим быть лучше нас" — гордый девиз кавалергардов — самых смелых и красивых мужчин эпохи. Их объединяла верность традициям, исключительная честность, природный аристократизм, самопожертвование и беззаветная любовь к Отечеству. Это о них сказано: "Высший шик кавалергарда — отсутствие всякого шика".



СЛАВНАЯ история кавалергардов в России началась 30 марта 1724 года, когда к коронации супруги Петра I императрицы Екатерины I, которая состоялась 7 мая того же года, в качестве почетной стражи был сформирован Кавалергардский корпус. Первая полурота кавалергардов открывала коронационное шествие из Кремлевского дворца в Успенский собор, вторая замыкала его. Во время самой коронации кавалергарды располагались на ступеньках трона.

Сам Петр возложил на себя звание капитана кавалергардии, а офицерами корпуса назначил генералов и полковников других полков, в капралы — подполковников. Рядовыми же кавалергардами выступали шестьдесят самых рослых и представительных красавцев обер-офицеров. Однако после коронации корпус просуществовал недолго. В конце мая 1724 года он был расформирован, а офицеры распущены по своим полкам.

Корпуса кавалергардов как такового в России не существовало вплоть до воцарения на российском престоле Екатерины II (1762-1796). Тогда из числа лейб-кампанцев, которые были созданы дочерью Петра Великого Елизаветой Петровной и служили ей в качестве личной гвардии, был образован специальный Кавалергардский корпус.

Кавалергарды охраняли императрицу и лиц императорской фамилии, несли караульную службу в императорских покоях в Москве, Петербурге, во всех загородных дворцах и резиденциях. Служба в кавалергардии считалась очень почетной, и поступить туда могли исключительно дворяне. Многие знатные родители стали записывать в корпус своих маленьких детей, чтобы обеспечить им в дальнейшем службу непосредственно при императорском дворе.

При императоре Павле I Кавалергардский корпус неоднократно расформировывался и создавался вновь, менял свое наименование. Так, в 1799 году он именовался особой гвардией Великого магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского, которым считался Павел. И лишь 11 января 1800 года был сформирован лейб-гвардии Кавалергардский полк, вошедший в состав русской армии на одинаковом положении с другими гвардейскими полками без сохранения привилегии набора из дворян. Шефом полка был назначен генерал Федор Петрович Уваров, выполнявший эту почетнейшую обязанность до самой своей смерти в 1824 году.

В 1804 году мундиры кавалергардов, дольше всех сохранявшие покрой павловского времени, приобретают характерные черты военной формы XIX века — белые двубортные колеты с высокими воротниками, белые лосиные панталоны, ботфорты, каску из толстой кожи с пышным волосяным плюмажем, надежно защищавшую от удара холодным оружием. А вот кирасы, которые были отменены в 1801 году, кавалергарды надели летом 1812 года. Боевой опыт показал поспешность принятого ранее решения…

Боевое крещение, столь славное и столь трагическое, лейб-гвардии Кавалергардский полк, которым командовал генерал-майор Н. Депрерадович, принял на поле Аустерлица. Как известно, 20 ноября 1805 года союзные армии, рассчитывавшие обеспечить себе полную и безоговорочную победу над Наполеоном, потерпели сокрушительное поражение.

Уверенность союзников в победе была столь велика, что перед битвой полку приказали готовиться к царскому смотру! На бой кавалергарды вышли, словно на парад. Полк подошел в самый критический момент сражения, когда русская гвардейская пехота, оказавшаяся на направлении главного удара французов, уже не могла сдерживать яростные атаки неприятеля и начала отступление.

Три первых эскадрона кавалергардов атаковали французскую пехоту, дав возможность отойти разрозненным группам преображенцев. 4-й эскадрон Николая Репнина и взвод корнета Александра Альбрехта пришел на помощь Семеновскому полку. Воины-семеновцы были окружены конными егерями французской гвардии, пытавшимися отбить у них гвардейские знамена. Отчаянный удар эскадрона кавалергардов позволил семеновцам перебраться через Раустицкий ручей, за ними отошла и наша кавалерия.

Однако французам удалось замкнуть кольцо окружения вокруг отважного эскадрона. Все попытки прорвать кольцо извне не увенчались успехом. Около 15 минут продолжалась жестокая сеча, пока четыре эскадрона конных французских гренадер с криком: "Заставим плакать петербургских дам!" не обрушились на русских всадников…

Все офицеры эскадрона кавалергардов были ранены и попали в плен. Тех, кто мог держаться на ногах, после сражения подвели к Наполеону. "Ваш полк честно выполнил свой долг! — сказал Бонапарт командиру эскадрона Репнину, а после добавил, указав на раненого 17-летнего корнета Сухтелена, стоявшего рядом с командиром: — Он очень молод, чтобы драться с нами". На что молодой офицер воскликнул: "Не нужно быть старым, чтобы быть храбрым!"

Несмотря на то, что в своем первом бою кавалергарды проявили необычайное мужество и незаурядную стойкость, последствия для полка были катастрофическими — в сражении погибли одна треть офицеров и 226 нижних чинов. Участие кавалергардов в остальных сражениях кампании не было отмечено значительными успехами, и в апреле 1806 года полк возвратился в Россию.

Безусловно, повседневная служба в придворном полку отличалась напряженностью. Постоянная муштра, бесконечные заботы о поддержании имущества в образцовом порядке, всевозможные смотры. Но и льгот у кавалергардов тоже было предостаточно. Так, нижние чины, "отличные по службе и поведению, имели право получать от Государя на свадьбу: фельдфебели — 100 рублей, унтер-офицеры — по 50 рублей, рядовые — по 25 рублей".

Спокойная жизнь кавалергардов, насыщенная учениями и парадами, продолжались вплоть до 17 марта 1812 года, когда гвардейские кирасиры выступили в поход на Вильно. С началом Отечественной войны лейб-гвардии Кавалергардский полк вошел в состав 1-й армии Барклая де Толли и отошел назад. Как и остальные элитные части, полк всячески оберегался командованием и не принимал участия в боевых действиях до Бородинского сражения. Под Бородино лейб-гвардии Кавалергардский полк и лейб-гвардии Конный полк вошли в состав 1-й кирасирской дивизии генерал-майора Н. Депрерадовича.

Кавалергарды вступили в сражение в один из его самых драматических эпизодов. Во время третей атаки французов на батарею Раевского, по сути, позиция русских была прорвана, и бригада оставалась единственным препятствием для неприятеля. Полк рысью пошел в атаку на кавалерию Груши. В самом начале атаки картечью был сражен командир полка полковник К. Левенвольд. Смерть командира лишь на мгновение смутила кавалергардов, и они на полном скаку врубились во вражескую колонну.

Неприятель не выдержал такого натиска и обратился в бегство. Кавалергарды преследовали убегавшую французскую кавалерию до тех пор, пока не прозвучал сигнал "Аппель!", по которому все должны были прекратить атаку и собираться к полковому штандарту. Но около сотни всадников в горячке боя продолжали преследование и остановились только, когда увидели перед собой строй французских всадников. Положение было критическим: стоять нельзя — противник атакует, развернуться — ударит в спину. Дивизионный адъютант М. Бутурлин приказал атаковать противника. Его решительность и спасла кавалергардов. Французы боя не приняли, и гвардейцы смогли соединиться с однополчанами.

Всего за полтора часа, которые кавалергарды провели в сражении, они потеряли 14 офицеров и 93 нижних чина, но сумели отстоять центр русских позиций. Многие кавалергарды были награждены орденами, холодным оружием и знаками отличия военного ордена.

После Бородинского сражения в кампании 1812-1814 годов полк принимал участие в битвах у Кульма, Фершампенуазе, Лейпцига, а закончил боевой путь, войдя в Париж. Успехи гвардейцев были отмечены жалованием Георгиевских штандартов с надписью: "За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года" и 15 Георгиевских труб с надписью: "Кавалергардского полка". В 1814 году лейб-гвардии Кавалергардский полк вернулся на родину.

Неразделима история полка с именами декабристов — героев и мучеников 14 декабря 1825 года. Около 30 офицеров-кавалергардов оказались причастны к восстанию на Сенатской площади. Ни один полк в русской армии не был столь тесно связан с тайными обществами декабристов.

Мирные будни гвардейцев продолжались на протяжении ста лет. Жизнь шла своим чередом: менялись полковые командиры, приходили и уходили офицеры, изменялась штатная структура и наименование. С 1894 года полк именуется Кавалергардским Ее Величества государыни императрицы Марии Федоровны. Кавалергарды украшали своим присутствием парады и императорские смотры, несли службу при дворе, оживляли жизнь общества российской столицы.

Такое придворное существование продолжалось до трагического лета 1914 года. Маховик Первой мировой уже начинал раскручиваться. 21 июля в казармах на Шпалерной улице Петербурга был отслужен напутственный молебен. В ту же ночь первый эскадрон кавалергардов грузился в вагоны на Варшавском вокзале. По прибытии на фронт гвардейцы вошли в состав правой группы армейской конницы 1-й русской армии и вскоре участвовали в разведке боем за пограничной рекой Ширвинт.

Однако свой первый в череде грядущих сражений настоящий бой Кавалергардский полк принял 6 августа 1914 года у деревни Каушен. В атаку на противника кавалергарды пошли конным строем, но немецкая артиллерия поставила мощный огневой заслон. Пришлось отходить. В рядах полка появилась нервозность, и задние взводы стали наскакивать вперед. Тогда корнет Веселовский крикнул солдатам: "Кавалергарды галопом не отходят!" Этих слов оказалось достаточно, чтобы люди успокоились.

Спешившись, гвардейцы под плотным пулеметным и артиллерийским огнем снова пошли на противника. Впереди цепей с обнаженной шпагой шел командир полка генерал-майор князь Александр Долгоруков. Приходилось останавливаться, залегать, окапываться. Прорвать оборону немцев удалось только, когда на помощь подошли конногвардейцы и атаку поддержала гвардейская артиллерия. Ровно через неделю Кавалергардский полк штурмом взял знаменитый по кампании 1807 года город Фридлянд.

По дорогам Первой мировой войны полк пройдет от Августовских и Козлово-Рудских лесов до Варшавы, Петракова и Свенцян, несколько раз сменит свою подчиненность, что порой не поддавалось никакой логике. Вскоре будет трудно признать в окопах тех самых блестящих гвардейцев— всадников, личную стражу российского императора.



Артиллерия, пулеметы, химическое оружие оказались непосильным противником для конницы. Белые мундиры и золотые кирасы сменились формой цвета хаки, а обучение действиям в конном строю изменилось на окапывание, перебежки, переползания. Пехоты в действующей армии требовалось гораздо больше, чем кавалерии. В мае 1916 года формируется стрелковый дивизион, состоящий из четырех пеших эскадронов. Офицеры 1-го эскадрона пришли из Кавалергардского полка, поэтому его называют кавалергардским.

В июле 1916 года участвуют в Брусиловском прорыве в районе Ковеля. Все задачи кавалергарды выполняют с честью, но вскоре у деревни Кроватки их меняют пехотинцы Иркутского пехотного полка, и полк выходит в тыл. 5 марта 1917 года в полк пришла телеграмма об отречении императора. Больше гвардейцам воевать не пришлось — в стране начинается революция…

Революционные силы прекрасно понимали, что развал государственной машины нужно начинать с вооруженных сил. Воюющая армия разлагается на глазах, дисциплина в частях и подразделениях стремительно падает. С марта 1917 года Кавалергардский полк охраняет железнодорожные станции Шепетовка и Казатин, да вот только не от немцев и австрийцев, а от российских дезертиров. И хотя первые волны дезертиров были остановлены и на станциях наведен порядок, через некоторое время кавалергардам остается только быть свидетелями неслыханного позора русской армии. В полк зачастили всевозможные агитаторы разных мастей, призывая "низложить последний оплот царизма", сохранивший боеспособность, — Кавалергардский полк.

В дивизионах кавалергардов проходят митинги солдат, на которых те постановили выразить недоверие офицерскому составу и заменить его на более демократичный. Многие из офицеров начинают покидать полк, не став ждать большевистской смуты. К ноябрю в полку остается всего лишь четыре офицера, которые покинули расположение части 3 ноября. Владимир Звегинцев писал в своей книге "Кавалергарды в Великую и гражданскую войну": "С отъездом последних офицеров, порвалась последняя связь с прошлым. Душа полка отлетела. Полк умер…"

Большинство офицеров-кавалергардов будут участвовать Белом движении и станут сражаться на разных фронтах Гражданской войны. Так, например, в Добровольческой армии Деникина существовали целые кавалергардские эскадроны. Однако полноценного Кавалергардского полка в русской армии никогда более не существовало. Да и, наверное, не будет существовать…