Монтаж мостовых кранов. Требования к устройству галерей и площадок,расположенных на мостовом кране Установка площадок обслуживания на мостовые краны

ГОСТ 32576.5-2013

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ

Средства доступа, ограждения и защиты

Часть 5

Краны мостовые и козловые

Cranes - Access, guards and restraints. Part 5: Bridge and gantry cranes


МКС 53.020.20

Дата введения 2015-06-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "РАТТЕ" (ЗАО "РАТТЕ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14.11.2013 г. N 44-2013)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Киргизия

Кыргызстандарт

Молдова-Стандарт

Росстандарт

Таджикистан

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 августа 2014 г. N 942-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32576.5-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2015 г.

5 Настоящий стандарт соответствует международному стандарту ISO 11660-5:2001* "Cranes - Access, guards and restraints. Part 5: Bridge and gantry cranes" (Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей . - Примечание изготовителя базы данных.


Степень соответствия - неэквивалентная (NEQ)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

Введение

Настоящий стандарт является частью серии стандартов "Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты" и устанавливает специальные требования к средствам доступа, защиты и ограждениям, применяемым в конструкции кранов мостовых и козловых для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации, в том числе технического обслуживания, контроля технического состояния, монтажа, демонтажа и в чрезвычайных ситуациях в целях защиты персонала от движущихся частей, падающих предметов или токоведущих частей.

Стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 11660-5:2001 "Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые" (ISO 11660-5:2001 "Cranes - Access, guards and restraints. Part 5: Bridge and gantry cranes"). Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011).

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит общие требования к средствам доступа, ограждения и защиты мостовых и козловых кранов (далее - "краны") согласно классификации , установленных в рабочее положение, и регламентирует специальные требования к средствам доступа, защиты и ограждениям, применяемым в конструкции кранов для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации, в том числе технического обслуживания, контроля технического состояния, монтажа, демонтажа и в чрезвычайных ситуациях в целях защиты персонала от движущихся частей, падающих предметов или токоведущих частей.

Общие требования к средствам доступа, ограждения и защиты для кранов устанавливают в национальных стандартах государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта*.
_______________
ГОСТ Р 55178-2012


Этот стандарт применим ко всем новым мостовым и козловым кранам, изготовленным по истечении одного года после его утверждения. Стандарт не имеет цели требовать замены или модернизации существующего оборудования. Однако при модернизации оборудования требования к его свойствам должны быть пересмотрены в соответствии с данным стандартом. Если выполнение требований стандарта при модернизации вызывает существенные изменения конструкции, то возможность и необходимость приведения оборудования в соответствие с требованиями данного стандарта должна определяться изготовителем (проектировщиком), а при его отсутствии - организацией, выполняющей его функции, а последующие изменения должны быть выполнены владельцем (пользователем) в течение одного года.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 13556-91 Краны башенные. Общие технические условия

ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями, приведенные в ГОСТ 27555 , -, а также следующие:

3.1 посадочная площадка: Площадка, стационарно закрепленная на конструкциях цеха или эстакады и служащая для обеспечения безопасного входа на кран.

3.2 мобильные средства доступа: Средства доступа, применяемые для выполнения работ по монтажу, обслуживанию или ремонту крана и доставляемые в зону проведения работ только на время их проведения.

4 Система средств доступа

4.1 Общие положения

В настоящей части стандарта рассматриваются средства доступа на краны, передвигающиеся по надземным или наземным путям, а также к их элементам и узлам для эксплуатации, ремонта и обслуживания.

Должны быть предусмотрены безопасные средства доступа ко всем элементам крана, требующим присутствия обслуживающего персонала для монтажа, обслуживания и управления.

Доступ на кран и к его составным частям в общем случае обеспечивается системой средств доступа, состоящей из лестниц, площадок и галерей, оборудованных перилами, и других элементов, обеспечивающих необходимый уровень безопасности обслуживающего персонала.

4.2 Мостовые краны в зданиях или на эстакадах

4.2.1 Доступ к посадочной площадке крана

Доступ на мостовые краны, управляемые из кабины, должен осуществляться с посадочных площадок, стационарно закрепленных на конструкциях цеха или эстакады.

Лестницы для входа с пола на посадочные площадки и их ограждения должны соответствовать требованиям к средствам доступа, ограждения и защиты для кранов, которые устанавливаются в национальных стандартах государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта*.
_______________
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55178-2012 (ИСО 11660-1:2008) "Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 1. Общие положения"


Рекомендуемые средства доступа на посадочные площадки в зависимости от высоты их расположения приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Рекомендуемые средства доступа

Высота расположения посадочной площадки от пола, м

от 1 до 15 включительно

Лестницы

Лестницы наклонные

Лестницы крутонаклонные

Лестницы вертикальные

св. 15 до 25

Лестницы

Средства доступа с приводом

Лестница

4.2.2 Посадочная площадка

4.2.2.1 Доступ на кран должен осуществляться с посадочной площадки. Ограждения посадочной площадки должны соответствовать требованиям к ограждениям, установленным на кране. Проем для доступа на кран должен быть снабжен самозакрывающейся дверью.

4.2.2.2 Дверь для доступа на кран может быть:

- распашной, открывающейся внутрь посадочной площадки;

- раздвижной в горизонтальном или вертикальном направлении.

Открывание распашной двери наружу посадочной площадки не допускается.

4.2.2.3 В тех случаях, когда при расположении посадочной площадки на одном уровне с полом кабины не может быть выдержан габарит по высоте, уровни настила посадочной площадки и настил соответствующей площадки на кране могут различаться по высоте не более чем на 10 мм при расположении настилов посадочной площадки и крана на одном уровне или от 180 до 250 мм при расположении настила крана выше уровня посадочной площадки (наезде на нее) (рисунок 1, в).

в - Зазоры при наезде на посадочную лощадку

1 - направление движения крана; 2 - площадка крана; 3 - посадочная площадка

Рисунок 1 а)

Рисунок 1 б)

Рисунок 1 в)

180250 (при расположении настила крана выше уровня посадочной площадки (наезде на нее))

Минимальные расстояния между перилами ограждения площадки крана и посадочной площадки

Все размеры в мм

Рисунок 1 - Зазоры между посадочной площадкой и конструкцией крана

4.2.2.4 Зазоры между посадочной площадкой и площадкой или кабиной крана должны соответствовать показанным на рисунке 1. Если указанные зазоры не могут быть обеспечены, то следует принять другие меры, обеспечивающие эквивалентную степень безопасности от зажатия, перерезания и падения с высоты.

4.2.3 Альтернативная система доступа на кран

4.2.3.1 Общие требования

Альтернативная система доступа (например, через мост) в кабину мостового крана допускается лишь в тех случаях, когда непосредственная посадка в кабину невозможна по конструктивным или производственным причинам. В этом случае вход на кран должен устраиваться в специально отведенном для этого месте через дверь в перилах моста.

Как правило, проход к крану осуществляется по лестницам, проходам и галереям, закрепленным на конструкциях цеха или эстакады. Все лестницы, проходы, пандусы на мосту крана и на галереях доступа к крану, а также троллеи токоподвода должны быть ограждены со всех открытых сторон в соответствии с требованиями к ограждениям, установленным на кране. При этом должны быть обеспечены соответствующие проходы и зазоры (рисунки 2 и 3). В тех местах, где невозможно обеспечить необходимые зазоры, например, в существующих зданиях, следует принять другие меры, обеспечивающие эквивалентную степень безопасности.

Доступ на мост крана и к троллеям по стационарным вертикальным лестницам допускается только в тех случаях, когда устройство лестниц и наклонных лестниц невозможно.

1 - перила А; 2 - перила Б; 3 - тележка

Рисунок 2 - Проход по галерее моста

1 - перила А; 2 - перила Б; 3 - колонна; 4 - стена

Рисунок 3 - Проход к крану по галерее в цехе или на эстакаде

Примечание - Перила А могут быть исключены, если 600 мм; перила Б могут быть исключены, если 1000 мм или существуют перила А. При расстоянии 100 мм и 500 мм от ограждения до силовых компонентов рекомендуется устанавливать два ограничителя для коленей, разделив перила по высоте на три части. Это снижает риск попадания ног в опасную зону, а также уменьшает риск зажатия при переходе на кран в тех местах, где отсутствует специальный проем в ограждениях.

4.2.3.2 Управление доступом на кран

Доступ на работающий кран обслуживающего персонала может осуществляться только с разрешения оператора крана (крановщика).

Если связь с крановщиком затруднена, следует рассмотреть необходимость использования системы "Запрос разрешения на посадку", которая должна информировать оператора крана (крановщика) о запросе на посадку человека, которому необходим доступ на кран. Запрос может производиться при помощи светового или звукового сигнала кнопкой на посадочной площадке, а также при помощи различных переговорных устройств.

Факторы, вызывающие необходимость применения системы "Запрос разрешения на посадку", следующие:

- скорость перемещения крана;

- видимость точки доступа с места крановщика;

- условия работы - недостаточная видимость, шум и т.п.

4.3 Доступ на козловые краны

Общие требования к устройству средств доступа на козловые краны, передвигающиеся по наземным путям, такие же, как и для мостовых кранов (см. 4.2).

При проектировании средств доступа на козловые краны следует учитывать, что главными факторами риска являются риск удара или наезда на людей, находящихся рядом с опорами крана или с тележкой. Лестницы доступа на кран должны располагаться по возможности так, чтобы исключался контакт с находящимися рядом людьми. Если это невозможно, то следует применять крутонаклонные или вертикальные лестницы, закрепленные на металлоконструкции крана. Расстояние от земли до первой дуги ограждения таких лестниц должно быть 3 м.

Если кабина козлового крана расположена на высоте более 20 м, следует использовать средства доступа с приводом (лифт, подъемник крановый). При использовании средств доступа с приводом должны устраиваться альтернативные средства доступа (лестницы).

4.4 Доступ в кабину расположенную на тележке крана

В случае расположения кабины управления на тележке крана (подвижная кабина), средства доступа в кабину должны отвечать требованиям 4.1-4.3 настоящего стандарта.

4.5 Требования к крановым подъемникам (лифтам)

4.5.1 Крановые подъемники (лифты) должны соответствовать требованиям ГОСТ 13556 .

4.5.2 Грузоподъемность подъемника должна быть не менее 160 кг.

5 Средства доступа для обслуживания крана

5.1 Общие требования

У мостовых и козловых кранов должен быть устроен безопасный выход на тележку крана.

При выборе средств доступа для проведения обслуживания и ремонта крана следует учитывать следующие факторы:

- периодичность необходимости доступа в соответствии с инструкциями изготовителя крана;

- время, необходимое для выполнения работ по техническому обслуживанию;

- время, требуемое для доступа к точке обслуживания;

- время, требуемое для выполнения работ в данной точке;

- размер перемещаемых элементов.

Предпочтительно использовать стационарные средства доступа (площадки, лестницы и т.д.). При невозможности устройства стационарных средств доступа для доступа к отдельным узлам крана допускается использовать мобильные средства доступа.

Если предполагается использование крана для обслуживания здания, его конструкцией должны быть предусмотрены соответствующие проходы и специальные площадки.

5.2 Мобильные средства доступа

5.2.1 Необходимость использования мобильных средств доступа должна определяться руководством по эксплуатации и ремонту крана. Ориентация и расположение в пространстве мобильного средства доступа должно облегчать его использование.

5.2.2 Рекомендуется использовать следующие мобильные средства доступа:

- вышки (леса);

- отдельные системы лестниц;

- подъемные платформы с механическим приводом;

- различные люльки, в том числе подвешиваемые на крюк самого крана (например, для осмотра металлоконструкции главных балок).

Примечание - использование переносных лестниц высотой более 2 м не обеспечивает необходимого уровня безопасности.

5.2.3 Требования к люлькам, подвешиваемым на крюк крана

5.2.3.1 Люльки должны соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к оборудованию для подъема людей.

5.2.3.2 Размеры (длинаширина) люльки должны быть не менее чем 0,500,35 м.

5.2.3.3 При выборе грузоподъемности люльки следует учитывать необходимую численность персонала и вес инструмента.

5.2.3.4 Руководство по эксплуатации люльки и информационные таблички на люльке должны содержать:

- допустимую нагрузку и число людей в люльке;

- способ посадки в люльку;

- предупреждения о возможных рисках (например, запутывание в канатах).

5.3 Использование местных площадок обслуживания

Местные площадки обеспечивают доступ к отдельным элементам крана для обслуживания и ремонта. Такие площадки рекомендуется использовать как альтернативу мобильным средствам доступа (см. 5.2). К этим площадкам должен быть обеспечен доступ при помощи мобильных средств или стационарных средств доступа, установленных на кране.

Если доступ на площадку осуществляется с крана, то проход на площадку должен быть обеспечен необходимыми лестницами и ограждениями (рисунок 2). Площадка должна быть ограждена со всех сторон. Если эквивалентный уровень безопасности обеспечивается элементами крана, перила могут не устанавливаться.

6 Габаритная высота

6.1 Высота до потолка здания, до нижнего пояса стропильных ферм или до предметов, прикрепленных к ним, а также до нижней точки другого крана, работающего ярусом выше, определяется как расстояние от наивысшей точки крана до самой низкой их точки.

Указанное расстояние должно быть не менее 400 мм. При этом следует учитывать возможную деформацию перекрытия (например, под действием снеговой нагрузки). В особых случаях (например, установка кранов в существующих зданиях) допускается уменьшение габаритной высоты до 100 мм с обоснованием безопасности.

6.2 Габаритная высота прохода в кабину управления должна быть не менее 2,0 м.

6.3 Габаритная высота проходов и площадок для обслуживания крана должна быть не менее 1,8 м. На отдельных участках высота может быть уменьшена до 1,4 м на протяжении не более 1 м. Такие места должны снабжаться предупредительными надписями и/или соответствующей предупредительной окраской.

6.4 Аварийный выход

6.4.1 Если доступ в кабину управления невозможен в любом положении крана, следует обеспечить запасной (аварийный) способ выхода из кабины в случае неисправности крана или необходимости срочной эвакуации.

6.4.2 Устройства и приспособления, указанные в таблице 2, обеспечивают достаточный уровень безопасности при условии, что не менее 25% площади пола под краном свободно от оборудования и продукции, а продукция не представляет опасности (не горячая, не токсичная и т.п.).


Таблица 2 - Рекомендованные устройства для аварийного выхода

Высота кабины или примыкающей площадки до земли или пола, м

Устройство

Веревочная лестница, канат с узлами или с безопасным замком, канатно-спусковое устройство

Телескопическая или складная лестница, канатно-спусковое устройство

от 1 до 15 и выше

Инерционные катушки и ремни, канатно-спусковое устройство

7 Защита и ограждения

7.1 Защита от поражения электрическим током должна соответствовать требованиям .

7.2 Ограждение движущихся частей

Краны, передвигающиеся по рельсам, должны быть снабжены устройствами для очистки рельсов от посторонних предметов. Зазор между нижней частью устройства и рельсом должен быть не более 10 мм.

Подвижные части механизмов кранов (выступающие концы валов и осей, ременные, цепные и зубчатые передачи, муфты, шкивы, колеса и т.п.), расположенные в зоне проходов, должны быть ограждены.

Библиография

ИСО 4306-1:2007 Краны - Словарь. Часть 1. Общие термины (ISO 4306-1 Cranes - Vocabulary - Part 1: General).

ИСО 11660-1:2008 Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 1: Общие положения (ISO 11660-1:2008 Cranes - Access, guards and restraints - Part 1: General).

ИСО 14122-1:2001 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 1. Выбор стационарных средств доступа между двумя уровнями (ISO 14122-1:2001 Safety of machinery. Permanent means of access to machinery. Part 1. Choice of fixed means of access between two levels)

ИСО 14122-1:2001/Amd. 1:2010 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 1. Выбор стационарных средств доступа между двумя уровнями. Изменение 1. (ISO 14122-1:2001/Amd. 1:2010 Safety of machinery - Permanent means of access to machinery - Part 1: Choice of fixed means of access between two levels - Amendment 1)

ИСО 14122-2:2001 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 2. Рабочие платформы и мостики (ISO 14122-2:2001 Safety of machinery. Permanent means of access to machinery. Part 2. Working platforms and walkways)

ИСО 14122-2:2001/Amd. 1:2010 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 2. Рабочие платформы и мостики. Изменение 1 (ISO 14122-2:2001/Amd. 1:2010 Safety of machinery - Permanent means of access to machinery - Part 2: Working platforms and walkways - Amendment 1)

ИСО 14122-3:2001 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 3. Трапы, приставные лестницы и перила (ISO 14122-3:2001 Safety of machinery. Permanent means of access to machinery. Part 3. Stairs, stepladders and guard-rails)

ИСО 14122-3:2001/Amd. 1:2010 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 3. Трапы, приставные лестницы и перила. Изменение 1. (ISO 14122-3:2001/Amd. 1:2010 Safety of machinery. Permanent means of access to machinery. Part 3. Stairs, stepladders and guard-rails - Amendment 1).

ИСО 14122-4:2004 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 4. Стационарные лестницы (ISO 14122-4:2004 Safety of machinery - Permanent means of access to machinery - Part 4: Fixed ladders)

ИСО 14122-4:2004/Amd. 1:2010 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 4. Стационарные лестницы. Изменение 1 (ISO 14122-4:2004/Amd. 1:2010 Safety of machinery - Permanent means of access to machinery - Part 4: Fixed ladders - Amendment 1)

МЭК 60204-32(2008), Электрооборудование промышленных машин. Безопасность. Часть 32. Требования к грузоподъемным механизмам (IEC 60204-32(2008) Safety of machinery - Electrical equipment of machines - Part 32: Requirements for hoisting machines).

УДК 621.873:531.2:006.354

МКС 53.020.20

Ключевые слова: грузоподъемные краны, краны мостовые, краны козловые, средства доступа, ограждения, защита



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2014

Размер галерей регламентирован Правилами по кранам. Ширина свободного прохода по галерее должна быть:

а) для кранов с трансмиссионным приводом-не менее 500 мм;

б) для кранов с бестрансмиссионным или ручным приводом- не менее 400 мм.

У тех же кранов на галереях, предназначенных для расположения троллейных проводок, ширина прохода между перилами и поддерживающими троллеи устройствами, а также токосъемниками должна быть не менее 400 мм.

Требования Правил по кранам не распространяются на галерею мостового крана, расположенную со стороны токоподвода, если токоподвод к электрооборудованию тележки производится гибким кабелем. Консоль, удерживающая кабель, может пересекать галерею моста по всей ширине. Люк выхода на настил моста такого крана должен быть снабжен блокировкой, автоматически снимающей напряжение с гибкого кабедя при выходе на настил моста.

Расстояние от торцовых перил моста крана до выступающих частей грузовой тележки при нахождении ее в крайнем положении не регламентировано. Это расстояние для увеличения зоны обслуживания крана иногда принимается менее 400 мм. Все эти требования распространяются также на козловые краны и передвижные консольные.

Управляемые из кабины мостовые краны (кроме однобалочных и подвесных) должны быть оборудованы кабинами (площадками) для обслуживания главных троллейных проводов и токоприемников, если они расположены ниже настила галереи моста. Люк для входа с настила моста в эту кабину должен быть снабжен крышкой с запором.

Размеры кабины для обслуживания главных троллеев и их токоприемников не регламентированы и обычно принимаются 1000 х 1400 (завод ПТО Комсомольск-на-Амуре) при высоте не менее 1800 мм. Принимать площадь кабины менее чем 800 х 800 мм не следует. Кабина должна быть ограждена перилами высотой не менее 1 м со сплошной подшивкой по низу на высоту 100 мм. При гибком токоподводе площадки иногда не устраиваются.

Мост крана должен быть огражден с четырех наружных сторон (по периметру) перилами высотой 1 м с устройством сплошного ограждения на высоту не менее 100 мм для предупреждения падения инструмента или деталей при осмотре и ремонте механизмов и электрооборудования крана.

Со стороны тележки на галереях моста и концевых балках перила не устанавливаются.

В связи с этим находиться на мосту крана, изготовленного из решетчатых ферм, у которых настил галереи располагается на уровне рельсов тележки, опасно, так как можно упасть в пролет между фермами. Случаи падения людей с моста крана зарегистрированы исключительно на кранах с решетчатыми фермами. Помимо отмеченного недостатка (отсутствие надлежащего ограждения галерей), на таких кранах стеснен проход по настилу из-за расположения на нем механизмов передвижения, что также представляет опасность для обслуживающего персонала. У кранов с коробчатыми балками настил галереи расположен ниже уровня рельсов тележки, поэтому проход по таким галереям не опасен.



Для предотвращения несчастных случаев на кранах старых конструкций, где стеснен проход по галерее, необходимо устраивать обходные площадки в местах расположения электродвигателя и редуктора механизма передвижения моста или переходные мостики с перилами. Следует также принимать меры предосторожности с тем, чтобы при переходе ноги рабочего не скользили по настилу.

Установка перил вдоль моста со стороны тележки вызывает затруднения в обслуживании и ремонте механизмов тележки, так как при этом необходимо перелезать через перила.

Тележка крана должна ограждаться с торцовых сторон перилами высотой 1 м со сплошной подшивкой по низу на высоту 100 мм. Перила с одной из продольных сторон тележки должны устанавливаться в том случае, если с той стороны отсутствует галерея вдоль моста крана, например при гибком токоподводе питания к тележке.

Для тележек и концевых балок разрешается уменьшать высоту перил, если габариты здания не позволяют устанавливать перила высотой 1 м.

В соответствии с Правилами для удобного и безопасного обслуживания кранов, их механизмов и электрического оборудования, расположенных вне кабины, предусматривается устройство соответствующих галерей, площадок и лестниц.

Посадочные площадки. Для входа крановщика в кабину управления краном устраиваются посадочные площадки с постоянными лестницами. Посадочные площадки бывают двух типов: торцевые и промежуточные. Торцевые устраиваются в тупике в торце пролета, у стены здания. Промежуточные - при работе в одном пролете нескольких мостовых кранов на технологически выгодном, удобном и безопасном участке пути их работы.

Наиболее безопасны посадочные площадки, размещаемые у торцевой стены здания. Поэтому если в пролете на одном подкрановом пути действует не более двух кранов, их следует размещать с обоих торцов е здания. Промежуточные посадочные площадки, расположенные вдоль пролета цеха, требуют особого внимания во время эксплуатации. Из-за небольшого расстояния между кабиной и площадкой создается угроза травмирования людей.

На одном из заводов бригада подсобных рабочих литейноro цеха использовала промежуточную посадочную площадку для побелки здания. По окончании работы штукатур опускал на пол цеха пульверизатор и шланги. В этот момент мимо проходил мостовой кран и кабиной травмировал рабочего.

Важное требование правил техники безопасности к устройству посадочных площадок - обязательно размещать их с противоположной стороны троллейных проводов. Исключение, как и при размещении кабин кранов, допускается только тогда, когда троллейные провода недоступны для случайного прикосновения к ним с посадочной площадки, лестницы, кабины. Посадочная площадка должна быть достаточно свободной и соответствовать Правилам.

Расстояние от пола до нижних частей перекрытия или выступающих частей конструкций - не менее 1800 мм. Пол площадки должен быть расположен на одном уровне с полом кабины для нормального и безопасного перехода с площадки в кабину и наоборот. Зазор образующийся между кабиной и площадкой, должен быть не менее 60 мм и нс более 150 мм. Иногда разрешается устройство посадочной площадки ниже уровня пола кабины (не более чем на 250 мм), если при расположении посадочной площадки на одном уровне с полом кабины нельзя обеспечить габаритный размер (1800 мм) по высоте. Разрешается также наезд кабины на площадку (не более чем на 400 мм) при полностью сжатых буферах, если посадочная площадка в торце здания сделана ниже уровня полз кабины. Правилами предусматривается, что при этом необходимо соблюдать следующие зазоры:

между посадочной площадкой и нижней частью кабины (по вертикали) - не менее 100 мм:

между кабиной и ограждением посадочной площадки не менее 400 мм;

со стороны входа в кабину - не менее 700 мм.

В некоторых случаях, когда по конструктивным или другим производственным причинам невозможен непосредственный вход в кабину крана, с ведома местных органов Госгортехнадзора разрешается вход в нее через крановую галерею. При открывании двери в ограждении галереи автоматически обесточиваются троллеи, пролегающие вдоль моста крана.

При расположении главных крановых троллей выше уровня подкрановых путей посадка на кран разрешается только с той стороны, где не проходят главные троллейные провода; во всех случаях у стоянки крана они должны быть зашиты щитом из изолирующего материала. Вход в кабину через мост крана, у которого. грузоподъемные и транспортные операции выполняются с помощью электрического магнита и расположение троллей для питания магнита не исключает случайных прикосновений к ним, запрещается.

Галереи. Настил галерей, всех ремонтных и других площадок должен быть металлическим, из стальных рифленых или дырчатых листов с отверстиями не более 20 мм. Вместе с тем Правилами разрешается устройство деревянного настила, если он достаточно прочный и отвечает противопожарным требованиям. Металлический или деревянный настил должен быть уложен по всей длине и ширине галерей, площадок, переходов. Все галереи, и площадки, предназначенные для обслуживания грузоподъемных кранов, а также концевые балки мостовых кранов обязательно ограждаются перилами высотой 1 м со сплошной зашивкой понизу защитной полосой высотой не менее 100 мм. Галереи для прохода вдоль подкрановых путей должны отвечать указанным выше требованиям и иметь удобные безопасные лестницы. Проходная галерея имеет перила со стороны пролета и с противоположной стороны, если она не ограничена стеной. Ширина прохода - не менее 400 мм, а высота - не менее 1800 мм. Для электробезопасности людей галереи располагаются со стороны пролета, противоположного троллеям. Наиболее удачным следует считать устройство легкой переходной галереи, расположенной выше уровня подкрановых путей со специальными проходами в металлических колоннах здания. Оставлять у колонн неогражденный участок галереи не разрешается. При устройстве прохода внутри колонны за 1 м до подхода к ней ширина прохода по галерее уменьшается до ширины прохода в колонне.

Каждая галерея обязательно имеет выходы не реже чем через 200 м. Если есть непроходные подкрановые пути (неогражденный проход менее 400 мм), пребывание на них людей запрещено.

6. Как офрмляется замена или перепасовка канатов?

Стальные проволочные канаты необходимо заменять, если оборвана одна из прядей или число оборванных проволок на длине одного шага свивки превышает значения, указанные в табл. 52. Допускаемое число оборванных проволок зависит от диаметра каната. Для определения диаметра каната применяют штангенциркули (см. рис. 65, а). Для определения шага свивки на поверхности каната наносят метку и отсчитывают вдоль центральной оси каната число прядей, имеющихся в сечении каната (например, шесть в шестипрядном канате), и на следующую после окончания отсчета прядь наносят вторую метку. Расстояние между метками равно шагу свивки каната.

Выбор каната с определенным направлением свивки производят в зависимости от направления укладки его витков на барабане. Если оба конца каната закреплены на грузовом барабане, то направление свивки каната может быть любым.

Резкие перегибы и петли способствуют разрушению каната, поэтому при его размотке нельзя допускать петлеобразных перегибов. При размотке канат надо укладывать в бухты или наматывать на катушки, диаметр которых должен быть не менее 20-25 диаметров каната. С завода-изготовителя канат поступает в кусках длиной 250, 500 и 1000 м. Для получения каната требуемой длины его перевязывают стальной проволокой диаметром 1-2 мм, а затем перерезают. Длина каждой перевязки каната проволокой должна диаметра каната.

Результаты испытаний на растяжение, скручивание и перегиб проволок каната будут удовлетворять требовабыть не менее 1,5-2,0 диаметра каната, а расстояние между перевязками три-четыре ниям ГОСТ 3241-80, если суммарная площадь поперечного сечения проволок, не требованиям стандарта, составляет не более 5% номинальной площадсоответствующая и сечения всех проволок в канате при испытании 100% проволок, не более 2% номинальной площади сечения каната при испытании 25% и 10% проволок в канате. Допускается повторное испытание всех проволок каната, если обнаружено несоответствие требованиям ГОСТ 3241-30.

7. Как поступить, если при укладки груза зажат строп?

195. Кран должен иметь удобный доступ в кабину. У мостовых кранов должен быть устроен безопасный выход на тележку крана. У однобалочных и подвесных двухбалочных мостовых кранов галереи или площадки на кране не требуются при наличии в пролете, в котором он установлен, ремонтной площадки.

196. На кранах мостового типа и передвижных консольных кранах при наличии галереи, предназначенной для обслуживания электрооборудования и механизмов, ширина свободного прохода должна быть:

А) в зоне расположения механизмов передвижения с центральным приводом - не менее 500 мм;

Б) в зоне расположения механизмов передвижения с раздельным приводом - не менее 400 мм.

В зоне расположения троллеев ширина прохода между перилами и поддерживающими троллеи устройствами, а также токосъемниками должна быть не менее 400 мм.

В пролетах зданий, в которых устанавливаются опорные мостовые краны с группой классификации (режимом) A6, а также на эстакадах для кранов (кроме однобалочных и подвесных двухбалочных кранов) должны быть устроены галереи для прохода вдоль рельсового пути с обеих сторон пролета.

197. Галереи для прохода вдоль рельсового пути должны быть снабжены перилами со стороны пролета и с противоположной стороны при отсутствии стены. Галерея на открытой эстакаде может быть снабжена перилами высотой не менее 1100 мм только с наружной стороны (противоположной пролету).

198. Ширина прохода (в свету) по галерее для прохода вдоль рельсового пути должна быть не менее 500 мм, высота - не менее 1800 мм.

199. В местах расположения колонн должен быть обеспечен проход сбоку или в теле колонны шириной не менее 400 мм и высотой не менее 1800 мм. Оставлять у колонн неогражденный участок галереи не разрешается.

200. При устройстве прохода внутри колонны за 1000 мм до подхода к ней ширина перехода по галерее должна быть уменьшена до ширины прохода в колонне. Каждая галерея должна иметь выходы на лестницы не реже чем через каждые 200 м.

201. Ремонтные площадки должны обеспечивать удобный и безопасный доступ к механизмам и электрооборудованию крана.

202. При расстоянии от пола ремонтной площадки до нижних частей крана менее 1800 мм дверь для входа на ремонтную площадку должна быть оборудована запором и автоматической электрической блокировкой, снимающей напряжение с главных троллеев ремонтного участка.

203. Вместо устройства стационарных ремонтных площадок допускается применение передвижных площадок, безопасно выдерживающих нагрузку, указанную в их паспорте.

204. Управляемые из кабины мостовые краны (кроме однобалочных и подвесных двухбалочных кранов) должны быть оборудованы кабинами (площадками) для обслуживания главных троллеев и токоприемников, если они располагаются ниже настила галереи крана. Краны, имеющие кабельный токоподвод, оборудовать указанными средствами доступа не требуется.

205. Люк для входа с настила моста в кабину для обслуживания главных троллеев должен быть снабжен крышкой с устройством для запирания ее на замок.

206. Кабина для обслуживания главных троллеев должна быть ограждена перилами высотой не менее 1100 мм со сплошной зашивкой по низу высотой 100 мм.

207. Размер люков, устраиваемых для входа в настилах проходных галерей ремонтных и других площадок, следует принимать не менее 500 x 500 мм. При этом люк должен быть оборудован легко и удобно открывающейся крышкой.

208. Угол между крышкой люка в открытом положении и настилом должен быть не более 75°.

209. Для входа в кабину управления мостового, передвижного консольного крана, а также грузовой электрической тележки, передвигающейся по надземному рельсовому пути, должна устраиваться посадочная площадка со стационарной лестницей.

210. Расстояние от пола посадочной площадки до нижних частей перекрытия или выступающих конструкций должно быть не менее 1800 мм. Пол посадочной площадки должен быть расположен на одном уровне с полом кабины или тамбура, если кабина имеет тамбур. Зазор между посадочной площадкой и порогом двери кабины (тамбура) при остановке крана возле посадочной площадки должен быть не менее 60 мм и не более 150 мм.

211. Допускается устройство посадочной площадки ниже уровня пола кабины, но не более чем на 250 мм в случае, если при расположении посадочной площадки на одном уровне с полом кабины не может быть выдержан габарит по высоте (1800 мм), а также при расположении посадочной площадки в торце здания и невозможности соблюдения указанного зазора между порогом кабины и посадочной площадкой.

212. При устройстве посадочной площадки в конце рельсового пути ниже уровня пола кабины допускается наезд кабины на посадочную площадку (но не более чем на 400 мм) при полностью сжатых буферах. Зазор между посадочной площадкой и нижней частью кабины (по вертикали) должен быть в пределах от 100 мм до 250 мм, между кабиной и ограждением посадочной площадки - в пределах от 400 мм до 450 мм, со стороны входа в кабину - в пределах от 700 мм до 750 мм.

213. Вход в кабину управления мостового крана через мост допускается лишь в случае, если непосредственная посадка в кабину невозможна по конструктивным или производственным причинам. В этом случае вход на кран должен устраиваться в специально отведенном для этого месте через дверь в перилах моста, оборудованную электрической блокировкой и звуковой сигнализацией.

214. Настил галерей, площадок и проходов должен быть выполнен из металла или других прочных материалов, отвечающих требованиям пожарной безопасности. Настил должен устраиваться по всей длине и ширине галереи или площадки.

215. Настил должен быть выполнен так, чтобы исключить возможность скольжения ног. В случае применения настилов с отверстиями ни один из размеров отверстий не должен превышать 20 мм.

216. Галереи, площадки, проходы и лестницы, устроенные в местах расположения троллеев или неизолированных проводов, находящихся под напряжением, независимо от наличия блокировок входа должны быть ограждены для исключения случайного прикосновения к троллеям или неизолированным проводам.

217. Площадки и галереи, концевые балки кранов мостового типа, предназначенные для доступа и (или) обслуживания кранов, должны быть ограждены перилами высотой не менее 1100 мм с устройством сплошного ограждения по низу высотой 100 мм.

218. На концевой балке и тележке мостового или передвижного консольного крана высота перил может быть уменьшена до 800 мм, если габариты здания не позволяют установить перила высотой 1100 мм.

219. Перила и ограждения по низу должны также устанавливаться с торцевых сторон тележки кранов мостового типа, а при отсутствии галереи - вдоль моста крана и с продольных сторон тележки.

220. Стойки на посадочной площадке, к которым крепятся перила или конструкции крепления посадочной площадки, расположенные на высоте более 1100 мм от ее настила, должны отстоять от кабины не менее чем на 400 мм.

221. Концевые балки кранов мостового типа, имеющие ширину не более 300 мм, а также краны, у которых в качестве механизма подъема используется электрическая таль, перилами могут не ограждаться, если согласно руководству (инструкции) по эксплуатации их концевые балки не предназначены для обслуживания крана.

222. Лестницы для доступа с пола на площадки и галереи кранов мостового типа должны быть шириной не менее 600 мм. Ширина лестниц, расположенных на кране, за исключением лестниц высотой не более 1500 мм, должна быть не менее 500 мм.

223. Лестницы высотой менее 1500 мм, расположенные на кране, а также лестницы для выхода из кабины на галерею крана мостового типа или передвижного консольного могут выполняться шириной не менее 350 мм.

224. Расстояние между ступенями должно составлять не более 300 мм для крутонаклонных лестниц и 250 мм для наклонных посадочных лестниц.

225. Шаг ступеней должен быть выдержан по всей высоте лестницы. Ступени крутонаклонных лестниц должны отстоять от металлоконструкций крана не менее чем на 150 мм.

226. Лестницы для доступа с пола на посадочные, ремонтные площадки и галереи для прохода вдоль рельсового пути должны быть расположены так, чтобы исключить возможность зажатия находящегося на них персонала движущимся краном или его кабиной, должны быть свободны и безопасны для движения персонала. Не допускается загромождение указанных лестниц и хранение на них посторонних предметов.

227. На крутонаклонных лестницах должны быть устроены, начиная с высоты 2500 мм от основания лестницы, ограждения в виде дуг. Дуги должны располагаться на расстоянии не менее 800 мм друг от друга и соединяться между собой не менее чем тремя продольными полосами.

228. Расстояние от лестницы до дуги должно быть не менее 700 мм и не более 800 мм при радиусе дуги от 350 мм до 400 мм. Ограждение в виде дуг не требуется, если лестница проходит внутри решетчатой колонны сечением не более 900 x 900 мм или трубчатой башни диаметром не более 1000 мм.

229. Устройство крутонаклонных лестниц над люками не допускается. При высоте лестниц более 10 м через каждые 6 - 8 м должны быть устроены площадки. При расположении лестниц внутри трубчатой башни такие площадки могут не устраиваться.

230. Наклонные лестницы, расположенные на кранах (за исключением кранов стрелового типа), должны снабжаться с двух сторон перилами высотой не менее 1100 мм относительно ступеней и иметь плоские металлические ступени шириной не менее 150 мм, исключающие возможность скольжения.

231. Лестницы для входа на площадки для обслуживания кранов стрелового типа должны быть стационарными и (или) складными (выдвижными) с высотой поручней при входе на площадку не менее 1500 мм.

232. Ступени должны быть шириной не менее 320 мм с шагом от 250 мм до 400 мм. Высота от поверхности пола или площадки до первой ступеньки должна быть не более 400 мм.

На сегодня, они являются средством малых механизаций и предназначаются для осуществления погрузочно-разгрузочной работы. Подобные устройства состоят из крюковых подвесок, рабочих ходов, которые используются для изменения местонахождения груза, и с холостых ходов, которые необходимы для возвращения пустого механизма к начальному местонахождению. Довольно часто сфера применения мостовых кранов находится в ремонтных цехах или на подразделениях разных промышленных отраслей.

Разновидности монтажа

Существует две разновидности монтажа: комплексный и частичный, каждый из которых имеет свои особенности и нюансы. Комплексные разновидности включают установку подкранного пути и лишь потом сбор грузоподъёмных приспособлений. В то время как частичное монтирование подразумевает установку спецтехники на подкрановый путь. При этом стоит учитывать тот факт, что любой подкрановый путь данной разновидности монтажа требует дополнительных процессов нивелировки, в соответствии с нормативными требованиями с такими нормативными документами, как ГОСТ, СНиП, РД 10-138-97 и ПБ 10-382.

При монтаже кранов следует четко следовать инструкции, которая включает: принятие решения о месте установки кранов с проведением расчетов и выбор правильных путей создания механизмов. После получения этих данных происходит их сравнение для выявления полной идентичности, что необходимо для последующего правильного разработанного ППР (Проекта производственной работы). В подобных проектах представлены все ключевые технологические решения, которые касаются монтажа грузоподъемных устройств.

Именно поэтому принято полагать, что наиболее многообещающими и приемлемыми способами установки являются крупноблочные и полноблочные. В данных технологиях уменьшено количество операций, использующихся на высоте. Так же есть вероятность применения грузоподъемных устройств в ускоренные сроки исполнений по сравнению с поэлементными процессами сборки.

Процесс монтирования подкрановых путей

Стоит заметить тот факт, что специфика выполнения подкрановых путей зависит от типажа и уникальных особенностей грузоподъемных устройств. Именно поэтому принято различать несколько разновидностей выполнения подкрановых путей для каждого мостового крана:

  • комплексы каждой подкрановой балки, которые крепятся на несущие элементы конструкции помещения.
  • опорный подкрановый путь, который устанавливается на несущие колоны строения.
  • подвесные крановые пути, которые крепятся на стропилы, усиленными фермами.

Этапы монтажа подкрановых путей

  • Разработка проекта подкранового пути
  • Экспертиза места, на котором будет располагаться данная конструкция
  • Разработка ППР
  • Прием всех элементов металлоконструкций и крепежа, необходимых для монтажа
  • Монтаж покрановых балок и рельс
  • Нивелировка подкрановых путей

Специфика установки подвесных однобалочных и опорных кранов


Нужно учитывать тот факт, что на каждый этап сбора грузоподъемных конструкций имеет некое влияние способ крепления кранов в отношении к несущим конструкциям всех производственных помещений, зданий. Именно поэтому установка подвесных однобалочных конструкций состоит из нескольких этапов:

  • установка пролетных балок на особую подставку.
  • осуществления процессов сборки каждой концевой балки.
  • осуществление процессов сборки электротельферов.
  • электромонтажная работа на основе проекта.

После соблюдение вышеперечисленных этапов необходимо подходить к непосредственному монтированию опорных однобалочных кранов на подкрановую балку, где монтаж также имеет свои этапы:

  • устанавливание концевой балки на подкрановый путь.
  • процесс сборки мостов.
  • процесс монтирования готовых мостов на концевую балку.
  • процесс проверки на прочность соединений (сварочных и болтовых).

Но, следует заметить, что после окончания работ, не следует приступать к скорому применению, ведь каждая конструкция должна проходить еще некоторые испытания, чтобы избежать появления дефектов и проблем на основе такого нормативного документа, как ПБ 10-382-00. В частности:

  1. статические испытания, которые заключаются в проверках кранов на наличие поднятия грузов, которые превышают зарекомендованные изготовителями показатели грузоподъемности до двадцати пяти процентов.
  2. динамические проверки, которые позволяют совершить проверку способностей кранов поднимать грузы, которые превышают рекомендованные показатели грузоподъемности в процессах движения до десяти процентов.

Использование подобных испытаний позволяет полностью совершить проверку на наличие работоспособности тормоза и других элементов, исключая при этом вероятности возникновения аварийных ситуаций и даже летального исхода, которые могут быть связанны с изначальными неисправностями грузоподъемных конструкций.

Как правильно выбрать технологии монтирования?

Стоит учитывать, что технологии монтирования в полной мере зависят от объема и габарита всех устанавливаемых элементов оборудования, от качеств мощений и даже планировок зданий, цеха и склада. К тому же не стоит недооценивать важность влияния площади монтажных площадок, способов и последовательностей проведенных работ по собиранию кранов.

Существует несколько подходов к монтированию одно- или двубалкового крана:

1. Подход поэлементной установки, который подразумевает сборку каждой конструктивной части на рабочих площадях грузоподъемных устройств. Именно поэтому в обязательном порядке нужно каждую деталь поднимать к местам установки. Естественно, существуют некоторые недочеты использования подхода, но при отсутствии достаточного пространства этот тип монтажа будет наиболее удачным. Для этого подхода установки необходимо придерживаться нескольких этапов: очередное поднятие полумостовых группировок, монтажа грузовых тележек, с анализами их геометрического размера при процессе сборки.

2. Крупноблочная установка, которая включает монтирование каждого отдельного блочного устройства, где угодно. Сюда входит электрооборудование, узлы и механизмы кранов. Следующим этапом является поднятие укомплектованных и собранных узлов на площадки монтирования грузоподъемных устройств для сборки их воедино. Применение подобного подхода позволяет сократить опасность процессов сборки на высоте, а также ускорить процессы установки в общем. Но, тем не менее, наличие малого количества площадей для сборки крупногабаритной конструкции не позволит воспользоваться этим подходом.

3. Подход полноблочной установки конструкии, который заключается в сборке в нижних положениях. Что позволит после сборки поднять спецтехнику для монтажа на крановые пути.

Особенности сметы по монтированию

В обязательном порядке для завершения успешного процесса монтирования следует четко следовать тому перечню работ, что были проведены, в этом случае не учитывается тот факт косвенно или непосредственно они касались монтажа.
Что касается содержания деятельности, то все зависит от методов монтирования, которые команда мастеров может определить, делая уклон на необходимое обстоятельство.

На любые способы монтирования влияет масса самих кранов, их конструкции. В периоды написания планов работ особый уклон делается на специфику помещений для грузоподъемных устройств, которые могут находится у заказчиков. К самым популярным методам монтирования можно отнести:

  • монтирование при помощи стрелового самоходного крана.
  • монтирование с использованием башенного крана.
  • монтирование совместно со стреловыми рельсовыми кранами.
  • монтирование, основанное на специфики каркасных конструкций помещений, сооружений.

Довольно часто из-за частого использования оборудования можно столкнуться с необходимостью проведениях их ремонтных работ. Что касается мелких ремонтных работ, то они осуществляются в обычном режиме, чего нельзя сказать о капитальном ремонте, ведь он нуждается в специализированных организациях. Именно поэтому в сметах должны указываться проведения ремонтных работ с указанием:

  • крановой разборки и определенных частей крана, которые нуждаются в проведении капитального ремонта.
  • промывание каждой детали, включая очистку каждого узла и механизма.
  • замены сломанной, изношенной детали, механизма или узла.
  • перепроверки, ремонтных работ любого крепежного элемента.
  • процесс сборки и проверки, обкатки механизмов, которые были повреждены или заменены.

Именно поэтому не стоит самостоятельно приступать к проведению ремонтных работ изношенных деталей, так как это повлечет за собой лишь появление еще больших проблем, которые можно будет решить, но за более высокую цену. Лучше всего обратится к специалистам своего дела, которые являются опытными и квалифицированными в своей области, и моментально устранят все неисправности, дадут рекомендации по дальнейшему пользованию и, тем самым смогут сэкономить силы, время и средства владельцу.

Возможно, Вас также заинтересует:

Для каждого мостового крана и передвижного консольного, снабженных кабиной управления, должна быть устроена посадочная площадка для доступа с пола цеха в кабину. Расстояние от пола посадочной площадки до низших частей конструкции, расположенных над полом, должно быть не менее 1800 мм.

Схема первого варианта посадочной площадки изображена на рис. 4. 11. Вход в кабину с такой площадки осуществляется с продольной стороны корпуса или эстакады (со стороны колони), а настил ее располагается на одном уровне с полом кабины или тамбура, сели кабина снабжена тамбуром. Допускается устройство посадочной площадки ниже уровня поля кабины, но не Солее чем па 250 мм, в случаях, если при расположении ее на одном уровне с полом кабины не может быть выдержан габарит (1800 мм) по высоте. Зазор между посадочной площадкой и порогом двери кабины (тамбура) должен быть в пределах от 60 до 350 мм.

Рис. 4 11. Схема посадочной площадки (вариант 1).

Посадочные площадки по второму варианту (рис. 4. 12) устраиваются в конце подкранового пути с доступом в кабину со стороны торца здания.

Для такой площадки допускается наезд на нее кабины, по не более чем на 400 мм при полностью сжатых буферах крана. При этом зазор между настилом площадки и нижней частью кабины (по вертикали) должен быть не менее 100 мм и не более 250 мм, между кабиной и ограждением посадочной площадки - не менее 400 мм, а со стороны входа в кабину - не менее 700 мм.

У посадочных площадок, выполненных по второму варианту, приближать ограждение к кабине менее чем на 400 мм нельзя, так как это может быть причиной несчастного случая: стоящий у перил ограждения человек может быть прижат кабиной или сбит при наезде ее на площадку. Для предупреждения падения крановщика в зазор между ограждением и кабиной вход в кабину следует предусматривать со стороны, наиболее удаленной от края площадки.

Устройство посадочных площадок, предусматривающих посадку в кабину через мост (ферму крана), допускается только в обоснованных случаях, когда выполнение посадочных площадок для непосредственной посадки в кабину крана затруднено по конструктивным или производственным причинам (например, при расположении кранов в два или три яруса, креплении кабины к грузовой тележке крана и т. п.). В этом случае вход на кран должен предусматриваться в специально отведенном месте, через дверь в перилах моста, оборудованную электрической блокировкой. Устройство такого входа у магнитных кранов допустимо только в том случае, когда блокировка не обесточивает троллейные провода, питающие его, расположены в недоступном для соприкосновения месте крана или ограждены (ст. 233 Правил по кранам).

Для посадки в кабину через мост также должны устраиваться посадочные площадки. Допускается предусматривать такую посадку с общей проходной галереи (если она имеет ширину не менее 500 мм и со стороны подкранового пути ограждена перилами).

Рис. 4. 12. Схема посадочной площадки (вариант 2) a - кабина

В этом случае для каждого крана на галерее отводится определенное место и устраивается переходная лестница с посадочной площадкой. Примерная высота концевых балок мостовых электрических кранов общего назначения, по которой определяется высота посадочных площадок для входа в кабину через мост, может быть принята по табл. 4. 7 и рис. 4. 13.

Таблица 4. 7 Высота концевых балок

При устройстве посадочных площадок следует выполнять еще одно очень важное требование безопасности: конструкции крепления посадочной площадки, расположенные на высоте более 1 м от настила ее, должны отстоять от кабины на расстояние не менее 400 мм.

Рисунок 4.13. Схема концевой балки


Рисунок 4 14. Варианты площадки для доступа на настил моста: 1 - площадка; 2 - упор: 3 - проем в перилах моста; 4- сторона механизма передвижения крана

Специфика устройства посадочной площадки для непосредственного входа в кабину, подвешенную к грузовой тележке крана, в Правилах по кранам не отражена. В связи с этим зазоры между площадкой и кабиной при подходе последней к площадке должны быть приняты с учетом обеспечения безопасности пользования площадкой и предупреждения повреждения площадки возможным наездом на нее кабины.

Вход в кабину, подвешенную к грузовой тележке крана, можно выполнить через настил моста с соблюдением определенных требований.

Рисунок 4.15. Посадочные площадки. а - вариант 1; б - вариант 2; в - вариант 3; г - вариант 4; д - вариант 5

Посадочные площадки должны быть расположены с той стороны, где не проходят главные троллейные провода. Исключение допускается в том случае, когда троллейные провода не доступны для случайного прикосновения людей, находящихся на лестницах и площадках.

Для доступа на галерею (площадку) мостовых кранов, не снабженных кабиной управления (управляемых с пола или дистанционно), должны быть устроены площадки с лестницей, установку которых можно произвести по одному из следующих вариантов:

а) площадка и лестница располагаются в плоскости строительных колонн, и вход на мост производится с торца крана через концевую балку (рис. 4. 14, а). Отметка площадки делается на высоте головки под кранового рельса плюс высота концевой балки. Устройство площадки по такому варианту должно быть увязано со строительной частью проекта корпуса. Высоту концевых балок следует принимать по табл. 4. 7. Выход с площадки на подкрановый путь должен быть закрыт;

б) площадка устанавливается у торцовой стены здания, а выход на крап произ водится с фронта моста, для чего в перилах крановой галереи делается проем (рис. 4. 14, б). Площадка размещается па уровне головки подкранового рельса. При устройстве такой площадки в установочных чертежах крана необходимо обязательно обозначать сторону крана, где расположена площадка для механизмов крана. Вход на кран может быть устроен только с этой стороны;

в) при наличии проходной галереи вдоль подкрановых путей вход на мост крана может производиться с этой галереи через концевую балку крана.

Во всех трех вариантах дверь в перилах моста крана следует снабдить электроблокировкой.

Примерные конструкции посадочных площадок приведены на рис. 4. 15.

При разработке проекта не всегда имеются фактические размеры, определяющие положение кабины крана, поэтому на рабочих чертежах посадочных площадок следует указывать: «При монтаже посадочной площадки необходимо уточнить ее вертикальную отметку и горизонтальное положение по фактической привязке кабины устанавливаемого крана».