Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки, и буква З».

Елышева Оксана Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НОЧУ СОШ "ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ "САМСОН"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия на тему: Звуки [З]-[ЗЬ]. Буква З.
Дата публикации: 22.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект группового логопедического занятия для детей

подготовительной группы дошкольного отделения

Подготовила:

учитель-логопед

квалификационной

Елышева Оксана Борисовна.

Тема занятия: звуки [з]-[зь]. Буква З.

Форма занятия : групповое логопедическое занятие.

Цель занятия : дифференциация звуков [з]-[зь] в словах, обозначение на

письме буквой З.

Задачи:

Обучающие: закрепить знания о правильном произношении звуков [з]-[зь],

давать характеристику звукам, научить обозначать звуки [з]-[зь] буквой З.

Развивающие: уточнять артикуляционный уклад при произнесении звуков,

автоматизировать

правильное

произношение

чистоговорках, развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев

рук, зрительное и слуховое восприятие, уточнять словарный запас.

Воспитательные: воспитывать

положительную

мотивацию

занятиям,

самоконтроль за своей речью, умение слушать друг друга.

Коррекционные: научить дифференцировать твердый звук [з] и мягкий звук

[зь] в словах, обозначать мягкость и твердость звуковыми схемами.

Оборудование: настольные зеркала, игрушки, цветные звуковые схемы, две

куклы, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь в клеточку, мячики

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте,

здороваются)

здороваться друг с другом.

Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

2.Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две сестрички.

познакомимся.

Подскажите,

пожалуйста,

произнесем! (дети произносят первый звук) .

3. Артикуляционный уклад звуков и их характеристика.

Логопед: Правильно, конечно это звук [з]. Давайте возьмем зеркала и

произнесем этот звук. Какие губы, когда мы произносим этот звук?

находится

помощники)

разомкнуты,

нижними зубами, воздух прохладный.

характеристику

согласный

твердый или мягкий? каким цветом мы его обозначаем?

Дети: [з]- согласный,твердый, обозначается синим цветом.

Логопед: Правильно, молодцы, посмотрите у Зои даже платье синего

цвета. Ребята, Зоя пришла к нам сегодня не одна, с ней пришла ее

младшая сестричка Зина. Посмотрите и платье у нее зеленого цвета. А

вы догадались, какой любимый звук Зины? Какой первый звук в ее

Дети: Да, это звук [зь],обозначается зеленым цветом.

произнесем

посмотрим

положение губ, зубов и языка.

Отвечают

характеристику

звукам: [зь]- согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться различать эти два

звука. Скажите,а чем похожи и чем отличаются звуки [з] и[зь] ?

Дети: Оба звука согласные, одинаково произносятся, но [з]-твердый

звук, обозначаем синим цветом, а [зь] мягкий, обозначаем зеленым

4. Произношение звуков з-зь в чистоговорках:

Логопед: Совершенно верно! Так обрадовались наши сестрички, что

мы с вами вместе их проговорим и сделаем нашим пальчикам массаж.

А помогут нам мячики-массажеры! Зоя любит чистоговорки с твердым

проговаривают

чистоговорки и одновременно надевают на пальцы кольца-массажеры.

За-за –за- во дворе стоит коза

Зу-зу-зу- накормлю травой козу

Зы-зы-зы- отойдите от козы.

Зи-зи-зи- сено козе отвези

Зе-зе-зе- сено я даю козе

Зя-зя-зя- козу дразнить нельзя!

Развитие

фонематического

слуха.

Игры:

1)«Светофорчик»,

2)«Подари подарки куклам».

Логопед: Ребята,

поиграем.

называется

«Светофорчик». Я сейчас назову слова, а вы определите какой первый

звук в этих словах. Если первый звук твердый [з]- вы поднимаете вверх

показываете

кружок. Слова: зелень, зубр, зигзаг, зебра, зануда, зубы, зевок, зефир,

зерно, зеркало, зайчонок. (Уточнение значений слов зигзаг,

зануда, зубр).

Логопед: Ребятки, посмотрите, наши сестрички Зоя и Зина играли с

игрушками и разбросали их вокруг. А собрать не могут, так как не

могут вспомнить, у кого какие игрушки были. Давайте поможем им!

Зое в корзинку нужно положить игрушки,в названии которых

звук [з], а Зине в корзинку положим игрушки со звуком [зь]. Дети берут

по две игрушки, называют слово и говорят, кому в корзинку надо

положить игрушку.(Игрушки: зебра, обезьяна, звезда, козел, замок,

заяц, зеркальце, зефир).

4. Физминутка. 1)Игра « Комарики», 2) Игра «Зоопарк»

1)Логопед: Делимся

комарики

твердым звуком-[з],а маленькие комарики пищат с мягким звуком-[ зь]

по моей команде. Дети сидят в кругу, чью команду называет логопед, те

дети пищат и летают вокруг.

2)Логопед: А теперь другая игра. Называется она «Зоопарк». Когда я

скажу обезьяна- вы кривляетесь, как обезьянки, когда скажу зайка-

попрыгайте, как зайки, когда скажу коза- покажите рожки, когда скажу

змея- пошипите как змейки, когда скажу медуза- изобразите руками

медузу, по моей команде. Будьте внимательными!

5. Обозначение звуков з-зь буквой з.

Логопед: Ребятки, а теперь наши героини хотят вас познакомить еще с

одной замечательной буквой. Звуки [з] и [зь] на письме обозначаются

буквой З. Посмотрите на эту букву и скажите, на что она похожа, на

какую цифру? В какую сторону направлена, куда смотрит наша буква

влево или вправо?

Дети: Буква З смотрит в левую сторону, похожа на цифру три.

Логопед: Правильно, давайте эту букву напечатаем в своих тетрадях,

чтобы запомнить эту букву. (Дети работают в тетрадях).

Наши сестренки Зоя и Зина принесли для вас интересное задание. У

каждого из вас в тетрадях есть упражнение, в котором мы видим много

букв. Найдите правильно написанные буквы З и обведите их в круг, а

неправильно написанные буквы давайте зачеркнем!

6. Итог занятия.

Логопед: Ребята, давайте вспомним, чему мы сегодня научились на

нашем занятии.

С какими звуками познакомили нас куклы?

Чем звуки похожи и чем отличаются друг от друга?

Какой буквой обозначаются звуки [з] и [зь]?

Ребята, вы такие молодцы! Нашим гостям, кукле Зое и Зине, очень

понравились ваши ответы, поэтому они приготовили вам маленькие

подарочки (детям вручаются наклейки). Сегодня занятие закончилось,

до свидания, до новых встреч!

Ирина Артамонова

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков

Тема : Звук [З]

Цель : автоматизации звука [З] в слогах , словах и предложениях.

Образовательные задачи :формирование понятия о механизме образования звука [З] и его акустических особенностях; закрепление правильного произношения звука [З] в речевом материале (слоги, слова, предложения) .

Коррекционные задачи :развитие и совершенствование артикуляционной моторики;развитие фонематического слуха и восприятия; развитие лексико- грамматического строя речи; развитие психических процессов - внимания, памяти, мышления.

Воспитательные задачи : развитие умения слушать педагога, повышение самооценки ребёнка, улучшение его эмоционального благополучия.

Оборудование : зеркало, артикуляционная гимнастика в картинках, картинка - символ звука [З] , схема артикуляционного уклада звука [З] , схема-характеристика звука [З] , игрушка Зайка, счётные палочки, одинаковые картинки на значках, звёздах и кубиках (арбузы, коза, роза, ваза, зонт, заяц, грузовик, кукуруза, берёза, звезда, мнемодорожки для составления предложений.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед : Я хочу начать наше занятие с пожелания .

Говори всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, чётко говори,

И, конечно, не спеши!

2. Введение в тему.

Логопед :

Зазвенел комарик звонкий.

Звон пронзительный и тонкий.

Звук запомню , не забуду.

Как комар, звенеть я буду.

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З.

Логопед : Какой звук ты слышишь , когда звенит Комар? (звук [З] ) .

3. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай комарика» .

Ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит звук [З] .

Звуки : М, З, Р, Л, З, Б, Д, З, Н, П, З.

Слоги : МО, ЗУ, РЫ, ЛА, ЗА, БУ, ДА, ЗО.

Слова : ЛУК, КОЗА, РАК, КОТ, РОЗА, ОКНО, РАМА, ЗОНТ.

4. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : Хочешь научиться звенеть так же звонко, как Комарик? (Да) . Тогда надо сделать гимнастику для язычка.

Упражнения «Забор» , «Окошко» , «Лопатка» , «Киска лакает молоко» , «Почистим зубы» , «Качели» , «Киска сердится» , «Загоним мяч в ворота» .

5. Произношение изолированного звука [З] . Упражнение «Комарик звенит» .

Ребёнок проводит пальчиком по спирали, в центре которой изображён комарик, и длительно произносит звук [З] .

6. Уточнение произношения звука [З] с использованием схемы артикуляционного уклада звука .

7. Автоматизация звука [З] в слогах .

Логопед : К нам в гости прибежал Зайка. Ему очень грустно. Лиса выгнала его из избушки. Давай поможем Зайке и построим ему новый дом. Сначала нужно построить забор.

Ребёнок выкладывает разноцветные счётные палочки по образцу и произносит слоги : за-зы-зо-зу, за-зы-зо-зу, за-зы-зо-зу, за-зы-зо-зу.

8. Автоматизация звука [З] в словах .

1). Логопед : Надо построить Зайке прочный дом из кубиков. Выбирай кубики с картинками, в названии которых слышится звук [З] .

Ребёнок строит из кубиков домик и называет картинки со звуком [З] .

2). Логопед : Зайка хочет показать нам коллекцию значков, которые он собирает. На значках картинки. Назови их.

Ребёнок достаёт из коробки значки и называет картинки.

Логопед : Давай посчитаем значки.

Ребёнок : Один значок, два значка, три значка, четыре значка, пять значков и т. д.

Логопед : А теперь назови домашнее животное, дерево, цветок, транспорт, посуду.

3). Логопед : Поможем Зайке украсить его новый дом. Подарим эти звёздочки с картинками. Будем говорить так : Эта звезда с арбузами, эта звезда с зонтом и т. д.

Ребёнок выкладывает на столе звёздочки с картинками и называет их.

9. Автоматизация звука [З] в предложениях с использованием мнемодорожек.

Логопед : А теперь расскажи про Зайку и его дом. Эти дорожки с картинками тебе помогут.

Ребёнок : У Зайки новый дом. Вокруг дома забор. За забором берёза. Около забора огород. На огороде арбузы и кукуруза. Зайка любит арбузы.

10. Итог занятия .

Наглядный материал к занятию .

ОКСАНА АБРАМОВА
Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква Зз»

Конспект по логопедии . Подготовка к овладению к грамоте в подготовительной группе.

Тема : «Звуки (З, (ЗЬ) и буква Зз .

Цель : Познакомить детей со звуками «з,зь» и буквой «З» .

Задачи :

Уточнить правильную артикуляцию звука «з» .

Учить выделять звук «з» из слов, давать его характеристику.

Учить соотносить звуки с цветным обозначением.

Упражнять в дифференциации согласных звуков (твёрдый – мягкий) .

Закрепить умение определять место звука «з» в словах, воспроизводить слоговые ряды .

Совершенствовать навыки звукового анализа слов из 4-х звуков

Совершенствовать навыки фонематического синтеза.

Познакомить с буквой «Зз» , закрепить графическое изображение букв .

Развивать мелкую моторику.

Стимулировать речевую активность.

Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям .

Предварительная работа : просмотр мультфильма : «Маша и медведь» ,

разучивание физминутки.

Оборудование : картинки с изображением предметов со звуками (зь) ;на что похожа буква «Зз» ,звуковые пеналы , дорожки, рыбки; домики с тремя

окошками, зеркала, игрушка Зайка и кукла Зина, большой поднос с расы – панной манной крупой, снежки, ёлочки, указка, конверт с заданиями, магнитофон, мольберт.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Психогимнастика. Логопед просит детей : «Сейчас давайте закроем глаза, подумаем о том, как хорошо, что мы вместе, мы добры, приветливы, ласковы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через нос все оби-ды, злобу и огорчения. (3 раза)

А сейчас мы пожелаем друг другу счастливого пути и отправимся в путе - шествие в волшебный лес (звучит спокойная, красивая мелодия) .

Логопед : Смотрите ребята, новогодние праздники только наступят, а нам уже прислали в волшебном сундучке подарки (открывается сундук, подарков нет, лежит письмо от Вьюги) . Чтение письма : «Праздники наступят, когда вы выполните мои задания» .

2. Постановка цели занятия .

Сегодня мы отправимся в путешествие,выручим подарки и познакомимся с новыми звуками и новой буквой . Будьте внимательны! Давайте вспомним,для чего нужны звуки и буквы ? (звуки мы слышим , а буквы читаем и пишем )

Ребята, для того чтобы попасть в волшебный лес, нам нужно отгадать загадки.

Кто,угадай-ка седая хозяйка?

Тряхнёт перинки- над миром пушинки. (Зима)

Что за зверь лесной- встал как столбик под сосной.

И стоит среди травы, уши больше головы. (Заяц)

Героиня какой сказки поехала на бал в хрустальных

башмачках. (Золушка)

Кто на праздник к нам зимой

Прийдет с подарками и с длинной бородой. (Дед Мороз)

Логопед : Какие звуки вы услышали в ответах загадок? (звуки З , ЗЬ)

3. Знакомство с новыми звуками . Уточнение правильной артикуляции звуков З ,ЗЬ, их характеристика и обозначение. (дети садятся за столы)

Произнесите ещё раз звук (з-з-з) . Это упражнение называется «комарик» .

Возьмите в руки зеркала и проверьте, правильно ли вы произносите звук (з) :

губки свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик язычка спрятан за нижние зубки; посередине язычка идёт тёплая воздушная струя, горлышко «разговаривает» ; произносим «з-з-з» - звенит комарик. Если есть преграды – это согласный звук . Если горлышко «разговаривает» - это звонкий звук .

Дайте характеристику звука «З» - (согласный, твёрдый, звонкий) .

Он обозначается квадратиком синего цвета (или одной чёрточкой, дети находят в пеналах) .

Дайте характеристику звука «ЗЬ» - (согласный, мягкий, звонкий) .

Он обозначается квадратиком зелёного цвета (или двумя чёрточками, дети находят в пеналах) .

Дети присаживаются на коврик, на котором разложены предметные картинки и находят картинки, в названиях которых есть звуки «З,ЗЬ» . Дети называют выбранную картинку и определяют как звучит звук – твёрдо или мягко .

*Повторение слоговых рядов за логопедом :

За-за-за - идёт коза; Зи-зи-зи - зайка кору грызи; Зу-зу-зу – боюсь грозу.

Дети ставят свои картинки на фланелеграф и садятся за столы. 4. Дифференциация звуков (твёрдый - мягкий, соотнесение с цветовым обозначением.

Логопед : «Ребята, к нам в гости пришли игрушка Зайка и кукла Зина. Давайте подарим картинки, в названиях которых звук «З» (твёрдый) -Зайке, в названиях которых звук «ЗЬ» (мягкий) -Зине и на звуковой дорожке обозначим их фишками (синий, зелёный; одной или двумя чёрточками) .

5. Определение позиции звуков «З,ЗЬ» . Игра : «Золотая рыбка» .

На фланелеграфе и на столах у каждого ребёнка «золотая рыбка» ,состоящая из трёх частей. Дети по очереди определяют позицию звуков «З,ЗЬ» (в начале, в середине,в конце слов) .

6. Физкультминутка.

Дети, вы хотите сходить в гости к Деду Морозу?А вот и он (выставляется в се- редине коврика игрушечный Дед Мороз) .

Разыграйтесь метели, гнитесь ниже сосны,ели,

Всё что есть в моём лесу, всё засыплю, занесу. Дети отвечают :

Не боимся мы пороши, любим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам, хватит снега вам и нам.

Мы теперь метатели, бьём по неприятелю!

Размахнись рукой – бросок! Прямо в цель летит снежок!

7. Слого- звуковой анализ слова «коза» (работа за столами; выполнение звукового анализа на звуковых дорожках ,называние первого,второго,третьего, четвёртого звуков , определение количества слогов и правильного ударения, анализ выполнения заданий).

8. Знакомство с буквой «З» . Дети выходят на коврик, садятся в кружок)

(Демонстрация большой и маленькой букв , из каких элементов состоят – из двух полуколец, соединённых между собой или двух неполных кругов; рассматривание картинок – на что похожа буква «З» - на цифру 3, на облачко, на рога козы, барана, на ухо, на лепестки цветов).Графическое начертание букв на своей ладошке , на подносе с рассыпанной манной крупой, выложить из природного материала… Показать гостям).

9. Итог занятия .

Ребята, припомните все задания, которые вы выполняли? С каким звуком мы сегодня знакомились? Дайте его характеристику.

Дифференцированная оценка логопедом деятельности детей на занятии .

Побывали в волшебном лесу, справились с заданиями и за это нам Вьюга вернула наши гостинцы (сюрпризный момент)

Вы ребята, молодцы!

Цели занятия:

Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков «з, зь»;
- закрепить умения детей в установлении соответствия между органом артикуляционного аппарата и моделью артикуляции соответствующих звуков «з, зь»;
- развивать умения детей различать звук в слоговых рядах;
- развивать фонематические представления;
- продолжать развивать звуковой анализ и синтез слов;
- закрепить согласование существительных с глаголами, развитие навыков словообразования;
- развивать умение произносить слова, предложения с заданным звуком, выделять из текста;
- развитие мышления, воображения;
- знакомство с буквой «З», чтение слогов, слов, предложений.

Оборудование: картинки звездолета, « звездных человечков»,замка, животных (зебра, зубр, стрекоза, кузнечик, зайка, медузы), птиц (зяблик, поползень, зимородок, зарянка), растений (земляника, подберезовик), продукты (изюм, зефир), предметы (замок, гвозди, корзина, занавеска). Схемы звуков, буквы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

На какой планете мы живем? (На земле)
Кто мы? (Земляне, дети Земли.)
А кто живет на звездах? (Дети звезд.) Они посылают нам свои любимые звуки «З, Зь».

2. Сообщение темы занятия.

Дети звезд посылают нам звездные сигналы: з-з-з, зь-зь-зь.

3. Характеристика звуков детьми.

При произнесении звука З губы полураскрыты в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх, по средней части языка образуется желобок, воздушная струя проходит по желобку языка между зубами, голос работает.

Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко З-з-з… произнесём.
З заливисто звенит,
Звонко Зь в словах звучит!

Звук [З]- согласный, твердый, звонкий. Обозначается символом:

Звук [Зь]- согласный, мягкий, звонкий. Обозначается:

4. Развитие фонематического восприятия.

Дети звезд приглашают нас в гости. На чем мы отправимся в звездное путешествие? (На звездолете,)
Почему его так называют?.(Ответы детей)
Определите место звука «З» в слове звездолет? (Звук «З» в слове звездолет стоит в начале и середине слова). Логопед выставляет картинку звездолета.

Логопед читает стихотворение:

Звездолет мы смастерили.
К звездам путь открыть решили.
Звездолет, звездолет,
Отправляемся в полет.

5. Произношение звуков «З», «Зь» в слогах. Развитие просодии.

Логопед. Мы выходим на связь с обитателями Звезды. Вы будете произносить слоги с разной интонацией, при этом должны запомни слоги по порядку и не переставлять их. Иначе связь со звездой прервется.

ЗА-зо-зу- произнесите вопросительно;
Зя-зё-зе-зю- произнесите утвердительно»
Зве-звя-зве- произнесите удивительно;
Зву-зва-звы- произнесите радостно.

6. Произношение звуков в словах.

Логопед. Звездные дети просят нас с собой взять предметы, в названии которых есть звуки «З, Зь». Ребята, что возьмем? (Дети называют предметы и определяют место звука в слове).

Логопед. Догадайтесь, какой предмет я возьму, В его названии два звука «А», первый звук «В». Третий «З». Это …(ваза). А я еще хочу взять с собой «зди – гво». Что это? (Гвозди).

Логопед выставляет изображение замка.
Логопед. А можем ли мы взять с собой замок? Дети объясняют, что нет. Потому что зАмок — это здание, оно не войдет в звездолет.

Логопед. Скажите слово так, чтобы ударным стал звук «О». (ЗамОк) Чем похожи эти слова? Дети объясняют, а логопед показывает картинки этих предметов.

Логопед. Можно взять с собой и животных. (Выставляет картинки животных, а дети выбирают только тех в названии которых есть звуки «З, Зь»)

Логопед. Кого можно взять? (Зайку, козу, бизона, зубра, зебра, обезьяна, змея). Определите какой звук «З, Зь» находятся в слове и его позицию в слове? Дети можно взять насекомых, морских животных и птиц (Кузнечик, стрекоза, медуза, зяблик, поползень, зимородок, зарянка).

Логопед. Поставьте на верхнюю часть нашего звездолета слова со звуком «З», а на нижнюю – слова со звуком «Зь».

Логопед. Ребята давайте для угощения детей Звезды возьмем…(зефир, изюм, землянику). В этих словах вы услышали…(звук «зь»). Наверное, на Звезде не растут грибы, поэтому возьмем и гриб, но только тот, в названии которого есть звук «з» (Подберезовик). Правильно, а почему его так называют? (Они растут под березами).

Логопед. Мы всё с вами взяли. Как все эти предметы можно назвать? (груз). Что мы с нашим грузом сделаем? (погрузим). Отсек, где будет лежать груз, называют….(грузовым).

7. Согласование существительных с глаголами.

Логопед. В грузовом отсеке есть….(замок, задвижка, защелка, засов).
Замок мы что сделаем?..(закроем)
Защелку — защелкнем
Задвижку — задвинем.

8. Звучит музыка.

Логопед. Мы отправляемся в полет. Смотрите, вот Звезда.
Дети произнося слова:

К далекой Звезде добрались!
Звездолет наш опустись.
Нас встречают дети Звезд!

Логопед выставляет картинки Звездных детей.

9. Физминутка.

Мы летели высоко.
Мы летели низко.
Мы летели далеко.
Мы летели близко.
Добрались мы до Звезды.
Вот какие молодцы.

Декламация сопровождается движениями рук.

10. Звуко – слоговой анализ и синтез слов.

Логопед. Покажем предметы, которые привезли с земли. Найдите его. В названии предмета один слог, первый звук «з», второй звук «о». Что это? (Зонт). Измените слово так, чтобы в нем стало два слога (Зонтик). Назовите животное, в названии которого один слог.(зубр). Назовите животное в названии которого четыре слога и последний слог «на» (Обезьяна).

Логопед. Ребята давайте познакомим наших звездных детей со звуковым анализом слова. Разложите слово « ваза» на звуки и дайте характеристику каждому звуку (Работа со звуковыми схемами).

11. Знакомство с буквой «З»

Логопед. Угадайте какое слово спряталось в двух перепутанных слогах — «зон»-«би» (бизон). Назовите второй слог — Зон. Ребята, а одного звездного мальчика так зовут Зон, а имя девочки вы сможете сами отгадать если соедините звуки — а, з, а (Аза). Давайте выложим из букв имена наших звездных друзей. А в тетрадях напишем предложения:

У Азы зонт. У Зона бизон.

12. Итог занятия.

Логопед. Наше путешествие подходит к концу. Ребята мы с вами привезли с собой что-то вкусное (Зефир, изюм). Угостим наших звездных детей и сами попробуем.

А сейчас садитесь в наш звездолет, и мы отправляемся домой на Землю.

Жгутова Ирина Владимировна,
учитель- логопед.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 компенсирующего вида
г. Курганинска

Екатерина Карасева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи :

«Звуковая культура речи : звуки «З» и «Зь» .

Программное содержание :

Освоение действия интонационного выделения звука в слове .

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков

Развитие умения подбирать слова с заданным звуком .

Материал :

Два комарика (большой -маленький)

Фишки для обозначения твердых и мягких звуков (круги синие-зеленые)

Карточки с изображением предметов со звуком «з» в названии, по количеству детей

Поле для фишек по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми проходят в группу, на полянку (ковер украшенный цветами) .

Ребята, вот мы с вами очутились на чудесной лесной полянке. Как много разных звуков живет здесь : «ш-ш-ш» - шумит ветер, «ж-ж-ж» - жужжат жучки, «р-р-р» рычат разные животные.

Ой, смотрите кто же это?

Вдруг откуда – то летит,

Наш дружок комарик,

Очень весело пищит,

Ну а с ним товарищ.

Воспитатель достает две игрушки : комар большой и маленький.

Посмотрите какие комарики к нам прилетели, а чем ребята они отличаются, один комар большой, а второй маленький комарик.

Послушайте какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з» , его песня громкая, твердая.

А маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь» .

Давайте с вами споем песенку большого комара, а теперь маленького. Похожи их песни? А чем отличаются?

Правильно звуки «з» и «зь» похожи, но и отличаются, звук «з» твердый как в песенке большого комара, а звук «зь» мягкий, как в песенке маленького комарика.

Давайте еще раз споем песенки комариков.

Воспитатель обращает внимание на артикуляцию.

Что делают губы когда поет твердый звук «з» : улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них. Теперь произносим мягкий звук «зь» : то делают губы? Тоже улыбаются, только больше напрягаются, и язычок за нижними зубами и тоже больше напрягается.

Воспитатель показывает большого комара- поют звук «з» , показывает маленького комара-поют звук «зь»

Дидактическая игра «Прятки со звуком »

А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Прятки со звуком » . Звуки «З» и «зь» спрятались в словах, я вам буду их называть, а вы если услышите звук «зь» , должны хлопнуть в ладоши; а если услышите звук «з» - топните ногой.

Слова : зонт, бант, зуб, дуб, завод, заноза, вопрос, вокзал, замена, зелень, смелость, земля, лиса, зяблик, зима, зернышко, колобок, земляничка.

Молодцы, какие вы внимательные. Посмотрите, а что это у нас лежит на столах. Давайте пройдем за стол и посмотрим.

На столах у детей разложены карточки с изображением предметов , в названии которых присутствует звук «з» или «зь» .

Дидактическая игра «Домик для звуков » .

Перед вами лежат карточки с изображением разных предметов . Комарики перепутали эти предметы и не знают в каком домике живут. Поможем им? У нас есть два домика (нарисованы на доске, те предметы в названии которых есть звук «з» живут в домике большого комара, а в названии которых есть звук «зь» , в домике маленького комара. Вам надо будет взять карточку, громко, четко произнести название предмета, так чтобы мы слышали какой же звук в слове «з» или «зь» и отнести его в нужный домик.

Слова : «з» -зонт, замок, забор, ваза, рюкзак, поезд, грузовик, кукуруза, таз, знак.

«зь» - корзина, зеркало, зернышко, зефир, газета, мазь, резинка.

Молодцы, вы отлично справились и все предметы оказались на своих местах.

Ребят, к нашим комарикам приехали друзья. Давайте мы послушаем загадки и отгадаем, кто это!

Отгадывание загадок «Зоопарк»

В зоопарке, в синей клетке

Ловко прыгает по сетке,

Корчит рожи, ест бананы

Кто? Конечно (Обезъяна)

У этой лошадки

Одёжка в полоску.

Похожа одёжка её

На матроску. (Зебра)

Бородат, гриваст, вынослив,

Иву вмиг согну в дугу.

И рогами пень подбросить

Выше дерева смогу. (Зубр)

Что за зверь лесной,

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы (Заяц)

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел :

Подходи, кто очень смел. (Змея)

Скажите, а где могут жить все эти животные?в Зоопарке. А в слове зоопарк, есть звук «з» ? Он твердый или мягкий?

И я вам ребята предлагаю поиграть в игру «Зоопарк» . Выходите из-за столов.

Физминутка «Зоопарк»

Мы шагаем в зоопарк,

Побывать там каждый рад! (Ходьба)

Это - лев.

Он царь зверей,

В мире нет его сильней.

Он шагает очень важно,

Он красивый и отважный.

(Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой, Шаг выполняют грациозно, с легким подъемом ноги на носок и небольшим разворотом туловища . Руки находятся на поясе)

А смешные обезьяны

Раскачали так лианы,

(Исходное положение : стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки с расставленными в стороны пальцами согнуты в локтях. Дети выполняют небольшие полуприседания)

Что пружинят вниз и вверх

И взлетают выше всех!

(Прыжки с хлопками над головой)

Лапку к лапке приставляя,

Друг за другом поспевая,

Шли пингвины дружно в ряд,

Словно маленький отряд.

(Дети двигаются мелким семенящим шагом на прямых ненапряженных ногах. При этом пятку приставляют к пятке; носки разведены в стороны , руки опущены и прижаты к туловищу, корпус слегка раскачивается вправо-влево)

Кенгуру так быстро скачет,

Словно мой любимый мячик.

(Дети сгибают руки в локтях и начинают выполнять легкие прыжковые движения вправо-влево, вперед-назад)

Мишка головой мотает,

К себе в гости приглашает,

Он вразвалочку идет ,

Танцевать с собой зовет.

(Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Руки, согнутые в локтях, нужно поднять до уровня плеч. Приподнимая то правую, то левую ногу, дети раскачиваются)

Вот змея, она пугает

(Волнообразные движения правой рукой)

И к себе не подпускает.

По земле ползет она,

Извивается слегка.

(Волнообразные движения туловищем )

Зебра бегает, резвится,

Хочет с нами подружиться.

(Выполняют движения легкого бега с высоким подъемом ног)

Вот и вечер наступает,

Зоопарк наш засыпает,

Засыпает до утра,

Нам уже домой пора.

(Ходьба)

Вот и нашим друзьям пора возвращаться домой, давайте с ними попрощаемся.

А ведь у нас в группе тоже есть животные, давайте для них мы из крупного конструктора построим зоопарк ?

Дети приступают к совместному конструированию «Зоопарк»