Монашество - это большой «букет» из разных «цветов», где каждый человек-«цветок» по-своему стремится к Богу. «Добро — оно распространяется, как солнечный свет»

В этом году в жизни Марфо-Мариинской обители милосердия произошли важные события. 23 февраля исполнилось 105 лет со дня основания обители. 30 мая Священный Синод принял решение о присвоении Обители статуса ставропигиального монастыря. А 1 ноября в Марфо-Мариинской обители пройдут торжества в честь 150-летия со дня рождения Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Об истории Марфо-Мариинской обители и о ее жизни сегодня мы беседуем с игуменией Елисаветой (Поздняковой).

Матушка Елисавета, как сообщалось на сайте Патриархии, 30 мая 2014 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразована в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице обители преподобномученице Елисавете. Что имеется в виду под «особым укладом жизни»?

Создавая свою Обитель, Великая княгиня Елисавета Феодоровна видела ее отличной от обычного монастыря. К монашеству она относилась очень трепетно и желала его для себя, но считала, что монашеское служение несовместимо с социальной деятельностью.

Великая княгиня стремилась найти такую форму общежития и служения, которая позволяла бы сестрам соединить монашеский уклад жизни со служением ближним. После долгих поисков она обратилась к опыту древней церкви, к служению диаконисс. В древней Церкви диакониссами назывались женщины, решившие посвятить свою жизнь служению Богу и жившие при храме. Было две ступени посвящения диаконисс. Первая - диакониссы по одеянию - предполагала посвящение женщин от 25 до 40 лет, в обязанности которых входила в основном помощь нуждающимся членам церковной общины. Вторая ступень (после 40 лет) - диакониссы по рукоположению (хиротессии) - предполагала вступление женщины в клир, помощь священнику при совершении таинства крещения, поддержание порядка на женской половине (в древней Церкви мужчины и женщины стояли в разных частях храма, имевших отдельные входы), содержание в чистоте алтаря.

Елисавета Феодоровна считала приемлемой для сестер своей Обители только первую, начальную ступень посвящения диаконисс, которые бы жили в Обители по уставу общежительного монастыря, носили особую одежду и занимались служением нуждающимся. В качестве второй ступени Елисавета Феодоровна предполагала постриг в мантию - монашество. Великая княгиня считала невозможным для современных женщин рукоположение, введение в клир, из-за их излишней самостоятельности и своеволия.

Сегодня мы можем говорить о том, что Великая княгиня хорошо чувствовала состояние современной женщины и видела далеко вперед, доказательством чему служит женское священство в протестантской церкви, которое своими корнями восходит к общине диаконисс пастора Флиднера, основанной в первой половине XIX века, и подобным общинам в англиканской церкви. Но не этим руководствовалась Великая княгиня, выбирая в качестве второй ступени для своих сестер монашество. Елисавета Феодоровна очень любила монашество. Стремясь к нему всей душой, она желала его для себя и своих сестер, но не считала возможным совместить эти два служения. Она видела возможность монашеского уединения и усиленного молитвенного подвига как награду для своих сестер после понесенных трудов на благо ближних. Для этого Великая княгиня предполагала создать уединенный скит за пределами Москвы.

Сегодня в нашей Обители сохраняются особенности, заложенные Елисаветой Феодоровной: у нас есть сестры монашествующие, а есть сестры милосердия, или белые сестры, как мы их называем.

- Внешне, как я понимаю, их можно отличить по одеянию?

Монашествующие ходят в монашеской черной одежде, а белые сестры - в той форме, которую создала для них Великая княгиня.

- Она разработала для сестер милосердия особую форму? Что же она собой представляет?

Одежда сестер милосердия подобна иноческой: они носят подрясник серого цвета и белый апостольник, закрывающий лоб. При Великой княгине сестры носили еще крест и в холодную погоду серое покрывало поверх апостольника.

- Монашествующие сестры не занимаются социальной деятельностью?

Монашествующие сестры выполняют церковные, хозяйственные и административные послушания. Но в случае необходимости любая сестра может подменить другую на ее послушании, и тогда монашествующие сестры тоже с радостью и готовностью участвуют в социальном служении. Сейчас в Обители всего тридцать сестер (монашествующих и сестер милосердия), и для той деятельности, которую мы ведем, это совсем немного.

Послушания сестер милосердия в первую очередь связаны с социальной деятельностью. Это патронажная служба вне обители, когда сестры выезжают для помощи на дому одиноким, престарелым и нуждающимся людям, а также социальные проекты на нашей территории.

Матушка Елисавета, Вы сказали, что сейчас в обители живут тридцать сестер, а сколько было при Великой княгине?

На момент закрытия в Обители проживало сто пятнадцать сестер. Конечно, они пришли не сразу, а собирались постепенно.

А то, что сейчас у Вас только тридцать... Значит ли это, что у Вас существуют какие-то ограничения с приемом новых сестер в обитель?

Нет, особых ограничений мы не ставим и готовы принять новых сестер, но поскольку наша обитель немножко особенная, то и требования к сестрам у нас завышенные. Всем нашим сестрам - как монашествующим, так и сестрам милосердия - приходится много, очень много общаться с людьми. И потому так важно, чтобы поступающая в обитель сестра была к этому готова. Ведь многие из тех, кто стремится в монастырь, ищут молитвенного уединения в келье. В нашей обители это возможно далеко не всегда.

Хотя в Волоколамском районе у нас есть монашеское подворье, где живут только монашествующие сестры. Там более строгий устав и нет никаких социальных объектов: сестры живут, молятся и трудятся на обычных монастырских послушаниях.

- И всё же: трудно ли попасть к Вам в обитель?

Я не думаю, что это трудно. Желающих стать сестрой Марфо-Мариинской обители мы приглашаем на собеседование, на котором совместно с пришедшей стараемся понять, правильно ли она понимает, куда пришла, и действительно ли ищет именно той жизни, которая есть в Обители.

После собеседования мы предлагаем увидеть все своими глазами, попробовать пожить жизнью сестер. Для этого желающая поступить в Обитель приезжает сюда каждый день к утреннему правилу и целый день живет вместе с сестрами по их расписанию, а после вечернего правила уезжает домой. При этом она находится в послушании у благочинной, выполняет различные хозяйственные поручения.

Если нареканий нет, новой сестре разрешается поселиться в Обители. Испытательный срок продолжается, мы присматриваемся к ней. Когда же становится очевидно, что сестра «на своем месте», ей позволяется написать прошение на вступление в число сестер Обители, а мы со своей стороны подаем прошение Святейшему Патриарху с просьбой принять ее в число наших насельниц.

А если какая-либо сестра обители решит отойти от социального служения, чтобы посвятить свою жизнь молитве, она это может сделать?

Если сестра подойдет ко мне и скажет, что хочет монашеского пострига, моей задачей будет понять, чем вызвано это ее решение. Если она устала от общения с людьми, которые нуждаются в нашей помощи, и решила, что в монашестве ей будет намного легче, нужно будет объяснить сестре, что это не так, и дать ей возможность отдохнуть, чтобы она могла вновь собраться с силами. Ведь служение людям - это очень и очень тяжелая работа, и со временем у каждой сестры может закончиться запас сил.

Если же я увижу, что сестра всем сердцем и душой стремится к монашескому подвигу, не легкому, а на самом деле даже более трудному, что она готова к беспрекословному послушанию и монашескому тернистому пути, то тогда, конечно, препятствий быть не может, и мы будем говорить о принятии ей пострига.

Матушка, я читал, что при Елисавете Феодоровне сестры милосердия спустя какое-то время могли покинуть монастырь и вернуться в мир. Этого правила нет сегодня в Марфо-Мариинской обители?

Еще до моего прихода в Обитель состоялось посвящение сестер милосердия на всю жизнь, то есть сегодняшние сестры не имеют право покидать обитель и впоследствии могут принять только монашеский постриг. Сейчас идет речь о том, чтобы вернуться к правилам, принятым Великой княгиней: если сестра милосердия не принимает монашеский постриг, она должна иметь возможность, если захочет, вернуться в мир. И пусть, как при Великой княгине, сестры послужат кто год, кто три, кто пять, а по истечении этого срока, если захотят, смогут вернуться в мир и выйти замуж...

В Соловецком монастыре с давних пор существовали так называемые «годовики» - люди, которые приезжали туда на год по обету. Если человек хотел поблагодарить Господа за какое-то событие в своей жизни, он давал обещание в случае успешного разрешения тяжелой ситуации приехать на Соловки и год потрудиться в монастыре, а потом вернуться обратно в мир. И таких «годовиков» было немало.

Я думаю, подобное временное служение - вещь очень правильная, особенно для женщин. В наши дни многим православным девушкам очень трудно настроить себя на правильный лад, обрести верный внутренний православный стержень для создания семьи. А такое - пусть и непродолжительное - социальное служение ближним, строгая жизнь по уставу обители может стать тем инструментом, который настроит девушку на правильный лад.

Одно время в стенах Обители почти целый год жили сестры, которые учились на патронажных курсах при Свято-Димитриевском училище. Из всех сестер, - а их было семь, - в нашем монастыре осталась лишь одна. Остальные вернулись в мир. Некоторые вышли замуж, иные открыли сестричества в своих регионах или вступили в уже существующие. Так что подобный подход, несомненно, дает хорошие плоды.

В наше время есть немало православных девушек, которые чувствуют себя немного потерянными. И среди них есть девушки, которые мысленно примеряют на себя монашество, но не уверены, смогут ли осилить эту дорогу. Вот для них возможность временного служения людям в нашей Обители является оптимальным вариантом. Я думаю, что под конец годичного срока девушка поймет, хочет ли она оставаться в монастыре, или нет.

Два пути

- А почему обитель носит название Марфо-Мариинской?

Выбирая название для своей Обители, Елисавета Феодоровна решила посвятить ее святым праведным Марфе и Марии - сестрам праведного Лазаря Четверодневного. Христос неоднократно бывал в доме Лазаря, и в Евангелии есть рассказ о том, как Мария села однажды у ног Христа и стала слушать Его учение, тогда как Марфа в это время одна заботилась об угощении Гостя. Это было не в традиции иудейских женщин - сидеть с мужчинами и слушать их разговоры, но Мария не могла оторваться и продолжала с жадностью ловить слова Христа. «Марфа же заботилась о большом угощении, и подошедши сказала: Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа!

Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10, 40-42). Как толкуют святые отцы, Христос не осудил ни ту, ни другую, и этот Евангельский эпизод указывает на два пути служения Богу, - путь молитвенный, созерцательный и путь деятельной любви.

Великая княгиня считала, что деятельное служение людям не может быть полноценным, если оно не основывается на служении Господу, выражающемся в первую очередь в молитве. Служение сестер Марфо-Мариинской обители есть соединение двух служений Богу: созерцательного и деятельного. Два служения: служение монашеское и служение милосердия, «служение Марии» и «служение Марфы» - объединяются под кровом Обители, органично сосуществуя и не мешая одно другому, причем второе из них обретает особенную силу благодаря тому, что подкрепляется первым.

А какие формы социального служения, предложенные свыше ста лет назад княгиней Елисаветой Феодоровной, сохранились у Вас сегодня?

Прежде всего надо понимать, что всё, что делала Великая княгиня, не было ею выдумано просто так, - она исходила из потребностей своего времени. Она думала о конкретных несчастных людях, ютившихся в подвалах на Хитровом рынке, и искала способы помочь им: пристроить сирот и детей пьяниц, помочь девушкам, приехавшим из деревни и не имевшим средств к существованию, получить образование и выйти замуж, чтобы не допустить их до голодной смерти или падения. Когда началась война, в лазарет Обители стали принимать самых тяжелых раненых.

Современные проекты Обители продиктованы нуждами нашего времени. Сегодня, как и во времена Великой княгини, у нас есть детский дом, потому что, к сожалению, и в наши дни это актуально, как и сто лет назад, и едва ли не больше. Занимаемся мы и детьми-инвалидами, - им также нужна наша помощь. Великая княгиня Елисавета Феодоровна помогала увечным воинам. В 1908 году была открыта специальная больница-лазарет для увечных воинов.

Одно из основных направлений нашей деятельности сегодня - это помощь детям-сиротам. При обители есть детский дом. Мы тесно сотрудничаем с Департаментом социальной защиты, с органами опеки нашего района. Детей нам передают официально из органов опеки.

- А Вы берете только девочек?

Только девочек: у нас женская обитель. И вот если появляется какая-нибудь девочка-сирота из церковной семьи или если она по каким-то причинам хочет жить в православном детском доме, ее отдают нам.

- И сколько у Вас сейчас таких детей?

Около 17 человек, но эта цифра постоянно колеблется. Я объясню почему. Помимо детей, которые поступают к нам через органы опеки, есть так называемый самотёк.

- Это что значит? Принесли и анонимно оставили у ворот монастыря?

Бывает и так. Но бывает, что родители попали в трудную жизненную ситуацию, и они приводят сюда своего ребенка и просят: «Помогите нам! На время возьмите к себе нашего ребенка».

- И Вы соглашаетесь?

Конечно, людям надо помогать в трудных ситуациях. Это главный завет Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Ведь лучше мы поможем родителем и на время оставим у себя их малышку, пока они не преодолеют жизненный кризис, чем эти родители будут лишены родительских прав и их ребенок на всю свою детскую жизнь будет отдан в детский дом.

Ведь порой семья бывает хорошая, и родители очень любят своих детей, но по недоразумению или своей наивности такие родители попадают в трудное положение: допустим, взяли кредит или деньги в долг, а потом, чтобы вернуть взятые взаймы средства, они вынуждены много работать или уезжать на заработки, а о ребенке просто некому позаботиться. В такой ситуации мы всегда идем навстречу. Я считаю, что, если есть такая возможность, надо помочь семье встать на ноги, чтобы малыша воспитывала родные, а не чужие люди.

При нашей обители есть специальный Центр семейного устройства, который помогает попавшим в трудную ситуацию родителям встать на ноги.

- А как Вы можете помочь? Не станете же Вы выплачивать за них кредит?

Нет, конечно! Но мы можем помочь им с трудоустройством. Ведь часто человек, попав в трудную жизненную ситуацию, теряется, у него опускаются руки, он не знает, что делать. Иной раз такому человеку надо просто дать направление, совет, подсказать, в каком направлении двигаться. Специалисты нашей службы вместе с этими родителями выстраивают четкий план действий, со сроками. И потом отслеживают, как взрослые его выполняют, пока их дети живут в нашей обители.

А дети не обижаются на своих родителей, которые их как, простите, котенка, взяли и отдали в другой дом? Они ведь не понимают, что это на время?

Чувство обиды у детей, конечно, бывает, и вполне справедливое. Наша задача сделать так, чтобы ребенок продолжал любить родителей, понял бы их. Когда мы беседуем с родителями, то объясняем и пугаем их всячески, говоря, что отдавать ребенка в детский дом - это самый крайний шаг. Каким бы замечательным ни был этот детский дом.

С другой стороны, ребенок у нас постоянно слышит от воспитателей, какие хорошие у него мама и папа, но просто сейчас они не могут быть вместе со своим малышом. Воспитатель объясняет ребенку, что, допустим, «мама сейчас больна и находится в больнице, а ребенок не может жить в доме один без взрослых. А вот когда мама поправится, тогда она придет и заберет свою девочку, и они снова будут вместе. А пока ты поживешь с нами». Ведь у нас есть дети, у которых мамы сидят в тюрьме. Наша задача, чтобы ребенок не разлюбил свою маму. И, как правило, это удается. Ведь детская душа постоянно ищет и ждет маму, и маленькая девочка готова всячески оправдать отсутствие своей мамы и будет ждать ее до последнего. И нам важно эту надежду, это ожидание сохранить.

- А если к Вам попадает девочка без родителей? Она живет у Вас, пока не повзрослеет?

Никакой самый замечательный детский дом не заменит родителей. Если к нам попадает ребенок со статусом сироты, мы стараемся подобрать ему приемных родителей. У нас в Обители действует своя аккредитованная государством школа приемных родителей, где обучаются семьи, желающие принять на воспитание ребенка, где будущим приемным родителям рассказывают, как общаться с ребенком, чтобы он обрел счастье в новой семье. На сегодняшний день это единственная в Москве православная школа приемных родителей.

- А есть у вас девочки, которые не хотят уходить к приемным родителям?

Есть. И в таких случаях мы не настаиваем. Для нас главное желание ребенка.

- И до какого возраста такая девочка может жить в Вашем детском доме?

Официально до 18 лет. Но поскольку мы все-таки не государственный детский дом, мы не смотрим на эти сроки, и ребенка выпускаем лишь тогда, когда он способен жить самостоятельно. Например, в этом году одна воспитанница нашего детского дома вышла замуж. Другая уже учится в институте. До недавнего времени она жила в Обители, но в какой-то момент решила жить самостоятельно, и мы помогли ей снять квартиру. Со всеми нашими воспитанницами мы поддерживаем тесные связи и знаем, как и чем они живут.

- Вы говорили, что одно направление Вашей деятельности - это сироты. А второе?

Второе - дети-инвалиды. Еще в 2010 году при нашей обители был создан детский медицинский реабилитационный центр для детей с детским церебральным параличом. Из этого проекта родилось уже несколько самостоятельных проектов, и теперь на базе медицинского центра, кроме реабилитации детей с ДЦП, действует паллиативная выездная служба, которая помогает семьям с неизлечимо больными детишками.

- И много у Вас сейчас таких семей?

Наши специалисты на выезде обслуживают около 80 семей. Есть у нас и группа круглосуточного пребывания, правда, пока только временная. Вы не представляете, как это трудно, когда родители на протяжении жизни ребенка-инвалида - а это может быть 10, 12, 15 и более лет - не имеют никакой возможности от него отойти. Ведь после рождения больного малыша нередко семья рушится, и мама остается с ним один на один. Часто ей не хватает средств, потому что у женщины в подобной ситуации нет возможности выйти на хорошо оплачиваемую работу. Кроме того, такая мама постоянно испытывает катастрофическую потребность просто в отдыхе.

Для этого и существуют в нашей Обители группа круглосуточного пребывания (а параллельно с ней работают группы дневного пребывания), куда мама может привезти своего ребенка хотя бы два раза в неделю, чтобы хоть чуть-чуть передохнуть или сделать какие-то свои неотложные дела.

- Сколько детей может принять Ваша группа дневного пребывания?

Каждый месяц у нас бывают дети примерно из 30 семей. Эта цифра связана с небольшими размерами помещения под эту группу. Сейчас ремонтируется здание, выделенное для размещения группы Правительством Москвы, но пока мы ограничены цифрой в 30 семей.

- А желающих, вероятно, больше?

Мы перестали записывать желающих в очередь на планке 160. К сожалению, всем нуждающимся мы пока помочь не в силах. Хотя Правительство Москвы выделило нам для этих целей новое здание на Смирновской улице, но оно требует ремонта и перепланировки. Этим мы сейчас и занимаемся. Думаю, там мы сможем принимать порядка 60 семей в месяц.

- Почему Вы говорите «в месяц»?

Один ребенок посещает Группу дневного пребывания два раза в неделю. Благодаря этому мы можем увеличить количество семей, посещающих группу. С другой стороны, у мам обычно нет необходимости привозить к нам ребенка каждый день, а двух дней в неделю достаточно, чтобы мама могла сделать свои дела, с кем-то пообщаться или просто отдохнуть, а иногда и устроиться на работу.

В течение дня в группе каждый ребенок-инвалид получает индивидуальное занятие у логопеда и психолога. Эти специалисты дают свои рекомендации воспитателям - как общаться с тем или иным ребенком. А вечером эта информация передается родителям. Наши специалисты постоянно отслеживают динамику изменений у малыша. И со временем этих детишек мы уже выпускаем из нашего дневного садика, потому что их состояние значительно улучшается, и они уже не подпадают под критерии, которые мы предъявляем к дневному садику.

- А какие это критерии?

В наш садик мы берем только детей со средней или тяжелой степенью заболевания. Мы занимаемся только теми детьми, которые остро нуждаются в социальной адаптации. Когда ребенок начинает сам ходить, говорить, может, пусть и медленно, самостоятельно кушать и сам себя обслуживать, то это уже намного легче для мамы, и такому ребенку достаточно домашней адаптации. Мы его выпускаем и на его место берем нового тяжелого малыша.

Кроме того, для семей с детьми-инвалидами мы организовали летнюю дачу на подворье в городе Севастополе.

- Вы возите их к морю?!

На нашем подворье имеется дачного типа дом. Он функционирует с мая по сентябрь. На одну смену, которая длится две недели, мы вывозим 9 семей.

- Бесплатно?

Бесплатно жилье, питание, экскурсии. Родители оплачивают только дорогу. С этими семьями едет 6-7 добровольцев, которые помогают детям-инвалидам. В штате этого дома отдыха есть свои профессиональные повара, уборщицы, которые следят за территорией.

- А что же тогда делают добровольцы?

Их задача помогать мамам детей-инвалидов. Они занимаются детишками, организуют их досуг, чтобы дать возможность отдохнуть маме.

- Я несколько ошеломлен всеми вашими проектами. И с ними справляются сестры Вашей обители?

Да что Вы! Тридцати сестрам, даже самым трудолюбивым и самоотверженным, с таким объемом работы не справиться. Помимо сестер Обители на наших проектах трудится порядка 250 человек. Это и медики, и психологи, и педагоги, и врачи... Помимо людей, которые у нас работают, есть еще немало волонтеров-добровольцев.

Матушка Елисавета, простите, я задам Вам вопрос щепетильного характера. Ведь все эти службы - дело весьма и весьма затратное...

Само существование Обители - дело очень затратное.

- ...И откуда Вы берете средства на все эти проекты?

Все наши проекты благотворительные, и ни родителям, ни нашим подопечным они ничего не стоят. Но есть люди, которые хотят помочь нуждающимся и жертвуют деньги на наши проекты, кто-то больше, кто-то меньше - смотря по своим возможностям. Но не будет жертвователей - не будет и наших проектов.

Социальное служение не мешает монастырской жизни

Матушка Елисавета, давайте коснемся еще одной, непростой, темы. В настоящее время обсуждается документ о монастырях и монашествующих, и в нем, в частности, поднимается вопрос социального служения в монастыре. Некоторые считают, что монастырская жизнь плохо сочетается с социальным служением. А что Вы думаете по этому поводу?

Я думаю, что имеют право на жизнь два взгляда. Первый - исихастский (строго монашества - прим. Ред.), при котором приоритет отдается жизни сосредоточенной, молитвенной. Это - глубоко созерцательное служение Господу, и многие монастыри сегодня придерживаются этой традиции. В таких обителях монахи много молятся и трудятся только на обеспечение жизни своего монастыря.

Но в истории не только русской, но даже и древней Церкви, мы встречаем немало примеров, когда монашествующие в монастырях занимались активной социальной деятельностью. И я не считаю, что подобное служение Господу как-то негативно сказывалось на жизни насельников или их внутреннем устроении.

Как мне кажется, всё зависит от того, как выстроена монастырская деятельность. Если сестра постоянно вращается в людском потоке и не имеет ни времени, ни сил на молитву и уединение, то такую жизнь сложно назвать монашеской. Но если жизнь сестер выстроена так, что одно время они посвящают молитвенному служению и уединению, а другое - социальному, то чем же это плохо? Я не считаю социальное служение, бескорыстную помощь нуждающимся людям препятствием к монашеской жизни.

При этом мы все, и в первую очередь, игумении, не должны забывать, зачем мы пришли в обитель. Мы здесь для того, чтобы служить Христу и спасать свою душу. И эта мысль должна быть главной при устройстве монастырской жизни и распределении послушаний сестрам.

Если сестра, оказывая помощь своему ближнему, понимает, что эту заботу она проявляет во имя Христа, то такая сестра спасется. Как ни парадоксально, сестры монашествующие, как правило, более готовы к любому, самому тяжелому социальному служению, чем сестры милосердия, которые не имеют серьезных навыков послушания и порой примеряют на себя различные задачи: это мне под силу, а это я не смогу... Сестры монашествующие всегда с радостью делают всё: и полы моют, и картошку полют, и ухаживают за тяжелыми больными. И секрет только в том, что все делается ради Христа.

Поэтому, повторюсь, я считаю, что не социальное служение мешает монашеству, а наше внутреннее неустройство.

Марфо-Мариинская обитель находится в центре большого мегаполиса. Не мешает ли монахиням, что они вынужденно живут и контактируют с городом, где много всяких искушений?

А сестры нашей Обители ни в какие внешние процессы, выходящие за рамки их послушаний, не вовлекаются. Кроме того, территория монастыря - это оазис среди городского шума и Московской суеты. Порой люди, которые заходят к нам с улицы, поражаются, насколько у нас здесь тихо и умиротворенно.

- Но ведь по роду послушаний сестрам же приходиться ездить в метро, толкаться в людском потоке...

Что поделаешь! Это неизбежное следствие того служения, которое мы сами себе избрали.

Матушка Елисавета, а как организовано духовное образование сестер Вашей обители? У кого сестры учатся монашеству?

Некоторые сестры, и я в их числе, учатся в Свято-Тихоновском Богословском университете. Также для всех сестер мы прямо здесь в Обители устраиваем различные лекции. К нам приезжают преподаватели из Свято-Тихоновского университета, Троице-Сергиевой Лавры, священнослужители, которые читают сестрам курсы лекций по различным богословским дисциплинам.

Для расширения опыта монашеской жизни мы несколько раз ездили в Грецию, посещали греческий монастырь в местечке Куфалия под Салонниками. Там находится монастырь Святителя Григория Паламы. Однажды попав туда, я поняла, что этот монастырь может послужить примером для нас. Там действует очень верная, на мой взгляд, пирамида духовного управления.

Матушка игумения является духовной матерью для своих сестер, но сама она находится в послушании у своего духовника, который наставляет и направляет ее. Об этом можно много говорить, но, как мне кажется, это тема отдельной беседы.

Хорошо. И почти последний вопрос: Вас зовут так же, как и Великую княгиню Елисавету Феодоровну. Вас назвали в ее честь?

Да, в ее честь.

- Чувствуете ли Вы ее поддержку, присутствие в Обители?

Поддержку Великой княгини Елисаветы Феодоровны постоянно ощущаю не только я, но и все сестры Марфо-Мариинской обители. Я думаю, что вся наша жизнь, жизнь всей нашей Обители только и возможна лишь благодаря молитвам Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Ведь по сути очень многое у нас здесь держится на волоске. Как я уже говорила, не будет наших спонсоров, наших благодетелей, и закроются многие наши социальные проекты. Я считаю, что всё, что происходит в нашей Обители, делается по милости Божией и благодаря заступничеству Елисаветы Феодоровны. Именно поэтому мы каждое утро идем к раке с частицей мощей Великой княгини и просим ее о помощи и заступничестве. И она никогда не оставляет нас без поддержки.

Беседовал Петр Селинов

Фотограф: Владимир Ходаков

Страшное злодеяние: изгнание из Марфо-Мариинской Обители благочестивой Настоятельницы, подвижницы и духовной дочери самой Царственной Мученицы, ВК Елисаветы Романовой, яснее ясного показывает: как НА САМОМ ДЕЛЕ, а не на словах, почитаются сегодня в России Царственные Мученики.

Невесто Руси Краснейшая

Злодеяния, жестокость и обман во святой Обители

Обращение инженера Александра Клюсова по поводу нецелевого использования епископом РПЦ

МП Александром (Агриковым) пожертвований, собранных на Марфо-Мариинскую обитель

В 2004 г. фонд Андрея Первозванного перевозил мощи Святой Преподобномученицы Елисаветы.

Собрали пожертвования по всей России – хорошие средства для восстановления Марфо-Мариинской Обители Милосердия (ММОМ), которую основала Великая Княгиня Елисавета Феодоровна.

Настоятельницей Обители в тот момент была мать Елизавета (Крючкова). Я много раз бывал у них и на Службе, и в других помещениях Обители, и могу свидетельствовать о благодатном Православном духе, который пребывал там в это время. Но не хватало средств и помощников для активной реставрации Обители, деятельного участия отцов РПЦ МП. Поэтому матушка Настоятельница везде обращалась, просила помощи. И с великой надеждой ожидали прибытия мощей святой Царственной Мученицы из Иерусалима: «приедет – сама всё управит!..»

Однако вместо христианской помощи, я увидел ужасный обман и циничное отношение не только к духу милосердия святой Царственной Мученицы Елисаветы, но и к её мощам. Все деньги, собранные небесным участием и помощью Мученицы, возле её святых мощей, были отправлены в храм пророка Илии в Черкизово, в распоряжение настоятеля, викарного епископа Дмитровского Александра (Агрикова).

Его управляющий сказал мне в приватной беседе, что Патриарх Алексий Второй лично благословил Маслова Александра Васильевича , президента фонда, помогать епископу Александру. Из фонда приехал сотрудник Островский и начал работу с управляющим епископа, в то время Николаем Иосифовичем.

Сначала заменили отопление храма на более мощное, чтобы отапливать подсобные помещения и трапезную, а потом разобрали кровлю этого хозблока, надстроили второй этаж и сделали евроремонт: множество кабинетов, апартаменты епископа, отдельная трапезная на втором этаже для особых гостей, кожаные диваны, ковры, добротная мебель, оргтехника, штат сотрудников. Всё надо.

А Марфо-Мариинской Обители разве не надо было? Итого: с августа 2004 г. по август 2006 г. в Обитель Святой Елисаветы от фонда Андрея Первозванного не поступило ни рубля.

Дальше – больше. 2-го февраля 2006 г. указом Патриарха Алексия Второго отстраняется от должности настоятельницы ММОМ мать Елизавета. Сказали ей так: «Если уйдешь сама, будет тебе почёт, если не уйдёшь, то от тебя останется одна пыль».

На ёе место поставили мирскую женщину Н.А. Молибога в качестве и.о. начальницы Обители. По свидетельствам очевидцев эта дама очень плохо относится к детям в приюте, вплоть до удара головой об шкаф и вызова психиатрички (Шашковой Ксюши). А сама Обитель превращается в бизнес-проект.

Епископ Дмитровский Александр, обличивший мать Елизавету в «финансовых нарушениях», был поставлен патриархом на восстановление этой Обители. Дело идёт к созданию бизнес-музея, где будет пятизвездочная гостиница (или православный роддом), которые бы приносили хороший доход.

Ни о каком милосердии к страждущим нет и речи. Спешно идёт подготовка к 100-летнему юбилею основания Обители, которое состоится через год, в 2009 г. Далее затребуют мощи святой Елизаветы Федоровны – как основной элемент бизнес-музея, и начнут привлекать состоятельных туристов из-за границы.

Поругана память Святой Новомученицы, а что будет с её мощами?! Торговля святыней?!

Живые – пусть летят в шахту, а мертвые по духу будут по чужим костям в рай (земной) подниматься?

Ужасно неблагородно, недостойно, цинично и жестоко. Сказано: не давайте святыни псам . ВК Елизавета Федоровна не случайно просила быть похороненной на Святой земле, а не среди грешников в России, предчувствуя, какая грязная туча надвигается на Россию.

И спустя почти 90 лет после её мученической кончины, её снова кидают в шахту человеческих страстей, лукавых обманов и сребролюбивой корысти!

В России любят кидать честных людей. Поистине, сребролюбие – иудина страсть. Святая Царственная мученица Елисавета, основательница Марфо-Мариинской Обители Милосердия и Любви, оставила нишу в стене храма, для возможного места своего упокоения в том случае, если в Обители всё будет чисто, если в ней будет пребывать Святой Дух, если будет расцветать и благоухать дух честности, порядочности, христианского служения милосердия и любви к страждущим и скорбящим, дух кротости и смирения.

Недавно открылось её завещание с благоуханным Евангелием, это знак того, что Святая призывает нас жить по Евангелию, а не по мирскому разуму. Пусть покаются, очистятся, умоются святым покаянием те люди, которые циничным образом потратили милосердные пожертвования Святой Новомученицы Елисаветы на свои барские запросы и сотворили злодеяние, жестокость и обман в ея Святой обители!

« СНАЧАЛА ОНИ УНИЧТОЖИЛИ ПОЛИКЛИННИКУ СВ. ЕЛИСАВЕТЫ»

ИНТЕРВЬЮ «Портала-Кредо» с матушкой Елисаветой (Крючковой)

Бывшая настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия монахиня ЕЛИСАВЕТА (КРЮЧКОВА ): «Невероятная неблагодарность, невероятное стремление распрощаться с прошлым и всё начинать сначала: таков наш менталитет».

Бывшую настоятельницу Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве матушку Елисавету (Крючкову) удалось найти только по телефону. Несмотря на известные катаклизмы, происшедшие с нею и сестричеством милосердия, монахиня продолжает исправно ездить к своим подопечным – нуждающимся в помощи девочкам-сиротам и инвалидам.

Днём ухаживает за ними, возвращаясь к вечеру домой. И так – каждый день, без выходных, которых в служении милосердия, как известно, не бывает. Праздник теперь в бывшей Марфо-Мариинской Обители труда и милосердия, которая «возрождается» сегодня, 15 сентября, в виде декоративного проекта именитыми «акушерами». Здесь и священноначалие, и руководитель Российских железных дорог, и московский мэр, и именитые представители новой знати – нынешней кремлевской «семьи».

Портал– Credo . Ru : Матушка Елисавета, сегодня праздник по поводу открытия после реставрации Марфо-Мариинской Обители, которой Вы отдали много сил. Получили ли Вы приглашение на открытие?

: Не то, что не пригласили, но даже и не вспомнили, даже формально не обмолвились. Прямо «похоронили» нас с сёстрами.

– Но могло ли быть иначе? Ведь приглашение Вас на это открытие сразу обнаружило бы всю двусмысленность происходящего. С одной стороны, вот: Обитель открывают, с другой – а вот и «кости», на которых она восстанавливается…

Ну да, наверное. Больно смотреть, но что я могу сделать? Разве что сидеть и помалкивать… Как мне сказали, Обитель будут открывать, как бы «впервые после 1926 года». Так что нас вроде как погребли. Не было, мол, тут ничего, пустое место…

Точь в точь, как в старые времена, когда против советского локомотива в одиночку?

– Да. Но, к сожалению, таков наш нынешний менталитет. А может быть, такой он и всегда был?

Невероятная неблагодарность, невероятное стремление распрощаться с прошлым и все начинать сначала. Как детский поэт начала 90-х Григорий Остер иронично написал об этом: «Мы свой, мы новый мир построим, но жаль, что нечего ломать».

Помните, как сначала вытряхнули из Обители поликлинику св. Елисаветы? Не то, что в 24 часа: в два часа! Прямо на улицу. И чуть было не отобрали дорогущее современное оборудование. Каким-то чудом удалось этого избежать. Когда всё это началось, побежали в храм молиться, свечи поставили. И каким-то чудом получилось так, что оно осталось… Нашлись силы вытащить все это на улицу, потом как-то погрузить… Слава Богу!

– И как же Вы относитесь сегодня ко всей этой истории?

А что мне делать? Головой такой стены каменной было не прошибить. Вот, книжку, разве что, пишу. Появится возможность – издам. Чтобы хоть этот «миг между прошлым и будущим», как я его называю, всё-таки не пропал для Истории.

Беседовал: Михаил Ситников

ИЗГНАНИЕ МАТУШКИ ЕЛИСАВЕТЫ КРЮЧКОВОЙ

14. 02. 06. Н. Воронцов, Председатель ИППО (Иерусалим и Ближний Восток)

Матушку Елизавету (Крючкову) «освободили» от настоятельства, вверенной ей Той, невидимой рукой, Обители. Изгнание прибыло поспешно и «в сопровождении»: без возможности даже собрать личные вещи, келью взломали, сбросили все в мешки и неизвестно куда отправили; бесцеремонно удалили нескольких сестер; приютских чад объявили «бесхозными», и готовится перераспределение вторично осиротевших воспитанников в детдома; судьбу сестёр милосердия и медицинский учебный центр покрыли большим знаком вопроса.

Не зажили ещё раны недавнего прошлого, а в воздухе пахнет уже «историческим развитием», превращающим заветы в пепел.

Припомнилось, как «Совет рабочих и крестьян» в 1918-м году категорически отказал В.К. Елисавете Федоровне дать два часа времени для назначения заместительницы, прощания с сестрами и необходимые распоряжения. Как сначала удалили нескольких человек из монастырской больницы, как сирот распределили в детдома...

Совсем свежо в памяти прибытие в Россию и милионное поклонение мощам Свв. угодниц Божиих В.К. Елисаветы Федоровны и инокини Варвары. Событие важное, возможно, долгожданное. Но, к большому сожалению, воля убиенной В.К. Елисаветы Федоровны и её родных: не вскрывать её гроб, была уже в 1981-м году нарушена и попрана.

Не зачахли и живы в боголюбивых душах глубокие и осмысленные призывы припасть к мощам с покаянной молитвой, испрашивая прощения у убиенных за согрешивших предков. Уверен, что в массе своей благоговейные, памятью и сердцем богатые люди так и поступили. И как ни прискорбно осознавать, для некоторых дорога предков оказалась и «святее», и ближе, нежели прощённое поклонение, нежели заветы, воля и чаяния Преподобномученицы В. К. Елисаветы Федоровны.

Сложно разобраться «в деяниях и постановлениях в великих кулуарах» и «центре заговора». Кто решал, кто нашептывал, кто плел интриги, кто писал и стучал (по столу) – знают только осведомленные. Вспоминали ли в такие моменты и вслушивались ли в слова послания патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с прибытием мощей в Россию подстрекающие, «идеи» вынашивающие, заседавшие и решение принимавшие:

«Её жертвенное служение бедным, больным и сиротам, искренняя любовь к Богу и Православной Церкви способны и сегодня пробудить души многих наших соотечественников от церковного забытья с наделёнными властью – об особой ответственности перед Богом и своим народом».

По всей видимости не вспоминались «в тех кулуарах и закулисных салонах» ни у заговорщиков, ни у поспешно утверждавших решение «о освобождении от занимаемой должности» столь существенные и душеполезные слова о служении бедным, больным и сиротам и ответственности перед Богом и народом. Хотя, как мне грешному кажется, не должно было вспоминаться, полагалось бы помнить.

Подчистую забыли о подвижническом труде м. Елизаветы (Крючковой) в отстаивании Обители от десятков арендаторов, организации и создании Сестричества и патронажной службы в госпиталях, созданию скитов и самое главное – детском приюте.

В основу создания Марфо-Мариинской обители была заложена мысль, что ни один человек не может дать больше нежели имеет он сам.

Изгнанием Матушки Елизаветы (Крючковой) первоначальная основа грозит превратиться в царящий под «знаком закона» символ: и один человек может взять больше. Исходя из всего, в первую очередь позволю себе обратиться к растерянным от неожиданных событий насельницам обители и к детям приюта словами следовавшей в ссылку св. В.К. Елисаветы Феодоровны:
«Всегда будьте не только мои дети, но и послушные ученицы».

И без меня дано вам знать, что бывают люди в своем предназначении: назначенные. И есть призванные. Все, кто каким-либо образом соприкасался с Матушкой Елизаветой (Крючковой) свидетельствуют, что дана была ей дорога избранничества. В самом начале своего Служения она даже боялась и стеснялась, считая себя недостойной в преемстве, после Великой Матушки, просить её защиты. Обращалась к св. инокине Варваре, чтоб та поведала о просьбе Елисавете Федоровне.

Если бы по воле Господней, вопреки недостойному нашему пониманию, но чистым помыслам, суждено было быть происшедшему, о хотелось бы по возможности, и зараннее прося прощение, досточтимой и многоуважаемой Матушке Елизавете процитировать слова из письма В.К. Елисаветы Федоровны к гр. А. Олсуфьевой (апрель 1918):


«Великие» живут в Ваших апартаментах и Всевышний по Своей милости пощадил Вас, не дав Вам видеть, как ушло от Вас то, что было на этой земле Вашим любимым гнездом».

Приют превращён в колонию строгого режима

01 июня 2006, Обращение педагогов Москвы. Вера Павловна ДАВЫДОВА, Татьяна Сергеевна КОСТАРЕВА, Галина Анатольевна РУДЬ, Кристина Сергеевна ЗАКИРМАН.

15 лет назад при Марфо-Мариинской обители, что на Большой Ордынке, был создан приют для сирот и детей, лишённых родительского попечения. Руководителем приюта стала матушка Елизавета (в миру – Крючкова Мария Николаевна, выпускница МГУ, имеющая гуманитарное и психологическое образование). Все это время она оставалась настоятельницей Обители.

С дореволюционных времен это благотворительное учреждение заботилось о слабых и обездоленных.

Дети здесь были окружены постоянной заботой, вниманием, с ними индивидуально занимались, преодолевая проблемы в знаниях. Все воспитанники посещали школу, некоторые из них учились в педагогическом колледже № 1 им. Ушинского . Летом выезжали в оздоровительный лагерь в Севастополе.

Матушка Елизавета была замечательным воспитателем и организатором, сумела подобрать хороший педагогический коллектив. У ребят было счастливое детство, в противовес тому, что им пришлось пережить до приюта.

Однако по странным причинам матушка Елизавета была отстранена от своей деятельности. На смену ей пришла Наталья Анатольевна Молибога. Обращаясь с заявлением в газету «Правда», мы просим о моральной и юридической поддержке в борьбе за возвращение нормального детства для детей – воспитанников приюта.

С ТРЕВОГОЙ И БОЛЬЮ наблюдаем, как за четыре месяца Марфо-Мариинская обитель из родительского Дома для сирот с приходом нового «руководства» в лице г-жи Молибога превратилась в колонию строгого режима.

Постоянно меняющийся состав людей, работающих с детьми, даже с натяжкой нельзя назвать воспитателями. Крики, рукоприкладство, издевательства и психическое давление на детей – вот каковы будни обители сейчас. Так называемая начальница – г-жа Молибога – собственноручно оттаскала за волосы Светлану Ульянову. Досталось и Светлане Ивановой. До приступа истерии была доведена Ксения Шашкова. Эта девочка нуждается в особо внимательном отношении к здоровью, а проявленная к ней жестокость могла спровоцировать приступ астмы.

Наплевательское отношение к детям проявилось и в том, что двух девочек: Иру Ишакову и Аллу Полунину – перевели из благоустроенной кельи, где они прожили несколько лет, в 5-й корпус, менее благоустроенный и не соответствующий нормам проживания. Более того, этих девочек почему-то лишили питания (!). Детское питание обеспечивается в неполной мере. Хотелось бы узнать детское меню: заполненность холодильников и продуктовых складов. А также хотелось бы проверить наличие зимних детских вещей, которые исчезли.

Госпожа Молибога выделила отдельную комнату своей дочери, не имеющей к приюту никакого отношения, а помещение швейной мастерской сдала под студию звукозаписи. Сама мастерская была переведена в аварийное помещение бывшей поликлиники, зараженное стафилококком. В здании повышенная радиация, так как там находился рентгеновский кабинет, что опасно для проживания.

Новая начальница хочет срочно продать автобус, подаренный детям, и жилой комплекс в Севастополе, где лечились и отдыхали воспитанники приюта. Спонсоры, вложившие в этот комплекс свои средства, пытались протестовать против этой продажи, но она неумолима. Как же можно рушить все хорошее?

Создаётся впечатление, что от детей просто хотят избавиться. Всех старших воспитанников буквально гонят из обители, как только они сдадут экзамены, не заботясь о том, как сложится их дальнейшая жизнь. Молибога требовала от директора школы, где учатся девочки, выдачи документов до окончания учебного года. 14 мая 2006-го, не дав детям закончить учебный год, в спешном порядке были вывезены Виктория Пукова, Светлана Иванова, Дарья Вейндгарт. Их местонахождение до сих пор неизвестно и тщательно скрывается.

Сама г-жа Молибога панически боится контактов детей с родственниками. Видимо, она опасается, что ее патологическое отношение ко всему живому станет достоянием общественности. Некоммуникабельная, агрессивная, эта дама отвечает за жизнь, здоровье и безопасность детей?

Учитывая вышеизложенное, просим вас выяснить местонахождение младших детей, а также условия проживания и питания старших детей, их дальнейшую участь. Убедительно просим вас сообщить об этом нижеподписавшимся педагогам.

БРИЛЛИАНТ? ДА. КОТОРЫЙВЫ, ГОСПОДА, УКРАЛИ!

или ПРОТИВ ЛОМА У РУССКИХ ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕТ ПРИЁМА

Выступление гл. редактора сайта «ЛУЧ», Ларисы Гумеровой , на Форуме Портала-Кредо статьи «Слово патриарха Алексия II после совершения чина Великого Освящения Покровского храма Марфо-Мариинской Обители. 17 сентября 2008 г., Москва.

17. 09. 08, Форум Портала-Кредо. ru Страшное злодеяние: изгнание из Марфо-Мариинской Обители благочестивой Настоятельницы, подвижницы Православия и духовной дочери самой Царственной Мученицы, ВК Елисаветы Романовой, яснее ясного показывает: как НА САМОМ ДЕЛЕ, а не на словах, почитаются сегодня в России Царственные Мученики.

Такой подлостью по отношению к матушке Елисавете (Крюковой) господин Путин и все иже с ним (отмороженная дама Молибога безусловно КГБэшница и исполняет его госзаказ) в очередной раз плюнули в лицо самой Елисавете Феодоровне.

Ещё вам мало? Мало измывались: гнали, убивали, расстреливали, взрывали, рубили, кислотой заливали, клеветали, замалчивали, предавали забвению?

Но всего оказывается мало. Теперь надо всех их верных – гнать, уничтожать, гнобить. А главное ещё и наживаться на народной любви, на святой памяти. И потом – в кайф, как Юровский со своей зондер командой, устраивать «празднички», наподобии той показухи, которую сотворили 15-го сентября.

Бриллиант? Да, согласны. Но только бриллиант, который вы –украли у Царственных Мучеников! Отняли у верующих и у народа России. Потому что в Обители сейчас царит дух антиХриста, а не Христа.

Это преступление ещё одним тяжким бременем ложится на весь русский народ, который до сих пор ничему не научился, ничего не извлёк из своей великой Истории и не выучил ни одного урока.

«Как легко в России быть сильным!» – читайте рассказ Чехова «Размазня», господа, и поражайтесь: до какой степени ничего в России с его времён не изменилось. Народ под пятой самодуров и не умеет постоять ни за себя, ни за свои духовные сокровища.

Прости, Матушка Елисавета Романова; простите, Царственные Мученики! простите нас, матушка Настоятельница! Низкий поклон за Ваш и сестёр подвиг возрождения Обители.

Позвольте в День памяти вмч. Елисаветы Романовой склониться перед Вами до земли и пожелать Чуда, крепкого здоровья, духовной радости, любви единомышленников, успехов в творчестве и трудах!

«Блаженны изгнанные правды ради, яко тех есть Царство Небесное»

Позор всем, кто это сотворил. Бог да взыщет с вас за верных Своих!

................................................................................................

Кто «ликовствует»? Невежи и лизоблюды ликовствуют! Кому фуршетики и «панфары» дороже христианской правды.

Матушка Настоятельница – скорбит и плачет (см. интервью с ней на Портале); сёстры Обители и преподаватели раззорённого Колледжа – ужасаются происходящему; истерзанная отроковица, на которой явил Господь истинный их дух, как и её бабушка и братик, пребывают в гонениях; а все люди у кого есть глаза и сердце, всё видят, понимают и приносят покаяние за великий грех.

Тот, кто захватил Ново-Огарёво, обнёс каменными стенами и колючей проволокой, кто устроился в покоях Царственных мучеников, воображая себя «спасителем нации», тот сотворил это чудовищное злодеяние.

Против путинскогот лома у народа нашего приёма пока нет.

Будем надеяться на приход к власти в России человека с добрым сердцем и совестью, который от имени всей России покается перед Матушкой Настоятельницей, с поклоном попросит её вернуться в Обитель, чтобы снова всё в ней освятить и вернуть на круги своя.

Конечно, ни сад, ни деревья, посаженные руками святой мученицы Елисаветы, ни переход – всего этого

уже не вернуть, как увы, и многого другого. Но главное, что не взорвали и не уничтожили, как Ипатьевский дом.

Да будет нам по вере и по молитве нашей. Но почему молчат Романовы, Л. Миллер, Иерусалим, Лесна? Это не понятно.

Позвольте от имени православных Русского Зарубежья поздравить всех соотечественников, кому дорога Память Великой Матушки Елисаветы Романовой и всего славного рода Романовых, с днём ея Ангела и пожелать всего самого наилучшего!

Спасибо Порталу-Кредо и журналистам, что дозвонились до изгнанной Настоятельницы и взяли интервью. Спасибо Александру Валентиновичу Клюсову. Да благословит вас Бог за это великое праведное дело!

Торжество Православия. 2004 г., Бостон, США

С дочкой Машей, Богоявленский храм.

Кто получит премии за уничтожение Марфо-Мариинской обители?

http://www.evmini.net/


На первое сентября 2008 года надо подвести плачевные итоги так называемой «реставрации»:


Мемориальность Марфо-Мариинской обители полностью безвозвратно утрачена . Теперь это комплекс, который не имеет к святости никакого отношения.


Уничтоженный в августе 2007 года переход , по которому с сестрами обители Великая княгиня Елизавета Федоровна ходила в госпиталь, занимаясь делами милосердия, НЕ ВОССТАНОВЛЕН.


Полностью вырубленный сад , являвшийся образцом садово-паркового искусства утрачен и при современном руководстве вряд ли будет когда-то восстановлен.


Изувечен внешний вид второго перехода.


Прекрасно сохранившееся здание общежития сестер обители, доступное для реставрации, разобрано по кирпичикам, смонтирован новодел.


Аналогичная ситуация произошла и с покоями Елизаветы Федоровны.


Здание детского приюта, перестроенное по указу начальницы, выглядит мрачным, неуютным, полностью лишенным духа Обители.


Клиника Святой Елизаветы, отреставрированная раньше, подверглась подчищению (надо было спрятать следы, оставшиеся от уничтоженного перехода).


Храм Марфы и Марии – это заново отстроенное здание .


Купол Покровского Храма, хотя обещали, не был отреставрирован заново, и остался изуродованным .

Здание 36, принадлежащее городу, присоединено к обители, претерпевшее полную реконструкцию и пристройку 3 этажа имеет площадь 1200 кв. метров. Руководство Обители сообщает средствам массовой информации, что там будет Воскресная школа на 11 девочек. Не странно ли?


Нарушена граница межевания с домом 34-38


Мы видим, что в обители прошлаНЕ РЕСТАВРАЦИЯ, а КРУПНОМАСШТАБНАЯ СТРОЙКА , которая проходила с нарушениями закона , а те штрафы , которые были проплачены за уничтожение памятника Федерального значения никак не соответствуют масштабам загубленной святыни .
Примите поздравления с МАРФО-МАРИИНСКИМ НОВОДЕЛОМ

Обратите внимание: Обитель имеет здравницу в Севастополе, где сироты всегда отдыхали летом на море.Вот уже третье лето детей не вывозят к морю. Причина в том,что Н. Молибога не хочет тратить деньги на содержание сирот на юге,и вообще не хочет беспокоиться о детях.Ведь все лето на море укрепляет детский организм,но это не волнует начальницу. Для неё дети – лишь прикрытие своей бесконечной лжи и лицемерия. Вот подлинное лицо этой так называемой «благочестивой» мирянки. Состав детей постоянно меняется,в обители живут две маленькие девочки с матерями (одна работает в бухгалтерии, другая в торговой палатке). Как известно, рыба гниет с головы, а дети зовут Молибогу «рыбий глаз».

Про Молибогу могу сказать, что она доводит прихожанок до слез (при мне было пару раз), злобная и непочтительная в разговоре с батюшками, носит дорогущий костюм, страшно сказать, сколько он стоит, певчие девицы с первого курса медицинского колледжа стоят на клиросе в топах на бретельках с вырезами в мини-юбках в туфлях на бешеной платформе и накрашенные и в апостольниках... Сама Молибога очень злая, высокомерная, гневливая.

Хроника Марфо – Мариинской Обители.


Мнимые и истинные заслуги и.о начальницы Н. Молибоги.


1. Передача Покровского храма . Это событие, к которому Молибога не имеет никакого отношения.
В течение многих лет велась работа по освобождению храма мастерскими им. Грабаря.

Ещё в 2004 году был подписан документ о том, что Пасха 2006 года будет проводиться в Покровском
Храме. Работа по освобождению храма проводилось постепенно, на протяжении многих лет, и приход Н. Молибоги изменить ситуацию не мог. Так что открытие Покровского храма – это явно мнимая заслуга Молибоги.


2. Получение документов на Здравницу в Севастополе .

Документы на здравницу с первого дня прихода Молибоги находились в бухгалтерии Обители. В скандал, который раздула Молибога, были втянуты: юрист Патриархии К. Чернега, многие информационные агентства. На деле оказалось всё просто и вся Пиаркомпания Молибоги провалилась. Здравница была куплена Матушкой Елизаветой для отдыха детей на море. При новом руководстве здравница два года пустует. Так что, эта заслуга в отношении получения документов на Здравницу тоже мнимая.


3. Подаренный автобус. Автобус был подарен Обители при Матушке Елизавете. Обивку автобуса она выбирала лично. Так что, эта заслуга в отношении автобуса мнимая. Всё вышесказанное является мнимыми заслугами Молибоги, к которым она никакого отношения не имеет.


А теперь истинные заслуги Н. Молибоги,так называемой «благочестивой» мирянки .


1. По её личному распоряжению убиты собаки, много лет жившие при обители. 6 собак.

2. Самолично Молибога лишила питания двух девочек Обители, которые заканчивали 11 класс.


3. Лично Молибога оттаскала за волосы Иванову Светлану, ударила об шкаф головой Шашкову Ксению, занималась рукоприкладством по отношению к другим детям Обители.


4. Лично Молибого уничтожила фактически всю библиотеку Обители.


5. По её указанию были срублены деревья, которые были ещё при Елизавете Фёдоровне.


6. Лично Молибога разогнала детей старого набора. Дети оказывались в спецприёмниках- распределителях, у пьющих родителей+. Из 20 детей старого набора в Обители осталось 2 девочки.


7. Лично Молибога отправили сироту нового набора Бородулину Анастасию в приют «Текстильщики», из которого девочка и попала в Обитель. Вот та реальность, которая происходит сейчас в Марфо-Мариинской обители в Москве.

Вот история судьбы 11-ти летней девочки Бородулиной Насти , пробывшей в Обители около четырех месяцев. Н.Молибога взяла эту девочку в обитель, когда там совсем не было детей. 15 января 2007-го года девочка попала в Обитель, а в апреле 2007 была отчислена.

Бабушка Насти слышала раньше об Обители, как о месте, где о детях действительно заботятся, любят их. В реальности все оказалось по-другому.

Девочку систематически били, упрекали и постоянно грозили убрать из Обители. Требовали, чтобы бабушка-пенсионерка приносила и покупала девочке одежду. Когда бабушка передала для девочки лекарство, то Ольга Николаевна – горе педагог,не только не давала его Насте, а просто использовала его по своему усмотрению.

Когда бабушка потребовала вернуть лекарство,то оказалось что половина исчезла. Обитель Зла – проявила себя полностью. Настю монахиня Георгия обливала холодной водой из ведра, после чего девочка с высокой температурой оказалась в больнице.

Затем Настю вернули в Приёмник «Текстильщики», где она уже была избита так, что попала в травмопункт. Сейчас девочка находится у своей бабушки в Москве, без воздуха, получив незабываемую травму от Молибоги.


8. Лично Молибога не смогла отчитаться за миллион рублей, подаренных Обители Патриархом.


9. Лично Молибога превратила Обитель в настоящий торговый центр.


10. Лично Молибога не может наладить отношения с людьми. Именно поэтому студентки уходят на квартиры, лишь бы не жить в Обители.


Происходит массовый выезд из Обители инокинь и монахинь.


11. Созданный Молибогой психологический климат способствует тому, что в Обители никто
долго не задерживается.


12. Лично Молибога извратила святые заветы великой основательнице Обители Елизаветы Фёдоровны


В святом месте оказался безграмотный человек, с больной психикой, не умеющий ладить с людьми, никогда до Обители нигде не работавший, злобный, обиженный на весь мир и вымещающий свою патологическую злобу на беззащитных детях-сиротах, животных и на всех, кто хоть как-то от неё зависит.

Молибога подбирает в Обитель команду, которая по своему интеллектуальному уровню равна нулю.

Для Молибоги обитель-это решение своих личных финансовых проблем. Дочь Молибоги жила в обители в детском приюте на втором этаже; мать бесплатно всё лето отдыхала в скиту, сын работает в Обители, а вся выручка от всех продаж попадает лично в карман Молибоги.

Ни о какой духовности и милосердии в Обители не может быть и речи. Страсть к наживе, развившаяся на фоне нездоровой психики, превратила Обитель в коммерческий центр и извратила суть идеи создания Обители.

Злодеяния в Марфо-Мариинской Обители новым тяжким бременем ложатся на весь русский народ. Враги России знают, как ещё сильнее закабалить её в нераскаянных преступлениях и грехах, которые она совершает по своим, увы, традиционным, но не менне от того преступным: невежеству, наивности, равнодушию ко злу.

Святые Царственные Мученики и Новомученики Российские, молите Бога о покаянии и

прозрении России!

LUCH 2008

Представления человека о жизни в монастыре складываются задолго до его вступления в братство, и чаще всего эти представления не соответствуют действительности. Вследствие этого в монастырь, кроме тех, кто пришел по призванию, приходят также и те, у кого не сложилась личная жизнь, у кого проблемы в семье, кому негде жить, кто самостоятельно не может устроиться в этой жизни. Обычно они не понимают главного: в монастырь нужно идти для того, чтобы отдать свою жизнь Христу - полностью, без остатка. И в этом весь смысл монашеской жизни - отказаться от всего обычного, земного ради того, чтобы быть с Богом. Важно, чтобы стремление к этому было свободным выбором каждого послушника.

Как к этому приблизиться? Первый урок, который должен усвоить новоначальный, - послушание. При этом свобода послушника не отнимается, он добровольно отказывается от нее. То есть свобода проявляется именно в том, что человек от нее отказывается. Если бы ее не было, то не от чего было бы отказываться. На какое-то время человек отказывается от своей свободы для того, чтобы побороть свои страсти, свое «я», эту свою свободу грешить. Это не есть какое-то ущемление свободы личности - наоборот, это реализация свободы в такой, наиболее радикальной, форме. Так же как человек, вступая в брак, сам отказывается от своей свободы ради семьи. Это его выбор. Можно провести параллель с коммерцией: когда у человека есть деньги, он их вкладывает куда-то - в какой-то банк или в дело - то есть он в этом смысле от них отказывается, у него больше их нет, он их отдал для того, чтобы приобрести прибыль, получить больше через некоторое время. Так и здесь. Человек эту свою свободу отдает, жертвует ею, для того чтобы приобрести гораздо большую, чтобы отдать душевное и приобрести духовное, получить настоящую свободу - свободу от страстей.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что истинный послушник стремится «…добровольно продать себя в рабство, чтобы в замену оного получить истинную свободу». Многие современные монахи этого не чувствуют, не понимают, и поэтому хотят чего-то мирского. Уйдя в монастырь, хотят с собой унести туда что-то из мира. «Отдавая свою волю и свое рассуждение во власть другого лица, хотя бы и священного, многие ощутили бы потерю почвы под собой, - пишет архимандрит Софроний. - Этот шаг показался бы им броском в темную пропасть, потерей своей личности, преданием себя в самое ужасное рабство, как бы самоуничтожением. Но тем, которые последовали верою учению Церкви и совершили такое отречение в духе этого учения, послушание открылось как невыразимо великий дар свыше. Послушника можно сравнить с орлом, который на сильных крыльях подымается в высоту и спокойно смотрит на отделяющее его от земли пространство, чувствуя свою безопасность, свое господство над высотой, которая для других и недоступна и смертельно страшна». Таким образом, условием приобретения настоящей, духовной свободы для монаха является отказ от своей свободы грешить. «Послушливый предался воле Божией, - говорит преподобный Силуан Афонский, - и за это даруется ему свобода и покой в Боге».

Теперь посмотрим на этот вопрос с другой стороны и обратим свое внимание к наставникам. По слову архимандрита Софрония, «послушание есть духовное таинство в Церкви, и потому отношения между старцем и послушником имеют священный характер». Для послушника это таинство состоит в стремлении научиться творить волю Божию, «…а для старца в том, чтобы молитвою и подвигом своей жизни привести послушника к познанию этого пути и воспитать в нем истинную свободу, без которой невозможно спасение». Правильные взаимоотношения между наставником и послушником имеют несколько необходимых условий, соблюдение которых позволяет выстроить эти отношения по принципу послушания.

Первое условие - это любовь. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15), - говорит Христос апостолам. Без взаимной любви наставника и ученика послушание невозможно.

Второе условие - уважение наставника к свободной воле послушника. Свободную волю Своих учеников уважал даже Христос, и в Евангелии мы видим неоднократные примеры того. Так, на Тайной Вечере Господь предостерегает двух учеников от падения, предупреждает их, однако не требует, чтобы они поступили так, как Он им скажет. Апостолу Петру Христос только говорит, что не пропоет петух, прежде чем он отречется, а Иуде неоднократно показывает, что знает о его планах, но когда после этого Иуда остается непоколебим, говорит ему: Что делаешь, делай скорее (Ин. 13:18-38).

По утверждению архимандрита Софрония (Сахарова), «человек, порабощающий своего брата-сочеловека или хотя бы посягающий на его свободу, тем самым неизбежно губит и свою свободу, потому что самый факт такого посягательства есть уже отпадение от той Божественной жизни-любви, к которой призван человек». Каждому дается своя мера, и наставник поступает неразумно, если требует с послушника больше, чем он на данный момент может выполнить. Главная задача наставника - вдохновлять послушников собственным примером и своей любовью, добрым словом. Наставник должен привить послушнику любовь к послушанию, чтобы он хотел это делать, чтобы он понимал необходимость послушания для своего спасения и сознательно отдавал себя в руки наставника. Могу привести пример из жизни нашей обители. Одной из наших особенностей является то, что до последнего времени на одном этаже с монашествующими сестрами у нас жили сестры милосердия, которые по уставу обители могут не посещать полунощницу. Вследствие этого, чтобы не поднимать их раньше времени, мы не могли завести будильщика, который будил бы сестер на полунощницу. Поэтому задача встать вовремя оставалась на совести каждой сестры. Опыт показал, что, несмотря на это, все монашествующие сестры просыпались сами и вовремя приходили на полунощницу, хотя никто специально их не будил.

Между монашеским обетом послушания и свободой личности не существует противоречия. Послушание является средством для достижения духовной свободы, и именно к исканию этой духовной свободы должна быть направлена свободная воля послушника. По слову архимандрита Софрония, «истинная свобода там, где Дух Господень, а потому и цель послушания, как и вообще христианской жизни, - стяжание Духа Святого»